Инструменты

Требования безопасности при ручном перемещении грузов. Инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и при перемещении грузов в ручную

Требования безопасности при ручном перемещении грузов. Инструкция по охране труда при проведении погрузочно-разгрузочных работ и при перемещении грузов в ручную

Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет – 16 кг;

для женщин: - при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг;

Постоянно в течение рабочей смены – 7 кг;

для мужчин старше 18 лет – 50 кг.

Груз массой более 50 кг, но не более 80 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.

Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 50 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

Для перемещения вручную навалочных и сыпучих грузов следует использовать специальные тележки или тачки. Прилагаемое усилие для их перемещение не должно превышать 15 кг.

Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

При ручной переноске деталей, собранных в небольшие связки необходимо сначала проверить прочность связки.

На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.

Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам, деревьям и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.

При перекатывании бочек, колес и т.п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

5. Опасные и вредные производственные факторы при выполнении работ на пэвм.

Опасными и вредными производственными факторами при выполнении работ на ПЭВМ являются:

физические:

 повышенные уровни электромагнитного и ультрафиолетового излучения;

 повышенный уровень статического электричества;

 повышенные уровни запыленности воздуха рабочей зоны;

 повышенное содержание положительных аэроионов в воздухе рабочей зоны;

 пониженное содержание отрицательных аэроионов в воздухе рабочей зоны;

 пониженная или повышенная влажность воздуха рабочей зоны;

 пониженная или повышенная подвижность воздуха рабочей зоны;

 повышенный уровень шума;

 повышенный или пониженный уровень освещенности;

 повышенный уровень прямой и отраженной блесткости;

 повышенный уровень ослепленности;

 повышенная яркость светового изображения;

 неравномерность распределения яркости в поле зрения;

 повышенный уровень пульсации светового потока;

 повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека;

химические:

 повышенное содержание в воздухе рабочей зоны двуокиси углерода, озона, аммиака, фенола формальдегида и поливинилхлоридных бифенилов;

биологические:

 повышенное содержание в воздухе рабочей зоны микроорганизмов.

психофизиологические:

 повышенный уровень напряжения зрения;

 напряжение внимания;

 интеллектуальные нагрузки;

 эмоциональные нагрузки;

 длительные статические нагрузки;

 монотонность труда;

 большой объем информации, поступающей, считываемой, обрабатываемой и передаваемой в единицу времени;

 нерациональная организация рабочего места.

Билет №4

    Требования к допуску к работе пользователей ПЭВМ.

К работам пользователем ПЭВМ допускаются лица не моложе 18 лет:

 прошедшие обязательный при приеме на работу медицинский осмотр (освидетельствование) и в последующем периодические медицинские осмотры (освидетельствования) на предмет пригодности для работы на ПЭВМ и ВДТ и не имеющие медицинских противопоказаний;

 прошедшие вводный инструктаж по охране труда;

 первичный инструктаж на рабочем месте; по данной инструкции;

 инструктаж по электробезопасности с присвоением I группы по электробезопасности.

    Требования безопасности при передвижении по территории на механизированном транспортном средстве.

Водитель не должен осуществлять движение на автомобиле с неисправной тормозной системой и рулевым управлением, а также в случае, когда другие неисправности автомобиля угрожают безопасности движения.

При движении в производственных помещениях, а также по территории Общества водитель не должен превышать установленного ограничения скорости:

 скорость движения транспортных средств по территории Общества, в производственных и других помещениях устанавливается администрацией в зависимости от конкретных условий (интенсивности движения транспортных средств, протяженности территории, состояния дорожного покрытия, ширины и профиля дорог и проездов, вида и типа транспортных средств и перевозимого груза и др.) и в общем случае не должна превышать 10 км/ч по территории;

 в помещениях-не более 5 км/ч;

 скорость движения транспортных средств на поворотах, при въезде и выезде из ворот, при выезде из-за угла здания, при переезде через железнодорожные пути, на перекрестках, в местах интенсивного движения работников, при движении задним ходом не должна превышать 3 км/ч.

Производственный транспорт должен быть оборудован глушителем с искрогасителем, а при использовании в производственных помещениях дополнительно - системой централизации отработавших газов.

Водитель должен соблюдать осторожность при:

 выезде (въезде) из ворот и объезде производственных помещений;

 движении в стесненных условиях (узкие проезды и т.п.);

 движении по производственным участкам, где могут работать люди.

Въезд (выезд) и передвижение гусеничного транспорта по территории Общества разрешается только на платформе, имеющей резиновый ход.

При движении автомобиля по территории и в производственных помещениях запрещается нахождение людей в кузове не оборудованном для этих целей, на подножках и крыльях автомобиля.

Перед началом движения от места остановки (стоянки), перестроением и всяким изменением направления движения водитель обязан убедиться, что своим маневрированием он не создает помех для движения других участников движения. Для машин аварийных служб (газоспасательной, пожарной, скорой помощи) при выезде к месту аварии, пожара, несчастного случая или тяжелого заболевания работающего, скорость движения не ограничивается, но должна обеспечивать безопасность движения.

Водитель транспортного средства, услышав сигнал "сирена", обязан обеспечить беспрепятственный проезд машин аварийных служб (газоспасательной, пожарной и скорой помощи).

