Измерительные

Крепления фотофоны для студии. Системы установки фона

Крепления фотофоны для студии. Системы установки фона

25.09.2011 20065 Тематические статьи 0

Пленительный мир авиации манит и притягивает к себе миллионы людей по всему миру. Кто не мечтал в детстве стать летчиком, кто может остаться равнодушным при посещении авиашоу, когда на Ваших глазах многотонные машины грациозно вальсируют в небе, а песня реактивных двигателей заставляет содрогаться землю под ногами? Огромные пассажирские авиалайнеры и стремительные истребители, более смахивающие на этажерки старинные летательные аппараты и стрекозообразные вертолеты - на фотоснимке грациозные очертания стальной птицы подчеркнут ее изящность, красоту, динамичность.

В этой статье фотошколы мы рассмотрим технические вопросы авиафото. Поймать в объектив самолёт, только что мчавшийся по взлетно-посадочной полосе в момент его отрыва от земли, или проносящийся высоко в небесной синеве... Это - мир, где все решают секунды. Остановить мгновение, запечатлеть на фотографии объект, движущийся с такой скоростью, что за его перемещением не успевает человеческий глаз - в этом изюминка авиационной фотографии, особое удовольствие от процесса подобной фотосъёмки.

Далее будут рассмотрены особенности фотосъемки, как за пределами территории аэропорта, так и непосредственно на летном поле. Возможность оказаться в самом центре событий представляется во время авиасалонов или дней открытых дверей на военных авиабазах, а также на официальных фотосессиях (плэйн-споттингах) в гражданских аэропортах. Однако, особо хочется отметить, что находясь на территории аэродрома, в погоне за красивым кадром, эффектным ракурсом никогда не следует забывать о собственной безопасности и безопасности экипажа и пассажиров воздушного судна. Никогда не следует находиться на взлетно-посадочных полосах и рулежных дорожках непосредственно на траектории движения самолета.

Вам понадобятся:

Фотокамера
Для съемки самолетов в воздухе предпочтительнее фотокамера с высокой скоростью серийной съемки (далее будет рассмотрено, в каких случаях это потребуется).

Объектив
Оптимально использовать светосильный телеобъектив. При этом, объектив с фиксированным фокусным расстоянием, конечно, позволит вам получить бескомпромиссные по качеству изображения снимки, однако, в большинстве случаев при съемке зум-объективом, вы будете все же иметь большую свободу выбора ракурса и как следствие, получите больше разнообразных по сюжету фотографий. Например, на авиашоу, во время выполнения демонстрационных полетов в пределах пилотажной зоны, расположенной на безопасном расстоянии от зрителей, с широким диапазоном высот и скоростей, расстояние до объекта съемки будет постоянно изменяться и поэтому использование объектива с переменным фокусным расстоянием будет предпочтительнее. Использование же объектива с фиксированным фокусным расстоянием может быть оправданным, например, при съемке за пределами гражданского аэропорта заходящих на посадку один за другим, по одной и той же траектории, рейсовых пассажирских самолетов.

При съемке статической экспозиции на авиасалоне или самолетов на стоянках в аэропорту используйте широкоугольный объектив. Пока самолет на земле, можно неторопливо выстроить кадр, обратить внимание на детали, подождать красивого света, рассветного или закатного, например. Выбрать наиболее выгодный ракурс, низкую или высокую точку съемки.

Также при съемке на территории аэропорта может быть оправдано использование двух фотокамер, на одной из которых будет установлен широкоугольный объектив, а на другой телеобъектив (одна камера для самолетов на статической экспозиции и на рулении или буксировке в непосредственной близости от Вас, вторая - для самолетов в воздухе, и находящихся на большом расстоянии на стоянках).

Техника съемки

1. Съемка с проводкой
Движущийся по полосе самолет смотрится эффектнее, если фотография передает скорость его движения. Готовая оторваться от земли машина с уже поднятой передней стойкой шасси, или мгновение назад коснувшаяся земли, или проходящая в полуметре над полосой до или после касания - все эти сюжеты получатся одинаково красивыми при съемке с проводкой.
Соответственно, Вам необходимо располагаться как можно ближе к точке отрыва самолета от взлетно-посадочной полосы или к точке касания. Угадать эти точки заранее со стопроцентной уверенностью невозможно, однако общие закономерности позволят свести вероятность занять неправильную позицию к минимуму.

