Осветительные приборы

Как самому разобрать сплит систему. Порядок демонтажа сплит-систем своими руками – пошаговая инструкция

Как самому разобрать сплит систему. Порядок демонтажа сплит-систем своими руками – пошаговая инструкция

К сожалению, сплит-систему нужно изредка чистить изнутри. Операция эта очень проста для тех, кто этим занимается постоянно и исключительно сложна для любителей, которые хотят сделать эту простейшую операцию сами и сэкономить при этом денег.

Дмитрий Белкин

Разборка и чистка внутреннего блока сплит-системы PANASONIC: делаем своими руками

Чистка кондиционера Panasonic

Есть сплит-система Panasonic. Хорошая. Дорогая и довольно качественная. После примерно трех лет работы выяснилось, что внутренний блок требует чистки, ибо при работе система начала издавать неприятный запах. Раньше при возникновении такого запаха я вынимал фильтры и мыл их, после чего запах пропадал. В этот раз не помогло. Выяснилось, что несмотря на наличие крутых фильтров, электроионов и всего такого на турбине накопился значительный слой пыли. При попытке стереть эту пыль ватной палочкой я потерпел полное фиаско. И палочка оказалась коротковата, и расстояние между ламелями турбины очень мало, и самих ламелей крайне много. Кроме того, пыль просто не счищалась. Создалось ощущение, что турбину надо бы замочить в мыльном растворе, чтобы этот ужас с нее сошел.

Зайдя в интернет я с удовлетворением увидел, что проблема эта совершенно стандартная и касается абсолютно всех. Однако к мытью турбины все подходят по-разному. Некоторые даже подстилают под стену целлофан и моют турбину из садового шланга водой под высоким давлением. Этот способ удивил и даже несколько обескуражил. Тем не менее я выбрал другой и более надежный способ - разобрать внутренний блок и вынуть турбину. Если не получится это сделать, то вызвать мастеров, которые сделают эту операцию за большие деньги, и, возможно, с неким специфическим издевательством, связанным с тем, что у них там бешенная очередь, я не один такой умный, чтобы они вот так сорвались, все бросили, и поехали ко мне к черту на куличики... У них Газпром с Лукойлом в клиентах, а я тут со своим дурацким блоком в единственном числе....

Короче, я очень долго мучился, все разобрал, вынул турбину, помыл ее, вставил обратно и успокоился. С тех пор прошло еще три года и мне пришла необходимость повторить эту операцию. И я пожалел, что не заснял весь процесс и не записал, как и что там надо делать, ибо все успел забыть.

Но вот буквально вчера я сделал эту операцию еще раз, и на этот раз уже таким лохом не был, а все заснял и даже на диктофон надиктовал себе комментарии по горячим следам. А вот сейчас подумал и статью написать, ибо, возможно, и еще кому-то пригодиться может, на интернете эта инфа будет сохраннее, да и мне читать будет приятнее потом, через очередные три года (дай Бог будем живы к тому времени).

Разбираем сплит-систему

Друзья! Сплит-система сконструирована таким образом, чтобы изредка вынимать турбину, обслуживать ее, а потом вставлять на место. Так что система оказалась ремонтопригодной, но нужно просто точно знать, где находятся шурупы и защелки, куда надо нажать, чтобы ничего не сломать.

Внимание!

Представьте себе, я стою на стремянке прямо перед сплит-системой и смотрю на нее. Справа у меня находится моторчики, вся электроника и светодиоды. Этот абзац я написал для того, чтобы было понятно, где в данном случае право, а где лево.

Итак, первым делом надо снять корпус. Он держится снизу на винтах, сверху на защелках типа крючков. Но найти два шурупа, на которых держится корпус оказалось ацки не просто. Я искал долго, но нашел. Они оказались под заглушками. Сначала руками поднимаем крышку-крыло на моторчике (я, к сожалению, не владею специальной терминологией). Выкручиваем два шурупа и аккуратно поддеваем корпус снизу вверх. Он снимается очень легко, но, возможно со щелчком, ибо вверху он зацеплен за три защелки - крючка.

Снимаем корпус. Это правый шуруп

Снимаем корпус. Это левый шуруп

Вторым делом нам надо снять узел, включающий в себя внешнюю воздушную задвижку (крышку-крыло) с мотором и пенопластовую ванночку для накопления и слива конденсата. Она держится не на винтах, а на двух специфических рогах, которые находятся в своих пазах где-то довольно глубоко внутри устройства. Просовываем руки поглубже с двух сторон этой самой ванночки и нажимаем вертикально вниз. Ванночка вместе с корпусом, на котором она держится, освобождается. Можно отделять узел сначала слева, потом справа

Чистка кондиционера. Отсоединяем узел сбора конденсата

Смещаем узел выпуска воздуха с воздушной заслонкой и ванночку для конденсата вертикально вниз. Видны специфические рога, на которых узел держался.

Внимание!

