Инструменты

Что находится под роговым слоем беззубки. Беззубки и перловицы

Что находится под роговым слоем беззубки. Беззубки и перловицы

2019-04-10 // 0 Comments

Шотландия — это страна к северу от Англии. Этородина Валтера Скотта и РОберта Бёрнса, волынки, шотландского виски, мужчин в юбках (килтах), Несси — чудища из озера Лох-Несс. Ее символом является чертополох, святым покровителем — святой Андрей Первозванный, поэтому

2019-02-01 // 0 Comments

Английский город Манчестер (Manchester) называют сокровищем севера. Возможно, данное утверждение и слегка преувеличено, но каждый, кто побывал там лично, наверняка подтвердит, что это очень приятный город, которому есть что предложить туристам. Когда-то поселение вокруг

2018-12-28 // 0 Comments

Вы уже знаете, что в США и Европе, в частности, в Великобритании, главным праздником является Рождество — Christmas. А что насчет Нового года? Празднуется ли он так же широко, как и у нас? Новый год в Великобритании также празднуют, и для каждого региона Великобритании есть

2018-08-28 // 2 Comments

В Российской Федерации школьный год традиционно начинается 1 сентября. Но не во всех странах так же. В северном полушарии школа начинается в августе или сентябре, а в южном — в январе или феврале, но по-разному в разных странах. В США вопрос первого дня школы решается на

2016-09-06 // 0 Comments

2016-07-01 // 0 Comments

Мы постоянно говорим о различиях, существующих между американским и британским английским, и совершенно забываем о том, что на этом языке говорят еще и в других странах: в Канаде, Австралии, Новой Зеландии. На самом деле вариаций и диалектов английского языка огромное

2016-05-24 // 0 Comments

Если вы говорите на английском или французском, вы уже знаете основы канадского языка. Хотя английский язык и является официальным языком Канады, французский является основным языком около четверти населения этой страны. Под фразой «канадский английский» имеется в виду

Класс: 5

Презентация к уроку





























Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Урок-обобщение изученного материала с использованием виртуальной интерактивной карты.

Цели урока:

  • обобщить лингвострановедческий материал по указанной теме;
  • углубить и расширить знания по теме.

Задачи.

Обучающая - обучение навыкам говорения по теме “Великобритания”, формирование лексических навыков (достопримечательности), обучение аудированию (понимание слышанного).

Практическая - формирование речевой компетенции-совершенствование коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме).

Воспитательная - воспитывать уважение к культуре, истории, традициям страны, изучаемого языка.

Развивающая - развитие социокультурной компетенции - увеличение объема знаний о специфике страны изучаемого языка, а именно истории и достопримечательностях столицы Великобритании - Лондона, развитие памяти и речевых навыков по теме, развитие речемыслительной деятельности, расширение кругозора обучающихся.

Оснащение урока: компьютерный класс с выходом в Интернет на приложение Google Earth, проектный экран, презентация к уроку, карта Великобритании, раздаточный материал.

Ход урока

1. Организационный момент. Вступительное слово учителя.

Т: Good morning, boys and girls. I am glad to see you. Let"s start our English lesson. So, the task is to brush up our knowledge about English and Great Britain, about London. I know that many of you have never been to London but today I want you to feel as if you are there. We are going on a virtual trip to London. Look at the black board and read the title of our lesson. So it is “Great Britain. Culture and customs”. Yes, today we`ll speak about Great Britain (Презентация 1, слайд 1 ), but do you know another countries on our planet? What are they?

P: the USA, Canada…

2. Основная часть.

T: Let`s listen to Kate about continents and countries. (Презентация 1, слайд 2 )

Kate: The planet we live on is the Earth. The Earth is round. If you look at the Earth from the space you will be able to see land, seas, oceans, continents and even countries. Sometimes you can see them through clouds. They look very beautiful when the sun rises or sets.

There are four oceans and six continents. The continents are: Europe and Asia, Africa, America, Australia, Antarctic. America consists of North America and South America. The continents are very large. Oceans and seas wash them and separate them from each other. There are usually many countries on the continents. For example, there are more than 40 countries in Africa, but there is only one country in Australia. It has got the same name as the continent. Australia is a very big country, but some countries are small. Iceland is a very small country. It is situated on the island in the north of Europe. Let’s name some countries from each continent: Russia, Great Britain, France, Germany, Spain, Italy are in Europe. China, India, Vietnam are in Asia. Canada and the United States are in America. Egypt is an African country.

The largest country in the world is Russia. The smallest country is the Vatican. All the countries have interesting people, places, animals and plants.

People of different nationalities live in these countries. They speak different languages. Each country has its national flag, anthem and its own traditions and customs.

T: Thank you Kate. - But what English speaking countries do you know?

P: Canada, the USA, Australia.

T: Yes, you are right. Let`s listen a dialog between Diana and Helen. (Презентация 1, слайд 3 )

Diana: Hi, Helen! Haven’t seen you for ages! How’ve you been?

Helen: Just fine, thanks, and you? It’s been a long time since you.

