Инструменты

Требования безопасности при переноске грузов вручную. Требования безопасности при перемещении грузов вручную

Требования безопасности при переноске грузов вручную. Требования безопасности при перемещении грузов вручную

Утверждены Постановлением Государственного комитета СССР по стандартам от 29 апреля 1980 г. N 1973.

Настоящий стандарт устанавливает обшие требования безопасности и процессам перемещения грузов на предприятиях* всех отраслей народного хозяйства (погрузке, разгрузке,транспортировке, промежуточному складированию, устройству и содержанию транспортных путей) напольным колесным безрельсовым транспортом.
* Предприятия, учреждения, организации, производственные объединения и др. в дальнейшем именуются "предприятия".

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Перемещение грузов на предприятиях должно выполняться в соответствии с требованиями гост 12.3.002-75 и настоящего стандарта.
1.2. Для перемещения грузов на предприятиях должны быть разработаны транспортно-технологические схемы.

1.3. Для движения транспортных средств на территории предприятий должны быть разработаны и установлены на видных местах схемы движения.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УСТРОЙСТВУ И СОДЕРЖАНИЮ ТРАНСПОРТНЫХ ПУТЕЙ

2.1. Устройство транспортных путей - по СНиП И-Д.5-72 "Автомобильные дороги. Нормы проектирования", а их освещение - по СНиП II-4-79 "Естественное и искусственное освещение. Нормы проектирования".
2.2. На транспортных путях предприятий должны быть установлены дорожные знаки по гост 10807-78 и нанесена разметка по гост 13508-74. Применение технических средств регулирования дорожного движения - по ГОСТ 23457-79. Границы проезжей части транспортных путей в цехах должны быть установлены с учетом габаритов транспортных средств с перемещаемыми грузами. Расстояние от границ проезжей части до элементов конструкций зданий и оборудования должно быть не менее 0,5 м, а при движении людей - не менее 0,8 м.
2.3. Места проведения ремонтных работ на транспортных путях, включая траншеи и ямы, должны быть ограждены и обозначены дорожными знаками по ГОСТ 10807-78, а в темное время суток - световой сигнализацией. Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по ГОСТ 12.4.026-76.
2.4. Транспортные пути в тупиках должны иметь объезды или площадки, обеспечивающие возможность разворота транспортных средств.
2.5. Транспортные пути должны содержаться в исправном состоянии, очищаться от снега, льда, мусора. В зимнее время транспортные пути должны посыпаться песком, шлаком или другими заменяющими их материалами. На предприятии должны быть установлены сроки, порядок проверки и обязанности лиц по контролю за состоянием транспортных путей.
2.6. В местах пересечения железных дорог в одном уровне с транспортными путями должны быть переезды по СНиП Н-39-76 "Железные дороги колеи 1520 мм. Нормы проектирования"; шлагбаумы, предупредительная звуковая и световая сигнализация - по СНиП И-46-75 "Промышленный транспорт. Нормы проектирования".
2.7. Транспортные пути должны быть свободны от предметов, препятствующих свободному проезду или портящих поверхность транспортных путей.
2.8. При озеленении территории предприятия в зоне транспортных путей должна быть обеспечена видимость по СНиП Н-Д.5-72.

