Инструменты

Верзилин николай михайлович биография. Николай верзилин - по следам робинзона

Верзилин николай михайлович биография. Николай верзилин - по следам робинзона

    Верзилин Н.М. Материальное оформление школьных выставок // Народный учитель. - 1927. - № 9.

    Верзилин Н.М. Как сделать преподавание естествознания интересным // Естествознание в школе. - 1929. - № 4.

    Верзилин Н. Опытный учебно-показательный школьный сад // Естествознание в трудовой школе. - 1929. - № 7.

    Верзилин Н.М. Агрономизация преподавания естествознания // Естествознание в трудовой школе. - 1930. - № 1.

    Верзилин Н.М. Педкадры за овладение агротехникой // На фронте коммунистического просвещения. - 1931. - № 2.

    Верзилин Н.М. О новом проекте программ по естествознанию для ФЗС: (в порядке обсуждения) // Естествознание в советской школе. - 1931. - № 7-8.

    Манфановская Т.Н. Литературные вечера в школе / Т.Н. Манфановская, Н.М. Верзилин // Литература и язык в политехнической школе. - 1932. - № 3.

    Верзилин Н.М. Организация агробиологического учебно-опытного участка в средней школе // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 3 (7).

    Верзилин Н.М. Выращивание растений на электрическом свете: (к постановке опытов в школе) // Биология и химия в средней школе. - 1935. - № 4 (8).

    Верзилин Н.М. Агроботанический участок средней школы. - М.-Л., 1935.

    Верзилин Н.М. Опыты с растениями в живом уголке средней школы. - М.-Л., 1937.

    Верзилин Н.М. Практика преподавания ботаники в средней школе. - Л., 1938.

    Верзилин Н.М. Внеклассная работа по ботанике. - Л., 1940.

    Природа и школа: сборник методических материалов / под ред. Н.М Верзилина и В.И. Поляновского. - Вып. 1-5. - Л., 1941-1946.

    Верзилин Н.М. Ботаника. - М., 1950.

    Верзилин Н.М. Уроки ботаники в V классе. - М., 1952 (переизд. 1954).

    Верзилин Н.М. Как преподавать ботанику. - 2-е изд. - М., 1953.

    Верзилин Н.М. Основы методики преподавания ботаники. - М.: Издательство АПН РСФСР, 1955 (переизд. 1956).

    Верзилин Н.М. Методика работы с учащимися на школьном учебно-опытном участке / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956.

    Верзилин Н.М. Развитие биологических понятий в V-IX классах / Н.М. Верзилин [и др.]. - М., 1956.

    Верзилин Н.М. Система и развитие методов преподавания биологии в V-IX классах. - М., 1957.

    Верзилин Н.М. Проблема классификации методов преподавания биологии в школе // Биология в школе. - 1957. - № 2. - С. 14-21.

    Верзилин Н.М. Об определении и классификации методов обучения // Советская педагогика. - 1957. - № 8. - С. 85-98.

    Подготовка учащихся к труду в сельском хозяйстве / под ред. Н.М. Верзилина. - М., 1962.

    Верзилин Н.М. Проблема развития понятий в процессе обучения // Советская педагогика. - 1966. - № 12. - С. 20-23.

    Верзилин Н.М. Общая методика преподавания биологии / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - М.: Просвещение, 1972 (переизд. 1976).

    Верзилин Н.М. Проблемы методики преподавания биологии. - М.: Педагогика, 1974. - 224 с.

    Верзилин Н. Биосфера, ее настоящее, прошлое и будущее / Н.Н. Верзилин, Н.Н. Верзилин, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1976. - 224 с.
    Пособие для учителей об основах науки о биосфере. Написано Н.М. Верзилиным в соавторстве с сыновьями - Никитой и Николаем, учеными в обл. естественных наук.

    Общая биология: учебник для 9-10-х кл. / Ю. И. Полянский, А.Д. Браун, Н.М. Верзилин. - М.: Просвещение, 1984.

    Верзилин Н.М. Лечебница в лесу. - М.-Л.: Детгиз, 1943.

    Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.-Л.: Детгиз, 1946 (переиздания 1953, 1956, 1964, 1974, 1982, 1994, 2003, 2015).

    Верзилин Н.М. Как сделать гербарий. - М.-Л.: Детгиз, 1947.

    Верзилин Н.М. Как собирать лекарственные растения. - М.: Детгиз, 1947.

