Измерительные

Проекты домов в стиле классицизм. Чем русский классицизм в архитектуре отличается от европейского? Декоративные решения фасадов

Проекты домов в стиле классицизм. Чем русский классицизм в архитектуре отличается от европейского? Декоративные решения фасадов

В последние годы все чаще выбор граждан в области собственного жилья падает на отдельный загородный дом. Каждому хочется, чтобы его жилье было красивым и ни на что не похожим. Дабы достичь этой цели, следует хотя бы приблизительно представлять себе, какие стили домов в настоящее время активно используются по всему миру. Так можно сделать правильный выбор, построив или приобретя не только красивый, но и функциональный загородный коттедж.

Практические замечания

В настоящее время очень редко можно отыскать дом (как в городе, так и за ним), построенный в каком-то одном стиле. Как правило, почти все постройки представляют собой некий «винегрет», настоящую мешанину из различных архитектурных решений. Во многом это связано с желанием выделиться, а также фактом доступности строительной информации. Но все же такой подход несколько неправилен. И если при покупке квартиры в городском доме вы уже ни на что не можете повлиять, то при самостоятельном возведении загородного жилья мы бы не рекомендовали заниматься это свидетельствует о плохом вкусе.

Что же касается более насущных вопросов… Какие стили домов используются на сегодняшний день чаще всего? Практика показывает, что таковыми являются «вечная классика» и шале.

Классические решения

Отличаются такие дома простой форм, своей легкостью и изяществом. В них нет ничего лишнего, отсутствует нагромождение лишних элементов. За счет этого создается впечатление действительно домашнего уюта. Впрочем, не нужно считать, будто у домов этого стиля вообще не может быть украшений: лепнина и даже колонны удачно подчеркнут красоту и изящество постройки, намекнут о прекрасном вкусе ее владельца и его достатке. Классика недаром считается мировым каноном строительства - по ее принципам построены многочисленные дворцы и усадьбы.

Сегодня классика снова приобретает все большую популярность. Благодаря современным материалам и текстурам, можно «оживить» даже самые строгие классические формы, не лишаясь, меж тем, ее элегантности. Наконец, классический стиль предполагает грамотную работу ландшафтного дизайнера, так как дом следует максимально корректно вписать в окружающую среду. Постройка не должна выглядеть чужеродным объектом, ей нужно полностью гармонировать с окружающей местностью. Балюстрады, создающие иллюзию воздушности, и кружева дополнят великолепный облик такого дома.

«Рыцарские замки» и романтический историзм

Замковый тип характеризуется массивными высокими стенами, «рублеными» чертами и практически полным отсутствием украшений. Монументальность и стабильность - вот те впечатления, которые производят такие дома. Отсутствие украшений только подчеркивают эти качества. Впрочем, голыми кирпичными стенами стиль все же не отличается: мозаика и барельефы не только эффектно и монументально выглядят, но и придают вашему жилью особый, «средневековый» шарм и обаяние. Особенно популярно сегодня готическое направление. Чем характеризуется такое жилье?

Высокими, прямыми стенами и сводами. Дом должен устремлять вверх, под его крышей должно быть много места и света. Предпочтительнее всего, когда на окнах - не банальные стеклопакеты или стекло, а красивые, со вкусом подобранные витражи. В настоящее время увидеть такой строительный стиль у нас можно редко: как-никак, но для нашей страны готические мотивы будут смотреться несколько чужеродно, так что эти дома строят только люди, которых не пугает перспектива показаться кому-то чересчур «эксцентричным». Неким консенсусом в этом плане выглядит исторический романтизм.

В этом стиле сочетаются элементы ренессанса, рококо, но больше всего в нем все же той самой готики, пусть и в «смягченном» варианте. Именно поэтому дома, которые построены по этому образу, частенько называют «неоготикой». Узнать их можно по кирпичным фасадам, длинным, стрельчатым окнам, а также крышам, похожим на колпаки сказочных ведьм. Выглядит весьма атмосферно и необычно. Архитекторы также шутят, что в любой дом, выстроенный в готическом или неоготическом стиле, обязательно нужно поселить привидение!

Конечно, существуют иные стили частных домов, которые позволяют лучше выразить собственную индивидуальность.

Ренессанс

Также распространенное архитектурное решение: характеризуется простотой форм, внутренним простором, хорошо продуманным распределением жилого пространства. Чаще всего при постройке предпочтение отдается прямоугольным формам. Наиболее характерной чертой домов, которые построены в стиле ренессанс, является наличие просторного внутреннего двора. Такое жилье подойдет людям, которые ценят комфорт и практичность: можно отдохнуть от тревог и забот рабочего дня, просто устроив небольшой пикник во внутреннем дворе. При этом вам не будут досаждать излишне любопытные соседи. Какие еще можно выбрать стили оформления дома?

Барокко

Барокко - это воплощенная в камне или дереве пышность, а порой даже вычурность. Стиль этот характеризуется игрой плавных изогнутых форм и линий. Здесь важно обилие красок, красивая игра света и тени, наличие позолоченных деталей и изогнутых колонн и балюстрад. В общем, стиль этот идеально подходит для тех, кто хочет отразить в своем доме свой достаток и стиль.

