Энергосберегающие

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Конспект урока "склеивание"

Склеивание деревянных деталей на уроках труда. Конспект урока

Методическая разработка открытого урока предмета «Технология»

по теме «Соединение столярных изделий»

в 5 классе (2ч.)

Гончаренко Зульфия Адиковна

Учитель технологии МАОУ СОШ№8

Педагогическое обоснование урока:

Урок на тему «Соединение столярных изделий» позволяет учащимся получить общие представления о соединениях деталей изделий из древесины, анализировать индивидуальный подбор способа соединения для того или иного изделия. Установить взаимосвязь с учебными дисциплинами: физикой, химией, черчением, ОБЖ и валеологией. Урок формирует практические умения в изготовлении изделий предложенным учителем.

Организационные формы обучения:

Урок изучения нового материала

Методическое обоснование:

Репродуктивный, частично-поисковый

Групповая, индивидуальная, фронтальная

Цели урока:

Обучающая:

· познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины.

· раскрыть сущность сборки изделий на гвоздях, при помощи шурупов, клеевых соединений.

Развивающая:

· развить трудовые навыки и умения учащихся;

· развивать умения анализировать и обосновывать варианты сборки изделий;

· развивать логическое мышление;

Воспитывающая:

· воспитывать добросовестное отношение к выполняемым заданием;

· совершенствовать эстетическое воспитание учащихся;

· воспитывать добросовестное отношение к оборудованию и инструменту;

· воспитывать умение бережно относится к своему здоровью, соблюдая правила техники безопасности.

План урока и сетка времени:

п/п

Этапы

Время

Теоретическая часть

Организационный этап

3мин

Изучение нового материала

15мин

Валеопауза

5мин

Изучение нового материала

15мин

Закрепление нового материала

7мин

Подведение итогов, выдача

Итого

45мин

Ход урока:

1 этап: Организационный

Дидактическое задание: Проверка списочного состава учащихся, сообщение о целях урока, содержание урока;

Способы познавательной деятельности: Сообщение информации

Формы организации познавательной деятельности: Фронтальный

Описание работы:

Учитель доброжелательно приветствует класс, проверяет списочный состав учащихся к уроку (состояние рабочего места, наличие тетради, ручки).

Действие учителя

Действие учащихся

    Приветствие учащихся

    Объявляет учащимся о необычности сегодняшнего урока и предлагает учащимся отгадать тему используя при этом подсказку – презентацию, затем объявляет тему, цель и план урока:

· ознакомление с понятиями:

Соединение на гвоздях;

Соединение при помощи шурупов;

Клеевые соединения.

    Приветствуют учителя

    Слушают учителя

2этап: Изучение нового материала

Дидактическое задание: Создание проблемной ситуации, направленной на объяснение процесса соединения деталей изделия.

Способ познавательной деятельности: Беседа

Описание работы:

Учитель сообщает тему, цели изучения нового материала

Цель: познакомить учащихся со способами соединения деталей изделий из древесины.

Какое бы сложное изделие из древесины мы бы не рассматривали с вами, все они состоят из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие их надо соединять между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей шурупов или клея. Забитые гвозди удерживаются в деталях за счет защемления между волокнами. Гвоздь имеет головку, стержень, острие. Гвозди детали стандартные и отличаются они только формой головок. Гвозди бывают разных размеров в зависимости от длины стержня. (40,50, 100мм и т.д.) В обиходе часто именуют «сороковками», «пятидесятками» и «сотками». Прежде чем забивать гвоздь, размечают места соединения и шилом делают углубления. Тонкую деталь можно прибить к толстой, а не наоборот. Забивают гвозди ударным инструментом - столярным молотком. Хватка молотка должна быть такой, чтоб конец ручки выступал из сжатой ладони на 30-40мм. Гвоздь забивают несильными ударами, а когда он войдет до половины стержня ударяют сильнее.. Головка забитого в деталь гвоздя не должна выступать, иначе она будет мешать отделке изделия. Если гвоздь пошел косо или согнулся и его необходимо выдернуть, используя для этого молоток со специальной прорезью или клещи. Под губки клещей или боек молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую колодку затем выдергивают гвоздь за головку клещами.

