Измерительные

Средне-техническое образование - это что? Среднее профессиональное образование Что нпо и спо образовании.

Средне-техническое образование - это что? Среднее профессиональное образование Что нпо и спо образовании.
Костерина Е.В., преподаватель математики СПб ГБПОУ колледжа отраслевых технологий «Краснодеревец»

Прежде чем непосредственно перейти к рассмотрению проблем организации обучения, необходимо обозначить: что же такое образовательный процесс и каковы особенности его организации.

Образование - это целенаправленный процесс культуроемкого развития человека в определенных социально-экономических условиях, специально подготовленными для этого людьми.

В образовательном процессе осуществляется не просто взаимодействие педагога и воспитанника - происходит диалог двух людей, диалог разных поколений, диалог разных культур. Чем богаче культура учителя, тем интереснее этот диалог для ученика, тем глубже он осознает богатство человеческой культуры. Чем выше профессиональная культура педагога, тем разнообразнее и эффективнее в воспитательном плане этот диалог, в котором нет места авторитарности. Сотрудничество и партнерство педагогов и воспитанников нельзя организовать насильно. Диалогическое взаимодействие осуществляется при деликатно созданной атмосфере доверия и взаимопонимания. Такое взаимодействие может организовать лишь педагог-мастер.

Образование - это сложнейший многогранный процесс прямого, непосредственного воздействия образовательной среды на обучающихся, где сама образовательная среда определяется через систему влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и предметном окружении.

Работа в системе НПО И СПО накладывает свои особенности на этот процесс. И одной из таких особенностей является сам контингент обучающихся. Наряду со студентами, сделавшими осознанный выбор будущей профессии, имеющими мотивацию и стремление к получению знаний, в систему НПО приходят дети, с трудом закончившие школу, не имеющие желания изучать какие бы то ни было дисциплины. Выбор образовательного учреждения за таких студентов делают их родители, не согласовываясь с пожеланиями ребенка о получении той или иной профессии. Такие дети посещают занятия неохотно, занимаются без интереса и желания и в большинстве случаев никогда не работают по полученной профессии. Особую группу учащихся НПО и СПО занимают дети из социально- и материально-неблагополучных семей, дети-сироты, опекаемые, из неполных семей и т.д. К сожалению, так называемые «трудные дети» зачастую составляют половину контингента, что ставит перед любым преподавателем ряд проблем:

Как объяснить сложный материал доступно для каждого ученика, сохраняя научность излагаемого материала, если объективные психофизиологические показатели у некоторых студентов затрудняют восприятие ими даже основных предметных понятий и действий;

Как дифференцировать задания и определить интеллектуальные возможности студентов, не нарушая требования к минимуму содержания образования и в то же время, определяя задания адекватные возможностям учащегося;

Как работать с детьми, часто пропускающими занятия;

Как организовывать внеклассную самостоятельную работу студентов

и ряд других противоречий.

На мой взгляд, одним из средств, помогающим преподавателю и студентам в таких ситуациях станут информационно-коммуникационные технологии. Использование различных электронных образовательных ресурсов добавляет наглядности в процесс обучения, презентации, гипер-тесты, видеофрагменты скорее заинтересуют современного ученика, чем традиционный способ подачи материала «мел-доска». Использование Интернет-ресурсов – практически незаменимо при работе как с отстающими студентами, так и с одаренными, талантливыми детьми. Дистанционное взаимодействие преподавателя и студента, конечно же, не должно заменять прямое общение, а только дополнять его.

К сожалению, надо отметить слабую материально-техническую базу, неудовлетворительное состояние современных технических средств, не позволяющих в полной мере использовать возможности передовых педагогических технологий – это одна из проблем, которую системе СПО необходимо решить в ближайшее время.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Миссия педагога в системе НПО и СПО

В своей статье я рассматриваю миссию, то есть предназначение, педагога в современном мире и основная его цель - выпускники, нашедшие свое место в жизни. Хочется верить, что именно мои уроки, мое...

Роль общеобразовательных дисциплин в контексте новых образовательных стандартов для системы НПО и СПО

В условиях становления современного рынка труда, предъявившего новые требования к уровню компетентности выпускников образовательных учреждений как никогда возрастает наша роль,...

Многих абитуриентов интересует, чем отличается образование, которое можно приобрести в колледже, от образования в училище или техникуме. Обо всех тонкостях вы узнаете из этого материала.

Очень часто в Интернете можно встретить вопросы озадаченных пользователей:

  • Техникум, колледж или училище - что выше ценится?
  • Закончил техникум. Какое это образование?
  • Техникум - это какое образование?
  • После окончания техникума какое образование?
  • Образование после техникума как называется?
  • Специалистом какого уровня я стану, окончив колледж?

На качество образования название учреждения, как правило, не влияет. Техникумы, колледжи, училища относятся к одной ветви образовательной структуры, и все имеют статус ссузов.

Структура профобразования (без учета высшего)

Чтобы понять, какое образование получают в колледже, а какое образование после техникума и найти ответы на вопросы вроде «Училище - это какое образование?» или «Техникум какое образование дает?», необходимо разобраться в структурной модели этого сегмента профессиональной подготовки.

  • СПО, или среднее профессиональное образование. В процессе обучения подготавливаются специалисты среднего звена, которые обладают углубленными знаниями в определенной профессиональной сфере.
  • НПО. Аббревиатура расшифровывается так: начальное профессиональное образование. Поступить на обучение можно на базе 9-ти или 11-ти классов. Специалисты выпускаются с начальным уровнем квалификации.

Освоив программы первого типа, выпускники ссузов получают квалификацию «специалист», второго - «специалист начального уровня». Техникумы и колледжи дают начальное и среднее профессиональное образование, а большинством училищ - только НПО.

СПО и НПО

Программы СПО направлены на подготовку специалистов, которые будут обладать углубленными, качественными навыками и знаниями по своему профилю. В рамках обучения расширяются базовые знания по общим предметам из школьной программы.

НПО обеспечивает более низкий уровень подготовки и предоставляет выпускникам скромные карьерные возможности, несмотря на то что освоившие программу начального образования приобретают определенные компетенции и считаются квалифицированными работниками. К примеру, обладатель СПО медицинского профиля может работать медбратом или фельдшером, а «потолок» для тех, у кого есть лишь НПО, - работа нянечки.

Итак, колледж - это какое образование? А какое образование после училища? И какое образование получают в техникуме? Ответы найдете ниже.

