Энергосберегающие

Верзилин николай михайлович биография. Роль Н

Верзилин николай михайлович биография. Роль Н

А может быть, эта книга попадет в руки юного натуралиста-мичуринца, мечтающего улучшить окружающий его растительный мир на пользу и радость советским людям. Его лозунг - слова Ивана Владимировича Мичурина: «Человек может и должен создавать новые формы растений лучше природы».
В руках разных читателей побывает книга, и я хочу, чтобы каждый из них нашел в ней интересное и нужное.
Эту книгу лучше читать поздней осенью или зимой, когда за окном снег, когда однообразная белая пелена сменила радостную зелень с пятнами цветов, и деревья, лишенные листьев, скованы морозом.
В это время даже равнодушные к природе люди с грустью вспоминают лето и с нежностью смотрят на растения, стоящие на окне.
Любители путешествий, внимательно рассмотрите ваши домашние растения! Ведь эти растения тоже «путешественники», прибывшие к нам из разных стран мира. Это хотя и маленькие, но настоящие растения тропических лесов Индии, Явы, Бразилии, пустынь Африки и Мексики.
Мы на нашем окне - на живой растительной карте - видим осуществление творческой фантазии человека.
Человек переделал карту мира.
Об этом хорошо сказал Фридрих Энгельс: человек «... переносит полезные растения и домашних животных из одной страны в другую и изменяет таким образом флору и фауну целых частей света. Более того. При помощи разных искусственных приемов разведения и выращивания растения и животные так изменяются под рукой человека, что становятся неузнаваемыми».*

Всё это мы и видим на растениях, стоящих на нашем окне.
Сейчас комнатное садоводство чрезвычайно распространено. Почти нет ни одного окна, где бы не стояли фикус, бальзамин, пеларгония и другие растения.
Развилось комнатное садоводство благодаря подбору растений, потребностям которых соответствуют комнатные условия. В комнатах теплая ровная температура от 14 до 20°, но мало света. Солнечный свет рассеивается стеклами и оконными рамами. В комнате влажно и много углекислого газа. В воздухе комнат содержится до 0,7 процента углекислого газа, то есть в двадцать три раза больше, чем под открытым небом.
Углекислый газ повышает воздушное питание растений, но недостаток света сказывается на них.
Многие наши лесные и луговые растения не могут долго жить в комнатах, так как им мало света; в зимний период они теряют листья и требуют для дальнейшего своего развития низкой температуры.
Люди пытались приучить к жизни в комнатах много различных красивых растений, но не всегда это удавалось.
В искусственный отбор человека вмешивался и естественный отбор: погибали растения, не приспособленные к условиям человеческого жилища.
Прижились в комнатах северных жителей или чрезвычайно выносливые растения далеких пустынь или растения тропических лесов. Растения тропических лесов на своей родине имеют условия, сходные с комнатными. В тропических лесах сумрачно, тепло, влажно. В тропических лесах нет листопада, и комнатные растения круглый год не теряют листьев.
Несколько хуже в зимнее время чувствуют себя растения субтропиков, привыкшие к яркому солнцу и некоторому временному понижению температуры. Они зимой чахнут, вытягиваются, но весною принимают вновь веселый, цветущий вид.
Комнатные растения, как правило, или совсем не цветут или цветут, но без искусственного опыления не дают плодов. Поэтому они не могли размножиться семенами, и в комнатах распространились только те растения, которые легко размножаются вегетативно, кусочками стеблей - черенками. Соседи и знакомые меняются «отводками», вернее - черенками, и так повсеместно распространяют уживчивые экзотические
растения.
В результате мы видим теперь на комнатных растениях замечательное подтверждение учения Дарвина об естественном и искусственном отборе. Этому отбору подверглись растения всего мира, и в наших комнатах выжили биологически наиболее приспособленные, но из этих растений человек вывел такие красивые сорта, каких нет и никогда не было в природе.
Вы можете собрать на ваших окнах, читатель, целую коллекцию самых необыкновенных растений.
Нужно помнить, что составление коллекции растений не является занятием одних любителей.
Коллекционные питомники необходимы для выведения новых сортов растений и продвижения их на север.
Всесоюзным институтом растениеводства собрана мировая коллекция семян культурных растений в 300 000 образцов, из которых 28 000 - одних пшениц.
Известный преобразователь природы Иван Владимирович Мичурин широко использовал в своей работе растения всего мира.

