Измерительные

Сказки о посуде для детей старшей группы. Сказка о мальчике саше, который не любил мыть посуду

Сказки о посуде для детей старшей группы. Сказка о мальчике саше, который не любил мыть посуду

Игры для детей 3 лет: развитие речи, ознакомление с обобщающим словом «посуда», усвоение грамматики родного языка. Эти игры будут полезны не только детям 3 лет, но и детям более старшего возраста. Они развивают языковое чутье, внимание ребенка, восприятие, учат рассуждать и подбирать точные слова. Это вторая статья из цикла статей о речевых играх с малышами в детском саду и дома.

«Посуда»

Игра 1.Угощаем гостей. Играем со словами.

Учимся образовывать новые слова из известных (наименования предметов посуды).

Познакомься с Таней и Ваней. К Тане и Ване пришли в гости их друзья. Ребята пригласили гостей к столу. Посмотри на картинки и назови, какую посуду поставили дети на стол. Для масла – маслёнку, а для соли — …? (Солонку) Для супа – супницу, для конфет — …? (конфетницу), для сахара — …? (сахарницу), для хлеба -… (хлебницу). Для молока – молочник, для салата — …? (салатник), а для кофе -…? (кофейник). А какую посуду ставит на стол твоя мама, когда к вам приходят гости? (внимательно рассмотрите посуду дома, назовите ее, рассмотрите детали и назовите их — ручка, носик, крышка, донышко)

Послушай стихотворение о посуде. (Стихотворение «Спор» поможет ребенку научиться правильно называть разную посуду. Во время чтения показывайте ребенку посуду, изображенную на картинке)

Это стихотворение для занятий с детьми придумала я, и оно им очень понравилось. А также помогло быстрее освоить названия разных предметов посуды. Надеюсь, что и Вы с Вашими детьми получите большое удовольствие от стихов в картинках.

Это стихотворение в картинках, а также другие задания в картинках Вы найдете в статье

Презентацию по этому стихотворению с картинками в хорошем разрешении для более удобного рассматривания с детьми Вы найдете в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (раздел группы «Документы» справа под видео группы)

Спор.

Раз заспорила посуда,
Кто на свете всех важней.
«Я важней»,- сказал всем чайник.
Грею чай я для людей.

«А без нас не съесть им суп.
Ложка – тоже людям друг».
Тут кастрюли им в ответ:
«Не сварить без нас обед!»

Сковородка заш-ш-шипела:
«Вот что я сказать хотела.
Ж-ж-жарю людям я котлеты,
И картош-ш-шку, и омлеты».

Прекратите этот спор,
Бесполезный разговор.
Вся посуда нам нужна,
Каждая для нас важна.

Масло мы кладём в маслёнку ,
Насыпаем соль в солонку .
Хлеб мы в хлебницу кладём,
Суп из супницы берём.

Есть у нас и чайник с чаем.
Мы за чаем не скучаем
И из сахарницы яркой
Насыпаем сахар сладкий.

Есть молочник с молоком
И кофейник с ободком.
Есть в конфетнице конфеты
И для Маши, и для Светы.

Много разной есть посуды
И нужна она нам всюду!
И готовим, и едим,
И продукты в ней храним. (Автор — Валасина А.В.)

Для чего людям нужна разная посуда? Что было бы, если бы посуды не стало?

Ещё раз прочитайте стихотворение и попросите ребенка договаривать за Вами слова – наименования предметов посуды. Например, «Масло мы кладём в мас…(лёнку), насыпаем соль в со…(лонку)».

Игра 2. Чего не хватает?

Учимся точно называть части посуды. Учимся использовать в речи родительный падеж.

Давай вспомним сказку К.И.Чуковского «Федорино горе».

Скажи, почему посуда убежала от Федоры? Посмотри на поломанную посуду Федоры. Чего не хватает у чашки, кастрюли, чайника?

«Чашка без …(ручки)».

«Кастрюля без …(крышки)».

«Чайник без …(носика)».

Удобно ли пользоваться чашкой без ручки? Почему? Зачем у чашки делают ручку? У какой еще посуды есть ручка? (У сковороды, у кастрюли, у чайника, у молочника, у кофейника). Зачем нужны ручки у этих предметов?

Зачем нужна крышка у кастрюли? У каких ещё предметов ты видел крышки?

Можно ли пользоваться чайником без носика? Почему? У каких ещё предметов есть носик? (У лейки, у кофейника, у молочника). Для чего нужен носик?