2. Соединение деталей шурупами

Более прочно, чем на гвоздях, держаться детали, собранные с помощью шурупов. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает винт. И действительно – Шуруп – это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня, на котором имеется глубокая винтовая нарезка. В зависимости от назначения их выпускают различной толщины и длины, а также с неодинаковой формой головки – полукруглой, потайной и полупотайной. Прорезь в головке шурупа называется – шлиц. Шлиц может быть прямой и крестообразный. Под шуруп просверливают отверстие, немного меньшим диаметром, чем сам шуруп. Затем шуруп вставляют в отверстие и ввинчивают по часовой стрелке. Ввинчивают шурупы в древесину с помощью отвертки. Ее рабочая часть должна соответствовать форме прорези в головке и плотно в нее входить.

3. Склеивание деревянных изделий

3этап: Валеопауза

4 этап: проведение практической работы

Клеевые соединения.

А сейчас мы с вами выполним практическую работу по клеевым соединениям. Вы изготовите подставку под горячее.

5этап: Закрепление нового материала

Дидактическое задание:

6этап: выдача домашнего задания

Конспект урока

Какое бы сложное изделие из древесины мы бы не рассматривали с вами, все они состоят из нескольких частей. Чтобы из отдельных деталей получить готовое изделие их надо соединять между собой. Соединение деталей из древесины часто выполняют с помощью гвоздей шурупов или клея.

И так, тема нашего сегодняшнего урока «Соединение столярных изделий»

Цель урока «Ознакомиться со способами соединения деталей изделий из древесины»

Тему урока изучим по следующему плану:

    Соединение столярных изделий гвоздями.

    Соединение деталей шурупами.

    Склеивание деревянных изделий.

Но, прежде чем мы с вами приступим к изучению нового материала приготовим карточки, которые лежат у вас на партах с темой урока. Впишите в каточку сегодняшнее число и приготовьтесь меня слушать. Столярные соединения, состоящие из нескольких деталей, часто соединяют при помощи гвоздей. Гвоздь имеет головку, стержень и острие. Также на головке и на стержне имеется насечка. Насечка на головке гвоздя не позволяет молотку соскальзывать при забивании, а за счет насечки на стержне гвоздь более прочно соединяет детали между собой. Гвозди детали стандартные и различаются они по длине и по форме головки. По форме головки они бывают:

а) строительный с плоской головкой;

б) строительный с конической головкой;

в) декоративный;

г) обойный;

д) тарный;

е) кровельный;

Гвозди бывают разных размеров в зависимости от длины стержня (40,50 или 100мм) , в обиходе часто именуют «сороковками», «пятидесятками» или «сотками». Забивают гвозди ударным инструментом - столярным молотком. Молоток состоит из головки и ручки, на головке имеется боек и носок. Есть молотки со специальной прорезью для выдергивания гвоздей. Также для этого используют и клещи. Клещи состоят из губок, ручек соединенных между собой осью.

При работе с молотком необходимо придерживаться следующих правил:

1.Молоток надо брать так, чтобы рука находилась на расстоянии 20..30мм от конца рукоятки;

2. Места соединения размечают и делают углубления шилом

3. Гвоздь забивают несильными ударами, а когда он войдет до половины стержня – ударяют сильнее.

И так, порядок выполнения соединения гвоздями:

1. Места соединения размечают и делают углубления шилом

2. Гвоздь забивают несильными ударами, а когда он войдет до половины стержня – ударяют сильнее.

3. Если гвоздь пошел косо или согнулся и его необходимо выдернуть, используя для этого молоток со специальной прорезью или клещи. Под губки клещей или боек молотка подкладывают кусочек фанеры или небольшую колодку затем выдергивают гвоздь за головку клещами.

А сейчас ребята мы вами пополним наш технический словарь новыми определениями: гвоздь, головка, стержень, острие, насечка, молоток, клин.

