Инструменты

История либеральные реформы 60 70 годов.

История либеральные реформы 60 70 годов.

Одной из наиболее важных была реформа местного самоуправления, известная как земская реформа . 1 января 1864 года было издано «Положение о губернскихи уездных земских учреждениях» , в соответствии с которым формировались бессословные выборные органы местного управления – земства, избираемые всеми сословиями на три года. Земства состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных (уездных и губернских земских управ).

Земства имели право нанимать земских врачей, учителей, землеустроителей и прочих служащих. Для содержания земских служащих существовали определенные налоги с населения. В ведение земств входили самые разнообразные местные службы: строительство и эксплуатация дорог, почтовое ведомство, народное образование, здравоохранение, социальная защита населения. Все земские учреждения находились под контролем местной и центральной власти - губернатора и министра внутренних дел. Узость социальной базы городского самоуправления и жесткий контроль за ним со стороны губернского присутствия делали реформу ограниченной. Но в целом для России создание системы местного самоуправления в виде земств сыграло положительную роль в решении многообразных проблем на местном уровне.

Вслед за земской реформой в стране была проведена и городская реформа . В соответствии с «Городовым положением» (1870) в 509 городах устанавливалась система городского выборного самоуправления. Взамен существовавших ранее сословных городских управлений в городах стала выбираться на четыре года городская дума, возглавляемая городской управой. Городской голова одновременно являлся председателем городской думы и городской управы. Избирательным правом обладали не все граждане, а только те, которые соответствовали достаточно высокому имущественному цензу: богатые домовладельцы, купцы, промышленники, банкиры, чиновники. В компетенцию городской думы и управы входили хозяйственные вопросы: благоустройство, охрана порядка, местная торговля, здравоохранение, образование, санитарная и противопожарная охрана населения.

Начиная с 1864 года в стране проводилась судебная реформа , по которой утверждался бессословный, гласный суд с участием присяжных заседателей, адвокатура и состязательность сторон. Была создана единая система судебных учреждений, исходя из формально равенства перед законом всех социальных групп населения. И в пределах губернии, составлявшей судебный округ, создавался окружной суд. Судебная палата объединяла несколько судебных округов. Как правило, решения окружного суда и судебных палат при участии присяжных заседателей считались окончательными и могли быть обжалованы только в том случае, если нарушался порядок судопроизводства. Высшей кассационной инстанцией являлся Сенат, который принимал апелляции на судебные решения. Для разбора незначительных правонарушений и гражданских исков до 500 руб. в уездах и городах существовал мировой суд. Мировые судьи выбирались на уездных земских собраниях.


В 1860-е годы проходила и реформа образования . В городах были созданы начальные народные училища, наряду с классическими гимназиями стали функционировать реальные училища, в которых больше внимания уделялось изучению математики, естественных наук, получению практических навыков в технике. В 1863 году был воссоздан университетский устав 1803 года, урезанный в годы правления Николая I, по которому вновь закреплялась частичная автономия университетов, выборность ректоров и деканов. В 1869 году в России были созданы первые женские учебные заведения - Высшие женские курсы с университетскими программами. В этом отношении Россия шла впереди многих европейских стран.

В 1860-1870-х годах в России была проведена военная реформа , необходимость которой была обусловлена прежде всего поражением в Крымской войне. Сначала был сокращен срок военной службы до 12 лет. В 1874 году был отменен рекрутский набор и установлена всеобщая воинская повинность, которая распространялась на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без сословных различий. Призыву на действительную службу не подлежал единственный сын у родителей, единственный кормилец в семье, а также младший сын, если старший находится на военной службе или уже отслужил свой срок. Новобранцев из крестьян обучали не только военному делу, но и грамоте, что восполняло недостаток школьного образования в деревне.

Давая оценку реформам Александра II, следует отметить, что далеко не все, что задумывалось в начале 1860-х годов, удалось воплотить в жизнь. Многие реформы получились ограниченными, непоследовательными или остались незавершенными. И все же их следует назвать поистине «Великими реформами», которые имели огромное значение для последующего развития всех сторон жизни России.

Утром 1 марта 1881г. за несколько часов до своей гибели Александр II назначил заседание Государственного совета для обсуждения проекта, получившего название «конституции» М.Т. Лорис-Меликова. Но смерть императора помешала реализовать эти планы, переход к политике контрреформ был исторически предрешен. Россия оказалась перед выбором – либо продолжение буржуазно-либеральных реформ вплоть до перестройки всей системы общественных отношений, либо, компенсируя издержки политики укрепления сословных и имперских основ государственности, взять курс на глубокие экономические преобразования.

Реформы 60-70-х гг.

Значение

Земства – выборные представительные учреждения, занимавшиеся решением хозяйственных вопросов на местах (в губерниях, уездах)

Земства играли существенную роль в решении местных хозяйственных и культурных задач: организации медицинской и ветеринарной помощи, появление образовательных учреждений

Судебная

Сенат – рассматривал политические дела; высшая апелляционная система.

Окружной суд с присяжными заседателями .

Мировой суд – рассматривал мелкие гражданские иски и мелкие правонарушения, без присяжных заседателей с одним судьей.

Суд стал бессословным, гласным, состязательным, независимым от администрации

Всеобщая воинская повинность для мужчин с 20 лет. Срок службы зависел от уровня образования призывника. Перевооружение армии. Новые военные учебные заведения.

Повышение боеспособности русской армии благодаря возможности ее пополнения во время войны обученными военному делу резервом.

1). Реформы местного самоуправления.

· равенство всех сословий перед законом;

· бессословность – представители всех сословий судятся одним судом;

· гласность суда – судебные заседания открыты для всех желающих;

· состязательный – на процессе две стороны: обвиняющая – прокурор и защищающая – адвокат «состязаются»; в обществе возник интерес к адвокатской деятельности – прославились юрист, князь;

· независимый от администрации, т. е. судью нельзя было уволить за вынесение неугодного властям приговора.

По новым судебным уставам были созданы два вида судов – мировые и общие.

