Измерительные

Ремонт гитары своими руками. Ремонт семиструнной гитары Как приклеить струнодержатель на акустической гитаре

Ремонт гитары своими руками. Ремонт семиструнной гитары Как приклеить струнодержатель на акустической гитаре

Как и все в этом мире, гитара, как бы дорога она вам ни была, тоже может сломаться. А новые музыкальные инструменты стоят недешево. Да и замес покупать, если все можно исправить. Особенно удачно, если поломка незначительная, и ремонт гитары можно проделать своими руками.

Так ли все сложно?

До того, как приступать к ремонту, нужно определить сложность поломки. Ремонт , ремонт классической гитары и тем более ремонт бас гитары своими руками – занятие для тех, кто хорошо знаком с инструментом, знает о нем все, что необходимо, и прежде всего – знаком с устройством и принципом работы инструмента. Если вы не обладаете нужными знаниями, то лучше не беритесь за ремонт гитары дома, в домашних условиях своими руками.

Лучшим вариантом, конечно же, и для вас, и для вашего инструмента будет обратиться к мастеру. Обычно ремонтом занимаются люди, чья профессия – делать гитары, они знают абсолютно все об этих музыкальных инструментах, и за умеренную плату готовы подлатать вашу «деточку», чтоб она снова стала как новенькой – такая услуга будет стоить намного дешевле, чем покупка нового инструмента.

Но если у вас нет желания идти к профессионалу, то мы расскажет, что вы можете сами сделать со своей гитарой.

Если сломался гриф…

Крайне неприятная ситуация, но, к сожалению, весьма распространенная – трещина по грифу. Ремонт грифа– это как раз тот случай, когда лучше всего будет обратиться к мастеру, потому что исправить эту неполадку сложно. Но если трещина небольшого размера, не очень глубокая, то нет нужды тратить деньга на профессиональный ремонт.

  • возьмите эпосидку;
  • залейте ей трещину;
  • прижмите по бокам от трещины струбициной;
  • положите инструмент на сутки в сухое теплое место.

После таких нехитрых манипуляций проблема будет ликвидирована. Ремонт грифа гитары возможен своими руками лишь тогда, когда проблема незначительна, и вы вовремя ее заметили. А вообще, профессиональные гитаристы советуют, если вам дорог ваш инструмент, не заниматься ремонтом гитары своими руками, а пойти к человеку, знающему свое дело и обладающего всеми нужными инструментами и материалами. Ремонт грифа бас гитары намного сложнее, чем ремонт своими руками акустической гитары, классической гитары. И в целом – гриф ремонтировать своими руками без риска навредить очень высок.

Как ремонтировать деку?

Часто случается, когда у уже потрепанного инструмента дека приобретает совсем неприглядный вид. Как осуществить ремонт деки гитары, когда она потрепалась, не прибегая к услугам мастера, а просто, своими руками.

  1. Сначала снимаем с нее слой старой, облупившейся краски.
  2. Снимаем верхнюю деку.
  3. Берем свежую краску и наносим на обе деки.
  4. Оставляем сушиться.
  5. Потом нужно покрыть лаком обе части гитары и высушить их.

Гитара вновь приобрела товарный вид, не потеряв при этом своих функций. Собираем ее, натягиваем струны, настраиваем – инструмент готов к использованию.

Специфические проблемы

Теперь поговорим о специфических проблемах с инструментом и о том, как с ними справиться. Ремонт грифа гитары и ремонт деки гитары своими руками больше не нужен, здесь больше внимания будет уделяться струнам и их расположению.

Например: распространенный в сети вопрос – что делать, когда у вас ладят струны. Ответ однозначен – скорее всего, она расположены на чрезвычайно маленькой дистанции он металлических порожков. Проблема в этом случае в том, что инструмент начинает издавать не характерный и очень неприятный дребезжащий звук.

Ликвидировать эту неприятность можно несколькими способами.

