Инструменты

В какое время было падение византии. Византия и Византийская империя – кусочек античности в средние века

В какое время было падение византии. Византия и Византийская империя – кусочек античности в средние века

Падение Византийской империи связывают с падением их легендарной столицы – Константинополем, крепостью, которую было практически невозможно взять штурмом.
Константинополь пал 23 мая 1453 года под натиском огромной армии Мехмеда II – султана османов.
Византийская империя на момент своего падения уже с трудом могла называться империей. Единственным очагом христианства оставался только Константинополь – все остальное уже было захвачено турками.

Предпосылки падения империи

Долгие годы Византийская империя обладала колоссальным могуществом, но в XV веке начался кризис и упадок многовековой империи. На 1453 год Византийская империя потеряла почти все свои владения и представляла собой только последний город с могущественными стенами. В последние свои дни Византийская империя даже не являлась империей, скорее городом-государством, тенью былого могущества.
Константинополь в XV веке – это не цветущий город, после крестовых походов он был сильно разрушен и разграблен, но стены его по-прежнему были крепки. Если в эпоху могущества Византии, в Константинополе проживало 1 млн. человек, то к моменту падения едва можно было насчитать 50 тыс. человек.
Турки всегда мечтали взять Константинополь и теперь он уже находился в их окружении, осталось только взять самую неприступную крепость в мире. В 1451 году султаном османов стал Мехмед II, который поклялся взять город. Новый султан знал, что стены города настолько прочные, что их невозможно пробить ни одним существующим осадным орудием и даже артиллерией. Тогда Мехмед решил сделать такую артиллерию, перед которой не устояли даже стены Константинополя.
Масштабная подготовка к штурму города началась в 1452 году.
Султан Мехмед собрал огромную армию в более чем 100 тыс. человек – точной цифры нет, но некоторые историки говорят о 180 тысячах, а некоторые о 300 тысячах.
Город был отлично защищен, так как располагался на полуострове, а все улицы города были защищены мощными стенами. Город был огромным, но количества солдат было слишком мало, чтобы со всех сторон подготовить прочную защиту. Количество защитников не превышало 10 тыс. человек, включая добровольцев.
Последним императором Византии был Константин XI, и он встал на оборону самого уязвимого места города – канала в стене, через который протекала в город река Ликос.
Перед тем как начать штурмовать город, Мехмед отправил к Константину послов и предложением сдать город без сражения, в таком случае турки бы сохранили всем жизни и позволили бы забрать имущество. Но Константин отказал, он сказал, что готов выплатить туркам любую дань, но город он не сдаст не при каких условиях.

Осада Константинополя

Авангард турок подошел к стенам города 2 апреля 1453 года. Все жители спрятались за стенами города, главные ворота были закрыты, а в Золотом Роге была протянута цепь. 5 апреля уже вся армия подошла к стенам города. На следующий день город уже был в глухой осаде, он был полностью блокирован от внешнего мира.
За стенами города были размещены византийские форты с защитниками. В течении нескольких дней эти форты были разрушены, а все защитники были убиты. Затем турки посадили мертвых на кол перед стенами Константинополя, чтобы жители и защитники города видели то, что совсем скоро ожидает их самих.
До 9 апреля турки не решались действовать масштабно и только в этот день Золотой Рог был атакован турецким флотом, но его постигла неудача, византийцы отбили эту атаку. Зная о уязвимости стены у русла реки Ликос, турки расположили напротив этого участка стены огромное число артиллерии, затем началась первая в истории человечества артиллерийская бомбардировка – она продолжалась целых шесть недель. Однако артиллерия несмотря на большие усилия ничего не могла сделать со стенами города. Но тут Мехмед задействовал бомбарду «Базилика» – самую большую в мире на тот момент, она стреляла полу тонными ядрами и только благодаря ней, турки смогут в дальнейшем пробить брешь в стене.
12 апреля турки попытались штурмовать Золотой Рог еще раз, но и в этот раз они встретили сопротивление греков. Греки смогли выстоять против атаки турецких кораблей и даже перешли в контратаку.
18 апреля началась первая мощная атака на стены города. Под удар попала стена возле русла реки Ликос. В тот день турки не добились ровным счетом ничего, греки отбили атаку практически без потерь.
Через два дня Папа Римский оказал помощь Константину – он прислал несколько судов с продовольствием и оружием. Небольшая группа кораблей умело отбивалась от турецкого флота и смогла добраться до Золотого Рога, где их стал прикрывать весь византийских флот – турки побоялись вступить в бой и дали кораблям Папы войти в город. За этот промах, султан Мехмед велел наказать командующего своим флотом и сместил его с должности.
21 апреля с помощью мощной бомбардировки артиллерией была разрушена первая башня Константинополя, рядом с рекой Ликос. Боевой дух защитников сразу же упал, стены уже не могли их полностью защитить. Однако султан Мехмед пока не давал команды штурмовать город.
22 апреля турки совершили невероятное – они по суше перетащили 70 судов, тем самым обошли непробиваемую цепь Золотого Рога. Это была выдающаяся инженерная операция, которые сильно приблизила время падения города. Греки были ошеломлены подобных ходом и ничего не предприняли, хотя могли атаковать эти суда всем своим флотом, пока враг этого не ожидал. Атаковать турецкий флот было решено 28 апреля, но турки сумели одержать победу, вероятно, кто-то слад план атаки туркам и те были предупреждены об атаке.
В начале мая одному венецианскому кораблю под покровом ночи удалось пробиться с окружения и отправиться на поиски венецианского флота – город отчаянно нуждался в помощи, без нее ему не выстоять. Турки тем временем продолжали обстреливать городские стены. Греки предполагали, что турки будут атаковать сразу с двух сторон: городские стены и Золотой Рог с помощью флота.
7 мая начался штурм – турки атаковали бреши в стене, но греки стояли храбро и не дали туркам пройти за стены своего города – атака была отбита, хоть и с потерями, однако потери турок значительно превышали.
14 мая они предприняли еще одну атаку, но греки отбили и это атаку. Но уже сейчас у греков появились огромные проблем, если раньше людей для защиты просто не хватало, то сейчас их катастрофически не хватало, пришлось даже снять матросов с флота.
18 мая была уничтожена башня Св. Романа – завязался жестокий бой, но греки вновь смогли отбить атаку и частично восстановили башню, им даже удалось поджечь осадную машину.
Под звуки барабанов турки начали делать подкопы под стенами города, но греки заметили это и подрывали их тоннели, затем затапливая их водой. Даже подкопы не помогли сломить оборону города.

Последние дни существования империи

21 мая Мехмед вновь предложил защитникам сдать город, но Константин вновь отказал ему. Он обещал пойти на все возможные уступки, на великую дань, на все что угодно, но он сказал, что никогда не сдаст город. Турки заломили такую цену дани, что Византия никак не могла была позволить себе подобную сумму. Следовательно, греки отказались платить и сказали, что будут оборонять города последнего вздоха.
Через два дня пришло венецианской судно, которое смогло пробиться сквозь осаду. Им не удалось найти флота Венеции. Они предложили Константину тайно покинуть город и возглавить войну против турок где-то за его пределами. Константин отказался от этого, сказав, что город быстро падет без своего императора, он пожелал умереть императором своего города.
Султан тем временем готовился к решительному штурму. 26 и 26 мая снова началась мощная бомбардировка стен города, пушки стреляли почти вплотную. Многие историки писали о том, что только артиллерия помогла туркам взять город, если бы не она, Константинополь не поддался.
29 мая начался решительный штурм, основной удар которого направленный на бреши в районе реки Ликос. Все, кто мог держать оружие стали на защиту стен города. Император Константин также стоял на защите и лично командовал обороной. Несмотря на то, что натиск турок был чудовищным, греки отчаянно защищались – потери турок были ужасными. Такой храброй обороне способствовало присутствие императора, который сражался вместе со своими солдатами. Но падение Константинополя уже было близко, как и падение Византийской империи.
Греки использовали в обороне даже греческий огонь, который словно напалм сжигал турок. Боевой дух турок был сильно подорван, многие начали отступать, но остальные палками гнали отступавших к стенам города.
Первая атака была отбита, и греки начали восстанавливать бреши в стенах. Совсем скоро начала атаковать регулярная армия турок, одновременно по стенам била артиллерия.
Но даже регулярной армии не удавалось пробиться за стены города, греки оборонялись на смерть. Затем бомбарда пробила большую брешь в стене города, но даже и эта атака была отбита. На всех участках укреплений турки терпели поражение. Перед последней атакой турок, Константин произнес последнюю речь защитникам города. В этот раз султан бросил в бой своих янычар.
После того как был ранен один из командиров обороны – Джустиниани Лонго, защитники города начали отступать. Увидев отступление греков турки, наконец, смогли ворваться за стены города. Греки не имели резервов, чтобы их можно было бросить защитить брешь – оборона города рухнула. И только император Константин вместе со своей личной защитой бросился на огромную армию врага. Перед боем он сбросил все знаки отличия и пошел в бой как обычный воин. Турки во много раз превосходили числом, и император со своими сподвижниками были убит.
Греки начали бежать со стен, однако некоторые отряды отчаянно сражались на улицах города до самой смерти. Они понимали, что султан все равно убьет их, и они посчитали, что лучше умрут, защищая город.
Некоторым удалось прорваться к судам и покинуть город (венецианцы, немного греков, итальянцы). Бой за город продолжался до самой ночи – греки не сдавались, сражались на смерть, а поэтому пленных у турок почти не было. Все защитники либо еще оборонялись, либо бежали, а остальные лежали мертвыми.

