Инструменты

Насекомые редкие виды. Необычные насекомые с удивительными способностями (10 фото)

Насекомые редкие виды. Необычные насекомые с удивительными способностями (10 фото)

Отшельники всегда возбуждали интерес простых людей. Ну, как это возможно, отказаться от всех, или почти, благ цивилизации, перестать путешествовать по миру, а самое главное сократить общение до минимума? Многим из нас такая задача не под силу, а между тем, очень многие выбрали путь отшельничества и живут так уже много лет.

Безызвестных отшельников очень много, практически в каждой области или округе любой страны найдется случай-два в памяти старожил, когда человек решал, что его все достало, и он уходил в ближайший, или не очень, лес, где жил какое-то время. Мы же с вами рассмотрим самые интересные истории отшельников, о которых знает и которыми восхищается весь мир.

1. Якутский любитель женщин

В необъятной и загадочной Якутии поселился среднего роста человек (имени он не называет), зато выглядит очень мощно, с большой седой бородой и походит на местного шамана. На самом деле, этот общительный отшельник никакой не шаман, а приехавший в 1975 году на заработки в артель молодой человек.

Из его эмоционального рассказа следует, что было буйство молодости, воровство и хулиганство, был арест, побег из камеры и срок 10 лет все в той же Якутии. Рассказывает, что очень полюбил здешние места и здешних женщин, а из-за несчастной любви к якутянке даже дважды стрелялся и дважды неудачно.

Сейчас 75-летний отшельник живет в избе на отшибе, и с молодой якутской девушкой. Живет тем, что разводит лошадей якутской породы, устойчивых к морозам, и продукты своего маленького коневодческого хозяйства обменивает на еду и необходимые предметы у местных жителей. В общем, нашел свое счастье и добился своего.

2. Грузинский монах


Вот уже более сорока лет 62-летний Максим Кавтарадзе искупляет грехи на вершине сорокаметрового каменного столпа, где стоит его уединенная хижина. Еду на лебедке ему доставляют послушники монастыря, живущие у подножия, а сам монах спускается к ним 1-2 раза в неделю для совместной молитвы.

Отшельник высоты не боится - он работал оператором крана, так что спуски и подъемы, наверное, одна из немногих отрад в его жизни. Он рассказывает, что отшельничество - искупление за грехи молодости, когда он пил, торговал наркотиками и сидел за это в тюрьме.

Видимо заключение показалось ему недостаточным искуплением, поэтому Максим Кавтарадзе теперь неустанно молиться богу с 1993 года, а также восстановил храм на вершине, в котором жили древние монахи-столпники с VI века до вторжения Османов в XVII веке, когда церковь подверглась разрушению. Монах буквально из руин при помощи братии восстановил церковь, и теперь неустанно возносит молитвы богу в надежде на искупление.

3. Японский Робинзон

На маленьком японском острове Сотобанаре неподалеку от Окинавы, поселился отдельно ото всех Масафуми Нагасаки. Этот японский Робинзон 80-летнего возраста отлично себя чувствует, владея в одиночку своим островом, и гуляя на нем абсолютно голым.

Он выращивает на острове рис и умывается дождевой водой, он надевает одежду только раз в неделю - для похода в ближайшую деревню, чтобы подкупить еды и пресной воды, а также сигарет, без которых уже не может. Масафуми оставил семью и детей и говорит, что очень важно найти правильное место для того, чтобы умереть.

Он нашел его здесь и теперь, по видимости, наслаждается жизнью, пользуясь мировой известностью, а также небольшими денежными суммами, которые посылают ему сердобольные родственники на его походы в деревню. Как мы знаем, Робинзон Крузо прожил на острове 28 лет, Масафуми Нагасаки живет уже около 22-х, так что остается желать ему только здоровья и побития литературного рекорда.

4. Австралийский экс-миллионер

Где, как ни в Австралии наслаждаться отшельничеством вдали от мирской суеты и политических катаклизмов? Успешный Дэвид Глэшин прогорел в 1987 из-за обвала на фондовом рынке. Потеряв 6,5 млн. фунтов стерлингов, он сохранил лишь запасец на «черный день», которого хватило, чтобы поселиться на островке около побережья Австралии, за который местные власти принялись с него сдирать по 13 тысяч фунтов стерлингов в год.

