Инструменты

Решение о списании неустойки по 44 фз. Списание сумм неустоек (штрафов, пеней)

Решение о списании неустойки по 44 фз. Списание сумм неустоек (штрафов, пеней)

В Государственной Думе Российской Федерации во вторник 3 апреля 2018 года рассмотрен проект федерального закона № 344300-7 «О внесении изменения в статью Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Авторы проекта в пояснительной записке напоминают, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», было предусмотрено что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществляет списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) в случаях и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации .

Такие случаи и порядок были предусмотрены постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2016 г. № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)», утратившим силу с 1 января 2017 года .

Согласно данному постановлению, списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространялось на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществлялось в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.

Поскольку часть 6.1 статьи 34 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ, предусматривавшая предоставление заказчиком отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней), утратила силу, предлагается законодательно закрепить за заказчиками возможность списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах.

На данный момент проект рассмотрен и принят во втором чтении депутатами Государственной Думы Российской Федерации.

Информационный портал закупок

Текст проекта федерального закона 344300-7 « О внесении изменения в статью 112 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Проект № 344300-7

во втором чтении

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О внесении изменения в статью 112

Федерального закона «О контрактной системе в сфере

закупок товаров, работ, услуг для обеспечения

государственных и муниципальных нужд»

Внести в статью 112 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652; № 27, ст. 3480; № 52, ст. 6961; 2014, № 23, ст. 2925; 2015, № 1, ст. 51; № 29, ст. 4342, 4375; 2016, № 15, ст. 2058; № 27, ст. 4254; 2017, № 24, ст. 3477; 2018, № 1, ст. 59, 88) изменение, дополнив ее частью 42 1 следующего содержания:

«42 1 . Начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.».

Президент

Российской Федерации

8. Решение о списании задолженности принимается комиссией по поступлению и выбытию активов заказчика и оформляется внутренним распорядительным документом заказчика (приказом, распоряжением), содержащим информацию о неуплаченной задолженности, включенную в реестр контрактов, и обязательные реквизиты первичных учетных документов в соответствии с пунктом 7 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. N 157н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 декабря 2010 г., регистрационный N 19452; Российская газета, 2011, 19 января).

9. Государственный заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации) от применения мер гражданской ответственности по государственному контракту в части образовавшейся задолженности, не позднее трех рабочих дней после осуществления списания задолженности направляет администратору доходов федерального бюджета (бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации), указанному в абзаце четвертом пункта 4 настоящего Порядка, информацию о произведенном списании задолженности с указанием суммы списанной задолженности и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Уведомление N _____
о списании начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, исполнение обязательств по которым (за исключением гарантийных обязательств) завершено поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 или 2016 году

от "__" ________ 20__ г.

Наименование заказчика

(полное наименование)

Наименование организационно-правовой формы заказчика

(сокращенное наименование)

дата постановки на учет

нахождения заказчика

Наименование поставщика (подрядчика, исполнителя)

(полное наименование юридического лица/ фамилия, имя, отчество физического лица)

Наименование организационно-правовой формы поставщика (подрядчика, исполнителя)

(сокращенное наименование юридического лица)

дата постановки на учет

В 2015-2016 гг. действовала антикризисная мера - госзаказчики обязаны были в определенных случаях списывать неустойку, начисленную контрагентам по госконтрактам. До сих пор многие заказчики отказываются это сделать, ссылаясь на то, что другая сторона контракта не признала нарушения со своей стороны. СКЭС ВС РФ решила, что такое поведение поставщиков и подрядчиков не повод для отказа в списании неустойки (Определение ВС РФ от 14.08.2017 № 303-ЭС17-1652 по делу № А24-999/2016).

Суть дела

По условиям государственного контракта подрядчик должен был выполнить работы в целях реконструкции аэропорта в Камчатском крае. А именно разработать проектную документацию, выполнить инженерные изыскания и получить на разработанную документацию положительное заключение ФАУ «Главгосэкспертиза России». Все эти работы он выполнял в два этапа. Первый этап - разработку проектной документации - нужно было выполнить в течение 70 дней после подписания контракта, то есть до 30 сентября 2015 г. Однако стороны подписали акт о сдаче-приемке первого этапа работ только 18 ноября. Просрочка составила почти полтора месяца. Заказчик направил подрядчику претензию с требованием выплатить неустойку за нарушение срока выполнения работ по первому этапу в размере 1,3 млн руб. Подрядчик отказался. Он ссылался на то, что просрочка произошла не по его вине. Заказчик проигнорировал доводы подрядчика и решил взыскать неустойку в судебном порядке.