  • Хорошо, когда у гитары есть актер на стержне, и тогда нужно просто подкрутить его, установив струны на нужной высоте, чтоб струны не задевали лады при колебании.
  • Но таким стержнем наделены не все модели, и тогда можно просто использовать напильник. Этот старый дедовский способ действительно работает. Важно в этом деле – действовать осторожно и бережно. Все что необходимо – подпилить лады, и сделать так, чтобы они не задевали струны. В этом деле осторожность важна, и прежде всего запомните, что даже если в одном месте вы сточили больше, чем нужно, ни к коем случае не сравнивайте под него. Пусть лучше у вас получится так, что только один лад слишком плоский, чем испортить безнадежно всю гитару.

Обратная проблема – струны слишком далеко от ладов. Тогда напильник нужен не для того, чтоб подпилить лады, а для того, чтоб подпилить аккорды, в которых струны лежат. Нужно проделать тонкие ложбинки и привязать струны к ним. Напри анкерном стержне в этом вообще нет нужды.

В напутствие стоит сказать, что ремонт при серьезных неполадках невозможно сделать своими руками. Прежде всего потому, что для него нужны специальные инструменты и материалы. А вот когда проблемы можно решить одним напильником, не стоит и бежать к мастеру.

В ремонт попадают обычно гитары с явными дефектами. Мастер, тщательно осматривая инструмент, определяет объем работы. Осмотр показывает, будет ремонт производиться со вскрытием инструмента или без него. Под вскрытием гитары понимают отделение дна от корпуса гитары.

Концом ножа или краем цикли снимают лак с штапика, приклеенного к дну гитары. Начиная со стрелки по штапику прокладывают тряпочку, намоченную в горячей воде. Таким образом штап прогревают. После 5-10-минутного прогревания.ножом с широким полукруглым лезвием начинают отделять штап от обечайки и дна гитары. Для облегчения этой операции нож периодически опускают в горячую воду. После снятия штапа этим же ножом начинают отделение дна от огибов.

Особую осторожность следует проявлять при отделении дна в зоне пружинок. Концы пружинок, вклеенные в огибы, аккуратно вынимают с помощью узкой стамески. Инструмент постоянно опускают в горячую воду. Отщепившиеся кусочки дна или огибов следует немедленно приклеить на свои места.

Воспользовавшись вскрытием инструмента, мастер не упустит возможности исправить недоделки предыдущего наружного ремонта. Если вскрывать корпус не нужно, то производят только наружный ремонт.

Трещины, сколы, отщепленные участки и т. п. устраняют теми же способами, что и у ранее рассмотренных инструментов. То же можно сказать и про смену ладовых пластин, верхнего порожка, восстановления лакового покрытия и полировки. Основными ремонтными работами гитар, с которыми приходится встречаться мастеру, являются следующие.

рис.1

Пробоина в дне и обечайке гитары. При таком дефекте гарантированный ремонт может получиться только при установке подкладки (рис. 1, а). Делают подкладку из дощечки толщиной 2,5-3 мм, перекрывающей пробоину на 5-10 мм. Слои подкладки 3 располагают поперек слоев дна 5 инструмента. Края пробоины освобождают от мелких защепов и наносят изнутри на контур пробоины и на края подкладки негустой мездровый клей. Подкладку с помощью двух нитей 2 прижимают к дну изнутри.

На просушенную подкладку наклеивают кусочки дна, выбранные из пробоины (рис. 1, б). Если кусочки дна утеряны или не подлежат реставрации, то пробоине предварительно придают правильную геометрическую форму (прямоугольник, квадрат и т. д.) с гранями, скошенными наружу, и вставляют заплатку (рис. 1, б). Прижим осуществляют шнуром через прокладки.

Если размеры пробоины невелики, то возможно вместо подкладки применение небольших латок.