А сейчас мы с вами узнаем кое-что интересное о гвоздях. (выступление)

Более прочно, чем на гвоздях, держаться детали, собранные с помощью шурупов. Термин «шуруп» - немецкого происхождения, в переводе означает винт. И действительно – Шуруп – это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня, на котором имеется глубокая винтовая нарезка. В зависимости от назначения их выпускают различной толщины и длины, а также с неодинаковой формой головки – полукруглой, потайной и полупотайной. Прорезь в головке шурупа называется – шлиц. Шлиц может быть прямой и крестообразный. Ввинчивают шурупы в древесину с помощью отвертки. Ее рабочая часть должна соответствовать форме прорези в головке и плотно в нее входить. Держать отвертку следует двумя руками: левая рука направляет ее, а правая вращает по часовой стрелке.

Снова ребята мы обратимся с вами к нашему словарю: шуруп, шлиц, отвертка.

Подчеркните у себя в карточках новые слова.

А сейчас мы с вами узнаем кое-что интересное о шурупах. (выступление)

В изделиях из древесины применяют также клеевые соединения. Клеем называют вязкое вещество, образующее с поверхностью склеиваемого материала затвердевшую пленку.

Клеи бывают: природные и синтетические.

К природным относятся клеи животного происхождения: столярный и казеиновый. Столярный клей варят в клееварках. Казеиновый клей разводят водой. Но как и столярный, так и казеиновый клеи недостаточно водоустойчивые. Очень широко применяют синтетические клеи, которые получают из искусственно полученных химических веществ. Например ПВА (поливинилацетат), БФ. Склеивают детали на подкладных досках. Детали выдерживают на воздухе 2-3минуты, а затем соединяют вместе, сжимают струбцинами. 1,2- склеиваемые детали; 3-клей; 4-штанга струбцины; 5- зажимной винт; 6- рукоятка зажима.

И так, ребята вспомним о техническом словаре:клей, струбцина.

Подчеркните у себя в карточках новые слова.

И кое-что о клеях. (выступление)

Ребята конспекты вложите в свою рабочую тетрадь и уберите на край парты.

Мы с вами очень хорошо поработали и сейчас немного отдохнем, а поможет нам в этом _____________.

И так, ребята. Я напомню, что мы с вами изучили три вида соединения деталей, какие это виды? Правильно!

Соединение деталей гвоздями

Соединение деталей шурупами

Клеевые соединения.

А сейчас мы с вами выполним практическую работу «Изготовление подставки под горячее»

Цель работы: Изготовить подставку под горячее, используя знания о клеевых соединениях.

Но прежде чем приступить к выполнению задания приготовьте карточки с практической работой, и ознакомьтесь с техникой безопасности. И так:

    Подготовить рабочее место к склеиванию деталей изготавливаемого вами изделия (убрать со стола все лишнее).

    Получить задание у учителя.

    При нанесении клея на склеиваемые поверхности не переворачивайте тубу с клеем. Наносите клей равномерно и дайте ему подсохнуть 2-3минуты, затем соедините детали и слегка сожмите их руками.

    На следующем уроке убедитесь в правильности склеивания и зачистите поверхности от клея.

    Необходимо избегать попадания клея на кожу. Для этого необходимо работать в перчатках.

    Нельзя работать клеем вблизи раскаленных предметов.

    Склеивать детали необходимо только на подкладном материале.

    После окончания работы тщательно вымыть руки с мылом, проветрить помещение в мастерской.

1. Положите перед собой лист бумаги с очерченным кругом

2. На лист бумаги аккуратно поместите прозрачную клеёнку.

3. В центр круга выкладываем деревянную заготовку наибольшего диаметра

4. Плотно обкладываем круг большего диаметра заготовками меньшего диаметра

5. Заготовки очень плотно должны обрамлять круг

6. Места соединения помечаем карандашом.

7. Места контактирования заготовок, отмеченные карандашом, с ребра промазываем клеем.

