Осветительные приборы

Чертеж дома в стиле классицизма. Загородный дом в стиле классицизм

Чертеж дома в стиле классицизма. Загородный дом в стиле классицизм

На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.

Стиль классицизм в архитектуре

Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.

Возникновение классицизма

Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.

Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии - он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.

Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман - немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.

Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.

Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов .

Черты классицизма в архитектуре

Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:

  • простые и геометричные формы и объемы;
  • чередование горизонтальных и вертикальных линий;
  • сбалансированная планировка помещения;
  • сдержанные пропорции;
  • симметричная отделка дома;
  • монументальные арочные и прямоугольные конструкции.

Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.

Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.

Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, - это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.

Русский классицизм

Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир , использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.

Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:

  • ранний - период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
  • зрелый - строгое подражание архитектуре античности;
  • поздний, или высокий (русский ампир) - характеризуется влиянием романтизма.

От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.

Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом - ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.

Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.

Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео:

29 сентября 2015. Портнер

Разделить по стилям и поместить на полки все архитектурные разновидности частных домов, встречающиеся на рынке Подмосковья - невероятно сложная задача, так как архитектура домов построенных за последние 25 лет - это смесь авторского экспрессионизма, эклектики, удачных и не очень экспериментов с известными нам архитектурными стилями. Грубо, стилистику загородных домов можно разделить:

1. Постсоветский стиль – характеризуют дома из красного кирпича, строившиеся в первой половине 90-ых, когда появилась возможность построить собственный дом большой площади. Важно было освоить максимальный объем с имеющимся бюджетом. Помещения нарезались интуитивно, а на готовую коробку потом приглашались архитекторы, чтобы ее как-то «обыграть». Крыши часто облицовывали металлочерепицей или мягкой кровлей. Большая часть вторичных предложений на Рублево-Успенском шоссе относится к домам в данной стилистике, чьи владельцы уже построили для себя новое правильное жилье, а от старого, расположенного на дорогих участках, пытаются избавиться, но не задешево. Фото 1.

2. Классический стиль в основном встречается в архитектуре больших домов и усадеб на Рублевском шоссе, площадью от 1500 кв.м и больше. Дома симметричных форм, с помпезными входными группами и соответствующими планировками, которые становятся заложниками симметричных эклектичных фасадов. Для отделки используется в основном натуральный камень типа известняка, травертина, доломита и гранита для облицовки цоколя и крылец. Кровля делается из фальцованного медного, свинцового или цинк-титанового листа, или натурального камня - сланца. Себестоимость строительства таких домов зависит от сложности каменного декора, но ориентировочно составляет 1.500-2.000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Данный стиль можно грубо разделить:

  • Неоклассицизм - стиль популярный в XVII-XIX веках, узнаваемый по строгим, элегантным линиям и отсутствием излишних декораций, вдохновляемый архитектурным искусством античных периодов Древней Греции и Рима. Фото 2.1.

    Необарокко - стиль популярный в Европе в XVII-XVIII веках, для которого характерны пространственный размах, слитность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм и излишество фасадного декора. Фото 2.2.

3. Архитектуру домов в стиле Модерн (известен в разных странах и как Арт-Нуво, Югендстиль или Сецессия) отличает отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий, использование новых материалов (металл, стекло) и расцвет прикладного искусства – фасады щедро украшались стилизованными растительными узорами, гибкими текучими формами. На рубеже XIX и XX веков появилось стремление к созданию одновременно эстетичных и функциональных зданий. Крыши приобретают сложные формы с декоративным фахверком. На фасадах применяются: камень, штукатурка, дерево, мозаика, керамическая плитка, бронза, витражи. Фото 3 (автор АМ Олега Карлсона).

4. Викторианский стиль характеризует многообразие разновидностей эклектического ретроспективизма с конца XIX века - возрождением более ранних европейских стилей и адаптацией к новым конструктивным возможностям с ассимиляцией китайского, японского, индийского, персидского и арабского стилей декоративного искусства. В основном ассоциируется не с постройками в Британии, а с домами, построенными в модных буржуазных курортах Нормандии, особенно в известном городке Довиль. Фото 4.

Стоимость строительства домов в стиле Модерн или викторианской архитектуры выше, чем классических домов, но подчеркивает стремление владельца к декоративному искусству.

