Инструменты

Государственные реформы петра 1 кратко. Русский царь Петр Первый

Государственные реформы петра 1 кратко. Русский царь Петр Первый

Для всех ценителей русской истории имя Петра 1 навсегда останется связано с периодом реформирования почти всех сфер жизни российского общества. И одной из самых главных в этой череде стала военная реформа.

Весь период своего царствования Петр Великий воевал. Все его военные кампании были направлены против серьезных противников — Швеции и Турции. А чтобы вести бесконечные изнурительные, да к тому же наступательные войны нужна хорошо укомплектованная боеспособная армия. Собственно, необходимость создания такой армии и была главной причиной военных реформ Петра Первого. Процесс преобразований не был одномоментным, каждый его этап проходил в свое время и был вызван определенными событиями в ходе боевых действий.

Нельзя сказать, что царь начал реформирование армии с нуля. Скорее он продолжил и расширил военные нововведения, задуманные еще его отцом Алексеем Михайловичем.

Итак, давайте рассмотрим военные реформы Петра 1 кратко по пунктам:

Реформирование стрелецкого войска

В 1697 г. стрелецкие полки, являвшиеся основой армии, были расформированы, а впоследствии вовсе упразднены. Они оказались просто не готовы к ведению постоянных боевых действий. К тому же стрелецкие бунты подрывали доверие к ним царя. Вместо стрельцов в 1699 г. были сформированы три новых полка, которые укомплектовывались за счет также распущенных полков иноземного строя и рекрутов.

Введение рекрутской повинности

В 1699 г. в стране была введена новая система комплектования армии – рекрутская повинность. Первоначально рекрутские наборы проводились только по мере необходимости и регулировались специальными указами, в которых оговаривалось необходимое на данный момент количество рекрутов. Служба их была пожизненной. Основой рекрутских наборов были податные сословия крестьян и горожан. Новая система позволила создать в стране многочисленную постоянную армию, которая имела значительное преимущество перед европейскими наемными войсками.

Изменение системы военного обучения

С 1699 г. обучение солдат и офицеров стали проводить по единому строевому уставу. Акцент делался на постоянную военную подготовку. В 1700 г. открыта первая военная школа для офицеров, а в 1715 г. – военно-морская Академия в Санкт-Петербурге.

Изменения в организационной структуре армии

Армия была официально разделена на три рода войск: пехоту, артиллерию и кавалерию. Вся структура новой армии и флота была сведена к единообразию: бригады, полки, дивизии. Управление делами армии было передано в ведение четырех приказов. С 1718 Г. высшим военным органом становится Военная Коллегия.

В 1722 г. была создана Табель о рангах, которая четко структурировала систему воинских званий.

Перевооружение армии

Петр I начал вооружать пехоту кремневыми ружьями со штыком единого калибра и шпагами. При нем были разработаны новые образцы артиллерийских орудий и боеприпасов. Создавались новейшие типы кораблей.

В результате военных реформ Петра 1 в России начался бурный рост экономики. Ведь для того, чтобы обеспечить такую армейскую махину, нужны были новые сталелитейные и оружейные заводы, заводы по производству боеприпасов. Как следствие к 1707 г. была полностью ликвидирована зависимость государства от импорта оружия из Европы.

Главные итоги реформы заключались в создании многочисленной и хорошо обученной армии, что позволило России начать активное военное соперничество с Европой и выйти из него победителем.

Реформы Петра Первого

Введение

Глава 1. Предпосылки петровских преобразований

1.1. Социально-экономическое положение в стране перед петровскими реформами

      Внешние предпосылки петровских реформ

Глава 2. Государственные реформы Петра 1

2.1. Реформы органов государственной власти

      Церковная реформа

Глава 3. Военные реформы первой четверти 18 века

      Реформы армии

      Реформы флота

Заключение

Список использованной литературы

Глава 2. Государственные реформы Петра 1

2.1. Реформы органов государственной власти

Из всех преобразований Петра I центральное место занимает реформа государственного управления, реорганизация всех его звеньев.

Унаследованная Петром I система власти не позволяла собрать достаточно средств на реорганизацию и увеличение армии, постройку флота, строительство крепостей и Санкт-Петербурга, что требовалось для ведения войн.

В начале XVIII в. фактически прекращаются заседания Боярской Думы, управление центральным и местным государственным аппаратом переходит к “Консилии министров” - временному совету начальников важнейших правительственных ведомств, организованному в 1699г. Он состоял из 8 доверенных лиц. В Консилии был установлен определённый режим работы: каждый министр имел особые полномочия, появляются отчетность и протоколы заседаний.

В 1711 г. вместо Боярской думы и подменявшей её Консилии был учрежден Сенат.

Он занял ключевое положение в государственной системе Петра. Сенат в составе 9 человек, созданный Петром для текущего управления государством на время его отсутствия (в то время царь отправлялся в Прутский поход), превратился из временного в постоянно действующее высшее правительственное учреждение, что было закреплено Указом 1722 года. Он контролировал правосудие, ведал торговлей, сборами и расходами государства, наблюдал за исправностью отбывания дворянами воинской повинности, ведал коллегиями и губерниями, назначал и утверждал чиновников, ему были переданы функции Разрядного и Посольского приказов.

Решения в Сенате принимались коллегиально, на общем собрании и подкреплялись подписями всех членов высшего государственного органа. Если один из 9 сенаторов откажется подписать решение, то решение считалось недействительным. Таким образом, Пётр I делегировал часть своих полномочий Сенату, но в то же время возложил на его членов персональную ответственность.

Сенат как правительство мог принимать решения, но для их исполнения требовался административный аппарат. В 1717-1721 годах была проведена реформа исполнительных органов управления, в результате устаревшая система приказов была заменена коллегиями. В отличие от приказов функции и сферы деятельности каждой коллегии были строго разграничены, а отношения в самой коллегии строились на принципе коллегиальности решений. Были введены 11 коллегий:

    Коллегия чужестранных (иностранных) дел.

    Военная коллегия - комплектование, вооружение, снаряжение и обучение сухопутной армии.

    Адмиралтейств-коллегия - военно-морские дела, флот.

    Камор-коллегия - сбор доходов государства.

    Штатс-контор-коллегия - ведала расходами государства,

    Ревизион-коллегия - контроль сбора и расходования казённых средств.