8. Склеиваемые поверхности придерживаем вместе 5-10сек

9. Готовое изделие оставляем примерно на 8часов до полного высыхания соединенных поверхностей.

А сейчас, отложите в сторону свои заготовки и приведите в порядок свое рабочее место. Мы сегодня с вами узнали много нового и интересного и сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд. Для этого приготовьте карточку кроссворда подпишите на листке свою фамилию и класс и приступайте к разгадыванию. Не забывайте заглядывать в технический словарь. Время выполнения работы 5 минут.

Кроссворды сдайте. И так ребята Цель урока была «Ознакомиться со способами соединения деталей изделий из древесины», достигли мы целей урока. Какие соединения узнали. Молодцы! Работы на уроке были выполнены самостоятельно, аккуратно, работали очень четко и слаженно, поэтому всем я ставлю оценку «5». Откройте дневники и запишите дом.задание. Зарисовать вещи домашнего обихода собранные при помощи гвоздей, шурупов или клея.

Тема урока: «Соединение столярных изделий (сборка)»

Цели урока:

1) обучающая

Ознакомить ребят с операциями сборки изделий с помощью гвоздей, шурупов, клея. Правилами и приемами выполнения этих операций, с правилами безопасности труда. Формирование первоначальных умений и навыков при соединении деталей. При изготовлении изделий продолжать обучать учащихся самостоятельно анализировать и контролировать результаты своей работы.

2) развивающая

Развитие познавательного интереса, воли, терпения, трудолюбия. Развитие самостоятельности, умение преодолевать трудности. Эмоциональное развитие (ситуации радости, удивления.) Воспитание любви к природе.

3) воспитательная

Внимательное и аккуратное отношение к работе, нравственное воспитание (коллективизм). Эстетическое воспитание (красивое изделие, удобное в обращении.) Воспитание любви к природе (подкормка птиц).

Профориентация - сборщик изделий, мастер столярного и мебельного производства, плотник.

Объект работы - кормушка для птиц.

Материально-техническое обеспечение.

Таблицы и инструкции по безопасному выполнению работ. Образцы готовых изделий. Молотки, клещи, отвертки, шило, коловороты, сверла, гвозди, шурупы, клей ПВА, карандаши, линейки, угольники. Эскизы, технические рисунки, чертежи изделий, технологические карты. Заготовки фанеры, бруски, рейки. (с использованием презентации )

Организационная часть и вводный фронтальный инструктаж: доклад бригадира о наличии учащихся и готовности к занятию. Сообщение темы, целей занятия и плана работы.

План работы

    Контроль теоретических знаний ранее проеденного материала - сверление отверстий в древесине (карточки на экране). Вопросы классу на экране. Что называют отверстиями? Ответ: отверстия представляют собой углубления в деталях. Какие виды отверстий вы знаете? Ответ: сквозные, глухие.

    Объяснение нового материала и самостоятельная практическая работа учащихся.

    Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

    Проверка качества выполненных ребятами практических работ.

    Подведение итогов.

    Уборка рабочих мест и помещения мастерской.

Изделия состоят из деталей, процесс соединения деталей – сборка. Разберем несколько способов соединения столярных изделий.

Соединение столярных изделий гвоздями.

Гвоздь - цилиндрический стержень из проволоки, имеет головку и острие.

В зависимости от назначения гвозди бывают разных размеров (диаметров и длин). На головке (шляпке) и стержне имеются насечки. При соединении деталей гвоздями обычно тонкую деталь прибивают к толстой. Толщина гвоздя не должна превышать ¼ толщины детали, которую прибивают. Длина гвоздя должна быть в 2…3 раза больше толщины прибиваемой детали. Чтобы деталь не раскололась, забивать гвоздь следует на расстоянии не менее 4 диаметров гвоздя от кромки детали и не менее 15 диаметров от торца.

