Измерительные

Роль учебной практики в индивидуальной программе развития. Рязанцева М.В., Субочева А.О

Роль учебной практики в индивидуальной программе развития. Рязанцева М.В., Субочева А.О
2

1 Лесосибирский педагогический институт - филиал Сибирского федерального университета

2 Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» (СФУ)

В исследовании авторы обозначили вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, предполагающей формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением на практике полученных психолого-педагогических и теоретических знаний. В статье представлены результаты исполнения проекта «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов) на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования» в соответствии с Государственным контрактом №05.043.12.0031 от 18.06.2014г., реализуемого Сибирским федеральным университетом. В статье авторами описаны результаты собственных исследований в области совершенствования педагогической практики в сфере образования.

прикладной бакалавриат

непрерывная практика

учебная практика

1.Бахор Т.А., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Лобанова О.Б., Мосина Н.А., Плеханова Е.М., Коршунова В.В. Педагогическая практика в подготовке бакалавров педагогического образования в контексте ФГОС: взгляд на проблему// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: www..02.2015).

2.Газизова Т.В., Зырянова О.Н., Колесникова Т.А., Осяк С.А., Бахор Т.А., Коршунова В.В. Усиление практической направленности обучения будущих учителей начальных классов в программах бакалавриата в процессе проектной деятельности// Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 4; URL: www..01.2015).

3. Калацкая Н.Н. Психолого-педагогическая практика: программа и методические рекомендации.- Казань: ФГАОУ ВПО КФУ, 2014.

4. Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Плеханова Е.М., Гордиенко Е.В., Кулакова Н.В., Мосина Н.А. Педагогическая интернатура в подготовке бакалавров в контексте ФГОС: проблемы и противоречия // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 5; URL: http://www..10.2014).

5. Куликова Л.М. Организация непрерывной педагогической практики студентов зарубежных высших учебных заведений [Электронный ресурс] http://lib.sportedu.ru/ (дата обращения 29.04.2015)

Реформирование экономической, социальной и других областей ориентируют педагогическую общественность на переориентацию отечественной высшей школы, позволяющую создавать условия для индивидуального развития и саморазвития студента, предполагая его вовлеченность в процесс обучения на основе свободного выбора образовательного маршрута, соответствующего его уровню знаний и умений в допрофессиональной подготовке, индивидуальным способностям и познавательным потребностям.

В описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (функциональная карта вида профессиональной деятельности) рекомендовано ориентироваться на трудовые действия, необходимые в профессиональной деятельности педагога, в частности - осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; реализации программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды; планирование и проведение учебных занятий; формирование универсальных учебных действий и т.д. Формирование данных трудовых действий невозможно без привлечения будущих педагогов к практической деятельности в образовательных организациях.

Очевиден тот факт, что модернизация системы педагогического образования предполагает подготовку и повышение качества профессиональной деятельности педагогических работников нового типа, способных осуществить принятую стратегию модернизации системы российского образования и эффективно участвовать в реализации ООП общего образования в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта педагога .

В нашем исследовании обозначены вопросы подготовки будущих бакалавров педагогики - учителей начальных классов, под которой нами понимается организация образовательного процесса в системе бакалавриата педагогического направления подготовки, основывающаяся на идее индивидуализации образовательного процесса и предполагающая формирование у студентов установки на перспективное овладение основами профессиональной деятельности прикладного характера, связанной с применением в ней психолого-педагогических знаний и применением на практике полученных теоретических знаний.

На решение поставленных проблем направлен проект «Усиление практической направленности подготовки будущих педагогов в программах бакалавриата в рамках укрупненной группы специальностей «Образование и педагогика» по направлению подготовки «Психолого-педагогическое образование» (Учитель начальных классов), на основе организации сетевого взаимодействия образовательных организаций, реализующих программы высшего образования и среднего профессионального образования», в рамках исполнения работ, в соответствии с Государственным контрактом № 05.043.12.0031 от 18.06.2014 г. В рамках данного проекта по разработке и внедрению новых программ подготовки учителей начальных классов была создана принципиально новая модель подготовки учителей начальных классов в формате практического бакалавриата .

В рамках реализации проекта в подготовке студентов - будущих бакалавров педагогики уделено особое внимание организации педагогической практики.

Проблемам организации практики посвящено большое количество исследований, в которых авторы рассматривают различные ее аспекты: практика как средство социализации личности будущего учителя (И.И. Волощенко и др.); педагогическая практика будущих учителей как фактор их личностного становления (М.Н. Бурмистрова Н.Ю. Бутко, Е.Г. Саливон и др.), практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов педвуза (Т.А. Крюкова, С.В. Милицина, В.И. Стенькова, Т.Г. Чешуина и др.), педагогическая практика как составляющая подготовки будущего учителя к инновационной деятельности (Т.М. Митрофанова, Н.В. Неводниченко и др.), педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций (С.М. Дзидоева и др.), педагогическая практика как средство профессиональной адаптации (О.В.Буданова и др.), формирование опыта профессиональной деятельности будущего учителя в период практики (Е.Н. Мокиенко, М.В. Широкова, А.Н. Саврасова, Х.А. Раджабов, А.Н. Яковлева и др.).