Diana: Right, it has. I saw you last in the library. You preparing for the talk on your favourite subject - English, of course.

Helen: True. But why are you laughing?

I think English is the most popular language nowadays. People speak English all over the world. In Russia and France, in Germany and Italy, in Spain and Egypt people learn English as a foreign language.

Diana: I know they do. By the way, they say, that English has become an international language in the 20th century.

Helen: Oh, yes, it certainly has. People will understand you practically everywhere if you speak English. In most of the countries people speak English and their native language of course.

Diana: And in what countries do people use English as their native language?

Helen: In Great Britain, the USA, Canada, Australia and New Zealand. These are English-speaking countries.

Diana: So in all these countries people speak the same language, don’t they?

Helen: My answer is “yes” and “no”. Though they all speak English, yet it is a little different in each of these countries.

Diana: You don’t say so!" I never knew that Americans and the English speak different languages.

Helen: Oh, no! They don’t. They speak English in both countries, but people speak American English in the USA and British English in Great Britain. Different words often name the same things.

Diana: What do you mean?

Helen: I mean that people live in flats in England but they live in apartments in America. They eat cookies and candies in the USA, but biscuits and sweets in Great Britain. Children go to school in the fall in America but in autumn in England.

Diana: That’s very interesting indeed.

T: Well done, girls, thanks a lot. I see you know lots about countries, but let`s start to speak about Great Britain. Maxim, tell us about the Land and the People of Great Britain. (Презентация 1, слайд 4)

Maxim: The United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland (the UK) is the official name of the state which is situated in the British Isles? Thus, “Great Britain” is often the same as “Britain”, or “the United Kingdom”, or just “UK. It consists of four countries which are England, Scotland, Wales and Northern Ireland. You can see them on the map. Their capitals are London, Edinburgh, Cardiff and Belfast. The UK is an island state. The two main islands are Great Britain (where England, Scotland and Wales are situated) and Ireland. Northern Ireland and the independent Irish Republic are there. The two islands are separated by the Irish Sea.

The UK is separated from the continent by the English Channel and the Strait of Dover. Once the British Isles used to be a part of the continent. The nearest point to Europe is the Strait of Dover. The UK is also washed by the Atlantic Ocean in the north and the North Sea in the east.

Everyone who was born in Britain is British. People from England are English. People from Scotland, Wales or Northern Ireland are not English. They are Scottish or the Scotts; Welsh and Irish. People from Scotland and Wales don’t like it when they are called English.

More than 56 million people live in Britain. Many of them live in big industrial cities like London. (Презентация 1, слайд 5 ) Manchester and Liverpool, for example, are big industrial cities in the centre of England. But foreigners are often surprised by the fact that much of land in Britain is open country. There are many lonely hills, quiet rivers, deep lakes and just farmlands especially in the south of the country.

Everyone in Britain speaks English. But in some parts of Scotland and Wales people speak different languages as well. The Welsh are especially proud of their language. They like to speak Welsh, to sing songs in Welsh and when you travel you can see road signs in Welsh all over Wales.

Everyone in the UK speaks English but they all speak it differently. A Scottish person has to listen carefully if he wants to understand a Londoner or a Welsh person.

As you know, the flag of the United Kingdom is known as the Union Jack (Презентация 1, слайд 6 ) is made up of three crosses: the cross of St. George (the patron saint of England), the cross of St. Andrew (the patron saint of Scotland) and the cross of St. Patrick (the patron saint of Ireland).

T: Thank you very much. - Who is the head of Great Britain?

T: What`s her name?

P: Elizabeth the second.

T: Kate will tell us about the Queen and the parliament. (Презентация 1, слайд 7 )

Kate: It is rather difficult to understand the British way of ruling the country. In Britain the Queen is the Head of State, but in fact she doesn’t rule the country as she has no power. The Queen is a symbol of the country history and its traditions. She is very rich. She travels about the United Kingdom, meets different people and visits schools, hospitals and other special places. So do all the members of the Royal family (Презентация 1, слайд 8) : the Queen’s husband, her son Prince Charles the Queen’s daughter Princess Anna, and Princess Margaret. At the beginning of the century many countries all over the world were ruled by Britain. All of them were included into the British Empire and were its colonies. India, Pakistan, Ceylon, for example, were among them. Now these countries are independent states. But in 1949 Britain and the former colonies founded the Commonwealth. (Презентация 1, слайд 9 ) The Commonwealth includes many countries such as Ireland, Canada, Australia, New Zealand and others. The Queen of Great Britain is also the Head of Commonwealth and the queen of Canada, Australia, New Zealand.

(Презентация 1, слайд 10 ) The real power in the country belongs to the British Parliament and to the British Government. The British Parliament has two ‘houses’: the House of Lords and the House of Commons. The House of Lords doesn’t have much power but it is very important as it can offer and change laws, it can delay laws too. The House of Commons makes laws about the policy of the country, taxes and many other things.

(Презентация 1, слайд 11 ) The members of the House of Lords are not elected. These members are permanent. The members of the House of Commons are elected. The British people elect 650 members of the House of Commons every five years.

