Измерительные

Животные в лесу зимой. Открытое занятие"как зимуют звери"

Животные в лесу зимой. Открытое занятие

Оксана Кашицева

Конспект занятия «Дикие животные зимой в лесу »

Программное содержание :

Закрепить с детьми признаки зимы

Обогатить и закрепить знания и представления о животных , живущих в наших лесах (волк, медведь, еж, лиса, заяц, белка)

Дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы.

Познакомить детей с дикими животными по классам : травоядные и хищные.

Учить детей мыслить самостоятельно.

Развивать изобретательскую смекалку, творческое воображение, мышление.

Учить детей, опираясь на полученные знания и интуицию, используя оригинальные решения проблем, находить выход из любой ситуации.

Коррекционные задачи :

Обогатить словарь за счет признаков и действий за счет обозначения качеств (особенности внешнего вида, питания, повадки)

Согласовывать слова в предложении в грамматически правильной форме.

Учим сочетать речь с движениями

Активизируем в речи слова-антонимы : длинный - короткий.

Учить детей отвечать четко, уверенно проговаривать поставленные звуки.

Воспитательные задачи :

Воспитывать культуру общения, слушая рассказы товарищей, не перебивая говорящего.

Воспитывать любовь к животным .

Предварительная работа :

Подбор иллюстративного материала по теме «Животные наших лесов »

Чтение русских народных сказок «Лисичка-сестричка и серый волк» , «Хвосты» , «Заяц-хваста» , «У страха глаза велики»

Разучивание пальчиковой гимнастики «Есть у каждого свой дом» Нищевой (в обработке) .

Разучивание стихотворений о диких животных

Дидактические игры : «Путаница» , «Чего не хватает» , «Назови семью» , «Чей хвост, чья голова»

Рассматривание динамической модели «Берлога медведя зимой » , «Жилища белки, ежа и лесных мышей»

Оборудование и материалы :

В группе оформлен «лес» из веток, искусственных елей

Мнемодорожка с приметами зимы

Имитация «Берлоги, норы»

Игрушки диких животных по сезону : серая белка, волк, медведь, еж, белый заяц, лиса

Следы разных животных

Игра-модель «Признаки животных »

Коллаж - пиктограммы «Почему у белки длинный хвост» , «Почему у зайца короткий хвост»

Мешочки для игры «Определи на ощупь»

Игра «Круги Эйлера» : разноцветные тарелки (зеленая и красная, картинки «Питание животных » , картинки с дикими животными , обручи зеленого и красного цвета

Ход занятия :

1).Организационный момент. Воспитатель : Сегодня утром я получило письмо, где сказано, что к нам летит какой-то гость, из самой Африки.

Раздается гул самолета (вертолета) . Прилетает Тигренок.

Тигренок : Здравствуйте ребята, я прилетел к вам в гости из самой Африки, где всегда очень жарко. Почему же у вас так холодно?

Воспитатель : Дети, объясните Тигренку, почему у нас холодно.

Дети : Потому что наступила зима.

Тигренок : А что такое зима? Я даже и не знаю, объясните.

Воспиатель : Дети поможем тигренку понять, что такое зима, возьмите каждый примету зимы и расскажите тигренку

Дети поочередно выкладывают мнемодорожку на полу с приметами зимы.

Мнемодорожка «Зима

Дети :

1-сейчас зима, зимой три месяца : декабрь, январь и февраль.

2-солнце светит мало, день короче ночи.

3-мороз рисует на окнах узоры,

4-часто идет снег,

5-дуют холодные ветры.

6-звери в лесу сменили окраску шерсти.

Тигренок :

Теперь я понял, что такое зима. А вам нравится зима? Я слышал, что у вас здесь живут такие животные , которых нет в наших теплых краях, вы мне расскажите о них

Воспитатель : Дети, посмотрите у нас получилась зимняя дорожка.

Мы сейчас оденемся потеплее и пойдем по этой дороге с Тигрушей в лес. (имитируем одевание)

2)Тигруша : Морозно! Холодно в лесу ! Неужели в зимнем лесу никто не живет ?

Варианты ответов детей, подвожу к выводу, что в лесу кто-то оставил следы. Значит кто-то в лесу всё-таки живет .

Тигруша : Ой, правда, я вижу чьи-то следы.

Воспитатель : Следы, каких животных мы видим .

Дети перечисляют : следы волка, следы белки.

Воспитатель : Дети как называют этих животных ?

Дети : Дикие .

Воспитатель : Почему их называют дикими ?

Дети : Они живут в лесу , сами добывают себе пищу.

3). Я так хотел, сними познакомиться, почему же они прячутся от нас?

Воспитатель : Сейчас узнаем.

Тигренок : Что это за гора? Я сейчас с неё прокачусь!

Воспитатель : Нет, Тигренок это не гора, это чей-то домик. Мы сейчас тихонько подойдем и поглядим, кто здесь живет.

(заглядываем, видим медведя, «сосущего лапу» )

Тигренок : Какой огромный зверь, как его зовут? А что он делает…

Как называется жилище медведя?

Кто же еще спит зимой

А как называется у него жилище

Тигренок : А чьи это ушки и хвостики торчат.

Дети : Это уши зайца, это уши белки, это хвост лисы, хвост волка.

Воспитатель : А еще можно сказать «Заячьи уши, беличьи уши, волчий хвост, лисий хвост»

Тигренок : Какие интересные названия у домика медведя- берлога, у ежика- нора.

А какой домик у белки? У лисы? У волка? У зайца?

