Измерительные

Как называется декоративный выступ над окнами. Фасадный декор: виды и названия декоративных элементов фасада дома

Как называется декоративный выступ над окнами. Фасадный декор: виды и названия декоративных элементов фасада дома

Многие украшают свои дома лепным декором. Это красиво и солидно. В помещениях декор отливают, как правило, из гипса. Для фасадов гипс не годится – слишком боится воды. На улице предпочтительнее бетон на цементной основе. В последние годы некоторые элементы лепного декора стали делать из пенополиуретана и имитировать его под бетон. Если элемент расположен на высоте и не несет никакой нагрузки, разницу можно не заметить. Но внизу на крыльце, где к нему близко подходят люди, касаются, а дети норовят усесться верхом (балюстрада, например) – придется делать все по-честному.

Для того, чтобы заказать или изготовить лепной декор, нужно, как минимум, знать, что он в себя включает. В статье я приведу названия основных элементов лепного декора. Итак, начнем.

Акантовые листья – украшения в виде дубовых, кленовых или других листьев, которыми украшаются капители (верхняя часть) колонн. Они также могут быть частью орнаментов или других более сложных композиций.

Аркада — конструкция из ряда арочных проемов, внутри которых располагаются окна, двери, барельефы, стены или проемы.

Балясины – столбики, входящие в состав перил. Бывают круглой, квадратной или многоугольной формы. Часто украшаются орнаментом.

Балюстрада – ограждение из ряда балясин с поручнем. Устраивается на крыльце или на лестнице. Очень романтично смотрится на балконе. Если на нем еще и прекрасная дама, руки сами тянутся к гитаре.

Барельеф – выпуклое изображение на поверхности. Элементы изображения в барельефе выступают не более чем на 50% своего реального объема.

Ваза – декоративный сосуд, стоящий, обычно, на ножке. Но необязательно. Может использоваться и по своему изначальному назначению (для выращивания цветов, например).

Горельеф – выпуклое изображение, элементы которого выступают над поверхностью на 50% и более от своего реального объема.

Ионики – элементы яйцеобразной формы, помещенные в нишу, находящуюся в стене. Часто украшаются орнаментом или стилизуются под предмет похожей формы. Например, по еловую шишку.

Карниз – вытянутый элемент, расположенный вдоль стены параллельно горизонту. Очень любим голливудскими режиссерами. По карнизам обычно убегают застигнутые врасплох любовники, с них прыгают вниз самоубийцы, подкрадываются шпионы и воры. На самом деле карнизы не рассчитаны на то, чтобы нести какую-то существенную нагрузку. В безопасности на нем могут себя чувствовать только голуби. Или кошка, в крайнем случае.

Картуш – архитектурная деталь в виде бумажного свитка. На нем обычно изображают герб, какую-то дату или рисунок.

Кронштейны – помещаются обычно под балконами или карнизами. Их боковой профиль как бы вписан в прямоугольный треугольник, который одним катетом прижат к стене, а вторым поддерживает вышестоящий элемент. В большинстве случаев ничего он не поддерживает, а имеет чисто декоративную функцию.

Маски – изображения человеческих лиц, голов животных, птиц или каких-нибудь других существ. Украшают фасады, замыкают арочные композиции и т.п.

Модульоны — похожи на кронштейны и располагаются примерно там же – под карнизами и балконами. Имеют более произвольную форму, чем кронштейны и не пытаются нас убедить, что чего-то поддерживают.

Наличники – тянутые элементы лепного декора, украшающие оконные проемы по периметру.

Орнамент – лепное, скульптурное, графическое или художественное изображение, имеющее какую-то периодичность, закономерность. Орнамент бывает растительный, геометрический, животный, технический и др.

Перила – ограждения, состоящие из поручня, балясин и нижней балки. Устраиваются на балконах, лоджиях, лестницах и т.п.

Розетки – лепные элементы, служащие, как правило, для украшения потолка. Бывают круглыми, квадратными или многогранными. Имеют выраженный центр. В этом центре часто подвешивается люстра.

Русты – это облицовочные камни произвольной формы, которыми декорируются стены. Разделены швами. Рустированные стены – стены, оформленные с помощью рустов.

Тяга – рельефный элемент, полученный в результате вытягивания полосы раствора шаблоном в прямолинейном или круговом направлении.

Филенки – лепные рамки, окантовывающие какие-то части стен или потолков.

Заказывайте товары для дачи оптом на mir-podarkov.ru. Очень низкие цены. Самый широкий ассортимент подарков и предметов интерьера от известных фабрик Европы и Азии.

Кустарники прочно завоевали свою нишу в растительном мире. Встречая их на каждом шагу (в лесах, огородах, садах, парках и просто на улице), мы порой не придаем им никакого значения. И совершенно напрасно: зная, какие бывают кустарники, можно создать потрясающие садовые композиции, которые будут радовать глаз не только весной и летом, но и глубокой осенью.

