Измерительные

Царскосельский лицей был основан в. Царскосельский лицей

Царскосельский лицей был основан в. Царскосельский лицей

Царскосельский лицей. Современное фото

12 августа 1810 года император Александр I подписал указ об учреждении в Царском Селе лицея для «образования юношества, предназначенного к важным частям службы государственной».

Автором проекта создания Лицея был М.М. Сперанский, известный своими реформаторскими идеями. В новом учебном учреждении, создаваемом им, он мечтал воспитывать людей, способных в дальнейшем претворить в жизнь все намеченные им планы преобразования России. Сам Сперанский был широко образованным человеком, поэтому хотел, чтобы у государственной власти стояли люди, умеющие мыслить, обладающие широкими знаниями и желающими употребить их для блага Отечества.

Об этом же говорил и адъюнкт-профессор нравственных и политических наук Александр Петрович Куницын в программной речи на открытии Лицея: «Любовь к славе и Отечеству должны быть вашими руководителями».

Осенью 1811 г. состоялся первый набор лицеистов. Принимались дети 10-12 лет, число воспитанников должно было составлять 30 человек.

Высочайшая грамота Александра I, дарованная Лицею

19 октября 1811 г. в Царском Селе состоялось открытие Лицея – нового учебного заведения для мальчиков из привилегированных семей. Свое название это учебное заведение получило от названия окраины древнегреческих Афин (Ликей), где в саду рядом с храмом Аполлона Аристотель занимался с учениками.

Царскосельский лицей был совершенно новым для России типом образовательного учреждения, сам Александр I держал под пристальным вниманием его организацию.

Первоначально Лицей разместили в 4-этажном флигеле Екатерининского дворца, перестроенного для этого архитектором В. Стасовым.

Лицей планировался как закрытое учебное заведение, где ученики должны были не только учиться, но и жить. По уровню получаемого образования Лицей приравнивался к университету.

Программа обучения была рассчитана на 6 лет: 2 курса по 3 года каждый. Ученики должны были получать общее образование с преобладанием гуманитарных наук. На первом курсе в программе обучения были математика, грамматика, история, «изящные письмена» — словесность, изящные искусства и гимнастические упражнения (чистописание, рисование, танцы, фехтование, верховая езда, плавание). На старшем курсе особое внимание уделялось «наукам нравственным» (Закон Божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия), истории, математике, иностранным языкам.

При этом особое внимание уделялось обучению словесности: каждый ученик должен научиться писать сочинение на заданную тему, излагая свои мысли правильно и изящно.

Не менее пристальное внимание уделялось изучению российской истории, которое предусматривало знание родной страны, ее прошлого, настоящего и будущего.

Сразу после подписания императором Указа о Лицее в августе 1810 г. был объявлен набор лицеистов, подали прошение о приеме своих детей 38 семей, поэтому был устроен приемный экзамен и медицинский осмотр. Кроме того, для претендентов на обучение требовались рекомендации влиятельных лиц (например, Пушкина приняли по рекомендации известного литератора А. Тургенева и его дяди В.Л. Пушкина).

В октябре будущие лицеисты начали съезжаться в Царское Село, где их встречали директор Лицея и преподаватели.

В.Ф. Малиновский - первый директор Царскосельского лицея

Первым директором Царскосельского лицея был Василий Федорович Малиновский — один из образованнейших людей своего времени. Он верил в особое назначение нового учебного заведения, и, получив право лично подбирать педагогов, пригласил самых передовых и талантливых людей. Им был создан известный по многим воспоминаниям лицеистов тот самый «лицейский дух», который его воспитанники пронесли через всю жизнь. Что же это был за дух? Это особенная атмосфера, в которой свободно можно было обменяться мнениями, где обсуждались самые острые темы общества. Педагоги и воспитатели относились к лицеистам как ко взрослым, обращались к ним на «вы», а некоторые воспитанники и друг к другу обращались на «вы».

На торжественном открытии Лицея 19 октября 1811 г. присутствовали Александр I, его семья, самые знатные и влиятельные люди России. В центре зала стоял покрытый красным сукном стол и на нем лежала грамота об учреждении Лицея. По одну сторону стола стояли лицеисты вместе с директором В.Ф. Малиновским, а по другую — профессора. За столом сидели почетные гости во главе с императором Александром I.

Царскосельский лицей. Большой зал

Директор Лицея В. Ф. Малиновский произнес торжественную речь, а затем к воспитанникам обратился профессор Куницын. Его выступление лицеисты с благодарностью вспоминали всю жизнь. После торжественной церемонии для мальчиков был устроен обед, а для гостей — осмотр помещения Лицея. Вечером все радовались великолепному фейерверку.