    Коммерц-коллегия - вопросы судоходства, таможни и внешней торговли.

    Берг-коллегия - горно-металлургическое дело.

    Мануфактур-коллегия - лёгкая промышленность.

    Юстиц-коллегия - ведала вопросами гражданского судопроизводства (при ней действовала Крепостная контора: регистрировала различные акты - купчие, о продаже вотчин, духовные завещания, долговые обязательства).

    Духовная коллегия - управляла церковными делами (позже Святейший Правительствующий синод).

Все коллегии подчинялись Сенату.

В 1721 году была образована Вотчинная коллегия - ведала дворянским землевладением (рассматривались земельные тяжбы, сделки на куплю-продажу земли и крестьян, сыск беглых). В 1720 годах на правах коллегии был образован Главный магистрат, управлявший городским населением. С 28 февраля 1720 года Генеральный регламент ввёл единую для всей страны систему делопроизводства в государственном аппарате.

Одновременно с Сенатом появилась должность фискалов для контроля за исполнением решений на местах и уменьшения повальной коррупции. Фискалы должны были «тайно проведать, доносить и обличать» все злоупотребления, как высших, так и низших чиновников, преследовать казнокрадство, взяточничество, принимать доносы от частных лиц. Во главе фискалов стоял обер-фискал, назначавшийся царем и ему подчинявшийся. Обязанность обер-фискала при Сенате состояла в негласном надзоре за деятельностью учреждений: выявляли случаи нарушения указов и злоупотреблений и доносили Сенату и царю. Доносы рассматривала и ежемесячно докладывала Сенату Расправная палата - особое судебное присутствие из четырёх судей и двух сенаторов (существовала в 1712-1719 гг.). С 1715 года за работой Сената следил генерал-ревизор, с 1718 переименованный в обер-секретаря. В 1719-1723 гг. фискалы подчинялись Юстиц-коллегии, с учреждением в январе 1722 г. должности генерал-прокурора были поднадзорны ему. C 1723 г. главным фискалом стал генерал-фискал, назначаемый государем, его помощником - обер-фискал, назначаемый Сенатом, им подчинялись прокуроры всех других учреждений. В связи с этим фискальская служба вышла из подчинения Юстиц-коллегии и вновь обрела ведомственную самостоятельность. Вертикаль фискального контроля была доведена до уровня города.

В 1708-1715 годах была проведена областная реформа с целью укрепления вертикали власти на местах и лучшего обеспечения армии снабжением и рекрутами. В 1708 году страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, наделёнными всей полнотой судебной и административной власти: Московскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Киевскую, Смоленскую, Азовскую, Казанскую, Архангелогородскую и Сибирскую. Московская губерния давала более трети поступлений в казну, за ней шла Казанская губерния.

Губернаторы ведали расположенными на территории губернии войсками. В 1710 году появились новые административные единицы - доли, объединявшие 5536 дворов. Первая областная реформа не решила поставленных задач, а лишь значительно увеличила число государственных служащих и затраты на их содержание.

В 1719-1720 годах была проведена вторая областная реформа, ликвидировавшая доли. Губернии стали делиться на 50 провинций во главе с воеводами, а провинции на дистрикты во главе с земскими комиссарами, назначаемыми Камер-коллегией. В ведении губернатора остались только военные и судебные дела.

В результате реформ государственного управления закончилось оформление абсолютной монархии, а также бюрократической системы, на которую опирался император.

      Реформы сословного устройства

Петр ставил своей целью создание могущественного дворянского государства. Для этого нужно было распространить среди дворян знания, повысить их культуру, сделать дворянство подготовленным и пригодным для достижения тех целей, которые ставил перед собой Петр. Петр добивался того, чтобы все дворянство считало "государеву службу" своим почетным правом, своим призванием, умело править страной и начальствовать над войсками. Для этого нужно было прежде всего распространить среди дворян образование. Петр установил новую обязанность дворян - учебную: с 10 до 15 лет дворянин должен был учиться "грамоте, цифири и геометрии", а затем должен был идти служить. Без справки о "выучке" дворянину не давали "венечной памяти" - разрешения жениться.

Указами 1712,1714 и 1719 гг. был установлен порядок, по которому "родовитость" не принималась во внимание при назначении на должность и прохождении службы. И наоборот, выходцы из народа, наиболее одаренные, деятельные, преданные делу Петра, имели возможность получить любой военный или гражданский чин.

В результате сложилась новая структура общества, в которой более отчётливо сформировался сословный характер. Были расширены права и определены обязанности дворянства, и, в то же время, усилен крепостной гнёт крестьян.

Дворянство

Новая система управления расширила объём и формы службы дворян, что вызвало его недовольство. Пётр I перевёл на регулярную службу всех дворян и служивых людей. Военное дело, бывшее в московские времена повинностью узкого класса служилых людей, становится теперь повинностью всех слоёв населения.

Все прежние разряды служивых людей были соединены вместе, в одно сословие – шляхетство. Все нижние чины одинаково могли дослужиться до высших чинов. Порядок такой выслуги был точно определён Указом 1721г. “Табелем о рангах”. В “Табели” все чины были распределены на 14 рангов или “чинов” по их служебному старшинству. При достижении восьмого класса любой чиновник или военный мог получить статус потомственного дворянства. Тем самым карьера человека зависела прежде всего не от его происхождения, но от достижений на государственной службе. “Табель о рангах” заменил принцип родовитости принципом выслуги и служебной пригодности. Но Пётр сделал выходцам из высшего старого дворянства одну уступку. Он позволил знатной молодёжи поступать по преимуществу в его любимые гвардейские полки Преображенский и Семёновский. Место прежнего боярства занял «генералитет», состоящий из чинов первых четырёх классов «Табели о рангах». Личная выслуга перемешала представителей прежней родовой знати с людьми, поднятыми службой.

В 1706году был издан Указ об образовании: боярские дети в обязательном порядке должны получить либо начальное школьное, либо домашнее образование. Пётр требовал, чтобы дворяне обязательно учились грамоте и математике, а не обученных лишал права жениться и получить офицерский чин.

