Инструменты

Что такое ампир в истории. Архитектурный стиль "ампир"

Что такое ампир в истории. Архитектурный стиль

Постройка стиле ампир - церковь Сен-Мадлен (l"église de laMadeleine) - церковь Святой Марии. 1807-1842 гг. Франция, Париж. Архитекторы Б.Виньон, Ж.Ж.Бове.

Стиль ампир в архитектуре появился во Франции в конце 18 - 19 века, после Французской революции, в период правления Наполеона. Название стиля произошло от французского слова "empire" - империя. Основной целью этого направления искусства стало восхваление имперской власти и самого императора, военные успехи и завоевания. Возвеличивание личности Наполеона и его побед проявилось в строительстве триумфальных арок, обелисков и колонн.

Французский искусствовед Пьер Верле (Pierre Verlet, 1908-1987 гг.) называл ампир «затвердевшим стилем Людовика XVI», обращая внимание на его холодность и жесткость. И. Грабарь (Грабарь Игорь Эммануилович. 1871-1960 гг. русский художник, историк искусства, музейный деятель) в подтверждение этих слов писал: «развитие классицизма во Франции было прервано холодной диктатурой ампира».

Историк художественных стилей В. Курбатов (Курбатов Владимир Яковлевич 1878-1957гг.) подчеркивал: «Появление стиля ампир не было переворотом в последовательном развитии французских стилей, а видоизменением все тех же классических элементов, которые были известны во Франции со времен Людовика XIV или даже Франциска I».

Ампир, продолжая классическую традицию зодчества и дополняя ее новыми элементами, тем не менее, по мнению искусствоведов, больше напоминал декорации, чем художественный стиль.

Истоки стиля ампир в архитектуре

Считается, что начало стилю ампир положил живописец Жак Луи Давид (Давид Жак Луи (David Jacques-Louis), французский живописец. 1748—1825гг.) Художник писал картины, возвеличивающие Наполеона, поклонником которого являлся, делал специальную мебель для императорского дворца.

Египетские орнаменты появились в декоре после военной компании Наполеона в Египте(1798-1799). Участие в египетском походе принимала и археологическая экспедиция под руководством Д.- В. Денона, который в 1802г. выпустил издание «Описания Египта» с большим количество иллюстраций.

В результате, во Франции египетские мотивы стали частью патриотической символики и использовались при строительстве объектов, восславляющих Бонапарта (Париж «Фонтан Феллаха», «Фонтан Победы», «Фонтан Мира»).

Стиль ампир в архитектуре ориентируется на образцы зодчества времен Древнего Рима. Они служили примером для создания сюжетов и мотивов, воплощающих идею величия и мощи воинской силы и славы.

Стиль заимствовал элементы римского зодчества: мощные портики, фронтоны с барельефами. Из декора ампир перенял рельефные изображения орлов, львов, копья, щиты, топоры, венки. Вместе с тем, в ампире присутствовали и элементы романтизма, они выражались в древнеегипетских мотивах, которые украсили архитектурные элементы строений.

Интерес к Египту должен был показать Францию как преемницу древних цивилизаций и империй, укрепить государственную идеологию.

Римские мотивы и египетский декор объединились в ампире, не нарушая единства стиля. Египетское искусство было модным и в среде римских патрициев, поэтому ампир, сочетающий эти два направления, не стал эклектичным стилем. Искусство Древнего Египта времен Рамзеса и Древнего Рима прочно соединились в амбициозном наполеоновском ампире.

Сфинксы Фонтана Победы на площади Шатле в Париже. 1858 г. Архитектор Франсуа Жан Бралль.

Ампир начала 19 века, Франция

Временные рамки существования оригинального французского стиля ампир ограничены: 1804 -1814(1815) гг. Где 1804 г. - конец правления Директории (годом коронации Наполеона) , а 1814 (1815) гг. - начало реставрации власти Бурбонов (1814-1815гг.).