30 мальчиков начали новую жизнь. Каждому была предоставлена небольшая комната с самой необходимой мебелью: железная кровать, комод, конторка, зеркало, стул, стол для умывания. На конторке — чернильница и подсвечник со щипцами.

Распорядок дня у лицеистов был суровым: подъем в 6 утра, утренняя молитва, с 7 до 9 утра — классы, в 9 часов утра — чай, до 10 — прогулка, с 10 до 12 — классы, потом прогулка, обед, снова занятия чистописанием и рисованием, с 3 до 5 — снова классы, прогулка, повторение уроков. В 9 часов вечера ужин, в 10 — вечерняя молитва и чай. Никто из лицеистов в течение 6 лет обучения не должен был покидать Лицей, а родным разрешалось посещать мальчиков только по праздникам.

Физический кабинет Царскосельского лицея

День 19 октября стал для лицеистов священным. Они всегда стремились 19 октября собраться вместе, хотя у каждого из них была своя жизнь. С каждым годом все меньше и меньше лицеистов приходило на встречу…

Пушкин и все его друзья считали истинно лицейским только свой первый выпуск. Так оно и было: хотя история Лицея была долгой, но программа обучения в нем изменилась, преподаватели были другими, а главное – не было уже того неповторимого лицейского духа…

А льма-матер для мальчиков из родовитых семей. Первый лицей в России готовил к «важным частям службы государственной». Открыт был по императорскому указу, приравнивался к университету. В здании дворцового флигеля Екатерининского дворца витал особый дух - «лицейской республики». Вспомним историю и традиции дворянской высшей школы вместе с Натальей Летниковой.

Карл Шульц. Вид на Лицей и Придворную церковь с Садовой улицы. Литография. 1850-е

Александр Пушкин. Царскосельский лицей. Рисунок в черновике VII главы «Евгения Онегина». 1831

«Для общей пользы» - девиз объединил наставников и питомцев. Учили, «не затемняя ума детей пространными изъяснениями, а возбуждая собственное его действие». Умы кипели - и на занятиях, и в «кельях». Запрет телесных наказаний - особый пункт устава. Выгодно отличал статусное учебное заведение от частных пансионов и военных школ.

Что постигали . По программе самого Михаила Сперанского - реформатора и законотворца. Изучалась словесность русская и иностранная, науки исторические и математические, нравственные дисциплины, изящные искусства и гимнастика. Шестилетняя программа готовила гуманитариев к дальнейшей службе - будь то военной или гражданской.

Единица - «за счастье» . За отличные успехи ставилась оценка «1», и по нарастающей до четверки - за успехи «посредственные». А вот «выражение отсутствия всякого знания» грозило нулем. За каждый предмет лицеист получал три отметки, первые две менялись, но первая оставалась неизменна во время всего обучения: за способности или за талант.

№ 14 . Комнаты, или кельи, как называл спальни для студентов Александр Пушкин . Нехитрая обстановка: комод, конторка, железная кровать, зеркало и стол для умывания. В этих узких комнатках студенты жили весь год. Каникулы выпадали на месяц. № 14 - «келья» Пушкина. «№ 14» - так подписывал поэт письма к друзьям-лицеистам даже после его окончания.

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Всероссийский музей А.С. Пушкина, Мемориальный музей-лицей

Литературные игры . Стихи и проза, политика и критика. Упражнения в словесности юных лицеистов, невзирая на недовольство педагогов, становились периодическими изданиями. «Для удовольствия и пользы», «Неопытное перо», «Юные пловцы» и, наконец, «Лицейский мудрец». Журнал, который лицеисты издавали целых три года. Прародитель школьных стенгазет.

Экзамен - как первый поэтический успех . Переводные испытания в лицее были публичными. Когда экзамен держал Пушкин, в числе гостей находился первый поэт ХVIII века - Гавриил Державин . Ода «Воспоминания в Царском Селе» прозвучала «с необыкновенным оживлением». Державин был растроган и захотел обнять пылкого лицеиста. Под печатным текстом «Воспоминаний» Пушкин впервые поставил свою полную подпись.

Поэты в поэтической среде . Не только учебные классы, но и тенистые аллеи роскошных парков. В лицее стихи писали все кому не лень, страдая метроманией. Не лень было Дельвигу, Кюхельбекеру, Пущину, Илличевскому, Корсакову и, конечно, Пушкину. «На рифмах вдруг заговорю…» - молодой поэт написал в лицее более 120 стихотворений.

