Измерительные

Как убрать воздушную пробку из системы отопления. Удаление воздуха из системы отопления: как производится спуск воздушной пробки

Как убрать воздушную пробку из системы отопления. Удаление воздуха из системы отопления: как производится спуск воздушной пробки

Установка газового котла позволяет забыть о холодной воде в батареях и кранах. Двухконтурные модели способны одновременно работать на отопление и горячее водоснабжение (ГВС) помещения. Но что делать, если котел не греет воду? Если вы столкнулись с подобной проблемой, наши рекомендации помогут отыскать причину и устранить неполадку своими руками.

Принцип работы котла

Чтобы разобраться в причинах поломки, необходимо понимать, как работает котел. Двухконтурные приборы «Аристон», «Бакси» и другие модели имеют нескольких блоков. В газовом узле происходит зажигание и горение, водяной узел отвечает за подачу воды и давление в магистрали. Дымоотводный блок выводит продукты сгорания на улицу.

Как только вы запускаете котел, срабатывает насос, который закачивает воду в систему. Открывается газовый клапан. Жидкость циркулирует по трубкам теплообменника, а горелка равномерно прогревает его корпус. Датчики контролируют процесс нагрева. Как только температура достигает заданной, подача газа отключается, нагрев прекращается.

Когда температура начнет снижаться, датчики пошлют сигнал управляющему модулю - цикл нагрева снова запустится.

При открытии смесителя срабатывает датчик потока. Он дает сигнал плате о переключении трехходового клапана на обогрев ГВС. Когда смеситель закрывается, клапан переключается на систему обогрева. Некоторые модели оснащены режимом «быстрый старт». Тогда клапан периодически переключается, подогревает и первый, и второй теплообменник.

Почему котел плохо греет, не набирает температуру

Нет горячей воды? По каким причинам техника не работает? Иногда дело во внешних факторах. Рассмотрим подробнее.

Прибор работает, но не нагревает или слабо греет

Воздушная пробка. Проверьте, не скопился ли воздух в батареях. С помощью кранов удалите лишний воздух. Если у вас нет воздухоотводчика на радиаторах, тогда нужно его установить. Регулируя его краник, можно спускать скопившийся воздух в системе.

Также осмотрите клапан на засор. Чаще всего он забивается накипью.

Засор в радиаторах . После остывания спустите воду с труб. Если она сильно загрязнена, прогоняйте по батареям до тех пор, пока не потечет чистая.

Неверное подключение . Если не идет горячий поток, убедитесь, что диаметр труб соответствует заявленным в инструкции. Правильно ли подведены шланги, смонтированы запорные вентили.

Низкое давление в магистрали . Его недостаточно для открытия клапана и зажигания горелки. Долейте воды.

Скопление накипи в теплообменнике. Можно заметить, что техника долго нагревает жидкость, батареи слабо греются. Очистите трубки радиатора от отложений. Для этого узел лучше снять, но это можно сделать не во всех моделях. Поэтому снимите кожух, отключите прибор от газа и воды. Подключите к теплообменнику трубки от насоса, прогоните по системе очистную жидкость. Специальные средства можно подобрать в магазине. Затем промойте детали проточной водой.

Добавление реагентов в жидкость теплоносителя помогает снизить образование солей на деталях.

При покупке важно обратить внимание на марку и модель котла. Например, производители « », « », « », « », « » запрещают использование реагента. Рекомендуется устанавливать очистные фильтры либо использовать дистиллированную воду.

Антифриз можно применить к моделям , « », « », « », « », « ». Но для каждого производителя выпускается отдельный реагент.

Засор фильтра . Еще одна причина плохого прогревания батарей. Сетчатый фильтр забивается мелким мусором, поэтому его периодически снимают и прочищают под проточной водой. При сильном засоре или износе деталь лучше заменить.

Неверная регулировка . Проверьте установленные значения на панели. Возможно, выбрана слишком низкая температура, поэтому газ не греет горячую воду.

