Осветительные приборы

Обучение чтению чертежей деталей. Чтение машиностроительных чертежей

Обучение чтению чертежей деталей. Чтение машиностроительных чертежей

Любое производство, любое строительство металлических конструкций нереально без предварительной разработки технической документации – монтажных схем, чертежей металлоконструкций. Практически все, что создал человек – одежда, которую носим, автомобили, в которых ездим, уличные фонари, которые освещают дороги, дома, в которых живем, здания из металлических конструкций – все это разрабатывали по схемам и чертежам.

Схемы и чертежи передают идеи проектировщиков точно также как текст – мысли писателей. Чертежи конструкций из металла нельзя по-разному читать, их должны знать, как читать и понимать, одинаково все люди, которые берут участие в изготовлении изделий по чертежам, ремонте оборудования, его эксплуатации. Разрабатывать и оформлять чертежи КМД нужно с учетом правил оформления чертежей по ГОСТ, с учетом строительных норм и правил (СНиП), по требованиям «Системы проектной документации для строительства» - СПДС, по требованиям «Единой системы конструкторской документации» – ЕСКД, а также с условными обозначениями.

Поэтому данный чертежи проектируются конструкторским бюром КБ. В проектной документации должна быть графическая часть рабочих проектов и пояснительная текстовая записка. Текстовая записка состоит из результатов расчетов, которые обосновывают принятые решения, технических и нормативных документов, которые используются во время подготовки проектной документации, ссылок на ГОСТЫ, а также описания принятых технических решений и их пояснения. Графическая часть отображает принятые технические решения и делается в виде подробных планов, установочных чертежей, больших монтажных, сборочных схем металлоконструкций, исполнительных схем и чертежей. Так, на каждый объект строительства разрабатывают рабочую документацию, которая состоит из спецификаций изделий и оборудования, рабочих чертежей узлов и из документов в текстовой форме.

Как научиться читать чертежи

1. Начинать читать чертеж нужно с изучения основных методов, правил, видов нанесения на бумагу предметов всевозможного размера и формы на плоскости, а также стандартов и условных обозначений, которые должны быть на любом чертеже, когда его оформляешь. Следует обучиться технологии обработки соответствующих изделий.

  • Изучите содержания главной надписи на чертежах. При помощи нее вы узнаете масштаб чертежа, материал, который используется для их изготовления, а также название деталей.
  • Определите изображения, с помощью которых представили детали чертежей.
  • Проанализируйте изображения чертежа. Представленные формы изделия или детали. Если сразу не сможете увидеть деталь, можете ее мысленно разделить на пару частей и постараться представить их геометрическую форму.
  • Изучите размеры детали – представленные ее величины.

Ознакомления с чертежом поможет представить детали, изображенные на нем: по каким принципам расположены, как взаимодействуют и прочее. Внимательное чтение чертежей поможет не только рассмотреть на нем детали, позволяющие точно представить будущую форму изделия уже в готовом виде, но и узнать массу изделия, количество одинаковых деталей, название, а также рассчитать масштаб, учитывая все стандарты и требования.

3. После этого подробно ознакомьтесь со всеми размерами, изображенными на чертеже, дабы узнать допустимое отклонение от установленных размеров.

4. В конце, нужно установить тип чистоты поверхности каждого элемента, дабы в будущем на основании информации, полученной в процессе прочтения чертежа, представить каждый этап обработки и производства изделия на всех циклах, а также проанализировать, как эта деталь или изделие будет применено в конечном продукте или узле, по какому принципу будет работать, в каких условиях будет эксплуатироваться, и, какое предназначение будет исполнять.

Видео уроки

ЧЕРТЕЖ ОБЩЕГО ВИДА И СБОРОЧНЫЙ ЧЕРТЕЖ.

Общие положения.

Чтение машиностроительного чертежа начинается с изучения конструкции изделия.

1) установить назначение устройства и принцип действия изображенного изделия;

2) выяснить назначение, форму и взаимодействие деталей изделия, их размеры;

3) выяснить взаимное положение деталей и способы их соединений друг с другом.

