Энергосберегающие

Сретенский бульвар 6 1 история дома. Доходный дом страхового общества «Россия

Сретенский бульвар 6 1 история дома. Доходный дом страхового общества «Россия

МУЗЫКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ

Профильная группа музеев, осуществляющих собирание, хранение, изучение, экспонирование и публикацию памятников музыкальной культуры. Часто возникают при театрах, концертных залах, консерваториях, музыкальных училищах и школах и др.


При многих музыкальных музеях, в свою очередь, есть библиотеки и архивы музыкальной литературы. В ряде исторических , этнографических , краеведческих , театральных , художественных музеев имеются музыкальные отделы. Исторически сложились две большие группы музеев - содержащие коллекции музыкальных инструментов (Музей А. Страдивари в Кремоне, Музей истории европейских инструментов в Тронхейме, Центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки) и мемориальные музыкальные музеи (см. мемориальные музеи) и исследовательские центры, представляющие наследие музыкальных деятелей (И.С. Баха в Эйзенахе, Л. Бетховена в Бонне, Дом-музей П.И. Чайковского в Клину).


Музей Ф.И.Шаляпина в Кисловодске

В настоящее время многие музыкальные музеи представляют собой не только музеи в традиционном понимании, но и научно-исследовательские и общественные центры по распространению музыкально-культурного опыта, активно осуществляют музейную коммуникацию. Одним из важнейших средств такой деятельности является проведение музыкальных фестивалей (им. Глинки на Смоленщине, им. Рахманинова на Тамбовщине, Шаляпинских дней в Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки).

История

Музыкальные протомузеи известны в Европе с 16 в. Начинались традиционно с частных коллекций музыкальных инструментов, при формировании которых часто предпочтение отдавалось старинным музыкальным инструментам. В России частные собрания существовали с 18 в., а со второй половины 19 в. появились коллекции при Дашковском музее в Москве, Московской и Петербургской консерваториях. Так, коллекция инструментов народов Средней Азии, собранная в 1870 - 80-х гг. А.Э. Эйхгорном и переданная в конце 1880-х гг. в Московскую консерваторию, стала базовой в формировании представлений о музыкальной культуре Средней Азии. Крупнейшие отечественные собрания инструментов сегодня находятся в Коллекции уникальных музыкальных инструментов (Москва), Центральном музее музыкальной культуры им. М.И. Глинки (Москва), Институте театра, музыки и кинематографии, ставшем в 1984 г. филиалом Музея театрального и музыкального искусства (Санкт-Петербург).

Первым русским музыкальным мемориальным музеем стал Дом-музей П.И. Чайковского в Клину (1894 г.), представлявший собой комнаты, в которых жил и работал композитор. В 1896 г. в здании Петербургской консерватории был открыт Музей М.И. Глинки, экспонировавший личные вещи Глинки, автографы его сочинений, прижизненные издания, изобразительные материалы; в 1912 на основе мемориального кабинета, содержавшего архив и личные вещи - Музей Н.Г. Рубинштейна. В 1920-30-х гг. создаются Музей-квартира А.Н. Скрябина (Москва, 1922), Литературно-мемориальный музей А.С. Пушкина и П.И. Чайковского (Каменка, 1937).

В 1950-90-х гг. организовывались музеи при музыкальных театрах, мемориальные музеи, многие из которых являются филиалами крупных музыкальных и краеведческих музеев: Вокально-творческий кабинет им. А. В. Неждановой (Москва, 1952), Музей-квартира А.Б. Гольденвейзера (Москва, 1955), Музей-усадьба М.П. Мусоргского (Псковская область, 1968, 1991), Музей-квартира Н.А. Римского-Корсакова (Ленинград, 1972), Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (Смоленская область, 1982). Музыкальные музеи этого периода были организованы в основном на базе воссозданных утраченных интерьеров домов и усадеб.