Бедному экс-миллионеру так и не удается познать полноценной отшельнической жизни, так как с 1993 года запасец истощился, и ему пришлось вспомнить старые навыки, и торговать на бирже ценными бумагами через Интернет прямо с острова для оплаты аренды. Он установил солнечные батареи и спутниковую связь, а пропитание обеспечивает собиранием овощей и ловлей рыбы и крабов.

Из развлечений у него кокосовое пиво собственноручного приготовления и женский маникен, которую он называет русалкой. В последнее время компания пластиковой женщины ему видимо наскучила, поэтому самый экстравагантный отшельник мира разместил в Интернете объявление о поиске спутницы жизни.

5. Олимпийский отшельник

Еще один интереснейший случай отшельничества из Австралии: участник олимпийской команды 1956 года, более 40 лет проживает в джунглях Квинсленда и Тасмании. Михаил Фоменко вместе с семьей в конце 30-х годов из-за репрессий и главным образом, потому что его мать - урожденная грузинская княжна Елизавета Мачиабелли, уехал сначала во Владивосток, затем в Японию, а затем в Сидней перед самом началом Второй Мировой.

Там Майкл познал буйную природу Австралии, и полюбил путешествия и жизнь на природе. В конце концов, все чаще родителям пришлось возвращать его от аборигенов и высылать на его поиски полицию. Он плавал по океану на каноэ, ночевал по многу недель под открытым небом и питался впроголодь.

Если отец частично защищал сына, то когда он умер, его мать взялась за дело радикально, и засадила любителя природы в сумасшедший дом, откуда он навсегда сбежал, устроил себе дом в корнях деревьев в джунглях и наотрез отказался возвращаться в цивилизацию. Сейчас знаменитому отшельнику более 80 лет, и все кто его видел, отмечают его хорошее состояние, силу и выносливость.

БОНУС: Отшельник США Тимоти Тредвелл (главная картинка) был знаменит своим прозвищем «Человек-гризли», ведь он прожил среди этих свирепых медведей в суровой Аляске целых 13 лет. Он был активистом и режиссером, снимал свои фильмы про гризли и пропагандировал здоровый образ жизни. К сожалению после 13 лет что-то пошло не так, и Тимоти Тредвелл был съеден гризли в 2003 году вместе со своей подругой Эми Хугунард.

Отшельничество, сознательный уход от людей, ради полного уединения, отказ от всех благ цивилизации, всегда интересовал простых смертных.

Человек создан для жизни среди себе подобных. Социологи считают, что без общества, друзей, родных и близких, происходит неизбежная деградация homo sapiens. История доказывает обратное — отшельники становились основоположниками религиозных учений, авторами великолепных литературных произведений. Но и без исключений не обходилось.

Десятка самых знаменитых отшельников выглядит следующим образом:

1. Сиддхартха Гаутама (Будда)

Годы жизни: ориентировочно VII — V века до нашей эры.

Жизнь до отшельничества: Наследный принц одного из княжеств Индии. Старательно оберегался отцом от любых знаний о человеческих страданиях, получил блестящее образование, женился.

Причина ухода: Тайно покинув дворец, прогулялся по городу. Был шокирован, увидев четырех страдальцев (нищий старик, больной человек, гниющий труп, голодающий отшельник). Покинул дом ради поисков пути освобождения людей от страданий.

5 лет, из них 49 дней в состоянии медитации.

Итог: Создал путь, этическую систему, следуя которой можно освободиться от страданий и достичь полного просветления (нирваны). Положил основу буддизму — мировой религии.

2. Иисус из Назарета (Христос)

Годы жизни: I век до нашей эры — I век нашей эры.

Жизнь до отшельничества: Сын плотника и дочери пастуха в Палестине. Отличался феноменальной памятью и усердием в изучении Писания. Когда Иисусу исполнилось 30 лет, он начал проповедовать от имени Господа.

