Энергосберегающие

Жило-было ничего,не умело ничего,не хотело ничего. Жило было ничего Жило было ничего не

Жило-было ничего,не умело ничего,не хотело ничего. Жило было ничего Жило было ничего не

,
Не хотело ничего.
Взад-вперёд оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало.
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то НЕ-ЧЕ-ГО!
Карточка №1

Запиши в 2 колонки: слитно/раздельно с НЕ


  1. (Не) был в школе 8. (не) ясный ответ

  2. (не) годовал по поводу случившегося 9. (не) правда, ложь

  3. (не) интересный фильм 10. ураган (не) истовствовал

  4. (не) дорогая, нужная вещь 11. вовсе (не) близкий путь

  5. мне (не) здоровится 12. (не) настный день

  6. (не) приятель, а враг 13. (не) лепый поступок

  7. (не) большой, но глубокий овраг 14. (не) высокий кустарник

Карточка №2

Раскройте скобки, графически обозначьте написание НЕ

(Не) спеши языком, а спеши делом. На чужой роток (не) накинешь платок. Под лежачий камень вода (не) течёт. Сей в (не) настье, а убирай в ведро. (Не) доброе слово больнее огня жжёт. (Не) ясная речь – это мутное зеркало. В (не) дружной семье добра (не) бывает. Честный правды (не) боится. Правда (не) живёт рядом с (не) правдой. Кто ничего (не) делает, тому всегда некогда. Друзья в (не) счастье познаются.
«Лингвистический эксперимент»

Сравните два предложения , ответьте на вопросы.


  1. В некотором царстве, в некотором государстве жил некто.

  1. Ни в каком царстве, ни в каком государстве никто не жил.

В каком из этих предложений наличие жильца утверждается, а в каком отрицается?

Во втором предложении найдите местоимение , отрицающее наличие жильца.

Дайте определение отрицательных местоимений.
Карточка № 3

Спиши текст, правильно употребляя местоимения.

Пустые речи и слушать (не)чего.

Худо тому, кто не делает добра (ни)кому.

Упрямого (ни)чем не убедишь.
(Не) презирай совета (ни)чьего, а прежде выслушай его.

Худого человека (ни)чем не уважишь.

Кому работа служит, тот (ни) о чём не тужит.

Кто (ни) в чём (не) виноват, того и обвинять (не)в чем.
Творческий диктант

Подберите к данным глаголам отрицательные местоимения, графически обозначьте орфограмму.

Не спрашивал (), не сомневался (), не создавал (), не советовал (), не догадался (), рассчитывать (), торопить (), не радовался (), встречаться было (), слушать было (), разговаривать было ()

Орфографическая работа.

Петя решил до самого города (не, ни) (за) что (не) покидать своего поста. Весь вид отца говорил: (не, ни) чего (не) произошло, (не, ни) (о) чём (не) надо спрашивать , а надо сидеть на своём месте как (не, ни) (в) чём (не) бывало и ехать. (Не, ни) (о) каком знакомстве (не, ни) чего было и думать. (Не, ни) кто ему на это (не, ни) чего (не) ответил. В поисках слов нельзя (пре, при) небрегать (не, ни) чем. Я (не) буду спорить (не, ни) (с) кем из вас.
№2. Списать, обозначить изученные орфограммы. Подчеркнуть местоимения как члены предложения.

(1) (Н..) что не в силах было остановить оленей.(В.Арсеньев)

(2) (Н..)какие пытки и розги не могли заставить Остапа выдать своих товарищей. (Н.Гоголь)

(3) Коля больше н..(о) чем не расспрашивал брата. (К.Паустовский)

(4) Девочка (н..)сколько не сожалела о сказанном.
№ 3. Спишите, объясните написание орфограммы:

(Не) плохая погода, (не) сомненный успех, (не)продолжительный дождь, (не) спокойный, а тревожный взгляд , (не) был дома, (не) честный поступок, ему (не) здоровилось, (не)глубокий, но рыбный пруд , (не) дорогая, но красивая вещь, ничуть(не) интересная книга, вовсе (не) лёгкая ноша, (не)уклюжий медвежонок.
Джонни Жил на свете Джонни.
Знаете его?
Не было у Джонни
Ровно ничего!
Нечем подкрепиться,
Нечего надеть,
Не к чему стремиться ,
Не о чем жалеть,

Нечего бояться,

Нечего терять...
Весело живется,
Нечего сказать!