Кустарники: одна из жизненных форм растений

Жизненная форма, другими словами, биологическая - это фенотип, внешний облик растения, который отражает степень приспособленности к окружающей среде. Наиболее полной считают классификацию жизненных форм под авторством И. Г. Серебрякова, согласно которой выделяют:

  • (деревья, кустарники, кустарнички);
  • полудревесные растения (полукустарнички и полукустарники);
  • наземные травы;
  • водные травы.

Такое разделение всех существующих растений основано на степени одревеснения наземной части. Рост веток у кустарников начинается от основания, и с возрастом уже с трудом различается главный ствол. У деревьев же очертания кроны очень четкие, и видно всю структуру растения, явно выраженный главный побег. Таким образом, строение надземной части - это то, чем принципиально отличаются друг от друга деревья и кустарники. Бывают также кустарнички и полукустарнички. Основанием для их выделения в отдельную группу служит малая высота (до 0,5 м) и слабая степень одревеснения побегов соответственно.

Классификация - это прямой ответ на вопрос о том, какие бывают кустарники. Деление на группы может проводиться по различным принципам, рассмотрим наиболее распространенные:

Классификация кустарников по высоте

Данное деление иногда может носить относительный характер. На рост влияет внесение удобрений, состав почвы, климатические условия и применение биостимуляторов. В зависимости от того, каких размеров достигают кустарники в природе, их принято делить на три группы:

  • низкие кустарники, максимальная высота которых не превышает одного метра, к ним, например, относятся можжевельник казацкий (на фото);
  • средние кустарники, высотой 1-2,5 метра, например, смородина, барбарис обыкновенный;
  • высокие кустарники (более 2,5 метров в высоту): бузина красная, сирень, боярышник сибирский.

Какие бывают кустарники в зависимости от интенсивности роста

Учитывая то, как быстро растут те или иные виды кустарников, их принято делить на пять больших групп:

  • весьма быстро растущие виды (например, желтая акация, которая вырастает до 3 метров за 2-3 года, образуя густые заросли, чубушник, тамарикс);
  • быстрорастущие кустарники, к примеру, калина обыкновенная, лещина, лох серебристый;
  • кустарники умеренного роста (сирень, вишня, айва японская);
  • медленнорастущие кустарники, к ним относится можжевельник казацкий, бирючина, облепиха;
  • весьма медленно растущие, как правило, это карликовые формы лиственных и хвойных растений.

Классификация в зависимости от продолжительности жизни растений

Всего растения в целом следует отличать от таковой относительно отдельных побегов. Так, например, малина может расти на участке до 50 лет. А вот ее побеги живут всего лишь два года. Различают четыре группы кустарников:


Классификация на основе морозоустойчивости

Данная информация зачастую интересует садоводов, особенно в тех регионах, где, как правило, достаточно суровые зимы, но порадовать себя необычными растениями очень хочется. Вот тут-то и возникает вопрос о том, какие бывают кустарники и травы, подходящие для суровых климатических условий. Фактор устойчивости к холоду учитывать необходимо, так как это убережет вас от неправильной покупки, лишних трат и разочарования. Все кустарники делят на 5 групп:

  • очень морозостойкие - это растения, которые выдерживают зимнее понижение температуры до -40 градусов, а иногда и более, это не приносит им вреда; в основном, группу составляют хвойные кустарники кедровый стланик), но есть и представители лиственных, к примеру, боярышник и дерен сибирские;
  • морозостойкие, они переносят холодные зимы, но при слишком сильных морозах не укрытые снегом побеги вымерзают (боярышник, калина, жимолость);
  • относительно теплолюбивые - это растения, имеющие длинный вегетационный период, молодые побеги зачастую не успевают одревеснеть и потому легко повреждаются при весенних заморозках и длительных сильных зимних похолоданиях, например, кустарники рода Бересклет, спиреи, бирючина;
  • теплолюбивые, у таких растений при длительном похолодании надземная часть может погибнуть полностью, поэтому они требуют дополнительного укрытия;
  • очень теплолюбивые кустарники, они совершенно не переносят похолодания ниже -10 градусов.

Какие бывают виды кустарников в зависимости от требовательности к освещению?

Освещенность - это еще один фактор благополучного развития растения. Неправильно подобранное место может погубить его. Поэтому так важно учитывать фактор освещенности при озеленении своего участка. Хотя нужно помнить, что во многих случаях светолюбивость - непостоянная характеристика. Как правило, молодые растения требуют тени из-за опасности ожогов, а вырастая, они отлично растут даже под самыми яркими лучами.

Давайте рассмотрим, какие бывают кустарники в зависимости от требовательности к солнечному свету:

  • светолюбивые, они абсолютно не выносят длительного затенения и предпочитают расти на открытых пространствах, к примеру, шиповник, спирея, рябина;
  • относительно теневыносливые кустарники: жимолость татарская, гортензия метельчатая (на фото), акация желтая;
  • теневыносливые кустарники хорошо переносят тень, но на освещенном месте растут все равно лучше, к ним относятся бересклет бородавчатый, бирючина, лещина.

