Измерительные

Нод мытье комнатного растения 2 мл гр. Конспект занятия на тему: «Растения» во второй младшей группе

Нод мытье комнатного растения 2 мл гр. Конспект занятия на тему: «Растения» во второй младшей группе

Екатерина Сергеевна Мартынова
Проект «Комнатные растения» (вторая младшая группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Ручеёк» р. п. Башмаково

Проект «Комнатные растения »

во второй младшей группе

Составила воспитатель :

Мартынова Екатерина Сергеевна

р. п. Башмаково, 2017

Тип проекта по доминирующей деятельности – исследовательский

Тип проекта по предметно-содержательной области – межпредметный.

Тип проекта по характеру координации – открытая координация.

Тип проекта по количеству участников – коллективный.

Тип проекта по продолжительности – краткосрочный.

Тип проекта по характеру контактов – внутригрупповой .

Цель проекта : Дать детям знания о комнатных растениях , правилах ухода за ними, их значении для жизни, роли человека для растения . Развивать интерес к развитию и росту комнатных растений , наблюдательность и любознательность, наглядно – действенное мышление.

Задачи проекта :

Образовательные : Активизировать ирасширить представление о многообразии и пользе комнатных растений ; познакомить с такими комнатными растениями как : кактус, герань, бегония;учить рисовать и лепить растение в соответствии с действительностью.

Развивающие : развивать связную речь детей через составление описательных рассказов,; формировать умение вести диалог с педагогом : слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, развивать интерес к строению, развитию и росту растений , наблюдательность, любознательность, умения передавать в рисунке знакомый образ комнатных растений ;развивать эстетическое восприятие;развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность : лепку, рисование.

Воспитательные : закреплять навыки организованного поведения в детском саду; формировать доброжелательное отношение друг к другу; воспитывать интерес друг к другу, формировать эмоциональную отзывчивость на совместную деятельность.

Предполагаемый результат :

Владение детьми информацией :

Что растению для роста необходимы свет, тепло, вода, воздух, земля;

Что растение состоит из корня , стебля, листа, цветка;

Что растения отличаются друг от друга;

Что состояние растения зависит от ухода человека;

Участники проекта :

Дети 2-ой младшей группы ;

-педагог : Е. С. Мартынова

Родители;

ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

1 этап проекта – проблематизация .

Мы столкнулись с такой проблемой, что дети не знают названия комнатных растений , которые их окружают. Дети видят вокруг себя, и дома и в детском саду, комнатные растения , но не задумываются о том, какую пользу они приносят, как называются и какой уход необходим для роста и развития растений .

2 этап – целеполагание.

Цель детей : расширить свои знания о комнатных растениях .

Предположения детей :все растения одинаковы и не требуют ухода.

Решение : узнать побольше о комнатных растениях .

Задачи :

Рассмотреть комнатные растения группы , узнать их строение.

Познакомиться с названиями некоторых растений :кактус, герань, бегония :

Узнать, какие условия необходимы для роста растений .

Научиться уходу за комнатными растениями .

3 этап – планирование деятельности.

Узнать, какие комнатные растения есть в группе .

Пополнение развивающей среды

Пополнение уголка природы необходимым оборудованием (леечки, тряпочки, тазы и ведерки, фартучки)

Оснащение экологической зоны в группе новыми растениями

Изготовление «Паспорта комнатных растений »

Серия опытов на выявление потребностей растений во влаге , тепле, свете.

Карточки – схемы ухода за комнатным растением ;

Иллюстрации;

Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями .

Взаимодействие с родителями

Акция «Подари растение детскому саду »

Итоговое мероприятие : открытое занятие

Форма продукта : Выставка работ детей по теме проекта .

Форма презентации проекта методическому совету по проектной работе : паспорт проекта с приложением , презентация.

4 этап – реализация проекта .

Речевое развитие Познавательное развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие Социально-коммуникативное развитие

Чтение сказка Г. Х. Андеосен «Цветы маленькой Иды»

ФЭМП Тема : «На цветочной поляне»

Конструирование «Заборчик для сада» Рассматривание плаката «Цветы» Д\И «Где спрятался капитошка?» МВД «Здравствуй»

Экскурсия в экологическую комнату

Беседа : «Комнатные растения »

С/р игра «Магазин цветов»

ПОНЕДЕЛЬНИК Д\и «Назови ласково»

Чтение рассказа «Азалия и Белый кот»

Ознакомление с окружающим Тема : «Комнатные растения – наши друзья » Раскраски по теме Подвижная игра «Огуречик» МВД «Друг»

Беседа : «Мои зелёные друзья»

С/р игра «Дочки-матери»

Чтение стихотворения З. Александровой «Ромашки»

Д\и «Подарок для капельки»

Посадка лука в стаканы с водой и без воды Слушание муз. композиции «Вальс цветов» муз. К. Делиба

Лепка Тема : «Кактус» Подвижная игра «Посади цветы» МВД «Колокольчик»

Беседа : «Строение комнатного растения »

Акция «Подари растение детскому саду »

И. С. «Помогите Капитошке найти герань»

ВТОРНИК

Чтение рассказа «Рассказ о цветке» Д\И «Капитошка поливает цветы» Рисование Тема : «Цветы»

Д\И «Собери цветок» Пальчиковая гимнастика «Алые цветочки» » МВД «Круг радости»

Беседа : «Как ухаживать за комнатным растением

Проблемная ситуация : «Почему завял цветок?»