3) Военные реформы.

Военный устав утвержден 1 января 1874 г . Автором реформы является военный министр, граф.

***Заполнение таблицы: третья строка: Военная реформа.

Основные положения реформы:

· отменена рекрутчина;

· введена всеобщая воинская повинность для всех сословий с 20 лет;

· сократился срок службы (6-7 лет);

Происходило перевооружение армии и флота. Все солдаты во время службы обучались грамоте. В результате реформы Россия получила массовую армию современного типа.

4) Реформы в области просвещения. 1864 г.

· Положение о начальных народных училищах: создавались начальные школы различных типов - государственные, церковно-приходские, воскресные. Сок обучения составлял 3 года.

· Гимназии стали основным типом учебных заведений средней ступени. Они разделялись на реальные и классические.

Реальные

Готовили «к занятиям различными отраслями промышленности и торговли». Обучение – 7 лет. Основное внимание уделялось изучению математики, естествознания, технических предметов. Доступ в университеты для выпускников реальных гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических в ВУЗах

Классические

Большое место отводилось древним языкам - латинскому и древнегреческому. Они готовили молодежь для поступления в университеты. Срок обучения с 1871 г. – 8 лет. В гимназии принимали детей «всех сословий, без различия звания и вероисповедания ». Но была установлена очень высокая плата за обучение.

· Был утвержден новый устав для университетов, который восстановил автономию этих учебных заведений.

· Развивалось женское образование – женские гимназии, высшие женские курсы.

5) Конституционные метания. «Диктатура сердца».

Многие новшества, появившиеся в России в результате реформ, вступили в противоречия с принципами самодержавия. Александр II был убежден в том, что самодержавная власть является наиболее приемлемой формой правления для многонациональной и огромной Российской империи. Он заявлял «что противится установлению конституции не потому, что он дорожит своей властью, но потому, что убежден, что это было бы несчастьем для России и привело бы ее к распаду».

И тем не менее Александр II вынужден был пойти на уступки сторонникам конституционного правления. Причиной стал террор против высших чиновников и постоянные попытки убийства самого императора со стороны революционных организаций.

После второго покушения на Александра II в апреле 1879 г., царь назначил популярных военачальников генералов, -Меликова генерал-губернаторами с целью успокоения населения и охлаждения голов революционеров.

В феврале 1880 г. была предпринята новая попытка покушения на императора в Зимнем дворце. Александр II учредил Верховную распорядительную комиссию и назначил ее начальником харьковского генерал-губернатора -Меликова.

Деятельность -Меликова:

· Все охранные органы были сосредоточены в Министерстве внутренних дел – количество покушений пошло на убыль.

· Ослабил цензуру.

· Настоял на увольнении министра народного просвещения графа.

«Диктатура сердца»: сократилось число террористических покушений, обстановка в стране стала более спокойной.

Проект «Конституция Лорис-Меликова»:

1. Для разработки законов необходимо создать из представителей земств и городов две временные комиссии – административно-хозяйственную и финансовую.

2. Проекты законов предлагал направить для обсуждения в Общую комиссию, составленную из выборных представителей земского и городского самоуправления.

3. После одобрения в Общей комиссии законопроектом поступили бы в Государственный совет, в заседании которого тоже участвовали бы 10-15 выборных, работавших в Общей комиссии.

Утром 1 марта 1881 г. Александр II одобрил проект Лорис-Меликов и назначил на 4 марта заседание Совета Министров для его окончательного утверждения. Но через несколько часов император был убит террористами.

Заполнить таблицу.

Либеральный характер реформы

Ограниченность реформы

Городская

Судебная

Всемирно-историческая теория

Историки-материалисты (И. А. Федосов и др.) определяют период отмены крепостного права как резкий переход от феодальной общественно-эконо­ми­чес­кой формации к капиталистической. Они полагают, что отмена крепостного права в России запоздала , а реформы, сле­до­вавшие за ней, проводились медленно и неполно. Половинчатость в про­ве­де­нии реформ вызвала возмущение передовой части общества - интеллиген­ции, вылившееся затем в террор против царя. Марксисты-революционеры считали, что страну “повели” по неверному пути развития - “медлен­ного отсекания гниющих частей”, а надо было “вести” по пути радикального решения проблем - проведения конфис­ка­ции и национализации помещичьих земель, уничтожения самодержавия и др.

Историки-либералы, современники событий, В.О. Ключевский (1841-1911), С.Ф. Пла­то­­­нов (1860-1933) и др., приветствовали как отмену крепостного права, так и по­сле­дую­щие реформы . Поражение в Крымской войне, считали они, выявило техни­чес­кое от­ста­вание России от З апада и подорвало международный престиж страны.

Позднее либеральные историки(И. Н. Ионов, Р. Пайпс и др.) стали отмечать, что в середине ХIХ века крепостничество достигло высшей точ­­ки экономической эффективности . Причины отмены крепостного права - по­­ли­­ти­ческие. Пора­же­ние России в Крымской войне развеяло миф о военном мо­­гуществе Империи, вызвало раздражение в обществе и угрозу стабиль­но­сти страны. Интерпретация акцентирует внимание на цену реформ. Так, народ не был исторически подготовлен к резким социально-экономиче­ским измене­ни­ям и “болезненно” воспринял изменения в своей жизни. Правительство же не впра­ве было отменять крепостное право и проводить реформы без все­сто­рон­ней социально-моральной подготовки всего народа, особенно дворян и крестьян . По мнению либералов, многовековой уклад русской жизни невоз­мож­но изменить насильственным путем.

Н.А. Некрасов в поэме “Кому на Руси жить хорошо” пишет:

Порвалась цепь великая,

порвалась и ударила:

одним концом по барину,

другим – по мужику!…

Историки технологического направления(В. А. Красильщиков, С. А. Нефедов и др.) считают,что отмена кре­пост­ного пра­­ва и последующие реформы обусловлены этапом модернизационного перехода России от тради­ци­он­ного (аграрного) общества к индустриальному. Переход от традиционного к индустриальному обществу в России проводился государством в период влияния с ХVII-XVIII вв. европейского культурно-технологического круга (модернизация - вестернизация) и при­­об­ре­ла форму европеизации, то есть сознательного изменения традицион­­­ных национальных форм по европейскому образцу.