Рис. 3. Сборочный чертеж вентиля запорного

Рис. 4 а. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. Первый лист

Рис. 4 б. Спецификация к сборочному чертежу вентиля запорного. второй лист

Чтение чертежа значительно облегчается, если имеется возможность изучить принцип действия изделия по какому-либо документу (например, по пояснительной записке, паспорту или описанию устройства).

Полнота изображения изделия на машиностроительном чертеже определяется наличием необходимых видов, разрезов (рис.1, разрез А-А ), сечений (рис.1, Б-Б ), местных видов (рис.1 В, Г ) и, при необходимости, выносных элементов. При определении необходимого числа видов исходят из сложности изделия. Число видов – минимальное, но достаточное для полного представления об устройстве и размерах изделия.

Выполнение разрезов позволяет выявить характер соединения деталей. Применяются разрезы простые и сложные, полные и местные и др. При изображении симметричной фигуры, допускается соединять половину вида и половину разреза, разделяя их штрих-пунктирной линией, являющейся осью симметрии изделия. Часть разреза располагается справа (рис. 5) или ниже оси симметрии, разделяющей часть вида с частью разреза.

Рис. 5. Соединение части вида и части разреза изделия

При соединении частей вида и разреза симметричной фигуры, если ось симметрии совпадает с проекцией какой-либо линии фигуры (например, ребра шестигранника, четырехгранника и т.п.), то вид от разреза отделяется сплошной волнистой линией, проводимой левее или правее оси симметрии.

При соединении на одном изображении вида и разреза несимметричной фигуры, разрез отделяется от вида сплошной волнистой линией.

Графические обозначения материалов в разрезах и сечениях на чертежах общего вида и сборочных чертежах (ГОСТ 2.306) аналогичны изображению материалов на рабочих чертежах деталей изделий. По ним можно ориентировочно определить материал, из которого изготовлены составные части изделия.

Если на чертеже изображены смежные детали, то они штрихуются в противоположные стороны или с различным шагом штриховки. На рисунке 6 одна деталь поз.5 – штрихуется с наклоном влево, другая, поз. 1 – вправо. Это делается для того, чтобы легче было отличить смежные детали одну от другой.

Когда в разрез попадают три и более смежные детали, то изменяют шаг линий штриховки на изображениях соседних деталей или сдвигают линии штриховки. Больший шаг применяют для более крупных деталей (рис. 6, поз.6, 10, рис. 1, поз. 12, 13, детали заштрихованы в одну и ту же сторону, но с разным шагом).

Однако следует обратить внимание, что для всех разрезов и сечений данной детали на чертеже штриховка выполняется в одну сторону с одинаковым шагом между линиями штриховки (рис. 1, детали поз. 6, 8 на главном виде и на разрезе А-А заштрихованы в одну сторону).

Если у вас случилась ситуация, что вам нужно быстро научиться правильно читать чертежи, то вам придется потратить на это некоторое время. Вы будете много читать литературы, часто ненужной, искать в Интернете разные учебники и так далее.

Если же вы хотите быстро этому обучиться, тогда вам нужен опытный инженер, которые непосредственно покажет, как с ними работать. Для некоторых будет достаточно ознакомится с ГОСТами, самоучителя «Черчения для чайников» и электронной версией составления чертежей. Но обладать хорошим пространственным воображением – это самое главное для правильного понимания чертежа, иначе никакой опыт и знания не дадут нужного результата.

Уметь читать чертежи нужно для таких профессий: бетонник, каменщик, сметчик, слесарь, иногда сварщик, монтажник и прочее. Чтобы правильно их читать, необходимо с ними работать непосредственно. Если вы не получили соответствующего образования по гражданскому или промышленному строительству, то вам нужно знать упрощения, условности, правила и стандарты, характерные именно для области, которая вас интересует (строительства дома или изготовление детали). УчиЭто предоставит вам общие правила:

  • Если вы представили себе модель объекта или изделия, то сможете точно узнать ее точные размеры в чертеже.
  • Проведите анализ чертежного рисунка. Именно представления формы детали или изделия помогает понять суть данных, которые были в него внесены. Но если не выходит воссоздать деталь целиком в вашем воображении, попробуйте разделить на части и представить их геометрическую форму.
  • Ознакомьтесь с заглавной надписью на чертеже. Именно этот шаг позволит узнать, из чего изготовлена деталь, масштаб и название.
  • Обозначения изображений, послужившие прообразом детали, представленной на чертеже.