ПЯТНИЦА Д\и «Найди такой же»

Речевое развитие «Составление рассказа по описанию комнатного растения »

Наблюдение «Зачем растение вертится » Наблюдение-рассматривание комнатных растений .

Подвижная игра «Бездомный заяц» МВД «Приветствие»

Беседа : «Чем отличаются и чем похожи животные и растения

С/р игра «День рождения»

5 этап – рефлексия.

Использование детьми своих знаний и умений в самостоятельной деятельности.

6 этап – перспективы.

Продолжить расширять и обогащать знания детей по теме.

Использованная литература :

1. Гербова В. В. "Занятия по развитию речи : вторая младшая группа ", 2010г.

2. Ушакова О. С. «Развитие речи детей 3-4 лет» 2010г.

3. Аджи А. В. «Конспекты интегрированных занятий во второй младшей группе детского сада » 2009г.

4. Комратова Н. Г. «Мир, в котором я живу» 2006г.

5. Лыкова И. А. «Изобразительная деятельность в детском саду. Младшая группа » 2012г.

6. Воронкевич «Экологическое воспитание в детском саду»

Евстигнеева Виктория Владимировна
Конспект занятия по трудовой деятельности «Уход за комнатными растениями» вторая младшая группа

Цель : развитие интереса к комнатным растениям ;

Уточнять представления детей о строении растений , о функциональном значении частей растения ; закреплять знания детей о потребностях растений в воде , свете, тепле.

Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте.

Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними .

Словарная работа : фикус, фиалка, папоротник, пульверизатор.

Предварительная работа : рассматривание комнатных растений , совместная работа по уходу за растениями , работа по схемам «Потребности растений » , «Полив комнатных растений » , «Строение цветка» , заучивание пословиц о труде , чтение стихотворений и загадок о растениях .

Оборудование : фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветками, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели – схемы.

Воспитатель : Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку :

«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Буратино : Правильно это комнатные растения .

Воспитатель : Для чего нужны комнатные растения ? (для красоты, для уюта, они очищают воздух) .

Воспитатель : А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения ?

Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений . Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень. Показать на примере лука корешки. На что похожи корешки (на нити) . Затем находят стебель и листочки.

Воспитатель : Что нужно растению , чтобы оно росло. Вода, солнце, земля, воздух, доброта (Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений » ).

Воспитатель : У Буратино тоже много комнатных растений , но они почему - то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать. Буратино принес инструменты по уходу за растениями , но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, тряпочки и кисточки стирать пыль с листочков).

Воспитатель напоминает правила ухода за растениями , обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.

Полив. «Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.

Воспитатель : Буратино, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения .

Воспитатель : А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Папоротник будем опрыскивать из пульверизатора.

Распределяем, кто будет за какими растениями ухаживать . Одеваем фартуки.

Воспитатель : Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.

Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения . Воспитатель отмечает старательных детей.

Воспитатель : Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино ты все запомнил?

Итог : Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?

Воспитатель : Буратино принес вам за вашу помощь и трудолюбие звездочки . Дети убирают все инструменты и материалы. Вспоминают, какими инструментами им понравилось работать больше. Все любуются чистыми и красивыми растениями .

Конспект за нятия по трудовой деятель ности

«Уход за комнатными растениями» 2 младшая группа

Цель: развивать интерес к комнатным растениям; уточнять представления детей о строении растений, о функциональном значении частей растения; закреплять знания детей о потребностях растений в воде, свете, тепле. Познакомить детей со способами содержания листьев в чистоте. Воспитывать у детей бережное отношение к растениям и уходу за ними.

Словарная работа : фикус, фиалка, папортник, пульверизатор.

Предварительная работа: рассматривание комнатных растений, совместная работа по уходу за растениями, работа по схемам «Потребности растений», «Полив комнатных растений», «Строение цветка», заучивание пословиц о труде, чтение стихотворений и загадок о растениях.

Оборудование: фартуки для детей и воспитателя, лейки, клеенка, горшки с цветками, таз с водой, тряпочки, пульверизаторы, кисточки для протирания пыли, письмо с загадкой, модели – схемы.

Ход занятия:

Стук в дверь. Вносится Буратино с письмом и инструментами в мешочке.

Буратино здоровается с детьми.

