Энергосберегающие

Внушение мысли на расстоянии по фотографии. Как внушить человеку мысль на расстоянии? Техника внушения

Внушение мысли на расстоянии по фотографии. Как внушить человеку мысль на расстоянии? Техника внушения

Если вы прочли немало книг (а иначе что вы здесь делаете?), вам наверняка знакомо это чувство: казалось бы, неплохо написана, в ней есть какие-то изюминки, но вот не захватывает она воображение, и всё тут. Или обрывается совершенно неожиданно. Или очень растянута. Всё это говорит о том, что автор не уделил достаточно внимания развитию сюжета. В этой статье мы рассмотрим несложные правила, которые помогут вам не допустить распространенных ошибок начинающих писателей в своем творчестве и придумать сюжет для книги . Конечно, если у вас прирожденный талант, может быть (всякое бывает), вам удастся обойтись и без них, но знание теории, ни в коем случае не повредит.

Итак, как придумать сюжет? Есть некоторые нехитрые правила, которые помогают удачно начать произведение и развить идеи автора на бумаге.

18 советов о том как придумать сюжет

1) Когда вам приходит в голову оригинальная идея для будущего произведения, не торопитесь сразу же приступать к делу. Откладывать в долгий ящик тоже обычно не рекомендуют, но эффективнее ваше творчество будет тогда, когда вы несколько дней предварительно прокрутите в голове сюжет, характеры героев и возможные события, а потом уже подготовлено приступите к делу.

2 ) Эффектное начало – почти залог успеха. Завязка должна быть безупречной стилистически и яркой, захватывающей, дабы заинтриговать читателя с первых же страниц.

3) Формула интересного сюжета: завязка –> развитие действия –> кульминация –> развязка. Только так. В процессе написания должна постепенно разворачиваться динамика действительности. События в тексте соединяются причинно-временной связью, как и поступки персонажей. Чтобы не запутаться, смело используйте, который для современных авторов является просто незаменимым помощником.

4) Сюжет нужно развивать постепенно: опишите происходящие события с разных сторон, различных точек зрения. Для этого можно использовать несколько героев. У вашего повествования может быть не один план, а каждый из них будет развиваться параллельно другим.

5) Нельзя забывать про чередование диалогов, событий и монологов.

6) Избегайте тяжеловесных описаний. Больше динамики!

7) Используйте описание быта, наполните свой маленький мир деталями.

8) Добавьте в вашу книгу загадку, над которой читателю придется поломать голову. Иногда выдавайте подсказки, но не раскрывайте всего полностью. Дайте читателю возможность ощутить, что он дошел до всего сам, логически.

9) В вашей книге должна быть изюминка, призванная зацепить читателя. Это может быть идея, явление, юмор, внутренний мир героев.

10) Окружающий мир подайте в красках. Лучше всего – через видение главного героя.

11) Не раскрывайте идею всего произведения преждевременно, или прямым текстом! Подталкивайте к ней читателя постепенно, через действия, делайте намеки в диалогах.

12) Произведение становится богаче и интереснее, когда в нем присутствуют сквозные образы. Постепенно развиваясь, они появляются в разных местах сюжета и гармонируют с основной линией. Что это такое? Рассмотрим на примере творчества Пушкина: в «Медном всаднике» таким сквозным образом является образ Петербурга.

13) Используйте метафоры, они делают сюжет живым.

14) Замечайте мелочи. Благодаря мелочам, картинка становится четкой. В то же время, не углубляйтесь в детали слишком подробно — нужно найти золотую середину, чтобы оставить читателю место для его собственного воображения.

15) Вместо того чтобы рассказывать о событии, опишите его. Можно написать, что герой расстроился, а можно дать почувствовать это. Разница существенна.

16) Введите в сюжет необычных, неординарных героев, и не теряйте их. Пусть они выделяются и оживляют ваш сюжет — за такими персонажами всегда интересно наблюдать.