Есть три серьезных нюанса. Во-первых, к ванночке прикрепляется шланг отвода конденсата. Он может быть прикреплен как слева, так и справа. Этот шланг, если он будет слева, может помешать. Видимо, его придется снять. У меня он справа и не мешает. Во-вторых, эта ванночка виснет на проводках и не снимается полностью. Проводки крайне тонкие. Лучше весь узел подвязать как-нибудь, чтобы проводки эти не порвать. И, в-третьих, из этого всего устройства может вылиться сколько-то воды, то есть, конденсата. Так что нужна еще и довольно большая тряпка, чтобы вытереть то, что может вылиться.

Далее мы смотрим на левую сторону и видим, что обнажилась головка шурупа. Это последний шуруп, который нам придется открутить. Кроме того, мы видим узел подшипника, в котором держится турбина. Подшипник этот резиновый и вставлен как бы в пазы. Трогать его ненужно! Отворачиваем шуруп.

Вот третий шуруп, который нам надо открутить. Он фиксирует теплообменник

В этот момент турбина уже вполне доступна и ее можно потрогать рукой. Обращаем внимание на правую часть турбины. Это та часть, где расположен основной мотор, эту самую турбину движущий. Крутим турбину рукой и обнаруживаем на самом правом крае место, где пропущена ламель. Заглядывая снизу в образовавшееся пространство, мы видим, что открывается доступ к шурупу, который фиксирует турбину на валу мотора. Аккуратно засовываем внутрь турбины отвертку и откручиваем винт. Но не полностью. Его потом будет тяжело вставить обратно.

Чистка кондиционера. Ослабляем винт крепления турбины на валу двигателя

Теперь предстоит последний ответственный момент. Надо приподнять левую часть узла теплообменника. Нужно следить за тем, чтобы не обрезаться об острые края. Держится теплообменник на каких-то неведомых и невидимых защелках. Нужно применить некоторую силу для того, чтобы его поднять. Поднимать надо за левую сторону вверх.

Чистка кондиционера. Отделение теплообменника

После того, как теплообменник отщелкнулся, надо его очень осторожно поднять за левый край и мы увидим, что то место, где находится резиновый подшипник турбины разделяется на две части. Образуется вертикальная трещина, достаточная для того, чтобы вынуть турбину вниз, начиная с левого края. Она вообще может даже вывалиться на вас. Но скорее всего застрянет где-нибудь на полпути.

Чистка кондиционера. Вынимаем турбину

Мы снимаем резиновый подшипник с вала, вынимаем саму турбину и несем ее на мойку. Помыв ее, мы аккуратно все собираем. Делаем мы это в обратном порядке. Работать надо аккуратно, чтобы ничего не повредить. Сил много не прилагаем и никуда не спешим. Не забываем зафиксировать турбину справа на валу мотора. По опыту собирается внешний блок на много быстрее, чем разбирается.

В итоге нам надо было раскрутить всего 3 шурупа и один винт ослабить. Все остальное на защелках.

При переезде в новую квартиру или дом либо смене местоположения офиса возникает необходимость в проведении демонтажа кондиционера или сразу нескольких устройств. Нюансы этого вида работ во многом зависят от того, каков тип устройства.

Произвести демонтаж кондиционера оперативно и очень качественно способны подчас исключительно профессионалы, умудренные опытом работы в этой области. Однако их услуги достаточно дороги, поэтому нередко многие предпочитают провести демонтаж устройства самостоятельно. При этом возникает справедливый вопрос: как демонтировать кондиционер своими руками? Такое решение позволит неплохо сэкономить, но только, если делать все правильно.

Когда лучше демонтировать кондиционер

У многих фирм существуют сезонные скидки, причем весьма существенные

Сезонность практически не влияет на стоимость услуг по демонтажу климатического оборудования. Но гораздо важнее учесть погодные условия при проведении работ. Так, не стоит проводить демонтаж в зимнее время, поскольку низкие температуры существенно усложнят работу или сделают ее попросту невозможной (например, из-за необходимости выпуска фреона). Не следует проводить демонтаж в дождь и снегопад, так как влага способна повредить элементы наружного блока. Если нет дождя, снега и мороза, то, пожалуйста, демонтируйте ваше устройство.

Меры предосторожности

Большинство поломок устройства возникает при его транспортировке

Любой современный кондиционер оснащён двумя блоками: один из них находится снаружи, другой - внутри. Они соединены двумя магистралями, предназначенными для перемещения по ним хладагента. После циркуляции по трубке с меньшим диаметром фреон перемещается к наружному блоку от внутреннего по трубке с большим диаметром. Далее уже газообразный фреон циркулирует в обратном направлении. Как раз здесь и могут возникнуть проблемы, способные помешать произвести самостоятельный демонтаж устройства.