Дети : Дупло, нора, логово (помогаю, если не знают)

Воспитатель : у зайчика дома нет, живет он под кустом.

Тигренок : Что- то лапки мои замерзли, дети хотите погреть свои пальчики.

Физкультминутка : «Есть у каждого свой дом»

У лисы в лесу глухом есть нора - надежный дом

Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели

Под кустом у зайца дом

Волк свернет свой хвост кольцом,

В теплом логове своем

Спит в берлоге косолапый, до весны сосет он лапу

Есть у каждого свой дом, всем тепло, уютно в нем.

(удары ладонями и кулачками)

4).Предлагаю сесть на стулья-пенечки

Тигренок : Смотрю я на вас животные и удивляюсь , какие вы все разные.

Дидактическая игра «Длинный- короткий»

«У ежа лапы короткие, а у волка-….(длинные)

«У волка морда длинная, а у зайца-….(короткая) »

«У зайца хвост короткий, а у белки….(длинный) »

Тигренок : Интересно, зачем белке такой длинный хвост?

Воспитатель : Узнаем у ели, ведь это любимое дерево белки.

Вывешиваем элементы схемы на шишки поочередно.

Белка прыгает с дерева на дерево, пользуется своим хвостом как рулем- он помогает правильно держать направление во время прыжка, хвост помогает ей приземлиться на землю- как на парашюте, чтобы не замерзнуть белка укрывается хвостом как одеялом

На ели лежит платок, платком изображаем все действия (им показываем руль, как падает парашют, как укрывается одеялом)

Тигренок : Теперь понятно почему белке нужен такой длинный хвост, а зачем тогда зайцу такой короткий хвост нужен?

Воспитатель раскладывает схему под кустом :

Зайцу с коротким хвостом легче спасаться от хищных зверей, за длинный его можно будет схватить. Спит зайка под кустом в сугробе, и с коротким хвостом ему легче спрятаться.

Тигренок : а для чего лисе нужен хвост?

Дети : чтобы заметать следы. Изображает султанчиком «Веник»

Воспитатель : Дети, а как вы думаете, для чего волку нужен хвост?

Варианты ответов детей.

Воспитатель : Укладываясь на ночь спать, волк сворачивается клубком и своим хвостом укрывает нос и ноги, которые как раз оказываются в центре круга. Благодаря такому положению хвоста теплый воздух, выдыхаемый из легких, хорошо согревает лапы и нос.

Дыхательная гимнастика (изобразить как дышит волк, почувствовав тепло от своего дыхания) : вдох через нос- выдох через рот

5) Тигренок : Теперь я все знаю и запомнил про ваших животных , я приготовил гостинцы для ваших зверей, помогите мне найти, кому какой подарить.

Правильно животные бывают разные : одних называют хищными, а других травоядными. Дети кто такие хищные животные (варианты ответов детей, хищные животные- это те животные которые питаются другими животными . А кто же тогда травоядные? (это животные , которые питаются травой, растениями.)

Мы сейчас это попробуем закрепить. Перед вами лежат две разноцветные тарелки : зеленая - будет обозначать, что из неё питаются травоядные животные и красная тарелка- из неё питаются хищные животные . Задание : разложите правильно в тарелки пищу для животных .

А теперь определите, кто что будет есть.

Волк - ест зайцев, ежей, оленей, птиц.

Лиса - зайцев, птиц, рыбу

Белка - орехи, шишки, грибы

Заяц - кору деревьев, в огороде может украсть морковь.

Еж - ягоды, грибы, но иногда и ужей, маленьких мышей

Медведь- ест растения, но иногда, если очень голодный может съесть и оленя.

Ежа и медведя я сознательно даю в конце, т. к они относятся и к хищным и травоядным животным .

Дидактическая игра «Определи на ощупь»

Дети на ощупь определяют кто - что ест и раздают его зверям.

В мешочках : для волка-кость, лисе- рыбка (птица, медведю- бочонок с медом, зайцу- кору, ежу-гриб, белке- шишку

6) Тигренок : Много я узнал про ваших животных . Приеду в Африку и всем расскажу про них, как бы мне ничего не забыть?

Воспитатель : Не переживай, у нас есть замечательные кубики «Запоминалки» , они помогут мне тебе всё запомнить.

Ой, подул сильный зимний ветер и все перепутал.

Дети помогите всё правильно собрать.

Игра-модель «Признаки животных »

Дети подбирают картинки, соответствующие схемам :

-животное

Его семья

Способы защиты, от кого защищается

Воспитатель : Тигренок какой же, ты добрый. И мы тебе тоже подарок приготовили.

Дидактический кубик «Будь как.»

Дети, собирая кубик, закрепляют свойства характера у каждого животного , желая это Тигренку.

Будь сильный как…. медведь

Будь красивым как ….лиса

Будь умным как…. волк

Будь быстрым как…. заяц

Будь ловким как…. белка

Будь добрым как… еж

Тигренок всех благодарит и хвалит детей.




Ирина Сироткина
Занятие «Как зимуют дикие животные»

Программное содержание :

1. Учить классифицировать диких и домашних животных .

2. Дать понятие о диких животных , чем они питаются.

3. Учить знать названия их жилищ (берлога, нора, логово, дупло, ямка и др.)

4. Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя полным ответом.

5. Продолжать учить правильно произносить существительные во множественном числе родительного падежа (зайчата, бельчата и т. д.)