Подробнее о ссузах

  1. Колледж (какое образование, в чем его особенности, каков процесс обучения). Учреждения этого типа более перспективны, выше ценятся работодателями и предлагают широкий перечень специальностей. Качество обучения в них приближено к вузовскому уровню. Зачастую колледжи являются административными подразделениями университетов или институтов, что дает возможность выпускникам поступать на второй или третий курс вуза, к которому «прикреплен» их колледж.

Обучение в колледже построено по типу институтского или университетского. Процент выпускников колледжей, поступивших в вузы, значительно выше, чем окончивших техникум или училище. Не в последнюю очередь это обусловлено льготами (иногда негласными) и приоритетом, которыми обладают абитуриенты, отучившиеся в колледже.

Для поступления в колледж необходимо предоставить аттестат об окончании 11-ти или 9-ти классов, а также при наличии диплом о СПО или НПО. Обучение длится в среднем три года, но на базе 9-ти классов - не менее 4-х лет, а по некоторым специальностям даже больше.

Какое образование дает колледж и как называется образование после колледжа? В колледжах предоставляется качественное образование среднего профессионального уровня.

  1. Техникум (уровень образования, нюансы и специфика). Техникум дает среднее специальное образование. Техникумы подразделяются:
  • на государственные - ГОУ СПО;
  • негосударственные (частные) - НОУ СПО;
  • автономные некоммерческие - АНОО СПО.

Поступить в техникум можно на базе оконченных 9-ти и 11-ти классов общеобразовательной школы на основании достаточно высоких результатов ГИА и ЕГЭ. Обучение занимает около 3 лет, некоторые специальности осваиваются и за два. С недавних пор учащимся техникумов предоставляется отсрочка от армии. Образовательный процесс в техникумах проходит в формате, приближенном к школьному.

  1. Профтехучилище. В училищах обычно реализуются программы НПО. Поступают в училище на базе 11 или 9 классов общеобразовательной школы. Длится обучение в училище от 6 до 36 месяцев. Срок зависит от специальности, которую получает студент. В рамках образовательной реформы ПТУ массово реорганизуются в ВПУ, ПЛ и ПУ (лицеи и разновидности училищ). На качество образования и процесс обучения переименование учреждений не оказывает особого влияния.

Что выбрать: училище, техникум или колледж?

Зависит от ваших планов на будущее. Если после получения образования собираетесь поступать в конкретный вуз, больше всего подойдет колледж при этом вузе. Обучение в таком колледже даст возможность на упрощенных условиях поступить в вуз, в административную структуру которого входит колледж, являющийся, выражаясь предпринимательским языком, «дочерним предприятием» университета. Таким образом, вы сможете, уже работая по специальности, продолжить получение образования более высокого уровня.

Если планируете освоить квалифицированную рабочую специальность и ограничиться ею, устроившись работать, например, сварщиком высокого разряда, мастером-строителем или автомехаником, лучше всего поступать в техникум. Техникумы обучают и по гуманитарным, бухгалтерским, аудиторским и другим образовательным программам, направленным на подготовку специалистов интеллектуального труда средней квалификации.

Если в планы не входят высокие карьерные достижения или получение более существенного образования отложено на потом, оптимальным вариантом станет училище и диплом о НПО.

Заявленное на V съезде Союза директоров ссузов России намерение представителей систем НПО и СПО объединиться в завершение форума получило еще большую значимость

Почти 800 участников собрал 5 мая в Москве V съезд Союза директоров средних специальных учебных заведений России - самой многочисленной общественной организации в системе российского образования.

Беспокойство без причины

Перед началом съезда президенту Союза директоров ссузов России Виктору Дёмину пришлось отвечать на непростой вопрос, который, к сожалению, весьма символично отражает мнение общественности относительно стремления старшеклассников школ продолжать обучение в высших учебных заведениях. Его спросили: «Правда ли, что система начального и среднего профессионального образования в России умирает?» Профессор Дёмин без сомнения ответил: «Это выдумки!»

В последнее время все чаще высказывается намерение помочь начальному и среднему профобразованию со стороны Правительства России. Более того, возрождение профессионального образования в нашей стране возведено в ранг задачи государственной важности, от грамотного решения которой зависит будущее промышленности и экономики России. Как никогда наглядно потребность в квалифицированных рабочих кадрах и специалистах среднего звена показал кризис, обнаживший острый дефицит не столько выпускников вузов, сколько кадров, которые готовят учреждения начального и среднего профессионального образования. Посудите сами: сейчас в России в структуре различных отраслей их доля составляет от 60 до 80 процентов, а в сфере услуг и того больше - до 90 процентов! И уровень профессиональной подготовки большинства (кроме тех, которые проходят обучение непосредственно на производстве) напрямую зависит от качества образования, которое они получили в учреждениях НПО или СПО.

Возвращаясь к вопросу, адресованному Виктору Дёмину, задумаемся о том, какие последствия в стране может повлечь за собой гибель системы, фактически являющейся кузницей кадров для самых разных отраслей промышленности, производства и сферы обслуживания?

Признаться, нынешнее положение во многих учреждениях начального и среднего профессионального образования России благоприятным для интенсивного развития не назовешь. Но Правительство РФ, разрабатывая меры по выходу из сложившейся экономической ситуации, в обеспечении отраслей экономики кадрами - так же, как и на вузы, - делает ставку на училища, техникумы и колледжи. Промышленности, находящейся в сложившихся условиях если не в упадке, то в стагнации, точно необходимы квалифицированные рабочие и специалисты, которые будут много работать и соответственно много зарабатывать. Поэтому подготовке кадров в учреждениях образования самых разных уровней уделяется самое пристальное внимание.

Об этом свидетельствовали и приветствия, направленные участникам съезда Президентом РФ Дмитрием Медведевым и Главой Правительства России Владимиром Путиным. Это было не просто знаком внимания, а скорее выражением большой надежды на то, что результатом масштабного общероссийского мероприятия станут конкретные предложения по дальнейшему совершенствованию систем НПО и СПО нашего государства. Власть выразила готовность решать проблемы, а педагогическому сообществу было предложено сформулировать их.