T: Are you tired?

T: Let`s have a break.

Pretend that you are in English Theater. (Инсценировка стихотворения “The King’s Bread And Butter” (by A. A. Milne) (Презентация 1, слайд 12 )

The King asked
The Queen, and
The Queen asked
The Dairymaid:"
“Could we have some butter for
The Royal slice of bread?”
The Queen asked
The Dairymaid,
The Dairymaid
Said: “Certainly,
I’ll go and tell
The Cow
Now
Before she goes to bed.”
The Dairymaid
She curtsied"
And went and told
The Alderney:2
“Don’t forget the butter for
The Royal slice of bread.”
The Alderney
Said sleepily:
“You’d better tell His Majesty3
That many people nowadays
Like marmalade Instead.

T: Thank you very much, you are great actors. Britain is a special country. And what do you know about British way of life? Niyaz, come here and speak about it. (Презентация 1, слайд 13 )

Niyaz: In England many things are the other way round. On the continent people seldom speak about weather. If they do, it usually means they have no other topics to discuss. In England, if you don’t repeat the phrase “It’s a nice day today, isn’t it?” two hundred times a day people are surprised and think that you are very dull. On the continent Sunday papers appear on Monday; in England (the country is really hard to understand) they appear on Sunday. (Презентация 1, слайд14 ) On the continent some people like cats, others don’t, but in England cats are very special animals. Everyone loves them and takes care of them. On the continent people are proud of the things they know. They try to show off their knowledge and often quote Greek and Latin writers. In England only those who don’t know them or who haven’t read them do it. You can offend people on the continent in many ways, for example, if you laugh at them or make jokes about their life and jobs.

But the English take everything with a sense of humour. You can easily offend them only if you tell them they have no sense of humour. People on the continent either tell you the truth or lie, in England they hardly ever lie, but they don’t tell you the truth either. On Sundays on the continent even the poorest person puts on his best suit and tries to look nice and respectable. In England even the richest man dresses in some old clothes and doesn’t shave. (Презентация 1, слайд 15 ) Many continentals think life is a game; the English think cricket is a game. (Презентация 1, слайд 16 ) On the continent people have good food. In England people have good table manners.

T: Another famous English writer, detective writer is a woman. Agatha Cristie. Arthur tells us about her. (Презентация 1, слайд 18 )

Arthur: Agatha Christie (1890-1976) didn’t go to school and got education at home. She took part in the war of 1914 and got married in 1914. Agatha Christie began to write detective stories in 1920. She became famous in 1926 and wrote 68 novels, 17 plays, more than a hundred stories.

T: Thank you. Great Britain is proud of its explorers. And the most famous explorer is James Cook. Niyaz tells us about him. (Презентация 1, слайд 18 )

Niyaz: James Cook (1728-1779) was born in an English village. His father was a poor farmer. He became a seaman, traveller and discoverer. James Cook made three voyages around the world and discovered a lot of islands in the Pacific Ocean eastern coast of Australia.

3. Работа с компьютером.

T: What is the capital of Great Britain?

Have you ever been to London?

T: Do you want to visit London now, at this lesson?

T: The Internet will help us. You have computers on you tables. For this group and for that. Open them. Find Google Earth and open it. See on my screen and do it with me. If you can`t, up your hand and I`ll help you. (Приложение 2 )

Magic! We are in London! It`s very easy!

Учащиеся выходят в Интернет, заходят в интерактивную карту Google Earth, набирают в поисковике Лондон и попадают на улицы Лондона.

T: Take you tasks. Read them, find some places in London, complete the dialogues, then act it out. I`ll give you 10 minutes to do this task.

Предлагаемые диалоги:

Find the Trafalgar Square and complete the dialog, than act it out.

Excuse me, ______________. Can you help me?

Yes. How may I help you?

Can you tell me the way to _________________?

Of course. Go down this ________ and turn to the ____________. In less than _________ minutes you’ll see _______________.

Find the Tower Bridge and complete the dialog, than act it out.

Excuse me, ______________. I think I’m lost. How can I get to _____________?

Walk straight along the bank of the Thames and on the ___________ you’ll see a beautiful bridge with two towers. That’s it.

How long does it ________?

Only _____ minutes.

Thank you very_____.

You’re_______.

T:. Let`s check up. Lida come here and show us the first place.

Act out your dialog.

Amanta come here show us your first place. Act out your dialog.

Thank you very much. Close your computers. And now, at the end of our lessons let`s have a quiez about Great Britain. If you know the answer up your hand. (Презентация 1, слайды 20-28 )

4. Подведение итогов урока.

(Презентация 1, слайд 29 ) T: Now, at the end let`s talk about our lesson. What was interesting for you? What interesting facts have you known? It was interesting lesson for me too. Thank you very much.

5. Домашнее задание.

Your hometask is to find the information about London Eye in the Internet and sent it on my e-mail.

Беззубка является близким родственником перловицы. У этих моллюсков не имеется зубцов на раковине, отсюда и произошло название.