6. Воспитывать бережное отношение к природе

Материал к занятию : макет леса, шапочки зверей (медведь, заяц, ёж, белка, волк, барсук, лиса, лось, плакат с изображением жилищ животных , индивидуальные карточки и силуэты животных , картинки домашних и диких животных .

План занятия

1. Беседа с детьми в кругу о зиме, зимних месяцах.

2. Дидактическая игра «Домашние и дикие животные »

3. Путешествие в лес :

a) встреча с Лесовичком, загадывание загадок;

b) встреча с медведем, зайцем, ежом;

c) физразминка «Ёж»

d) встреча с белкой, волком, барсуком;

e) физразминка «Барсук»

f) встреча с лесой и лосем;

g) «Песенка лесных друзей»

4. индивидуальная работа детей с карточками и силуэтами (логическая игра «Посели в домик» ;

5. игра «Назови правильно детёнышей животных (в родительном падеже множественного числа) ;

6. итог занятия и возвращение детей из леса в сад.

Ход занятия

Беседа воспитателя в кругу с детьми.

1. Настрой на занятие : пожелание друг другу доброго утра.

2. Вопросы о времени года :

a) какое сейчас время года?

b) Сколько у зимы месяцев? Назовите их.

c) Какой сейчас месяц?

d) Как февраль называют в народе? (лютень и снежень)

3. Чтение коротких стихов о зиме по строчкам по кругу (Белый снег пушистый… и «Белый снег лежит кругом…» )

Воспитатель : Сегодня мы поговорим о диких животных , как они зимуют в лесу , чем питаются, как называются их жилища. Но вот беда, я случайно перемешала картинки диких и домашних животных . Надо отделить в одну сторону (под домиком) – домашних, а в другую (под картинкой леса) диких животных . Двое детей выходят к доске и, ответив на вопросы поочерёдно (почему животное называется домашним или диким , выполняют работу. После этого закрываю шторкой половину доски с картинками домашних животных и говорю , что мы будем говорить о диких животных и спрашиваю , кто из них спит зимой (медведь, ёж, барсук) . Отделяем эти картинки ниже.

Воспитатель : Сейчас мы пойдём в лес, чтобы посмотреть, как зимуют , как зимуют дикие животные и как называются их жилища.

Звучит музыка с пением птиц (негромко) (дети закрывают глаза)

Под эту музыку воспитатель говорит :

Представьте, что мы идём по лесу. В лесу надо идти острожно, нельзя громко разговаривать, нельзя шуметь, потому что в лесу живут, звери, птицы. У них здесь своя жизнь. Лес – их дом. Мы можем их потревожить, испугать. Открывайте глаза (дети открываю глаза, видят макет леса – ёлочки, деревья) .

Воспитатель : Вот мы и пришли в лес. Дети, это лес – волшебный. Кажды из вас, кто войдёт в лес, превращается в лесного жителя. Но я слышу чьи-то шаги. Кого-то мы всё-таки побеспокоили. Появляется Лесовичок :

Кто пришёл в наш лес? Кто беспокоит лесных жителей?

Воспитатель : Лесовичок, дети пришли к вам в лес посмотреть, как зимуют дикие животные в лесу . Помогите нам встретиться с ними.

Лесовичок : Хорошо. Я вам помогу. Для вас проснутся даже те звери, которые спят. Слушайте загадку :

Хозяин лесной

Просыпается весной

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой

Дети : Медведь

(ребёнок обходит лес, одевает шапочку и выходит) .

Медведь : Я могу ходить на четырёх лапах и на двух. Умею плавать, быстро бегать, лазить по деревьям. К зиме я накапливаю много жира и сплю.

Воспитатель : А чем питается медведь летом и осенью?

Медведь : Люблю мёд, ягоды, отлично ловлю рыбу, птиц и мелких животных (дети дополняют) .

Воспитатель

Медведь : берлога (показывает на стенде, (садится с детьми)

Лесовичок : слушайте следующую загадку :

Догадайтесь по приметам :

Зимой белый, серый – летом

По лесочку прыг-прыг-скок

Убежать от волка смог.

Дети : Заяц

(Ребёнок обходит лес, одевает шапочку)

Заяц : Я летом серый, а зимой – белый. Я очень быстро бегаю. Когда убегаю от лисы, то запутываю следы, петляю.

Воспитатель : Чем питается заяц?

Заяц : Ем кору, веточки деревьев.

Восп : Заяц, а как называется твоё жилище?

Заяц : Я нахожу ямку и в ней отдыхаю (показывает на стенде, садится с детьми)

Восп : Лесовичок, а теперь дети тебе помогут загадывать загадки

Ребёнок : Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной

Иголок очень много

А нитки ни одной

Дети : Ёж

Выходит ёж (ребёнок в шапочке)

Ёж : Я не боюсь ядовитых змей. Осенью я делаю гнездо из веток и листьев под корнями деревьев или под пеньком и там сплю всю зиму .

Восп : Чем питается ёж?

Ёж : Жуками, червяками, змеями, улитками, комарами, корешками растений, лягушками, мышами, насекомыми, муравьями (дети дополняют)

Восп : Ёжик, а как называется твоё жилище?

Ёж : Норка

Проводится физминутка «Ёж»

Восп : дети, слушайте следующую загадку

Ребёнок : Хожу в пушистой шубе

Живу в густом лесу

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу

Дети : Белочка

Выходит белочка (ребёнок в шапочке)

Я маленькая, юркая, с длинным пушистым хвостом. Я очень подвижна. Всё лето я делаю запасы на зиму . Даже могу переплыть реку. Летом я рыжая, зимой – серая

Восп : А чем питается белочка и что запасает?

