Инструменты

Типы детей кинестетик. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Типы детей кинестетик. Повышение эффективности обучения детей-кинестетиков на уроках русского языка

Самая распространенная и популярная система определения типов учеников - VARK. Ее придумал учитель из Новой Зеландии Нейл Флеминг много лет назад (в 1987 году), когда стал инспектором, для того, чтобы облегчить себе работу, исследуя эффективность обучения детей в . И в наше суровое и переполненное информацией время, эти знания используются для того, чтобы понять, к какому из типов учеников относится человек, и, соответственно, какой именно метод учебы подходит ему лучше всего.

Так что, для начала, нужно выяснить, к какому именно типу относится ваш ребенок. Заходим на сайт vark-learn.com - здесь находится официальная страничка теста, достаточно выбрать вверху флажок с необходимым языком и ответить на вопросы тестирования.

Ваш ребенок - визуал. Это не страшно:) Автор этой статьи тоже визуал, именно поэтому он потратил кучу времени для создания коллажей, которые вы здесь видите. Как понятно из определения, дети-визуалы лучше запоминают то, что видят. Дело не в том, что им нравятся , хотя они им действительно нравятся, а в том, что любая информация, имеющая хоть какие-нибудь визуальные компоненты быстрее откладывается в их памяти. Эти компоненты: графики, схемы, цветовые выделения текста, видео-фрагменты, плакаты, слайды и так далее. Им легче общаться с учителями, которые не только используют все эти компоненты во время объяснения материала, но и если сам учитель - харизматичен, много жестикулирует, делает, в том числе, и интонационные акценты во время лекции. Детям-визуалам нужно достаточно времени и пространства для изучения материала дома, подготовки домашнего задания или подготовки к тестированию.

Как помочь ребенку-визуалу учится легко и приятно:

  • создайте ему хорошие и удобные : большой письменный стол, ассортимент канцелярских принадлежностей в виде блокнотов, стикеров разного цвета и формы, скрепок, карандашей, маркеров, закладок и т.п.
  • купите или сделайте сами каталоги для хранения информации на карточках (карточки для учебы с рисунками-ассоциациями - лучший способ изучения чего-либо для вашего ребенка).
  • купите или сделайте сами флипчарт, для ребенка.
  • разрешайте ему утыкивать и обклеивать стены комнаты учебными плакатами и файлами, помогите в их создании и объясните, как они работают, если ребенок пользуется ими впервые.
  • покупайте самоучители, составленные в виде таблиц и графиков с простым и четким описанием правил и примеров.
  • создайте ребенку канал на YouTube, где он сможет хранить полезные и интересные видео-передачи и курсы.
  • научите его использовать интерактивные онлайн-ресурсы и игры для учебы (таких ресурсов поистине огромное количество, хотя действительно толковые имеют английский интерфейс, но ведь и английский учить тоже нужно).

Ваш ребенок - аудиал. У этих детей, в отличие от всех остальных, все, что в одно ухо влетает, в другое не вылетает, а задерживается в голове, хорошенько перерабатывается и выдается потоком выводов и гипотез. Они усидчивы и внимательны, любят и послушать, и поговорить. Для детей-аудиалов имеет огромное значение в развитии, поэтому им необходимо внимание, с самого детства, и родителей, и воспитателей, и преподавателей. Аудиалам проще заниматься в небольших группах, когда учитель может уделить достаточно времени каждому ученику. Истина рождается в обсуждении, потому аудиалы могут быть весьма настойчивы и даже чуточку надоедливы: приходя со школы, они рассказывают в деталях, что произошло , или, садясь делать домашнее задание, падают на телефон с одноклассником, обсуждая решение задачи в процессе ее же решения. Также аудиалы очень внимательны к деталям и склонны к лирическим отступлениям на полтора часа: ведь так важно объяснить все, да и по ходу объяснения они могут прийти к дополнительным выводам.