рис.2

Пробоины в обечайке заделывают также с помощью латок или подкладки. Мелкозубой пилой выпиливают поврежденный участок обечайки, предварительно вскрыв инструмент. Огибы выпиливают на 10-20 мм больше, чем заплатка (рис. 2). Наклеивают латки 4 и, подогнав заплатку 3, приклеивают и ее. Затем восстанавливают огибы 1 и приклеивают дно гитары. Ремонт этот сложный, и проводят его в редких случаях.

Ремонт повреждений деки гитары. Механические повреждения дек в виде трещин и даже небольших пробоин ремонтируются так же, как и аналогичные повреждения дна инструмента. Следует только учитывать, что в ремонте деки необходима предельная аккуратность и неторопливость. Если механические повреждения в деке велики, то ее меняют. Снятие поврежденной деки производят так же, как и снятие дна инструмента. Серьезным осложнением является часть накладки грифа, которая приклеена к деке у гитар с несъемным грифом. В этом случае можно идти двумя путями. Накладку снимают при сильно изношенных ладах и поверхности самой накладки, тем более если материал накладки не представляет ценности. Для этого кусачками извлекают лады из пазов и накладку сострагивают. Если поверхность накладки в хорошем состоянии, можно попытаться ее сохранить. Не вынимая ладов из пазов, широким тонким ножом с полукруглым лезвием отделяют накладку от ручки грифа. Нож периодически опускают в горячую воду. Бывает полезно перед этой операцией прогреть накладку тряпочкой, смоченной горячей водой.

Другой путь ремонта заключается в том, что из накладки вынимают лад, лежащий в плоскости соединения грифа с корпусом гитары. У гитар это обычно 12-й лад. Мелкозубой пилой освобожденный паз углубляют на толщину накладки. Затем деку можно беспрепятственно отделить от корпуса. Часть накладки, приклеенной к деке, освобождают от нее и после приклейки новой деки ставят на свое место. Устанавливая 12-й лад в расширенный паз, пользуются клеевой шпаклевкой.

При длительной эксплуатации инструмента довольно часто дека коробится. Происходит вздутие деки в зоне талин гитары. Хотя этот дефект мало отражается на игровых качествах гитары, но он портит внешний вид и может со временем повлечь за собой серьезные разрушения корпуса.

Ремонтируют, покоробившуюся деку без вскрытия корпуса. Дощечки толщиной 2,5-3 мм из резонансной ели (подойдут обрезки от заготовок дек) подклеивают изнутри корпуса в зоне коробления. Слои дощечки и деки должны совпадать по направлению. Дощечки с нанесенным клеем ставят на свое место через звуковое отверстие, через которое также прижимают их струбцинами к деке (используя прокладки).

Ремонт пружин или их замена могут быть произведены только после вскрытия инструмента. Обычно общий план расположения пружин при их ремонте не меняют, а ремонтируемую пружину удаляют и ставят на ее место новую. При этом сохраняют геометрические размеры снятой пружины.

Мелкие ремонты дефектов деки (выщербленные или выпадающие украшения, отрыв подставки и т. п.) не представляют большого труда и могут быть выполнены без дополнительных указаний.

Ремонт грифа. При интенсивной эксплуатации гитары нейзильберовые лады изнашиваются менее чем за 2 года. Смену ладов начинают с удаления старых. Кусачками, стараясь не повредить накладки, вынимают лады из своих гнезд. Забивают новые лады. Если гнезда от старых ладов малы, их расширяют, а если велики, то пользуются клеевой шпаклевкой. Далее лады обрабатывают как обычно.

Смену накладки, как и исправление коробления грифа, также начинают со снятия ладов и порожка. Затем накладку сострагивают или с помощью разогретого ножа и горячей воды отделяют от ручки. Наклеивают новую накладку и ставят лады.

Отрыв пятки или ее части от ручки грифа чаще всего встречается у гитар с винтовым соединением грифа с корпусом. Исправляют повреждение, обычно приклеивая оторванную часть пятки на свое место. Более надежным является ремонт с заменой части пятки.