Проказы и забавы . С момента торжественного открытия дух лицея взял верх - закончился званый обед… игрой в снежки. Украсть яблоко из императорского сада или сбежать в Петербург. Что за годы лицейские без невинных шалостей и прозвищ: Француз - Пушкин, Франт - Горчаков, Жанно - Пущин, Кюхля - Кюхельбекер, Тося - Дельвиг. Что за дружба без ссор и дуэлей - на пистолетах, заряженных клюквой.

Ирина Витман. Пушкин-лицеист в Царском Селе. 1954

«Чугунники» . Так стали именовать себя лицеисты первого, пушкинского выпуска. После окончания альма-матер на прощание директор Егор Энгельгардт подарил воспитанникам чугунные кольца - символ крепкой, как металл, дружбы. Сделаны были кольца в виде сплетенных рук из осколков разбитого колокола лицейской церкви. По традиции после выпускных колокол, собиравший на занятия во время всего обучения, разбивали.

Клятве остались верны . Друзья-лицеисты на прощальном балу решили встречаться каждый год в день основания лицея. В 1825-м Пушкин написал стихотворное послание из ссылки в Михайловском. «Друзья мои, прекрасен наш союз!», мысленно находясь с теми, кто в этот день пировал на берегах Невы, вспоминая тех, кто оказался вдали или ушел из жизни. Последним клятву исполнил канцлер Российской империи Александр Горчаков, переживший товарищей. «И последний лицеист будет праздновать 19 октября»…

Императорский Царскосельский лицей был основан по указу Александра I и предназначался для обучения дворянских детей. По первоначальному плану в Лицее должны были воспитываться также и младшие братья Александра I — Николай и Михаил, но из-за наступления периода реакции перед войной 1812 года эти планы были отброшены. Программа была разработана госсекретарём Михаилом Сперанским и ориентирована в первую очередь на подготовку просвещённых чиновников высших рангов. Несмотря на это, больше всего лицей прославил тот выпускник, который толком не сделал никакой чиновной карьеры.

// Часть 26


1. Лицей был открыт в бывшем флигеле Екатерининского дворца. Для размещения внутри учебного заведения здание сильно перестроил архитектор Василий Стасов, автор Троице-Измайловского собора, а также Московских и Нарвских Триумфальных ворот в Петербурге.

2. Аркой с крытым переходом лицей соединился с дворцом - результат планов по обучению здесь Великих Князей. В 1917 году лицей был закрыт, но музеем он стал лишь в 1947 году, причём для этого пришлось полностью восстанавливать внутреннюю обстановку, ведь после войны здание представляло собой голые стены. Всё, что мы видим сейчас, воссоздано коллективом под руководством архитектора А. А. Кедринского.

3. Но задолго до этого, в 1900 году в Лицейском саду был установлен памятник Пушкину.

4. В фойе музея стоит мраморная скульптура поэта-лицеиста.

5. Расположенная в закруглённом торце здания лестница приводит на третий этаж.

6. Большой зал, где проходили торжественные мероприятия.

7. Именно здесь «Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил».

8. На столе, покрытом красным сукном, покоится дарованная Александром I Высочайшая грамота, облитая краской одним из лицеистов.

9. Потолок зала.

10. В переходе, ведущем во дворец, располагалась библиотека.

11. Некоторые из представленных книг находились здесь во времена Пушкина.

12. В первые годы существования в Лицее создалась атмосфера увлечённости новой русской литературой и французской эпохи Просвещения.

13. В течение шести лет обучения в Лицее изучались нравственные науки: закон божий, этика, логика, правоведение, политическая экономия.

14. Изучалась российская и всеобщая история, физическая география.

15. Из гуманитарных наук были представлены русская, латинская, французская, немецкая словесность и языки, риторика.

16. Преподавали начала физики и космографии, математическую географию, статистику.

17.

18.

19.

20. Дверца печи в библиотеке.

21. Рядом с библиотекой находилась Газетная комната.

22.

23. На столе разложены страницы и карикатуры из рукописных лицейских журналов.

24. Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, Данзас, и многие другие лицеисты входили в творческий литературно-поэтический кружок, издававший рукописные журналы «Лицейский мудрец», «Вестник», «Для удовольствия и пользы» и др.

25. После классов лицеисты занимались и физическими упражнениями, такими как танцы, фехтование, верховая езда, плавание.