Как помочь ребенку-аудиалу учится легко и приятно:

  • создайте ребенку спокойную атмосферу для учебы, отдельное пространство, никаких громких посторонних звуков (купите всем членам семьи наушники и так смотрите телевизор, в конце концов:)
  • поскольку аудиалы больше слушают учителя, чем записывают, научите их добывать дополнительную информацию и расширять свои конспекты, после читая их вслух.
  • просите ребенка объяснять вам вслух то, что он понял или выучил (не насильно, а по причине вашего искреннего любопытства:)
  • купите ребенку самый простой в использовании плеер с функцией записи голоса, он пригодится не только в школе, но и в ВУЗе.
  • скачивайте ребенку аудио-книги и аудио-курсы.
  • научите ребенка, концентрируясь при выполнении чего-либо (написание уравнений, диктант и т.п.), проговаривать свои действия вслух (если он дома), шепотом или в уме (в школе).
  • поощряйте участие ребенка в различных разговорных клубах (особенно они популярны в лингвистической среде).

Ваш ребенок - кинестетик. Вот практики в прямом смысле этого слова: они изучают окружающую среду принюхиваясь, приглядываясь и ощупывая со всех сторон. Также неплохо, если эту самую окружающую среду можно и на вкус попробовать. Дети-кинестетики уверенны, что нужно действовать, иначе неизвестно - получится или нет. Поэтому, они постоянно проверяют на прочность себя, мир и терпение родителей. Им нравятся истории из жизни и они легко их запоминают, занимаются активным собирательством, куда бы ни попали (ракушки, камушки, жучки и т.п.). Дети-кинестетики любят бывать на природе, ходить в музеи и на выставки. Таким детям, чтобы понять строение жабы, лучше увидеть ее в разрезе в формальдегиде, а понять строение солнечной системы им помогут наглядные примеры на картонных шариках в сделанной самостоятельно модели. Они любят , так что этому занятию родители могут посвящать практически все проводимое с ребенком время - именно так он учится лучше всего. Также, им очень важен опыт, который уже был у их родителей или забавные факты из жизни, которыми учитель разбавляет скучные лекции. Для кинестетиков это такие якоря в памяти, которые привязывают к себе другую, идущую рядом информацию.

Как помочь ребенку-кинестетику учится легко и приятно:

  • обеспечьте ребенка достаточным количеством материалов и условиями, для практических занятий дома
  • для изучения какого-либо материала находите примеры из жизни, желательно с картинками или видео.
  • купите ребенку хорошие, объемистые и иллюстрирование энциклопедии, толковые словари и книги типа «100 самых интересных фактов о марсианах».
  • скачивайте ребенку документальные фильмы, давайте доступ к познавательным телепрограммам, также можете использовать собственный канал на YouTube для хранения интересных передач (особенно рекомендуются BBC и Discovery), скорее всего история будет одним из любимых его предметов.
  • поощряйте его общение и обсуждение учебных моментов с другими детьми-кинестетиками.
  • посещайте с ребенком музеи, выставки, выездные занятия
  • научите его сокращать лекции и преобразовывать их в легко-запоминающиеся дефиниции.

Конечно, нужно понимать, что в человеке могут быть, и стопроцентно будут, качества другого, не основного типа ученика. Так, у кинестетиков часто хорошо развиты способности визуалов, и наоборот. Это мультимедийная группа учеников: ребенок может увеличить количество способов запоминания той или иной информации, выбрав самое подходящее для него опытным путем. Предоставьте ему эту возможность, практикуйте различные методы и сверьте результаты. То, что будет даваться легче всего - и есть подходящий метод.

Также, кроме трех основных групп существует четвертая - дигиталы , еще эта группа называется вербальной. Ее редко выносят в отдельный список, поскольку считают вариантом смешанной, то есть - мультимедийной, группы. Особенности дигиталов в том, что они запоминают текст, каким он есть, как он записан и даже где размещен на странице. Как ни удивительно, но именно детям-дигиталам в наших школах учится легче всего, похоже, именно на них вообще нацелена наша устаревшая система образования: они много читают, пользуются раздаточным материалом, охотно ведут обширные конспекты. Чтобы помочь детям-дигиталам в учебе, родителям, прежде всего, не нужно им мешать. Также обеспечьте их большим количеством книг, справочников, и подарите к новому году подписку на какой-нибудь научно-популярный альманах и абонемент в ближайшую библиотеку.

Ваш ребенок бросается в работу, не задумываясь над дополнительными инструкциями? Он имеет координацию, не характерную для своего возраста? Тогда, возможно, он - кинестетик.