Судебное разбирательство

В суде подрядчик согласился, что незначительная просрочка имела место. В то же время он настаивал, что не виноват в этом. В самом начале работ выяснилось, что в техническом задании имелись несоответствия. Из-за этого заказчик решил проработать одновременно два варианта проектирования аэропорта. При этом подрядчик подготовил всю документацию в срок. Задержка в выполнении других работ по первому этапу была вызвана действиями третьих лиц, а также неблагоприятными погодными условиями. Также подрядчик заявил о снижении размера неустойки. Но главный аргумент - заказчик обязан был списать всю сумму неустойки на основании ч. 6.1 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ).

Дело в том, что в 2015-2016 гг. действовала антикризисная мера, направленная на снижение финансовой нагрузки на поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. В частности, в случаях и в порядке, которые определены Правительством РФ, заказчик предоставлял отсрочку уплаты неустойки или списывал ее (ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ).

В 2015 г. порядок списания начисленных сумм неустоек был установлен в постановлении Правительства РФ от 05.03.2015 № 196 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2015 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (далее - постановление № 196), а в 2016 г. - в аналогичном постановлении Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее - постановление № 190).

В этих постановлениях было предусмотрено, что заказчик обязан предоставлять отсрочку уплаты неустойки и списывать ее, если в 2015 или 2016 г. подрядчик исполнил свои обязательства в полном объеме (кроме гарантийных обязательств). Был предусмотрен следующий порядок:

    если общая сумма неуплаченных неустоек не более 5% от цены контракта, то заказчик списывает неустойку полностью;

    если общая сумма неуплаченных неустоек более 5%, но не превышает 20% от цены контракта, то заказчик предоставляет отсрочку уплаты неуплаченных сумм неустоек до окончания текущего финансового года и списывает 50% неуплаченной неустойки (при условии уплаты 50% неустойки до окончания текущего финансового года);

    если общая сумма неуплаченных неустоек более 20% от цены контракта, заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустойки до окончания текущего финансового года.

При этом заказчик уведомляет в письменной форме поставщика или подрядчика о предоставлении отсрочки либо списании неустойки. То есть проследить, имеются ли основания для списания неустойки, и списать ее - это обязанность именно заказчика.

В то же время списание задолженности осуществляется на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания задолженности обеспечивает сверку с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) неуплаченной задолженности. Если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие задолженности, принятие решения о ее списании не допускается (п. 3, 5 Порядка осуществления заказчиком в 2016 году списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней), утвержденного приказом Минфина России от 12.04.2016 № 44н). Из этих положений заказчик сделал вывод, что он может не списывать неустойку, поскольку подрядчик не соглашался с ее начислением.

Суд первой инстанции удовлетворил иск заказчика и взыскал неустойку в заявленном размере. Он не согласился с тем, что подрядчик не был виноват в просрочке выполнения первого этапа работ. Также суд не установил оснований для удовлетворения ходатайства о применении ст. 333 ГК РФ, как и необходимости списания неустойки в порядке ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Апелляция это решение отменила и отказала в иске. Она указала, что заказчик должен был списать неустойку. Это не право, а обязанность заказчика. Во-первых, размер неустойки составлял менее 5% от цены контракта. Во-вторых, подрядчик выполнил все работы в 2016 г. Это подтверждал акт сдачи-приемки работ.

Суд кассационной инстанции встал на сторону первой инстанции. Он отметил, что неустойку можно было списать только при документальном подтверждении подрядчиком предъявленной к взысканию суммы неустойки. Но подрядчик начисленную неустойку не признал. То есть между сторонами контракта был спор относительно вины подрядчика в просрочке выполнения работ. Более того, в 2015 г. подрядчик выполнил работы лишь в части первого этапа, то есть не все работы по контракту. Тогда как постановление № 196 обуславливает возможность списания неустойки только в случае полного исполнения контракта в 2015 г. Таким образом, у заказчика не было оснований для списания неустойки, не признанной подрядчиком.

Позиция ВС РФ

Судебная коллегия по экономическим спорам ВС РФ отменила судебные акты первой инстанции и кассации, оставив в силе постановление апелляционной инстанции. То есть она подтвердила, что заказчик должен был списать неустойку, начисленную подрядчику на основании ч. 6.1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ.