Также как сегодня мы не одеваемся в стиле 17, 18 или 19 веков и не ездим на каретах или лошадях, строительство новых домов в стилистике Классицизма, Модерна или Викторианского периода считается анахронизмом, поскольку не соответствует духу нашего времени. Уже больше ста лет архитекторы нигде в мире не обучаются проектированию согласно классическим канонам. Таким образом, риск архитектора перешагнуть в поле китча очень большой и по факту в 90% случаев подтверждается.

5. Замковый стиль (или так называемый среди архитекторов - Диснеевский стиль) относится к чистому китчу и характерен для стран Восточной Европы (особенно Румынии) и Китая. В коттеджных поселках бизнес-класса пользовался спросом до кризиса 2008 г. Для отделки фасадов и кровли домов, построенных в замковом стиле, в большинстве случаев используются недорогие отделочные материалы, имитирующие натуральные. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 5.

6. Райтовским стилем часто называют все дома с выступающими четырехскатными крышами, но архитектуру известного американского архитектора Фрэнк Ллойд Райта с начала XX века характеризует «органичная» форма домов, с уменьшением объема на верхних этажах, чтобы дом с террасированной крышей органично вписывался в рельеф. Несмотря на то, что Ф.Л. Райт создавал дома в эпоху Арт-деко, «последнего великого стиля XX века», его архитектура заслуживает отдельную полку - как первые дома современного стиля, где функционализм начал доминировать над эстетикой симметрии фасадов. Для отделки фасадов используются качественный кирпич, камень, дерево, много остекления и элементы прикладного искусства. Пологие кровли, как правило, покрываются фальцованным медным листом. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.300-1.800 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 6 (автор Portner Architects).

7. Кантри стиль представляет разнообразие домов, строившихся традиционно в разных странах мира, в основном в деревнях и провинциальных пригородах. К этой категории можно отнести следующие стилевые направления:

    Бревенчатые дома во всех своих разновидностях. Быстровозводимые, но с определенными ограничениями в отделке. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 600-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.1.

    Шале (альпийский стиль) с двускатными крышами и мансардным вторым этажом. Отделка фасадов первого этажа из камня, второго из дерева или штукатурки с деревянным фахверком. Кровля из сланца, дранки или натуральной черепицы. Себестоимость строительства таких домов ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. Фото 7.2.

    Итальянская (средиземноморская) классика характерна кирпичными или оштукатуренными фасадами, с простым декором из камня в виде карнизов, обрамления окон и усиления углов. Большие террасы с навесами, перголами, ставни на окнах и другие элементы имеют первоначальную функцию защиты от солнца, но являются неотъемлемой частью этого стиля. Фото 7.3.

  • Английский (тюдоровский) стиль узнаваем по кирпичным или фахверковым фасадам, с окнами небольших размеров, кровлями из соломы или сланца и высокими дымовыми трубами с декоративными элементами. Фото 7.4.

    Бельгийский стиль характерен использованием разнотонного кирпича ручной формовки для отделки фасадов, двускатными крышами под большим углом уклона и декоративными карнизами фронтонов. Фото 7.5.

    Американско-канадские дома пришли из пригородов Северной Америки, но с учетом российской ментальности локализованы с учетом изменения строительной технологии с деревянно-каркасной на каменную (кирпич, пеноблок). Дома данного стиля в основном имеют встроенный или пристроенный гараж на 2 машины. В борьбе за данную категорию покупателей девелоперами допускалась экономия, иногда даже в плане нарушений технологий строительства фундаментов и гидроизоляции. Этим коммерческим типом домов массово застраиваются коттеджные поселки, так как их себестоимость довольно низкая и конструктивные решения несложные, но вместо привычных в США 600-700 долларов, в России цена строительства колеблется около 1000 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем. В результате тюнинга данного стиля появился Замковый стиль. Фото 7.6.

8. Современным стилем называется вся архитектура после эпохи Арт-деко. Современная архитектура подразумевает полное отсутствие стилевых канонов и эксперимент в использовании возможности новых строительных материалов. Также имеет несколько этапов развития:

    Функционализм характеризует наличие больших площадей остекления, чистых геометрических форм (обычно прямоугольных), отсутствие излишеств в отделке фасадов и использование крупных нерасчленённых плоскостей из одного материала, разнообразие форм кровли (часто плоской). Сжатая философия стиля - это искренность и прагматичность: «форма определяется функцией, а фасад формой». Фото 8.1 (автор Portner Architects).

