Осветительные приборы

Мебельный мастер Гамбс, биография. Мебель работы мастера Гамбса

Мебельный мастер Гамбс, биография. Мебель работы мастера Гамбса

Где впервые музей представляет уникальную коллекцию мебели конца XVIII - начала XIX века, выполненную в знаменитой петербургской мастерской Гамбсов: Генриха Гамбса (1765-1831 гг.) и его сыновей Петра (1802-1871 гг.) и Эрнеста (1805-1849 гг.).
Понятие «Гамбсова мебель» появилось в искусствоведческой практике в 1920-х годах и закрепило уже устоявшееся название удобной мебели высокого качества.
Обыватель узнал о братьях Гамбсах, благодаря литературе. В частности бессмертному роману Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев». Увы, на выставке этот мебельный гарнитур вы не увидите, но перед вами предстанут другие шедевры мебельного искусства. Ведь именно в собрании Исторического музея находится единственный из известных на сегодняшний день памятников, отмеченных печатным клеймом фирмы Гамбса - бюро, украшенное коллекцией лаковых табакерок. В экспозицию также включен секретер-патент из приданого великой княгини Александры Николаевны Романовой, декорированный фарфором производства Императорского фарфорового завода.

Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.


Патент-секретер двусторонний представляет собой разновидность шкафа, который предназначался для хранения графических работ. Откидная столешница с внутренней стороны является пюпитром, оклеенным бордовым тисненым бархатом. Угол его наклона можно изменять с помощью металлических выдвижных опор, скрытых на оборотной стороне.


Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Противоположная сторона патент-секретера имеет вид прямоугольного ящика. Ее дверца приоткрывается на небольшое расстояние так, что сохраняет почти вертикальное положение. С внутренней стороны к ней прикреплен большой кожаный прямоугольный карман с шелковой красной подкладкой. Из декоративных панно воспроизведены работы европейских мастеров Эрмитажа. Фарфоровый декор имеет марку Императорского фарфорового завода.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Патент-секретер имеет себе пару - аналогичный патент-секретер со сходным фарфоровым декором. Он является частью приданного великой княжны Александры Николаевны (1825-1844), дочери Николая I, и был выполнен в 1842-1844-х гг. в мастерской братьев Гамбс. Вероятно, он предназначался для мужа великой княжны - Фридриха-Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820-1884), и поэтому в настоящее время находится во дворце Фазанари (Фульда, Германия). Следовательно, можно предположить, что секретер из собрания ГИМа - часть того же приданного, которую из-за скоропостижной кончины Александры Николаевны не успели перевезти в Германию.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.

Великая княжна Александра Николаевна.


16 (28) января 1844 года Александра Николаевна вышла замуж за Фридриха Вильгельма, принца Гессен-Кассельского (1820—1884). Незадолго до свадьбы у Александры Николаевны обнаружили туберкулёз. Это страшное известие сообщил Николаю I лейб-медик Мандт, специально приехавший в Англию, где в это время с визитом был император Николай I. Он сказал царю, что одно легкое великой княгини уже настолько поражено, что надежды на выздоровление нет. Течение болезни лишь усложнилось во время её беременности. Император, прервав визит, срочно вернулся в Петербург. По причине её слабого здоровья Александра с мужем после свадьбы так и не поехали в Гессен, оставшись в Санкт-Петербурге. За три месяца до срока Александра Николаевна родила сына, который умер вскоре после рождения, и в тот же день скончалась она сама. Вместе с сыном Вильгельмом она была похоронена в Петропавловском соборе Петропавловской крепости. Впоследствии её захоронение было перенесено в построенную в 1908 году великокняжескую усыпальницу.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


29-летним, уже опытным специалистом, в 1790 году Гамбс со своим учителем и с комплектом мебели, заказанным российским царским двором, приехал в Петербург. Для Давида Рентгена это была четвертая и, как оказалось, последняя поездка в столицу России, ибо его ученик, трезво оценив конъюнктуру, решил остаться в России и завести здесь свою собственную мебельную мастерскую. За время деятельности фирмы были выполнены заказы по изготовлению предметов меблировки для интерьеров Михайловского замка, Императорского Эрмитажа, Павловского дворца, Нового Эрмитажа, Арсенального каре Гатчинского дворца, отдельных заказов Двора и частных заказов русской аристократии.

Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Генрих Гамбс на протяжении более полувека являлся законодателем в области петербургского мебельного производства и был ярким выразителем различных стилевых течений этого времени. Образцы его мебели служили образцом для подражания для многих мебельных мастерских.

Бюро. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1824-1831 гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех (фанеровка), орех (массив), береза (массив), левкас, латунь, стекло, кожа, столярная работа, фанеровка, токарная работа, полировка, тиснение, монтировка.


Показанное выше бюро следует по праву считать гордостью собрания исторического музея. Оно не только представляет еще одну модификацию этого вида мебели, но и в отличие от остальных памятников, введенных в научный оборот, имеет клеймо фирмы, которое находится на оборотной стороне ящика надстройки.


Сохраняя назначение традиционного предмета мебели, мастер следует желанию заказчика продемонстрировать художественную коллекцию. Для этого в качестве фасада надстройки была изготовлена вертикальная плоская витрина. В ней расположены табакерки с миниатюрной росписью на крышках, повторяющей живописные произведения известных западных мастеров.

Табакерка. Фабрика Иоганна Штобвассера. Германия, Брауншвейг. Первая четверть XIX в.


Мебель в мастерской Гамбса выполнялась как для повседневной обстановки, так и для парадных апартаментов. Кроме того, значительное количество предметов изготавливалось по специальному заказу в качестве уникальных подарков. Большая часть из них предназначалась для членов царской фамилии и была приурочена к значительным событиям. Предметы отличалась неординарным конструктивным решением, включавшим элементы трансформации, потайные отделения, вспомогательные поверхности. В декоре, наряду с фанеровкой экзотическими сортами дерева, использовались авторская художественная бронза, мрамор, расписное стекло, в том числе, эгломизе, фарфор, просечной металл, тисненая кожа.

Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.

Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.


«Тет-а-тет» - форма небольшого дивана предназначенная для двоих собеседников, сидящих лицом друг к другу и напоминающая два кресла с общим сидением. Согласитесь, довольно необычный для современного человека вид. Но так мило смотрится это канапе, что так и хочется заказать подобное себе домой.

Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1800-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, латунь, холст, кожа; столярная работа, фанеровка, полировка, штамп, литье, монтировка, обивка.


А это кресло в котором, по нашему мнению, можно жить. Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели и выполнено в мастерской Генириха Гамбса. Безукоризненно продуманная конструкция, высокое качество отделки полностью совпадают с общепринятым представлением о мебели работы знаменитого мастера. Безусловно, кресло выполнено по заказу с учетом индивидуальных пожеланий покупателя. Именно этим объясняется наличие определенного набора функций, превращающих его в миникабинет.

Его конструкция включает выдвижное подножие, превращающее кресло в шезлонг. Благодаря металлическому рычагу, скрытому накладным подлокотником, спинка откидывается, кожаный матрас выравнивает поверхность, и кресло превращается в кровать. С внешних сторон подлокотников укреплены откидные столешницы, а на передних углах - съемные пюпитр (с системой изменения угла его наклона) и столик с двумя выдвижными круглыми подставками. Последние является более поздним добавлением созданным кустарным образом по желанию владельца.

Кресло. Мастерская Генриха Гамбса. Санкт-Петербург. 1820-е гг.
Дерево хвойной породы (основа), орех, береза, лак, кожа, бархат; столярная работа, фанеровка, резьба, токарная работа, окраска, золочение, полировка, тиснение, обивка.


