Осветительные приборы

Характерные черты дорического ордера. Архитектурный ордер: общие сведения

Характерные черты дорического ордера. Архитектурный ордер: общие сведения

Дорический ордер.

Дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н.э., можно считать основным в развитии греческой архитектуры.
Строгий и торжественно-монументальный дорический ордер, появившийся в начале 6 в. до н. э., состоит из следующих частей:
трёхступенчатого основания - стереобата;несущей колонны.




По вертикали ствол колонны разделялся каннелюрами (вертикальными желобками) с острыми гранями. Колонна завершается капителью, состоящей из эхины (сплюснутой подушки) и абака (четырехгранной плиты.)
несомой части - антаблемента, включающего архитрав (горизонтальная балка, лежащая на колоннах), фриз с чередующимися триглифами (плита, имеющая вертикальные желобки) и метопами (плита, изготовленная из камня или керамики декорированная рельефом или росписью) и карниз.





Дорический стиль архитектуры развивался в основном на Пелопоннесе и в западных районах греческого мира (Сицилия). На формы дорического стиля оказала влияние микенская архитектура.



Дорическая колона получила начало со времен царя и героя по имени Дор, правившего всей Ахайей и Пелопоннесом. Помянутому Дору довелось построить в таком роде здание великолепного храма в честь языческой богини Юноны в городе Аргосе. Затем такой способ получил применение также в других постройках в различных городах Ахайн (несмотря на то, что в то время симметрия и соразмерность еще не входила в употребление).



В последствие когда афиняне вели войну в Азии под предводительством полководца по имени Ион, сына Ксута войско которого Ион привел в Азию, в страну носившую название Кари, эта страна получила от него наименование Ионии. Кроме других храмов жители Ионии возвели храм Аполлону, подобный тем какие им довелось видеть в Азии, и назвали этот храм дорическим, потому что такие храмы им стали известны в местах, населенных дорянами. Однако, когда в этих намеривались возвести колонны, у греков обнаружились недостаток знаний о соразмерности и соотношениях. Поэтому они принялись с большим рвением изыскивать и изобретать способ возведения подобных колон с таким искусство и мастерством, чтобы они могли как можно лучше и удобнее нести тяжелый груз, сохраняя при этом красивый внешний вид. Для этого он измеряли длину мужской спины (которая составляет шестую часть мужского роста) и эту пропорцию перенесли на колонны. Толщина ствола колонны в диаметре у основания, помножена на шесть, составила длину ствола вместе с капителью. Таким образом, колонна дорического ордера заимствовала свои пропорции и соразмерности от мужского роста и толщину и, благодаря красивому внешнему виду, служит для украшения зданий.


Храм Аполлона в Коринфе - образец архаичного дорического ордера.

В греческой архитектуре нередко сочетались разные ордера: например в Парфеноне стоит массивная наружная колоннада дорического ордера, при этом используется фриза ионического стиля и ионический ордер колонн внутри сооружения. При возведении Эрехфейона Афинского Акрополя колонны были заменены женскими фигурами в портике кариатид.


Парфенон 447-438 гг. до н. э. Архитектор Калликрат, по проекту Иктина.

Фриз антаблемента содержит в себе особого рода опорные части в виде каменных массивных блоков, обработанных с лицевой стороны вертикальными врезами. На этих блоках, получивших название триглифов, лежат карнизные плиты. Угловой триглиф обработан врезами с двух лицевых сторон. Триглифы поставлены на архитрав таким образом, что их лицевая вертикальная плоскость совпадает с вертикальной плоскостью архитрава. Расположение триглифов во фризе строго метрично: они поставлены по осям колонн и по осям интервалов между колоннами. Лишь в углах здания связь с осью колонны нарушается: триглиф с оси крайней колонны смещается на самый угол фриза, что естественно для опорного элемента. Несмотря на указанное смещение, строго метрический порядок расположения триглифов сохраняется благодаря уменьшению крайних интервалов между колоннами. Плиты, заполняющие интервал между триглифами, называются метопами.