Существует три основных способа получения информации: визуальный (зрительный), аудиальный (слуховой) и кинестетический (с помощью телесных ощущений). И хотя большинство детей в самом начале обучения проявляют себя кинестетиками, их истинный способ восприятия дает о себе знать только во втором или третьем классе. Ученик-кинестетик отличается тем, что чтобы охватить информацию, он должен быть задействован в процессе.

А вы знаете, является ли ваш маленький школьник кинестетиком или же он просто активный ребенок? Половина всех детей в определенной степени сохраняют в себе черты кинестетического восприятия. Однако, если вы достаточно долго отмечаете в своем ребенке данные характерные особенности, это может указывать на его потребности в кинестетическом стиле обучения.

Для учеников-кинестетиков характерно:

  • желание прикоснуться к предмету, почувствовать его, потрогать руками;
  • сначала самому все испробовать. Они не любят предварительно смотреть на демонстрационные примеры;
  • движение тела для изучения чего-то нового. Например, эти ученики могут перелистывать страницы книги левой рукой, а наносить удар по баскетбольному мячу правой;
  • показывать, а не рассказывать.

К сожалению, иногда некоторых учеников-кинестетиков ошибочно принимают за детей с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивности) и это в то время, когда они лишь нуждаются в том, чтобы просто побегать по коридору, после чего снова смогут сконцентрироваться на занятиях.

Чтобы помочь вашему маленькому кинестетику быть успешным в школе, есть следующие рекомендации:

  • поощряете его участие в школьных театральных постановках. Драматическое искусство может стать замечательным способом самореализации для учеников-кинестетиков;
  • приветствуйте его внеклассные занятия. Даже если ваш ребенок идет по пляжу, чувствуя песок пальчиками ног и касаясь ракушек, он в это время тоже учится;
  • посоветуйте ребенку делать заметки, рисовать диаграммы или создавать макеты;
  • во время прогулки устройте викторину, проверяя и обогащая его словарный запас, или вспомните с ребенком орфографию, пока он бьет футбольный мяч туда-сюда. Повторяющаяся физическая активность - это ключ ко всему;
  • постарайтесь определить своего ребенка в школу со спортивным уклоном. Многие школы сейчас сокращают преподавание занятий физической культурой и от этого страдают ученики с кинестетическим восприятием.

Вам как родителю очень важно занимать активную позицию в школе и стать партнером учителя своего ребенка. Чем лучше вы освоите особый способ взаимодействия со своим чадом, тем лучше поможете его учителям, предоставив им инструменты, которые непременно приведут ребенка к успеху.

Дети (как, впрочем, и взрослые) отличаются по наиболее эффективному для них стилю обучения и по типам знаний, которые даются им легче всего. Одним ученикам предпочтительнее читать и слушать лекции, другим - познавать информационный материал на практике. Побольше узнав о стиле обучения ребенка, можно не зависимо от области знания максимизировать полезность обучения.

При разделении стилей обучения учитываются различия в интеллекте. А ведь интеллект по своей сути - не единичная, и достаточно легко измеримая способность, это совокупность разнообразных способностей.

Особенности детей с телесно-кинестетическим типом мышления

Этот тип мышления достаточно тесно связан с осязанием в частности, а также с кинестетическим восприятием вообще. Ребенок-кинестетик зачастую равнодушен к картинкам или описаниям. Для получения информации о предмете, ему необходимо его пощупать или понюхать. Телесно-кинестетический интеллект может использоваться во время танцев и спортивных занятий - то есть везде, где двигательные навыки необходимы.

Такие дети, как правило, исключительно контролируют свое тело, обладают хорошей координацией, гибкостью, ловкостью, великолепным чувством времени и заметной тягой к спорту. Дети с телесно-кинестетическим типом мышления отличаются склонностью к ручному труду, хорошо развитым осязанием, высоким физическим развитием. Их отличительные особенности - быстро переключающееся внимание (вот откуда проблемы с концентрацией, а к тому же повышенная отвлекаемость), увлечение театральными постановками (эти дети особенно выразительны в пластике и пантомиме). Дети-кинестетики намного лучше запоминают действия, чем слова.


Если у ребенка телесно-кинестетический интеллект преобладает, то он обработка информации у него происходит на уровне тактильных сигналов. У такого малыша умелые руки и отличное чувство баланса. Он лучше всего чувствует себя в случае, когда надобно много времени посвящать физической деятельности, ремеслу, он легко управляет предметами. Для максимально эфективного обучения ему необходимо прикасаться, двигаться и обрабатывать поступившую информацию посредством тактильных ощущений.