Сегодня в России широко обсуждаются проблемы качества школьного образования, которые напрямую зависят от качества подготовки будущих учителей . Куликова Л.М. в своем исследовании говорит о непрерывной педагогической практике как части учебного процесса в педагогических учебных заведениях, выделяет непрерывную практику как средство овладения не только профессиональными умениями и навыками, но и научными методами преподавания и педагогическим опытом, как средство развития педагогического мышления, применения теоретических знаний в практической деятельности .

С целью формирования у будущих бакалавров вышеуказанных трудовых действий, делается особый акцент на разработке программы прохождения учебной практики, в заданиях обязательно учитываются потребности образовательных организаций, с которыми сотрудничает вуз в рамках проведения учебной практики.

В учебном плане прикладного бакалавриата предусмотрено 6 зачетных единиц, отводимых для прохождения практики, которая включает в себя такие виды, как: учебная практика, летняя педагогическая практика, производственная педагогическая практика, научно-исследовательская работа.

  • принцип последовательность предполагает поэтапное освоение всех видов профессиональной деятельности, поочередное овладение всеми профессиональными функциями специалиста;
  • принцип преемственности предполагает, что когда освоение нового осуществляется на основе опыта, приобретенного студентами на предыдущих этапах практической подготовки;
  • принцип динамичности, то есть постепенного усложнения задач различных видов практики, расширение спектра социальных ролей и видов деятельности, в которые включается студент, увеличение объема и усложнение содержания деятельности, которая от курса к курсу становится все ближе к деятельности профессионала;
  • принцип полифункциональности или одновременного выполнение в ходе практики различных профессиональных функций (организаторской, социально-воспитательной, социально-образовательной, коррекционно-развивающей и пр.) и овладения различными профессиональными ролями (организатора деятельности, воспитателя, защитника, посредника, помощника, консультанта и т.д.).

В 2014-2015 учебном году студенты прикладного бакалавриата обучаются на первом курсе, в соответствии с учебным планом они проходят в течение всего года учебную практику, которая направлена на формирование у студентов профессиональных и общекультурных компетенций, на освоение ими трудовых действий предусмотренных основной образовательной программой бакалавриата в соответствии с ФГОС, а так же профессиональным стандартом педагога.

Учебная практика проводится как в вузе, так и в образовательной организации с целью изучения опыта решения конкретных профессиональных и производственных задач в соответствии с заданиями практики.

Особенность организованной нами учебной практики в том, что часть практических занятий по некоторым дисциплинам выносятся непосредственно в школу, она проходит параллельно с изучением таких учебных дисциплин, как: «История и теория обучения и воспитания», «Естественнонаучная картина мира», «Экономика», «Социальная психология» и др. Получаемые задания реализуются в течение всей практики, результаты обсуждаются в образовательном процессе на семинарских занятиях в вузе. Учебная практика позволяет соотнести теоретические знания, полученные при изучении дисциплин образовательных модулей и сформировать навыки их практического применения.

В ходе учебной практики студенты осваивают информационно-образовательную среду школы, участвуют в ее формировании, наблюдают за организацией учебного процесса, учатся работать в команде.

Грамотная мотивация первокурсников на установочном тренинге, а также последующие усилия преподавателей по популяризации педагогической деятельности способствовали эффективному внедрению студентов в образовательный процесс начальной школы: они быстро нашли контакт со школьниками, освоились в школе, ознакомились с документацией школы и учителя и проводили воспитательные мероприятия с обучающимися.

Достижение студентами образовательных результатов диагностировалось с помощью проведенного квеста, на одной из станций которого им было необходимо их продемонстрировать при решении проблемных педагогических ситуаций, а также смоделировать некоторые ситуации, с которыми студенты встретились в процессе прохождения практики в школе.

Таким образом, учебная практика на первом курсе является звеном в непрерывной педагогической практике - в ее ходе осуществляется непрерывность в организации образовательного процесса в ВУЗе и практической деятельности студентов в образовательной организации.

Вопросы организации педагогической практики студентов в условиях бакалавриата рассматриваются нами с позиции взаимосвязи и взаимодействия теории и практики в процессе обучения. Для понимания особенностей соотношения теоретического обучения и педагогической практики в подготовке бакалавра педагогического образования по профилю «Психолого-педагогическое образование» («Учитель начальных классов») был проведен анализ ФГОС ВО, учебного плана по данному профилю который показал, что по сравнению с прошлым учебным годом 2013-2014 гг. в отношении учебной практики количество зачетных единиц составляло 3 з.е., а в учебном плане 2014- 2015г это число увеличилось в два раза, что составило 6 з.е. при том, что общий объем зачетных единиц предусмотренных по учебным дисциплинам по сравнению с прошлым годом уменьшились с 57 з.е до 55 з.е.

Как отмечает Н.Н. Калацкая, практика будущих педагогов выполняет ряд функций: адаптационную, обучающую, воспитывающую, развивающую, диагностическую .

Адаптационная функция проявляется в том, что студент не только знакомится с разными видами, условиями работы, правилами внутреннего распорядка, традициями образовательных организаций и организаций психологической помощи, но и с основными направлениями, содержанием, формами и способами работы практических психологов, работающих в данных организациях.

Обучающая функция состоит в том, что полученные в процессе теоретической подготовки знания проверяются практикой, т.е. находят воплощение в деятельности студента-практиканта. Происходит процесс выработки основных профессиональных компетенций, формирование профессионального сознания. Обучение и профессиональное воспитание осуществляется во время практики во всех видах деятельности.