Стамеской срубают пятку выше отверстия под винт (если гитара совкового типа). Наклеивают брусочек вместо отрубленной части и обрабатывают его по форме пятки.


Любой музыкальный инструмент нуждается в бережном обращении и правильном хранении. Гитара - не исключение. Ни в коем случае ее нельзя ставить около батареи или у окна, поскольку от тепла и яркого солнечного света дерево рассыхается. Из-за этого на корпусе инструмента могут появиться трещины, а пятка грифа рискует расслоиться.

Не терпит гитара грубого и бесцеремонного обращения: очень часто инструмент страдает при падении, от всякого рода «ушибов» или во время неправильной транспортировки.

Любые повреждения не только сказываются на звучании гитары, но и нередко полностью выводят ее из строя. Впрочем, в большинстве случаев инструмент подлежит ремонту.

Если на деке или грифе вашей шестиструнной подруги появились повреждения, не спешите расставаться с ней. Сейчас мы расскажем, как и чем заклеить трещины на гитаре.

Клей для гитары - обзор вариантов

Гитара - очень чувствительный инструмент, и это следует учитывать при выборе клея и проведении ремонтных работ. Клеящий состав не должен нарушать уникальные резонирующие способности благородной древесины.

При этом клей должен надежно соединять склеиваемые элементы, ведь очень часто трещины образуются в местах наибольшей нагрузки.

Какой клей лучше всего подойдет для ремонта гитары?

Есть несколько вариантов:

Titebond - популярный во всем мире однокомпонентный универсальный клей для дерева. Пожалуй, это самый идеальный клей для ремонта гитары .

Titebond устойчив к воздействию влаги и повышенных температур. Состав схватывается практически моментально и прочно соединяет склеиваемые поверхности, нужно лишь на некоторое время сильно прижать их друг к другу.

Мездровый столярный клей . Он вырабатывается из внутренней части невыделанной кожи (мездры), отходов кожевенного производства и желатина.

Данный клей нуждается в приготовлении. Чтобы получить готовый к применению раствор, нужно залить сухие компоненты водой в указанных производителем пропорциях и оставить на некоторое время набухать.

Набухшую субстанцию варят до готовности на водяной бане. Клей получается достаточно текучим в теплом виде. Остывая, он образует твердую структуру, поэтому не нарушает акустические свойства древесины. При строгом соблюдении технологии удается достичь особой прочности клеевого соединения.

ЭДП (эпоксидный клей) - универсальный двухкомпонентный клей, который продается в виде набора для смешивания. В него входит непосредственно эпоксидная смола и отвердитель.

Приготовить состав проще простого: достаточно смешать смолу с отвердителем в указанной производителем пропорции.

При приготовлении клея нужно учесть, что он практически моментально застывает, поэтому склеиваемые поверхности следует заранее подготовить - очистить от пыли и любых загрязнений.

Как склеить гриф гитары своими руками - пошаговая инструкция

Откол головы гитарного грифа - одна из наиболее частых проблем. Для ее устранения понадобится не только столярный клей, но и струбцина - вспомогательное приспособление, предназначенное для жесткой фиксации (плотного прижатия) склеиваемых деталей друг к другу.

Сам процесс склеивания достаточно прост, но требует аккуратности.

Последовательность действий следующая:

  1. С гитары снимаем струны и механику (колки);
  2. Обезжириваем и просушиваем поверхность;
  3. Готовим клеящий состав, равномерно наносим его на место разлома;
  4. Соединяем склеиваемые поверхности предельно ровно;
  5. Стягиваем струбциной (их может потребоваться две);
  6. Вытираем излишки клея;
  7. Оставляем на несколько часов (в соответствии с инструкцией к клею).

Для этого необходимо просверлить в грифе глухое отверстие подходящего диаметра и вставить в него смазанный клеем шпунт.

Как клеить трещины на деке гитары

Трещины на деке гитары образуются из-за рассыхания древесины. Они не только портят внешний вид гитары, но и нарушают звучание инструмента, поэтому данный дефект нуждается в устранении.