17) У каждого персонажа должен быть свой взгляд на мир. Но не нужно подробно описывать его в самом начале книги. Вы должны показать его не только простым описанием, но через события, диалоги и монологи. Кроме того, в ходе вашей истории герой должен измениться внутри. Это может быть моральный или духовный рост, кардинальное изменение взглядов. Заставьте читателя понять главного героя и сопереживать ему, радоваться его успехам. Подробнее о том, как создать героя для книги читайте в моей статье.

18) И напоследок: очень хорошо подумайте над развязкой. Так как на нее возложена большая миссия. Развязка должна заставить читателя заволноваться, задуматься, осмыслить главную идею книги. Окончание книги должно оставить приятные ощущения в душе.

Следуйте этим правилам, и у вас всё получится! Работайте над собой, творите, не бойтесь придумывать что-нибудь совершенно новое и неординарное. О том, как придумать героя, и многом другом.

Генерируйте идеи. На этом этапе вам пригодится блокнот, чтобы записывать свои идеи. Записывайте предложения, отдельные слова или целые абзацы - все это пригодится вам позже, в процессе составления полноценного сюжета. Чтение тоже очень полезно, так как оно станет источником вдохновения. Той же цели послужат фильмы, телевидение, живопись, и даже другие люди.

Начинайте выстраивать связи между концепциями и идеями. Если вы считаете, что у вас накопилось достаточно идей, приступайте к выстраиванию сюжета. Пользуйтесь схематическими изображениями и диаграммами. Например, если у вас есть ананасы и слоны, пусть ваши слоны едят ананасы.

Задайте себе вопросы. Что будет неожиданным для читателя? Почему он захочет прочитать эту книгу? Заинтересовала бы она вас как читателя? Чего в ней не хватает? Чего люди ждут от хорошей книги?

Кратко набросайте персонажей. На этом этапе они будут незамысловаты и похожи друг на друга. Однако сейчас не стоит беспокоиться о деталях образов и их роли в вашем повествовании. Кто главный герой? Кто злодей? Будет ли он в вашей истории? Если да, то действительно ли он ужасен или просто неприятен? Сейчас важно ответить на эти вопросы.

Выберите тип вашего сюжета. Существуют нелинейные сюжеты, то есть события в них разворачиваются или описываются непоследовательно. Если вы выбрали такой тип сюжета, следите за тем, чтобы каждый фрагмент был хронологически согласован с остальными. Не нужно писать, будто ваш герой сейчас находится в одном месте, а спустя мгновение переносится в другое место в прошлом. В нелинейном сюжете лучше не очерчивать временные границы вплоть до развязки, чтобы не вносить путаницу.

Представьте себе место действия. События, которые вы будете описывать, должны где-то происходить, и место действия не менее важно, чем действующие лица повествования. Если события вашего рассказа разворачиваются в реально существующем месте, вам придется додумать лишь второстепенные детали обстановки. В этом случае вы можете пропустить следующий шаг. Если же ваша история имеет место в полностью вымышленном пространстве, читайте по порядку.

Создайте место действия с нуля. Для этого вам придется продумать каждую деталь. Не упускайте такие незначительные вещи, как место работы героев, или как они прогуливаются по улице, так как эти подробности могут пригодиться вам в дальнейшем. Возможно, не все придуманные вами детали вы будете использовать в тексте, но, как и в любом другом деле, лучше иметь выбор вариантов, чем испытывать недостаток в материале. Например, в научной фантастике стоит уделить внимание тому, какие законы физики действуют в вашем мире, как устроено общество и что из себя представляет жизнь среднего индивида.

Проработайте образы персонажей до конца. На этом этапе начинается основная работа над героями, и здесь нельзя упустить ничего. Как и при создании места действия, не бойтесь сочинить лишних подробностей - они могут пригодиться позже. Поэтому делайте как можно больше записей и сохраняйте их. Задавайте себе вопросы наподобие: «Почему мой персонаж одевается именно в таком стиле?» - и записывайте ответы. Не забывайте о том, что хороший персонаж со временем изменяется, поэтому старайтесь сделать их образы как можно более гибкими. Однако не переусердствуйте, чтобы они не казались нерешительными или непостоянными. Представьте себе возможные взаимоотношения между героями и их семейные и дружеские связи. Старайтесь разработать каждого персонажа как можно детальнее.