Ма­шин­ный” прогресс в Западной Европе “заставил” царизм активно насаждать индустриальные порядки . А это определило специфику модернизации в России. Рос­сийское государство, выборочно заимствуя с Запада технико-органи­за­цион­ные элементы, одновременно консервировало и традиционные струк­туры. В результате в стране сложилась ситуация “наложения истори­чес­ких эпох ” (индустроиалная - аграрная), которая и при­ве­ла в дальней­шем к со­ци­альным потрясениям .

Индустриальное общество, вводимое государством за счет крестьян, вступало в резкие противоречие со всеми коренными условиями русской жизни и должно было неизбежно породить протест как против самодержавия, не дававшего желанной свободы крестьянину, так и против частного собственника, фигуры, ранее чуждой русской жизни . Появившиеся в России в результате индустриального развития промышленные рабочие унаследовали ненависть всего русского крестьянства с его многовековой общинной психологией к частной собственности.

Царизм интерпретируется как режим, вынужденный начать индустриализацию, но не сумевший спра­вить­ся с ее последствиями.

Локально-историческая теория .

Теорияпред­ставлена трудами славя­но­филов и народников. Историки полагали, что Россия, в отличие от стран Запада, идет своим, особым путем развития . Они обосновали возможность в России некапиталисти­ческого пути раз­вития к социализму через крестьянскую общину .

Реформы Александра II

Земельная реформа . Основным вопросом в России на протяжении XVIII-XIX веков был земельно-крестьянский. Екатерина II ставила этот вопрос в работе Вольного экономического общества, которое рассмотрело несколько десятков программ по отмене крепостного права как российских, так и иностранных авторов. Александр I издал указ «О свободных хлебопашцах», разрешавший помещикам освобождать своих крестьян от крепостной зависимости вместе с землей за выкуп. Николай I за годы своего правления создал 11 секретных комитетов по крестьянскому вопросу, задачей которых было отмена крепостного права, решение земельного вопроса в России.

В 1857 г. по указу Александра II начал работать секретный комитет по крестьянскому вопросу, главной задачей которого была отмена крепостного права с обязательным наделением крестьян землей. Затем такие комитеты были созданы по губерниям. В результате их работы (а учитывались пожелания и наказы как помещиков, так и крестьян) была разработана реформа по отмене крепостного права для всех районов страны с учетом местной специфики . Для различных районов были определены максимальная и минимальная величины передаваемого крестьянину надела .

Император 19 февраля 1861 года подписал целый ряд законов . Здесь был Манифест и Положение о даровании свободы крестья нам, документы о вступлении в силу Положения, об управлении сельскими общинами и др.

Отмена крепостного права не была единовременным событием . Сначала освобождались помещичьи крестьяне, затем удельные и приписанные к заводам. Крестьяне получили личную свободу , но земля оставалась помещичьей собственностью, и, пока отводились наделы, крестьяне на положении «временно­обязанных» несли в пользу помещиков повинности, которые по сути не отличались от прежних, крепостных. Наделы, передаваемые крестьянам, были в среднем на 1/5 меньше, чем те, которые они обрабатывали прежде. На эти земли заключались договоры о выкупе , после этого «временнообязанное» состояние прекращалось, казна расплачивалась за землю с помещиками, крестьяне - с казной в течение 49 лет из расчета 6 % годовых (выкупные платежи).

Пользование землей, взаимоотношения с властями строились через общину . Она сохранялась как гарант крестьянских платежей . Крестьяне прикреплялись к обществу (миру).

В результате реформ было уничтожено крепостное право - то «очевидное и для всех ощутительное зло», которое в Европе прямо называли «русским рабством». Однако земельная проблема не была решена, так как крестьяне при разделе земли были вынуждены отдать помещикам пятую часть своих наделов.

В начале ХХ века в России вспыхнула первая русская революция, крестьянская во многом по составу движущих сил и задачам, которые перед ней стояли. Именно это заставило П.А. Столыпина осуществить земельную реформу, разрешив крестьянам выход из общины. Суть реформы заключалась в решении земельного вопроса, но не за счет конфискации земли у помещиков, как требовали крестьяне, а за счет передела земли самих же крестьян.

Либеральные рефор­мы 60-70-х годов

Земская и городская реформы . Принцип проведенной в 1864 г . земской реформы состоял в выборности и бессословности . В губерниях и уездах Центральной России и части Украины учреждались земства в качестве органов местного самоуправления. Выборы в земские собрания проводились на основе имущественного, возрастного, образовательного и ряда других цензов . Женщины и лица, работающие по найму, были лишены права участвовать в выборах. Это давало преимущество наиболее обеспеченным слоям населения. Собрания выбирали земские управы . Земства ведали делами местного значения, содействовали предпринимательству, просвещению, здравоохране­нию - проводили работу, на которую у госу­дарства не находилось средств.

Проведенная в 1870 г. городская реформа по характеру была близка к земской. В круп­ных городах учреждались городские думы на основе всесословных выборов . Однако выборы проводились на цензовой основе , и, к примеру, в Москве в них участвовало лишь 4% взрослого населения. Городские думы и городской голова решали вопросы внутреннего самоуправления , образования и медицинского обслуживания . Для контроля за земской и городской деятельностью было создано присутствие по городским делам .

Судебная реформа. Новыесудебные уставы были утверждены 20 ноября 1864 г. Судебная власть была отделена от исполнительной и законодательной. Вводился бессословный и гласный суд, утверждался принцип несменяемости судей. Было введено два вида суда - общий (коронный) и мировой.Общий суд ведал уголовными делами. Судебный процесс стал открытым, хотя в ряде случаев дела слушались при «закрытых дверях». Была учреждена состязательность суда, введены должности следователей, учреждена адвокатура.Вопрос о виновности подсудимого решали 12 присяжных заседателей. Важнейшим принципом реформы было признание равенства всех подданных империи перед законом.