  • Потеря фреона (полная либо частичная) вполне может случиться, если некорректно отключат магистральные трубопроводы. Содержащий влагу воздух вполне способен попасть в теплообменник, а также трубки, а это приведет к неисправности сплит-системы уже на месте, где он будет заново установлен. Почему? В компрессор устройства проникнет влага, и последний попросту поломается.
  • Если мелкие частички при ненадлежащей транспортировке либо в случае вытягивания их через стенку проникнут в трубки, то поломки не миновать.
  • Обратите пристальное внимание на сгоны, имеющиеся на резьбе, которые припаяны к трубкам. При их малейшем повреждении не избежать ремонта, который влетит «в копеечку».
  • Если провода подсоединить некорректно, а именно не отметить на клеммах нужные места особыми метками, то при повторной установке правильно подключить кондиционер будет весьма проблематично.
  • Четко определяйте размер дренажной трубки (если ее обрезать коротко, то совсем скоро ее придётся заменять). Это хоть и не слишком дорого, однако трудоёмко.
  • Наконец, не теряйте детали и крепеж в процессе транспортировки устройства. Для этого их нужно попросту надежно закрепить.

Все вышеприведённые моменты могут повлечь за собой совсем недешевый ремонт кондиционера, так что перед началом самостоятельного демонтажа устройства самым внимательным образом изучите прилагаемую к нему инструкцию.

Подготовительные работы

Игнорирование советов профессионалов наверняка приведет к некорректному отключению кондиционера

Перед самостоятельным осуществлением демонтажа кондиционера нужно провести подготовительные работы. И это относится не только к подготовке инструмента.

Так, демонтаж устройства может быть проведён без предварительной закачки фреона в устройство. А утечка фреона не так уж легко восполняется. Если заново заполнять хладагентом всю систему, то придется раскошелиться. Так, эта операция для недорогих кондиционеров будет стоить порядка 4 тыс. руб. (зависит от используемого хладагента).

Если вести разговор о самостоятельном демонтаже кондиционера, то сделать это можно тремя способами. Давайте вкратце рассмотрим их.

  • Разборка устройства, которая предполагает выпуск фреона.
  • Сохранение внутри сплит-системы газа.
  • Полное сохранение фреона с применением особой методики и использованием специального оборудования.

Наиболее эффективным считается последний вариант, поскольку он не предполагает каких-либо потерь. Что советуют специалисты? Они настоятельно рекомендуют сохранять весь хладагент, поскольку в этом случае при монтаже устройства на новом месте проблем не возникнет.

Для самостоятельного отключения кондиционера без сколько-нибудь существенных потерь фреона нужно обеспечить перекачку последнего в конденсатор. Чтобы это сделать при функционирующем в охлаждающем режиме устройстве, между трубкой небольшого диаметра и кондиционером следует перекрыть вентиль. После перекачки в конденсатор всего хладагента (на это уйдет не больше минуты) перекройте вентиль на трубке наибольшего диаметра, отключив тем самым подачу фреона.

Необходимые материалы и инструменты

Кроме инструментов нужен будет материал для заглушек

Перед проведением демонтажа кондиционера стоит подготовить нужные для этой цели инструменты. Приведём их перечень.

  • шестигранные ключи (набор);
  • газовый ключ (альтернатива - разводной ключ);
  • торцевые и рожковые ключи (комплект);
  • манометр;
  • труборез;
  • отвёртка.

Пошаговая инструкция

Итак, рассмотрим инструкцию по проведению демонтажа кондиционера пошагово.

Работаем с наружным блоком

Наружный блок в процессе хранения и при перевозке необходимо ставить вертикально. Важно не допускать ударов и тряски, поэтому блок стоит поместить в коробку с пенопластом

  1. Проводим отсоединение проводов фреона.
  2. Отвинчиваем все гайки, соединяющие штуцеры блока с магистралями. Подобный способ применяют при длине трубок, которая дает возможность их повторного применения.
  3. Далее заклеиваем открытые штуцеры скотчем либо изолентой, чтобы они не засорялись.

Поскольку наращивание фреоновых проводов не допускается, повторно их не используют. В подобном случае трубки обрезаются, а затем их концы зачеканиваются.

Если в разобранном виде кондиционер будет находиться длительное время, то, как правило, трубки закупоривают, предварительно заполнив их азотом. Дело в том, что азот не окисляет изделия.

Далее с отключенного от сети прибора нужно снять крышку защиты, которая располагается там, где присоединяется электрический кабель. Помечаем как-то его клеммы (делается это для того, чтобы при новом подсоединении не допустить путаницы). Затем откручиваем зажимы, прикручивающие жилы к контактам. После этого конец провода нужно прикрутить к фреонопроводам. Дальше надо открутить удерживающие наружный блок гайки и снять его вместе с кронштейнами.

Снимаем компрессор

Если кондиционер демонтируют для того, чтобы провести его ремонт, то устройство следует корректно отсоединить. Для этого необходимо сделать следующее.

  1. Снять крышку с наружного блока
  2. Отсоединить трубки нагнетания и всасывания от компрессора.
  3. Отключить питающие вентилятор и компрессор кабели.
  4. Открутить крепления, которые удерживают конденсатор и вентили.
  5. Снять конденсатор.
  6. Снять компрессор.

Если вы будете действовать именно так, то не повредите трубопроводы обвязки. Кроме того, можно будет одновременно ремонтировать несколько элементов наружного блока, а это существенно ускорит выполнение задачи.