3. ТРЕБОВАНИЯ К ПРОЦЕССАМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ

3.1. Требования безопасности следует вносить в технологические документы: МК, КТП, КТТП по ГОСТ 3.1102-74.
Оформление документов на процессы перемещения грузов на предприятиях - ГОСТ 3.1602-74.
3.2. При перемещении грузов должно быть обеспечено состояние воздушной среды рабочей зоны производственных перемещений по ГОСТ 12.1.005-76.
3.3. Требования к погрузочно-разгрузочным работам:
3.3.1. Требования безопасности к погрузке и разгрузке грузов по гост 12.3.009-76 и Правилам устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, утвержденных Госгортехнадзором СССР.
3.3.2. Перемещение грузов массой более 20 кг в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации.Масса груза, перемещаемая вручную женщинами, должна соответствовать нормам предельно допустимых нагрузок для женщин при подъеме и перемещении тяжестей вручную, утвержденных в установленном порядке.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.3. Перемещение грузов в технологическом процессе на расстояние более 25 м должно быть механизировано.
3.3.4. Перед началом работы должно быть проверено наличие и исправность погрузочно-разгрузочных устройств, грузозахватных приспособлений и инструментов.
3.3.5. Размеры погрузочно-разгрузочных площадок должны обеспечивать расстояние между габаритами транспортных средств с грузом не менее 1 м. При проведении погрузки и разгрузке вблизи здания расстояние между зданием и транспортным средством с грузом должно быть не менее 0,8 м, при этом должны быть предусмотрены тротуар, отбойный брус и т.п.
3.3.6. Для правильного размещения транспортных средств в местах погрузки сыпучих грузов из люков емкостей следует устанавливать указатели и наносить разграничительные полосы.
3.3.7. При погрузке и разгрузке грузов, имеющих острые и режущие кромки и углы, следует применять прокладки, предотвращающие выход их строя грузозахватных устройств.
3.3.8. Штабелирование грузов в местах промежуточного складирования должно производиться в соответствии с ГОСТ 12.3.009-76.
3.3.9. Дештабелирование грузов должно производиться только сверху вниз.
3.3.10. При промежуточном складировании на отвалах или в отсеках сыпучий материал следует складывать и отбирать с учетом естественного угла откоса для грузов данного вида. Отбор сыпучих материалов способом подкопа не допускается. При погрузочно-разгрузочных работах с сыпучими материалами не допускается нахождение работающих в заполняемых емкостях.
3.3.11. Для погрузки и выгрузки штучных грузов должны быть предусмотрены специальные площадки (платформы, эстакады, рампы) на высоте пола кузова транспортного средства. Рампы со стороны подъезда транспортных средств должны быть шириной не менее 1,5 м с уклоном не более 5 град.
Ширина эстакады, предназначенной для перемещения по ней транспортных средств, должна быть не менее 3 м. Эстакады, рампы складов подъездных путей должны быть оборудованы колесоотбойными предохранительными устройствами, препятствующими съезду и опрокидыванию транспортных средств.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.3.12. Погрузочно-разгрузочные работы грузоподъемными механизмами следует производить только при отсутствии людей в кабине транспортного средства.
3.3.13. Погрузочно-разгрузочные работы с тяжеловесными и длинномерными грузами, а также с помощью грейфера, электромагнита и других механических грузозахватных устройств следует производить только при отсутствии людей как в кабине, так и в кузове транспортного средства.
3.3.14. При постановке транспортных средств под погрузочно-разгрузочные работы должны быть приняты меры, предупреждающие самопроизвольное их движение.
3.3.15. Зона подъема и перемещения грузов электромагнитами и грейферами должна быть ограждена или иметь сигнализацию, указывающую на опасность нахождения людей в этой зоне.
Ограждения должны быть окрашены в сигнальный цвет по гост 12.4.026-76.
3.3.16. Площадки для проведения погрузочно-разгрузочных работ должны иметь обозначенные границы.
3.4. Требования к транспортированию грузов и транспортным средствам
3.4.1. Транспортирование грузов должно выполняться транспортными средствами, соответствующими требованиям ГОСТ 12.2.003-74.
3.4.2. Транспортные средства предприятий должны иметь государственные номерные знаки или регистрационные номера предприятия.
3.4.3. Максимальная скорость движения транспортных средств по территории предприятия и в производственных помещениях должна устанавливаться в зависимости от состояния транспортных путей, интенсивности грузовых и людских потоков, специфики транспортных средств и грузов и обеспечивать безопасность движения.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.4. Транспортирование должно выполняться транспортными средствами, имеющими устройства, исключающие возможность их эксплуатации посторонними лицами. Оставлять транспортные средства можно при условии, если приняты меры, предотвращающие самопроизвольное их движение, а на погрузчиках, кроме того, должен быть опущен поднятый груз.
3.4.5. Груз должен быть размещен, а при необходимости закреплен на транспортном средстве так, чтобы он:
- не подвергал опасности водителя и окружающих,
- не ограничивал водителю обзорности,
- не нарушал устойчивости транспортного средства;
- не закрывал световые и сигнальные приборы, а также номерные знаки и регистрационные номера.
3.4.6. Транспортирование грузов должно производиться в таре или оснастке, которая указана в технологической документации на транспортирование данного груза.
3.4.7. Транспортирование опасных грузов по ГОСТ 19433-81 в таре, не соответствующей ГОСТ 19822-81, а также при отсутствии маркировки по ГОСТ 14192-77 и знака опасности по ГОСТ 12.4.026-76 не допускается.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.8. При установке грузов неправильной формы и сложной конфигурации на транспортное средство, кроме грузов, которые не допускается кантовать, их следует располагать таким образом, чтобы центр тяжести занимал самое низкое положение.
3.4.9. В цехах с повышенным уровнем шума должна быть обеспечена возможность звукового или светового определения движущегося транспортного средства.
3.4.10. Перевозка людей на транспортных средствах допускается только при наличии дополнительных сидений, выполненных в соответствии с документацией предприятия-изготовителя транспортного средства.
3.4.11. Въезд во взрывоопасные помещения допускается только для транспортных средств во взрывобезопасном исполнении.
3.4.12. При транспортировании штучных грузов, уложенных выше бортов кузова или на платформе без бортов, они должны быть укреплены.
3.4.13. Бочки с жидкостями при транспортировании должны устанавливаться пробками вверх. При многорядном размещении каждый ряд должен укладываться на прокладках из досок с подкпиниванием всех крайних рядов.
3.4.14. Стеклянную тару с жидкостями при транспортировании следует устанавливать в кузове стоя (горловиной вверх). При установке ее друг на друга необходимо между тарой ставить прокладки из досок.
3.4.15. Транспортировать легковоспламеняющиеся жидкости следует на специализированных транспортных средствах, имеющих соответствующие надписи и заземления металлическими цепочками с острием на конце. При транспортировании легковоспламеняющихся грузов в отдельных емкостях, установленных на транспортные средства, указанные емкости также должны иметь заземление.
3.4.16. Транспортирование пылящих грузов на бортовых транспортных средствах должно производиться в уплотненных кузовах, при этом должны быть приняты меры, исключающие их распыление при движении.
3.4.17. Транспортирование грузов с температурой выше 70 град. С должно производиться на транспортных средствах, оборудованных металлическими кузовами.
3.4.18. Транспортные средства, предназначенные для перемещения баллонов с газами, нефтепродуктов и других легковоспламеняющихся жидкостей, должны оборудоваться искрогасителями в выхлопных трубах и средствами пожаротушения в соответствии с правилами и обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденными МВД СССР.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.19. Баллоны со сжиженным газом следует транспортировать на подрессоренных транспортных средствах, при этом баллоны должны укладываться предохранительными колпаками в одну сторону поперек кузова и закрепляться.
3.4.20. Перевозить баллоны с газом в вертикальном положении следует только в специальных контейнерах.
3.4.21. (Исключен, Изм. № 1).
3.4.22. Легковоспламеняющиеся жидкости и ядовитые вещества допускается транспортировать с использованием электротранспорта только в качестве тягача, при этом он должен быть оборудован средствами пожаротушения.
3.4.23. Авто- и электропогрузчики следует использовать на площадках с твердым и ровным покрытием.
3.4.24. При перемещении грузов погрузчиками необходимо применять рабочие приспособления (вилочные захваты, крюки, ковши и др.) в соответствии с технологическими документами (МК, КТП, КТТП ПО ГОСТ 3.1102-74 И ГОСТ 24366-80).
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.4.25. Погрузчики с вилочными захватами при транспортировании мелких или неустойчивых грузов должны быть оборудованы предохранительной рамкой или кареткой для упора груза при перемещении.
3.4.26. Удлинители вилочных захватов должны быть оборудованы соответствующими защелками или приспособлениями, надежно фиксирующими их на захватах. 3.4.27. При перерывах в работе и по окончании ее груз долженбыть опущен.
3.4.28. Производить погрузчиком перемещение крупногабаритных грузов, ограничивающих видимость водителю, следует в сопровождении специально выделенного и проинструктированного сигнальщика.
3.4.29. Не допускается штабелирование груза без кабины или защитной решетки над рабочим местом водителя погрузчика и защитного ограждения каретки грузоподъемного устройства.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5. Требования к промежуточному складированию грузов
3.5.1. Эстакады и грузовые площадки для промежуточного складирования грузов - по нормам проектирования и сооружения промышленных предприятий, утвержденным Госстроем СССР.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
3.5.2. Площадки для промежуточного складирования грузов должны находиться на расстоянии не менее 2,5 м от железнодорожных путей и автомобильных дорог.
3.5.3. Промежуточное складирование грузов должно производиться в зависимости от перемещаемого груза, тары, упаковки и технических средств, с помощью которых осуществляется складирование.
3.5.4. Грузовые площадки, предназначенные для промежуточного складирования грузов без движения по ним транспортных средств, должны быть рассчитаны при распределении груза с равномерностью не менее 250 кг на 1 кв.м.
3.5.5. Грузы, хранящиеся навалом, следует укладывать в штабели с крутизной, соответствующей углу естественного откоса складируемого материала. При необходимости следует устанавливать защитные решетки.
3.5.6. При промежуточном складировании грузов должны быть предусмотрены мероприятия и средства, обеспечивающие устойчивость и надежность уложенных грузов.
3.5.7. Грузы в таре и кипах следует укладывать в устойчивые штабели, высота которых должна быть определена по ГОСТ 12.3.010-76.
Крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны быть уложены в один ряд на подкладках.