V съезд Союза директоров ссузов собрал не только представителей образовательного сообщества, но и чиновников самых высоких уровней, депутатов Государственной Думы РФ, ученых и работодателей. Участниками форума стали министр образования и науки России Андрей Фурсенко, руководитель Федерального агентства РФ по образованию Николай Булаев, председатель Комитета Государственной Думы РФ по образованию Григорий Балыхин, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий, вице-президент Российского союза предпринимателей и промышленников Федор Прокопов и многие другие. Поэтому основная тема столь глобального мероприятия - а она звучала как «Приоритеты развития СПО и НПО: от качественного профессионального образования к высокой производительности труда в отраслях экономики» - была рассмотрена с самых разных точек зрения. Ведь, в итоге, проблемы системы образования, так или иначе, касаются практически всех направлений экономики государства. Именно в этой системе не только закладываются профессиональные знания будущих и настоящих работников, но и выполняется немаловажная воспитательная функция, благодаря которой молодому поколению учащихся и студентов прививаются патриотические и духовно-нравственные идеалы.

«Мы в ответе за будущее страны!»

Считаю, что система образования едина, и нельзя делить ее на начальное, среднее и высшее профессиональное образование, - заявил в своем выступлении президент Российского союза ректоров, ректор МГУ им. М.В. Ломоносова Виктор Садовничий. - Мы отвечаем за одно и то же великое дело - подготовку молодых людей, от которых зависит будущее страны.

По мнению Виктора Садовничего, сложно предсказать, кого из молодых людей ожидает лучшее будущее: того, кто закончил среднее специальное учебное заведение, или того, кто получил диплом вуза? Это зависит от многих факторов, но, прежде всего, - от самого выпускника. Потому что даже с дипломом престижного вуза можно не найти себе применение и отправиться выполнять низкооплачиваемую работу. От такого работника мало проку, тем более, если государство вложило в его обучение средства, а они фактически не оправдывают себя.

Будущее страны строится людьми, и на самых разных уровнях. Большая роль отводится в этом процессе и так называемым «синим воротничкам». Например, в Европе и США эту категорию работников бережно взращивают и воспитывают, потому что именно они дают технологическую основу всему укладу. В России, заметил ректор МГУ, роль среднего профессионального образования недооценивается и даже принижается, что, безусловно, является ошибкой, требующей немедленного исправления.

Как признался президент Союза директоров ссузов России Виктор Дёмин, угроза ликвидации системы профессионального образования в России, по сути, действительно существовала. В конце прошлого столетия учреждения профобразования - впрочем, как и многие другие российские учреждения - находились в положении изгоев. Приходилось выживать в условиях неопределенности в управлении и, конечно же, при хроническом недофинансировании. Среднее профессиональное образование выдержало испытание временем.

В результате взаимодействия различных ветвей власти появился межведомственный комплекс мер по формированию современного российского профобразования. Виктор Дёмин охарактеризовал его новыми содержанием и технологиями, мощными информационными ресурсами обучения и управления, широкой академической свободой, новой экономикой и правовой базой, социальным партнерством, ориентированным на качество обучения и внешнюю среду. Означает ли это, что у профобразования есть большой потенциал для развития? Ответ на этот вопрос лежит на поверхности.

В последние годы начальное и среднее профобразование не в фаворитах у выпускников школ, потому что их львиная доля не задумывается о получении рабочей специальности. Во многих школах старшеклассников настраивают только на поступление в вуз, в лучшем случае умалчивая о возможности обучения в образовательных учреждениях НПО и СПО. Формируется негативное отношение школьников к училищам, колледжам и техникумам. Выпускники нередко получают аттестат с твердой уверенностью в том, что если не поступил в вуз, то «жизнь не удалась». По данным опросов, проведенных среди выпускников 11 классов, только 3 процента изъявили желание обучиться рабочим профессиям.

Серьезные коррективы в вопрос набора обучающихся в учреждения НПО и СПО внесла так называемая «демографическая яма». Спад числа поступающих будет продолжаться, что неминуемо повлечет за собой кадровые проблемы. И в первую очередь, в промышленности, которая и без того испытывает острую нехватку квалифицированных кадров среднего звена.

Образованию - качество

Современное качество подготовки кадров напрямую связано с проблемой экономики профессионального образования, - высказал свою точку зрения Виктор Дёмин. - Несмотря на значительный рост государственного финансирования, нынешний ресурс начального и среднего профобразования нуждается в серьезных дополнительных инвестициях на всех уровнях управления образованием, а также от частно-государственного и социального партнерства.

Директор Чебоксарского электромеханического колледжа, председатель Союза директоров учреждений начального профессионального образования России Алексей Судленков выделил фактор, обостряющий требования к учебным заведениям по подготовке рабочих и специалистов со стороны работодателя. Ведь молодые специалисты должны не только качественно выполнять свои трудовые функции, но также быстро и качественно реагировать на изменения в технологии и быстро осваивать новые виды производства. Предприятие, которое динамично совершенствует производство, постоянно сталкивается с отсутствием на рынке труда специалистов, умеющих обращаться с новым оборудованием.

Последние два года в России работает программа поддержки учреждений НПО и СПО, которые все больше интегрируют свои ресурсы с работодателями. Учебные заведения, победившие в конкурсах национального проекта «Образование», получают средства и создают ресурсные центры профессионального образования и многоуровневые учебно-производственные комплексы. В последних каждый учащийся имеет право выбрать свою собственную образовательную траекторию, а работодатель, видя, как он работает, - отобрать наиболее работоспособного. Это мотивирует молодых людей сначала к получению образования, а в дальнейшем - хорошо оплачиваемой работы и общественного статуса.

Конечно, усилить мотивацию овладения профессией должна и соответствующая социальная поддержка обучающихся: качественное питание, достойная стипендия да даже обеспечение спецодеждой и обувью! Сегодня учреждениям НПО и СПО даже проведение культурно-массовых и спортивных мероприятий приходится финансировать за счет внебюджетных средств. А их недостаточно.

Качественная подготовка квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена немыслима и без укомплектованности учебных заведений НПО и СПО педагогическими кадрами. Особенно ощущается недостаток в мастерах производственного обучения и преподавателях специальных дисциплин.

О вариантах решения кадровых проблем в образовательных учреждениях рассказал участникам съезда губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. И не зря - педагогическое сообщество удостоило его звания «Лидера среднего образования» в 2009 году в номинации «Глава региона».

На этапе становления экономики инновационного типа, а такую задачу мы себе поставили, - рассказал глава Нижегородской области, - значительно возрастает потребность современного производства в квалифицированных рабочих и специалистах нового поколения.