В 1919 г. с целью сохранения смычковых инструментов создана коллекция уникальных музыкальных инструментов (см. виды колекций). Она стала крупнейшим в России собранием скрипок, альтов, виолончелей, контрабасов, виол и смычков, созданных мастерами России, Италии, Германии, Австрии, Франции, Англии, Польши, Чехии и др. Огромную ценность имеют инструменты итальянских мастеров 16-18 вв. - Гаспаро да Сало, Амати, Гварнери, А. Страдивари, Монтаньяно, Бергонци, Руджери. Основу собрания составила коллекция К.В. Третьякова, переданная в 1878 в дар Московской консерватории. Коллекция уникальных музыкальных инструментов предоставляет свои экспонаты для выступлений лучшим отечественным музыкантам.

Основу коллекции Центрального музея музыкальной культуры им. М.И. Глинки составило собрание Мемориального музея им. Н.Г. Рубинштейна (1912) при Московской консерватории. В нее вошли личные архивы и рукописи композиторов, декорации и костюмы к музыкальным спектаклям, музыкальные инструменты (начиная с 16 в.), фонотека, музыкальная иконография. В основном фонде музея свыше 771 тыс. ед. хр. Постоянная экспозиция - "Музыкальные инструменты народов мира".

Дом-музей П.И. Чайковского в Клину - самый первый музыкально-мемориальный музей в России. Был основан братом композитора М.И. Чайковским в доме, где жил и работал Чайковский, что обусловило высочайшую степень подлинности музея. Образцами в этом отношении для дома-музея выступали мемориальные музеи В.А. Моцарта в Зальцбурге и Л. Бетховена в Бонне. В музее хранится уникальный фонд Чайковского.

Литература

Российская музейная энциклопедия. М., 2005;

Музыкальный энциклопедический словарь. М., 1990;

Музееведение. Музеи мира. М., 1991;

Музыкальная энциклопедия. Т.3. М., 1976;

История русской музыки. Т.6. М., 1989.

Государственный центральный музей музыкальной культуры им. М.И. Глинки

Музей музыкальной культуры им. Глинки – интересный по своей задумке и экспозиции музей. Тем, кто думает, что здесь скучно и нудно придется поменять свою точку зрения – в экспозиции выставлено множество самых удивительных музыкальных инструментов, звучание которых можно послушать прямо по ходу экскурсии. А еще при музее установлены два великолепных органа. Так что музыку здесь можно и посмотреть и послушать.

Уникальность музея состоит в том, что здесь собраны музыкальные инструменты со всего земного шара, что позволяет узнать больше о музыкальной культуре разных стран.

Музей Глинки оборудован самой современной аудио- и видеоаппаратурой, позволяющей сделать просмотр экспозиции ярким и насыщенным праздником.

История музея музыкального искусства им. Глинки

Своим появлением музей обязан Московской консерватории, сотрудники которой собирали и хранили самые различные музыкальные материалы – документы, рукописи, автографы, коллекции музыкальных инструментов. Со временем возникла идея выставить это все напоказ широкой публике. В марте 1912 года, в небольшом здании рядом с библиотекой консерватории появился Музей им. Н.Г. Рубинштейна. Музей был назван именем известного музыкального деятеля Москвы, любимца публики, руководителя Русского музыкального общества Москвы. Музей до сих пор хранит его личные вещи, книги и инструменты.

Сначала музей выполнял лишь функцию вспомогательного отдела при Московской консерватории и занимался хранением и сбором материала. Несколько раз его деятельность приходила в полный упадок и музей находился на грани закрытия.

В конце 30-х годов, когда готовился юбилей консерватории, работа музея оживилась – на основе экспонатов были созданы выставки, проведена работа по исследованию фондов. Перед самой войной, в 1941 году учреждение получило статус Музея музыкальной культуры, а зимой 1943 года он стал государственным. С этого момента музей подобающее место в музыкальной и культурной жизни столицы.

В 40- годах из названия музея исчезло имя Рубинштейна, а в 1954 году, в честь юбилея великого русского композитора, музею было присвоено имя М.И. Глинки.В настоящее время музей размещается в специально построенном для него здании.

Фонды Музея музыкального искусства им. Глинки

Среди фондов музея есть настоящие произведения живописного искусства – полотна русских художников-передвижников и их эскизы к музыкальным постановкам в Московской консерватории. Музей обладает одной из самых разнообразных коллекций музыкальных инструментов в мире, которая насчитывает 3 000 экземпляров. Среди них музыкальные инструменты разных исторических эпох, начиная с 13 века. Инструменты представляют все страны и континенты, они изготовлены из разных материалов и имеют разное звучание. В коллекции есть профессиональные инструменты и народные, есть экземпляры, которые принадлежали великим музыкантам и певцам.