Судьи решили, что наличие спора относительно начисленной неустойки не может трактоваться как условие, препятствующее списанию или предоставлению отсрочки уплаты неустоек. Ведь антикризисные меры были установлены специально для защиты поставщиков (подрядчиков, исполнителей) государственных контрактов. А значит, вывод кассации о том, что непризнание подрядчиком неустойки влечет отказ в ее списании, является неверным.

Коллегия ВС РФ указала, что при рассмотрении иска заказчика о взыскании штрафных санкций по государственному контракту суд вправе самостоятельно устанавливать наличие оснований для применения мер государственной поддержки. В данном случае заказчик начислил неустойку, размер которой не превышал 5% от цены контракта. Стороны подписали акт сдачи-приемки выполненных работ 5 августа 2016 г., а значит, контракт исполнен в полном объеме в 2016 г. (когда действовало постановление № 190). При таких условиях заказчик обязан был списать неустойку.

К сведению

Сейчас многие заказчики отказываются списать неустойку еще и со ссылкой на то, что такая обязанность действовала до 1 января 2017 г. Действительно, антикризисная мера об обязанности заказчика списать неустойку применялась до этой даты, и с 2017 г. нормы, в которых была установлена эта обязанность, прекратили свое действие (ч. 3 ст. 3 Федерального закона 29.12.2015 № 390-ФЗ). При этом законодатель не указал, должен ли заказчик списать неустойку в 2017 г., если он не сделал этого годом раньше, хотя для этого были основания. Многие суды не принимают доводы заказчиков о том, что те вправе не списывать неустойку за 2015 и 2016 г., поскольку постановления № 190 и 196 больше не действуют (см., например, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 20.06.2017 по делу № А28-13279/2016, Пятого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2017 по делу № А51-2832/2017). Но встречается и противоположная позиция, когда суды взыскивают неустойку по искам заказчиков именно из-за того, что постановления № 190 и 196 не применяются (см. постановление АС Дальневосточного округа от 26.04.2017 по делу № А73-8164/2016).

Поскольку практика складывается неоднородная, подрядчик в защиту своей позиции может дополнительно использовать следующие аргументы. Во-первых, отказывая в списании неустойки в 2017 г. по причине прекращения действия постановлений № 190 и 196, заказчик злоупотребляет своими правами. Ведь он сам должен был списать неустойку еще в 2015 или 2016 г., но не сделал этого. А злоупотребление правом - это основание для отказа в иске (ст. 10 ГК РФ). Во-вторых, приказ Минфина России от 12.04.2016 № 44н, которым установлен порядок списания неустойки, не был отменен и по-прежнему может применяться.

" № 4/2016

Правительство РФ еще на год продлило срок, в течение которого начисленные по контрактам неустойки списываются и поставщики (подрядчики, исполнители) фактически освобождаются от обязанности их уплаты. Прошедший год позволил понять многие нюансы применения данной антикризисной меры. Подробности – в статье.

Пошаговая инструкция

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 (далее – Постановление № 190, новое постановление) установлены случаи и порядок предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней). Аналогичный документ действовал в 2015 году (Постановление Правительства РФ от 05.03.2015 № 196), и, как свидетельствует практика, поставщики (подрядчики, исполнители) смогли воспользоваться данными антикризисными мерами, наиболее важной из которых, безусловно, является списание долгов по неустойкам.

Срок действия нового постановления ограничен 01.01.2017. Поэтому строительным организациям нецелесообразно затягивать время, а следует принять меры для снятия с себя обязанности по уплате неустоек, начисленных по государственным и муниципальным контрактам, или, как вариант, для получения временной передышки в виде отсрочки погашения задолженностей. Что необходимо сделать?

Во-первых, Постановлением № 190 установлено, что заказчики предоставляют отсрочку и списывают начисленные неустойки только при условии завершения в полном объеме в 2015 или 2016 годах исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением гарантийных обязательств. Поэтому строительным организациям важно приложить все возможные усилия для завершения работ в текущем году и своевременного оформления в установленном порядке документов (актов), подтверждающих прием-передачу результатов работ .

Обратите внимание

Списание начисленных сумм неустоек не производится по контрактам, условия которых изменены в 2015 и (или) 2016 годах в соответствии с ч. 1.1 ст. 95 Федерального закона № 44-ФЗ . Случаи и порядок изменения условий контрактов определены Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 191 .