Почему посуда вернулась к Федоре? Что бы случилось, если бы посуда не вернулась домой? Как Федора стала заботиться о своей посуде? (Мыла, чистила, окатила кипяточком, полоскала, не била…)

Игра 3. Отгадай загадку.

Учимся рассуждать, выделять и точно называть признаки предметов.

Вам понадобятся три игрушки или три картинка для выбора отгадки ребенком: сковорода, кастрюля, чайник (но чайник ни в коем случае не должен быть первым в ряду).

Попросите малыша отгадать загадку:

«Я пыхчу, пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Что это? Найди отгадку.

Не спешите дать правильный ответ, дайте ребенку возможность порассуждать, подумать. Обязательно спровоцируйте его доказывать свое мнение, давая преднамеренную ошибку. Можете сказать: «Почему ты решил, что это чайник? Может быть это кастрюля, она ведь тоже пыхтит?». Пусть малыш еще раз послушает загадку и попытается доказать свое мнение. Затем переспросите: «А может это сковорода, она тоже греется?» Еще раз перечитайте загадку и найдите в ней признаки предмета, назовите их вместе с ребенком: у него есть крышка, он пыхтит и греется на плите, он кипятит воду для чая.Почему же это не сковорода?

Эти преднамеранные ошибки, побуждающие малыша рассуждать, может делать Мишка – Торопыжка или Незнайка, которого Вы пригласите вместе с малышом отгадывать загадки.

Советы для родителей:

— Помните, что именно в 3-4 года у ребенка зарождается словотворчество. Не ругайте малыша за придуманные им слова типа «для соли – сольница, для масла – масленица (маслёник)». Словотворчество ребенка необходимо поощрять Оно свидетельствует об экспериментировании малыша со словами, об его активной умственной деятельности. Без игр со словом невозможно полноценно усвоить грамматику родного языка во всей её полноте и богатстве! В случае ошибки не повторяйте её за малышом, просто сразу же скажите правильный вариант слова: «Люди договорились называть посуду для масла маслёнкой, а посуду для соли солонкой».

— Игры для детей 3 лет не должны быть длительными. Они всегда веселые, занимательные, строятся в диалоге с ребенком. Усвоив в игре названия предметов посуды, назначение их частей, обязательно повторяйте этот материал (рассмотрите посуду у себя дома, у бабушки, в магазине, обратите внимание ребенка на интересные формы ручек, крышек, носиков, попробуйте зарисовать их; если Вашему ребенку уже 4-5 лет, можно рассмотреть посуду в музее – чем она отличается от нашей посуды дома, как называется, для чего раньше использовалась). При рассматривании предметов нужно обязательно давать их в руки малышу, чтобы он проводил пальчиком по контуру, определяя из форму; пробовал подержать с ручкой и без ручки — как удобнее.

Продолжение игр с детьми 3 лет и старше Вы найдете в следующей статье:

Все картинки статьи для более удобного их рассматривания с детьми Вы можете скачать в нашей группе Вконтакте (см. раздел группы «Документы» — презентация «Посуда», презентация доступна для редактирования). Или посмотреть в презентации ниже. Для полноэкранного просмотра нужно нажать значок со стрелками в правом нижнем углу экрана.

Презентация «Посуда» для игр и занятий с детьми

Презентацию для детей «Посуда» с картинками из этой статьи в хорошем разрешении для занятий с дошкольниками можно скачать бесплатно без регистрации по этой ссылке: или в нашей группе Вконтакте «Развитие ребенка от рождения до школы» (см. раздел группы «Документы» под разделом с видео сообщества).

Интересные речевые игры с детьми Вы также найдете в статьях:

Тематическая подборка игр и упражнений, тема: «Посуда»

Цели:

Расширить знания детей о посуде, ее назначении.
Учить детей называть предмет и возможные с ним действия.
Закрепить знания о цвете, величине, количестве.
Продолжать учить детей считать предметы; учить понимать понятие «половина».
Формировать умение различать неречевые звуки: удары ложкой по пластику, дереву, металлу, керамике.
Пополнить лексический запас детей по теме.
Закрепить навыки наклеивания, лепки, рисования пальчиками.
Развивать память, внимание, мелкую моторику, координацию движений.