Чтобы начать работу с компрессором, следует вылить из него масло. В поршневых устройствах его сливают через патрубок. В моделях роторного либо спирального типа нужно будет сверлить днище (причем не допускается просверливать его насквозь, поскольку внутрь вполне может попасть стружка). Следует оставить тонкую перегородку, а затем проткнуть ее пробойником.

Снимаем внутренний блок

После снятия блока необходимо отвинтить монтажную пластину, затем извлечь фреоновые провода, кабель и короб

Для получения доступа к удерживающим внутренний блок фиксаторам снимаем лицевую панель . Потом обеспечиваем отсоединение электрических, фреоновых проводов, фиксаторов, и только потом снимаем с направляющих блок.

На этой стадии могут возникнуть ряд трудностей: если действовать неосторожно, то запросто можно сломать защёлки испарителя. Данный элемент, как правило, закрывается крышкой. К защёлкам специально затруднили доступ, поскольку это гарантия того, что демонтаж устройства будут проводить исключительно профессионалы. Две тонкие отвертки помогут подобраться к фиксаторам.

При отщёлкивании фиксаторов также необходимо быть осторожным. При их повреждении на новом месте устройство зафиксировать не получится, и по причине вибраций оно очень быстро поломается.

Разумеется, при самостоятельном демонтаже кондиционера возможны ошибки самого разного характера. Вот некоторые из них.

  • Утечка хладагента. Она приведёт к дополнительным затратам, ведь устройство придётся заправлять заново. Чтобы этого не допустить, демонтаж необходимо провести таким образом, чтобы хладагент остался внутри кондиционера.
  • Попадание пыли либо влаги во внутренний контур устройства. Это быстро выведет из строя компрессор. Для минимизации попадания воды не стоит демонтировать технику при снегопаде либо дожде.
  • Падение блока. Поскольку внешний блок достаточно тяжелый, можно не рассчитать силы и уронить его. Специалисты, применяющие специальное снаряжение, от такого исхода событий застрахованы.
  • Повреждение элементов устройства. Самыми серьезными являются повреждения, в результате которых разгерметизируется контур кондиционера. Даже через незаметную трещину может происходить утечка фреона либо попадать внутрь вода и грязь. Поэтому будьте аккуратны.

Теперь вы узнали, как демонтировать кондиционер своими руками. Если у вас имеется хоть небольшой опыт проведения ремонтных работ, то можете смело приступать к работе.

В основном, после окончания летнего сезона наступает прекрасная возможность для того, чтобы установить новые сплит системы или заменить устаревшие устройства новыми, более совершенными моделями. Естественно, что практически у всех владельцев возникает вопрос: как снять сплит систему самому и возможно ли это, поскольку вызов специалистов из этой области весьма ощутимо «бьет по карману». Но выполнить демонтаж систем можно и своими силами, особых навыков здесь не надо. Достаточно знать очередность выполняемых работ.

Негабаритные сплит системы

Для того чтобы правильно снять сплит систему, необходимо точно знать, в какой последовательности нужно проводить демонтаж устройства. Кроме того, многое будет зависеть от типа кондиционера. Разумеется, снять обычный кондиционер проще, нежели снимать и переносить на другое место сплит системы, но в любом случае, зная правильную последовательность действий, можно справиться своими силами.

Для начала желательно подобрать инструменты, которые потребуются для работы. Обязательно позаботьтесь об этом, поскольку сэкономите время, когда каждый ключ будет под рукой. Итак, вам понадобятся:

  • плюсовые и минусовые отвертки;
  • шестигранники;
  • паяльник;
  • кусачки;
  • щетка.

Процесс демонтажа напольных или настенных кондиционеров выглядит просто.

  1. Сначала перекрываются каналы, по которым циркулирует рабочая жидкость.
  2. Кондиционер приводится в рабочее положение. Для того чтобы вся жидкость вышла из устройства.
  3. На последнем этапе прибор отключается от сети, отсоединяется слив, отсоединяются патрубки, которые подводят рабочую жидкость к устройству.
  4. Теперь кондиционер можно снимать со стены.

Демонтаж сплит систем

Прежде чем самостоятельно снять сплит систему, важно понять, что самая основная цель при демонтаже – это обеспечение сохранности фреона в устройстве. Желательно проводить работы таким образом, чтобы в дальнейшем не потребовалось дозаправлять прибор или производить его полную перезаправку хладагентом, когда будет выполняться установка системы на новом месте.

Итак, последовательность действий при демонтировании сплит системы будет следующей.

Как видите, самому снять сплит систему несложно, самое главное это правильный порядок работы и никакой спешки.

Демонтаж крупногабаритных систем

В отдельную группу следует выделить кондиционеры кассетного типа, которые считаются самыми сложными из устройств систем кондиционирования.

Данные устройства отличаются большими размерами и достаточно большим весом, поэтому к этому процессу желательно привлечь напарника в помощь. И кстати, имейте в виду, что при демонтаже систему придется разгерметизировать. Поэтому после установки на новое место, трубопровод будет нужно продуть, чтобы не было завоздушенности.