    Верзилин Н.М. Путешествие с домашними растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1949 (переизд. 1951, 1954, 1958, 1965, 1970, 1995, 2008).

    Верзилин Н.М. Как ухаживать за комнатными растениями. - М.-Л.: Детгиз, 1952.

    Верзилин Н.М. Растения в жизни человека. - М.-Л.: Детгиз, 1952 (переизд. 1954).

    Верзилин Н.М. В саду Мичурина / Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская. - Л., 1955 (переизд. 1966).

    Рождественский Вс. Тропинка в лес / Вс. Рождественский, Н. Верзилин. - Л.: Детгиз, 1956.

    Верзилин Н.М. По садам и паркам мира. - Л., 1961.

    Верзилин Н. Цветы из сада. - [б. м.], 1962.

    Верзилин Н.М. Лес и жизнь / Н. Верзилин, В. Корсунская. - Л.: Детская литература, 1966.

    Верзилин Н.М. Пылинки дальних стран. - Л.: Детская литература, 1969. - 240 с.

    Корсунская В.М. В.И. Вернадский / В.М. Корсунская, Н.М. Верзилин. - Л.: Детская литература, 1975. - 128 с. (переизд. 1982).

    Верзилин Н. М. Учитель ботаники, или разговор с растениями. - М.: Детская литература, 1984. - 173 с.: ил.

    Верзилин Н.М. Райский сад на подоконнике: руководство по уходу за комнатными растениями. - М.: Клуб XXI век, 2000. - 364 с.

    Педагогическая энциклопедия / гл. ред. А.И. Каиров и Ф.Н. Петров. - Т. 1. - М.: Советская энциклопедия, 1964.

    Абрамкин В.М. Писатели Ленинграда: биобиблиографический указатель / В.М. Абрамкин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1964. - 364 с.

    Гроденский Г. Николай Верзилин // Детская литература. - 1968. - № 1. - С. 74.

    Гроденский Г. Робинзон в стране ботаники // О литературе для детей: сборник статей. - Вып. 16. - Л.: Детская литература, 1972.

    Верзилин Н. // Книги-детям. - М.: Детская литература, 1972. - С. 120-121.

    Трайтак Д.И. Николай Михайлович Верзилин: к 70-летию со дня рождения // Биология в школе. - 1973. - № 1.

    Ученый, методист, учитель: к 70-летию методиста преподавания биологии в школе Н.М. Верзилина // Вечерняя средняя школа. - 1973. - № 2.

    Короткова Л. Призвание: к 70-летию со дня рождения Н.М. Верзилина / Л. Короткова, Л. Анастасова // Учительская газета. - 1973. - 3 февр.

    Гроденский Г. Следопыт зеленого мира: [вступительная статья] // Верзилин Н.М. По следам Робиннзона. - Л.: Детская литература, 1974. - С. 5-10.

    Трайтак Д.И. Учитель учителей: к юбилею Николая Михайловича Верзилина // Биология в школе. - 1978. - № 1.

    Верзилин Николай Михайлович // Писатели Ленинграда: биобиблиографический справочник. 1934-1981 / авторы-составители В.С. Бахтин, А.Н. Лурье. - Л.: Лениздат, 1982. - С. 62-63.

    Трайтак Д.И. Ветеран советской педагогики // Советская педагогика. - 1983. - № 2.

    Кейран Л. Памяти Николая Михайловича Верзилина // Методика преподавания биологии. - Ч. 1. - Даугавпилс, 1984.

    Пономарева И.Н. Н.М.Верзилин - учитель, ученый, методист // Биология в школе. - 1993. - № 4.

    Капица Ф.С. Верзилин Николай Михайлович // Русские детские писатели XX века: биобиблиографический словарь. - М.: Флинта; Наука, 1997. - С. 96-97.

    Он всегда стремился к новому: к 95-летию Н.М. Верзилина // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 1998. - 29 янв. (№ 1-2).

    Трайтак Д.И. Проблемы методики обучения биологии: труды действительных членов Международной академии наук педагогического образования. - М.: Мнемозина, 2002.

    Верзилин Н. Учитель ботаники // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43: ил., портр.
    Об отце вспоминает сын Н.М. Верзилина - Никита Николаевич Верзилин, ученый-геолог.

    Верзилин Николай Михайлович // Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

    Морозов Ю. Занимательно о растениях // Наука и жизнь. - 2005. - № 11. - C. 88-90: ил., портр.