Гвозди забивают молотком. Молоток имеет ручку и головку. Головка состоит из бойка и носка. Молоток следует держать так, чтобы рука была на расстоянии 20…30 мм от конца рукоятки. Вначале гвоздь придерживают большим и указательным пальцами левой руки и наносят молотком по головке несильные удары После того как гвоздь надежно войдет в древесину, левую руку убирают и наносят более сильные удары. Если гвоздь при забивании пошел криво или согнулся, его необходимо выдернуть клещами или молотком со специальной прорезью на носке. Чтобы не повредить поверхность изделия, под клещи или боек молотка подкладывают небольшую дощечку. Прочность соединения повышает подгибание выступающих концов гвоздей на оправке и забивание их обратно в древесину. Работу по соединению деталей гвоздями чаще всего выполняют плотники. Они должны хорошо разбираться в породах и свойствах древесины, знать способы соединения деталей, уметь изготавливать различные изделия из древесины.

Техника безопасности при работе молотком.

Работать только исправным инструментом, с хорошо насаженной и расклиненной ручкой.

Не стоять за спиной товарища, работающего молотком.

Ударять по головке гвоздя так, чтобы направление удара совпало с осью гвоздя, чтобы он не вылетел и не согнулся.

Не оставлять молоток на краю верстака.

Соединение деталей шурупами.

Шуруп - это крепежная деталь, состоящая из головки и стержня с винтовой нарезкой. Соединение шурупами является более прочным, чем гвоздями в зависимости от назначения шурупы изготавливают разной длины и толщины, а также с различной формой головки: полукруглой, потайной и полупотайной. Головки шурупов имеют шлицы (прямые или крестообразные канавки) для отвертки. Места установки шурупов размечают так же, как и для гвоздей. В основной детали, в которую ввинчивают шуруп, сверлят глухое отверстие диаметром 0,8 диаметра шурупа на глубину, равную длине ввинчиваемой части шурупа. Для тонких шурупов отверстия можно проколоть шилом. Для потайной и полупотайной головок шурупов отверстия раззенковывают сверлом большего диаметра или специальным инструментом-зенковкой - расширяют входное отверстие. Шурупы завинчивают отверткой по часовой стрелке. На деревообрабатывающих предприятиях сборочные работы выполняют сборщики изделий из древесины Шурупы они завинчивают электрошуруповертами.

Техника безопасности при соединении деталей шурупами.

Не пользоваться шурупами со сбитым шлицем.

Отвертка должна быть исправна, соответствовать прорези шурупа.

Шуруп ввинчивать под прямым углом к поверхности древесины.

При закручивании не трогать шуруп рукой.

Шурупы, смазанные машинным маслом или мылом, легче завинчиваются в деталь.

Соединение деталей на клею .

Многие детали из древесины соединяют склеиванием. Клей - вязкое вещество которое при затвердевании образует прочную пленку, соединяющую склеиваемые поверхности деталей. Клеи бывают природные и синтетические. Природные-казеиновый (порошок желтовато-белого цвета, растворяется в воде и тщательно размешивается).

Столярный клей-зерна или твердые плитки с блестящей поверхностью Его варят в клееварке и используют в горячем виде.

Синтетические клеи-ПВА и БФ выпускаются уже готовыми к применению.

Клей ПВА-вязкая жидкость белого цвета наносится на склеиваемые поверхности кистью или тампоном.

Клеи марок БФ склеивают деревянные детали с металлическими, пластмассовыми и другими.

Перед склеиванием поверхности деталей очищают от опилок или краски и с помощью кисти, намазывают клеем, выдерживают 2..3 минуты и соединяют друг с другом, затем детали сжимают струбциной и выдерживают до полного затвердевания клея..

Техника безопасности при склеивании деталей.

При работе избегать попадания клея на кожу рук.

Склеивание деталей проводить на подкладной доске.

После работы тщательно вымыть руки с мылом и проветрить помещение.

Демонстрация готовых изделий, с различными способами соединения деталей.

Самостоятельная практическая работа учащихся.

Объяснение выполнения работ по технологической карте. Демонстрация правил и приемов выполнения операций. Напоминаю о необходимости строго соблюдать правила техники безопасности при работе ручным инструментом, о самоконтроле и контроле готового изделия по чертежу. Так же прошу ребят не забывать о взаимопомощи.