Грандиозным примером барокко в его «природной среде» является Версальский дворец во Франции. Характеризуется он не просто пышностью, но изяществом и величием своих форм, линий и красок. Даже цветы, кусты и деревья в окружающем парке построены «строго по ранжиру». Все они растут не просто так, ибо каждый куст регулярно подстригается опытным садовником, который придает растению строго определенную форму.

При строительстве нужно иметь в виду, что в этом случае крайне легко переступить черту и выйти за грань: величие превращается в излишество, своеобразие - в аляповатость. Так что перед постройкой нелишним будет заручиться поддержкой опытного и умелого архитектора. Если у вас нет такой возможности… Есть ли какие-то иные архитектурные стили домов, которые не предполагают столь жестких требований к строительству?

Классицизм

Данный стиль может служить олицетворением простоты, строгости и изящества, которые всегда сохраняют свою актуальность, пусть даже речь идет о нынешнем веке всеобщей торопливости и стремления всюду успеть. Идеология классицизма проста - стремление подчеркнуть гармонию человека и природы, слияние с ней. Именно поэтому архитектура данного стиля отличается заметной сглаженностью, а многие дома строились исключительно под определенную местность.

Если вам не чуждо благородство, романтизм и стремление к возвышенному, то обязательно выбирайте именно классицизм. Он не только выгодно подчеркнет вашу индивидуальность, но и позволит создать жилье, отличающееся удобством и функциональностью. Рассмотрим прочие стили отделки домов.

Модерн и ар-деко

Данный стиль является идеальным примером того, как современные архитекторы обращаются за вдохновением к «делам давно минувших дней». Особое место здесь занимает стиль модерн. Хоть название это и переводится как «современный», но возникло это архитектурное направление в 19 веке, впитав все самое лучшее от своих предшественников. Архитекторы того времени довели данный стиль практически до идеала, а потому построить «модерновый» дом - отличная затея.

И не в последнюю очередь мы даем такой совет оттого, что стиль этот идеально сочетает красоту, удобство и функциональность. Модерн легко узнать по плавным, перетекающим одна в другую, растительным формам. Архитектура эта может превратить в настоящее произведение искусства практически любое здание. Для внутренней планировки характерно большое количество спусков, подъемов, изящных переходов. Внешний вид такого дома сочетает в себе простоту и динамику; несмотря на «закрученность» линий, он не выглядит вычурным или аляповатым.

Почему модерн подходит для загородного строительства?

Стиль этот идеален для загородного жилья, так как воображение архитектора не ограничено тесными рамками городской квартиры и ее условностями. Модерн предполагает практически неограниченные возможности по планировке и внутреннему оформлению дома.

В принципе, «модерновый» загородный коттедж представляет собой настоящий ансамбль из всевозможных форм и размеров. Текущие плавные линии и аккуратность позволяют создать прекрасное и удобное жизненное окружение. Кроме того, можно полностью раскрыть все возможности облицовочных материалов. В частности, идеально подходит керамическая плитка с различными узорами и фактурами: геометрические узоры в форме завитков и лепестков позволяют создать центральный узор, который будет приковывать внимание всех гостей вашего дома.

Планировка самого здания должна вестись так, чтобы оно максимально вписывалось в окружающую местность. Для той же цели можно разбить клумбы и сад. Важно отметить, что все металлические элементы - такие как заборы, кованные перила и поручни, должны идеально подходить к общему стилю модерна. С деревянными деталями таких проблем нет, так как этот материал пусть и не идеально, но подходит практически ко всем архитектурным стилям.

Модерн, как и барокко, пропагандирует индивидуальность, но в этом случае она не аляповатая, изящная, дом выделяется исключительно за счет своей красоты и функциональности. От архитектора и дизайнера требуется способность к принятию нестандартных решений. К этому стилю крайне близок еще и ар-деко. Помимо всех черт, которые мы описали выше, он включает в себя индийские, ассирийские, а также некоторые прочие мотивы. Как нетрудно понять из названия, при возведении таких домов крайне большое значение имеют различные дизайнерские решения. Какие еще существуют стили строительства домов?

Минимализм

Буйство декора нравится далеко не всем. Если это так, то вам, быть может, подойдет минимализм. Его девиз: «Не должно быть ничего лишнего»! Минимализм резко против использования вычурных, многоцветных, аляповатых композиций. Здесь важна ясность композиции, допускается использование только простых геометрических форм и линий. Окна при этом стиле оформления играют совершенно особую роль. Они должны иметь как можно больший размер, а в идеале - закрывать всю стену. Все конструктивные элементы интерьера обязательно должны быть полностью скрыты.

Альпийский стиль

Удобство, добротность и функциональность - вот те качества, которые подойдут тем людям, которые выбирают альпийский стиль дома. Такие жилища отличаются большими размерами жилых помещений, из-за особой планировки и постройки в них очень легко дышать. великолепно сохраняют тепло длинными зимними месяцами, в них всегда прохладно даже жарким летом. В чем же секрет столь восхитительных качеств?