Учитывайте причинно-следственные связи. Каждое действие вызывает свои последствия, а значит, никакие события не бывают случайными - если, конечно, вы не планируете умышленно описать их произвольность и хаотичность.

Создайте конфликт. Вероятно, на данном этапе вы уже начнете выстраивать последовательный сюжет, поэтому вам нужен конфликт, или, другими словами, причина поступков ваших персонажей. В начале повествования в конфликте нет необходимости, но в дальнейшем без него вы не сможете развивать сюжет.

Развивайте события. Развитие событий - это последовательность происшествий и поступков персонажей, которая приводит к кульминации сюжета. Обычно эта часть сюжета занимает основную часть повествования и над ней вам придется работать особенно старательно, так как, если написать ее плохо, кульминация может выйти тусклой и неинтересной. В главных событиях рассказа проявляются особенности характеров персонажей, поэтому пусть они сталкиваются с такими проблемами, в которых смогут продемонстрировать весь свой потенциал.

Кульминация. Это тот момент, когда ваш герой встречается со своей главной проблемой. В каждом художественном произведении на том или ином этапе происходит кульминация сюжета, за исключением, разве что, комедийных рассказов, которые нередко завершаются нелепыми поворотами. Не стоит разрешать проблему героя непредсказуемо просто, как, скажем: «Я вышел к дракону с мечом в руке, но он вдруг скончался от рака легких». Если вы хотите придать кульминации драматическую окраску, пусть ваш герой будет почти повержен, и даже близок к смерти, но внезапно соберет последние силы и чудесным образом преодолеет все трудности. Как правило, развязка случается ближе к концу повествования. Но в нелинейном сюжете это может произойти когда угодно, даже в первых строчках.

Развязка. Если пожелаете, вы можете описать постепенное завершение событий и рассказать читателю, что происходило с героями после кульминации. На этой стадии развития повествования все становится на свои места, и жизнь героев нормализуется. К развязке стоит отнестись серьезно, иначе вы можете разочаровать вашего читателя.

Итак, работа уже близка к завершению. На этой стадии у вас уже есть подробный эскиз вашего сюжета. Теперь можно вернуться к началу и упорядочить ваши мысли. Очень хорошо, если вы сохранили все ваши записи и заметки, так как они не раз вам пригодятся. Если вам это нравится, делайте зарисовки, схемы и таблицы, и даже пишите стихотворения о вашем рассказе, так как все это поможет вам пробудить вдохновение и полюбить свое творение. Но не думайте, что на этом работа завершена. Вы лишь подготовили основу, а это не так уж и сложно. Только на следующем этапе основа сюжета становится хорошим сюжетом.

Статей о том, как создать интересный сюжет, который оставит и читателя, и автора удовлетворенным, довольно много, но хочется вставить и свое слово. Сюжет зависит от многих факторов, и в этот раз я постараюсь разобрать самые главные из них – композиция или структура сюжета и персонажи на примере одного из самых известных современных фильмов и своих собственных фантазий на тему сюжета.

Часть 1. Теория

В первую очередь, стоит начать со структуры . Неважно, какого размера произведение или фик вы пишете – в каждой истории должны быть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Эта структура известна всем ещё со времен учебы в школе, но вот детали многие часто забывают. На что стоит обратить внимание в первую очередь, так это на размер каждой из частей. Завязка часто делится на экспозицию и, собственно, побуждающее происшествие . Экспозицией нужно заинтересовать читателя и дать краткое описание того, что происходит в обычной жизни героя. Конечно, экспозицией можно и пренебречь и забросить героя сразу в гущу событий, но тогда автору будет гораздо сложнее показать, как выглядела жизнь героя до завязки. В зависимости от размеров и жанра произведения варьируется размер экспозиции и завязки. Если вы пишете рассказ или мини, то введение в сюжет должно занимать от полутора страниц до примерно 3-4. Можно, конечно, и больше, если ваш рассказ страниц на сорок. В одной книге был такой пример касательно жанра или стиля повествования (это было о кино, но тут тоже очень уместно): «У кинопрокатчиков есть любимая шутка: типичный европейский фильм начинается с показа золотистых, освещенных солнцем облаков. В следующем кадре – еще более прекрасные и пышные облака. Еще кадр и облака становятся поистине роскошными и окрашиваются в красный цвет. Голливудский фильм начинается с показа рваных золотистых облаков. Во втором кадре из этих облаков вылетает «Боинг 747». В третьем он взрывается». Прикидывать должны вы сами и при этом чувствовать, что часть не является затянутой. Автор лучше знает, на чем делать упор. Развитие действия – это основная масса произведения, но об этом всем известно. Концовка должна занимать чуть меньше, чем завязка и экспозиция.