26. Класс рисования.

27.

28. Класс физики.

29.

30.

31.

32.

33.

34. Воссозданный учебный класс.

35. Потолок украшен изображениями знаков Зодиака.

36. На стене представлены правила поведения лицеистов.

37.

38. Расписание занятий. Стоит обратить внимание, что к завтраку воспитанники допускались лишь после двух уроков и молитвы.

39. Таблица успеваемости. Пушкин был на 26-м месте из 29-ти. Самый прилежный из учеников, князь Горчаков и по службе преуспел больше других - дорос до министра иностранных дел и канцлера.

40. На четвёртом этаже располагались жилые комнаты, причём не только для лицеистов. В 2011 году была открыта воссозданная на прежнем месте квартира гувернёра и учителя рисования С. Г. Чирикова, прослужившего в лицее больше 40 лет. Квартира располагалась на втором этаже Лицейской арки.

41. Всю остальную часть этажа занимал длинный коридор, на обе стороны которого выходили комнаты лицеистов.

42. Фактически этаж представляет собой дортуар - общую спальню, поделённую перегородками на комнатки, или «кельи», как называл их А. С. Пушкин.

43. Отопления на этаже не было, единый объём помещения помогла сохранить тепло.

44. Над дверями вешались таблички с именами проживавших в них на тот момент воспитанниками.

45. В каждой комнате - железная кровать, стул, конторка, комод, стол для умывания.

46. За окнами - двор Екатерининского дворца.

47. Комната Ивана Пущина, про которого «Мой первый друг, мой друг бесценный».

48. Комната Пушкина была по соседству, их разделяла тонкая перегородка, через которую друзья перестукивались по ночам.

50. Из-за своего расположения «келья» Пушкина была теснее других. Если у Пущина между стенкой и окном помещается конторка и стул, то у Пушкина - только конторка.

51. А такой вид открывался лицеистам, когда они выбегали в коридор. Во дворец мы направимся в следующий раз.

Самым легендарным учебным заведением России Царскосельский Императорский лицей стал сразу после своего учреждения. Инициатором его появления был император Александр I, блестящий преподавательский состав и талантливый директор своими педагогическими, личными талантами вывели в свет несколько поколений русских мыслителей, поэтов, художников, военных. Выпускники лицея составляли российскую элиту не столько по происхождению, сколько по претворению в жизнь принципов беззаветного служения Отечеству на любом поприще.

Основание

Царскосельский Императорский лицей был открыт в годы правления Александра I, а конкретнее, указ о его основании был подписан высочайшим соизволением в августе 1810 года. Основание высшего учебного учреждения пришлось на «либеральные годы» правления государя. Лицей должен был стать первым образцом учебного заведения с европейским подходом к образованию, взращенному на русской почве.

Царскосельский Императорский лицей, от прочих высших школ, отличался отсутствием физических наказаний, дружеским отношением между преподавателями и учениками, насыщенной учебной программой, рассчитанной на формирование личных взглядов и многим другим. Планировалось, что обучаться в лицее будут великие князья, младшие братья правящего царя, Николай и Михаил, но впоследствии им решили дать традиционное домашнее образование.

Условия жизни

Для лицея было предоставлено четырехэтажное новое здание - флигель Царскосельского дворца. Помещения первого этажа предназначались для медчасти и правления. На втором этаже располагались учебные классы для младшего курса, третий был отдан старшим учащимся, а самый верхний, четвертый этаж, занимали спальни. В личных опочивальнях была скромная, почти спартанская обстановка, меблировка состояла из кованой кровати обтянутой парусиной, канцелярского стола для занятий, комода и стола для умывания.

Для библиотеки отвели двухсветную галерею, которая была расположена над аркой. Парадный зал для торжеств находился на третьем этаже. Службы, церковь и квартира директора располагались в отдельном строении рядом с дворцом.

Идея обучения

Концепцию и учебную программу разрабатывал влиятельный царедворец, советник Александра I в первой половине его царствования Основной задачей было воспитание государственных служащих и военных новой формации из детей дворянского сословия. Идеей Сперанского было европеизировать Россию, а для этого нужны были чиновники с другим мышлением, имеющие внутреннюю свободу и соответствующий уровень гуманитарного образования.

Отбор лицеистов был весьма строгим, принимались мальчики из дворянских семей возрастом от 10 до 12 лет, которые должны были успешно сдать вступительные экзамены, подтвердив достаточный уровень знаний по трем языкам (русский, немецкий, французский), истории, географии, математике и физике. Полный курс составлял шестилетнее обучение, разбитое на две ступени, на каждую уделялось по три года.