Воспитывающая функция практики состоит в том, что у будущего выпускника формируются профессиональные качества личности: социальная чувствительность, навыки воздействия на других людей, способность работы над собой и т.д. Начиная работать относительно самостоятельно, студенты понимают, что необходимо постоянно заниматься самообразованием и самовоспитанием, так как профессионально-значимые качества требуют постоянного развития.

В теснейшей взаимосвязи с предыдущими функциями находится и функция развивающая. На практиках формируются и развиваются проектировочные (постановка целей и задач, прогнозирование), конструктивные (подбор и сочетание содержания, методов и средств), организаторские (создание условий, стимулирующих целенаправленное и природосообразное изменение обучаемых) умения студента-практиканта; вырабатываются коммуникативные умения, позволяющие устанавливать контакт с клиентами, взаимодействовать. В ходе практики студент развивается и в личностном, и профессиональном плане. Он учится думать и поступать как профессионал, а не просто ориентируясь на здравый смысл и житейский опыт, осуществлять самоанализ собственной личности, деятельности и общения.

Диагностическая функция практик является одной и важнейших. В реальной производственной деятельности выявляются личностные и профессиональные качества будущего учителя начальных классов, его сильные и слабые стороны.

Учебная практика бакалавров педагогики является частью их профессиональной подготовки и, наряду с другими видами практик, закладывает фундамент формирования основных умений и навыков будущих учителей начальных классов, призвана дать студентам возможность осмыслить будущую профессиональную деятельность, развить профессиональную любознательность, сформировать первоначальный интерес в научно-исследовательской сфере. Эта практика имеет вводно-ознакомительный характер и нацелена на первичное погружение в педагогическую деятельность.

В своих рефлексивных отчетах о прохождении учебной практики некоторые студенты высказывались о том, что были не готовы к взаимодействию с детьми сразу, на первом курсе не ожидали этого, но в ходе практики сделали для себя вывод, что им удалось справиться с волнением, и все задачи практики были выполнены. Некоторые студенты выразили удивление большим количеством документации, которая существует в школе и которую надо заполнять педагогу.

В рефлексивных отчетах прослеживается то, как студенты изменяли свое отношение к практике с первого дня до ее завершения, многие, заполняя дневники практики в первые дни, писали о том, что практика на первом курсе - слишком ранее событие для них, но по завершению первого этапа приходили к выводу, что для них такой способ проведения практики был полезен и эффективен.

Около 20% студентов отметили, что формулировки трудовых действий, которыми им предстоит овладеть в ходе практики, оказались им не совсем понятными, например: Д.2. Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования; Д.20. Развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни. Практиканты отмечали, что, как в начале практики, так и по ее завершению, им было непросто определить у себя уровни сформированности вышеуказанных образовательных результатов.

Однако, имели место и первокурсники, которые не затруднились с самооценкой, пояснив, что заданные образовательные результаты, на их взгляд, на первом курсе не могут быть сформированы выше репродуктивного уровня и ставят перед собой целью на втором курсе достичь продуктивного, а впоследствии и конструктивного уровней.

Таким образом, в контексте непрерывной педагогической практики, роль учебной практики заключается в погружении студентов в реальный образовательный процесс в школе. Мы считаем, что практика является одной из ведущих форм подготовки будущего учителя, требующей от студентов осознания сущности процессов обучения и воспитания, их связи с развитием ребенка, высокого уровня общей педагогической культуры.

Рецензенты:

Фуряева Т.В., д.п.н., профессор, заведующий кафедрой социальной педагогики и социальной работы ФГБОУ ВПО КГПУ им. В.П. Астафьева, г. Красноярск;

Немировский В.Г., д.соц.н., профессор, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет», г. Красноярск.

Библиографическая ссылка

Газизова Т.В., Митросенко С.В., Колокольникова З.У., Лобанова О.Б., Осяк С.А., Колесникова Т.А., Коршунова В.В. РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ(НА ПРИМЕРЕ ПРИКЛАДНОГО БАКАЛАВРИАТА) // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 3.;
URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=20028 (дата обращения: 01.02.2020). Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

Сутягина Татьяна Владимировна

кандидат педагогических наук Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

МЕСТО И РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности и специфика организации учебной практики, являющейся частью производственно-практической подготовки бакалавров педагогического образования. Определяется значение учебной практики к системе непрерывного образования и подготовки студентов, проблемы, с которыми сталкивается студент и задачи, которые необходимо решить в ходе прохождения практики. Освоение новых видов деятельности, форм взаимодействия, методик работы, овладение профессиональными компетенциями. Дается описание этапов организации и подготовки студентов к учебной практике. Характеризуются виды деятельности, в ходе которых происходит формирование профессиональных компетенций. Определяется перечень отчетной документации, которая демонстрирует уровень освоения профессиональными знаниями, умениями и компетенциями.

Ключевые слова: бакалавр педагогического образования, учебная практика, роль учебной практики в подготовке бакалавров.

Учебная практика студентов является ключевой составляющей частью непрерывной практики будущих бакалавров. На данной практике студент впервые самостоятельно реализует социально-педагогическую деятельность, несет ответственность не только за собственные действия и поступки, но и за жизнедеятельность временного детского объединения, а также каждого ребенка.

