Инструменты

Проект на тему сельскохозяйственные работы нашего края. Доклад на тему «Растениеводство

Проект на тему сельскохозяйственные работы нашего края. Доклад на тему «Растениеводство

1. Выполните задания для групповой работы.

1) Полеводство.
а) Запишите определение. Полеводство - это выращивание полевых культур .
б) Приведите примеры полевых культур, выращиваемых в вашем крае.

пшеница, рожь, овес, кукуруза, гречиха, картофель, лён, подсолнечник

2) Овощеводство.
а) Запишите определение. Овощеводство - это выращивание овощных культур .
б) Приведите примеры овощных культур, выращиваемых в вашем крае.

капуста, морковь, лук, чеснок, томаты, огурцы

3) Плодоводство.
а) Запишите определение. Плодоводство - это выращивание плодовых культур.
б) Приведите примеры плодовых культур, выращиваемых в вашем крае.

яблони, груши, земляника, вишня, слива

4) Цветоводство.

а) Запишите определение. Цветоводство - это выращивание цветочных культур.
б) Приведите примеры цветочных культур, выращиваемых в вашем крае.

хризантемы, астры, пионы, розы, гиацинты, гладиолусы

2. Мудрая Черепаха хочет знать, умеешь ли ты классифицировать культурные растения. Покажи стрелками, к каким группам относятся растения, изображённые на рисунке. Попроси соседа по парте или учителя проверить твою работу.

3. Зачеркни лишнее слово в каждом ряду.

а) Пшеница, рожь, морковь , ячмень — морковь это овощ, а все остальное полевые культуры.

б) Томат, капуста, лук, слива — слива это плодовая культура, а все остальное это овощи.

в) Яблоня, кукуруза , вишня, абрикос — кукуруза это полевая культура, а все остальное относится к плодовым культурам.

г) Огурец , пион, лилия, нарцисс — огурец это овощ, а все остальное — цветы.

Объясни свои решения (устно). Придумай для одноклассников подобное задание с другими примерами. Запиши.

  • земляника, смородина, редис , вишня
  • лук, морковь, помидоры, рожь
  • тюльпан , ячмень, пшеница, овес

Выслушай и оцени ответы одноклассников.

4. По заданию учебника (с. 193) понаблюдайте за весенними работами в поле, в огороде, в саду. Сами выполните необходимую работу. Напиши краткий отчёт об увиденном и сделанном. Можно выполнить рисунок или наклеить фотографию.

Этой весной я помогала своей бабушке сажать на огороде лук. Это было очень интересно.

Сначала мы взяли лопату и вскопали землю под грядку. Потом граблями мы разровняли землю и сформировали прямоугольную грядку.

Затем бабушка взяла палку и прочертила на грядке прямые продольные бороздки. Именно в эти бороздки мы и стали сажать маленькие луковицы, которые бабушка называла “лук — севок”.

Бабушка сказала, что все луковицы должны быть на равном расстоянии друг от друга. Мы немного углубляли их в землю и следили, чтобы корень всегда был внизу, а хвостик с зеленым проростком вверху.

Потом мы присыпали посаженные луковицы землей и хорошо полили их из лейки. Надеюсь наши луковицы быстро прорастут и мы будем использовать их для приготовления пищи всю зиму.

Растениеводство наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений, а также само такое разведение. ("Толковый словарь" С.И.Ожегов) Растения , которые человек сам высаживает , ухаживаетза всходами , с обирает урожай , использует в пищу, называют культурными .

Растениеводство делят на несколько основных отраслей: полеводство, овощеводство, плодоводство, цветоводство.

Растения поля

Поле - это открытое, безлесное пространство, на котором выращивают культурные растения.

В Пермском крае возделывают на полях зерновые культуры - рожь, пшеницу, ячмень, овес, просо и гречиху; овощные культуры - капусту, морковь, свеклу, огурцы и др.; кормовые культуры - клевер, вику, горох, турнепс, кормовую свеклу и др; технические культуры - лен, картофель.

Ведущее место в полеводстве занимают зерновые культуры. Они являются базой для развития других отраслей сельского хозяйства и промышленности.

Среди зерновых культур первое место по посевам в крае занимает озимая рожь . Ее возделывают на севере, в центральных и южных районах. Она не боится холодов, дает хороший урожай и рано созревает.


Второе место по посевам зерновых растений занимает пшеница - самая ценная хлебная культура. Она любит тепло, поэтому ее возделывают в южной части края.

В северных районах выращивают также ячмень и овес. На юге края - просо .

Ячмень

Овес

Просо

Все эти культурные растения отличаются друг от друга, но в строении их много общего. Все они травянистые растения, корень пучком, стебель - соломина, внутри полый, имеет крупные узлы, что делает его прочным и устойчивым. Листья - узкие, длинные. Мелкие цветочки ржи, пшеницы, ячменя собраны в колосья, а проса и овса - в метелки. Позднее из цветков образуются плоды - зерновки. Такие растения называют зерновыми злаками.

Зерна этих растений отличаются друг от друга. Например, у ржи зерно продолговатое, более темное, у пшеницы - округлое, светлое.

Использование культурных злаков

Название культурного

растения

Что получают

Рожь

Муку ржаную (выпекают ржаной хлеб).

Отруби идут на корм скоту.

Солома идет на подстилку.

Пшеница

Муку пшеничную (выпекают белый хлеб, изготавливают кондитерские изделия, макароны).

Крупу пшеничную.

Крупу манную.

Ячмень

Муку ячневую.

Крупу ячневую.

Крупу перловую.

Овес

Муку овсяную.

Крупу овсяную.

Толокно.

Геркулес.

Просо Крупу пшенную.

Растения, из которых получают хлеб, называют хлебными.