Система профессионального образования Нижегородской области - одна из крупнейших в РФ. Она состоит из 144 учреждений, реализующих программы НПО и СПО. В них обучается 70 тысяч человек, работает 15 тысяч преподавателей, мастеров производственного обучения и обслуживающего персонала. Техникумы, колледжи и лицеи региона, по признаниям губернатора, нуждаются в молодых, энергичных и грамотных учителях и наставниках. И для этого в области создана программа социально-экономической поддержки начинающих педагогов. На бюджетные средства строятся дома, выделяются квартиры, приобретаются автомобили, выплачивается добавка к заработной плате.

С 2006 года участниками такой программы стали более 1200 молодых специалистов в области образования, здравоохранения, спорта и культуры. Область с ними заключает договор сроком на десять лет, по истечении которых специалист и жилье, и автомобиль получает в собственность. Разумеется, если он со своей стороны тоже будет соблюдать условия договора. И главное, что требуется от него, - качественно работать в регионе.

Кадры решают…

Вопроса кадрового обеспечения коснулась в своем выступлении и директор Новосибирского химико-технологического колледжа им. Д.И. Менделеева Елена Сартакова:

Нам необходимы совершенно новые подходы к работе с кадрами и персоналом. Нужно уже сегодня начинать работу по переподготовке преподавателей и коллективов наших образовательных учреждений. Новые условия предъявят совершенно новые требования к компетенции преподавателей.

Такая потребность, несомненно, возникнет в условиях, когда начнут действовать федеральные государственные образовательные стандарты нового поколения. Они обеспечат образовательные учреждения свободой в выборе технологий обучения, экономической эффективностью государственных вложений, позволят разрабатывать и реализовывать программы опережающего обучения, подготовки и переподготовки кадров. Работа по разработке и внедрению новых образовательных стандартов ведется, но на съезде неоднократно было отмечено, что нужно ускорить этот процесс.

Председатель Комитета по образованию Государственной Думы РФ Григорий Балыхин отметил, что новая структура федерального государственного образовательного стандарта уже разработана. Он может стать предпосылкой для решительного шага в создании непрерывного и качественного образования, доступного для всех. Такая цель в результате преобразований должна быть достигнута усилиями педагогического сообщества, работодателей, законодателей и власти.

По мнению директора Липецкого металлургического колледжа Сергея Петухова, качество профессиональной подготовки рабочих кадров и специалистов становится важнейшим стратегическим фактором развития экономики, бизнеса и конкурентоспособности. На современном рынке труда профессии и специальности, непосредственно связанные с реальным сектором экономики, становятся все более дефицитными. Соответственно, возрастает значимость начального и среднего профобразования.

В Липецке проблему непрестижности рабочих профессий и специальностей, а также комплектации учреждений начального и среднего профобразования решили во взаимосвязи с работодателями. Например, упомянутый колледж стал базовым учебным заведением для Новолипецкого металлургического комбината, испытывавшего кадровый голод. В результате, учебное заведение готовит специалистов для конкретного производства, а комбинат оплачивает все направления их подготовки от начала до завершения образовательного процесса. Вариант для колледжа, а впрочем, и для предприятия, нуждающегося в квалифицированных кадрах, беспроигрышный.

Со школами Липецкой области, начиная с пятого класса, комбинат ведет профориентационную работу. У школьников формируется осознанное отношение к выбору профессии и специальности, в данном случае, металлургического профиля. В глазах детей и их родителей повышается престиж комбината как перспективного работодателя, стимулируется поступление школьников в лицей и колледж с перспективой последующего трудоустройства.

Интеграция усилий

Министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко поддержал идею обеспечения статуса и престижности рабочих профессий:

Мы должны создать условия, при которых люди, получившие образование в лицеях и колледжах, были бы востребованы на рынке труда, обеспечивающем высокие зарплату и статус. Мне известен ряд колледжей и ресурсных центров, в которых существует конкурс среди поступающих. Но их немного. Поэтому в первую очередь мы должны делать ставку на лидеров, которые способны обеспечить необходимое движение начального и среднего профессионального образования вперед.

По замечанию министра, в образовании есть негативный опыт создания университетских комплексов, в которые входят учреждения НПО и СПО. Поэтому Минобразования России намерено к каждому объединению образовательных учреждений подходить индивидуально. В ряде случаев объединение происходит только для захвата собственности и дальнейшего ее использования далеко не в образовательных целях.

О примере интеграции образования с производством рассказал президент Ассоциации предприятий радиоэлектронной промышленности Санкт-Петербурга, генеральный директор ОАО «Авангард» Валерий Шубарев. В возглавляемую им ассоциацию вошли не только 80 предприятий радиоэлектронного комплекса, но и все университеты, лицеи и колледжи, ведущие подготовку по профильным специальностям. Учебный процесс в лицеях и колледжах построен так, чтобы выпускник с первого дня смог выполнять производственные задачи. Для получения профильного высшего образования в университете можно устроиться работать на производство на полную ставку, заключить контракт с предприятием и за его деньги продолжить обучение. В ряде университетов и колледжей, по словам Валерия Шубарева, сближены учебные программы, что позволяет сократить цикл обучения на целый год. Но главное в том, что студенты учатся с 17 часов - фактически на дневном отделении, но при этом выполняя все производственные задачи.

В Петербурге, как и в Нижегородской области, к решению вопроса о кадровом обеспечении предприятий подключены региональные власти, которые практически полностью финансируют за счет местного бюджета разработанные мероприятия.

Идею о «равнении» образования на производство озвучил и вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Федор Прокопов:

На наш взгляд, до 60 процентов учебных заведений конкурируют между собой за абитуриента. Такая конкуренция не ориентируется на реальный спрос экономики.

Среди учебных заведений должна существовать конкуренция за будущее рабочее место для своего выпускника. Если в борьбе за абитуриента и за рабочее место будет некий баланс, произойдет переориентация системы НПО и СПО. До сих пор в России не делается прогноз потребности или прогноз спроса и предложения в разрезе профессий и профессиональных групп, который послужил бы ориентиром для образовательных учреждений. Долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные прогнозы послужат рыночным сигналом системам НПО и СПО - чтобы они ориентировались в объективных потребностях по приему и выпуску из учебных заведений.

