Осветительные приборы

Что такое гамма. Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано

Что такое гамма. Аппликатурные правила в гаммах для фортепиано

Нужно ли начинающему музыканту знать о том, что такое мажорные и минорные гаммы ? Конечно, это уже более менее серьезная теория музыки, но все же это может пригодиться. Тем более, что данная тема не такая уж сложная, как может показаться. Главное, разобраться, и станет все понятно 🙂

Гамма строится от основной ноты (тональности). Например, у нас есть тональность До мажор. Если мы захотим построить гамму, то получится гамма До мажор.

В гамме всего 8 нот . Первая нота - основная (например, До), а последняя будет тоже До, только октавой выше.

Итак, в любой гамме - и мажорной, и минорной - 8 нот, но в разных гаммах эти ноты будут отличаться. Сначала вспомним, :

Полутон - расстояние от одной клавиши (неважно, черной или белой) до соседней, стоящей рядом (неважно, справа или слева).
Тон - расстояние от одной клавиши (неважно, черной или белой) до клавиши, стоящей через одну (неважно, справа или слева).

Существует следующая формула для строения мажорной гаммы:

тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.

То есть, если мы хотим построить гамму До мажор (мажорную), то первая нота у нас будет До , а дальше от нее считаем по формуле.

Смотрим, как построить гамму До мажор :

Таким же образом строится любая мажорная гамма. Главное запомнить формулу, а также понять, что первая нота будет такая же, как и называется гамма. Например, если мы хотим построить гамму Ми мажор , то первая нота будет Ми , а дальше строим по формуле.

В минорной гамме тоже 8 нот , но другие ноты. Первая нота - тоже такая же, как и называется гамма. Если гамма До минор, значит первая нота - До. А дальше строим по формуле.

Строение минорной гаммы:

тон - полутон - тон - тон - полутон - тон -тон

Как видите, формула немного отличается. Посмотрим на примере, как будет выглядеть гамма До минор (минорная гамма от До):

Существует три вида минорной гаммы:

  • натуральный;
  • гармонический;
  • мелодический.

На данном этапе подробно рассматривать мы их не будем.

Заключение

Надеюсь, я не слишком сложно все изложил. Главное, разобраться. Это может Вам когда-то пригодиться.

И напоследок посмотрите прикольное видео про пианино с мистером Бином 🙂

Один из самых популярных вопрос у начинающих музыкантов: Какие гаммы бывают, точнее какие есть лады в музыке ?

Многие музыканты используют в своем творчестве ограниченное число ладов.

В принципе в этом нет ничего плохого, можно с помощью одного лада выражать свои идеи и кому-то этого хватает. Однако если сравнить лад с определенным блюдом, то многие, наверное,захотят расширить свои «гастрономические» пристрастия. Вся прелесть необычных ладов в том, что с помощью них можно мгновенно, без особых усилий, получать специфическое, характерное для конкретного лада звучание. Например, лады с увеличенной секундой всегда имеют восточный, арабско-испанский колорит, пентатоника звучит по китайско-японски, а искусственные лады создают модерновое звучание (послушайте, например, Dream Theater). Каждый новый лад это как особая приправа, которую вы добавляете в свою музыку.

C целью ознакомления своих читателей с о всем разнообразием ладов я создал специальную рубрику «Гаммы и Лады», в которой будут находится статьи с полным описанием ладов. Одна статья один лад/гамма.

Что необходимо для успешного изучения ладов?

  • Изучите ноты и структуру гаммы, постарайтесь запомнить ее звучание. К каждой статье я буду прилагать звуковой пример импровизации для закрепления Ваших слуховых представлений об определённом ладе.
  • Проработайте различные внутри лада.
  • Проиграйте гармонические примеры лада, обращая внимание на характерные . Поскольку большинство изучаемых ладов будут находится вне сферы тональности, то и принципы гармонизации у них будут другие. К каждому ладу всегда будут прилагаться наиболее удачные варианты аккордов, которые можно обыграть с помощью изучаемого лада.
  • Попробуйте сочинить простую мелодию на основе изучаемого лада. В большинстве ладов заложена своя внутренняя фразировка, которая направляет движения композиционной мысли.
  • Попробуйте применить изученный в импровизационной среде: отдельно и в сочетании с другими.

Теперь рассмотрим общую классификацию ладов.

Количество ладов используемых в тональной и модальной музыке различно. Тональная музыка опирается на два основных лада: мажорный и минорный (а также их разновидности гармонические и мелодические). Этим исчерпываются возможности построения ладов в тональной музыке, поскольку любое изменение нарушает тональные тяготения.

В и атональной музыке количество ладов безгранично и каждый может придумать свою гамму.

В целом все лады можно разделить на несколько категорий:

Традиционные к ним относятся лады:

  • дорийский
  • фригийский
  • лидийский
  • миксолидийский
  • эолийский
  • локрийский

а также мажор, минор и их разновидности.

которые в свою очередь делятся на бесполутоновые-ангемитонные к ним относятся все обращения стандартной пентатоники. А также гемитонные с одним или двумя полутонами (японские лады)


Этнолады — к этим ладам относятся различные китайские, цыганские, балканские лады и т.д Также этнолады могут состоят из различных 1/4 тоновых и других нетемперированных делений.

Искусственно созданные — это могут быть сочетания уже известных ладов (например, лидийско-эолийский, лидийско-миксолидийский), а также созданные математическим путем с помощью соединения одинаковых или неодинаковых тетрахордов путем разделения их полутоном или тоном. Еще один способ создания искусственных ладов — это комбинация интервальных моделей, например 1:2, 1:3 и т.д

Следующая группа особых ладов — это лады ограниченной транспозиции Мессиана — в числе этих ладов находятся как известные уменьшенная и целотоновая гамма, так и необычные новые лады.

Отличительной чертой этих ладов является невозможность транспонировать их после определенного числа транспозиций (например, уменьшенный лад имеет всего три позиции после чего ноты повторяются). Эти лады находятся на стыке модальности и тональности (один лад может находиться в трех тональностях)

Следующая группа многооктавные лады — их диапазон простирается от ноны до двух октав и даже больше (например, обиходный звукоряд).

Отдельного внимания заслуживают джазовые лады:

  • блюзовая пентатоника
  • блюзовый мажор
  • альтерированная доминантовая гамма
  • бибоповый мажор
  • бибоповый минор
  • мелодический джазовый минор
  • увеличенная гамма(не путать с целотоновой гаммой)

Музыка имеет свойства, непонятные логике обычного человека. Она способна волновать, поднимать боевой дух, успокаивать или, наоборот, доводить до истерики. Тот, кто брал в руки гитару, знает, как завораживают звуки от вибрации струны, как начинают стягиваться люди к этим звукам. Зачем покупать качественные колонки или ходить на живые концерты, почему человеку так важно хорошее звучание? Тот, кто решил понять это сам или просто взял в руки музыкальный инструмент, рано или поздно осознает, что в музыке есть свои законы, ноты ставятся не как угодно, а в соответствии с правила построение гамм. "А что такое гаммы?" - спросите вы.

Музыкальный ликбез

Человек, пришедший в музыкальную школу учиться или решивший понять теорию сам, начинает сталкиваться с такими словами, как звукоряд, тоника, с вопросами о том, что такое гаммы, тон и так далее.

Со звукорядом все просто, это звуки все подряд. Тоника или тон гаммы - это главный звук. Гамма - это звукоряд от тоники до тоники. Чтобы было понятнее, взгляните на клавиши пианино, видите, как чередуются белые и черные клавиши. Период повторения смены цветов длится семь белых клавиш, с восьмой начинается новый период. Вот первая и последняя клавиша в гамме и будет являться тоникой. Бемоль, который похож внешне на понижает звук на полтона, а диез, внешне похожий на решетку, повышает на полтона.

Еще стоит разобраться с цифрами. Потому что в музыке они произносятся на латинском языке. Прима - один, секунда - два, терция - три, кварта - четыре, вспомните известную басню "Квартет", про четырех музыкантов, квинта - пять, секста - шесть, септима - семь, к римским именам часто добавляли Клавдий Секст или Юлий Септим, что означало шестой и седьмой соответственно, октава - восемь.

Типы гамм

Что такое гаммы? звуков, поэтому, если у вас под рукой музыкальный инструмент, то вы прямо сейчас сможете ее сыграть. Из основных видов различают мажорную и минорную. Есть их версии - гармонические и мелодические. На эти типы гамм опирается тональная музыка.

Виды гамм очень разнообразны, есть модальная, тут немного сложнее для понимания, так как гаммы в модальной музыке могут вмещать больше или меньше семи звуков. Существуют пентатонные гаммы из пяти звуков. Особое внимание стоит обратить на джазовые гаммы: пентатоника и бибоповый мажор и минор, джазовый минор с мелодической разновидностью, увеличенная гамма, альтерированная доминантная гамма.

Некоторые придумывают свои названия гамм, когда считают, что построили нечто новое, но на самом деле уйти от стандартов музыки если не невозможно, то крайне сложно.

Построение гамм

Мажорная гамма строится, считая от первого звука, как тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), тон (W), полутон (H). Мажорная гамма от ноты до самая простая, так как не имеет диезов и бемолей. Минорная гамма строится, считая от первого звука: тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W), полутон (H), тон (W), тон (W). Из минорных самая простая гамма от ноты ля.

В гармоническом мажоре понижается шестой звук, а в мелодическом - шестой и седьмой звуки. В наоборот, повышается седьмой звук, а в мелодическом - шестой и седьмой звуки.

Давайте для лучшего понимания построим все типы гамм от ноты до и ми, ноты с диезами и бемолями находятся на черных клавишах.

Мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля, си, до.

Гармоническая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си, до.

Мелодическая мажорная гамма ДО: до, ре, ми, фа, соль, ля Ь (шестой пониженный звук, черная клавиша), си Ь (седьмой пониженный звук, черная клавиша), до.

Минорная гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си Ь (черная клавиша), до.

Минорная гармоническая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля Ь (черная клавиша), си (повышенный седьмой звук), до.

Минорная мелодическая гамма ДО: до, ре, ми Ь (черная клавиша), фа, соль, ля (повышенный шестой звук), си (повышенный седьмой звук), до.

Мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до # (черная клавиша), ре # (черная клавиша), ми.

Гармоническая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре диез (черная клавиша), ми.

Мелодическая мажорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль # (черная клавиша), ля, си, до (шестой пониженный звук), ре (седьмой пониженный звук), ми.

Минорная гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре, ми.

Минорная гармоническая гамма МИ: ми, фа # (черная клавиша), соль, ля, си, до, ре # (повышенный седьмой звук, черная клавиша), ми.

Минорная мелодическая гамма МИ: ми, фа #, соль, ля, си, до # (повышенный шестой звук), ре # (повышенный седьмой звук), ми.

Гаммы в музыке

Наверняка, вы слышали слово гамма в применении не только к музыке. Это может быть и гамма чувств для описания эмоций и событий, а может быть для создания картины. Гамма нот для музыканта, как палитра для художника. На ней тренируют пальцы для игры на музыкальном инструменте, учатся ориентироваться среди струн или клавиш, привыкают к звучанию. При написании произведений, при отсутствии музыкального инструмента рядом звуки вспоминают по гаммам. Можно, наверное, обойтись и без них, и результат получить неплохой. Но зачем отказываться от удобного и проверенного инструмента.

Любая таблица гамм является подсказкой для музыканта, конечно, зная правила, можно построить любую гамму самому, но со шпаргалкой проще. Ведь чтобы построить нужный интервал между нотами, достаточно взглянуть на гамму той же тоники, что и создаваемое произведение, и оставить необходимые ноты.

Искусство музыки

Искусство игры на музыкальных инструментах нарабатывается годами. Сначала музыкальная школа, потом консерватория, потом академия и везде играют гаммы. Играют для разминки, для гибкости пальцев. Это палитра музыки!

Математика и музыка

Современные ученые досконально подошли к музыке с точки зрение математики. Музыка подчиняется законам, которые можно просчитать. Произвести все расчеты в голове сложно, но записав алгоритм в компьютер, машину научили сочинять музыку. Говорят, что получается не хуже произведений классиков.

Но машина есть машина. Что такое гаммы для нее? Для нее это набор звуков, из которого надо составить последовательность. Для человека это краски, через которые он описывает эмоции. Любой композитор представляет себе музыку, придает ей настроение через усиление, затихание и прочие приемы. Их творения имеют названия, такие как «Прощание с родиной», «Артист эстрады», вальс «Березка», «Соперницы». Композиторы описывают события и действия, используя язык музыки.

Компьютеры ушли далеко в развитии и могут написать музыку, но сочиняет ее человек!

1.

га мма 1 , гаммы, жен. (греч. gamma - название буквы, обозначавшей звук "соль" в средневековой музыке). Последовательный ряд звуков, повышающийся или понижающийся, обычно в пределах одной или двух октав (муз. ). Играть гаммы на рояле. Мажорная, минорная гамма. Гамма си бемоль . «Для меня так это ясно, как простая гамма.» Пушкин .

| перен. Последовательный ряд каких-нибудь однородных, но многообразных в своей изменчивости предметов, качеств (книж. ). Гамма красок. Гамма цветов. Гамма настроений.

2.

га мма 2 , гаммы. Третья буква греческого алфавита.

Гамма - лучи, гамма-лучей, ед. нет (физ. ) - то же, что рентгеновские.

Этимологический Словарь Русского Языка

Немецкое – Gamme.

Французское – gamme.

В русский язык слово «гамма» пришло из французского в конце XVIII в. Французское gamme – музыкальный термин, неологизм , впервые введенный аббатом Гвидо Ареццо для наименования первоначально только первого тона нотной системы.

Базой для возникновения слова явилось уже известное название третьей буквы греческого алфавита (слово, которое уже в это время часто использовалось при математических вычислениях).

Кроме того, слово «гамма» нередко служит первой частью сложных слов и вносит значение – «связанный с электромагнитным излучением, испускаемым радиоактивным веществом».

Производное: гамма-лучи.

Контрразведывательный словарь

последовательность символов условного алфавита, состоящего из букв, или цифр, или комбинаций телеграфного кода, или других символов и предназначенного для криптографических целей.

Словарь музыкальных терминов

часть звукоряда в пределах октавы, в которой ступени лада идут последовательно в восходящем или нисходящем порядке. Существуют диатонические (из 7 звуков), хроматические (из 12 звуков), пентатонные (из 5 звуков) гаммы. Исполнение различных гамм применяется как упражнение для развития техники музыканта-исполнителя.

Содержание статьи

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ГАММЫ, последовательности музыкальных звуков, выстроенные в восходящем или нисходящем направлениях. Гамма (точнее – звукоряд) представляет в обобщенной форме, обычно в диапазоне октавы (например, от до первой октавы до до второй октавы), фундамент той музыки, из которой извлечена данная гамма. Теоретически число гамм-звукорядов очень велико; в разных национальных культурах бытуют разные звукоряды.

Хроматическая гамма.

Хроматическая гамма содержит в себе все звуки, входящие в темперированный европейский звукоряд. В этой гамме каждый тон отстоит на полутон от предыдущего и последующего; в темперированном строе полутон – наименьшее возможное расстояние между звуками.

Нотация хроматической гаммы изменяется в зависимости от музыкального контекста, как это показано в примере 1. Например, до-диез (cis ) и ре-бемоль (des ) обозначают звук одной высоты. Возникает явление, именующееся энгармонизмом. Обычно, но не обязательно, восходящие хроматические последовательности записываются с помощью диезов (), бекаров () и дубль-диезов (), а нисходящие последовательности – с помощью бемолей (), бекаров () и дубль-бемолей () (пример 2).

Только к 20 в. хроматическая гамма стала рассматриваться как самодостаточный звукоряд для музыкальной композиции. Это можно показать на примере додекафонного сочинения А.Шёнберга – сюиты, ор. 25. Представленная в примере 3 последовательность звуков – это «серия» (или «ряд») данного произведения; в соответствии с правилами додекафонии данный набор звуков, именно в том порядке, в каком они появляются, составляет мелодико-гармоническую структуру произведения. Шёнберговскую серию можно сравнить с хроматической гаммой: гамма содержит те же звуки, но не привносит в них индивидуального порядка.

Диатонические гаммы.

В предшествующие эпохи хроматизм служил преимущественно для обогащения и расширения выразительных возможностей нескольких диатонических звукорядов, состав которых определяется октавным диапазоном, присутствием двух полутонов и пяти целых тонов (как в современных мажоре и миноре, также относящихся к диатоническим звукорядам). В Средневековье все звукоряды были диатоническими и включались в ладовый космос т.н. Совершенной системы, этого неверно истолкованного наследия классической античности. Совершенная система представляла собой подобие современной хроматической системы, т.е. являлась сводом всех основных тонов (звукорядов), употреблявшихся в музыке. Звукоряды эти были диатоническими – они соответствовали белым клавишам современного фортепиано. Отклонения от основных тонов, неизбежно возникавшие в музыкальной практике, рассматривались средневековыми теоретиками как musica falsa или musica ficta – «фальшивая», «ложная» музыка. В каноне Одо Клюнийского (10 в.) к звукам сводного диатонического звукоряда впервые были приложены буквенные обозначения, которые представлены (в современной их форме) в примере 4.