    Соломин В.П. Учитель. Ученый. Писатель / В.П. Соломин, И.Н. Пономарева, Н.В. Андреева // Педагогические вести [РГПУ им. Герцена]. - 2008. - № 4 (апр.).

    Нарышкина-Прокудрина-Горская Н.А. Семейная сага: секунды, минуты, столетия. - СПб.: Нестор-История, 2010.

    Знаменитые люди Маловишерского района: памятка читателю / составитель Е.Н. Щербакова; МБУК «Межпоселенческая библиотечная система Маловишер. р-на», Центр. район. б-ка им. А.С. Пушкина. - Малая Вишера, 2014. - 28 с.: фот. - Библиография: С. 27.

    Суматохин С.В. Николай Михайлович Верзилин: путь в науку и литературное творчество // Биология в школе. - 2016. - № 5. - С. 16-25.

Николай Михайлович Верзилин, Россия, СССР 21.01.1903-02.06.1984


Николай Верзилин родился в 1903 г. в деревне Сафроновке Курской области. К живой природе мальчик был неравнодушен с детства. Рано приобщился к чтению, до дыр зачитывал повести Сетона-Томпсона, романы Жюля Верна, Даниэля Дефо, Фенимора Купера, Майн Рида, под впечатлением прочитанного совершал выезды за город с ночевками в лесу, играл в индейцев и путешественников...


В шестнадцать лет, так уж случилось, Николай Верзилин начал преподавать в начальных классах сельской школы. И здесь юный учитель устраивает походы в лес, знакомя учеников с растениями среднерусской природы. Но юноше хотелось учиться дальше, и в 1928 г. он заканчивает Ленинградский сельскохозяйственный институт и, как и прежде, продолжает работать в школе, а также преподавать в Педагогическом институте и Институте усовершенствования учителей.


Страсть к изучению жизни растений непосредственно в природных условиях влекла Верзилина в путешествия по родному краю и странам мира. Собранный материал предстал в книгах, написанных в форме бесед с юным читателем, увлекательных путешествий.


В школе молодой учитель с азартом энтузиаста, влюблённого в свое дело, создаёт небольшие опытные лаборатории, пришкольные участки растений, уголки живой природы и выпускает книги, знакомящие с его опытом преподавания биологии: («Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет учебник ботаники, непохожий на все предыдущие издания: материал в нем излагает в тесной связи с сельским хозяйством.


Спустя 15 лет Верзилин участвует в создании нового учебника по общей биологии для учащихся старших классов, а результаты многолетних исследований и практического преподавания обобщает в учебниках «Основы методики преподавания ботаники» и «Общая методика преподавания биологии» (в соавторстве с биологом В. Корсунской). В середине семидесятых годов Н. Верзилин со своими сыновьями издаёт книгу «Биосфера, её настоящее, прошлое и будущее». Ботаник и педагог, он всё делает для того, чтобы увлечь ребят и студентов наукой, сделать из них настоящих следопытов, изучающих удивительный мир растений.


Деятельность Верзилина, как в народном образовании, так и в педагогической науке была отмечена медалями имени К. Ушинского, А. Макаренко и другими правительственными наградами. В 1955 г. его избирают членом-корреспондентом Академии педагогических наук СССР, в 1967 г. - утверждают профессором-консультантом Ленинградского педагогического института им. А. Герцена.


Однако в России и за рубежом Николай Верзилин известен не столько как учёный и педагог, сколько как талантливый писатель-популяризатор ботанических знаний. Его работа «Лечебница в лесу» - первая работа для детей, первая проба писательского пера - появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений. Эта книга позже вошла в книгу «По следам Робинзона» (1946). В книгу «По следам Робинзона», вошли более сотни очерков о «тайнах» дикоросов - дикорастущих растений флоры России. Книга сразу привлекла внимание обилием забавных советов, она давала возможность ребёнку самому почувствовать себя Робинзоном. Через три года читатели знакомятся с новой книгой Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями» (1949), рассказывающей о происхождении, особенностях, практическом использовании растений, встречающихся в садах и огородах, выращиваемых на балконах и подоконниках. Все эти растения - пришельцы из далеких пустынь и тропических джунглей, саванн и влажных субтропиков.


Такой же занимательной была следующая книга Верзилина «Растения в жизни человека» (1952) - маленькая энциклопедия ботанических знаний, на этот раз адресованная тем, кто ещё не полюбил ботанику.