От лица работодателей Федор Прокопов заявил и о необходимости построения национальной системы квалификации. Любой будущий работник должен обладать не только дипломом об окончании учреждения НПО, СПО или ВПО, аспирантуры или докторантуры, но и сертификатом о том, что он конкретно умеет в результате обучения делать. При этом сертификат должно подтверждать сообщество профессионалов, работодателей. По мнению Федора Прокопова, центры сертификации, создаваемые в качестве пилотных проектов, локализованы в определенной географической точке, и результаты аттестации в них работников не имеют хождения по всей территории России.

Популяризация образования

Опытом популяризации начального и среднего профессионального образования поделился председатель комитета по науке и высшей школы Правительства Санкт-Петербурга Андрей Максимов. Вообще, система СПО Петербурга состоит из 84 учебных заведений, при этом в городе сейчас идет строительство нового колледжа - «с нуля». И это, прежде всего, говорит о востребованности учебных заведений такого типа.

В прошлом году правительство СанктПетербурга выделило 12 млн. рублей только на популяризацию системы СПО. На эти деньги о системе были показаны 74 телесюжета и опубликовано более 40 статей директоров и преподавателей ведущих колледжей, созданы телефонная служба и Интернет-портал среднего профессионального образования.

Заинтересовалась опытом Санкт-Петербурга министр образования Мордовии Наталья Юткина. Она развила идею и предложила делать телевизионные ролики не только об учреждениях НПО и СПО, но и о заводах, профессиях. И в словах регионального министра был большой резон. Действительно, молодой человек должен, прежде всего, сам захотеть стать токарем или автомехаником, а после этого и заинтересуется, где сможет понравившейся профессии обучиться? Выпускники школ часто не представляют, чем занимается, например, токарь, и понятия не имеют о станках с числовым программным управлением. Наталья Юткина предложила привлекать работодателей к созданию имиджевых фильмов и вообще к профориентации, ведь кадры будут готовить именно для них.

Проблема престижа перестала волновать 17 колледжей и техникумов, вошедших в состав Московского государственного университета путей сообщения, - железнодорожная отрасль всегда привлекала внимание выпускников не только романтикой, но и стабильностью. И сегодня специалисты со средним профессиональным образованием востребованы российскими железными дорогами. Ректор университета Борис Лёвин завел разговор о другой проблеме - выпускников техникумов сразу призывают служить в армию.

Это сводит на нет всю работу ссуза, который готовит кадры и старается передать их железной дороге, - объяснил свою точку зрения ректор. - Наши выпускники, которые не успели поработать на производстве, после армии все чаще не возвращаются на железную дорогу. Мне кажется, что после техникума выпускнику нужно давать два года отработать на производстве. Несмотря на то, что предложение Бориса Левина было встречено аплодисментами, исполняющий обязанности начальника призывной подготовки граждан к военной службе Генерального штаба ВС РФ Алексей Князев аргументированно апеллировал к педагогическому сообществу:

Выделять отдельную категорию призывников и давать ей льготы, будет, на мой взгляд, антиконституционно, потому что по закону все имеют равные права и обязанности, в том числе и по защите Отечества. Не забывайте о том, что нужно учитывать потребности Вооруженных Сил. Если не будет призывного контингента, некому будет и служить в армии.

Наибольшую эмоциональную реакцию участников вызвало выступление заместителя председателя Комитета по образованию Государственной Думы РФ Олега Смолина. Он предложил антикризисные меры для среднего профессионального образования на 2009 год, часть их уже реализована в виде законопроектов. Назовем лишь некоторые.

  1. Ввести минимальный федеральный норматив расходов на одного студента ссуза, а если в региональном бюджете средств на эти цели не хватает, добавлять субвенции специальным целевым назначением из федерального бюджета.
  2. Восстановить льготы для учебных заведений, в частности, по налогам на землю и прибыль.
  3. Поднимать зарплату мастерам производственного обучения до уровня зарплат работников соответствующей квалификации на производстве, а педагогов по зарплате и социальным гарантиям приравнять к государственным чиновникам.
  4. В период кризиса ввести беспроцентные возвратные субсидии для внебюджетных студентов государственных и негосударственных учебных заведений ВПО и СПО.
  5. Создать в Госдуме рабочую группу по выработке стратегии начального и среднего профессионального образования.

Проблемы в отраслевых ссузах

Перспектива многократного увеличения востребованности специалистов среднего звена ожидает медицинскую отрасль, в которой СПО ныне представлено 453 колледжами и училищами, а также 29 университетскими комплексами с включенными в их структуру колледжами. В соответствии со стратегией развития здравоохранения в России до 2020 года, ключевой фигурой в нем станет специалист со средним медицинским образованием. И если в прошлом году в системе здравоохранения соотношение между специалистами с высшим и средним медицинским образованием составляло 1 к 2,2, то к 2020 году его планируется довести до уровня 1 к 8!

Развиваться же медицинским образовательным учреждениям приходится только за государственный счет, ведь бизнеспартнеров им не привлечь по определению. Даже работодателей, которых можно было бы вовлечь в образовательный процесс, училищам и колледжам приходится искать в своей сфере. За счет их ресурсов удается решать вопрос с проведением практики. Как прозвучало на съезде, в должностные обязанности руководителей лечебных учреждений будут внесены пункты, которые закрепляют за ними ответственность за практическую подготовку специалистов на их базе. В образовательной отрасли планируется провести регламентирование лечебных учреждений и отобрать лучшие по качеству клинические базы для создания лечебно-производственных комплексов. Крупные региональные лечебные учреждения будут работать с местными медицинскими образовательными заведениями.

У ссузов художественного образования своя «головная боль», о которой рассказала директор Государственного училища имени Гнесиных Татьяна Петрова. Музыкальные колледжи страны, по ее словам, озабочены ситуацией, которая больше напоминает правовую коллизию:

Стандарты 2002 года для наших специальностей противоречат нормативной базе, принятой после 2004 года. Наши студенты по действующим стандартам получают 37 процентов учебных часов по математике от минимального количества инвариантной части базисного учебного плана. Как они будут сдавать ЕГЭ по математике? Кроме того, последними документами Минздравсоцразвития, связанными с новой системой оплаты труда, две «наши» квалификации - «артист» и «преподаватель» - отнесены к третьему квалификационному уровню, требующему наличия высшего, а не среднего профессионального образования. Получается, что выпускники музыкальных колледжей, составляющие более половины преподавателей всех музыкальных школ России, не имеют права занимать свои должности. Теперь со средним образованием им можно только петь на танцплощадке, а в школе работать диспетчерами или пионервожатыми?