Изучайте чертеж, это позволит узнать массу изделия, его размер и масштабы, количество деталей, которые нужны для его создания, также вы увидите изображенные там детали, а это позволит вам более точно представить конфигурацию изделия в готов виде, если учитывать все стандарты и необходимые требования.

Чтобы у вас в свободном доступе была информация по технологическим требованиям и стандартизации для вашей отрасли (изготовление конструкцій, деталей, строительство трубопровода, дома), необходимо иметь в личном пользовании учебник или справочник по черчению, который содержит эту информацию. Можете также распечатать информацию с Интернета, чтобы они были у вас под рукой.

Подведем итог: чтения чертежа необходимо начинать с ознакомления всех методов и правил нанесения на бумаге изделий различных размеров и форм. Запомнить стандарты и условные обозначения, которые нужны при правильном составлении чертежа.

Видео уроки


К атегория:

Слесарно-инструментальные работы

Каждый рабочий чертеж должен отвечать на следующие вопросы: какая деталь и в каком масштабе изображена на нем, из какого материала она изготовлена, каковы ее форма, размеры в целом и размеры отдельных ее элементов, какие можно допустить отступления от заданных размеров, какие отклонения допускаются по форме и расположению наиболее важных ее поверхностей, с какой чистотой следует обработать отдельные поверхности детали и т. п.

Ответить на все эти вопросы, значит прочитать чертеж. Попробуем получить подобные ответы, обратившись к рис. 1. Для этого начнем изучение чертежа с чтения штампа основной надписи, располагаемого всегда в правом нижнем углу листа. Прежде всего устанавливаем, что на чертеже изображен корпус комбинированной державки для инструмента, представленный в натуральную величину, поскольку в штампе указан масштаб, равный 1:1. Корпус должен быть изготовлен из стали марки 40Х.

Теперь представим форму детали. Для этого рассмотрим левую верхнюю часть чертежа, где вычерчен главный вид корпуса державки. Этот вид должен дать наиболее полное представление о ней. Устанавливаем, что державка состоит из утолщенной части (головки), тонкой части (хвоста) и соединительной части. Обратив внимание на вынесенное сечение, показанное под главным видом, заключаем, что хвостовая часть державки представляет собой цилиндрическое тело лыской, срезанной со стороны читающего чертеж, а также с круговой фаской на правом конце цилиндра.

Далее нужно установить, что представляет собой головка корпуса. Из главного вида можно составить представление только о том, что в головке имеется коническое отверстие Морзе № 4, переходящее затем в цилиндрическое отверстие диаметром 20 мм. Судить о внешней форме головки по одному только главному виду трудно. Для этого, очевидно, придется использовать вид слева и вид сверху. Обращаясь к виду слева (в правом верхнем углу чертежа) устанавливаем, что головка состоит из большого цилиндра, от которого идут два прямоугольных выступа вправо и два таких же выступа вниз. Нижняя сторона одного из выступов проходит строго по центровой оси цилиндра. Возвращаясь к главному виду, убеждаемся, что выступы несколько короче цилиндра головки. Из главного вида и вида сверху обнаруживаем на головке две пары отверстий с резьбой Ml2. Вид слева уточняет, что они выполнены не во всех четырех, а только в двух выступах.

Рис. 1. Производственный чертеж детали.

Форму соединительной части позволяет установить главный вид и вид сверху. Эта часть представляет собой цилиндрическое тело (см. значок о у размера 60С3), сквозь которое перпендикулярно к его оси проходит сквозное овальное отверстие для выбивания инструмента.

Итак, по мере того как изучается форма хвоста, головки и соединительной части, у читающего чертеж складывается представление о форме державки в целом.