Гуманитарии и военные

Основное направление образования - гуманитарное, позволявшее воспитать в ученике способность к дальнейшему самостоятельному обучению, логику и всесторонне развить заложенные в ребенке таланты. В течение шести лет велось преподавание по таким основным предметам:

  • Изучение родного и иностранных языков (русский, латынь, французский, немецкий).
  • Нравственные науки закон Божий, философия).
  • Точные науки (арифметика, алгебра, тригонометрия, геометрия, физика).
  • Гуманитарные науки (история российская и иностранная, хронология, география).
  • Основы изящных письмен (риторика и ее правила, произведения великих писателей).
  • Искусство (изобразительное, танцы).
  • Физическое воспитание (гимнастика, плавание, фехтование, верховая езда).

На первом курсе ученики осваивали азы, а на втором от основ переходили к углубленному освоению всех предметов. Кроме этого, на протяжении всего обучения уделялось много внимания гражданской архитектуре, спорту. Тем, кто выбирал военное дело, дополнительно читались часы по истории войн, фортификации и прочим профильным дисциплинам.

Весь учебный и воспитательный процесс проходил под неусыпным надзором директора. В преподавательский состав входили семь профессоров, священник обучавший закону Божьему, шесть учителей изящных искусств и гимнастики, два адъюнкта, за дисциплиной следили по три надзирателя и гувернера.

Первый набор учеников осуществлялся под надзором самого императора, из 38 человек подавших документы и прошедших конкурс, в лицей в Царском Селе были приняты только 30 студентов, список был утвержден царственной рукой. Александр I осуществлял патронаж учебного заведения, а граф Разумовский А. К. был назначен главой лицея в звании главнокомандующего. По должности графу полагалось присутствовать на всех экзаменах, что он с удовольствием делал, зная в лицо и поименно всех учащихся.

Принципы

Задачи директора лицея были всеобъемлющи, эту должность доверили В. Ф. Малиновскому, получившему образование в Московском университете. Согласно уставу учреждения, директор был обязан круглосуточно проживать на территории лицея и уделять внимание ученикам и всему процессу неустанно, он нес личную ответственность за учащихся, за уровень преподавания и общее состояние лицейского быта.

Царскосельский императорский лицей был укомплектован лучшими педагогами своего времени, все имели высшее образование, научные степени, любили свое дело и подрастающее поколение. Педагоги были свободны в выборе методов преподнесения знаний, неукоснительно должен был соблюдаться один принцип - никакого праздного времяпрепровождения у лицеистов не должно быть.

Ежедневное расписание

Обычный учебный день был построен по строгому расписанию:

  • Утро начиналось в шесть часов, выделялось время для гигиенических процедур, сборов, молитвы.
  • Первые уроки в классах стартовали с семи до девяти утра.
  • Следующий час (9:00-10:00) ученики могли посвятить прогулке и перекусу (чай с булочкой, завтрак не предполагался).
  • Второй урок начинался в 10:00 и длился до 12:00, после чего в течение часа в расписании была прогулка на свежем воздухе.
  • Обед подавался в 13:00.
  • Во второй половине дня, с 14:00 до 15:00, студенты занимались изящными искусствами.
  • С 15:00 до 17:00 следовали занятия в классах на уроках.
  • В 17:00 детям предлагали чай, после чего до 18:00 следовала прогулка.
  • С шести часов и до половины девятого вечера ученики занимались повторением пройденного материала, занимались во вспомогательных классах.
  • В 20:30 подавался ужин, после которого следовало свободное время для отдыха.
  • В 22:00 наступало время молитвы и сна. Каждую субботу учащиеся посещали баню.

Лицей в Царском Селе отличался от остальных учебных заведений еще и тем, что для преподавателя было обязательным добиться знания и понимания своего предмета от каждого ученика. Пока материал не будет усвоен всеми студентами в классе, педагог не мог приступать к новой теме. В целях достижения эффективности, для отстающих учеников вводились дополнительные занятия, изыскивались новые подходы преподавания. В лицее была своя система контроля за уровнем полученных и усвоенных знаний, каждый лицеист писал отчеты, отвечал на устные контрольные вопросы.

Часто учитель считал за благо оставить ученика в покое по своему предмету, Пушкина не заставляли досконально знать математические науки, профессор Карцов говорил: «У вас, Пушкин, в моем классе все кончается нулем. Садитесь на свое место и пишите стихи».