Этим вопросом заинтересовался заместитель министра образования и науки РФ Исаак Калина. Для детального изучения названной проблемы он попросил у директора «Гнесинки» текст ее доклада. Кстати, в конце рабочего дня он по собственной инициативе собрал доклады нескольких директоров ссузов. И это может говорить только о том, что выступления не остались без внимания руководства профильного министерства.

На съезде звучало много разных предложений. Среди них особенно злободневными для представителей систем НПО и СПО России были два - поднять материально-техническую базу училищ, колледжей и лицеев на необходимый уровень, а также повысить педагогам и мастерам производственного обучения заработную плату, чтобы привлечь в образовательные учреждения для работы самую успешную молодежь.

Важным стало решение Ассоциации российских учреждений начального профессионального образования войти в Союз директоров ссузов России. И хотя это пожелание было заявлено в самом начале съезда, перед его завершением намерение представителей систем НПО и СПО объединиться получило еще большую значимость. Вместе у них будет гораздо больше возможностей повысить статус учреждений начального и среднего профессионального образования не только в условиях регулирования ситуации на рынке труда, но и в посткризисный период.

Вместе мы станем сильнее. Вместе мы станем единой организацией, деятельность которой будет направлена на качественное обучение молодежи в учреждениях начального и среднего профессионального образования, а значит, сможем более качественно решать те задачи, которые ставят перед нами государство, бизнес и общественность, - прозвучало в завершение съезда с трибуны.

Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров средних учебных заведений России

НПО и СПО: пора ответить на вопросы

В Академии народного хозяйства при Правительстве РФ 11 декабря 2008 года состоялась Всероссийская конференция по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» в системах НПО и СПО. С экспертной оценкой возможностей использования инновационных программ выступил Виктор ДЕМИН, президент Союза директоров средних учебных заведений России. Предлагаем вашему вниманию наиболее значимые фрагменты его доклада.

Основной момент

Инновационные задачи, стоящие перед экономикой, и проблемы систем НПО и СПО требуют формирования современной государственной стратегии, долгосрочного прогноза, научной разработки и четкого законодательного обеспечения путей развития начального и среднего профессионального образования.

В настоящее время на рынке труда увеличивается спрос на рабочих и специалистов среднего звена, которые в объеме производительных сил составляют в разных отраслях от 60 до 80 процентов и являются важнейшим фактором инновационного экономического роста. В этих условиях объективно возрастает роль НПО и СПО в подготовке кадров. Одновременно профессиональное образование ощущает явную поддержку государства и становится важнейшей сферой социальной политики. Доказательством служат парламентские слушания в Государственной Думе, посвященные проблемам законодательного обеспечения развития НПО и СПО, которые состоялись в конце 2008 года, а также создание экспертных советов при Комитете по образованию Госдумы, включающих представителей педагогического сообщества, ученых, работодателей.

В ходе подготовки к слушаниям члены экспертного совета, президиум Союза директоров средних учебных заведений России обсудили состояние системы СПО и существующие в ней проблемы. Отмечено, что Министерство образования РФ, Рособразование взяли курс на развитие учебных заведений среднего звена и, что радует, сформировали его при нашем активном участии. Правительство России утвердило комплекс межведомственных мер по поддержке и развитию учреждений НПО и СПО и включило эти учреждения в приоритетный национальный проект. Таким образом, модернизация была объединена с инновационной деятельностью.

Оценка национального проекта
«Образование»

Конференция по итогам реализации приоритетного национального проекта «Образование» - новая возможность определить пути дальнейшего развития систем СПО и НПО на основе положительного опыта.

Национальный проект явился мощным сигналом для работодателей, призывающим выявлять и поддерживать инновационные учебные заведения и на паритетных началах обеспечивать финансирование их программ по подготовке современных рабочих и специалистов среднего звена. Впервые в истории российского образования за два года почти 150 учебных заведений СПО и НПО получили от государства и работодателей более чем 10 млрд. рублей. Эти деньги пошли на создание базы для подготовки необходимых экономике специалистов, обновление учебной базы. Многие из инновационных образовательных учреждений стали «точками роста» для всего начального и среднего профессионального образования.

Проект позволил:

В политическом плане - сформировать долгосрочную инновационную устойчивую государственную политику в сфере профессионального образования, привлечь к ее реализации широкий круг работодателей и органы власти и управления в регионах, на основе социального партнерства создать механизмы для качественного развития кадрового потенциала и рынков труда;

В экономическом плане - обеспечить целевую и эффективную финансовую поддержку учебных заведений, осуществляемую государством и работодателями и направленную на подготовку современных рабочих и специалистов для инновационной экономики;

В образовательном плане - определить подходы:

К решению самых актуальных и назревших проблем, сдерживающих прорыв в подготовке кадров для экономики инновационного типа;

К изменению структуры, объемов профилей, содержания подготовки кадров, технологии обучения, привлечь к этому работодателей;

К созданию нового поколения стандартов, основанных на профессиональных компетенциях.

Кроме того, благодаря реализации национального проекта, формируется современная государственно-общественная система оценки качества образования и современные механизмы государственно-частного партнерства базовых предприятий и учебных заведений, развивается информационная база управления и обучения, происходит ориентация на перспективы развития рынка труда. В работе учебных заведений начинает доминировать переподготовка и повышение квалификации кадров, обучение граждан в течение всей жизни. Формируется ресурсная база обучения. Ряд учреждений, участвующих в осуществлении национального проекта, превратился в региональные, межрегиональные и международные инновационные ресурсные центры профессионального образования.

При поддержке полномочных представителей Президента России, губернаторов и с привлечением работодателей повсеместно разработаны программы по подготовке рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Национальный проект позитивно повлиял на удовлетворение запросов работодателей, рынка труда и результаты деятельности систем НПО и СПО. За последние два года устранена нехватка кадров по 17 специальностям. В целом, именуемые «точками роста» учебные заведения вписались в рыночные отношения. Они начали очень серьезно относиться к своему развитию и изменениям в системе СПО, глубже осознавать ответственность перед сегодняшними и будущими студентами, экономикой страны, ориентироваться на результат - потребности личности, рынка труда. Иновационность превратилась в самостоятельный вид их деятельности. А это привлекает как молодежь, так и работодателей.