Изначально проекты домов в стиле Альп предназначались именно для сельской местности, причем для тех ее регионов, которые никогда не отличались райским климатом. Фундаменты таких построек строили из каменных блоков, но чаще - просто вырубали в цельной скале, а стены складывали из тщательно просушенной, крепкой древесины. В иные времена столь скромные и в чем-то суровые дом служили прибежищем для пастухов, которые пережидали в них непогоду. Именно из-за этого проекты домов в стиле альпийского луга отличаются простотой и лаконичностью деталей.

В таких постройках практически нет «рюшечек» и бессмысленных декоративных элементов. Все строго, функционально, но предельно уютно, так как дерево и природный камень идеально гармонируют с друг другом, создавая прекрасную атмосферу домашнего уюта. Если рассматривать стили деревянных домов, то альпийский стиль, вне всякого сомнения, в этой области находится вне конкуренции.

Стиль прованс

Постройки этого типа отличаются большой и пологой крышей. По идее, первый этаж их положено складывать из камня, а второй - из дерева, но примерно с 50-х годов прошлого века все «провансы» строят исключительно из бруса. Особенно распространены эти дома у американцев. По давно устоявшейся традиции, дом в стиле прованс (фото есть в статье) отличается обязательным наличием камина. Его длинная, кирпичная труба проходит по боковой стене и хорошо заметна на иллюстрации в данном материале.

Отделка таких домов выполняется с использованием исключительно природных, натуральных материалов, а в цветовой гамме предпочтение отдается естественным цветам и оттенкам. Так, особенно популярна крестьянская утварь, деревянные панели и полы из скобленого дерева, которыми отличается практически любой дом в стиле прованс. Фото таких построек в зарубежных СМИ также показывают, что в последние 10-15 лет все более популярными становятся и полы из природного камня.

Вся внутренняя обстановка таких домов подчиняется строгой функциональности. Впрочем, это не мешает при оформлении использовать старые ретушированные фотографии, которые делают загородный дом в стиле прованс буквально средоточием теплоты и особого, неповторимого шика. Следует заметить, что за последние несколько лет строители все чаще стали практиковать использование современных строительных материалов, которые имитируют естественные. Это позволяет полностью сохранить «имидж» таких домов, но при этом резко сократить стоимость строительства, что при нынешних экономических реалиях немаловажно.

Ампир

Как и многие стили домов, фото которых есть в статье, ампир «вырос» из оформления дворцов и вилл, предназначенных для проживания аристократов. Он происходит от «скрещивания» римского и готического стилей, а потому несколько холоден, а в некоторых случаях - откровенно суров. Впрочем, строгость и величавость такого рода построек заставляют забыть об этом. Сама концепция ампира строится на использовании «поясов». Они являются не только функциональными элементами (опорные балки, колонны), но и украшениями. Особенно популярны разного рода эпические барельефы, изображения рун, грифонов, победных знамен и т. д. Оттого стиль этот не слишком-то часто можно увидеть в оформлении частных домов. Скорее, он более подходит для каких-то присутственных, торжественных помещений.

Рококо

Это - своего рода антипод барокко, который отличается большей практичностью и легкостью. В оформлении таких домов используются исключительно светлые акварельные цвета и оттенки. На фасадах можно увидеть большое количество ажурных утонченных украшений, отличительной чертой которых является преобладание белого цвета. В отделке интерьера также повсеместно могут применяться морские мотивы, причем наиболее популярны стилизованные раковины. Непременным аксессуаром таких домов являются украшения из состаренной и позолоченной бронзы, придающие красоту и монументальность этому стилю оформления.

Классические образы особняков и резиденций пользуются неизменной популярностью среди застройщиков, как самые лучшие для реализации в загородных коттеджных поселках. Более половины всех строительных портфолио в России представлены именно такими загородными домами. Причинами столь высокой востребованности можно считать традиции отечественного строительства и привычный образ сооружений.

Классицизм в архитектуре появился очень давно и стал основным направлением в застройке городов, как наиболее верный с точки зрения симметрии и содержащий сдержанную помпезность и торжественность. Данный стиль также имеет название «палладианский», под которым и распространился в европейских странах. В российской традиции классические приемы архитектуры стали использовать в частном строительстве для дворцов, загородных резиденций и городских особняков. Несмотря на свою предрасположенность для больших и объемных сооружений, классицизм идеально подходит для современного коттеджа, так как позволяет создать надежное и внушительное строение, способное прослужить несколько сотен лет.

Еще одно преимущество данного направления в архитектуре, если говорить современным языком, это «солидность». Владелец такого коттеджа подсознательно воспринимается, как богатый и успешный человек, который имеет правильный вкус в вещах и стремится к успехам в своих начинаниях. Если рассмотреть готовые проекты домов и коттеджей на сайте ИнноваСтрой, то один вид сооружений вызывает уважение и трепет перед их величием и основательностью.

Проекты коттеджей в классическом стиле: типовые и индивидуальные

Стоит отметить, что любые готовые и эксклюзивные разработки домов в таком стиле прекрасно подходят для сооружения в любом коттеджном городке на совершенно любых грунтах. Основательное и тяжелое здание может быть построено во всех климатических зонах российских регионов. Кроме существующих разработок, которые призваны показать все преимущества классического стиля в архитектуре, наиболее востребованными среди наших заказчиков является индивидуальное проектирование домов и коттеджей . В таком случае удается полностью воплотить все пожелания клиента, как в расположении строения, так и в планировке внутренних помещений.