Но для чего я писала всю эту теорию, которую многие знают и без меня? Конечно, для плана произведения ! Почти в каждой статье об этом говорится, но многие продолжают игнорировать этот пункт. Но если у вас в голове вертится история неопределенного размера и с не особенно точным сюжетом, то составление плана может помочь вам выйти из творческого ступора или кризиса. Простой горизонтальный лист бумаги, разделенный на три части (первая и третья небольшие, середина самая объемная) уже позволит вашему подсознанию вписать идею в эти рамки.

Лучше всего привести несколько примеров для наглядности. Мой любимый – «Пираты Карибского моря», и мы возьмем самый первый фильм, «Проклятие Черной Жемчужины». У нас есть три главных героя – Джек, Уилл и Элизабет. Для каждого героя создана своя экспозиция. С самого начала она связывает Уилла и Элизабет и показывает, что фильм будет о пиратах. Даже если убрать название, то после первых минут все станет ясно. Именно так и должно быть в хорошем произведении – намек на то, что будет вести нас через всю историю. Также в самом начале дается интересная и важная деталь – странная монета на груди Уилла – она привлекает внимание зрителя и также является одним из двигателей истории, но об этом я скажу немного позже.

Затем мы видим три кратких предыстории, которые описывают положение героев, как социальное, так и общее место в жизни и их характер. Уилла мы видим талантливым, влюбленным и робким. Элизабет – умна, имеет собственное мнение и не любит идти на поводу у других людей, а Джек Воробей, простите, капитан Джек Воробей неординарно мыслит, обладает чувством юмора и полагается на удачу или свой гениальный план (после всех фильмов все равно трудно понять, гений он, или ему невероятно везет), которому сопутствует доля безрассудства и нежелание думать о последствиях.

Основная часть фильма развивает все то, что было заложено в начале. Герои проходят нелегкий путь не только из-за внешних обстоятельств, но их ждет и внутренний «путь» - они меняются, становятся более смелыми или, наоборот, проявляют трусость, которую от них не ждали. Все это развитие укладывается в основную часть. Кульминация и развязка – это подведение итогов, проверка, как изменившиеся герои пройдут главное испытание или препятствие.
Теперь немного поговорим о теме, которую я уже подняла, о персонажах . Они – двигатель вашей истории и, собственно, то, ради чего вы это пишете. Сюжеты часто стираются из сознания читателей, а вот образы героев остаются. Мало кто сможет назвать каждый сюжетный поворот в «Пиратах Карибского моря», но Джека помнят все. Но перейдем к практике.

Часть 2. Практика

Чем так важен герой? Без него история рассыпается, он - тот клей, который держит сюжетные повороты вместе. Даже если у вас есть собственный продуманный мир или сюжет, этого все равно не будет достаточно, если у вас нет главного героя или нескольких. Почему? Потому что каждый персонаж реагирует на события определенным образом. Допустим, у вас есть часть сюжета – герой выходит из музея и видит, как неподалеку какой-то мужчина грабит женатую пару. Это начало истории? Да. Но оно практически бесполезно без личности главного героя. Текст с нарративом должен создавать собственный мир (даже если это не фантастика и не фэнтези) и населять его персонажами и объектами. Этот мир должен меняться под воздействием причин, вызванных действиями людей. Если наш персонаж – полицейский, который ходил в музей посмотреть на картины, то он бесстрашно бросится помогать, возможно, получит ранение, попадет в больницу… Вот, уже есть развитие истории, но это не особенно интересно. А что если наш персонаж – вор, который только что ограбил этот музей? Что он будет делать?