Пётр ограничил землевладельческие права дворян. Он перестал давать им поместья из казны при поступлении на службу, а предоставлял им денежное жалование. Дворянские вотчины и поместья запретил дробить при передачи сыновьям. В 1714 году был издан Указ о единонаследии: землевладелец, имеющий сыновей, мог завещать всё своё недвижимое имущество только одному из них по выбору. Остальные были обязаны нести службу. Указ знаменовал окончательное слияние дворянского поместья и боярской вотчины, тем самым, окончательно стерев разницу между двумя сословиями феодалов.

5 февраля 1722 года в связи с отсутствием наследника Петр I решает издать приказ о престолонаследии, в котором оставляет за собой право назначать себе наследника.

Крестьянство

Реформы Петра изменили положение крестьян. Из разных категорий крестьян, не находившихся в крепостной зависимости от помещиков или церкви (черносошные крестьяне севера, нерусские народности и т. п.), была сформирована новая единая категория государственных крестьян - лично свободных, но плативших оброк государству.

Гос. крестьяне в XVIII веке обладали правами лично свободных людей (могли владеть собственностью, выступать в суде в качестве одной из сторон, выбирать представителей в сословные органы и т. п.), но были ограничены в передвижении и могли быть (до начала XIX века, когда данная категория окончательно утверждается в качестве свободных людей) переведены монархом в разряд крепостных.

Законодательные акты, касавшиеся собственно крепостного крестьянства, носили противоречивый характер. Так, было ограничено вмешательство помещиков в заключение браков крепостных (указ 1724 года), запрещено выставлять крепостных вместо себя ответчиками на суде и держать их на правеже за долги владельца. Также была подтверждена норма о передаче в опеку имений помещиков разорявших своих крестьян, а крестьянам предоставлена возможность записываться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости (указом имп. Елизаветы 2 июля 1742 года крестьяне лишились этой возможности).

В то же время были значительно ужесточены меры против беглых крестьян, большие массы дворцовых крестьян розданы частным лицам, помещикам было разрешено отдавать крепостных в рекруты. Обложение холопов (то есть личной прислуги без земли) подушной податью привело к слиянию холопов с крепостными крестьянами. Церковные крестьяне были подчинены монастырскому приказу и выведены из-под власти монастырей.

При Петре создалась новая категория зависимых земледельцев - крестьян, приписанных к мануфактурам. Эти крестьяне в XVIII веке получили название посессионных. Указом 1721 года было разрешено дворянам и купцам-фабрикантам покупать крестьян к мануфактурам для работы на них. Купленные к фабрике крестьяне не считались собственностью её владельцев, а были прикреплены к производству, так что владелец фабрики не мог ни продавать, ни закладывать крестьян отдельно от мануфактуры. Посессионные крестьяне получали фиксированное жалование и выполняли фиксированный объём работ.

Городское население

До Петра городское сословие составляло очень малочисленный и бедный класс. Пётр хотел создать в России городской экономически сильный и деятельный класс, подобный тому, что он видел в Западной Европе. Пётр расширил городское самоуправление. В 1720 году был создан главный магистрат, который должен был заботиться о городском сословии. Все города были разделены по числу жителей на классы. Жители городов делились на “регулярных” и “нерегулярных” (“подлых”) граждан. Регулярные граждане составляли две “гильдии”: в первую входили представители капитала и интеллигенции, во вторую – мелкие торговцы и ремесленники. Ремесленники делились на “цехи” по ремёслам. Нерегулярными людьми или “подлыми” назывались чернорабочие. Отличие городского регулярного обывателя конца царствования Петра от нерегулярного заключалось в том, что регулярный гражданин участвовал в городском управлении путём избрания членов магистрата, был записан в гильдию и цех. Кроме того, городские дела обсуждались на посадских сходах или советах из регулярных граждан. Каждый город был подчинён главному магистрату, минуя всякое другое местное начальство.

Итак, в конце царствования Петра Великого очень многое изменилось в жизни сословий. Дворяне стали иначе служить. Горожане получили новое устройство и льготы. Крестьянство стало иначе платить и на частных землях слилось с холопами. А государство продолжало смотреть на сословия также, как и ранее. Оно определяло их жизнь повинностью, а не правом. Все подданные жили не для себя, а “для государева и земского дела”, должны были быть послушным орудием в руках государства.

2.3 Церковная реформа

Одним из преобразований Петра I была осуществлённая им реформа церковного управления, направленная на ликвидацию автономной от государства церковной юрисдикции и подчинение российской иерархии Императору. В 1700г. умер патриарх Адриан, и Петр I запретил избирать ему преемника. Управление церковью поручалось митрополиту Рязанскому Стефану Яворскому, получившему новый титул «Блюстителя патриаршего престола» или «Экзарха».

Для управления имуществом патриаршего и архирейских домов, а также монастырей, в том числе и принадлежащими им крестьянами (примерно 795 тыс.) был восстановлен Монастырский приказ во главе с И. А. Мусиным-Пушкиным, который вновь стал ведать судом над монастырскими крестьянами и контролировать доходы от церковно-монастырских землевладений.

В 1721 г. патриаршество было ликвидировано, для управления церковью был создан "Святейший правительствующий Синод", или Духовная коллегия, подчинявшаяся Сенату. Все члены Синода назначались Императором и приносили ему присягу при вступлении в должность.

Пётр утвердил Духовный регламент, составление которого было поручено псковскому епископу, приближённому царя Феофану Прокоповичу. В результате произошла коренная реформа церкви, ликвидировавшая автономию духовенства и полностью подчинившая его государству.

Церковная реформа означала ликвидацию самостоятельной политической роли церкви. Она превращалась в составную часть чиновничье-бюрократического аппарата абсолютистского государства. Петр широко использовал институты церкви для проведения полицейской политики, усилил контроль за доходами церкви и систематически изымал значительную их часть на нужды казны.

Так, церковная реформа сыграла очень важную роль в становлении абсолютизма в России

Глава 3. Военные реформы первой четверти 18 века

3.3 Реформы армии

Особое место среди преобразований Петра Великого занимают военные реформы. Военные реформы были крайне важны еще и потому, что они оказывали огромное, часто решающее, влияние на все стороны жизни государства. Ход же их во многом определялся постоянными войнами (за 36-летний период правления Петра I можно насчитать лишь несколько мирных лет).

Их основная идея заключалась в ликвидации дворянских ополчений и создании постоянной боеспособной армии с единообразной структурой, вооружением, обмундированием, дисциплиной и уставами.