В этот период, под непосредственным присмотром Наполеона, архитекторы Шарль Персье (Percier, Charles. 1764-1838) и Пьер Фонтен (Fontaine, Pierre.1762-1853) - французские архитекторы и дизайнеры, творившие вместе, основоположники стиля ампир, работали над оформлением дворцов Наполеона I:

- Мальмезон (Malmaison) — резиденция Наполеона Бонапарта и Жозефины Богарне в 20 км от Парижа - перестроена из дворца, созданного в 1610 г.,

- Тюильри. После объявления Наполеоном Тюильри в 1799 году официальной резиденцией, у главного входа во дворец была воздвигнута Триумфальная арка (на площади Карузель).

Триумфальная арка на площади Карузель. Париж. 1803-1833 гг. Архитекторы Шарль Персье и Пьер Фонтен.

Перикл (Perikles) - 490—429 гг. до н. э.) Век Перикла - период наивысшего подъема демократических Афин и искусства древнегреческой классики середины V в. до н. э.

Пафосные монументы должны были провести параллель между величием наполеоновской и римской империей. Наполеон сравнивал себя с римскими правителями, поэтому художникам и зодчим французской империи указывали, что за основу образцы архитектуры Древнего Рима, в то время, как классицизм был ориентирован на архитектуру Древних Афин века Перикла.

Здания в стиле ампир имели характерные для античности Древнего Рима архитектурные формы. Например, архитектор Пьер Виньон (1762-1828) при постройке парижской церкви Мадлен, дополнившей ансамбль площади Согласия, обратился к форме периптера. Здание замыкает улицу Руаяль, идущую от площади Согласия.

Периптер - прямоугольное в плане здание, с четырех сторон окружённое колоннадой.

Строительство церкви Мадлен начато в 1764 г. (арх. Констан д`Ирви). В период революции строительство прервано. В 1806 г. Наполеон поручает архитектору Виньону сделать из здания храм Военной славы в ознаменование великих побед. Перестройка завершилась только в 1842 году, уж после падения Наполеона.

Здание несколько раз перестраивалось разными архитекторами: Контан Дэ Иври планировал крестообразное сооружение с куполом, после его смерти арх. Кутюр создал новый проект, подобный Пантеону. В 1806 г. Наполеон планировал сделать из церкви Зал Славы, и все было снесено и перестроено. Только в 1842 г. здание было окончательно отдано под храм.

В российской моде в тот время было все французское. Еще до начала Отечественной войны 1812 г. французские зодчие Персье и Фонтен посылали российскому императору Александру I альбомы с видами новых парижских строений (это делалось с позволения самого императора Наполеона, а передавали альбомы через французского посла в Петербурге).

Известно, что и сам Наполеон слал Александру I письма с описаниями и рисунками, сделанными во время итальянского и египетского военных походов. Уже после войны в Париже в 1814 г. император Александр I встретился с П. Фонтеном, чтобы получить от него альбом с архитектурными проектами в стиле ампир. В дальнейшем эти альбомы стали основой для распространения «русского ампира».

Все архитектурные элементы в стиле ампир располагаются упорядоченно, с соблюдением симметрии и равновесия. Для архитектурного стиля ампир характерны: массивные геометрические объемы; прямолинейные очертания; контраст больших плоскостей стен и узких декоративных поясов; контрастные цвета и концентрированный плотный орнамент; наличие колонн, пилястров, лепнины.

Архитектурный стиль ампир представлял собой отражение притязаний Наполеона Бонапарта на мировое господство и насильственно насаждался в завоеванных странах. Однако, в Германии и Австрии в эту эпоху развивался другой стиль - бидермайер, даже несмотря на то, что французы пытались внедрить ампир в искусство этих стран. Только другая огромная империя - Россия - стиль приняла и активно использовала в разных областях искусства.

Если во Франции этот стиль был связан непосредственно с личностью Наполеона и существовал там только во времена его правления, оставив не очень большое количество архитектурных памятников, то, прижившись в России, он отразил имперские амбиции не одного поколения царей, и оставил большой след в архитектуре страны. В статье « » вы можете более подробно ознакомится с этим интереснейшим направлением.

В первой четверти девятнадцатого века на смену классицизму пришло новое направление в искусстве и зодчестве - ампир. В архитектуре стала появляться характерная для него атрибутика - монументальная массивность с изысканными декоративными элементами. Стиль ампир возник во время правления Наполеона. Хотя некоторые считают это направление в искусстве и зодчестве узким и ограниченным, оно, тем не менее, опиралось на художественное наследие греческого архаизма и императорского Рима, черпая оттуда мощь и величие вычурных, но красивых элементов, тогда как его предшественник - классицизм - был ориентирован, в основном, на мягкие и гармоничные элементы.