Декоративно-лиственные кустарники

Ландшафтные дизайнеры в своей работе активно используют не только цветы и деревья, но и кустарники. Потому что с их помощью можно создать легкие композиции, объемные живые изгороди, зеленые фигуры или просто сформировать цветовые контрасты, так как многие виды отличаются именно красивым окрасом. Многие садоводы-любители знают о том, какие бывают кустарники (названия, сорта) с декоративными листьями, и отлично это применяют на практике. Выбирая их для себя, учтите, что бывают листопадные и вечнозеленые виды. Последние - это, в основном, миниатюрные, карликовые формы хвойных деревьев. К листопадным видам относится огромное количество кустарников. Важно помнить, что все они достаточно теплолюбивы, светолюбивы и требовательны к плодородности почвы, поэтому на территории дальше средней полосы России требуют тщательного ухода и укрытия на зиму. Наиболее яркие представители:

Красивоцветущие кустарники

При упоминании о подобных растениях первое, что приходит на ум - это великолепные кустовые розы, декоративный кустарник, виды которого очень популярны. Еще один частый и всем известный гость российских садов - чубушник, почему-то прочно закрепивший за собой название жасмина, что совершенно неверно, так как эти растения даже принадлежат к различным родам (Гортензиевые и Маслиновые соответственно). Чубушников существует около 60 видов, наиболее популярные представители - это Кавказский и Шренка. Тем, кто хочет иметь благоухающий и необычный сад, также стоит обратить внимание на форзиции, калину, спиреи, сирень, лапчатки, рододендроны, буддлеи, дейцию, древовидные пионы (на фото).

Ягодные кустарники

Ягодные кустарники имеют большое хозяйственное значение. Редко какой сад в нашей стране обходится без смородины или малины и ее ближайшей родственницы - ежевики. Селекция продвинулась в этом плане далеко вперед, выведено множество сортов и разновидностей, отличающихся размером куста, цветом ягод, скоростью созревания. Ароматная смородина дает не только ягоды, но и листья, которые заваривают как чай или используют в кулинарии. Стоит попробовать посадить также айву японскую, аронию, боярышник, иргу, калину, (на фото), жимолость и облепиху.

Безусловно, характер ухода зависит от назначения. Так, ягодные кустарники требуют большего внимания, они часто подвергаются различным вредителям и болезням. Но потраченное время того стоит, ведь в конечном счете вы получаете ценнейшие витамины и микроэлементы в натуральной «упаковке», выращенные собственноручно.

Подбирая растения для своего сада, важно знать о том, какие бывают кустарники (названия, сорта, виды). Это однозначно поможет сделать правильный выбор, грамотно определить место посадки и добиться положительного результата при выращивании.

Невысокие фигурные столбики в виде колонн (иногда с резным декором), поддерживающие перила ограждений балконов, лестниц и т. д.;

(фр. balustrade из итал. balaustrata) - ограждение (обычно невысокое) лестницы, балкона, террасы, и т. д., состоящее из ряда фигурных столбиков (балясин), соединённых сверху перилами или горизонтальной балкой; перила из фигурных столбиков.


(также пиля́стра, итал. pilastro от лат. pila «колонна», «столб») - вертикальный выступ стены, обычно имеющий базу и капитель, и тем самым условно изображающий колонну. Пилястра часто повторяет части и пропорции ордерной колонны, однако, в отличие от неё, обычно лишена энтазиса (утолщения ствола).


(от лат. caput - голова) - венчающая часть колонны или пилястры. Верхняя часть капители выступает за пределы колонны, обеспечивая переход к абаке, обычно имеющей квадратную форму. Капители трёх классических ордеров имеют характерную, легко узнаваемую форму. Дорическая капитель - простая круглая подушка-эхин; у ионической капители - на эхине вылеплены два завитка-волюты; коринфская капитель представляет собой высокую колоколобразную деталь, украшенную завитками листьев-акантов.


(от лат. abacus - «доска») - плита, составляющая верхнюю часть капители колонны, полуколонны, пилястры и имеющая в дорическом, древнеионическом и тосканском ордерах простую четырёхугольную форму, а в новоионическом и коринфском ордерах, равно как и в римском композите - форму четырёхугольника с усеченными углами и вогнутыми внутрь сторонами, из которых на каждой в середине помещен скульптурный орнамент, обычно в виде стилизованного цветка.


(также распространено название атлас) - в европейской архитектурной традиции скульптура в виде мужчины, выполняющая декоративную либо функциональную роль в поддержке перекрытия здания, балкона, карниза, проч. Может находиться на месте колонны либо пилястра. В римской архитектуре для обозначения подобной скульптуры используется термин Теламон.