Учебная практика в загородных детских оздоровительных лагерях и лагерях с дневным пребыванием детей - это активная относительно самостоятельная форма подготовки бакалавров, в ходе которой они опираются на индивидуальные педагогические маршруты и траектории, позволяющие практически оценить свои силы в выбранной профессии, научиться применять в профессиональной деятельности знания, полученные в аудиторных условиях.

Практика ориентирует бакалавров на профессиональное и личностное развитие с целью разрешения их собственных внутренних противоречий, способствуя активизации их внутренних ресурсов, личностных потенциалов в формировании профессиональной позиции.

Характерной особенностью данной практики является продвижение студента к осознанию собственной педагогической позиции, оформление профессионального мастерства студента. Учебная практика способствует повышению ответственности за проведенную работу, развитию коммуникативных и организаторских способностей, созданию условий для проведения курсовых и выпускных квалификационных исследований, ориентации в выборе будущего места работы.

Учебная практика бакалавров направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Начальное образование» является обязательным видом учебно-воспитательной работы и организуется в соответствии с учебным планом и программой.

Целью практики является совершенствование освоенных педагогических знаний и умений студентов в условиях загородных оздоровительных летних лагерей и лагерей с дневным пребыванием детей, приобретение профессионального педагогического опыта, необходимого для дальнейшего самосовершенствования, а также оценка адекватности выбранной профессии.

На данной практике студенты выступают в качестве педагогов-организаторов (вожатых) временного детского коллектива в загородных детских оздоровительных центрах или лагерях с дневным пребыванием детей.

Базами для прохождения практики традиционно являются загородные детские центры и образовательные учреждения Костромской, Ярославской и Московской областей. Для прохождения практики студенты должны владеть знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития детей, специфики воспитательной работы с детьми, особенностей формирования коллектива. Они должны быть готовы к взаимодействию с детьми и взрослыми, планированию и проведению различных форм воспитательных мероприятий.

Разработка, апробация и внедрение Федерального государственного образовательного стандарта в систему начального общего образования повлекли за собой изменения и совершенствование образовательного процесса высшей школы. Содержание и структура учебной практики должны основываться на компетентностном и деятель-ностном подходах. В соответствии с компетент-ностным подходом подготовки бакалавров педагогического образования по профилю «Начальное образование» учебная практика направлена на формирование следующих компетенций: готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7); умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13); способность применять современные ме-

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова «¿j- 2016, Том 22

© Сутягина Т.В., 2016

Место и роль учебной практики в современной профессиональной подготовке бакалавров..

тоды диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3); готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности (ПК-7); умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8).

Обязательным этапом подготовительной работы со студентами до выхода на практику является проведение установочной конференции, где определяются цели, задачи и основные результаты прохождения практики.

При подготовке к практике студентов в Институте педагогики и психологии применяются разнообразные формы работы в рамках «Школы профессионального вожатого»: лекции, практические занятия, практикумы, мастер-классы, также активная подготовка ведется в рамках практических и лабораторных занятий по дисциплине «Методика обучения и воспитания детей младшего школьного возраста». Результатом подготовительной работы является итоговое собеседование, подготовка личностного творческого портфолио, которое содержит предварительно подготовленные и оформленные методические разработки мероприятий, отрядных дел, игротеку, элементы творческих и художественных замыслов работы с детьми.

Студентам в процессе прохождения практики необходимо определить особенности воспитательной работы с определенной категорией детей и подростков. Способствовать формированию и развитию внутриколлективных отношений в группе, отряде.

Сформированность компетенций студентами демонстрируется через следующие виды деятельности:

Готовность к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе (ОК-7), организация и осуществление групповых форм работы с коллегами, руководителями практики и оздоровительных центров (общелагерные мероприятия, порученные заместителем директора учреждения, организация групповой воспитательной работы, проведение индивидуальных и групповых бесед, оказание помощи и поддержки воспитанникам адаптироваться в условиях учреждения, организации и т.д.).

Способность применять современные методы диагностирования достижений обучающихся и воспитанников, осуществлять педагогическое сопровождение процессов социализации и профессионального самоопределения обучающихся, подготовки их к сознательному выбору профессии (ПК-3). Определение цели и задачи проведения ди-

агностики детского коллектива и личностных способностей каждого ребенка, проведение различных видов и форм диагностических мероприятий: «социометрия», самоаттестация, анкетирование, наблюдение и индивидуальные беседы. Перечень использованных диагностик студенты представляют в отчетной документации.

Умение разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы для различных категорий населения, в том числе с использованием современных информационно-коммуникационных технологий (ПК-8). Разработка, в ходе практики, и реализация досуговых, развивающих и учебных программ. В отчетной документации должны содержаться методические разработки, которые представляют собой совокупность методических материалов, определяющих содержание, порядок и методы проведения мероприятий по теме или отдельным вопросам.

4) умение использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-13). Ознакомление с нормативно-правовой базой учреждения, и использование нормативно-правовых документов для решения возникающих педагогических задач.