Белочка : Орехи, грибы, ягоды, почки деревьев, семена еловых шишек, жёлуди (дети добавляют)

Восп : А как называется твоё жилище?

Белочка : дупло (показывает на стенде. Садится)

Ребёнок : Кто зимой холодный, ходит злой, голодный?

Дети : Волк

Выходит волк :

Волка зовут санитаром леса, потому что он съедает больных животных и другие звери не заражаются. Мне приходится долго бегать, чтобы найти пищу. Волка кормят ноги. А ещё – волк очень умный.

Восп : Чем питается волк?

Волк : Мясом.

Восп : А как называется твоё жилище?

Волк : Логово (показывает, садится)

Ребёнок : Роет норы он умело

Знает, любит это дело

Потому кроту и друг

А зовут его…

Дети : Барсук

Выходит барсук :

Я буровато-серого цвета. На морде две полосы от носа к ушам. Я всё ем, всё люблю. Я ем до поздней осени. Становлюсь толстый и ложусь спать.

Восп : Чем до зимы питается барсук?

Барсук : Мышами, лягушками, ящерицами, насекомыми, грибами, травой.

Восп : А как называется твоё жилище?

Барсук : земляная нора.

Проводится физминутка «Барсук» .

Ребёнок : Кто в лесу хитрее всех?

Есть приметы – рыжий мех,

Длинный хвост, которым ловко

Заметает след плутовка

Дети : Лиса

Выходит лиса

В моей норе много ходов и выходов. Если мой домик найдут собаки охотника, я убегаю через запасной выход. Я люблю искать под снегом норки мышей.

Восп : Чем питается лиса зимой?

Лиса : Мышами, рыбой, ловит зайчат

Восп : Как называется твоё жилище?

Лиса : Нора

Лесовичок : Очень сильный и высокий

По колено снег глубокий

Не олень, но он рогатый

Все зовут его сохатый

Дети : Лось

Выходит лось

Лось высокий, крупный, ноги длинные с узкими копытами, хвост короткий. Зимой у лося спадают рога. Питается корой рябины и сосны.

Восп : Как называется твой домик

Лось : У меня нет домика. Я ложусь отдыхать прямо на снег

Исполняется «Песенка лесных друзей» .

Дидактическая игра «Посели животное в домик »

Восп : скоро весна. У зверей появятся детёныши. Назовите их по имени.

У медведя – медвежата, у зайца – зайчата, у ежа – ежата, у белки – бельчата, у волка –волчата, у барсука – барсучата, у лисы – лисята, у лося – лосята

Восп : Мы говорили, что домашние животные приносят пользу человеку, помогают ему, дикие – нет . Может быть, дикие животные нам не нужны

Нужны. В природе нет ничего лишнего. Нужно бережно относиться и к лесу и к его жителям, к природе.

Дети дают Лесовичку обещание :

Нор звериных, птичьего гнезда

Разорять не будем никогда

Пусть птенцам и маленьким зверятам

Хорошо живётся с нами рядом

Занятие. Экология.

Тема: Как зимуют звери.

(Презентация)

Цель: Формировать представление о жизни животных в лесу.

Задачи:

Образовательные.

Научить детей различать животных по внешнему виду, поведению: познакомить с особенностями их жизни в зимнее время.

Развивающие.

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, устную речь.

Воспитательные.

Воспитывать любовь к животным, стремление помочь им в трудных условиях.

Активизировать словарь: лютые морозы, вьюги.

Предварительная работа: чтение иллюстрированных книг о животных, разучивание стихов, загадок о животных.

Материалы и оборудование: картинки с изображением животных леса, «письмо от лесных жителей», шапочки зверей, игра «Лесные телефоны»

Методы и приёмы: словесные, наглядные, практические, игровые.

Используемые технологии: игровые, здоровье сберегающие, компьютерные

Ход занятия.

1.Организационный момент. Наступили холода.
Обернулась в лёд вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь:
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает?
(Зимой)

Зима – это самое волшебное время года. - Зимний лес. Волшебница – зима постаралась украсить его на славу. Поэты и писатели написали о зиме множество прекрасных произведений.

Послушайте стихотворение.

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась клоками,

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов.

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки - зимы

(А.Пушкин)

2. - Ребята, как вы думаете, животные и птицы в лесу рады проказам матушки – зимы? Хорошо ли им, зимуется в лютые морозы, вьюги, снегопады?

3. Воспитатель: Ребята, давайте сегодня мы с вами заглянем в зимний лес и узнаем о жизни животных в лесу, какие животные зимуют в лесу и как им живется.

4.Игра « Лесные телефоны»

Инсценирование. Дети выступают с загадками и рассказами о животных.

Каждый участник набирает номер своего животного загадывает загадку и расскаывает о нем.

Загадки.

По полю скачет – Зайцев зимой трудно отыскать,они в белой шубке пушистой

Ушки прячет . как маленький сугробик. У него много врагов, а на белом снегу

Встанет столбом его не заметят. Зайцы ничего не запасли.Зимой кормиться вето

Ушки торчком чками деревьев, корой с их стеблей.Его норка возле сугроба.

( Заяц )

День и ночь по лесу рыщет Волк запасов на зиму не делает, голодно бывает ему порой

День и ночь добычу ищет Волк по лесу рыщет в поисках пищи.

Ходит, бродит он молчком .