Во-вторых, предоставление отсрочки уплаты и списание начисленных сумм неустоек осуществляются заказчиком в определенном порядке, который представлен на следующей схеме.

Как видим, порядок действий заказчика поставлен в зависимость от суммы неустойки, которая, очевидно, должна быть подтверждена. Следовательно, строительным организациям и заказчикам необходимо сверить суммы задолженностей и подписать акты сверки .

В-третьих, в случае, когда общая сумма неуплаченных неустоек находится в интервале «свыше 5%, но не более 20% цены контракта», имеется возможность выбора одного из двух предусмотренных Правительством РФ вариантов: получить отсрочку или воспользоваться списанием половины неустоек. Таким образом, строительной организации нужно согласовать с заказчиком конкретный вариант . Наконец, списание 50% долгов производится только после перечисления организацией половины суммы неустоек . Поэтому надо изыскать соответствующую сумму денежных средств, перечислить ее на указанный заказчиком счет и известить последнего об оплате .

В-четвертых, факт предоставления отсрочки и списания начисленных сумм неустоек должен быть удостоверен. Пункт 4 Постановления № 190 обязывает заказчика направить поставщику (подрядчику, исполнителю) уведомление в письменной форме. Соответственно, организации необходимо проконтролировать получение такого уведомления в отношении соответствующих сумм задолженностей и контрактов.

Разъяснения специалистов

Списание задолженностей по неустойкам и предоставление отсрочек по их уплате являются не правом, а обязанностью заказчиков при условии, что имеются все необходимые документы (акты приема-сдачи результатов работ, акты сверки и др.). Такой вывод следует из писем Минэкономразвития России от 17.02.2016 № Д28и-350, от 25.11.2015 № Д28и-3373, от 03.07.2015 № Д28и-1941, от 22.06.2015 № Д28и-1815 (все перечисленные письма, а также другие, на которые мы будем ссылаться ниже, выпущены применительно к Постановлению Правительства РФ № 196. Однако, поскольку новое постановление принято не в целях изменения нового порядка списания задолженностей (предоставления отсрочек), а для продления антикризисных мер, разъяснения остаются актуальными и в отношении 2016 года).

Отсрочка уплаты и списание задолженностей по неустойкам допустимы только в случае исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) всех обязательств, предусмотренных контрактом. Соответственно, если контракт расторгнут по соглашению сторон, принятие названных мер невозможно (Письмо Минэкономразвития России от 21.07.2015 № Д28и-2194).

К незавершенным обязательствам по контракту рассматриваемые меры не применяются. Об этом сообщается в Письме Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3764. Из него же следует, что отсрочка не предоставляется, списание не производится в случае, если неустойка начислена по контракту, срок исполнения которого приходится на 2017 год.

В соответствии с позицией, выраженной в письмах Минэкономразвития России от 21.12.2015 № Д28и-3667 и от 02.10.2015 № ОГ-Д28-13057, действие постановления Правительства РФ распространяется на все контракты, исполненные поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в полном объеме в 2015 и 2016 годах, вне зависимости от срока возникновения задолженности. Таким образом, не имеют значения дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей, например, к проведению работ. Важно, чтобы срок их завершения приходился на 2015 и 2016 годы.

Также Минэкономразвития неоднократно подчеркивало, что право на отсрочку уплаты и списание задолженности не поставлено в зависимость от предусмотренных условиями контрактов сроков исполнения обязательств (за исключением гарантийных обязательств) (письма от 21.09.2015 № ОГ-Д28-12386 и от 10.09.2015 № Д28и-2737). Важен фактический срок завершения исполнения обязательств.

Обратите внимание

Списанию подлежит неуплаченная задолженность. В случае если поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным неустойкам была произведена оплата, решение о ее списании не принимается, денежные средства организации не возвращаются (Письмо Минфина России от 27.10.2015 № 02-02-04/61548).

В случае если условиями контракта предусмотрены этапы его исполнения, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать отсрочки уплаты и списания задолженности только после исполнения всех этапов, установленных контрактом (Письмо Минэкономразвития России от 20.08.2015 № Д28и-2553).