Поэтому персонажи так важны в истории. Если вы хотите создать интересный сюжет, то вам нужен яркий и многогранный главный герой. Для лучшего рассмотрения возьмем последний вариант и снова обратимся к вопросу завязки. Что такое завязка? Это побуждающее происшествие, которое переворачивает мир героя и заставляет его выйти из зоны комфорта. Герой должен отреагировать на это действие, потому что оно лишает определенного равновесия в жизни. Одна из хороших идей для начала любого сюжета заключалась в том, что во время или немного до побуждающего происшествия герой делает выбор между тем, чтобы пойти простым путем или все-таки сделать то, что выходит за его зону комфорта – с этого и начинается сюжет. В тех же «Пиратах Карибского моря» Джек мог не прыгать в воду, чтобы спасти Элизабет, но он это сделал и попался в руки властей. В седьмом эпизоде «Звездный Войн» Рей могла отдать дроида в руки торговца и получить много продовольственных пайков, но она выбрала сложный путь - и с этого началось её приключение. Если говорить о воре, который видит ограбление на улице, то простой путь для него – уйти, будто он ничего не видел, но так не получится и сюжета. Но он может пойти сложным путем – помочь людям, там вовремя объявится полиция, он будет героем, но и свидетелем. А свидетелю надо дать показания в участке. Но у него же в сумке украденная картина… Что хочет сделать герой? Сбежать от полиции. В этом заключается его осознанное желание – он хочет вернуться в зону комфорта, и попытки достичь ее и становятся нашим сюжетом. Именно так образуется история и интересный сюжет. Но в идеале в истории должен быть не только осознаваемый объект желания, но и неосознаваемый, тот, который герой преследует бессознательно. Это может быть стремление быть любимым, пережить приключение или что угодно еще. Конечно, в некоторых сюжетах подсознательное желание может и не фигурировать. У Джеймса Бонда, например, такого желания нет.

Итак, чтобы придумать начало интересного сюжета нам нужен главный герой с ярким характером, действием, которое даст ему цель и определенное противодействие. На этом строится завязка. Противодействие может идти с разных сторон – это могут быть как внешние обстоятельства (Темный властелин, полиция, непонимание со стороны семьи), так и внутренние – борьба с самим собой, например. Но противодействие может быть не одним. Что мешает Джеку получить «Черную жемчужину», а также достичь подсознательного желания – полной свободы? Две силы – капитан Барбосса, устроивший бунт на корабле (если я не путаю), и правительство островов, которое хочет уничтожить пиратов в принципе.

Идем дальше. Увлекательный сюжет строится на преодолении препятствий. Противодействующие силы (а они должны быть в любом произведении), которые возникают в завязке, набирают мощь, а потом главный герой встречает их в кульминации. Но что же находится между всем этим? Развитие действия представляет из себя возрастающее количество трудностей на пути к цели. Это довольно просто и не требует особых объяснений, но сюжет усилится, если герой несколько раз пройдет «точку невозврата ». Напряжение должно нарастать, ставки увеличиваться, а все события, которые по масштабу похожи на то, которое уже было, должны быть вычеркнуты, иначе читатель начнет скучать. В «Парке юрского периода» динозавр, с которым столкнулись герои, не должен быть похож на предыдущего. Сначала большой травоядный, который может наступить/ударить тяжелым хвостом, потом тираннозавр, большой, хищный, но от него можно убежать, а после этого самый серьезный противник – группа небольших, но самых опасных и умных динозавров, которые могут найти и окружить жертву. Напряжение нарастает, потому что у героев все меньше шансов выжить.