Причина ухода: Выполнение Воли Божьей, противостояние искушениям, осмысление своей Миссии.

: 40 дней.

Итог: Создал учение, которое по всему миру распространили его 11 учеников и один неофит (апостол Павел), искупил грехи человечества, приняв смерть на Кресте.

3. Мухаммад Ибн Абдаллах (пророк)

Годы жизни: 571-632.

Жизнь до отшельничества: Принадлежит к влиятельному аравийскому племени. Отец умер до рождения Мухаммада, мать — когда будущему пророку было 5 лет. Воспитывался родней. Мухаммеда женили на богатой вдове, намного старше его. Занимался сопровождением караванов.

Причина ухода: Внутренняя потребность к уединению и размышлениям о мире, воля Всевышнего.

Время, проведенное вдали от цивилизации : один месяц.

4. Генри Дэйвид Торо

Годы жизни: 1817-1862.

Жизнь до отшельничества: Активный общественный деятель, борец за отмену рабства в США, поэт, публицист, мыслитель. Активно пропагандировал жизнь в гармонии с природой.

Причина ухода: постановка эксперимента, протест против формирующегося общества потребления.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 2 года, 2 месяца и 2 дня.

Итог: написал свою самую известную книгу «Уолден, или Жизнь в лесу.»

5. Эжен Анри Поль Гоген

Годы жизни: 1848-1903.

Жизнь до отшельничества: Успешный биржевой брокер, Гоген увлекся живописью смолоду. Постепенно, все больше времени уделял творчеству, наконец, окончательно посвятил жизнь живописи.

Причина ухода: Отсутствие признания, бедность, депрессия.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 12 лет.

Итог: Создал на Таити свои лучшие работы, которые входят в список величайших живописных шедевров планеты.

6. Теодор Джон Качинский (Унабомбер)

Годы жизни: родился в 1942.

Жизнь до отшельничества: Вундеркинд, в 20 лет закончил университет, в 26 лет — доктор математики. Самый молодой профессор университета Беркли, блестящий ученый.

Причина ухода: депрессивный психоз, боязнь современных технологий.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 24 года.

Итог: приговорен к пожизненному заключению за терроризм: рассылал по университетам и авиакомпаниям США самодельные бомбы по почте, дабы «остановить прогресс, убивающий природу.»

7. Мафасуми Нагасаки

Годы жизни: родился в 1937 году.

Жизнь до отшельничества: Успешный фотограф, работал для модных журналов и развлекательных еженедельников Японии. Вышел на пенсию по старости.

Причина ухода: Нежелание жить в доме престарелых.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 24 года (отшельничество продолжается).

Итог: Живет на необитаемом острове без источника питьевой воды, еду покупает раз в неделю на соседнем острове. Счастлив.

8. Максим Кавтарадзе

Годы жизни: родился в 1951 году.

Жизнь до отшельничества: Крановщик по профессии, Максим увлекся наркотиками, ради бесплатной дозы торговал героином, был приговорен к длительному сроку заключения.

Причина ухода: Искупление грехов.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 23 года (отшельничество продолжается).

Итог: Принял постриг, живет в уединении на скальном Кацхийском «столбе» в Грузии. Принимает бывших наркоманов, поддерживает их духовно.

9. Тимоти Тредуэлл

Годы жизни: 1957-2009.

Жизнь до отшельничества: Родился в Нью-Йорке, увлекался спортом. В колледже впал в депрессию после того, как его не утвердили на роль в молодежном сериале. Стал пить, употреблял наркотики.

Причины ухода: «бегство от наркотиков», желание наполнить жизнь смыслом.

Время, проведенное вдали от цивилизации: три месяца в году на протяжении 13 лет.

Итог: Убит и съеден медведями Гризли (которых защищал от уничтожения) на Аляске.

10. Кристофер Джонсон Маккэндлесс (Супербродяга)

Годы жизни: 1968-1992.