4. ТРЕБОВАНИЯ К ОБСЛУЖИВАЮЩЕМУ ПЕРСОНАЛУ

4.1. Порядок и виды обучения, организация инструктажа работающих - по ГОСТ 12.0.004-79.
4.2. К управлению транспортными средствами погрузочно-разгрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие обучение по специальной программе и имеющие удостоверение на право управления транспортным средством и выполнения соответствующего вида работ. К управлению электрофицированным транспортом допускаются водители, имеющие первую квалификационную группу по технике безопасности.
4.3. Водитель транспортного средства, который работает с грузоподъемными механизмами, должен быть обучен по программе стропальщика, аттестован квалификационной комиссией и иметь удостоверение на право выполнения этих работ.
4.4. Лица, допущенные к обслуживанию транспортных средств по перевозке опасных грузов, должны проходить обучение безопасным приемам и методам труда по специальной программе с последующей аттестацией и иметь удостоверение.
4.5. Программы для обучения работающих, занятых перемещением грузов на предприятиях, должны составляться с учетом требований стандартов безопасности труда, правил дорожного движения и правил по обеспечению безопасности перевозки опасных грузов автомобильным транспортом, утвержденных МВД СССР, "Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов", утвержденных Госгортехнадзором СССР, "Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей", "Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителя", утвержденных Госэнергонадзором и других нормативно-технических документов. (Измененная редакция, Изм. № 1).

5. ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ

5.1. При перемещении грузов на предприятиях средства защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.4.011-75.
5.2. Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты с учетом воздействующих на них опасных и вредных производственных факторов в соответствии с отраслевыми нормами.
5.3. Все средства индивидуальной защиты, применяемые работающими при работах, связанных с внутризаводским перемещением грузов, должны подвергаться периодическим контрольным осмотрам и испытаниям в порядке и в сроки, установленные нормативно-технической документацией на эти средства.
5.4. Работающие, участвующие в выполнении погрузочно-разгрузочных работ грузоподъемными механизмами, должны носить защитные каски по ГОСТ 12.4.091-80 и ГОСТ 12.4.128-83.
(Измененная редакция, Изм. № 1).
5.5. Хранение, дезинфекция, дегазация, дезактивация, стирка и ремонт спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты работающих должны производиться в порядке, установленном органами санитарного надзора.

Информация об авторе

Константин Соколов

Генеральный директор инженерно-технического центра «ТЕХНОВИК», эксперт в области безопасности складской логистики и оборудования.
Член Ассоциации Производителей Стеллажей и Складского Оборудования (Россия), FEM (Европейская ассоциация подъемно-транспортного оборудования и ERF (Европейская Федерация стеллажного оборудования).
Соавтор уникальной запатентованной технологии фрагментарного ремонта стеллажей «Робусто».

Безопасность труда и охрана жизнедеятельности

Перемещение грузов массой более 20 кг и на расстояние более 25 м в технологическом процессе должно производиться с помощью подъемно-транспортных устройств или средств механизации. Суммарная масса грузов перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены с рабочей поверхности до 350 кг; с пола до 175 кг.

57. Требования безопасности при перемещении грузов вручную. Нормы переноски тяжестей .

Перемещение грузов массой более 20 кг и на расстояние более

25 м в технологическом процессе должно производиться с помощью

подъемно-транспортных устройств или средств механизации.

На работах с применением женского труда должны соблюдаться предельные нормы подъема и перемещения тяжестей женщинами вручную:

При чередовании с другой работой (до 2 раз в час) - 10 кг;

Постоянно в течение рабочей смены - 7 кг.

Суммарная масса грузов, перемещаемых женщиной в течение каждого часа смены с рабочей поверхности, - до 350 кг; с пола - до 175 кг. В массу поднимаемого и перемещаемого груза включается масса тары и упаковки. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг. Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м, высота подъема груза с пола ограничивается 1 м, а с рабочей поверхности (стол и другое) - 0,5 м.

При переноске грузов вручную следует выполнять следующие

требования:

Переноску лесоматериалов, обработанных антисептическими

веществами, производить только в специальной одежде, исключающей

попадание указанных веществ на кожный покров;

Бревна, трубы и тому подобные длинномерные материалы переносить

с помощью специальных захватов и приспособлений. Переносить

длинномерные материалы на ломах, деревянных брусьях и тому подобном

не допускается;

Груз на плечах переносить работникам примерно одного роста, на

одноименном плече и сбрасывать его по команде в одну сторону. Для

переноски груза надевать наплечники;

Грузы на носилках переносить по горизонтальному пути на

расстояние не более 80 м. Опрокидывать и опускать носилки по команде

работника, идущего сзади. Переносить грузы на носилках по лестницам

не допускается;

При переноске грузов расстояние между работниками (или группами

работников) должно быть не менее 2 м.


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

7905. Право власності. Урок 52.5 KB
Тема уроку: Право власності Мета уроку: сформувати уявлення про зміст спадкового права, порядок спадкування за заповітом та за законом навчити аналізувати правові ситуації, що регулюються нормами спадкового права розвивати...
7906. Володимиро-Суздальське князівство. Великий Новгород. Монгольське завоювання Русі 25.48 KB
Всесвітня історія: Володимиро-Суздальське князівство. Великий Новгород. Монгольське завоювання Русі. Невська битва та Льодове побоїще. Початок збирання руських земель навколо Москви. Мета: створити умови для всебічного розуміння учнями всіх політичн...
7907. Віра, надія, любов як духовно-практичні виміри людини 41 KB
Віра, надія, любов як духовно-практичні виміри людини Загальноприйнятим і простим є твердження, що людина не може жити без віри. Насамперед віру тлумачать якупевненість людини в існуванні якого-небудь явища, визнання його реальності. Віра...
7908. Загальні засади організації системи органів влади України 40 KB
Загальні засади організації системи органів влади України У розділі І Конституції Загальні засади є низка важливих положень, які стосуються характеру і статусу організації державної влади. В ч. 1 ст. 5 Конституції встановлено: «Народ здійснює влад...
7909. Причини, характер, періодизація Другої світової війни 29.2 KB
Причини, характер, періодизація Другої світової війни Більше, ніж півстоліття минуло з дня закінчення Другої світової війни, яка принесла людству чисельні жертви і руйнування. У цій війні брали участь понад 60 держав, на території яких проживало...
7910. Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм 26.28 KB
Стереотипи та їх роль у житті людини і суспільства. Толерантність. Ксенофобія. Расизм. Мета: розвивати готовність і потребу учнів до самопізнання і самореалізації своєї особистості визначити сутність понять стереотипи, толерантність формувати...
7911. Засоби масової інформації та їх роль у суспільному житті 28.66 KB
Засоби масової інформації та їх роль у суспільному житті Мета: дати знання про сутність понять інформація, ЗМІ, Інформаційна революція визначити основні види і функції ЗМІ розкрити роль ЗМІ у сучасному суспільному житті продовжити формування вмін...
7912. Особливості розвитку української культури. Освіта. Недільні школи в наддніпрянській Україні. Вищі навчальні заклади. Новоросійський університет 25.19 KB
Особливості розвитку української культури. Освіта. Недільні школи в наддніпрянській Україні. Вищі навчальні заклади. Новоросійський університет Освіта в другій половині XIX ст.Чому освіту називають світлом життя? МЕТА:формувати вміння аналізув...
7913. Османська імперія та її зовнішня політика. Ослаблення Османської імперії. Перське царство. Правління Надир-шаха 24.12 KB
Османська імперія та її зовнішня політика. Ослаблення Османської імперії. Перське царство. Правління Надир-шаха. Османська імперія і відсіч Європи. На початку XVI ст. Османська імперія перетворилася на могутню державу з великою територією. Піс...