Раковины у беззубок невероятно хрупкие, они отдают перламутровым блеском.

Строение беззубок

Строение этих моллюсков очень близко со строением перловицы. Главным отличием между этими видами являются только сроки размножения.

Беззубки откладывают яйца осенью, а на протяжении всей зимы они вынашивают их в специальной жаберной полости. Прежде чем наступит беременность, у беззубок появляются вентиляционные трубочки, предназначение для проведения воды и насыщения кислородом зародышей, развивающихся в жабрах. Беззубки выбрасывают в начале лета крупных глохидиев, которые имеют по два крючкана створках раковины.


Где обитают беззубки


В наших водоемах можно чаще всего встретить беззубку обыкновенную, длина тела которой составляет 20 сантиметров. Обитают они в Западной Сибири и в европейской части нашей страны. Среда обитания этих моллюск с хрупкой раковиной – озера, пруды и речные заводи.


Данный вид является очень изменчивым, в одном водоеме могут встретиться различные формы и разновидности беззубок. Некоторые из них настолько нестандартны, что их относят к новым подвидам или новым видам.

В реках европейской части нашей страны также водится узкая беззубка, которая имеет удлиненную и сжатую раковину. Эти моллюски даже обитают в опресненных участках морей, к примеру, они встречаются в Каспийском море в дельте Волги.


В реках и озерах Кавказа с прозрачной пресной водой живет кавказская беззубка. Самые крупные представители вида обитают на Дальнем Востоке, в Приморском крае. Этих моллюсков называют беззубками Вуда, они имеют сильно вздутую раковину, длина которой достигает 15 сантиметров. Там же встречаются сводчатые беззубки, дорастающие до 10 сантиметров в длину.

Тема: тип Моллюски

класс Двустворчатые моллюски – Беззубка и Перловица

Цель: изучитьорганизацию Моллюсков класса Двустворчатые моллюски на примере Беззубки и Перловицы.

Задания:

    Изучить классификацию типа Моллюски. Выучить ароморфозы типа Моллюски. Всё следует записать в тетради.

    Изучить организацию Моллюсков класса Двустворчатые моллюски на примере Беззубки и Перловицы. Выполнить конспект в тетради.

    Рассмотреть влажные препараты и коллекцию раковин моллюсков разных видов.

    Под микроскопом изучить строение глохидия двустворчатого моллюска.

    Изучить внешнее и внутреннее строение Беззубки или Перловицы (вскрытие моллюсков).

    В альбоме зарисовать 3 рисунка, обозначенных в печатных методичках V (красной галочкой). С этими методичками вы работаете на занятиях, и хранятся они в лаборантской кафедры биологии и экологии. В данной электронной методичке рисунки для рисования представлены в конце файла.

    Знать ответы на контрольные вопросы темы:

Общая характеристика типа Моллюски. Классификация типа Моллюски. Ароморфозы типа Моллюски.

Особенности организации моллюсков класса Двустворчатые моллюски.

Систематическое положение, образ жизни, строение тела, размножение, значение в природе и для человека Беззубки и Перловицы.

Тип Моллюски – Mollusca

Тип подразделяется на следующие подтипы и классы :

Подтип 1. Боконервные . Это примитивные моллюски с шиповатой кутикулой или с раковиной, состоящей из восьми пластинок. Голова без глаз и щупалец. Нервная система состоит из четырех продольных нервных стволов. Два класса:

Класс 1. Панцирные , или Хитоны (1 тыс. в.) Тело у этих моллюсков уплощенное, эллиптическое, с восемью перекрывающимися, как черепица, известковыми пластинками на спинной стороне. Длина от 2 мм до 30 см. Спина и бока покрыты мантией, а большую часть нижней поверхности занимает уплощенная нога. Во рту находится радула (своеобразная терка для соскребания); органами дыхания служат жабры; нервная система с окологлоточным кольцом и двумя парами боковых нервных стволов, соединенных перемычками (ганглиев нет). Раздельнополые, оплодотворение наружное, развитие с метаморфозом, личинка называется трохофорой. Хитоны ползают в море по камням и способны прочно к ним прикрепляться. Если оторвать хитона с камня, он сворачивается, как еж, выставляя спинные пластинки для защиты. Местные жители тропического региона собирают хитонов и употребляют в пищу.

Класс 2. Беспанцирные , или Бороздчатобрюхие (около 150 в.). Это самые примитивные, глубоководные моллюски. Длина их червеобразного тела обычно около 2,5 см, но у некоторых форм достигает 30 см. Настоящая нога отсутствует, ясно выраженной головы нет. Тело покрыто кутикулой с шипами, а не раковиной.

Тип Моллюски – Mollusca

Подтип 2. Раковинные . Это моллюски с известковой раковиной, цельной, или раздельной на две боковые створки. Нервная система разбросанно-узлового типа, на голове есть щупальца и глаза. Пять классов:

Класс 3. Моноплакофоры (всего 8 современных видов, первый из которых – Неопилина – описан недавно - в 1952 г.). Это группа древних, похожих на блюдечки моллюсков с сегментированным, как у червей, телом, в каждом сегменте которых есть свои жабры, почки и прочие органы. Раковина в виде колпачка. Обитают на больших океанских глубинах.