Ушки серые торчком

(Волк )

Он живет в лесу дремучем Ежи - очень заботливые родители. Они носят на своих

Сам он круглый и колючий иголках еду для своих деток А если увидят опасность,

Угадайте: Это кто же? сворачиваются клубком выставляют острые колючки и

Ну конечно, это… никакой зверь им не опасен. Лакомство ежа – грибы,

( Ежик ) ягоды, груши,огурцы, помидоры. Гнездо – под кучей листьев и

В шубе вся ее краса травы.С наступлением заморозков он закапывается

Шубы нет в лесу рыжей в свою нору и засыпает на всю зиму.

Зверя нет в лесу хитрей

(Лиса). Лиса запасов на зиму не делает, Лиса по лесу рыщет в

поисках пищи. Обнюхивает снег, обнюхивает норки

мышиные. Она слышит малейший писк мыши под снегом

По завалам по оврагам Мыши – основной корм лисы зимой.

Ходит он хозяйским шагом

Любит сладкий мед

Да малину с веток рвет Медведь готовиться к зиме все лето и осень. Питается -

(Медведь).

сладкие ягоды, сочные корешки, мед, рыба. Накопит жира

свернется калачиком и уснет до весны.

С кисточками ушки В сю зиму в берлоге ничего не ест, только лапу сосет.

Гриб увидит на опушке-

Прыг за ним с густых ветвей Белка делает запасы из грибов и орехов, прячет

И несет в дупло скорей их в разные кладовочки, а зимой их отыскивает

( Белка ) вот тебе и угощение, ест семена еловых шишек

Прыгает с ветки на ветку в зимний денек белка

Молодцы, дети! Но когда наступают морозы, метели, ее не видно

Она свернется клубочком, может спать несколько

суток

    Физминутка. Веселые зайчата

Ну – ка дружно все присели.

Друг на друга поглядели.

Лапками похлопали:

Хлоп да хлоп, хлоп да хлоп.

Что у зайцев на макушке?

Пляшут весело там ушки.

Раз подскок, два подскок –

Поскакали все в лесок.

7.Дидактическая игра: «Собери картинку»

(Дети делятся на группы. Каждая группа должна собрать картинку своего животного). Молодцы!

Воспитатель :- Ребята! Только что нам принесли письмо. Хотите знать, от кого?

Воспитатель читает: «Дорогие ребята? Сейчас зима. На деревьях - ни листочка, ни ягодки. Все покрыто снегом. Ребята! Помогите нам. Ваши лесные друзья».

Воспитатель : Зимой зверей, как и птиц, подкармливают? Почему нужно подкармливать животных? Лесники в лесу развешивают заготовленные с лета пучки лиственных растений, раскладывают сено, морковь, капусту.

8. Игровое упражнение: «Покормим животное».

Кто чем питается? Покажите с помощью стрелок Молодцы!

9. Логическое упражнение. «Назови быстро».

Косолапый неуклюжий? (медведь) на казахском языке – (аю)

Серый умный? (волк) на казахском языке –( қаскыр)

Умная, хитрая, модница , живет в лесу? (лиса) на казахском языке – (тұлкі)

Шустрая, длиннохвостая, живет в дупле? (белка) на казахском языке –( тиін)

Ловкий, быстрый? (заяц) на казахском языке –( қоян)

Серый, колючий? (ежик) на казахском языке – қәрпі

10. Физминутка. По дорожке.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке (подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке (подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим (бег на месте)

До лужайки добежим (бег продолжается)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки (прыжки)

Стоп! (присели) Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем (ходьба на месте, за парту сели.)

Вот и закончилась наша прогулка по лесу. О зимовье, каких лесных жителей зимой мы сегодня узнали? Кто помогает лесным жителям пережить суровую зиму?

Все ли животные зимой спят?

КГУ «Яснополянская средняя школа»

Экологиядан сабақ: « Аңдар қалай қыстайды»

Занятие по экологии: «Как зимуют звери»

Воспитатель КПП: Черепанская З.Г 2014г

Самоанализ занятия по экологии

Добрый день, дорогие читатели!

Осенью вы часто с детьми гуляете в парке, лесу. Проведите беседу, расскажите детям, как животные готовятся к зиме.

Пусть ребенок вспомнит, каких животных называют дикими. Малышам можно показать картинки диких животных, загадать загадки, прочитать стихи. Детям постарше предложите решить логические задачи, прочитайте им рассказы о животных осенью.

Покажите взаимосвязь в окружающем мире -стало холодно, насекомые спрятались, птицы улетают в теплые края, потому что для них нет корма.

Зайчик меняет зимой серую шубку на белую, чтобы его не съели хищники, он на снегу будет не так заметен.

В процесе беседы дети обогащают свой словарный запас.

Повторяют существительные: медведь, волк, лиса, заяц. еж, белка, берлога, дупло, логово, нора;

прилагательные: косматый, лохматый, злой, голодный, ловкий, сильный, хитрая;

глаголы: воет, скачет, прыгает, прячется, зимовать, впадает в спячку.

Дети должны знать : названия диких животных наших лесов: медведь, волк, лиса, заяц, лось, еж, бобр, белка;

Что дикие животные сами добывают себе пищу и строят жилища;

— повторить, кто меняет к зиме цвет шубки (заяц, белка);

Знать, где живут:

медведь (в берлоге)

волк (в логове),

лиса (в норе).

Беседа с детьми »Как животные готовятся осенью к зиме»

Наступила поздняя осень: грустная, дождливая и холодная. Не за горами и зима. Зима для животных -самая тяжелая пора. Они мерзнут и не могут добыть себе пищу.

