Инструменты

Что такое гербарий и как он выглядит. Тосты на завтрак с авокадо и яичным салатом

Что такое гербарий и как он выглядит. Тосты на завтрак с авокадо и яичным салатом

Сбор ребенком растений для гербария и дальнейшие операции по засушке и систематизации - это отличная возможность продуктивного общения детей и родителей, когда прогулка в парк или в лес превращается в увлекательное путешествие за знаниями. Дети старшего возраста и взрослые, самостоятельно засушивающие гербарий, тоже получают множество положительных эмоций, а знания, полученные таким образом, надолго остаются в памяти.

Что же такое гербарий?

Говоря простым языком, гербарий - это коллекция засушенных растений. Первые упоминания о сборе гербария относятся к XVI веку, когда для сбора и засушивания растений стала применяться бумага как материал, хорошо впитывающий влагу из растений. А сегодня в магазинах можно найти подходящие инструменты для сбора гербария: бумагу для приклеивания образцов, этикетки, газетную бумагу или салфетки для засушивания растений, папки, множество видов клея, прессы и т.д.

Сбором гербариев занимаются сотрудники различных учреждений: ботанических садов, институтов ботаники и естествознания. Крупнейшие коллекции растений, насчитывающие тысячи экземпляров, находятся в разных уголках мира: в Национальном музее естественной истории, Нью-Йоркском ботаническом саду, Ботаническом институте им. В. Л. Комарова РАН, Королевском ботаническом саду Кью находится более 7 млн гербарных листов. В научных целях к сбору, оформлению и систематизации гербария подходят профессионально: существует множество правил, от которых нельзя отступать.

Для сбора гербария для себя или в учебных целях в школе не обязательно следовать всем этим научным канонам, но некоторые правила значительно упростят эту работу.

Как собрать гербарий?

Сбор гербария делится на три этапа:

  • поиск и сбор растений;
  • засушка растений;
  • систематизация растений, поиск информации и оформление гербария.

Собирать растения, конечно, можно спонтанно: например, увидев, красивый экземпляр, а можно придерживаться определенной тематики. Например, на уроках ботаники или окружающего мира учителя могут дать задание на лето собрать гербарии по темам:

  • сорняки;
  • лечебные травы;
  • ядовитые растения;
  • цветы / цветковые растения (полевые, садовые);
  • комнатные растения;
  • различные формы соцветий;
  • сложноцветные;
  • и любые другие классификации.

Большое внимание нужно уделить сбору растений для гербария: от этого во многом зависит, получится ли его сделать, будет ли гербарий представлять интерес.

Правила сбора растений для гербария

  • Растения собираются в сухую погоду, выбираются не смоченные дождем и росой экземпляры, иначе засушить их будет очень трудно.
  • Растение собирается целиком, со всеми корнями, корневищами, клубнями, луковицами, плодами и цветками, в т.ч. водные растения.
  • Если растение крупное и собрать его целиком не представляется возможным, то берутся те части растения, по которым можно его идентифицировать, опознать, составить представление о растении целиком.
  • Ветки деревьев и кустарников не обламываются, а срезаются ножом.
  • Листья деревьев и кустарников срезаются вместе с ветками, чтобы можно было посмотреть расположение листьев.
  • Для гербария выбираются только развитые растения с цветками (пусть и незрелыми) и плодами.
  • Собираются растения без повреждений и признаков болезней, не засохшие от жары.
  • Для двудомных растений собираются как мужские, так и женские экземпляры, а однодомных - как экземпляры с пестичными, так и с тычиночными цветками.
  • Для каждого растения берется несколько экземпляров про запас.

Для гербария нельзя собирать больные растения

Выкопанное растение сразу же тщательно очищается от земли, прилипшей грязи и других растений и помещается в карман между двумя листами бумаги. Сразу же растение расправляется таким образом, как оно росло:

  • если листья ложатся один на другой, то между ними кладется слой бумаги;
  • один-два листа кладутся вверх изнаночной стороной, чтобы иметь представление об обеих сторонах листа;
  • если у растения крупные плоды или цветки, то под них нужно положить вату, чтобы не было излома и повреждения при переноске;
  • если растение слишком длинное и не помещается на листе, то его нужно сложить зигзагом, но при этом внизу должны быть корни растения, а верхушка должна быть обращена вверх.

По правилам, нужно вложить этикету, на которой указывается дата сбора растения, кем оно было собрано, а также описание местности:

  • название населенного пункта или координаты (можно посмотреть на мобильных устройствах),
  • рельеф,
  • условия произрастания: степень освещенности, влажности, сторону света, к которой обращен цветок или листья, плотность, с которой встречается это растение на местности и др.

Можно сделать фотографии растения и места произрастания.

Для сбора растений лучше всего изготовить специальный переносной пресс, представляющий собой две фанерки ДСП с просверленными для вентиляции отверстиями, которые можно стянуть шпагатом или специальными шнурками. Внутрь этого пресса вкладываются листы с бумагой, хорошо впитывающей влагу, например, газетную или писчую бумагу, бумагу-промокашку, косметические салфетки и т.п. Выкопанное растение вкладывается между двумя такими листами, и между каждым растением вкладываются дополнительные листы, чтобы растения не поломали друг друга.

После сбора образцов уже дома нужно приступить к сушке гербария. Сушка - не менее важный этап, чем сбор растений, потому что при неправильной сушке растения могут не высохнуть, почернеть, обломаться, сгнить и т.д.

Как сушить гербарий?

В современности родители для сушки гербария применяют даже микроволновые печи, но лучше сушить гербарий в естественной среде: в прессе на открытом воздухе на ветру, на солнце, убирая на ночь в помещение, или проглаживая утюгом через марлю или бумагу.

Для просушивания растений можно использовать уже приготовленный пресс : листы бумаги, в которых лежит растение, т.н. карманы, не переворачивая, складывают один на другой, предварительно положив между ними дополнительные листы - собственно, все как при сборе растений. Но при сушке нужно ежедневно менять листы бумаги на новые, т.к. старые становятся влажными.

Крупные и объемные растения, в т.ч. цветы, можно сушить в песке . Для этого речной или морской песок должен быть освобожден от всех примесей: его промывают до тех пор, пока вода не будет идеально чистой, а затем закаляют в печи на металлических противнях.