Прежде чем написать очередную книгу «По садам и паркам мира» (1961), Верзилин побывал в Италии, Норвегии, Финляндии, Франции, Чехии, Японии, где ознакомился с местными парками и садами, дендрариями и оранжереями, посетил шедевры садово-парковой архитектуры в России. В книге есть советы, как самим создать сад у себя перед домом, школой или на приусадебном участке. С этой работой перекликается другая его книга, чисто географическая «Пылинки дальних стран» (1969), рассказ о поездках в Норвегию, Италию, Францию, Японию (книга иллюстрирована авторскими фотографиями).


Более сложным проблемам науки о растениях посвящены три книги, написанные Н. Верзилиным также в соавторстве с В. Корсунской: «В саду Мичурина», «Лес и жизнь» (1966), «В.И. Вернадский» (1982).


Все популярные работы Верзилина не «чисто» ботанические. В каждой из них переплетаются история и география, искусство и поэзия. Строки поэта Всеволода Рождественского и рисунки художника Юрия Смольникова как бы «вкраплены» в тексты детских книг Н. Верзилина «Тропинка в лес» (1956) и «Цветы из сада» (1962).


Своеобразным воспоминанием об истоках и мотивах многолетней деятельности как педагога, воспитателя и биолога стала последняя книга Николая Михайловича «Учитель ботаники, или Разговор с растениями» (1984).


Книги Н. Верзилина много раз издавались в России. Так, «По садам и паркам мира» выходили дважды; «Путешествие с домашними растениями» - четырежды (последнее издание вышло с изменённым названием - «Райский сад на подоконнике»). Книга «По следам Робинзона» переиздавалась семь раз. Выпускались его книги и в других странах: в Болгарии, Бразилии, Грузии, Китае, Латвии, Литве, Молдавии, Польше, Румынии, Украине, Чехии, Эстонии, Югославии, Японии.


Произведения Верзилина сопровождаются и практическими советами: как провести ботанический опыт, разводить интересные растения или собирать лекарственные травы, посадить деревья или бороться с сорняками, составить красивый букет цветов… И это понятно: Верзилин - не только учёный, писатель, но ещё и педагог. По его книгам не одно поколение детей познавало премудрости природы. Жаль, что современные издатели проявляют мало интереса к творчеству Н.М. Верзилина.

Николай Михайлович Верзилин (8 (21) января 1903, д. Сафроновка Хомутовского района Курской области — 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук.

С 1919 работал учителем в Малой Вишере. В 1928 окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт. С 1932 научный работник, профессор ЛГПИ им. Герцена. Член-корреспондент Академии педагогических наук (1955), доктор педагогических наук, профессор (1957), член Союза писателей СССР с 1952.

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии.

Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» (1946).

В своих книгах (нередко проиллюстрированных авторскими фотоснимками) рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии, наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Книги (12)

В.И. Вернадский

Книга открывает читателю яркие страницы биографии замечательного естествоиспытателя нашего времени, оставившего глубокий след в мировой культуре, В.И. Вернадского. Однако это не только увлекательный рассказ о жизни ученого, дополненный хорошими иллюстрациями.

В книге показаны пути становления личности ученого — классика геохимии, создателя учения о биосфере, характерной чертой творчества которого был синтетический, целостный охват явлений природы, стремление к установлению связей между ними.

Как ухаживать за комнатными растениями

Нет почти ни одного дома и совсем мало квартир, где бы на окнах не стояли в горшках комнатные растения.

Они радуют наш взгляд в течение круглого года и своей зеленью и цветами украшают окна. Эти растения разнообразны и требуют различного ухода. Одни надо чаще поливать, другие реже; одним нужен яркий свет, другим он вреден; одним зимою нужно тепло, другим — прохлада. Для того, чтобы в наших комнатах хорошо росли и цвели растения, нужно знать их потребности и внимательно ухаживать за ними.

Лес и жизнь

Лес... Бескрайние лесные просторы нашей Родины... Сложен и своеобразен круговорот жизни в лесу. Разнообразна и значительна его роль для человека. Ведь лес — это колыбель человечества и богатство планеты. Тут и лесное хозяйство и лесная химия, красота природы и прикладное искусство, история лесов и охрана природы.

Лечебница в лесу

«Лечебница в лесу» — первая работа Николая Михайловича Верзилина для детей и подростков, первая проба писательского пера — появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений.

Общая методика преподавания биологии

В учебнике дано теоретическое обоснование общеметодических положений и практические рекомендации будущим учителям для преподавания всех биологических курсов.