Много времени, сил, средств приходится тратить земледельцам, чтобы вырастить зерновые культуры, собрать урожай и приготовить хлеб. Поэтому его надо беречь!

Овощные растения

На полях выращивают много овощей: капусту, огурцы, помидоры, морковь, свеклу, редиску, редьку, лук и др.

Белокочанную капусту часто называют "королевой овощей".

Капуста очень богата витаминами, она - основа многих блюд. Ее едят сырой в салатах, вареной в щах и борщах, тушеной, квашеной, пекут с ней пироги. Много знаний, труда и времени надо отдать выращиванию этой культуры. Капуста любит тепло и влагу. Ее родиной являются теплые страны. Без подготовки капуста не успеет созреть в течение сравнительно короткого уральского лета. Поэтому ранней весной, когда еще поле отдыхает, люди сажают в теплицы или парники маленькие черноватые круглые семена. Из них вырастают светло-зеленые растения с двумя листочками (рассада).

Когда станет тепло, рассаду высаживают на поля и огороды. Все больше и больше появляется у растений листочков. Все плотнее прижимаются они друг к другу. Так образуется кочан. Внутренние листы становятся сочными и белыми. В кочане их насчитывается 40 - 70, а иногда и более и держатся они крепко, прижимаясь друг к другу. Урожай капусты собирают осенью.

Зеленые огурчики являются любимым овощным растением. Хороши они и зимой маринованные или соленые.

Родиной огурцов является Индия - теплая южная страна. В наших условиях огурцы дают хороший урожай, если их правильно выращивать. Огурцы, как и капусту, и помидоры, сначала высаживают в теплицы или парники, т.е. человек как бы искусственно удлиняет для них лето. Затем, с наступлением теплой погоды, их пересаживают на грядки. Из рассады вырастают низенькие растения со стелющимися хрупкими стеблями, шершавыми листьями, затем зацветают желтые цветы в виде граммофончиков, а из них образуются продолговатые, ярко-зеленые сочные плоды - огурцы.

Весной семена моркови , свеклы , редиса сеют прямо на грядки и тщательно поливают водой. Появляются невысокие растения с зелеными листьями. Корни их разрастаются и становятся все толще и сочнее. В них накапливаются питательные вещества: сахар, крахмал, витамины. Через месяц уже созревает редис, а позднее - морковь и свекла.

Морковь

Свекла

Редис

Растения, у которых в пищу употребляются утолщенные корни, называются корнеплодами .

Лук - ценный продукт питания. Он содержит сахар и различные витамины. Ни одно мясное или рыбное блюдо не обходится без лука. Еще в древности лук применяли как целебное растение от многих болезней. Поэтому народ сложил такую поговорку:"Лук от семи недуг". Наши ученые установили, что лук выделяет летучие вещества (фитонциды), от которых гибнут гнилостные и болезнетворные бактерии. Поэтому употребление лука в пищу имеет целебное значение.

У лука едят зеленые листья и луковицу. Родиной лука являются сухие степи. Растение приспособилось сохранять в сухой период питательные вещества в луковице, которая обладает чудесными свойствами. Многие хранят лук зимой, и он не высыхает. Весной луковица легко прорастает и дает зеленые листья, а в теплицах даже зимой. Она может легко зимовать. Иногда сажают лек на грядки под зиму. Когда начнет таять снег, у лука уже появляются зеленые листочки.

Картофель - ценный продукт питания. Его часто называют "вторым хлебом". Картофель - важная техническая культура. Из него получают крахмал, спирт, патоку.

Весной на полях и огородах края сажают много картофеля. Вырастают травянистые растения в виде кустиков с разветвленными стеблями. Они достигают в высоту 50 - 60 см. В середине лета на них образуются бело-розовые и фиолетовые цветы. Когда-то ради этих цветочков и выращивали картофель для украшения одежды, не зная о свойствах подземных частей этого растения.

Наблюдая за цветами, можно увидеть, что потом из них появляются круглые, зеленые, с мелкими семенами плоды, напоминающие помидоры. Их есть нельзя, они горьки и ядовиты.

В подземной части стебли картофеля выпускают подземные белые ветви, на концах которых образуются утолщения - молодые клубни. Они постепенно увеличиваются и заполняются крахмалом. Осенью обычно собирают богатый урожай клубней картофеля.

Родиной картофеля является Южная Америка. Не сразу картофель был признан в России. В начале по ошибке употребляли в пище не клубни, а горькие плоды. Поэтому многие крестьяне не хотели его сажать. Посадка картофеля распространялась среди населения принудительным путем, а это вызывало в давние времена "картофельные бунты".

Но постепенно люди освоили эту культуру и поняли, что картофель - незаменимый продукт питания. Сейчас у нас выращивают много высокоурожайных сортов картофеля.

Итак, у картофеля употребляют в пищу не плод, а видоизмененную подземную часть стебля, называемую клубнем.

Плодово-ягодные растения

Из-за холодных и продолжительных зим садоводство в Пермском крае развито недостаточно. Но все же садоводы выращивают облепиху, вишню, садовую землянику, смородину, малину, крыжовник, сливу, яблоню и др.

Садовая земляника

Вишня

Малина

Слива

Облепиха

Крыжовник

Яблоня

Смородина

Садоводство сосредоточено на юге края и в пригородах Перми, Чусового, Краснокамска, Оханска и в других населенных пунктах. Но все же большую часть фруктов для населения привозят из других стран и южных районов нашей страны.

Цветоводство

Из года в год наши города и поселки в весенне-летний период украшают цветы. Весной, когда только сойдет снег, появляются на садовых участках первые многолетники: белоснежные нарцисс ы с незабываемым тонким ароматом, красные и желтые тюльпаны , фиолетовые ирисы .