Тест в виде игры «Да-НЕТ»

Верно ли, что:

1. Отрицательные местоимения указывают на отрицание предмета, признака или количества?

2. Отрицательные местоимения образуются от вопросительно-относительных местоимений с помощью приставок НЕ- и НИ-?

3. Местоимения НЕКОГО и НЕЧЕГО имеют форму именительного падежа?

4. Отрицательные местоимения всегда пишутся слитно?

5. Отрицательные местоимения могут писаться в три слова?
4 Списать текст, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Я заблудился. Приближалась ночь. За лесом (не, ни) чего (не, ни) было видно. Я выстр..лил в воздух, но (не, ни) получил (не, ни) каких ответных сигналов. В темноте я залез в какой (то) бурелом, но все-таки ухитрился (из) него выбраться. Вдруг послышался треск суч..ев и чье (то) прерывистое дыхание. Какой (то) зверь бежал прямо (на) меня. Кем бы он мог оказаться? Я поч..ствовал, как животное подошло (ко) мне и лизнуло меня. Это возвратилась моя собака.

Игра «Корректор»: исправим ошибки.

Некаких причин для беспокойства не было , и мы несколько не волновались.

Некто не мог меня утешить, и я ни которое время не скем нехотел видеться.

Не кто не забыт, ни что не забыто. Нечем нечего несделаешь.

Дидактический материал

учитель русского языка

МКОУ Елизаровская ООШ

Федосова Надежда Ивановна.

Дидактические материалы

к теме: «Местоимение»

Шарады

Мой первый слог найдёшь тогда,

Когда в котле кипит вода;

Местоимение – мой слог второй,

А в целом – столик школьный твой.

Первый слог – личное местоимение,

Второй – детская болезнь,

А целое – тот предмет, который выбрасывают

Когда он нужен, и поднимают, когда он не нужен.

Начало – буква в слове плот ,

Конец – местоимение.

А середина – пара нот.

Все вместе – поощрение.

Шутке-минутка

Какие личные местоимения, собравшись вместе, твердят, что они чистые?

(Вы-мы-ты)

Упражнения

    Определите разряд местоимений

    Все его любят, а поглядят на него, так каждый морщится. (Солнце)

    В горах блуждаю за тобой, откликнусь я на зов любой. Все меня слыхали, зато не видал меня никто. (Эхо)

    Он с хоботом резиновым, желудком парусиновым, а загудит его мотор – глотает он и пыль, и сор. (Пылесос)

    Кто ничего не хочет, ни на что не надеется, тот не может быть художником.

    Подберите к данным выражениям синонимы-фразеологизмы, в составе которых есть местоимения.

Очень поспешно двигаться, убегать – мчаться сломя голову, броситься со всех ног; нестись на всех парусах, скакать во весь опор;

успокоиться – прийти в себя;

быть в крайне возбуждённом состоянии – быть вне себя; выйти из себя;

быть в рассеянном, отрешенном состоянии – быть не в себе.

    Замените указательные и определительные местоимения отрицательными и наоборот

Все кричат. (Никто не кричит)

Ничего не видит. (Всё видит)

Я в этом разобрался. (Я ни в чём не разобрался)

Ничем его не удивишь. (Всем его удивишь)

Ты такие игры любишь. (Ты таких игр не любишь)

Мы от этого отказываемся. (Мы ни от чего не отказываемся)

Это остановит нас. (Ничто не остановит нас)

Я ничего не говорил ему. (Я всё ему сказал)

Редактирование предложений

Какие речевые ошибки вы заметили?

    В наше время много космонавтов побывало в космосе. Это были уже не одиночные полёты. Они находились в космосе по сто, а то и по двести суток. 2) На этой улице я чувствую себя как дома. 3) На него никто не обращает внимания. 4) Своя будущая профессия мне очень нравится. 5) В лесу много норок кротов. Я их видела. 6) Словарь представляет результат огромного труда учёных-языковедов. 7) Сколько сейчас время? 8) В сколько метрах от школы находится стадион?

Работа с текстом

Жило-было Ничего,

Не умело ничего,

Не хотело ничего.

Взад-вперёд оно ходило

И не с кем не говорило,

Никого не замечало,

Лучше всех себя считало,

А про это Ничего

И сказать-то нечего!

- Каков смысл этого шуточного стихотворения?

- Местоимения какого разряда играет ключевую роль в тексте стихотворения?