Воспитатель: Вы узнали, кто это к нам пришел. Буратино принес письмо, и хочет загадать вам загадку:

«Воздух очищает, создают уют. На окнах зеленеют, и зимой цветут»

Буратино: Правильно это комнатные растения.

Воспитатель: Для чего нужны комнатные растения? (для красоты, для уюта, они очищают воздух).

Воспитатель: А ты, Буратино, знаешь, из чего состоят наши растения?

Сейчас наши дети покажут тебе все части наших растений. Дети подходят к воспитателю, и на столе находят корень. Показать на примере лука корешки. На что похожи корешки (на нити). Затем находят стебель и листочки.

Воспитатель: Что нужно растению, чтобы оно росло. Вода, солнце, земля, воздух, доброта (Воспитатель одновременно показывает детям схему «потребности растений»).

Воспитатель: У Буратино тоже много комнатных растений, но они почему - то они все грустные и пыльные. Он не умеет за ними ухаживать. Буратино принес инструменты по уходу за растениями, но не знает, как их применить. Давайте рассмотрим инструменты, которые принес Буратино, и определим для чего они нужны (лейка – поливать, деревянная палочка - рыхлить, пульверизатор - опрыскивать, тряпочки и кисточки стирать пыль с листочков).

Воспитатель напоминает правила ухода за растениями, обращается к Буратино, чтобы он тоже смотрел и запоминал.

Рыхление. Чтобы земля была мягкой ее нужно рыхлить, глубоко нельзя, чтобы не повредить корешки.

Полив. « Носик лейки прислоню к горшку, чтобы вода текла осторожно, налью ее столько, чтобы цветок напился вдоволь. Все цветы живые, не могут жить без воды». Предлагает 2-3 детям полить цветы.

Воспитатель: Буратино, ты запомнил, как надо рыхлить и поливать растения.

Воспитатель: А теперь я напомню правила, как надо протирать листья от пыли. Мы с вами дышим носиком, а цветочки дышат листочками. Чтобы они могли дышать они должны быть чистыми.

Фикус будем протирать влажной тряпочкой. Кладем на правую ладошку тряпочку, а на левую листочек и аккуратно от стебелька до конца листочка будем протирать.

Папортник будем опрыскивать из пульверизатора.

Фиалку будем аккуратно сметать кисточкой, так как листья фиалки боятся воды, они могут загнить.

Распределяем, кто будет за какими растениями ухаживать. Одеваем фартуки.

Воспитатель: Работать надо дружно, стараться делать все аккуратно.

Дети выполняют задание, воспитатель в ходе работы помогает им советом, беседует с детьми с каждым индивидуально о том, как называются растения. Воспитатель отмечает старательных детей.

Воспитатель: Какие молодцы наши дети, как хорошо у вас все получилось. Буратино ты все запомнил?

Итог: Давайте вспомним, что мы сегодня делали? Для чего?

Воспитатель: Буратино принес вам за вашу помощь и трудолюбие звездочки. Дети убирают все инструменты и материалы. Вспоминают, какими инструментами им понравилось работать больше. Все любуются чистыми и красивыми растениями.

Трудовая деятельность «Посадка лука»

Цель: Уточнить представления детей о луковицах (они круглые, жёлтые, есть верхушки и корешки).

Формировать навыки посадки луковиц.

Развивать представления об условиях необходимых для роста растений.

Воспитывать интерес к труду в природе.

Виды деятельности: трудовая, коммуникативная, познавательно-исследовательская.

Предполагаемый результат: дети назвали форму, цвет луковицы; показали верхушку и корешок; овладели способом посадки лука.

Формы организации совместной деятельности: групповая

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативная, познавательное.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука, рассматривание иллюстраций лука.

Материал и оборудование:

Демонстрационный: кукла-петрушка, ящик с землёй, клеёнка, проросший лук.

Раздаточный: луковицы, лейки с водой, фартуки

Методы и приёмы: игровой, вопрос-ответ, показ с объяснением.

Словарная работа: лунка.

Ход трудовой деятельности:

В-ль: Ребята, к нам в гости пришёл Петрушка и принёс много луковиц. Петрушка, а для чего тебе столько луковиц?

Петрушка: Я принёс луковицы, чтобы вы посадили его у себя в группе и вырастили много зелёного лука. Лук богат витаминами, которые защищают нас от болезней и ваши ребята никогда не будут болеть.

В-ль: Спасибо, Петрушка. Ребята, посадим луковицы?

В-ль: Какой формы луковицы?

Дети: Варианты ответов

В-ль: Какого цвета луковицы?

Дети: Варианты ответов.

В-ль: Правильно, а ещё у лука есть корешки и верхушка (сопровождается показом).

Саша, покажи верхушку. Что показываешь? (верхушку). Дима, покажи корешок. Что показываешь? (корешок). А теперь подойдём к столу и посмотрим, что у нас в ящике.

Дети одевают фартуки подходят к столу, на котором находится ящик с землёй.