Также фонды музея составляют рукописи, книги, письма и обширная коллекция аудиозаписей. Фонд аудиозаписей содержит почти 70 000 единиц различных аудио- видеозаписей, которые отражают многонациональную музыкальную культуру России и всего мира. В фонде хранятся записи, начиная с конца 19 века. Благодаря им можно наслаждаться голосами известных певцов которых уже нет в живых.

Деятельность Музея музыкального искусства им. Глинки Москвы

Тематические выставки;
- органные концерты;
- образовательные программы для детей и школьников;
- абонементы;
- Клуб любителей оперы;
- День рождения в музее.

Музей музыкального искусства им. Глинки – настоящий центр живой музыки, воспитывающий чувство прерасного.


Всего 59 фото

Сегодня мы в подробностях узнаем об одном из безусловных архитектурных шедевров Старой Москвы - Доходном доме страхового общества «Россия». Комплекс зданий в стиле эклектики с элементами неоренесанса и модерна состоит из двух доходных домов, построенных в Москве в 1899-1902 годах для страхового общества «Россия» по проекту штатного архитектора общества Н.М. Проскурнина, а также с помощью А.И. фон Гогена при участии В.А. Величкина и имеет статус объекта культурного наследия федерального значения. Дома расположены по адресу: Сретенский бульвар, д. 6/1, стр. 1 и 2. Этот, даже по современным меркам, внушительный жилой комплекс занимает практически целый квартал вдоль Сретенского бульвара. Доходный дом имеет свою славную историю. Для нас также интересно то, что именно здесь в 20-х годах работал Михаил Булгаков, автор бессмертного романа «Мастер и Маргарита»…

Поначалу я планировал сделать одну статью о доходном доме страхового общества «Россия». Но, в процессе фотосъемки оказалось, что это целый архитектурный оазис и вселенная, - дом меня просто «поглотил». Я долго обходил его и с явным удовольствием и «погружением» рассматривал, снимал его удивительные фасады и многочисленные затейливые архитектурные детали. Материала оказалось достаточно много. Попытавшись сократить объем визуальной информации, я понял, и, что выхода только два, - дать в одном посте сильно сокращенный вариант об этом доме (а в результате будет потеряно очень много интересного), - или подготовить обстоятельный отчет об этом градостроительном шедевре в двух частях. Материалов в сети об этом доме очень много, но подробного фото отчета я так и не встретил. Поэтому был принят второй вариант, который предусматривает две части рассказа о внешнем облике и образе этого дома. Кроме того, о нем есть довольно много любопытной информации и мне захотелось сделать некий содержательный текстовый дайджест. Таким образом, этот материал не для дежурного утомительного пролистывания, а для тех, кто действительно хочет подробностей «и по-больше»!)


В первой половине дня было яркое солнце, - я поспешил отснять этот дом, но, вскоре, набежали тучи и мне пришлось довольствоваться наличием хмурого белесого неба. Но, с другой стороны, когда нет яркого солнца, то нет и резких теней, так, что не будем огорчаться и попробуем рассмотреть этот, современными словами, элитный жилой комплекс начала XX века во всех подробностях.

Тургеневская площадь. Январь 2017 г.
02.

В начале XVIII века на этом участке по адресу Сретенский бульвар, 6/1 находились палаты, принадлежавшие архиепископу Феофану Прокоповичу.
03.

С 1742 года здание занимал почтамт, находившийся здесь до первой половины XIX века. В 1872 году здесь было построено здание для панорамы «Царь-град», спроектированное архитектором В.Н. Карнеевым. В 1886 году его перестроили по проекту архитектора Д.Н. Чичагова для народного театра «Скоморох», созданного известным антрепренером М.В. Лентовским. В 1895 году здесь состоялась премьера пьесы Л.Н. Толстого «Власть тьмы», на которой присутствовал сам писатель.
04.