    Минимализм стремится к триумфу хорошего вкуса - к максимально возможной простоте выполнения, соблюдению основных правил композиции, использованию натуральных материалов, максимальному вниманию к деталям, единой цветовой гамме, световому оформлению и стремлению достичь максимальной функциональности. Фото 8.2 (автор Maxim Winkelaar и Bob Ronday).

    Деконструктивизм пытался освободить архитектуру от гегемонии эстетики, красоты, функциональности и построить здание, отрекшись от всех общепринятых глубинных принципов создания архитектурных сооружений, в том числе: тектоники, равновесия, вертикалей и горизонталей - разрушив старые принципы и создать что-то свое. Фото 8.3 (автор McBride Charles Ryan).

    Хай-тек со своей эстетикой металла, машин и промышленной архитектурой. Фото 8.4 (автор АМ Алексея Козыря).

    Эко-тек (Био-тек) , где архитектурная выразительность конструкций зданий достигается заимствованием природных форм и прямым использованием форм живой природы в архитектуре, в виде элементов природного ландшафта и живых растений. Фото 8.5 (автор Guz Architects).

    Авангард – яркий и нестандартный стиль, неожиданных и провокационных цветовых решений, контрастов и форм, с применением несовместимых, на первый взгляд, фактур и материалов, с неординарными решениями при сопряжении объемов и плоскостей, создавая асимметричные конструкции, причудливые формы и изгибы. Фото 8.5 (автор АМ Атриум).

Себестоимость строительства домов современной архитектурной стилистики ориентировочно составляет 1.000-1.500 долларов за кв.м, без учета отделки интерьеров и инженерных систем.

Надо подчеркнуть, что почти у каждого из вышеперечисленных архитектурных стилей есть и свой псевдо-стиль, где по разным причинам отступается от стандартных канонов, теряются пропорции и композиция фасадов и используются недорогие имитации натуральных отделочных материалов.

Классицизм - это направление в искусстве Европы, пришедшее на смену помпезному барокко в середине XVII века. В основе его эстетики лежали идеи рационализма. Классицизм в архитектуре - это обращение к образцам античного зодчества. Он зародился в Италии и быстро нашел последователей в других европейских странах.

Андреа Палладио и Винченцо Скамоцци

Андреа Палладио (1508-1580) был сыном каменотеса. Ему и самому предстояло продолжить тяжелое ремесло своего отца. Но судьба оказалась к нему благосклонна. Встреча с поэтом и гуманистом Дж. Дж. Триссино, который разглядел в юном Андреа большой талант и помог получить образование, стала первым шагом на пути к его славе.

Палладио обладал прекрасным чутьем. Он понял, что заказчикам приелась пышность барокко, они больше не хотели вставлять роскошь на показ, и предложил им то, к чему те стремились, но не умели описать. Зодчий обратился к наследию античности, но сделал упор не на телесности и чувственности, как поступили мастера эпохи Возрождения. Его внимание привлекли рационализм, симметрия и сдержанное изящество строений Древней Греции и Рима. Новое направление получило название в честь своего автора - палладианство, оно стало переходным к стилю классицизм в архитектуре.

Виченцо Скамоцци (1552-1616) считается самым талантливым учеником Палладио. Его называют «отцом классицизма». Он достраивал многие объекты, спроектированные его учителем. Самыми известными из них являются театр Олимпико, ставший на многие годы образцом для постройки театров по всему миру, и вилла Капра, первый в истории архитектуры частный дом, созданный по правилам античного храма.

Каноны классицизма

Палладио и Скамоцци, творившие в конце XVI - начале XVII веков, предвосхитили появление нового стиля. Окончательно классицизм в архитектуре оформился во Франции. Его характерные черты легче уяснить, сравнивая их с особенностями стиля барокко.

Сравнительная таблица архитектурных стилей
Сравнительный признак Классицизм Барокко
Форма здания Простота и симметрия Сложность форм, разница объемов
Внешний декор Сдержанный и простой Пышный, фасады дворцов напоминают торты
Характерные элементы внешнего декора Колонна, пилястра, капитель, статуя Башенка, карниз, лепнина, барельеф
Линии Строгие, повторяющиеся Текучие, причудливые
Окна Прямоугольные, без излишеств Прямоугольные и полуциркульные, по периметру растительный декор
Двери Прямоугольные с массивным порталом на круглых колоннах Арочные проемы с декором и колоннами по бокам
Популярные приемы Эффект перспективы Пространственные иллюзии, искажающие пропорции

Классицизм в западноевропейской архитектуре

Латинское слово classicus ("образцовый") дало название новому стилю - классицизм. В архитектуре Европы это направление заняло главенствующие позиции более чем на 100 лет. Оно вытеснило стиль барокко и подготовило почву для появления стиля модерн.