Жизнь до отшельничества: Рос в благополучной и состоятельной семье, отличался жестким характером и идеалистическими взглядами. После окончания университета отправился в путешествие по США. Научился обходиться без денег. Уехал на Аляску.

Причина ухода: Презрение к обществу потребителей.

Время, проведенное вдали от цивилизации: 113 дней.

Итог: отравился ядовитыми ягодами и умер.

Самые известные отшельники, ушедшие от цивилизации обновлено: Июнь 29, 2017 автором: mila ognevich

В России сотни, а то и тысячи людей уходят из мира жить в лес. Как правило, отшельники строят там свою Утопию. Три истории таких отшельников - бывшего спецназовца, семь Гординко-Кулешайте, семьи Антипиных, а также фотогарелея отшельников, сделанная фотографом Данилой Ткаченко.

Самыми известными отшельниками в России считается семья старообрядцев Лыковых, бежавших в тайгу от советской власти, которую они считали воплощением антихриста. Сегодня жива только Агафья Лыкова, она по-прежнему живёт в лесу, хотя и принимает помощь от людей.

Но жить в лес по-прежнему уходят сотни, а то и тысячи россиян. У каждого своя история исхода, но, как правило, у всех есть идеологический или этический мотив. Сегодня большинству из них антихристом представляется не просто или не столько российская власть, сколько Город и люди (которые, как они считают, также суть порождение античеловечной системы).

Блог Толкователя выбрал три истории российских отшельников, которые в нулевые годы описывались прессой. Фотограф Данила Ткаченко, в свою очередь, сделал галерею россиян, отправившихся жить в лес. Эта фотогалерея представлена на сайте lensculture.com. Эти фотографии ниже в тексте.

Отшельник-спецназовец

Бывший боец спецподразделения поселился в лесу в Амурской области, устав от работы в правоохранительных органах. Отшельник живет в тайге уже 10 лет.

На землянку спецназовца-отшельника случайно наткнулись местные грибники. Они и сообщили в полицию о том, что в тайге в 110 километрах от ближайшего населенного пункта в одиночестве живет человек.

Бывший военный возвращаться к людям не собирается. По словам Виктора Ф., жизнь в глухом лесу ему по душе. Между тем, за плечами у него — школа спецназа и много лет службы.

— С пропитанием проблем не возникает — военная подготовка все же дает о себе знать. Ну, а тяга к охоте у меня возникла еще в школе, — рассказывает Виктор. — За хлебом, солью и одеждой иногда, конечно, я спускаюсь в деревню. Жители меня еще помнят, меняют все необходимое мне на свежее мясо.

Жить в тайге Виктор Ф. не мечтал никогда. В родной деревне в Магдагачинском районе экс-военного все знали и любили. Но однажды, отправившись на охоту, мужчина понял, что уже не может расстаться с тишиной леса.

— Привычную жизненную суету я с легким сердцем сменил. Оставил свой дом и ушел в лес отшельником, — вспоминает Виктор.

Виктор выбрал место за сотню километров от ближайшей деревни. Соорудил землянку, чтобы не было холодно зимой и жарко летом. В холода хозяина скромного жилища согревает каменная печь. На обед на столе всегда есть свежая дичь и ледяная ключевая вода.

Отшельники - семья Гордиенко-Кулешайте

До ближайшего поселка 120 км. Александр Гордиенко и Регина Кулешайте уже более 10 лет живут в диком лесу, и, судя по всему, не собираются возвращаться в большой мир.

Добраться обычному человеку до места, где живет странная семья, - это уже испытание на прочность. Половину пути мы с легкостью преодолели на микроавтобусе, а когда иномарка увязла в разбитой лесовозами колее, пришлось пересесть на КрАЗ. Несмотря на сверхпроходимость, он то и дело оседал в снегу. Приходилось брать в руки лопату и разгребать метровые сугробы. И так по бездорожью - полсуток. В итоге километр за километром мы добрались до того места, где от полуразбитой дороги в неведомые дебри ведет узенькая тропинка. Два километра пешком - и в расщелине между двумя сопками упираемся в небольшую избушку.