Здание был оснащено самыми современными в то время системами отопления, водоснабжения, канализации и вентиляции, а также электрическими лифтами. Воздух, подававшийся в помещения вентиляционной системой, фильтровался, увлажнялся и подогревался. Вода поступала в дом из артезианской скважины. Электричество вырабатывала собственная электростанция. В подвале и на чердаке находились прачечные. По слухам, из подвала здания имелись выходы в систему московских подземных ходов.

Слева (на фото ниже) - Фролов переулок, что ведет к Боброву переулку. Здание своим парадным фасадом выходит на Тургеневскую площадь и является ее изысканнолй архитектурной доминантой, несмотря на расположенное на площади «выпендрежное » уродливое здание бывшего Лукойла напротив и внушительное здание банка ВТБ-24.

05.

Дом на Сретенском бульваре был одним из самых технически совершенных и комфортабельных зданий Москвы начала 20 века. В нем было 148 комфортабельных квартир площадью от 200 до 400 квадратных метров. Высота потолков в разных квартирах варьировала от 3.8 м. до 4.2 м. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но и фильтровала и увлажняла, а при необходимости и подогревала его! Электроснабжение и освещение дома обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины, имеющей глубину 50 метров. В доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещались прачечные. В Доме никогда не было мусоропровода, нет его и в наши дни, как сообщают источники. В поликлинике Академии наук, которая занимает отдельную парадную со стороны Фролова переулка, сохранились замечательные камины, а под крышей находится атриум, но свободного доступа туда нет.
06.


1 апреля 1910 года в здании страхового общества «Россия» была открыта Смотровая площадка на угловой башне, на которой имелось кафе и центр страхования «мелких абонентов».
07.

08.

Квартиры в доходном доме были очень дорогими, и снимать их могли только состоятельные люди. В 1909 году в одной из квартир бывал И.Е. Репин, где он писал портрет жившего там доктора П.А. Лезина. В квартире № 85 до революции размещалось правление Футбольной лиги.
09.

Под «теремком» башни закреплен колокол с надписью «Домъ страховаго общества Россiя на Срътенскомъ бульваръ 1899-1902 г. Москва завода П.Н.Финляндскаго». У колокола изначально не было «языка». Если у него он и был, отбивавший часы или четверти, то язык колокола в настоящее время утрачен. Следов крепления, как сообщают источники, визуально нет. В 2007 году компанией «Светосервис» на башне были установлены новые электронные часы.
10.

Камины в Доме не декоративные, как это часто бывало в постройках начала XX века (пример, особняк Петра Смирнова, архитектор Ф.О. Шехтель), а действующие. Камины и дымоходы до сих пор находятся в рабочем состоянии, но из соображений пожарной безопасности правление ТСЖ рекомендует жильцам не пользоваться ими. В квартирах есть и печи; они расположены не только в жилых комнатах, но и на кухнях (использовались для приготовления пищи).
11.

После революции здесь размещались: Главное артиллерийское управление Красной Армии, Комиссариат просвещения (где работала Н.К. Крупская), бывал Ленин… В Доме в разное время жили учёные М.И. Авербах, Б.Д. Греков, Н.С. Курнаков, Н.Н. Лузин, И.Е. Тамм, А.Е. Ферсман, Р.Ф.Геккер, известный математик, автор популярного сборника задач для поступающих в вузы М.И.Сканави, артист Н.П. Хмелёв, балерина Наталья Бессмертнова. Из наших современников - выдающийся хореограф Ю.Н. Григорович и семья известных музыкантов Сканави, микробиолог с мировым именем С.С. Абызов, профессор Высшего театрального училища им. Б.В.Щукина Галина Викторовна Морозова.
12.

Обычно мы проходим мимо таких домов, по привычке скользим отсутствующим взглядом по фасадам и ничего не замечаем, погруженные в свой внутренний и не всегда спокойный мир. Но этот дом мягко и ненавязчиво заставляет сознание встрепенуться и обратить свое внимание на изысканный и затейливый декор его фасадов.
13.


14.


15.


16.

На фасаде множество ажурных балконов...
20.

Страшновато-удивительные, и одновременно симпатичные химеры...
21.


Множество декоративных арок, портиков и фризов.

22.


23.

А вот и летучие мышки, а может, и летучие собаки... - в основании декоративной опоры эркера главного фасада здания.
24.