При активной роли Министерства образования и науки РФ, Рособразования, Национального фонда образования, обеспечивших управление национальным проектом, его устойчивое финансирование, мониторинг реализации, трансляцию зарождающегося опыта, происходят позитивные изменения не только на инновационных площадках, но, что еще важнее, во всей системе профессионального образования. Масштабная информатизация, открытость, изменение содержания, независимая оценка качества, непрерывное образование, международное сотрудничество, социальное партнерство и другие направления формируют современный облик начального и среднего профессионального образования новой России. Меняются мотивация и качество работы преподавателей.

Перспективы НПО и СПО

В последнее время в обществе все настойчивее звучат вопросы, каким быть в перспективе системам НПО и СПО и что необходимо дополнительно предпринять для их более эффективного развития? В связи с этим мы выдвигаем ряд предложений.

1. Продлить национальный проект как форму и условие инновационного развития начального и среднего профессионального образования, качественной подготовки рабочих и специалистов.

2. При формировании проекта и новой модели профессионального образования на среднесрочную и долгосрочную перспективу обеспечить:

а) финансирование его мероприятий (в том числе за счет средств региональных бюджетов);

б) создание условий, позволяющих не только транслировать накопленный опыт лучших учебных заведений, преподавателей, внедряющих инновационные образовательные программы, но и его практическое применение;

в) финансовую поддержку преподавателей, внедряющих инновационные образовательные программы, мастеров-новаторов, талантливых студентов;

г) активное привлечение общественности к рассмотрению и решению различных задач проекта.

3. В условиях экономических трудностей рассмотреть возможность увеличения объемов софинансирования программ со стороны государства, а со стороны работодателей - уменьшения и расширения статьи их затрат, в том числе по линии уплаты налогов.

4. Поддержать и развить позитивные результаты реализации проекта: функционирование ресурсных центров, учебных заведений нового типа; возможность реализации программ технологического бакалавриата; использование современных технологий обучения и т.п. Включить все это в новые модели развития систем НПО и СПО.

Проблемы СПО и НПО

Позитивные процессы не говорят об отсутствии серьезных проблем в подготовке квалифицированных рабочих и специалистов.

Во-первых, спрос отечественного производства значительно опережает наши предложения по объемам, структуре и содержанию подготовки специалистов среднего звена. По этому поводу достаточно сказать, что пока только 15 процентов студентов готовятся по направлениям наукоемких и высокотехнологичных специальностей.

Во-вторых, актуальна проблема обновления и развития основных фондов. Ее решение замедляют недостаточные инвестиции и объемы бюджетного финансирования (в сравнении с другими уровнями образования) и отсутствие экономических стимулов для инвестиций работодателей в учреждения НПО и СПО. Если ситуацию не изменить, программы строительства и реконструкции учебных зданий и общежитий могут быть свернуты. Значительная часть оборудования, используемого в учебных заведениях, не соответствует современному уровню в техническом, производственном и научном планах. Остаточного ресурса недостаточно, чтобы обеспечить необходимый уровень качества профессионального образования, а это значит, что в долгосрочной перспективе страна не получит необходимое количество востребованных экономикой кадров. Учебники и учебные пособия по техническим специальностям не в полной мере соответствуют задачам модернизации экономики.

В-третьих, требуют совершенствования экономика и система налогообложения учебных заведений. Уровень оплаты труда и стипендиального обеспечения в среднем звене - самые низкие, что и служит главным тормозом мотивации коллективов на инновационное развитие и модернизацию учебно-воспитательного процесса. На наш взгляд, новая система оплаты труда должна быть лучше адаптирована к нуждам системы СПО. Кроме того, необходимо развивать и совершенствовать законодательную и нормативную базы, регулирующие деятельность учебных заведений. И тогда расширится их самостоятельность, улучшится внебюджетная деятельность, будут создаваться условия для перехода на новую организационную форму - автономное учреждение.

В-четвертых, в техникумах и колледжах медленнее, чем это нужно сегодня, растут, а иногда и остаются на прежнем уровне качество кадрового потенциала, уровень научного обеспечения и доля научных исследований, работающих на развитие системы. Собственный научный потенциал этих учреждений мог бы развиваться скорее, если бы вузы научились готовить преподавателей инновационного типа, а экономическая, правовая и организационная поддержка их научной деятельности улучшились. Кроме того, нужно поднимать уровень научного анализа проблем подготовки рабочих и специалистов, активнее производить изменения в системе повышения квалификации и предусмотреть надбавки за ученые степени и звания, для преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учебных заведениях СПО. Без всего этого не решить современные задачи подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена, особенно для высокотехнологичных отраслей экономики.

Хотелось бы также, чтобы на производстве был четче определен статус молодых специалистов, имеющих среднее профессиональное образование, а школы настраивались не только на решение задач высших учебных заведений, но и помнили о том, что экономика в большей степени нуждается в кадрах среднего звена.

Общий результат наличия названных проблем: уже в прошлом году прием в техникумы и колледжи только по техническим специальностям на бюджетной основе сократился почти на 10 процентов, а на платной - на 30. В будущем - сегодняшний дефицит студентов станет дефицитом производственных кадров. А любая переподготовка молодых специалистов под потребности наукоемких производств обернется для государства и работодателей дополнительными затратами.

Ожидания

На наш взгляд, для устранения существующих проблем необходимо принять государственную концепцию развития НПО и СПО. Именно она на основе научного предвидения и сложившейся практики, а также с учетом европейских тенденций определит роль и место современных систем НПО и СПО в развитии производительных сил страны, их связь с экономикой и рынком труда. Эта концепция должна закрепить позитивные тенденции и направления инновационного развития и модернизации образования и вместе с тем ответить на ряд вопросов.

Сохранится ли за системами СПО и НПО их роль социального лифта для молодежи, или они будут нацелены исключительно на прагматичные задачи подготовки кадров?

Следует ли объединять эти системы или лучше включить учебные заведения среднего звена в состав вузов?

Какова будущность малокомплектных учебных заведений на селе?

Ожидаемая концепция должна снять противоречия в процессах оптимизации сети учебных заведений, формирования университетских комплексов, в бюджетной политике. Она должна способствовать установлению объемов, направлений и подготовки рабочих и специалистов, расширению перечня специальностей, решить вопрос о статусе федеральных и региональных учебных заведений и, наконец, определиться с вопросом о присоединении России к Копенгагенскому процессу.