Для разбора гражданских дел был введен институт мировых судей . Апелляционной инстанцией для судов являлись судебные пала­ ты. Была вве­дена должность нотариуса . С 1872 г. крупные политические дела рассматривались в Особом присутствии правительствующего Сената , кото­рый стал одновременно высшей кассационной инстанцией.

Военная реформа. После назначения в 1861 г. Д.А. Милютина военным министром начинается реорганизация управления вооруженными силами. В 1864 г. было образовано 15 военных округов, подчиненных непосредственно военному министру. В 1867 г. был принят военно-судебный устав. В 1874 г. после длительного обсуждения царь утвердил Устав о всеобщей воинской повинности. Вводилась гибкая система призыва. Рекрутские наборы отменялись, призыву на службу подлежало все мужское население, достигшее 21 года.Срок службы сокращался в армии до 6 лет, на флоте до 7 лет. Призыву в армию не подлежали духовные лица, члены ряда религиозных сект, народы Казахстана и Средней Азии, а также некоторые народы Кавказа и Крайнего Севера. От службы освобождались единственный сын, единственный кормилец в семье. В мирное время потребность в солдатах была значительно меньше числа призывников, поэтому все годные к службе, за исключением получивших льготы, тянули жребий. Для окончивших начальную школу служба сокращалась до 3-х лет, для окончивших гимназию - до 1,5 лет, университет или институт - до 6 месяцев.

Финансовая реформа . В 1860 г. был учрежден Государственный банк , произошла отмена откупной 2 системы, которую сменили акцизы 3 (1863 г.). С 1862 г. единственным ответственным распорядителем доходов и расходов бюджета стал министр финансов ; бюджет стал гласным . Была сделана попытка проведения денежной реформы (свободный обмен кредитных билетов на золото и серебро по установленному курсу).

Реформы просвещения . «Положение о начальных народных училищах» от 14 июня 1864 г. ликвидировало государственно-церковную монополию на просвещение. Теперь открывать и содержать начальные школы разрешалось как общественным учреждениям, так и частным лицам при контроле со стороны уездных и губернских училищных Советов и инспекторов. Устав средней школы вводил принцип равенства всех сословий и вероисповедани й, но вводил плату за обучение .

Гимназии разделили на классические и реаль ные. В классических гимназиях, в основном, преподавались гуманитарные дисциплины, в реальных - естественные. После отставки министра народного просвещения А.В. Головнина (в 1861 г. вместо него был назначен Д.А. Толстой) был принят новый гимназический устав, сохранивший только классические гимназии, реальные гимназии были заменены реальными училищами. Наряду с мужским средним образованием появилась система женских гимназий .

Университетский Ус тав (1863 г.) предоставил университетам широкую автономию, вводились выборы ректоров и профессоров . Руководство учебным заведением передавалось Совету проф ессоров, которому подчинялось студенчество. Были открыты университеты в Одессе и Томске, высшие женские курсы в Петербурге, Киеве, Москве, Казани .

В результате издания ряда законов в России была создана стройная система образования, включавшая начальные, средние и высшие учебные заведения .

Реформа цензуры. В мае 1862 г. началась реформа цензуры , были введены «временные правила », которые в 1865 г. заменил новый цензурный устав. По новому уставу отменялась предварительная цензура для книг в 10 и более печатных листов (240 стр.); редакторы и издатели могли быть привлечены к ответственности только по суду. По особым разрешениям и при внесении залога в несколько тысяч рублей освобождались от цензуры и периодические издания, однако они могли быть приостановлены в административном порядке. Без цензуры могли выходить только правительственные и научные издания, а также литература, переведенная с иностранного языка.

Подготовка и реализация реформ явились важным фактором социаль­но-экономического развития страны. Административно реформы были достаточно хорошо под­готовлены, но общественное мнение не всегда поспевало за идеями царя-реформатора. Многообразие и быстрота преобразований порождали чувство неуверенности и смуту в мыслях. Люди теряли ориентиры, появились организации, исповедующие экстремистские, сектантские принципы.

Для экономики пореформенной России характерно быстрое развитие товарно-денежных отношений. Отмечался рост посевных площадей и сельскохозяйственного произ­вод­ства , но производительность сельского хозяйства оставалась низкой. Урожаи и потребление продуктов (кроме хлеба) были в 2-4 раза ниже, чем в Западной Европе. В то же время в 80-е гг. по сравнению с 50-ми гг. среднегодовой сбор зерна вырос на 38 %, а экспорт его увеличился в 4,6 раза.

Развитие товарно-денежных отношений привело к имущественной дифференциации в деревне, середняцкие хозяйства разорялись, росло число бедняков. С другой стороны, появились крепкие кулацкие хозяйства , часть из которых использовали сельскохозяйственные машины . Все это входило в планы реформаторов. Но совершенно неожиданно для них в стране усилилось традиционно враждебное отношение к торговл е, ко всем новым формам деятельности: к кулаку, купцу, скупщику - к удачливому предпринимателю.

В России крупная промышленность создавалась и развивалась как государственная . Главной заботой правительства после неудач Крымской войны были предприятия, выпускавшие боевую технику. Военный бюджет России в общем исчислении уступал английскому, французскому, германскому, но в российском бюджете он имел более значительный вес. Особое внимание обращалось на развитие тяжелой промыш­ленности и транспорта . Именно в эти сферы правительство направляло средства как российские, так и иностранные.

Рост предпринимательства контролировался государст­вом на основе выдачи специальных заказов , поэтому крупная буржуазия была тесно связана с государством . Быстро возрастало число промышленных рабочих , однако многие рабочие сохраняли экономические и психологические связи с деревней, они несли в себе заряд недовольства бедняков, потерявших землю и вынужденных искать пропитание в городе.