Замка на двери нет в связи с полной его бесполезностью. Закрываться здесь кроме как от хищников не от кого.

Постучавшись, мы сразу же проходим внутрь. Гостей, естественно, не ждали. Хозяин Александр что-то шаманил на полуразвалившейся печке. На полу резвились двое малышей. Увидев незнакомцев, ребятня тут же, словно волчата, нырнула под кровать.

И Александр, и Регина живут в этой глуши больше двадцати лет. Вначале перебивались поодиночке. Встретилась пара уже в тайге. Александр старше Регины на 12 лет. Ей 27, ему почти 40. У каждого оказался свой путь в эти дебри.

Родилась девушка в Латвии. Когда ей не было и месяца, мать приехала в Куйтунский район.

Отец нас бросил, и мама решила перебраться в Сибирь, - вспоминает она. - Мы поселились в деревне Молой, это неподалеку от Куйтуна.

Когда Регине было 12 лет, ее мама умерла. Чтобы как-то прокормиться, девочка устроилась в местный совхоз на сбор ягод. Найти другую работу в этих краях почти невозможно. Жить стала в маленькой совхозной избушке. Пока предприятие держалось на плаву, делила ее с такими же сборщиками лесных даров. Но потом совхоз распался, и в середине 90-х девушка осталась одна. Из села все уехали, а от домов остался одни фундамент.

Регина не решилась ехать в город и поселилась в избушке глубоко в тайге.

Александр тоже родился далеко от Иркутской области. Больше двадцати лет он жил в Подмосковье. После армии работал водителем. Но однажды прочитал объявление, что в Сибири в кооператив требуются работники для сбора ягод и орехов.

Деньги обещали хорошие, вот я и поехал, - рассказывает он.

Кооператив просуществовал недолго - разорился. В итоге, поработав там несколько лет, Александр остался в тайге без денег и какой-либо возможности вернуться назад. Возможно, так и сгинул бы он в бескрайних просторах сибирской глуши, но совершенно случайно познакомился с Региной. Его база находилась неподалеку от ее избушки. Без свадьбы и росписи в загсе они стали жить вместе.

Выбираться назад к людям молодожены не стали.

Говорят, сильно сложно не было. Случались, конечно, неурожайные годы, но спасали запасы и охота. В округе много коз, зайцев. Есть изюбри и, конечно, медведи.

А вы посмотрите, как там, в деревне, живут, - говорит Саша. - Не лучше нас, только свет в домах есть, и то отключают постоянно.

О том, что творится в большом мире, отшельники узнают с помощью маленького транзистора. Телевизор они не видели уже несколько лет, и какую передачу смотрели последней, не помнят.

Да что там смотреть, - обречённо машет рукой Александр. - Одно по одному. Если честно, то меня вообще мало волнует, что там происходит. Войны нет - и ладно.

Из всех благ цивилизации в доме только кровать и табуретки. Все это осталось ещё с совхозных времен. Тарелки, ложки и кружки железные.

У ребятишек нет ни игрушек, ни книжек. Одежды, судя по всему, тоже в обрез. Когда мы зашли в дом, младший Сережка бегал голышом.

Отшельники — семья Антипиных

Анне сейчас 36 лет. Она полюбила Виктора, когда ей было 16, а ему — чуть больше тридцати. В 1982 году пришел в деревеньку Коротенькая с реки Лены странник. Пробирался сквозь дикие леса без оружия, один. Мужика звали Виктор Гранитович. Попросился переночевать в доме Аниной мамы. Да там и остался. А потом вдруг пригляделся к её юной дочке жены. Та с распахнутыми глазами слушала сказку о Фактории. И когда забеременела от «папы», тот предложил ей уйти в лес вдвоём. Навсегда.

Поиск Фактории чета Антипиных начала в 1983 году. Ушли на двести километров в глубь эвенкийской тайги, поселились в избушке. В тех дебрях Анна родила первенца. Младенец умер.

— И второй ребенок тоже. Выжил только третий. Роды отец всегда сам принимал. Пуповину перерезал, ловко у него получалось.