В-ль: Посмотрите, в ящике у нас земля, в земле выкопаны лунки, выберите каждый себе лунку. Покажи лунку. Что показываешь? (вопрос задаётся нескольким детям). Возьмите каждый себе луковицу в руку и кладём луковицу в лунку верхушкой вверх и прижимаем луковицу к земле.

Дети повторяют действия воспитателя.

В-ль: А для того, что бы зелёный лук быстрее вырос, мы польём его водой из леек.

Дети берут лейки и поливают посаженные луковицы.

В-ль: Ребята, мы сегодня посадили лук, посмотрите каким он у нас вырастет, если мы будем его хорошо поливать.

Показывает проросший лук.

Петрушка: Молодцы! Как много луковиц вы сегодня посадили. Когда из луковицы вырастит зелёный лук, я обязательно приду к вам в гости посмотреть на урожай. А теперь мне пора прощаться. До свидания.

Литература:

«Добро пожаловать в экологию» СП «Детство-пресс», 2002г.

Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.-М.,Мозаика-синтез,2015.

«Как знакомить дошкольников с природой» под ред. П.Г.Саморуковой

Труд - важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Обучение труду в дошкольных учреждениях

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении начинают с первых дней пребывания малыша в детском саду.

Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоления трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство - чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека.

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания самых маленьких посетителей дошкольных заведений, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста

Задачи трудового воспитания в этом возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. Ведь от того, сумеет ли привить педагог уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем. Задачи трудового воспитания в первой и второй младшей группе ДОУ:


Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому педагогу необходимо продумать комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, круглые столы, выставки литературы, тематических папок и т. д.

Важно, чтобы не только воспитатель, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду

Виды и приёмы трудового воспитания детей младших групп ДОУ

В первой и второй группах младшего дошкольного возраста используются такие виды труда:

  • Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом (индивидуальным горшком), пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи.
  • Хозяйственно-бытовой труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки). Во второй младшей группе ребятам даются поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки и пр., а после собрать их и сложить в определённое место. Дети могут помогать педагогу в подклеивании книг, коробок для игр.
  • Труд в природе. Дети под контролем воспитателя могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха).

Ручной труд планируется начиная со старшей группы, но привлекать детей младшего возраста к изготовлению поделок, коллективных аппликаций, композиций в различных техниках допустимо. Малыши с удовольствием помогут воспитателю сделать красочное панно или оригинальную поделку для украшения раздевалки, группового помещения, вестибюля детского сада.

Изготовленное воспитанниками яркое панно украсит раздевалку группы

Наиболее приемлемой формой труда в младшем дошкольном возрасте является поручение, индивидуальное или подгрупповое, когда сделать что-либо воспитатель предлагает трём-четырём ребятам. Во втором случае все дети выполняют одно и то же действие, пользуясь одинаковым оборудованием, например, расставляют салфетницы на столы, протирают от пыли листочки фикуса губкой. Разноплановые действия (один поливает растение, другой протирает листочки) малышам давать ещё рано, они могут запутаться в действиях или же захотеть выполнять то, что делает сосед, оставив свою часть работы невыполненной.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, педагогу следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников. Наиболее эффективными приёмами являются:

  • Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому нужно как можно чаще организовывать наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя, которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д.

    Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

  • С наблюдением тесно связан показ. Этот приём воспитатель использует постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук педагог закатывает рукава собственной одежды, а потом помогает это сделать малышам. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, воспитатель делает это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.
  • Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза, каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти».
  • Эмоциональное, настраивающее на положительный результат пояснение - отличная мотивация к действию. Сравните 2 предложения: «Сейчас мы помоем руки и вытрем полотенцем» и «Сейчас мы помоем руки этим душистым мылом, и они тоже будут хорошо пахнуть, станут чистыми, а после вытрем их красивым пушистым полотенцем!». Разумеется, во втором случае ребёнок гораздо охотнее выполнит процедуру умывания.
  • Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование их - очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.)
  • Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла), просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.
  • Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.
  • Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить её возможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Игрушки, по местам!», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.
  • Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженнными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол».
  • Поощрение - самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём.

    Поощрение - отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте

    Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, педагог закрепляет в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у воспитанников положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Таблица: стихотворения для использования во время режимных моментов, связанных с самообслуживанием детей

Содержание трудовой деятельности в первой младшей группе ДОУ

Трудовая деятельность в раннем дошкольном возрасте может длиться не более 10 минут, причём педагогу необходимо внимательно следить за отношением детей к предстоящему труду. Если малыши не заинтересованы, ведут себя вяло, то выполнение трудового поручения лучше перенести на другое время, чтобы труд был детям в радость, запомнился как приятный и полезный.

Специального занятия или режимного момента для труда в первой младшей группе не предполагается, он присутствует в разных видах деятельности, в том числе организованной образовательной.