НЕМЕХАНИЗИРОВАННЫЕ ТРАНСПОРТНЫЕ РАБОТЫ
Техническая часть

1. Немеханизированные транспортные работы допускается выполнять в исключительных случаях, лишь при невозможности применения механизированных способов погрузки, разгрузки и перемещения материалов (грузов) и при небольших их количествах.
2. Предусмотренные нормами расстояния перемещения материалов (грузов) исчислены по горизонтальному пути. При перемещении материалов (грузов) по путям, имеющим в грузовом направлении подъёмы или спуски, для определения расчетного (приведенного к горизонтальному) расстояния перемещения к фактической длине пройденного пути следует добавлять: за каждый метр подъёма пути — 10 м, а за каждый метр спуска — 8 м; при подъёмах и спусках менее 4% добавка не производится.
3. Нормами главы предусмотрены перемещение и погрузка материалов (щебень, галька, глина и т. д.), находящихся в разрыхленном состоянии вне места их разработки.
Перемещение грунтов с разрыхлением в местах их разработки нормировать по Сборнику Е2 «Земляные работы», вып. 1 «Механизированные и ручные земляные работы».
4. В зависимости от удобства взятия и переноски материалы (грузы) подразделяются на сподручные и несподручные.
К сподручным относятся материалы (грузы) в рулонах, пачках, пакетах, ящиках, мешках, бухтах, бочках, ведрах (жидкость неогнеопасная, неядовитая) и другие грузы, удобные при переноске.
К несподручным грузам относятся оконные переплеты, дверные полотна, арматура в прутках, доски, бруски, брусья, бревна, грузы, требующие особой осторожности (стекло, бачки с горячими составами) и другие грузы, затрудняющие и замедляющие движение.

§ Е1-19. Переноска материалов (грузов)

Состав работ

При переноске непосредственно на себе
1. Взятие материалов (грузов) из штабеля или с земли.
2. Поднятие груза.
3. Передвижение с грузом.
4. Сбрасывание или опускание материалов (грузов) на землю со складированием.
5. Возвращение.

При переноске на носилках и в другой малоемкой таре

1. Погрузка материалов (грузов) бросом или накладыванием.
2. Переноска груза.
3. Разгрузка опрокидыванием, бросом или со складированием.
4. Возвращение.

Нормы времени и расценки на измерители, указанные в таблице

Категория и вид материалов, (грузов), способ погрузки и выгрузки Состав подсобных рабочих Измеритель На первые 10 м Добавлять на каждые следующие 10 м
Навалочные грузы на носилках и 1 разр. 1 т 1,1 0,36 1
другой малоемкой таре с погрузкой бросом, выгрузкой бросом или опрокидыванием 0-64,9 0-21,2
Сподручные материалы (грузы) То же то же 1,2 0,39 2
0-70,8 0-23
Несподручные грузы, кроме « « 1,5 0,56 3
досок, брусьев, брусков, бревен и грузов, требующих особой осторожности; грузы на носилках и другой малоемкой таре, погружаемые с укладкой и разгружаемые со складированием 0-88,5 0-33
Доски, бруски, брусья « 1 м 3 0,64 0,19 4
0-37,8 0-11,2
Бревна « то же 0,83 0,25 5
0-49 0-14,8
Грузы, требующие особой 2 разр. 1 т 1,5 0,56 6
осторожности 0-96 0-35,8
а б
по охране труда при погрузочно-разгрузочных
работах и переноске тяжестей
№ 27
1. Общие требования по охране труда
1. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны строго выполнять правила техники безопасности и трудовой дисциплины, так как несоблюдение их приводит к простоям транспортных средств, порче оборудования, материалов и является причиной несчастных случаев.
2. К выполнению разгрузочно-погрузочных работ допускаются лица не моложе 18 лет, имеющие удостоверение стропальщика, прошедшие обучение безопасным методом и приемом работ. До прохождения обучения такие лица к самостоятельной работе не допускаются. Рабочие допущенные к погрузке (разгрузке) опасных и особо опасных грузов должны проходить специальное обучение безопасным методом труда с последующей аттестацией.
3. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны пройти инструктаж по безопасности труда и пожарной безопасности:
-вводный - при поступлении на работу;
-первичный - на рабочем месте;
-повторный - не реже одного раза в три месяца;
-внеплановый - при нарушении требований безопасности труда, при изменении технологического процесса, при получении информации о происшедших несчастных случаев, при переезде с одного объекта на другой.
- целевой - при выполнении работ на которые оформляется наряд-допуск, при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности.
4. Перед началом работы мастер или прораб обязан ознакомить рабочих с технологией работ и безопасными методами их выполнения.
5. Рабочие, занятые на погрузочно-разгрузочных работах, должны выполнять только ту работу, которая им поручена мастером или бригадиром. Запрещается (исключая аварийные случаи) самовольно менять рабочие места, выполнять посторонние работы, а также самовольно включать или выключать механизмы, обслуживание которых им не поручено.
6. К погрузке и выгрузке взрывоопасных, отравляющих и легковоспламеняющихся грузов допускаются опытные рабочие, прошедшие соответствующий инструктаж. Рабочие должны знать маркировку грузов и соблюдать меры безопасности, оберегать эти грузы от ударов, не кантовать и не встряхивать их. При работе с отравляющими газами должны быть снабжены противогазами.
7. Перевозка указанных грузов должна производится в дневное время. В темное время суток работы могут выполняться только при хорошем электрическом освещении.
8. При выполнении погрузочно-разгрузочных работ кроме соблюдения правил техники безопасности необходимо выполнять требования охраны труда производственной санитарии и культуры производства.
9. Выполнять только ту работу, которая поручена.