Английский классицизм

Родиной классицизма была Италия. Оттуда он распространился в Англию, где идеи Палладио нашли широкую поддержку. Индиго Джонс, Уильям Кент, Кристофер Рен стали приверженцами и продолжателями нового направления в искусстве.

Кристофер Рен (1632-1723) преподавал математику в Оксфорде, а вот к архитектуре обратился довольно поздно, в 32 года. Первыми его постройками были Шелдонский университет в Оксфорде и капелла Пембрук в Кембридже. Проектируя эти здания, зодчий отступил от некоторых канонов классицизма, отдав предпочтение барочной свободе.

Посещение Парижа и общение с французскими последователями нового искусства дали его творчеству новый толчок. После великого пожара в 1666 году именно ему было поручено перестраивать центр Лондона. После этого он заслужил славу основателя национального английского классицизма.

Французский классицизм

Значительное место занимают шедевры классицизма в архитектуре Франции. Одним из самых ранних образцов этого стиля является Люксембургский дворец, построенный по проекту де Бросса специально для Марии Медичи. В полной же мере тенденции классицизма проявились при строительстве дворцово-парковых ансамблей Версаля.

Классицизм внес значительные коррективы в планировочную структуру французских городов. Зодчие проектировали не отдельные здания, а целые архитектурные ансамбли. Парижская улица Риволи является ярким примером новых для того времени принципов застройки.

Плеяда талантливых мастеров внесла весомый вклад в теорию и практику стиля классицизм в архитектуре Франции. Вот лишь некоторые имена: Никола Франсуа Мансар (отель Мазарини, собор Валь-де-Грас, дворец Мезон-Лаффит), Франсуа Блондель (ворота Сен-Дени), Жюль Ардуэн-Мансар (ансамбли площади Побед и Людовика Великого).

Особенности стиля классицизм в архитектуре России

Следует отметить, что в России классицизм получил распространение почти на 100 лет позже, чем в странах Западной Европы, во времена правления Екатерины II. С этим связаны его специфические национальные черты в нашей стране:

1. На первых порах он носил ярко выраженный подражательный характер. Некоторые шедевры классицизма в архитектуре России являются своего рода «скрытой цитатой» западных архитектурных ансамблей.

2. Русский классицизм состоял из нескольких весьма отличных друг от друга течений. У его истоков стояли зарубежные мастера, представители разных школ. Так, Джакомо Кваренги был палладианцем, Валлен-Деламот являлся сторонником французского академического классицизма. Русские архитекторы также имели особое представление об этом направлении.

3. В разных городах идеи классицизма были восприняты по-разному. В Санкт-Петербурге он утвердился легко. В этом стиле строились целые архитектурные ансамбли, он оказал влияние и на планировочную структуру города. В Москве, сплошь состоявшей из городских усадеб, он не получил столь широкого распространения и относительно мало повлиял на общий вид города. В провинциальных городах в стиле классицизм выполнены лишь отдельные строения, преимущественно соборы и административные здания.

4. В целом же классицизм в архитектуре России прижился безболезненно. На то были объективные причины. Недавняя отмена крепостного права, развитие промышленности и стремительный рост городского населения ставили перед зодчими новые задачи. Классицизм предлагал более дешевые и практичные, по сравнению с барокко, проекты застройки.

Стиль классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга

Первые петербуржские постройки в стиле классицизм были спроектированы приглашенными Екатериной II иностранными мастерами. Особый вклад внесли Джакомо Кваренги и Жан Батист Валлен-Деламот.

Джакомо Кваренги (1744 -1817) был представителем итальянского классицизма. Он является автором более десятка прекрасных зданий, которые сегодня неразрывно связанны с образом Петербурга и его окрестностей. Академия наук, Эрмитажный театр, Английский дворец в Петергофе, Екатерининский институт благородных девиц, павильон в Царском селе - вот далеко не полный список его творений.

Жан Батист Валлен-Деламот (1729-1800), француз по происхождению, жил и работал в России 16 лет. По его проектам построены Гостиный двор, Малый Эрмитаж, Католическая церковь Екатерины, здание Академии художеств и многие другие.