На различных этапах развития временного детского объединения студенты активно используют весь педагогический инструментарий воспитательной и образовательной деятельности. По итогам практики они предоставляют итоговую отчетную документацию, которая демонстрирует овладение студентами базовыми и сопутствующими компетенциями. Это отражено в следующих видах отчетной документации: характеристике о педагогической деятельности студента с места прохождения практики, составленная руководителем базы практики; дневнике организатора летнего отдыха, включающего психолого-педагогическую характеристику коллектива; методической разработке одной из форм воспитательной работы (воспитательные и организационно-педагогические цели; план подготовки, план проведения, педагогический анализ); отчет, в котором продемонстрированы умения анализировать, как собственную деятельность, так и процессы, проходившие во временном детском коллективе и лагере, определять особенности работы с детским временным коллективом и индивидуальной воспитательной работой.

На заключительной итоговой конференции студенты представляют отчеты-презентации о работе, делятся впечатлениями, обсуждают результаты практики, отмечают достоинства и неточности в собственной практической деятельности. Общая оценка деятельности студента состоит из следующих составляющих:

Надлежащая подготовка отчетной документации (своевременность выполнения всех запланированных мероприятий, аккуратность, логичность, грамотность);

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика М- № 1

Деятельность студента в течение практики (самостоятельность, инициативность, активность и др.);

Участие в «Фестивале лета», где студенты демонстрируют полученный опыт, знания, умения и сформированные компетенции (участие в конкурсной программе для студентов-практикантов, подготовка площадки о деятельности лагеря, участие в мастер-классах для студентов младших курсов).

По результатам работы студентов можно отметить, что у большинства студентов в результате уже сформированы умения взаимодействовать с детьми и организовывать коллективную деятельность временного коллектива, умение строить работу временного коллектива с учетом возрастных

и индивидуальных особенностей детей, педагогической системы ЗДОЦ.

Библиографический список

1. Карпова Е.М. Роль учебной практики в процессе профессионального становления студента-бакалавра по направлению психолого-педагогического направления // Педагогические чтения в ННГУ: сб. науч. статей / отв. ред. И.В. Фролов. -Нижний Новгород; Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2015. - 869 с.

2. Петрова М.С., Сомкина М.А. Опыт подготовки педагогов-организаторов профильных площадок // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювено-логия. Социокинетика. - 2015. - Т. 21. - № 3. -С. 155-157.

УДК 316 ; 378

Кошлаков Дмитрий Михайлович Ноздрина Наталья Александровна

кандидат педагогических наук, доцент Брянский государственный технический университет [email protected], [email protected]

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ СТУДЕНТОВ-СОЦИОЛОГОВ (на примере выпускников Брянского государственного технического университета)

Исследуются профессиональные интересы студентов-социологов. Рассматриваются факторы, влияющие на принятие студентами решения о теме своей дипломной работы. Предлагается социологический подход к анализу межотраслевых связей в тематике дипломных работ студентов. Отмечается, что в современном социально-гуманитарном знании наблюдается «сетевой поворот», который представляет собой существенное повышение исследовательского интереса к сетевой проблематике и сетевым эффектам.

Ключевые слова: граф межотраслевых связей; дипломная работа; преподавание социологии; профессиональные интересы; социология; студенты.

В Брянском государственном техническом университете (БГТУ) с 2008 г. накопился определенный опыт подготовки социологов, сложились некоторые традиции. Появилась определенная информация, которая нуждается в анализе и обобщении. Представляет актуальность проблема профессиональных интересов студентов-социологов, проявляемых ими в процессе подготовки дипломных (выпускных квалификационных) работ.

Мы исходим из достаточно общего предположения о том, что у каждого студента есть свои интересы в той профессиональной области, к деятельности в которой его готовят. Исходя из этих интересов, студент определяет тему своей дипломной работы. Естественно, что студент может руководствоваться и иными мотивами при выборе темы дипломной работы, например, представлениями о простоте той или иной отрасли социологии. Кроме того, на выбор темы диплома существенное влияние оказывают избранный научный руководитель, преподаватели, одногруппники, наличие доступа или возможность получения доступа к той

или иной социальной информации, место работы дипломанта (при наличии). Количество этих факторов можно увеличить. Однако исходим и будем исходить из того, что в теме дипломной разработки, так или иначе, находят свое отражение профессиональные интересы дипломантов. Практика и анализ показывают, что в какой-то части случаев подобное предположение согласуется с действительностью.

В любом случае дипломная работа (тем более по социологии, т.е. науке, находящейся в поле сильного притяжения естественного, социального и гуманитарного знания одновременно) принадлежит к так называемой учебно-исследовательской (учебно-научной) деятельности студента. Как следствие, это предполагает проявление дипломантом творческих наклонностей, склонностей к научно-исследовательской и аналитической деятельности, его профессиональных интересов. Важность изучения последних обусловлена тем, что профессиональные интересы студентов оказывают непосредственное влияние на качество учебного процесса, его глубину и плодотворность .

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «¿1- 2016, Том 22

© Кошлаков Д.М., Ноздрина Н.А., 2016

Козлова Елена Ивановна

ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум

энергетики и электронной техники

имени А.И. Полежаева»,

преподаватель специальных дисциплин

РОЛЬ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ СТАНОВЛЕНИИ СТУДЕНТОВ

В настоящее время в России происходит модернизация среднего профессионального образования, в рамках которой большое распространение получило понятие «компетентностный подход». Компетентностный подход предполагает усвоение обучающимся не отдельных друг от друга знаний, а овладение ими в комплексе, что позволяет адаптировать образовательный процесс к новым условиям современного производства с учетом повышенного уровня информатизации, интеллектуализации и социализации труда будущих специалистов.