Концепция призвана обеспечить:

а) переход на общеевропейские стандарты содержания обучения, основанные на профессиональных компетенциях, критерии и методики независимой оценки качества образования;

б) сопоставимость и прозрачность уровней квалификационных категорий и документов, фиксирующих результаты обучения, в том числе объемы содержания образования и сроки обучения;

в) признание и учет в оценке результатов профессионального обучения и подготовке кадров неформального и открытого образования;

г) обучение в течение всей жизни.

Следует отметить, что эти мероприятия предполагают тесное взаимодействие с бизнесом, создание новых типов и видов учебных заведений, преемственность методики, особенно практического обучения, использование модульной технологии и многоступенчатой формы обучения.

В целом, концепция может очертить логику, приоритеты и этапы необходимых изменений, которые должны быть системными и понятными не только педагогическому сообществу и работодателям, но и каждому члену российского общества.

Союз директоров средних учебных заведений России готов с участием работодателей, органов управления образования, руководителей учебных заведений страны, законодателей подготовить проект концепции, обсудить ее на своем предстоящем расширенном съезде - его предполагается провести осенью 2009 года - и представить свои предложения органам государственной власти и управления.

Приоритеты

Что относит Союз директоров средних учебных заведений России к приоритетным мерам как условиям прорыва в профессиональном образовании?

1. Создание должных экономических условий и государственных гарантий, позволяющих бизнесу более активно инвестировать средства в инновационное развитие системы профессионального образования. Прежде всего, принятие закона - «О профессиональном образовании» или «О социальном партнерстве», - подобного тем, которые успешно реализуются во многих странах Европы. Такой закон может стать правовой основой и организационно-экономическим механизмом взаимодействия государства и бизнеса, позволит развивать благотворительность в сфере профессионального образования.

2. Расширение перечня специальностей и их профилей, ориентированных на подготовку специалистов для критических и высоких технологий, для чего потребуется соответствующее решение Правительства РФ.

3. Крупномасштабные инвестиции. В настоящее время финансирование СПО не является приоритетным, осуществляется по остаточному принципу и не работает на инновационное развитие. Темпы роста бюджетного финансирования систем НПО и СПО значительно уступают другим уровням образования.

4. Законодательная поддержка ресурсных центров. Это позволит создать в регионах «точки роста» передового опыта в реализации самых современных образовательных технологий обучения.

5. Решение вопроса о возможности проведения и финансирования научно-методической работы в учреждениях СПО.

6. Распространение положений по установлению надбавок за ученые степени и звания, действующих в высшей школе, на преподавателей и специалистов с предприятий и организаций, работающих в учреждениях СПО.

Среднее профессиональное образование в России

Образовательные учреждения СПО

В советское время среднее профессиональное образование можно было получить в техникумах, а также училищах (например, медицинское училище).

В постсоветское время часть техникумов переименована в колледжи . В настоящее время среднее профессиональное образование может быть получено в техникумах и колледжах . Различия в терминах определены в Типовом положении об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) :

7. Устанавливаются следующие виды средних специальных учебных заведений:
а) техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки;
б) колледж - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования базовой подготовки и программы среднего профессионального образования углубленной подготовки.

Перечень специальностей среднего профессионального образования утверждён приказом Минобрнауки России от 12.04.2005 № 112 (в редакции от 18.05.2006 ). С 1 января 2010 года . при приёме на основные профессиональные образовательные программы среднего профессионального образования, реализуемые в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, применяется перечень специальностей среднего профессионального образования, утверждённый приказом Минобрнауки России от 28.09.2009 № 355 .

Особенности СПО в сравнении с начальным профессиональным образованием

Учреждения НПО (Начального профессионального образования) и СПО объединяют и реализуют двухступенчатую подготовку по программам начального и среднего профессионального образования. В соответствии с типовым Положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования образовательное учреждение также называется термином ССУЗ (Среднее специальное учебное заведение) .

  1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования.
  2. Граждане, имеющие начальное профессиональное образование соответствующего профиля, получают среднее профессиональное образование по сокращенным программам.
  3. Среднее профессиональное образование может быть получено в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (средних специальных учебных заведениях) или на первой ступени образовательных учреждений высшего профессионального образования.
  4. Образовательное учреждение среднего профессионального образования может реализовывать образовательные программы начального профессионального образования при наличии соответствующей лицензии.

См. также

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Среднее профессиональное образование" в других словарях:

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования. Граждане, имеющие… … Словарь по профориентации и психологической поддержке

    Среднее профессиональное образование - 1. Среднее профессиональное образование имеет целью подготовку специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального… … Официальная терминология

    Среднее профессиональное образование - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего или начального профессионального образования в средних профессиональных учебных заведениях. С.п.о. имеет целью… … Педагогический терминологический словарь

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - среднее специальное образование, уровень образования, приобретаемый, как правило, на базе полного или неполного общего среднего в соответствующих проф. уч. заведениях. Обеспечивает индивиду знания, умения и навыки, необходимые для самостоят.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Среднее профессиональное образование - образование на базе основногообщего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иныхобразовательных учреждениях среднего профессионального… …

    Среднее профессиональное образование - образование на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования, осуществляемое в средних специальных учебных заведениях или иных образовательных учреждениях среднего профессионального образования,… … Словарь юридических понятий

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - процесс подготовки специалистов среднего звена, удовлетворение потребностей личности в углублении и расширений образования на базе основного общего, среднего (полного) общего или начального профессионального образования; является частью… … Профессиональное образование. Словарь

    Образование,которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной программе, обеспечивающей подготовку специалистов среднего звена… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике

    Среднее профессиональное образование повышенного уровня - Средним профессиональным образованием повышенного уровня является образование, которое осуществляется имеющим соответствующую лицензию образовательным учреждением среднего профессионального образования по основной профессиональной образовательной … Словарь юридических понятий

    СРЕДНЕЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ОБЛАСТИ ФИНАНСОВ И КРЕДИТА - в целях подготовки специалистов со средним профессиональным образованием в области финансов и кредита Минобразование РФ ввело в действие с 17 июня 1997 государственный стандарт для специалистов со средним образованием по специальностям: 060100 –… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Книги

  • Электротехнические изменения Практикум учебное пособие Среднее профессиональное образование Хрусталева З Кнорус , Хрусталева З.. Для каждой лабораторной работы приведены краткие теоретические сведения, структурные схемы использованных приборов и схемы их соединения, порядок выполнения работы, контрольные вопросы для…