При выборе точки съёмки важно учесть не только положение солнца, но и направление ветра. Взлёт и посадка обычно осуществляются против ветра, но на крупных авиашоу, где в кабинах самолетов сидят, как правило, летчики-испытатели ведущих конструкторских бюро, взлетать и садиться могут и по ветру.
Длина разбега (и, как следствие, точка отрыва) зависит, кроме направления и скорости ветра, еще и от веса взлетающего самолета и мощности его двигателей. Так же учитывайте технику взлета- например, отечественные самолеты, как правило, отрываются от земли позже своих западных аналогов. Вес взлетающего самолета будет тем больше, чем дальше ему предстоит лететь (из-за веса топлива на борту). При съемке в гражданском аэропорту, заранее изучив расписание, можно узнать, куда отправляется тот или иной самолет.

2. Короткие выдержки.
К сожалению, получение резкого качественного кадра при съемке с проводкой, гарантировано на сто процентов далеко не всегда и поэтому, если, например, на авиашоу Вам представилась возможность снять единственный полет уникальной машины, будьте готовы к тому, что, возможно, снимок получится неудачным. Съемка на короткой выдержке даст более предсказуемый результат (но и тут Вы, конечно, не застрахованы от неудачи на сто процентов).
Чтобы исключить смазывание изображения, снимайте с выдержкой, значение которой будет меньше обратной пропорции фокусного расстояния объектива. Например, при использовании объектива с фокусным расстоянием 500 мм, не устанавливайте выдержку длиннее 1/500. Использование штатива при съемке полетов неприемлемо, однако, можно попробовать использовать монопод.

3. О ракурсах и сюжетах

Избегайте снимать самолеты в воздухе (в первую очередь пассажирские авиалайнеры) в профиль. Тонкий и длинный силуэт разрежет кадр пополам, оставит много незаполненного пространства (такой ракурс на слэнге авиафотографов называется «боковик» или «батон»). Не «пеките батоны», смотреть их зрителю быстро наскучит, но в то же время помните, что именно такая фотография лучше всего демонстрирует ливрею (раскраску) авиалайнера. Снимайте в таком ракурсе только самолеты в самых красивых и необычных ливреях.
Или снимайте «боковики» самолетов на земле. Попавшие в кадр наземные объекты, заполнят пустое пространство, сделают кадр плотнее (например, сделанные с проводкой фотографии самолета на полосе тоже можно назвать «боковиками»).
Однако если ливрея самолета не представляет экстра интереса, лучше снять самолет на земле в 3/4, в таком ракурсе он будет смотреться еще эффектнее.

Можно поэкспериментировать, попробуйте снять самолет в 3/4 не только спереди, но и с хвоста, с низкой или с высокой точки съемки. Но помните при этом, что длинное тонкое крыло превратиться на снимке в узкую полоску, и если оно будет присутствовать в кадре целиком, оставит, таким образом, также много незаполненного пространства. Кроме того, постарайтесь никогда не размещать крыло на уровне горизонта.

Чтобы сделать кадр с самолетом в воздухе более плотным, максимально заполнить пустое пространство снимка, снимайте самолет на вираже. Причем вираж должен выполняться на фотографа - чтобы самолет показал ему, освещенную солнцем верхнюю плоскость. Иначе на снимке будет «пузо». Хуже «боковика» может быть только снимок с «пуза». С этого ракурса практически любой самолет выглядит некрасиво. К тому же, «пузо» практически никогда не будет освещено солнцем, хотя исключения тоже бывают - например, зимой солнечный свет, отраженный от снега, нижнюю часть самолета все же подсветит, а прямой солнечный свет может попасть на «пузо» взлетающего авиалайнера на рассвете или перед закатом, когда солнце невысоко над горизонтом, а самолет набирает высоту с большим тангажом (высоко «задрав нос»). В отличии от «пуза» пассажирских авиалайнеров, «пузо» истребителя или спортивного поршневого самолета может оказаться на солнце во время выполнения фигуры высшего пилотажа «бочка» (когда самолет летит «вниз головой»). Как правило, эта фигура высшего пилотажа выполняется с убранным шасси, тем необычнее и интереснее будет смотреться на фотографии самолет, «пузо» которого окажется на солнце, а «спинка», наоборот, в тени во время выполнения бочки с выпущенным шасси.