Проверка усвоения теоретического материала новой темы.

На экране – новые термины: гвозди, молоток, клещи, плотник, шуруп, шлиц, зенковка, отвертка, сборщик изделий из древесины, клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетические (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.

Подведение итогов занятия: комментарий оценок и демонстрация лучших работ, а так - же работ которые не удались (указать почему).

Оценивается состояние дисциплины в мастерской и уборка рабочих мест.

Вывод: умения и навыки, полученные при изучении данного раздела помогут при прохождении последующих. В домашних условиях ребята самостоятельно смогут изготовить несложные изделия.

  1. Какие способы соединения деталей в конструкцию тебе известны? С помощью каких инструментов и конструктивных элементов они выполняются?
  2. Какие общие и отличительные признаки таких соединений?

Чтобы сложить любое изделие из деталей в конструкцию, их нужно определенным образом соединить между собой. Применяют разные способы соединений. Многие из них ты знаешь. Распространенный способ соединения деталей в столярном делесклеивание. Клеевые соединения повышают прочность и долговечность соединяемых элементов, дают возможность соединять как тонкие заготовки, так и щиты больших размеров. Промышленность выпускает различные виды клеев, готовых к использованию. В школьных мастерских ты будешь пользоваться клеем ПВА (рис. 103). Он имеет целый ряд преимуществ: образует прочное соединение, не токсичен, при загустевании растворяется водой, медленно высыхает, устойчив к воздействию влаги, противодействует загниванию мест склеивания, после высыхания становится прозрачным.

Склеивание клеем ПВА выполняется в следующей последовательности:

  • выбор устройств для уплотнения мест склеивания;
  • подготовка древесины к склеиванию;
  • нанесение клея на поверхности, подлежащие склеиванию;
  • уплотнение мест склеивания струбцинами или другими зажимными устройствами;
  • выдержка деталей для высыхания клея (24 ч).

Рис. 103. Упаковки клея ПВА

Чтобы клеевое соединение было качественным, поверхности заготовок в местах склеивания должны плотно прилегать друг к другу, быть сухими и очищенными от грязи и пыли. Клей наносят на поверхности деталей, подлежащих склеиванию, равномерным слоем с помощью кистей (рис. 104). Их ширину подбирают с учетом площадей поверхностей, подлежащих склеиванию.

Рис. 104. Кисти

Нанесенный на склеиваемые поверхности клей пропитывает волокна древесины, а после соединения деталей высыхает и будто «сшивает» волокна тонкими ниточками. Если толщина клеевого шва мала, качество склеивания, а соответственно, и прочность соединения деталей ухудшается. При большой толщине клеевого шва прочность также снижается, поскольку смазанные клеем волокна не соприкасаются друг с другом.

Для уплотнения мест склеивания используют специальные устройства – струбцины (рис. 105). Детали, которые склеиваются, размещают между упорами струбцины и уплотняют с помощью винтов (рис. 106). При этом клей проникает в древесину и после высыхания удерживает детали. Остатки клея, выступившие на поверхность соединяемых деталей при их сжатии, нужно удалить влажным тампоном или тряпкой, не дожидаясь высыхания клея. Необходимо помнить, что большие усилия, прилагаемые при склеивании, приводят к чрезмерному удалению клея из промежутков между поверхностями, поэтому соединение будет некачественным.

Рис. 105. Виды струбцин

Рис. 106. Уплотнение склеенных деталей струбцинами

При правильном режиме склеивания изделия, склеенные из отдельных частей, имеют большую прочность, чем заготовки из сплошной древесины. Например, деревянные лыжи, хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для увеличения их упругости и прочности.