- Какие из слов являются формами одного местоимения?

- Вспомните правила, применяемые в изучении вами орфограммах (на материале данного текста).

Творческий диктант

Задание. Измените лицо, от имени которого ведётся повествование (с 1-го на 3-е). Что нужно сделать, чтобы хорошо справиться с задачей?

Меня во всю жизнь никто ещё не наказывал; отец не только не трогал меня пальцем, но я от него не слышал никогда ни одного резкого слова. Теперь меня томило тяжёлое предчувствие.

Наконец меня позвали к отцу, в кабинет. Я вошёл и робко остановился у притолоки… Отец сидел в своём кресле перед портретом матери и не поворачивался ко мне. Я слышал тревожный стук собственного сердца.

(В. Г. Короленко)

(Текстовые синонимы: Вася, герой повести, мальчик, сын, он).

Карточки по теме «Местоимение»

Карточка №1

Спишите предложения, раскройте скобки, выделите орфограммы, составьте схемы предложений, подчеркните местоимения, определите их разряд.

(За) нами выстроились все наши знакомые и мы постарались объяснить (кое) что из происходящего.

(Ни) кто (ни) чем не может нам помочь (в) том (в) чём мы сами ещё не смогли разобраться.

Карточка №2

Спишите местоимения, раскрывая скобки, выделяя орфограммы; определите разряд местоимений.

(У) нас, кое (что), кто (то), (между) нами, (с) чьими (либо), (кое) (с) (кем), про нас, (ни) чьи, (не) (за) (что), (не/ни) кто, (не/ни) сколько.

С двумя любыми местоимениями составьте сложносочинённые предложения.

Карточка №3

В предложениях найдите местоимения. Подчеркните теми членами предложениями, которыми они являются. Определите разряды местоимений.

Про наши дела скоро узнал кое-кто из царского окружения, и это нам было боком.

«Ни о чём не беспокойтесь, если Вы положили деньги в этот банк», - ответил нам по телефону чей-то мягкий голос.

Что же делать нам с тобой, если всё так глупо получилось?

Мы знаем, что нам нужно купить на день вашего рождения.

Карточка №4

От данных местоимений образуйте неопределённые и отрицательные местоимения.

Что, кто, чьи, сколько, о ком, с кем, про кого, чьего, кого.

С тремя местоимениями составьте сложные предложения, запишите их.

Творческое изложение

…Всего приятнее было мне узнать, что она любит книги; и когда она доживает до моих лет, непременно убедится в том, что книги вкуснее печенья и пирожков, занятнее всех игрушек и игр, интереснее всех зрелищ на свете. Если бы мне предложили стать королём – хозяином дворцов, садов и слуг, кормили бы вкусными-вкусными обедами…укладывали спать в мягкую-мягкую постель, наряжали бы в роскошные одежды – с единственным условием, чтобы я не читал книг, - я бы не за что не согласился. Лучше я стану бедняком и стану жить на чердаке, но со множеством книг, чем королём, но без библиотеки.

(Маколей)

- Можно ли догадаться, о ком идёт речь в отрывке, начинающемся с местоимением она ? (По каким признакам?)

- Изложите содержание текста от 3-го лица. (Начать можно так: «Английский историк Маколей, живший в прошлом веке, обращаясь к маленькой девочке, писал, что…»)

- Составьте собственное рассуждение на тему «Моё отношение к чтению книг».

Контрольный диктант

На утренней заре

Рассвет только начинается. Небо безоблачно. Над узкой лентой речки расстилается туман. В такую раннюю пору здесь никого не встретишь. Предрассветная тишь долго не нарушается никакими звуками. Не хочется ни с кем говорить, да и не с кем. В утреннем тумане ничего не видно. Только отяжелевшая от росы трава прилегла к земле и блестит серебряными каплями. Воздух наполняется ароматом каких-то цветов.

Но вот пробежал лёгонький ветерок. В гнёздах проснулись птицы. Слышно, как кто-то сломал сучок. Лес наполнился птичьим пением. Издали доносятся чьи-то весёлые голоса. Через несколько минут на лесной тропинке показываются шестиклассники. Они пришли в лес для сбора лекарственных трав. Ни в какое время дня не бывает так хорошо в лесу, как ранним утром!

Тест №1.

    Найдите словосочетания с неопределённым местоимением.