Чем же так привлекательно индивидуальное проектирование, осуществляемое в ИнноваСтрой? Если вы собрались строить коттедж в классическом стиле, отражающий ваши амбиции и возможности, нет смысла брать типовой проект, который может совсем не соответствовать вашим потребностям. Эксклюзивная разработка обеспечит учет всех пожеланий членов семьи и самого застройщика. Готовые проекты можно использовать в качестве примеров для того или иного элемента конструкции, декорирования, внутреннего расположения помещений.

Проектирование производится нашими специалистами с применением современных компьютерных технологий и самых продвинутых методик расчетов. Одно из направлений использования типовых проектов классических коттеджей – создание коттеджных городков или небольшого района с одинаковыми или похожими домами, что также очень популярно у инвесторов, так как позволяет дороже продать загородные участки и создать своего рода элитный поселок или улицу.


Особенности коттеджа в классическом стиле

Сам по себе стиль «классицизма» предполагает множество архитектурных решений, которые использованы в исторических строениях и используются приверженцами данного направления, или более современного «неоклассицизма». Если рассматривать проекты коттеджей в классическом стиле, то для них применяются лишь некоторые приемы и декоративные элементы. Все-таки, основной принцип классицизма состоит в выдержанности формы и лаконичности силуэта. Перегруженность отделкой неприемлема для домов данного стиля. Примерами могут служить многие исторические объекты, которые отражают даже региональные отличия в описываемом направлении строительства:

  • Английская классика;
  • Российский классицизм;
  • Германская основательность;
  • Итальянское направление;
  • Французский «регентский стиль».

Образчики национального воплощения очень легко найти на просторах интернета. При желании заказчика нашими специалистами может быть реализован любой классический дизайн коттеджа. Ниже мы рассмотрим основные отличия классического коттеджа от современных или других видов архитектуры и дизайна.

Симметрия

Основами для классического стиля стали образцы архитектуры древнего Рима и Греции, где отдавали предпочтение регулярным и строгим формам, четкой ориентации самого сооружения и внутренних пространств. Принцип симметрии прослеживается во всем – от формы коттеджа до расположения декоративных элементов. Точность ориентирования строения выражена несколькими направлениями:

  • Полная симметрия относительно вертикальной оси фасадов;
  • Четкое разделение на главный, задний и боковые фасады, которые отличаются и размерами и отделкой;
  • Ориентации здания согласно пересечению осей сооружения, что обеспечивает простоту во внутреннем расположении комнат.


Коттедж в классическом стиле в полной мере отражает данный принцип, так как возводится на сравнительно ограниченных участках. Таким образом, дом практически всегда стоит по центру территории и является главной частью композиции.

Симметричность строений стала основным отличием классического стиля, и отражает лаконичность форм и линий в образе сооружения. При этом выверенная четкость служит показателем основательности, внушительности и солидности. Наиболее яркими представителями служат дома в классическом английском стиле.

Конструктивные элементы

Классический стиль в архитектуре загородных резиденций отличается прямыми линиями, ровными и точными углами, прямыми образами, без изгибов и «перетекания» линии фасадов. Оригинальными чертами данного направления стало использование:

  • Ордера – четко регламентированного использования колонн разной высоты, колоннад и арочных галерей. Архитектурный ордер использует несколько видов колонн классического стиля, их размещение по уровням здания должно соблюдаться в точности с принятыми правилами. Любое отклонение сразу склоняет образ здания к эклектике;
  • Ризалит – выступающая часть здания, состоит из несущих стен и практически всегда является фасадным элементом, который выполнен по всей высоте здания;
  • Эркеры – используются в качестве уравновешивающих компонентов и практически никогда не располагаются на главном фасаде, так как своим образом могут нарушить лаконичность и строгость внешнего облика;
  • Фронтон – одна из частей главного фасада. Это треугольное или полукруглое покрытие на колоннах или ризалите. Часто пространство внутри фронтона украшают декоративными элементами;
  • Балконы – обязательная часть, которую имеет коттедж, выполненный в классическом стиле. Такой элемент является одним из ключевых для российского и итальянского классицизма;
  • Мраморные лестницы, перила и балюстрады – использование этого материала является также общепринятым приемом в данном архитектурном стиле. При желании, мрамор можно заменить любым другим высококачественным камнем.

Декорирование

Дизайн коттеджа в классическом стиле будет неполным без достаточного количества элементов отделки и украшения. Несмотря на то, что направление славится своими лаконичными и строгими требованиями, декорирование занимает очень важную часть проектных работ. Очень многие элементы украшений позволяют дополнительно отразить величественность и внушительность постройки. Если в английской архитектуре принято использовать разноуровневую кладку по углам фасада и ризалита, а также использовать сложные карнизы, то в других направлениях присутствуют и прочие методы:

  • Создание пилястр – полуколонн, которые не несут никакой нагрузки, а служат элементом отделки;
  • Ниши со статуями или декоративными вазами;
  • Устройство розеток на фронтонах фасадов, крепление скульптурных декоров и барельефов;
  • Устройство декоративных слуховых окон на высоких фронтонах здания;
  • Использование различных типов карнизов, отделка оконных рам и входного портала.