Кресло в стиле неоготики является типичным образцом мебели Генриха Гамбса. По краям на спинке сохранились следы золочения. Описанный предмет находит прямую аналогию с креслом, выполненным в конце 1820-х гг. в мастерской Генриха Гамбса по проекту архитектора Огюста Риккара де Монферрана. Предназначенное для кабинета императрицы Александры Федоровны во дворце Коттедж в Петергофе, кресло имеет сходные резные фиалы, завершающие боковые опоры, изогнутые листья аканта на месте соединения подлокотников и спинки, трилистник решетки, расположенный над мягкой частью спинки, и готизированный акротерион венчающий кресло.

Акротерий (акротерион, греч. ἀκρωτήριον — «высочайший») — украшение или насадка на острие или на обоих концах или вершине фронтона в форме вьющихся растений, пальметт, скульптурных фигур и волют. Акротерии используются не только в архитектуре, но и в мебельно-столярном деле. Этим элементом украшают деревянные изголовья кроватей, секретеры и книжные шкафы, выполненные в классическом стиле. Акротерии можно встретить на каминах, печах и на дверных коробках.

Уже скоро выставка закончится, но у вас еще есть возможность увидеть шедевры мебельного искусства, выставленные в выставочном зале Государственного Исторического музея. Ведь мы вам не рассказали о многих замечательных экспонатах, которые нужно увидеть. Не упустите возможность узнать о других изделиях братьев Гамбс, кроме гарнитуров из 12 стульев.

Выставка ждет посетителей до 03 октября 2016 года.

Адрес : Красная пл., 1. Новый выставочный зал.
Время работы : ежедневно с 11:00 до 19:00, касса до 18:30. Четверг — с 11:00 до 21:00, касса до 20:00.
Выходной день — вторник
Цена билета : 200 руб. Есть льготы.

В Историческом музее открыта выставка «Гамбсова мебель», которая представляет наиболее ценные образцы из коллекции ГИМ, насчитывающей до ста раритетов начала XVIII - середины XIX вв.

Всего один выставочный зал воссоздает интерьеры классического убранства дворцов Москвы и Санкт-Петербурга эпохи Романовых - от государыни Екатерины Великой до императора Николая II. Мебель, вышедшая из мастерской Генриха Гамбса-отца, а затем его сыновей – «Братьев Гамбс» - Петра и Эрнеста, была «визитной карточкой» респектабельности её владельцев, а также эталоном высокого вкуса. Нередко изделия мастерской Гамбсов предназначались в качестве дорогого изысканного подарка, прежде всего, для особ царской фамилии. Конечно, в экспозицию отобраны лишь некоторые экспонаты из коллекции Государственного Исторического музея, но какие! И даже в этом «отфильтрованном» собрании есть два предмета, составляющие особую гордость и неповторимость фантазии краснодеревщиков Гамбсов.

Часть экспозиции «Гамбсова мебель». Фото Наталии Александровой.

В центре экспозиции возвышается бюро из апартаментов Великой Княгини Александры Николаевны, младшей из трех дочерей императора Николая Павловича. Её облик – «чистейшей прелести чистейший образец».

Великая Княгиня Александра Николаевна (Адини), Павловский дворец 1840 г. Фото www.nasledie-ru

Любимица всей семьи, Адини – так называли ее в домашнем кругу – была одарена многими талантами. Она обладала редким по нежности и переливам сопрано, музицировала и рисовала, имела мягкий и ласковый характер. В подарок ей у Г.Гамбса был заказан секретер-патент, с элементами фарфорового орнамента, вобравшего наиболее нежные оттенки голубого, розового, белого и золотого. Мастер знал, для кого предназначалась эта вещь, и исполнил её с большой любовью и выдумкой.

Секретер с фарфоровой отделкой. Фото www.livinternet.ru

Не менее интересен секретер, отделанный оригинальными акварельными миниатюрами, эту технику декора ввел в мебельное производство именно Генрих Гамбс. Он был учеником знаменитого в Европе мебельного мастера Давида Рёнтгена, основавшего в 1774 году свою компанию в Париже и бывшего поставщиком Французского Двора. Рёнтген создавал мебель в стиле рококо, но постепенно переходил к классицизму. Последствия Французской революции привели мастера в Санкт-Петербург, где у него появился талантливый ученик – Генрих Гамбс, вскоре открывший на Невском собственную мастерскую. В своих мебельных творениях – иначе сказать трудно, поскольку все изделия Гамбса были неповторимы – мастер шел от примет и нравов своего времени. Северная Пальмира активно перенимала западные образцы моды, в том числе и на архитектуру, на интерьеры, значительно опережая в этом Москву белокаменную.