Тема: РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока:

Сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае; ознакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, умение работать с гербарием, наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности.

Универсальные учебные действия (УУД; умение учиться).

Личностные УУД:

Формировать интерес к изучению отраслей растениеводства;
- понимать важность отрасли растениеводства;
- повышать уровень мотивации учебной деятельности;

Проводить самооценку своих действий.

Предметные результаты:

    различать по внешним признакам отрасли растениеводства в наших краях;

    уметь различать зерна и крупы полевых культур;

    правильно подбирать примеры к разным отраслям растениеводства;

    знать пословицы о хлебе.

Метапредметные результаты:

Познавательные УДД – самостоятельно находить информацию в материалах учебников, делать обобщения, выводы.

Коммуникативные УДД – с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УДД - формулировать учебные задачи, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, предвосхищать результат, оценивать качество и уровень усвоения материала.

Тип урока: открытия новых знаний на основе жизненного опыта.

Методы и формы работы учащихся: частично-поисковый, практический; фронтальная и индивидуальная, работа в парах.

Необходимое оборудование:

ПК, презентации (электронный ресурс) «Отрасли растениеводства», презентация «Отрасли растениеводства».

Учебник. ФГОС, А. Плешаков: Окружающий мир. 4 класс.

Рабочая тетрадь А.А. Плешаков: Окружающий мир. 4 класс.

Компьютер.

Таблица «Отрасли растениеводства».

Гербарий полевых культур.

Муляжи овощей и фруктов.

Зерна и крупы полевых культур.

Ржаная и пшеничная мука в баночках.

Старинный ручной холст.

Современная льняная ткань.

Раздаточный материал для опроса.

Кроссворд.

Ход урока

I . Организационный момент

Прозвенел звонок
Начинаем наш урок.
Все друг к другу повернитесь.

Улыбнитесь мне, гостям.
Мило, дружно улыбнитесь.
И садитесь по местам.

Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что этот урок принесет нам всем радость общения друг с другом, принесет много нового и интересного. Сегодня на уроке мы начнем работу с проверки домашнего задания. Нам понадобятся все ваши знания, полученные на уроках окружающего мира, выдержка, дисциплина, инициатива, активность, умение слушать своих товарищей.

II. Актуализация опорных знаний .

1.Кроссворд. ( Слайд 2).

2

2

3

4

11

5

6

Эту работу мы будем выполнять в группе (учитель раздает листочки с кроссвордами) . Вы должны заполнить кроссворд и у вас должно получиться ключевое слово.

Кроссворд «Обитатели водоема»

    Растение с плавающими на поверхности водоёма листьями и жёлтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

    Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопатку.

    Детёныш лягушки.

    Растение, имеющие листья – стрелы с большими широкими наконечниками.

    Грызун, хорошо плавает и ныряет.

    Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Проверка задания (слайд 3)

Ответы

1 . К у б ы ш к а

2 . Б о б р

3 . Г о л о в а с т и к

4 . С т р е л о л и с т

5 . О н д а т р а

6 . Р о г о з

Ключевое слово: БОЛОТО (слайд 4)

2. Охрана болота.

Продолжим наш разговор о болоте. Надо ли охранять болото? (Ответ ученика).

Выполняя какие-либо действия, человек всегда должен задумываться о последствиях. В природе нет ничего лишнего.

3.Правила поведения у водоема.

Расскажите о правилах поведения у водоема. (Ответы детей, дополнения).

4. Подведение итога по домашнему заданию.

III. Самоопределение к деятельности.

    Определение темы и цели урока

А теперь… мы с вами немного поиграем. Любите играть? А отгадывать загадки?

Слайд 5. - Отгадайте загадки:

С неба Солнце золотое

Золотые льют лучи

В поле дружною стеною

Золотые усачи. (Пшеница)

Слайд 8. Загадка:

Что за две недели зеленится,

Две недели колосится,

Две недели отцветает,

Две недели наливается,

Две недели подсыхает? (Рожь)

Чем похожи рожь и пшеница? (Это зерновые культуры.) (Слайды 7,9,10).

- Как вы думаете, какая отрасль сельского хозяйства занимается выращиванием зерновых культур? ( Слайд 12.)

Догадываетесь, о чём же мы сегодня будем говорить на уроке? (О растениеводстве). (Слайд 13.)

Прочитаем тему урока, записанную на слайде. (Слайд 14 «Растениеводство в нашем крае»).

    Работа со справочной литературой.

Давайте вместе посмотрим в словаре, как толкует слово растениеводство С.И. Ожегов? (чтение определения детьми).

(Слайд 15). Растениеводство –наука о разведении культурных сельскохозяйственных растений.

Что означает культурные растения?

Растения, которые человек выращивает, называют культурными.

Где растут культурные растения?

Что вам известно по этой теме? (Ответы детей)

Что вам еще хотелось бы узнать?

Какие вопросы у вас возникли?

Какие учебные задачи мы поставим перед собой? Давайте эти вопросы мы запишем на доске.

Сегодня мы узнаем, как появились культурные растения, какие сорта культурных растений выращивает человек, познакомимся с отраслями растениеводства, будем учиться различать полевые культуры по их характерным признакам.

А может ли человек обходиться без растений? (Слайд 16).

IV. Открытие нового знания.

    Рассказ ученика. (Слайд 17).

В далекой древности первобытный человек занимался охотой и собирательством. Ведь для того чтобы жить, человеку надо есть. Успех охоты и собирательства во многом зависел от капризов природы: то лесной пожар погубит деревья со съедобными плодами, прогонит зверей, то засуха уничтожит траву, которая давала зерна и корешки…. И вот однажды женщины заметили, что в том месте, где обычно на каменной терке перетирали зерна, выросли колоски с такими же зернами. Они догадались, что это проросли случайно рассыпанные зернышки. Попробовали специально рассыпать зерна – получилось, да еще как: где упало зерно – вырос целый колосок. Теперь можно было выращивать зерно рядом с домом, а не бродить в поисках по лесам и лугам. Случалось так, что мужчины, убив на охоте дикую свинью, приносили домой её поросят. Детенышей помещали в загон, кормили их, растили. Так возникло земледелие и скотоводство.