1) Улыбаться без всякой причины;

    сделать что-нибудь;

    в сени к нам летит.

    Найти словосочетания с вопросительным местоимением.

1) Слева от меня деревья;

    не кричи о себе;

    который час?

    Через некоторое время.

    Найти словосочетание с личными местоимениями.

1) Я к вам пишу;

2) никому не верить;

3) надо мной яркое солнце

4) этот тёплый день.

    Найти словосочетание с возвратным местоимением.

    Никто не забыт;

    живёт в том доме;

    не думай о себе

    видеть тебя.

    Найти словосочетания с отрицательными местоимениями

    Об этом ничего не знаю;

    знает любой из вас;

    ни за что не соглашусь;

    быть с ними

    Найти предложения с относительным местоимением.

    Что подарить маме?

    Я не знаю, что подарить маме.

    Какой-то зверёк бежал по дороге.

Ответы: I. 2, II.3, III.1, 3, IV. 3, V. 1, 3, VI. 2.

Тест № 2.

    Местоимение – это часть речи, которая

А) обозначает предмет;

Б) обозначает признак предмета;

В обозначает количество предметов;

Г) указывает на предмет, признаки, количество, но не называет их.

2. Личные – это местоимения, которые указывают на

3. Притяжательные местоимения указывают на

А) лица, которые участвуют в разговоре;

Б) признак предмета по принадлежности;

В) неопределённые предметы, признаки, количества.

4. Вопросительные местоимения употребляются

5. Относительные местоимения употребляются

А) в сложноподчинённых предложениях для связи в них простых предложений;

Б) в вопросительных предложениях.

6. Неопределённые местоимения указывают на

7. Отрицательные местоимения указывают на

А) признак предмета по его принадлежности;

Б) неопределённые, неизвестные предметы, признаки, количество;

В) отсутствие предметов, признаков, количества.

8. Указательные местоимения

А) указывают на признак предмета по его принадлежности;

Б) указывают на неопределённые предметы, признаки, количество;

В) употребляются для выделения среди других какого-либо определённого предмета, признака, количества.

Ответы: 1. Г; 2.А; 3.Б; 4.Б; 5.А; 6.Б; 7.В; 8.В.

В разделе на вопрос напишите мне весь стих (И. Михайлова) , который начинаеся... "Жило-было ничего... " заданный автором Просорушка лучший ответ это А Вы случаем, ничего не напутали? Может быть "делать было нечего"? И не И. Михалкова, а С. Михалкова? Да и не этими словами стихотворение начинается!
А ЧТО У ВАС?
Кто на лавочке сидел,
Кто на улицу глядел,
Толя пел,
Борис молчал,
Николай ногой качал.
Дело было вечером,
Делать было нечего.
Галка села на заборе,
Кот забрался на чердак.
Тут сказал ребятам Боря
Просто так:
- А у меня в кармане гвоздь!
А у вас?
- А у нас сегодня гость!
А у вас?
- А у нас сегодня кошка
Родила вчера котят.
Котята выросли немножко,
А есть из блюдца не хотят!
- А у нас в квартире газ!
А у вас?
- А у нас водопровод!
Вот!
- А из нашего окна
Площадь Красная видна!
А из вашего окошка
Только улица немножко.
- Мы гуляли по Неглинной,
Заходили на бульвар,
Нам купили синий-синий
Презеленый красный шар!
- А у нас огонь погас -
Это раз!
Грузовик привез дрова -
Это два!
А в-четвертых - наша мама
Отправляется в полет,
Потому что наша мама
Называется - пилот!
С лесенки ответил Вова:
- Мама - летчик?
Что ж такого?
Вот у Коли, например,
Мама - милиционер!
А у Толи и у Веры
Обе мамы - инженеры!
А у Левы мама - повар!
Мама-летчик?
Что ж такого!
- Всех важней, - сказала Ната, -
Мама - вагоновожатый,
Потому что до Зацепы
Водит мама два прицепа.
И спросила Нина тихо:
- Разве плохо быть портнихой?
Кто трусы ребятам шьет?
Ну, конечно, не пилот!
Летчик водит самолеты -
Это очень хорошо!
Повар делает компоты -
Это тоже хорошо.
Доктор лечит нас от кори,
Есть учительница в школе.
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны.
Дело было вечером,
Спорить было нечего.

Ответ от 22 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: напишите мне весь стих (И. Михайлова) , который начинаеся... "Жило-было ничего... "