Если ребенок кинестетик, то он предпочитает учиться, выполняя задание. Ему нравятся упражнения, связанные с движением,

Самым эффективным способом обучения для таких детей, как правило, является экспериментирование, а также разработка способов решения поставленной задачи. Ребенок-кинестетик лучше всего запоминает и усваивает информацию посредством прикладного опыта, в движении, в ролевых играх, в игре и групповых мастерских, в импровизации, в работе с материалами.

Все это можно использовать в обучении таким образом:

  • Запоминание информации происходит быстрее, благодаря накладыванию ее на движения. Самым показательным примером такого запоминания является любимая первоклассниками разминка -считалка «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали»;
  • Необходимы чаще прерывать занятия для того, чтобы побегать и поиграть, несколько раз выполнить физические упражнения;
  • Можно использовать модели, которые можно не только трогать, но и манипулировать ими;
  • Совершать загородные прогулки;
  • Физические упражнения выполнять со словами;
  • В обучении использовать ролевые игры;

Такой тип интеллекта, как телесно-кинестетический, задействован лишь на уроках физкультуры или труда. Потому не очень-то и удивительно, что детки, которые по основным предметам еле-еле тянут на тройки, хорошо, как правило, успевают именно на этих уроках.

Разумеется, рекомендации, которые относятся к телесно-кинестетическому интеллекту, очень трудно применять в условиях школы. Однако родителям вполне под силу организовать малышу любого возраста условия дома таким образом, чтобы учиться ему было удобнее всего. Возможно, и родителям понравится учиться вместе со своим ребенком, поскольку такое обучение - веселая игра!

Особенности поведения, которые «выдадут» кинестетика:

  • В словаре ребенка преобладают слова, описывающие чувства или движения (холодный, прикосновение, твердый, схватить). В разговоре большое внимание уделяет внутренним переживаниям.
  • Этот малыш просто обожает домашних животных. Он постоянно к ним прикасается: гладит, носит на руках.
  • Любит телесный и эмоциональный комфорт. Одеть его в колючий свитер практически невозможно.
  • Во время диалога смотрит не в глаза собеседнику, а вниз. При этом совершает множество движений и жестов, старается стать поближе к нему. Даже может начать крутить пуговицу на одежде другого человека.
  • Во время беседы постоянно меняет позу. Любимое положение — руки обнимают себя, ноги поджаты или переплетены. Часто сутулится, ходит с поникшими плечами.
  • Проявляет склонность к молчанию. Иногда такие дети кажутся робкими и застенчивыми. Это мнение ошибочно, просто ребята теряются на общем фоне.
  • Часто полагается на свою интуицию, которая развита очень хорошо.
  • Таким детям трудно сосредоточиться. Они отвлекаются по любому поводу.
  • Ребенок четко запоминает общее впечатление.
  • Память включается во время движения. Ученик, слушая педагога, может даже не смотреть на него, но перебирать пальцами ручку или карандаш.
  • Если нужно переписать с доски домашнее задание, ребенок будет долго рыться в портфеле. Вероятнее всего, достанет учебники и прямо в них отметит нужные номера.
  • Его тетради неопрятные: они покрыты пятнами, помяты. На парте — полный кавардак, в котором ученик отлично ориентируется.
  • Перемену использует, чтобы размяться и подвигаться.
  • Школьник исключительно владеет своим телом: отличается отличной координацией движений, он гибкий и ловкий. У него ярко выраженная тяга к спорту.
  • Склонность к ручному труду.

С такими детьми учителям трудно. Они их называют «гиперактивными», «необучаемыми». Кинестетик, которого вынуждают сидеть спокойно, чрез некоторое время начтет стучать пальцами, двигать ногами или что-то в этом роде. При неправильном отношении к ребенку 90% усилий учителя тратится впустую.

Если кинестетик что-то держит в руках, ему проще понять учителя

Проблема неправильного подхода к ребенку, когда не учитывается его способ усвоения информации, довольно глубокая. Специалисты говорят, что от таких детей нельзя требовать быстрого решения задачи или немедленного повторения услышанного материала.