(Слайд 18). Шли годы, развивался человек, совершенствовалось земледелие - все разнообразнее становились растения, которые выращивал человек. Вырастить хороший урожай – дело очень непростое, для этого очень много надо знать. Знать, когда пахать землю, когда сажать, поливать, что необходимо растениям для хорошего роста, когда убирать созревшие плоды. Так образовалась наука - растениеводство.

Узнайте из текста на с. 188 учебника, на какие отрасли делится растениеводство?

(Растениеводство делится на отрасли: (слайд 24).

Полеводство

Овощеводство

Плодоводство

Цветоводство

Рассмотрите схему, предположите, чем занимается каждая отрасль? (Ученики высказывают свои мнения).

В каждом крае растениеводство зависит от природных условий и имеет свои особенности. Вырастить хороший урожай дело непростое, для этого очень много надо знать. Слайд 19. Какие профессии вы знаете? (Слайд 20). Всем этим делом занимается агроном.

Как же человек сделал дикорастущие растения культурными? (Ответы детей).

Он отбирал лучшие, сохранял и размножал их. Как хороший хозяин заботится о будущем урожае картофеля? (Ответы детей).

Рассмотрим простой пример. Люди убрали картофель, и что дальше?

(Картофель увозят в погреб, сортируют по размеру, отбирают на семена для посадки в следующем году)

И не просто отбирают, а берут самые лучшие. Больной картофель никогда не оставляют на семена. Хороший хозяин, опираясь на свой опыт, заботится о будущем урожае. Над выведением новых сортов работают лаборатории и опытные станции. У нас в Цивильском районе такая станция есть в поселке Опытном. Выведение новых сортов продолжается. Сейчас в мире только лука репчатого около 1000 сортов.

Выведением новых сортов (слайд 21) занимался Вавилов Николай Иванович (25.11.1887г. Москва - 26.01.1943г. Саратов. (Слайд 22). Он очень много путешествовал, под его руководством открыли новые виды дикого и культурного картофеля и других культурных растений. По инициативе Вавилова в стране стали выращивать новые ценные культуры: джут, тунговое дерево, многолетние эфирномасличные, лекарственные, дубильные, кормовые и другие растения. Вавилов создал школу растениеводов.

Также этим делом занимался Иван Владимирович Мичурин. Он выводил новые сорта яблонь, ягод. (Слайд 23).

V. Первичное закрепление.

1.Работа в группах.

Полеводство.

Дети получают материалы гербария: пшеница, рожь, овес, ячмень, гречиха, зерна кукурузы, подсолнечника, картофеля. Работа с гербарием и учебником. (Стр. 189- 190)

Задания:

Что получают из каждого растения;

Чем отличаются зерна

Овощеводство . Дети получают картины. Пользуются учебником. (стр. 190- 191)

Плодоводство . Дети получают иллюстрации картин фруктов и ягодных картин. Пользуются учебником. (стр.191)

Цветоводство. Дети получают иллюстрации картин цветов, атлас –определитель. Пользуются учебником. (стр.192)

( Ученики готовятся в группах, выполняют записи на стр. рабочей тетради.)

2. Сообщения учащихся

(Выступления групп)

Полеводство. ( Слайд 25).

Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры. Из пшеницы и ржи получают муку и пекут хлеб. Эти растения отличаются по форме колосков, у ржи - длинные, твердые, разные по высоте усы. Рожь выше пшеницы. Зерна ржи и пшеницы отличаются по форме, но похожи по цвету. Зерна овса продолговаты, из них варят кашу. Гречиха отличается зернами коричневого цвета и необычной формы. Из неё получают гречневую крупу.

Итак, из ржаной муки пекут черный хлеб, из пшеницы получают пшеничную муку и пекут белый хлеб. Вот у меня в баночках два вида муки. Определите, в какой баночке ржаная и пшеничная мука.

А что получают из ячменя? (Из ячменя получают перловую и ячневую крупу., а из проса - пшено). (Показываю зерна и крупы).

А что получают из пшеницы? (Пшеничную и манную крупы). (Показываю).

Из зерновых культур у нас в республике выращивают: яровую и озимую пшеницу, ячмень, овес, рожь.(Показ круп). А еще выращивают полбу. Полба – это улучшенный вид пшеницы. Из него делают крупу. (Показываю).

Вот в наш магазин привезли хлеб. Где его пекут? (в Цивильске, там есть хлебозавод).

Также у нас на Михайловке есть хлебоприемное предприятие. Чет там занимаются рабочие? Там делают пшеничную крупу, кормосмесь для животных, отрубь, привозят разные удобрения для сельского хозяйства.

Люди занимаются растениеводством не только для того, чтобы получать продукты питания, но и для того, чтобы обеспечить кормами домашних животных. (Слайд 26).

. К кормовым культурам у нас относится кормовая свекла. (Слайд 26).

Есть еще другие полевые культуры. К ним относятся подсолнух, лен, хлопок, хмель. (Слайд 27).

Что получают из подсолнечника? (Подсолнечное масло и семечки).

А из льна? (Льняное масло)

Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. (Слайд 28).В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду. (Слайд 29, 30). (Показ холста). Сейчас дома у нас таких станков нет. Ткань ткут на фабриках. (Показ льняной ткани). Одежда из льна очень востребовательна. Летом в жару в этой одежде кожа дышит.