Нормы Федерального закона № 44-ФЗ и постановлений Правительства РФ не обязывают государственных (муниципальных) заказчиков включать в документацию о закупке товаров (работ, услуг) и проект контракта положения об отсрочке уплаты не­устоек (штрафов, пеней). На это указано, в частности, в решениях ФАС России от 02.12.2015 по делу № К-1657/15 и от 16.11.2015 по делу № К-1539/15. Решение о предоставлении отсрочки уплаты и списании задолженности:

  • принимается вне зависимости от наличия соответствующего положения в контракте (Письмо Минэкономразвития России от 04.06.2015 № Д28и-3869);
  • не требует внесения изменений в контракт (Письмо Минэкономразвития России от 01.07.2015 № Д28и-1842).

Судебная практика

Несмотря на то, что антикризисная мера в виде списания неустоек была введена всего год назад, на данный момент уже имеются судебные решения по этой теме. Рассмотрим некоторые из них, чтобы понять, как арбитры трактуют положения нормативных документов.

Постановление АС ЗСО от 22.01.2016 № Ф04-28134/2015 по делу № А46-3302/2015

Муниципальный заказчик обратился в суд с требованием о взыскании с застройщика неустойки, начисленной в связи с нарушением срока передачи квартир по муниципальным контрактам. Невозможность списания неустойки заказчик обосновал тем, что установленный контрактами срок приходится на 2014 год, а постановление Правительства РФ, предусматривающее списание штрафов и пеней, принято в 2015 году.

Арбитры сделали несколько важных выводов, которые можно взять на вооружение. Во-первых, согласованный в контракте срок его завершения не имеет значения, важен фактический срок выполнения обязательств. Раз застройщик передал квартиры в 2015 году, он вправе рассчитывать на списание пеней .

Во-вторых, списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом .

В-третьих, если организация заключила несколько контрактов и просрочка допущена по всем или некоторым из них, пороговые значения (5 и 20%) применяются в отношении каждого контракта.

В результате суд уменьшил размер неустойки с 14 млн до 836 тыс. руб. Застройщика обязали уплатить неустойку лишь по контрактам, завершенным в 2014 году, и полностью списали неустойку по контрактам, завершенным в 2015 году, поскольку суммы неустоек по каждому муниципальному контракту не превышали 5% цены контракта. Довод муниципального заказчика об отсутствии у суда права по своей инициативе списывать неустойку был признан необоснованным.

Постановление АС ПО от 11.03.2016 № Ф06-6317/2016 по делу № А06-4184/2015

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения просило взыскать с подрядчика неустойку. Невозможность ее списания оно объясняло тем, что установленный договором срок сдачи работ неоднократно нарушался, переносился, окончательный согласованный срок – ноябрь 2014 года.

Встав на сторону подрядчика, арбитры указали: работы выполнены и сданы заказчику в 2015 году, поэтому подпадают под действие антикризисных мер. Суммы неустойки не превышают 5% цены договора. Списание неустойки является обязанностью заказчика, а не его правом.

Постановление АС СКО от 20.01.2016 № Ф08-10093/2015 по делу № А32-23141/2015

Арбитры решили: начисленная неустойка превышает 20% цены контракта, поэтому списание неустойки в соответствии с преду­смотренным Правительством РФ порядком невозможно. Вместе с тем организация не лишена права заявить о применении положений ст. 333 «Уменьшение неустойки» ГК РФ. На основании данной статьи суд может уменьшить неустойку, если ее сумма явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства.

В итоге истребуемая заказчиком сумма была уменьшена.

Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 26.01.2016 № 09АП-57017/2015 по делу № А40-2134/2015

Суд отказал подрядчику в списании неустойки, отметив, что постановление Правительства РФ принято в порядке исполнения Федерального закона № 44-ФЗ, тогда как в данном случае договор заключен в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Бухгалтерский учет

По общему правилу начисленные организации неустойки отражаются в составе прочих расходов (по дебету счета 91-2) на дату вступления в силу решения суда об их взыскании либо признания данной организацией задолженности (п. 11 и 14.2 ПБУ 10/99 «Расходы организации»). Подписание акта сверки с заказчиком означает, что долг по неустойке признан, следовательно, строительная организация обязана отразить неустойку проводкой Дебет 91-2 Кредит .

Если организация в силу требований ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы» начисляла в отношении предстоящих расходов на уплату неустоек, на дату подписания акта сверки сумма не­устойки (соответствующая ) отражается в корреспонденции со счетом учета резерва предстоящих расходов. Иными словами, бухгалтер сделает проводку Дебет Кредит .