Выбирая позицию для съемки вблизи аэродрома (вне его территории), в случае если Вам доступны только точки за обеими торцами полосы, позволяющие делать только фотографии самолета, находящегося в воздухе, предпочтительнее будет «посадочный торец». Взлетевший самолет пройдет над Вами на большей высоте, чем садящийся. К тому же, взлетевший самолет к моменту прохода торца полосы, скорее всего, уже успеет убрать шасси, в то время как садящийся предстанет перед Вами во всей красе в посадочной конфигурации - с выпущенными на максимальный угол закрылками и шасси, с включенными фарами.

Экспериментируйте, попробуйте включить в композицию окружающий пейзаж, солнце, облака, тени на облаках, дымы, тепловые ловушки в момент их отстрела (салют). Особенно красив момент синхронного отстрела ловушек несколькими самолетами в составе пилотажной группы, например, во время роспуска, или при выполнении одним из них (соло) высшего пилотажа.
Однако, помните, что общепринятые в художественной фотографии законы композиции в авиафото не действуют (включая правило третей и золотого сечения).

Поскольку Вашему зрителю интересно в первую очередь видеть на фотографии именно самолет, а не окружающий его пейзаж или небо, снимайте самолет крупно, стараясь заполнить им весь кадр, располагая его посередине фотографии. Авиафото - это, в какой-то мере, та же предметная фотография или макро. Как правило, облакам, теням и дымам основной роли на снимке не отводится.
Уделите внимание реактивной струе от двигателя. Особенно эффектно она будет смотреться на фоне наземных объектов, но если их в кадре нет, можно оживить снимок и реактивной струей просто на фоне облаков. Ищите ракурс, при котором в реактивной струе одного самолета (за ней) окажется другой самолет. Например, при съемке на перроне. Или при съемке парных посадок. Или при съемке вблизи аэропорта с интенсивным трафиком, когда второй самолет в воздухе в кадр попадает случайно. Помните, что наличие в кадре второго самолета всегда оживляет снимок.

Но и не забывайте о том, что «размытый» самолет - это, брак, неудачный кадр. Будь то самолет, оказавшийся в реактивной струе двигателя другого борта или его работающей ВСУ - вспомогательной силовой установки, в мареве, поднимающемся от бетона полосы в жаркий день, или в дрожащем теплом воздухе за окном. Помните, что снимая зимой из теплого помещения через открытое окно (например, из номера приаэродромной гостиницы с видом на летное поле), вы тоже можете столкнуться с дрожащей «стеной» теплого воздуха за открытым окном.

При съемке самолета обращайте внимание на стоящие с ним по соседству другие борта, не запущена ли на них ВСУ. Теплый воздух не всегда заметен глазу, ориентируйтесь по звуку работающей ВСУ. При съемке у полосы в жаркий день, снимать получится только самолеты, находящиеся над полосой на определенной высоте (где марева уже не будет).

Попробуйте запечатлеть на фотографии срывы воздушного потока. Они возникают при сочетании определенных значений влажности воздуха, его температуры и углов атаки, с которыми пилотируется самолет. Общая закономерность - чем выше влажность воздуха, тем больше эффект. Соответственно, идеальные условия для съемки - солнце, только-только вышедшее после грозы. Влажность воздуха в этот момент еще высокая, но и солнечный свет уже есть.