Оборудование:

«Чудесный мешочек» с кукольной посудой: кастрюлей, чашкой, тарелкой, сковородой, ложкой, ножом, чайником.
Тарелка деревянная, пластиковая, керамическая, металлическая.
Тарелки желтого, красного, зеленого и синего цветов. Цветные силуэтные картинки зеленых огурцов, красных яблок, желтых груш, синих слив.
Листы бумаги с нарисованным столом, тарелкой и салфетками. Вырезанные из цветной бумаги силуэты чашек и чайника. Желтый пластилин. Мак.
Лист бумаги с изображением кастрюли (чайника). Пальчиковые краски.
Картонные заготовки «вилка» без зубцов, разноцветные прищепки.
Платок, салфетки, стаканчики.
Вырезанные из бумаги картинки «муха».
Листы бумаги с темными силуэтами и аналогичные цветные картинки посуды.
Пластиковые овощи из двух половинок, скрепленных липучкой, ножи.
Пирамидка в виде стаканчиков.
Вырезанные из черного картона силуэты сковородок, соленое тесто, ножи, дощечки.
Игрушечный набор «Продукты питания», игрушечные плиты, кастрюли и сковородки.
Строительный материал: кубики и кирпичики. Маленькие матрешки. Маленькая игрушечная посуда.
Картинка с изображением чашки. Пластилин.
Аудиозаписи «Кыш, муха, улетай», «Мы посудою звеним», «Мишка ложечкой звенит».

Игровая ситуация «А что в мешочке?»

Ребятки, сегодня в чудесном мешочке есть для вас что-то интересное. Опускайте ручку и доставайте. Кастрюля, чайник, сковорода, тарелка, ложка, чашка,нож. Все эти предметы можно назвать одним словом - посуда.

Дидактическое упражнение «Что это?»

Это кастрюля. В ней можно сварить суп.
Это тарелка. В нее можно положить еду.
Это ложка. Ложкой можно набирать еду и класть в рот.
Это чашка. В нее можно налить чай и выпить его.
Это нож. Им можно резать хлеб.
Это сковорода. На ней можно пожарить котлетки.

Дидактическая игра «Разложи продукты по тарелкам»

Посмотрите, какие продукты есть у нас: зеленые огурцы, красные яблоки, желтые груши, синие сливы. Нужно разложить эти продукты на тарелки такого же цвета.

Аппликация и лепка «Чайный сервиз»

Перед вами стол (рисунок).

Покажите, где на столе тарелка, большая салфетка, меленькие салфетки. Сколько больших салфеток? Одна большая салфетка. Сколько маленьких салфеток? Две маленькие салфетки. Возьмите коробочки и посмотрите, что в них. Чайник и чашки.

Сколько чашек? Две чашки. Сколько чайников? Один чайник. Расставьте ан салфетки чайник и чашки. Чайник один и он большой, поэтому вы поставили его на одну большую салфетку. А чашки две и они маленькие, поэтому вы расположили их на двух маленьких салфетках. А теперь приклейте чайник и чашки.

Теперь хорошо бы к чаю сделать бублики. Возьмите пластилин и раскатайте из него тоненькую колбаску. Возьмите ее за концы двумя руками и заверните в кольцо. Концы соедините. Получился бублик. Приложите его к тарелочке и придавите ладонью. Сверху посыпьте маком и прижмите его пальчиком. Таким же образом сделайте еще один бублик.

Дидактическая игра «Чего не хватает?»

Вот перед вами стоит посуда: кастрюля, чашка, ложка, тарелка. Запомните их. Сейчас я накрою посуду платочком, а когда открою, чего-то не будет хватать. Чего не хватает?

Дыхательное упражнение «Кыш, муха, улетай»

Муха прилетела, на посуду села. - Кыш, муха, улетай! Нечего тебе делать на нашей посуде. Подуйте на муху, чтобы она улетела.


(Вырезанные рисунки мух раздаются детям. Упражнение повторяется несколько раз).

Пальчиковая гимнастика «Помощник»

Посуду моет наш Антошка.
(Потирать ладони друг от друга)

Моет вилку, чашку, ложку.
(Разгибать пальцы из кулачка, начиная с мизинца)

Вымыл блюдце и стакан.
И закрыл покрепче кран.
(Имитирующее движение кистью руки)

Игра с прищепками «Вилка»

Вот вилка без зубцов. Сделайте вилке зубцы с помощью прищепок.

Дидактическая игра «Сервируем стол»

Перед вами на картинке темные пятна - тени. Нужно сверху положить на каждую тень подходящую по форме посуду: тарелку, вилку, нож, ложку.

Дидактическая игра «Сортируем посуду по размеру»

Мы посуду чисто мыли
Посушить не позабыли:
Чашки, блюдца в ряд стоят
И на солнышке блестят.