Получение от заказчика уведомления о списании задолженности по неустойке – основание для признания данной суммы в составе прочих доходов организации (п. 7 ПБУ 9/99 «Доходы организации»). В учете производится запись Дебет Кредит 91-1 . Если спор о списании неустойки разрешен в судебном порядке, доходы учитываются на дату вступления в силу решения суда.

Налог на прибыль

В целях налогообложения прибыли признанные (присужденные судом) суммы неустоек учитываются в составе внереализационных расходов (пп. 13 п. 1 ст. 265 НК РФ). Списанная заказчиком или судом сумма включается во внереализационные доходы организации (п. 18 ст. 250 НК РФ). Таким образом, даже в случае списания неустойки в полном объеме у организации не возникнет обязанность начисления налога на прибыль со списанной суммы.

Особо отметим, что организации не удастся избежать включения списанной задолженности во , сославшись на пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ. Дело в том, что, как разъяснил Минфин в Письме от 25.11.2014 № 03-03-10/59910, положения названной нормы распространяются только на суммы кредиторской задолженности налогоплательщика по уплате налогов и сборов, пеней и штрафов перед бюджетами разных уровней, по уплате взносов, пеней и штрафов перед бюджетами государственных внебюджетных фондов и не подлежат применению в отношении иных видов кредиторской задолженности.

Упрощенная система налогообложения

Основываясь на формальном прочтении п. 1 ст. 346.15 и п. 18 ст. 250 НК РФ, Минфин неоднократно заявлял, что сумма списанной кредиторской задолженности включается в состав доходов, учитываемых при определении базы по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением УСНО (письма от 07.08.2013 № 03-11-06/2/31883, от 21.02.2011 № 03-11-06/2/29). Исключением является лишь кредиторская задолженность, указанная в пп. 21 п. 1 ст. 251 НК РФ, однако, как отмечено выше, эта норма распространяется на налоги и сборы. Руководствуясь таким подходом, налоговые инспекторы вполне могут потребовать уплатить налог с суммы списанных неустоек.

Вместе с тем, на наш взгляд, не стоит отождествлять «кредиторку» в виде непогашенных долгов за товары, работы и услуги и кредиторскую задолженность в сумме начисленной по государственному (муниципальному) контракту неустойки, признанной «упрощенцем» в связи со списанием данной суммы. А если вспомнить, что списание производится в качестве специально предусмотренной государством антикризисной меры, направленной на поддержание хозяйствующих субъектов, то включение списанной неустойки в доходы и начисление с нее налога выглядят очень нелогично. Поэтому считаем, что «упрощенец» не должен включать списанную сумму в состав доходов. Однако нам не удалось найти решений судов по данной проблеме.

Выводы

Если поставщик (подрядчик, исполнитель) выполнил обязанности по государственному (муниципальному) контракту в 2015 и 2016 годах, он вправе рассчитывать на списание неустойки либо предоставление отсрочки по ее уплате. При этом не имеют значения такие обстоятельства, как установленный контрактом срок завершения работ, дата заключения контракта и день, когда организация приступила к исполнению обязанностей по нему. Важно, чтобы были надлежащим образом оформлены документы, подтверждающие завершение исполнения обязательств, и подписан акт сверки задолженности по неустойке.

Списание задолженности является обязанностью заказчиков, неисполнение которой можно оспорить в судебном порядке.

В случае если размер неустойки превышает 20% цены контракта, списание задолженности и предоставление отсрочки по ее уплате не применяются. Однако, обратившись в суд, можно попытаться доказать, что сумма неустойки явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, и просить арбитров снизить ее на основании ст. 333 ГК РФ.

Признанные и списанные суммы неустойки отражаются в бухгалтерском учете в составе прочих расходов и доходов, в целях налогообложения прибыли – как внереализационные расходы и доходы. Списание неустойки не приводит к обязанности уплаты налога на прибыль. А вот у «упрощенцев» ситуация не столь однозначна. Налоговые органы могут настаивать на включении списанной суммы в доходы, поэтому налогоплательщику необходимо быть готовым к решению проблемы в судебном порядке.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Такое условие содержится в пп. «б» п. 4 Порядка списания заказчиком в 2015 году начисленных сумм неустоек (пеней, штрафов) по контрактам, заключенным в целях обеспечения федеральных нужд, утв. Приказом Минфина России от 29.06.2015 № 98н. Указанное условие планируется сохранить и на 2016 год, что следует из подготовленного Минфином проекта нового приказа, размещенного на сайте http://regulation.gov.ru.