Ле Корбюзье, предлагавший Сталину кардинальный снос строений Старой Москвы, считал этот дом самым красивым в столице и уничтожать его не планировал.
25.

26.

Сейчас мы заглянем во двор дома номер 6/1. Это ракурс со стороны Сретенского бульвара.
Декоративная башенка с двумя рядами машикулей в верхней её части, наполняет тебя романтическими чувствами...
В этой башне в советское время находилась мастерская художника Кабакова...
27.


28.

В 1920 году Литературный отдел вошел в состав Главполитпросвета Наркомпроса и переехал на Сретенский бульвар, 6 (тогда - дом номер 4), в это грандиозное здание уже бывшего страхового общества «Россия».

«...То был довольно внушительный зал, обширное, но пустынное помещение, в глубине которого за единственным конторским столом, застеленным газетной бумагой, сидел пожилой человек в серой папахе и в теплом, наброшенном на плечи пальто», - пишет А. Эрлих, один из первых сотрудников ЛИТО. Вот тогда-то, 1 октября 1921 года, оторвав дверную ручку, и появился на пороге Литературного отдела Михаил Афанасьевич Булгаков . Это было его первое после переезда в Москву место работы. Денег там почти не платили. Вскоре после поступления в Лито Булгакова уволили оттуда. "За расформированием"...
29.

«...ЛИТО? В Москве? Да, Максим Горький. На дне. Мать. Больше кому же? Ду-ду-ду... Разговаривают... А вдруг это Брюсов с Белым?.." - пишет Булгаков в "Записках на манжетах". "Да я не туда попал! ЛИТО? Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека. Один высокий, очень молодой, в пенсне. Бросились в глаза его обмотки. Они были белые, в руках он держал потрескавшийся портфель и мешок. Другой, седоватый старик с живыми, чуть смеющимися глазами, был в папахе, солдатской шинели. На ней не было места без дыры, и карманы висели клочьями. Обмотки серые и лакированные, бальные туфли с бантами...»...
30.


«...Историку литературы не забыть: в конце 21-го года литературой в Республике занималось 3 человека: старик (драмы; он, конечно, оказался не Эмиль Золя, а незнакомый мне), молодой (помощник старика, тоже незнакомый - стихи) и я (ничего не писал). Историку же: в ЛИТО не было ни стульев, ни столов, ни чернил, ни лампочек, ни книг, ни писателей, ни читателей. Коротко: ничего не было» («Записки на манжетах»).
31.

«...1 декабря 1921 года ЛИТО не стало. Да и был ли он? Да, что-то было в бывшем доме страхового общества «Россия» на Сретенском бульваре, в доме № 4, подъезде 6, 3 этаже, квартире 50, комнате 7...».

Кованая ограда между двумя корпусами доходного дома изготовлена по рисунку О.В. Дессина...
Вызывает она очень сильное впечатление.
32.

33.

34.

Мы заходим во двор бывшего доходного дома страхового общества «Россия». Очевидно в этом дворе находилось ЛИТО, а точнее его подъезд.

Мастер описал процесс получения зарплаты в Лито как образец молодого советского бюрократизма:
«...Сегодня я получил деньги. Деньги! За десять минут до того, как идти в кассу, женщина в первом этаже, которая должна была поставить последнюю печать, сказала: «Неправильно по форме. Надо задержать ведомость». Не помню точно, что произошло. Туман. Кажется, что я что-то болезненно выкрикнул. Вроде: «Вы издеваетесь надо мной?» Женщина раскрыла рот: «А-ах, вы так...» Тогда я смирился. Я смирился. Сказал, что я взволнован. Извинился. Свои слова взял обратно. Согласилась поправить красными чернилами. Черкнули: «Выдать». Закорючка. В кассу. Волшебное слово: касса. Не верилось даже тогда, когда кассир вынул бумажки. Потом опомнился: деньги! С момента начала составления ведомости до момента получения из кассы прошло двадцать два дня и три часа. Дома - чисто. Ни куртки. Ни простынь. Ни книг»...
35.


Возможно, здесь, - со стороны Сретенского бульвара, во дворе здания, располагалась редакция газеты железнодорожников «Гудок».
В 1923 году здесь работал М.А. Булгаков.
36.