Итоги

Тело императора нашли среди убитых только по сапогам. Его голова была отрублена и насажена на пику. Уцелевшие христиане похоронили затем тело Константина как подобает императору.
При защите города погибли практически все защитники города – до 10 тыс. человек. А вот потери турок составили около 90 тыс., если не больше.
Падение Константинополя ознаменовало падение одной из величайших империй – Византии.

С конца IX в. начинается расцвет средневековой Византии , продлившийся с небольшими перерывами до начала XIII столетия. Пределы империи в основном ограничивались Балканами и Малой Азией, но и в этих рубежах она оставалась одним из сильнейших государств Европы. Пора могущества Византии стала и эпохой культурного подъёма.

В это время продолжают развиваться и расти старые города, прежде всего . Афины и Коринф, пострадавшие от нашествий варваров в VI-VIII вв., вновь возрождаются. Изгнанные некогда славянами жители побережья Адриатики возвращаются в родные места и вместе с пришельцами строят новые городские центры - Сплит, Задар и др. становится всё больше, а многие из прежде малозначащих превращаются в крупные центры ремесла и культуры.

Ремесло

В ремесле времён расцвета Византии поддерживались античные традиции. Изделия византийских ювелиров по-прежнему высоко ценились в Западной и Северной Европе. Находили они спрос и на Востоке, где художественное ремесло не уступало в изысканности ромейскому. Раскопки в византийских городах показывают, что в XI-XII вв. появилось множество небольших ремесленных мастерских, где работало 5-10 человек. Такие мастерские давали львиную долю ремесленных изделий всех видов. Их продукцией пользовались и горожане, и отправлявшиеся за моря купцы, и жители сельской округи. Нередко к городским ремесленникам-единоличникам обращался за помощью сам император. Впрочем, для изготовления оружия и других необходимых государству изделий, например для чеканки монет, постоянно работали крупные государственные мастерские.

Некоторые творения византийского художественного ремесла не только завоевали признание в тогдашней Европе, но и вошли в сокровищницу мировой культуры. Византийские мастера достигли необыкновенного изящества в технике эмали, или, как говорили на Руси, финифти . В Византии господствовала и оттачивалась древнейшая техника перегородчатой эмали (клуазоне), унаследованная ещё римскими мастерами от Древнего Египта. Эмальер напаивал на золотую поверхность тончайшие ячейки из золотых же проволочек. Ячейки заливались разноцветным стеклом, после чего обжигались. Полученная эмаль подвергалась тщательной шли-фовке. Византийская перегородчатая эмаль отличалась блестящим, в прямом и переносном смысле, исполне-нием, богатством красок, несомненным художественным мастерством. Именно византийские мастера стали учителями эмальеров Руси и Западной Европы.

Изделия из разноцветного стекла весьма многочисленны среди археологических находок в Византии.

Они вывозились и за её пределы. Византийские стеклянные предметы обнаружены в славянских странах, Закавказье, они имели огромный спрос и на Западе. Из этого можно заключить, что стекольное дело было хорошо развито, причём, в отличие от Западной Европы, уже в раннее Средневековье. Из стекла делались не только украшения: бусы, браслеты, кольца, серьги, подвески, оно использовалось и в бытовых целях - для изготовления посуды, правда, прежде всего для знати. Относительная массовость производства вела к некоторому упрощению внешнего вида изделий. Но всё же художественное мастерство стеклоделов в X-XIII вв. оставалось на высоте. Для византийского стекла характерны изысканная игра переливающихся красок, сочетание строгости и изящества любого изделия - от бусины до сосуда.

Славу ромейского ремесла составила и византийская глиптика - творения камнерезов, работавших с драгоценными камнями. Их изделия найдены во многих странах Европы , а в самой Византии использовались для украшения одежд императорской семьи и высшего духовенства, церковной утвари. Развивалось и искусство резьбы по слоновой кости.

Ткани

По всей Европе славились также изделия византийских ткачей . Поистине революционное значение для ткачества в Византии имело начало разведения шелковичного червя в VI в. Восточная империя уже давно завязала по протянувшемуся через всю Евразию Великому шёлковому пути торговые связи с , главным поставщиком шёлка. И вот одному из монахов-миссионеров удалось выведать секрет производства чудесной ткани из шёлковых нитей, выделяемых гусеницами бабочек-шелкопрядов. Несколько личинок он тайно вывез на Запад. Теперь уже Византия стала главным поставщиком шёлковых тканей для стран Европы. Ведущим центром шёлкового производства была Малая Азия.

На основе шёлка изготовлялись собственно шёлковые и парчовые (шёлковая основа с металлическими нитями) ткани. Обе технологии были позаимствованы от мастеров , но византийцы усовершенствовали их, достигнув небывалых высот в златоткачестве - вплетении в ткань золотых или напоминавших золото металлических нитей. Самые совершенные из таких тканей, использовавшиеся для парадного императорского костюма, выглядят как сплошной лист чистого золота. Парча и иные златотканые материалы украшались различными изображениями, иногда целыми картинами или хотя бы богатым орнаментом.

Наряду с изображениями животных и птиц, геометрическими фигурами даже на светской одежде присутствуют христианские символы - прежде всего кресты и образы ангелов. Продолжали совершенствоваться и обычные для Европы способы ткачества из шерсти. Византийские мастера унаследовали от древних технику изготовления пурпурных тканей - окрашенных с помощью красно-фиолетового красителя, получаемого из моллюсков иглянок. Пурпур издревле использовался для царских одеяний и имел огромный спрос далеко за пределами Византии.

Изобразительное искусство

X-XII столетия стали временем расцвета византийского изобразительного искусства. Именно тогда окончательно сложившиеся традиции византийской иконописи находят своё полное выражение и воспринимаются мастерами из других православных стран. Творения ромейских иконописцев соединили лучшие традиции христианской духовности и светского искусства античности. Они стремились передать неисчерпаемость божественной любви и внутреннюю красоту исполненного веры человека.

Главным в иконописи становится «лик» - изображение лица Христа или почитаемого святого. Причём основное внимание уделялось глазам, устремлённым на молящегося. Все образы дышали покоем истинной веры, мудростью и милосердием. В IX-XI вв. вырабатываются строгие каноны иконописи. Лучшие образцы принимаются за иконописные «подлинники», на которые должны опираться позднейшие мастера. Настоящих византийских икон до нашего времени сохранилось мало. Бурные события упадка империи не пощадили творений художников. Однако о высотах их искусства можно судить по многочисленным оставшимся мозаикам и фрескам.

Падение Византийской империи

Между тем эпоха расцвета империи близилась к завершению. В XI в. из глубин Азии на запад устремились турки. К концу века они покорили большую часть малоазийско-го полуострова. Начиная с 1097 г. отчасти при помощи западных рыцарей-крестоносцев императоры из рода Комнинов вернули немало земель на вос-токе. С Комнинами связано новое возвышение Византии. Но союзники оказались опаснее прежних врагов: уже в XII в. они стали присваивать себе византийские земли. А в 1204 г., вмешавшись во внутренние распри ромеев, латиня не захватили и разграбили Константинополь. Многие шедевры культуры, святыни православного христианства были вывезены на Запад или безвозвратно утеряны.