Сложите пирамидку из стаканчиков. Затем сложите стаканчики друг в друга.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мы посудою звеним»

Дети издают звуки с помощью различной посуды под песню «Мы посудою звеним».

Рисование пальчиками «Кастрюля»

Раскрасьте кастрюлю: в пустые круги поставьте отпечаток пальчика, а полосы закрасьте.

Чтение стихотворения «Посуда»

Девочка Иринка порядок наводила,
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице.
Масло должно быть в масленке.
Хлебушек должен быть в хлебнице.
А соль? Ну, конечно, в солонке!»

Лепка барельефная «Укрась чашки»

Чашки новая для Мити.
Чтобы чаю мог попить он,
Молока и лимонаду.
Нам украсить чашки надо.

Отщипываем кусочки пластилина и скатываем шарики. Прикладываем к чашке и прижимаем.

Музыкально-ритмическое упражнение «Мишка ложечкой звенит»

(Проводится под одноименную песенку).

Конструирование «Ждем гостей»

К нам в гости собираются прийти матрешки. Матрешки маленькие и за наш большой стол их усадить не получится, значит нужно сделать для матрешек маленькие столы и стулья.
Возьмите куб, поставьте его перед собой, а сверху на куб положите кирпичик. Вот так. Получился стол. Теперь сделаем стул. Поставьте поставьте его возле стола, а сзади приставьте кирпичик. Вот так. (Вертикально). Получился стул со спинкой.
А вот и матрешки! Усаживайте их на маленькие стулья. А на стол ставьте посуду.

Рассматривание тарелок, изготовленных из различных материалов

Вот перед вами тарелки. Посчитаем их. Один, два, три, четыре. Сколько всего тарелок? Четыре тарелки. Все тарелки разные. Вот хорошо знакомая всем тарелка керамическая. Постучите по ней ложечкой и послушайте, какой звук получится. Вот тарелка металлическая. Постучите ложечкой и по ней тоже. Вот тарелка пластиковая. Постучите по ней. А вот тарелка деревянная. Постучите и по этой тарелке тоже.

Дидактическое упражнение «Хитрая ложечка»

Будем с ложечкой играть и посуду называть.

Глазки закрывайте, ну-ка, угадайте,
По какой тарелке стучит ложечка.

Дидактическая игра «Разрежь на две половинки»

Пластиковыми ножиками дети «разрезают» овощи на половинки (скрепленные липучкой).

На сколько частей вы разрезали свой продукт? Посчитаем: один, два. Вы разрезали на две половинки.

Лепка из соленого теста «Оладьи на сковороде»

Раскатайте тесто прямым раскатыванием в толстую колбаску. Нарежьте колбаску ножом на кусочки. Сдавите каждый кусочек между указательным и большим пальцем, приложите к сковороде и прижмите.

Упражнение «Готовим обед»

Перед вами посуда: кастрюля и сковорода. Берите продукты, складывайте их в кастрюлю или сковороду и несите ставить на плиту.

Тарелки и другие предметы окружают нас с самого раннего детства. Загадки про посуду помогают малышам развить логическое мышление, знакомят с предметами обихода, правильному их использованию. Дети часто интересуются происхождением посуды. Например, в Древней Руси вся утварь была изготовлена из дерева. И только позднее миски стали делать из меди. Хотя в настоящее время доказано, что медная посуда вредна для здоровья. Посуда часто выступает в роли героев народных сказок. Она умеет говорить, чувствовать, ей приписывают магические качества. Помните, как в сказке «Федорино горе» посуда обиделась на хозяйку и ушла из дома? Загадки о посуде довольно легко отгадать, они прививают детям желание помогать мамам на кухне, учатся бережному отношению к вещам.

Он округлый, но не шар,
Медный - не монета,
В нём пылает алый жар,
Им вода согрета.
Чай готовить он мастак,
Чайник вспомнил даром!
Ведь зовут его в веках
Люди… (Самоваром!)

Среди ложек я полковник.
И зовут меня… Половник!

Суп, салат, пюре, котлеты
Подают всегда в … (Тарелке)

А на чай и простоквашу
Подставляй, дружочек, … (Чашку)

На плите - кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый… (Чайник)

По моей тарелке лодочка плывёт.
Лодочку с едою отправляю в рот.
(Ложка)

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её… (Кастрюлей)

Будет вкусная еда
С золотою коркою,
Если пользуешься ты…
Верно, сковородкою!