Вполне вероятна гипотеза о происхождении триглифов и метоп во фризе дорического ордера от ранней деревянной конструкции, в которой первоначально складывались элементы ордера. По этой гипотезе, впервые высказанной Витрувием, триглифы – это торцы балок, положенных с архитрава на стену целлы. Эти торцы балок в деревянном прототипе дорического ордера использовались как опоры для карниза и концов стропил.

В пользу этого предположения говорят и выработанные, строго соблюдающиеся пропорции триглифа. Отношение ширины к высоте в них близко к отношению 3:5, что приближается к наивыгоднейшему сечению бруса, работающего на изгиб. Древние строители опытным путем пришли к этому сечению балки.

В каменной конструкции антаблемента триглиф перестал быть торцом балки, но продолжал оставаться опорным элементом во фризе. Есть свидетельства о том, что в древнейших постройках промежутки между триглифами не заполнялись плитами, а были открытыми проемами. Колонны дорического ордера не имеют балы и непосредственно опираются на стилобат (верхнюю ступень основания). При мощных пропорциях колонн и значительных размерах нижнего диаметра это усиливает ощущение их силы и устойчивости.

Величие, строгость, простота и вместе с тем пластичность форм, мастерски выполненных из мрамора, гармония пропорций, мужественный и жизнеутверждающий характер дорического ордера – все это достигло своего высшего выражения в облике
Парфенона.

Древние памятники архитектуры не щадит время, но они продолжают удивлять многие поколения своими гармоничными формами. Праздничный и даже несколько помпезный дорический стиль, так любимый зодчими Греции и Рима, сегодня на современных улицах практически отсутствует, но до сих пор вызывает восхищение. Он создан древними зодчими, которые вручную творили удивительную красоту.

На рубеже 6 века до нашей эры в архитектуре сформировались два удивительных по красоте художественных направления. Это ионийский и дорический стиль. День за днем архитекторы с помощь строителей добивались совершенства пропорций и форм, которые проверяли на великолепных строящихся храмах и дворцах. Они старались добиться того, чтобы дорический ордер выглядел безукоризненно, ведь он был основой архитектуры того времени. Окончательное формирование стиля закончилось приблизительно в 600 году

Изначально в древней Греции преобладали постройки прямоугольной формы, а материалом, который использовался для строительства, были непрочная глина и тростник. На смену таким недолговечным составляющим для возведения жилищ пришло более прочное, украшенное новыми декоративными отделками и скульптурой храмовое строительство.

Бесконечное стремление древних архитекторов к монументальности и созданию в постройках способствовало формированию новых, ставших впоследствии классическими стилей. Наиболее значимые из всех - римский и греческий дорический ордер. Римский ордер выполнялся с мутулами и с зубцами-дентикулами.

Говоря об отличии, можно заметить, что у классической колонны дорического ордера отсутствовала база или же она выполнялась с сильным утончением. На стволе располагались вертикальные желобки, которые назывались каннелюрами. Они плотно примыкали друг к другу, а также отсутствовала привычная дорожка между ними. В этом стиле каннелюры выполнялись с особо острыми гранями и не были глубокими.

Дорическая капитель - это круглая подушка (эхин) и толстая квадратная плита (абака). На верхнюю часть ложится основная нагрузка находящихся выше деталей. Дорическая капитель имеет особенность, выраженную в том, что эхин у нее обработан иониками, а под полкой абаки находится каблучок, который украшается изысканным орнаментом.

Антаблемент состоит из архитрава, фриза и карниза. Эхин - это круглая подушка криволинейного профиля и квадратной абаки, а фриз, в свою очередь, делится на горизонтальные триглифы и метопы. Уникальный дорический ордер получил свое развитие в Именно здесь мастера стали строить более долговечные каменные храмы, применяя данные украшения. Одним из таких сооружений Греции является в Керкире.