Происхождение стиля

Ампир в архитектуре - это массивные портики с колоннами, многочисленная военная символика - лавровые венки, доспехи, орлы и т. д. Все эти элементы влияли не на чувства, а скорее, на гражданскую позицию людей. Именно это и проявлялось в торжественности и парадности дворцовых интерьеров, созданных Фонтеном и Персье.

После в стиль ампир в архитектуре начали вноситься нерасчленённые плоскости стен и пилонов, стилизованные сфинксы. Для этого времени характерной чертой являлось то, что египетские традиции сочетались достаточно органично с римскими, не переходя до определенных пор в эклектику. Историзм — другая характерная черта, отличающая стиль ампир в архитектуре, которая подчеркивала связь с величием древних императоров.

Идеология стиля

Жесткая идеологическая направленность ограничивала развитие стиля и стала причиной того, что многие государства не приняли его, поскольку «империализм» насильно стал насаждаться Наполеоном по ходу его завоеваний. Например, в Германии и Австрии развилось в те времена направление «бидермайер», отчасти использующее мотивы ампира, однако противопоставляющее себя ему. В Англии возник «стиль Георга IV», иногда называемый «английским имперским».

Имперский стиль в России

Единственной страной, в которой стиль ампир в архитектуре, да и не только в ней, получил развитие, была Россия. Объяснялось это тем, что ей удалось сломить могущество Наполеона, и поэтому здесь он обрел собственные характерные черты. Он был мягче и пластичнее. Родоначальником стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга являлся К. Росси - русско-итальянский зодчий, сумевший сгладить его холодность и жесткость. Другим в этом направлении является В. Стасов. По мнению специалистов, особым своеобразием обладал «московский ампир» в стиле деревенских усадеб, который называют еще столичным классицизмом.

Завершение эпохи классицизма

Источниками для творческого вдохновения зодчих стали искусство Древней Греции в период архаики и Древнего Рима позднего периода империи в сочетании с культурой Этрурии, Древнего Египта и других цивилизаций. Пластические идеи древнеегипетского зодчества, нерасчленённые большие поверхности стен с массивными колоннами и пилонами, обеспечивающими четкость с геометрической правильностью цельных объемов и т. п. - все это отличало ампир. стала олицетворением лаконизма, монументальности и строгой уравновешенности и симметрии частей. Это время называют периодом утверждения воинской славы и имперского величия, реализуемого посредством многочисленных символов и знаков.
В декоративном убранстве интерьеров и экстерьеров зданий, в мебели, а также в светильниках и посуде использовались в огромном количестве символы воинской славы и эмблематика, заимствованные из древнеримских декоративных средств в виде трофеев и лавровых венков, дикторских связок и орлов, факелов и часто повторяющейся буквы N.

Такой экзотический декор только усиливал театральность в обстановке интерьера. Примеры ампира в архитектуре, по мнению специалистов, очень ярко характеризуют прямое заимствование некоторых типов и форм из предметного мира древности. К примеру, сооружались и соответствующим образом декорировались триумфальные арки и мемориальные обелиски.

На смену изысканности и тонкости

С наступлением эпохи ампира искусство делается более масштабным и монументальным. При этом на смену изысканной тонкости в стиле Людовика XVI приходит излишняя рассудочность с помпезностью и даже пафосом. В стремлении буржуазии, победившей и отказавшейся от «королевского» направления, в подражании быту или нравам древних римлян много было театрального или показного. В некоторых европейских странах аристократия с крупной буржуазией, для которых французский классицизм времен Людовика XVI еще недавно являлся образцом для подражания, начали откровенно следовать имперскому стилю.

После революции в Париже вновь из разных мест собрались многочисленные художники и зодчие, которые предпочли работать в этой новой стилистике. Ампир в зданий которого не походили на более «собранный» классицизм, в отличие от предыдущих направлений, имел достаточно космополитический характер, исключающий в силу своей регламентированности создание местных школ. Однако это не помешало спустя некоторое время рождению российской разновидности этого стиля.