Отныне на Востоке стало три императора. В бывшей столице утвердился вожак крестоносцев, государь Латинской империи. В Никее и Трапезунде обосновались знатные ромеи (византийцы), претендовавшие на имперское наследство. Возникли и другие независимые ромейские государства (крупнейшее - так называемый Эпирский деспотат на западе Балкан). В 1262 г. никейский император изгнал крестоносцев из Константинополя и возродил Византию. Однако новая империя, управляемая династией Палеологов, оказалась лишь тенью былого. Ещё процветали столицы соперничавших империй - Константинополь и Трапезунд, но большинство городов обеднело и пришло в упадок. Ремесло почти остановилось в своём развитии, даже восхитительные изделия ювелиров отставали от европейской моды, которую диктовали мастера Италии и Франции.

В то же время искусство империи в этот период её существования переживает завершающий подъём - финальный мощный аккорд византийской цивилизации. Правда, теперь преобладают малые формы. Даже воздвигнутые тогда дворцы знати сравнительно малы по размерам, зато богато и тщательно, с особым вниманием к деталям, отделаны. Монументальные мозаики на стенах храмов всё чаще уступают место деревянной иконе и фреске. Изображения становятся реалистичнее, лучше передавая чувства и наблюдения иконописца. В светской живописи ещё более, чем в иконописи, чувствуется стремление к реализму - влияние Предвозрождения, уже начавшегося в Италии.

Новая империя была слабее и беднее своей предшественницы. Не имела она и сильных союзников, которые защитили бы её от внешних врагов. В XIV в. упадок становится явным . На востоке, в Малой Азии, набрали силу турки под предводительством рода Османов. Они вторглись на Балканы и покорили здешние славянские государства. Вскоре настал черёд и Византии. В 1453 г., после долгой осады, турки взяли Константинополь. Последний император Константин XI погиб при защите города. В 1460-1461 гг. турки покончили с последними оплотами ромеев - крепостями Палеологов на Пелопоннесе и Трапезундской империей. Византия прекратила своё существование.

Во многом этот тон был задан английским историком XVIII века Эдуардом Гиббоном, который посвятил по меньшей мере три четверти своей шеститомной «Истории упадка и разрушения Римской империи» тому периоду, который мы без всяких колебаний назвали бы византийским. . И хотя этот взгляд уже давно не является магистральным, мы все равно должны начинать разговор о Византии как будто бы не с начала, а из середины. Ведь у Византии нет ни года основания, ни отца-основателя, как у того же Рима с Ромулом и Ремом. Византия незаметно проросла изнутри Древнего Рима, но так никогда и не оторвалась от него. Ведь и сами византийцы не мыслили себя чем-то отдельным: слов «Византия» и «Византийская империя» они не знали и называли себя или «ромеями» (то есть «римлянами» по-гречески), присваивая себе историю Древнего Рима, или «родом христиан», присваивая всю историю христианской религии.

Мы не узнаём Византию в ранневизантийской истории с ее преторами, префектами, патрициями и провинциями, но этого узнавания будет становиться все больше по мере того, как императоры будут обзаводиться бородами, консулы превращаться в ипатов, а сенаторы — в синклитиков.

Предыстория

Рождение Византии не будет понятным без возвращения к событиям III века, когда в Римской империи разразился жесточайший экономический и политический кризис, фактически приведший к распаду государства. В 284 году к власти пришел Диоклетиан (как почти все императоры III века, он был всего лишь римским офицером незнатного происхождения — его отец был рабом) и принял меры по децентрализации власти. Сначала, в 286 году, он разделил империю на две части, вверив управление Западом своему другу Максимиану Геркулию, а себе оставив Восток. Затем, в 293 году, желая повысить устойчивость системы управления и обеспечить сменяемость власти, он ввел систему тетрархии — четырехчастного управления, которое осуществлялось двумя старшими императорами-августами и двумя младшими императорами-цезарями. У каждой части империи было по августу и по цезарю (у каждого из которых была своя географическая зона ответственности — например, август Запада контролировал Италию и Испанию, а цезарь Запада — Галлию и Британию). По прошествии 20 лет августы должны были передать власть цезарям, чтобы те стали августами и избрали бы новых цезарей. Однако эта система оказалась нежизнеспособной и после отречения Диоклетиана и Максимиана в 305 году империя вновь погрузилась в эпоху гражданских войн.

Рождение Византии

1. 312 год — битва на Мульвийском мосту

После отречения Диоклетиана и Максимиана верховная власть перешла к прежним цезарям — Галерию и Констанцию Хлору, те стали августами, но цезарями при них, вопреки ожиданиям, не были назначены ни сын Констанция Константин (впоследствии император Константин I Великий, считающийся первым императором Византии), ни сын Максимиана Максенций. Тем не менее они оба не оставили имперских амбиций и с 306 по 312 год попеременно то заключали тактический союз, чтобы совместно противостоять другим претендентам на власть (например, назначенному цезарем после отречения Диоклетиана Флавию Северу), то, напротив, вступали в борьбу. Окончательная победа Константина над Максенцием в битве на Мульвийском мосту через реку Тибр (ныне в черте Рима) означала объединение западной части Римской империи под властью Константина. Двенадцать лет спустя, в 324 году, в результате еще одной войны (теперь уже с Лицинием — августом и правителем Востока империи, который был назначен еще Галерием) Константин объединил Восток и Запад.

Миниатюра в центре изображает битву на Мульвийском мосту. Из гомилий Григория Богослова. 879-882 годы

MS grec 510 /

Битва на Мульвийском мосту в византийском сознании была связана с идеей рождения христианской империи. Способствовали этому, во-первых, легенда о чудесном знамении Креста, который Константин увидел в небе перед битвой, — об этом рассказывают (правда, совсем по-разному) Евсевий Кесарийский Евсевий Кесарийский (ок. 260-340) — греческий историк, автор первой церковной истории. и Лактанций Лактанций (ок. 250---325) — латинский писатель, апологет христианства, автор сочинения «О смертях гонителей», посвященного событиям эпохи Диоклетиана. , а во-вторых, тот факт, что примерно в то же время были изданы два эдикта Эдикт — нормативный акт, указ. о религиозной свободе, легализовавшие христианство и уравнявшие все религии в правах. И хотя издание эдиктов о религиозной свободе не имело прямого отношения к борьбе с Максенцием (первый еще в апреле 311 года опубликовал император Галерий, а второй — уже в феврале 313 года в Милане Константин вместе с Лицинием), легенда отражает внутреннюю связь на первый взгляд независимых политических шагов Константина, который первым почувствовал, что государственная централизация невозможна без консолидации общества, прежде всего в сфере культа.

Впрочем, при Константине христианство было лишь одним из кандидатов на роль консолидирующей религии. Сам император долго был приверженцем культа Непобедимого Cолнца, а время его христианского крещения до сих пор составляет предмет научных споров.

2. 325 год — I Вселенский собор

В 325 году Константин созвал представителей поместных церквей в город Никея Никея — ныне город Изник в Северо-Западной Турции. , чтобы разрешить спор между александрийским епископом Александром и Арием, пресвитером одной из александрийских церквей, о том, сотворен ли Богом Иисус Христос Оппоненты ариан кратко суммировали их учение так: «Было [такое время], когда не было [Христа]». . Это собрание стало первым Вселенским собором — собранием представителей всех поместных церквей, обладающим правом формулировать учение, которое затем будет признано всеми поместными церквями Сказать точно, сколько епископов участвовало в соборе, нельзя, поскольку его акты не сохранились. Традиция называет число 318. Как бы то ни было, говорить о «вселенском» характере собора можно лишь с оговорками, поскольку всего в это время епископских кафедр существовало более 1 500. . I Вселенский собор — ключевой этап институционализации христианства как имперской религии: его заседания проходили не в храме, а в императорском дворце, открывал собор сам Константин I, а закрытие было совмещено с грандиозными торжествами по случаю 20-летия его правления.


Первый Никейский собор. Фреска из монастыря Ставрополеос. Бухарест, XVIII век

Wikimedia Commons

I Никейский и последовавший за ним I Константинопольский (собравшийся в 381 году) соборы осудили арианское учение, о тварной природе Христа и неравенстве ипостасей в Троице, и аполлинаристское, о неполноте восприятия человеческой природы Христом, и сформулировали никео-царьградский Символ веры, признававший Иисуса Христа не сотворенным, а рожденным (но при этом вечным), а все три ипостаси — обладающими одной природой. Символ веры признавался истинным, не подлежащим дальнейшим сомнениям и обсуждениям Слова никео-царьградского Символа веры о Христе, вызвавшие самые ожесточенные споры, в славянском переводе звучат так: «[Верую] во единаго Господа Иисуса Христа, Сына Божия, Единороднаго, Иже от Отца рожденнаго прежде всех век; Света от Света, Бога истинна от Бога иcтинна, рождена, несотворена, единосущна Отцу, Имже вся быша». .