Снова вернемся к нашей «практике» - к вору с украденной картиной. Он попадает в участок как свидетель. Его могут заподозрить, поэтому он порывается уйти. Напряжение начинает расти, но у нашего героя много шансов. Ситуация обостряется, когда персонаж видит собственный портрет на стене участка с надписью, что его надо задержать. Ставки повышаются. Если раньше он мог сказать, что картина – лишь репродукция, а он – художник, то теперь его точно схватят, если узнают. Портрет – это важная деталь истории, как и монета в «Пиратах», она является объектом в мире, окружающем героя и влияет на сюжет. Это не «рояль в кустах», вполне обоснованно, что в полицейском участке будут висеть портреты опасных преступников. Что должен сделать герой теперь? Правильно, сорвать свой портрет, который висит на самом видном месте, но сделать это незаметно. Что должен автор написать дальше?

И сейчас мы подошли к такой сюжетообразующей конструкции, как «действие – брешь между ожиданием и результатом – реакция – действие». Брешь заставляет героя двигаться дальше, потому что его цель не достигается лишь одним шагом. Поэтому автор не должен дать сорвать портрет и создать эту брешь. Потому что если он это сделает, то полицейский его отпустит и история закончится так просто, а это разочарует читателя. Риск должен возрастать до самой кульминации, когда ситуация будет описываться фразой «все или ничего». Так что наш вор подбирается к портрету, всеми силами отвлекая внимание на других, уже срывает, но тут вмешивается кто-то и берет бумагу у него из рук, смотрит на нее и узнает преступника. Брешь, ставки повышаются, ситуация становится все опаснее.
Главный вывод – читателя надо постоянно держать в напряжении и постоянно повышать ставки, не повторяясь. Но как это сделать? Как придумать такие конфликты, которые приведут к нужному развитию героя и создадут необходимые противодействующие силы?

Ответ заключается в главном герое. Именно поэтому важно создать яркого персонажа, реалистичного и глубокого. Такой персонаж сам даст необходимый толчок к созданию многогранного сюжета. Герой должен вступать в конфликт , и именно автор должен определить, какой конфликт станет самым трудным для героя. Конфликты бывают разными. Он бывает внутренним, на этом основываются психологические романы, есть конфликт личностный, когда протагонист борется с антагонистом, человеком, со своими личными целями, а есть внеличностный – это всевозможные боевики и фильмы ужасов. В боевиках герой сталкивается со многими представителями антагонистических сил – приспешниками зла, ордами орков, динозаврами и роковыми женщинами (но не в одном произведении, прошу). Стоит также упомянуть, что антагонизм не обязательно должен быть чем-то опасным или смертельным, ведь во флаффе он тоже может и, на мой взгляд, даже должен присутствовать. Если вы пишете про героя, который готовится к Рождеству, ведь должна приехать его семья, то противодействующими силами вполне может стать время. Он не успевает приготовить ужин, в торговых центрах огромные очереди, елка падает и все игрушки разбиваются – нарастает напряжение, ведь праздник вот-вот будет испорчен окончательно. Вроде ничего опасного, криминального, но конфликт тоже есть. Именно из-за него и возникает интерес.

Автор должен смотреть, что станет самым сложным препятствием для героя в его попытке достичь цели. Это бывает сложно, но автор должен раз за разом задавать себе вопрос: а что самое ужасное может произойти теперь? Мучить своих персонажей нравится не всем, но тогда вы не получите развитие характера. Чем нам не нравятся Мэри Сью и банальные боевики? Тем, что герой напролом идет к своей цели, убивая/покоряя каждого, пока не достигнет главного злодея. Это интересно? Нет, потому что он не проигрывает и не собирается. Это похоже на проверку, как далеко может зайти герой. Но при таком развитии событий все и так знают, что будет дальше. В большинстве Голливудских фильмов мы тоже знаем, что у героев все будет хорошо, но мы за них переживаем, ведь они регулярно терпят поражение и теряют шансы на счастливый конец.

Главный герой - это, конечно, хорошо, но для интересной истории слишком просто. Второстепенные персонажи оттеняют главного героя, вводят новые небольшие идеи и помогают раскрыть основной замысел. Например, при преодолении опасного препятствия один из второстепенных персонажей может и не выжить, что обострит ситуацию и покажет, насколько все серьезно для главных героев. Также второстепенные сюжетные линии помогают разнообразить повествование, дают новых интересных героев.