В основу книги положен анализ современного развития методики преподавания как науки. Рассматриваются планирование, методика подготовки и проведения уроков. Содержание биологических курсов и методы их преподавания изложены на основании и в единстве с современной теорией развития понятий.

По следам Робинзона

Используя легенды, опыт и знания о растениях с древних времен, ученый-популяризатор ведет интереснейший рассказ о происхождении и свойствах растений, дает советы по их применению.

Путешествие с домашними растениями

Эта книга привила интерес к миру растений не одному поколению советских читателей. Учитывая год издания, не сложно вспомнить, что главными ботаниками тогда считались незабвенные И. В. Мичурин и Т. Д. Лысенко, но, несмотря на, местами, излишнюю политизированность книга до сих пор представляет интерес для любителей живой природы.

Пылинки дальних стран

Удивительный маршрут путешествий! Край викингов и троллей (Норвегия); страна классического искусства (Италия); родина мушкетеров (Франция) и у подножия Фудзи-сан (Япония). Об этом маршруте, о самом интересном, что встречается в пути, и рассказывает известный ученый и писатель Николай Михайлович Верзилин.

(1903-1984) – педагог, методист-биолог, член-корреспондент АПН и др. Н.М. Верзилин - автор программ, учебников и трудов по МПБ в школе и ВУЗе, по организации внешкольных занятий и различных форм учебной работы (уроков, внеурочных занятий, домашних заданий экспериментального характера и др.). Созданная под руководства Верзилина теория развития понятий легла в основу отбора содержания школьных курсов биологии. Разработал методику организации урока ботаники; на большом экспериментальном материале выявил приемы формирования умений и навыков самостоятельной работы учащихся. Н.М. Верзилин – инициатор исследования проблем школьных учебников, вопросов организации и методики работы на агробиологическом участке школы. В деятельности Верзилина сочетались талант педагога, ученого-практика и яркого самобытного писателя. Его научно-художественные книги для детей «По следам Робинзона» (1974), «По садам и паркам мира» (1961) и др. учат детей быть верными защитниками и друзьями природы.

Всесвятский Борис Васильевич

(1887-1987) – педагог, методист (биология), профессор. Окончил естественное отделе­ние физико-математического факультета Московского университета.

Б.В. Всесвятский начал свой трудовой путь в 1911 учителем средней школы.

В 1918 в Москве, в Сокольниках, была организована первая в стране Станция юных любителей природы, преобразованная затем в Центральную биостанцию юных натуралистов им. К.А. Тимирязева. Б.В. Всесвятскому было предложено стать во главе этого учреждения. Бессменным руководителем биостанции он оставался вплоть до 1932. В 20-е гг. газетой «Правда» проводился конкурс на лучшего учителя, и победите­лем этого конкурса оказался Б. В. Всесвятский. Его педагогической деятельности «Правда» посвятила несколько статей.

С 1932 по 1939 Б.В. Всесвятский работает в Институте политехнического образования в качестве руководителя сектора естествознания. После преобразования этого института в 1939 в Научно-исследовательский институт школ Б.В. Всесвятский. до 1943 является его директором.

С 1944 жизнь и деятельность профессора Б.В. Всесвятского связана с факультетом естествознания Московского городского института им В.П. Потемкина, он заведует кафедрой методики преподавания биологии. В 1945-1958 Б.В. Всесвятский одновременно - декан факультета.

После объединения Московского городского педагогического института им. Потемкина с Московским государственным педагогическим институтом им. В.И. Ленина Б.В. Всесвятский продолжает возглавлять кафедру методики преподавания биологии.

Сотрудником МГПИ Б.В. Всесвятский остается до 1973.

Все свои силы, знания, опыт Б. В. Всесвятский щедро отдавал подготовке и воспитанию будущих учителей биологии. Под его руководством защищены десятки диссертационных работ.


Б.В. Всесвятский был одним из ведущих ученых-методистов Советского Союза. Его работы имели большое значение для развития методики преподавания как науки. Им опубликовано 135 научно-методических работ, посвященных вопросам совершенствования методики преподавания биологии. Особое внимание ученый уделял разработке программ и подготовке учебников для средней и высшей школы. В 1933 вышел в свет его школьный учебник ботаники, который выдержал 29 изданий. По этому учебнику училось не одно поколение школьников. Он был переведен на многие языки.