Преображенский и Семёновский полки, выросшие из детских потех юного царя, стали первыми полками новой российской армии, построенной с помощью иностранцев по европейскому образцу. Реформирование армии и создание флота стали необходимыми условиями победы в Северной войне 1700-1721 годов.

В этот период происходит коренная реорганизация вооруженных сил. В России создается мощная регулярная армия и в связи с этим ликвидируется поместное дворянское ополчение и стрелецкое войско. Создавая регулярную армию, русское правительство должно было решить вопрос о ее численности, способах комплектования и формах ведения боевых действий. Одновременно предстояло перестроить систему снабжения войск вооружением, боеприпасами и продовольствием, а также организовать боевую подготовку войск, ввести новую систему управления.

Российская армия состояла из трех родов войск: пехоты, артиллерии и кавалерии. Помимо этого, гарнизонные войска насчитывали около 70 тысяч человек, ополчение – 6 тысяч, и 105 тысяч – казачьи и другие нерегулярные части. Основу армии стали составлять регулярные пехотные и кавалерийские полки с единообразным штатом, обмундированием, вооружением, осуществлявшие боевую подготовку в соответствии с общеармейскими уставами.

До Петра армия состояла из двух главных частей - дворянского ополчения и различных полурегулярных формирований (стрельцы, казаки, полки иноземного строя). Революционным изменением было то, что Петр ввел новый принцип комплектования армии – периодические созывы ополчения были заменены систематическими рекрутскими наборами. В основу рекрутской системы был положен сословно-крепостнический принцип. Рекрутские наборы распространялись на население, платившее подати и несшее государственные повинности. Готовясь к Северной войне, Пётр велел в 1699 году произвести общий рекрутский набор и начать обучение солдат по образцу, заведённому у преображенцев и семёновцев. Уже в первый год Петр сформировал помимо двух гвардейских полков - Преображенского и Семеновского - 29 пехотных и 2 драгунских. В 1705 году каждые 20 дворов должны были выставлять на пожизненную службу одного рекрута, холостого парня в возрасте от 15 до 20 лет, (однако в ходе Северной войны эти сроки постоянно изменялись из-за нехватки солдат и матросов. Впоследствии рекрутов стали брать с определённого числа душ мужского пола среди крестьян. Рекруты из податных классов в войсках становились в одинаковое положение с солдатами-дворянами, усваивали единую военную технику, и вся масса служилых составляла единое войско, которое по своим боевым качествам не уступало европейским войскам.

С 1699 по 1725 гг. было проведено 53 набора, давших армии и флоту более 280 тыс. человек. Рекруты проходили военную подготовку, получали казенное вооружение и обмундирование. В армию набирались также и “охочие люди” из свободных крестьян с жалованием 11 рублей в год.

В соответствии с рекрутской системой солдатский состав полевой армии и гарнизонных войск формировался из крестьян и других податных сословий, а офицерский корпус - исключительно из дворян. Для подготовки офицерского состава широко использовалась военно-практическая школа офицерских кадров для армейских полков, гвардейские Преображенский и Семеновский полки, а также специальные школы - навигацкая, артиллерийские, инженерные, адмиралтейские и др. Если поначалу среди офицеров были преимущественно иностранные специалисты, то после начала работы навигационной, артиллерийской, инженерной школ рост армии удовлетворялся русскими офицерами из дворянского сословия.

Царский указ от 26 февраля 1714 года запрещал производить в офицеры дворян, которые не служили солдатами в гвардейских полках.

В 1716 году вышел Воинский устав Петра I, состоявший из 68 глав и определявший порядок военной службы, правила взаимоотношений военнослужащих, военно-уголовную систему, систему воинских чинов, судебную систему и многие другие вопросы. Подготовка офицерских кадров осуществлялась в двух военных школах - Бомбардирской (артиллерийской) и Преображенской (пехотной). Впоследствии Петр открыл морскую, инженерную, медицинскую и другие военные школы, что позволило ему в конце своего царствования полностью отказаться от приглашения иностранных офицеров на русскую службу.

Совершенствовалось вооружение русской армии. Развитие металлургии способствовало значительному росту производства артиллерийских орудий, устаревшая разнокалиберная артиллерия заменялась орудиями новых образцов. В армии было впервые произведено соединение холодного и огнестрельного оружия – к ружью был примкнут штык, что значительно усилило огневую и ударную мощь войска. Была создана первоклассная отечественная артиллерия. В армии при Петре Iвпервые использовали качественно новое оружие, когда к ружью был примкнут штык, что значительно усилило эффективность пехоты в бою.

В результате преобразований была создана сильная регулярная армия. К концу царствования Петра численность регулярных сухопутных войск достигала 210 тыс. (из них числилось 2600 в гвардии, 41 550 в коннице, 75 тыс. в пехоте, 74 тыс. в гарнизонах) и до 110 тыс. нерегулярных войск.

3.2 Реформы флота

Большое внимание Петр I уделяет флоту. Он лично составил в 1720 году Устав морской , где было записано “Только тот государь обе руки имеет, который и войско сухопутное, и флот имеет”.

Кроме этого, реформы Петра I направлялись условиями его времени.. Исходным пунктом реформ флота послужили Азовские походы (1695-1696 гг.) .

В 1695 г. русские войска осадили Азов (турецкую крепость в устье Дона), но из-за недостатка вооружения и отсутствия флота взять Азов не удалось. Осознав это, Петр со свойственной ему энергией принялся за строительство флота. Было принято решение организовать Кумпанства (компании) - объединения светских и духовных землевладельцев, которые и занимались бы строительством кораблей. Флот строился на реке Воронеж у впадения ее в Дон. Строительство флота осуществлялось невиданно быстрыми темпами на уровне лучших образцов военного кораблестроения того времени.

В 1696 г. русские морские силы одержали первую победу - Азов был взят.

С началом Северной войны основное внимание переключается на Балтику, а с основанием Санкт-Петербурга строительство кораблей ведется почти исключительно там. К 1725 г. флот на Балтике насчитывал 32 линейных корабля с вооружением от 50 до 96 пушек каждый, 16 фрегатов, 85 галер и множество других более мелких судов. Общая численность русских военных моряков составляла около 30 тыс. Балтийский флот в 30-х годах 18 века стал самым мощным российским флотом.

Набор во флот, как и в армию, осуществлялся из рекрутов.