Никогда прежде ни одно направление мысли в христианстве не осуждалось всей полнотой вселенской церкви и императорской власти и никакая богословская школа не признавалась ересью. Начавшаяся эпоха Вселенских соборов — это эра борьбы ортодоксии и ереси, находящихся в постоянном само- и взаимоопределении. При этом одно и то же учение могло попеременно признаваться то ересью, то правой верой — в зависимости от политической конъюнктуры (так было с в V веке), однако само представление о возможности и необходимости защиты ортодоксии и осуждения ереси при помощи государства под сомнение в Византии не ставилось уже никогда.


3. 330 год — перенос столицы Римской империи в Константинополь

Хотя культурным центром империи всегда оставался Рим, тетрархи выбрали в качестве своих столиц города на периферии, из которых им было удобнее отражать внешние атаки: Никомидию Никомидия — ныне Измит (Турция). , Сирмий Сирмий — ныне Сремска-Митровица (Сербия). , Милан и Трир. В период правления Западом Константин I переносил свою резиденцию то в Милан, то в Сирмий, то в Фессалонику. Его соперник Лициний тоже менял столицу, но в 324 году, когда между ним и Константином началась война, его опорным пунктом в Европе стал античный город Византий на берегу Босфора, известный еще по Геродоту.

Султан Мехмед II Завоеватель и Змеиная колонна. Миниатюра Наккаша Османа из рукописи «Хюнер-наме» Сейида Локмана. 1584-1588 годы

Wikimedia Commons

В ходе осады Византия, а затем и при подготовке к решающей битве при Хрисополе на азиатском берегу пролива Константин оценил положение Византия и, разгромив Лициния, сразу приступил к программе по обновлению города, лично участвуя в разметке городских стен. Город постепенно перенимал столичные функции: в нем был учрежден сенат и поближе к сенату были насильно перевезены многие римские сенатские семьи. Именно в Константинополе еще при жизни Константин распорядился отстроить для себя усыпальницу. В город свозились разнообразные диковины античного мира, например бронзовая Змеиная колонна, созданная еще в V веке до нашей эры в честь победы над персами при Платеях Битва при Платеях (479 г. до н.э.) одно из самых важных сражений греко-персидских войн, в результате которого были окончательно разгромлены сухопутные силы империи Ахеменидов. .

Хронист VI века Иоанн Малала рассказывает, что 11 мая 330 года император Константин появился на торжественной церемонии освящения города в диадеме — символе власти восточных деспотов, которого его римские предшественники всячески избегали. Смещение политического вектора символически воплотилось в пространственном перемещении центра империи с запада на восток, что, в свою очередь, оказало решающее влияние на формирование византийской культуры: перенос столицы на территории, уже тысячу лет говорившие на греческом, обусловил ее грекоязычный характер, а сам Константинополь оказался в центре ментальной карты византийца и отождествился со всей империей.


4. 395 год — разделение Римской империи на Восточную и Западную

Несмотря на то что в 324 году Константин, победив Лициния, формально объединил Восток и Запад империи, связи между ее частями оставались слабыми, а культурные различия нарастали. На I Вселенский собор из западных провинций прибыло не более десяти епископов (из примерно 300 участников); большинство прибывших не были способны понять на слух приветственную речь Константина, которую он произнес на латыни, и ее было нужно перевести на греческий.

Полсиликвы. Флавиус Одоакр на аверсе монеты из Равенны. 477 год Одоакр изображен без императорской диадемы — с непокрытой головой, копной волос и усами. Подобное изображение является нехарактерным для императоров и считается «варварским».

The Trustees of the British Museum

Окончательное разделение произошло в 395 году, когда император Феодосий I Великий, на несколько месяцев перед смертью ставший единоличным правителем Востока и Запада, разделил державу между своими сыновьями Аркадием (Восток) и Гонорием (Запад). Впрочем, формально Запад еще оставался связан с Востоком, и на самом закате Западной Римской империи, в конце 460-х годов, византийский император Лев I по просьбе сената Рима предпринял последнюю безуспешную попытку возвести на западный престол своего ставленника. В 476 году германский варвар-наемник Одоакр сместил последнего императора Римской империи Ромула Августула и отослал императорские инсигнии (символы власти) в Константинополь. Таким образом, с точки зрения легитимности власти, части империи вновь были объединены: правивший в это время в Константинополе император Зинон де‑юре становился единоличным главой всей империи, а Одоакр, получивший титул патриция, правил Италией лишь как его представитель. Однако в действительности это уже никак не отражалось на реальной политической карте Средиземноморья.


5. 451 год — Халкидонский собор

IV Вселенский (Халкидонский) собор, созванный для окончательного утверждения учения о воплощении Христа в единой ипостаси и двух природах и полного осуждения монофизитства Монофизитство (от греч. μόνος — единственный и φύσις — природа) — учение о том, что Христос не имел совершенной человеческой природы, поскольку его божественная природа при воплощении заместила ее или слилась с ней. Противников монофизитов называли диофизитами (от греч. δύο — два). , привел к глубокому расколу, не преодоленному христианской церковью по сей день. Центральная государственная власть продолжала заигрывать с монофизитами и при узурпаторе Василиске в 475-476 годах, и в первой половине VI века, при императорах Анастасии I и Юстиниане I. Император Зинон в 482 году попробовал примирить сторонников и противников Халкидонского собора, не вдаваясь в догматические вопросы. Его примирительное послание, получившее название «Энотикон», обеспечило мир на Востоке, но привело к 35-летнему расколу с Римом.

Основной опорой монофизитов были восточные провинции — Египет, Армения и Сирия. В этих регионах регулярно вспыхивали восстания на религиозной почве и формировалась параллельная халкидонитской (то есть признавшей учение Халкидонского собора) независимая монофизитская иерархия и собственные церковные институты, постепенно развившиеся в независимые, существующие и поныне нехалкидонитские церкви — сиро-яковитскую, армянскую и коптскую. Окончательно проблема потеряла актуальность для Константинополя только в VII веке, когда в результате арабских завоеваний монофизитские провинции были отторгнуты от империи.

Расцвет ранней Византии

6. 537 год — завершение постройки храма Святой Софии при Юстиниане

Юстиниан I. Фрагмент мозаики церкви
Сан-Витале в Равенне. VI век

Wikimedia Commons

При Юстиниане I (527-565) Византийская империя достигла наивысшего расцвета. Кодекс гражданского права суммировал многовековое развитие римского права. В результате военных кампаний на Западе удалось расширить границы империи, включив в нее все Средиземноморье — Северную Африку, Италию, часть Испании, Сардинию, Корсику и Сицилию. Иногда говорят о «Юстиниановой Реконкисте». Частью империи вновь стал Рим. Юстиниан развернул обширное строительство по всей империи, а в 537 году завершилось создание нового собора Святой Софии в Константинополе. Согласно легенде, план храма был подсказан лично императору ангелом в видении. Никогда более в Византии не создавалась постройка такого масштаба: грандиозный храм, в византийском церемониале получивший наименование «Великая Церковь», стал средоточием власти Константинопольского патриархата.

Эпоха Юстиниана одновременно и окончательно рвет с языческим прошлым (в 529 году закрывается Афинская академия Афинская академия — философская школа в Афинах, основанная Платоном в 380-х годах до н. э. ) и устанавливает линию преемственности с античностью. Средневековая культура противопоставляет себя раннехристианской, присваивая достижения античности на всех уровнях — от литературы до архитектуры, но при этом отбрасывая их религиозное (языческое) измерение.

Выходец из низов, стремившийся изменить уклад жизни империи, Юстиниан встретил неприятие со стороны старой аристократии. Именно это отношение, а не личную ненависть историка к императору и отражает — злобный памфлет на Юстиниана и его жену Феодору.