Одевание на прогулку для малыша третьего года жизни - серьёзный труд

Таблица: пример планирования трудовой деятельности с детьми первой младшей группы (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию в первой младшей группе

Трудовая деятельность во второй младшей группе ДОУ

Дети четвёртого года жизни могут выполнять больше трудовых действий как в помещении, так и на открытом воздухе. Например, им доступны:

  • Протирание полочек от пыли, раскладывание игрушек, книг.
  • Помощь воспитателю в подготовке к занятиям (разложить и собрать материал).
  • Уборка листвы осенью, снега зимой, но эти поручения должны быть краткими, и во время них воспитателю следует внимательно следить за состоянием детей, не допуская перегрузок. Лучшим вариантом будет очистка от снега одной-двух скамеек или прометание короткой дорожки.
  • Раскладывание счётного материала, карандашей по коробкам, стаканчикам.
  • Одевание и причёсывание кукол, уборка крупного конструктора, машин.
  • Участие в создании поделок, коллективных декоративных композиций.

Детям четвёртого года жизни можно поручить уход за комнатными растениями под контролем воспитателя

Для занятий хозяйственно-бытовым трудом отводится время во второй половине дня. Длительность его не превышает 15 минут. Для занятий трудом, связанным с водой, дети должны быть одеты в клеёнчатые фартучки, защищающие одежду, все инструменты и материалы для труда должны храниться в доступном месте. При составлении перспективного плана трудовой деятельности её необязательно привязывать к теме блока (недели, месяца). Воспитатель может выбирать те её виды, на отработку которых считает нужным обратить больше внимания.

Таблица: пример перспективного планирования трудовой деятельности во второй младшей группе ДОУ (фрагмент)

Таблица: пример конспекта занятия по трудовому воспитанию с детьми четвёртого года жизни

Видео: занятие по хозяйственно-бытовому труду в младшей группе

Проектная деятельность по трудовому воспитанию младших дошкольников

Поскольку в проектной деятельности с младшими воспитанниками ведущая роль принадлежит педагогу, а малыши усваивают информацию и делают первые шаги в поисковой и исследовательской деятельности, проект по трудовому воспитанию целесообразно планировать информационный, знакомящий с профессиями взрослых (водитель, строитель, врач), или игровой, обогащающий опыт детей новыми играми, связанными с профессиями и выполнениями трудовых поручений, самообслуживанием. Ввиду того что младшие дошкольники не имеют достаточно развитой долгосрочной памяти, проекты лучше планировать краткосрочные, длительностью 1–2 недели.

Проектная деятельность проходит такие этапы:

  1. При подготовке к осуществлению проекта педагог должен продумать тему и цель, а также соответствуют ли они возрасту детей, смогут ли малыши успешно пройти все пункты будущего проекта, какие результаты ожидаются.
  2. На втором этапе (разработка проекта) воспитатель определяет пути выполнения поставленных целей и задач, подбирает материалы, оборудование, информационные источники. Далее проводится собственно выполнение проекта. Дети при помощи и непосредственном участии воспитателя выполняют запланированные формы работы, что приводит к ожидаемому результату.
  3. Заключительный этап (презентация) проекта проходит при участии детей. Продуктом информационного проекта может быть альбом или папка-передвижка, в которых отразится усвоенная детьми информация, игрового - атрибуты для режиссёрских и сюжетных игр.

Знакомство с любой профессией можно проводить в игровой форме

Таблица: пример педагогического проекта в младшей группе

Анализ и диагностика трудовой деятельности в младших группах ДОУ

Анализ и контроль уровня трудового воспитания и овладения детьми навыками необходим, в первую очередь, самому воспитателю, чтобы владеть ситуацией в группе и знать, в каком направлении проводить индивидуальную работу, на что обратить особое внимание. Для контроля за уровнем умений и навыков детей рекомендуется заполнять диагностические карты два раза в год, осенью (в сентябре-октябре) и весной (в апреле-мае).

Таблица: диагностическая карта контроля за уровнем овладения трудовыми умениями и навыками детей третьего-четвёртого года жизни

На воспитателя, работающего с младшими дошкольниками, возложена важная задача: с малых лет приучать детей к посильному труду, воспитывать уважение к работающим специалистам, желание расти, помогая ближним. От того, насколько серьёзно и продуманно подойдёт педагог к выполнению этой обязанности, зависит отношение детей к труду в последующие годы. Поэтому все усилия следует обратить на формирование у малышей понятия: труд важен и необходим, а трудиться - полезно и увлекательно. Получив в раннем детстве такую жизненную установку, ребёнок сумеет стойко преодолеть временные невзгоды, с лёгкостью будет учиться в школе и найдёт своё место в жизни.

Наталья Фулавкина

Цель : Познакомить детей с комнатными растениями .

Задачи : Формировать у детей понимание, что у комнатных растений есть корень , стебель, листья, цветок, что они – живые существа. Рассказать о значении почвы и воды для растений . Воспитывать желание ухаживать за растениями .