А картофель? (У него используют в пищу подземные части- клубни)

Еще из картофеля получают крахмал. Любите кисели?

Еще у нас в Чувашии выращивают хмель. А из хмеля что делают? (Слайд 32).

Хмель- многолетняя культура. Шишки хмеля являются незаменимым сырьем для пивоварения. Без него не обходятся медицинская, парфюмерная, консервная, хлебопекарная и лакокрасочная промышленности. Чувашия является единственным регионом России, где много возделывают хмель. У нас в Цивильском районе есть Институт хмелеводства. Он расположен в Цивильске. Крупнейшим производителем хмеля является и наш Цивильский район. Недаром у нас у чувашей и на гербе Чувашии есть изображение листьев и шишек хмеля. (Слайд 33).

Также у нас в республике возделывается конопля и махорка.

Итак, выращиванием таких сельскохозяйственных культур занимается … полеводство.

VI. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. (потягивания – руки в стороны)

Вот салат, а здесь укроп,

Там морковь у нас растет. (правой рукой коснуться левой ступни, потом наоборот)

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой –

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. (приседания)

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. (потягивания – руки в стороны)

Мы её не будем трогать –

Обожглись уже немного. (потягивания – руки вперед)

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. (сесть за парту).

Овощеводство. ( Слайд 34) .

- Эта отрасль занимается выращиванием овощей. Овощи выращивают не только на полях, но и на огородах (открытом грунте) и в теплицах (закрытом грунте). Овощные культуры - эта капуста, огурцы, кабачки, морковь, свекла, лук и др. овощи играют огромную роль в питании человека..

Овощи играют огромную роль в питании человека. Такие овощи как лук, чеснок способны убивать болезнетворные микробы, потому что они содержат фитонциды. (Слайд 35). Не случайно их рекомендуют употреблять в пищу во время эпидемий гриппа в сыром виде.

Какие овощные культуры, выращиваемые в нашем крае вы знаете?

В южных районах значительные площади занимают лук и другие овощи) самыми крупными производителями овощей является Чебоксарский и Моргаушский районы. Овощи выращиваются на специализированных предприятиях.примером такого предприятия является агрофирма «Ольдеевская». Она расположена в Чебоксарском районе. Здесь выращивают круглый год огурцы, помидоры, зелень, редис

Игра «Узнай меня»

(с закрытыми глазами учащиеся должны узнать овощ на ощупь)

Плодоводство. Слайд 36 . Плодоводство – это выращивание плодовых культур, дающих фрукты. Они полезные и вкусные.

Какие фруктово-ягодные деревья и кустарники вы знаете? (слайды 24-26).

Рассматривание муляжей фруктов.

В Чувашии климат позволяет выращивать яблоки и ягоды, поэтому в республике, особенно в Цивильском, Чебоксарском, Канашском, Мариинско- Посадском районах получило развитие садоводство. В Батырево есть плодопитомник. Там выводят новые сорта фруктово-ягодных деревьев. (Показываю на карте районы Чувашской Республики )

Игра «Узнай меня»

(с закрытыми глазами учащиеся должны узнать фрукт на ощупь)

Цветоводство. Слайд 37. В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов. Большинство цветов теплолюбивых.

Самостоятельна я работа с учебником.

О цветоводств вы прочитаете самостоятельно на стр. 206.

Почему одни цветы выращивают в открытом грунте, другие – в теплицах, а третьи- в комнате?

( В теплицах и комнатах цветы выращивают круглый год. А в открытом грунте выращивают растения, которые успевают отцвести до холодов.Большинство цветов теплолюбивых. )

(слайды 27-29)

V I I. Работа по новой теме.

    Беседа.

- Какие отрасли развиты в нашем крае?

2.Выполнение заданий из электронного приложения к учебнику Плешакова

Распределите изображения по группам – отраслям растениеводства.

Определить из каких культур получены указанные продукты питания.

Слайды 35 -50. Тест

1. Перечисли отрасли растениеводства. Приведи примеры культур, которые они выращивают.

1) Полеводство. Примеры культур: пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, подсолнечник, лён, гречиха, картофель
2) Овощеводство. Примеры культур: капуста, морковь, томаты, огурцы, лук, чеснок.
3) Плодоводство. Примеры культур: яблоня, груша, вишня, слива, смородина, земляника, малина, крыжовник.
4) Цветоводство. Примеры культур: пионы, лилии, ирисы, тюльпаны

2. Соедини стрелками рисунки растений и названия мест их выращивания.

3. Есть ли у тебя в доме декоративные цветы? Если есть, запиши их названия.

Фиалка, бегония, герань, гиацинт, анютины глазки, роза

4. Разгадай кроссворд.

По горизонтали:

4. Что за скрип?
Что за хруст?
Это что ещё за куст?
Как же быть без хруста,
Если я - ... .
Ответ: Капуста
6. Вырастает он в земле,
Убирается к зиме.
Головой на лук похож.
Если только пожуёшь
Даже маленькую дольку -
Будет пахнуть очень долго.
Ответ: Чеснок
8. Проглотил лишь две щепотки -
И во рту горит, и в глотке,
И в желудке - чуть не сутки!
Ответ: Перец
11. Живу хоть в поле, а всё в неволе:
Солнышком не ласкан, ветерком не таскан,
Дождиком не мыт, воздухом не сыт;
А в потёмках сплю и запас коплю.
Ответ: Картофель
13. Я репы сестра на язык остра.
Ответ: Редька
15. Растут на грядке зелёные ветки,
А на них красные детки.
Ответ: Помидор
16. Любопытный красный нос
По макушку в землю врос.
Лишь торчат на грядке
Зелёные пятки.
Ответ: Морковь

По вертикали:

1. В длинной светлице
Сели в ряд сестрицы.
Ответ: Фасоль
2. В десять одёжек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовёшь,
Сам не заметишь, как слёзы польёшь.
Ответ: Лук
3. Он хорош для кислых щей
(Помимо прочих овощей).
Ответ: Щавель
5. Круглая, а не месяц, желта, а не масло,
Сладка, а не сахар, с хвостом, а не мышь.
Ответ: Репа
7. Хоть я сахарной зовусь,
Но от дождя я не размокла.
Крупна, кругла, сладка на вкус.
Узнали вы? Я - ... .
Ответ: Свёкла
9. Белый, худенький и длинный
Этот корень витаминный.
Мама трёт и слёз не прячет.
Нам смешно, а мама плачет.
Стали есть его - и сами
Обливаемся слезами.
Ответ: Хрен
10. Снаружи красна, внутри бела,
На голове хохолок - зелёненький лесок.
Ответ: Редиска
12. Стебли ползучие, листья колючие,
Цветок - воронкой, с жёлтой коронкой;
А зелёный плод с грядки годен в рот.
Ответ: Огурец
14. Раскололся тесный домик
На две половинки,
И посыпались в ладони
Бусинки - дробинки.
Ответ: Горох


Напиши название отрасли растениеводства, которая выращивает культуры, названные в отгадках.

Название отрасли растениеводства - овощеводство.

5. Закрась кружочки около рисунков декоративных цветов, которые выращивает человек.


6. Прочитай текст.

Подсолнечник

Подсолнечник попал в Европу из Мексики. Триста лет назад это растение попало в Россию. Своё название подсолнечник получил из-за того, что его цветок в течение дня поворачивается вслед за движением солнца.
Сначала его разводили для украшения садов. Затем человек обнаружил, что семена подсолнечника можно употреблять в пищу. И только 200 лет назад люди догадались получать из этих семян масло.
Человек полностью использует всё растение. Сам ест семена подсолнечника, выжимает из них масло. Животным же дают порубленные обработанные стебли и жмых (остатки семян после отжима масла).

Что ты узнал из текста о подсолнечнике? Озаглавь текст. Запиши название.
Составь 4 - 5 вопросов по тексту. Запиши их.
Задай эти вопросы соседу по парте.

Где Родина подсолнуха?
Для чего сначала разводили подсолнух?
Сколько лет тому назад подсолнух попал в Россию?
Когда люди догадались, что из семян подсолнуха можно получать масло?
Как использует подсолнух человек?

Войковская общеобразовательная школа

I III ступеней

Открытый урок по окружающему миру

в 4 классе

на тему «Растениеводство в нашем крае»

Подготовила

учитель начальных классов

Андриенко Н. В.

2015 год

Тема : РАСТЕНИЕВОДСТВО В НАШЕМ КРАЕ

Цели урока: сформировать представления учащихся о растениеводстве в нашем крае, познакомить с отраслями растениеводства, расширить знания о растениях, развивать познавательный интерес, умение наблюдать и использовать свои наблюдения в практической деятельности; воспитывать бережное отношение к хлебу, труду родителей.

Оборудование: г ербарий полевых культур, овощи, фрукты, крупы, иллюстрации

растений,программные средства, презентация.

Ход урока

І. Организационный момент

- Каждый день – всегда, везде,

На уроках и в игре

Смело, четко говори

И тихонечко сиди.

О чудесном нашем крае,

Где все вместе мы живем,

О прекрасном милом крае

Поведем наш разговор.

-На прошлом уроке мы разговаривали о жизни пресного водоема.

II . Проверка домашнего задания

Вопросы к кроссворду:

    Растение с плавающими на поверхности водоема листьями и желтыми цветами. Занесено в Красную Книгу.

    Животное-грызун, хорошо плавает, строит плотины, его хвост похож на лопату.

    Детеныш лягушки.

    Растение, имеющее листья-стрелы с большими широкими наконечниками.

    Крыса мускусная я,

В норке вся моя семья.

Сама норка – на горе,

А вход в норку – в воде

    Растение, часто называемое камышом, с мягким коричневым наконечником на стебле.

Ключевое слово: Болото.

Выравнивание знаний учащихся (фронтальная работа).

    Скажите, надо ли охранять болота?

    Докажите на примерах, что водоем является природным сообществом.

    Расскажите о правилах поведения у водоема.

    Какую проблему решают пресные водоемы нашего края, страны? (они хранители чистой воды, решают проблему чистой пресной воды)

    - Как эту проблему решать? (охранять, не засорять реки, озера, пруды, сохранять природные сообщества водоемов)

    - В наше время проблема чистой пресной воды одна из главнейших, ведь пресная вода нужна и животным,и людям, и растениям.

ІІІ. СОЗДАНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ.

    Рассмотрите предметы (картинки с изображением фруктов, овощей, деревьев)

    Что это за предметы? Что общего? (это растения)

    Что различного в них? (одни- фрукты, другие-овощи, третьи-деревья).

    А есть ли еще различия? (одни ответят НЕТ, другие скажут, что есть растения, которые выращивают люди, а есть дикорастущие растения)

І V .СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛИ УРОКА.

    Как вы думаете, может ли человек обойтись без растений? (выдвигают гипотезу: растительный мир неразрывно связан с человеком, нельзя обойтись)

    Сегодня на уроке узнаем, как появились культурные растения, познакомимся с отраслями растениеводства.

    Для чего? (будем учиться различать культурные растения по их характерным признакам).

    А еще узнаем, верна ли была наша гипотеза.

V . РАБОТА НАД НОВЫМ МАТЕРИАЛОМ (операционно-исполнительный этап)

На подносе следующие предметы: морковь, картофель, крупа гречневая, белый хлеб, чёрный хлеб, подсолнечное масло, яблоко, груша.