Не допускается проезд транспортных средств по участкам дорог и проездов, на которых вследствие аварии возникла загазованность или нет видимости из-за выхода пара, ведутся работы по ликвидации аварии, пожара. При приближении к нерегулируемому обозначенному пешеходному переходу водитель транспортного средства должен остановиться, чтобы пропустить пешеходов.

Водителю запрещается:

− пересекать железнодорожные пути в не установленном месте;

− самовольно открывать шлагбаум или объезжать его.

− управлять транспортным средством в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного), под воздействием лекарственных препаратов, ухудшающих реакцию и внимание, в болезненном или утомленном состоянии, ставящем под угрозу безопасность движения;

− передавать управление транспортным средством незакрепленным за ним водителям;

− покидать место водителя или оставлять транспортное средство, если не приняты необходимые меры предосторожности, исключающие самопроизвольное движение транспортного средства и использование его в отсутствие водителя;

− превышать допустимую скорость движения на территории Общества;

− затруднять нормальное движение других транспортных средств и пешеходов;

− управлять транспортным средством с нарушением режима труда и отдыха, установленного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

− резко тормозить, если это не требуется для обеспечения безопасности движения.

    Требования к состоянию территории

Территория Общества должна постоянно содержаться в чистоте и систематически очищаться от отходов производства и потребления.

Временное хранение отходов на территории Общества разрешается только в установленных местах, специально оборудованных в соответствии с требованиями ОООС-П-03.

Вывоз отходов производства подразделениями Общества осуществляется по согласованию с отделом ООС Общества с оформлением документов на вывоз.

Вывоз строительных отходов сторонними организациями, производящими работы на территории Общества, осуществляется по письменному обращению на имя начальника отдела ВБ с указанием количества груза, даты и места вывоза, данных транспортного средства, предварительно согласованному с руководителем структурного подразделения Общества, ответственного за выполнение работ.

Контроль над надлежащим состоянием закрепленной территории в ходе и после окончания строительных (ремонтных) работ несут руководители структурных подразделений Общества и руководители сторонних организаций, выполняющих работы на территории Общества.

Проезды и проходы должны быть свободными для движения, выровнены, не иметь рытвин, ям и достаточно освещены, в зимнее время очищены от снега, а в гололедицу - посыпаны песком.

Каждая улица и дорога должны иметь обозначения с проставлением дорожных знаков и разметки.

Руководители структурных подразделений по результатам проверки обязаны своевременно обеспечивать выполнение ремонта инженерно-технических средств охраны (зданий, сооружений, систем и средств технического оснащения) на своих участках. Руководители структурных подразделений, объекты которых оснащены средствами технического контроля (охранно-пожарная сигнализация, системы видеонаблюдения и т.п.), несут ответственность за сохранность и исправное состояние этих систем и обязаны своевременно принимать меры по их техническому обслуживанию и ремонту.

Директор по строительству Общества своевременно обеспечивает укрепление вновь вводимых объектов инженерно-техническими средствами охраны. Помещения и сооружения охраны, объекты, заблокированные охранной сигнализацией и находящиеся под наблюдением подразделения охраны, должны быть оборудованы согласно РД 78.36.003–2002. Проектную документацию на технические средства охраны, до передачи ее монтажной организации, необходимо согласовать со СБ Общества.

Главный механик Общества обеспечивает проведение капитального ремонта инженерных сооружений охраны, выполнение реконструкции и замену пришедших в негодность зданий и сооружений.

Главный энергетик Общества организует контроль над техническим состоянием и обслуживание (монтаж) периметрального охранного освещения.

Начальник цеха КИПиА осуществляет контроль над техническим состоянием и обслуживание (монтаж) систем охранной и пожарной сигнализации, производит замену устаревших систем на современные. Изделия и материалы, применяемые при производстве работ, должны соответствовать спецификациям проекта, государственным стандартам, техническим условиям и иметь соответствующие сертификаты, технические паспорта и другие документы, удостоверяющие их качество.

На производство работ по монтажу систем сигнализации допускаются юридические лица, имеющие лицензию установленного образца на проведение этих работ.

Изменение конфигурации периметрального ограждения могут быть произведены только по согласованию со СБ.

Проведение огневых, газоопасных, ремонтных и земляных работ вблизи территории, прилегающей к периметральному ограждению, административным зданиям, в административных зданиях Общества производится по предварительному согласованию со СБ Общества, при наличии наряда - допуска на производство работ.

    Характеристика хлора

Хлор (химическая формула Сl2) - газ, желто-зеленого цвета с резким уду-шающим запахом. Под давлением легко сжижается в темную желто-зеленую жид-кость, сохраняемую в стальных баллонах или цистернах. При испарении на воздухе в значительных количествах жидкий хлор дает с водяными парами белый туман. Мо¬лекулярная масса – 70,91, температура кипения – минус 34,1°С, сильный окислитель, токсичен.

Хлор в 2,5 раза тяжелее воздуха. На солнечном свете соединяется с во-до¬родом со взрывом. Не горюч, но поддерживает горение многих органических ве¬ществ. Скипидар и порошки металлов в атмосфере хлора самовозгораются при ком¬натной температуре. При взаимодействии с водяными парами образует соляную и хлорноватистую кислоту.