Санкт-Петербург

Это направление в 1810-1830 гг. начало проявляться в крупнейших градостроительных ансамблях. Примеры ампира в архитектуре Санкт-Петербурга - это известные Казанский собор и Спасо-Преображенский и Троицкий соборы, площадь Островского и Искусств. Над ними работали такие выдающиеся зодчие как К. И. Росси и A. Н. Воронихин, Ж. Б. Тома де Томон и В. П. Стасов и другие.

Внешне русский ампир в архитектуре, примеры зданий которого буквально рассыпаны по всей северной столице, бросается в глаза прежде всего использованием классических ордерных систем, причём не только тосканских или дорических. Вслед за эпохой александровского классицизма появляется стремление к шику, парадности и монументальности, сочетающееся с мужественностью. Ампир в архитектуре, фото зданий которой свидетельствует о строгой симметричности и торжественности, наряду с лаконичностью своих форм изобилует и милитаристской символикой.

Завершающий «аккорд» русского ампира

Ампир в архитектуре, примеры зданий которого больше всего в России можно увидеть в Санкт-Петербурге, явно выражает настроения того времени. Апофеозом этого русского направления является кафедральный Исаакиевский собор. Он был построен в 1858 году по проекту О. Монферрана. В нем превалируют самые простые формы: куб с квадратом, треугольником, цилиндром и параболическим куполом, что, помимо большого размера, придало храму некую дополнительную монументальность и создало впечатление имперской вековой незыблемости. При строительстве собора использовались прогрессивные технические решения того времени: плитный сплошной ростверк, сделанный из чугунные ребра на куполах, колонны из гранитных цельных монолитов. Бросается в глаза и богатый наружный декор с красочными интерьерами.

Закат «золотого века»

Таким образом, эпоха стиля ампир в архитектуре Санкт-Петербурга, обрамленная сооружением двух наиболее грандиозных памятников — зданиями Казанского и Исаакиевского соборов, завершила тот этап в развитии города, когда было создано множество уникальных произведений зодчества. Однако если «золотой век» в русской литературе, живописи и музыке еще только начинался, то в русской архитектуре он близился к закату.

  • Жак- Луи Давид - Наполеон на перевале Сен-Бернар, 1800 г.

  • Триумфальная арка на площади Каррузель.

  • Триумфальная арка, 1806-1836 гг., Франция, Париж.

  • Триумфальная арка, Москва.

  • Нарвские триумфальные ворота 1833 г., Санкт-Петербург, Россия.

  • Арка 3дания Главного Штаба, Петербург, 1819-1829 гг.

  • Исаакиевский собор - собор преподобного Исаакия Далматского.

  • Росси Карл Иванович - Александрийский театр 1816-34 гг.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.



  • Альбом с проектами Персье и Фонтена.

  • Альбом с проектами Персье и Фонтена.

  • Торшеры, стиль ампир.



  • Ампир и Регентство в эпоху Наполеона.

  • В память Lord Nelson, 1805-06 гг.

  • Проект интерьера, стиль ампир.

  • Интерьер, Музей Наполеона.

  • Интерьер зала, Лувр, Париж

  • Плафон зала Дианы в Лувре, Париж.

  • Музей скульптуры в Лувре, Париж.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Мебель, стиль ампир.

  • Декор интерьера, стиль ампир.


  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль русский ампир.

  • Интерьер, стиль русский ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль ампир. Мебель Джакоб.

  • Интерьер, стиль ампир.

  • Интерьер, стиль регенство, кабинет.

  • Хэмптон Корт (Hampton Court), стиль ридженси (регенство).


  • Интерьер, стиль регенство. Дом Carlton, 1819 г., Англия.

  • Интерьер, стиль регенство. Замок Виндзор, 1819 г., Англия.


  • Интерьер, стиль регенство. Палата Ставки - Дом Carlton. (1819)., Англия.

  • Мебель, стиль ампир. Жакоб (Jacob).

  • Мебель, стиль ампир.

  • Мебель, стиль ампир. Лувр.

  • Кресло в стиле ампир.

  • Кресло в стиле ампир.

  • Рекамье, стиль ампир.

  • Рекамье, стиль ампир.