2. Требования по охране труда перед началом работ
10. Проверить исправность спецодежды, средств индивидуальной защиты. инструмента, грузозахватных приспособлений, средств подмащивания.
11. Получить задание у бригадира, ознакомиться с технологическими картами на производство погрузочно-разгрузочных работ и складирования.
12. Ознакомиться с приказом по организации надзора за безопасным ведением работ грузоподъемными механизмами и назначении лиц, ответственных за безопасное производство работ кранами и стропальщиков.

3. Требования по охране труда во время работы
13. Погрузочно-разгрузочные работы по перемещению грузов весом до 30 кг разрешается производить вручную, а более 30 кг и на высоту более З м с применением механизмов.
14. Применять грузозахватные приспособления в строгом соответствии с технологическими картами по назначению груза и массе.
15. Подъем штучных, длинномерных материалов осуществлять упакованными в пачки или пакеты.
16. Тяжелые штучные материалы, а также ящики с грузами следует перемещать при помощи специальных ломов или других приспособлений.
17. Погрузочно-разгрузочные операции с грузами, которые можно перекатывать (барабан с кабелем и др.), следует выполнять механизированным способом; в исключительных случаях разрешается при помощи наклонных площадок или слег с удержанием грузов канатами с противоположной стороны. Рабочие при этом должны находиться сбоку поднимаемого или опускаемого груза.
18. Погрузочно-разгрузочные работы с пылевидными материалами (цемент, гипс, известь и др.) необходимо выполнять механизированным способом. Работы при разгрузке цемента вручную допускаются при температуре не выше 40°С, при этом рабочие должны быть обеспечены спецодеждой, респираторами и противопыльными очками.
19. При перемещении баллонов со сжатым газом, барабанов с карбидом кальция, а также материалов в стеклянной таре необходимо принимать меры против толчков и ударов. Запрещается переносить и перевозить баллоны с кислородом совместно с жирами и маслами, а также с горючими и легковоспламеняющимися жидкостями или материалами.
20. При разгрузке барабанов с карбидом кальция рабочие не должны пользоваться ломами, лопатами и другими металлическими предметами.
21. Разгружать барабаны с карбидом кальция разрешается только по деревянным слегам или другим безопасным методом. Сбрасывать барабаны с автомашины или вагона, наносить удары по барабану и кантовать его запрещается, так как это может привести к нарушению герметичности.
22. Для перемещения груза весом более 80 кг рабочие должны пользоваться средствами малой механизации - лебедками, блоками, домкратами, а также грузоподъемными кранами, кран-балками, тельферами грузозахватными приспособлениями соответствующими массе поднимаемого груза. Исправность подъемных механизмов определяется техническим освидетельствованием перед пуском их в эксплуатацию, а затем не реже 1 раза в год.
23. Рабочим занятым на погрузочно-разгрузочных работах, кроме обеденного перерыва предоставляются небольшие перерывы для отдыха, входящие в состав рабочего времени. Курить разрешается только во время перерыва в отведенных местах.
24.. Весь инвентарь, инструменты, такелаж и тележки должны быть закреплены за бригадами и лицами, отвечающими за их исправное состояние и сохранность.
25. Погрузочно-разгрузочные площадки должны быть спланированы, очищены и освобождены от посторонних предметов. В зимнее время, когда площадки следует очищать от снега и льда, посыпать песком, золой или мелким шлаком.
26. Погрузку и выгрузку отравляющих веществ (технические спирты, растворители. антифриз, мышьяковистые соединения, сернистые нефти и др.), способных к образованию взрывчатых смесей следует производить в специально отведенных местах с соблюдением мер безопасности.
27. Колеса тележек должны быть на роликовых или шариковых подшипниках, ободы которых покрыты резиной. На каждой тележке должны быть нанесены трафарет, указывающий предельную нагрузку и клеймо завода изготовителя или мастерской.
28. Мостики или сходни для перехода из вагона на склад или из вагона на штабель должны быть из досок толщиной не менее 60 мм, скреплены снизу металлическими или деревянными планками и иметь ширину не менее 1м.
29. Нижние концы слег должны иметь клинообразную форму и скованы полосовой сталью, а на верхние концы одеты металлические обручи, предохраняющие их от раскалывания.
30. Грузы которые можно перекатывать (бочки с олифой и др.) необходимо разгружать при помощи двух слег или наклонного трапа, причем с противоположной стороны следует удерживать прочными веревками, рабочие должны находиться за перемещаемым грузом и не допускать, чтобы груз катился быстрее шага рабочих.
31. Если длинномерные материалы (брусья, доски, подтоварник и др.) переносятся на плечах несколькими рабочими, следует подбирать рабочих примерно одинакового роста и силы. Переносить такие грузы только на одноименном плече и сбрасывать по команде в одну сторону.
32 Погрузка, выгрузка и перемещение тяжеловесных грузов должны производиться при соблюдении следующих условий:
- при легком грунте и неровной поверхности на пути перемещения груза должны укладываться доски, брусья или шпалы.
- катки применять прочные, ровные, нормальной длины, концы должны выступать не более 40 см.
- для подведения катков под груз пользоваться ломами или реечными домкратами.
- при перемещении груза по наклонной плоскости вниз необходимо применять задерживающие приспособления, чтобы груз не катился под действием собственной тяжести.
- во время передвижения груза остерегаться вытолкнутых из-под груза катков.
- запрещается брать каток для перекладывания его вперед раньше, чем он освободиться из-под груза.
- катки следует укладывать параллельно и следить, чтобы они не могли смещаться. запрещается направлять катки ногами, исправлять следует ломиками или подбить кувалдой.
33. Кантовать тяжеловесные грузы, подводить их под стропы необходимо при помощи специальных ломов или реечных домкратов. Применять для этого случайные предметы запрещается.
Нормы переноски тяжестей
34. При отсутствии средств механизации мужчинам (в возрасте более 18 лет) разрешается переносить грузы не свыше 50 кг. При весе груза 50 кг переноска его одним рабочим разрешается на расстояние до 25 м. Если расстояние превышает 25 м, должны устанавливаться смены. В случае, когда вес груза более 50 кг, поднимать груз на спину рабочего и снимать следует с помощью других рабочих. Подъем груза с укладкой в штабель высотой более З м вручную не допускается.
35. Предельно допустимая норма подъема и перемещения груза вручную при ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать:
*При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать максимально допустимый груз подъема и перемещение вручную в соответствии с возрастом.
*Переноска и передвижение тяжестей подростками допускается в тех случаях, когда она непосредственно связана с выполняемой постоянной профессиональной работой и отнимает не более 1/3 рабочего времени.
*Расстояние, на которое перемещается груз вручную, не должно превышать 5 м;
высота подъема груза с пола 1м, а с рабочей поверхности 0,5 м (для подростков и женщин).
36. Подъем и перемещение тяжестей женщинами вручную: не должен превышать:
- при чередовании с другой работой (до 2-х раз в час) -10 кг.
- постоянно в течении рабочей смены - 7 кг.
37. При перемещении грузов на тележках или в контейнерах прилагаемое усилие не должно превышать 10 кг.
38. Погрузка и выгрузка грузов весом более 50 кг, а также подъем их на высоту более 3-х м должны быть механизированы. Переносить материалы на носилках можно в исключительных случаях на расстояние не более 50м по ровному пути. Переносить материалы на носилках по лестницам и стремянкам запрещается.
Меры безопасности при укладке грузов 39. Грузы, уложенные в штабель при высоте 1,2 м, должны находиться от головки крайнего рельса не ближе 2м, а при большой высоте не более 2,5 м.
40. При укладке грузов следует оставлять проходы и проезды необходимой ширины: проезде в зависимости от транспортных средств и погрузочно-разгрузочных механизмов, а проходы, обеспечивающие нормальные условия труда, шириной не менее 1 м.
41. Перед укладкой изделий и других материалов в штабель необходимо осмотреть место укладки и при необходимости очистить и выровнять. Опускать груз следует плавно, осторожно, не задевая рядом расположенные грузы. Если штабель уложен неправильно, он может развалиться при разборке.
42. Запрещается складировать материалы и оборудование ближе 1 м от бровки выемки и траншеи. Прислонять (опирать) материалы и изделия к заборам и элементам временных и капитальных сооружений не допускается.
43. Грузы в мешках, кулях следует укладывать вперевязку. При этом грузы должны быть в целой и исправной таре.
44. Запрещается многоярусная укладка громоздких грузов неправильной формы, а также грузов в непрочной таре, которая не может выдержать нагрузку верхних ярусов. Высота укладки грузов допускается не более З м.
45. Пылевидные материалы надлежит хранить в закрытых емкостях, принимая меры против распыления в процессе погрузки и разгрузки. Загрузочные отверстия должны закрываться защитными решетками, а люки затворами.
46. Бункера и другие емкости глубиной более 2 м для хранения сыпучих и пылевидных материалов должны иметь устройство для предотвращения образования сводов и зависаний или для принудительного обрушения их.
47. Материалы, содержащие вредные или взрывоопасные растворители, необходимо хранить в герметически закрытой таре.
48. Штабеля песка, гравия, щебня и других сыпучих материалов должны иметь откос с крутизной, соответствующей углу естественного откоса для данного вида материалов или ограждаться прочными подпорными стенками.
49. Нельзя заходить в опасную зону и разгружать материалы в места расположенные под опалубкой или под одиночным рабочим настилом лесов, над которыми в верху в данный момент производят другие строительные работы.
50. При работе на штабелях высотой более 1,5 м для перехода с одного штабеля на другой необходимо применять переносные стремянки, сходни и мостики. При длине сходней, мостиков более 3 м под них необходимо подставлять козлы
51. Складирование материалов.