Конечно, к сушке растений можно подойти еще проще, положив их между листами книги , но тогда, во-первых, может испортиться книга, во-вторых, засушенное растение может не сохранить форму.

Чтобы узнать, высохло ли растение, его аккуратно поднимают за стебель и, если оно не сгибается, его уже можно оформлять на гербарном листе.

Оформление гербария

Растения крепятся на т.н. гербарном листе, на котором, кроме самого растения, обязательна этикетка, содержащая название на русском и латинском языках, а также сведения о растении.

Сами растения к бумаге не приклеивают, а лишь поверх накладывают тонкие 3-4 мм полоски бумаги. Чтобы листья и ветки не обломились, крепить их нужно по центру листа, а не по краю. Толстые стебли можно прикрепить к листу ниткой или леской.

Папка для гербария

Сами листы должны быть плотными - можно использовать картон или дизайнерскую бумагу, можно купить специальные готовые гербарные листы. Листы между собой не скрепляются, но для гербария своими руками можно использовать папку-скоросшиватель, которая позволит при необходимости открепить любой лист.

Наборы и товары для сбора гербария

Для сбора гербария есть готовые книги с описаниями растений и прессы для засушивания. Хороший ассортимент можно найти в магазине Лабиринт .

Пожалуйста, если у Вас есть фотографии гербариев, которые сделали Вы или Ваши ученики, вышлите на электронную почту info@сайт для публикации на этой странице. Тема письма: "Фотография гербария для статьи". Спасибо!

Наверное, каждому из нас хотя бы раз в жизни приходилось задаваться вопросом о том, как сделать гербарий.

Зачем это нужно? Причины могут быть самыми разнообразными. Например, чтобы сохранить сорванный цветок, сберечь листья для какой-либо поделки или же просто подготовиться к уроку биологии в школе.

Данная статья не только расскажет о том, как сделать гербарий самостоятельно. Читатель познакомится сразу с несколькими способами засушивания растений в домашних условиях. Кроме этого, будут предоставлены ценные советы и рекомендации о том, как добиться замечательных результатов, прилагая минимум усилий.

Гербарий из листьев. Общее определение понятия

Прежде всего, отметим, что под гербарием следует понимать коллекцию засушенных растений, изготовленную в соответствии с определенными правилами. Как известно, после того как необходимые образцы высыхают, их раскладывают на листках плотной бумаги.

В последнее время гербарий по биологии создается практически всеми школьниками и студентами, изучающими этот предмет в рамках образовательной программы.

А вот первые гербарии возникли еще в XVI веке в Италии. Изобрел их врач и ботаник по имени Лука Гини. Кстати, он также является основателем известного на весь мир Пизанского ботанического сада.

К сожалению, гербарий, созданный самим изобретателем, не сохранился, но до нашего времени дошли работы, сделанные его непосредственными учениками. Рассматривая понятие в более широком смысле, следует сказать, что оно представляет собой процесс, включающий хранение коллекции и ее обработку.

Отметим, что все созданные гербарии регистрируют в специальной международной базе данных под названием The Index Herbariorum. Каждому набору высушенных растений присваивается уникальный код, состоящий из одной - шести английских букв.

Сушим по старинке

Специалисты утверждают, что сделать гербарий своими руками достаточно просто, однако некоторые общие правила принять во внимание все же придется.

Прежде всего, помним, что цветы мы собираем не увядшие, а свежие. Как правило, используются бутоны и стволы с листьями. Только в случае необходимости можно засушить и корневую систему.

Собранные растения необходимо сделать плоскими, а значит, из массивных цветков удаляются лепестки, после чего цветы аккуратно выравниваются и сжимаются пальцами.

Далее на помощь приходит обычная книга, причем предпочтение нужно отдать той, что потяжелее. Раскрываем издание на любой странице и кладем внутрь пару салфеток, размещая цветы и листья аккуратно в середине.

Если представители флоры скромны по своим размерам, пропускаем несколько страниц и повторяем процедуру. Для крупных экземпляров рекомендуется использовать отдельные книги.

Иногда при сушке особо хрупких цветов может понадобиться и ткань. Зачем? Дело в том, что в таком случае гербарий (цветок, лист, корневая система) получается более прочным, и его, если возникнет такая потребность, можно будет легко переложить в другую книгу.

Вообще специалисты советуют делать именно так. Т.е. после нескольких дней сушки переносить ткань с цветками в другую книгу. Зачем? Чтобы как можно скорее избавиться от влаги, находящейся внутри растения.

После всех этих манипуляций высушенные цветы перемещаем на так называемую бескислотную бумагу.

В чем принцип современного подхода?

Гербарий своими руками можно сделать и с помощью более современных методов. Для этого понадобится:

  • ДСП (2 листа);
  • несколько резинок;
  • абсорбирующая бумага;
  • микроволновка.

На ДСП кладем 3 листа абсорбирующей бумаги, размещаем цветы, которые сверху накрываются бумагой и оставшимся куском ДСП.

Каждая сторона закрепляется резинками. Помещаем все это в микроволновую печь, включаем устройство на среднюю температуру, выставив время в несколько минут.

Вытаскиваем наши растения и ждем их полного остывания. Скорее всего, задача будет выполнена на отлично, однако все же рекомендуется проверить, сухие ли цветы. В случае необходимости процедуру придется повторить.

Гербарий своими руками с использованием современных приборов

Нельзя не отметить, что для реализации этого способа придется затратить кое-какие денежные средства.

Прежде всего, приобретаем пресс для микроволновой печи. Обратите внимание, что он должен быть сделан из безопасного материала, например, из керамики, и состоять из двух кусков, между которыми и следует расположить цветы и листья.

Такой пресс можно купить в магазине или даже сделать самостоятельно. Для этого понадобятся две керамические плитки, 2 небольших листа картона, бумага по размеру плиток и несколько больших резинок.

1. На подготовленную керамическую плитку кладем один кусок картона и бумагу.

2. Сверху размещаем цветы и накрываем оставшейся бумагой, картоном и второй керамической плиткой.

3. Связываем резинками и помещаем в микроволновку.

4. Включаем устройство буквально на минуту.

5. Проверяем, как идет процесс сушки, и возвращаем конструкцию в печь еще на полминуты, пока цветы не станут совершенно сухими.

6. Достаем их из пресса и используем для создания своих творческих композиций.

  • Растения собирают исключительно сухими.
  • Сохранить желательно все части цветка или листа, предварительно осторожно расправляя их.
  • Иногда, в случае крайней необходимости, растения сушат между листами бумаги теплым утюгом.
  • Для фиксации используют так называемый рыбий клей.
  • Хранятся растения в полную величину.
  • На листе располагают по одному экземпляру.
  • Папка не перевязывается.
  • Сверху пишется род растения и оформляется титульный лист гербария.
  • На обороте указывается вид собранных цветов или листьев.

Какие растения стоит собирать?

Прежде всего отметим, что для гербария следует собирать экземпляры без явных повреждений, нанесенных насекомыми, грибами или плесенью.

Травянистые, как правило, берутся вместе с корневой системой, а вот для засушивания деревьев и кустарников достаточно взять побег или веточку. Учитывая, что некоторая часть собранных растений при сушке и хранении может быть испорчена, необходимо коллекционировать с запасом (вместо одного листа или цветка запаситесь двумя-тремя).

Бывает так, что во время так называемой тихой охоты за представителями флоры погода не слишком жаркая, а растения требуются не очень нежные. В таком случае собранную коллекцию можно какое-то время хранить в пакете из полиэтилена, а потом переложить в гербарную папку.

Этикетирование

Как оформить гербарий правильно? Этот процесс не менее важен, чем сбор и просушивание. Согласитесь, удивительные по своей красоте экземпляры хочется периодически просматривать самостоятельно, а то и похвастать коллекцией перед друзьями или коллегами.

Считается, что гербарий обязательно должен содержать следующую информацию:

  • дату и место сбора (область и район, окрестность населенного пункта, берег водоема и т.п.);
  • местообитание (например, влажный луг, березняк, газон, обочина дороги, болото и т.п.);
  • фамилию самого сборщика.

Временные этикетки заполняются в процессе сбора растений для того, чтобы не забыть, где какой материал был получен. В гербарную сетку закладываются растения с уже постоянной этикеткой, выполненной по всем правилам.

Как правильно прикрепить и хранить гербарий?

Запомните: нельзя жестко крепить само растение или его части на лист бумаги. В противном случае ваш экземпляр сломается даже при небольшом изгибе.

Прикрепляем так, чтобы лист (или цветок) не болтался на бумаге, а его части не свисали.

Толстые корни и побеги пришивают хлопчатобумажными нитками неяркого цвета. Стежки должны быть отдельными, завязанными двойным узлом на лицевой стороне гербарного листа. С другой стороны каждый стежок необходимо промазать густым клеем. Данное действие исключит скольжение нитки, протягивать которую не стоит с оборотной стороны между стежками, т.к. это может повредить нижележащий лист гербария.

При помощи полосок бумаги крепят тонкие части растения. Полоски, в свою очередь, присоединяют к ватману.

Фиксировать растение за кончик не следует. Это приведет к обламыванию. Полоска бумаги, как правило, располагается возле основания листка (под цветком).

Этикетку размещают в правой нижней части листа, хотя можно и в другом месте. Хранить смонтированные листы можно в рубашках (газетных, из крафт-бумаги).

Многие коллекционеры советуют дополнительно запечатлеть гербарий. Фото, согласитесь, хранится дольше, хотя и не имеет подлинной ценности.

Сбор и засушивание растений - увлекательное занятие для всей семьи

Если вы не биолог и не студент соответствующего факультета, до того как сделать гербарий, все же стоит задаться вопросом о том, принесет ли данное занятие ожидаемое удовольствие. Опытные в этом деле люди уверяют, что всенепременно, особенно если вы приобщите к этому увлекательному времяпровождению вашего малыша. Когда ребенок принимает участие в сборе растений, он запоминает, как они выглядят, как называются.

И ребенку, и взрослому интересно будет узнать о происхождении таких необычных названий как пастушья сумка, чистотел, мать-и-мачеха. Например, далеко не всем известно о том, что чистотел получил такое имя из-за своих свойств, способствующих быстрому заживлению ранок и ссадин. А если внимательно посмотреть на листочки пастушьей сумки, можно заметить их сходство с сердечками или крошечными сумками пастухов.

Познавательные факты

Как сделать гербарий самостоятельно и без посторонней помощи, мы уже знаем, однако не лишним будет ознакомиться с редкими данными, касающимися этого занятия.

К примеру, многие знают о том, что способ сушки растений между листами бумаги придумал Лука Гини. Изобретение самого термина принадлежит другому человеку - Жозефу Турнефору, путешественнику и ботанику из Франции.

Никакое описание словами не заменит гербарного листа. Так считал Карл Линней. И именно им была определена технология сбора растений, которая практически не претерпела изменений до сегодняшнего дня.

Кстати, собирали гербарий и великие люди. Первый лист в России засушил Петр Первый, сделав к нему краткую надпись: «Рван 1717 года».

Слово "гербарий" (herbarium) было в обиходе в Европе уже в Средние века. Однако оно обозначало тогда книгу, посвященную растениям ("травник" в старинной русской литературе). Содержанием таких книг были преимущественно рассказы о "достоинствах" или "силах" растений, т.е. о том, для чего можно использовать растения, прежде всего в лечебных целях. Словом "herbarius" называли человека, который занимался травами. Источником сведений в "травниках" служили в основном труды античных авторов - Теофраста, Диоскорида и Плиния Старшего. Эти источники многократно переписывались, комментировались, комбинировались, иногда дополнялись былями (а порой и небылицами), заимствованными от арабских авторов, из народной практики или из разных устных рассказов и легенд. Хотя авторы "травников" нередко и пытались связать названия растений, употреблявшиеся древними, с народными названиями в эпоху Средневековья и даже как-то опознать сами растения в окружающей природе, делалось это без изучения самих растений. Рисунки в травниках обычно были крайне схематичны и примитивны, а нередко и просто фантастичны. Конечно, и в те времена существовали наблюдательные художники. Известна, например, целая серия рисунков растений, сделанная около 1415 г. А. Амальо. Облик растений передан им удачно, и большинство их хорошо узнается. Еще лучше рисунки растений Леонардо да Винчи и А. Дюрера, сделанные в самом начале XVI века. Однако и они выражали скорее художническое восприятие, нежели результаты специального ботанического анализа.