Совершенная система определяет основное правило нотации диатонических гамм: каждая буква в пределах октавы используется только один раз. Отсюда происходит ряд трудностей и неясностей в обозначении тонов хроматической гаммы: приходится использовать семь основных букв с окончаниями -is или -es (например, до-диез обозначается как cis , ре-бемоль – как des и т.д.).

Лады.

Диатоническая гамма может быть построена от любой ступени, например: ля – си-бемоль – до – ре – ми – фа – соль или ре – ми – фа – соль – ля – си-бемоль – до и т.д. Поскольку в Совершенной системе (как и в расположении белых клавишей на клавиатуре фортепиано) фиксируются два полутона – ми – фа и си – до , они могут занимать разные позиции по отношению к начальному тону звукоряда. Именно это качество, расположение полутонов в отношении к начальному тону – инициалису, позволяет различать семь диатонических ладов («модусов») (пример 5). Их иногда называют «церковными» ладами, и они определяют собой облик всей средневековой музыки, особенно церковного пения. Любой средневековый лад характеризуется не только соотношением полутонов с инициалисом, но и позицией доминанты как наиболее часто повторяемого тона (в некоторых стилях церковного пения), а также амбитусом, т.е. объемом лада. Амбитус мог быть двух видов: если лад строился от инициалиса вверх, он назывался «автентическим»; если лад начинался на кварту ниже инициалиса и кончался на квинту выше его, он назывался «плагальным» («вторичным»).

Транспозиция и альтерация.

Лады могут транспонироваться (перемещаться); они могут быть построены от любого тона внутри октавы. Однако в этом случае для сохранения структуры лада необходимо введение так называемых «случайных знаков» – диезов и бемолей. Если дорийский лад строится от соль , а не от ре , третьей его ступенью должен быть си-бемоль , а не си. На практике в ладах возникали и другие хроматизмы, особенно в заключительных каденциях, где, например, в дорийском ладу вместо хода до – ре появлялся хроматизм до-диез – ре.

Лады описанного выше типа употребляются прежде всего для классификации монодической музыки, особенно средневекового церковного пения. Именно поэтому амбитус и доминанта рассматриваются как отличительные особенности подобных ладов. Другим возможным способом классификации древних (и фольклорных) ладов может быть мелодическая формула («попевка») или группа формул, характерных для данного лада. Такая связь определенных мелодических формул с тем или иным ладом типична для большинства незападноевропейских культур, в частности восточных (например, для индийской раги). Эта связь прослеживается в древнерусском церковном пении и в древних пластах русского фольклора.

Мажорный и минорный звукоряды (гаммы).

С развитием полифонии модальная теория утратила свое всеобъемлющее значение. К 16 в. теоретиками наблюдалось уже только четыре используемых автентических лада (от ре , ми , фа , соль ) и четыре соответствующих им плагальных. При этом усиление гармонической основы полифонического письма и появление разных альтерированных тонов привели к расширению таблицы ладов с двенадцати до четырнадцати – путем добавления теоретически «вычисленных» локрийского и гиполокрийского ладов (с инициалисом си ). Среди всех ладов (двенадцати или четырнадцати) выделились два – ионийский лад от до и эолийский лад от ля , которые легли в основу формирующейся мажоро-минорной системы. Переход от двенадцати ладов 16 в. к мажору и минору современной тональной системы произошел в 17 в. Но преобладание мажора и минора ощущалось и в более ранней музыке; эти лады сохраняют свое значение до наших дней.

Мажорный звукоряд (пример 6) отличается ясностью структуры. Расположение мелодически активных полутонов – между третьей и четвертой и между седьмой и восьмой ступенями – придает мажорному звукоряду интонационные тяготения, строго ориентированные на инициалис, он же финалисконечный тон: ныне он называется тоникой. Одновременно в мажоре создается сопряжение между доминантой (V ступенью) и тоникой, что сообщает ладу гармоническую ясность. Подобные свойства мелодического и гармонического порядка, наблюдающиеся в музыке 17–20 вв., позволяют мажору выдерживать многообразные хроматические изменения, не теряя своей индивидуальности.

Другие лады.

В западной музыке наблюдается много иных ладов. Это звукоряды с «пробелами», т.е. между ступенями лада образуются интервалы больше большой секунды. К данному типу относятся т.н. пентатонические (пятиступенные) лады. Существуют еще и целотоновые лады. Оба типа приведены в примере 8. Однако значение подобных образований несравнимо с универсальным значением мажора и минора.