Материалы, изделия, приборы и оборудование при хранении их на складах и стройплощадках должны укладываться следующим образам:
Кирпич в клетках по 250 шт. на высоту 25 рядов на ровной поверхности.
Кирпич в пакетах в пакетах на поддонах - не более чем в 2 яруса, в контейнерах - 1 ярус.
Фундаментные блоки высотой не более 2.6 м на подкладках и прокладках:
· стеновые панели - в кассетах вертикально;
· плиты перекрытий в штабель высотой не более 2,5 м на подкладках и прокладках;
· колонны и ригели - в штабель высотой до 2 м;
· плиточные материалы - в стопы до 1 м;
· круглый лес - в штабеля высотой не более 1,5 м с прокладками и упорами против раскатывания;
· пиломатериалы - в штабеля, высота которого при рядовой укладке составляет, не более половины ширины штабеля;
· мелкосортный металл - в штабель высотой не более 1.5 м;
· крупногабаритное и тяжеловесное оборудование и его части - в один ряд на подкладках;
· радиаторы - в штабеля высотой не более 1 м;
· стекло в ящиках и рулонный материал - вертикально в один ряд на подкладках;
· черные прокатные металлы (листовая сталь, швеллер, двутавр, сортовая сталь) - в штабель высотой до 1.5 м с подкладками и прокладками;
· теплоизоляционные материалы - в штабель высотой до 1.2 м с хранением в сухом помещении;
· трубы до 300 мм - в штабель высотой до З м, в седло без прокладок. Нижний ряд труб должен быть уложен на подкладки, укреплен инвентарным металлическими башмаками или кольцевыми упорами, надежно закрепленными на подкладках;
· запорная арматура (задвижки, клапаны и др.) - в один ряд;
· баллоны со сжатыми газами - вертикально в один ряд в контейнерах и без них хранятся в специально закрытых проветриваемых помещениях, изолированных от источников огня или электросварки;
· бутыли с кислотами - в один ряд в плетеных корзинах на полу в специально отведенном помещении;
· мелкоштучные материалы - в ящиках хранятся в закрытых складах в штабелях и на стеллажах;
Между стеллажами и штабелями на складах должны быть проходы не менее одного метра, а проезды - в зависимости от погрузочно-разгрузочных средств и транспорта. Взрывчатые материалы и средства взрывания упаковываются в ящики, а пылевидные - в мешки и укладываются на стеллажи в специальных складах. Обслуживающий персонал должен пройти специальный инструктаж.
52. Материалы, конструкции и оборудование следует размещать на выровненных площадках с учетом принятия мер против самопроизвольного смещения, просадки, осыпания и раскатывания складируемых материалов.
53. Подкладки и прокладки в штабелях складируемых материалов и конструкций следует располагать в одной вертикальной плоскости. Их толщина при штабелировании панелей, блоков, плит и других конструкций должна быть более высоты выступающих монтажных петель не менее чем на 20 мм.
54. Беспорядочное хранение материалов на складах и стройплощадках запрещается.
55. Проезд на грузовых автомобилях, которые не приспособлены для перевозки пассажиров запрещается.
56. Запрещается перевозить людей, в том числе грузчиков, в кузовах самосвалов, на прицепах и цистернах, в кузовах грузовых автомобилей транспортирующие опасные грузы и ядовитые вещества, а также на автомобилях, оборудованных для перевозки длинномерных грузов или в кузовах которых уложенный груз превышает высоту бортов.
57. Автомобили, перевозящие баллоны с сжиженным газом должны быть оборудованы специальными стеллажами с выемками по диаметру баллонов, обитыми войлоком. Баллоны должны быть закрытыми колпаками. При перевозке баллонов находиться в кузове автомобиля людям запрещается.
58. Скорость движения автомобилей на строительной площадке не должны превышать
10 км/час на прямолинейных участках и 5 км/час на поворотах.
59. Бутыли с кислотами, каустиками и жидкими негорючими химикатами при перевозке необходимо ставить вертикально и прочно укреплять. Запрещается перевозить горючее жидкости на автомобилях в бутылях, ведрах, бидонах и других не закрытых емкостях.
60. Запрещается перевозить длинномерные грузы на автомобилях - самосвалах, в том числе и с прицепами.
61. Погрузку грузов на бортовые автомобили навалом допускаются только до уровня бортов кузова. При необходимости высоту кузова можно нарастить.
62. Автомобили, предназначенные для перевозки длинномерных грузов, должны быть без бортов и иметь съемные и откидные стойки. Противоположные стойки автомобиля и прицепа связывают над грузом специальными цепями или замками или приспособлениями. Наращивать откидные стойки запрещается.
63. При открывании бортов автомобилей необходимо убедиться в безопасном расположении груза в кузове. Открывать борт следует одновременно двум рабочим под контролем водителя, причем находиться нужно сбоку от открываемого борта. Открывать борта автомобиля, находясь на грузе, категорически запрещается.
64. Автомобиль, поставленный под погрузку или разгрузку, должен быть надежно заторможен.
65. При укладке грузов в кузов автомобиля или прицепа необходимо соблюдать следующие правила:
- нагружать навалом грузы не выше бортов;
- штучные грузы, уложенные выше уровня бортов, увязывать прочными веревками;
- высота погрузки допускается не более 4м от поверхности дороги, высота не должна превышать габаритов мостов, путепроводов и других сооружений, встречающихся на пути следования автомобилей:
- ящики и бочки укладывать плотно, чтобы в пути следования автомобиля они не смещались и не падали:
66. Разгружать бочки с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями с автомобиля только по деревянным настилам или другим приспособлениям. Сбрасывание бочки с бензином и другими нефтепродуктами с автомобиля на землю запрещается.
67. Цемент необходимо выгружать только герметично упакованным. Погрузка и выгрузка пылящих и едких грузов навалом запрещается.
68. При погрузке штучных грузов уложенных в штабель не разрешается брать их из середины, так как верхний может обвалиться. Штучные грузы следует брать только сверху штабеля.