В 1530-1540-х годах произошел крутой перелом, от которого мы можем датировать начало ботаники как науки. Если до той поры знания о растениях только передавались и толковались, то теперь возникло стремление к их непрерывному увеличению. Если до тех пор интерес к растениям ограничивался их "достоинством" и "силами", то теперь раскрылись глаза на потрясающее разнообразие мира растений. Это разнообразие уже само по себе, независимо от возможности использования растений, стало предметом интереса и изучения. Первыми вестниками зарождения научной ботаники были книги с изображениями растении с натуры; наиболее выдающимися были фолианты Брунфельса (1530 г.) и Фукса (1542 г.). Почти одновременно появились и гербарии. Абсолютно точно определить, кто и когда сделал первые гербарий, невозможно хотя бы уже потому, что невозможно абсолютно точно определить, что есть гербарии, а что еще не гербарий. Высушенные части растений вместо рисунков иногда наклеивались в "травники" уже в XV веке, а возможно, и еще раньше.

Изобретение первого гербария обычно приписывают Гини (1490-1556 гг.), который был в 1528-1543 гг. профессором в Болонье, а потом в Пизе. Гини не оставил печатных трудов; не сохранилось ни его гербария, ни даже бесспорных сведений о том, что такой гербарий существовал. Однако сохранились гербараи нескольких учеников Гини: Мерини, Петролини, Альдрованди и Чезальпино; можно предполагать, что первоначальным образцом для гербария учеников служил гербарий учителя. По мнению Кьовенды, древнейшим из сохранившихся гербариев является анонимный и не датированный гербарий, хранящийся в одной из библиотек Рима, так называемый "гербарий A"; он содержит на 322 листах 355 наклеенных растений, в числе которых ряд альпийских видов. В промежутке между 1545 и 1550 гг. из растений, выращиваемых в ботаническом саду в Пизе, был составлен гербарий Меринн, сохранившийся частично и находящийся ныне во Флоренции; этот гербарий был обнаружен и изучен только в 1920-х годах. В те же годы (1545-1550) был создан и гербарий Петролини, ныне хранящийся в Риме и известный как "гербарий B"; он содержит в четырех томах 1347 наклеенных и пронумерованных растений и снабжен алфавитным перечнем видов.

Литературными изысканиями установлено, что около 1540 г. имелись гербарии у англичан Турнера и Фалконера, которые оба бывали в Италии и, вероятно, там и научились изготавливать гербарии. В 1540 г., опять-таки в Италии, гербарий начал собирать испанец Лагуна. В 50-х годах XVI века были гербарии у Ф. Фонтанона в Монпелье, у Жиро в Лионе и у Платтера в Базеле. Последние два сохранились: гербарий Платтера, теперь находящийся в Берне, содержит в восьми томах 813 видов растений; первоначально он заключал в себе, вероятно, еще томов десять, но они до нас не дошли. В гербарии Жиро, хранящемся в Париже, 310 растений. В то же время начали собирать гербарии К. Геснер и У. Альдрованди. Гербарий Геснера до нас не дошел; вероятно, он был довольно значителен, ибо известно, что Геснер не только собирал растения сам, но и обменивался с другими коллекторами. Гербарий Альдрованди, пополнявшиеся вплоть до смерти своего создателя в 1605 г., сохранился в Болонье до настоящего времени. Это 17 переплетенных томов размеров 34х23 см, содержащих на четырех с лишним тысячах листов примерно 5065 образцов растений.

Все упомянутые гербарии - переплетенные тетради или книга с веточками, иногда также с верхушками или соцветиями растений, наклеенными наглухо, нередко на обеих сторонах листа. В Лувре есть прекрасный портрет аптекаря П. Кюта, написанный Ф. Клуэ в 1562 г. С тонкостью и точностью, свойственной этому замечательному художнику, изображена лежащая на столе развернутая книга - гербарий с наклеенными растениями. По-видимому, во второй половине XVI века гербарии стали уже достаточно обычными.

Гербарии появились только в 30-х или 40-х годах XVI века не случайно и не потому, что раньше этого времени не было технических возможностей для их изготовления: бумага в Европе появилась уже в XIV веке, а клей был известен и в древности. Технология изготовления ранних гербариев максимально проста, и додуматься до нее было нетрудно. Все дело в том, что не было интереса к изучению растении. Этот интерес появился только в эпоху Возрождения. И не случайно, что именно в те же 40-е годы XVI века и в той же Италии появились и первые ботанические сады, главным отличием которых от существовавших ранее монастырских и аптекарских садов было то, что они служили не узкоутилитарным, а научным целям - задачам расширения знаний о растениях; в них же велось и университетское преподавание.

Но на первых порах знания о растениях в основном сводились к умению их различать и опознавать. Поэтому и ранние гербарии не только по своей форме напоминали книгу, но и по самому существу служили эквивалентами или заменителями иллюстрированной книги, перелистывая которую можно было бы опознать растение. Нередко в гербарий вместе с растениями помещали и их изображения. Так, в гербарии Платтера содержались кроме сухих растений, также изображения этих же видов. Много вырезанных из книг рисунков вложено и в более поздний гербарий К. Баухина.

Начальный период создания гербариев закончился на рубеже XVI-XVII веков. К тому времени уже известного уровня достиг морфологический анализ растений. Ботаника перестала сводиться только к опознаванию растений; соответственно и гербарии из заменителя иллюстрированной книги превратились в автентичный источник изучения растений. Это, впрочем, не мешало и в дальнейшем создавать пособия для определения, в которых вместо иллюстраций вклеивали сухие растения. Один из интересных примеров - изготовленное А. Аболинь пособие для распознавания 77 видов лесных мхов Латвии, вышедшее тиражом в 600 экземпляров. Наиболее выдающейся фигурой на новом этапе развития ботаники и гербарного дела был швейцарец К. Баухин (1560-1624 гг.). Его капитальный труд "Pinax theatri botanici" (1623 г.) вплоть до линнеевской эпохи оставался важнейшей сводкой по мировой флоре; отзвуки влияния этого труда ясно видны и в сочинениях Линнея. В "Пинаксе" Баухина рисунки немногочисленны и имеют совершенно второстепенное, подчиненное значение; центр тяжести перенесен на морфологическое описание. Гербарий Баухина сохранился примерно наполовину и находится сейчас в Базеле; он содержит около 2 тыс. экземпляров растений, представляющих сборы не только самого Баухина, но и почти 40 коллекторов. Растения не вклеены, как делалось прежде, в переплетенную книгу, а лежат свободно на листах бумаги размером 40х24 см.