Реформы заложили основу новой системы кредита . За 1866-1875 гг. было создано 359 акционерных коммерческих банков, обществ взаимного кредита и других финансовых учреждений. С 1866 г. в их работе начали активно участвовать крупнейшие европейские банки . В результате государственного регулирования иностранные займы и инвестиции шли в основном на железнодорожное строительство . Железные дороги обеспечивали расширение хозяйственного рынка на громадных просторах России; они были важны и для оперативной переброски воинских частей.

Во второй половине XIX века политическая ситуация в стране неоднократно менялась.

В период подготовки реформ, с 1855 по 1861 гг., правительство сохраняло за собой инициативу действий, привлекало к себе всех сторонников преобразований - от высшей бюрократии до демократов. Впоследствии трудности с проведением реформ обострили внутриполитическую обстановку в стране. Борьба правительства с противниками «слева» обрела жестокий характер: подавление крестьянских выступлений, аресты либералов, разгром польского восстания. Усилилась роль III Охранного (жандармского) отделения.

В 1860-х годах на политическую арену вышло радикальное движение - народники . Разночинная интеллигенция, опираясь на рево­люционно-демократические идеи и нигилизм Д.И. Писарева , создала те­о­рию революционного народничества . Народники верили в возможность достижения социализма, минуя капитализм, через освобождение крестьянской общины - сельского «мира» . «Бунтарь» М.А. Бакунин предрекал крестьян­скую революцию, фитиль которой должна была зажечь революционная интеллигенция. П.Н. Ткачев был теоретиком госу­дарственного переворота, после совершения которого интеллигенция, проведя необходимые преобразования, освободит общину. П.Л. Лавров обосновал идею тщательной подготовки крестьян­ к революционной борьбе. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ », но агитация народников не смогла зажечь пламя крестьянского восстания.

В 1876 г. возникла организация «Земля и воля », которая в 1879 г. распалась на две группы .

Группа «Черный передел» во главе с Г.В. Плехановым уделяла главное внимание пропаганде;

«Народная воля» во главе с А.И. Желябовым, Н.А. Морозовым, С.Л. Перовской в ы­двигала на первый план политическую борьбу . Главным средством борьбы, по мнению «народовольцев», был индивидуальный террор , цареубийство, которое должно было послужить сигналом к народному восстанию. В 1879-1881 гг. народовольцы провели серию покушений на Александра II.

В ситуации острого политического противостояния власть встала на путь самозащиты. 12 февраля 1880 г. была создана «Верховная распоряди­тель­ная комиссия по охране государственного порядка и общественного спокойствия » во главе с М.П. Лорис-Меликовым. Получив неограниченные права, Лорис-Меликов добился приостановки террористической деятельности революционеров и некоторой стабилизации положения. В апреле 1880 г. комиссия была ликвидирована; Лорис-Меликов был назначен министром внутренних дел и стал готовить завершение «великого дела государст­венных реформ» . Разработка проектов завершающих законов реформ была поручена «народу» - временным подготовительным комиссиям с широким представительством земств и городов.

5 февраля 1881 г. представленный законопроект был одобрен императором Александром II. «Конституция Лорис-Меликова » предусматривала выборность «представителей от общественных учреждений...» в высшие органы государственной власти. Утром 1 марта 1881 г. император назначил заседание Совета министров для утверждения законопроекта; буквально через несколько часов Александр II был убит членами организации «Народная воля».

Новый император Александр III 8 марта 1881 года провел заседание Совета министров для обсуждения проекта Лорис-Меликова . На заседании с резкой критикой «конституции» выступили обер-прокурор Святейшего Синода К.П. Победоносцев и глава Государственного Совета С.Г. Строганов. Вскоре последовала отставка Лорис-Меликова.

В мае 1883 г. Александр III провозгласил курс, названный в исто­рико-материалистической литературе «контр­реформами », а в либерально-истори­ческой - «корректировкой реформ». Он выразился в следующем.

В 1889 г. для усиления надзора за крестьянами были введены должности земских начальников с широкими правами. Они назначались из местных дворян-землевладельцев. Избирательного права лишились приказ­чики и мелкие торговцы, другие малоимущие слои города. Изменению подверглась судебная реформа. В новом положении о земствах 1890 г. было усилено сословно-дворянское представительство. В 1882-1884 гг. были за­крыты многие издания, упразднена автономия университетов. Начальные школы передавались церковному ведомству - Синоду.

В этих мероприятиях проявилась идея «официальной народности » времен Николая I - лозунг «Православие. Самодержавие. Дух смирения » был созвучен лозунгам ушедшей эпохи. Новые официальные идеологи К.П. Победоно­сцев (обер-прокурор Синода), М.Н. Катков (редактор «Московских ведомостей»), князь В. Мещерский (издатель газеты «Гражданин») опустили в старой формуле «Православие, самодержавие и народ» слово «народ» как «опасное»; они проповедовали смирение его духа перед самодержавием и церковью . На практике новая политика вылилась в попытку укрепления государства путем опоры на традиционно верное престолу дворянское сословие . Административные меры подкреплялись экономической поддержкой помещичьих хозяйств.


Похожая информация.


Важное место в истории России занимают реформы, осуществлённые в период правления Александра II. Взойдя на престол в 1855 году, он получил в наследство от предыдущего царствования страну, погрязшую в Крымской войне, развалившуюся экономику и коррупцию, разъедавшую все ветви государственной власти. Для выхода из столь тяжёлого положения требовались самые решительные меры, которыми и стали проведённые им реформы.

Причины, побудившие к отмене крепостного права

Основная причина крестьянской реформы Александра II заключалась в необходимости принятия срочных мер, вызванных назревшим к тому времени кризисом крепостной системы и участившимися крестьянскими волнениями. Особую остроту массовые выступления приняли по окончании Крымской войны (1853 ─ 1856), поскольку крестьяне, откликнувшиеся на призыв правительства создавать ополчения, рассчитывали получить за это свободу и были обмануты в своих ожиданиях.