7. 626 год — аваро-славянская осада Константинополя

На правление Ираклия (610-641), прославленного в придворной панегирической литературе как новый Геракл, приходятся последние внешнеполитические успехи ранней Византии. В 626 году Ираклию и осуществлявшему непосредственную оборону города патриарху Сергию удалось отразить аваро-славянскую осаду Константинополя (слова, открывающие акафист Богородице, повествуют именно об этой победе В славянском переводе они звучат так: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице, но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: радуйся, Невесто Неневестная». ), а на рубеже 20-30-х годов VII века в ходе персидской кампании против державы Сасанидов Сасанидская империя — персидское государство с центром на территории нынешних Ирака и Ирана, существовавшее в 224-651 годах. были отвоеваны утраченные за несколько лет до того провинции на Востоке: Сирия, Месопотамия, Египет и Палестина. В Иерусалим в 630 году был торжественно возвращен похищенный персами Честной Крест, на котором принял смерть Спаситель. Во время торжественной процессии Ираклий лично внес Крест в город и возложил его в храме Гроба Господня.

При Ираклии последний взлет перед культурным разрывом темных веков переживает научно-философская неоплатоническая традиция, идущая непосредственно от античности: в Константинополь по императорскому приглашению приезжает преподавать представитель последней уцелевшей античной школы в Александрии — Стефан Александрийский.


Пластина с креста с изображениями херувима (слева) и византийского императора Ираклия с шахиншахом Сасанидов Хосровом II. Долина Мааса, 1160-70-е годы

Wikimedia Commons

Все эти успехи были сведены на нет арабским нашествием, уже через несколько десятилетий стершим с лица земли Сасанидов и навсегда отторгнувшим восточные провинции от Византии. Легенды рассказывают о том, как пророк Мухаммед предлагал Ираклию принять ислам, однако в культурной памяти мусульманских народов Ираклий остался именно борцом с зарождающимся исламом, а не с персами. Об этих войнах (в целом неуспешных для Византии) повествует эпическая поэма XVIII века «Книга об Ираклии» — древнейший памятник письменности на суахили.

Темные века и иконоборчество

8. 642 год — завоевание арабами Египта

Первая волна арабских завоеваний в византийских землях продолжалась восемь лет — с 634 по 642 год. В результате от Византии были отторгнуты Месопотамия, Сирия, Палестина и Египет. Потеряв древнейшие Антиохийский, Иерусалимский и Александрийский патриархаты, Византийская церковь, по сути, утратила вселенский характер и стала равна Константинопольскому патриархату, у которого в пределах империи не осталось равных ему по статусу церковных институтов.

Кроме того, потеряв плодородные территории, которые обеспечивали ее зерном, империя погрузилась в глубокий внутренний кризис. На середину VII века приходится сокращение денежного обращения и упадок городов (как в Малой Азии, так и на Балканах, которым угрожали уже не арабы, а славяне) — они превратились либо в деревни, либо в средневековые крепости. Единственным крупным городским центром остался Константинополь, но атмосфера в городе изменилась и античные памятники, привезенные туда еще в IV веке, стали внушать горожанам иррациональные страхи.


Фрагмент папирусного письма на коптском языке монахов Виктора и Псана. Фивы, Византийский Египет, ориентировочно 580-640 годы Перевод фрагмента письма на английский язык на сайте Метрополитен-музея.

The Metropolitan Museum of Art

Константинополь лишился также доступа к папирусу, который производился исключительно в Египте, что привело к удорожанию книг и, как следствие, упадку образованности. Исчезли многие литературные жанры, процветавший прежде жанр истории уступил место пророчеству — утратив культурную связь с прошлым, византийцы охладели к своей истории и жили с постоянным ощущением конца света. Арабские завоевания, послужившие причиной этому слому мироощущения, не нашли отражения в современной им литературе, их событийный ряд доносят до нас памятники позднейших эпох, а новое историческое сознание отражает лишь атмосферу ужаса, а не факты. Культурный спад продолжался более ста лет, первые признаки возрождения приходятся на самый конец VIII века.


9. 726/730 год Согласно историкам-иконопочитателям IX века, Лев III в 726 году издал иконоборческий эдикт. Но современные ученые сомневаются в достоверности этих сведений: вероятнее всего, в 726 году в византийском обществе начались разговоры о возможности иконоборческих мер, первые же реальные шаги относятся к 730 году. — начало иконоборческих споров

Святой Мокий Амфипольский и ангел, убивающий иконоборцев. Миниатюра из Псалтыри Феодора Кесарийского. 1066 год

The British Library Board, Add MS 19352, f.94r

Одно из проявлений культурного упадка второй половины VII века — бурный рост неупорядоченных практик почитания икон (самые рьяные, соскабливали и ели штукатурку с икон святых). Это вызывало отторжение у части клириков, видевших в этом угрозу возвращения к язычеству. Император Лев III Исавр (717-741) использовал это недовольство для создания новой консолидирующей идеологии, предприняв в 726/730 году первые иконоборческие шаги. Но самые ожесточенные споры об иконах пришлись на правление Константина V Копронима (741-775). Он осуществил необходимые военно-административные реформы, значительно усилив роль профессиональной императорской гвардии (тагм), и успешно сдерживал болгарскую угрозу на рубежах империи. Авторитет как Константина, так и Льва, отразившего в 717-718 годах арабов от стен Константинополя, был очень высок, поэтому, когда в 815 году, уже после того, как на VII Вселенском соборе было утверждено учение иконопочитателей (787), новый виток войны с болгарами спровоцировал новый политический кризис, императорская власть вернулась к иконоборческой политике.

Спор об иконах породил два мощных направления богословской мысли. Хотя учение иконоборцев известно значительно хуже, чем учение их противников, косвенные данные говорят о том, что мысль иконоборцев императора Константина Копронима и константинопольского патриарха Иоанна Грамматика (837-843) была не менее глубоко укоренена в греческой философской традиции, чем мысль богослова-иконопочитателя Иоанна Дамаскина и главы антииконоборческой монашеской оппозиции Феодора Студита. Параллельно спор развивался в церковно-политической плоскости, заново определялись границы власти императора, патриарха, монашества и епископата.


10. 843 год — Торжество православия

В 843 году при императрице Феодоре и патриархе Мефодии произошло окончательное утверждение догмата иконопочитания. Оно стало возможным благодаря взаимным уступкам, например посмертному прощению императора-иконоборца Феофила, чьей вдовой и была Феодора. Праздник «Торжество православия», устроенный Феодорой по этому случаю, завершил эпоху Вселенских соборов и знаменовал новый этап в жизни византийского государства и церкви. В православной традиции он справляется и поныне, и анафемы иконоборцам, названным поименно, звучат каждый год в первое воскресенье Великого поста. С тех пор иконоборчество, ставшее последней ересью, осужденной всей полнотой церкви, начало мифологизироваться в исторической памяти Византии.


Дочери императрицы Феодоры учатся почитать иконы у бабушки Феоктисты. Миниатюра из мадридского кодекса «Хроники» Иоанна Скилицы. XII-XIII века

Wikimedia Commons

Еще в 787 году, на VII Вселенском соборе, была утверждена теория образа, согласно которой, словами Василия Великого, «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», а значит, поклонение иконе — не идольское служение. Теперь же эта теория стала официальным учением церкви — создание и поклонение священным изображениям отныне не только разрешалось, но вменялось в обязанность христианину. С этого времени начинается лавинообразный рост художественной продукции, складывается привычный нам облик восточно-христианского храма с иконической декорацией, использование икон встраивается в литургическую практику и меняет ход богослужения.

Кроме того, иконоборческий спор стимулировал чтение, копирование и изучение источников, к которым противоборствующие стороны обращались в поисках аргументов. Преодоление культурного кризиса во многом обусловлено филологической работой при подготовке церковных соборов. А изобретение минускула Минускул — письмо строчными буквами, радикально упростившее и удешевившее производство книг. , возможно, было связано с нуждами иконопочитательской оппозиции, существовавшей в условиях «самиздата»: иконопочитатели должны были быстро копировать тексты и не имели средств для создания дорогих унциальных Унциал, или маюскул, — письмо прописными буквами. рукописей.

Македонская эпоха

11. 863 год — начало Фотианской схизмы

Между Римской и Восточной церквями постепенно нарастали догматические и литургические расхождения (прежде всего относительно латинского прибавления к тексту Символа веры слов об исхождении Святого Духа не только от Отца, но «и от Сына», так называемый Filioque Filioque — буквально «и от Сына» (лат.). ). Константинопольский патриархат и папа римский боролись за сферы влияния (в первую очередь в Болгарии, Южной Италии и Сицилии). Провозглашение Карла Великого императором Запада в 800 году нанесло чувствительный удар по политической идеологии Византии: византийский император обрел конкурента в лице Каролингов.