Бюро работы Г.Гамбса с акварельными вставками, Санкт-Петербург, 1824-1831 гг. Фото www.izi.travel.ru и Наталии Александровой.

В экспозиции представлен изящный диван-канапе тет-а-тет.

Это образец мастерской «Братьев Гамбс», 1830 г. В отделке использована резьба, бархат, механизмы «ножек на колесах», латунные вставки, красное дерево в фанеровке.

Канапе тет-а-тет. Фото Наталии Александровой .

Композиционно экспозиция выставки выстроена из предметов, составляющих гостиную, кабинет, будуар, парадную прихожую. Гамбсы большое внимание уделяли работе с ореховым деревом. Экспозиция ярко демонстрирует резьбу на предметах различного назначения – столах (гостиный, письменный, бильярдный, туалетный, для рукоделия), геридонах (род напольных подсвечников, фигурные напольные подставки для цветов или осветительных приборов),

Геридон и каминный экран с вставкой-вышивкой. Мастерская «Братьев Гамбс», 1840-1850 гг. Фото www.izi.travel.ru

жардиньерках – (как правило, предназначенных для цветов в горшках). Эта жардиньерка попала в коллекцию ГИМ из Александровского дворца в Царском селе. Она составляла часть мебели в «Малиновой гостиной» супруги императора Николая I Александры Федоровны.

Зеркало наддиванное, 1840 г. Фото www.izi.travel.ru

Зеркало наддиванное – как указано в каталоге экспозиции, - это типичное произведение мастерской Г.Гамбса «орехового рококо», на первый взгляд, состоит из трех зеркал, но еще три расположены на фронтоне.

Кресло в стиле готики, 1840 г. Фото www.izi.travel.ru

По утверждению экспертов, это кресло, выполненное в готическом стиле, является типичным образцом мастерской Генриха Гамбса. Оно сделано из березы, передние ножки в форме кольчатого веретена – формы, любимой Гамбсом. Подлокотники изогнутой формы – очевидный уход от готики к классическому стилю. Но, пожалуй, самое интересное в этих вещах, несомненно, изысканных, красивых и эксклюзивных – их история. Будь то бюро или секретер, чайный столик или глубокое кресло, зеркало или станок-пяльца, каминный экран или напольные часы – на каждом экспонате «лежит» отблеск того времени, когда он был создан и того владельца, кому принадлежал.

Все эти «гамбсовы» изыски - именные, и пусть имена их хозяев стерты памятью истории, но остался «…след в морщинах…». Экспозиция переносит нас то в эпоху Екатерины II и Павла I, то - Николая I и Александра II вплоть до ближайшего к нам конца XIX века, в котором эта мебель «чувствовала» себя на своем месте, ибо соответствовала экстерьеру дворца или усадьбы, интерьеру всего дома. Гамбсова мебель «любила» своих домочадцев и служила образцом стиля и вкуса, как бы призывая «держать спину» и настраивая на думы о высоком. Нет на карте мира такой страны – Пруссия, откуда родом был Генрих Гамбс и его сыновья, но как пароль к проникновению в тайны их искусства звучат два слова - «Гамбсова мебель».

Афиша выставки на здании Государственного Исторического музея в Москве. Фото Наталии Александровой.

Для организации собственной деятельности талантливому мебельщику был необходим начальный капитал. В этом ему помог Ионафан Отт, купец из Австрии. Вместе они основали мебельную фабрику в Санкт-Петербурге. Мебельный магазин Отта и Гамбса был открыт на Невском проспекте, напротив Казанского Собора. Здание, в котором он располагался, тогда называлось домом Еропкиных. Магазин находился там вплоть до сноса здания.