Наибольший расцвет дорический ордер получил в VI-V вв. до нашей эры, это время царствования совершенных форм и классики. Этот стиль являлся украшением и подчеркивал величественность и монументальность композиции зданий того времени, их красоту и уникальность зодчества. Типичный и самый старый дорический храм находится в Греции, это Храм Геры в знаменитой Олимпии. Его возраст - VII в. до н. э. Он был воздвигнут в живописной местности на южных склонах холма Кроний.

Построен храм по всем правилам ранней дорической архитектуры с четко выраженной ориентацией с запада на восток, имеет слегка вытянутую форму. Периптерий имеет определенное количество колонн. Особый колорит им придает то, что они разные по резьбе, пропорциям и мельчайшим деталям. Изначально они были сделаны из дерева, но позже постепенно их начали заменять каменными. Происходило это в течение значительного промежутка времени, почти с древности и до римского периода, а это, в свою очередь, отразилось на резьбе, которая также подвергалась изменениям в зависимости от тенденций развития

ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех греческих архитектурных ордеров. При возведении храмов и колоннад греки обычно использовали три разновидности сочетания несущих и несомых частей здания. В греческом дорическом ордере колонны не имеют баз, неглубокие каннелюры перерезаны канавкой шейки под капителью, имеющей форму круглой подушки; фриз состоит из чередующихся триглифов и метоп. Римский дорический ордер отличается от греческого наличием баз у колонн и более стройными пропорциями последних. Дорический ордер сформировался на Пелопоннесе и в Греции в 7 в. до н.э.

В дорическом ордере заметно утончающиеся кверху колонны не имеют базы и ставятся прямо на каменное основание. Неглубокие желобки (каннелюры) проходят вдоль всего ствола колонны, подчеркивая ее вертикальную устремленность. Чуть ниже капители – самое узкое место ствола колонны – шейка, представляющая собой прорезающее каннелюры кольцо. Капитель состоит из расположенного над шейкой подушкообразного эхина и положенной на нее квадратной в плане плиты – абака. Архитрав – горизонтальную балку – нижний элемент трехчастного антаблемента, оставляли без украшений, чтобы яснее была выражена его работа в конструкции. Над архитравом находился фриз; его положение отвечало уровню балок, на которых лежала кровля храма. В дорическом ордере фриз образован чередованием триглифов – плит, соответствовавших торцам поперечных балок, и метоп – тонких каменных плит, занимающих промежутки между ними и не участвующих в работе конструкции; метопы принято было украшать скульптурными рельефами. Антаблемент был увенчан карнизом, нависающим над нижними частями здания подобно тому, как деревянная кровля всегда делалась нависающей над постройкой, чтобы во время дождя вода не попадала на стены и внутрь помещения. Над горизонтальным карнизом треугольное завершение – фронтон. Каждый элемент архитектуры храма выполняет свою роль, что подчеркивалось с помощью цвета (горизонтальные и вертикальные элементы иногда окрашивались в красный и синий цвета).

Такая система восходит к деревянной конструкции. Триглифы защищали торцы деревянных балок, удерживаясь на месте с помощью колышков, вбитых в маленькие полочки, которые располагались под и над триглифами. На месте храма Геры в Олимпии найдены только мраморные архитектурные детали и обломки, но известно, что первоначально колонны были деревянными, причем есть подтверждения тому, что замена дерева мрамором осуществлялась постепенно, по мере того, как деревянные части постройки сгнивали, утрачивая прочность. Однако довольно тяжелые пропорции самых древних мраморных колонн, сохранившихся до нашего времени, свидетельствуют о понимании их роли именно в работе каменной конструкции. Иначе говоря, когда деревянные колонны заменяли мраморными, использовали уже выработанные для камня пропорции.