Класс 4. Лопатоногие , или Ладьеногие (50 в.). Морские животные; живут почти полностью зарывшись в донный ил. Коническая раковина тонкая, удлиненная и несколько изогнутая, длиной 5–8 см. Из ее широкого устья, находящегося в грунте, высовывается заостренная нога, а узкий конец с отверстием на вершине выступает в воду. Дышат лопатоногие с помощью мантии, жабр у них нет. Голова отсутствует. Раздельнополые животные с наружным оплодотворением.

Класс 5. Брюхоногие , или Улитки (свыше 90 тыс. в.). Эти животные, к которым относятся Слизни , Улитки , Катушки , Прудовики , встречаются повсеместно: в маленьких прудах и больших озерах, в ручьях и реках, на вершинах гор, в лесах и на лугах, на морском дне и в открытом океане. У типичного брюхоногого моллюска на хорошо обособленной голове находятся сенсорные щупальца, два глаза и рот, снабженный радулой. Передвигаются при помощи крупной покрытой слизью ноги. Многие имеют цельную раковину, в которую могут полностью втягивать все тело. Иногда раковина редуцирована (слизни). Характерная черта Брюхоногих – асимметрия тела: тело, как и раковина, спирально закрученное. В связи с асимметрией тела органы, расположенные на правой стороне тела, редуцированы. Многие наземные виды дышат легкими (группа легочных), остальные – жабрами. Большинство гермафродиты, оплодотворение наружное в мантийной полости, яйца откладывают в виде слизистых шнуров, их яйца выходит молодой моллюск.

Класс 6. Двустворчатые , или Пластинчатожаберные (около 20 тыс. в.). Это всем известные Гребешки , Мидии , Жемчужницы , Устрицы , Беззубки , Перловицы . Раковины их состоят из двух боковых створок. Многие виды живут частично зарывшись в грунт на дне водоема, однако большинство ползает. Мидии и Устрицы прочно прикрепляются к камням при помощи секретируемых мантией нитей.

Тип Моллюски – Mollusca

Класс 7. Головоногие (700 в.). Эти морские животные, к которым относятся Кальмары , Осьминоги , Наутилусы и Каракатицы , считаются наиболее развитыми из всех моллюсков. На крупной голове расположены глаза и рот с роговыми челюстями и радулой. Рот окружен 8 или 10 щупальцами, которые называются руками. Щупальца головоногих это видоизмененная нога, переместившаяся на голову. Щупальца несут дисковидные присоски. Диаметр присосок у некоторых осьминогов может достигать 2 м (!). Размеры щупалец варьируют от нескольких сантиметров до 8,5 м. Другая часть ноги образует воронку, которая лежит на брюшной стороне тела. Через воронку головоногие выбрасывают с силой воду из мантийной полости и передвигаются, таким образом, толчками (реактивный способ передвижения). У Каракатиц и Кальмаров сохранился рудимент раковины внутри тела; у осьминогов она исчезла без следа. У Корабликов , или Наутилусов , есть наружная раковина; она свернута в спираль, как у улиток, однако, в отличие от них, разделена внутри перегородками на камеры. Еще у головоногих есть чернильная железа, которая открывается в заднюю кишку: в момент опасности или нападения головоногие выпускают капельку черного секрета, которая способна замутить большое количество воды. Все виды раздельнополые; оплодотворение внутреннее. Из яиц, окруженных студенистыми капсулами, вылупляются похожие на взрослых миниатюрные неполовозрелые особи. В мезозойскую эру был расцвет головоногих моллюсков (Белемниты , Аммониты ). У Белемнитов раковина была сильно редуцирована до маленькой пластинки, ископаемые остатки которой называют «чертов палец».

Итак, Моллюски имеют следующие ароморфозы: 1. Сегменты сливаются в небольшое количество отделов тела (голова, туловище, нога), каждый из которых выполняет определенные функции. 2. Произошла дальнейшая концентрация нервной системы - образование крупных нервных узлов в различных отделах тела. 3. Появилось сердце, увеличившее скорость кровообращения, что существенно

повысило интенсивность метаболических процессов. 4. Возникли пищеварительные железы, обеспечившие более быстрое и полное переваривание пищи. 5. Образовалась раковина, выполняющая функции наружного или внутреннего скелета и защищающая мягкое тело моллюсков.

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Беззубка и перловица

Беззубка – род Anodonta и Перловица – род Unio (тип Моллюски, класс Двустворчатые, или Пластинчатожаберные моллюски, семейство Униониды) это широко распространенные в пресных водоемах умеренных широт моллюски, называемые нами ракушками. Беззубки предпочитают водоемы со стоячей или медленно текучей водой с илистым дном, а Перловицы – проточные водоемы с песчаным дном. Еще Беззубки более чувствительны к химическому загрязнению воды. Например, в нашем городе на реке Уй встречаются оба рода моллюсков: и Беззубки, и Перловицы, а на реке Увелька много Перловиц, но Беззубки редки.