Деятельность предприятия Гамбса

Выполненные Гамбсом для великой княгини Марии Фёдоровны предметы мебели заинтересовали Екатерину Вторую. В 1795 году Отт и Гамбс предлагают императрице заказать у них обстановку для Нового дворца великого князя Александра (Царское Село). Гамбс также выражает готовность взяться за ремонт старой мебели в Эрмитаже, изготовленной его учителем. Екатерина Великая решила принять это предложение.
Фабрика Отта и Гамбса начала изготавливать мебель для двора. В конце 1796 года Зимний дворец обзавёлся бюро работы Гамбса. С тех пор почти сорок лет все петербургские дворцы обставлялись мебелью его фабрики. Обстановка Михайловского замка и других дворцов Павла Первого - выполнена мастерскими Отта и Гамбса. Главой фирмы в то время являлся Ионафан Отт, подписывающий все документы.

Примечание эксперта по антиквариату

Мебель Гамбса — предмет настоящей охоты в среде ценителей искусства. Многие из них начинают формировать свои коллекции именно в Северной столице поскольку, приняв решение вы совершаете выгодное вложение в качественный антиквариат.


Производимая мастерскими Отта и Гамбса мебель вошла в моду. Появилось множество подражателей, и так называемая гамбсовская мебель получила распространение по всей стране. В 1800 году Генрих Гамбс, по-видимому, стал единоличным владельцем фирмы. Во всяком случае, имя Отта больше в документах не упоминалось. В 1801 году мебельный магазин переехал. После сноса дома Еропкиных он находился на Большой Морской, а с 1809 года - на Итальянской улице. Здесь, в доме под номером 18, этот магазин располагался вплоть до пятидесятых годов 19 века. Жители и гости Санкт-Петербурга имели возможность рассматривать выставленные в витрине образцы качественной и красивой мебели. Магазин стал городской достопримечательностью.
В 1828 году старший сын Генриха, Пётр Гамбс, стал совладельцем отцовской фирмы. Именно он играет ведущую роль в деятельности предприятия. В 1829 году Пётр создал мебель для первой выставки мануфактурных изделий, Старого Эрмитажа. В 1830, в 1840-50 годах он выполнял заказы на мебель для Зимнего дворца. Тогда же Пётр Гамбс изготовил музейную мебель - специально для Нового Эрмитажа, который только строился.

Наследие

В 1831 году не стало основателя фирмы, гениального мебельщика Генриха Гамбса. Но его дело продолжало жить, и сыновья создавали мебель, которой мы любуемся до сих пор. В 1830-х годах совладельцев вновь стало двое. Брат Петра, Эрнест Гамбс, вступил в семейное дело. Фабрика продолжала выполнять реставрацию мебели. В 1837 году, после пожара в Зимнем дворце, 130 сотрудников фирмы были награждены медалями за участие в его восстановлении. То есть, на рубеже 30-40 годов 19 века предприятие располагало сравнительно большим для тех лет штатом сотрудников. Помимо столяров у Гамбсов работали живописцы и чертёжники. Рядовым сотрудником фирмы был Густав Гамбс, третий сын её основателя.
Период 1840-1850-х годов характеризуется сменой стиля. В моду вошла удобная мебель изогнутых форм, получившая широкое распространение. Ею были обставлены усадьбы и особняки. Эта мебель встречалась как в столице, так и в провинции. Она составляла интерьер дворцов - Гатчинского, Зимнего и Петергофского. Эта комфортабельная, добротная ореховая мебель, обитая ситцем или штофом, пользовалась спросом. Позднее материалом обивки стала стёганая кожа.
Фирма Гамбса прекратила работу по неизвестным причинам. Предположительно, это произошло в шестидесятых годах 19 столетия. Данные о том, чем она занималась в последние годы своего существования, отсутствуют. Возможно, предприятие было закрыто из-за стремительного развития производства мебель машинным способом.