Также, появившееся непосредственно после грозы солнце, дает Вам возможность снять всю красоту взлетов и посадок на мокрую полосу, особенно эффектен будет процесс включения реверса на пробеге (особый режим работы двигателя, при котором тяга двигателя направляется в обратную сторону, используется при торможении после посадки).

Можно попробовать снимать не только после дождя, но и непосредственно в дождь, туман или снег. Брызги за самолетом или поднятая им снежная пыль могут немного оживить скучный кадр. Но помните, что солнечного света в таких условиях будет не хватать, и самолет на снимке окажется серым, неконтрастным.

Попробуйте запечатлеть срыв с лопастей винта турбовинтового самолета или вертолета. Общие закономерности возникновения этого явления такие же, как описано выше. Также, сделать снимок более выразительным могут помочь пыль или снег, поднимаемые вертолетами при взлете и посадке, брызги за взлетающим с воды или садящемся на воду гидросамолетом.

Снимайте турбовинтовые самолёты на длинной выдержке, чтобы их винты сливались в замкнутый круг. Во многом всё зависит от скорости вращения и количества лопастей. Но подобные кадры получится снять, скорее всего, только когда самолет неподвижен или на рулении.

Самое сложное в авиационной фотографии - это встречный пилотаж, когда многотонные машины стремительно несутся навстречу друг другу. Мгновение, еще мгновение … и … самолеты разошлись в разные стороны. Скорость одного из них относительно другого при этом могла достигать 1500 км/ч и выше. Здесь, как нигде больше, пригодится высокая скорость серийной съемки. Однако никакая, даже самая современная и скоростная камера не позволит сделать серию кадров, в которой гарантированно будет идеальный снимок. Везение при съемке встречного пилотажа Вам потребуется как никогда, но определенная техника получения удачных фотографий поможет приблизиться к конечному результату. Выберите самолет, который в момент пересечения курсов будет к Вам ближе. Это не так просто как кажется, Ваш глазомер может Вас обмануть, остается опять надеяться на удачу. Ведите выбранный самолет в видоискателе, и старайтесь при этом не упускать из вида вторую машину, идущую ему навстречу. В момент пересечения траекторий полета (или за мгновение до него, если у Вас получится) нажимайте на спуск, заранее установив режим серийной съемки. Выберите из полученной серии удачный кадр (в случае его наличия). Других советов, к сожалению, не существует. Но вероятность получить хороший снимок все же не так мала, как может показаться на первый взгляд.

В заключение хочется отметить, что авиационная фотография не ограничивается вышеописанными сюжетами и приёмами съемки. Продолжайте экспериментировать, ищите новизну.

Попробуйте себя в «авиамакро» (снимайте крупным планом стойки шасси, турбины или винты двигателей, сопло ВСУ, винглеты на крыльях и т.д.) или «интерьерной съемке» (обыграйте в кадре ряды разноцветных кресел в пассажирском салоне авиалайнера или неповторимое сочетание стрелок, индикаторов и ламп на приборной доске в кабине пилота, роскошь салонов самолетов бизнес-авиации и просторные грузовые кабины военно-транспортных самолетов-гигантов).

Помните также об юридических аспектах подобной фотосъемки. Например, некоторые авиакомпании запрещают фотографировать в салоне своих самолетов. Несанкционированно фотографировать в непосредственной близости от аэродромов разрешено тоже не во всех странах мира. Будьте готовы к общению с представителями САБ - службы авиационной безопасности.

Фото Дм. Маркелов, МАКС-2009

Как я с рампы фотографировала

Главным событием августа для меня оказался не МАКС, а событие, состоявшееся за неделю до его начала.

Компания “Иркут” пригласила меня поучаствовать в воздушной фотосессии двух самолетов, готовящихся выступить на авиасалоне – Як-130 в новой красной ретро-ливрее и Су-30СМ – модернизированной Сушки для ВВС РФ. Рассказ про то, как мы с оператором Павлом Новиковым снимали их с рампы самолета Ан-12.

(Фотографии при клике увеличиваются и открываются в дополнительном окне.)

2. Кто никогда не видел военно-транспортный Ан-12, показываю. Красным выделена рампа, которая открывается для десантирования или, как в нашем случае, для фотосъемки следом летящего самолета.