Ру́стика (также ру́стик, русто́вка; от лат. rusticus - буквально «деревенский», производное от лат. rus - деревня; «простой», «грубый», «неотёсанный») - в архитектуре облицовка внешних стен здания или некоторых пространств на них четырёхугольными, правильно сложенными камнями, передняя сторона которых оставлена неотесанной или отесана очень грубо, и только по краям обведена небольшой гладкой полосой. При этом термин руст обозначает либо сам такой камень, либо разделительную полоску между камнями.


Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента и, следовательно, заменявшая собой колонну или пилястру.


(фр. entablement от table - стол, доска) - балочное перекрытие пролёта или завершение стены, состоящее из архитрава, фриза и карниза. Антаблемент без фриза называют неполным, а без архитрава - облегченным.


Фриз (фр. frise) - декоративная композиция в виде горизонтальной полосы или ленты, увенчивающей или обрамляющей ту или иную часть архитектурного сооружения.

Карни́з (от греч. κορωνίς) - выступающий элемент внутренней и внешней отделки зданий, помещений. В архитектуре карниз отделяет плоскость крыши от вертикальной плоскости стены, или разделяет плоскость стены по выделенным горизонтальным линиям.

В ордерной архитектуре карниз - венчающая часть антаблемента, находящаяся над фризом и архитравом. Ордерный карниз резко выходит вперёд и нависает над остальными частями антаблемента, защищая их от осадков. Основой карниза служит выносная плита. Нижняя часть плиты снабжена прямоугольными выступами - мутулами.

Архитрáв или эпистелион (итал. architrave, от греч. ἀρχι, «архи», над-, главный и лат. trabs балка) - архитектурный термин, имеющий несколько значений.

Во-первых, архитравом или архитравным покрытием называется вообще всякая прямолинейная перекладина, перекрывающая промежуток над колоннами, столбами или оконными и дверными проёмами.

Во-вторых, это нижняя часть антаблемента, непосредственно опирающаяся на капители колонны; в тосканском и дорическом ордерах архитрав делается простым и гладким, а в ионическом и коринфском он горизонтально разделён на три части.

Фаса́д (фр. façade - передний, лицевая сторона здания) - наружная, лицевая сторона здания.

Формы, пропорции, декор фасада определяются назначением архитектурного сооружения, его конструктивными особенностями, стилистическим решением его архитектурного образа.

Различают главный, боковой, задний фасады, также уличный и дворовый.

(фр. bas-relief - низкий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона не более, чем на половину объёма. Если более - рельеф называется горельефом (высокий рельеф).


(фр. haut-relief - высокий рельеф) - разновидность скульптурного выпуклого рельефа, в котором изображение выступает над плоскостью фона более, чем на половину объёма. Некоторые элементы могут быть совсем отделены от плоскости. Распространённый вид украшения архитектурных сооружений; позволяет отобразить многофигурные сцены и пейзажи.


(фр. fronton, от лат. frons, frontis - лоб, передняя часть стены) - завершение (обычно треугольное, реже - полуциркульное) фасада здания, портика, колоннады, ограниченное двумя скатами крыши по бокам и карнизом у основания.


(от греч. πυλών - ворота, вход): Столбы большого сечения, служащие опорой плоских или сводчатых перекрытий в некоторых типах сооружений (например, в подземных станциях метрополитена) либо поддерживающие основные (несущие) тросы в висячих мостах.Массивные невысокие столбы, стоящие по сторонам въезда, входа на территорию дворцов, парков и прочего (наиболее распространены в архитектуре классицизма).


(лат. porticus) - крытая галерея, перекрытие которой опирается на колонны, поддерживающие его или непосредственно, или с помощью лежащего на них архитрава, или посредством перекинутых между ними арок. Портик, открытый с одной стороны, с противоположной стороны ограничивается стеной - или глухой, или имеющей двери и окна. Иначе говоря, портик - полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.


(фр. colonnade) - в архитектуре ряд или ряды колонн, объединённых горизонтальным перекрытием.

Колоннады могут применяться в виде портиков и галерей, примыкающих к зданию, которые объединяют его обособленные объёмы и зрительно связывают его с окружающим пространством двора или площади (например колоннада Казанского собора Санкт-Петербурга, 1801-11, архитектор А. Н. Воронихин), а также с окружающей природой.


— Архитектурная деталь в виде небольшого карниза или карниза с фронтоном разнообразных форм (треугольных, овальных и сложных композиций) над оконным, дверным проёмом или нишей.


Украшение на стене здания в виде прямоугольной рамки.


Карту́ш (фр. cartouche, от итал. cartoccio - свёрток, кулёчек) - в архитектуре и декоративном искусстве - «мотив в виде полуразвернутого, часто с надорванными либо надрезанными краями рулона бумаги, свитка», на котором может помещаться герб, эмблема или надпись. Картуши можно встретить и в более позднее время в архитектуре эклектики, модерна, неоклассицизма.