Флот состоял из 48 линейных кораблей; галер и других судов 787; людей на всех судах было почти 30 тыс. На службе состояло 28 тысяч человек.

К концу царствования Петра, Россия стала одной из сильнейших морских держав мира, имея 48 линейных и 788 галерных и прочих судов.

Главные итоги военных реформ Петра Великого заключаются в следующем: – создание боеспособной регулярной армии, одной из сильнейших в мире, которая дала России возможность воевать со своими основными противниками и побеждать их; – появление целой плеяды талантливых полководцев (Александр Мен- шиков, Борис Шереметев, Федор Апраксин, Яков Брюс и др.); – создание мощного военного флота; – гигантский рост военных расходов и покрытие их за счет жесто- чайшего выжимания средств из народа.

Северная война со Швецией требовала металл и порох для пушек, сукно и щелк для мундиров, лес и парусину для флота. Это побуждало Петра вплотную заняться промышленностью и торговлей, хотя его заботы об экономическом развитии России и ликвидации ее технической отсталости были обусловлены не только военными нуждами.

В экономике России первой четверти XVIIIв. произошел скачок, равный по своему значению и по своим последствиям сталинской индустриализации 30-х годов. Особенностью этого экономического подъема было усиление роли государства во всех сферах хозяйства. Если в XVIIв. в России насчитывалось лишь 30 мануфактур, то к концу царствования Петра их было около 100. Появились целые отрасли промышленности — горнодобывающая, металлургическая, текстильная. Если в XVIIв. Россия закупала металл у Швеции, то к концу правления Петра она его экспортировала. А в середине XVIIIв. наша страна вышла на первое место в мире по производству металла обогнав даже Англию.

По указу Петра I началась разработка полезных ископаемых. В короткий срок на Урале был создан целый металлургический комплекс, построены Невьянский, Алапатъевский, Нижнетагильский, Уктусский заводы.

В петровские времена были построены металлургические заводы в Липецке и Петрозаводске, а оружейные — в Туле и Сестрорецке. В далеком Нерчинске был построен сереброплавильный завод.

Все заводы строились за счет государственного бюджета, так как у российских купцов и предпринимателей не было необходимых капиталов. В петровской России не было свободы предпринимательства. Все развитие промышленности регулировало и контролировало государство, государственные органы: берг-коллегия и мануфактур-коллегия. Они выдавали разрешение на строительство промышленных предприятий, они устанавливали цены на их продукцию. Они осуществляли судебную и административную власть над предпринимателями и работными людьми, т.е. главную и ведущую роль в становлении и развитии русской промышленности играли не предприниматели, а чиновники-бюрократы.

В петровскую эпоху появилось много мануфактур, производивших сукно, парусное полотно, марлю, канат, шляпы — все необходимое для армии и флота. Для развития текстильной промышленности требовались шерсть, лен, конопля. Указ Петра 1715г. предписывал разводить коноплю и лен во всех губерниях, а в старых льноводческих районах вдвое расширить посевные площади под них. Петр I заботился о развитии овцеводства, об улучшении пород овец, так как для армии нужны были полушубки. Особенно заметно ускорилось развитие овцеводства на Украине, где создавались крупные овцеводческие хозяйства с вывезенными из Испании и Саксонии породистыми овцами. По указам Петра стали создавать конезаводы, так как кавалерии необходимы были лошади. Петр заботился об охране лесов, особенно корабельных, необходимых флоту.

Труд на заводах и мануфактурах был преимущественно крепостной, так как вольнонаемных людей не хватало. Указ Петра 1721г. разрешал хозяевам целыми селами покупать крепостных крестьян. Указ узаконивал крепо- стной труд в промышленности и останавливал начавшийся было процесс формирования российской буржуазии.

Дальнейшему развитию внутренней торговли способствовало сооружение каналов: Вышневолоцкого, Марианской системы и других. С завоеванием выхода в Балтийское море расширилась и внешняя торговля. Но развитию свободной торговли мешала государственная монополия на табак, хлеб, соль, лес, лен, кожи и т.д. Государственная монополия была прибыльна для казны, но разорительна для народа. Так, введение монополии на соль увеличило цены на нее вдвое, а на табак — в 8 раз.

Подобно предпринимателям, русские купцы тоже страдали от государственного регулирования и контроля. Правительство Петра I принуждало их к созданию компаний, к переселению в строящийся Петербург. Купцам указывали, каким товаром в каком порту можно торговать, по каким ценам продавать товар государству и т.д.

Итак, хозяйственные преобразования Петра I, несмотря на то, что они проводились на крепостнической основе, дали больной толчок для развития производительных сил. В итоге их Россия стала сильным европейским государством, во многом преодолела технико-экономическую отсталость.

Административные реформы

Старая система управления Россией через Боярскую думу и приказы не соответствовала новым задачам. Она не обеспечивала армию продовольствием и вооружением, не собирала в полном объеме налоги с населения. Приказы часто дублировали друг друга, создавали неразбериху в управлении и медлительность в принятии решений. Старая система управления уездами из центра не обеспечила эффективной борьбы с бегством крестьян, не смогла предотвратить Булавинское и Астраханское восстания.

Первым шагом в реорганизации системы управления страной стала перестройка органов власти на местах. В 1708г. вся страна была разделена на 8 губерний: Московская, Ингерманландская, Смоленская, Киевская. Азовская, Казанская, Архангелогородская и Сибирская. Во главе губерний стояли назначенные царем губернаторы. В их руках сосредотачивалась вся исполнительная и судебная власть. Губернатор являлся и главнокомандующим расположенных на вверенной ему территории войск. Губернии делились на 50 провинций, а провинции — на уезды. Во главе уездов и провинций стояли воеводы. Реформа местного управления отвечала потребностям укрепления самодержавия и способствовала дальнейшему росту и усилению бюрократии.

Вслед за местным было реформировано и центральное управление. В 1711г. указом Петра был создан Сенат — высшее правительственное учреждение, заменившее Боярскую думу. Боярская дума была многочисленным, гро- моздким органом. В конце XVIIв. ее состав доходил до 120 человек, хотя фактически в работе участвовало 1/3 или даже 1/6 часть думцев. В состав думы попадали самые аристократические бояре.