Весьма показательными являются следующие данные: если в 1856 году по стране было зарегистрировано 66 крестьянских бунтов, то через 3 года их количество увеличилось до 797. Кроме того, существенную роль в осознании необходимости проведения подобной реформы играли ещё два аспекта, о которых не мог не радеть российский император, ─ это государственный престиж, а также нравственная сторона проблемы.

Этапы освобождения крестьян

Датой отмены крепостного права принято считать 19 февраля 1861 года, то есть день подписания царём своего знаменитого Манифеста. Его факсимиле приводится ниже. Однако эта великая реформа Александра II проводилась в 3 этапа. В год выхода Манифеста свободу получили лишь так называемые частновладельческие крестьяне, то есть принадлежавшие дворянам. Они составляли около 55% от всех крепостных. Остальные же 45% подневольного люда находились в собственности царя (удельные крестьяне) и государства. Они были освобождены от крепостной зависимости в 1863 и 1866 гг.

Документ, разработанный Секретным комитетом

Освобождение крестьян, как и все либеральные реформы 60 ─ 70 годов 19 века, являлось поводом для горячих дискуссий среди представителей широких слоёв российского общества. Особую остроту они приняли между членами, созданного в 1857 году Секретного комитета, в обязанности которого входила проработка всех деталей будущего документа. Его заседания становились ареной полемики, в которой сталкивались мнения сторонников прогресса и закоренелых консерваторов-крепостников.

Результатом работы этого комитета, а также целого ряда организационных мероприятий, стал документ, на основании которого крепостное право в России отменялось навсегда, а крестьяне не только освобождались от юридической зависимости в отношении своих бывших владельцев, но также получали от них земельные наделы, которые им предстояло выкупать.

Новые хозяева земли

Согласно принятым в тот период нормативным актам, между крестьянами и помещиками должны были заключаться соответствующие соглашения о покупке бывшими крепостными положенных им наделов. До подписания этого документа крестьяне считались «временнообязанными», то есть продолжающими платить часть прежних оброков, поскольку, выйдя из личной зависимости, они не прекращали пользоваться господской землёй. Для погашения земельного долга перед помещиками крестьяне получали от казны ссуду с рассрочкой платежа на 49 лет.

Следует отметить, что в результате этой важнейшей из всех либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века крестьяне не только обрели свободу от крепостной зависимости, но, и стали собственниками почти 50% всей пахотной земли, являвшейся тогда в России главным производительным капиталом. Всё это дало стремительный толчок для повышения уровня национальной экономики.

Реформа системы государственных финансов

Либеральные реформы Александра II затронули и финансовую систему государства. Необходимость внесения в неё целого ряда изменений была продиктована переходом государственной экономики на капиталистический лад. Осуществлялась финансовая реформа при непосредственном участии министра финансов графа М. Х. Рейтера.

В рамках борьбы с коррупцией во всех ведомствах был установлен строгий порядок учёта прихода и расхода денежных средств, данные о которых публиковались и доводились до сведения широкой публики. Контроль за всеми казёнными расходами возлагался на министерство финансов, глава которого затем отчитывался перед государем. Важной стороной реформы стали также новшества в системе налогообложения и отмена «винных откупов», предоставлявших право продажи спиртных напитков лишь узкому кругу лиц и сокращавших тем самым поступление налогов в казну.

Реформа в сфере народного образования

Важной стороной либеральных реформ 60 ─ 70 годов 19 века стали новшества, введённые в системе высшего и среднего образования. Так, в 1863 году был утверждён университетский устав, предоставлявший самые широкие права профессорской корпорации и ограждавший её от произвола чиновников.

Четырьмя годами позднее в гуманитарных гимназиях страны ввели классическую систему обучения, а технические гимназии преобразовали в реальные училища. Кроме того, был сделан значительный шаг на пути развития женского образования. Не оказались забытыми и низшие слои населения. Кроме имевшихся ранее церковно-приходских школ, в царствование Александра II появились тысячи начальных светских.

Земская реформа

Немаловажное значение уделил российский император и вопросам местного самоуправления. Согласно принятому им закону, все землевладельцы и частные предприниматели, чьё имущество соответствовало установленному цензу, а также крестьянские сообщества, наделялись правом избирать сроком на 3 года своих представителей в уездные земские собрания.

Поскольку депутаты, или, как их называли ─ «гласные», собирались лишь периодически, для постоянной работы создавалась уездная земская управа, членами которой становились особо доверенные лица из числа депутатов. Земства, учреждавшиеся не только в пределах уездов, но и целых губерний, занимались вопросами народного образования, продовольствия, здравоохранения, ветеринарии и содержания дорог.

В ноябре 1864 года увидел свет новый Судебный устав, в корне изменивший порядок всего судопроизводства. В отличие от норм, установленных ещё при Екатерине II, когда заседания происходили за закрытыми дверями в отсутствие не только зрителей, но даже истцов и ответчиков, во времена Александра II суд стал гласным.

Решающее значение в определении виновности подсудимых получил вердикт, выносимый присяжными заседателями, назначаемыми из обычных граждан. Кроме того, важным элементом судопроизводства стал состязательный процесс между адвокатом и прокурором. Ограждение судей от возможного давления, обеспечивалось их административной независимостью и несменяемостью.

Началась она в 1857 году с отмены военных поселений, учреждённых Александром I в 1810 году. Система, при которой военная служба совмещалась с производительным трудом, главным образом в сельском хозяйстве, на определённом этапе сыграла положительную роль, но к середине века полностью себя изжила.

Кроме того, в 1874 году был издан закон, разработанный комиссией под руководством военного министра Д. Милютина, отменявший прежние рекрутские наборы и заменивший их ежегодными призывами в армию юношей, достигших 21-летнего возраста. Однако даже из их числа в армию попадали не все, а лишь то количество, которое было необходимо государству на данный момент. Взятые же на службу проводили 6 лет в войсках и ещё 9 числились в запасе.