Картуши размещались над парадными входами в здания и оконными проемами, в тимпанах фронтонов, в интерьерах зданий, на монументах, на надгробных плитах и документах. Подобные изображения в овальном или круглом обрамлении именуются медальонами.


(от англ. molding, moulding - в данном случае «литая деталь», от «литьё») - декоративная деталь в виде накладной выпуклой планки. Используется для декорирования различных поверхностей: стен, потолка, дверей, каминов, арок, придавая им более выразительный, завершённый и аккуратный вид. Молдинг может служить в качестве рам для зеркал, медальонов и наличников.


в архитектуре, как правило, является поддерживающим элементом выступающих частей здания и представляет собой выступ в стене, часто профилированный и декорированный (с декоративными завитками или другими украшениями). Подобные кронштейны применяются в основном в архитектуре, использующей ордерные элементы, и служит для поддержки балконов, сильно выступающих декоративных и/или функциональных карнизов и т. п.

(итал. zoccolo, букв. башмак на деревянной подошве) - подножие здания, сооружения, памятника, колонны и тому подобных сооружений, лежащее на фундаменте, зачастую выступающее по отношению к верхним частям сооружения. Может быть декоративно облицовано. В ленточных фундаментах цоколем может являться верхняя часть самого фундамента, в столбчатых цоколь - стена между столбами. Цоколи по отношению к наружным стенам классифицируются на западающие, выступающие и заподлицо (расположенные в одной плоскости со стеной).


Архиво́льт (итал. archivolto, лат. arcus volutus - «обрамляющая дуга») - обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены. Как правило, служит элементом декорирования фасадов и интерьеров. Описанием архивольта также может служить лепной архитрав, или криволинейная тяга, обрамляющая лицевую поверхность арки или окна.


(лат. porta - дверь, ворота) - архитектурно оформленный главный вход крупного сооружения, как правило, имеющий масштабное обрамление с подробно разработанной орнаментацией.


— непрерывный ряд равных арок. Аркада с ордерной колоннадой называется ордерной аркадой.


(нем. Erker ) - выступающая за плоскость фасада часть помещения. Позволяет увеличить внутреннее пространство жилища, а также улучшить его освещённость и инсоляцию, в связи с чем эркер обычно остеклён, часто по всему периметру.


– это вертикальный желоб на стволе колонны или пилястры (такие колонны называют каннелированными, в отличие от гладких).


В статье перечислены основные архитектурные элементы фасада и стен.Фасадная архитектура очень разнообразна, есть еще большое количество и другие элементы фасада зданий и декора.


Некоторые из этих архитектурных терминов в настоящее время широко не используются или считаются устаревшими, но в любом случае они неразрывно связаны с историческим развитием и архитектурным наследием.

Антаблемент - горизонтальная конструкция, лежащая на колоннах, включает в себя три части: карниз, фриз, архитрав.
Анфилада - ряд комнат или иных помещений, соединённых друг с другом дверями, расположенными на одной оси.
Арка - криволинейное перекрытие проёма.
Аркатурный пояс - ряд небольших декоративных арочек, размещённых на поверхности стены.
Аркбутан
- открытая полуарка, служащая для передачи распора основных сводов, перекрывающих готическое здание, на контрфорс.
Архивольт - наличник, идущий по дуге арки.
Архитрав - несущая каменная балка, нижняя часть антаблемента.
Аттик - глухая стенка над карнизом здания, иногда достигает размеров этажа - аттиковый этаж.

Балясина - столбики вычурного очертания, служащие для ограждения балкона, лестницы. Иногда используются как декоративный элемент. Совокупность балясин, несущих перила, называется балюстрадой.
Базилика - здание, разделённое внутри рядами колонн или столбов на отдельные части (нефы).
Баптистерий
- помещение для крещения. Зачастую отдельно стоящее круглое или восьмигранное в плане сооружение с куполом.
Барабан - цилиндр или многогранник, служащий опорой купола.
Барбакан
- стенные укрепления, защищающие ворота. Возводится как внешняя пристройка или как узкий проход между стенами.
Бегунец - лентообразный орнамент в кирпичной кладке , состоящий из треугольных углублений.
Бочка - форма крыши в виде полуцилиндра с повышенным и заострённым охлупнем . Пересечение двух таких крыш образует "крещатую" бочку.

Вазон - изящная декоративная ваза, используемая для украшения зданий, балюстрад, колонн и т.д.
Венец - каждый горизонтальный ряд брёвен сруба по периметру строения.
Верхний свет (окна) - второй (верхний) ряд окон в помещении, имеющем большую высоту (освещение в два света).
Витраж - стеклянная поверхность окна или двери, выложенная из цветных стекол.
Волоковое окно - окно, вырубленное в двух венцах сруба (полбревна вниз и вверх).
Волюта - декоративная деталь в форме завитков.