ППРС : Комнатное растение , схема строения цветка, лейка, лопатка.

Ход занятия.

1. Сюрпризный момент

Дети сидет на стульчиках, воспитатель в центре, рядом с ним стоит маленький столик. Тут в дверь раздаётся стук : в гости пришла кукла Катя, в руках у неё цветочный горшок.

Воспитатель : - Ребята, посмотрите, к нам в гости пришла кукла Катя, а что у тебя в руках?

2. Основная часть

Катя : - Здравствуйте ребята! Этот цветок мне подарили на праздник. Только вот разве бывают цветы в горшках! Цветы ведь растут на клумбе и на полянке.

Воспитатель : - Катенька, ну конечно, это цветок. А твой цветок называется герань, он очень красиво цветёт и его листики вкусно пахнут. Ребята, давайте все вместе скажем, как называется цветок Кати.

На окне в такую рань

Распустилась герань.

Круглые листочки,

Пышные цветочки

Даже очень хороши,

Так решили малыши.

Дети отвечают, называют цветок.

Воспитатель : - Ну вот, запомнила, как называется твоё комнатное растение ?

Катя : - Запомнила : герань! Это комнатное растение , которое называется герань. (показ картинки)

Посмотри у нас в группе много комнатных растений и некоторые из них ребята уже знают. Ребята, какие комнатные растения вы знаете ?

Дети называют герань, фикус, бегонию и показывают их.

Воспитатель : - А почему эти растения называются комнатными ?

Дети : - Потому что они растут дома . Они очищают воздух, создают уют в доме.

Воспитатель :Когда болит, у вас ушко, можно, оторвать листочек герани, скатать и положить в ушко, и боль прекратится. А если у вас, насморк, то сок алоэ или каланхое закапывают в нос и простуда проходит.

(Показываю, одновременно растение ) .

Воспитатель :Ребята, посмотрите, какое красивое комнатное растение , оно называется бегония. У бегонии красные большие и маленькие цветы, листья шероховатые, зеленого цвета.

Воспитатель : А это растение называется – фиалка , листья округлые, опущенные (рассказ сопровождаю показом) . Подойдите, потрогайте, какие листья у фиалки. У фиалки, есть цветы, давайте понюхаем их, как они пахнут они маленькие круглые, с зубчиками.

Воспитатель : Поливать фиалку нужно, очень аккуратно, теплой водой, под корешок, следить, чтобы вода не попала на листья.

Воспитатель : А какого цвета листья у фиалки?

Дети : Зеленого.

Воспитатель : А сейчас, я вам предлагаю, встаньте в круг и представьте, что вы «Цветы» .

Физкультминутка :

Растение начинает расти

(дети медленно поднимаются)

Листики поднимаются к свету

(руки поднимают вверх)

Распускаются цветы

(ладошки вверх поднимают)

Растение чувствует себя хорошо.

(Пальчиковое упражнение) Повторить 2-3 раза .

Воспитатель : А, что еще нужно растению для жизни ?

Дети : Свет, вода, тепло, воздух.

Воспитатель : Ребята, а что есть у каждого растения (показываю карточки с изображением частей растение ) .

Дети : Корень, стебель, листья и цветок.

(Ребята, показывают, на живом растении , часть растения ).

Воспитатель : - Катя, а у нас тоже есть герань.

3. Опытно-исследовательская деятельность

Воспитатель ставит на стол не цветуший цветок.

Катя : - Но это же совсем другое растение . На нём нет цветочков.

Воспитатель : - Ребята, давайте внимательно посмотрим на эти два растения . Посмотрите на их листики : одинаковые у них листочки или разные? Дети отвечают, что листочки одинаковые. Вот видишь, Катенька, это тоже герань, просто на ней ещё не появились цветы.

Катя : - А они тоже будут цвести?

Воспитатель : - Ну, конечно, просто за ним надо правильно ухаживать. Сейчас наши ребята тебе расскажут, как они ухаживают за растениями в группе .

Дети отвечают, что растение надо поливать , рыхлить землю в горшке. Один ребёнок выходит и показывает, как надо правильно поливать и рыхлить землю. Воспитатель обращает внимание детей и Кати на то, что часто поливать растение нельзя , от лишней влаги оно может заболеть и погибнуть.

Катя : - Спасибо ребята, я буду хорошо ухаживать за своим цветочком, чтобы он всегда так красиво цвёл. Катенька прощается и уходит.

4. Рефлексия

Воспитатель : - Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? Кто приходил к нам в гости? Что Катенька нам принесла? Как назывался её цветок? Все вы просто молодцы!

Публикации по теме:

Конспект интегрированной НОД по наблюдению за комнатными растениями «Зелёная служба Айболита» Цель: учить детей внимательно рассматривать растения, находить признаки нездорового их состояния, делать вывод о недостатке каких-либо условий,.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Уход за комнатными растениями» Программное содержание: Развивать интерес к комнатным растениям; Продолжать обучать детей описывать растение, выявляя различия и сходства.

Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» в старшей группе Конспект НОД «Знакомство с комнатными растениями» МБДОУ №41 Воспитатель: Ясупиева И. С. 2016 г. Задачи: Развивать познавательный интерес.

Конспект НОД во второй младшей группе «Уход за комнатными растениями» Конспект НОД «Уход за комнатными растениями» во второй младшей группе Ирина Шаломина Цель: Закрепление и расширение знаний о комнатных.

Конспект занятия «Ухаживание за комнатными растениями» в средней группе Программное содержание: 1. Коррекционно-образовательное. Формировать первоначальное экологическое представление о комнатном растении. Учить.

Обращает внимание детей на уголок природы.

«Воздух очищают, создают уют

На окнах зеленеют и зимой цветут».

Незнайка тебе нравятся наши цветы? Ребята, а вы видели такие растения на улице?

Правильно, ребята. Такие растения живут только в помещении, в детском саду или дома, поэтому их называют комнатные.

Ребята, давайте расскажем Незнайке, как мы ухаживаем за нашими цветами.

Дополняет ответы детей. Ребята, чтобы растения нашей группы росли и цвели необходимо за ними ухаживать, регулярно поливать, опрыскивать, протирать их листочки. И тогда они будут нас радовать своей красотой.

Незнайка, а как ты ухаживал за цветами? Незнайке очень стыдно, он совсем не ухаживал и понял теперь, почему погибли растения. Давайте научим Незнайку, как ухаживать за цветами.

На примере комнатного цветка фикуса показывает, как нужно ухаживать.

Знакомит со словами на казахском языке гүл – цветок, жапырақ – лист.

Физминутка «Цветы».

Наши чудные цветки

Распускают лепестки

Ветерок чуть дышит

Лепестки колышет

Наши чудные цветки

Закрывают лепестки

Головой качают

Тихо засыпают

Рассматривание растений.

Предлагает рассмотреть комнатный цветок и выделить его основные части: стебель, лист, цветок, корень.

Ребята, а как называются растения нашей группы. Показывает цветы: фикус, огонек - бальзамин, герань, китайский розан.

Дети, эти растения похожи друг на друга? (Да, у них есть листья, они зеленые; у них есть корни, они держатся корнями в земле, есть стебель)

А чем же отличаются? (формой, размером листьев; одни цветы цветут, другие нет;

Этот цветок называется фиалка. Посмотрите, какие у нее бархатистые листочки, красивые цветы. А теперь посмотрите на бегонию. Похожи ли их листья? Она пока не цветет, но зацветет попозже. Теперь рассмотрим герань. Какого цвета у нее цветы? Обратите внимание на ее листья. Что есть у всех этих растений?

Дополняет - у всех растений есть стебель, листья, корень.

Всем растениям нужен свет, тепло, вода, почва и забота человека.

Предлагает оправиться в путешествие на лесную полянку .

Показ картинки. Что изображено на картине?

Физминутка - игра под музыку с движениями. «На дороге жук-жук, на дороге черный».

Ребята, а вы узнали знакомые вам цветы? Назовите их.

Ребята, а как вы думаете можно ли рвать цветы?

Послушайте стихотворение:

Если я сорву цветок

Если ты сорвешь цветок,

Если все сорвем цветы-

Не останется цветов

И не будет красоты.

Конечно, нельзя рвать цветы. Цветами можно любоваться. А как? (смотреть на них, наблюдать за ними, вдыхать их запах).

Незнайка благодарит детей за то, что научили его ухаживать за растениями, прощается и уходит.

Памятка для воспитателей

«Перечень комнатных растений в ДОУ

по возрастным группам»

Подготовила

Митюрина Т.В.


Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей)


Аспарагус (хороший очиститель воздуха)


Бальзамин (похож на кустик)


Задачи:

1. Помогать детям замечать красоту природы.

2. Воспитывать бережное отношение к растениям.

Трудовые поручения:

В первой младшей группе за комнатными растениями ухаживает воспитатель. Дети только наблюдают за его работой.

Фикус (хороший очиститель воздуха)


Бегония вечноцветущая (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей)


Герань зональная (похожа на кустик)

Аспидистра


Традесканция (очищает воздух)


Задачи:

1. Познакомить с комнатными растениями и их названиями.

2. Формировать умение детей определять части растений (лист, стебель, цветок).

3. Формировать умение различать растения по их индивидуальным внешним признакам (цветки: сколько их, цвет, запах; листья: размер, окраска).

4. Формировать умение правильно держать лейку.

Трудовые поручения (под наблюдением воспитателя) :

1. Полив растений;

2. Протирание, крупных листьев, тряпочкой.