«Двенадцать стульев» - роман Ильи Ильфа и Евгения Петрова, написанный в 1927 году и являющийся первой совместной работой соавторов. В 1928 году опубликован в художественно-литературном журнале «Тридцать дней» (№ 1-7); в том же году издан отдельной книгой.
В основе сюжета - поиски бриллиантов, спрятанных в одном из двенадцати стульев мадам Петуховой.


Разворот первого журнального издания, художник М. Черемных

История, изложенная в произведении, не ограничена рамками приключенческого жанра: в ней, по мнению исследователей, дан «глобальный образ эпохи». Но поиск мифических (или реальных?) бриллиантов затянулся вот уже почти на 90 лет. И хотя сюжет, да и сам текст практически выучен на зубок, однако же оскомины роман не набил, и читатели, вслед за бывшим уездным предводителем дворянства, а теперь просто Кисой Воробъяниновым и самим Остапом Бендером, сбились в поисках клада,так опрометчиво спрятанного в стуле.
Да не простом, а в комплекте из 12 гамбсовких, дворцовых стульев.

Ипполит, - повторила теща, - помните вы наш гостиный гарнитюр?

Какой? - спросил Ипполит Матвеевич с предупредительностью, возможной лишь к очень больным людям.
- Тот... Обитый английским ситцем в цветочек...

Ах, это в моем доме?

Да, в Старгороде...

Помню, я-то отлично помню... Диван, двое кресел, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская ... А почему вы вспомнили?

Но Клавдия Ивановна не смогла ответить. Лицо ее медленно стало покрываться купоросным цветом. Захватило почему-то дух и у Ипполита Матвеевича. Он отчетливо вспомнил гостиную в своем особняке, симметрично расставленную ореховую мебель с гнутыми ножками, начищенный восковой пол, старинный коричневый рояль и овальные черные рамочки с дагерротипами сановных родственников на стенах.

Тут Клавдия Ивановна деревянным, равнодушным голосом сказала:

В сиденье стула я зашила свои бриллианты.


Гостиный гарнитур, состоящий из девяти предметов мебели Г. Гамбса и два кресла, мебель находилась в гостиной императрицы Марии Александровны в старом Ливадийском дворце.

Знаменитые стулья из романа «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова вышли из мастерской братьев Гамбс. Это была лучшая мебель в то время, а следовательно и ужасно дорогая. Компания Генриха Гамбса занималась меблировкой комнат в Царском Селе, выполняла заказы Павла Первого, реставрировала мебельные гарнитуры в Эрмитаже. Многие из работ Гамбса того времени, выполненные по рисункам В. Бренны и А. Воронихина, украшали царские дворцы _ и до сих пор их можно видеть, например, в Павловске. Это подлинные шедевры мебельного искусства.

Стулья и кресла от Гамбса

Стулья в стилем «жакоб», очень характерном для Гамбса - мебель из красного дерева с латунными накладками.


Кресло вольтеровского типа относится к одной из разновидностей трансформируемой мебели


Канапе «тет-а-тет». Мастерская братьев Гамбс. Санкт-Петербург. Конец 1830-х гг.
Дерево хвойной породы (основа), красное дерево (фанеровка), красное дерево (массив), лак, бархат, латунь; столярная работа, фанеровка, резьба, полировка, обивка.

Генрих Даниэль Гамбс (1764 _ 1831) приехал в Петербург из прусского городка Нейвид в 1795 году _ вероятно, наслышавшись о пышном дворе императрицы Екатерины II. Явился он с весьма ограниченными средствами, а посему не стал терять времени и оповестил горожан через "Санкт-Петербургские ведомости" о своих планах: "Механик Гамбс, обучавшийся своему художеству у Давыда Рентхена в Нейвиде, честь имеет известить почтенную публику, что он откроет сего Ноября 22 числа по Невскому проспекту против Казанской церкви в доме господ Еропкиных под # 297 магазин для продажи всяких мебелей. В рассуждении потребы знатного капитала, как для сего заведения так и для содержания фабрики, имеет он производить продажу не иначе как за наличные деньги, напротив же того обещает продавать все за самые сходные цены".