Галерея
- полуоткрытое, светлое протяжённое помещение, ограниченное с одной или с двух длинных сторон отдельно стоящими опорами - колоннами.
Герс
- тяжёлая решётка, закрывающая ворота замка.
Глава - завершение барабана в форме луковицы, шлема, конуса и т.д.
Городня - прямоугольный сруб, засыпанный землёй и камнями. Звено крепостной цепи.
Городская агломерация - группа городов, посёлков и других населённых пунктов, имеющих тесные трудовые, культурно-бытовые связи.

Декор - лепные украшения, мозаика, майолика, барельефы, фрески, размещённые на стенах здания.
Донжон
- оборонительная башня, находящаяся в центре замка.

Жучковый орнамент - украшение из кирпича , выложенного буквой "Ж".

Закомара - полукруглое завершение стен, повторяющее форму внутреннего свода (комары).
Замковый камень - камень, расположенный в самой высокой точке арки.

Изразец - плитка из глины с рисунком, покрытым глазурью. С обратной стороны имеет выступ для крепления в стене.
Иконостас - деревянная стена внутри церкви, отделяющая храмовую часть от алтаря.
Инкрустация
- украшения предмета, сделанного из одного материала, врезанными изображениями или орнаментом, выполненными из другого материала.
Интерьер - внутренний вид здания.

Кампанила
- колокольня в итальянской архитектуре средних веков и эпохи Возрождения. Отдельно стоящая башня.
Каннелюры - вертикальные желобки на колонне или пилястре .
Капелла
- католическая часовня.
Капитель - верхняя часть колонны, столба.
Клуатр
- монастырский двор, окружённый галереей.
Кокошник - декоративная закомара, по форме напоминающая кокошник. Служит для украшения сводов, барабанов, шатров.
Колонна
- архитектурно обработанный, круглый в сечении опорный столб, состоящий из ствола и дополняющих его сверху и снизу капители и базы.
Колоннада
- ряд колонн, расположенных по прямой или по кривой линии и поддерживающих антаблемент.
Контрфорс - вертикальный выступ стены.
Концентрический замок
- тип замка с двумя рядами оборонительных стен. Обороняющиеся стреляли по врагу с более высоких внутренних стен поверх более низких внешних.
Крипта
- крытый подземный ход, часовня под храмом, использовавшаяся как место для почётных погребений.
Кронштейн - консольная подпора для балкона, карниза.
Курицы - брусья, имеющие загнутый конец (вытесанное корневище), в котором уложены водотечники.

Лемех - деревянная черепица, напоминающая по форме лемех плуга.
Лопатки - плоские вертикальные выступы в стене.

Майолика - изделия из фаянса, покрытые глазурью.
Машикули
- каменные внешние галереи наверху башни или стены, позволявшие обороняющимся через специальные отверстия в них бросать камни или заливать огонь.
Мезонин - жилая надстройка над центром дома.
Метопа - часть фриза дорического ордера , каменная плита, расположенная между двумя триглифами . На метопе часто вырубают рельеф.
Мечеть
- мусульманское культовое сооружение.
Минарет
- башня у мечети, служащая для призыва на молитву.
Михраб
- алтарная ниша в мечети.
Мозаика
- изображение или орнамент, составленное из мельчайших кусочков мрамора или смальты (стекла).

Неф - часть сооружения в виде галереи, отделённая от других рядом колонн.

Облам - боевая площадка крепостной деревянной башни. Расположена на выпущенных брёвнах (консолях), на концах которых укреплялась вертикальная стенка.
Ордер - архитектурно-конструктивная система. Состоит из вертикальных опор (колонн) и горизонтального элемента (антаблемент). Существуют ордера: тосканский, дорический, ионический, коринфский и сложный.
Острог - укреплённое место, небольшая крепость с частоколом.
Охлупень - коньковое бревно двускатной крыши.

Палаты - одно-, двухэтажный дом с большим числом помещений.
Паперть - площадка (крыльцо) перед входом в церковь.
Парапет - сплошная или решётчатая стенка, служащая ограждением крыш, террас, лестниц.
перемычка - горизонтальная балка, перекрывающая дверной, оконный проём или проезд.
Парус
- конструкция треугольных очертаний, посредством которой осуществляется переход прямоугольного основания к купольному покрытию здания. В церковных сооружениях четыре паруса поддерживают барабан купола.
Пилон - столб-опора для купола, арки или какой-либо другой части здания.
Пилястра - прямоугольный в плане вертикальный выступ стены. Внешне имеет форму колонны.
Пинакль
- декоративные башенки на контрфорсах в готических церквях.
Плафон - потолок, украшенный живописью или лепкой.
Повал - карниз, образованный выпуском брёвен.
Подклет - первый этаж здания.
Поребрик - орнаментальная кладка , при которой кирпич ставится на ребро.
Портал - архитектурно обработанный вход в здание.
Портик - открытая колоннада у входа в здание.
Придел - дополнительная церковь, пристроенная к основному храму или сделанная внутри него.
Притвор - небольшое помещение перед входом в церковь.
Пропилен
- монументальные сооружения, оформляющие вход в город, архитектурный ансамбль.