Самый простой и быстрый способ решения проблемы - заклеить расщелину цианоакрилатным клеем (обычный суперклей).

Если трещина широкая, в нее нужно сначала втереть древесную пыль, после чего закапать суперклей. Узкую трещину можно клеить сразу, просто пролив клей сверху.

Чтобы гитара радовала своим безупречным звучанием долгие годы, необходимо бережно с ней обращаться и соблюдать следующие рекомендации:

  • Переносить и хранить гитару нужно в твердом футляре (кофре);
  • Если в помещении, где хранится инструмент, наблюдается пониженная влажность (менее 40%), необходимо использовать увлажнитель. Его можно приобрести в магазине музыкальных инструментов или сделать самому из обычной губки;
  • Деревянные музыкальные инструменты очень чувствительны к перепадам температур. Принесенной с мороза гитаре нужно дать прогреться до комнатной температуры перед игрой;
  • Убирая гитару на длительное хранение, нужно ослабить струны.

Основная сложность в домашних условиях приклеить подставку, состоит в необходимости иметь специальные струбцины. Если вы затрудняетесь купить или изготовить специальные металлические, то есть очень оригинальный вариант от наших форумчан.

Зачистка деки под подставкой для склейки

Сначала надо очертить рамку на деке. Подставка уже позиционирована на гвоздиках. Слегка приподнимая края подставки острием нацарапайте или острым карандашом начертите рамку на деке.

Можно закрыть окно для подставки от нанесения лака, так же как можно соскоблить лак в рамках окна.

Есть техника применения минифрезера, для зачистки. Фреза выставляется таким образом, чтобы снимать буквально несколько десяток лака.

Часто бывает, что после ремонта или отрыва подставки имеется неровная поверхность деки, вырванная с мясом. Можно выбрать 0.5 мм тела деки, как бы утопив в нее подставку. При аккуратной работе этого совсем не видно, зато нет необходимости применять эпоксидную смолу или какие-то сложные вставки с дополнительными клеевыми швами. Опять с помощью минифрезера можно сделать ложе окна под подставку абсолютно ровным.

Каким клеем приклеить подставку гитары?

Если поверхность деки и подставки точно прилегают друг к другу, то можно склеивать высококачественным столярным клеем или специальными клеями типа Тайтбонда, можно и эпоксидной смолой. Под столярными клеями имеется в виду мездровый, костный или рыбный клеи.

Эластичными клеями клеить нельзя, так как это так называемая постоянно нагруженная склейка, причем очень сильно, и если клей будет тянуться, то в скором времени подставка оторвется.

Если же поверхность деки имеет разного рода дефекты и у вас предубеждение перед эпоксидной смолой, тогда можно использовать промежуточные вставки. Если предубеждения нет, тогда подходит эпоксидная смола, т. к. она зальёт все неровности и не даст усадки.

Особенно тщательно должна быть подогнанна задняя часть подставки. Именно она отрывается. Передняя часть подставки, наоборот, вдавливается в деку. Сдвиг можно не учитывать, так как ему склейка сопротивляется наилучшим образом. Главная проблема именно задняя часть, которая пытается оторваться.

Струбцины для приклейки подставки

Прижимать подставку надо специальными струбцинами через отверстие в деке. Три струбцины, достающие от голосника до подставки. Зажимаете середину и края.

Со стороны деки, изнутри корпуса надо обеспечить равномерность прижима, захватив всю площадь под подставкой. Специальная штука-дрюка крепится к струбцине, которая прижимает деку, но пропускает пружины веера. Желательно и в сами пружины давить, это можно обеспечить, засунув в промежутки что-то в роде пенки.

Давить только в пружины вариант плохой, так как дека пойдет волнами между пружинами.

Специальная установка для приклейки подставки гитары

Наши форумчане придумали и изготовили очень интересное устройство для прижатия подставки, которое делается из обычных палочек с F-образной струбциной.