Чудесное спасение Фотием Константинополя при помощи ризы Богоматери. Фреска из Успенского Княгинина монастыря. Владимир, 1648 год

Wikimedia Commons

Две противоборствующие партии внутри Константинопольского патриархата, так называемые игнатиане (сторонники патриарха Игнатия, низложенного в 858 году) и фотиане (сторонники возведенного — не без скандала — вместо него Фотия), искали поддержки в Риме. Папа Николай использовал эту ситуацию для утверждения авторитета папского престола и расширения сфер своего влияния. В 863 году он отозвал подписи своих посланников, одобривших возведение Фотия, однако император Михаил III счел, что этого недостаточно для смещения патриарха, и в 867 году Фотий предал папу Николая анафеме. В 869-870 годах новый собор в Константинополе (и по сей день признаваемый католиками VIII Вселенским) низложил Фотия и восстановил Игнатия. Впрочем, после смерти Игнатия Фотий еще на девять лет вернулся на патриарший престол (877-886).

Формальное примирение последовало в 879-880 годах, но антилатинская линия, заложенная Фотием в Окружном послании к архиерейским престолам Востока, легла в основу многовековой полемической традиции, отголоски которой были слышны и при разрыве между церквями в , и в ходе обсуждения возможности церковной унии в XIII и XV веках.

12. 895 год — создание древнейшего из известных кодексов Платона

Страница манускрипта E. D. Clarke 39 с сочинениями Платона. 895 год Переписывание тетралогий было осуществлено по заказу Арефы Кесарийского за 21 золотую монету. Предполагается, что схолии (комментарии на полях) оставлены самим Арефой.

На конец IX века приходится новое открытие античного наследия в византийской культуре. Вокруг патриарха Фотия сложился круг, в который входили его ученики: император Лев VI Мудрый, епископ Кесарийский Арефа и другие философы и ученые. Они копировали, изучали и комментировали труды древнегреческих авторов. Древнейший и наиболее авторитетный список сочинений Платона (он хранится под шифром E. D. Clarke 39 в Бодлианской библиотеке Оксфордского университета) был создан именно в это время по заказу Арефы.

Среди текстов, которые интересовали эрудитов эпохи, прежде всего высокопоставленных церковных иерархов, были и языческие произведения. Арефа заказывал копии трудов Аристотеля, Элия Аристида, Евклида, Гомера, Лукиана и Марка Аврелия, а патриарх Фотий включал в свой «Мириобиблион» «Мириобиблион» (дословно «Десятитысячекнижие») — обзор прочитанных Фотием книг, которых, впрочем, в действительности было не 10 тысяч, а всего 279. аннотации к эллинистическим романам, оценивая не их, казалось бы, антихристианское содержание, а стиль и манеру письма и при этом создавая новый терминологический аппарат литературной критики, отличный от того, который использовался античными грамматиками. Сам Лев VI создавал не только торжественные речи по церковным праздникам, которые лично произносил (нередко импровизируя) после служб, но также писал анакреонтическую поэзию на древнегреческий манер. А прозвище Мудрый связано с приписанным ему собранием стихотворных пророчеств о падении и отвоевании Константинополя, которые вспоминали еще в XVII веке на Руси, когда греки пытались склонить царя Алексея Михайловича к походу против Османской империи.

Эпоха Фотия и Льва VI Мудрого открывает период Македонского возрождения (названный по имени правящей династии) в Византии, которая также известна как эпоха энциклопедизма или первого византийского гуманизма.

13. 952 год — завершение работы над трактатом «Об управлении империей»

Христос благословляет императора Константина VII. Резная панель. 945 год

Wikimedia Commons

При покровительстве императора Константина VII Багрянородного (913-959) претворялся в жизнь масштабный проект по кодификации знаний византийцев во всех областях человеческой жизни. Мера непосредственного участия Константина не всегда может быть определена с точностью, однако личная заинтересованность и литературные амбиции императора, с детства знавшего, что ему не суждено править, и большую часть жизни вынужденного делить трон с соправителем, не подлежат сомнению. По повелению Константина была написана официальная история IX столетия (так называемый Продолжатель Феофана), были собраны сведения о сопредельных с Византией народах и землях («Об управлении империей»), о географии и истории областей империи («О фемах Фема — византийский военно-административный округ. »), о сельском хозяйстве («Геопоники»), об организации военных походов и посольств и о придворном церемониале («О церемониях византийского двора»). В это же время происходит регламентация церковной жизни: создается Синаксарь и Типикон Великой церкви, определяющие годовой порядок поминовения святых и проведения церковных служб, а через несколько десятилетий (около 980 года) к масштабному проекту по унификации житийной литературы приступает Симеон Метафраст. Примерно в это же время составляется всеобъемлющий энциклопедический словарь «Суда», включающий около 30 тысяч статей. Но самая масштабная энциклопедия Константина — антология сведений античных и ранневизантийских авторов обо всех сферах жизни, условно называющаяся «Эксцерпты» Известно, что эта энциклопедия включала 53 раздела. Полностью дошел только раздел «О посольствах», частично — «О добродетелях и пороках», «О заговорах против императоров», «О мнениях». Среди несохранившихся глав: «О народах», «О преемственности императоров», «О том, кто что изобрел», «О кесарях», «О подвигах», «О поселениях», «Об охоте», «О посланиях», «О речах», «О браках», «О победе», «О поражении», «О стратегиях», «О нравах», «О чудесах», «О сражениях», «О надписях», «О государственном управлении», «О церковных делах», «О выражении», «О коронации императоров», «О смерти (низложении) императоров», «О штрафах», «О праздниках», «О предсказаниях», «О чинах», «О причине войн», «Об осадах», «О крепостях». .

Прозвище Багрянородный давалось детям царствующих императоров, которые рождались в Багряной палате Большого дворца в Константинополе. Константин VII, сын Льва VI Мудрого от четвертого брака, действительно родился в этой палате, но формально был незаконнорожденным. По-видимому, прозвище должно было подчеркнуть его права на престол. Отец сделал его своим соправителем, и после его смерти малолетний Константин шесть лет правил под опекой регентов. В 919 году власть под предлогом защиты Константина от мятежников узурпировал военачальник Роман I Лакапин, он породнился с Македонской династией, выдав за Константина свою дочь, а затем был коронован соправителем. К моменту начала самостоятельного правления Константин формально считался императором уже более 30 лет, а самому ему было почти 40.


14. 1018 год — завоевание Болгарского царства

Ангелы возлагают на Василия II императорскую корону. Миниатюра из Псалтыри Василия, Библиотека Марчиана. XI век

Ms. gr. 17 / Biblioteca Marciana

Правление Василия II Болгаробойцы (976-1025) — время небывалого расширения церковного и политического влияния Византии на сопредельные страны: происходит так называемое второе (окончательное) крещение Руси (первое, согласно легенде, пришлось еще на 860-е годы — когда князья Аскольд и Дир с боярами якобы крестились в Киеве, куда специально для этого патриарх Фотий отправил епископа); в 1018 году завоевание Болгарского царства приводит к ликвидации автономного Болгарского патриархата, просуществовавшего почти 100 лет, и учреждению вместо него полусамостоятельной Охридской архиепископии; в результате армянских походов расширяются византийские владения на Востоке.

Во внутренней политике Василий был вынужден проводить жесткие меры для ограничения влияния крупных землевладельческих кланов, фактически формировавших собственные армии и в 970-980-е годы в ходе гражданских войн, оспаривавших власть Василия. Он пытался жесткими мерами приостановить обогащение крупных землевладельцев (так называемых динатов Динат (от греч. δυνατός ) — сильный, мощный. ), в некоторых случаях прибегая даже к прямой конфискации земель. Но это принесло только временный эффект, централизация в административной и военной сфере нейтрализовала мощных соперников, но в долгосрочной перспективе сделала империю уязвимой перед новыми угрозами — норманнами, сельджуками и печенегами. Македонская династия, правившая более полутора веков, формально прервалась только в 1056 году, но в действительности уже в 1020-30-е годы реальную власть получили выходцы из чиновничьих семей и влиятельных кланов.