Раскреповка - выступ или излом линии фасада, сделанный за счёт кладки или штукатурки стены.
Распалубка - выемка в своде над дверным или оконным проёмом.
Ризалит - часть здания, выступающая за основную линию фасада.
Роза
- круглый оконный проём на фасадах средневековых храмов.
Ротонда - круглое здание или беседка, перекрытая куполом. Вместо стен могут быть колонны.
Рустовка - обработка наружного поля стены выпуклыми квадратами, по периметру которых проходит углублённая профильная канавка.

Сандрик - карниз над дверью или окном, опирающийся на кронштейны.
Свод - перекрытие, имеющее снизу вогнутую поверхность. Своды бывают цилиндрическими, коробовыми, стрельчатыми, пологими и т.д.
Селитебная территория - часть городской территории, где возводятся жилые дома, общественные здания, бульвары, парки.
Сераль
- дворец турецкого султана. Иногда так называли и его внутреннюю, женскую часть.
Скрипторий
- помещение, где монахи переписывали и переводили книги.
Стилобат - сплошное каменное подножие здания.
Сухарики (зубцы) - элементы поддерживающей части карниза в виде отдельных, близко поставленных друг к другу небольших параллелепипедов.

Терраса - примыкающая к зданию архитектурно оформленная открытая или полуоткрытая площадка.
Тимпан - внутреннее поле фронтона .
Трансепт
- поперечная часть базиликального средневекового храма.
Трапезная - невысокое помещение, пристраиваемое к церкви с западной стороны.
Триглиф - часть фриза дорического ордера , вертикальная каменная плита с треугольными продольными врезами. Триглиф чередуется с метопой .
Трифорий
- арочный проём из трёх и более частей. Узкая освещённая галерея, расположенная под скатами крыши боковых нефов готических храмов, усиливающая их конструкцию и имеющая декоративное значение.
Тябла - горизонтальные брусья иконостаса, на которые ставились иконы.
Тяга - промежуточный карниз, отделяющий этаж от этажа.

Фасад - внешний вид, внешняя поверхность наружных стен здания.
Фреска
- живопись по штукатурке водяными красками на стене или на перекрытии.
Фриз - средняя часть антаблемента. Вообще ленточный орнамент.
Фронтон - завершение портика, окна, фасада в виде треугольника, имеющего по периметру карниз.

Цоколь - подножие здания, сооружения, памятника.

Часовня - небольшое культовое здание.

Шатер - крыша в виде четырёхгранной или восьмигранной пирамиды.
Шелыга - верхняя точка свода или арки.
Шея - барабан церковной главы.

Тяжелый труд резчиков по камню и штукатуров, украшавших дворцы затейливыми орнаментами, остался в прошлом. Сегодня любому человеку, не принадлежащему к дворянскому роду, доступны готовые элементы архитектурного декора. Они придают зданию роскошный вид, радуя взгляд изысканной красотой классического стиля.

Что же представляют собой декоративные элементы для фасада дома, как они называются и из чего производятся. На все эти вопросы мы дадим ответы в нашей статье.

Названия элементов

Не зная терминологии, используемой для обозначения фасадного декора, невозможно вести грамотный разговор с проектантом, дизайнером и продавцом. Поэтому застройщику будет полезен краткий курс знакомства с общепринятыми названиями его элементов. Каждый из них должен стоять на определенном месте, внося свой вклад во внешний вид сооружения.

Итак, архитектурный декор фасада включает следующие базовые детали:

  • Балясина (вертикальный элемент лестничного ограждения);
  • Цокольный карниз (горизонтальный ленточный выступ);
  • База колонны;
  • Ствол колонны;
  • Капитель колонны (верхняя часть);
  • Сандрик (карниз над оконным проемом);
  • Русты (широкие прямоугольные накладки на углах стен);
  • Междуэтажный карниз (молдинг);
  • Кронштейн (опорный элемент подоконника);
  • Арка;
  • Замок (выступ в верхней части арки, имитирующий замыкающий камень);
  • Пилястра (плоский прямоугольный выступ стены, повторяющий пропорции колонны);
  • Наличник (вертикальный выступ на оконном проеме);
  • Розетка (круглая накладка на стену);
  • Узор (плоский или объемный орнамент на фасаде);
  • Филенка (узкий линейный элемент обрамления);
  • Фриз (полоса, обрамляющая или венчающая различные элементы фасада).

Материалы фасадного декора

Декоративная фасадная лепнина изготавливается из таких материалов:

  • Литьевого гипса;
  • Полимербетона;
  • Пенополистирола (пенопласта);
  • Пенополиуретана.

Фасадный декор из гипса сегодня используется достаточно редко. Причин для этого несколько:

  • Большой вес гипсовых деталей, усложняющий монтаж;
  • Высокая стоимость;
  • Низкая стойкость гипса к атмосферным воздействиям.

