Инструменты

Чем чистить диваны из экокожи. Уход за обивкой из искусственной кожи (экокожа)? Отзывы: «Еще одно отличие - воздухопроницаемость»

Чем чистить диваны из экокожи. Уход за обивкой из искусственной кожи (экокожа)? Отзывы: «Еще одно отличие - воздухопроницаемость»
Психология развития и возрастная психология: конспект лекций Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 3. Развитие: этапы, теории, законы и закономерности. Пренатальное и перинатальное развитие

Жизнь человека начинается с момента оплодотворения. Это подтверждают многочисленные исследования. С момента оплодотворения в организме женщины зародыш живет своей собственной жизнью, реагирует на голоса, на настроение матери, на внешние стимулы. Существует гипотеза, что зародыш начинает реагировать еще раньше, чем будет сформирована центральная нервная система, потому что клетки живого организма могут улавливать изменения в химическом составе крови матери. А такие изменения неизбежно появляются в связи с любыми положительными или отрицательными эмоциями женщины.

Практически сразу после оплодотворения, т. е. через 30 ч зародыш человека становится двуклеточным. Еще через 10 ч зародыш состоит из 4 клеток, через 3 дня – из 12 клеток. Первые клетки (бластомеры) тесно соприкасаются друг с другом, они крупнее, чем обычные соматические клетки человеческого организма. В это время зародыш называется «морулой» (от лат. morum – «тутовая ягода»). Такое название возникло, потому что зародыш похож на ягоду.

Нервная система зародыша формируется с 3-4-й недели внутриутробной жизни, развивается на протяжении всего последующего внутриутробного периода. Несмотря на то, что нервная система возникает очень рано, головной мозг будет развиваться на протяжении многих лет после рождения ребенка. Но центральная нервная система начинает функционировать уже в материнском организме. Американский ученый Т. Верни утверждает, что личность человека формируется до его появления на свет. Ребенок чувствует мысли, переживания, эмоции матери, именно эти впечатления впоследствии сформируют его характер, поведение, психику. У 28-недельного плода уже есть мимические реакции. Плод выражает свое отношение ко вкусу пищи, которую ест мать. Гримасы неудовольствия возникают на соленое и горькое, и, наоборот, сладкое вызывает у зародыша выражение удовольствия. Плод реагирует особым выражением лица на плач матери, крик, гнев.

Многочисленные исследования показали, что в развитии плода играет огромное значение деятельность нервной системы. Если у плода по какой-то причине повреждается мозг, длина и масса уменьшаются, то во время родов плод может погибнуть. Движения плода в организме матери определяются деятельностью развивающейся нервной системы. Выражены глотательные и хватательные движения, подвижны конечности. Хватательный эффект впервые проявляется в возрасте 11,5 недель внутриутробной жизни.

Специалисты по проблемам раннего развития мозга, внешней среды и психического здоровья доказали, что ребенок чувствует отрицательные эмоции матери, и они влияют на него самым сильным образом. Основные характеристики мозга зависят не только от наследственности, но и от качества контактов плода с окружающей средой. Если будущий ребенок был не желателен для матери, в период беременности она была озлоблена или раздражена, то плод все это чувствовал. Гормоны, образующиеся в организме женщины, самым негативным образом воздействовали на ребенка.

Акт рождения сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного. После того как ребенок появился на свет, нервная система глубоко потрясена всем происшедшим. Это дает основание говорить о психологической травме рождения.

Понимание того факта, что ребенок чувствует и сознает еще до рождения, дает возможность осознать беременной женщине, что она может повлиять на личность ребенка, может направить его развитие в том или ином направлении с помощью своих мыслей и чувств. Это не означает, что любые мимолетные волнения или тревоги могут навредить ребенку и качественно повлиять на его характер, в некоторых случаях это даже может сыграть положительную роль в развитии ребенка. А значит это только то, что мать ребенка имеет возможность качественно улучшать его эмоциональное развитие.

Открытию факта внутриутробного формирования личности способствовал ряд открытий, среди которых открытие существования системы общения между матерью и новорожденным ребенком, названной «привязанностью» .

Что важно, сделанные открытия по-новому объясняют роль присутствия любящего мужа рядом с беременной женщиной. Для нее общение с ним является постоянным источником эмоциональной поддержки и чувства защищенности, что, в свою очередь, передается ребенку.

Возвращаясь к теме о психологической травме рождения с точки зрения данных открытий, становится очевидным, что для ребенка очень важно родиться в теплой, душевной обстановке, рождающей чувства безопасности и защищенности.

Однако все эти открытия не означают, что ребёнок в утробе матери обладает полностью сформированной эмоциональной и психической базой. Он не может понять тонкости разговора взрослых людей, однако он понимает этот разговор с точки зрения эмоций, улавливая малейшие изменения, не ограничиваясь сильными и ярко выраженными, такими как любовь или ненависть, но также распознавая такие эмоции, как неуверенность или двойственность чувств.

Ребенок в утробе матери является очень способным учеником. Одним из главных источников информации для него являются его чувства. Так, например, если мать ребенка курит – он испытывает негативные эмоции (предположительно это связано с тем что во время курения ему недостает кислорода). И даже если мать будет просто думать о курении, у ребенка будет наблюдаться волнение (учащенное сердцебиение, повышенная активность) – так называемый условный рефлекс на негативное событие.

Другим источником информации для ребенка является речь. Не секрет, что у каждого человека индивидуальный ритм речи. И доказано, что источником рисунка речи человека является речь его матери, звучание которой он копировал. Причем процесс обучения начинается еще в утробе матери, это доказывается тем фактом, что ребенок движется в ритм ее речи. Младенец в возрасте 4–5 месяцев обладает хорошо развитым слухом и может различать не только голоса родителей, но и музыку. Если включить спокойную музыку, то даже достаточно беспокойный ребенок успокоится, в случае с быстрой и громкой музыкой будет наблюдаться резкое изменение поведения плода в сторону повышения его активности.

Доктором Домиником Пурпура , профессором медицинского колледжа Альберта Эйнштейна, являющимся главой секции исследования мозга Национальных институтов здоровья, было указано точное время формирования личности ребенка в утробе матери – это период между 28-й и 32-й неделями беременности. Начиная с этого периода, информация поступает в мозг и передается отдельным частям тела. Несколькими неделями позже сигналы мозга ребенка становятся более ярко выражены и могут быть зафиксированы приборами, позволяющими определить, когда ребенок спит, а когда бодрствует.

Рождение ребенка резко вносит в его мироощущения новые эмоции, новые впечатления, зачастую не всегда приятные. И то, как поведет себя ребенок в первые минуты после рождения, в большинстве случаев покажет, каково будет его поведение в дальнейшей жизни. Так, ребенок, родившийся и оказавшийся в руках акушера, может развернуться, а может остаться в позе эмбриона, привычной ему по утробе матери. В первом случае ребенок будет активным и деятельным, а во втором – будет психологически замыкаться и отстраняться. Для ослабления кризисности перехода из пренатального в перинатальный период развития необходимо создать условия при рождении и сразу после него близкие к тем, что были у ребенка в последние девять месяцев: положить его сразу после рождения на живот матери, после чего в ванну с теплой водой и т. д.

Психология возрастного развития – это отрасль знаний, рассматривающая динамику возрастных изменений. В психологии возрастного развития выделяют 2 типа развития: преформированный , непреформированный .

Преформированный тип развития – развитие, при котором заранее заданы и закреплены те стадии, которые организм пройдет в течение некоторого времени, например, эмбриональное развитие.

Непреформированный тип – это такой тип развития, когда процесс задан не изнутри, а извне.

Развитие происходит благодаря влиянию окружающей среды на организм.

Эволюционное изменение психики – это длительное и достаточно медленное развитие, в результате которого происходят устойчивые изменения организма, обогащается словарный запас человека.

Революционные изменения – это быстрые, глубокие преобразования психики и поведения человека. Происходят во время возрастных кризисов, сопутствуют им.

Ситуационные изменения – это быстрые, но недостаточно устойчивые изменения психики и поведения, требующие подкрепления. Бывают организованные и неорганизованные.

Организованные – предполагают разработку оказания обучающего влияния на человека, осуществляются в системе и носят целенаправленный характер.

Неорганизованные ситуационные изменения носят, как правило, случайный характер и не предполагают системной работы по обучению и воспитания.

В ситуационных изменениях особую роль играют психотрав-мирующие обстоятельства, накладывающие значительный отпечаток на изменение личности.

Детское развитие – непреформированный тип развития. Это качественно своеобразный процесс, который определен той формой развития общества и непосредственно окружающего ребенка социума, в котором ребенок находится.

Движущие силы психического развития – это факторы, которые определяют поступательное развитие ребенка. Эти факторы являются причинами и содержат в себе побудительные энергетические источники развития.

Условия психического развития – это внутренние и внешние постоянно действующие факторы, которые влияют на процесс развития, направляя его ход и формируя динамику и конечный результат.

Законы психического развития – это общие и частные закономерности, с помощью которых можно описать психическое развитие и опираясь на которые можно управлять ходом психического развития.

Л. С. Выготский отмечал, что разные стороны психической деятельности ребенка развиваются неравномерно. Например, речевое развитие бурно происходит в раннем детском возрасте, а логическое мышление развивается в подростковом возрасте.

Закон метаморфозы детского развития заключается в том, что развитие не сводится к количественным изменениям психики, оно представляет собой цепь качественных изменений.

Закон цикличности заключается в том, что возраст как стадия развития представляет собой определенный цикл, каждый цикл имеет свое содержание и свой темп.

По проблеме развития мнения большинства зарубежных и отечественных психологов расходятся. Многие зарубежные психологи, например, Ж. Пиаже , считают, что обучение ориентируется на развитие, т. е. при обучении необходимо исходить из того, что ребенок осваивает информацию в соответствии с уровнем развития познавательных процессов в данный период времени. Соответственно, нужно давать ребенку то, что он может «взять».

В отечественной психологии взгляд на проблему соотношения обучения и развития принципиально иной. Л. С. Выготский говорил о ведущей роли обучения в процессе развития, т. е. он отмечал, что обучение не должно плестись в хвосте развития. Оно должно несколько опережать его.

Обучение Выготский характеризовал как общественный момент развития, имеющий всеобщий характер.

Также он выдвигал теорию (идею) о существовании уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.

Под понятием развития Л. С. Выготский понимал процесс формирования человека или личности и возникновения на каждом этапе развития новых качеств, специфичных для человека и подготовленных ходом предыдущего развития. Следует отметить, что данные качества существуют в готовом виде на предыдущих ступенях развития, для них есть предпосылки.

Основоположником исследования эволюционного развития всего живого и конкретно человека является Ч. Дарвин . На основе его учения был разработан закон о том, что онтогенез есть краткое повторение филогенеза. Дж. Холл перенес данный закон на человека, на его психику. Человек в течение своей жизни повторяет все стадии развития человечества. В рамках этого работали Ф. Гетчесон , В. Штерн и другие ученые.

Ф. Гетчесон в качестве основного критерия использовал способ добывания пищи. Он считал, что ребенок на протяжении жизни проходит все стадии развития человечества: собирательства, земледелия, одомашнивания животных, строительства жилища и торгово-экономическую стадию.

В. Штерн ориентировался на овладение человеком определенным культурным уровнем. Он отмечал, что человек на первоначальном этапе своего развития напоминает млекопитающих, на следующей стадии – обезьяну, затем он овладевает культурными навыками и к началу обучения становится культурным человеком. Данную теорию критиковали за то, что негуманно заставлять человека повторять все стадии развития человеческого общества. Ее критиковали и за то, что она умозрительна, т. е. основана на внешнем сходстве. Тем не менее, теория рекапитуляции – это первая попытка создать эволюционную теорию.

Представителями нормативного подхода являлись Н. Гейзелл и У. Термел .

На основе многолетнего исследования особенностей социальной адаптации детей, их речевого развития и ряда других показателей с помощью специального оборудования, кино, видео, а также непроницаемого зеркала Гейзелла были составлены психологические портреты отдельных возрастных групп и определены нормативные показатели психического развития.

Термел исследовал детей-вундеркиндов. Сторонники нормативного подхода положили начало становлению детской психологии как нормативной дисциплины. Они проследили динамику развития психических функций ребенка с раннего детства до юношеского периода, до наступления взрослости.

Большой интерес представляет теория трех ступеней детского развития К. Бюллера . Фактически, теория Бюллера представляет собой своеобразную иерархию отдельных компонентов детского развития. На первой ступени стоит инстинкт , на второй ступени – дрессура (навыки) , третья ступень – интеллект . В рамках этой теории обнаруживается сочетание внутренних биологических факторов (задатков) и внешних условий.

К. Бюллер считал, что определяющими для развития человека являются:

1) усложнение взаимодействия с окружающей средой;

2) развитие аффективных процессов;

3) созревание мозга.

Под развитием аффективных процессов Бюллер понимал возникновение и переживание человеком удовольствия.

На первой ступени удовольствие приносит выполненная деятельность. Например, младенец получает удовольствие после кормления.

На второй ступени (дрессура) ребенок получает удовольствие в процессе деятельности. Например, ребенок получает удовольствие от сюжетно-ролевой игры.

На третьей ступени (интеллект) человек получает удовольствие от предвосхищения деятельности. Основная тенденция: в процессе развития наблюдается переход удовольствия от конца к началу действия.

Теорию Бюллера критиковали за необоснованность описанных ступеней и критерия их выделения. Фактически, изучая развитие в рамках зоопсихологии, Бюллер перенес его и охарактеризовал по тому же принципу детское развитие.

Постепенно в процессе развития происходит социализация личности. Этот процесс экспериментально изучался многими психологами.

Социализация – процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности. Социализация может происходить как в условиях стихийного воздействия на личность различных обстоятельств жизни, имеющих иногда характер разнонаправленных факторов, так и в условиях образования и воспитания целенаправленного, педагогически организованного, планомерного процесса и результата развития человека, осуществляемого в интересах его и (или) общества, к которому он принадлежит. Воспитание является ведущим и определяющим началом социализации.

Понятие «социализация» было введено в социальную психологию в 40-50-е гг. XX в. в работах А. Бандуры , Дж. Кольмана и др. В разных научных школах это понятие получило различную интерпретацию: в необихевиоризме оно трактуется как социальное учение; в школе символического интеракционизма – как результат социального взаимодействия; в гуманистической психологии – как самоактуализация.

Явление социализации многоаспектное, и каждое из указанных направлений акцентирует внимание на одной из сторон изучаемого феномена. В российской психологии проблема социализации разрабатывалась в рамках диспозиционной концепции регуляции социального поведения, в которой представлена иерархия диспозиций, синтезирующих систему регуляции социального поведения в зависимости от степени включенности в общество.

Формирование ценностных ориентиров также является сложным процессом, зависящим от многих факторов, причем как внутренних, так и внешних. Ценностные ориентации – отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве жизненных стратегических целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями до сих пор отсутствует. Хотя ориентиры рассматривали как индивидуальные формы репрезентации надындивидуальных ценностей, понятия ценностей и ценностных ориен-таций различались либо по параметру «общее-индивидуальное», либо по параметру «реально действующее – рефлексивно сознаваемое» в зависимости от того, признавалось ли наличие индивидуально-психологических форм существования ценностей, отличных от их присутствия в сознании. Сейчас более принятым является восходящее к К. Клакхону определение ценностей как аспекта мотивации, а ценностных ориентиров – как субъективных концепций ценностей или разновидностей аттитюдов (социальных установок).

Основу умственного развития в раннем детстве составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Этот период насыщен впечатлениями. Ребенок активно познает мир, и наиболее яркие образы откладываются у него в памяти. Поэтому очень развита и богата фантазия. Дети любят слушать сказки, они развивают их воображение. Чуть позже они сами стараются их сочинять. Они воспроизводят когда-то увиденный образ сами, не осознавая этого, при этом думая, что сочиняют сами. Детские сочинения целиком строятся на памяти, но при этом ребенок комбинирует образы, вводит новые.

В это время у ребенка начинает формироваться характер, т. е. некоторые черты характера. В психологии характер определяют следующим образом.

Из книги ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ РАЗВИТИЯ автора Тайсон Роберт

РАЗВИТИЕ ОБЪЕКТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ТЕОРИИ ФРЕЙДА Фрейд указывал, что восприятие значимости других людей и неудачи в отношениях с ними определяют природу, характер и функционирование внутрипсихических структур. Ранее, в 1895 году, он заявил, что опыт вознаграждения и

Из книги Деловая психология автора Морозов Александр Владимирович

Лекция 4. Психика и ее развитие Психология как наука изучает психику человека (специальная отрасль психологии – зоопсихология изучает психику животных).Психика – это отражение предметов и явлений объективной действительности, представляющее собой функцию

Из книги Полночные размышления семейного терапевта автора Витакер Карл

Переезд в Мэдисон: развитие теории семейной терапии В 1965 году мне представилась возможность переехать в другой университет - сладкая возможность бегства. Это был не только шанс убежать от накопившихся профессиональных проблем; для моей собственной семьи пришло время

Из книги Педагогика: конспект лекций автора Шарохина Е В

ЛЕКЦИЯ № 32. Законы и закономерности процесса обучения Законы в педагогике – это результаты познания процесса обучения, выраженные в неких теоретических постулатах. Выделим законы, которые наиболее четко и ясно сформулированы и отмечаются И. Я. Лернером, В. И.

Из книги Психология труда: конспект лекций автора Прусова Н В

ЛЕКЦИЯ № 9 Организационное развитие 1. Понятие организационного развития Организационное развитие – необратимое, направленное и закономерное изменение во времени, что является объективным процессом, независимым от желания или нежелания членов трудового коллектива.

Из книги Психология развития и возрастная психология: конспект лекций автора Каратьян Т В

ЛЕКЦИЯ № 2. Возрастное развитие человека Возрастная психология как научная дисциплина в России начала складываться в середине ХХ в. Получившая распространение идея воспитания, построенного на знании законов духовного и телесного развития человека, выдвинула на первый

автора Фромм Эрих Зелигманн

ЛЕКЦИЯ № 9. Развитие памяти у детей-дошкольников Память – это особенность человека, которая определяется способностью накапливать, хранить и воспроизводить полученный опыт и информацию; способность воспроизводить события, произошедшие в прошлом с уточнением места,

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

ЛЕКЦИЯ № 14. Развитие речи ребенка Одним из главных умений, которым необходимо овладеть ребенку при познании речи, – это умение комбинировать слова. Многие исследователи, например, Кольцова, Рыбников, Гвоздев, Люблинский, отмечают как характерный этап развития детской

Из книги Величие и ограниченность теории Фрейда автора Фромм Эрих Зелигманн

Развитие теории инстинктов Последней важной разработкой Фрейда была его теория инстинктов жизни и смерти. В 1920 г. в труде «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд приступил к основательной ревизии всей своей теории инстинктов. Он отнес свойства инстинктов к

Из книги Демография регионов Земли. События новейшей демографической истории автора Клупт Михаил

Развитие теории семейной психотерапии Начало «семейному движению» в психиатрии было положено в 1950-е годы несколькими психиатрами, которые работали независимо несколько лет до того, как начали получать информацию друг о друге. В нескольких статьях (Bowen, 1966; Bowen, 1971; Bowen, 1975)

Из книги автора

6.2. Морально-этические аспекты вмешательства в пренатальное развитие Наблюдение за состоянием беременной женщины и ее плода преследует двойную цель – достижение благоприятного результата как для матери, так и для ребенка. В свете современного развития перинатальной

Из книги автора

3.3. Демографическое развитие региона в зеркале теории Демографическая история стран ЦВЕ была, среди прочего, и эмпирической проверкой двух больших теоретических построений. Одно из них восходило к знаменитому тезису К. Маркса: «Всякому исторически особенному способу

Перинатальный период составляет всего 0,5-0,6% от общей продолжительности жизни человека, но именно на пртяжении перинатального периода формируется физическое и психоэмоциональное здоровье человека в следующие годы жизни.

Составные части перинатального периода:

· антенатальний (поздний фетальний) период - 24-40 недель гестации;

· интранатальний период - прохождение через родильные пути;

· ранний неонатальный период - первые 7 дней или 168 часов жизнь.

Раньше всего у плода появляется осязание. Примерно в 7-12 недель плод может чувствовать тактильные раздражители. Нужно беседовать с ребенком, говорить ему ласковые слова, спрашивать, как его зовут, похлопывать по животу и по его толчкам определять ответ. Это – формы первой игры. С ребенком может играть и отец.

Слуховой и вестибулярный аппараты плода формируются к 22 неделям беременности. Новорожденные слышат достаточно хорошо (узнают песни, которые им пела мать, стук сердца и ее голос).

В период внутриутробного развития ребенок воспринимает большое количество стимуляции от матери и даже из внешней среды, причем во всех сенсорных системах. Акт рождения ребенка сопровождается сильным стрессом как для матери, так и для новорожденного.Вопрос о содержании психической жизни новорождённого долгое время остается дискуссионным, тем не менее вторым и решающим аргументом становится то, что мы видим, хотя и в примитивном виде, те процессы жизни, которые у старших детей или взрослых характеризуют различные психические состояния. Речь идет о выразительном характере движений, с помощью которых ребенок выражает эмоции радости, горя, страха. Явления психической жизни проявляются и в инстинктивных движениях новорождённого, связанных с голодом, жаждой, насыщением и удовлетворением.

Чем разнообразнее воздействие на ребенка в перинатальный период, тем больше дифференцирована его экспрессия, тем больше стимулов он начинает «узнавать» после рождения. Отношение матери к плоду во время беременности оставляет стойкие следы на развитии его психики. Психологи говорят о диаде «мать – дитя», о целостной системе, которую во время беременности, родов и первого года жизни представляют собой малыш и его мама. (Общение всегда 100%). Таким образом, положительные эмоции матери нужны ребенку еще до рождения и являются очень важным фактором, обеспечивающим формирование его положительного опыта.

24.Период новорожденности как первый критический период развития ребенка . Кризис новорожденности – промежуточный период между внутриутробным и внеутробным образом жизни. В это время происходит коренное изменение образа жизни ребенка, связанное с физ-им отделением от материнского организма: это новый тип дыхания, новый способ питания и т.п. Происходит приспособление к новому образу жизни.П ервые полтора часа после появления ребенка на свет существует критический(сензитивный)период, когда «запускается» врожденный механизм форми-я привязанности у ребенка и по отношению к ребенку. Поэтому в этот момент очень важно присутствие матери. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца.В первые месяцы жизни ребенок чувствует себя слитым воедино с матерью. Малыш не осознает части своего тела и еще не умеет ими управлять. Вся активность малыша направлена на взрослого человека, через которого он удовлетворяет свои потребности. Поэтому ребенок первоначально реагирует на окружающих людей вообще: через них он воспринимает и познает мир.Самое большое значение в этот период для развития ребенка приобретает эмоциональное общение с матерью. Из реакции сосредоточения на лице матери возникает важное новообразование периода новорожденности – комплекс оживления.

№25.Основные линии развития в младенчестве.Новообразования младенч-го возраста.

Развитие сенсорики:зрительное сосредоточение,появившееся еще на этапе новорожденности,совершенствуется.После второго месяца сосредоточение становится достаточно длительным,к 3 месяцам его продолжительность достигает 7-8 мин.В этом возрасте ребенок определяет форму предметов,реагирует на цвет.Ребенок может прослеживать движущие предметы.В 4 месяца он не просто видит,а активно смотрит,реагирует на увиденное.Познавательному развитию ребенка способствует разнообразие впечатлений,которые он получает.Взрослые,ухаживающие за ребенком,должны удовлетворять его потребность в новых впечатлениях.Позновательное развитие младенцев,живущих в однообразной среде, оказывается несколько замедленным.Основное новообразование-возникновение индивид-ой психической жизни ребенка.Новое в этом периоде то,что жизнь становится индивидуальным существованием,отдельным от материнского организма; и становится психической жизнью.Проявляется новообраз-ие в форме комплекса оживления(реакция улыбки;использование крика,плача дляпривлечения к себе и др.).Комплекс оживления проявляется раньше у тех детей,матери которых общаются и играют с ними.К году ребенок произносит первые слова,осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира.До года речь ребенка-пассивная;он понимает интонацию,но сам не говорит.Но именно в это время закладываются основы речевых навыков.Дети сами закладывают эти основы(с помощью плача,жестов,первых слов).Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью.По форме она явл-ся общением,а по содержанию-эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

В.26 понятие псих.депривации (сенсорная*1, двигательная*2, материнская*3, психосоциальная*4), общая хар-ка последствий для псих.развития.

Псих.депривация- псих.состояние, где субъекту не предоставляется возможность для удовлетворения некот.его основных псих.потребностей в достаточной мере и в течение достаточно длительного времени. *1 –определяется как пониженное кол-во сенсорных стимулов или их ограниченная изменчивость и модальность. Норм.развив-йся р-к стремится к опред. Оптимальному уровню стимуляции, а окруж.его взрослые снабжают р-ка тактильными, визуальными, акустическими раздражителями. Ряд эксперим.исследований показали, что недостаток прикосновений и движений являются результатом поражения развития центр.нерв.системы. *2 –связано с ограничением пространства и хар-на для домов ребенка,где движения р-ка длительное время ограничено рамками манежа. Нахождение р-ка в условияххронич.гиподинамии приводит к развитию эмоц.вялости.симптомы *2:раскачивание тела вперед-назад, резкие движения головы из стороны в сторону перед засыпанием на подушке. у таких детей часто наблюдается моторная отсталость. *3 – привязанность к взр-му явл. Биолог.необходимостью и изначальным псих.условием для развития р-ка.наиболее значима для младенца мать. она дает ему чувство безопасности, способствует развитию образа себя и социализации. *4 –под ней понимают изоляцию р-ка от общества.пример, «волчьи дети», «дети- маугли». Известно, что чел-к представляет собой единство биолог-го, псих-го, соц-х уровней. Становясь сознательным объектом деят-ти реб-к осознает себя личностью. Чел-к,изолированный от общества, не владеет нормами и правилами поведения в обществе,псих.процессы не развиваются.

(27). Особенности социальной ситуации развития в раннем возрасте. Основные направления развития в данный период.

К концу первого года жизни ребенок приобретает некоторую степень самостоятельности. В кризисе первого года жизни фиксируется ряд противоречий – предпосылки перехода на новую ступень развития:

1) речь ребенка носит автономный характер (слова ситуативны, они лишь сколки слов взрослых), эта речь обращена к другому, но лишена постоянных значений.

2) почти в каждом действии, которое ребенок осуществляет, ребенок целиком поглощен предметом, в этой деятельности возникают речь, смысловое обозначение вещей, обобщенно-категориальное восприятие предметного мира, и наглядно-действенное мышление.

3) развитие самостоятельной ходьбы, которую ребенок начал осваивать к концу младенчества.

Говоря об общепсихологических характеристиках периода раннего детства, Л.С. Выготский отмечал ряд существенных моментов:

1. Связанность ребенка с конкретной ситуацией: ребенок входит в ситуацию, и его поведение целиком определяется ею (не использует другого опыта и знаний).

2. Ведущая психическая функция этого периода – восприятие. Память ребенка раннего возраста проявляется только в узнавании. Мыслить для ребенка раннего возраста означает разбираться в ситуации и предпринимать своеобразные, соответственные этой воспринимаемой ситуации действия. Восприятие в раннем детстве носит аффективный (эмоциональный) характер.

Изделия из кожи настолько востребованы, что ее фатально не хватает на выпуск обуви и одежды, галантереи и обивки мебели, сувениров и украшений.

Кто-то отстаивает права животных, требуя выпуска изделий из искусственного меха и диванов из экокожи, то есть качественного аналога. Обивка мягкой мебели из натуральной кожи требует не только особого ухода, но и технологичного раскроя лекал – она не бывает безразмерной и имеет разную толщину. Среди искусственных заменителей благородного природного материала наиболее популярны алькантара, и она больше похожа на ткань, и экокожа, сохранившая все потребительские характеристики натурального аналога.

Технология изготовления

Искусственный материал «экокожа» известен своей практичностью, в качестве мебельной обивки, и качественной поверхностью, которую визуально сложно отличить от природного материала. Та же пористая текстура и шелковистая на ощупь основа, и та же эластичность при высокой прочности.

Она используется и для модных изделий в легкой промышленности.

Это долговечный аналог кожи, но изделия из нее стоят намного дешевле. Также при получении различных цветовых вариаций в основу сырья добавляют только качественные стойкие красители, которые не вредят здоровью.

Экологическую кожу делают путем нанесения на тканевую основу специальной пористой полиуретановой плёнки, которая не имеет токсичных выделений в окружающую среду – отсюда и название. Поскольку этот искусственный материал не вреден для аллергиков, его относят к категории экологичных обивок. По технологии, полиуретановый слой укладывается на хлопчатобумажную основу, которая позволяет материалу «дышать» и сохранять эластичность. А ее микропоры легко пропускают воздух и впитывают влагу при контакте с телом, поэтому она больше напоминает натуральную кожу, чем искусственные материалы.

Основные характеристики

Благодаря сходству с натуральными материалами, угловые диваны из экокожи часто путают с кожей, поэтому не обращают внимания на эти изделия в мебельных магазинах из-за вероятной дороговизны. С другой стороны, сторонники кожаной мебели с радостью приобретают элегантные изделия по приемлемой цене, а потом разочаровываются, узнав, что это не кожа.

!!!Внимание: Тем покупателям, кому приобретение кожаного дивана принципиально, стоит уточнить – это диваны из экокожи или из натурального материала?

Не стоит гадать, натуральная кожа у модели дивана или искусственная, поскольку часто визуально это сложно определить. Экокожа тем и отличается от других кожзаменителей, что повторяет пористый рисунок кожи, но без изъянов и вариантов по сетчатому рисунку. Экокожа:

  • однородная;
  • гладкая,
  • прочная,
  • износоустойчивая,
  • доступная по цене,
  • теплая и приятная наощупь.

Эти преимущества делают данный материал наиболее востребованным с ряду искусственных аналогов кожи. Однако не стоит намеренно испытывать ее на прочность, разрезав ножом или ножницами. Сквозь разрез будут видны волокна х/б основы, что отразится на внешнем облике дивана. Эти дыры потом невозможно привести в первоначальный вид, и придется менять обивку на всей спинке или сидении. Зато диван из экокожи – отзывы подтверждают устойчивость к перепадам температур, что делает эти изделия незаменимыми в загородных домах, где не всегда включено отопление в зимний период. Обивка не «дубеет» и не собирает конденсат. А эластичность материала дает возможность длительный период поддерживать изначальную форму изделия.

Особенности ухода

Порезы на экокоже реставрируют с изнаночной стороны, проклеивая основу, но важно максимально совместить рваные края шва. Уход за экокожей дивана очень прост:

  • запылившуюся поверхность можно протереть пушистым полотенцем;
  • загрязнения легко удаляются влажной губкой;
  • пятна смывают мыльным раствором или специализированным пятновыводителем для искусственной кожи;
  • сильные загрязнения удаляют раствором нашатырного спирта с добавлением глицерина или разведенной водкой;
  • белую экокожу моют теплым молоком и протирают насухо;
  • нельзя гладить и нагревать.

Светлый материал нельзя чистить хлорсодержащим отбеливателем. Не рекомендуется применять ацетоновые растворители и очищенный бензин. Сложные пятна удаляют с помощью химчистки.

Мягкая мебель из экокожи, несмотря на дешевизну, выглядит стильно и очень практична в быту. Она отлично «дышит» и сохраняет тепло, а тисненый рисунок повторяет до мельчайших деталей фактуру натуральной кожи. На диване из экокожи приятно проводить время, совмещая вкусную трапезу с просмотром телевизора. Только внезапно выпавшая из тарелки котлета с жирной подливкой на томатной пасте может вас сильно расстроить. А если обивка светлая, то это событие можно приравнять к трагедии. Не отчаивайтесь! Ухаживать за такой мебелью и удалять даже застарелые пятна можно без особых затрат, быстро и качественно.

Мягкая мебель из экокожи, несмотря на дешевизну, выглядит стильно и очень практична в быту.

Этот материал состоит из двух слоев – микропористой полиуретановой пленки с набивкой текстуры натурального материала, которая нанесена на ткань из полиэфирной основы. Верхний слой обеспечивает хорошую вентиляцию мебели, но вместе с этим пропускает влагу. А от материала тканевой основы и его толщины зависит прочность обивки.

На диване из экокожи приятно проводить время, совмещая вкусную трапезу с просмотром телевизора.

Для удаления свежих пятен грязи достаточно использовать слабый вспененный раствор хозяйственного или детского мыла.

Запомните несколько простых правил, которые существенно облегчат уход:

  • удаление пыли производить только слегка влажной, хорошо отжатой тряпкой или салфеткой;
  • не трите и не давите с силой на обивку, когда делаете влажную уборку дивана;
  • используйте салфетки из мягких тканей – микрофибры, софткоттона, бязи или фланели;
  • ставьте такую мебель подальше от отопительных приборов и прямого солнечного излучения;
  • один раз в полгода натирайте кожаную обивку дивана водоотталкивающим составом для кожаных изделий;
  • Обрежьте и спилите когти вашей любимой собачке, считающей диван местом для постоянного времяпрепровождения;
  • для сохранения блеска используйте те же средства, что и для натуральной кожи – кремы и спреи.

Старые пятна выводите слабыми растворами этилового, изопропилового или нашатырного спиртов, а также аммиака.

ВАЖНО!

Ухаживать за такой мебелью и удалять даже застарелые пятна можно без особых затрат, быстро и качественно.

Как удалить свежие и застарелые пятна на мебели из экокожи

Обнаружить свежее пятно или следы чернил на кожаной мебели всегда неприятно. Вместо выяснения «виновника торжества» приступите к скорой ликвидации последствий «аварии». Для удаления свежих пятен грязи достаточно использовать слабый вспененный раствор хозяйственного или детского мыла.

Этот материал состоит из двух слоев – микропористой полиуретановой пленки с набивкой текстуры натурального материала, которая нанесена на ткань из полиэфирной основы.

При удалении пятна выполните следующие действия:

  • нанесите мыльную пену на поверхность с помощью специального бутылочного пенообразователя или разбрызгивателя;
  • осторожно и без нажима разотрите ее по загрязненной поверхности, круговыми движениями от центра к краям;
  • в завершение уборки обязательно протрите обивку сухой тряпкой или промокните поролоновой губкой.

Верхний слой обеспечивает хорошую вентиляцию мебели, но вместе с этим пропускает влагу.

Старые пятна выводите слабыми растворами этилового, изопропилового или нашатырного спиртов, а также аммиака. Специальные средства удаления пятен следует использовать для очень старых и сильных загрязнений.

Обнаружить свежее пятно или следы чернил на кожаной мебели всегда неприятно.

К СВЕДЕНИЮ! Одноразовые салфетки для протирания мониторов пропитываются раствором изопропилового спирта.

Для удаления свежих пятен грязи достаточно использовать слабый вспененный раствор хозяйственного или детского мыла.

В большинстве случаев ваш диван всегда можно спасти и защитить от грязи.

Чего нельзя делать при уходе за мебелью из экокожи:

  • не применяйте щетки для чистки обивки;
  • не используйте средства, содержащие хлор и кислоты;
  • не используйте бензин и скипидар для удаления жирных пятен;
  • не используйте фен для ускоренной сушки;
  • не применяйте для выведения пятен порошки с абразивными добавками.

Специальные средства удаления пятен следует использовать для очень старых и сильных загрязнений.

Для удаления используйте пенящиеся моющие средства без хлора и кислот.

Как почистить белый диван из экокожи

Для дивана с белой обивкой можно использовать описанные способы, но лучше приобретите в магазине специальный комплект по уходу за мебелью. В его состав входят чистящее средство, бутылочный вспениватель, водоотталкивающий или защитный крем и поролоновая губка.

Для удаления свежих пятен грязи достаточно использовать слабый вспененный раствор хозяйственного или детского мыла.

ВАЖНО! При выборе чистящих средств учитывайте химический состав экокожи, из которой сделана обивка дивана. Воспользуйтесь рекомендациями изготовителя мебели.

Для удаления свежих пятен грязи достаточно использовать слабый вспененный раствор хозяйственного или детского мыла.

Материала тканевой основы и его толщины зависит прочность обивки.

Когда грязное пятно небольшое, то удалить его можно перекисью водорода:

  • положите ватный тампон, смоченный пергидролем на грязный участок на 10 секунд;
  • потрите его быстрыми и не сильными движениями;
  • если пятно полностью не вывелось, добавьте еще несколько капель перекиси и повторите процедуру;
  • вытрите влажной и сухой салфетками.

При выборе чистящих средств учитывайте химический состав экокожи, из которой сделана обивка дивана.

Специальные средства удаления пятен следует использовать для очень старых и сильных загрязнений.

Используйте пену для бритья:

  • нанесите пену на загрязненную поверхность;
  • разотрите круговыми движениями;
  • подождите не более 30 секунд;
  • удалите пену влажной и как следует протрите сухой салфеткой.

Мебель из экокожи прослужит дольше и сохранит шикарный внешний вид, если вы будете проводить своевременный и правильный уход.

Для дивана с белой обивкой можно использовать описанные способы, но лучше приобретите в магазине специальный комплект по уходу за мебелью.

Мебель из экокожи прослужит дольше и сохранит шикарный внешний вид, если вы будете проводить своевременный и правильный уход. Регулярно проводите влажную уборку и применяйте специальные кремы для сохранения блеска и защиты от проникновения влаги. Для удаления используйте пенящиеся моющие средства без хлора и кислот. В большинстве случаев ваш диван всегда можно спасти и защитить от грязи.

Регулярно проводите влажную уборку и применяйте специальные кремы для сохранения блеска и защиты от проникновения влаги.

Крем не впитывается в обивку из экокожи. Поэтому ее излишки удаляйте мягкой ветошью.

Изделия из экокожи пользуются огромной популярностью, этот материал практичен и недорог, а многообразие видов и расцветок позволяет использовать его не только для пошива одежды, но и для изготовления автомобильных чехлов, а также при обивке мебели. Уход за изделиями из экокожи не представляет особенной сложности и заключается в их правильной эксплуатации, чистке и хранении. Чтобы этот материал как можно дольше сохранял свой первоначальный вид, потребуется соблюдать ряд правил.

Общие принципы ухода

Чтобы изделие из экокожи долгое время выглядело как новое, потребуется обеспечить материалу должный уход.

Стоит запомнить 7 основных правил.

  1. Регулярно очищать поверхность при помощи мягкой ткани.
  2. Удалять появившиеся пятна только поролоновой губкой или куском фланели, избегая использования щеток.
  3. Подбирать щадящие средства для чистки, не содержащие абразивных частиц и агрессивных компонентов.
  4. В процессе удаления грязи протирать материал легкими движениями, не прилагая больших механических усилий.
  5. Использовать специальные средства для защиты материала от влаги, предотвращения трещин и придания ему мягкости и блеска.
  6. Оберегать изделия из экокожи от воздействия прямых солнечных лучей.
  7. Сушить материал естественным путем, вдали от обогревательных приборов и батарей отопления.

Если вещь из экокожи сильно загрязнилась и на ней появились трудновыводимые пятна, не следует проводить эксперименты в домашних условиях. Лучше обратиться в химчистку, где специалисты точно знают, как привести в порядок такой материал.

Можно ли стирать экокожу?

Поскольку существует , прежде чем отправить изделие в стиральную машину, следует внимательно изучить этикетку. Здесь можно найти информацию о том, какой вид стирки и температурный режим показаны для конкретного типа ткани.

Например, тонкая экокожа, предназначенная для пошива одежды, чаще всего очищается только вручную, а более плотные материалы, применяемые при изготовлении авточехлов, прекрасно переносят машинную стирку.

Стирать экокожу вручную следует, соблюдая определенный порядок действий.

  1. Налить в таз теплую воду, температура которой не превышает 30 градусов.
  2. Добавить средство для стирки и дождаться его полного растворения. Для экокожи лучше выбирать гели, поскольку компоненты сухих составов хуже выполаскиваются.
  3. Поместить изделие в мыльный раствор и сразу же постирать. Замачивать вещи из искусственной кожи категорически запрещено.
  4. После удаления пятен и грязи тщательно выполоскать изделие в теплой воде.

Если производитель допускает машинную стирку, очищать изделия в автоматическом режиме нужно с соблюдением следующих правил.

  • Применять для стирки экокожи только жидкие средства.
  • Использовать кондиционер для белья, чтобы смягчить материал.
  • Стирать изделие в деликатном режиме.
  • Устанавливать температуру воды, не превышающую 30 градусов.
  • Отключить функцию отжима.

Постиранную вещь ни в коем случае нельзя выкручивать и отжимать, это приведет к деформации ткани и появлению потертостей.


Правила сушки изделий из экокожи

В процессе очищения экокожи важно не только соблюдать основные правила стирки, но и аккуратно высушить вещь.

  1. После стирки уложите изделие в таз и позвольте воде стечь.
  2. Разложите вещь на большом полотенце, аккуратно расправив складки.
  3. Накройте изделие вторым полотенцем, немного надавливая на махровую ткань руками. Это поможет удалить излишки влаги.

После того как полотенце впитает лишнюю воду, платье, пиджак или куртку потребуется повесить на плечики до полного высыхания. А юбки, брюки, автомобильные или мебельные чехлы сушат в горизонтальном положении.

Иногда после стирки на изделиях из экокожи появляются незначительные потертости. Устранить этот дефект несложно, воспользовавшись специальной краской, предназначенной для этого вида материала.


Чем чистить экокожу?

Экокожа, как и многие синтетические материалы, не слишком любит влагу. По этой причине стирать изделия из этой ткани нужно только в крайних случаях, а при наличии незначительных загрязнений достаточно просто почистить.

Для этого рекомендуется использовать специальные средства, которые легко найти в магазинах бытовой химии, и действовать в соответствии с приложенной инструкцией. Но если приобрести состав не получилось, допустимо воспользоваться подручными материалами.

Удалить уличную пыль, грязь и пятна с поверхности можно при помощи простых средств:

  • туалетного и хозяйственного мыла;
  • нашатырного спирта;
  • пены для бритья;
  • лимона;
  • перекиси водорода (только для экокожи светлых тонов).

Любое из выбранных средств справится с незначительными загрязнениями не хуже специального состава. Для этого достаточно растворить его в воде и нанести на поверхность, после чего протереть материал влажной губкой. Если речь идет о местной чистке, когда требуется вывести пятно, допустимо использовать перечисленные средства в чистом виде.


Уход за экокожей светлых оттенков

Материалы светлых оттенков требуют к себе особого подхода. В первую очередь, очищать их придется значительно чаще, поскольку пятна и загрязнения на них будут более заметными.

Чтобы почистить пиджак или мебельный чехол из светлой или белой экокожи, потребуется обработать материал ватным тампоном или поролоновой губкой, смоченной в теплом молоке, а затем вытереть насухо.

При появлении пятен на белом или очень светлом в материале можно воспользоваться одним из двух способов.

  1. Нанести на загрязнение пену для бритья и растереть круговыми движениями, а через 30 секунд удалить при помощи влажной тряпочки и насухо вытереть поверхность.
  2. Смочить пятно перекисью водорода и оставить на 10 секунд, после чего удалить раствор и отполировать материал куском фланелевой или шерстяной ткани.

Очищать экокожу следует регулярно, а пятна выводить сразу же после их появления. Это не позволит грязи «въедаться» в ткань и избавит от необходимости применять химические средства для чистки.

Какие средства нельзя использовать при уходе за экокожей?

Экокожа требует деликатного обращения, и чтобы не нанести материалу непоправимый вред, следует принять к сведению ряд запретов.

При чистке изделий из экокожи недопустимо:

  1. использовать щетки, даже с мягкой щетиной;
  2. применять порошки, содержащие абразивные частицы и отбеливающие компоненты;
  3. чистить экокожу составами, содержащими хлор и кислоты;
  4. выводить пятна с поверхности материала при помощи отбеливателей и растворителей;
  5. обрабатывать материал средствами, предназначенными для других типов тканей.

Помимо этого, при сушке изделий из экокожи на свежем воздухе следует размещать их под навесом, на солнце материал может деформироваться и выгореть.


Правила хранения изделий из экокожи

Убирая вещи из экокожи на сезонное хранение, необходимо позаботиться о том, чтобы они сохранили первоначальную форму и на поверхности не образовались складки и заломы. Достичь этого можно, придерживаясь несложных рекомендаций.

  • Размещайте изделия в прохладных помещениях, вдали от источников света и тепла.
  • Одежду развешивайте на плечиках, подбирая их точно по размеру вещи.
  • Используйте чехлы из ткани, поскольку полиэтилен плохо пропускает воздух и не дает материалу «дышать».
  • Платья на бретелях и сумки нужно хранить в мешках, поскольку от длительного нахождения в «висячем» положении изделие может деформироваться.
  • Прежде чем убрать вещь на хранение, следует аккуратно расправить все складки и заломы.

Если извлеченная из шкафа одежда все-таки помялась, привести ее в порядок можно, немного смочив поверхность и высушив естественным путем. Гладить экокожу категорически запрещено.