Своеобразие московского классицизма

Петербург в XVIII веке являлся молодым, быстро разрастающимся городом. Здесь было где разгуляться вдохновению архитекторов. Составлялись генеральные проекты по его застройке, с четкими ровными улицами, оформленными в едином стиле, ставшими впоследствии гармоничными архитектурными ансамблями.

С Москвой дело обстояло иначе. До пожара 1812 года ее бранили за неупорядоченность улиц, характерную для средневековых городов, за многостилье, за преобладание деревянных построек, за «варварские», по мнению просвещенной публики, огороды и другие вольности. «Это был город не домов, а заборов», - говорят историки. Жилые постройки располагались в глубине домовладений и были скрыты от глаз прогуливающихся по улице людей.

Снести все это до основания и начать возводить город по новым градостроительным правилам, разумеется, ни Екатерина II, ни ее потомки не решались. Был избран мягкий вариант перепланировки. Архитекторам поручили возводить отдельные здания, организующие большие городские пространства. Они должны были стать архитектурными доминантами города.

Основоположники русского классицизма

Большой вклад в архитектурный облик города внес Матвей Федорович Казаков (1738-1812). Он никогда не учился за границей, можно сказать, что он создал собственно русский классицизм в архитектуре. Своими постройками с колоннадами, фронтонами, портиками, куполами, сдержанным декором Казаков и его ученики стремились в меру своих сил упорядочить хаос московских улиц, немного их выровнять. К наиболее значительным его постройкам относятся: здание Сената в Кремле, дом Дворянского собрания на большой Дмитровке, первое здание Московского университета.

Не менее весомый вклад внес друг и единомышленник Казакова - Василий Иванович Баженов (1735-1799). Его самой известной постройкой является Дом Пашкова. Архитектор блестяще обыграл в планировке здания его местоположение (на Ваганьковском холме), в результате получился впечатляющий образец архитектуры классицизма.

Стиль классицизм удерживал свои лидирующие позиции более века, а обогатил архитектурный облик столиц всех Европейских государств.

В последние годы все чаще выбор граждан в области собственного жилья падает на отдельный загородный дом. Каждому хочется, чтобы его жилье было красивым и ни на что не похожим. Дабы достичь этой цели, следует хотя бы приблизительно представлять себе, какие стили домов в настоящее время активно используются по всему миру. Так можно сделать правильный выбор, построив или приобретя не только красивый, но и функциональный загородный коттедж.

Практические замечания

В настоящее время очень редко можно отыскать дом (как в городе, так и за ним), построенный в каком-то одном стиле. Как правило, почти все постройки представляют собой некий «винегрет», настоящую мешанину из различных архитектурных решений. Во многом это связано с желанием выделиться, а также фактом доступности строительной информации. Но все же такой подход несколько неправилен. И если при покупке квартиры в городском доме вы уже ни на что не можете повлиять, то при самостоятельном возведении загородного жилья мы бы не рекомендовали заниматься это свидетельствует о плохом вкусе.

Что же касается более насущных вопросов… Какие стили домов используются на сегодняшний день чаще всего? Практика показывает, что таковыми являются «вечная классика» и шале.

Классические решения

Отличаются такие дома простой форм, своей легкостью и изяществом. В них нет ничего лишнего, отсутствует нагромождение лишних элементов. За счет этого создается впечатление действительно домашнего уюта. Впрочем, не нужно считать, будто у домов этого стиля вообще не может быть украшений: лепнина и даже колонны удачно подчеркнут красоту и изящество постройки, намекнут о прекрасном вкусе ее владельца и его достатке. Классика недаром считается мировым каноном строительства - по ее принципам построены многочисленные дворцы и усадьбы.

Сегодня классика снова приобретает все большую популярность. Благодаря современным материалам и текстурам, можно «оживить» даже самые строгие классические формы, не лишаясь, меж тем, ее элегантности. Наконец, классический стиль предполагает грамотную работу ландшафтного дизайнера, так как дом следует максимально корректно вписать в окружающую среду. Постройка не должна выглядеть чужеродным объектом, ей нужно полностью гармонировать с окружающей местностью. Балюстрады, создающие иллюзию воздушности, и кружева дополнят великолепный облик такого дома.