Лицейская жизнь

Лицей в Царском Селе был наделен еще одной особенностью - полной закрытостью, лицеисты не покидали стены учебного заведения в течение всего учебного года. Также была форма одежды, единая для всех. Она состояла из темно-синего кафтана, стоячий воротник и обшлага рукавов, которого были красного цвета, застегивался он позолоченными пуговицами. Для отличия старших и младших курсов были введены петлицы, для старшего курса они были шиты золотом, для младшего серебром.

В лицее, где учился Пушкин, большое внимание уделялось воспитанию. Ученики уважительно относились не только к людям своего сословия, но и к прислуге, крепостным. Человеческое достоинство не зависит от происхождения, это внушалось каждому студенту. По этой же причине дети практически не общались со своими родными - все были наследниками крепостных и дома могли часто видеть совсем иное отношение к зависимым людям, в дворянской среде пренебрежение к крепостным было обычным делом.

Братство и честь

Несмотря на то что лицеисты имели плотных график учебы и занятий, в своих воспоминаниях все признавались в достаточном количестве свободы. Студенты жили по определенному своду законов, устав заведения был вывешен в коридоре четвертого этажа. Один из пунктов утверждал, что сообщество учеников является единой семьей, а потому в их среде нет места чванству, бахвальству и презрению. Дети приезжали в лицей с малых лет, и он становился для них домом, а товарищи и педагоги настоящей семьей. Обстановка в императорском Царскосельском лицее была дружеской, сплоченной.

Для лицеистов была разработана система поощрений и наказаний, исключавшая физическое насилие. Провинившихся озорников сажали в карцер на три дня, куда лично приходил директор для проведения беседы, но это была крайняя мера. По прочим поводам выбирались более щадящие методы - лишение обеда на два дня, в это время ученик получал только хлеб и воду.

Лицейское братство иногда самостоятельно выносило вердикт поведению своим участникам, тем кто отступал от чести и попирал достоинство. Ученики могли объявить бойкот товарищу, оставив его в полной изоляции без возможности общаться. Неписаные законы соблюдались не менее свято, чем устав лицея.

Первый выпуск

Первые воспитанники Царскосельского Императорского лицея вышли из стен учебного заведения в 1817 году. Практически все получили места в государственном аппарате, по результатам экзаменов многие вышли на службу в высоких чинах, много лицеистов выбирало военную службу, приравненную по статусу к Пажескому корпусу. Среди них были люди, ставшие гордостью российской истории и культуры. Великую славу лицею принес поэт Пушкин А. С., никто до него с таким теплом и трепетом не относился к своей школе и преподавателям. Он посвятил Царскосельскому периоду множество произведений.

Практически все учившиеся в первом наборе стали гордостью страны и прославили Царскосельский Императорский лицей. Знаменитые выпускники, такие как: Кюхельбехер В. К. (поэт, общественный деятель, декабрист), Горчаков А. М. (выдающийся дипломат, глава внешнеполитического ведомства при царе Александре II), Дельвиг А. А (поэт, издатель), Матюшкин Ф. Ф. (полярный исследователь, адмирал флота) и другие, внесли свой вклад в историю, культуру, развитие искусств.

Лицеист Пушкин

Переоценить влияние Пушкина на русскую словесность невозможно, его гений был раскрыт и воспитан в стенах лицея. По воспоминаниям однокашников, у поэта было три прозвища - Француз (дань великолепному знанию языка), Сверчок (поэт был подвижным и говорливым ребенком) и Смесь Обезьяны и Тигра (за пылкость нрава и склонность к ссорам). В лицее, где учился Пушкин, экзамены проводились каждые полгода, именно благодаря им талант был замечен и признан еще в школьные годы. Свое первое произведение поэт опубликовал в журнале «Вестник Европы», будучи лицеистом, в 1814 году.

Обстановка в Императорском Царскосельском лицее была такова, что не почувствовать своего призвания ученик не мог. На выявление и развитие талантов был нацелен весь учебный процесс, способствовали этому преподаватели. В своих воспоминаниях, в 1830 году, А.С. Пушкин отмечает: «…начал я писать с 13-летнего возраста и печатать почти с того же времени».

В углах Лицейских переходов,

Являться Муза стала мне.

Моя студенческая келья,

Доселе чуждая веселья,

Вдруг озарилась — Муза в ней

Открыла пир своих затей;

Простите, хладные науки!

Простите, игры первых лет!

Я изменился, я поэт...