Все демонтажные работы начинаются с отключения и перекрытия труб, по которым к устройству подходит фреон. Также необходимо отключить электрику и только потом отключать саму систему.

Для конструкций такого типа предусмотрена запорная арматура, поэтому начинать работы следует именно с ее разборки. Для этого желательно использовать болгарку или гидравлические ножницы, предназначенные для резки металла.

Когда запорная арматура демонтирована, следует снять устройство с креплений, отжав их. Если вы сомневаетесь в правильной последовательности работ по отключению электрики, то вы можете воспользоваться руководством, которое идет в комплекте со всеми сплит системами.

Сплит системы канального типа

Такие устройства в плане демонтажных работ самые сложные, поскольку состоят не только из достаточно массивных блоков, но и обладают большой сетью разветвленных воздуховодов. Именно поэтому все работы следует начинать с них. После того, как система воздуховодов будет разобрана, можно приступать непосредственно к демонтажу самого устройства.

Работы начинаются от места, где решетка выходит в помещение, далее постепенно двигаются к непосредственному месту их подключения, а далее выполняются аналогичные работы, как и при демонтаже других систем.

Отключаются патрубки, по которым хладагент поступает к блоку. Далее включается устройство, оно работает до тех пор, пока не пойдет холодный воздух. После этого устройство отключается о сети и полностью демонтируется электросхема системы.

Следует добавить, что только единицы используют кондиционеры канального типа для охлаждения квартиры или индивидуального жилого дома, поэтому вам вряд ли придется столкнуться с проблемой демонтажа столь массивного и тяжелого устройства.

Демонтаж сплит системы в зимнее время

Всем известно, что сплит системы могут использоваться не только для охлаждения, но и для обогрева помещения. И ситуация бывает, складывается таким образом, что снять систему требуется именно зимой. Демонтаж устройств зимой и летом несколько отличается, так как в жаркий период необходимо весь фреон перекачать во второй блок, который расположен на улице.

Для этого систему подключают к сети, устанавливают «холодный» режим, на манометре выставляют параметры низкого давления. Далее блокируют поступление охлаждающей жидкости, перекрыв клапан высокого давления. В результате таких манипуляций весь фреон оказывается во втором блоке, который установлен снаружи. Сплит систему необходимо выключать тогда, когда показатели манометра будут равны нулю.

В зимний период практически вся охлаждающая жидкость находится в уличном блоке, поэтому нужды в ее перекачке нет. Исходя из этого, снять сплит систему своими руками зимой еще проще. Для этого достаточно просто отключить устройство и снять оба блока. Единственное с чем могут возникнуть сложности, так это с перекрытием кранов. При возникновении такой проблемы ее можно легко устранить обогрев их феном.

Полезно знать! специалисты не рекомендуют долго хранить сплит системы в разобранном состоянии. Это объясняется тем, что при длительном хранении в трубы может попасть воздух, в результате они окислятся, а это спровоцирует поломку всей системы в дальнейшем.

Для длительного безопасного хранения в блок системы (внутренний) необходимо закачать азот, но самостоятельно в домашних условиях это выполнить просто нереально.

Заключение

Решая вопрос, как снять сплит систему самому, не забывайте и о собственной безопасности. Все просто, если вы живете в своем доме: подставили стремянку и выполнили необходимые работы. А если вы проживаете в многоквартирном жилом доме, на последнем этаже, и у вас нет ни лоджии, ни балкона?

В этом случае без посторонней помощи будет не обойтись. Придется привлекать знакомых, которые смогли бы вас подстраховать.

Демонтаж сплит системы позволяет заняться и ее очисткой. Когда вы будете отсоединять сливные шланги, проверьте их. Просмотрите лопасти вентилятора. Вполне возможно, что за период долгой работы поверхности загрязнились, и их не мешало бы промыть.

Только все работы желательно выполнять после того, как выполнен демонтаж оборудования и не забывайте, что во внутреннем блоке встроены электрические схемы и платы. Поэтому, если вы решили намыть вентилятор, сначала обязательно его снимите.

В связи со сменой расположения офиса или с переездом на новое место может потребоваться демонтаж сплит системы. Процесс имеет некие свои особенности относительно времени года, прибора, а также наличия необходимых инструментов.

Устройство кондиционера

Принцип работы известен немногим: компрессор наружного блока выкачивает пары хладагента из внутреннего, далее они сгущаются, хорошо разогреваются и отдают тепло в окружающую среду, а через радиатор испаряются. Потом начинает поглощать воздух температуры помещения, тем самым охлаждая комнату. Весь вышеописанный цикл постоянно повторяется.

В устройстве аппарата можно сразу же отметить одно чувствительное место, это насос кондиционера. Работая в таких сложных условиях, он должен быть достаточно массивным агрегатом. Так и есть, в нем присутствуют несколько роторов сложной конфигурации, закрытых в герметичной камере. Необходимая вакуумность осуществляется за счет односторонних действий, которые формируются исключительно из-за фиксированной точности обработки деталей. Мало какая конструкция сможет обеспечить производительность при подобных перепадах давления и температуры.