Состав Сената ограничивался 9 членами, их назначал царь. При этом учитывалось не знатное, аристократическое происхождение, а исключительно деловые качества претендентов и их личная преданность Петру. Член Сената был должностным лицом и в любое время мог лишиться своего звания. Сенат ведал правосудием, казной, торговлей, налогами. Он контролировал работу коллегий и губернаторов. Принятие решений Сенатом осуществлялось коллегиально, большинством голосов. При Сенате сразу же была создана канцелярия с многочисленными отделами-конторами, что свидетельствовало об усилении бюрократических методов управления.

Одновременно с организацией Сената в стране вводился институт фискалов (фискал — доносчик, наушник, шпион). Их обязанность состояла в негласном надзоре за деятельностью правительственных учреждений.

Фискалы контролировали государственные расходы и доходы, работу судебных органов. Они обязаны были доносить обо всех случаях нарушения законов государственными чиновниками. Предупреждение преступности в их обязанности не входило. Во всех слоях населения фискалы пользовались далеко не лестной репутацией.

В 1717-1722гг. на смену старым приказам пришли коллегии. В отличие от приказов в них установился коллективный, совместный принцип рассмотрения и решения всех вопросов.

Каждая коллегия состояла из присутствия и канцелярии. В присутствие входил президент коллегии, вице-президент, 4 советника и 4 асессора. Канцелярии никаких вопросов не решали. Там работали писцы, они переписывали документы. Каждая коллегия ведала определенной отраслью управления в масштабах всей страны. В основе коллегиальной системы лежала высокая степень централизации управления.

Сначала было создано 9 коллегий. Военная коллегия во главе с А.Д.Меньшиковым ведала всеми вопросами, касающимися армии: ее фор- мированием, обучением, снабжением, обмундированием, вооружением и т.д.

Адмиралтейская коллегия во главе с Ф.М. Апраксиным таким же образом решала все вопросы, связанные с флотом. Коллегия иностранных дел заменила Посольский приказ. Финансовые вопросы решали 3 коллегии: камер- коллегия штатс-контор-коллегия и ревизион-коллегия. Коммерц-коллегия ведала торговлей, легкой промышленностью – мануфактур-коллегия, а горной и металлургической — берг-коллегия. Позже были созданы еще 3 коллегии: вотчинная, Синод (Духовная коллегия) и юстиц-коллегия. Петр I ввел паспортную систему и полицейскую охрану.

В итоге административных преобразований Петра в России было закончено оформление абсолютной монархии. Царь получил возможность неограниченно и бесконтрольно управлять страной при помощи полностью зависимых от него чиновников. К важнейшим признакам абсолютизма относятся бюрократизация аппарата управления и его централизация.

Церковная реформа

Петр I упразднил патриаршество (учредил его в 1589г. Б. Годунов) и полностью подчинил церковь государству. Патриарх в России обладал исключительно большим авторитетом и был во многом независим от царя. Петр I после смерти патриарха Андриана в 1700г. не допустил избрания ему преемника. Главой церкви объявлялся монарх-император, а управление церковными делами поручалось чиновникам, заседавшим в Духовной коллегии (Синоде). Полная зависимость Синода от государства выражалась не только в получаемом жаловании, но и в принимаемой его членами присяге. На священнослужителей возлагались и полицейские функции: разрешалось пренебрегать тайной исповеди и доносить властям о замышлявшихся против них актах. Все верующие дважды в год обязаны были исповедоваться. Кто не делал этого добровольно, того принуждали: присылали полицейских, возбуждали уголовное дело.

Церковная реформа Петра означала порабощение русской православной церкви самодержавием. Это было грубое подчинение духовной власти светской. В итоге церковной реформы были во многом потеряны духовные ориентиры нации. В ХIXв. появился тип «ищущего» интеллигента, потерявшего веру отцов и пытающегося утолить духовную жажду из зарубежных источников (масонства, кантианства и др.)

Классы и сословия при Петре I

Петр не только сохранил в неприкосновенности крепостной строй, но и существенно укрепил его. Основные классы общества были консолидированы путем слияния отдельных мелких сословных групп. Крестьянство было разделено на 2 группы — крепостных и государственных. К крепостным были причислены холопы. Государственных крестьян правительство обязало платить в казну сверх подушной подати 40 коп. оброка. Это озна- чало включение государственных крестьян в сферу феодальной эксплуатации.

Петр I заменил подворную подать подушной, что позволило значительно увеличить налоги. Ответом крестьян на такую политику паря было массовое бегство и восстания, в частности Булавинское и Астраханское.

Посадские люди были разделены на купцов и ремесленников. Купцы были распределены по гильдиям, ремесленники были объединены в цехи. При Петре I были учреждены Главный и городовой магистраты — государственные учреждения, посредством которых купцы и ремесленники были подчинены государству. Больше всех изменений претерпело дворянство. В это сословие были объединены все группы служилых людей: бояре, окольничие, думные дворяне, думные дьяки, стольники, стряпчие, дворяне московские, дворяне выборные, дворяне и дети боярские. По указу 1714г. о единонаследии поместья были уравнены с вотчинами. Дворяне были обязаны смолоду поступать на военную службу и служить пожизненно. Петр обязал дворян учиться, неграмотным дворянам запрещено было жениться, Учебные заведения, созданные Петром, напоминали казарму, а учащиеся – рекрутов.

Контингент обучавшихся часто комплектовался принудительно. Нередко молодых дворян направляли учиться за границу, часто под вопли родителей. Зато в награду за хорошую службу дворяне получали земли с крестьянами, новые титулы (баронов и графов), ордена и медали, власть.

Петр упразднил прежние чины, зависевшие в значительной мере от происхождения служилых людей. Изданный им в 1722г. «Табель о рангах» разделял всю массу государственных служащих на 14 рангов, т.е. чинов, по которым должен был двигаться каждый военнослужащий или гражданский чиновник. Теперь на первое место ставилось не аристократическое происхождение, а личные способности, образование и практические навыки человека. «Табель о рангах» открыл для представителей мелкого и среднего дворянства доступ к высшим должностям в государстве, предоставил возможность получать дворянские чины выходцам из других сословий: с получением 8-го ранга по службе они становились потомственными дворянами. В итоге к концу Северной войны каждый пятый офицер петровской армии был не дворянин по происхождению.

Итогом социальной политики Петра стало усиление влияния государства, грубо подчинявшего себе естественные социально-классовые процессы.

Оценка личности и деятельности Петра.

И личность, и деятельность Петра встречали как у современников, так и у потомков его противоречивые и прямо противоположные оценки. Одни из современников, кто близко знал Петра и работал с ним, до небес восхваляли его, называя «земным богом». Другие, кто не знал Петра лично, но чув- ствовал тяготы, взваленные им на народ, считали его «мироедом» или самозванцем, которым немцы подменили настоящего царя во время его заграничного путешествия. Раскольники считали Петра антихристом.

В XIХв. «западники» пели Петру восторженную хвалу, а «славянофилы» порицали его за искажение русских самобытных начал и порчу национального характера святой Руси. По мнению «славянофила» К.С. Аксакова, Россия при Петре I странно и насильственно покидает родную дорогу и примыкает к западной. А историк М.С. Соловьев, «западник», утверждал, что петровские преобразования были закономерны и естественно вытекали из исторического развития России. Кто же прав?

Действительно, Петр I посвятил всю свою жизнь служению государству и народу российскому. Он служил солдатом и генералом, матросом и адмиралом, корабельным плотником и законодателем. Он руководил развитием промышленности, входя в организационные и технические подробности производства. Служа сам, Петр требовал от всех подчиненных добросовестного и усердного служения Российскому государству.

В государственном управлении он стремился ввести и укрепить принцип законности. Петр ввел форму присяги «на верность государю и всему государству» и постоянно внушал своим чиновникам необходимость соблюдения законов и заботы об интересах государства. Он жестоко наказывал за взятки, казнокрадство и служебные злоупотребления, вплоть до смертной казни таких высоких чиновников, как сибирский губернатор князь Гагарин и обер-фискал Нестеров.

Много неудач и разочарований испытал Петр, велики были жертвы, которые он требовал от своего народа, но велики были и его достижения. Он открыл России морские пути для сношений с другими народами и ввел ее в число европейских стран. Созданием первоклассной армии и военного флота он сделал Россию великой державой. Он создал далекий от совершенства, но все же более пригодный аппарат государственного управления, чем была устаревшая, сложная и запутанная система приказов. Созданием горно- металлургической промышленности он превратил Россию в экономически независимую страну. Он заложил основы светской русской культуры, которая дала обильные плоды в XIXв.

Но преобразования Петра имели и негативные стороны. Проводимая им европеизация носила насильственный, спешный, мало продуманный и потому во многом поверхностный характер. Она оторвала дворянство и чиновничество от народной массы, разрушила то религиозно-моральное и общественно-бытовое единство народа, которое существовало в допетровской Руси. Созданный Петром громоздкий бюрократический аппарат способствовал упрочению и консервации феодально-крепостнических отношений. Цена петровских преобразований была непомерно высока: проводя их, царь не считался ни с жертвами, приносимыми на алтарь отечества, ни с национальными традициями, ни с памятью предков. Ценой разорения страны Россия возведена была в ранг европейской державы.

18 августа 1682 года на российский престол вступил 10-летний Петр I. Этого правителя мы помним как великого реформатора. Отрицательно или положительно относиться к его нововведениям – решать вам. Вспоминаем 7 самых масштабных реформ Петра I.

Церковь – не государство

«Церковь не есть иное государство», - считал Петр I, и потому его церковная реформа была направлена на ослабление политического могущества церкви. До нее лишь церковный суд мог судить духовенство (даже по уголовным делам), и робкие попытки предшественников Петра I изменить это встречали жесткий отпор. Наравне с другими сословиями духовенство после реформы должно было подчиняться общему для всех закону. В монастырях должны были жить только монахи, в богадельнях – только больные, всех остальных велено было выселить оттуда.
Петр I известен терпимостью к другим конфессиям. При нем было разрешено свободное исповедование своей веры иностранцами и браки христиан разных конфессий. «Господь дал царям власть над народами, но над совестью людей властен один Христос», - считал Петр. С противниками Церкви он предписал архиереям быть «кроткими и разумными». С другой стороны, Петр ввел штрафы для тех, кто исповедовался реже раза в год или дурно вел себя в храме во время службы.

Налог на баню и бороду

Масштабные проекты по обустройству армии, строительству флота требовали огромных денежных вложений. Для того чтобы обеспечить их, Петр I ужесточил налоговую систему страны. Теперь налоги собирались не по дворам (ведь крестьяне тут же стали обносить одним забором несколько дворов), а по душам. Существовало до 30 разных налогов: на рыбную ловлю, на бани, мельницы, на исповедование старообрядчества и ношение бороды и даже на дубовые колоды для гробов. Бороды было велено «рубить по самую шею», а для тех, кто носил их за плату, был введен специальный жетон-квитанция, «бородатый знак». Солью, алкоголем, дегтем, мелом, рыбьим жиром теперь могло торговать только государство. Основной денежной единицей при Петре стала не деньга, а копейка, вес и состав монет был изменен, а неразменный рубль перестал существовать. Доходы казны увеличились в несколько раз, правда, за счет обнищания народа и ненадолго.

В армию на всю жизнь

Чтобы выиграть Северную войну 1700-1721 гг., необходимо было модернизировать армию. В 1705 году каждый двор должен был отдавать на пожизненную службу одного рекрута. Это касалось всех сословий, кроме дворянства. Из числа этих рекрутов составлялась армия и флот. В воинском уставе Петра I впервые на первое место было поставлено не нравственное и религиозное содержание преступных действий, а противоречие воле государства. Петру удалось создать мощнейшую регулярную армию и военно-морской флот, которых до сих пор не было в России. К концу его правления в численность регулярных сухопутных войсках была 210 тысяч, нерегулярных – 110 тысяч, и более 30 тысяч людей служили на флоте.

«Лишние» 5508 лет

Петр I «отменил» 5508 лет, изменив традицию летоисчисления: вместо счета лет «от сотворения Адама» в России стали считать годы «от Рождества Христова». Применение юлианского календаря и празднование Нового года 1 января – тоже нововведения Петра. Он также ввел употребление современных арабских цифр, заменив ими старые цифры – буквы славянской азбуки с титлами. Начертание букв упростилось, буквы «кси» и «пси» «выпали» из алфавита. Для светских книг теперь полагался собственный шрифт – гражданский, а богослужебным и духовным оставлялся полуустав.
В 1703 году начала выходить первая русская печатная газета «Ведомости», а в 1719 – действовать первый в русской истории музей – Кунсткамера с публичной библиотекой.
При Петре открыты Школа математико-навигацких наук (1701 г.), Медико-хирургическое училище (1707 г.) – будущая Военно-медицинская академия, Морская академия (1715 г.), Инженерная и Артиллерийская школы (1719 г.), школы переводчиков при коллегиях.