Потомки наградили Василия прозвищем Болгаробойца за жестокость в войнах с болгарами. Например, после победы в решающем сражении у горы Беласица в 1014 году он приказал разом ослепить 14 тысяч пленников. Когда именно возникло это прозвище, не известно. Точно, что это произошло до конца XII века, когда, по сообщению историка XIII века Георгия Акрополита, болгарский царь Калоян (1197-1207) стал разорять византийские города на Балканах, гордо именуя себя Ромеебойцей и тем самым противопоставляя себя Василию.

Кризис XI века

15. 1071 год — битва при Манцикерте

Сражение при Манцикерте. Миниатюра из книги «О несчастиях знаменитых людей» Боккаччо. XV век

Bibliothèque nationale de France

Политический кризис, начавшийся после смерти Василия II, продолжился в середине XI века: кланы по-прежнему конкурировали, династии постоянно сменяли друг друга — с 1028 по 1081 год на византийском престоле сменилось 11 императоров, подобной частоты не было даже на рубеже VII-VIII веков. Извне на Византию давили печенеги и турки-сельджуки Держава турок-сельджуков всего за несколько десятилетий в XI веке покорила территории современного Ирана, Ирака, Армении, Узбекистана и Афганистана и стала основной угрозой Византии на Востоке. — последние, одержав в 1071 году победу в битве при Манцикерте Манцикерт — сейчас небольшой городок Малазгирт на самой восточной оконечности Турции рядом с озером Ван. , лишили империю большей части ее территорий в Малой Азии. Не менее болезненным для Византии оказался и полномасштаб-ный разрыв церковных отношений с Римом в 1054 году , получивший впоследствии название Великая схизма Схизма (от греч. σχίζμα ) — разрыв. , из-за которого Византия окончательно утратила церковное влияние в Италии. Впрочем, современники почти не заметили этого события и не придали ему должного значения.

Однако именно эта эпоха политической нестабильности, зыбкости социальных границ и, как следствие, высокой социальной мобильности породила уникальную даже для Византии фигуру Михаила Пселла — эрудита и чиновника, который принимал деятельное участие в возведении на престол императоров (его центральное произведение «Хронография» очень автобиографично), задумывался над сложнейшими богословскими и философскими вопросами, изучал языческие халдейские оракулы, создавал произведения во всех мыслимых жанрах — от литературной критики до агиографии. Ситуация интеллектуальной свободы дала толчок новому типично византийскому изводу неоплатонизма: в звании «ипата философов» Ипат философов — фактически главный философ империи, руководитель философской школы в Константинополе. Пселла сменил Иоанн Итал, изучавший не только Платона и Аристотеля, но и таких философов, как Аммоний, Филопон, Порфирий и Прокл и, по крайней мере по словам его противников, учивший о переселении душ и бессмертии идей.

Комниновское возрождение

16. 1081 год — приход к власти Алексея I Комнина

Христос благословляет императора Алексея I Комнина. Миниатюра из «Догматического паноплия» Евфимия Зигабена. XII век

В 1081 году в результате компромисса с кланами Дук, Мелиссены и Палеологи к власти пришло семейство Комнинов. Оно постепенно монополизировало всю государственную власть и благодаря сложным династическим бракам вобрало в себя прежних соперников. Начиная с Алексея I Комнина (1081-1118) происходит аристократизация византийского общества, снижается социальная мобильность, сворачиваются интеллектуальные свободы, императорская власть активно вмешивается в духовную сферу. Начало этого процесса маркировано церковно-государственным осуждением Иоанна Итала за «палатоновские идеи» и язычество в 1082 году. Затем следует осуждение Льва Халкидонского, который выступил против конфискации церковной собственности для покрытия военных нужд (в это время Византия вела войны с сицилийскими норманнами и печенегами) и едва не обвинил Алексея в иконоборчестве. Происходят расправы над богомилами Богомильство — учение, возникшее на Балканах в X веке, во многом восходившее к религии манихеев. По представлению богомилов физический мир был создан низвергнутым с небес Сатаной. Человеческое тело было также его творением, а вот душа — все же даром благого Бога. Богомилы не признавали институт церкви и нередко выступали против светских властей, поднимая многочисленные восстания. , один из них, Василий, даже был сожжен на костре — явление для византийской практики уникальное. В 1117 году перед судом по обвинению в ереси предстает комментатор Аристотеля Евстратий Никейский.

Между тем современники и ближайшие потомки запомнили Алексея I скорее как правителя, успешного своей внешней политикой: ему удалось заключить союз с крестоносцами и нанести чувствительный удар по сельджукам в Малой Азии.

В сатире «Тимарион» повествование ведется от лица героя, совершившего путешествие в загробный мир. В своем рассказе он упоминает и Иоанна Итала, который хотел принять участие в беседе древнегреческих философов, но был ими отвергнут: «Я был также свидетелем того, как Пифагор резко оттолкнул Иоанна Итала, желавшего примкнуть к этому сообществу мудрецов. „Отребье, — сказал он, — надев на себя галилейское одеяние, которое у них зовется божественными святыми ризами, иначе сказать — приняв крещение, ты стремишься общаться с нами, чья жизнь была отдана науке и познанию? Либо скинь это вульгарное платье, либо сейчас же оставь наше братство!“» (перевод С. В. Поляковой, Н. В. Феленковской).

17. 1143 год — приход к власти Мануила I Комнина

Тенденции, наметившиеся при Алексее I, получили развитие при Мануиле I Комнине (1143-1180). Он стремился установить личный контроль над церковной жизнью империи, стремился к унификации богословской мысли и сам принимал участие в церковных диспутах. Одним из вопросов, в котором Мануил хотел сказать свое слово, был следующий: какие ипостаси Троицы принимают жертву во время Евхаристии — только Бог-Отец или же и Сын, и Святой Дух? Если верен второй ответ (а именно так и было решено на соборе 1156-1157 годов), то один и тот же Сын будет и приносимым в жертву, и принимающим ее.

Внешняя политика Мануила отмечена неудачами на Востоке (самая страшная — повергшее византийцев в уныние поражение при Мириокефале в 1176 году от рук сельджуков) и попытками дипломатического сближения с Западом. Конечной целью западной политики Мануил видел объединение с Римом на основе признания верховной власти единого римского императора, которым должен был стать сам Мануил, и объединения церквей, официально разделившихся в . Однако этот проект не был реализован.

В эпоху Мануила литературное творчество становится профессией, возникают литературные кружки со своей художественной модой, в придворную аристократическую литературу проникают элементы народного языка (их можно найти в сочинениях поэта Феодора Продрома или хрониста Константина Манассии), зарождается жанр византийского любовного романа, расширяется арсенал выразительных средств и растет мера авторской саморефлексии.

Закат Византии

18. 1204 год — падение Константинополя от рук крестоносцев

На правление Андроника I Комнина (1183-1185) пришелся политический кризис: он проводил популистскую политику (уменьшил налоги, разорвал отношения с Западом и жестоко расправлялся с коррупционерами), которая восстановила против него значительную часть элиты и усугубила внешнеполитическое положение империи.


Крестоносцы атакуют Константинополь. Миниатюра из хроники «Завоевания Константино-поля» Жоффруа де Виллардуэна. Ориентировочно 1330 год Виллардуэн являлся одним из руководителей похода.

Bibliothèque nationale de France

Попытка утверждения новой династии Ангелов не принесла плодов, общество было деконсолидировано. Сюда же добавились неудачи на периферии империи: в Болгарии поднялось восстание; крестоносцы захватили Кипр; сицилийские норманны разорили Фессалонику. Борьба между претендентами на престол внутри семейства Ангелов дала европейским странам формальный повод вмешаться. 12 апреля 1204 года участники Четвертого крестового похода разграбили Константинополь. Самое яркое художественное описание этих событий мы читаем в «Истории» Никиты Хониата и постмодернистском романе «Баудолино» Умберто Эко, который подчас дословно копирует страницы Хониата.

На руинах прежней империи возникло несколько государств под венецианским управлением, лишь в малой мере наследующих византийские государственные институты. Латинская империя с центром в Константинополе скорее представляла собой феодальное образование западноевропейского образца, такой же характер был и у герцогств и королевств, возникших в Фессалонике, Афинах и на Пелопоннесе.