Ампир
Стиль ампир является пиком, одновременно завершающим аккордом классицизма , зародившегося во второй половине XVIII века. Во времена правления Наполеона Бонапарта. Классицизм перевоплощается в стиль официально надиктованный сверху. Таким образом, название стиль ампир произошло от (фран. empire империя). Ампир был призван отображать в себе величественное могущество державы, созданной Наполеоном. Если возникший свободно классицизм черпал своё вдохновение в древней Греции и республиканском Риме, то художникам было наказано ориентироваться на формы искусства Римской империи, так стиль ампир стал первым официально контролируемым, а искусство стало идеологией.

Смена приоритетов быстро затронуло архитектуру как искусство и парадно-торжественное настроение императорского Рима сменило республиканский Рим с его гражданскими идеалами. Таким образом, классицизм 18 века, не изменяясь в целом, сменился стилем ампир начала 19 века. Стиль ампир потомок классицизма поздних течений, тот же классицизм только с несколько другими взглядами на классическое наследие, это выражено в основном в декоре и формах. Декоративные мотивы республиканского Рима, такие как гирлянды, ленты, сменяются лавровыми венками, шлемами, копьями, щитами и другими воинскими доспехами.

Военный поход Наполеона в Египет в 1798 г.-1799 г., нашёл своё отображение в стиле ампир. Массивные геометрические объёмы, египетский орнамент из усыпальниц фараонов, пирамиды и сфинксы стали появляться на столах, кушетках, обивочных тканях. Египетские предметы искусства вдохновляли французских мастеров на изготовление посуды, мебели, и т.п. Но, тем не менее, в стиле ампир в основном преимущественно правят мотивы декора, относящиеся к римской военной истории. Стиль ампир представляет собой искусство Франции начала 19 века. В сущности, этот стиль не национален, а скорее космополитичен, именно поэтому в целом он не был принят ни одной из стран побеждённых Бонапартом. В Европе в частности в Австрии и Германии как бы в противовес наполеоновскому нашествию был стиль Бидермайер, в котором всё-таки нашли применение ампирные формы. Точно также ампир не получил большого распространения и в Англии. Стиль Георга IV время правления с 1820 г. По 1830 г. Условно считают Английским ампиром, пришедший после английского стиля ридженси (регенство). Позже вторым британским ампиром называют время правления Королевы Виктории с 1830г. по 1890г.Примечательный факт, то, что Россия страна победительница приняла стиль ампир. Перед Отечественной войной 1812 года, безусловно, с дозволения Наполеона Бонапарта, французские архитекторы Фонтен и Персье передавали с помощью посла в Петербурге, Императору России Александру 1, альбомы с восхитительными эскизами застроек Парижа. Далее в Париже в 1814 году произошла встреча Александра 1 и архитектора Фонтена в результате которой были переданы тринадцать альбомов с проектами интерьеров. Полученные материалы сыграли основную роль в зарождении и распространении стиля именуемого Петербургский ампир. После разгрома империи Наполеона, Фонтен и Персье желали поступить на службу в Россию, но им предпочли малоизвестного Монферрана , который в скором будущем создаст в Петербурге Исаакиевский собор, поражающий своей грандиозностью.

Принято считать, что в Европе существовало два вида ампира (французский и русский). Русский ампир это некое соединение строгих форм и яркой отделки, тем не менее, он был более пластичный и свободный в отличие от французского стиля. Делился русский ампир на два направления, столичное и провинциальное. Карл Росси (русский итальянец) создатель петербургского ампира, благодаря своему итальянскому вкусу, сделал французский имперский стиль мягче. В архитектуре Петербурга в 1820-1830 итальянизирующий ампир нужно различать от раннего периода стиля Александровского классицизма, более направленного на французский неоклассицизм и греческую архаику. Провинциальное направление ампира, было своеобразно, как бы упрощено, правильно считать этот стиль Московский классицизм. С 1830г. по1840г. Последний этап развития петербургского классицизма, во время царствования Николая 1 , некоторые называют николаевским ампиром. Подобно королевским стилям, отличительные черты ампира это великолепие и зрелищность.