В 1606 г. появилось первое печатное наставление по изготовлению гербария. В наставлении дается совет - сушить растения между листами большой книги под грузом, который постепенно увеличивается (в те времена книги печатались на непроклееной бумаге, которая хорошо поглощает влагу). Существенно более подробное наставление появилось еще через 20 лет. В этом интересном трактате собирателю растений рекомендуется иметь с собой на экскурсии копалку длиною в локоть и через плечо - сумку. В одном отделении сумки - аптечка, солнечные часы и руководства Лобеля или Табернемонтана малого формата - первые карманные "определители", в другом - папка из двух тонких дощечек со шнурками, наполненная промокательной бумагой; в эту папку на экскурсии собирают растения. После экскурсии листы с собранными растениями переслаивают прокладками из пустой сухой бумаги и оставляют высыхать под грузом. Для наклейки растений рекомендуются рыбий или бычий клей, либо гуммиарабик. Против "червей" и плесени в бычий клей следует добавлять сок алоэ, а в гуммиарабик - спиртовой настой полыни.

В течение XVII века ботаника интенсивно развивалась, количество и объем гербарных коллекций продолжали неуклонно нарастать. Однако, несмотря на то, что смысл гербариев значительно изменился, и несмотря на пример К. Баухина, все еще гербарии оформлялись в основном в виде книг. Это обусловливалось как традицией и стремлением придать гербарию внешнюю импозантность, так и тем, что число известных в то время видов растений было не очень велико и владелец гербария мог надеяться заполучить образцы их всех и тем самым сделать свой гербарий "полным", законченным. К систематическому расположению растений не предъявлялось таких строгих требований, как в наше время, поскольку и сами системы были недостаточно строги и определенны. Часто растения располагали просто по алфавиту названия. Форма книги оставалась преобладающей до начала XVIII века. Наклеивать растения на изолированные отдельные листы стали в конце XVII века Маньоль и Вайян, окончательно закрепил этот способ Линией. Как воспоминание о первоначальной книжной форме еще вплоть до рубежа XIX-XX веков в некоторых гербариях сохранялась манера вкладывать пачки растений в коробки или папки, имеющие внешнюю форму книги; правда, это уже делалось главным образом с целью защиты от пыли и насекомых. Еще относящийся к концу XIX века гербарий И.Ф. Шмальгаузена в Киеве внешне выглядит как библиотека из толстых фолиантов, стоящих на полках вертикально, как и подобает книгам.

Вплоть до второй половины XVIII века не существовало гербарной этикетки, как ботаники понимают её теперь, - отдельного листка бумаги, на котором записаны место и время сбора и имя коллектора. Надписи обычно делались прямо на том листе бумаги, на котором лежало (или было наклеено) растение, нередко даже и на оборотной стороне этого листа, и обычно ограничивались только одним названием растения, иногда с указанием некоторых синонимов. Место сбора не указывалось вовсе, или давалось в крайне общей форме: "Восток", "Сибирь", "Америка" и т.п. Обычно не ставилась дата сбора, не считали нужным и указывать точно, кем растение было собрано. Если образец был получен от другого лица, иногда делалась пометка "дал такой-то". Ботаников интересовал только морфологический тип растения и его название, важность приуроченности растения к определенным условиям среды еще недопонимали, равно как и важность точной фиксации даты и авторства сбора. Во второй половине XVIII века входит в обиход использование этикеток - отдельных бумажек, поначалу очень маленьких - примерно около 6х2 см - и обычно заключающих опять-таки только лишь название. Прочие элементы этикетки начинают постепенно появляться с конца XVIII века, но вполне общепринятыми становятся только к середине-концу XIX века. Еще в 1880 г. А. Декандоль считает важным помечать дату поступления образца в гербарий, обходя молчанием вопрос о дате сбора. Отсутствие даты сбора и иногда даже фамилии коллектора у образцов, собранных уже в начале XX века, потрясло В.И. Липского в гербарии Нью-Йоркского ботанического сада (1915 г.). Гербарные эксикаты А. Кернера, изданные в 1881-1913 гг. и превосходные в других отношениях, не имеют обозначений даты сборов и инициалов коллекторов.

В XVI-XVIII веках, а у многих авторов - и до начала XIX века, гербарные коллекции называются "hortus siccus", "hortus hiemalis" или "herbarium vivum" ("сухой сад", "зимний сад", "живой травник"). Последнее название должно было отличать коллекцию подлинных (т.е. когда-то действительно бывших живыми) растений от "травника" - книжки с рисунками, которая называлась просто "herbarium". Однако постепенно "травники"-книги переходят из научной ботаники в область самодеятельного врачевания, и слово "гербарий" приобретает то значение, которое оно имеет теперь. Первым стал пользоваться термином "гербарий" в современном смысле, по-видимому, Турнефор (1700 г.). Линней, хотя еще употреблял и термины "hortus siccus" и "herbarium vivum", определенное предпочтение отдает термину "herbarium". Однако еще каталоги гербария Московского университета, изданные Г.Ф. Гофманом (1824, 1825 гг.) и И.Н. Горожанкиным (1886 г.), по традиции озаглавлены "Herbarium vivum".

К числу наиболее крупных и известных сохранившихся до наших дней гербариев XVII - начала XVIII века (эпохи от Баухина до Линнея) принадлежат коллекции Бурсера - ученика Баухина в Упсале, Бургава - в Копенгагене, Турнефора и Байяна - в Париже, Микели - во Флоренции. Из них гербарий Бурсера, заключающий более 3000 растений в переплетенных фолиантах, важен тем, что его активно использовал Линней, в нем содержится целый ряд типов линнеевских видов. Гербарий Г. Бургава - колоссальный том размерами 52х40х20 см, содержащий примерно 5 тыс. растений. Другой гербарий Бургава, еще более крупный, состоявший из 65 томов folio, был куплен известными русскими заводчиками и меценатами Демидовыми у племянника Г. Бургава, А. Кав-Бургава, переехавшего в 1746 г. в Россию и ставшего профессором и членом Российской академии наук. Этот гербарий, в числе других естественноисторических и книжных коллекций, был подарен П.Г. Демидовым в начале XIX века Московскому университету и в 1812 г. сгорел при пожаре Москвы во время нашествия Наполеона. Как подлинный колосс среди гербариев XVII-XVIII веков выделяется коллекция, собранная в Англии Слоном - любителем естественных наук, президентом Британского королевского общества. Слон приобрел, преимущественно путем покупки от разных путешественников и ученых, 337 "сухих садов", собранных во всех концах земли. В 1753 г. все эти коллекции, переплетенные в 265 фолиантов, были куплены Британским музеем. Общее количество образцов, содержащихся в коллекциях Слона, оценивается в 120 тысяч. Но, к сожалению, благодаря сложности состава и неупорядоченности расположения растений, гербарий Слона ни при жизни самого собирателя, ни позже, вплоть до середины XX века, не был в достаточной мере использован для науки.