«Рыцарские замки» и романтический историзм

Замковый тип характеризуется массивными высокими стенами, «рублеными» чертами и практически полным отсутствием украшений. Монументальность и стабильность - вот те впечатления, которые производят такие дома. Отсутствие украшений только подчеркивают эти качества. Впрочем, голыми кирпичными стенами стиль все же не отличается: мозаика и барельефы не только эффектно и монументально выглядят, но и придают вашему жилью особый, «средневековый» шарм и обаяние. Особенно популярно сегодня готическое направление. Чем характеризуется такое жилье?

Высокими, прямыми стенами и сводами. Дом должен устремлять вверх, под его крышей должно быть много места и света. Предпочтительнее всего, когда на окнах - не банальные стеклопакеты или стекло, а красивые, со вкусом подобранные витражи. В настоящее время увидеть такой строительный стиль у нас можно редко: как-никак, но для нашей страны готические мотивы будут смотреться несколько чужеродно, так что эти дома строят только люди, которых не пугает перспектива показаться кому-то чересчур «эксцентричным». Неким консенсусом в этом плане выглядит исторический романтизм.

В этом стиле сочетаются элементы ренессанса, рококо, но больше всего в нем все же той самой готики, пусть и в «смягченном» варианте. Именно поэтому дома, которые построены по этому образу, частенько называют «неоготикой». Узнать их можно по кирпичным фасадам, длинным, стрельчатым окнам, а также крышам, похожим на колпаки сказочных ведьм. Выглядит весьма атмосферно и необычно. Архитекторы также шутят, что в любой дом, выстроенный в готическом или неоготическом стиле, обязательно нужно поселить привидение!

Конечно, существуют иные стили частных домов, которые позволяют лучше выразить собственную индивидуальность.

Ренессанс

Также распространенное архитектурное решение: характеризуется простотой форм, внутренним простором, хорошо продуманным распределением жилого пространства. Чаще всего при постройке предпочтение отдается прямоугольным формам. Наиболее характерной чертой домов, которые построены в стиле ренессанс, является наличие просторного внутреннего двора. Такое жилье подойдет людям, которые ценят комфорт и практичность: можно отдохнуть от тревог и забот рабочего дня, просто устроив небольшой пикник во внутреннем дворе. При этом вам не будут досаждать излишне любопытные соседи. Какие еще можно выбрать стили оформления дома?

Барокко

Барокко - это воплощенная в камне или дереве пышность, а порой даже вычурность. Стиль этот характеризуется игрой плавных изогнутых форм и линий. Здесь важно обилие красок, красивая игра света и тени, наличие позолоченных деталей и изогнутых колонн и балюстрад. В общем, стиль этот идеально подходит для тех, кто хочет отразить в своем доме свой достаток и стиль.

Грандиозным примером барокко в его «природной среде» является Версальский дворец во Франции. Характеризуется он не просто пышностью, но изяществом и величием своих форм, линий и красок. Даже цветы, кусты и деревья в окружающем парке построены «строго по ранжиру». Все они растут не просто так, ибо каждый куст регулярно подстригается опытным садовником, который придает растению строго определенную форму.

При строительстве нужно иметь в виду, что в этом случае крайне легко переступить черту и выйти за грань: величие превращается в излишество, своеобразие - в аляповатость. Так что перед постройкой нелишним будет заручиться поддержкой опытного и умелого архитектора. Если у вас нет такой возможности… Есть ли какие-то иные архитектурные стили домов, которые не предполагают столь жестких требований к строительству?

Классицизм

Данный стиль может служить олицетворением простоты, строгости и изящества, которые всегда сохраняют свою актуальность, пусть даже речь идет о нынешнем веке всеобщей торопливости и стремления всюду успеть. Идеология классицизма проста - стремление подчеркнуть гармонию человека и природы, слияние с ней. Именно поэтому архитектура данного стиля отличается заметной сглаженностью, а многие дома строились исключительно под определенную местность.

Если вам не чуждо благородство, романтизм и стремление к возвышенному, то обязательно выбирайте именно классицизм. Он не только выгодно подчеркнет вашу индивидуальность, но и позволит создать жилье, отличающееся удобством и функциональностью. Рассмотрим прочие стили отделки домов.

Модерн и ар-деко

Данный стиль является идеальным примером того, как современные архитекторы обращаются за вдохновением к «делам давно минувших дней». Особое место здесь занимает стиль модерн. Хоть название это и переводится как «современный», но возникло это архитектурное направление в 19 веке, впитав все самое лучшее от своих предшественников. Архитекторы того времени довели данный стиль практически до идеала, а потому построить «модерновый» дом - отличная затея.