На Итальянской улице уже успели воздвигнуть Монумент, изображающий Остапа Бендера рядом с объектом его вожделений - гамбсовским полукреслом. Изделие мастера Гамбса действительно могло появиться на свет на этой петербургской улице - только не в здании, возле которого поставили монумент, а немного дальше, в доме # 17. Именно здесь некогда размещались фабрика и магазин знаменитого мебельщика, а впоследствии и его сына.


Стол в Павловском дворце

Спустя полтора десятка лет слава мастера достигла расцвета: он удостоился звания придворного механика, и ему разрешено было разыгрывать изделия своего ремесла в лотерею. Вот одно из газетных объявлений тех лет: "С дозволения правительства разыгрываться будет большая лотерея, изо 100 выигрышей состоящая и во 100 тысяч рублей оцененная.

Выигрыши можно видеть ежедневно...с 9.00 утра до 6.00 вечера, а равно и билеты по 5 р. получать на фабрике Придворного Механика Гейнриха Гамбса... Сии выигрыши...состоят из собрания прекраснейших вещей и великолепнейших мебелей. Главный выигрыш _ Архитектоническо-Механическое музыкальное бюро с позолоченною бронзою".

Помимо мебели магазин Гамбса торговал также "электрическими машинами", воздушными насосами и прочими вещами, свидетельствовавшими о разносторонних талантах их изготовителя. Он недаром называл себя механиком: применение этой стороне гамбсовского таланта нашлось в разнообразных тайниках, оснащавших его бюро и секретеры; в свое время в них было укрыто немало драгоценностей. Тайников не было только в стульях...

Мебель Гамбса отличалась «эгломизе» (eglomise) - расписными вставками из стекла с амальгамой (сплав ртути с другими металлами) - для бюро, столиков и часов. Эта техника изобретена во Франции, но использовалась только для вставок в табакерки, шкатулки и прочие мелкие вещи;


Фрагмент. Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.
Дерево хвойной породы (основа), ольха, палисандр, лак, береза, левкас, фарфор, бархат, кожа, шелк, латунь, бронза, зеркальное стекло; столярная работа, фанеровка, полировка, резьба, золочение, роспись, тиснение, оклейка, монтировка.


Патент-секретер. Мастерская братьев Гамбс. Императорский фарфоровый завод. Санкт-Петербург. 1814-1844 гг.

После смерти Генриха мебельное производство унаследовали сыновья: Петр руководил компанией с 1828 года, а Эрнест с 1830 года. До середины 19 века фирма Гамбсов была ведущей на рынке мебели в Санкт-Петербурге.

А в том, что она была таковой, лишний раз убеждают слова И. Пушкарева, автора книги "Описание Санкт-Петербурга", вышедшей через несколько лет после смерти мастера. В главе о мелкой промышленности он пишет: "Из множества мебельных мастеров прежде первенствовал над всеми покойный Гамбс, ...отличный художник в этом роде, и мебели его славились красотою и прочностию".

Увы, Петеру не удалось поддержать былое реноме. Уже через пару десятилетий фабрика Гамбса, очевидно, не выдержав растущей конкуренции, прекратила существование. Подробностей об этом времени сохранилось немного; известно лишь, что именно в те годы дом на Итальянской был перестроен _ по проекту начинающего архитектора Г. Боссе. Возведенное тогда зодчим двухэтажное здание на высоких подвалах (третий этаж надстроили в конце ХIХ века) во многом сохранил свой наружный облик до наших дней.

Нет, если вы думаете, что «гамбсовский стиль» — это исключительно стулья с пухлыми сиденьями, в которых герои «Двенадцати стульев» пытались отыскать запрятанные бриллианты, то разуверьтесь срочно. Хотя — сделаем оговорку — мебель в стилистике «необарокко» где-то в середине XIX столетия тоже производилась.