Сами не едим, а людей кормим (ложки)

С поварёжкой она дружит
Кашу сварит нам на ужин
Её любит мама Юля.
Как зовут её?(Кастрюля)

Ем столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая...
/ложка/ ?

На одной широкой ножке
У неё 4 рожка,
Но она совсем не пилка,
Для котлет и мяса...
/вилка/

Осторожненько, смотри,
В руку ты его бери,
Не всегда и сам поймёшь,
Как порежет руку...
/нож/

Нос пыхтит и дышит паром,
Бок горячий пышит паром,
А внутри напиток - травник,
Он - любимый мамин...
/чайник/

На плите стоит горячей
Вкусноту под крышкой прячет,
Кашу варит в ней мамуля,
Ручки две, одна...
/кастрюля/

Словно блин кругла она,
Съел я кашу всю до дна,
Вижу я улыбку Севки,
Он живёт на дне...
/тарелки/

Крутобокий и высокий,
Ох, напьюсь сейчас я соку,
Вкуснотища - не обман,
Опустеет мой...
/стакан/

Она всем очень нравится,
На блюдечке красавица,
С одной рукой милашка,
Голубенькая...
/чашка/

И оладьи, и омлет,
И картошку на обед,
А блины - вот это да!
Жарит всё ...
/сковорода/

Стоит толстячок,
Подбоченивши бочок,
Шипит и кипит,
Всем чай пить велит.
Самовар

Из меня посуду тонкую,
Нежно-белую и звонкую
Обжигают с древних пор.
Называюсь я …
Фарфор

Я пыхчу, пыхчу,
Больше греться не хочу.
Крышка громко зазвенела:
«Пейте чай, вода вскипела!»
Чайник

Носит воду
Хозяину в угоду;
При нем живет,
Пока не упадет.
Чашка

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри
Угощение внутри!
Сахарница

Я горячее храню,
Я холодное храню,
Я и печь, и холодильник
Вам в походе заменю.
Термос

Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
Ложка

Новая посуда,
А вся в дырках.
Решето

На головке пуговка,
В носу решето,
Одна рука,
Да и та на спине.
Чайник

Закипит — исходит паром,
И свистит, и пышет жаром,
Крышкой брякае, стучит.
-Эй, сними меня! — кричит.
Чайник

Чистопородный
Боярин дородный
Всему народу
Отпускает воду.
Самовар

На огне ворчу-бурчу
Потом чихаю
И пар испускаю.
Чайник

Она бывает глубока.
Она бывает мелка.
Однако, это не река.
Тарелка

В земле я родился,
В огне закалился.
Горшок

Среди воды огонь пылает,
Вода его не заливает.
Самовар

Сделана для жидкости,
а жидкость в ней не держится.
Воронка

Чайника подружка
Имеет два ушка,
Варит кашу, суп для Юли.
И зовут её…
Кастрюлей

Всех кормлю с охотой я,
А сама безротая.
Ложка

На плите — кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый…
Чайник

Как начнет
Говорить-разговаривать,
Надо чай
Поскорее заваривать.
Чайник

У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот-нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
Чайник

Хоть и задрал он кверху нос,
Но это вовсе не всерьез.
Ни перед кем он не гордится,
Кто пить захочет - убедится.
Чайник

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.
Ложка

Каким инструментом можно щи хлебать?
Ложка

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждет лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.
Ложка

Кто такая?
Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Ложка

Если хорошо заточен,
Все легко он режет очень -
Хлеб, картошку, свеклу, мясо,
Рыбу, яблоки и масло.
Нож

Вся макушка в дырках мелких -
Горечь-горькая в тарелках.
Перечница

Среди ложек я полковник.
И зовут меня…
Половник

Новая посудина
вся в дырах.
Решето

Купили новенькое,
такое кругленькое,
качают в руках,
а оно все в дырках.
Сито

Скажите, как назвать ее:
Все в дырках зубы у нее,
Но свеклу, редьку, хрен, морковку
Она перетирает ловко.
Терка

Жесткая, дырявая,
Колючая, корявая.
Что ей на спину положат,
Все она тотчас изгложет.
Терка

Лежит Сивка — Исколота спинка.
Терка

У носатого у Фоки
Постоянно руки в боки.
Фока воду кипятит
И как зеркало блестит.
Самовар

Аристова Олеся Валерьевна
Конспект ООД на тему «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста

Конспект ООД по проведению лексико-грамматических упражнений

на тему: «Посуда» для детей старшего дошкольного возраста.