К. Линней в краткой инструкции для составления гербария, содержащейся в "Философии ботаники", дает чертеж и размер гербарного шкафа, который должен вместить 6 тыс. листов с наклеенными растениями. Для каждого из 24 классов линнеевской системы предусмотрено отдельное гнездо, высота которого точно обозначена: для класса I (Monandria) - 2 вершка, для класса II (Diandria) - 3, для класса III (Triandria) - 6 вершков, и т.д. Очевидно, в то время Линней не предвидел ни возможности существенного увеличения числа известных науке видов растений, ни необходимости представлять каждый вид несколькими образцами. Как и его предшественники и современники, Линией считал, что одного хорошего образца вполне достаточно для того, чтобы иллюстрировать морфологический тип вида, а больше ничего от гербария и не требуется. Правда, к концу жизни Линней признавал существование в мировой флоре около 3 тыс. видов, а количество образцов в его гербарии достигло почти 20 тыс. Если вспомнить, что уже в начале XVII века у Альдрованди было 5 тыс., а у Баухина не менее 4 тыс. образцов, что уже Турнефор в 1700 г. оценивал число видов растений в 10 тыс., Рэй в 1704 г. - в 16 тыс., а Адансон в 1763 г. полагал, что существует около 25 тыс. видов растений - то линнеевский гербарий приходится считать не очень большим, а взгляды Линнея на перспективы роста гербариев - консервативными. Сам Линней, однако, считал свой гербарий "без сомнения самым большим". Линней, конечно, знал про огромную коллекцию Слона и даже видел ее при посещении Англии в 1736 г. Но, очевидно, он ее рассматривал как коллекцию отдельных, во многом повторяющих друг друга гербариев, каждый из которых, взятый в отдельности, вероятно, и вправду не мог сравняться с линнеевским.

Линией хранил свой гербарий, вместе с остальными естественноисторическими коллекциями, в своем поместье Хаммарбю, около Упсалы. Жилой дом там был деревянный; опасаясь, чтобы в случае пожара не сгорели коллекции, Линней построил в некотором отдалении от жилого дома совсем небольшой квадратный каменный домик, в который и перенес все свои коллекции. И любопытно, и вместе с тем странно сейчас смотреть на это помещение, не превышающее размеров одной скромной рабочей комнаты в современных ботанических учреждениях. После смерти сына Линнея, Карла Линнея младшего, в 1783 г. семья решила продать коллекции. Но шведские ученые и покровители наук проявили медлительность, а семья боялась, как бы правительство не принудило ее уступить коллекции Упсальскому университету за низкую цену. В итоге быстро и тихо была заключена сделка о продаже всех коллекций, библиотеки и рукописей Линнея Смиту в Англию. Существуют сведения о том, что российская императрица Екатерина II, по совету Палласа, предложила заплатить неограниченную цену, но сделка со Смитом уже была заключена. За 1000 гиней (26 тыс. франков) 26 больших ящиков линнеевского наследия оказались в руках Смита. Это приобретение, выдвинувшее Смита на особое положение среди естествоиспытателей того времени, побудило его основать в 1788 г. Лондонское Линнеевское общество, сыгравшее большую роль в развитии ботаники и зоологии в XIX-XX веках. Однако Смит вплоть до своей кончины держал линнеевские коллекции в своем поместье в Норвиче, и лишь в 1820 г. коллекции были куплены Линнеевским обществом у наследников Смита за сумму, втрое большую той, которую в свое время заплатил сам Смит.

В России первые достоверно известные гербарные сборы сделаны в первой четверти XVIII века - в 1709 г. под Москвой П. Арескиным - лейб-медиком Петра I и в 1706 г. в Москве самим Петром. Кроме того, по свидетельству Г.И. Фишер-Вальдгейма, Петр I собирал растения и за границей на протяжении своего последнего путешествия (т.е. в 1716-1717 гг.). Растения Петра до нас не дошли, гербарий Арескина на 100 ластах сохранился. Дальнейшие сборы первой четверти XVIII века связаны с именами приглашенных из-за рубежа Д.Г. Мессершмидта и И.X. Буксбаума. Вполне вероятно, что еще раньше российские растения собирались Дж. Традескантом-старшим, садовником английского короля и любителем естественной истории, приезжавшим в Россию летом 1618 г. через Архангельск в составе английского посольства. Не исключено, что в XVI-XVII веках на Руси могли быть и аптекарские гербарии, в то время уже довольно обычные в Западной Европе. Прямых достоверных сведений о существовании таких гербариев нет, однако известно, что в 1534 г. в России уже имелся переводной с немецкого рукописный травник-лечебник; вслед за травниками вполне могла появиться и гербарная технология. Существует еще информация, что в 1720-х годах гербарий подмосковных растений собрал некий доктор Поликала; однако какие-либо более точные сведется об этом гербарии и его дальнейшей судьбе отсутствуют.

Организовывая первый научный музей России - Кунсткамеру, Петр I в числе других естественноисторических объектов в 1717 г. купил у голландского натуралиста Руиша значительный гербарии. В Кунсткамеру же поступили и первые сборы, сделанные в самой России.