Наблюдения в уголке природы:

В ходе наблюдения детей учат способам обследования: потрогать, обвести пальцем, посмотреть на растение на свету, в тени, через лупу, показать примерный размер. Наблюдения носят кратковременный, игровой характер, направлены на развитие положительных эмоций.

1. Аспарагус (поглощает тяжелые металлы)

2. Традесканция (очищает воздух)

3. Алоэ или Агава (фитоцидное растение)


4. Бегония (борется с заболеваниями верхних дыхательных путей)

5. Бальзамин (похож на кустик)

6. Фикус (хороший очиститель воздуха)

7. Герань зональная (похожа на кустик)

8. Узамбарские фиалки.


Задачи:

1. Продолжать формировать у детей интерес и любовь к природе.

2. Приучать детей заботиться о растениях.

3. Формировать умение более точно описывать растения (форма листьев), различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов).

4. Формировать умение определять политые и не политые растения по состоянию земли. 5. Познакомить с правилом: после поливки растений в лейку надо налить воды и оставить её до следующего дня.

6. Знакомить с жизнью растений в течение всего года.

Трудовые поручения:

1. Полив растений.

2. Протирание крупных листьев, влажной тряпочкой.

3. Учить детей самим мочить и отжимать тряпочки.

4. Совместное мытье растений.

Наблюдения в уголке природы:

В сравнительных наблюдениях комнатных растений, дети, с помощью воспитателя, учатся выделять особенности листьев и устанавливать способы их мытья: кожистые, крупные листья нужно мыть тряпочкой или губкой; опущенные и бархатистые – мягкой кисточкой или щеточкой; мелкие, нежные листья – опрыскивать.

Дети усваивают простейшие правила:

Вода не должна быть холодной (воду нужно отстаивать);

Избыточный полив вреден для растений.

Дети учатся устанавливать необходимость полива по цвету почвы, по наличию трещинок на почве.

Важно формировать у детей умение определять состояние растения по внешнему виду: ухоженное, здоровое растение хорошо выглядит, цветёт (если оно из группы цветущих), листья хорошо развиты, нет засыхающих, повреждённых и сухих, есть молодые листья, которые нормально развиваются, нет вредителей, почва в горшке рыхлая. Неухоженное растение, больное или старое, выглядит не привлекательно, листья имеют повреждения, их окраска не соответствует норме (желтые, бледные, а у окрашенных рисунок не яркий), они не цветут, почва плотная – комом. С помощью воспитателя дети устанавливают вероятные причины неблагополучия растения, а также способы их устранения. Так же детям интересны сравнительные наблюдения за растениями одной группы: разных видов комнатной герани (зональная, крупноцветковая, душистая). Бегоний (всегда цветущая, Рекс, клубневая), бальзамин, различных сортов фиалок.

Бегония-Рекс и вечноцветущая бегония (борются с заболеваниями верхних дыхательных путей)


Бальзамин, Традесканция

Алоэ или Агава (относится к фитонцидным растениям)


Аспарагус (поглощает тяжелые металлы)

Амариллис (от его фитонцидов некоторые бактерии, вредные для человека, погибают быстрее, чем от фитонцидов чеснока)


Фикус (хороший очиститель воздуха)

Колеус

Кактусы


Кливия


Герань, Фиалка

Плющ

Сансиверия


Задачи:

1. Расширение представлений об условиях, необходимых для роста и развития растений (разный уход за разными растениями);

2. Формировать умение более точно описывать растения, отмечая существенные особенности, различать их по индивидуальным внешним признакам (сходство и различие в форме, величине, окраске листьев и цветов);

3. Обогащение знаний о комнатных растениях (называть наземные и подземные части, знать о некоторых лекарственных растениях, о происхождении растений, их жизни на родине, знать особенности размножения растений);

4. Формирование умений дифференцировать растения на светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые;

5. Воспитание бережного отношения к растительному миру.

6. Закреплять умения определять способ ухода за растениями в зависимости от характера листьев и стебле.

Трудовые поручения (в форме дежурства)

1. Полив растений;

2. Протирание и мытьё растений;

3. Опрыскивание растений;

4. Обрезка сухих листьев;

5. Помогают воспитателю при пересадке (определяют растение, нуждающееся в пересадке, подбирают горшок нужного размера и т.д.).

Наблюдения в уголке природы:

Особый интерес детей представляют длительные наблюдения за ростом и развитием растений. Это сложный вид наблюдений, поэтому важно использовать специальные мерки маркеры, фиксировать количество, размер и состояние побегов, листьев, бутонов, цветков. Периодичность таких наблюдений - не чаще одного раза в неделю. Отмеченные наблюдения можно фиксировать в календаре наблюдений с обязательным указанием даты наблюдения. Хорошо, если для таких наблюдений используются сорта с разнообразной окраской листьев, наличием цветных пятен. Это лучше с методической точки зрения: молодые листья у таких растений по окраске отличаются от старых.