«Я начал, - пишет он, - привлекать в свой питомник растения чуть ли не со всех концов земного шара. К Октябрьской революции в питомнике насчитывалось около восьмисот видов исходных растительных форм. Здесь были растения Северной и Южной Дакоты (США), Канады, Японии, Маньчжурии, Кореи, Китая, Тибета, Индии, Памира, Индонезии, Средней Азии, Кавказа, Крыма, Балкан, Альп, Франции, Англии, тундры».
Когда за окном снег, можно вырастить цветущий сад в комнате, на окнах, украсив свое жилище.
Подоконник с несколькими комнатными растениями может стать замечательной лабораторией. Работая в ней, можно научиться воспитывать растения, управлять их развитием; размножать семенами, отводками и черенками; прививать и скрещивать их, а главное, научиться наблюдать и понимать жизнь растений и по-мичурински любить их.
На комнатных растениях с успехом можно изучать многие закономерности жизни природы, которые были открыты замечательными русскими учеными Климентом Аркадьевичем Тимирязевым, Иваном Владимировичем Мичуриным, Трофимом Денисовичем Лысенко.
Опыты с этими растениями дадут юному мичуринцу ценные ботанические знания и практическое умение, которое он с пользою применит весною и летом в саду, в поле и на огороде. И в будущем эти навыки освоения и изменения домашних растений помогут улучшить растительный мир нашей социалистической Родины.
Каждому юному исследователю растений нужно подробно познакомиться с жизнью обычных комнатных растений в естественной обстановке. Только тогда можно понять их потребности и научиться управлять их жизнью.
«Формы живых тел создавались и создаются только условиями их жизни. Поэтому понятно, что управлять изменением растительных и животных форм можно только путем умелого управления условиями жизни растений и животных». Так говорит академик Трофим Денисович Лысенко, создавший учение об управлении развитием растений и их переделке.
Попробуем и мы на наших комнатных растениях учиться управлять жизнью растительного мира.
Но почти все домашние растения - питомцы далеких стран. Чтобы поближе познакомиться с ними и с необходимыми для них условиями жизни, нам нужно отправиться в путешествие вокруг света. Это путешествие необыкновенное: оно будет мысленным и в то же время конкретным, так как растения, которые мы будем рассматривать во время путешествия, настоящие, живые, растущие в нашей комнате. Жизнь растений познается в опытах с ними, в пытливом наблюдении за их развитием в разных условиях.
Поэтому лучше начать знакомство с простых и выносливых растений, с которыми легко поставить доступные опыты.
Самые выносливые из комнатных растений происходят из далеких пустынь.

Академик Трофим Денисович Лысенко.

Растения тропических лесов хорошо приживаются в комнатных условиях и легко могут быть размножены даже кусочками побегов.
Путешествуя мысленно по местам, откуда произошли растения, мы в то же время будем изучать живые растения и изменять их по своему желанию.
Научившись ухаживать за растениями пустынь и растениями влажных тропических лесов и ставить с ними простые опыты, каждый сможет обеспечить нужным уходом многообразные и требовательные субтропические растения и провести более сложные эксперименты.
Путь наш будет лежать через раскаленные солнцем пустыни, где некрасивые, но выносливые растения ведут удивительную жизнь почти без воды.
Мы проникнем в сумрачные дебри влажных тропических лесов, где среди массы гигантских растений с трудом найдем своих знакомых.
И, наконец, мы побываем в богатых плодами и цветами субтропиках, где живут многообразные и прихотливые растения, испытывая в течение года то влажность, то сильную засуху. Проехав однообразные, почти безжизненные пустыни, мрачные, полные опасностей тропические леса, хорошо оказаться в благоухающих советских субтропиках, полных прекраснейших цветов и вкусных плодов - чудес человеческого творчества в природе.
Здесь многие растения со всех частей света нашли свою вторую родину.
Мы объедем весь мир вместе со скромными растениями, стоящими в горшочках на наших окнах.
Мы попробуем узнать, как живут наши растения на их родине, посмотрим, какую пользу они приносят.
Вернувшись из необычайного путешествия, мы не только раскроем тайны происхождения и жизни зеленых друзей, но и будем уметь управлять их жизнью.
Отправимся же в путешествие по родным местам наших домашних растений!