Чтобы получить доступ к съемке с борта транспортного самолета нужно пройти врачебную летно-экспертную комиссию (ВЛЭК) и иметь полис страхования жизни. Для видеооператора требования не такие жесткие, как, например, для стюардессы или бортинженера. Не говоря уже о пилотах.

У меня есть ограничения по зрению (то есть снимать могу только с транспортников и вертушек), а Пашка вообще красавчик – ему можно снимать с истребителей! Что он, собственно, успешно делает уже несколько лет. Начинал он в компании МиГ, летал с “Русскими витязями» на Су-27, участвовал в съемках различных фильмов – художественных и документальных, даже на МиГ-25 летал. Учился во ВГИКе на курсе Вадима Юсова, сейчас работает с телеканалом “Звезда» и фрилансит.

3. “Звезда” пишет бекстейдж о работе воздушного оператора. На мне было примерно то же самое, только без красного комбеза.

4. Просто так стоять у открытой рампы никто не позволит. По её периметру была туго натянута сетка и ремни, а к полу намертво прикручен брус для упора ногами. На операторе надето специальное альпинистское снаряжение, к которому цепляется страховка, ввинченная в пол. Причем размер страховки рассчитывается строго на такое расстояние, чтобы не выпадать за пределы сетки. Репетиция привязывания перед полетом.

5. Камера тоже фиксируется ремнями. Не смотрите, что у конструкции с виду неустойчивый вид. На самом деле все жёстко. Свои два фотоаппарата (второй и третий Марки) с объективами 24-70/2,8 и 70-200/2,8 с длинными ремешками я набрасываю через шею. Практика показала, что чаще всего использовался 70-200. Идеальным тут был бы один объектив 28-300, но у меня его нет.

6. GoPro прикручены, вся техника готова, и мы взлетаем, пристегнутые на пассажирских креслах в специальном отсеке Ан-12 сразу за кабиной пилотов. Пашка в предвкушении. Кстати, одеваться нужно тепло. На высоте 100-1500 метров температура на десяток градусов ниже, чем на земле. Например кожаная куртка летчика из толстой кожи отлично подойдет! Шапочку десантника Новиков где-то тоже лично раздобыл.

7. После набора нужной высоты нам дают знак, что пора, и мы бежим пристегиваться к закрытой пока рампе. На операторе гарнитура для переговоров с летчиками Ан-12, но при шуме двигателей она почти бесполезна.

8. И вот, когда мы стоим пристегнутые с камерами наперевес, рампу открывают! Летит немного пыли, я ожидала большего мусора и ветра. Через минуту-другую появляется первый участник фотосессии Як-130.

9. Управляют самолетом заслуженный лётчик-испытатель РФ, Герой РФ Роман Таскаев и штурман-испытатель 1-го класса Сергей Кудряшов.

10. На земле на предполетном брифинге перед съемкой мы обсуждали её условия. Высота, скорость, расстояние “модели» до операторов, маневрирование и фигуры пилотажа, которые должны быть запечатлены.

Высота – 1000-1500 метров, ближайшее расстояние приближения объекта съемки к рампе – 25 метров, на принижении 10-15 метров.

11. А выше и не нужно, потому что объект будет попадать в спутную струю от двигателей Ан-12, а при таком режиме пилотировать нельзя, да и картинка размоется.

12. Выбора времени съемки у нас не было, а в идеале “воздух-воздух” надо проводить на рассвете и закате и, желательно, где-нибудь в районе гор, как, например, это было в апреле, когда я принимала участие в фотографировании Фальконов над Пиренеями.

13. Пиренеев у нас в Московской области обнаружено не было, маршрут пролегал от Жуковского до Егорьевска и обратно. Вот, например, Виноградово вверху и Лебединое озеро левее.

14. А это еще над какими-то там озерами (ищу-ищу на карте, не могу найти). У меня вообще любимое занятие – разглядывать и узнавать места, снятые с самолета. Но здесь трек прописан не был, знаю только, что пару кругов нарезали мы где-то в полях между Воскресенском и Егорьевском. Помогайте опознать! (Подсказывают: озеро Куликово и озеро Строганец в Клепиковском районе.)