Напомним, аналогичного мнения придерживается Минэкономразвития, о чем было сказано выше.

И в этом вопросе позиции Минэкономразвития и судей совпадают.

А. Павелин

эксперт журнала «Силовые министерства и ведомства: бухгалтерский учет и налогообложение»

В соответствии с ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю), но не списанные заказчиком суммы неустоек (штрафов, пеней) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением в 2015 и (или) 2016 годах обязательств, предусмотренных контрактом, подлежат списанию. Правила списания таких сумм установлены Постановлением Правительства РФ от 04.07.2018 № 783 (далее – Правила № 783). О порядке списания вышеуказанных сумм поговорим в статье.

С чего все началось?

В силу ст. 3 Закона № 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени РФ, субъекта РФ (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных или муниципальных нужд.

По общему правилу контракты должны заключаться в письменной форме, однако Закон № 44-ФЗ предусматривает возможность заключения с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) договора в устной форме в порядке и на условиях, которые установлены ГК РФ, в случаях, определенных п. 4, 15 и 28 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Согласно ч. 1 ст. 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, когда такие извещение или приглашение, документация, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В Законе № 44-ФЗ приведен перечень необходимых условий, подлежащих включению в заключаемый контракт. Одним из обязательных условий контракта является условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 Закона № 44-ФЗ при просрочке исполнения заказчиком обязательств, установленных контрактом, а также в иных случаях ненадлежащего исполнения им обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней).

Неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности, при просрочке исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков (п. 1 ст. 330 ГК РФ). Соглашение о неустойке должно быть составлено в письменной форме. Несоблюдение письменной формы влечет недействительность соглашения (ст. 331 ГК РФ).

Начиная с 09.09.2017 порядок определения размера неустойки регламентирован Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042. До указанной даты следовало руководствоваться правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

Федеральным законом от 29.12.2015 № 390-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в качестве антикризисной меры до 01.01.2017 было предусмотрено, что в 2015 и 2016 годах заказчик предоставляет отсрочку уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) списывает начисленные суммы таковых в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 14.03.2016 № 190 «О случаях и порядке предоставления заказчиком в 2016 году отсрочки уплаты неустоек (штрафов, пеней) и (или) осуществления списания начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней)» (утратило силу 01.01.2017) предусматривалось, что списание начисленных сумм неустоек (штрафов, пеней) распространяется на принятую к учету задолженность поставщика (подрядчика, исполнителя) независимо от срока ее возникновения и осуществляется в порядке, установленном Минфином.

В целях предоставления заказчикам возможности списания задолженности по государственным и муниципальным контрактам, возникшей в 2015 и (или) 2016 годах, в ч. 42.1 ст. 112 Закона № 44-ФЗ (вступила в силу 04.05.2018) закреплено, что суммы неустоек (штрафов, пеней), начисленные поставщику (подрядчику, исполнителю) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, но не списанные заказчиком, подлежат списанию в случаях и порядке, которые определены Правительством РФ. Как уже было отмечено, в настоящее время порядок списания начисленных сумм неустоек регламентируется Правилами № 783.

В каком порядке осуществляется списание?

Исходя из требований п. 2 Правил № 783 списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) может осуществляться по контрактам, обязательства по которым исполнены в полном объеме, за исключением контрактов, по которым в 2015 и (или) 2016 годах изменены по соглашению сторон условия о сроке исполнения контракта, и (или) цене контракта, и (или) цене единицы товара, работы, услуги, и (или) количестве товаров, объеме работ, услуг, предусмотренных контрактами. Напомним, что возможность изменения условий контрактов в 2015 – 2016 годах предусматривалась ч. 1.1 ст. 95 Закона № 44-ФЗ (утратила силу 01.01.2017).

Таким образом, на основании Правил № 783 можно списать только неустойки (штрафы, пени), не оспариваемые поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

Списание начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) должно осуществляться в следующем порядке:

– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта, заказчик их списывает;

– если их общая сумма превышает 5% цены контракта, но составляет не более 20% цены контракта, заказчик списывает 50% начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней) при условии уплаты 50% таких сумм до 01.01.2017.