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда за окном снег..................................................................................................................................... 5

Часть I
ПО ДАЛЕКИМ ПУСТЫНЯМ

Красавица пустыни ...................................................................................................................................... 13
Зеленые уродцы, или принцессы ночи ...................................................................................................... 25
Растение с четырьмя тысячами цветов ...................................................................................................... 50
Столетник второй из пустыни Карру ......................................................................................................... 55
Растения, «играющие в прятки» .................................................................................................................. 60
Растения с фальшивыми листочками .......................................................................................................... 67

Часть II
ПО ТРОПИЧЕСКИМ ЛЕСАМ

Плакса из лесов реки Амазонки .................................................................................................................. 73
Резиновое дерево индийских джунглей ..................................................................................................... 84
Двадцать растений из одного листа ........................................................................................................... 97
Деревцо, уничтожающее моль .................................................................................................................... 108
«Щучий хвост» в цветочном горшке ........................................................................................................... 111
«Ванька» из Занзибара .................................................................................................................................. 113
Растение тропических болот ....................................................................................................................... 121
Драконовое дерево ....................................................................................................................................... 130
Похищенное сокровище ............................................................................................................................... 134
Папирус древнего Египта ............................................................................................................................ 138

Часть III
ПО СОВЕТСКИМ СУБТРОПИКАМ

Дерево-гигант, не дающее тени .................................................................................................................. 145
Элексир бодрости ......................................................................................................................................... 156
«Журавлиный нос» ....................................................................................................................................... 159
Двухэтажные деревья с золотыми яблоками ............................................................................................. 176
Забытое комнатное растение ...................................................................................................................... 190
Царица цветов .............................................................................................................................................. 195
«Дружная семейка» ....................................................................................................................................... 205
Воспоминание о родине .............................................................................................................................. 209
«Сестра» чая ................................................................................................................................................... 217
«Золотое», или «колбасное», дерево ............................................................................................................ 222
Семейство камнеломковых ........................................................................................................................... 224
Кукольные деревца ........................................................................................................................................ 228
Зеленые «звери» ............................................................................................................................................. 232
Растение это ядовито! ................................................................................................................................... 237
Растение, «шагающее» по стене .................................................................................................................... 242
«Хозяин» величайшего в мире цветка .......................................................................................................... 249
Цветок алхимиков ........................................................................................................................................... 253
Каменный дом за луковицу ............................................................................................................................ 261
Цветы случайностей ....................................................................................................................................... 269
Учебное пособие, переплывшее океан .......................................................................................................... 273
По заветам И. В. Мичурина ............................................................................................................................ 280
Карта мира на окне .......................................................................................................................................... 292

Часть IV
КАК УХАЖИВАТЬ ЗА ДОМАШНИМ САДОМ

Как разместить зеленых друзей ...................................................................................................................... 301
Борьба с простудой .......................................................................................................................................... 304
Сложная процедура ......................................................................................................................................... 306
Банный день ..................................................................................................................................................... 310
Земляная кухня ................................................................................................................................................. 311
Весенняя пересадка ......................................................................................................................................... 315
Хирургические операции ................................................................................................................................ 317
Парник из лампочки и горшочков .................................................................................................................. 318
Медицинская помощь ...................................................................................................................................... 320
Электрический санаторий ............................................................................................................................... 323
Растения «вышли» на балкон .......................................................................................................................... 327
Вечер с зелеными друзьями ............................................................................................................................ 329
Указатель растений, упоминаемых в книге ................................................................................................... 332

Николай Михайлович Верзилин (8 (21) января 1903, д. Сафроновка Хомутовского района Курской области — 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук.