И не в последнюю очередь мы даем такой совет оттого, что стиль этот идеально сочетает красоту, удобство и функциональность. Модерн легко узнать по плавным, перетекающим одна в другую, растительным формам. Архитектура эта может превратить в настоящее произведение искусства практически любое здание. Для внутренней планировки характерно большое количество спусков, подъемов, изящных переходов. Внешний вид такого дома сочетает в себе простоту и динамику; несмотря на «закрученность» линий, он не выглядит вычурным или аляповатым.

Почему модерн подходит для загородного строительства?

Стиль этот идеален для загородного жилья, так как воображение архитектора не ограничено тесными рамками городской квартиры и ее условностями. Модерн предполагает практически неограниченные возможности по планировке и внутреннему оформлению дома.

В принципе, «модерновый» загородный коттедж представляет собой настоящий ансамбль из всевозможных форм и размеров. Текущие плавные линии и аккуратность позволяют создать прекрасное и удобное жизненное окружение. Кроме того, можно полностью раскрыть все возможности облицовочных материалов. В частности, идеально подходит керамическая плитка с различными узорами и фактурами: геометрические узоры в форме завитков и лепестков позволяют создать центральный узор, который будет приковывать внимание всех гостей вашего дома.

Планировка самого здания должна вестись так, чтобы оно максимально вписывалось в окружающую местность. Для той же цели можно разбить клумбы и сад. Важно отметить, что все металлические элементы - такие как заборы, кованные перила и поручни, должны идеально подходить к общему стилю модерна. С деревянными деталями таких проблем нет, так как этот материал пусть и не идеально, но подходит практически ко всем архитектурным стилям.

Модерн, как и барокко, пропагандирует индивидуальность, но в этом случае она не аляповатая, изящная, дом выделяется исключительно за счет своей красоты и функциональности. От архитектора и дизайнера требуется способность к принятию нестандартных решений. К этому стилю крайне близок еще и ар-деко. Помимо всех черт, которые мы описали выше, он включает в себя индийские, ассирийские, а также некоторые прочие мотивы. Как нетрудно понять из названия, при возведении таких домов крайне большое значение имеют различные дизайнерские решения. Какие еще существуют стили строительства домов?

Минимализм

Буйство декора нравится далеко не всем. Если это так, то вам, быть может, подойдет минимализм. Его девиз: «Не должно быть ничего лишнего»! Минимализм резко против использования вычурных, многоцветных, аляповатых композиций. Здесь важна ясность композиции, допускается использование только простых геометрических форм и линий. Окна при этом стиле оформления играют совершенно особую роль. Они должны иметь как можно больший размер, а в идеале - закрывать всю стену. Все конструктивные элементы интерьера обязательно должны быть полностью скрыты.

Альпийский стиль

Удобство, добротность и функциональность - вот те качества, которые подойдут тем людям, которые выбирают альпийский стиль дома. Такие жилища отличаются большими размерами жилых помещений, из-за особой планировки и постройки в них очень легко дышать. великолепно сохраняют тепло длинными зимними месяцами, в них всегда прохладно даже жарким летом. В чем же секрет столь восхитительных качеств?

Изначально проекты домов в стиле Альп предназначались именно для сельской местности, причем для тех ее регионов, которые никогда не отличались райским климатом. Фундаменты таких построек строили из каменных блоков, но чаще - просто вырубали в цельной скале, а стены складывали из тщательно просушенной, крепкой древесины. В иные времена столь скромные и в чем-то суровые дом служили прибежищем для пастухов, которые пережидали в них непогоду. Именно из-за этого проекты домов в стиле альпийского луга отличаются простотой и лаконичностью деталей.

В таких постройках практически нет «рюшечек» и бессмысленных декоративных элементов. Все строго, функционально, но предельно уютно, так как дерево и природный камень идеально гармонируют с друг другом, создавая прекрасную атмосферу домашнего уюта. Если рассматривать стили деревянных домов, то альпийский стиль, вне всякого сомнения, в этой области находится вне конкуренции.

Стиль прованс

Постройки этого типа отличаются большой и пологой крышей. По идее, первый этаж их положено складывать из камня, а второй - из дерева, но примерно с 50-х годов прошлого века все «провансы» строят исключительно из бруса. Особенно распространены эти дома у американцев. По давно устоявшейся традиции, дом в стиле прованс (фото есть в статье) отличается обязательным наличием камина. Его длинная, кирпичная труба проходит по боковой стене и хорошо заметна на иллюстрации в данном материале.