В некотором смысле, декорирование коттеджа в классическом стиле позволяет немного сгладить строгость формы и, вместе с тем, уравновесить весь облик. Без соответствующей отделки здание станет похожим на простую кирпичную коробку. Так что важность декорирования не стоит недооценивать. Также важно соблюсти умеренность, так как переизбыток элементов приведет к перевоплощению коттеджа в стиль барокко, или и того хуже – в рококо. Так что доверять проектирование и строительство коттеджей нужно только проверенным специалистам.

Основание и крыша

Особенности коттеджа в классическом стиле также нашли отражение в организации двух составных частей сооружения. Немного о каждом из них:

  • Фундамент, как правило, выполняется на большой глубине, так как у классического коттеджа всегда должен быть цокольный этаж. В нем размещают подсобные и хозяйственные помещения, винный погреб, бильярдную, спортзал или комнаты для прислуги. Окна цокольного этажа выполнены в едином виде с основными оконными проемами верхних этажей;
  • Кровля обычно выглядит очень оригинально. Отличительными чертами служит изломанность линий и применение качественных материалов, вроде черепицы. При этом основное требование, которое должно соблюдаться – единство уровней, так как в основе классицизма лежит римская архитектура с ее двускатными крышами. Допускается использовать башни, купольные конструкции, которые будут иметь простой и строгий вид, то есть никаких многоуровневых сложных систем. Все просто, лаконично, с достоинством.


Материалы

Так как коттедж в классическом стиле строится на века, то для его сооружения применяются только надежные и привычные материалы. Это кирпич или керамические блоки, монолитный бетон, деревянные части, каменные элементы. Главное в загородном доме – качественная отделка, которая может быть представлена даже в виде цветной штукатурки сдержанных оттенков. Естественно, что соблюдение основного принципа – прочности и основательности – влечет за собой использование только надежных стройматериалов, которые своим видом также добавляют зданию внушительности и долговечности.

В ИнноваСтрой наши архитекторы и конструкторы разработают проект коттеджа в классическом стиле с теми материалами, которые больше нравятся заказчику, тем более что нет смысла экономить на своей семейной резиденции, которая будет передаваться наследникам не одно поколение.

Заказать коттеджи в классическом стиле в ИнноваСтрой

Когда вы решились окончательно отдать предпочтению архитектуре классицизма, обратитесь к нашим специалистам, которые создадут индивидуальный проект вашего загородного дома и помогут построить его. Если же вас устраивает одна из типовых разработок, то внесение небольших изменений произойдет совершенно бесплатно. Благодаря многолетнему опыту создания и сооружения больших резиденций, наши специалисты гарантируют качественный результат и долговечность построенного дома.

Архитектура (от древнегреческого — старший, главный плотник или строитель) — это искусство проектировать и возводить различные сооружения и здания. Часто архитектурой называют только внешний облик здания, а также собирательно — все строения и дома.


Бернардо Беллотто. The Schloss Hof, Garden Side. 1758

Архитектурными стилями в свою очередь называют совокупность признаков и отличительных особенностей того или иного направления архитектуры. Такие особенности и отличительные черты могут быть вызваны религиозными, культурными, техническими и даже климатическими факторами.

Стилей архитектуры существует довольно много, однако наиболее известным, ставшим родоначальником других направлений в проектировании и строительстве зданий, можно уверенно назвать классицизм.

Вечная классика

Классицизм, как стиль архитектуры возник еще в 16 веке, на исходе знаменитой эпохи Возрождения. Основоположником нового направления в проектировании зданий принято считать венецианского мастера Палладио, а весь ранний период классицизма получил название палладианство. Впрочем, в России это западное название (в отличие от самого архитектурного стиля) не прижилось и это направление зодчества в нашей стране так и именовалось — ранний классицизм.

АндреаПалладио называют самым влиятельным и известным архитектором в истории, но стоит отметить, что Палладио и его ближайший ученик и продолжатель дела ВинченцоСкамоцци вовсе не «изобрели велосипед», а главные идеи заимствовали у древних греков, храмы которых являются, вероятно, самыми первыми образцами классицизма в архитектуре. Но и преуменьшать влияние Палладио, безусловно, не стоит. Виллы, возведенные им в окрестностях Венеции и Виченцы, превосходно сохранились до сих пор и являются настоящими ш едеврами искусства архитектора, кроме того, принципы античного храмового зодчества Палладио развил и дополнил новыми элементами и приемами.



Вилла Ротонда, Виченца, архитектор — Андреа Палладио

Классицизм был восторженно принят интеллектуалами континентальной Европы и Англии, которые к кому времени успели пресытиться излишествами слишком вычурного позднего барокко, к тому времени выродившегося в рококо.

Уже при Людовике XV в Париже появилась центральная площадь Согласия, которая до сих пор остается ярким образцом классицизма в архитектуре, градостроительстве и оформлении больших пространств.



Крупнейшим представителем классицизма в Великобритании стал шотландец Роберт Адам, который создал свою, более легкую, воздушную и непринужденную версию раннего классицизма и стал первым, кто оформил интерьеры помещений в этом стиле. Кстати, Адам оказал влияние на производителей мебели, в частности, известнейшего английского мебельного мастера ТомасаЧиппендейла.