Не много об интерьере эпохи Ампир : В спальнях на стенах использовалась драпировка или обои, массивные кровати, высокие балдахины, в качестве обивки мебели применяли шёлк вытканной золотом, столики для умывания своими формами напоминают треножники, тумбочки в виде постаментов. Большие зеркала на двух подставках с отделкой бронзой, низкие кресла, позаимствовавшие римские формы, всё очень напоминает экспозицию выставочных экспонатов, где царит во всём некая театральность, весьма характерная для дворцовых интерьеров во Франции. Убранство помещений поражает своей целостностью, симметрией, законченностью. Золочёные украшения видны и на шкатулке и на шкафу, а также на обложке книги. Предметы словно преображались, в интерьере присутствовал своеобразный карнавал, мраморная шкатулка в действительности была выполнена из картона, а яшмовый флакон оказывался из фарфора. Удивительно но на самом деле мастера того времени не старались подделывать дешёвый предмет за дорогой, как раз наоборот, не редко богатые материалы выдавались за недорогие. Менялись своими ролями и целые комнаты. Например, в виде военного шатра выглядел интерьер спальни, а камин был местом для хранения передвижной ванны. Строгая симметрия, уравновешенность элементов вот что царит в интерьере ампира. На полы настилается паркет, в основном, подобранный из цветных пород дерева. В белый цвет окрашивают потолки, по углам применяют простой декор. В интерьерах используются светлые тона и позолоченная бронза, что смягчает суровость белого цвета. В интерьере ампир важную роль придавали зеркалам, их вешали не только в привычных местах: между окнами, над камином, но и над кроватями. В центре будуара в виде арки ставили зеркало псише. Для декорирования широко использовали такие материалы как мрамор и бронзу. Бронза применялась для изготовления светильников, часов, статуй, а также в инкрустации мебели, предметов интерьера. Персонажи римской мифологии изображались в статуях из мрамора, их расставляли между колонн в нишах. Окна занавешивали или отказывались от них совсем, дабы защитить интерьер от реалий. В будуаре французской Императрицы Марии Луизы окно иметься лишь на потолке, а двери вообще замаскированы. Стены покрывали панорамные обои с изображением африканских лесов или долин. На блюдах, табакерках, кофейниках, вазах появлялись изображения условных окон в рамке с городскими или сельскими пейзажами. Для ампира первостепенной задачей являлось величие форм, потому сознательно жертвовали практичностью и удобством. Внешне мебель стиля ампир это архитектурно-скульптурные сооружения, тяжёлая, массивная с полированными гладкими поверхностями, с накладными декоративными бронзовыми или позолоченными элементами и деталями, а именно: карнизы, пилястры, фризы, колонн, лапы львов или грифонов.

В то время даже скромные кровати представляли собой монументальность, строгость и величие. Ложе, украшенное пышным балдахином, возвышалось на постаменте, исполненном из благородного красного дерева, что интересно не имело ножек, опираясь на сдавленные шары или кубы. Его охраняли вырезанные по углам фигуры львов или сфинксов. Располагалась кровать вдоль стены, не как в 17и 18 веках, тогда ставили перпендикулярно к стене. В стиле ампир кровать предстают в виде роскошного пьедестала, не кем возвышением человека над миром, что было присуще эпохе Наполеона. Подобно сооружением архитектуры, столы-бюро, кресла и стулья опирались на золочёные статуи и колоны, вместо ножек, обычно украшались акантовыми листьями. Подлокотники если они заканчивались возле сидений, располагали на фигуры животных: львов, лебедей или мифологических грифонов. На сидениях подушки прямоугольной формы, туго затянутые тканью, узор и фактура подбиралась, копируя прожилки мрамора, были похожи на каменные плиты. В качестве обивки для мягкой мебели и стульев часто применяли кожу и шёлк. Цвета преобладали яркие: зелёный, синий, пурпурный, золото.

Круглые массивные обеденные столы, Бонапарт сам лично очень уважал семейные традиции, посему основной функция этого обеденного стола было, собирать всю семью за трапезой. К достижениям стиля ампир можно отнести: Круглый миниатюрный столик на одной ножке (гефидон), а также новые типы шкафов (секретеры с надстройками в виде шкафов для хранения книг). Сервировочные круглые столы, узкие серванты, предназначенные для фарфоровой посуды. Элегантная кушетка (рекамье), с плавным высоким изголовьем в форме лебединой шеи или гондолы. Характерны для стиля ампир большие и маленькие круглые столы и столики на одной ножке, туалетные столики и тумбочки, имеющие цилиндрическую форму, симметрично расставлены около кровати с каждой стороны. Предметы украшали аллегорическими фигурками из бронзы. Воинственный дух эпохи, конечно не мог не оставить след в жизни людей и в интерьере их домов. Мебель украшена была изображениями предметов оружия, трофеев, щитов, копий, мячей, пушек, стрел. Императорской символикой (орлы, звезда, буква N), дерево использовали красное, для мебели люкс, для мебели проще мастера при работе с местными породами, предпочитали применять корень, который походил по рисунку древесины на красное дерево.