Раковина. Двустороннесимметричное тело этих моллюсков заключено в двустворчатую раковину . Раковина Перловицы длиной до 15 см, несколько вытянутая, более прочная, чем у Беззубки. Створки раковины Перловицы соединяются на спинной стороне особыми зубцами и выемками – так называемым замком . Раковина Беззубки длиной до 20 см, обычно тонкостенная, более округлая, без замковых зубов (отсуда и название – Беззубка), соединяются две створки раковины с помощью эластичной связки лигамента . Закрываются створки раковины у этих моллюсков при помощи двух мышц -замыкателей .

Две створки раковины Беззубки и Перловицы соединяются друг с другом на спинной стороне, а на брюшной стороне в образовавшуюся щель просовывается мускулистый вырост брюшной стенки тела – нога . Беззубки и Перловицы, приоткрывая створки раковины и высовывая оттуда клиновидную ногу, медленно ползают по дну водоема, оставляя за собой след, прочерченный ногой. Скорость движения не более 20-30 см в час.

Еще раз обратите внимание на раковину моллюсков: у раковины различают передний конец – более широкий и округлый, и задний конец – более узкий, заостренный. Наиболее выпуклая часть створки называется пупком . Оба пупка правой и левой створки образуют вершину раковины. Раковина состоит из трех слоев. Наружный конхиолиновый – грязновато-зеленоватого цвета, образован органическим веществом конхиолином . Если его поскоблить, то открывается средний – фарфоровидный слой белого цвета. Внутренняя поверхность створок раковины покрыта перламутровым слоем. Фарфоровидный и перламутровые слои состоят из кристаллов углекислого кальция. Тонкие пластинки перламутрового слоя при отражении световых лучей дают своеобразный перламутровый блеск. Обратите

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

внимание на изогнутые линии на поверхности раковины, расположенные параллельно ее вершине. Это годовые линии прироста . С ростом моллюска растет и

раковина. Вершина раковины – наиболее старая ее часть. По количеству годовых линий можно определить возраст моллюска.

Тело Беззубки и Перловицы состоит из туловища и ноги , а голова не обособлена. Покрыто тело кожной складкой, которая называется мантией . Мантия свешивается с боков тела в виде складок. На спинной стороне мантия срастается с телом моллюска. На заднем конце тела свободные края мантии срастаются, оставляя отверстия - сифоны для ввода (жаберный сифон ) и вывода (клоакальный сифон ) воды из мантийной полости. Внешним эпителием мантии образуются створки раковины. Между мантией и туловищем находится мантийная полость , в которую открываются анальное отверстие, протоки почек и половых желез, там же располагаются органы дыхания Беззубки и Перловицы (жабры), некоторые органы чувств.

Мускулатура у моллюсков хорошо развита и состоит из мышечных пучков, хотя мышечные волокна гладкого типа. Особенно сильно мышечные пучки развиты в ноге животного. Еще у Беззубки и Перловицы хорошо развиты две мышцы-замыкатели, удерживающие створки раковины.

Полость тела. Внутренние органы находятся внутри тела в паренхиме , но имеются полости, заполненные жидкостью (как у Аскариды первичная полость тела). Вторичная полость тела – целом - частично редуцировалась, в остатках целома находится сердце (в перикарде ) и половые железы. Таким образом, полость тела у моллюсков образована остатками первичной полости и сильно редуцированным целомом. Такая полость называется смешанной полостью , или миксоцёлем .

Пищеварительная система у Беззубки и Перловицы состоит из передней, средней и задней кишки. Передняя кишка представлена ротовым отверстием , ротовой полостью и глоткой . Обратите внимание: ротовое отверстие расположено у основания ноги (!), оно окружено ротовыми лопастями треугольной формы. Пищевые частицы – различные органические остатки, попавшие в мантийную полость с током воды через жаберный вводной сифон, склеиваются в комочки и отправляются в ротовое отверстие моллюска. Такой способ питания называется фильтрационным , а животные Беззубка и Перловица, соответственно, фильтраторами. В пищеварительной системе Беззубки и Перловицы отсутствует радула и слюнные железы, характерные для прочих моллюсков. Пища из ротовой полости попадает в пищевод , открывающийся в желудок . Средняя кишка делает несколько изгибов в основании ноги, затем переходит в заднюю кишку , которая заканчивается анальным отверстием . У моллюсков есть пищеварительная железа – печень . Печень у Беззубки и Перловицы очень обширная, со всех сторон окружает желудок.

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Нервная система у двустворчатых моллюсков и у Беззубки и Перловицы разбросанно-узлового типа . Она представлена тремя парами ганглиев (нервных узлов), которые связаны комиссурами (нервными тяжами). Первая пара ганглиев (головные ) находится около пищевода, вторая (ножные ) в - ноге и третья (внутренносные ) - под задним мускулом-замыкателем раковины. От узлов отходят нервы к различным органам. Органы чувств У Беззубки и Перловицы развиты слабо: имеются специальные рецепторы (нервные окончания), обеспечивающие кожную чувствительность; имеются органы равновесия - статоцисты ; вокруг рта и в ротовой полости - органы химического чувства . Глаз у Беззубки и Перловицы нет.