Одни будут спать до самой весны в своих домиках (медведь, еж), другие звери не спят, а делают на зиму запасы, утепляют свои норки, меняют летнюю шубку на зимнюю.

Кто первый?

Большинство животных начинают готовиться к холодам с осени, некоторые запасают еду уже летом. Это мыши, бурундуки. Они собирают семена, зерна, семечки и носят в свои норки. А потом в них и зимуют.

Поговорим с детьми, как заяц готовится к зиме, медведь, еж, белка, лиса и волк, лось.

Расскажите сначала о 2-3 животных, покажите картинки, поиграйте в игры, чтобы ребенок лучше запомнил, как звери к зиме готовятся.

Медведь — хозяин леса

Его дом — берлога. Устраивает ее мишка в укромном месте, под корягами. Носит туда мох, листья. Зимой снег пойдет и сверху накроет берлогу, ее и видно не будет совсем.

Медведи едят орехи, ягоды, корешки, рыбу, личинок разных. Едят и накапливают жировой слой. В ноябре медведь забирается в берлогу и погружается в сон. Спят медведи беспокойно. Если их что-то потревожит, они могут бросить свою берлогу и сделать другую.

В берлоге у медведя рождаются малыши — медвежата, 1-2. Они очень маленькие.

Лисы и волки

Серый, злой, зимой холодной

Бродит по лесу голодный. (Волк)

Эти хищники зимой не спят. Они тоже меняют свой наряд, утепляются. У зверей начинается линька, а потом отрастает густой мех, который помогает выдержать холода.

Волки зимой объединяются в стаи, охотятся на кабанов, зайцев, косуль.

Посмотрите-ка, какая —

Вся горит, как золотая.

Ходит в шубке дорогой,

Хвост пушистый и большой. (Лиса)

Лисы охотятся в сумерках или ночью, ловят мышей, зайцев и птиц. Подкрадываюся к добыче, бросаются неожиданно на нее, хватая острыми зубами. Лиса нюхает снег и ищет мышей.

Дом лисицы? (нора ).

Дом волка? ( логово) .

Еще один житель леса- белка.

Кто по соснам и по елям

Ловко скачет, ветки гнет,

Видит, шишки где поспели,

И себе в дупло несет. (Белка)

Летом этот зверек носит рыженькую шубку, а зимой становится серой.

Где живет белка? (в дупле)

Как белка готовится к зиме?

Летом делает запасы: собирает грибы, орехи, прячет их в лесную подстилку, дупло. Грибы нанизывает на ветки.

Гнездо белка делает на высоких соснах и елях. Белки в спячку не впадают, но в сильные морозы могут в дупле заснуть.

Лось

Большое животное, лесной красавец, носит на голове украшение — большие рога.

Питается лось растениями, а зимой гложет кору деревьев. Трудно зимой лосям, поэтому часто лесники подкармливают лосей и оленей.

В конце осени лось сбрасывает рога. к весне отрастают новые.

Ежик

Тем в лесу я знаменит,

Что иголками покрыт.

А врагов я не боюсь —

Фыркну и в клубок свернусь. (Еж)

Рано осенью ежик готовит домик для зимовки — норку. Носит в нее листья, мягкий мох. У ежей осенью еды мало: трудно находить лягушек, ящериц и червей. Поэтому ежик впадает в спячку.

Зароется в листочки, свернется клубочком и спит всю зиму до весны, пока солнышко не начнет греть.

Бобры

Спросите детей, знают они, где живут бобры.

Водяные мастера
Строят дом без топора,

Дом их хвороста и тины,

И плотину. (Бобры)

Бобры — удивительные животные. У них очень острые зубы, котрыми они перегрызают деревья. А шубка у бобров не промокает в воде.

Бобры ухаживают за своей шубкой: расчесывают ее передними лапками, коготками. А спинку помогают расчесывать другие бобры.

Осенью бобры заготавливают много веток, складывают их недалеко от домика-хатки . Это и будет их еда на зиму.

Зимой бобры не спят. Вход в домик у них под водой.

Как заяц к зиме готовится

Летом серый.

А зимой белый. (Заяц)

Зайчик к зиме меняет серую шубку на белую. Зачем? Чтобы его не было видно на снегу и не попался на обед хищникам.

Зимой зайцы питаются ветками деревьев: осины, березы, ивы. а также грызут кору.

Постоянного домика у зайчишки нет, в сильные морозы зайцы прячутся под кустами.

Осенью у зайчихи появляются детки — зайчата. Это происходит во время листопада. Зайчат так и назыают, листопадничками.

Зайчиха их покормит и убегает, чтобы по запаху хищники не нашли зайчат. Молока хватает на 3 дня. Потом зайчиха возвращается или прибегает чужая мама и кормит всех зайчат, дае чужих.

Игры на тему » Как животные готовятся к зиме»

После беседы с детьми о том, как животные к зиме готовятся, можно поиграть.

Для деток старшего дошкольного возраста и младшего школьного проведите викторину.

1.Что делают звери, чтобы уберечься от морозов?

а) улетают в теплые страны.

б) меняют летнюю шубку на зимнюю.

2. Кто из зверей зимой спит?

а) лисица,

в) барсук.

3. Кто не меняет шубку?

4. Что нужно зверям, впадающим в спячку?

а) жировые запасы,

в) тишина.

5 Чем питается зимой заяц?

а) морковкой,

б) капустой,

в) корой и ветками деревьев.

Игра » Кто здесь лишний?

Наевшись за лето, медведь, барсуки, мыши, ежи, впадают в спячку. (Мыши в спячку не впадают. Они просто находятся в норах под снегом).