Например, та пара, на которую напали, собиралась разводиться, и пока мы следим за главным героем, мы также можем видеть, какое развитие отношений происходит у них. Если сначала, пока полиция не знает, кто такой наш герой, опрашивает их всех вместе, то пара постоянно ругается – муж обвиняет ее в том, что она чуть ли не открыто достала на улице деньги и все в таком духе. Потом их конфликт все нарастает, но мы отвлекаемся от них, потому что нашего главного персонажа узнают и пытаются схватить. Что он делает? Паникует, хватает один из пистолетов и берет эту пару в заложники. Новый конфликт! Он не хочет их убивать, но больше никто об этом не знает. Допустим, он смог добраться с ними до какого-то места, где он может контролировать ситуацию и не дать себя схватить или даже убить, но счет идет на минуты – ему надо придумать решение. В ход снова вступает подсюжет, эта пара боится за свою жизнь, и муж, например, просит, чтобы он оставил в заложниках только его, но отпустил жену, потому что он боится за ее жизнь.

Эта сюжетная ветка делает резкий поворот, второстепенные герои реагируют на события. Что произошло в этот момент? Мужчина понимает, что любит свою жену, а деньги и все те проблемы, из-за которых они ссорились, не особо важны. Происходит развитие второстепенных персонажей. Пара мирится, и главный герой решает, что это выход. Так он может показать, что у него нет особенно плохих намерений – ему просто хочется остаться на свободе. Вот и первая победа героя за все время с начала сюжета. Постоянные поражения тоже иногда утомляют читателя, так что стоит чередовать это с небольшими победами.

Можно вставить еще один подсюжет, включив в повествование двух второстепенных героев-полицейских. Один из них, например, «новичок», хоть он служит уже пару лет, но на него никто не обращает внимания (пусть это будет криминальная комедия, а не что-то особенно серьезное). Второй – опытный полицейский, который все время гонялся за крупным делом, желая выслужиться, поэтому он обходил других не самыми честными способами, мало с кем считался, пусть иногда и испытывал угрызения совести за это. Но этот второй полицейский не признает знаменитого вора, это делает «новичок», когда берет портрет в руки. Именно «новичку» участок должен быть обязан за признание преступника, но опытный полицейский забирает всю славу себе и отодвигает первого на задний план. У этих героев тоже образуется конфликт. Для новичка главное препятствие – его опытный начальник, который не дает проявить себя. Для второго – противодействие вора, который не дает попасться, а если он уйдет от них, то полицейский никогда не получит повышения.

Что мы выяснили из этого пункта? Второстепенные герои формируют свои собственные небольшие сюжеты, которые помогают развивать историю, иногда могут пересекаться с главными действиями и влиять на них. Но и тут все двигают персонажи. Важно не просто создавать напряжение, но еще и вызывать у читателей эмоции. Среди положительных – радость, любовь, восторг, трепет, среди негативных – ужас, печаль, унижение, сожаление, стресс и другие. Как и похожих событий не должно быть в сюжете, также стоит поступать и с эмоциями, которые появляются у читателей. Эмоции также стоит чередовать «положительная – негативная –положительная».

В итоге наш сюжет должен подойти к кульминации . Самое главное ее правило – не оставлять кульминацию «за кадром», в критический момент герой должен сделать выбор, как и делал на протяжении всего произведения, на глазах у читателя. В кульминации, в идеале, надо свести все вопросы и истории воедино. Лучшим финалом может стать тот, где автор дает то, что читатель так сильно ждет, но в максимально неожиданной форме. Если мы сочувствуем нашему герою-вору, то хотим, чтобы тот сбежал, но не знаем, как именно. Конфликт продолжает нарастать. Опытный полицейский ведет переговоры, ему ставят в заслугу освобождение одного из заложников, и тот решает, что преступник слишком мягок, так что можно атаковать здание, где он спрятался. Мы подходим к самому важному моменту, где решится все, что было заявлено. При штурме вора могут схватить или убить, так что он потеряет все. Случайно могут убить и заложника, так что восстановленные отношения также могут обернуться трагедией, а если преступник уйдет, то полицейский потеряет свой шанс. У каждого из них на карту поставлено всё, и кульминация должна это решить. Когда читатель доходит до самого конца, ему должно казаться, что иначе и быть не могло, такое развитие событий было предопределено с самого начала и в тот же момент было совершенно неожиданным.