Теперь можно понять, почему насос является столь уязвимым, ведь небольшая царапинка от пыли, кусочка окиси с труб или ледышки и кондиционер будет затрачивать электроэнергию на то, чтобы впустую смешивать хладагент, а не охлаждать помещение.

Цена работы мастера

Если собрать в одну сводку стоимость за монтаж и демонтаж сплит системы, то получится (в среднем) довольно простое соотношение: 1В - 1 руб. То есть цена перенесения бытового кондиционера обойдется примерно в 2 500-4 000 руб., а большого, который используется для офиса или особняка - 8 000-10 000 руб. Если требуется снять кассетный аппарат, который крепится в подвесной потолок, то цена увеличится на 15%.

Стоимость демонтажа сплит системы своими руками

Даже немного технически оснащенному человеку интуитивно становится понятно, что просто раскрыть штуцеры невозможно, так как внутри вся система заполнена фреоном. Если это все-таки сделать, жидкость из него вытечет, а заправка новым варьируется от 800-1500 руб. Поэтому необходимы определенные мероприятия для решения этой задачи.

Стало быть, нужны какие-то установки и инструмент. Чтобы провести демонтаж кондиционера, в первую очередь необходим манометрический коллектор. Стоимость самого дешевого варьируется от 1 500 до 3 500 руб. Это почти стоимость всего демонтажа. А также требуется набор шестигранных торцевых ключей и труборез — около 250 р. Вот и вышла сумма, в которую обойдутся работы. Ну, если взять все оборудование в аренду или хотя бы частично, то самостоятельный демонтаж сплит системы вполне оправданный.

Подготовка рабочего места

Для того чтобы все действия можно было осуществить безопасно и удобно, необходимо:

  • из рабочей зоны убрать всю мебель и другое имущество, которое будет мешать;
  • когда внешний блок располагается на стене, которая выходит на балкон или лоджию, то необходимо обеспечить полный доступ к внешнему оборудованию;
  • инструменты и оборудование размещается в доступном и удобном для мастера месте;
  • если работы выполняются в холодное время, нужно учесть, что в помещении будет достаточно прохладно, а это не должно причинять дискомфорта жителям и домашним животным;
  • обязательно подготовить страховочный материал и продумать точку его расположения.

Инструменты

При обслуживании и демонтаже сплит системы важно придерживаться основных правил техники безопасности, а именно, использовать страховочное оснащение и иметь помощника. Для того чтобы убрать квартирный кондиционер требуется подготовить следующие инструменты:

  • разводные и рожковые ключи;
  • отвертку РН2;
  • бокорезы;
  • набор различных шестигранников;
  • нож для строительства;
  • торцовые ключи с трещоткой;
  • труборез;
  • шуруповерт;
  • коллектор манометрический.

Демонтаж сплит системы с сохранением фреона

Перед тем как начать снятие устройства, требуется перегнать хладагент, чтобы он не вытек. Надо выполнить следующие действия:

  1. Кондиционер переводится в режим охлаждения и на пульте устанавливается самая низкая температура.
  2. На внешнем блоке требуется отыскать несколько вентилей разных по размеру и при помощи разводного ключа открыть заглушки.
  3. После того, как компрессор будет запущен при помощи шестигранника, перекрывается меньший вентиль. А к большему сразу же требуется подсоединить коллектор.
  4. На манометре отслеживается падение давления. После того как стрелка упадет ниже нуля, закручивается большой вентиль.

После того, как будут выполнены все эти действия, кондиционер выключается и весь хладагент остается в наружном блоке. Последним этапом является отключение провода от внешнего блока.

Почему важно сохранение фреона?

Когда кондиционер исчерпывает весь свой ресурс, то можно легко произвести демонтаж сплит системы без сохранения хладагента, а если нет, то лучше, чтобы он не вытек. Как утверждают ученые, последствия таких действий значительны, так как наносится вред окружающей среде.

Провести демонтаж без сохранения жидкости, конечно же, проще, но после этого придется выкинуть устройство на мусор. И причиной этому станет практически обеспеченный выход из строя компрессора вакуумного насоса. Герметичность его камер обеспечивается не поршневыми кольцами и прокладками, а высокой аккуратностью обработки, а также точно сбалансированными деталями. Даже мельчайшая царапина на поверхности камеры приведет к полной потере работоспособности после проведения вторичной закачки фреона и включения.

Отсоединение коммуникаций

Демонтаж сплит системы проводится в несколько этапов. Они перечислены ниже:

  1. Откручивается трубка меньшего размера, чаще всего этот процесс не вызывает серьезных сложностей.
  2. Трубка большего диаметра выкручивается аккуратно с приложением небольших усилий, чтобы не повредить резьбу.
  3. После того, как будет отключен фреонопровод, все вентили закрываются заглушками. Эти действия уберегут внешний блок устройства от попадания в середину мусора и влаги. Если заглушек нет в наличии, то можно просто воспользоваться обычной изолентой.
  4. Отсоединяются электрические коммуникации.