При этом основаниями для принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) являются:

– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) не превышает 5% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (за исключением гарантийных обязательств) по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или иным документом;

– если общая сумма начисленных и неуплаченных неустоек (штрафов, пеней) превышает 5%, но составляет не более 20% цены контракта – исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств по контракту в полном объеме в 2015 или 2016 году, подтвержденное актом приема или другим документом, а также информация администратора доходов бюджета о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) в бюджет (если начисленная и неуплаченная сумма возникла перед государственным (муниципальным) заказчиком) или информация о зачислении средств, уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) на счет заказчика или автономного учреждения (если начисленная и неуплаченная сумма неустоек (штрафов, пеней) возникла перед бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарным предприятием, а также перед автономным учреждением в случае осуществления им закупок в соответствии с ч. 4 ст. 15 Закона № 44-ФЗ).

Отметим, что если заказчик не осуществляет полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), то информация о зачислении уплаченных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) сумм неустоек (штрафов, пеней) направляется заказчику администратором доходов бюджета.

Согласно п. 4 Правил № 783 начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) списываются на основании учетных данных заказчика, имеющих документальное подтверждение. Заказчик в целях списания таких сумм обеспечивает сверку расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленным и неуплаченным суммам неустоек (штрафов, пеней).

Обратите внимание

В случае если поставщик (подрядчик, исполнитель) не подтвердил наличие начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), принятие решения о ее списании не допускается.

При наличии оснований и указанных выше документов заказчик в течение 10 дней со дня осуществления сверки расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) по начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней) оформляет решение о списании данной суммы. Такое решение должно быть принято комиссией по поступлению и выбытию активов, созданной заказчиком в целях подготовки решений о списании начисленных и неуплаченных сумм неустоек (штрафов, пеней), и оформлено приказом (распоряжением) заказчика, содержащим следующую информацию:

– наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя) или – для иностранного лица в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства – аналог ИНН поставщика (подрядчика, исполнителя), КПП поставщика (подрядчика, исполнителя) (ИНН физического лица);

– сведения о начисленной и неуплаченной сумме неустоек (штрафов, пеней), включенные в реестр контрактов, заключенных заказчиками;

– обязательные реквизиты первичных учетных документов, установленные в п. 7 Инструкции № 157н ;

– дату принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней);

– подписи членов комиссии.

Заказчик списывает начисленные и неуплаченные суммы неустоек (штрафов, пеней) в течение пяти рабочих дней со дня принятия такого решения. При этом заказчик, не осуществляющий полномочия администратора доходов бюджета, полученных в результате применения мер гражданско-правовой ответственности по контракту в части образовавшейся начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней), не позднее трех рабочих дней после списания данной суммы направляет администратору доходов бюджета информацию о произведенном списании с указанием списанной суммы и кода классификации доходов бюджетов бюджетной системы РФ.

Не позднее 20 рабочих дней со дня принятия решения о списании начисленной и неуплаченной суммы неустоек (штрафов, пеней) заказчик направляет контрагенту уведомление о списании начисленной и неуплаченной задолженности с указанием ее размера по форме согласно приложению к Правилам № 783. Такое уведомление должно формироваться в соответствии с информацией и документами, включенными в реестр контрактов, заключенных заказчиками.

Как отразить в учете?

Расчеты по суммам принудительного изъятия (задолженности по штрафам, пеням и неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг) ведутся на счете 0 209 00 000 «Расчеты по ущербу и иным доходам» (п. 220 Инструкции № 157н).

Начисление доходов по суммам предъявленных к уплате штрафов, пеней и иных санкций, предусмотренных условиями государственного (муниципального) договора на нужды казенного учреждения, отражается по дебету счета 0 209 40 000 и кредиту счета 0 401 10 140 «Доходы от принудительного изъятия».

Уменьшение сумм начисленных доходов (предоставление скидок, льгот, списание), в том числе денежных взысканий (штрафов, пеней, неустоек), при принятии решения в соответствии с законодательством РФ об их уменьшении, за исключением списания задолженности, признанной нереальной к взысканию, подлежит отражению на счете 0 401 10 174 «Выпадающие доходы» (п. 120 Инструкции № 162н , п. 152 Инструкции № 174н , п. 180 Инструкции № 183н).

В бухгалтерском учете операции по начислению и списанию штрафов можно отразить следующим образом:

В заключение еще раз отметим, что сумма неустойки, начисленной за нарушение договорных обязательств, списывается в соответствии с Правилами № 783. Если контрагент не подтвердил наличие задолженности по неустойкам, решение о ее списании не принимается.

Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утв. Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.