Военной реформой предусматривался также обширный перечень льгот для призывников, которые распространялись на лиц самых различных категорий. Под них подпадали, в частности, единственные сыновья у родителей или единственные внуки у бабушек и дедушек, кормильцы семей, а также те, у кого при отсутствии родителей находились на иждивении малолетние братья или сёстры, и ещё многие другие молодые люди.

Реформа городского самоуправления

Рассказ о либеральных реформах 60 ─ 70 годов 19 века будет неполным, если не упомянуть о том, что, согласно закону, изданному в 1870 году, порядок местного самоуправления, установленный в уездах и губерниях, распространялся также и на города Российской империи. Их жители, платившие налоги с принадлежавшей им земли, промыслов или торга, получали право избирать гласных в городскую думу, осуществлявшую контроль за ведением городского хозяйства.

В свою очередь, думой избирались члены постоянно действовавшего органа, которым являлась городская управа и её руководитель ─ городской голова. Важно отметить, что местная администрация не имела возможности влиять на решения городской думы, поскольку та подчинялась непосредственно сенату.

Итоги реформирования

Все те меры государственного преобразования, о которых шла речь в статье, позволили решить целый ряд наболевших к тому времени социальных и экономических проблем. Они создали необходимые условия для развития в России капиталистической экономики, и превращения её в правовое государство.

К сожалению, при жизни великий реформатор не удостоился благодарности соотечественников. Ретрограды осуждали его за излишний либерализм, а либералы упрекали в недостаточной радикальности. Революционеры же и террористы всех мастей устроили за ним настоящую охоту, организовав 6 покушений. В итоге 1 (13) марта 1881 года Александр II был убит взрывом бомбы, брошенной в его карету народовольцем Игнатием Гриневицким.

По мнению исследователей, часть его реформ не была доведена до конца как в силу объективных причин, так и в результате нерешительности самого императора. Когда же в 1881 году к власти пришёл Александр III, то развёрнутые им контрреформы значительно замедлили прогресс, обозначившийся в предыдущее царствование.

Либерально-демократические реформы 60-70хх годов 19 века

Первым мероприятием по осуществлению нового курса стало принятие Положения об усиленной и чрезвычайной охране (1881 ᴦ.), о котором уже говорилось выше. В дополнение к нему в 1892 ᴦ. принимается закон о военном положении, регламентировавший полномочия военных властей в прифронтовой полосœе в условиях войны. При этом данный закон предусматривал возможность объявления военного положения и в мирное время в случае массовых беспорядков. Власть в местностях, объявленных на военном положении, передавалась военному командованию, и на гражданских лиц распространялась юрисдикция военно-полевых судов.

Контрреформы 80-90-х годов 19 века.

В отношении крестьянства (наряду с прекращением временнообязанного состояния, снижением выкупных платежей, заменой подушной подати поземельным налогом и отменой соляного налога) проводилась линия на усиление патриархальных начал в крестьянской семье. Закон 1886 ᴦ. установил, что для семейного раздела (выделœения взрослых детей) требовалось согласие главы семьи и решение сельского схода, принятое квалифицированным большинством в 2/3 голосов.

Следующим шагом явилось учреждение в 1889 ᴦ. института земских участковых начальников. Каждый уезд делился на участки, в которые назначались участковые земские начальники из местных потомственных дворян, имевшие в данном уезде земельные владения и высшее или среднее образование. Земский начальник сосредоточивал в своих руках жесткий контроль за крестьянскими общинами, административную и судебную власть. Мировые судьи были упразднены в уездах, где были назначены земские начальники. Это была попытка возродить сословные органы власти потомственного дворянства.

Пересмотрены были Положения о земских и городских органах самоуправления. По закону 1890 ᴦ. изменения в земском самоуправлении сводились к следующему: на выборах в уездные земские собрания система курий сохранилась, но по первой курии теперь избирали не всœе землевладельцы, а только дворяне, ᴛ.ᴇ. был применен сословный принцип. Крестьяне избирали лишь выборщиков, из числа которых губернаторы назначали депутатов земского собрания.

Резко был усилен правительственный контроль за земствами. Для этого в губерниях были созданы специальные учреждения - губернские по земским делам присутствия - из числа чиновников и всœех уездных предводителœей дворянства под председательством губернатора.

По закону 1892 ᴦ. был изменен порядок выборов и в городские думы. К выборам допускались лишь владельцы недвижимой собственности в столицах стоимостью не ниже 3 тыс. рублей, в губернских городах - 1,5 тыс. рублей, в других городах -1 тыс. рублей. В выборах теперь участвовали лишь дворяне, крупные буржуа и некоторая часть средней буржуазии. Число избирателœей резко сократилось. Так, в случае если в Москве было 20 тыс. избирателœей, то после 1892 ᴦ. их осталось лишь 7 тысяч. Усилилось вмешательство губернаторов в городские дела.

Не менее решительно контрреформы проводились в системе образования. По уставу 1884 ᴦ. ликвидирована была университетская автономия. Должности ректоров, деканов, профессоров вновь стали замещаться не по выбору, а по назначению. Университеты были поставлены в полную зависимость от министра просвещения и попечителœей учебных округов. В 1887 ᴦ. были изменены правила приема: за добропорядочный, с точки зрения правительства, “образ мысли” абитуриентов должна была поручаться средняя школа. Одновременно в 5 раз повысилась оплата за обучение. В том же 1887 ᴦ. последовал известный министерский циркуляр о “кухаркиных детях”. Он закрывал доступ в гимназии детям кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких лавочников и т.д. Все эти меры были направлены на возрождение сословности в образовании.

Решительный удар был нанесен по женскому высшему образованию. Прием на высшие женские курсы был прекращен. Он возобновился лишь в самом конце XIX века. Усилился контроль церкви за содержанием образования (в том числе и высшего).

В 1882 ᴦ. были введены новые Временные правила о печати, фактически восстанавливавшие предварительную цензуру для периодической печати. Усиливались административные меры против “строптивых” изданий: их душили штрафами и конфискациями тиражей. Для поощрения и “подкормки” проправительственных изданий в Главном управлении по делам печати был образован специальный фонд, прозванный “рептильным”.