Снятие наружного и внутреннего блока

Внешний блок понадобится открутить от горизонтальных кронштейнов. Чаще всего эта часть прикручивается болтами «М8», «М6» или «М10». После того как все будет отсоединено, корпус снимается и отставляется в сторону. На фасаде помещения должен остаться нетронутым только фреоноотвод, который пока снимать не нужно.

Следующим шагом считается демонтаж Новичку этот процесс покажется довольно простым. Но, на самом деле, чтобы грамотно провести все работы необходимо соблюдать некий порядок действий:

  1. Определить конструкцию креплений и защелок. Разные модели кондиционеров способны фиксировать корпуса к монтажной пластине и чаще всего отличаются друг от друга.
  2. В нижней части блока нарисованы стрелочки, которые и указывают на место отсоединения корпуса и пластины. В зависимости от моделей в поставленной точке требуется надавить/оттянуть или открутить саморезы. Истинную информацию можно прочитать в инструкции, которая идет в комплекте. Производители формируют специальную систему защелок, так как рядом с креплением находится блок для испарения. Различные внешние колебания этой части могут стать причиной неисправности устройства. Для их раскрытия специалисты рекомендуют воспользоваться специальным прибором. Если его нет в наличии, так как демонтаж сплит системы проводится самостоятельно, то можно взять любой подручный инструмент, который поможет это сделать. Все действия обязательно должны быть аккуратными и последовательными, чтобы не испортить трубки испарителя.
  3. После открытия нижней части корпуса необходимо его немного отодвинуть от стены. За ним располагается фреонопровод в теплоизоляторе, дренажный патрубок и межблочный кабель.
  4. От внутренней части отсоединяется электрический провод, для этого нужно открутить крышку и убрать кабель от клемм и извлечь провод из блока.
  5. Снимается дренажная трубка. Для нее заранее подготавливается небольшая емкость, так как может вытечь незначительное количество воды.
  6. Инструкция демонтажа сплит системы своими руками гласит, что только затем можно начинать отсоединение фреонопровода. Для этого потребуется разъединить несколько трубок разного диаметра. Все эти коммуникации находятся за термоизолятором. Последовательно откручивается одна трубка, а потом и другая. Затем надо все заглушить либо перемотать изолентой.
  7. После того, как межблочные коммуникации всецело отсоединены, внутренний блок немного поднимается вверх и удаляется с монтажной пластины. Он отставляется в сторону, а на стене остается только крепление.
  8. Далее от пластины откручиваются саморезы и необходимо также отставить ее в сторону.
  9. Для того, чтобы крепежный элемент не потерялся, его рекомендуется снова закрутить к блоку и так перевозить.

На фасаде здания осталась только фреоновая магистраль. Для дальнейшего правильного демонтажа сплит системы понадобится выкрутить гайки и снять всю конструкцию.

Зимнее время

Возникают некоторые сложности, если проводить самостоятельные работы в холодный период времени. Дело в том, что при температуре, которая ниже допустимых значений прибора, он не допускается к включению, поэтому невозможно перекачать рабочую жидкость. В таких случаях необходима манометрическая станция, которая позволит собрать весь фреон. Дальнейший демонтаж сплит систем кондиционеров очень схож со стандартной схемой. Все краны закрываются, к ним подключается станция, производится перекачка фреона. И можно приступать к уже знакомым работам.

У многих бытовых кондиционеров трудно добраться к защелкам, чтобы их не повредить. Поэтому приходиться снимать крышку испарителя. Все крепежи направлены к стене, но самые отчаянные «кулибины» выходят из этого положения, при использовании крестовой отвертки. Они отворачивают ею крепежные винты, придерживая их пассатижами.

Для того чтобы выполнить монтаж и демонтаж сплит системы своими руками, нужно трое человек, так как существует риск того, что блок упадет вниз и разобьется.

В момент перевозки внутренняя часть кондиционера может находиться в любом расположении, а наружный блок только таким образом, каким он установлен на кронштейны, то есть исключительно вверх головой, а ножками вниз.

Для эффективной и безопасной работы кондиционера требуется регулярная чистка внутренних элементов системы, причем помимо наружного, в обязательном порядке нужно разбирать и чистить внутренний блок. Чаще всего в офисах, квартирах и частных домах устанавливаются настенные СПЛИТ устройства, представленные разными производителями и модификациями. Учитывая востребованность и популярность климатической техники, наверняка многим людям будет интересно узнать, как выполнять разборку внутреннего блока настенного кондиционера, чтобы уметь делать это своими руками.