В советский период 80% больших квартир в Доме разделили, у многих жильцов остался выход на улицу только через «черную лестницу». Причем некоторые барские апартаменты умудрились поделить на три отдельных квартиры. Сделали это совершенно безграмотно. До сих пор в подобных «новых» квартирах все коммуникации проведены хаотично, что создает неудобства при бытовом ремонте. Только в последнее время, в процессе расселения коммуналок, у некоторых жильцов появилась возможность вернуть своим квартирам первозданную планировку. Но удается это далеко не всем и не всегда.
37.

Не смотря на многочисленные перепланировки кое-где и сегодня можно отыскать лепнину на потолке, вековые камины с изразцами. В настоящее время дом остается жилым. Советские конторы и учреждения сменили современные коммерческие организации, рестораны и магазины.

Я поспрашивал, - местные дворники, ничего не знают ни о редакции «Гудка», ни о Булгакове, что часто бывал здесь...
Так, что точное расположение «Гудка», - номер подъезда редакции и соответствующей квартиры, неизвестно.
38.

Декоративное основание эркера «романтичной башни» доходного дома.
39.


40.

Доходный дом страхового общества "Россия


Сретенский бульвар дом 6/1

Дом страхового общества "Россия" - громадное здание, занимающее целый квартал, построено в 1899-1902 годах по проекту архитекторов архитекторами А.И. фон Гогена и Н.М.Проскурина для страхового общества "Россия". Кованая ограда с эмблемой общества создана по проекту О.В.Дессина.

В начале прошлого столетия еще не существовало понятий "бизнес-класс" и "элита" применительно к жилой недвижимости. Но, само собой разумеется, по-настоящему фешенебельными считались собственные особняки. Квартиры, даже самые шикарные, котировались рангом ниже. Но с начала века, когда началось бурное строительство доходных домов, среди них выделились самые дорогие, которые можно условно считать бизнес-классом. Самым престижным был, несомненно, дом страхового общества "Россия" на Сретенском бульваре.

Это было одно из самых технически совершенных и комфортабельных зданий Москвы начала XX века. Вот только некоторые факты, подтверждающие это. В подвале дома размещались восемь отопительных котлов, насосы, вентиляционные установки. Система вентиляции не только подавала в помещения свежий воздух, но и фильтровала и увлажняла, а при необходимости и подогревала его! Электроснабжение и освещение дома обеспечивала собственная электростанция, работающая на нефти. Питьевая вода добывалась из артезианской скважины, имеющей глубину 50 метров. В доме имелись электрические лифты. Во всех квартирах были кухни с готовочными печами и мойками, отдельные ванные и ватерклозет. В подвале и на чердаке дома размещалась прачечная.

Этот Дом-дворец, Дом-крепость (ширина стен около метра) занимает целый квартал и имеет несколько адресов: Сретенский бульвар дом 6/1, Милютинский переулок дом 22, Бобров переулок дом 1 и, наконец, Фролов переулок 6/1С2. Два корпуса соединяет изящная кованая ограда (вензель владельца – "СОР" – вплетен в чугунную вязь решетки ворот.

Общий стиль здания я определил бы как эклектика с элементами неоренесанса и модерна. В Москве немало домов в стиле эклектики, но фасад этого Дома, подобно картинам в художественной галерее, хочется рассматривать пристально, во всех подробностях… Стены Дома полны уникальной драматургии: под одним эркером притаилась саламандра, а под другим целая стая летучих мышей, готовых вот-вот взлететь, на фронтоне вокруг греческой богини играют амуры, а рядом учитель с лицом Сократа беседует с учеником, в алькове между окнами стоит мастеровой в итальянских средневековых одеждах, высокие проемы окон венчают типичные для стиля модерн (дань архитекторов моде!) женские головки с вьющимися волосами. И даже банальные кронштейны для государственных флагов (по другой версии фигура держала фонарь на цепи) исполнены в виде крылатых женских фигур, напоминающих ростра на носу парусного корабля – все эти и другие многочисленные персонажи смотрят на прохожих сверху вниз… Невольно обернешься и посмотришь на этот Дом! Даже французский архитектор Ле Корбюзье (апологет конструктивизма), предлагавший снести весь исторический центр и построить "новую Москву", считал его самым красивым зданием в городе начала XX века.