В поисках добычи бродят по лесу хищники: волк, лисица, лось. (Лось не хищник, а травоядное животное)

Лоси, кабаны, зайцы зимой едят ветки деревьев, кору, корешки и свежие листья. (Нет свежих листьев зимой).

Упражнение »Назови ласково»

Белка — белочка,

Лиса — лисичка,

заяц — зайчишка,

медведь — медвежонок.

Д/упражнение »Подбери определение»

Волк (какой?)- серый, злой, сердитый, голодный…

медведь (какой?)-бурый, большой, косолапый..

лиса (Какая?) — рыжая, хитрая, пушистая. красивая…

еж (какой?) — колючий, маленький…

заяц (какой?) — пугливый, белый, длинноухий…

Игра » Кто где живет?»

В берлоге живет? (медведь).

В норе живет (кто?) -лиса.

В логове живет? — волк.

В дупле живет? — белка.

Малышам предложите назвать семью зверей.

Мама, папа, детеныши.

Медведь, медведица, медвежата.

Волк, волчица, волчата,

Заяц, зайчиха, зайчата.

Игра » Кто лишний и почему?»

Белка, волк, корова, лисица. (Корова — домашнее животное).

Ежик, медведь, заяц, собака (Собака — домашнее животное).

Лиса, кошка, заяц, волк (кошка- домашнее животное).

Вот так можно интересно провести время с детьми: провести беседу, как животные готовятся к зиме, поиграть в словесные игры, посмотреть картинки.

В результате обогащается словарный запас, расширяется кругозор детей, воспитывается любовь к природе.

В. Бианки »Как звери к зиме готовятся»

Г. Скребицкий »Кто как к зиме готовится»

Видео

Сегодня мы поговорили с детками, как звери к зиме готовятся.

Пишите комментарии, делитесь информацией с друзьями.

С уваженим, Ольга.

Зинаида Махова
«Как звери зимуют в лесу» (для детей старшего дошкольного возраста).

Интеграция образовательных областей : «Познание» , «Коммуникация» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Музыка»

Цель : учить детей развивать речь , формировать словарный запас и грамматический строй речи, закреплять навыки полных ответов; развивать интерес к природе родного края.

Задачи :

Познавательные :

Закрепить знания детей о диких животных наших лесов : вспомнить их названия, внешние признаки, повадки, чем питаются, как называется их жилище;

Учить понимать зависимость между внешним видом животного, его повадками и средой обитания, особенности поведения и питания в зимнее время;

Развивающие :

Закреплять зимние месяца;

Закреплять в активном словаре ласковые названия животных и их детенышей ;

Познакомить с понятием и значением слова «хищник» ;

Развивать мышление, слуховое восприятие и внимательность;

Закреплять умение работать с бумагой – техника оригами.

Воспитательные :

Воспитывать интерес к миру животных.

Оборудование :

слайды с силуэтным изображением животных. Нетрадиционное рисование на тему : «Ежата» (кисточки, клей, окрашенная крупа : рис, горох, шаблоны ежей) .

Словарная работа

дикие животные, хищники, травоядный, всеядный, длинноухий, берлога.

Ход НОД:

Ребята, сегодня к нам в гости снова прилетел совёнок Ласковушка. Ему очень нравится, когда его маму-сову- ласково зовут : «Совушка» . Совенку интересно узнать, как ласково можно называть других лесных животных? Как можно ласково назвать зайца? (Зайчик) . Давайте поиграем! Встанем в круг, а совенок будет перелетать и садиться к вам на ручки. Я назову какое-нибудь животное и тот, у кого в руках совенок, должен назвать его ласково (Проводится дидактическая игра) .

Дидактическая игра «Назови ласково животных» .

Белка, лиса, волк, сова, еж, медведь, заяц.

Молодцы! Вы порадовали Ласковушку, вспомнили разных животных, живущих в лесу , их еще называют дикие животные. Хотите, мы отправимся на прогулку в зимний лес, чтобы больше узнать о жизни диких животных? А совенок покажет нам дорогу. Ребята, мы с вами уже говорили о том, как меняется природа зимой, говорили о приметах зимы.

Сколько месяцев у зимы?

Назовите первый месяц зимы. В народе этот месяц называют «студень» , «студеный» , от слова «стужа» . (Закрепить слова с детьми.)

Назовите второй месяц зимы. В народе этот месяц называют «сечень» , (Закрепить слова с детьми.) Январь – ломонос : береги свой нос.

Назовите третий месяц зимы. В народе этот месяц называют «кривые дороги» , «богорей» . (Закрепить слова с детьми.) В феврале два друга мороз да вьюга.

Но ведь животные – это тоже часть природы. Значит, и с ними тоже происходит перемены. А вот какие – это мы как раз сегодня и узнаем. Я вам предлагаю совершить путешествие в зимний лес.

Правила поведения в лесу :

НЕ шумите, НЕ пугайте животных, НЕ ломайте ветки кустов и деревьев.

Соблюдайте ЧИСТОТУ и ТИШИНУ.

(На экране появляется картинка зимнего леса.) Посмотрите на картинку, и представьте себе, что вы идете по зимнему лесу . Тихо. Деревья стоят неподвижно. Речка покрыто льдом. Кругом белым – бело.

А кого мы можем встретить в зимнем лесу !

Послушайте загадки :

У него нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги,

А от голода – кора.

(Заяц.)

Летом бродит без дороги

Между сосен и берез.