  • Кровеносная система незамкнутая , состоит из сердца и кровеносных сосудов. Сердце находится в околосердечной сумке перикарде и состоит из двух предсердий и одного желудочка . От желудочка отходят артерии - сосуды, по которым кровь течет от сердца ко всем органам. Часть пути кровь проходит не по сосудам, а по полостям между внутренними органами. Затем кровь по венозным сосудам течет к жабрам, происходит газообмен и обогащенная кислородом кровь возвращается в сердце.

Дыхательная система . По обеим сторонам ноги в мантийной полости (т.е. между телом и мантией) у Беззубки и Перловицы расположены по две пластинчатые жабры . Жабры, а также внутренняя поверхность мантии, снабжены ресничками , движением которых и создается ток воды. Через нижний (вводной, или жаберный) сифон вода попадает в мантийную полость. Выводится вода через выводной (клоакальный) сифон, расположенный сверху. Жабры пронизаны густой сетью кровеносных капилляров, здесь происходит газообмен. Вместе с током воды через вводной сифон в мантийную полость попадают и частички пищи.

    Органы выделения у Беззубки и Перловицы - п очки , представляющие собой видоизмененные метанефридии (т.н. почки метанефридиального типа ). Каждая почка состоит из многочисленных канальцев. Каналец начинается воронкой в околосердечной сумке (в целомической полости), а другим концом каналец открывается в мантийную полость. Почки располагаются под сердцем.

Размножение. Беззубка и Перловица раздельнополы , хотя внешних половых отличий нет. Семенники и яичники (мужские и женские половые железы) парные. Половые протоки, идущие от половых желез, открываются в мантийную полость. Оплодотворение у Беззубки и Перловицы наружное в мантийной полости. Здесь на жабрах у самки прикрепляются яйца, которые оплодотворяются сперматозоидами, проникающими в мантийную полость с током воды через жаберный (вводной) сифон. Через некоторое время из яиц выходят личинки Беззубок и Перловиц, которые называются глохидиями. Глохидии имеют двустворчатую раковинку с зазубренными шипами на краях и липкой биссусной нитью. Когда над Беззубкой или Перловицей проплывает рыба, взрослые моллюски выталкивают через выводной сифон личинок в окружающую воду. При помощи биссусной нити и

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Значение. Беззубки и Перловицы являются элементом биологического разнообразия пресных водоемов, являются составной частью пищевых цепей. В тех местах, где этих моллюсков особенно много, они становятся мощными естественными очистителями воды (биофильтраторами). В некоторых регионах люди собирают Беззубок и Перловиц на корм домашней птице. В былые времена из раковин Перловиц изготавливали красивые перламутровые пуговицы.

Вопросы для самоконтроля

Назовите ароморфозы типа Моллюски.

Назовите классификацию типа Моллюски.

Каково систематическое положение Беззубки, Перловицы?

Где обитают Беззубки, Перловицы?

Чем различаются раковины Беззубки и Перловицы?

Каково строение тела Беззубки, Перловицы?

Чем покрыто тело Беззубки, Перловицы?

Какая полость тела характерна для Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет пищеварительная система Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет кровеносная система Беззубки, Перловицы?

Как дышит Беззубка, Перловица?

Какое строение имеет выделительная система Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет нервная система Беззубки, Перловицы?

Какое строение имеет половая система Беззубки, Перловицы?

Как размножается Беззубка, Перловица?

Какое значение имеет Беззубка, Перловица?

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Рис. Перловицы: А - перловица обыкновенная; Б - перловица вздутая, или клиновидная; В - перловица толстая.

Рис. Беззубка.

Рис. Глохидий – личинка Беззубки и Перловицы.

Тип Моллюски класс Двустворчатые моллюски

Рис. Строение Беззубки.

1 - передний край; 2 - брюшной край; 3 - задний край; 4 - спинной, или замочный, край; 5 - макушка; 6 - наружная связка; 7 - передний мускул-замыкатель; 8 - задний мускул-замыкатель; 9 - передний ретрактор ноги; 10 - протрактор; 11 - задний ретрактор ноги; 12 - элеваторы ноги; 13 - нога; 14 - правая складка мантии; 15 - вводной (жаберный, дыхательный) сифон; 16 - выводной (клоакальный) сифон; 17- клоакальная камера; 18- спинной мантийный канал; 19 - спинное мантийное отверстие; 20 - ротовое отверстие; 21 - ротовые лопасти; 22 - левая наружная полужабра; 23 -левая внутренняя полужабра; 24- область Кеберова органа; 25 - область перикардия; 26 - линия, по которой обрезана левая мантийная складка.

РИСУНКИ, КОТОРЫЕ ТРЕБУЕТСЯ ВЫПОЛНИТЬ В АЛЬБОМЕ

(всего 3 рисунка)

Тема занятия: Тип Моллюски - Mollusca .