Проблемы с работой циркуляционного насоса . Перегреваясь, насос отключается при включении горячей воды. Его мощности может быть недостаточно для нормальной циркуляции. Отрегулируйте настройки.

Конструкция батарей не подходит вашему оборудованию . Каждая конструкция имеет свою проходимость и теплоотдачу. Неправильный выбор приводит к снижению нагрева за счет проходимости системы.

Несоблюдение уклона магистрали . Проблема характерна для систем с естественной циркуляцией, которая обеспечивается соблюдением норм установки. По документам уклон труб на каждый погонный метр должен составлять не менее 10 мм. Нет уклона - нет нагрева. Теплоноситель застаивается, батареи остаются холодными.

Газовый котел не включается, не дает горячую воду на ГВС

Основной причиной неполадок в работе является отложение солей . Чем больше слой накипи в теплообменнике, тем хуже проводимость. Вода долго греется, на выходе течет тонкая чуть теплая струйка. Также кусок накипи мог отколоться и перекрыть проход к смесителю. Что делать в этой ситуации, мы описали выше.

Проблемы с датчиком потока . Работает деталь по принципу вентилятора, который вращается за счет движения потока. Датчик может не срабатывать при засоре. Для чистки без демонтажа открывайте и закрывайте кран, который находится возле циркуляционного насоса.

Если процедура не помогла восстановить работу, придется снять датчик, прочистить и установить на место.

Неисправность трехходового клапана . Если клапан заклинило или он сломался, не получится переключить подачу воды с системы отопления на ГВС. Причиной неполадки мог послужить засор детали, газового шланга или фильтра. Проведите чистку всех элементов.

Появление воздуха внутри отопительной системы приводит к возникновению воздушной пробки, которая не позволяет нормально функционировать батареям. С такой проблемой, практически ежегодно, сталкиваются жители, как частного владения, так и многоквартирного дома.

Как правило, воздушная пробка образуется в начале отопительного сезона, о чем может свидетельствовать появление сторонних шумов в системе отопления и неполный или совсем отсутствующий прогрев батарей.

Удаление воздуха из системы отопления можно провести несколькими способами, но для того, чтобы не заниматься этим постоянно, следует выяснить причину его появления внутри системы.

Он должен находиться значительно выше всех других элементов отопительной системы и тогда воздух самостоятельно будет стремиться в него попасть.

При нижней разводке труб в отоплении частного дома, следует воспользоваться такими же способами, как и для развоздушивания отопительной системы с принудительной циркуляцией .

1.3 Система с принудительной циркуляцией теплоносителя

Выгнать воздух из такой системы легко удается при помощи заранее установленного воздухосборника, который должен располагаться в наивысшей точке. Для того чтобы процесс происходил самостоятельно, трубы должны иметь наклон в противоположную сторону от места его расположения.

За счет выталкивающей силы жидкости воздух будет продвигаться в нужном направлении, и отопление дома придет в порядок без стороннего вмешательства. Достаточно будет повернуть краник на воздухосборнике, чтобы выгнать его совсем.

При любых вариантах, обратный трубопровод следует прокладывать с наклоном по направлению слива теплоносителя. Это необходимо для того, чтобы в случае ремонта системы можно было полностью освободить ее от жидкости.

Виды воздухоотводчиков

Всего их два:

  • ручной;
  • автоматический.

Ручной воздухоотводчик (кран Маевского) имеет небольшие размеры и его устанавливают в торце отопительной батареи. За счет небольших размеров, такое устройство можно применять только локально — один кран на одну батарею . При этом, в применении он очень прост, и его регулировка может проводиться как при помощи ключа или отвертки или просто руками.

Автоматический воздухоотводчик работает без стороннего вмешательства. Он может быть установлен как вертикально, так и горизонтально на подводящих и отводящих тепло трубах. Имея высокую чувствительность к загрязненным теплоносителям его лучше всего устанавливать вместе с фильтром , так как в противном случае можно получить в системе не воздушную, а грязевую пробку.