А зимой он спит в берлоге,

От мороза пряча нос.

(Медведь.)

За деревьями, кустами

Промелькнуло быстро пламя.

Промелькнуло, пробежало,

Нет ни дома, ни пожара.

(Лиса.)

С ветки на ветку

Быстрый как мяч.

Скачет по лесу рыжий циркач .

Вот на лету он шишку сорвал,

Прыгнул на ствол

И в дупло убежал.

(Белка.)

На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

(Волк.)

(Показ на экране цветной картинки с изображением зайца) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

:

Заяц серый, маленький, пушистый, длинноухий. Зимой надевает белую шубку. Спит заяц под кустом. А если стоят сильные холода, роет себе в снегу глубокую норку. Ест корешки растений, молодые побеги кустарников , зимой грызет кору деревьев. Заяц травоядный.

Переходим к следующему животному

(Показ цветной картинки с изображением белки) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Обобщающий рассказ воспитателя :

Белка, как и заяц, меняет свою шубку. Летом она рыжая, зимой – серая. Белка очень запасливый зверек . Возле гнезда устраивает множество тайников, где хранит орехи, желуди, шишки. Если орехов, шишек мало, она заготавливает грибы, накалывая их на веточки. Живет белка в уютном и теплом гнезде, в которое ведет один или два хода. Отправляясь за едой, белка затыкает вход в гнездо мхом или лишайником, чтобы в гнезде было тепло.

Переходим к следующему животному.

(Показ цветной картинки с изображением лисы) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Обобщающий рассказ воспитателя :

Лиса рыжая, большая, пушистая, хитрая. Лиса живет в норе. Она ловит зайцев, мышей, ворует кур. Лиса – хищное животное. Такие животные, которые питаются другими животными, называются – хищники. Повторите это слово и постарайтесь запомнить .

Продолжаем нашу прогулку. Следующее животное попробуйте узнать

(Показ цветной картинки с изображением медведя) .

Кто же это? (Ответы детей ) .

Медведь большой, бурый, пушистый. Он животное всеядное. Съест любое животное, которое сумеет поймать. Не побрезгует и такой мелочью, как улитки, лягушки или кузнечики. Ест и растения : сладкие ягоды, дикорастущие плоды, сочные корешки, любит медведь и пчелиный мед. Когда мало еды – ест и траву, и мох, и кору деревьев. Медведь – искусный рыболов. Зимой залегает спать в берлоге, в чаще леса. Берлога – это глубокая яма в земле. В берлоге тепло.

Можно ли медведя назвать хищником? (Ответы детей ) .

(Показ цветной картинки с изображением волков) . А сейчас я расскажу, как зимует волк в лесу ! Волк зимой очень злой. В одиночку не ходят : волки стаями бродят. Серые, худые, голодные и злые. Лучше им не попадаться, надо их остерегаться, волку трудно зимой… Еды не хватает и волк голодует.

(Показ цветной картинки с изображением ежа) .

Кто же это? (Ответы детей ) . Правильно, ёжик.

Между прочим, ёжик тоже хищник, он питается червяками, слизнями и другими мелкими животными.

Физкультминутка

Раз, два, три, четыре, пять.

Начал заинька скакать.

Прыгать заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

Вот помощники мои,

Их, как хочешь, поверни-

Так и этак, эдак, так-

Не обидятся никак.

А теперь мы пришли в лесную школу (дети садятся на коврик) Давайте поиграем в игру «Один - много» .

Дидактическая игра «Один - много»

Дети называют детенышей во множественном числе.

Зайчонок – (зайчата) ;

лисенок – (лисята) ;

волчонок – (волчата) ;

медвежонок – (медвежата) ;

бельчонок – (бельчата) ;

ежонок – (ежата) .

Дидактическая игра «Сложи картинку» .

А сейчас вам предлагается выполнить такое задание : составить из частей целую картинку и определить, какое животное на ней изображено и как называется его дом.

(лиса в норе, белка в гнезде, медведь в берлоге, заяц у куста) .

Сравнение.

Некоторых людей сравнивают с животными.

Если человек хитрый, то говорят : «Хитрый как лиса» .

Злой как (волк) .

Косолапый как (медведь) .

Трусливый как (заяц) .

Закончилось наше путешествие по зимнему лесу . Нам пора возвращаться в детский сад.

Ты сначала улыбнись, на носочки поднимись.

Правой, левой, правой, левой,

Мы идем вперед, вперед,

А теперь остановись и немного покружись!

Оглянитесь все назад :

Мы попали в детский сад!

Творческая коллективная работа.

(На ватмане изображена ежиха, изготовленная с помощью окрашенной крупы) .

Воспитатель : Ребята, посмотрите, у нас в гостях ежиха. От нее убежали ежата, а ведь им пора спать. Они же зимой спят. Давайте, поможем ежихе найти своих ежат.

У вас на столах стоит клей, крупа (горох и рис, и заготовки ежат из коричневой бумаги. Чтобы «найти» ежат, вам надо нанести клей на туловище и посыпать крупой. (Показ выполнения работы воспитателем.) Когда крупа высохнет, получатся красивые ежата. Как мама ежиха. (Выполнение работы детьми.)

Молодцы! Давайте посадим ежат к маме ежихе.

(Приклеиваем ежат на ватман.) Смотрите, как она радуется. Теперь они все вместе могут ложиться в спячку.

Рефлексия.

Вам понравилось наше путешествие в зимний лес? Что вам больше всего запомнилось? О каких животных вы ещё хотели бы узнать? (ответы детей ) .