Большое количество зданий, возведенных в стиле классицизма можно отыскать не только в Париже (яркий образец — бывшая церковь Святой Женевьевы архитектора Жак-ЖерменаСуффло), но в Российской империи.



Пантеон, место захоронения выдающихся деятелей Франции, ранее — церковь Святой Женевьевы

В России ранний классицизм особенно ярко проявился в эпоху «просвещенного абсолютизма» — во времена правления Екатерины Второй. Именно тогда в Санкт-Петербурге появились дворец графа К. Г. Разумовского на набережной Мойки, проект которого был разработан Ж. Б. Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым, здание Императорской академии художеств на Васильевском острове, работы этих же мастеров классического стиля,Юсуповский дворец, Малый Эрмитаж и другие великолепные строения, украшающие Северную столицу и по сей день.



Императорская академия художеств, сейчас Институт имени Репина

В Москве не так много зданий в строгом классическом стиле, как в Санкт-Петербурге, однако есть и свои яркие представители этого стиля, такие как Матвей Казаков, архитектор, проект которого использовался при строительстве Сенатского дворца, который сейчас является «рабочей резиденцией президента Российской Федерации».



Матвей Казаков стал одним из основоположников русского классицизма, возвел много зданий со строгой геометрией форм и сдержанным оформлением фасадов в Москве, Твери, Коломне, Перми и Смоленске. Наиболее значимыми образцами его творчества и, соответственно, классического стиля в Белокаменной стали Петровский путевой дворец и Голицынская больница.



Петровский путевой дворец в Москве, сейчас находится в ведении мэрии столицы, в 2009 была осуществлена реконструкция


Голицынская больница, ныне Городская клиническая больница № 1 имени Н. И. Пирогова

Еще один представитель классицизма в Москве — архитектор Василий Баженов, ставший автором одного из самых известных классических зданий столицы — Пашкова дома, построенного на Воздвиженке в 1786 году.



В 18 веке классицизм в архитектуре переживает свой расцвет, а в начале 19 века, во время Наполеоновских войн развивается в поздний классицизм или имперский стиль, более известный, как ампир.

Чтобы оценить величие и развитие имперского классицизма (в Великобритании, где не было императоров, получившего название регентский стиль), достаточно увидеть монумент на площади Каррузель и Вандомскую колонну.






Эти памятники знаменовали победы наполеоновской армии и наглядно демонстрировали, что поздний классицизм значительно отошел от строгих античных форм и стал более пышным и торжественным.

В России в начале 19 века классика, вернее поздний классицизм или ампир, также оставался самым распространенным стилем в архитектуре, наиболее известными архитекторами, творившими именно в этом направлении стали Карл Росси, Андреян Захаров и Андрей Воронихин. Карл Росси, в частности, известен тем, что работал над ансамблем Дворцовой и Сенатской площади в Санкт-Петербурге и оказал большое влияние на формирование облика Северной столицы.



Специалисты также выделяют «сельский или провинциальный ампир» — несколько неуклюжие попытки повторить основные приемы ампира, которые использовались при строительстве типичных помещичьи усадеб. Несмотря на отход от классических канонов именно такой «сельский ампир» помог сформировать очаровательный образ провинциальной, тихой России, живущей в полной гармонии с природой.

В середине 19 века поздний классицизм сменила романтически окрашенная эклектика, которая представляла собой настоящее смешение стилей — неоренессанс, неорококо, неоготика, неомавританский стиль, псевдорусский стиль, неовизантийский стиль и индо-сарацинский стиль. Из классики эклектика сохранила использование архитектурного ордера, однако он утратил свою главенствующую роль.

В начале 20 века так называемый неоклассицизм смог вытеснить из архитектуры популярный тогда модерн. Так, в Соединенных Штатах именно в те годы появились американский ренессанс и колониальное возрождение, а в России после публикации статьи Александра Бенуа, прославившего строгую красоту улиц Санкт-Петербурга, архитекторы снова обратились к основным приемам античного зодчества.

Неоклассицизм пытался вернуться к традициям итальянских мастеров и создавал иллюзию старины, однако в целом оказался модернизированным, во многом упрощенным вариантом классицизма. Среди российских архитекторов, творивших в данном направлении можно отметить Федора Лидваля, выстроившего в 1900-х годах многие здания Петербурга, а также Ивана Фомина, поклонника русского зодчества и неоклассицизма, считающегося одним из основоположников сталинского ампира.



Здание Совнаркома УССР, Киев, архитектор И.А. Фомин, 1935 год

В20 веке в Советском Союзе классицизм пережил еще один виток популярности, получив название сталинский ампир или советский монументальный классицизм. Данное направление сформировалось в конце 1930-х годов и именно в этом стиле в последующие 20 лет были построены многочисленные Дворцы съездов, Дворцы культуры и Дома пионеров во всех крупных советских городах.

Сталинская архитектура оказала влияние и на застройку городов республик Восточной Европы, а в коммунистическом Китае и Северной Корее оставалась главенствующим стилем еще несколько десятилетий после смерти вождя.