Девочке дали аежное имя — Оленя.

— Назвали мы её в честь оленихи, спасшей нам всем жизнь. Зима была на исходе, запасы кончились. А ружьем, чтобы на охоту ходить, отец не обзаводился принципиально. Говорил: «Брать нужно только то, что природа сама дарит. А человеку можно лишь иногда капканы использовать да палки». От голода у меня стало пропадать молоко. И вдруг прямо рядом с нашей избушкой прошло стадо оленей. Отец сумел добыть одного оленя. Я всю весну кормила дочку пережеванным мясом.

Всего в семье четверо детей — ещё двенадцатилетний брат Витя, восьмилетний Миша и трехлетняя Алеся. Оленя умеет добыть рябчика бумерангом, вырезает из дерева посуду и превосходно выделывает шкуры. По мехам Оленя — большой специалист. С матерью они шили шапки из кротов, барсуков, зайцев, белок. Из собак — канчи (носки меховые) и лохматки (варежки мехом наружу).
Таёжная девочка верит, что души умерших людей вселяются в травинки, в птиц, в животных.

— У нас котенок мысли понимал. Только я подумаю: «Уйди, здесь сидеть нельзя!» — он встанет и уйдет. Это в него чья-то душа заселилась.

В 1987-м Виктор убедил жену, что им нужно идти в Якутию: уж там-то точно отыщется вожделенный уголок.

— Чуть не погибли тогда. На Большом Секочамбинском пороге нашу лодку накрыла огромная волна. Мы как-то выплыли, — вспоминает Анна. — Но все, что было с нами, утопло. Вылезли из воды, в которой еще льдинки плавали. Снег, помню, пошел такой пушистый. Мы забрались на крутую сопку. Отлежались. Странно, даже не простыли.

И в Якутии неугомонный Виктор не нашёл своей Фактории. Два года Антипины прожили в якутском поселке, среди людей. Потом снова сбежали в тайгу, в Тайшетский район Иркутской области. Здесь Виктору пришлось ненадолго поступиться принципами и поработать с «этими существами» бок о бок. Он устроился в Химлесхоз заготавливать лес и смолу. Семье выделили участок в Бирюсинской тайге. Но через год предприятие развалилось.

Лесхоз начал вывозить работников из тайги. Только Антипин отказался эвакуироваться: «Я свою Факторию нашёл!»

1.Счастье жизни — в её простоте.

2.Человек, стремись к естеству и будешь здоров.

3.Болезнь — это сигнал к изменению образа жизни.

Эти главные свои жизненные заповеди Виктор Гранитович вырезал над входом в таёжное жилище. И настойчиво повторял их детям. Его семейство ютилось в крохотном стареньком балке (охотничьей времянке). Общая жилплощадь — восемь квадратных метров.

— А почему Виктор не построил дом? Столько леса кругом.

— Отец говорил: мы должны были довольствоваться малым.

Спали так: справа на полатях — мать с маленькими детьми, слева — отец. Старший сын качался в гамаке, а Олене постель заменяла медвежья шкура у входа. Столом служила ржавая ванна, которую заносили из сеней, когда садились обедать.

— Жареные рябчики, тушеный глухарь, зайчатина. Грибы, ягоды, черемша. Зимой только тяжело. Голодали часто. Приходилось даже корни лопуха жарить. Ни спиртного, ни чая, ни кофе. Мне, чтобы хорошо себя чувствовать, надо просто поесть хлеба.

Виктор Гранитович считал, что наконец-то они стали жить идеально. Анна, кстати, тоже.

Своё бегство от цивилизации Виктор назвал «отрыв». Однако совсем от цивилизации оторваться не удалось. Приходилось все-таки иногда выбираться к людям в ближайшую деревню — за мукой, одеждой, газетами.

— А детям он говорил так: «Только я к людям могу ходить, я сильный, всё вынесу».

В конечном итоге жена Анна не выдержала и, оставив супруга одного, вышла с четырьмя детьми к людям, в деревню Сереброво Тайшетского района.