В мебели, функцию опорных устоев и подлокотников, выполняли фигуры животных, отлитые из бронзы, а поверхности украшали накладным декором. Хотя предпочтение и отдаётся красному дереву, тем не менее, использовались и светлые породы: Черешня, клён, ясень, лимонное дерево. В приёмах исполнения, столяры пользуются доведенной до совершенства техникой фанеровки.Инкрустация почти не применяется, поскольку эта техника слишком серьёзна для той эпохи, когда стиль ампир выражал эстетические вкусы буржуазии и военных, которые стремились к поддельному блеску, лоску, шику. Редко встречающийся орнамент инкрустации выглядит в виде мозаики из севрского фарфора, малахита и мрамора. Элементы резного декора (сфинксы, львиные маски), золотятся обязательно. Боковины диванов имеют формы на мотив рога изобилия. Остроумные механизмы находят своё применения в столах и при нажатии кнопки меняют форму и размер предмета.

По эскизам Шарля Персье и Пьера Фонтена изготовляли лучшую мебель стиля ампир. Более демократичную мебель, создавал Жорж Жакоб , которую позже стали именовать в стиле Жакоб. Французский мебельный мастер творил в русле ампир, но отличием его предметов мебели была простота и архитектурность. Декор мебели был прост, состоял из узких штампованных накладок, гофрированные вставки, розетки в местах конструктивных соединений деталей. Предметы мебели выглядели нарядно и богато. Антикварами всего мира высоко цениться стиль Жакоб и по сей день. На аукционе Сотби исполненное в этом стиле кресло, было куплено за 58000 фунтов стерлингов.

В Европе мебельщики старались подражать французским образцам мебели. Великолепную мебель изготовляли и в России, русские мебельщики параллельно с красным деревом, применяли местную древесину: карельскую берёзу, орех, серо-волнистый тополь, умели показать естественную текстуру дерева. Просуществовал и удержался стиль ампир почти при всех европейских дворах, даже после краха французской империи до 1840 года, пока отторжение ко всему, что было связано с именем Наполеона Бонапарта не свергло его с пьедестала. Но и по наши дни настоящие ценители классицизма и роскоши, величия императорского Рима и древней Греции, предпочитают ампир.

фр. empire – букв. империя) – стиль в архитектуре и декоративном искусстве трех первых десятилетий ХIХ в., завершивший развитие классицизма. Сложился в период империи Наполеона I во Франции, где его отличало парадное великолепие мемориальной архитектуры и дворцовых интерьеров.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АМПИР

франц. - имперский) - стиль в искусстве первых трех десятилетий XIX века. Является органическим завершением развития европейского классицизма, ориентировавшегося на образцы античного искусства. Проявился ампир преимущественно в архитектуре, скульптуре и живописи. Основная особенность данного стиля - сочетание массивных простых геометрических форм с предметами военной эмблематики в архитектурных деталях и декоре.

Ампир первоначально сложился во Франции в конце XVШ - начале XIX века и отличался ярко выраженным гражданским пафосом времени Великой французской буржуазной революции. В период империи Наполеона I целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура ампира (триумфальные арки, памятные колонны, обелиски). В России он распространяется уже в начале XIX века и становится выразителем идей независимости и величия русского государства. Проявился русский ампир во многих градостроительных ансамблях: Театральная улица, стрелка Васильевского острова в Петербурге, Провиантные склады в Москве и т.д.

Ампи́р (от фр. empire - «империя») - стиль высокого классицизма в архитектуре и прикладном искусстве. Возник во Франции в период правления императора Наполеона и имел развитие в течение трёх первых десятилетий XIX века.