Со временем пропорции греческих храмов становились все более изящными, а поколения архитекторов продолжали совершенствовать элементы дорического ордера. Первоначально толщина колонны у основания была лишь в четыре раза меньше ее высоты, но к 450 до н.э. это соотношение составило уже 1:5,5. Такое изменение пропорционального строя вместе с соответствующим облегчением антаблемента устранило излишнюю массивность, свойственную древнейшим постройкам, и придало зданиям грациозность и гармоническую соразмерность. Поначалу эхин был широко раскинут над стволом колонны, имея мягкий, несколько вялый контур; позднее его вынос стал меньше, а изгиб – более округлым и упругим. Точно так же шлифовалась каждая деталь, пока века экспериментирования не привели к утонченности и совершенству Парфенона.

Дорический ордер в наиболее четкой и ясной форме выявил тектоническую основу греческого зодчества (рис. 17). Греческая дорическая архитектура отличается мужественным величием, суровой простотой, монументальной торжественностью и силой и большой сдержанностью в применении декора.

Колонна развитого дорического ордера не имеет базы (Такова колонна в каменном и мраморном дорическом ордере. Деревянные прототипы ее ставились в древнейших храмах Греции на каменную плиту, являвшуюся примитивной базой. Такая же плита, по-видимому, нередко применялась и в более позднее время в деревянных ордерах перистилей жилых домов). Ствол колонны, стоявший непосредственно на верхней ступени основания (стилобате), суживается кверху.

Утонение колонны начиналось непосредственно от стилобата, но не было вполне равномерным: ствол колонны обычно имел припухлость, максимум которой приходился в классическую эпоху на нижнюю половину ствола колонны (приблизительно на 1/3 общей высоты).

Поверхность ствола колонны оживлялась вертикальными желобками, каннелюрами, число которых чаще всего равнялось двадцати. В дорическом ордере они врезались не очень глубоко, образуя острые грани, что смягчало их затененность и вертикальные линии контуров. Дорическая капитель отделялась от ствола колонны горизонтальными врезами (от 1 до 4), называемыми врезами гипотрахелиона (шейки).

Капитель состояла из округлой подушки — эхина и из лежавшей на ней толстой квадратной плиты — абака .

Нижняя часть эхина обычно украшалась врезанными профилированными поясками — ремешками , количество которых колебалось от одного до пяти. В ранних памятниках применялась пластически орнаментированная выкружка — скоция (см. например, архаические храмы в Посейдонии).

Антаблемент дорического ордера состоял всегда из трех указывавшихся выше элементов: архитрава, фриза и карниза. Дорический архитрав представлял собой гладкую балку, опиравшуюся на капители колонн. Сверху она завершалась небольшой полочкой (тенией ). Над архитравом шел фриз (по-древнегречески — триглифон ), состоявший из триглифов и метоп. Триглифы имели формы вытянутых в вертикальном направлении прямоугольников поверхность которых оживлялась вертикальными врезами. Два полных вреза располагались в средней части триглифа и два полувреза — по его краям. Между триглифами размещались обычно почти квадратнее доски — метопы; они часто украшались скульптурой (горельефами), реже — живописью. С нижней стороны тении под каждым триглифом имелась еще небольшая полочка, так называемая регула , равная по длине — ширине триглифа. Нижняя поверхность регулы была обработана шестью каплями (по-латыни — гуттами ).