Но стилистика эта — не единственная и даже не главная. Как и «стулья» — вообще-то не главное, а главным были шкафчики, комоды и прочие «секретеры» со множеством тайных отделений и ящичков (недаром «секретер» — от «секрета»).

Но обратимся к истории. Началось с того, что еще в конце XVIII столетия приехал в Санкт-Петербург некто Генрих Даниэль Гамбс из города Нойвид в княжестве Вид (сейчас это в составе земли Рейнланд-Пфальц). Нойвид — не то чтобы городок, но город не очень большой: даже сейчас где-то тысяч 60 населения. И поминают в связи с ним совсем других обитателей — а происходили из этих мест предок американских Рокфеллеров, королева Румынии и даже первый и единственный князь Албании. Нашего же героя не вспоминают — что понятно, ибо город он покинул совсем молодым. Зато помнят его учителя по имени Давид Рёнтген. Знаменитый в свое время мебельщик поставлял свои произведения французскому королевскому двору, а кое-что — и в Россию, ко двору Екатерины (что-то из его работ сохранилось, попав в Эрмитаж).

Трудно сказать, сопровождал ли ученик учителя во время поездок того в Петербург или бывал ли посылаем им туда для сопровождения партий мебели. Теоретически, по возрасту, вполне мог. Как бы то ни было, в 1790 году 25-летний Генрих Гамбс прибывает в северную столицу России, а в 1795 году уже открывает магазин на Невском проспекте. И фирма «придворного механика Гамбса» продолжает существовать, уже под руководством его сыновей, вплоть до середины XIX столетия.

Ну, а теперь обратимся к стульям. Увидеть их (как и прочие шкафчики и жардиньерки) можно сейчас на выставке в Историческом музее.

Начнем с самого раннего — с классицизма. Типичная пальметта на спинке, темная кожаная обивка закреплена контрастными декоративными гвоздями с латунными шляпками, опоры оформлены в виде гермы.

Особое внимание обратим на скульптурное изображение греческого сфинкса.

Вот тоже классицизм — но только тут уже египетские гермы, и выполнены они из бронзы.

Вообще же — отвлечемся на минуту от стульев и кресел — такой прием с бронзовыми скульптурными вставками можно считать «визитной карточкой» ранних лет мастерской Гамбса. В том числе в его бюро и секретерах.

Или вот еще: здесь бронзовая скульптурная вставка соединена с декором в технике эгломизе.

Но — назад к стульям. Вот неоготика (в основном она стала входить в моду при Николае I).

И еще немного необарочной стилистики позднего этапа существования мастерской. Здесь перед креслом — поистине монументальные пяльцы.

Забавный диванчик «тет-а-тет».

И любопытная трансформация «вольтеровского» кресла.

А вот теперь — обратно к классике, ко временам самого мастера Генриха. И сейчас покажу кресло, ради которого я, вообще-то, и затеяла этот пост.

Как видим, не только бюро с комодами, но и кресла могли быть у Гамбса трансформерами. И набор приспособлений тут просто шикарный. Вот по бокам за подлокотниками — откидные столешницы.

На одном подлокотнике — пюпитр с регулируемым наклоном.

На другом — столик (и при этом под ним еще две выдвижные круглые подставки — жаль, что их не видно).

Предусмотрено также выдвижное подножие.

И когда я думала, что углядела уже все, оказалось, что помимо прочего у кресла может с помощью специального скрытого рычага откидываться спинка, превращая его тем самым в кровать.

Утверждается, что подобное кресло-трансформер «нашему всему» Александру Сергеичу как-то подарила супруга на день рожденья. Не знаю уж, было ли там столько же инженерных хитростей.

Кстати, и подписывался Гамбс «ébéniste-mécanicien de la cour à StPetersbourg» — то бишь «придворный краснодеревщик-механик». Клеймо с таким текстом было обнаружено при реставрации одного из его бюро — вот этого, с табакерками.

Вообще же в ГИМе сейчас понаоткрывалось сразу несколько выставок. Небольшой обзор можно посмотреть .