15. Первые несколько минут Як-130 шел ровно, а потом пошла движуха. Для динамичности картинки Пашка попросил пилотов покачаться и сделать несколько бочек и уходов в разные стороны.

16. Самолет после маневра прямо под нами быстро уходит из кадра.

17. Бочка – и р-р-раз!

Видео полета смотреть строго обязательно:

Съемка с GoPro из кабины и с крыла:

20. Уход вверх. Тут уже видно, как самолет попадает в струю и размывается маревом. 22-минутная съемка Як-130 закончена.

21. Як-130 отснят, рампа закрывается, и можно вздремнуть в ожидании следующей “модели”, которая в эти минуты стартует с аэродрома Раменское. По связи передали, что Су-30СМ появится через несколько минут.

22. Поначалу сливающийся с местностью Су-30СМ не удавалось разглядеть, но когда мы его заметили, дружно переглянулись и показали друг другу поднятый вверх большой палец. Почему? Смотрите видео! Вячеслав и Евгений Аверьяновы начали маневрирование еще за несколько сотен метров до нас!

23. Аверьянов Вячеслав Юрьевич – лётчик-испытатель лётно-испытательной и доводочной базы “ОКБ Сухого”. Второй пилот – его сын Евгений.

26. Рабочие моменты с рампой в кадре. Её будем резать для чистоты картинки.

27. Общий вид с рампы Ан-12.

28. Самолет так близко, что можно встретиться взглядом с летчиками. Мы на рампе за сеткой никак не подсвечены, и они нас не видят. Для пущего эффекта выпускается тормозной щиток.

29. Многоцелевой сверхманевренный истребитель Су-30СМ является дальнейшим развитием семейства боевых самолетов типа Су-30МКИ.

30. Контракты на поставку 60-ти Су-30СМ в период до 2016 года были заключены между Министерством обороны РФ и ОАО “Корпорация “Иркут” в 2012 году.

31. Первый полёт построенный по заказу российских ВВС истребитель Су-30СМ совершил 21 сентября на аэродроме ИАЗ (Иркутск).

32. Су-30СМ обладает сверхманевренностью, оснащен радиолокатором с фазированной антенной решеткой, способен применять современное и перспективное высокоточное вооружение класса “воздух-воздух” и “воздух-поверхность”.

33. В том, что самолет сверхманевренный, мы убедились лично.

34. В рамках работы авиасалона МАКС-2013 летчики авиационной группы высшего пилотажа “Русские Витязи” совершили ознакомительные полеты на новом Су-30СМ. В ходе полетов летчики прославленной пилотажной группы выполнили комплекс фигур высшего пилотажа и ознакомились с уникальными сверхманевренными возможностями самолета. Они дали высокую оценку летно-техническим характеристикам истребителя производства ОАО “Корпорация “Иркут”.

35. Корпорация “Иркут” в пятницу 13 сентября передала ВВС России два многоцелевых истребителя Су-30СМ и три учебно-боевых Як-130 в рамках подписанного ранее госконтракта.

36. Фото без кадрирования. Canon EOS 5D Mark III, объектив 70-200/2,8LII, фокусное расстояние 110 мм, ISO 320, выдержка 1250, диафрагма 7,1.

37. Всё, ушел красавчик. Съемка длилась 8 минут и, по-моему, удалась. А вы как думаете?

38. А бекстейдж со мной никто не сделал. Приходится снимать автопортрет.

Премногие благодарности хочу передать за предоставленную возможность воздушной съемки компании “Иркут”, летчикам и техникам Ан-12, летчикам Як-130 и Су-30СМ, Пашке за компанию и советы!

PS: узорчатая хрень на фонаре – пирошнур для разрушения фонаря при катапультировании.

Электронное СМИ «Интересный мир». 18.09.2013

Дорогие друзья и читатели! Проект «Интересный мир» нуждается в вашей помощи!