Согласно Федеральным государственным образовательным стандартам среднего профессионального образования молодые специалисты должны обладать общими и профессиональными компетенциями, включающими в себя умение организовывать собственную деятельность, выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, принимать решения в различных ситуациях, самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации, а также ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. Таким образом, новые образовательные стандарты позволяют обучающемуся непросто освоить уровень знаний определенный основной профессиональной образовательной программой для работы в избранной области, но и научиться при необходимости самостоятельно получать недостающие знания.

Вместе с тем наблюдается серьезный разрыв между теоретической подготовкой молодых специалистов и требованиями работодателя к уровню их готовности решать реальные профессиональные задачи, поэтому особую значимость приобретает практико-ориентированная подготовка студентов, позволяющая погрузить обучающихся в обстановку профессиональной деятельности или максимально приближенную к ней.

Первоначальным звеном в системе практической подготовки студентов ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» является учебная практика, которая проходит на базе техникума. В процессе прохождения практики обучающиеся приобретают первоначальные практические навыки и осваивают общие и профессиональные компетенции по специальности.

Следующим этапом ознакомления с профессиональной деятельностью является производственная практика студентов, которая включает в себя практику по профилю специальности и преддипломную практику. Целями производственной практики являются закрепление, расширение, углубление и систематизация знаний, полученных при изучении специальных дисциплин на основе деятельности конкретной организации или предприятия, а также подготовка к самостоятельной трудовой деятельности. Для прохождения производственной практики студенты направляются на предприятия и в организации на основании заключенных с ними договоров или ходатайств, где выполняют работу в соответствии с индивидуальными заданиями и производственным планом на штатных рабочих должностях.

Не стоит забывать, что производственная практика – сложная форма учебного процесса, как в организационном, так и в методологическом плане, т.к. для ее осуществления необходимо соединить интересы производства и образовательного учреждения и приспособить процесс обучения к практическим задачам предприятий. Поэтому для выявления роли производственной практики в формировании профессиональной компетентности студентов, улучшения качества практической подготовки и повышения конкурентоспособности выпускников ГБОУ РМ СПО «Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева» было проведено анкетирование студентов 4 курса отделения «Вычислительная техника» и представителей предприятий, на которых обучающиеся проходили производственную практику в течение 2014-2015 учебного года.

Следует отметить, что 81% опрошенных студентов утверждает, что в процессе обучения лучше усваивает учебный материал в действии, т.е. при выполнении лабораторных и практических работ, а также при прохождении практики, и только 19% отдают предпочтение лекционным занятиям. Это подтверждает и тот факт, что в процессе практического обучения студенты показали более высокое качество знаний и навыков, о чем свидетельствует сравнительный анализ результатов зачетно-экзаменационных сессий и практик.

Таблица 1 – Сравнительный анализ результатов успеваемости обучающихся

Специальность

Профессиональный модуль

Результаты зачетно-экзаменаци-онной сессии

Результаты практик

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

Абсолютная успеваемость

Качественная успеваемость

230113 Компьютерные системы и комплексы

ПМ.01 Проектирование цифровых устройств

ПМ.02 Применение микропроцессорных систем, установка и настройка периферийного оборудования

ПМ.03 Техническое обслуживание и ремонт компьютерных систем и комплексов

230115 Программиро-вание в компьютерных системах

ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем

ПМ.02 Разработка и администрирование баз данных

ПМ.03 Участие в интеграции программных модулей

ПМ.04 Выполнение работ по профессии

Таким образом, средняя абсолютная успеваемость по результатам зачетно-экзаменационных сессий составила 95,37%, а качественная – 52,03%, в то же время по результатам практик данные показатели составляют соотвественно 98,25% и 70,43%.

Выпускники также отметили, что в результате прохождения производственных практик 24% смогли улучшить теоретическую подготовку, 30% усовершенствовать практические навыки, 20% научились самостоятельно получать недостающие знания, 12% освоили исследовательские навыки, а 62% получили практический опыт разрешения профессиональных ситуаций и принятия верных решений.

Анализ информации, полученной по результатам анкетирования также показал, что большинство руководителей практик были удовлетворены работой студентов-практикантов, при этом средний балл оценки работы студентов на местах прохождения практики составил 4,8. Для сравнения средний балл оценки студентов по результатам зачетно-экзаменационных сессий составил 4,1 балла.

Кроме того, руководителями было отмечено, что в ходе производственной практики студенты нередко выступали носителями новых идей, теорий и технологий, а также старались конструктивно принимать критику со стороны специалистов организации, стараясь заслужить уважение со стороны руководителя и коллег.

Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод о том, что производственная практика выполняет важнейшие функции в системе профессиональной подготовки:

    обучающую – студенты лучше усваивают знания и успешнее учатся применять их в решении конкретных ситуационных задач;

    развивающую – погружение студентов в обстановку профессиональной деятельности помогает раскрыть их потенциал, развивать активность, мышление и коммуникационные навыки;

    воспитывающую – в процессе прохождения практики формируется социально активная личность будущего специалиста, заинтересованного в своей профессии;

    диагностическую – студент с помощью руководителя и коллег определяет степень своей профессиональной пригодности и уровень профессиональной направленности.