— Первый раз, когда вышла в поселок, к людям, казалось, что меня одну в ракете в космос собираются отправлять, — так волновалась, так боялась людей.Из событий больше всего поразили две вещи: распад Советского Союза и теракт в Нью-Йорке 11 сентября. Было так страшно читать.

Их отец Виктор не захотел возвращаться к цивилизации. Через год после того, как семья его покинула, он умер от голода.

Ещё в Блоге Толкователя о жизни отшельников:

69-летний австралиец Дэвид Глэшен вот уже 25 лет живёт отшельником на некогда необитаемом острове. В 1987-м он потерял всё своё состояние, играя на фондовом рынке. Сейчас ему деньги не нужны - природа без усилий даёт ему пропитание. Глэшену не хватает лишь женщины, вместо неё на острове-манекен.

В нескольких странах Западной Европы в последние 2-3 года начался рост сельского населения. Кризис вынуждает многих европейцев отправляться в деревню на «подножный корм». Среди них есть и натуристы, в прямом смысле сливающиеся с природой.

Что заставляет людей бросать уютные квартиры и людные города и десятилетиями жить в некомфортных, а иногда опасных для жизни условиях? «Моя Планета» собрала истории самых интересных отшельников из разных стран.

Староверы в Хакасии

Знаменитые староверы-отшельники Лыковы более 40 лет прожили в изоляции в горах Хакасии: от цивилизации они ушли в Саянскую тайгу еще в 30-х годах по религиозным причинам. Выживали за счет охоты, собирательства, рыболовства, сами ткали одежду и мастерили обувь, высекали огонь с помощью кресала и кремня. Их заимку обнаружили совершенно случайно геологи в 1978 году, последовали публикации в СМИ, к отшельникам стали приезжать любопытствующие. Эта известность стала фатальной для семьи: из-за отсутствия контактов с внешним миром у Лыковых не было антител к большинству болезней, и они стали умирать один за другим. В 1981 году умерли трое взрослых детей основателя рода Карпа Осиповича, в 1988 году умер он сам в возрасте 81 года (его жена умерла еще в 1961 году от голода), в результате выжила и дожила до наших дней лишь младшая дочь Агафья Лыкова. В январе этого года она напомнила о себе, прислав письмо журналистам с просьбой найти ей помощника: «Нужна помощь с дровами, по хозяйству с огородомъ, сено косить, А я совсем, и годы больши, здоровя совсемъ плохо, болею круженнимъ. Дровъ дома нетъ, надо каждый день дрова таскать, и на такой работе псалъмы на ходу читать. Полностью задыхаюсь, и в морозы самое ето что до конца простыть, и ноги ознобишъ, и руки. И кроме дровъ хозяйство... Пока семья то была, все то живы были, на все дела хватаво. Печь всегда топили, стряпали в ней. Молились полунощницу все вместе. После полунощницы кто на каки дела, стряпать, но адинъ всегда оставалса на моленни». На просьбу 69-летней отшельницы о помощнике поступили отклики со всей России, доброволец был тут же найден. Недавно власти пытались переселить Агафью, но она в очередной раз отказалась переезжать из Таежного тупика и дала обещание не покидать заимку до самой смерти, как завещал ей отец.

Грузинский столпник

60-летний Максим Кавтарадзе на протяжении 20 лет живет на вершине 40-метрового столпа близ города Чиатура. Еду ему доставляют на лебедке послушники, живущие у подножия. К ним отшельник спускается лишь один-два раза в неделю — помолиться вместе. Подъем и спуск очень сложный и рискованный, занимает много времени. Но монах Максим не боится высоты и опасности: до монашества он работал оператором крана. А еще раньше вел неправедную жизнь: пил, торговал наркотиками и даже сидел в тюрьме — эти грехи он теперь искупает уединением и молитвой. Кавтарадзе принял монашеский обет в 1993 году и приложил все усилия для восстановления храма на вершине, в котором жили древние монахи-столпники до вторжения Османской империи. Впервые церковь на столпе Кацхи появилась между VI и VIII столетиями, на протяжении многих веков она была местом обрядов и молитв, но в XVII веке пришла в запустение и до недавних пор лежала в руинах. Усилиями Кавтарадзе церковь была восстановлена и вновь стала местом молитв. Теперь монах Максим мечтает лишь об одном — демонтировать лестницу и остаться наедине с Богом, но на это пока нет разрешения властей.