Установка такого устройства позволяет полностью выгнать воздух из системы в случае многоступенчатой установки, когда у каждой группы отопления разного уровня есть свой выход для воздуха.

Для любых видов воздухоотводчиков очень важно чтобы в системе не происходило падание давления, и не было нарушений герметичности. Кроме того, правильный монтаж и присутствие нужного наклона труб, значительно облегчит работу этих устройств.

2 Способ определения воздушной пробки

Достаточно примитивен, но вполне эффективен. Воздушную пробку можно обнаружить методом простого простукивания молотком по различным участкам батареи. Там где она есть, звук от металла будет значительно громче и звонче, что укажет на присутствие воздушных пустот, которые необходимо выгнать.

Проблема возникновения воздушных пробок в системах отопления стара как мир, и избежать ее зачастую не получается даже при использовании сверхгерметичных пластиковых труб, и досконально выверенных инженерных проектов. Особенно остро неприятность дает о себе знать в начале отопительного сезона, и о ней знают не понаслышке многие жители верхних этажей, до которых тепло может вообще не доходить, либо доходить, но в неполном объеме. Иногда бывает так, что в некоторых квартирах нижняя часть батареи нагревается до нужной температуры, а верхняя — остается холодной. Все это, как правило, является следствием появления избыточного воздуха в трубах, который занимает собой рабочее пространство, но не обладает достаточной теплопроводностью для обеспечения обогрева. Как выгнать воздушную пробку из системы отопления , и как обнаружить ее местонахождение — разберемся прямо сейчас.

Почему появляется воздух в отопительной системе?

Прежде всего необходимо понять, каким образом воздушные пробки вообще могут появляться в, казалось бы, совершенно герметичной и замкнутой системе отопления. Причин у этого явления может быть несколько:

  • нарушение целостности трубопровода в ходе ремонтных работ (например, при монтаже/демонтаже радиаторов отопления, замене старых труб на новые и т.д.);
  • ошибки, допущенные при проектировании и монтаже системы отопления (в частности — несоблюдение уклона магистралей, от которого напрямую зависит стабильность работы всей системы);
  • слишком низкое давление в трубопроводе (из-за того, что вода заполняет собой не все рабочее пространство, освободившееся место сразу же занимает воздух);
  • несоблюдение правил при сезонном наполнении системы отопления (если в начале отопительного сезона трубы быстро заполнить теплой, и тем более — горячей водой, возникновение воздушных пробок неизбежно);
  • слишком быстрый нагрев воды (резкое повышение температуры в трубопроводе приводит к выделению избыточного воздуха, который поднимается вверх и заполняет собой все пустоты);
  • плохая герметизация трубопровода (наличие даже небольшой течи ведет к попаданию в систему вредоносного воздуха);
  • неисправные воздухозаборные устройства;
  • подключение к отоплению «теплого пола», который очень часто становится причиной разбалансировки всей системы.

С основными причинами возникновения воздушных пробок мы разобрались, и пришло время выяснить, какие методы борьбы с ними существуют в современной практике.

Способы удаления воздушных пробок

Несмотря на большое разнообразие возможных причин проблемы (описанных выше), подходить к ее решению нужно исходя из того, какая разновидность циркуляции теплоносителя имеет место в данной конкретной системе отопления: естественная или принудительная.

Читайте также:

При естественной циркуляции вода движется по трубопроводу сверху вниз, под действием силы тяжести. При возникновении воздушных пробок, удалять их можно посредством автовоздушника в верхней разводке труб, который находится в самой высокой точке системы. В таких случаях прокладку подающего трубопровода обычно производят с подъемом к баку, чтобы в дальнейшем подобные проблемы не имели места.