С 1919 работал учителем в Малой Вишере. В 1928 окончил Ленинградский сельскохозяйственный институт. С 1932 научный работник, профессор ЛГПИ им. Герцена. Член-корреспондент Академии педагогических наук (1955), доктор педагогических наук, профессор (1957), член Союза писателей СССР с 1952.

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии.

Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» (1946).

В своих книгах (нередко проиллюстрированных авторскими фотоснимками) рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии, наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Книги (12)

В.И. Вернадский

Книга открывает читателю яркие страницы биографии замечательного естествоиспытателя нашего времени, оставившего глубокий след в мировой культуре, В.И. Вернадского. Однако это не только увлекательный рассказ о жизни ученого, дополненный хорошими иллюстрациями.

В книге показаны пути становления личности ученого — классика геохимии, создателя учения о биосфере, характерной чертой творчества которого был синтетический, целостный охват явлений природы, стремление к установлению связей между ними.

Как ухаживать за комнатными растениями

Нет почти ни одного дома и совсем мало квартир, где бы на окнах не стояли в горшках комнатные растения.

Они радуют наш взгляд в течение круглого года и своей зеленью и цветами украшают окна. Эти растения разнообразны и требуют различного ухода. Одни надо чаще поливать, другие реже; одним нужен яркий свет, другим он вреден; одним зимою нужно тепло, другим — прохлада. Для того, чтобы в наших комнатах хорошо росли и цвели растения, нужно знать их потребности и внимательно ухаживать за ними.

Лес и жизнь

Лес... Бескрайние лесные просторы нашей Родины... Сложен и своеобразен круговорот жизни в лесу. Разнообразна и значительна его роль для человека. Ведь лес — это колыбель человечества и богатство планеты. Тут и лесное хозяйство и лесная химия, красота природы и прикладное искусство, история лесов и охрана природы.

Лечебница в лесу

«Лечебница в лесу» — первая работа Николая Михайловича Верзилина для детей и подростков, первая проба писательского пера — появилась в годы Великой Отечественной войны и предназначалась в помощь юным сборщикам лекарственных трав и съедобных дикорастущих растений.

Общая методика преподавания биологии

В учебнике дано теоретическое обоснование общеметодических положений и практические рекомендации будущим учителям для преподавания всех биологических курсов.

В основу книги положен анализ современного развития методики преподавания как науки. Рассматриваются планирование, методика подготовки и проведения уроков. Содержание биологических курсов и методы их преподавания изложены на основании и в единстве с современной теорией развития понятий.

По следам Робинзона

Используя легенды, опыт и знания о растениях с древних времен, ученый-популяризатор ведет интереснейший рассказ о происхождении и свойствах растений, дает советы по их применению.

Путешествие с домашними растениями

Эта книга привила интерес к миру растений не одному поколению советских читателей. Учитывая год издания, не сложно вспомнить, что главными ботаниками тогда считались незабвенные И. В. Мичурин и Т. Д. Лысенко, но, несмотря на, местами, излишнюю политизированность книга до сих пор представляет интерес для любителей живой природы.

Пылинки дальних стран

Удивительный маршрут путешествий! Край викингов и троллей (Норвегия); страна классического искусства (Италия); родина мушкетеров (Франция) и у подножия Фудзи-сан (Япония). Об этом маршруте, о самом интересном, что встречается в пути, и рассказывает известный ученый и писатель Николай Михайлович Верзилин.

(1903-01-21 ) Место рождения: Дата смерти: Гражданство:

Российская империя , СССР

Род деятельности:

педагог,
детский писатель

Годы творчества: Направление:

педагогика, популяризация биологии

Язык произведений: Дебют:

«Лечебница в лесу» (1943)

Верзи́лин Нико́лай Миха́йлович (8 (21) января , д. Сафроново Рыльского района Курской области - 2 июня 1984, Ленинград) ― писатель-натуралист, педагог, член-корреспондент Академии педагогических наук .