На каждый интерколумний приходилось (в эпоху расцвету) по 2 метопы и 2 триглифа. Последние располагались над центрами: каждого интерколумния и каждой колонны, причем лицевая поверхность триглифов была в одной вертикальной плоскости с лицевой (фасадной) поверхностью архитрава. Греческие зодчие неизменно придерживались этой простой и четкой схемы, которая нарушалась обычно только над угловыми колоннами. Здесь зодчий сталкивался с так называемой «проблемой углового триглифа»: для того чтобы триглифный фриз получил на углах периптера (портика и т. д.) четкое и убедительное решение, необходимо, чтобы крайние триглифа на каждой стороне сооружения одновременно располагались и над центром угловой колонны и касались одной своей гранью крайнего триглифа соседнего фасада. Нетрудно убедиться, что выполнение двух этих требований возможно лишь в том случае, если ширина триглифа не менее ширины поперечного сечения архитрава. Между тем в реальных постройках триглифы, как правило, были ýже поперечного сечения архитрава, и это неизбежно должно было привести либо к расположению крайних триглифов не над центром угловой колонны (а это в свою очередь влекло за собой разнобой в размерах метоп), либо к тому, что на углах антаблемента должны были оказаться не триглифы, а доли метоп, что, разумеется, нарушало четкость композиционной схемы (Именно это решение рекомендует Витрувий (IV, 3, I), однако в памятниках античной архитектуры оно не встречается).

Несложные вычисления показывают, что если ширина поперечного сечения архитрава А больше ширины триглифа Т, то угловой триглиф оказывается смещенным на величину (А - Т) / 2. Эту величину греческие зодчие обычно старались незаметно распределить между несколькими ближайшими к углам метопами. Такому распределению способствовало и сужение крайних 1—3 интерколумниев, и наклон угловых колонн. Можно предположить, что такое решение «проблемы углового триглифа» сложилось еще в деревянной конструкции, послужившей прототипом дорического ордера.

Различные варианты размещения угловых триглифов будут рассмотрены в связи с отдельными памятниками.

Следует отметить, что традиционная форма дорического фриза и его элементов установилась раньше, чем форма каких-либо других частей ордера, и проявляла наибольшую устойчивость. Начиная с самых ранних памятников дорического ордера (храм в Фермосе) и кончая эллинистическими постройками (сооружения Пергама, Магнесии или Афин), везде триглифы неизменно слегка вытянуты в вертикальном направлении, а метопы (близкие по форме к квадрату) — в горизонтальном. И эти формы почти не меняются в ордере, несмотря на то, что другие его элементы — форма колонн, капителей или карнизов, отношение высоты колонн к интерколумнию или к высоте всего ордера — изменяются в каждом отдельном памятнике.

Находящийся над фризом карниз (гейсон) своей венчающей частью сильно выступает вперед, резко нависая над нижними элементами антаблемента. Основной элемент карниза — выносная плита — в более ранних храмах имел прямую подрезку (храмы Селинунта «С» и «D»), без утолщения (слезника) понизу наружного края плиты: вся нижняя поверхность плиты имела уклон наружу, предохраняя расположенные ниже части сооружения от подтеков дождевой воды. По верху плиты часто тянулась сима — водосточный желоб, образуемый крайними черепицами кровли.

Нижняя поверхность карниза снабжена прямоугольными выступами — мутулами , расположенными по одному над каждым триглифом и метопой. На нижней поверхности мутул имелись капли, подобные помещавшимся под регулами (в три ряда, по шесть капель в каждом). Иногда в VI веке до н. э. капли бывали врезные (может быть, из бронзы).

Колонны сложившегося дорического ордера ставились довольно тесно и часто имели разные интервалы на торцовых и продольных сторонах храма.

В размере интерколумниев значительную роль играли абсолютные размеры построек (рис. 18). При малых размерах зданий наблюдаются относительно большие интерколумнии, ибо их можно было сравнительно легко перекрывать каменными архитравами. Кроме того, очень узкие проходы были бы неудобны. В храмах же большого размера такие пропорции технически были очень трудно осуществимы, и это способствовало относительно тесной расстановке колонн, т. е. соответственно значительно меньшим интерколумниям. Витрувий (III, 3, 1 сл.) рассматривает различные типы интерколумниев и дает им названия, которые указываются на рис. 18.

Широкие интерколумнии обычно совмещались с легкими пропорциями антаблемента, иногда приводя к увеличению числа триглифов под пролетом (иногда же к их отсутствию: храм в Кадаччо на о. Корфу).