Первое известное публичное выступление Пушкина произошло на экзамене при переходе с начального курса на старший, заключительный курс обучения. На публичных экзаменах присутствовали именитые люди, в том числе поэт Державин. Прочитанное пятнадцатилетним учеником стихотворение «Воспоминание о Царском Селе» произвело на присутствовавших гостей огромное впечатление. Пушкину сразу стали прочить великое будущее. Его произведения высоко ценили светочи русской поэзии, его современники - Жуковский, Батюшков, Карамзин и другие.

Александровский лицей

После восшествия на престол Николая I лицей был переведен в Петербург. Царское село было пристанищем лицеистов с 1811 по 1843 год. Учебное заведение переехало на Каменоостровский проспект, где для студентов было выделено помещение бывшего Александринского сиротского дома. Кроме того, учреждение было переименовано в Императорский в честь своего создателя.

Традиции и дух братства поселились и в новом помещении, как ни пытался бороться с этим явлением Николай I. История Царскосельского Императорского лицея продолжилась на новом месте и продлилась до 1918 года. Постоянство отмечалось соблюдением неписаных правил, действующего устава, а также гербом и девизом - «Для общей пользы». Отдавая дань своим известным выпускникам, в 1879 году 19 октября, в стенах Александровского лицея был открыт первый музей А.С. Пушкина.

Но с обоснованием на новом месте некоторые изменения были введены. Согласно новому учебному плану, учеников стали принимать и выпускать ежегодно, военные дисциплины были полностью упразднены, расширился список гуманитарных наук. Ответом времени и изменившейся среде стали новые кафедры - сельского хозяйства, архитектуры гражданского назначения.

После 17-го года

В 1917 году состоялся последний выпуск студентов. До 1918 года занятия продолжались с большими перерывами, закрыли Александровский лицей в мае того же года. Знаменитая библиотека была частично отправлена в Свердловск, большая часть распределена между библиотеками, утеряна или нашла пристанище в частных руках. Удалось сохранить около двух тысяч томов из общего собрания книг, и локализовать их в собрании Государственного литературного музея в 1938 году. Собрание, попавшее в Свердловскую библиотеку, в 1970 годах, было передано в фонд музея Пушкина.

Здание Александровского лицея использовалось для разных целей. В 1917 году в нем располагался штаб Красной армии и другие организации. До начала Великой Отечественной войны и после нее в помещениях была школа, потом здание отдали в распоряжение СГПТУ. Сейчас в здании находится колледж управления и экономики.

Страшная судьба постигла многих лицеистов и педагогов Александровского лицея. В 1925 году было сфабриковано дело, по которому в числе прочих. обвинялись в создании контрреволюционной организации последний директор лицея Шильдер В. А и премьер-министр Голицын Н. Д. Всех обвиняемых в заговоре с целью восстановления монархии, а их насчитывалось 26 человек, и расстреляли. Так печально завершил историю Императорский царскосельский лицей. Пушкин был его певцом и гением, остальные лицеисты историей и гордостью.

Современная педагогика все чаще склоняется к мысли, что идеи, заложенные Сперанским, лучший вариант образования для молодого поколения, который нелишне будет применить сегодня.

В город Пушкин (до 1918 года - Царское Село), бывшую загородную резиденцию русских императоров, теперь приезжают в целях ознакомления с местными достопримечательностями - Екатерининским дворцом и парком, для совершения экскурсии по Царскосельскому лицею, которая займет немногим больше получаса времени. Лицей Пушкина в Царском Селе - это особенное место, которое должен посетить каждый турист.

Популярность места

Учитывая то, что количество желающих посетить царские покои никогда не уменьшается, лучше заранее покупать билеты в но так, чтобы перед этим можно было прогуляться по знаменитому учебному заведению, теплые воспоминания о котором можно встретить в одном из произведений великого поэта и писателя.

Музей-лицей Пушкина в Царском Селе предлагает посетителям окунуться в старый быт и увидеть парту, за которой сидел один из самых талантливых людей России.

Немного истории

Первых своих учеников принял в 1811 году. Таким образом, дата его основания приходится на период эпохи либерализма Александра I. На учебу привозили своих чад 12-14-летнего возраста родители очень знатных дворянских родов, поскольку перед учебным заведением ставилась очень непростая задача - выпускник должен быть готов к «важным частям службы государевой».