Поиски изящной простоты форм и декора постепенно сменяются стремлением к их предельной монументальной выразительности. Ампир отличается большей статичностью, пышностью, блеском и помпезностью. Декоративное решение стиля преобладает над конструктивным. Как и классицизм, ампир ориентирован на образцы античного искусства, но с вкраплениями художественного наследия архаичной Греции и имперского Рима. В декоре используются мотивы для воплощения величественной мощи и воинской славы (монументальные формы массивных портиков, военная символика, лавровые венки, орлы и воинские доспехи в архитектурных деталях). Кроме того, ампир включил в себя отдельные древнеегипетские архитектурные и пластические мотивы (большие нерасчленённые плоскости стен и пилонов, массивные геометрические объёмы, египетский орнамент, стилизованные сфинксы и т. д.).

Отличительные признаки данного стиля - роскошь, использование ценных натуральных материалов, обилие в интерьере колонн, барельефов, карнизов и прочих архитектурных деталей, напоминающих об античных храмах и дворцах. Подражание стиля античности прослеживается также в тяжелых драпировках, золотых и бронзовых инкрустациях мебели и предметов декора. Ампир проявил себя и в отделке мебели: ножки и подлокотники кресел выполняются в виде львиных лап, преобладают огромные кровати с балдахином и т.д. Ампир настолько пришелся ко времени, настроению и вкусу российского дворянства, что довольно быстро вышел из дворцов и распространился по всей России.

Выдвинутые новые градостроительные и художественные идеи ряда архитекторов эпохи Великой французской революции стали основой развития ампира, получая в различных странах истолкование, продиктованное местными особенностями общественной и политической жизни. В период правления Наполеона целям прославления успехов государства служила мемориальная архитектура (триумфальные, арки, памятные колонны), иногда повторявшая древнеримские образцы (например, арка на площади Каррузель в Париже является повторением арки Септимия Севера в Риме). Ампир получил самобытные национальные черты в Великобритании, Дании, Италии. А в России и в Германии он стал выразителем идей государственной независимости, которую народы этих стран отстаивали в антинаполеоновских войнах.

Новый стиль выражал патриотические чувства и прославлял государственное могущество России. Строительство крупных общественных зданий вышло на первый план. Кульминационного уровня достигло взаимодействия зодчества с монументальной скульптурой, раскрывавшей и конкретизировавшей идейно-образное содержание сооружений. Увеличилась тяга к торжественной парадности, подчёркнутой монументальности архитектурных решений. Расцвет ампира в искусстве - пожалуй, самая блистательная эпоха русской культуры. Величественность форм и благородство пропорций имперского стиля словно притягивает к себе. Поэтому ампир нашел свое отражение в архитектуре и скульптуре, мебели и светильниках, фарфоре и живописи, моде и ткани, изделиях из стекла, стали и камня.

Примерами архитектурных сооружений эпохи ампира в Санкт-Петербурге являются:

1. Исаакиевский собор (О. Монферран)

2. Ансамбли Дворцовой площади со зданием Главного штаба (К. И. Росси)

3. Новое здание Адмиралтейства (А. Д. Захаров)

4. Александрийская колонна (О. Монферран)

5. Московские триумфальные ворота (В. П. Стасов)

6. Горный институт (А. Н. Воронихин)

7. Михайловский дворец (К. Росси)

Краткая характеристика архитектурного стиля :

1. Характерные черты : классицизму свойственны сдержанный декор и дорогие качественные материалы (натуральное дерево, камень, шелк и др.). Чаще всего встречаются лепные украшения и скульптуры.

2. Преобладающие цвета : зеленый, розовый, пурпурный с золотым акцентом, голубой.

3. Линии : строгие повторяющиеся вертикальные и горизонтальные линии; барельеф в круглом медальоне; плавный обобщенный рисунок; симметрия.

4. Форма : выразительные помпезные монументальные формы.

5. Элементы интерьера : военный декор (эмблемы); символы власти.

6. Конструкции : массивные, устойчивые, монументальные, прямоугольные, арочные.

7. Окна : прямоугольные, удлиненные вверх, со скромным оформлением.

8. Двери : прямоугольные, филенчатые; с массивным двускатным порталом на круглых и ребристых колоннах; со львами, сфинксами и статуями.