Конструкционные особенности внутреннего блока

Настенные СПЛИТ системы марки LG и других, к числу которых можно отнести Daikin, Mitsubishi,Toshiba, Fujitsu, Ballu, Samsung и Hitachi имеют схожую конструкцию внутреннего модуля. Благодаря этому если знать базовые принципы разборки кондиционера, каждый хозяин вполне может справиться с такой задачей самостоятельно, только для этого следует обозначить главные узлы и детали, из которых состоит такой блок:

Стандартная конструкция настенного кондиционера

  1. Передняя (лицевая) панель
  2. Фильтр грубой очистки
  3. Фильтр тонкой очистки
  4. Вентилятор
  5. Испаритель
  6. Горизонтальные жалюзи
  7. Индикаторная панель
  8. Вертикальные жалюзи

Нужно понимать, что правильная разборка заключается в соблюдении определенной последовательности действий, которые позволяют постепенно добраться до тех элементов, которые необходимо очистить. Только аккуратный демонтаж может исключить риск поломки внутренних узлов и модулей, поэтому действовать следует внимательно, не прилагая чрезмерных физических усилий. Из инструментов необходимы несколько фигурных (крестообразных) и прямых (плоских) отверток разного размера, а также несколько шестигранных звездочек.

Перед разборкой следует убедиться в том, что кондиционер выключен от сети! Это очень важно во избежание поражения электрическим током.

Разборка внутреннего блока настенного кондиционера

Начинают разбирать кондиционер со снятия лицевой пластиковой панели, которая может крепиться с помощью клипсовых элементов (LG) или же болтов (Toshiba), в зависимости от производителя. В первом случае нужно воспользоваться прямой отверткой и поддеть клипсы, расположенные сверху и снизу, а во втором – использовать соответствующий инструмент. Следующий шаг – это снятие сетчатого фильтра (грубой очистки) и пластиковых жалюзи из внутреннего блока, которые просто вынимаются из соответствующих пазов.

Сетчатый фильтр, который нуждается в чистке

Далее следует аккуратно демонтировать дренажную систему внутреннего блока кондиционера, которая обычно выполняется в виде лотка. В некоторых моделях он может быть выполнен воедино с корпусом и сниматься только с ним. Перед его съемом следует заранее подготовить емкость или тару, чтобы удалить конденсационное образование. Чтобы отсоединить лоток в моделях LG требуется открутить один болт и отщелкнуть клипсы, расположенные в нижней части.

Дренажный лоток (с правой стороны отсоединяется от электродвигателя жалюзи)

Варианты снятия вентилятора/крыльчатки

Далее требуется снять вентилятор внутреннего блока СПЛИТ системы, выполненный в виде вала. Здесь потребуется очень аккуратная и ответственная работа, поскольку важно не повредить внутренние узлы и компоненты кондиционера.

Извлечение сетчатого фильтра

Существует два способа вытащить вал:

  1. Упрощенный вариант, при котором не потребуется выполнять операции с электромотором и блоком управления (вал вытаскивается снизу). Обычно именно его выбирают при выполнении работы своими руками, что требует меньше времени и усилий. Здесь последовательность операций следующая:
  • Откручиваем болты/винты и освобождаем радиатор с левой стороны от главного основного корпуса СПЛИТ системы
  • Аккуратно ослабляем крепление справа, где потребуется осторожно выкрутить винт на самом валу (как правило, он затянут весьма крепко, так что действовать нужно осторожно и медленно, чтобы не скрутить головку элемента крепежа)
  • Аккуратно извлекаем из корпуса валовый компонент, причем из-под низа, следя за тем, чтобы не повредить лопасти (придерживая винт отверткой)

Важно! При обратной последовательности сборки (монтаже) винт крепления вентилятора должен оказаться в том положении, где он был изначально, так как иначе существует большой риск соприкосновения лопастей вентилятора со стенками внутреннего блока.

  1. Более сложный вариант, когда вал демонтируется с правой стороны, для чего извлекается блок управления и электрический мотор. Для выполнения операции действуем следующим образом:
  • Отсоединяем проводку и датчики электронного типа от блока управления, отщелкиваем клипсы крепления (в некоторых моделях выкручиваем винты крепления) и аккуратно извлекаем блок
  • Откручиваем элементы крепления электромотора, отсоединяем вал от кожуха
  • Очень аккуратно и осторожно, медленными движениями отсоединяем вал от мотора, а также отгибаем радиаторные трубки

При выполнении работы важно запомнить все манипуляции, чтобы все правильно собрать после выполнения сервисного обслуживания СПЛИТ установки.

Что требует очистки?

После выполнения данных манипуляций можно приступать к чистке внутренних компонентов, причем здесь в обязательном порядке удаляют грязевые отложения с ротора и испарителя, используя для этого антибактериальные составы (активную пену), чистую воду и пар (парогенераторный инструмент). От грязи также очищают приемную ванну конденсата, после чего все части тщательно высушиваются. Помимо этого будет не лишним смазать все подвижные части силиконовой смазкой, что продлит их службу.

Чтобы выполнить разборку внутреннего блока кондиционера необходимо запастись терпением, действовать аккуратно и не торопясь. Всегда важно помнить, что СПЛИТ система имеет сложное устройство, где все внутренние компоненты располагаются друг к другу очень близко. Данная инструкция дает последовательность действий, которые выполняются вне зависимости от конструкционных особенностей настенной климатической техники.