Отделка таких домов выполняется с использованием исключительно природных, натуральных материалов, а в цветовой гамме предпочтение отдается естественным цветам и оттенкам. Так, особенно популярна крестьянская утварь, деревянные панели и полы из скобленого дерева, которыми отличается практически любой дом в стиле прованс. Фото таких построек в зарубежных СМИ также показывают, что в последние 10-15 лет все более популярными становятся и полы из природного камня.

Вся внутренняя обстановка таких домов подчиняется строгой функциональности. Впрочем, это не мешает при оформлении использовать старые ретушированные фотографии, которые делают загородный дом в стиле прованс буквально средоточием теплоты и особого, неповторимого шика. Следует заметить, что за последние несколько лет строители все чаще стали практиковать использование современных строительных материалов, которые имитируют естественные. Это позволяет полностью сохранить «имидж» таких домов, но при этом резко сократить стоимость строительства, что при нынешних экономических реалиях немаловажно.

Ампир

Как и многие стили домов, фото которых есть в статье, ампир «вырос» из оформления дворцов и вилл, предназначенных для проживания аристократов. Он происходит от «скрещивания» римского и готического стилей, а потому несколько холоден, а в некоторых случаях - откровенно суров. Впрочем, строгость и величавость такого рода построек заставляют забыть об этом. Сама концепция ампира строится на использовании «поясов». Они являются не только функциональными элементами (опорные балки, колонны), но и украшениями. Особенно популярны разного рода эпические барельефы, изображения рун, грифонов, победных знамен и т. д. Оттого стиль этот не слишком-то часто можно увидеть в оформлении частных домов. Скорее, он более подходит для каких-то присутственных, торжественных помещений.

Рококо

Это - своего рода антипод барокко, который отличается большей практичностью и легкостью. В оформлении таких домов используются исключительно светлые акварельные цвета и оттенки. На фасадах можно увидеть большое количество ажурных утонченных украшений, отличительной чертой которых является преобладание белого цвета. В отделке интерьера также повсеместно могут применяться морские мотивы, причем наиболее популярны стилизованные раковины. Непременным аксессуаром таких домов являются украшения из состаренной и позолоченной бронзы, придающие красоту и монументальность этому стилю оформления.

Построенный дом

Роскошный дом в стиле классицизма с элементами боз-арта (от французского слова beaux-arts, что переводится как "изящные искусства"), вызывает в памяти костюмные фильмы, где даются пышные балы, роняются надушенные платки, закручиваются великосветские романы.

Относящийся к эклектике стиль боз-ар имеет два источника: итальянский ренессанс и французское барокко, причем элементы обоих стилей переплетаются в причудливых, никем не регламентированных сочетаниях.

Стиль особенно был популярен в середине XIX - начале ХХ веков во Франции и Северной Америке, но и в наше время, открытое для всех веяний, не потерял притягательности.

Особенности архитектуры

Двухэтажный дом в стиле классицизм спроектирован как здание с двумя симметрично расположенными крыльями. Симметрия весьма характерна для этой разновидности эклектики.

Главный фасад реального дома оформлен эффектным портиком на высоту двух этажей с колоннами коринфского ордера. В тимпане классического фронтона - рельефный картуш в окружении гирлянд, листьев аканта и орнамента. Над входными дверьми также небольшой картуш, а на расчлененных рустом стенах - сдвоенные консоли по обеим сторонам входа.

Аналогичными фронтонами оформлены фасады крыльев сооружения. Здесь окна обрамлены попарно размещенными пилястрами, рельефами над оконным проемом и балюстрадой под ним. Все карнизы декорированы рядами волют.

Задний фасад здания оформлен полукруглыми эркерами по обеим сторонам боковых крыльев, а в центре организован выход в сад и балкон с балюстрадой. Цоколь декорирован солидным рустом из "дикого камня".

Царящий над сооружением круглый купол со шпилем подчеркивает классицизм дома и его дворцовый характер.

Территория

Приусадебный участок разбит дорожками на куртины во французском стиле. Так и кажется, что вот-вот к роскошному крыльцу подъедут кареты, из которых выпорхнут декольтированные дамы, поддерживаемые галантными кавалерами.