Вот так, на мой взгляд, можно сформировать интересный сюжет. Если подвести итог, то надо взять необычный мир или ситуацию и найти героя, которого это затронет больше всего. Или, если у вас есть герой, то придумать ему такое происшествие. На протяжении всего произведения герой будет развиваться, вступать в борьбу с самыми опасными для него силами, иногда проигрывать, иногда побеждать, а потом он дойдет до кульминации, которая должна быть критичной для любого из участников конфликта, которые «присутствуют» в этом моменте. А дальше – ваша работа как автора. Надеюсь, это статья с многочисленными примерами если не помогла, то хотя бы дала пищу для размышлений. Удачи в творчестве и создании сюжетов!

Каждый может вспомнить немало случаев, когда хотелось написать интересный рассказ или объемное литературное произведение, но все вдохновение заканчивалось, стоило задуматься о развитии сюжета. Действительно, для того, чтобы написать стоящий литературный текст, автор должен тщательно продумать сюжетные линии, сделать их интересными и логичными. Динамично развивающийся сюжет, грамотно продуманные персонажи, неожиданная развязка – все это делает произведение привлекательным и захватывающим для читателя. В этой статье мы расскажем, о чем нужно помнить, чтобы сюжет не стал скучным и затянутым.

Инструкция

1. Перед тем, как вы начнете писать свою книгу или повесть, займитесь созданием сценария или плана. Это поможет структурировать идеи и расположить их в верном порядке. Начните с разработки введения, затем переходите к основной части.

2. Прорабатывайте основные линии персонажей, диалоги и события. Наличие готового сценария впоследствии поможет вам еще больше разнообразить и усложнить сюжет в процессе написания книги.

3. Сочиняя сюжет, придумайте место действия вашей повести или вашего романа. Место действия нужно продумать максимально тщательно, с наиболее подробными описаниями – читатель должен видеть перед глазами то, о чем вы пишете. Место действия должно быть описано атмосферно, так, чтобы эта атмосфера передавалась читателям через текст.

4. Покажите, как вы видите мир, который описываете. Старайтесь укладываться в рамки жанра, в котором вы пишете. Задумайтесь, какое настроение царит в том месте, в котором происходит основное действие вашего романа. Также атмосфера и стиль места действия должны быть привлекательными для вас – ведь писать можно только о том, что вам нравится.

5. Продумав место действия, начинайте проработку персонажей. Подумайте, какие образы будут заключаться в персонажах, что вы хотите сказать, изображая их характеры и действия, и являются ли персонажи прототипами реальных людей, или же вы выдумаете их от начала и до конца в своем воображении.

6. Персонажи должны вызывать у читателей эмоциональную реакцию – любовь, восхищение, жалость, ненависть или возмущение. Никто не должен остаться равнодушным к персонажу – будь то положительный или отрицательный герой.

7. Не забывайте о том, что в поведении и облике персонажа должен присутствовать элемент юмора – чересчур серьезное произведение не привлечет читателя. Дайте читателю возможность посмеяться над героями вашей книги.

8. Задумайтесь, какие роли в вашей книге будут играть добрые и злые персонажи. Определите их задачи, их стиль поведения и тип привязанностей.

9. Также вам нужно придумать определенные всплески сюжета – интересные и захватывающие ситуации, в которых читатель не может оторваться от книги, не узнав, чем закончилась история, и какова судьба полюбившихся ему героев. Заставьте своих героев взаимодействовать, придумывайте необычные ходы.

10. Не делайте их общение скучным – ситуации в сюжете должны быть резкими и непредсказуемыми. Не забудьте об основном кульминационном моменте сюжета и о развязке, которая может быть как полностью законченной, так и открытой – открытая развязка дает читателю возможность в собственном воображении достроить будущее персонажей. Правильно проработанный сюжет развивается динамично и, подходя к финальной точке, вызывает у читателей яркие эмоции.