Цель: расширить и закрепить представления детей о посуде и её назначении.

Задачи:

1. Образовательные. - Уточнить и активизировать словарь по теме. - Обогащать словарь за счет обобщающих понятий (кухонная, столовая и чайная посуда). - Формировать умение образовывать существительные множественного числа родительного падежа; уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать прилагательные от существительных. - Образование относительных прилагательных.

2. Развивающие. - Совершенствовать мелкую моторику.

Развивать связную речь, речевой слух, зрительное восприятие и внимание, память и мышление.

3. Воспитательные. - Формировать положительную установку на участие в занятии. - Формировать навыки взаимодействия друг с другом. - Воспитывать навыки активности, инициативности и самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: картинки с изображением посуды; мяч, муляжи посуды, волшебный мешочек, разрезные картинки-чашечки.

Литературный источник:

Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико – грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР / З. Е. Агранович. – СПб. : «Детство-Пресс», 2003. – 128 с.

Нищева, Н. В. Конспекты подгрупповых логопедических занятий в старшей группе детского сада / Н. В. Нищева. – СПб. : «Детство-Пресс», 2009. – 448 с.

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель: Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, выполните мое задание. Опустите руку в мешочек, нащупайте один предмет, ощупайте его и скажите, что это, как вы догадались об этом. (Дети по очереди опускают руки в мешочек, нащупывают предметы и рассказывают о том, как они их узнали, а затем достают их из мешочка и кладут на стол).

Воспитатель: Молодцы. Вы все предметы угадали правильно. А теперь подумайте и скажите, как можно назвать все эти предметы одним словом.

Дети: Посуда.

Воспитатель: Правильно. А для чего нужна посуда, вы знаете?

Дети: В посуде готовят и хранят еду, из посуды едят.

Воспитатель: Правильно. Ребята, вы наверно уже догадались, о чем сегодня пойдет речь, конечно же, о посуде.

(Дети садятся полукругом у доски).

2. Беседа о посуде

(Воспитатель раскладывает на доске в три ряда картинки с изображением посуды: чайной, столовой и кухонной).

Воспитатель: Какая посуда находится в верхнем ряду?

Дети: Кухонная – сковорода, ковш, кастрюля.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу. Где стоит такая посуда?

Дети: На плите.

Воспитатель: Верно. Перечислите, какая посуда находится во втором ряду?

Дети: Тарелки, хлебница, солонка. Это столовая посуда.

Воспитатель: Верно. Этой посудой пользуются во время обеда. Где стоит столовая посуда?

Дети: На столе.

Воспитатель: Правильно. Перечислите, пожалуйста, какая посуда находится в нижнем ряду?

Дети: Чайная посуда – сахарница, чашка, блюдце.

Воспитатель: Правильно. Эта посуда нужна для того, чтобы пить чай. Где должна стоять чайная посуда?

Дети: В шкафу.

Воспитатель: Молодцы, правильно.

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте рассмотрим посуду, которую вы достали из волшебного мешочка. И постараемся рассказать о ней. Из каких частей состоит предмет, что в нем делают.

(Воспитатель показывает посуду, дети рассказывают, из каких частей состоит предмет и для чего он нужен).

Воспитатель: Ребята, что это за предмет?

Дети: Чайник.

Воспитатель: Из каких частей состоит чайник?

Дети: У него есть дно, стенки, носик, ручка, крышка.

Воспитатель: Что в чайнике делают?

Дети: В нем кипятят воду.

(Аналогично с другой посудой: кастрюля, сковорода, чашка, заварочный чайник).

Воспитатель: Молодцы, ребята.

3. Лексико-грамматические упражнения

Игровое упражнение «Из чего сделан предмет?».

Воспитатель: Ребята, посуда сделана из разных материалов.

Кастрюля сделана из металла, какая она?

Дети: Металлическая.

Воспитатель: Чашка сделана из фарфора, какая она?

Дети: Фарфоровая.

(Дети аналогично отвечают на вопросы: Стакан сделан из стекла, какой он? Ложка сделана из дерева, какая она? Сковорода сделана из железа, какая она? Кружка сделана из керамики, какая она? Тарелки сделаны из глины, какие они).

Игровое упражнение «Где живут продукты?»

Воспитатель: Ребята, помогите мне, пожалуйста, разложить продукты в соответствующую посуду.

Воспитатель показывает продукты, дети отвечают где они живут.