Первых поступающих вначале даже не предупредили о том, что им предстоит находиться в стенах Лицея целых шесть лет без возможности ездить домой. Им преподнесли сюрприз только в конце дня поступления, когда дети полакомились вечерним десертом. Лицей Пушкина в Царском Селе имел особую значимость для высокопоставленных людей того времени. Все желали отдать своих детей на воспитание профессиональным учителям.

План постройки Царскосельского лицея

Между зданиями лицея и Екатерининского дворца сооружена соединительная арка с алтарной частью (хорами) придворной церкви. Постройка учебного заведения имеет 4 этажа, каждый из которых нес свое функциональное предназначение:

  • Самый нижний этаж использовался под жилые помещения, в которых жили инспекторы, чиновники, служащие и гувернеры.

  • На следующем этаже располагались конференц-зал с находящейся рядом канцелярией, больница и аптека, столовая, где питались сотрудники и учащиеся. Очень популярен у туристов лицей Пушкина в Царском Селе. Фото музея можно посмотреть в этой статье.
  • Этажом выше в двух классах проходил учебный процесс. В одном из них занятия проводили после прочтения лекций. Также на третьем этаже располагался физический кабинет, а внутри арки, о которой шла речь выше, находилась комната для периодических изданий - журналов и газет. В актовом зале на том же этаже 18 октября 1811 года в торжественной обстановке произошло открытие Царскосельского лицея. А в 1815 году состоялось еще одно историческое событие - лицеист Пушкин, которому тогда исполнилось только 15 лет, во время экзамена продекламировал свое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе», заставив даже прослезиться пожилого Державина.
  • На четвертом этаже жили учащиеся. Со слов Пушкина, комнатки напоминали очень узкие «кельи», которые как для отпрысков знатных родов были обставлены довольно-таки скромно, по-спартански, с минимумом удобств. Мебель не блистала роскошью и представлена была всего лишь зеркалом, железной кроватью, комодом, конторкой и столом для умывания. В одной из таких комнат, под номером 14, жил и проводил свой досуг лицеист Пушкин. Годы учебы настолько впечатались в память, что спустя некоторое время после завершения учебы успевший прославиться Александр Сергеевич в конце каждого из писем, адресованных друзьям-лицеистам, ставил подпись «№ 14».

Распорядок дня лицеиста

Дворянским детям приходилось жить в спартанских условиях, в комнате была далеко не комфортная температура воздуха - в пределах 17 градусов. Лицей Пушкина в Царском Селе был образцом дисциплины. Лицеисты должны были придерживаться следующего порядка дня:

  1. Каждое утро подъем, как в армии, - 6.00.
  2. Строго один час отводился для того, чтобы, проснувшись и протерев глаза, последовательно совершить доведенные до автоматизма действия: утренний туалет, одевание, молитва, повторение уроков.
  3. Начало занятий - 7.00. Два из них проводились до обеда по два часа с некоторым перерывом. Во время первого перерыва лицеисты завтракали чаем и белой булкой, остальное время перед следующими двухчасовыми занятиями посвящали небольшой прогулке.
  4. Затем следующих два часа занятий, после которых разрешалось прогуляться, а потом надлежало повторять уроки.
  5. 13.30 - обед, который обычно состоял из трех блюд.
  6. Послеобеденные три часа занятий проводились в классной комнате с тремя рядами парт.
  7. и обязательные занятия физическими упражнениями.
  8. Ужинали лицеисты в 20.30.

Лицей Пушкина в Царском Селе пользовался уважением, родителям нравились строгие порядки, которых должны были придерживаться дети. В общей сложности приходилось заниматься по семь часов в день. Учебный год начинался 1 августа и заканчивался 1 июля следующего календарного года. В Царском Селе воспитанникам полагалось находиться даже в период каникул, которые длились целый месяц. Шестилетний учебный период состоял из двух частей: первые три года - начальное отделение, а следующие три года - окончательное отделение. За это время воспитанники успевали получить не только среднее, но и высшее образование. Программа обучения почти не соответствовала той, что преподавалась на юридическом и философском факультетах. Причем выпускники лицея приравнивались к выпускникам университетов.

Цены и режим работы

Кроме Пушкина, Царскосельский лицей окончили еще много известных личностей, таких как Пущин, Дельвиг, Кюхельбекер, Корф, Горчаков и др.

Обязательно посетите лицей Пушкина в Царском Селе. Режим работы - с семи утра и до одиннадцати вечера. Стоимость билета - 120 рублей, дети до 18 лет проходят бесплатно. Скидки представляются и пенсионерам, им билет в музей обойдется в 30 рублей.

Copyright © 2024. Профессиональный ремонт