Например, ученики-кинестетики долго считают на пальцах, когда их одноклассники уже начали решать примеры устно. Для детей это становится большой проблемой. Чего только они не придумывают, чтобы скрыть свою «неуспеваемость»: прячут ладони под партой, за спиной, стучат по столешнице пальцами. Ребята нуждаются в совершенно другом отношении к себе, терпении со стороны педагогов и близких людей.

По мнению некоторых профессионалов, все дети — кинестетики. Такая точка зрения имеет право на существование, поскольку все дети дошкольного и младшего школьного возраста очень подвижны и эмоциональны. Позже у большинства детей доминирующий канал меняется на зрительный или слуховой.

Как вести себя с детьми-кинестетиками?

Детям, познающим мир тактильным способом, сложно воспринять лекцию и словесные объяснения учителя. Педагогам приходится повторять одно и то же много раз, показывать иллюстрации. Крик на таких школьников не действует.

Нельзя спешить и «неуспеваемый ученик». Учитель должен разобраться, как правильно работать с детьми-кинестетиками.

  • Ребенку очень сложно долго сидеть неподвижно. Надо обеспечить ему моторную разрядку. Он может сходить за мелом, написать что-то на доске.
  • Два человека поймут друг друга, разговаривая на одном языке. Так же и с кинестетиками. Им помогут жесты, прикосновения, типичная для них медлительность мыслительных операций.
  • Такие ученики обучаются посредством памяти. Преувеличения способствуют запоминанию.
  • Ребенок отреагирует на замечание учителя, если оно сопровождается мягким прикосновением к плечу.
  • Лучше воспримет тот материал, который был записан.
  • Практичная деятельность (конструирование, эксперимент) — наиболее продуктивная деятельность на уроке.
  • Для ученика важна физическая нагрузка. Чем больше он потратит сил, тем успешнее проявит себя в других жизненных сферах.

Ученик-кинестетик действует, проверяет и анализирует. Он обучается, запоминая алгоритмы. Ему важно понять, для чего нужно то или иное правило. Какой толк от теоремы? Как она поможет в жизни? Работая с детьми-кинестетиками, нужно дать им ответы на эти вопросы, показать область применения на практике изучаемого материала.

Ни в коем случае нельзя пренебрегать другими каналами восприятия. Их нужно задействовать по максимуму. Важно запастись терпением и все равно объяснять, снова и снова показывать. Эффективность процесса обучения напрямую зависит от количества открытых каналов и уровня их развития.

Как действовать родителям?

От линии поведения родителей зависит очень многое. Непонимание ребенка приведет к конфликтам.

Ребенок справится с домашним заданием в комфортных условиях. Если его заставлять читать или учить стихотворение «как положено», через некоторое время эти виды деятельности вызовут только ненависть. Монотонное зубрение математики результата не даст.

Дома кинестетика нельзя через силу заставлять сидеть неподвижно и учить уроки. Ему нужна разрядка: пусть сходит поставит чайник, подаст что-то из другой комнаты, выглянет на балкон. Ему так легче запомнить материал: порциями, во время движения.

С кинестетиком сложно изучать точные науки, но выход есть. Пусть ребенок как можно больше вырезает из бумаги: цифры, знаки, неизвестные, даже формулы. Если ученик держит что-то в руках, ему вообще проще понять учебный предмет.

Любые образы можно связать через ассоциации. Бумажная аппликация напомнит об усвоенном материале. Вопрос «Что мы учили, когда вырезали машинку?» запускает механизм ассоциативного мышления.

Кинестетик не выучит стих, если будет просто сидеть и читать его. Когда он возьмет что-то повертеть в руках, начнет лепить или рисовать, результат получится совершенно другой.

Ребенку с кинестетическим ведущим каналом полезно:

  • Иметь набор материалов для разных поделок, экспериментов, практических занятий дома.
  • Читать большие энциклопедии, где он найдет много ответов на интересующие его вопросы.
  • Смотреть познавательные фильмы и передачи.
  • Ходить на выставки, в музеи, ездить на экскурсии.

Кинестетикам трудно справится со стрессом и дискомфортными ситуациями. Они полностью погружаются в свои переживания. Родителям важно больше говорит с ребенком о его чувствах, выяснить источник беспокойства.

Как бы не было сложно с такими детьми, у них есть один огромный плюс. Это открытые миру маленькие человечки, интересующиеся всем подряд. Они доверяют окружающим, заряжаясь позитивными эмоциями.