4. Требования по охране труда по окончании работ
69. Навести порядок на рабочем месте, убрать инструмент и ненужные материалы.
70. Очистить и осмотреть грузозахватные приспособления и тару.
71. Отключить рубильник, питающий кран-балку, лебедку от электросети и закрыть на замок.
72. Сменить спецодежду, вымыть лицо, руки с мылом, а при возможности принять душ.

5. Требования по охране труда в аварийных ситуациях
73. Аварийные ситуации и несчастные случаи при погрузочно-разгрузочных работах могут возникнуть при:
o подъеме грузов, превышающих грузоподъемность крана, тельфера, лебедки;
o использовании неисправных грузозахватных приспособлений;
o погрузке ж/бетонных конструкций с трещинами, погнутыми и надломленными петлями;
o толчках и ударах при погрузке и выгрузке: баллонов с газами, барабанов с карбидом кальция, ядовитых и других вредных веществ, в стеклянной таре;
o подъеме вручную кислот, едких щелочей и химикатов;
o переноске и перевозке баллонов с кислородом совместно с жирами, маслами, горючими и легковоспламеняющимися веществами и материалами, использовании крючьев, ломов и других металлических предметов для погрузки и перемещения баллонов со сжатыми газами;
o сбрасывании бочек с бензином и другими огнеопасными материалами с авиамашин;
o нахождении в кузове груженого автомобиля при открывании бортов;
o беспорядочном складировании материалов на складах и стройплощадках;
74. При возникновении аварийной ситуации необходимо:
- устранить источник, вызвавший аварийную ситуацию;
- отключить машину, оборудование, электроток;
- вызвать аварийную спецслужбу;
- сообщить администрации;
- оказать помощь пострадавшим;
- сохранить обстановку, если это не угрожает жизни и здоровью людей.


Настоящая инструкция по охране труда при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, перемещению тяжестей и транспортированию грузов доступна для бесплатного просмотра и скачивания.

1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА

1.1. К погрузочно-разгрузочным работам и перемещению тяжестей следует приступать только после прохождения инструктажа по безопасному ведению этих работ. Подростков можно допускать к переноске грузов только при условии, если эти операции входят в должностные обязанности по их специальности и занимают не более 1/3 всего их рабочего времени.
1.2. Погрузочно-разгрузочные работы и перемещение тяжести должны выполняться под руководством работника, ответственного за безопасное производство работ.
1.3. Погрузочно-разгрузочные работы следует выполнять, как правило, механизированным способом: при помощи кранов, погрузчиков и средств малой механизации.
Механизированный способ погрузочно-разгрузочных работ является обязательным для грузов весом более 50 кг, а также при подъеме грузов на высоту более 3 метров.
1.4. Переносить материалы на носилках можно только по горизонтальному пути (нельзя по лестницам и стремянкам) и на расстоянии не более 50 метров.
1.5. Предельная норма переноски грузов вручную при ровной и горизонтальной поверхности на одного человека не должна превышать: 16 кг — для подростков мужского пола (от 16 до 18 лет); 50 кг — для мужчин (старше 18 лет).
1.6. Погрузку, разгрузку и перемещение агрессивных жидкостей, кислот щелочей различных ядовитых веществ необходимо осуществлять осторожно, в защитной спецодежде. Перед началом таких работ следует приготовить воду, которая может пригодиться для промывки обожженного участка тела. При выполнении работ следует осмотреть тару, в которой находятся бутылки с кислотами.
1.7. Погрузку и разгрузку бутылей надо осуществлять только вручную. Переносить бутылки с кислотой необходимо вдвоем, в прочных плетеных корзинах или деревянных ящиках, только за ручки или перевозить на специальной тележке.
1.8. Переносить бутылки с кислотой на спине или на плечах, подавать вверх, наклонять порожние бутылки запрещается.
1.9. При случайном расколе бутылки, розливе или рассыпании едких ядовитых веществ необходимо нейтрализовать эти вещества. Место розлива следует посыпать песком или золой и осторожно собрать лопатой в специальный контейнер.
1.10. Для перемещения баллонов со сжатым и сжиженным газом следует применять специальные носилки; переносить баллон на плечах или перекатывать волоком не разрешается.
1.11. Перевозить наполненные газом баллоны следует на рессорном транспорте, баллоны при этом надо укладывать горизонтально, вентилями в одну сторону и с прокладками между баллонами. В качестве прокладок можно применять деревянные бруски с вырезанными гнездами для баллонов, веревочные или резиновые кольца толщиной не менее 25 мм (по два кольца на баллон) или другие прокладки, предохраняющие баллоны от ударов друг о друга.
1.12. Автомобиль для перевозки баллонов должен иметь:
— опознавательный знак в виде красного флажка;
— глушитель, выведенный вперед.
1.13. При погрузке и выгрузке баллонов двигатель автомобиля должен быть включен.
1.14. Погрузка и разгрузка баллонов со сжатым и сжиженным газом должны осуществляться вручную. Рабочие, занятые этой работой, должны быть в одежде и в рукавицах, чистых от нефти и нефтепродуктов.
1.15. Стандартные баллоны емкостью более 12 литров следует транспортировать с навернутыми колпаками. Баллоны при погрузке и разгрузке подаются колпаками вверх.
1.16. При транспортировании баллонов с ядовитыми и горючими газами на боковых штуцерах вентилей должны быть поставлены заглушки.
1.17. При совместном транспортировании баллонов с кислородом и с горючими газами количество кислородных не должно превышать двух, а с горючим газом одного.
1.18. В летнее время баллоны при перевозке необходимо защищать от солнечных лучей.
1.19. При перевозке баллонов рабочий, сопровождающий груз, должен в пути периодически останавливать машину и проверять надежность крепления баллонов и отсутствие утечки газа. При обнаружении неисправности баллона необходимо отвести машину от шоссейной дороги на расстояние не менее 100 м и выгрузить неисправный баллон, соблюдая при этом меры безопасности. Нельзя сбрасывать баллон с транспортных средств.
1.20. При погрузке, выгрузке и укладке в штабеля труб, а также бревен должны применяться грузоподъемные механизмы или безопасные трубные накаты (скаты).
1.21. При пользовании накатами должны соблюдаться следующие условия:
— накаты должны быть металлическими, соответствовать весу груза и иметь приспособление для крепления к транспортным средствам или стеллажам, вес каждого наката не должен превышать нагрузку на двух человек;
— угол наклона установленных канатов должен быть не более 30 градусов;
— расстояние между накатами должно быть таким, чтобы концы труб или бревен выступали за ними не более чем на 1,5 м;
— на накатах должно быть предусмотрено устройство, предотвращающее обратное скатывание груза;
— исправность и устойчивость накатов необходимо проверять перед каждым их применением.
1.22. Применяемые при такелажных работах катки должны быть металлическими, выполненными из ровных груб одинакового диаметра, и иметь длину не менее ширины передвигаемого груза. Количество катков должно быть не менее трех.

2. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ПЕРЕД НАЧАЛОМ РАБОТЫ

2.1. До начала работы рабочие обязаны:
— осмотреть рабочее место, убрать из-под него, все, что может помешать при работе, освободить проходы и не загромождать их;
— если под ногами скользко (пол облит водой, мастикой, маслом и т.п.), вытереть его или посыпать песком, опилками;
— проверить исправность лестниц, трапов;
— подобрать приспособления, необходимые для погрузочно-разгрузочных работ и перемещения тяжестей и проверить их исправность;
— о выявленных неисправностях сообщать работнику, ответственному за безопасное производство работ.
2.2. При необходимости выполнения погрузочно-разгрузочных работ в ночное время рабочие места должны иметь освещенность не менее 5 лк при перемещении грузов вручную и 10 лк при перемещении грузов с помощью грузоподъемных механизмов.
2.3. Площадка, предназначенная для выполнения погрузочно-разгрузочных работ, должна быть ровной и достаточной для подъезда и установки транспортных средств, установки и маневрирования грузоподъемных механизмов.
2.4. В случае перемещения грузов по наклонному пути должны быть приняты меры к предупреждению самопроизвольного скольжения или скатывания их.
2.5. Перед погрузкой и разгрузкой труб, бревен и других длинномерных грузов должны быть приняты меры против самопроизвольного скатывания их со штабеля или транспортных средств.
2.6. Запрещается перед разгрузкой труб и бревен со стеллажей или транспортных средств извлекать удерживающие стойки, а также клинья со стороны, противоположной месту разгрузки.
2.7. Установка и работа грузоподъемных машин на расстоянии менее 30 м от крайнего провода воздушных линий электропередачи или воздушной сети напряжением более 36 В может производиться только по наряду-допуску, определяющему безопасные условия такой работы.
Установка и работа грузоподъемных машин в указанных случаях должна производиться под непосредственным руководством лица, ответственного за безопасное производство работ по перемещению грузов кранами.

3. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА ВО ВРЕМЯ РАБОТЫ

3.1. При погрузочно-разгрузочных работах, связанных с перемещением тяжестей грузоподъемными механизмами, рабочие должны выполнять операции только по сигналу руководителя работ.
3.2. Работник, руководящий погрузочно-разгрузочными работами с применением крана, должен находиться в таком месте, чтобы обеспечивалась взаимная видимость между ним и крановщиком.
3.3. Запрещается:
— находиться под поднятым грузом и на пути его перемещения:
— поднимать груз, масса которого неизвестна;
— поддерживать, разворачивать и направлять перемещаемый груз непосредственно руками (эти операции необходимо производить при помощи крючка или веревки, прикрепленной к грузу);
— во время нахождения груза на весу производить какие-либо исправления его в тросах, а также положения строп и подъемных приспособлений;
— применять грузоподъемные краны для подтаскивания тяжестей, вытаскивать груз, зажатый между другими предметами;
— выдергивать защемленные или зацепившиеся стропы, канаты, проволоку, цепи и т.п. вручную.
3.4. При механизированной погрузке и разгрузке поднимаемые длинномерные грузы должны быть увязаны двумя стропами с применением траверсы.
3.5. Такелажные приспособления должны обеспечивать надежный захват перемещаемого груза.
3.6. Грузы, сложенные в пакеты, должны стропиться таким образом, чтобы при подъеме исключалась возможность их падения.
3.7. При перемещении краном груз должен быть поднят выше встречающихся па пути предметов не менее чем на 0,5 м.
3.8. В кузове автомобиля грузы следует укладывать с соблюдением следующих правил:
— при погрузке навалом грузы располагать равномерно по всей площади кузова, не превышая уровня бортов автомобиля;
— штучные грузы, возвышающиеся над уровнем борга, должны быть надежно укреплены;
— высота уложенных грузов не должна превышать габаритных размеров проезжей части, тоннелей и ворот, встречающихся на пути.

4. ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА В АВАРИЙНОЙ СИТУАЦИИ

4.1. При выявлении во время работы неисправностей отдельных частей и узлов, которые могут привести к аварии, работа должна быть немедленно прекращена до полного устранения неисправностей.
4.2. О возникновении аварийной ситуации, которая может привести к аварии, пожару на производстве, а также о ситуации, которая создает угрозу жизни и здоровью людей, необходимо немедленно поставить в известность непосредственного руководителя или в установленном порядке других должностных лиц и приступить к ликвидации и локализации последствий.
4.3. На рабочем месте должна находиться аптечка с медикаментами и средствами для оказания первой (доврачебной) помощи.
4.4. При несчастном случае необходимо оказать первую помощь пострадавшему, вызвать скорую помощь, сообщить об этом своему непосредственному руководителю или диспетчеру по месту работы.
Первую (доврачебную) помощь пострадавшим необходимо оказывать в соответствии с «Инструкцией по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях».