Инструменты

Архитектурная азбука огюста перре. Значение перре огюст в большой советской энциклопедии, бсэ Знаменитые ученики и старость

Архитектурная азбука огюста перре. Значение перре огюст в большой советской энциклопедии, бсэ Знаменитые ученики и старость

Перре Огюст Перре́ Огюст

(Perret) (1874-1954), французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947).

ПЕРРЕ Огюст

ПЕРРЕ́ (Perret) Огюст (1874-1954), французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947).


Энциклопедический словарь . 2009 .

  • Перпиньян
  • Перрен Жак

Смотреть что такое "Перре Огюст" в других словарях:

    Перре Огюст - (Perret) (1874 1954), французский архитектор. Почетный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Учился в Школе изящных искусств в Париже. Преподавал в Специальной школе архитектуры в Париже (с 1928). Работал совместно с… … Художественная энциклопедия

    Перре Огюст - Перре (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, ‒ 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент… …

    Перре, Огюст - (1874 1954) французский архитектор, первым целенаправленно занимавшийся художественным осмыслением железобетонных конструкций. В своих ранних постройках, например, в жилых домах на улице Франклина в Париже (1902 1903), сочетал железобетонные… … Архитектурный словарь

    Перре - Перре: Перре (Португалия) район (фрегезия) в Португалии, округ Виана ду Каштелу. Перре (Эн) коммуна во Франции, департамент Эн. Перре, Огюст французский архитектор (1874 1954) … Википедия

    ПЕРРЕ (Perret) Огюст - (1874 1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции Гавра (с 1947) … Большой Энциклопедический словарь

    Перре - (Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент… … Большая советская энциклопедия

    Перре О. - ПЕРРÉ (Perret) Огюст (1874–1954), франц. архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию стр ва использовал при реконструкции Гавра (с 1947) … Биографический словарь

    неоклассицизм - (от нео... и классицизм), общее название художественных течений второй половины XIX и XX вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и классицизма. В 1870 1880 х гг. немецкие «неоидеалисты» живописцы… … Энциклопедический словарь

    Гавр - (Le Havre), город во Франции, 197 тыс. жителей (1990). Аванпорт Парижа в устье р. Сена; грузооборот свыше 54 млн. т в год (1996). Судостроение, нефтеперерабатывающая, химическая, цементная, хлопчатобумажная промышленность. Океанографический… … Энциклопедический словарь

    Ле Корбюзье Шарль Эдуар - (Le Corbusier), настоящая фамилия Жаннере (Jeanneret) (1887 1965), французский архитектор и теоретик архитектуры. В современной технике и серийности индустриального строительства видел основу обновления архитектуры, стремился эстетически выявить… … Энциклопедический словарь

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение «Ар нуво» еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911–1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно-балочной системы.

ОГЮСТ ПЕРРЕ

(1874–1954)

Огюст Перре – архитектор, впервые сделавший железобетон материалом зодчества, был в то же время последовательным выразителем классической традиции во Франции. Начало его творчества относится еще к первому десятилетию XX века, но роль одного из лидеров современной архитектуры он сохранил в течение всей долгой жизни.

Огюст Перре родился в Брюсселе в семье французского эмигранта 12 февраля 1874 года. Первые архитектурные знания и навыки получил в строительной фирме, которую основал в Париже его отец. Первое здание Огюст спроектировал и построил в возрасте шестнадцати лет. До 1901 года он учился в Школе изящных искусств в Париже вместе с братом Жоржем. Огюст учился блестяще, но ушел из школы, не защитив диплома, когда этого потребовали дела фирмы. Вместе с братьями он продолжал дело отца, соединив в своем творчестве согласно давней традиции труд архитектора, конструктора, строителя.

Огюст начал свою деятельность в годы господства эклектики и брожения идей, когда новаторские предложения в области строительных конструкций неизменно связывались с использованием металлического каркаса, а стилистическое течение «Ар нуво» еще не успело сойти со сцены. В то время во Франции Перре, по свидетельству Ле Корбюзье, «был единственным на пути нового направления».

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина, вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение.

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова – фасад‑украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по‑разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Каждая из последующих работ Перре связана с выявлением конструктивных и художественных возможностей нового материала: гараж Понтье в Париже (1905), театр Елисейских полей там же (1911–1913).

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

В построенном Перре перед самой мировой войной театре на Елисейских полях, железобетонный рамный каркас был скрыт на фасаде за мраморной облицовкой и декоративными панелями. Каркасная структура приняла вид традиционной стоечно‑балочной системы.

Перре много строил в годы между двумя мировыми войнами: промышленные сооружения, церкви, в том числе получившую широкую известность церковь в Ле‑Ренси (1923), ряд особняков и вилл, театры, музыкальную школу и большие общественные здания – Морское министерство, Государственное хранилище мебели. Музей общественных работ.

Церковь Ле‑Ренси стала вершиной его творчества. Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых – поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости.

Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма. Перре – прежде всего, мастер конструкции, которая в его постройках нередко подчиняет себе художественный образ и ограничивает его тектоническим выражением структуры сооружения. Наибольшей цельности архитектурного облика и чистоты конструктивного решения Перре достиг в зданиях утилитарного назначения. Таковы доки в Касабланке (1915), где были впервые применены тонкие железобетонные оболочки, или швейная фабрика Эдер в Париже (1919), поражающая обилием света и легкостью железобетонных арок двадцатиметрового пролета. Это также мастерские театральных декораций (1923), литейный завод в Монтатере (1923 и 1927), алюминиевый завод в Иссуаре (1939), с мощным железобетонным каркасом и тщательно выисканными пропорциями. Здесь вырабатывался его архитектурный язык и накапливались художественные средства, которые он затем использовал при создании общественных сооружений.

«Характер и стиль – это два качества, – писал Перре, – необходимые для произведения искусства, но даже если эти качества абсолютно необходимы, то являются ли они исчерпывающими? Нам, быть может, скажут, что нужно еще украшение.

Этот вопрос сегодня выдвинут чрезмерной оголенностью современных сооружений. Конечно, могущественные конструктивные средства сегодняшнего дня открыли путь для новых исканий, но поиски нового ради самой новизны завели многих авторов слишком далеко.

Вернем, прежде всего, нашим сооружениям то, что у них несправедливо было отнято, закрепим за ними части, несущие нагрузку, выделим те части, которые служат только заполнением между несущими частями, снабдим наши сооружения деталями, необходимыми для защиты от непогоды: карнизами, мулюрами, плинтусами, поясными карнизами, благодаря которым фасад под потоком дождя, смешанного с пылью, остается таким, каким его хотел видеть художник‑архитектор, и вопрос будет решен.

Нужно, конечно, чтобы архитектор осмысливал элементы красоты заключенные в его произведении, умел их выявить. Это то, что отличает архитектора от инженера».

После Второй мировой войны Перре получил очень крупные заказы. Это реконструкция центральной части Гавра (начатая в 1947 году), реконструкция вокзальной площади в Амьене. Комплекс Центра атомных исследований в Саклэ (1947–1953), раскинувшийся на территории 150 гектаров, – последняя большая работа Перре.

В произведениях этого времени особенно ярко проявились характерные для творчества Перре черты: глубокое освоение свойств материала и следование классической традиции в общем строе сооружения, известная ограниченность средств архитектуры и их постоянное совершенствование.

Верность материалу, конструкции, принципиальное уничтожение границ между сферами утилитарного и монументального строительства сближали Перре с поборниками рационалистической архитектуры функционализма. Но в самом новаторстве Перре был продолжателем, а не подрывателем основ. В эпоху полного пересмотра старых представлений, находясь, по выражению Ле Корбюзье, «между двух сражающихся армий», он не примкнул ни к одной из них. В годы, когда распространялся вненациональный функционализм, Перре был и остался французским архитектором, перенесшим в XX век исторические традиции зодчества своей страны.

Перре не был теоретиком. Его творчество связано с несколькими фундаментальными идеями, почерпнутыми из опыта и опытом проверенными. Но они составляли как бы свод принципов, которым он следовал бескомпромиссно и до конца. Его мысли об архитектуре изложены в миниатюрной книжке, написанной в 1952 году – за два года до смерти.

Перре умел точно и емко выразить свои мысли. Вот некоторые из его афоризмов:

«Архитектура есть и конструирование и скульптура одновременно».

«Руины архитектуры прекрасны, потому что, обнажаясь, они открывают истину».

«Декоративность архитектуры должна уподобиться декоративности растущего дерева».

«Каково бы ни было назначение здания, каковы бы ни были материалы, принципы остаются незыблемыми».

«В силу привычки мы нередко повторяем в искусстве то, что утратило уже всякую пользу».

«Композиция – это искусство заключения самых сложных функций в простейший объем яйцо».

«Применяя извечные законы, художник, сам того не замечая, творит современное искусство».

Следующее поколение архитекторов в целом развивало дальше то, что было достигнуто Перре.

ПЕРРЕ ОГЮСТ

(Perret) Огюст (12.2.1874, Брюссель, - 4.3.1954, Париж), французский архитектор. Учился в Школе изящных искусств в Париже у Л. С. Бернье и Ж. Гюаде. Профессор Специальной школы архитектуры в Париже (с 1928). Почётный президент Международного союза архитекторов (с 1948). Одним из первых начал строить целиком железобетонные здания. Стремясь эстетически осмыслить каркасные системы (обращаясь при этом к мотивам фахверковых готических построек), П. добивался полного соподчинения архитектурной формы и конструкции (жилой дом на улице Франклина, 1903; гараж на улице Понтьё, 1905-1906, разобран в 60-е гг.; театр на Елисейских полях, 1911-13; церковь Нотр-Дам в Ле-Ренси, 1922-23; все - в Париже). Решая преимущественно утилитарные задачи, П. придавал промышленным объектам предельную простоту и рациональность [доки в Касабланке, 1915; завод в Монтатере (департамент Уаза), 1920; завод в Иссуаре (департамент Пюи-де-Дом), 1939]. Попытки совместить рациональные конструктивные приёмы с неоклассической стилистикой, появившейся в работах П. в 20-30-е гг., привели в дальнейшем к сухости форм [комплекс Центра атомных исследований в Сакле (департамент Эссонн), 1947-53]. В последние годы жизни П. приступил к осуществлению крупных градостроительных проектов (застройка разрушенной части Гавра, начата в 1947).

Соч.: Contribution à une theorie de l"architecture, P., .

Лит.: Rogers E., A. Perret, Mil., 1955; Zahar M., D"une doctrine d"architecture: A. Perret, P., .

А. Д. Сарабьянов.

Большая советская энциклопедия, БСЭ. 2012

Смотрите еще толкования, синонимы, значения слова и что такое ПЕРРЕ ОГЮСТ в русском языке в словарях, энциклопедиях и справочниках:

  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при реконструкции …
  • ОГЮСТ в Большом энциклопедическом словаре:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Евфрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr?e, 1761—1800) — французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения спас остатки …
  • ПЕРРЕ
    (Реrret) Огюст (1874-1954), франц. архитектор. Одним из первых применил жел.- бетон. каркасные конструкции; индустр. методы и стандартизацию стр-ва использовал при …
  • ОГЮСТ в Большом российском энциклопедическом словаре:
    ОЃЮСТ (Auguste) Август Леонт. (наст. имя и фам. Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с …
  • ПЕРРЕ в Энциклопедии Брокгауза и Ефрона:
    Жан-Батист-Эммануэль (Perr e e, 1761?1800) ? французский моряк; контр-адмирал. Во время революционных войн захватил множество неприятельских судов; после Абукирского сражения …
  • ПЕРРЕ
    (Perret) Огюст (1874-1954) , французский архитектор. Одним из первых применил железобетонные каркасные конструкции; индустриальные методы и стандартизацию строительства использовал при …
  • ОГЮСТ в Современном толковом словаре, БСЭ:
    (Auguste) Август Леонтьевич (наст. имя Огюст Пуаро, Poireau) (ок. 1780-1844), танцовщик и балетмейстер. По происхождению француз; с 1798 работал в …
  • РОДЕН, ОГЮСТ
    (1840-1917) - французский …
  • РЕНУАР, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1841-1919) - французский …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1798-1857) - французский …
  • ДЕТЁФ, ОГЮСТ в Датах рождения и смерти известных людей:
    (1883-1947) - французский промышленник, экономист, …
  • ШУАЗЕЛЬ МАРИ-ГАБРИЭЛЬ-ФЛОРАН-ОГЮСТ в Краткой биографической энциклопедии:
    Шуазель (Мари-Габриэль-Флоран-Огюст, граф Choiseul Gouffier, 1752 - 1817) - французский дипломат и археолог, член французской академии. Ученик аббата Бартелеми, он …
  • ЭНГР ЖАН ОГЮСТ ДОМИНИК
    (Ingres), Жан Огюст Доминик (29.8.1780, Монтобан, - 14.1.1867, Париж), французский живописец, рисовальщик и музыкант. Ученик Ж. Л. Давида. Учился …
  • ФРОМАНТЕН ЭЖЕН САМЮЭЛЬ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Фромантен-Дюпё (Fromentin-Dupeux) Эжен Самюэль Огюст (24.10.1820, Ла-Рошель, - 27.8.1876, Сен-Морис, близ г. Ла-Рошель), французский живописец, писатель и историк искусства. В …
  • ФРАНК СЕЗАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Franck) Сезар Огюст (10.12.1822, Льеж, v 8.11.1890, Париж), французский композитор и органист. По происхождению бельгиец. Занимался в Парижской консерватории у …
  • ФОРЕЛЬ ОГЮСТ АНРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Forel) Огюст Анри (1.9.1848, Ла-Грасьёз, кантон Во, v 27.7.1931, Иворн, там же), швейцарский невропатолог, психиатр, энтомолог и общественный деятель. Окончил …
  • ТУ ЖАК ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    де Ту (de Thou, лат. Thuanus) Жак Огюст (8.10.1553, Париж, - 7.5.1617, там же), французский государственный деятель, историк. Получил юридическое …
  • СЕРРАЙЕ ОГЮСТ ДАНИЕЛЬ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Serraillier) Огюст Даниель (27.7.1840, Драгиньян, департамент Вар, - г. смерти неизвестен), французский социалист. Подростком был увезён отцом из Франции в …
  • РОДЕН РЕНЕ ФРАНСУА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Rodin) Рене Франсуа Огюст (12.11.1840, Париж, - 17.11.1917, Мёдон, близ Парижа), французский скульптор. Сын мелкого чиновника. Учился в Париже в …
  • РЕНУАР ПЬЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Renoir) Пьер Огюст (25.2.1841, Лимож, - 17.12.1919, Кань-сюр-Мер, близ Ниццы), французский живописец, график и скульптор, один из основателей импрессионизма. …
  • ПОЛИНЬЯК ОГЮСТ ЖЮЛЬ АРМАН МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Polignac) Огюст Жюль Арман Мари (14.5.1780, Версаль, - 2.3.1847, Париж), граф, затем князь, французский политический деятель монархического направления. С первых …
  • ПИККАР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Пикар (Piccard) Огюст (28.1.1884, Лютри, Во,- 25.3.1962, Лозанна), швейцарский физик, конструктор стратостатов и батискафов. На стратостате собственной конструкции П. …
  • ПИКАРА ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Piccard) Огюст, см. Пиккар …
  • МИШЕЛЬ-ЛЕВИ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Michel-Levy) Огюст (7.8.1844, Париж, - 24.9.1911, там же), французский петрограф, член французской АН (1896). Один из первых использовал поляризационный микроскоп …
  • МИНЬЕ ФРАНСУА ОГЮСТ МАРИ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mignet) Франсуа Огюст Мари (8.5.1796, Экс-ан-Прованс, - 24.3.1884, Париж), французский историк, член Академии моральных и политических наук (1833), член Французской …
  • МАРМОН ОГЮСТ ФРЕДЕРИК ЛУИ ВИЕС ДЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Marmont) Огюст Фредерик Луи Виес де (Viesse de) (20.7.1774, Шатийон-сюр-Сен, Бургундия, - 2.3.1852, Венеция), маршал Франции (1809), герцог Рагузский (1808). …
  • МАРИЕТ ФРАНСУА ОГЮСТ ФЕРДИНАН в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Mariette) Франсуа Огюст Фердинан (11.2.1821, Булонь, - 19.1.1881, Каир), французский египтолог-археолог, член Академии надписей (1878). В 1851 во время раскопок …
  • ЛОРАН ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Laurent) Огюст (14.11.1807, Ла-Фоли, - 15.4.1853, Париж), французский химик-органик, член-корреспондент Парижской АН (1845). Окончил в 1829 Горный институт в Париже. …
  • ЛЕДРЮ-РОЛЛЕН АЛЕКСАНДР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Ledru-Rollin) Александр Огюст (2.2.1807, Париж, - 31.12.1874, Фонтене-о-Роз), французский политический деятель, мелкобуржуазный демократ. Адвокат. Избранный в 1841 в палату депутатов, …
  • ЛЕВАЛЛУА-ПЕРРЕ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Levallois-Perret), город во Франции, промышленный пригород Парижа, на р. Сена, в департаменте О-де-Сен. 59 тыс. жителей (1968). Автомобильная, электротехническая, химическая, …
  • ЛАППАРАН АЛЬБЕР ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Lapparent) Альбер Огюст (30.12.1839, Бурж, департамент Шер, - 5.5.1908, Париж), французский геолог, член Парижской АН (1897). Окончил Высшую горную школу …
  • БАРБЬЕ ОГЮСТ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    (Barbier) Огюст (29.4.1805, Париж, - 13.2.1882, Ницца), французский поэт; член Французской академии (1869). Славу Б. принёс его первый и лучший …
  • КОНТ, ОГЮСТ в Словаре Кольера:
    (Comte, Auguste) (1798-1857), французский философ, основатель позитивизма и социологии. Исидор Огюст Мари Франсуа Ксавье Конт родился в Монпелье 19 января …
  • КOHT в Новейшем философском словаре:
  • КОНТ в Словаре постмодернизма:
    (Comte) Огюст (1798-1857) - французский философ, социолог, методолог и популяризатор науки, преподаватель Парижского политехникума, основатель школы позитивизма, социальный реформатор, оставивший …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ, НЕОКЛАССИКА в Словаре терминов изобразительного искусства:
    - термин, обозначающий художественные явления последней трети XIX-XX вв., которым присуще обращение к традициям античного искусства, искусства эпохи Возрождения или …
  • ФИЛИПП V
    Этолийцы, обеспокоенные ростом могущества Филиппа, стали опять проситься в число римских союзников. Римляне в свою очередь отравили Филиппу запрещение на …
  • ПЕРСЕЙ в Справочнике Персонажей и культовых объектов греческой мифологии:
    Царь Македонии в 179-168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • ПЕРСЕЙ в биографиях Монархов:
    Царь Македонии в 179—168 гг. до Р.Х. Сын Филиппа V. Род. в 213 г. до Р.Х. Умер 166 г. до …
  • НЕОКЛАССИЦИЗМ в Большом энциклопедическом словаре:
    (франц. neo-classicisme) общее название художественных течений 2-й пол. 19 и 20 вв., основывавшихся на классических традициях искусства античности, Возрождения и …
  • ФРАНЦУЗСКАЯ КОММУНИСТИЧЕСКАЯ ПАРТИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    коммунистическая партия (ФКП; Le Parti Communiste Français), основана в декабре 1920, когда на съезде в Type Французская социалистическая партия (СФИО) …
  • ФРАНЦИЯ в Большой советской энциклопедии, БСЭ.
  • ТАБЕТ АНТУАН ЖОРЖ в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    Антуан Жорж (Табит Антун) (13.6.1907, Бхамдун, Ливан, - 16.5. 1964, Москва), ливанский архитектор и общественный деятель, публицист. Родился в семье …
  • РАЦИОНАЛИЗМ (В АРХИТЕКТУРЕ) в Большой советской энциклопедии, БСЭ:
    в архитектуре, совокупность архитектурных направлений 1-й половины 20 в., программно осваивавших достижения современной науки и техники. В широком смысле Р. …

В 1903 году он построил жилой дом на улице Франклина (рис.5,6), вошедший в историю архитектуры как здание, в котором железобетонная каркасная конструкция, органически связанная с планом здания и с организацией внутреннего пространства, впервые получила тектоническое выражение .

Перре первым попытался использовать железобетон как средство архитектурного выражения, и многие его качества послужили стимулом дальнейшего развития архитектуры. Железобетонный каркас обнажен, а не скрыт. В здании на улице Франклина почти полностью отсутствует фасад в прежнем значении этого слова - фасад-украшение. Ряд изящных выступов и углублений на фасаде придает ему легкость. Шесть этажей здания свободно выступают из плоскости фасада.

Дом напоминает некие металлические конструкции, которые становятся все легче по направлению к основанию. Это впечатление хрупкости имело свои последствия. Банки отказывались выдавать деньги под закладную на многоквартирный дом Перре, так как эксперты предсказывали, что он быстро обвалится.

Ограничив количество несущих вертикальных элементов небольшим числом стоек, Перре получил возможность произвольным размещением перегородок решать планировку каждого этажа по-разному. Это был первый шаг к свободной, не обусловленной расположением несущих стен планировке. Изящество архитектурной трактовки и стройность несущих конструкций этого дома восхищают и сегодня.

Рис. 5. Жилой дом на улице Франклина в Париже

Рис. 6. Жилой дом на улице Франклина в Париже

В проекте гаража на улице Понтье открытая каркасная конструкция является одновременно и архитектурной формой. Здесь конструкции и форма едины. В свободных участках между выходящими на фасад элементами конструкции размещены большие окна, чем усиливается контраст между железобетонным каркасом и плоскостями остекленных заполнений.

Башня Перре, которая находится прямо напротив вокзала (рис. 7), была спроектирована архитектором в ходе работ по реконструкции и амьенского вокзала, сильно пострадавшего во время Второй Мировой войны. Составляя 104 метра (без учета шпиля) в высоту и имея 30 этажей, башня Перре, строительство которой было закончено в 1950 году, долгое время являлась самым высоким небоскребом Западной Европы. Сейчас в ней находятся как жилые помещения, так и офисы .

Рис. 7. Башня Перре

Церковь де Ренси (рис. 8-10) стала вершиной его творчества. Необходимость завершить строительство в короткий срок и минимальными затратами явилось главным основанием для постройки церкви из бетома без каких-либо облицовок и других отдельчных материалов.

Покрытие, цилиндрические своды которого в среднем нефе имеют продольные, а в боковых - поперечное направление, покоится на тонких стойках. Наружные стены церкви представляют собой ажурные железобетонные решетки с цветными стеклами, интерьер отличается неожиданным сочетанием современности и мистической приподнятости. Мастерство Перре, полное изобретательности и новаторства в решении частных проблем, было основано на признании незыблемости основных принципов архитектуры, на системе мышления, идущей от классицизма .

рис. 8. Церковь де Ренси

Рис. 9. Церковь Нотр-Дам де Ренси.

Рис. 10. Церковь Нотр-Дам де Ренси.

Театр Елисейских Полей (рис. 11-13) - это одно из первых зданий в Париже, построенное в 1913 году из железобетона повышенной прочности, но его интерьеры выглядят более легкими благодаря мраморным рельефам работы Бурделя.

Основанный в 1913 году театр является одним из ярчайших примеров "ар-деко" в Париже. Также в проектировке принимали участие Антуан Бурдель (барельеф), Морис Дени (свод), Жан Эдуар Вюйар (роспись).

Несмотря на свое название, театр находится не на Елисейских Полях, а на авеню Монтень, в VIII округе Парижа .

Рис. 11. Театр Елисейских полей в Париже

Рис. 12. Театр Елисейских полей в Париже

Рис. 13. Театр Елисейских полей в Париже

Центр Гавра, французского города-порта, заново отстроенный после ужасов Второй мировой войны – это настоящее произведение искусства в городском масштабе. В отличие от других городов, овеянных сокрушительным дыханием Третьего рейха, Гавр восстановили по совершенно новой методике, предложенной Огюстом Перре

Применив ультрасовременные методы в строительстве, Перре удалось реализовать смелый замысел, при котором в старых и новых зданиях Гавра прослеживается определенное единообразие, несмотря на различие в их истории и назначении. Новый городской центр, реконструировавшийся 20 лет – гордость гаврских жителей.

Главная достопримечательность Гавра – собор Святого Иосифа (рис. 14, 15). Его неоготическая башня простирается ввысь на 107 метров и напоминает Эмпайр-стейт-билдинг в Нью-Йорке. Служащая маяком для судов, она прекрасно подошла бы для съемок очередной части Стар Трека или экранизации какой-либо антиутопии .

Одна из построек Перре, возведенная в 1937 для размещения в ней Национального музея гражданского строительства – Йенский дворец в Париже (рис. 16, 17). В 1959 это здание перешло к Экономическому и социальному совету Франции (CESE), который, совместно с фондом Prada, выступил организатором экспозиции выставки "Огюст Перре. Восемь шедевров!/?". Таким образом, наряду с чертежами, фотографиями и макетами зданий, возведенных Перре, посетители могут увидеть и подлинную постройку мастера .

Рис.14. Церковь Святого Иосифа в Гавре

Рис.15. Церковь Святого Иосифа в Гавре

Рис. 16. Йенский дворец в Париже

Пространство зала-гипостиля Йенского дворца разделено на несколько зон. Вдоль всей его левой продольной стены расположена железная решетчатая конструкция, на которой выставлены материалы, посвященные восьми «шедеврам» архитектурной мастерской Перре. Это постройки в Париже и его окрестностях – жилой дом на улице Франклина (1903), театр Елисейских полей (1913), церковь Нотр-Дам де Ренси (1923), концертный зал Корто в Школе музыки (1928), здание министерства государственного имущества Франции (Mobilier National, 1934) и Йенский дворец (1937), а также ратуша (1950) и церковь Святого Иосифа (1951) в Гавре. Каждый проект проиллюстрирован чертежами, планами, разрезами, эскизами и историческими фотографиями, сделанными во время и по окончании строительства. Также в параллель к каждому зданию выбраны постройки и проекты, предшествовавшие ему по времени и развивающие те же архитектурные идеи .

Основной задачей выставки кураторы называют не столько анализ архитектурного наследия Огюста Перре (и так уже хорошо изученного), сколько проникновение в его «творческую кухню». Выбранные ими постройки – ключевые работы мастера, которые позволяют проследить эволюцию его отношения к стилю и к «работе» материала в архитектуре. Эта эволюция шла от увлечения идеями Виолле-ле-Дюка и стилем модерн к конструктивной архитектуре из железобетона и к решению масштабных градостроительных задач на примере послевоенной реконструкции исторического центра Гавра, завершенной уже после смерти мастера. «Все подвижное или неподвижное, что заполняет пространство, относиться к области архитектуры» – писал Перре.