Ближе к середине XVIII века гербарные сборы в нашей стране значительно возрастают. И.Г. Гмелин и С.П. Крашенинников собрали в 1734-1742 гг. в Сибири крупный гербарий, послуживший основой для написания фундаментальной четырехтомной "Флоры Сибири" Гмелина. Значительная часть сборов экспедиции Гмелина сохранилась. Растения обычно хорошо засушены, прикреплены к небольшим (около 30х24 см) отдельным листам бумаги рыхлыми стежками зеленых шелковых ниток и имеют маленькие этикеточки с четко выписанными названиями по "Флоре Сибири" Гмелина. С.П. Крашенинников собрал также гербарий петербургской флоры. Под Петербургом собирал также Амман, преемник Буксбаума по Кунсткамере. Еще больше растений было собрано Амманом в устроенном им в 1736 г. ботаническом саду на Васильевском острове; в целом гербарий Аммана содержал около 5 тыс. видов. Г.В. Стеллер много собирал на Урале, в Сибири, на Камчатке и в российских владениях в Америке (1738-1746); И.Г. Гейнцельман - в Оренбургской губернии; Т. Гербер - на Дону и Нижней Волге; сборы И. Сигезбека содержали главным образом культивируемые в Петербурге растения.

Ко второй половине XVIII века принадлежат сборы К.И. Габлица, И.И. Георги, С.Г. Гмелина, И.А. Гюльденштедта, В.Ф. Зуева, Э. Лаксмана, И. Лерхе, И.И. Ленехина, К. Мерка, П.С. Далласа, Е. Патрэна, И.Я. Рудольфа, Г.Ф. Соболевского, Н.П. Соколова, Ф.X. Стефана, И.П. Фалька, И.Р. Форстера, П. Шангина.

Пожар Кунсткамеры в 1747 г. уничтожил часть старых коллекций; тем не менее в 1776 г. ботанические коллекции содержали 16 тыс. образцов, что по тем временам было немало (в аналогичном петербургской Кунсткамере парижском "Кабинете короля" в 1786 г, было 12 тыс. образцов растений). К сожалению, плохие условия хранения коллекций в конце XVIII - начале XIX века привели к дальнейшим потерям; часть коллекций была продана П.С. Палласом за границу. Несмотря на все это, значительное количество сборов исследователей XVIII века сохранилось в Санкт-Петербурге, отдельные экземпляры есть в Москве.

Существенные гербарные коллекции были накоплены в середине - второй половине XVIII века богатыми заводчиками Демидовыми. П.А. Демидов, заложивший в 1756 г, в Москве около своего дворца большой ботанический сад, собрал и гербарий, состоявший как из культивируемых, так и из диких растении и переплетенный в 20 томов. Этот гербарий в 1789 г. был подарен Московскому университету. Большой гербарий растений Сибири, включая и Камчатку, был в числе других коллекций подарен Московскому университету П.Г. Демидовым в 1803 г. П.Г. Демидов был хорошо знаком с К. Линнеем, посылал ему сухие растения и семена и был у него в Упсале, сопровождая Линнея в экскурсиях, Демидов собрал также и гербарий шведской флоры. Все эти гербарии погибли в пожаре 1812 г. Уцелели лишь только немногие листы. Некоторые - с обгорелыми краями, и сейчас свидетельствуют о трагедии наполеоновского нашествия.

При использовании материалов сайта, необходимо ставить активные ссылки на этот сайт, видимые для пользователей и поисковых роботов.

Кто из нас ни собирал в детстве кленовых или дубовых листьев, резных листочков и цветов для своих пока ещё неумелых, но уже достаточно перспективных поделок и картин, которые мы дарили мамам на Новый Год или День Рождения? Наверняка, многие! Но задумывались ли мы тогда о том, насколько действительно глубоким и интересным может быть это занятие, насколько познавательным и полезным – настоящим хобби, наполненным смысла и возможностей.

Гербарий – это…

Гербарий – это собрание высушенных растений или некоторых их частей, тщательно сохранённых в специальных альбомах. Впервые данный термин был применён в XVII веке путешественником, врачом и ботаником Жозефом Турнефором. Чтобы создать свою коллекцию нужно совсем немного, интерес к природе и чуть-чуть времени, чтобы собрать экспонаты. Отметим, что первые гербарии были собраны ещё в XVI веке, однако, те экземпляры до нас не дошли, во многом из-за того, что в те времена не было чётко поставленных правил хранения альбомов с высушенными растениями. В свою очередь сами экспонаты собирались с целью изучения и представления их на учебных лекциях, а также в рамках описания существующих растительных видов. В большинстве своём сбор гербария преследовал научную цель, однако, с течением времени данный род занятия стал расцениваться и как способ времяпрепровождения, одна из разновидностей коллекционирования, а также как возможность пополнения поделочных материалов.

Гербарий – это хобби для тех, кто любит спокойный и познавательный досуг. Вам не нужно будет вкладывать много сил или денег, чтобы заниматься этим, достаточно лишь немного свободного времени и частичку своей души, чтобы составить неповторимую коллекцию из природных элементов. Это хобби длинною в жизнь, и через много лет вы сможете заглянуть в свой альбом с гербарием и вспомнить эти удивительные минуты единения с самим собой, когда вы подбирали тот ли иной экспонат.

Правила составления и хранения гербария

Чтобы сделать составление гербария своим хобби и наслаждаться им как можно дольше, следует помнить об основных правилах сбора трав, их просушивания, компоновки и хранения. Так, одним из главных условий является сбор необходимых элементов исключительно в сухую погоду, чтобы, и листья, и цветы, и травы были сухими и чистыми, иначе есть риск того, что весь добытый материал просто пропадёт. Если всё же некоторые экспонаты не удалось собрать в сухом виде, то уже дома с их поверхности следует удалить лишнюю влагу и дать немного полежать.

Сразу определитесь с направлением своего гербария, то есть, что вы будете собирать. Это могут быть исключительно листья деревьев, лепестки экзотических цветов, лесные травы, вариации одного вида или комбинация всего вышесказанного. Здесь вы не имеете никаких ограничений кроме перечня существующих на планете растений.

После сбора следует тщательно расправить каждый листочек, лепесточек, травинку, корневище (если необходимо), и можно приступать к процессу высушивания заготовок. Для этого растение следует прогладить слегка разогретым утюгом, чтобы удалить остатки поверхностной влаги, и разложить собранный материал между чистыми листами бумаги. Очень важно, чтобы вовремя данного процесса экспонат не мялся и не перегибался, бумажный лист должен быть подобран чётко под размеры растения. Во время просушки каждый элемент вашей будущей коллекции должен располагаться отдельно от остальных и находиться под умеренным прессом. Как правило, для завершения данного процесса достаточно 1-2 дней, после чего экспонат можно размещать непосредственно в альбоме.

Следуя правилам, каждую ветку, цветок или траву, закрепляют на плотном листе бумаги с помощью натурального не токсичного клея, сверху накрывают таким же по размеру, но тонким. Над самим растением пишется его род, а на оборотной стороне вид и история, а также необходимые вам заметки.

Чтобы собранный гербарий сохранился как можно дольше, содержать его стоит в сухом хорошо проветриваемом помещении, где отсутствуют грибковые инфекции. Готовый альбом должен находиться в специально отведённом месте, где на него не будет осуществляться дополнительного давления. Страницы альбома также не следует плотно связывать между собой, чтобы не навредить экспонатам и сохранить циркуляцию воздуха между ними. В помещении, где храниться гербарий, также не должно быть очень жарко. Прямых лучей солнца в данном случае также лучше избегать.

Следуя этим незамысловатым правилам, вы легко сможете составить и сохранить уникальный и очень интересный гербарий, который можно будет показать своим детям, а может и их привлечь к этому занятию.

Применение гербария (его экспонатов)

Гербарий действительно может стать очень удачным хобби, и не только для вас, но и для вашего непоседливого ребёнка. Стоит только погрузиться в изучение того или иного растения, сразу же станет ясно, что ботаника не такой уж и скучный предмет, ведь практически за каждым растением кроется своя история или целая легенда. Таким образом, гербарий может стать настоящим помощником в вопросе привлечения ребёнка к науке. Да и нам самим иногда хочется знать немного больше, чем мы знаем на данный момент, пополнить свои знания и использовать их в жизни, что требуется нередко. Согласитесь, информация о том, какими свойствами обладают берёзовые листья или трава хвоща полевого, могла бы пригодиться, например, для составления косметических рецептов.

Но получение знаний – это не единственное достоинство гербария. Любители рукоделия и даже профессиональные дизайнеры нередко используют высушенные листья и цветы для создания невероятных композиций, картин, декоративных предметов интерьера и даже элементов одежды. Если вы периодически увлечённо что-то создаёте своими руками, то можете составить для себя специальный гербарий с определёнными видами растений. Некоторые направления рукоделия, в которых применим гербарий, хорошо знакомы вам, это: аппликация, витражное искусство, папье-маше и др.

Также в качестве способа применения можно отметить возможность использования для детских поделок. Уделите немного времени своему чаду, и он с удовольствием создаст из резных высушенных листочков зайчиков с морковками, цветочные букеты или любимую маму, которая гуляет среди ветвистых кустов. Занятие увлекательное, познавательно и, ко всему прочему, чрезвычайно полезное с психологической точки зрения, как для детей, так и для взрослых.

Отметим и тот момент, что гербарий вам нужен в силу научной деятельности или увлечённости наукой, тогда в ваших силах создать настоящий энциклопедический альбом с наглядным изображением и описанием того или иного растения.

Ученые МГУ имени М.В.Ломоносова в рамках проекта «Ноев ковчег» создали один из крупнейших в мире цифровых гербариев - коллекцию отсканированных изображений гербарных образцов из фондов биологического факультета. В процессе изучения и пополнения фондов Гербария ученые опубликовали статьи в журналах Phytotaxa , Plant Ecology and Evolution и PeerJ .


Образцы в коллекции хранятся не случайным образом. Сначала идет сортировка по географическому принципу, а затем - согласно книге индексов. Источник: Гербарий МГУ

«Проект "Ноев ковчег" абсолютно уникален для России, да и для всего мира, - говорит научный координатор проекта, ведущий научный сотрудник Московского университета Петр Каменский. - Основная цель проекта - сохранение, исследование и полезное использование биологического разнообразия нашей планеты. Конечно, этим целям служили и служат многие другие проекты, однако в рамках "Ноева ковчега" мы работаем со всеми возможными типами биологических образцов - от засушенных насекомых до клеток и целых органов человека. Важную часть проекта составляет создание единого биоколлекционного информационного пространства. Иными словами, мы разрабатываем цифровой ресурс, который объединит в себе максимально возможное количество информации о биологических коллекциях. Цифровой гербарий Московского университета - это "первая ласточка" нашей информационной системы, которая наглядно демонстрирует все выгоды глобального подхода к анализу биоразнообразия».

Fritillaria dzhabarae. В коллекции Гербария хранится много образцов, по которым были описаны виды. Такие образцы называются типовыми или голотипами. Источник: Гербарий МГУ

Сейчас цифровой гербарий Московского университета насчитывает 786 000 образцов. Изображения уже доступны для всех желающих на Депозитария живых систем МГУ.

На сегодняшний день цифровой гербарий МГУ имени М.В.Ломоносова занимает первое место в мире по числу отсканированных образцов среди университетских коллекций и шестое место «в общем зачете», уступая лишь коллекциям крупнейших научных центров мира: Парижа, Лейдена, Пекина, Нью-Йорка и Вашингтона.

Гербарий Московского университета (MW) - коллекция мирового значения, первое упоминание о которой относится еще к 1780 году. Это один из ведущих центров изучения и документации разнообразия растений. Объем фондов превышает 1 011 000 образцов. Здесь сосредоточены как ценнейшие исторические реликвии, связанные с именами Карла Линнея и Джеймса Кука, так и обширные материалы последующих исследователей флоры.

Гербарий постоянно пополняется новыми оцифрованными образцами. За последние пять лет сотрудниками МГУ было открыто 60 видов цветковых растений, причем только восемь из них были найдены в России. Только в 2016 году было найдено 16 новых видов растений. Образец каждого растения гербаризируется и предоставляется для коллекции в научное учреждение, с которым сотрудничает ученый. После этого изображение каждого открытого растения попадает и в цифровой гербарий. Также возможно получить для изучения материал из зарубежных гербариев: научные организации узнают, какие растения или географические регионы интересны каждой из сторон, после чего пачки образцов меняют по принципу «образец за образец».


Mandragora autumnalis. Гербарный лист - это своеобразный документ, доказывающий, где, когда и кем было найдено определенное растение. Например, этот образец мандрагоры был найден в Израиле группой студентов с преподавателем 27 января 2014 года.