Принудительная циркуляция подразумевает подачу теплоносителя снизу-вверх с помощью насосной установки. Пузырьки воздуха, поднимаясь вверх, достигают высшей точки системы и удаляются с помощью воздухоотводчика. Для дополнительного стравливания кислорода в верхних точках системы устанавливают специальные воздушные краны. При таком виде циркуляции теплоносителя трубы необходимо прокладывать с небольшим уклоном для более быстрого опорожнения системы в конце отопительного сезона и во время проведения ремонтных работ.

Виды воздухоотводчиков и места их установки

Самый лучший способ борьбы с воздушными пробками — установка воздухоотводчиков на разных участках отопительной системы. Эти приспособления бывают ручного и автоматического типа.

Отмечу, что если система отопления у вас теплые стены или теплые полы, автовоздушники устанавливаются в коллекторы отопления.

Ручные воздухоотводчики, которые также часто называют кранами Маевского, целесообразно применять для устранения локальных воздушных пробок. Устанавливаются они, как правило, на торцевой части радиаторов отопления. Осуществить сброс лишнего воздуха с помощью крана Маевского можно либо вручную, либо с помощью таких инструментов как отвертка и разводной ключ (в зависимости от того, какой тип крана имеет место). Данный тип воздухоотводчиков хорошо себя зарекомендовал на протяжении многих десятилетий, и до сих пор используется в квартирах многоэтажных домов.

Читайте также:

Автоматические воздухоотводчики не требуют вмешательства человека, и стравливают воздух самостоятельно. Обычно их устанавливают в отопительных системах закрытого типа, как в вертикальном, так и в горизонтальном положении, на разных, удаленных друг от друга участках трубопровода. К сожалению, данные приспособления очень чувствительны к загрязнению воды, и их приходится применять одновременно с водными фильтрами — достаточно дорогостоящими и неудобными в эксплуатации.

Используя автовоздушники, можно легко устранять те или иные проблемы в отопительной системе. Так, температурные перепады свидетельствуют о наличии воздуха в радиаторах отопления, падение давления воды — о нарушении герметизации, а частое стравливание воздуха — об увеличении расхода теплоносителя.

Почему нужно ставить специальный воздухоотводчик в гелиосистему?

Определение места образования пробки и ее удаление

Как выгнать воздух из системы отопления , не зная где именно «засела» воздушная пробка? На практике это хотя и возможно, но трудновыполнимо, и гораздо проще сначала определить местонахождение скопившегося воздуха в трубопроводе, а уже потом — ликвидировать его доступными способами.

О наличии избыточного кислорода в трубах могут свидетельствовать следующие факторы:

  • недостаточный или неравномерный нагрев радиаторов;
  • посторонние звуки из труб (бульканье, свист, шум воды и т.д.).

Если пробка находится в радиаторе, ее можно легко «простучать» с помощью молотка или любого другого инструмента. Звук в месте ее залегания будет более звонким и «пустым» в сравнении с участками, заполненными водой. Конечно этот способ применим только к системам отопления сделанным из металлических труб и чугунных радиаторов. В таком случае нужно приоткрыть кран Маевского в верхней части батареи, предварительно подставив под него пустую емкость. Воздух постепенно выйдет из системы, и после того, как из крана потечет вода, его нужно закрыть.

Перед запуском отопительной системы важно правильно ее подготовить. Если человек живет в городской многоэтажке, данная проблема его навряд ли коснется. Ведь за проведение подобной процедуры отвечают работники ЖЭКа. А вот владельцы частного сектора тепло запускают самостоятельно. Но даже в период отопительного сезона батареи могут греть плохо, и в некоторых местах быть даже холодными. Вероятно система завоздушена.

В любом случае надо знать, как спустить воздух из радиатора отопления, чтобы избежать ситуаций, связанных с малоэффективной работой оборудования. Почему возникает воздушная пробка, ее последствия для работы обогревательного прибора, какие есть методы ее удаления – обо всем этом можно узнать, прочитав статью.