Большое значение имела работа Б.В. Всесвятского, изданная в 1936. Она называлась «Методика ботаники» и долгое время служила учебным пособием для студентов и практическим руководством для учителей-биологов. В 1960 вышла в свет «Общая методика биологии», подготовленная как учебное пособие для студентов педагогических институтов.

Результатом работы над совершенствованием процесса преподавания биологии, раскрытием принципов и закономерностей процесса обучения явилась книга Б.В. Всесвятского «Проблемы дидактики биологии». Она была издана в 1969 и получила высокую оценку методистов и учителей.

Имя Б.В. Всесвятского широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом.

Его «Общая методика биологии» переведена на немецкий, болгарский, вьетнамский языки.

Всю жизнь профессор Б.В. Всесвятский был активным общественным деятелем.

В 1934-1960 - главный редактор журнала «Биология в школе», а в 1956-1965 - член редколлегии журнала. Редактор журналов «За массовое опытничество», «Биология и химия в школе». Всесвятский один из авторов первых программ по биологии для средней школы, стабильного учебника по ботанике для средней школы и методики преподавания ботаники (совместно с В.Н. Вучетичем, 1936; 1941). Труды Всесвятского посвящены также методике работы кружков юных натуралистов, организации экскурсий, опытнической работе.

Борис Васильевич постоянно разрабатывал вопросы совершенствования содержания и методов обучения биологии, раскрывая преемственные связи в развитии методики преподавания Б. В. Всесвятский написал работу «Проблемы биологического образования в средней школе (системный подход к обучению)». Эта книга - итог его многолетних трудов и размышле­ний ученого.

Соч.: Исследовательский подход к природе и жизни. М., 1926; Общая методика биологии. М., 1960; Проблемы дидактики биологии. М., 1969; У истоков юннатского движения. М.,1972 (ред.); Системный подход к биол. образованию в ср. школе. М., 1985.

Каков вклад Н. М. Верзилина в развитие теории и методики обучения биологии?

В чем заключается образовательная и воспитательная ценность научно-художественных книг Н. М. Верзилина для детей?

Николай Михайлович Верзилин (1903-1984)

Биографическая справка и этапы профессионального становления

Н. М. Верзилин - основоположник теории обучения биологии. Родился в семье крестьян Курской губернии. Затем семья переехала в Новгородскую губернию, где в 1920 году Николай Михайлович закончил Маловишерскую школу II ступени. Еще обучаясь в старших классах, он начал преподавать в начальной школе. В школьные годы активно участвовал в скаутском движении и был избран старшим патрульным I Новгородского отряда бойскаутов «Лесной голубь». Главными задачами отряда являлось изучение природы, укрепление здоровья, развитие выносливости и способов поведения в экстремальных условиях. Для формирования таких качеств организовывались многодневные походы в лес, в течение которых участники учились использовать его ресурсы для выживания. Юношеская увлеченность лесом и лесными растениями во многом определила в дальнейшем его научные интересы и направления деятельности. Впоследствии Н. М. Верзилин участвовал в создании первых отрядов «юных коммунистов» при школе в Малой Вишере.

С 1921 по 1928 год Н. М. Верзилин обучался в Ленинградском сельскохозяйственном институте, где получил профессию агронома. Однако он отказался от агрономической практики и после окончания вуза преподавал естествознание в семилетней школе рабочего поселка Торковичи.

В 1929 году вместе с семьей Николай Михайлович переехал в Псков, где преподавал ботанику, биологию, методику естествознания, сельскохозяйственные дисциплины в школе и педагогическом техникуме. В школе молодой учитель создает небольшую опытную лабораторию, пришкольный участок, уголок живой природы. Впоследствии на основе приобретение ных знаний выпускает книги, раскрывающие актуальные тогда проблемы преподавания биологии: «Агробиологический участок средней школы», «Опыты с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий».

В 1932-1933 годах Н. М. Верзилин участвовал в организации Псковского педагогического института, где вел курсы ботаники и общей биологии, создал ботаническую лабораторию.

В 1933 году по приглашению Ленинградской естественнонаучной педагогической станции Н. М. Верзилин приехал в Ленинград, где получил должность научного руководителя кабинета ботаники и до 1938 года курировал преподавание ботаники в ленинградских школах. Затем ученый возглавлял факультет естествознания Ленинградского института усовершенствования учителей.

С 1967 года научно-профессиональная деятельность Н. М. Верзилина связана с ЛГПИ им. А. И. Герцена, в котором он работал на факультете повышения квалификации и в качестве профессора-консультанта на кафедре методики преподавания естествознания.