Несмотря на то, что сегодня классицизм нельзя назвать самым популярным направлением в архитектуре, многие архитекторы до сих пор обращаются к строгим, симметричным формам классики. И даже среди новостроек Москвы можно отыскать здания, резко выделяющиеся среди обычных жилых комплексов.

Яркими примерами, заставившими специалистов заговорить о возрождении традиций классицизма, стали дом на Большой почтовой улице и одно из зданий комплекса «Туполев-плаза» на набережной Туполева, работы архитектора Дмитрия Бархина, а также жилой комплекс «Римский дом» во 2-м Казачьем переулке, построенный по проекту Михаила Филиппова.






Одно из зданий бизнес-центра «Туполев-плаза»

Жилой комплекс «Римский дом», 2-й Казачий переулок

Впрочем, пока эти редкие, необычные для современной Москвы здания остаются единичными случаями обращения к традициям классики, уступая железобетону, фасадам, украшают которые только коробки кондиционеров и типовым монолитным новостройкам.

Основные отличия классицизма в архитектуре

Главной отличительной чертой архитектуры классицизма стало обращение к формам античного зодчества, которые архитекторы считали эталоном простоты, гармонии, строгости, монументальности и логической ясности.

Архитектура классицизма — это четкость и геометризм объемной формы, а также регулярность и логичность планировки. Основой архитектурного языка классицизма является ордер, в своих формах и пропорциях близкий к античности.

Кроме того, для классицизма свойственны строгие симметрично-осевые композиции, регулярная система планирования городской застройки и сдержанность декоративного убранства.

Не удивительно, что главным элементом классического здания остается ордер (от латинского — порядок, строй). Этот архитектурный прием, появившийся еще в 6 веке до нашей эры, стал очень популярен и встречается в разных своих разновидностях во всех без исключения классических зданиях.



Полный ордер включает в себя антамблемент, колонну и пьедестал и чаще всего остается единственным украшением классического здания, не нуждающегося в других элементах декора.

Классика в интерьере — это минимум лишних деталей, четкость линий, сдержанные цвета (кремовый, бежевый, приглушенные оттенки зеленого), а также использование дорогих, натуральных материалов.



Сейчас здания в строгом классическом стиле стали большой редкостью и неизменно притягивают внимание, вызывая восхищение строгими, четкими формами, симметрией фасадов и элегантностью колонн. Говорить о возрождении классицизма в архитектуре, конечно же, пока не приходится, однако до сих пор это направление имеет своих преданных поклонников.

К сожалению, чаще всего такая привязанность выражается в оформлении интерьеров, а не внешнего облика зданий, что зачастую создает несоответствие фасада и внутреннего наполнения. К тому же, современным архитекторам все еще есть чему поучиться у классиков, например, оформлению больших пространств и целых кварталов городов, ведь планирование городской застройки по принципам классицизма отличалось продуманностью, рациональным подходом и неизменно создавало уникальный, очень привлекательный пейзаж большого города.

Анна Седых, рмнт.ру

На передовой развития классицизма стояла наполеоновская Франция, а за ней Германия, Англия и Италия. Позже это направление пришло и в Россию. Классицизм в архитектуре стал неким выражением рационалистической философии и, соответственно, характеризовался стремлением к гармоническому, разумному строю жизни.

Стиль классицизм в архитектуре

Эпоха классицизма пришлась на очень важный период в европейском градостроительстве. Тогда массово закладывались не только жилые единицы, но и нежилые объекты и места общественного назначения, требующие архитектурного оформления: больницы, музеи, школы, парки и т. д.

Возникновение классицизма

Хотя классицизм зародился еще в эпоху Возрождения, активно развиваться он стал в XVII веке, а к XVIII столетию уже довольно прочно закрепился в европейской архитектуре. Концепт классицизма был заключен в том, чтобы все архитектурные формы образовывать по подобию античных. Архитектура эпохи классицизма характеризуется возвращением к таким античным эталонам, как монументальность, строгость, простота и гармоничность.

Классицизм в архитектуре появился благодаря буржуазии - он стал ее искусством и идеологией, поскольку именно античность ассоциировалась у буржуазного общества с правильным порядком вещей и устройством мироздания. Буржуазия противопоставляла себя аристократии Ренессанса и, как следствие, противопоставляла классицизм «упадническому искусству». К подобному искусству она относила такие стили в архитектуре, как рококо и барокко — они считались чересчур затейливыми, нестрогими, нелинейными.

Родоначальником и вдохновителем эстетики стиля классицизм считается Иоганн Винкельман - немецкий искусствовед, который является основоположником истории искусства как науки, а также нынешних представлений об искусстве античности. Теорию классицизма подтверждает и укрепляет в своем труде «Лаокоон» немецкий критик-просветитель Готхольд Лессинг.

Классицизм в архитектуре Западной Европы

Французский классицизм развился гораздо позже, чем английский. Быстрому становлению этого стиля мешало следование архитектурным формам Возрождения, в частности, позднеготическому барокко, однако вскоре и французские зодчие сдались перед наступлением реформ в архитектуре, открыв дорогу классицизму.

Развитие классицизма в Германии происходило довольно волнообразно: оно характеризовалось то строгим соблюдением архитектурных форм античности, то их смешением с формами барочного стиля. При всем этом немецкий классицизм был очень похож на классицизм во Франции, поэтому довольно скоро ведущая роль в распространении этого стиля в Западной Европе досталась Германии и ее архитектурной школе.