А в XVIII столетии на этом месте был так называемый старый почтамт, или "двор, где почтальоны живут". Но со временем тех почтальонов перевели в гораздо более удобное строение на улице Мясницкой, дом 40. Здесь же обосновалась панорама под названием "Царь-град", а затем Театр общедоступных и народных представлений "Скоморох". Он был до такой степени народным, что приходилось укреплять на стенах пояснительные надписи "С места на место не переходить: отовсюду видно хорошо". Или "Бис - означает повторить".

Но в 1899 году закрылся и театр: страховое общество "Россия", одно из самых богатых в государстве, решило строить тут доходный дом. Да не простой, а роскошный, для самых шикарных жильцов. Здесь, например, в подвале оборудовали одну из первых в городе электростанций.

Со строительством спешили, поэтому не обошлось без жертв. В 1901 году газета "Московский листок" сообщала: "В строящемся доме страхового общества "Россия", на проезде Сретенского бульвара, рабочие с третьего этажа спускали по канату деревянный бак. Канат был прикреплен к оконной перекладине, которая не выдержала тяжести и, сорвавшись, придавила рабочего, крестьянина Петра Безина, получившего ушибы всего тела и перелом правой руки. Пострадавшего отвезли в Старо-Екатерининскую больницу".


Однако это обстоятельство не образумило заказчиков. Темп стройки не замедлили. И в результате спустя год здание стали заселять.

Этот дом просто не может не обратить на себя внимания. Каждый пешеход, за редким, совершенно непонятным исключением, проходя мимо, размечтается: дескать, а вот бы я в этом доме жил. Принимал бы тут гостей, а после провожал их к метро "Тургеневская", теплым летом мы прогуливались к станциям подальше, а к полуночи я возвращался домой, включал свет в этом окне, ставил чайник, выходил на балкон, на свой балкон, стоял и смотрел на редких поздних пешеходов, куда-то торопящихся Бобровым переулком. А придя домой, иной из них раскрыл бы старенький путеводитель по Москве и прочитал: "Следующий квартал занимают два огромных жилых корпуса, построенных в 1899-1902 годах для общества "Россия" - одной из крупнейших страховых компаний, которая часть своих миллионных доходов вкладывала в строительство и эксплуатацию многоквартирных, хорошо оборудованных домов. Квартиры в этих домах были крайне дороги - снимали их только очень состоятельные люди. Автор проекта архитектор Н. М. Проскурнин придал зданию черты позднего итальянского ренессанса. Знаменитый французский архитектор Ле Корбюзье считал этот дом самым красивым в Москве. Прекрасная решетка между корпусами сделана по рисунку О. Дессина".

Впрочем, история этого дома не ограничивается изложенными сведениями. Тут гостил художник Репин (он писал портрет доктора Лызина, какого-то счастливого здешнего квартиранта). В квартире номер 85 было правление Футбольной лиги. А после революции в доме "России" разместился Наркомпрос, которым заправляла сама Крупская, и к ней ходили на поклон столичные интеллигенты. Кстати, одно из подразделений Наркомпроса (под названием Лито) описано Булгаковым в "Записках на манжетах". Делать там было абсолютно нечего, там совершенно не платили денег, и оно совсем не походило на государственное учреждение: "Плетеный дачный стул. Пустой деревянный стол. Раскрытый шкаф. Маленький столик кверху ножками в углу. И два человека". Вскоре после поступления в Лито Булгакова уволили оттуда. "За расформированием".

Здесь же располагалось Главное артиллерийское управление Красной армии, куда однажды заглянул сам Ленин. Это произошло в 1920 году. Ленин пришел сюда с Максимом Горьким, чтобы осмотреть новый прибор для корректирования стрельбы по вражеским аэропланам. Горький затем вспоминал: "В сумрачной комнате вокруг стола, на котором стоял аппарат, собралось человек семь хмурых генералов, все седые, усатые старики, ученые люди. Среди них скромная штатская фигура Ленина как-то потерялась, стала незаметной. Изобретатель начал объяснять конструкцию аппарата. Ленин послушал его минуты две, три, одобрительно сказал: - Гм-гм! - начал спрашивать изобретателя так же свободно, как будто экзаменовал его по вопросам политики".

Впрочем, дом все-таки оставался зданием жилым. Тут обитали большей частью привилегированные интеллигенты - академик Ферсман, химик Курнаков, актер Хмелев, исследователь-офтальмолог Авербах и многие другие официально признанные гении Советского Союза.


А в конце 40-х в доме открылся первый московский пункт проката. Словом, этот дом был первенцем не только в отношении электричества.

Понятно, что со временем большая часть квартир превратилась в коммуналки. Причем не только из-за "уплотнительной" политики властей, а и естественным образом: люди разводились, женились, в квартирах площадью более 200 м жили несколько поколений, при этом не всегда родственников. Некоторым еще в советское время давали отдельные квартиры.

Одна из жительниц дома при переезде прихватила с собой облицовку старинного камина. Причем сделала это скорее на память и на тот случай, если когда-нибудь у нее появится дача. Куски керамики так и провалялись в кладовке до перестроечных лет. А тут вдруг к ней в гости приехала приятельница-американка. Случайно увидела облицовку камина и упросила продать. "Только, ты извини, я вряд ли смогу дать тебе реальную стоимость. Я могу заплатить только $2000". Женщина открыла рот от удивления. В конце 80-х это были огромные деньги, а она считала, что облицовка не стоит вообще ничего. Так дом богачей помог материально своей бывшей жительнице.

С начала 90-х у дома "Россия" началась совсем другая жизнь. Расселением жильцов занялись уже не госорганы, а риэлтеры. Дом был настолько популярен у "новых русских", что в 1994-1995 годах цена расселения доходила до $2000 за квадратный метр - вдвое выше обычной стоимости квартир в центре города. В то время в Москве еще практически не было элитного домостроения и расселение коммуналки оставалось единственным способом приобрести большую квартиру. А на первичном рынке даже стометровую квартиру найти было нелегко.

В доме "Россия" тогда начали делать ремонты, которые правильно было бы назвать реконструкцией - с полной заменой стен, карнизов, полов и потолков. Появились стометровые гостиные и ванные площадью 25 кв. м. Продавались квартиры попарно, то есть целыми этажами. В середине 90-х была продана отремонтированная по высшему разряду квартира площадью 250 м по немыслимой цене - $1 млн.

Когда же началось массовое элитное строительство, популярность знаменитого, но старого дома пошла на убыль. Только смешанных бетонно-деревянных перекрытий было достаточно, чтобы вывести его из разряда элитных. И сейчас, наверное, правильнее отнести его опять-таки к бизнес-классу: в столице множество новых домов классом выше. Вот только чтобы обрести исторический ореол, им понадобится добрая сотня лет.


Историческая справка

Самая известная страховая компания Российской империи - страховое общество "Россiя", было основано в марте 1881 г. Дом правления находился в С.-Петербурге на Морской улице. Главную ставку общество делало на страхование жизни, а не недвижимости, как большинство других страховых компаний. Основной капитал достигал 4 млн. рублей. Благодаря широкой рекламной компании страховое общество "Россiя" сразу же приобрело известность и популярность (см. фото 40). Сделки заключались при помощи многочисленных агентов, разъезжавших по стране (см. фото 39). Страховали даже стекла от разбития!

Общество "Россiя" осуществляло страховые операции и за границей: в Александрии, Афинах, Белграде, Константинополе, Нью-Йорке, Берлине и других городах. В конце 1918 г. размер капитала общества достигал 109,1 млн. руб.

В 1919 г. эта компания, как и все остальные акционерные общества, была ликвидирована декретом Советской власти. Капиталы, собственные средства, ценные бумаги общества были национализированы. Но "Россiя" успела увековечить себя в архитектуре Москвы. О Доме на Сретенском бульваре мы рассказали. Другим владением компании было здание московского офиса общества "Россiя" на Лубянской площади, которое стало одним из символов уже советского государства – это главное здание ВЧК-ОГПУ-НКВД-КГБ-ФСБ на Лубянской площади.

Дом

Элементы декора