Дорический храм имел удлиненную прямоугольную форму; крыша была двухскатной, с довольно отлогой черепичной кровлей.

Верхняя часть торцового фасада («щипцовая стена») отделялась от основной его плоскости горизонтальным карнизом и была обычно несколько заглублена. Эта треугольная стена вместе с обрамлявшим ее понизу горизонтальным карнизом и двумя наклонными краями скатов кровли, нависавшими над ней также обработанными в форме карниза, называлась фронтоном. Треугольное поле фронтона без обрамляющих его карнизов называется тимпаном .

Наклонные карнизы фронтона вплоть до IV века до н. э. обычно отличались от горизонтальных карнизов наличием симы (водосточного желоба), которая завершалась у нижних углов фронтона водометами в виде львиных голов. Из открытой пасти этих голов во время дождя струею била вода.

Фронтоны храмов нередко украшались скульптурой (барельефной, горельефной или статуарными группами). На крыше по углам фронтонов ставили акротерии (статуи, скульптурные группы или орнаментальные украшения).

Карнизы продольных сторон храма в тех случаях, когда сима над ними отсутствовала, часто увенчивались антефиксами — вертикальными лобовыми черепицами, украшенными порезкой. Они завершали ряды узких желобчатых черепиц кровли (калиптеров ), перекрывавших стык основных плоских прямоугольных черепиц (соленов ).

Сюжетом рельефов, украшавших фронтоны и метопы, обычно были мифы об эллинских богах и героях, изображения их подвигов, которые требовали энергичных и быстрых движений. Тем не менее фигуры, представленные на рельефах древнейших храмов, кажутся застывшими и оцепенелыми. Вместе с тем орнаментальная разделка деталей и богатая расцветка, в которой преобладали красный и синий тона придавали скульптурам декоративный характер, так что подчас они должны были производить впечатление многокрасочного узора.

Выше упоминалось о теснейшей связи г дорического ордера с деревянной конструкцией (рис. 19). Можно предполагать, что форма колонны восходит к деревянному стволу, поставленному суживающейся частью вверх. Архитрав воспроизводит могучую деревянную балку, на которую опирались концы меньших по размеру потолочных балок; триглифы — это их выступающие торцы, метопы соответствуют доскам, которыми закрывались промежутки между торцами балок. Мутулы, по-видимому, генетически связаны с концами стропильных ног крыши. Капли имели аналогию со шляпками гвоздей, которыми сшивались отдельные деревянные части перекрытия.

Вопрос о происхождении форм дорического ордера от деревянной конструкции должно считать решенным, несмотря на попытку Виолле ле Дюка (см. «Беседы об архитектуре») последовательно объяснить все элементы и формы дорического ордера в соответствии с требованиями каменной архитектуры. Сходство с элементами деревянной конструкции, отмеченное еще Витрувием, слишком велико, чтобы его можно было считать простым совпадением. В более ранней каменной архитектуре нет ничего похожего на триглифно-метопный фриз (за исключением микенской архитектуры,— см. том I), а между тем нельзя предположить, чтобы формы дорического ордера возникли сразу в своем законченном виде и притом по всей территория Греции.

На происхождение дорических форм от дерева указывают также изображения построек на архаических вазах (табл. 23). И хотя первые памятники дорики в общем обладают тяжелыми пропорциями, некоторые из них, и, по-видимому, самые ранние, по легкости своих элементов приближаются к рисункам на вазах (например, храм Афины Пронайи в Дельфах, рис. 28).

Наиболее распространенными типами культовых построек в дорическом зодчестве были храм в антах и периптер — характерные сооружения дорического зодчества эпохи архаики.