Высококачественные клеевые соединения можно выполнять при условии правильной организации рабочего места и соблюдения известных тебе правил безопасного труда, личной гигиены и следующих требований:

  1. Склеивание выполнять на верстаке или столе соответствующей высоты с ровной поверхностью.
  2. На рабочем месте должны находиться:
    • детали, подлежащие склеиванию;
    • клей в достаточном количестве и необходимые для работы кисти;
    • соответствующие струбцины и зажимные устройства;
    • инструменты для контроля;
    • тампоны для удаления излишков клея.
  3. Беречь глаза и другие части тела от попадания на них клея.
  4. Работы производить в хорошо проветриваемом помещении.
  5. По завершении работы вымыть руки, а кисти помыть в теплой воде, высушить и вместе с другими инструментами разместить в отведенных для них местах.
  6. Привести себя и рабочее место в порядок.

Практическая работа № 4. Соединение деталей на клею

Оборудование и материалы: изделия, изготовленные на предыдущих уроках, клей ПВА, кисти, тампон, струбцины, емкость с водой.

Последовательность выполнения работы

  1. Подготовь изделия, которые состоят из нескольких конструкционных элементов, изготовленные на предыдущих уроках.
  2. При необходимости подбери зажимные устройства для уплотнения мест соединений деталей на клею.
  3. Нанеси клей на места соединений деталей и конструкций.
  4. Сложи изделие.
  5. Уплотни места соединений зажимными устройствами.
  6. Вытри остатки клея тампоном.
  7. Размести изделие в отведенном для него месте для полного высыхания.
  8. Отделку изделия выполни после изучения следующих тем.

Новые термины

    клеевое соединение, клей, струбцина.

Основные понятия

  • Долговечный – такой, который долго существует, не разрушается.
  • Соединение – скрепление, складывание.
  • Клей – липкое вещество, которое используют для соединения деталей в конструкцию.
  • Крепкий – тяжело поддающийся разрушению.

Закрепление материала

  1. Какие способы соединения древесины тебе известны?
  2. В чем заключается технология склеивания?
  3. От чего зависит прочность склеивания?
  4. Какие приспособления применяют для уплотнения мест склеивания?
  5. Как организовать рабочее место при склеивании?
  6. Какие правила безопасного труда следует соблюдать при склеивании?

Тестовые задания

1. Для уплотнения деталей при склеивании применяют

    А молоток
    Б стамеску
    В лобзик
    Г струбцину

2. Для склеивания деталей из древесины используют клей

    А «Секунда»
    Б обойный
    В ПВА

3. При загустевании клей ПВА разводят

    А растворителем
    Б ацетоном
    В водой
    Г бензином

4. Деревянные лыжи и хоккейные клюшки склеивают из отдельных частей древесины для

    А улучшения их внешнего вида
    Б увеличения их упругости и прочности
    В экономии материалов

5. Какими инструментами наносят клей на поверхность деталей?

    А специальной лопаткой
    Б ложкой
    В кистью
    Г тампоном

>>Технология: Склеиваиие деревянных изделий

Склеивание изделий из древесины
1 Подготовьте рабочее место к склеиванию деталей изготавливаемого вами изделия. Очистите склеиваемые поверхности. Подготовьте клей и кисти .
2. Нанесите кистью на склеиваемые поверхности равномерный слой клея, дайте подсохнуть ему 2...3 мин, соедините детали и сожмите их струбциной или в тисках.
3. На следующем уроке освободите изделие из струбцины, убедитесь в правильности склеивания, зачистите поверхности от клея.

  • Клеи природные (столярный, казеиновый) и синтетически (ПВА, БФ), клееварка, струбцина.

1. Какие клеи применяют в школьных мастерских?

2. Как подготавливают поверхности деталей из древесины перед склеиванием?

3. Как вы думаете, почему намазанные клеем детали нужно перед склеиванием выдержать на воздухе?