    Ребята, что объединяет все эти предметы? (Можно употреблять в пищу. Всё это дают растения).

    А почему в самом начале эпохи первобытного мира растения не могли давать людям белый хлеб, растительное масло и многое другое? (Все растения были дикорастущими, человек не умел ухаживать за растениями).

    А как называются растения, выращиваемые человеком для получения пищевых продуктов? (версии детей; культурные)

    А как дикорастущие растения превратились в культурные? (люди со временем стали сами сажать растения и ухаживать за ними).

    Вы правы, ребята. Люди стали отбирать, сохранять и сеять лучшие семена, передавать свой опыт из поколения в поколение. Так человек научился выводить сорта культурных растений. Многие из них почти совсем не похожи на те, дикорастущие, от которых они произошли. Так зародилась наука – растениеводство. Как вы понимаете значение этого слова? (предположения детей).

На доске открывается запись: РАСТЕНИЕВОДСТВО.

Даётся определение: растениеводство – наука о разведении культурных с/х растений.

РАБОТА В ГРУП ПЕ :

Перед вами фотографии: пшеница, рожь, огурцы, кабачки, помидоры, морковь, яблоки, груши, сливы, вишня, розы, астры, лилии, гладиолусы, подсолнечник, картофель.

Распределите растения на 4 группы и попробуйте дать название каждой группе.

Проверка работы каждой группы, с последующим заполнением схемы на доске и индивидуальных схем.

А сейчас познакомимся с каждой отраслью:

1.ПОЛЕВОДСТВО – это выращивание полевых культур

Работа с гербарием: рожь, кукуруза, ячмень, овёс, просо и зёрна этих растений.

    Где выращивают эти растения? Как называются эти культуры? (Эти растения выращивают на полях, значит, это полевые культуры)

    По каким признакам можно отличить каждое из этих растений от других?

    Главные полевые культуры – зерновые (пшеница, рожь, овёс, ячмень, просо, кукуруза, гречиха). Зерном называют плоды эти растений.

В каждом крае растениеводство имеет свои особенности. Это зависит от природных

условий.

Ребята, попробуйте объяснить, что люди делают из зерна этих растений:

- из пшеницы (белый хлеб, манную крупу);

- из ржи (чёрный хлеб; отруби, солому – для животных корм; соломенные шляпы);

- из овса (овсяные хлопья);

- из ячменя (перловую крупу);

- из проса (пшено);

- из гречихи (гречневую крупу);

- из кукурузы (кукурузные хлопья, кукурузное масло)

ОСТАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ:

    подсолнечник (подсолнечное масло, семечки);

    картофель –«второй хлеб» (в пищу, на заводах – крахмал);

    из льна (льняную ткань, льняное масло)

    Ребята, как вы думаете, все ли эти полевые культуры выращивают в нашем крае? Почему? Полеводство.

    -Подумайте, чем занимается эта отрасль?(выращивание полевых культур, главные- зерновые)

    -Почему так называется?(эти растения выращивают на полях, значит полевые растения)

    -Какие виды этой отрасли вы знаете?(пшеница, рожь, ячмень…)

    - Из ржи и пшеницы получают муку и пекут хлеб. Из пшеницы получают манную крупу, макароны. Рожь выше пшеницы. Её стебель выше человеческого роста. Зёрна ржи и пшеницы отличаются формой, но похожи по цвету. Чёрный хлеб пекут из зёрен ржи. Из ржи получают отруби, солому, которыми кормят домашних животных. А из длинных соломенных стеблей плетут летние шляпы.

    Пшеница – самый распространенный в культуре хлебный злак. Человек начал возделывать пшеницу многие тысяч лет назад. В 8-7 тысячелетиях до нашей эры пшеницу выращивали на территории современных Ирака, Ирана, Иордании и Турции, о чем свидетельствует археологические находки. Первые письменные подтверждения о том, что древние люди выращивали пшеницу, были обнаружены на клинописных табличках жителей древнего государства, существовавшего в 4-3 тысячелетии до нашей эры в междуречье Тигра и Евфрата. Сейчас ее посевы занимают почти половину мировой пашни, отведенной под зерновые культуры. И сеют пшеницу буквально всюду.

    Пшеница бывает яровая и озимая. Яровую высевают весной, а через 3-4 месяца уже собирают урожай. Озимую – осенью, лучше в сентябре (хотя сроки для нашей большой страны могут быть разные). Но запаздывать с севом нельзя. Растения должны успеть раскуститься, окрепнуть и закалиться до наступления морозов. Однако и спешить нельзя. Рано посеешь – растения перерастут.

  • Самые скороспелые, самые зимостойкие и самые засухоустойчивые на земном шаре пшеницы – мягкие. Из них выпекают булочки, пироги. Качество этих изделий улучшается от добавки муки твердых пшениц. Макароны, вермишель, манную крупу, чтобы они не разваривались, делают из муки твердых пшениц.

    - Что получают из проса и ячменя?(из ячменя- перловую крупу, из проса- пшено)

    -Из овса, гречки?(Зёрна овса продолговатые из них получают овсяные хлопья. У гречихи зёрна коричневого цвета. Её привезли из Греции, поэтому она и получила такое название. Получают гречневую крупу).

    -Что получают из подсолнечника?(подсолнечное масло и семечки)

    -А изо льна?(льняное масло)

    - Это очень интересная культура. Из льна получают льняное волокно. В старину из этого волокна ткали холсты и шили одежду.

    - А из картофеля?(в пищу- подземные части(клубни), получают крахмал)

    - Какие из этих культурных растений выращивают у нас, в нашем крае? (пшеница, рожь, овес, картофель, кукуруза(не вызревает, идет на силос))

    -Выращиванием этих растений занимается……………………… полеводство

2.ОВОЩЕВОДСТВО – это выращивание овощных культур

    Где выращивают овощи? (в поле, в огороде, в теплице).