Характерные черты

Классическая дорическая колонна была без базы, с очень сильным утончением, украшена каннелюрами , заканчивалась капителью . В отличие от других ордеров, каннелюры примыкают друг к другу без дорожек между ними. В дорическом ордере каннелюры неглубокие, с острыми гранями. Обычное количество каннелюр в постройках классического периода - 16 - 20 штук. Капитель - верхняя часть колонны, на которую визуально ложится нагрузка расположенных выше несомых элементов. Отделяется от ствола колонны горизонтальными врезами гипотрахелиона, или шейки, таких врезов бывает от 1 до 4. Состоит из эхина - круглой подушки криволинейного профиля и квадратной абаки . Ниже эхина в греко-дорическом ордере колонну опоясывает небольшая бороздка, а в римско-дорическом - выпуклый профиль-ремешок. База есть только у колонн римско-дорического ордера, в остальных случаях колонна устанавливается непосредственно на стилобат .

Архитрав дорического ордера гладкий, в некоторых вариантах римско-дорического ордера разделен на два уступа - фасции. Небольшой полочкой, называемой тения, архитрав отделяется от фриза , поверхность которого представляет чередование триглифов и метоп . Карниз поддерживается мутулами , реже - дентикулами. Под триглифами, а также на нижней поверхности мутул размещаются каплеобразные элементы - гутты.

Пропорции

Высота дорической колонны составляет, по Витрувию, 14 модулей (нижних радиусов колонны), а по Виньоле и более поздним авторам - 16 модулей (это ближе к древнеримским образцам). Высота базы и капители (до опоясывающего ремешка) - по 1 модулю. Архитрав имеет высоту 1 модуль, фриз - 1,5 модуля. Насчет высоты карниза единства у авторов нет, она может составлять 1,5 модуля или менее. Ширина триглифов - 1 модуль, метоп - 1,5 модуля.

Закономерности построения

За единицу измерения элементов ордера принят модуль , равный половине диаметра колонны. Модуль дорического ордера, в свою очередь, делится на 12 парт (частей).

Карниз антаблемента модульонного ордера

Архитрав

Капитель зубчатого ордера

Стержень колонны

База колонны

Карниз пьедестала

Стул

База пьедестала

Галерея

Литература

  • Виньола. Правило пяти ордеров архитектуры. М.: Архитектура-С, 2005.
  • Михайловский И. Б. Теория классических архитектурных форм. М.: Изд. В. Шевчук, 2003.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Дорический ордер" в других словарях:

    Один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан вертикальными желобками каннелюрами; капитель состоит из круглой подушки эхина и толстой квадратной плиты абака. Антаблемент членится на … Художественная энциклопедия

    Один из трех основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и… … Большой Энциклопедический словарь

    Древнейший и самый строгий из древнегреческих архитектурных стилей, сложился у племени дорийцев около 600 г. до н.э. Колонна не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и… … Энциклопедия культурологии

    Дорический ордер - ДОРИЧЕСКИЙ ОРДЕР, один из трех основных архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции около конца 7 в. до нашей эры. Отличается мужественностью и лаконизмом форм. Колонна Дорийского ордера не имеет базы, ствол прорезан… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Дорический ордер Архитектурный словарь

    Один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Дорический ордер встречается уже между 600 и 590 до н. э. в первых… … Строительный словарь

    Один из трёх основных архитектурных ордеров. Колонна дорического ордера не имеет базы, ствол прорезан каннелюрами; капитель состоит из эхина и абака. Антаблемент членится на архитрав, фриз и карниз; фриз по горизонтали делится на триглифы и… … Энциклопедический словарь

    Один из трёх основных греческих архитектурных ордеров. Сложился в дорийских областях (см. Дорида) Древней Греции при переходе к строительству храмов и др. общественных сооружений из камня. Д. о. встречается уже между 600 и 590 до н. э. в… … Большая советская энциклопедия

    - ((гр. dorikos свойственный дорическим племенам Др. Греции) архитектурный ордер, отличающийся отсутствием базы у колонны, простой формой капители, а также наличием триглифов и метоп во фризе. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009 … Словарь иностранных слов русского языка

    Дорический ордер - см. Ордера архитектурные … Античный мир. Словарь-справочник.