Сахар живет. (в сахарнице)

Хлеб живет. (в хлебнице)

Салат живет. (в салатнице)

Масло живет. (в масленке)

Перец живет. (в перечнице)

Конфеты живут. (в конфетнице)

Сухари живут. (в сухарнице)

Соль живет (в солонке).

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием правильно. Теперь отдохнем. Встаньте в круг.

Физкультминутка «Помощники»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, пять, (Дети шагают)

Будем маме помогать. (Хлопают в ладоши)

Быстро чашки мы помыли, (Круговые движения ладонями)

Про тарелки не забыли. (Круговые движения ладонями)

Всю посуду мы убрали, (Разводят руками в стороны)

Очень сильно мы устали. (Ставят руки на пояс).

Игровое упражнение «Скажи наоборот».

Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру с мячом «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и называю слово, а вы говорите, как будет наоборот.

Воспитатель: Ложка чистая.

Дети: Ложка грязная.

Воспитатель: Тарелка глубокая.

Дети: Тарелка мелкая.

Воспитатель: Чашка большая.

Дети: Чашка маленькая.

Воспитатель: Сковорода тяжелая.

Дети: Сковорода легкая.

Воспитатель: Ножик старый.

Дети: Ножик новый.

Воспитатель: Молодцы. Справились с заданием.

Игровое упражнение «Назови ласково»

Воспитатель: Сейчас я буду показывать вам предметы посуды, а вы должны назвать его ласково. – чашка.

Дети: Чашечка.

(Аналогично с другими картинками: ложка-ложечка,

половник-половничек, блюдце-блюдечко, кастрюля-кастрюлька, нож-ножичек, вилка-вилочка).

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Воспитатель: Следующее задание на внимание. Я буду показывать вам карточки, на которых изображены 4 предмета, а вы должны найти какой предмет лишний и почему.

(Дети называют лишнюю посуду и объясняют, почему она лишняя).

Стакан, стол, тарелка, ложка.

Ложка, вилка, чашка, нож.

Кастрюля, сковорода, чашка, ковш.

Большой чайник, кастрюля, сковорода, заварочный чайник.

Миска, сковорода, кастрюля, чашка.

Пальчиковая гимнастика «Мои помощники»

Воспитатель:

Раз, два, три, четыре, (Удар кулачками друг о друга)

Мы посуду перемыли: (Одна ладонь скользит по другой по кругу)

Чайник, чашку, ковшик, ложку и большую поварешку.

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого)

Мы посуду перемыли, (Одна ладонь скользит по другой.)

Только чашку мы разбили, ковшик тоже развалился,

Нос у чайника отбился. Ложку мы чуть-чуть сломали,

(Загибают пальчики по одному, начиная с большого.)

Так мы маме помогали. (Удар кулачками друг о друга).

(Воспитатель просит детей пройти за столы).

Игра «Разбитые чашки»

Воспитатель: Послушайте стихотворение, которое я прочту.

На завтрак Наташе

Сварили две каши.

На выбор две каши

Для нашей Наташи.

Не стала есть кашу

Каприза Наташа.

Разбила тарелку

Вертушка Наташа.

Ребята, помогите мне, пожалуйста, склеить тарелочку, которую разбила Наташа. Она выглядит вот так, как эта тарелка на картинке.

(Дети собирают разрезные картинки по образцу. Воспитатель помогает, если это необходимо).

Воспитатель: Молодцы, какая красивая тарелочка у вас получилась.

4. Итог занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, о чем говорили, какая игра понравилась больше, а потом оценивает деятельность каждого ребенка.

Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о предметах посуды, используя алгоритм (модель)
Задачи:
- Уточнять, расширять, систематизировать и активизировать словарь по теме «Посуда».
- Закреплять знания о назначении посуды.
- Учить классифицировать посуду по способу употребления в быту.
- Развивать монологическую речь, память, внимание.
- Воспитывать интерес к занятию.
Материал: тарелки (глубокая и мелкая, вилка, ложки (чайная и столовая, деревянная, металлическая, пластмассовая, стаканы, две пластмассовые игрушки, мяч; картинки с изображениями предметов посуды.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель читает отрывок из стихотворения С. Капутикян «Маша обедает»:
Никому отказа нет,
Подан каждому обед.
Собачке - в миске,
В блюдечке – киске,
Курочке – несушке-
Пшена в черепушке,
А Машеньке – в тарелке.
В глубокой, не в мелкой.
Воспитатель: Ребята, о чем говорится в этом стихотворении? (ответы детей)
В чем подают обед собачке? (в миске) а киске? (в блюдечке) а курочке? (в черепушке).А из чего обедает Машенька? (из тарелки). Как можно назвать одним словом миску, блюдце, тарелку? Что это? (посуда).
(Воспитатель выставляет на стол все предметы, кроме пластмассовых игрушек и пластмассовой ложки.)
-Ребята, посмотрите и назовите, что вы видите на столе. (дети называют) как одним словом можно назвать эти предметы?
Дети: посуда.
Воспитатель: А теперь сравните эти две тарелки (глубокую и мелкую). Чем они похожи?
Дети: Из них едят, обе тарелки белые с орнаментом.
Воспитатель: Чем они отличаются друг от друга? (приглашает детей к столу, предлагает взять предметы в руки).
Дети: одна тарелка глубокая, а другая мелкая.
Воспитатель: Для чего нужна глубокая тарелка (дети отвечают) А мелкая тарелка для чего нужна (ответы детей). Что бывает мелким и глубоким?
Как вы понимаете выражения: глубокая река (имеет большую глубину), глубокое чувство (сильное), мелкая река (имеет небольшую глубину), мелкий дождь (несильный), мелкий песок (некрупный).
Воспитатель: а теперь давайте мы с вами немного отдохнем и вспомним физкультминутку, которая называется «Посуда»:
Вот большой стеклянный чайник
(«надуть» живот, одна рука на поясе, другая изогнута как носик)
Очень важный, как начальник,
Вот фарфоровые чашки
Очень хрупкие бедняжки
(приседать, одна рука на поясе)
Вот фарфоровые блюдца,
Только стукни разобьются
(кружиться, рисуя руками круг)
Вот серебряные ложки,
(потянуться, руки сомкнуть над головой)
Вот пластмассовый поднос-
Он посуду нам принес.
(сделать большой круг)
Воспитатель: А когда вы садитесь обедать, какая посуда вам нужна?
Дети: Тарелки – глубокая и мелкая, вилка, ложка.
Воспитатель: Теперь давайте сравним вилку и ложку. Из чего они сделаны?
Дети: Из металла.
Воспитатель: Значит, как одним словом сказать, какие они?
Дети: Металлические.
Воспитатель: (берет в руки металлическую чайную и столовые ложки). Чем похожи эти два предмета? Дети отвечают.
Воспитатель: Правильно, они сделаны из одного материала, из металла, они металлические. Теперь подумайте и скажите, чем они различаются?
Дети: Одна – большая, другая – маленькая. Одна – столовая, а другая – чайная.
Воспитатель: А какие еще стеклянные предметы вы видите на столе?
Дети: Стаканы.
Воспитатель: Чем похожи эти стаканы? Чем отличаются? Для чего они нужны (дети отвечают).
Воспитатель: сейчас я буду показывать вам посуду и говорить какая она, а вы должны подобрать противоположное слово: эта тарелка глубокая, а эта (мелкая). Эта ложка столовая, а эта (чайная). Один стакан высокий, а другой (низкий).
Воспитатель: Сейчас мы поиграем в магазин посуды (выставить на доску картинки с изображением посуды). Ребята, посмотрите, какая красивая посуда есть в нашем магазине. Вы можете ее купить, но надо правильно рассказать, что это за посуда, какая она, для чего нужна? Вам подсказка – модель описания посуды

Послушайте мой рассказ (образец описательного рассказа): Это кастрюля. Она хранится на кухне. Кастрюля зеленого цвета, цилиндрической формы, большого размера, металлическая. У кастрюли есть дно, стенки, края; ручки у нее черные из пластмассы; крышка металлическая. В кастрюле можно приготовить вкусный суп, кашу, сварить макароны, сварить компот.

Воспитатель приглашает к доске ребенка, чтобы он рассмотрел картинки. В случае затруднения воспитатель подсказывает ребенку начало фразы. Другим детям воспитатель предлагает отгадать, что имел в виду рассказчик, и найти на доске описанный предмет. Описание следующего предмета дает тот, кто правильно отгадал предыдущий.
Итог занятия:
Воспитатель: А теперь, ребята, мы с вами поиграем в игру, которая называется «Отвечай быстро». Вы все встаете в круг, а я буду находиться в центре круга и бросать мяч. Например, я брошу мяч Уле и скажу слово стеклянный, а она должна бросить мяч мне обратно и сказать при этом, что может быть стеклянным, что делают из стекла (в этой игре воспитатель выявляет представления детей о следующих качествах предметов: стеклянный, металлический, пластмассовый, деревянный и т. д).