4. Почему необходимо плотно сжимать склеиваемые поверхности

А.Т. Тищенко, П.С.Самородский, В.Д.Симоненко, Н.П.Щипицын,Технология 5 класс
Отправлено читателями с интернет-сайта

Содержание урока конспект урока опорный каркас презентация урока акселеративные методы интерактивные технологии Практика задачи и упражнения самопроверка практикумы, тренинги, кейсы, квесты домашние задания дискуссионные вопросы риторические вопросы от учеников Иллюстрации аудио-, видеоклипы и мультимедиа фотографии, картинки графики, таблицы, схемы юмор, анекдоты, приколы, комиксы притчи, поговорки, кроссворды, цитаты Дополнения рефераты статьи фишки для любознательных шпаргалки учебники основные и дополнительные словарь терминов прочие Совершенствование учебников и уроков исправление ошибок в учебнике обновление фрагмента в учебнике элементы новаторства на уроке замена устаревших знаний новыми Только для учителей идеальные уроки календарный план на год методические рекомендации программы обсуждения Интегрированные уроки

Цели.

Образовательная: Научить учащихся применять различные клеи для разных операций.

Развивающая: Развивать конструкционные способности учащихся.

Воспитательная: Воспитывать бережливость, чувство ответственности, коллективизм.

Оборудование: клей, кисти емкости вода.

Оформление классной доски: новые термины (клей столярный “ГЛЮТИНОВЫЙ”, казеиновый, синтетические клеи).

Ход урока

  1. Организационный момент
  2. Повторение

А) Какие вы знаете физические свойства древесины?

Б) Инструмент для обработки древесины?

В) Правила безопасной работы при работе ручным инструментам?

III, Объяснение нового материала

А) Набор заготовок для подставки под горячие предметы.

На прошлом уроки мы изготовили и подогнали детали из древесины.

Б) Способ соединения гвоздями, шурупам, и на клею.

Перед учащимися ставится проблемная ситуация, как можно соединить детали в единое изделие. Ребята предложили много различных вариантов, иногда просто фантастические. В итоги было предложено соединить детали на клею.

В) Клеи бывают: природные и синтетические .

К природным относятся :

Костный клей изготавливается из костей животных. Их очищают, дробят, обезжиривают, и варят в специальных аппаратах. Костный клей применяется при работе с древесиной. В зависимости от породы склеиваемой древесины (твердая, мягкая, пористая, рыхлая), готовят различные консистенции. Для твердой древесины применяется жидкий клей, для рыхлой и пористой – густой.

Казеиновый клей получают путем створаживания обезжиренного молока кислотой или специальным ферментом. Выпускаемый казеиновый порошок состоит из казеина, канифоли, жидкого стекла, щелочи и антисептика. Приготовление: смешать до однородной массы порошок и воду в соотношении одна часть порошка к двум частям воды.

Синтетические клеи. Это растворы синтетических смол органических или минеральных растворителей.

ПВА клей быстро сохнет, клеевая пленка прозрачна, не оставляет пятен. Применяется для склеивания разных материалов. Наносят клей тонким слоем на очищенную поверхность. При склеивании необходима предварительная открытая выдержка, затем три минуты выдержать под давлением. Хранить ПВА клей при температуре не ниже пяти градусов.

Клеи бывают разные по свойствам и способам приготовления.

  1. Вводный инструктаж. Правила безопасности. При работе с клеем пользуйся кисточкой, если это требуется.

Бери то количество клея, которое требуется для выполнения работы на данном этапе.

Излишки клея убирай мягкой тряпочкой или салфеткой, осторожно прижимая её.

Кисточку и руки после работы хорошо вымой с мылом.

  1. Практическая работа.

А) Приготовление клея.

Учащимся предлагается выбрать и приготовить столярный и казеиновый клей.

Б) Технология склеивания. Все операции производятся по технологической карте.

На ровную и чистую поверхность наносят клей, после чего сжимают заготовки с помощью зажимов, струбцин или груза. После склеивания изделия обрабатывают наждачной бумагой, после чего покрывают лаками или красками.

  1. Рефлексия.

Каждому ученику дается муляж сотового телефона распечатанного на принтере. Задача: Написать СМС другу о том, как прошёл урок, что нового вы узнали? Что запомнили? Что понравилось или не понравилось? И т.д.

VII. Заключение:

Анализ работ и ошибок. Оценивание. Уборка мастерской.