Японский Робинзон

Более 20 лет назад японский фотограф Масафуми Нагасаки поселился на крохотном острове Сотобанари в префектуре Окинава, став его единственным жителем. Последние известия о нем в прессе появлялись два года назад: на тот момент старику было 76 лет, он выглядел крепким и здоровым, ходил совершенно голым за исключением повязки на голове. Отшельник прекрасно чувствовал себя в роли Робинзона: ел рис, умывался дождевой водой, курил, гулял по джунглям и пляжу. Сообщалось, что раз в неделю Масафуми ездит на лодке в ближайшее поселение, чтобы купить пресной воды и еду на деньги, которые ему присылают родственники. Отшельник оставил не только цивилизацию, но и семью: молодую жену и детей. «Найти место, где хочешь умереть, — это очень важно, и я решил обрести покой здесь», — говорил он журналистам. О его дальнейшей судьбе, к сожалению, ничего неизвестно.

Китайский пещерный человек

55-летний китаец Фэн Мингшану живет в пещере уже более 20 лет. Он старательно избегает общения с людьми, и поэтому сведений о нем немного. По фотографиям, которые удалось снять журналистам в прошлом году, видно, что мужчина ходит голым и босым, собирает дрова, чтобы согреться, и с легкостью забирается на отвесную 50-метровую скалу, чтобы попасть в свой каменный дом. За 20 лет жизни в пещере он успел благоустроить жилище: выпилил подобие лестницы, вставил дверь в проем и повесил на окна занавески. По рассказам брата Фэна, отшельник никогда не любил общество, пещеру приметил еще в детстве, а окончательно уехал из цивилизации в 1993 году, покинув родной город Гаоба в провинции Шэньси. Незадолго до этого Фэну был поставлен диагноз «психоз», и он прошел краткий курс лечения. Власти обеспокоены судьбой отшельника и публично заявляют о желании вернуть пещерного человека в общество, намереваясь поселить его в доме для престарелых.

Австралийский Тарзан

Австралийский отшельник Майкл заслужил в прессе прозвище Тарзан тем, что прожил в джунглях на севере Квинсленда более 40 лет. Настоящее имя Майкла — Михаил Фоменко, он родился в Грузии в 1930 году. Его мать — грузинская княжна Елизавета Мачиабелли, отец — чемпион по легкой атлетике, преподаватель университета Даниил Фоменко. В конце 30-х годов семья уехала во Владивосток, затем в Японию, а с началом войны перебралась в Сидней. Каникулы Майкл обычно проводил на природе: в лесах Квинсленда и Тасмании. Физически он всегда был хорошо развит: выступал за атлетический клуб Северного Сиднея и даже был приглашен в сборную страны для участия в Олимпиаде 1956 года. Со временем страсть к путешествиям и жизни на природе стала сильнее запретов родителей. Им то и дело приходилось разыскивать сына в джунглях, среди аборигенов и даже в открытом море, куда он отправился однажды на каноэ, ориентируясь лишь по звездам, и пропал на три месяца — его нашли крайне истощенным и больным дизентерией. Отец всегда был на стороне Майкла и понимал его желание подражать греческому герою Одиссею в странствиях и путешествиях, но после его смерти мать попыталась вернуть сына в цивилизацию любой ценой. Сначала она отправила на его поиски полицейских — они нашли Михаила в набедренной повязке и арестовали за бродяжничество и непристойный вид, затем отдала на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу. Этого Майкл матери не простил: сразу после выписки убежал в джунгли и остался там жить навсегда, устроив себе дом в корнях деревьев. Последний раз Михаила видели в городе пару лет назад: и, хотя ему было больше 80, он выглядел выносливым и сильным.