Тип: Моллюски

Род: Беззубка - Anodonta

Род: Перловица – Unio

Рис. 1. Беззубка (Перловица). Внешнее строение.

1-раковина 6-вершина раковины

2-нога 7-вводной (жаберный) сифон

3-передний конец 8-выводной (клоакальный) сифон

4-задний конец 9-спинная сторона

5-лигамент (связка) 10-брюшная сторона

Тема занятия: Тип Моллюски - Mollusca .

Тип: Моллюски

Класс: Пластинчатожаберные, или Двустворчатые моллюски

Отряд: Настоящие пластинчатожаберные

Род: Беззубка - Anodonta

Род: Перловица - Unio

Рис. 2. Беззубка (Перловица). Внутреннее строение.

1 -раковина 11 -кишечник

2-мантия 12-анальное отверстие

3-нога 13-печень

4-вводной сифон (жаберный) 14-сердце

5-выводной сифон (клоакальный) 15-перикардий 6-задний замыкательный мускул 16-почка 7-передний замыкательный 17-выводное отверстие почки

мускул 18-головной ганглий (церебральный)

8-ротовые лопасти 19-ножной ганглий (педальный)

9-рот 20-внутренносный ганглий

10-желудок (висцеральный)

21 -половая железа (гонада)

Тема занятия: Тип Моллюски - Mollusca .

Рис. 3. Глохидий – личинка Беззубки и Перловицы.

1 - мускул-замыкатель; 2 - зубчики; 3 - биссусная нить.

Лабораторная работа №1 по биологии 8 класс (ответы) - Изучение строения раковин беззубки и прудовика

  1. Распределите но классам раковины моллюсков из предложенной коллекции.

К классу Брюхоногие относят прудовика, а к классу Двустворчатые - беззубку. Раковины разных классов моллюсков отличаются по внешнему виду.

У двустворчатых раковина состоит из двух створок, а у брюхоногих она цельная и имеет вид завитка.

Раковина брюхоногих асимметрична/симметрична (нужное подчеркните).

  1. Рассмотрите раковину двустворчатого моллюска - беззубки. Снаружи раковина покрыта слоем рогового органического ве­щества. Обратите внимание на наружный слой. Какого он цвета?

Осторожно соскребите пинцетом наружный слой в любом месте. Что вы видите под ним?

Коричнево-зелёного.

Как вы думаете, какой это слой?

Органический.

За счет какого слоя достигается основная толщина створок?

За счёт известкового.

Рассмотрите перламутровый слой с внутренней стороны рако­вины. Чем он отличается от других слоев?

Преломляет свет и имеет блеск.

Таким образом, раковина моллюска состоит из слоев: наружно­го - органического, среднего - известкового, внутреннего - перламутрового.

  1. У моллюсков раковина растет с краев, поэтому на ней хорошо видны следы годичных приростов. Определите, сколько лет одной из выданной вам раковин.

Зависит от выданной вам раковины

  1. Сравните раковины беззубки и перловицы. Заполните таблицу. Как вы думаете, почему двустворчатый моллюск наших рек получил название «беззубка»?

Створки моллюска ровные, не имеют зазубрин.

Сравнительная характеристика раковин беззубки и перловицы

  1. Возьмите раковину брюхоногого моллюска - прудовика. На раковине найдите устье и завиток. Подсчитайте число оборотов в завитке.

Число оборотов составляет 3. Определите, к какому типу раковин - право- или левозакручен­ным - относится выданный вам экземпляр. Если при взгляде сверху на вершину раковины обороты завитка закручены но часовой стрелке, то раковина - правозакрученная, если про­тив часовой стрелки - левозакрученная. Раковина прудовика правозакрученная.

  1. Сравните раковины прудовика и катушки. Отметьте признаки, характерные для раковины прудовика, обводя подходящие буквы кружками, а для катушки - квадратами:
  • а) раковина завита в одной плоскости; (для катушки)
  • б) раковина завита в разных плоскостях; (для раковины прудовика)
  • в) завиток совсем не возвышается над устьем или поднимается незначительно;(для катушки)
  • г) раковина завита в виде конуса с большим или меньшим ко­личеством оборотов. (для раковины прудовика)

Зарисуйте раковины прудовика и катушки.

Сделайте вывод о значении раковины в жизни моллюсков. Из чего образуются раковины?

Раковины образуют один органический слой и два известковых, она выполняет функции защиты и опоры для мышц.

  1. Дайте краткие ответы на вопросы.

Моллюски - в основном водные животные. Но некоторые предста­вители этого типа живут на суше. К какому классу они относятся? Почему одни моллюски могут жить на суше, а другие - нет?

На суше живут брюхоногие моллюски, поскольку дышат они с помощью лёгкого.

На приусадебных участках слизни наносят серьезный вред ого­родным культурам. Какие методы борьбы с этими моллюсками вы можете предложить?

Слизни являются пищей для некоторых жаб, также можно использовать химические средства.