    Поле и огород овощеводы называют открытым грунтом, а теплицы – защищённым грунтом. Как вы думаете почему? Многие овощеводческие хозяйства имеют целые городки из теплиц, в которых круглый год можно получать урожай.

Теплолюбивые: помидоры, перцы, огурцы, кабачки

    Какое значение имеют овощи? (питание – витамины; содержат фитонциды, которые убивают болезнетворные микробы – лук, чеснок).

В индивидуальных схемах запишите название овощных культур, которые выращивают в нашем крае в открытом грунте (свёкла, морковь, капуста). - Чтение стихотворения «

VI . Физминутка.

    - Ветер веет над полями,

    И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)

    Облако плывет над нами,

    Словно белая гора. (Потягивания - руки вверх.)

    Ветер пыль над полем носит.

    Наклоняются колосья -

    Вправо-влево, взад-вперёд,

    А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)

    Мышки прячутся во ржи.

    Как увидеть их, скажи?

    В норке прячется полёвка.

    Покажись, скорей, плутовка!

    (Приседания.)

    Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)

    И немного отдохнём. (Дети садятся за парты.)

VII . Новый материал (продолжение)

3.ПЛОДОВОДСТВО – выращивание растений для получения плодов

Демонстрация фотографий.

    Кроме яблонь, груш, персиков,… к плодовым культурам относятся садовая малина, садовая смородина, садовая земляника, крыжовник.

    Какое значение имеют плодовые культуры? (полезны, содержат много витаминов)

НРК: Какие плодовые культуры выращивают в нашем крае? Заполните индивидуальные схемы.

4.ЦВЕТОВОДСТВО – выращивание цветов

Демонстрация фотографий.

    Где могут выращивать цветы? (в открытом грунте – холодостойкие, в защищённом грунте: в теплицах, в оранжереях – теплолюбивые)

    Какое значение имеет данная отрасль для человека? (для красоты) Показ фотографий.

Ребята, как вы считаете, какие из отраслей растениеводства наиболее развиты в нашем

крае? Почему?

    Ребята, посмотрите на фотографию и определите какое растение вы видите? (на фото перцевидные помидоры). Почему вы ошиблись?

    Наука растениеводство не стоит на месте. Учёные занимаются выведением новых сортов растений. Демонстрация фотографий.

В настоящее время в мире:

    лука – 1000 сортов;

    крыжовника – 1500 сортов;

    груш – 5000 сортов;

    яблонь – 10000 сортов.

VIII . Рефлексия.

    Подтверждение выдвинутой в начале урока гипотезы

    Ребята, давайте выясним, была ли выдвинутая нами гипотеза в начале урока верной. Можно ли обойтись без растений? Почему?

    Для чего необходимы человеку знания о жизни растений?

2. ИГРА «УГАДАЙ». Назовите растение и отрасль растениеводства.

1) Закутан ребёнок в сто пелёнок (капуста, овощеводство).

2) На ветках сидят шары,

Посинели от жары (Слива, плодоводство)

3) Посадили зёрнышко, вырастили солнышко (подсолнечник, полеводство).

4) Она древностью гордится уже десять тысяч лет,

Шумит в полях под синим небом

И кормит всех нас белым хлебом (пшеница, полеводство)

5) В поле такого цветка не найду, он на кустах расцветает в саду.

Он розовый, красный, он разных сортов,

Его называют царицей цветов (роза, цветоводство).

6) За кудрявый хохолок

Лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус, как сахар сладкая (Морковь, овощеводство).

7)Низок да колюч,

Сладок да не пахуч.

Ягоды сорвешь-

Всю руку обдерешь (Крыжовник, плодоводство)

Тест

1. Какую территорию овощеводы называют защищенным грунтом?

а) поле б) огород в) теплицу

2. Какая отрасль не относится к растениеводству?

А) птицеводство Б) плодоводство В) полеводство

3. Из семян какого растения делают масло?

А) проса Б) овса В) подсолнечника

4. Какая культура не является зерновой?

А) кукуруза Б) подсолнечник В) рожь

5. Что выращивают люди, занимающиеся плодоводства?

А) цветы Б) фрукты В) овощи

6. Какое растение не является полевой культурой?

А) морковь Б) гречиха В) малина

7. Из какой муки пекут белый хлеб?

А) из пшеничной Б) из ржаной В) из ячменной

8. Из какого растения делают ткани?

А) из подсолнечника Б) из картофеля В) из льна

9. Из какого растения получают крахмал?

А) из льна Б) из картофеля В) из подсолнечника

XI . ИТОГ УРОКА. ОЦЕНИВАНИЕ.

- Над какой темой работали?

- О каких отраслях растениеводства вы узнали?

- Для чего вам нужна данная информация?

- Какие задания вызвали затруднения при их выполнении? Почему?

- Выполнение каких заданий не вызвало затруднений?

- как оцениваете свою деятельность?

Уроки разные бывают.

Каким же был у нас урок?

Согласны – слышу я хлопок,

А не согласны – помолчите,

И тихо-тихо посидите.

Наш урок был:

-интересным;

-необычным;

-скучным-скучным;

-вкусным-вкусным;

-тёплым-тёплым;

-очень светлым;

-грустным-грустным;

-очень вялым;

-аппетитным;

-витаминным.

За долгую зиму наш организм устал, ему необходима помощь.

Ешьте побольше овощей и фруктов и получите за хорошую работу витаминные оценки!

XI . ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

(на выбор): сочинить загадку или подготовить сообщение об одном из культурных растений, выращиваемом на территории нашего края, читать в учебнике с. 188 - 194.