Биография

Научно-педагогическая деятельность

В ленинградском филиале Академии педагогических наук заведовал лабораторией методики преподавания ботаники и зоологии . Автор различных учебных программ, методичек «Агробиологический участок средней школы», «Опыт с растениями в живом уголке», «Внеклассная работа по ботанике», «Методика работы с учащимися на школьном участке», «Как сделать гербарий»), а для школьников 5-6-х классов пишет оригинальный учебник ботаники. Учебник по биологии для 9-10 классов неоднократно издавался.

Творчество

Как автор книг для детей впервые выступил в 1942 году с книжкой «Лечебница в лесу», рассказав в ней о полезных для человека растениях. Большой популярностью пользовалась его неоднократно переиздававшаяся книга «По следам Робинзона» ().

В своих книгах рассказывал о значении растений в жизни человека, сообщал интересные факты из истории, географии, археологии , наглядно раскрывающие основную тему книг, давал советы по уходу за растениями.

Библиография

  • Лечебница в лесу. М.-Л., Детгиз, 1942;
  • По следам Робинзона. М. - Л., Детгиз, 1946;
  • Как сделать гербарий. М.-Л., Детгиз, 1947;
  • Как собирать лекарственные растения. ― М., Детгиз, 1947;
  • Путешествие с домашними растениями. М. - Л., Детгиз, 1949;
  • Как ухаживать за комнатными растениями М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Растения в жизни человека. М. - Л., Детгиз, 1952;
  • Райский сад на подоконнике: Руководство по уходу за комнатными растениями. ― М., 2000 ISBN 5-8237-0003-2
  • Общая биология: Учебник для 9-10-х кл. /Ю. И. Полянский, А. Д. Браун, Н. М. Верзилин. ― М., Просвещение, 1984;
  • Учитель ботаники, или разговор с растениями. ― Л., 1984

Литература

  • Естествознание в школе, 1947, № 2;
  • Естествознание в школе, 1952, № 3;
  • Вокруг света, 1955, № 1;
  • Советская педагогика, 1956, № 5.
  • Верзилин Н. Учитель ботаники / Н. Верзилин // В мире растений. - 2003. - № 1. - С. 42-43.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Верзилин, Николай Михайлович" в других словарях:

    ВЕРЗИЛИН Николай Михайлович - , педагог, методист. (биология), ч. к. АПН (1955), д р пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919 преподавал в… …

    Верзилин, Николай Михайлович - (1903 1984) педагог, методист биолог, член корреспондент АПН СССР (1955). Член Союза писателей СССР (с 1952). С 1919 преподавал в сельской начальной школе; с 1932 на научно педагогической работе в Ленинграде, с 1967 профессор консультант ЛГПИ … Педагогический терминологический словарь

    Русская фамилия. Верзилины дворянский род. Известные носители: Верзилин, Николай Михайлович (1903 1984) ― писатель натуралист, педагог, член корреспондент Академии педагогических наук. Верзилин, Пётр Семёнович (1791 1849) генерал майор, наказной… … Википедия

    ВЕРЗИЛИН - Николай Михайлович , педагог, методист (биология), ч. к. АПН (1955), дер пед. наук (1956), проф. (1957). Чл. Союза писателей СССР (1952). Окончил Ленингр. с. х. ин т (1928). С 1919… … Российская педагогическая энциклопедия

    Члены корреспонденты Российской академии образования: Абрамов, Александр Михайлович Александров, Игорь Александрович Алексеева, Вера Васильевна Алексин, Анатолий Георгиевич (в статье указано: член корреспондент АПН СССР) Антропова, Мета… … Википедия

    Город Рыльск Герб … Википедия

    Кувшинка белая … Википедия

    Кавалеры ордена Святого Георгия IV класса на букву «В» Список составлен по алфавиту персоналий. Приводятся фамилия, имя, отчество; звание на момент награждения; номер по списку Григоровича Степанова (в скобках номер по списку Судравского);… … Википедия

    Имени императора Петра I (ВГАУ) … Википедия

    Список учёных, которым присвоено звание «Заслуженный деятель науки Российской Федерации» в 1999 году: Абдулатипов, Абул Кадыр Юсупович доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой Дагестанского государственного университета… … Википедия