Школой, церковью, цензурой активно проводился в жизнь официальный лозунг:<<Православие, самодержавие, народность”, выдвинутый еще в царствование Николая 1 тогдашним министром просвещения графом С.С. Уваровым

Отмена крепостного права поставила перед властью новые серьезные проблемы. Крепостной строй на протяжении веков определял в России организацию системы управления и судопроизводства, принципы комплектования армии и пр.
Размещено на реф.рф
Крушение этого строя диктовало крайне важно сть дальнейших реформ. Земская реформа 1864. 1 января 1864 ᴦ. был утвержден закон о земском самоуправлении, Оно учреждалось для руководства хоз. делами: строительством и содержанием местных дорог, школ, больниц, богаделœен, для организации продовольственной помощи населœению в неурожайные годы, для агрономической помощи и сбора статистических сведений. Распорядительными органами земства были губернские и уездные земские собрания, а исполнительными - уездные и губернские земские управы. Для выполнения своих задач земства получили право облагать населœение особым сбором. Выборы земских органов проводились раз в три года. В каждом уезде для выборов гласных уездного земского собрания создавались. три избирательных съезда. В первом съезде участвовали землевладельцы, независимо от сословия, имевшие не менее 200-800 десятин земли (земельный ценз по разным уездам был неодинаков). Второй съезд включал в себя городских собственников с определœенным имущественным цензом. На третий, крестьянский, съезд съезжались выборные от волостных сходов. Каждый из съездов избирал определœенное число гласных. Уездные земские собрания избирали гласных губернского земства. Земства сыграли большую положительную роль в улучшении жизни русской деревни, в развитии просвещения. Вскоре после их создания Россия покрылась сетью земских школ и больниц.С появлением земства стало меняться соотношение сил в русской провинции. Прежде всœе дела в уездах вершили правительственные чиновники вкупе с помещиками. Судебная реформа : 1864 - обнародованы новые судебные уставы. Положения:

ликвидировалась сословная система судов; было объявлено равенство всœех перед законом;была введена гласность судопроизводства;состязательность судопроизводства; презумпция невиновности; несменяемость судей; единая система судопроизводства

Создан суд двух видов: 1. Мировые суды - рассматривали мелкие гражданские дела, ущерб по которым не превышал 500 руб. Судьи выбирались на уездных собраниях и утверждались сенатом. 2. Общие суды были 3 видов: Уголовные и тяжкие - в окружном суде . Особо важные государственные и политические преступления рассматривались в судебной палате. Высшей судебной инстанцией стал Сенат . Судьи в общие суды назначались царем, а присяжные заседатели выбирались на губернских собраниях.

Недостатки: продолжали сохраняться мелкие сословные суды -для крестьян. Для политических процессов было создано Особое присутствие Сената͵ проводили закрытые заседания, что нарушало приступ гласности.

Городская реформа 1870 ᴦ. 0на заменила прежние сословные думы, созданные в соответствии с “Жалованной грамотой городам” 1785 ᴦ., всœесословными выборными городскими учреждениями - городскими думами и городскими управами. Правом выбора в городскую думу пользовались лица, достигшие 25 лет и платившие городские налоги. Все избиратели, в соответствии с величиной уплачиваемых в пользу города сборов, делились на три курии . Первую курию составляла небольшая группа наиболее крупных владельцев недвижимой собственности, промышленных и торговых предприятий, которые платили в городскую казну 1/3 всœех налогов. Во вторую курию входили более мелкие налогоплательщики, вносившие еще 1/3 городских сборов. Третья курия состояла из всœех остальных налогоплательщиков. При этом каждая курия избирала равное число гласных в городскую думу, что обеспечивало преобладание в ней представителœей крупной финансовой и торгово-промышленной буржуазии. Городское общественное самоуправление ведало решением хоз. вопросов: благоустройством города, развитием местной торговли промышленности, здравоохранения и народного образования, содержанием полиции, тюрем и т.д. Деятельность городского самоуправления контролировалась государством. Избранный городской думой городской голова утверждался губернатором или министром внутренних дел. Эти же чиновники могли наложить запрет на любое решение думы. Для контроля, за деятельностью городского самоуправления в каждой губернии создавался специальный орган - губернское по городским делам присутствие. Она, как и земская реформа способствовала приобщению широких, слоев населœения к решению вопросов управления что служило предпосылкой для формирования в России гражданского общества и правового государства.

Военная реформа : 1874 - Устав о воинской повинности о всœесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. Срок действительной службы устанавливался в сухопутных войсках - 6 лет, в на флоте - 7 лет. Отменялась рекрутская повинность. Сроки действительной военной службы определялись образовательным цензом. Лица, имеющие высшее образование служили 0,5 года. Для поднятия компетентности высшего военного руководства военное министерство было преобразовано в генштаб. Вся страна была разделœена на 6 военных округов. Было проведено сокращение армии, были ликвидированы военные посœелœения. В 60-х началось перевооружение армии: замена гладкоствольного оружия нарезным, введение стальных артиллерийских орудий, улучшение конного парка, развитие военного парового флота. Для подготовки офицерских кадров создавались военные гимназии, юнкерские училища и академии. Все это позволило сократить численность армии в мирное время и вместе с тем поднять ее боеспособность.

От воинской обязанности освобождались, в случае если был 1 ребенок в семье, в случае если имел 2 детей или если на его содержании были престарелые родители. Была отменена палочная дисциплина. Прошла гуманизация отношений в армии.

Школьная реформа 1864 демократизировала сферу начального и среднего образования, расширялась сеть учебных заведений, привлекала новые педагогические силы. Реформа печати (1865). Была значительно смягчена и ограничена цензура книг и периодической печати. Печать получила широкую возможность обсуждения политических и социальных вопросов.

Либерально-демократические реформы 60-70хх годов 19 века - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Либерально-демократические реформы 60-70хх годов 19 века" 2017, 2018.