Если в батарее появилась завоздушина, ничего хорошего от этого не будет. Лишний воздух является преградой для нормального функционирования системы. А также может стать причиной образования коррозии на стенках радиатора.

Если в контуре установлен , воздушная пробка может нарушить и его работу. Когда система функционирует правильно, подшипники скольжения на валу насосного агрегата находятся постоянно в воде. А при наличии завоздушины возникает эффект «сухого трения», который негативно влияет на скользящие кольца, и может вывести из строя вал. Поэтому важно знать, как выгнать воздух из системы отопления дома. Принятые вовремя меры помогут предупредить повреждение сети теплоснабжения.

Как понять, что в батарее есть воздушная пробка?

Перед тем, как выпустить воздух из системы отопления, надо разобраться, почему он образуется в контуре и как понять, что в радиаторе есть воздушная пробка. Чаще всего лишний воздух скапливается в результате неправильного заполнения системы водой. Причина может быть и результатом ошибок, допущенных во время монтажа. Низкое давление в контуре, низкокачественный теплоноситель с наличием растворенного кислорода также могут привести к завоздушиванию.

Воздушная пробка может возникать и при таких обстоятельствах:

О том, что в системе скопился лишний воздух, могут свидетельствовать такие признаки: шипящие и булькающие звуки в батарее, снижается качество нагрева, обогрев становится неравномерным, в участках наличия воздуха радиатор может быть холодным.

Такие ситуации нередки. Наверняка каждый хозяин квартиры либо частного дома сталкивался с подобной проблемой. Поэтому важно разбираться, как убрать воздух из системы отопления дома, тем более сделать это своими руками совсем не сложно. Надо заметить, что чаще всего воздушная пробка образуется в батареях, которые установлены на верхних этажах дома.

Важно! Иногда причиной образования пробки является радиатор низкого качества.

В этом случае, сколько не стравливай лишний воздух, он будет образовываться снова. И причина кроется в том, что материал, из которого изготовлена батарея, способствует образованию газов. Выход из ситуации лишь один – купить новый радиатор. Поэтому лучше сразу приобретать обогревательные приборы у добросовестных производителей.

Как убрать лишний воздух из батареи?

Перед тем как спустить воздух с системы отопления, надо хорошо разобраться в особенностях данной процедуры и подготовить все необходимые инструменты и материалы. Рассмотрим, как удалить воздух из системы отопления более подробно. Для такой работы понадобится специальный ключ, с помощью которого можно будет открыть воздушный клапан на радиаторе.

Лучше всего подойдет радиаторный ключ. Продается он в любом хозяйственном магазине. Если же установлена современная батарея, можно взять и простую отвертку. Надо подготовить и емкость, в которую будет сливаться теплоноситель. А также иметь рядом пару тряпок при возникновении непредвиденных ситуаций.

Алгоритм действий, как правильно стравить воздух из системы отопления, приведен ниже:

Помимо кранов Маевского часто используются и автоматизированные воздухоотводчики для систем отопления, которые стравливают лишний воздух самостоятельно. Такие автоматические агрегаты компактны и надежны. Но в это же время надо быть предельно осторожным. Ведь работает клапан без присмотра. И малейшее нарушение в процессе может стать причиной подтапливания чердака либо стояка.

Некоторые нюансы

Бывают ситуации, когда мастера при монтаже системы теплоснабжения не проводят установку специальных клапанов для спуска лишнего воздуха. Рассмотрим, как выпустить воздух из батареи отопления в этом случае. Для работы потребуется разводной либо газовый ключ. С его помощью нужно открутить заглушку. Делать это нужно очень медленно. Иногда заглушка не откручивается. Чаще всего это случается, если . При этом надо на резьбу нанести специальную смазку и спустя некоторое время повторить попытку вновь.