Из-за непростой политической ситуации еще позже классицизм пришел в Италию, однако вскоре после этого именно Рим стал международным центром архитектуры классицизма. Классицизм достиг высокого уровня и в Англии как стиль оформления загородных домов .

Черты классицизма в архитектуре

Главными особенностями стиля классицизм в архитектуре являются:

  • простые и геометричные формы и объемы;
  • чередование горизонтальных и вертикальных линий;
  • сбалансированная планировка помещения;
  • сдержанные пропорции;
  • симметричная отделка дома;
  • монументальные арочные и прямоугольные конструкции.

Следуя за ордерной системой античности, в оформлении домов и участков в стиле классицизм используют такие элементы, как колоннады, ротонды, портики, рельефы на стенной глади, статуи на крыше. Основное цветовое решение оформления зданий в стиле классицизм — светлые, пастельные тона.

Окна в стиле классицизм, как правило, удлиненные вверх, прямоугольной формы, без кричащего оформления. Двери чаще всего филенчатые, иногда украшенные статуями в виде львов, сфинксов и т. д. Крыша в доме, наоборот, довольно замысловатой формы, покрытая черепицей.

Материалы, наиболее часто используемые для создания домов в стиле классицизм, - это дерево, кирпич, а также природный камень. При оформлении используют позолоту, бронзу, резьбу, перламутр и инкрустацию.

Русский классицизм

Классицизм в архитектуре России XVIII века довольно существенно отличается от европейского классицизма, поскольку отказался от образцов Франции и пошел по своему собственному пути развития. Хотя русские зодчие и опирались на знания архитекторов эпохи Возрождения, они все равно стремились применять в архитектуре классицизма России традиционные приемы и мотивы. В отличие от европейского, русский классицизм XIX века, а позднее русский ампир , использовали в своем оформлении (декоре стен, лепнине, выборе статуй) военную и патриотическую тематику на фоне войны 1812 года.

Основоположниками классицизма в России считают русских архитекторов Ивана Старова, Матвея Казакова и Василия Баженова. Делят русский классицизм условно на три периода:

  • ранний - период, когда из русской архитектуры еще не были полностью вытеснены черты барокко и рококо;
  • зрелый - строгое подражание архитектуре античности;
  • поздний, или высокий (русский ампир) - характеризуется влиянием романтизма.

От европейского русский классицизм отличает еще и масштаб строительства: в этом стиле планировалось создание целых районов и городов, при этом новые классические здания должны были сочетаться со старой русской архитектурой города.

Ярким примером русского классицизма является знаменитый Дом Пашкова, или Пашков дом - ныне Российская государственная библиотека. Здание следует уравновешенной, П-образной планировке классицизма: оно состоит из центрального корпуса и боковых крыльев (флигелей). Флигели выполнены как портик с фронтоном. На крыше дома размещен бельведер в форме цилиндра.

Другими примерами зданий в стиле классицизм в архитектуре России являются Главное адмиралтейство, Аничков дворец, Казанский собор в Санкт-Петербурге, Софийский собор в Пушкине и другие.

Узнать все секреты стиля классицизм в архитектуре и интерьере можно в следующем видео:

Построенный дом

Роскошный дом в стиле классицизма с элементами боз-арта (от французского слова beaux-arts, что переводится как "изящные искусства"), вызывает в памяти костюмные фильмы, где даются пышные балы, роняются надушенные платки, закручиваются великосветские романы.

Относящийся к эклектике стиль боз-ар имеет два источника: итальянский ренессанс и французское барокко, причем элементы обоих стилей переплетаются в причудливых, никем не регламентированных сочетаниях.

Стиль особенно был популярен в середине XIX - начале ХХ веков во Франции и Северной Америке, но и в наше время, открытое для всех веяний, не потерял притягательности.

Особенности архитектуры

Двухэтажный дом в стиле классицизм спроектирован как здание с двумя симметрично расположенными крыльями. Симметрия весьма характерна для этой разновидности эклектики.

Главный фасад реального дома оформлен эффектным портиком на высоту двух этажей с колоннами коринфского ордера. В тимпане классического фронтона - рельефный картуш в окружении гирлянд, листьев аканта и орнамента. Над входными дверьми также небольшой картуш, а на расчлененных рустом стенах - сдвоенные консоли по обеим сторонам входа.

Аналогичными фронтонами оформлены фасады крыльев сооружения. Здесь окна обрамлены попарно размещенными пилястрами, рельефами над оконным проемом и балюстрадой под ним. Все карнизы декорированы рядами волют.

Задний фасад здания оформлен полукруглыми эркерами по обеим сторонам боковых крыльев, а в центре организован выход в сад и балкон с балюстрадой. Цоколь декорирован солидным рустом из "дикого камня".

Царящий над сооружением круглый купол со шпилем подчеркивает классицизм дома и его дворцовый характер.

Территория

Приусадебный участок разбит дорожками на куртины во французском стиле. Так и кажется, что вот-вот к роскошному крыльцу подъедут кареты, из которых выпорхнут декольтированные дамы, поддерживаемые галантными кавалерами.