Андроник был одним из самых эксцентричных правителей империи. Никита Хониат рассказывает, что он повелел создать в одной из церквей столицы свой портрет в облике бедного землепашца в высоких сапогах и с косой в руке. Ходили легенды и о звериной жестокости Андроника. Он устраивал публичные сожжения своих противников на ипподроме, во время которых палачи заталкивали жертву в костер острыми пиками, а осмелившегося осудить его жестокость чтеца Святой Софии Георгия Дисипата грозил поджарить на вертеле и отослать жене вместо кушанья.

19. 1261 год — отвоевание Константинополя

Утрата Константинополя привела к возникновению трех греческих государств, в равной мере претендовавших на то, чтобы быть полноправными наследниками Византии: Никейской империи на северо-западе Малой Азии под управлением династии Ласкарей; Трапезундской империи в северо-восточной части черноморского побережья Малой Азии, где обосновались потомки Комнинов — Великие Комнины, взявшие титул «императоры ромеев», и Эпирского царства в западной части Балканкого полуострова с династией Ангелов. Возрождение Византийской империи в 1261 году произошло на базе Никейской империи, оттеснившей конкурентов и умело использовавшей в борьбе с венецианцами помощь германского императора и генуэзцев. В результате латинский император и патриарх бежали, а Михаил VIII Палеолог занял Константинополь, был заново коронован и провозглашен «новым Константином».

В своей политике основатель новой династии старался достичь компромисса с западными державами, а в 1274 году даже пошел на церковную унию с Римом, чем настроил против себя греческий епископат и константинопольскую элиту.

Несмотря на то что формально империя была возрождена, ее культура утратила прежнюю «константинополецентричность»: Палеологи были вынуждены мириться с присутствием венецианцев на Балканах и значительной автономией Трапезунда, правители которого формально отказались от титула «императоров ромеев», однако в действительности не оставили имперские амбиции.

Яркий образец имперских амбиций Трапезунда — построенный там в середине XIII века и производящий сильное впечатление и сегодня собор Святой Софии Премудрости Божией. Этот храм одновременно и противопоставлял Трапезунд Константинополю с его Святой Софией, и на символическом уровне превращал Трапезунд в новый Константинополь.

20. 1351 год — утверждение учения Григория Паламы

Святой Григорий Палама. Икона мастера Северной Греции. Начало XV века

На вторую четверть XIV века приходится начало паламитских споров. Святитель Григорий Палама (1296-1357) был оригинальным мыслителем, который развил вызвавшее множество споров учение о различии в Боге божественной сущности (с которой человек не может ни соединиться, ни познать ее) и нетварных божественных энергий (с которыми соединение возможно) и защищал возможность созерцания посредством «умного чувства» Божественного света, явленного, согласно Евангелиям, апостолам во время преображения Христа Например, в Евангелии от Матфея этот свет описан так: «По прошествии дней шести взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет» (Мф. 17:1-2). .

В 40-е и 50-е годы XIV века богословский диспут тесно сплетался с политическим противостоянием: Палама, его сторонники (патриархи Каллист I и Филофей Коккин, император Иоанн VI Кантакузин) и противники (позже перешедший в католицизм философ Варлаам Калабрийский и его последователи Григорий Акиндин, патриарх Иоанн IV Калека, философ и писатель Никифор Григора) попеременно то одерживали тактические победы, то терпели поражение.

Собор 1351 года, утвердивший победу Паламы, тем не менее не положил конец спору, отголоски которого были слышны и в XV веке, но навсегда закрыл путь антипаламитам в высшую церковную и государственную власть. Некоторые исследователи вслед за Игорем Медведевым  И. П. Медведев. Византийский гуманизм XIV-XV веков. СПб., 1997. видят в мысли антипаламитов, прежде всего Никифора Григоры, тенденции, близкие идеям итальянских гуманистов. Еще более полное отражение гуманистические идеи нашли в творчестве неоплатоника и идеолога языческого обновления Византии Георгия Гемиста Плифона, чьи труды были уничтожены официальной церковью.

Даже в серьезной научной литературе иногда можно увидеть, что слова «(анти)паламиты» и «(анти)исихасты» используются как синонимы. Это не вполне верно. Исихазм (от греч. ἡσυχία [исихия] — безмолвие) как отшельническая молитвенная практика, дающая возможность непосредственного опытного общения с Богом, получил обоснование в трудах богословов более ранних эпох, например у Симеона Нового Богослова в X-XI веках.

21. 1439 год — Ферраро-Флорентийская уния


Флорентийская уния папы Евгения IV. 1439 год Составлена на двух языках — латыни и греческом.

British Library Board / Bridgeman Images / Fotodom

К началу XV века стало очевидно, что османская военная угроза ставит под вопрос само существование империи. Византийская дипломатия активно искала поддержки на Западе, велись переговоры об объединении церквей в обмен на военную помощь Рима. В 1430-е годы принципиальное решение об объединении было принято, но предметом торга стало место проведения собора (на византийской или на итальянской территории) и его статус (будет ли он заранее обозначен как «объединительный»). В конце концов встречи произошли в Италии — сначала в Ферраре, затем во Флоренции и в Риме. В июне 1439 года была подписана Ферраро-Флорентийская уния. Это означало, что формально византийская церковь признала правоту католиков по всем спорным вопросам, в том числе и по вопросу . Но уния не нашла поддержки у византийского епископата (главой ее противников стал епископ Марк Евгеник), что привело к сосуществованию в Константинополе двух параллельных иерархий — униатской и православной. Спустя 14 лет, сразу же после падения Константинополя, османы приняли решение опереться на антиуниатов и поставили патриархом последователя Марка Евгеника — Геннадия Схолария, но формально отмена унии случилась только в 1484 году.

Если в истории церкви уния осталась лишь недолгим неудавшимся экспериментом, то ее след в истории культуры куда более значителен. Фигуры, подобные Виссариону Никейскому, ученику неоязычника Плифона, униатскому митрополиту, а затем кардиналу и титулярному латинскому патриарху Константинополя, сыграли ключевую роль в трансмиссии византийской (и античной) культуры на Запад. Виссарион, в эпитафии которому выбиты слова: «Твоими трудами Греция переселилась в Рим», переводил греческих классических авторов на латынь, покровительствовал греческим эмигрантам-интеллектуалам и передал Венеции свою библиотеку, включавшую более 700 рукописей (на тот момент самую обширную частную библиотеку Европы), которая стала основой Библиотеки святого Марка.

Османская держава (названная так по имени первого правителя Османа I) возникла в 1299 году на руинах Сельджукского султаната в Анатолии и на протяжении XIV столетия наращивала экспансию в Малой Азии и на Балканах. Краткую передышку Византии дало противостояние османов с войсками Тамерлана на рубеже XIV-XV веков, однако с приходом к власти Мехмеда I в 1413 году османы вновь стали угрожать Константинополю.

22. 1453 год — падение Византийской империи

Султан Мехмед II Завоеватель. Картина Джентиле Беллини. 1480 год

Wikimedia Commons

Последний византийский император Константин XI Палеолог предпринимал безуспешные попытки отразить османскую угрозу. К началу 1450-х годов Византия сохраняла лишь небольшой регион в окрестностях Константинополя (Трапезунд был от Константинополя фактически независим), а османы контролировали как большую часть Анатолии, так и Балканы (в 1430 году пала Фессалоника, в 1446 году был опустошен Пелопоннес). В поисках союзников император обращался к Венеции, Арагону, Дубровнику, Венгрии, генуэзцам, папе римскому, однако реальную помощь (причем весьма ограниченную) предложили только венецианцы и Рим. Весной 1453 года началась битва за город, 29 мая Константинополь пал, а Константин XI погиб в бою. О его смерти, обстоятельства которой ученым не известны, было сложено множество невероятных историй; в народной греческой культуре в течение многих веков бытовала легенда о том, что последний византийский царь был обращен ангелом в мрамор и ныне покоится в тайной пещере у Золотых ворот, но вот-вот пробудится и изгонит османов.

Султан Мехмед II Завоеватель не порвал линию преемственности с Византией, а наследовал титул римского императора, поддерживал греческую церковь, стимулировал развитие греческой культуры. Время его правления отмечено проектами, которые на первый взгляд кажутся фантастическими. Греко-итальянский гуманист-католик Георгий Трапезундский писал о построении всемирной империи во главе с Мехмедом, в которой ислам и христианство объединятся в одну религию. А историк Михаил Критовул создал историю-похвалу Мехмеду — типичный византийский панегирик со всей обязательной риторикой, но в честь мусульманского властителя, который тем не менее назван не султаном, а на византийский манер — василевсом.