Когда заглушка откручена, выполняется тот же алгоритм действий, что и с обычным краном. Когда пробка закручивается на место, надо не забыть намотать на резьбу либо ФУМ ленту, либо лен. Это позволит избежать подтеканий и придаст герметичности соединению.

Если скопился воздух в системе отопления частного дома, спуск воды придется делать при помощи расширительного бачка.

Данная емкость всегда расположена на высшей точке системы обогрева. Когда вода спущена, нужно немного подождать, и потом открутить кран на расширительном баке. Обычно при повышении температуры батареи пробка выходит самостоятельно. Если же подобные действия оказались нерезультативными, то следует довести воду в контуре до кипения. В этом случае пробка обязательно выйдет.

Как часто надо спускать воздух?

Зная, как стравить воздух из системы отопления, можно предупредить и решить множество проблем. Но как часто надо проводить подобную процедуру в целях профилактики? Как правило, делать это нужно в начале отопительного сезона. Двух раз вполне достаточно (первый раз для проверки, второй для контроля). Конечно, если в системе имеются дефекты либо она неисправна, то количество спусков может быть и большим.

Если в квартире установлены , то прежде чем запускать систему надо произвести спуск воды. Это поможет увеличить срок службы батареи в разы.

Профилактические меры

Конечно, знать, как продуть батарею отопления – это важно и нужно. Но лучше, чтобы завоздушивание системы случалось как можно реже. Лучше предупредить данную ситуацию и установить воздухоотводчик.

На данный момент воздухосборники систем отопления могут быть двух видов: ручные (представленные краном Маевского) и поплавковые (либо автоматические). Каждый из приведенных типов может быть установлен в различных местах, в которых есть опасность появления завоздушины. Конфигурация крана Маевского является традиционной. Автовоздушники же могут иметь угловое либо прямое исполнение.

Чтобы не ломать голову касательно того, как развоздушить систему отопления, в обязательном порядке надо установить воздухоотводчик на каждой батарее.

Ручной тип воздухоотводчика

Отводчики воздуха ручного типа обычно монтируются с торцевой стороны радиатора. С их помощью можно легко стравить лишний воздух. Достаточно иметь только специальный ключ. Производительность подобных устройств небольшая. Поэтому такой воздухосборник для системы отопления устанавливается лишь для пользования в домашних условиях.

Автоматический тип воздухоотводчика

Что касается воздухоотводчиков автоматического типа, они функционируют в автономном режиме. Откручивать, открывать ничего не нужно. Устройство все делает самостоятельно. Монтируют их строго в горизонтальном либо вертикальном положении. Но надо сказать, что такой клапан для спуска воздуха из системы отопления имеет один недостаток – высокая чувствительность к загрязнениям различного характера. Поэтому потребуется еще дополнительно установить фильтр, который будет очищать прибор от механических загрязнений.

Важно! Если образовался воздух в системе отопления, следует выяснить причину такой ситуации. Особенно, если ранее подобных проблем не возникало. Важно не просто убрать воздушную пробку, а принять все меры, чтобы она не появилась вновь. Поэтому надо проверить прибор на герметичность. Возможно, где-то следует поменять гайки либо подтянуть болты, более качественно заделать стыки. А возможно, воздухоотводчик установлен неправильно либо автоматический сепаратор воздуха для отопления вышел из строя.

Итог

Подводя итоги, можно сказать, что проблема завоздушивания системы является достаточно актуальной. Она может возникать и в городских многоэтажках, и в частных домах. Факторов образования лишнего воздуха может быть множество. Очень важно установить истинную причину и знать, как выпустить воздух из радиатора отопления грамотно, чтобы в дальнейшем подобных ситуаций не происходило.

Немаловажную роль в исправной и эффективной работе радиаторов играет и монтаж специальных воздухоотводчиков. Установив такой прибор, хозяин дома или квартиры сможет забыть о проблеме появления воздушных пробок, сэкономит время и деньги, а также продлит срок службы всей системы теплоснабжения.