Попытки улучшить свойства декора, изготовленного на гипсовом вяжущем, привели к созданию полимербетона. В этом материале роль соединяющей основы выполняет не гипс, а полимерная композиция. Она придает элементам отделки стойкость к влаге и уменьшает их стоимость. Для снижения веса полимербетонная лепнина изготавливается не сплошной, а в виде полого или тонкостенного профиля. Для повышения стойкости к образованию трещин ее защищают слоем стекловолокна.

Повышенным спросом сегодня пользуется фасадный декор из пенопласта . Он легок, недорог и быстро монтируется. К минусам материала следует отнести хрупкость и непродолжительный срок службы до капитального ремонта (6-8 лет). Без хорошего внешнего покрытия пенопластовый декор может разрушиться за несколько сезонов. Из-за низкой плотности он деформируется под жаркими лучами летнего солнца. Для защиты пенопласта производители применяют покрытия на основе акрила. Они продлевают срок его службы до 15-20 лет. При этом стоимость обработанных изделий существенно возрастает.

Лучше других в качестве фасадного декора зарекомендовал себя пенополиуретан. Это плотный и устойчивый к внешним воздействиям материал. Он долговечнее пенопласта, но отличается от него более высокой ценой. Фасадный декор из пенополиуретана не впитывает влагу, не трескается и не крошится. Срок службы лепнины, изготовленной из этого полимера, достигает 30 лет, а весь уход за ней состоит в периодическом подкрашивании (1 раз в 10 лет).

Ориентировочные цены

По причине большого разнообразия фасадного декора, провести полномасштабное сравнение цен в рамках небольшой статьи не возможно. Поэтому мы проиллюстрируем стоимостные различия между гипсовой, полимербетонной, пенопластовой и пенополиуретановой лепниной на примере самого простого гладкотянутого карнизного профиля.

Средняя цена на такой элемент, отлитый из гипса, составляет от 1200 до 1800 рублей за 1 погонный метр.

Полимербетонный карниз длиной в 1 метр обойдется покупателю от 800 до 950 рублей.

За такой же фасадный профиль, но изготовленный из пенопласта, продавцы просят от 180 до 260 рублей.

Фасадный декор из пенополистирола с защитным покрытием дороже «голого» (от 300 до 600 рублей).

Фасадные карнизы из пенополиуретана продают по цене от 1100 до 2600 рублей за 1 м/п.

Особенности монтажа

Независимо вида фасадного декора его монтаж требует использования двух видов крепления: клеевого (химического) и механического. Такая перестраховка не будет лишней, поскольку под действием температуры погонажные элементы (карнизы, филенка, фриз, наличники) испытывают значительные деформирующие нагрузки. Монтажный клей, даже самый качественный, нуждается в помощи стального анкера или дюбеля.

Источник — http://penoprofil.ru

В общем случае монтаж фасадных элементов выполняется в такой последовательности:

  1. Делают подготовку основания (очищают, высушивают и выравнивают);
  2. Выполняют разметку (используя отвес и уровень, на фасад наносят вертикальные и горизонтальные монтажные линии).
  3. Декор фиксируется к основанию. Для этого на тыльную сторону каждого изделия зубчатым шпателем наносят слой монтажного клея и сильно придавливают его к поверхности фасада. Между соседними элементами оставляют зазоры в пределах 2-3 мм.
  4. Приклеив деталь, ее укрепляют фасадными дюбелями. Шляпки крепежа утапливают в изделие на 3-4 мм, после чего шпателем снимают выступившие на поверхность излишки клея.
  5. После высыхания клея выполняется обработка стыков специальным составом для герметизации швов. Через 2-4 суток (при температуре воздуха выше +20C) производят шлифовку швов.
  6. Финишная отделка заключается в грунтовке и окраске декора. Для увеличения срока службы массивных элементов фасадной лепнины (карнизов, арок) над ними ставят отливы из металла или пластика.

Примеры зданий с различными элементами фасадного декора

Утверждение о том, что фасадный декор преображает здание – не преувеличение. Убедиться в этом можно, просмотрев фотографии готовых объектов.

На этом фото не видно обилия декоративной лепнины. Тем не менее, контрастное выделение рустов и оконного обрамления белым цветом приятно оживляет мрачноватый кирпичный фасад.

Колонны и балюстрада, русты и карнизы – базовые элементы для декорирования фасада в классическом архитектурном стиле.

Используя узорчатую лепнину типа «Европласт», важно соблюдать меру, чтобы не нарушить визуальное равновесие других элементов декора. На прилагаемом фото архитектору удалось это сделать.

Входной группе в здание нужно уделить самое большое внимание. Ее отделка определяет выбор других элементов фасадного декора.

Даже небольшое здание, умело украшенное фасадным декором, визуально увеличивается в размерах, становясь солидным и благородным.