Теперь нужно определить размеры детали, изображенной на чертеже. Рассматривая, как расположены размерные линии (линии со стрелками) и какие в них поставлены цифры, можно установить Размеры детали и ее отдельных элементов, выраженные в миллимет-pax. Однако важно знать не только величину, но и расположение размеров на детали. Обратите внимание на то, что большинство размеров задано от одного, левого торца детали (размеры 250, 135, 98, 88). Поверхность, от которой задаются размеры, носит название базы отсчета. Проставляя, таким образом, размеры, конструктор тем самым дает наказ производственникам выполнить именно эти размеры и выдержать их именно от этой поверхности. Эти указания конструктора следует строго выполнять, так как нарушение базы отсчета при изготовлении деталей приводит к отклонениям от чертежных размеров, к браку. Поэтому нельзя самим подсчитывать незаданные в чертеже размеры и пользоваться ими при изготовлении деталей.

Кроме цифр, характеризующих размеры детали, в некоторых размерных линиях проставлены цифровые и буквенные значки. Эти значки характеризуют допуски на неточность их выполнения. С допусками познакомимся ниже. Из данных этого чертежа можно также сделать вывод-о допускаемой неточности положения поверхностей, пользуясь уже известными обозначениями.

Из указаний над штампом основной надписи видно, что хвостовая часть детали должна быть закалена до указанной на чертеже твердости, перед шлифованием подвергнута воронению и маркировке согласно чертежу.


Инженерные чертежи обычно используются в качестве визуальных инструментов при создании проектов в строительстве и машиностроении, конструировании заводов и всех видов транспорта. Хотя эти чертежи могут казаться простыми для людей, которые имеют опыт в области техники или архитектуры, их зачастую довольно сложно научиться читать начинающим специалистам. Вот несколько правил чтения строительных чертежей.

Ознакомьтесь с масштабом чертежа

Необходим осознавать масштаб важных больших или малых предметов при чтении инженерных чертежей. Хотя большинство инженерных чертежей создаются в «масштабных» версиях 1:10 – 1:100, Некоторые линейки могут иметь масштаб до 1:1000. Если шкала не очевидна на чертеже, проконсультируйтесь с инженером, который его разрабатывал. Эти знания дадут вам возможность правильно оценивать масштабы объектов отображаемых на чертеже.

Выясните значение основных символов, используемых в технических чертежах

Поскольку чертежи выполняются в масштабах, часто требуется использование символов и аббревиатур. Так как символов при проектировании используется значительное количество, понимание основных из них может быть очень полезно при чтении инженерных чертежей. Зачастую, специалист разъясняет редко используемые обозначения на самом чертеже. Необходимо выучить что означают те или иные символы и сокращениями, для этого необходимо максимально ознакомиться с ГОСТ 21.101-97.

Определите конкретные сокращения

Сокращения - полезный инструмент для инженеров. Подобно символам, они могут указывать формы, процессы и даже размеры через несколько знаков. Например: «8 отв. Ø300» нужно читать как «8 отверстий диаметром 300 мм», «Dу 25» - «Условный диаметр 25 мм». Естественно, что названия почти всех нормативных документов сокращены: ВСН - Ведомственные строительные нормы, ППБ - Правила пожарной безопасности и проч.

Ищите числа в кружочках

Как говорилось ранее, инженерные чертежи, как правило, выполняются на столь малом масштабе, что создание деталей практически невозможно. Из-за этого на чертежах появляются «числа в кружочках» в некоторых частях чертежей. Это обозначение показывает, что идентифицированная область детально показана на другой странице.

Работайте со специалистами

Если литература просмотрена, и поисковые системы уже не помогают, проконсультируйтесь с другими специалистами, чтобы лучше понять чертеж. Хотя может быть неловко признавать, что вы испытываете трудности с толкованием проекта, те, кто регулярно работает с чертежами и понимает их, помогут вам их прочитать. Просить помощи умудренных опытом коллег лучше на ранних этапах работы, чем исправлять потом ошибки, возникшие в результате неправильного чтения чертежа.