Ученье через силу

Все дворяне и духовенство отныне должны были получать образование. Успех дворянской карьеры зависел теперь от этого напрямую. При Петре создавались новые школы: гарнизонные – для детей солдат, духовные – для детей священников. Более того, в каждой губернии должны были быть цифирные школы с бесплатным обучением для всех сословий. Такие школы обязательно снабжались букварями на славянском и латинском языках, а также азбуками, псалтирями, часословами и арифметиками. Обучение духовенства было принудительным, противившимся ему грозила военная служба и налоги, а тем, кто не окончил обучения, нельзя было вступить в брак. Но из-за принудительного характера и жестких методов обучения (битье батогами и сажание на цепь) такие школы просуществовали недолго.

Раб лучше холопа

«Менее низости, более усердия к службе и верности ко мне и государству - сия то почесть свойственна царю…» - это слова Петра I. В результате такой царской позиции произошли некоторые изменения в отношениях царя и народа, которые были в диковинку на Руси. Например, в челобитных посланиях не разрешалось более унижать себя подписями «Гришка» или «Митька», а необходимо было ставить свое полное имя. Не обязательно стало снимать шапку на крепком русском морозе, проходя мимо царской резиденции. Не полагалось падать перед царем на колени, а обращение «холоп» заменилось на «раб», что было в те времена не уничижительно и ассоциировалось с «раб Божий».
Прибавилось свободы и молодым людям, желающим вступить в брак. Насильственная выдача девушки замуж была отменена тремя указами, а обручение и венчание теперь необходимо было разделить во времени, чтобы жених и невеста «могли распознать друг друга». Жалобы на то, что один из них аннулировал помолвку, не принимались – ведь теперь это стало их правом.

В 1689 году на российском престоле утвердился Петр Ι Великий, получив возможность принимать самостоятельные решения, а не просто числиться царем (с 1682). Потомкам он запомнился как противоречивый и властный человек, затеявший в стране глобальные преобразования. Об этих исторических реформах и пойдет речь в нашей статье.

Условия осуществления перемен

Обретя истинную власть, царь сразу же приступил к управлению страной. Основных причин для этого несколько:

  • ему досталось государство, довольно сильно отстающее в развитии от европейских держав;
  • он понимал, что такие большие и плохо освоенные территории нуждаются в постоянной защите, налаживании новых экономических и политических связей.

Чтобы достойно содержать армию, нужно поднимать уровень жизни всей страны, менять устои и укреплять власть. Это стало основной целью и задачами реформ Петра Первого.

Далеко не всем нравились нововведения. Некоторые слои населения пытались оказывать сопротивление реформам Петра Великого. Бояре и высшее духовенство лишились особого статуса, а небольшая группа дворян и купцов боялась отступать от старых обычаев. Но, из-за отсутствия достаточной поддержки, они не могли остановить изменения, только замедляли процесс.

Рис. 1. Первый русский император Петр Великий.

Суть преобразований

Государственные реформы в России времен Петра Ι условно можно разделить на две стадии:

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

  • С 1696 по 1715: изменения проводились поспешно, под давлением; являлись плохо продуманными, часто безрезультатными. Основные мероприятия этого периода были направлены на получение ресурсов для участия в Северной войне.
  • С 1715 по 1725: преобразования были запланированы, проходили успешнее.

В 1698 году Петр Великий, переняв опыт Западной Европы, преступил к активному преобразованию как государственной, так и общественной сферы. Для удобства назовем главные изменения по пунктам:

  • Административные : включают реформу государственного управления, областную (губернскую), городскую. Создание новых органов власти (Сенат, 13 коллегий, Святейший Синод, Главный Магистрат); изменение территориального устройства, для более эффективного сбора налогов;
  • Судебная реформа : также касалась реорганизации власти, но выделена отдельно, поскольку её главная задача - прекратить влияние администрации на судей;
  • Церковная реформа : лишение церкви независимости, подчинение воле правителя;
  • Военная реформа : создание флота, регулярной армии, их полноценное обеспечение;
  • Финансовые : включают денежную и налоговую реформы. Введение новых денежных единиц, снижение веса монет, замена главного налога подушной податью;
  • Промышленная и торговая реформы : добыча ископаемых, создание мануфактур, использование крепостных крестьян для удешевления рабочей силы, господдержка национальных производств, снижение импорта, увеличение экспорта;
  • Социальные : сословные реформы (новые повинности для всех сословий), образовательные (обязательное начальное обучение, создание специализированных школ), медицинские (создание государственного госпиталя и аптек, обучение врачей). Также к ним относятся просветительские реформы и изменения в сфере науки (создание Академии Наук, типографий, публичной библиотеки, выпуск газеты), в том числе метрологическая (введение английских единиц измерений, создание эталонов);
  • Культурные : новое летоисчисление и календарь (год начинается с 1 января), создание государственного театра, организация «ассамблей» (обязательные культурные мероприятия для дворян), ограничения в ношении бород, европейские требования к одежде, разрешение табакокурения.

Серьезное негодование у знати вызывала необходимость привести свой внешний вид в соответствие европейским стандартам.

Рис. 2. Бояре при Петре Ι.

Последствия реформ

Было бы неправильно приуменьшать значение проведенных Петром Ι реорганизаций. Они способствовали всестороннему развитию Русского государства, что позволило сделать его в 1721 году империей. Но не стоит забывать, что не все результаты оказались положительными. Преобразования привели к таким итогам:

  • Усиление власти при помощи нового государственного аппарата (укрепление самодержавия);
  • Строительство флота, усовершенствование армии, получение выхода к Балтийскому морю (25 лет военной службы);
  • Развитие отечественной промышленности (использование бесплатного труда крепостных);
  • Улучшение условий для развития науки, образования (практически не касались простого народа);
  • Распространение европейской культуры (угнетение национальных традиций);
  • Жалование дворянского титула за служебные заслуги (дополнительные обязанности для всех слоев населения);
  • Введение новых налогов.