Все это позволяет отметить, что грамотно организованная практика и общение с квалифицированными наставниками и специалистами позволяет обучающимся оценить уровень своей теоретической и практической подготовки, степень готовности к профессиональной деятельности и дает возможность убедиться в правильности выбора профессии.

Список использованных источников

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 804 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах».

    Приказ Минобрнауки России от 28.07.2014 N 849 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 09.02.01 Компьютерные системы и комплексы».

    Преддипломная практика: методические указания для студентов/ Саранский техникум энергетики и электронной техники имени А.И. Полежаева. Сост.: Е.И. Козлова. – Саранск, 2015. – 32с.

РОЛЬ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ В ФОРМИРОВАНИИ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Полевой Сергей Александрович,

мастер производственного обучения.

ГБПОУ "Себряковский технологический техникум"

г.Михайловка

Условия интенсивно развивающегося производства, постоянной смены технологий обусловливают необходимость достижения рабочим-строителем высокой квалификации, развитого образовательного потенциала и сформированной профессиональной культуры для того, чтобы быть востребованным на рынке труда. Технологический аспект сформированной профессиональной культуры составляют технологические знания, умения и навыки. При этом ведущая роль здесь принадлежит профессиональным умениям, так как квалификация работника, прежде всего, определяется именно ими – важно не только то, что работник знает, а то, что он умеет.

При подготовке специалистов среднего профессионального образования в состав профессиональных модулей обучения входят: междисциплинарный курс, учебная и производственная практики.

Учебная практика играет важную роль, как составной части образовательного процесса в техникуме. Практика направлена на комплексное освоение обучающимися всех видов профессиональной деятельности по специальности, формирование общих и профессиональных компетенций, а также приобретение необходимых умений и опыта практической работы.

Задачами учебной практики являются: обеспечение готовности выпускников к выполнению основных профессиональных функций в соответствии с квалификационными требованиями; расширение круга формируемых умений и навыков; обеспечение неразрывной связи практического и теоретического обучения, обладание профессиональной культурой.

Цель учебной практики: приобретение первичных умений и профессиональных навыков.

Рабочая программа учебной практики разработана в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования

В результате прохождения практики по профессии обучающийся должен приобрести, общие и профессиональные компетенции по профессии, сформировать представление о культуре труда, потребность бережного отношения к рабочему времени, качественного выполнения заданий.

Итоговая часть учебной практики -это выполнение индивидуального задания и подготовленный продукт в соответствии с программой обучения.

Учебная практика по профессии 08.01.05 Мастер столярно-плотничных и паркетных работ проводится в столярной мастерской, применяется групповая форма проведения. Для проведения урока группа делится на две подгруппы с целью улучшения усвоения знаний и умений. В начале урока проводится вводный инструктаж в виде беседы, объяснения, демонстрации приемов. Даются указания по выполнению заданий. Во время вводного инструктажа проводится проверка по теоретическому курсу, что позволяет мастеру производственного обучения отследить уровень подготовки обучающихся по темам. Перед обучающимися ставится цель занятия, объясняется значимость выполняемой операции и правильного применения инструмента в процессе работы. Новая тема отрабатывается путем показа приемов и способов выполнения работ с их последовательностью и соблюдением техники безопасности. В процессе обучения учитываются индивидуальные особенности обучающихся. Для полного усвоения приемов операций, показ ведется в определенной последовательности, используются операционно-технологические карты.

При показе приемов работ следует обратить внимание:

а) Как держать инструмент;

б) Правильная поза;

в) Координация движения с инструментом.

Особое внимание уделяется технике безопасности. Эффективность показа зависит от осознания обучающимся практической значимости и важности изучаемых трудовых действий, необходимости правильного применения приемов в процессе работы.

В ходе текущего инструктажа акцентирую внимание всей учебной группы на наиболее эффективных приемах и способах выполнения изучаемой операции, оказываю помощь слабо подготовленным к выполнению задания обучающимся и они с первого курса привыкают к культуре труда. Появляется процесс соревнования между всеми участниками, который способствует проявлению интереса выполнять любую работу. Причем они знают, что важным критерием оценки является в первую очередь качество, а затем количество выполненной работы.

По ходу текущего инструктажа комментирую работу обучающихся. В заключительном инструктаже даю объективную оценку результатов коллективного и индивидуального труда в группе. Выявляю наиболее лучше работы с обязательным словесным их поощрением. Указываю на допущенные ошибки, индивидуальные про­счеты, пути их устранения.

Практическая подготовка выпускника современного уровня требует, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он смог выбрать рациональный способ и обосновать своё решение.

Специфика формирования ключевых компетенций у обучающихся заключается в том, что усваиваются не "готовые знания", кем-то предложенные к усвоению, а когда он сам найдёт эти знания, сформирует понятия, необходимые для решения задач.

Для подготовки специалистов к предстоящей трудовой деятельности важно развить у них интеллектуальные умения - аналитические, проектировочные, конструктивные, поэтому характер заданий на занятиях должен быть таким, чтобы обучающиеся были поставлены перед необходимостью анализировать процессы, состояния, явления, проектировать на основе анализа свою деятельность, намечать конкретные пути решения той или иной практической задачи. В качестве методов практического обучения профессиональной деятельности мною широко используются анализ и решение производственных ситуационных задач, деловые игры.