На свои личные деньги мы покупаем фото и видео аппаратуру, всю оргтехнику, оплачиваем хостинг и доступ в Интернет, организуем поездки, ночами мы пишем, обрабатываем фото и видео, верстаем статьи и т.п. Наших личные денег закономерно не хватает.

Если наш труд вам нужен, если вы хотите, чтобы проект «Интересный мир» продолжал существовать, пожалуйста, перечислите необременительную для вас сумму на карту Сбербанка: Мастеркард 5469400010332547 или на карту Райффайзен-банка Visa 4476246139320804 Ширяев Игорь Евгеньевич.

Также вы можете перечислить Яндекс Деньги в кошелек: 410015266707776 . Это отнимет у вас немного времени и денег, а журнал «Интересный мир» выживет и будет радовать вас новыми статьями, фотографиями, роликами.

Как правильно фотографировать из окна самолета?

Многие любят делать фотографии видов, открывающихся из иллюминаторов летящего в небесах самолета, но не у всех фото получаются удачными. Чтобы остаться довольным результатами своих фототрудов, стоит знать, что:

— фотографировать легче всего с мест, расположенных в передней части самолета у окон, поэтому их лучше бронировать заранее. В этой части воздушного судна больше плавность движения и лучше перспектива обзора из окна.

— начинать снимать нужно как можно раньше, тогда, когда стекла иллюминаторов еще чистые – это сделает отличным качество снимков. В дальнейшем в полете иллюминатор может покрыться инеем и конденсатом.

— объектив не прижимают вплотную к стеклу иллюминатора – отражения от этого, может, и уменьшатся, однако вибрация самолета отрицательно скажется на качестве фотографии.

— объектив с надетой на него блендой лучше установить максимально близко к стеклу так, чтобы он не касался стекла. Если бленды нет, уменьшить блики можно, если прикрыть края объектива сложенной козырьком рукой.

— при съемке не стоит использовать автоматический режим фокусировки – фотографирование идет через стекло, на котором могут быть дефекты. Из-за них установка фокуса может произойти неправильно, так что лучше наводить фокус вручную.

— чем еще не надо пользоваться, так это вспышкой – в стекле возникнут блики, а экипаж самолета непременно обратит на вас внимание.

— стоит навостриться в умении «ловить» моменты виражей, когда крылья самолета становятся почти перпендикулярными земле. Это бывает во время взлета и перед посадкой, при этом самолет наклоняется в разные стороны, но длятся эти периоды считанные секунды, поэтому возможность сделать интересный снимок без «тренировки» может быть упущена.

— и самое главное правило фотографирования – думайте, что хотите запечатлеть на фотографии, прежде чем «щелкать затвором». Прежде всего уточните, разрешено ли вообще фотографировать на борту. А если разрешено, знайте, что снимать землю с самолета отнюдь не просто, нужно иметь «нюх» на удачный кадр и ракурс. С ландшафтом необычного цвета может гармонировать как крыло самолета, так и часть салона, но чтобы умело отобразить эту гармонию, нужны навыки и своего рода некое чутье художника.

Несколько дней назад моя плановая работа оказалась под угрозой срыва. То есть, после обеденного сна я занял место за рабочим столом с намерением продуктивно поработать. Однако высшие силы решили, что мне гораздо лучше заняться фотоохотой за гражданскими самолетами. Их трасса с запада на восток и обратно проходит почти как раз над моим домом, так что вместо того, чтобы заниматься делами я то и дело хватал фотоаппарат с и фотографировать следы самолетов в небе. Некоторые фотографии получились весьма занятными, да и опыт некоторый наработался. Так что, если вам интересна эта тема, присаживайтесь поудобнее и давайте начнем.