По отравляющему действию хлор относится к сильно действующим ядовитым веществам: предельно-допустимая концентрация в воздухе рабочих поме-щений составляет 1 мг/м3 и его нейтрализация в газообразном состоянии при боль-ших утечках затруднена.

    Требования к средствам индивидуальной защиты от падения с высоты

Для защиты от воздействия опасных производственных факторов работникам, выполняющим работу на высоте, следует применять средства индивидуальной защиты (предохранительные пояса, предохранительные полуавтоматические верхолазные устройства типа ПВУ-2, канаты страховочные, защитные каски, противоскользящую обувь и т.п.).

Средства индивидуальной защиты от падения с высоты как отечественные, так и приобретенные за рубежом, должны иметь сертификаты или декларацию соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством.

Требования к предохранительным поясам.

Пояса должны соответствовать требованиям технических условий на пояса конкретных конструкций. Приобретаемые за рубежом пояса должны иметь сертификат или декларацию соответствия, подтверждающих соответствие выдаваемых СИЗ требованиям безопасности, установленным законодательством.

Пояса по климатическому исполнению должны соответствовать климатическим зонам их применения. Климатическое исполнение пояса должно быть указано в технических условиях на него.

Пояса должны быть регулируемые по длине и обеспечивать обхват талии от 640 до 1500 мм.

Типоразмеры поясов устанавливаются техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

Ширина лямок пояса, несущих нагрузки, не должна быть менее 50 мм, безлямочного пояса в спинной части - не менее 80 мм.

Длина стропа (фала) пояса устанавливается техническими условиями на пояса конкретных конструкций.

Масса пояса должна быть не более 2,1 кг.

Статическая разрывная нагрузка для пояса должна быть не менее 7000 Н (700 кгс).

Пояс должен выдерживать динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг с высоты, равной двум длинам стропа (фала).

Динамическое усилие при защитном действии для безлямочного предохранительного пояса и для предохранительного лямочного пояса, имеющего только плечевые лямки, не должно превышать 4000 Н (400 кгс), для предохранительного лямочного пояса с плечевыми и ножными лямками - не более 6000 Н (600 кгс).

Карабин стропа (фала) предохранительного пояса должен обеспечивать быстрое и надежное закрепление и открепление одной рукой при надетой утепленной рукавице. Продолжительность цикла "закрепление - открепление" должна быть не более 3 секунд.

Карабин должен иметь предохранительное устройство, исключающее его случайное раскрытие. Замок и предохранитель карабина должны закрываться автоматически.

Усилие для раскрытия карабина должно быть не менее 29,4 Н (3 кгс) и не более 78,4 Н (8 кгс).

Строп (фал) пояса для электрогазосварщиков и других работников, выполняющих огневые работы, должен быть изготовлен из стального каната или цепи.

Условия безопасного применения стропа (фала) должны быть указаны в технических условиях на пояса конкретных конструкций.

Металлические детали предохранительного пояса не должны иметь трещин, раковин, надрывов и заусенцев.

На каждом поясе должны быть нанесены:

 товарный знак предприятия-изготовителя;

 размер и тип пояса;

 дата изготовления;

 клеймо ОТК изготовителя;

 обозначение стандарта или технических условий;

 знак соответствия.

Предохранительные пояса перед выдачей в эксплуатацию, а также через каждые 6 месяцев должны подвергаться испытанию статической нагрузкой по методике, приведенной в стандартах или технических условиях на пояса конкретных конструкций. После испытания под нагрузкой проводится тщательный осмотр пояса и при отсутствии видимых повреждений он допускается в эксплуатацию. Результаты испытаний заносятся в журнал по форме ОГМ-ф36 в соответствии с приложением В. Данная запись производиться лицом, ответственным за содержание поясов в исправном состоянии (начальник участка, мастер), назначенным руководителем объекта распоряжением по форме ОКиКД-ф3.

После испытания предохранительный пояс снабжается металлической биркой, на которой клеймением указывается дата испытания.

 строп пояса без амортизатора - грузом массой 700 кг;

 строп пояса с амортизатором - грузом массой 400 кг (при этом амортизатор испытанию не подвергается);

 пряжку с ремнем - грузом массой 300 кг.

Опора, к которой закрепляют карабин пояса (или элементы, выполняющие ее функцию), должна иметь прочность не менее 15 кН (1500 кгс).

Требования к каскам строительным.

Для защиты головы работника от механических повреждений падающими сверху предметами или при соударении с конструктивными и другими элементами, для защиты от воды, поражения электрическим током при работах на высоте по строительству, монтажу, демонтажу, выполнении ремонтных, наладочных и других работ должны применяться каски.

Каска состоит из корпуса, внутренней оснастки и подбородочного ремня, а также по требованию потребителя может быть снабжена устройствами для крепления щитков, противошумных наушников и других средств индивидуальной защиты.

Детали внутренней оснастки изготавливаются из прочных и эластичных материалов. Несущая лента (кроме ее затылочной части) должна иметь покрытие из натуральной или перфорированной искусственной кожи или другого пористого материала, защищающего кожу от натирания.

Внутренняя оснастка и подбородочный ремень должны быть съемными и иметь устройства для крепления к корпусу каски. Подбородочный ремень должен регулироваться по длине, а способ крепления должен обеспечивать возможность его быстрого отсоединения.

Наружная поверхность корпуса каски должна быть гладкой, без трещин и пузырей. На поверхности корпуса каски допускаются включения другого цвета в количестве, допустимом нормами на материалы.

Требования к предохранительным верхолазным устройствам.

Предохранительные верхолазные устройства должны обеспечивать плавное торможение страховочного каната при скорости извлечения его из устройства, превышающей 1,5 м/с.

Предохранительное верхолазное устройство имеет элемент для закрепления его на опоре или ином надежно закрепленном конструктивном элементе здания, сооружения.

Выходной конец страховочного каната предохранительного верхолазного устройства должен быть оформлен в виде петли или оснащен кольцом или карабином, к которым работник прикрепляет стропы (фал) предохранительного пояса.

Барабанная система предохранительного верхолазного устройства, оснащенная храповым устройством с пружиной, должна обеспечивать намотку страховочного каната определенной длины, выдерживающего динамическую нагрузку, возникающую при падении груза массой 100 кг в процессе торможения до полной остановки его падения на длине тормозного пути от 0,6 до 1,5 м.

При массе предохранительного верхолазного устройства 8 кг страховочный канат имеет длину 5 м, при массе 9,4 кг - 10 м, 11 кг - 12 м, 14 кг - 20 м, 21 кг - 30 м.

После каждого случая срабатывания, а также периодически в процессе эксплуатации через каждые 6 месяцев должны проводиться освидетельствование и испытание предохранительного верхолазного устройства по методике, указанной в технических условиях предприятия-изготовителя. Результаты испытаний заносятся в журнал по форме ОГМ-ф36 в соответствии с приложением В. Данная запись производиться лицом, ответственным за содержание верхолазных устройств в исправном состоянии (начальник участка, мастер), назначенным руководителем объекта распоряжением по форме ОКиКД-ф3.

Билет №5

    Основные права работника

Работник имеет право на:

Заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены Трудовым кодексом Российской Федерации.

Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

Производственные и социально-бытовые условия, обеспечивающие безопасность и соблюдение требований гигиены труда.

Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами.

Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

Возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными Федеральными законами.

Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных Федеральными законами.

На создание и объединение в профессиональный союз для защиты социально-трудовых и профессиональных прав и интересов.

Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет – 4 кг;

для женщин при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) – 10 кг; постоянно в течение рабочей смены – 7 кг;

для мужчин старше 18 лет – 50 кг.

Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин). Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.

Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы па ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки необходимо сначала проверить прочность связки.

Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.д.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности. ТИОТ - М-Р-001-2000 проведение погрузочно-разгрузочных работ.

Гигиенические требования к организации и оборудованию учебных кабинетов вычислительной техники.

Помещения с ВДТ и ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение. Естественное освещение должно осуществляться через светопроемы, ориентированные преимущественно на север и северо-восток и обеспечивать коэффициент естественной освещенности (КЕО) не ниже 1,2% в зонах с устойчивым снежным покровом я не ниже 1,6% на остальной территории.

Указанные значения КЕО нормируются для зданий, расположенных в III световом климатическом поясе. Расположение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ для взрослых пользователей в подвальных помещениях не допускается. Размещение рабочих мест с ВДТ и ПЭВМ во всех учебных заведениях и дошкольных учреждениях не допускается в цокольных и подвальных помещениях.

В случаях производственной необходимости эксплуатация ВДТ и ПЭВМ в помещениях без естественного освещения может проводиться только по согласованию с органами и учреждениями Государственного санитарно - эпидемиологического надзора.

Площадь на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ для взрослых пользователей должна составлять не менее 6,0 кв. м, а объем - не менее 20,0 куб. м.

При строительстве новых и реконструкции действующих средних, средних специальных и высших учебных заведений помещения для ВДТ и ПЭВМ следует проектировать высотой (от пола до потолка) не менее 4,0 м. При входе в учебное помещение с ВДТ и ПЭВМ в средних и высших учебных заведениях следует предусмотреть встроенные или пристенные шкафы (полки) для хранения портфелей, сумок учащихся и студентов. В помещении должны оборудоваться системы отопления вентиляции и кондиционирования.

БИЛЕТ №20

Виды ответственности за нарушение правил охраны труда.

Законодательством предусмотрена уголовная, административная, дисциплинарная и материальная ответственность за нарушение правил охраны труда.

Основные требования безопасности, предъявляемые к ручному инструменту.

Ручные инструменты (молотки, зубила, пробойники и т.п.) не должны иметь:

– на рабочих поверхностях повреждения (выбоины, сколы);

– на боковых гранях в местах зажима их рукой заусенцев, задиров и острых ребер;

– на поверхности ручек инструментов заусенцев и трещин, поверхность должна быть гладкой;

– перекаленную рабочую поверхность. ПОТ Р 0-200-01-95.

размер шрифта

ТИПОВАЯ ИНСТРУКЦИЯ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ РАБОЧИХ ВЫПОЛНЯЮЩИХ ПОГРУЗОЧНО - РАЗГРУЗОЧНЫЕ И СКЛАДСКИЕ РАБОТЫ- ТИ Р М-001-2000 (утв-... Актуально в 2018 году

4. Требования безопасности при переноске грузов

4.1. Предельная норма переноски тяжестей по ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:

для подростков мужского пола от 16 до 18 лет - 4 кг;

для женщин: при чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг; постоянно в течение рабочей смены - 7 кг;

для мужчин старше 18 лет - 50 кг.

Груз массой более 50 кг должны поднимать не менее двух рабочих (мужчин).

4.2. Подъем грузов с укладкой в штабель высотой более 3 м вручную не допускается.

4.3. При одновременной переноске грузов расстояние между рабочими (или группами рабочих), несущими единицу груза (ящик, мешок и т.п.), должно быть не менее 2 м.

4.4. Переносить грузы на носилках допускается по горизонтальному пути на расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки следует по команде рабочего, идущего сзади.

Переносить грузы на носилках по лестницам не допускается.

4.5. Переносить длинномерные материалы (бревна, трубы и т.д.) следует специальными захватами и приспособлениями. Переносить длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и т.п. не допускается.

4.6. Тяжелые штучные грузы, затаренное оборудование кантовать с помощью роликовых ломов и других приспособлений. Не допускается перекатывать и кантовать груз на себя.

4.7. При ручной переноске деталей тракторов и сельскохозяйственных машин, собранных в небольшие связки, необходимо сначала проверить прочность связки.

4.8. Переноску и погрузку антисептированных лесоматериалов допускается производить только в спецодежде (брезентовые куртки, брюки, рукавицы кожаные).

4.9. На погрузку (разгрузку) вручную длинномерных грузов (бревен, балок длиной, превышающей 1/3 длины кузова автомобиля, тракторного прицепа и т.п.) необходимо выделять не менее двух человек, при этом они должны пользоваться канатами достаточной прочности.

4.10. Для переноски длинномерных грузов рабочим следует надевать наплечники. При этом рабочие должны находиться с одной стороны переносимого груза.

4.11. При перекатывании бочек, колес и т.п. рабочий должен следовать за грузом и контролировать скорость его перемещения.

Настоящая инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, перемещению тяжестей и транспортированию грузов доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К погрузочно-разгрузочным работам и перемещению тяжестей следует приступать только после прохождения инструктажа по безопасному ведению этих работ. Подростков можно допускать к переноске грузов только при условии, если эти операции входят в должностные обязанности по их специальности и занимают не более 1/3 всего их рабочего времени.
1.2. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение тяжести должны выполняться под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ.
1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом: при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации.
Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 метров.
1.4. Переносить материалы на носилках можно только по горизонтальному пути (нельзя по лестницам и стремянкам) и на расстоянии не более 50 метров.
1.5. Предельная норма переноски грузов вручную при ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать: 16 кг — для подростков мужского пола (от 16 до 18 лет); 50 кг — для мужчин (старше 18 лет).
1.6. Погрузку, разгрузку и перемещение агрессивных жидкостей, кислот щелочей различных ядовитых веществ необходимо осуществлять осторожно, в защитной спецодежде. Перед началом таких работ следует приготовить воду, которая может пригодиться для промывки обожженного участка тела. При выполнении работ следует осмотреть тару, в которой находятся бутылки с кислотами.
1.7. Погрузку и разгрузку бутылей надо осуществлять только вручную. Переносить бутылки с кислотой необходимо вдвоем, в прочных плетеных корзинах или деревянных ящиках, только за ручки или перевозить на специальной тележке.
1.8. Переносить бутылки с кислотой на спине или на плечах, подавать вверх, наклонять порожние бутылки запрещается.
1.9. При случайном расколе бутылки, розливе или рассыпании едких ядовитых веществ необходимо нейтрализовать эти вещества. Место розлива следует посыпать песком или золой и осторожно собрать лопатой в специальный контейнер.
1.10. Для перемещения баллонов со сжатым и сжиженным газом следует применять специальные носилки; переносить баллон на плечах или перекатывать волоком не разрешается.
1.11. Перевозить наполненные газом баллоны следует на рессорном транспорте, баллоны при этом надо укладывать горизонтально, вентилями в одну сторону и с прокладками между баллонами. В качестве прокладок можно применять деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.
1.12. Автомобиль для перевозки баллонов должен иметь:
— опознавательный знак в виде красного флажка;
— глушитель, выведенный вперед.
1.13. При погрузке и выгрузке баллонов двигатель автомобиля должен быть включен.
1.14. Погрузка и разгрузка баллонов со сжатым и сжиженным газом должны осуществляться вручную. Рабочие, занятые этой работой, должны быть в одежде и в рукавицах, чистых от нефти и нефтепродуктов.
1.15. Стандартные баллоны емкостью более 12 литров следует транспортировать с навернутыми колпаками. Баллоны при погрузке и разгрузке подаются колпаками вверх.
1.16. При транспортировании баллонов с ядовитыми и горючими газами на боковых штуцерах вентилей должны быть поставлены заглушки.
1.17. При совместном транспортировании баллонов с кислородом и с горючими газами количество кислородных не должно превышать двух, а с горючим газом одного.
1.18. В летнее время баллоны при перевозке необходимо защищать от солнечных лучей.
1.19. При перевозке баллонов рабочий, сопровождающий груз, должен в пути периодически останавливать машину и проверять надежность крепления баллонов и отсутствие утечки газа. При обнаружении неисправности баллона необходимо отвести машину от шоссейной дороги на расстояние не менее 100 м и выгрузить неисправный баллон, соблюдая при этом меры безопасности. Нельзя сбрасывать баллон с транспортных средств.
1.20. При погрузке, выгрузке и укладке в штабеля труб, а также бревен должны применяться грузоподъемные механизмы или безопасные трубные накаты (скаты).
1.21. При пользовании накатами должны соблюдаться следующие условия:
— накаты должны быть металлическими, соответствовать весу груза и иметь приспособление для крепления к транспортным средствам или стеллажам, вес каждого наката не должен превышать нагрузку на двух человек;
— угол наклона установленных канатов должен быть не более 30 градусов;
— расстояние между накатами должно быть таким, чтобы концы труб или бревен выступали за ними не более чем на 1,5 м;
— на накатах должно быть предусмотрено устройство, предотвращающее обратное скатывание груза;
— исправность и устойчивость накатов необходимо проверять перед каждым их применением.
1.22. Применяемые при такелажных работах катки должны быть металлическими, выполненными из ровных груб одинакового диаметра, и иметь длину не менее ширины передвигаемого груза. Количество катков должно быть не менее трех.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. До начала работы рабочие обязаны:
— осмотреть рабочее место, убрать из-под него, все, что может помешать при работе, освободить проходы и не загромождать их;
— если под ногами скользко (пол облит водой, мастикой, маслом и т.п.), вытереть его или посыпать песком, опилками;
— проверить исправность лестниц, трапов;
— подобрать приспособления, необходимые для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения тяжестей и проверить их исправность;
— о выявленных неисправностях сообщать работнику, ответственному за безопасное производство работ.
2.2. При необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных работ в ночное время рабочие места должны иметь освещенность не менее 5 лк при перемещении грузов вручную и 10 лк при перемещении грузов с помощью грузоподъемных механизмов.
2.3. Площадка, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, должна быть ровной и достаточной для подъезда и установки транспортных средств, установки и маневрирования грузоподъемных механизмов.
2.4. В случае перемещения грузов по наклонному пути должны быть приняты меры к предупреждению самопроизвольного скольжения или скатывания их.
2.5. Перед погрузкой и разгрузкой труб, бревен и других длинномерных грузов должны быть приняты меры против самопроизвольного скатывания их со штабеля или транспортных средств.
2.6. Запрещается перед разгрузкой труб и бревен со стеллажей или транспортных средств извлекать удерживающие стойки, а также клинья со стороны, противоположной месту разгрузки.
2.7. Установка и работа грузоподъемных машин на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушных линий электропередачи или воздушной сети напряжением более 36 В может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы.
Установка и работа грузоподъемных машин в указанных случаях должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При погрузочно-разгрузочных работах, связанных с перемещением тяжестей грузоподъемными механизмами, рабочие должны выполнять операции только по сигналу руководителя работ.
3.2. Работник, руководящий погрузочно-разгрузочными работами с применением крана, должен находиться в таком месте, чтобы обеспечивалась взаимная видимость между ним и крановщиком.
3.3. Запрещается:
— находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения:
— поднимать груз, масса которого неизвестна;
— поддерживать, разворачивать и направлять перемещаемый груз непосредственно руками (эти операции необходимо производить при помощи крючка или веревки, прикрепленной к грузу);
— во время нахождения груза на весу производить какие-либо исправления его в тросах, а также положения строп и подъемных приспособлений;
— применять грузоподъемные краны для подтаскивания тяжестей, вытаскивать груз, зажатый между другими предметами;
— выдергивать защемленные или зацепившиеся стропы, канаты, проволоку, цепи и т.п. вручную.
3.4. При механизированной погрузке и разгрузке поднимаемые длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы.
3.5. Такелажные приспособления должны обеспечивать надежный захват перемещаемого груза.
3.6. Грузы, сложенные в пакеты, должны стропиться таким образом, чтобы при подъеме исключалась возможность их падения.
3.7. При перемещении краном груз должен быть поднят выше встречающихся па пути предметов не менее чем на 0,5 м.
3.8. В кузове автомобиля грузы следует укладывать с соблюдением следующих правил:
— при погрузке навалом грузы располагать равномерно по всей площади кузова, не превышая уровня бортов автомобиля;
— штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борга, должны быть надежно укреплены;
— высота уложенных грузов не должна превышать габаритных размеров проезжей части, тоннелей и ворот, встречающихся на пути.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. При выявлении во время работы неисправностей отдельных частей и узлов, которые могут привести к аварии, работа должна быть немедленно прекращена до полного устранения неисправностей.
4.2. О возникновении аварийной ситуации, которая может привести к аварии, пожару на производстве, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей, необходимо немедленно поставить в известность непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц и приступить к ликвидации и локализации последствий.
4.3. На рабочем месте должна находиться аптечка с медикаментами и средствами для оказания первой (доврачебной) помощи.
4.4. При несчастном случае необходимо оказать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую помощь, сообщить об этом своему непосредственному руководителю или диспетчеру по месту работы.
Первую (доврачебную) помощь пострадавшим необходимо оказывать в соответствии с «Инструкцией по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях».

Утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 апреля 1980 г. N 1973.

Настоящий стандарт устанавливает обшие требования безопасности и процессам перемещения грузов на предприятиях* всех отраслей народного хозяйства (погрузке, разгрузке,транспортировке, промежуточному складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом.
* Предприятия, учреждения, организации, производственные объединения и др. в дальнейшем именуются "предприятия".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Перемещение грузов на предприятиях должно выполняться в соответствии с требованиями гост 12.3.002-75 и настоящего стандарта.
1.2. Для перемещения грузов на предприятиях должны быть разработаны транспортно-технологические схемы.

1.3. Для движения транспортных средств на территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

2.1. Устройство транспортных путей - по СНиП И-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", а их освещение - по СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
2.2. На транспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знаки по гост 10807-78 и нанесена разметка по гост 13508-74. Применение технических средств регулирования дорожного движения - по ГОСТ 23457-79. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м, а при движении людей - не менее 0,8 м.
2.3. Места проведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками по ГОСТ 10807-78, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.
2.4. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.
2.5. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.
2.6. В местах пересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путями должны быть переезды по СНиП Н-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования"; шлагбаумы, предупредительная звуковая и световая сигнализация - по СНиП И-46-75 "Промышленный транспорт. Нормы проектирования".
2.7. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхность транспортных путей.
2.8. При озеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость по СНиП Н-Д.5-72.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

3.1. Требования безопасности следует вносить в технологические документы: МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-74.
Оформление документов на процессы перемещения грузов на предприятиях - ГОСТ 3.1602-74.
3.2. При перемещении грузов должно быть обеспечено состояние воздушной среды рабочей зоны производственных перемещений по ГОСТ 12.1.005-76.
3.3. Требования к погрузочно-разгрузочным работам:
3.3.1. Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов по гост 12.3.009-76 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.3.2. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.Масса груза, перемещаемая вручную женщинами, должна соответствовать нормам предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденных в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.3. Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.
3.3.4. Перед началом работы должно быть проверено наличие и исправность погрузочно-разгрузочных устройств, грузозахватных приспособлений и инструментов.
3.3.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузке вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п.
3.3.6. Для правильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели и наносить разграничительные полосы.
3.3.7. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, следует применять прокладки, предотвращающие выход их строя грузозахватных устройств.
3.3.8. Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должно производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76.
3.3.9. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.
3.3.10. При промежуточном складировании на отвалах или в отсеках сыпучий материал следует складывать и отбирать с учетом естественного угла откоса для грузов данного вида. Отбор сыпучих материалов способом подкопа не допускается. При погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими материалами не допускается нахождение работающих в заполняемых емкостях.
3.3.11. Для погрузки и выгрузки штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5 град.
Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м. Эстакады, рампы складов подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.12. Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами следует производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства.
3.3.13. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами, а также с помощью грейфера, электромагнита и других механических грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузове транспортного средства.
3.3.14. При постановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное их движение.
3.3.15. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена или иметь сигнализацию, указывающую на опасность нахождения людей в этой зоне.
Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по гост 12.4.026-76.
3.3.16. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.
3.4. Требования к транспортированию грузов и транспортным средствам
3.4.1. Транспортирование грузов должно выполняться транспортными средствами, соответствующими требованиям ГОСТ 12.2.003-74.
3.4.2. Транспортные средства предприятий должны иметь государственные номерные знаки или регистрационные номера предприятия.
3.4.3. Максимальная скорость движения транспортных средств по территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.4. Транспортирование должно выполняться транспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять транспортные средства можно при условии, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение, а на погрузчиках, кроме того, должен быть опущен поднятый груз.
3.4.5. Груз должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:
- не подвергал опасности водителя и окружающих,
- не ограничивал водителю обзорности,
- не нарушал устойчивости транспортного средства;
- не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера.
3.4.6. Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза.
3.4.7. Транспортирование опасных грузов по ГОСТ 19433-81 в таре, не соответствующей ГОСТ 19822-81, а также при отсутствии маркировки по ГОСТ 14192-77 и знака опасности по ГОСТ 12.4.026-76 не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.8. При установке грузов неправильной формы и сложной конфигурации на транспортное средство, кроме грузов, которые не допускается кантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое низкое положение.
3.4.9. В цехах с повышенным уровнем шума должна быть обеспечена возможность звукового или светового определения движущегося транспортного средства.
3.4.10. Перевозка людей на транспортных средствах допускается только при наличии дополнительных сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.
3.4.11. Въезд во взрывоопасные помещения допускается только для транспортных средств во взрывобезопасном исполнении.
3.4.12. При транспортировании штучных грузов, уложенных выше бортов кузова или на платформе без бортов, они должны быть укреплены.
3.4.13. Бочки с жидкостями при транспортировании должны устанавливаться пробками вверх. При многорядном размещении каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подкпиниванием всех крайних рядов.
3.4.14. Стеклянную тару с жидкостями при транспортировании следует устанавливать в кузове стоя (горловиной вверх). При установке ее друг на друга необходимо между тарой ставить прокладки из досок.
3.4.15. Транспортировать легковоспламеняющиеся жидкости следует на специализированных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками с острием на конце. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, установленных на транспортные средства, указанные емкости также должны иметь заземление.
3.4.16. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах должно производиться в уплотненных кузовах, при этом должны быть приняты меры, исключающие их распыление при движении.
3.4.17. Транспортирование грузов с температурой выше 70 град. С должно производиться на транспортных средствах, оборудованных металлическими кузовами.
3.4.18. Транспортные средства, предназначенные для перемещения баллонов с газами, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны оборудоваться искрогасителями в выхлопных трубах и средствами пожаротушения в соответствии с правилами и обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными МВД СССР.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.19. Баллоны со сжиженным газом следует транспортировать на подрессоренных транспортных средствах, при этом баллоны должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону поперек кузова и закрепляться.
3.4.20. Перевозить баллоны с газом в вертикальном положении следует только в специальных контейнерах.
3.4.21. (Исключен, Изм. № 1).
3.4.22. Легковоспламеняющиеся жидкости и ядовитые вещества допускается транспортировать с использованием электротранспорта только в качестве тягача, при этом он должен быть оборудован средствами пожаротушения.
3.4.23. Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.
3.4.24. При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами (МК, КТП, КТТП ПО ГОСТ 3.1102-74 И ГОСТ 24366-80).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.25. Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.
3.4.26. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими их на захватах. 3.4.27. При перерывах в работе и по окончании ее груз долженбыть опущен.
3.4.28. Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.
3.4.29. Не допускается штабелирование груза без кабины или защитной решетки над рабочим местом водителя погрузчика и защитного ограждения каретки грузоподъемного устройства.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5. Требования к промежуточному складированию грузов
3.5.1. Эстакады и грузовые площадки для промежуточного складирования грузов - по нормам проектирования и сооружения промышленных предприятий, утвержденным Госстроем СССР.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5.2. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.
3.5.3. Промежуточное складирование грузов должно производиться в зависимости от перемещаемого груза, тары, упаковки и технических средств, с помощью которых осуществляется складирование.
3.5.4. Грузовые площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов без движения по ним транспортных средств, должны быть рассчитаны при распределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 кв.м.
3.5.5. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитные решетки.
3.5.6. При промежуточном складировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность уложенных грузов.
3.5.7. Грузы в таре и кипах следует укладывать в устойчивые штабели, высота которых должна быть определена по ГОСТ 12.3.010-76.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ

4.1. Порядок и виды обучения, организация инструктажа работающих - по ГОСТ 12.0.004-79.
4.2. К управлению транспортными средствами погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение на право управления транспортным средством и выполнения соответствующего вида работ. К управлению электрофицированным транспортом допускаются водители, имеющие первую квалификационную группу по технике безопасности.
4.3. Водитель транспортного средства, который работает с грузоподъемными механизмами, должен быть обучен по программе стропальщика, аттестован квалификационной комиссией и иметь удостоверение на право выполнения этих работ.
4.4. Лица, допущенные к обслуживанию транспортных средств по перевозке опасных грузов, должны проходить обучение безопасным приемам и методам труда по специальной программе с последующей аттестацией и иметь удостоверение.
4.5. Программы для обучения работающих, занятых перемещением грузов на предприятиях, должны составляться с учетом требований стандартов безопасности труда, правил дорожного движения и правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных МВД СССР, "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР, "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителя", утвержденных Госэнергонадзором и других нормативно-технических документов. (Измененная редакция, Изм. № 1).

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. При перемещении грузов на предприятиях средства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75.
5.2. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты с учетом воздействующих на них опасных и вредных производственных факторов в соответствии с отраслевыми нормами.
5.3. Все средства индивидуальной защиты, применяемые работающими при работах, связанных с внутризаводским перемещением грузов, должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные нормативно-технической документацией на эти средства.
5.4. Работающие, участвующие в выполнении погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными механизмами, должны носить защитные каски по ГОСТ 12.4.091-80 и ГОСТ 12.4.128-83.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.5. Хранение, дезинфекция, дегазация, дезактивация, стирка и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих должны производиться в порядке, установленном органами санитарного надзора.

Информация об авторе

Константин Соколов

Генеральный директор инженерно-технического центра «ТЕХНОВИК», эксперт в области безопасности складской логистики и оборудования.
Член Ассоциации Производителей Стеллажей и Складского Оборудования (Россия), FEM (Европейская ассоциация подъемно-транспортного оборудования и ERF (Европейская Федерация стеллажного оборудования).
Соавтор уникальной запатентованной технологии фрагментарного ремонта стеллажей «Робусто».