При отборе содержания практических работ по учебной практике необходимо руководствоваться перечнем профессиональных умений, которые должны быть сформированы у будущего специалиста. Основой для определения полного перечня работ являются квалификационные требования к специалисту.

Выполнение обучающимися индивидуальных заданий в ходе прохождения учебной практики - один из самых активных, и наиболее часто используемых методов обучения.

Таким образом, в ходе практики у обучающихся закрепляются теоретические знания, формируется понимание необходимости постоянно их совершенствовать, возникает более устойчивый интерес к профессии, сочетание процесса теоретического обучения с практикой и потребности в специалистах на рынке труда позволят выпускникам техникума успешно трудоустраиваться по полученной специальности.

Повышение качества профессиональной подготовки специалиста в высшем учебном заведении требует решения многих проблем:

Совершенствование содержания учебных дисциплин, методики их преподавания, организации контроля и др. В этом ряду профессиональная практика занимает важное место, являясь одновременно методом педагогического процесса и формой обучающего контроля, определяющей результат подготовки будущего специалиста на определенном этапе обучения. Цель профессиональной практики - подготовка студентов к самостоятельному выполнению профессиональных функций в конкретной сфере будущей деятельности. В связи с этим задачи практики следующие:

· формирование, развитие и совершенствование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых будущим специалистам;

· формирование и развитие у студентов потребности в самообразовании и саморазвитии;

· развитие и совершенствование творческой инициативы и самостоятельности.

Воспитательный и обучающий эффект профессиональной практики зависит от многих факторов. Остановимся на некоторых из них.

1. Очень важно, чтобы студенты, выходя на практику, были готовы к ней не только теоретически, но и были профессионально ориентированы с точки зрения проявления интереса и стремления к практическому применению теории. Большую роль в формирование данной мотивации будет играть четкое понимание студентами значения учебной, научной работы и практики для профессиональною становления. Следовательно, вся система обучения в вузе должна быть профессионально направленной. Обучение отдельным учебным дисциплинам должно быть ориентировано на подготовку специалиста конкретной профессии.

2. Эффективность практики зависит также от организации и содержания профессиональных практик, то есть от создания оптимальных условий для овладения опытом профессиональной деятельности. Сюда входит: сроки практик, базы практики, требования к выполнению программ базового учреждения (организации), функции студентов в период практики, содержание их деятельности.

Производственная практика организуется для студентов обучающихся по специальностям "Связи с общественностью" (""Специалист по связям с общественностью"), "Менеджмент в социальной сфере”("Менеджер"), "Регионоведение" ("Специалист. Регирновед"), "Лингвистика и межкультурная коммуникация" ("Лингвист-переводчик двух иностранных языков"). Получение квалификации "Учитель двух иностранных языков Переводчик-референт" (специальность "Филология") предусматривает прохождение студентами двух видов практик: педагогической (4 курс) и переводческой (5 курс).

По степени активного участия студентов-практикантов в педагогическом или производственном процессе практика подразделяется на ознакомительную, учебную и стажерскую. Рассмотрим данные типы практик на примере педагогической практики, в организации и проведении которой в нашем университете накоплен немалый опыт.

Ознакомительная педагогическая практика предусмотрена на 1 и 2 курсах для студентов, обучающихся специальности "Филология". Практика длится одну неделю, в течение которой студенты посещают уроки, знакомятся с творческой мастерской учителя, организатора воспитательного процесса, ведут педагогический дневник. В задачи данной практики входит:

формирование устойчивого интереса я любви к профессии учителя;

развитие гностических умений через ведение дневника педагогических наблюдений;

*развитие коммуникативных умений.

Содержание учебной педагогической практики на 4 курсе квалификации "Лингвист. Преподаватель иностранного языка. Педагог-психолог дошкольных учреждений"- 5 недель, "Преподаватель допризывной и физической подготовки. Учитель английского языка" - 6 недель, специальность "Филология*" - 8 недель) позволяет студентам не только анализировать педагогический процесс в школе, но и формировать умения планировать и организовывать процессы обучения и воспитания. Студенты выполняют функцию помощника учителя иностранного языка и помощника организатора воспитательного процесса (воспитателя, куратора и т.п.): посещают и анализируют уроки иностранного языка и воспитательные работы, делают их самоанализы, принимают участие в работе методических объединений учителей иностранных языков, изучают учеников, составляют перспективные учебные планы, оказывают помощь классному руководителю в работе с родителями учеников, ведут педагогический дневник.

Преемственность в задачах и содержании учебной и стажерской практик; формирование мотивации к будущей профессии через содержание учебных дисциплин., разнообразие форм и методов профессиональной подготовки (спецкурсы, спецсеминары, научно-исследовательская работа и др.), своевременную диагностику и коррекцию профессиональной подготовки студентов с учетом индивидуальных проблем; интеграция учебных дисциплин.

Проведение работы по отбору и подготовке баз прохождения практики и подготовке координаторов (руководителей практикой) и др.

Рассмотрев сущность профессиональной практики, ее роль в становлении будущего специалиста, можно скачать, что практика является «яснейшим компонентом в вузовской системе профессиональной подготовки студентов. Более того, при определенных условиях, как то преемственность ознакомительной, учебной и стажерской практик, она может быть системообразующим элементом всего профессионального обучения и служить критерием по совершенствованию подготовки будущих специалистов.