Думаю, мне стоит сразу немного вас расстроить. Для съемки самолетов в небе и, собственно, их следов, требуется телеобъектив. Некоторые компактные фотоаппараты сейчас имеют объективы с очень-очень длинными фокусными расстояниями. Например, фотоаппарат Sony Cyber-shot DSC-HX50 имеет 30-кратный (!) зум. Если нажать на ее рычажок, то, кажется, "наезд" длится бесконечно. Когда заканчивается оптический 30-кратный зум, включается "интеллектуальный", который приближает картинку еще вдвое ближе. С одной стороны это очень здорово - практически у вас в руках миниатюрный телескоп с возможностью фотосъемки:

Однако владельцы таких суперзумов не понаслышке знают, что такое "мыльные" фотографии и цифровой шум. Дело в том, что такие объективы практически никогда не дают одинаково хорошую чистую и четкую картинку на всем диапазоне фокусных расстояний.

Поэтому вам придется мириться с тем, что фото будет получаться очень далеким по качеству от того, что может предложить цифровая зеркалка с хорошим длиннофокусным объективом. Все фотографии в этом обзоре сделаны полноматричной зеркалкой Canon EOS 5D MarkII с объективом Canon EF 100-400mm f/4.5-5.6L IS USM . Это далеко не компактная и тяжелая конструкция пока дает более качественную картинку, чем любой компактный фотоаппарат.

Подозреваю, что у вас пока может и не быть подобной техникии, однако в свое время я разорился и купил ее именно после прочтения подобных статей и разглядывания примеров фотографий. Возможно и вы в самом ближайшем будущем сделаете такой же шаг и, надеюсь, не пожалеете об этом.

Все началось с того, как я увидел, что два самолета летели практически параллельными курсами. Совсем близко друг к другу. Думаю, их пассажиры видели друг друга в иллюминаторы. Но вдруг что-то случилось и самолеты начали разлетаться в разные стороны.

Не дожидаясь, пока они отдалятся друг от друга на большое расстояние, я сделал первый снимок. Благо фотоаппарат с присоединенным телеобъективом был практически под рукой.

После этого я начал более часто поглядывать в окно. В тот день самолеты летали очень часто и мне удалось нащелкать немало интересных кадров:

Некоторые следы со временем превращались в причудливые белые загогулины.

1. Матрица фотоаппарата должна быть чистой

При съемке обычных сцен пыль на матрице цифрового фотоаппарата иногда совершенно незаметна. Она просто теряется в пестроте самого снимка. Однако, если мы хотим получать красивые качественные фотографии неба, матрица должна содержаться в стерильной чистоте.

Этого к сожалению нельзя сказать о моей матрице. Если присмотреться можно легко заметить небольшие серые пятна. Это мельчайшие пылинки на матрице. Они будут у на матрице в любом случае, мы живем не в вакууме, но надо стараться не доводить их количество до абсурда. Кстати, если вы считаете, что пыль на матрице это "беда" только зеркальных фотоаппаратов, ошибаетесь. В некоторых компактах из-за непродуманности конструкции пыль тоже попадает на матрицу.

Но если в зеркалках ее можно без особого труда удалить, то в случае с компактными фотоаппаратами эта проблема может быть решена только в сервисном центре. За отдельную плату разумеется.

2. Не фотографируем через стекло

Признаюсь, несколько раз я поленился открыть окно, за что и поплатился. Обратите внимание: на некоторых снимках перед самолетом имеется некая белая область - как будто отражение инверсионного следа. Это и есть отражение. Когда в оконном блоке три стекла, то при съемке через них каждое вносит небольшое искажение. В результате мы видим картинку несколько размытой. Но это полбеды. Главная проблема - фантомные повторы ярких объектов.

Гораздо более это выражено при ночной фотосъемке, когда каждый огонек на улице дублируется три раза:

При дневной съемке это заметно меньше, но все равно заметно. Поэтому не ленитесь открыть окно для получения идеального кадра.

3. Не ленимся фотографировать

Когда-то давно я уже писал, что главный враг фотографа - это . Иногда мы видим что-то интересное, но утешаем себя, что можем сфотографировать это когда-нибудь потом. Признайтесь, с вами же тоже такое бывает.

4. Снимаем в формате RAW

Если бы вы увидели исходные варианты тех фотографий, которые я представил выше, то никогда бы не поверили, что снимки сделаны профессиональным фотоаппаратом.