Энергосберегающие

Пальчиковая гимнастика хлеб старшая группа. Конспект НОД в средней группе

Пальчиковая гимнастика хлеб старшая группа. Конспект НОД в средней группе

Пальчиковые гимнастики по темам недели

для детей старшего дошкольного возраста

«Осень, осень»

Осень, осень, Трем ладошки друг о друга

Приходи! Зажимаем кулаки по очереди

Осень, осень, Трем ладошки друг о друга

Погляди! Ладони на щеки

Листья желтые кружатся, Плавное движение ладонями

Тихо на землю ложатся. Ладони гладят по коленям

Солнце нас уже не греет, Сжимаем и разжимаем кулаки

по очереди

Ветер дует все сильнее, Синхронно наклоняем руки в

разные стороны

К югу полетели птицы, «Птица» из двух скрещенных

рук

Дождик к нам в окно стучится. Барабаним пальцами тo по

одной, то по другой ладони

Шапки, куртки надеваем Имитируем

И ботинки обуваем Топаем ногами

Знаем месяцы: Ладони стучат по коленям

Сентябрь, и Октябрь, и Ноябрь. Кулак, ребро, ладонь

«Сцепим пальчики в замок…»

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб войти чужой не смог

Пустим только белочку,

Ежика и зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

«Золотая осень»

«Осенние листочки»

Ветер по лесу летал, Плавные, волнообразные движения

Ветер листики считал: ладонями

Вот дубовый, Загибаем пальчики по одному на

Вот кленовый, обеих руках

Вот рябиновый резной,

Вот с березки – золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Спокойно укладываем ладони на

стол

«Урожай»

«Компот»

Будем мы варить компот, Левую ладошку держим

Фруктов нужно много. Вот! «ковшиком», указательным

пальцем правой руки «мешаем»

Будем яблоки крошить, Загибаем пальцы по одному,

Грушу будем мы рубить. начиная с большого

Отожмём лимонный сок,

Слив положим и песок.

Варим, варим мы компот. Опять «варим» и «мешаем»

Угостим честной народ.

«Хлеб – всему голова»

«Хлеб»

Рос сперва на воле в поле Слегка покачиваем руками

Летом цвел и колосился поднятыми вверх

А потом обмолотился Стучим кулаками друг о друга

Он в зерно вдруг превратился «Пальчики здороваются»

Из зерна – в муку и тесто Сжимаем и разжимаем кулаки

В магазине занял место Вытягиваем руки вперед

ладонями вверх

Вырос он под синим небом Поднимаем руки вверх

А пришел на стол к нам хлебом Вытягиваем руки вперед

ладонями вверх

«Изменения в жизни животных и птиц осенью»

«Перелетные птицы»

Птицы перелетные Двигаем кистями

перекрещенных рук вверх-вниз

В стаи собираются, Сжимаем пальцы рук в кулаки

В края теплые летят, Двигаем кистями

перекрещенных рук вверх – вниз.

До весны прощаются. Двигаем пальцами рук –

«машем, прощаемся».

Стаи журавлиные, Загибаем по очереди

Стаи лебединые, пальцы на руке

Стаи соловьиные,

Гусиные, утиные –

К югу все они летят,

Здесь замерзнуть не хотят.

Как наступят холода –

Не найдется им еда.

«Мой дом. Моя семья»

«Как у нас семья большая»

Как у нас семья большая Ритмично хлопаем в ладошии

Да весёлая. Ударяем кулаками попеременно

Два у лавки стоят, Загибаем большие пальцы на

обеих руках

Два учиться хотят, Загибаем указательные пальцы на

обеих руках

Два Степана у сметаны Загибаем средние пальцы

объедаются.

Две Дашки у кашки Загибаем безымянные пальцы

питаются.

Две Ульки в люльке качаются. Загибаем мизинцы

«Алтай – мой любимый край»

«Здравствуй, Солнце золотое!»

Здравствуй, Солнце золотое! Пальцами правой руки по очереди

Здравствуй, небо голубое! «здороваемся» с пальцами

Здравствуй, вольный ветерок! левой руки, похлопывая друг

Здравствуй, маленький дубок! друга кончиками

Мы живем в одном краю -

Всех я вас приветствую!

«Моя страна – Россия. День народного единства»

«Город Москва»

Город чудный, город древний, Хлопок, кулачок

Ты вместил в свои концы

И посады, и деревни, Поочерёдно загибаем пальчики

И палаты, и дворцы…

На твоих церквах старинных

Вырастали дерева.

Глаз не схватит улиц длинных… Сгибаем, разгибаем пальчики

Это матушка – Москва.

«История моего города»

«Город»

Город – это улицы, Постукиваем пальцами правой руки по

Проспекты и дома, столу
Площади, музеи, То же пальцами левой руки

Парков тишина,
Блеск огромных стекол, Разводим пальцы в стороны и соединяем
Праздничных витрин, их
Быстрое движенье Круговые движения руками, согнутым

в локтях
Прохожих и машин Указательные и средние пальцы «бегут»

по столу, остальные сжаты в кулак

«Дружба народов»

«Дружба»

Дружат в нашей группе Пальцы рук соединяем
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять Пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяем друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать Руки вниз, встряхиваем кистями

«Неделя здоровья»

«Буренушка»

Дай молочка, Бурёнушка, Показываем, как доят корову

Хоть капельку – на донышке.

Ждут меня котятки, Делаем «мордочки» из пальчиков

Малые ребятки.

Дай им сливок ложечку, Загибаем по одному пальчику на

Творогу немножечко, обеих руках

Масла, простоквашки,

Молочка для кашки.

Всем даёт здоровье Снова «доим»

Молоко коровье.

«Зимушка-зима»

«Зима»

Пришла зима, Трем ладошки друг о друга

Принесла мороз. Пальцами массажируем плечи, предплечья

Пришла зима, Трем ладошки друг о друга

Замерзает нос. Ладошкой массажируем кончик носа

Снег, Плавные движения ладонями

Сугробы, К улаки стучат по коленям попеременно

Гололед. Ладони шоркают по коленям

разнонаправлено

Все на улицу - вперед! Пальцами «бежим» по коленям

Теплые штаны наденем, Ладонями проводим по ногам

Шапку, шубу, валенки. Л адонями проводим по голове,

по рукам, топаем ногами

Руки в варежках согреем Круговые движения ладонями

одной руки вокруг другой ладони

И завяжем шарфики. Ладони прикладываем друга на друга

к основанию шеи

Зимний месяц называй! Л адонями стучим по коленям

Декабрь, Январь, Февраль. К улак, ребро, ладонь

«Зимние забавы. Зимние виды спорта»

«Зимние забавы»

Раз, два, три, четыре, пять З агибаем пальчики по одному

Мы во двор пришли гулять. "Идём" по столу указательным и

средним пальцами

Бабу снежную лепили "Лепим" комочек двумя ладонями

Птичек крошками кормили, К рошащие движения всеми

пальцами

С горки мы потом катались Ведём указательным пальцем

правой руки по ладони левой руки,

тоже другой рукой

А ещё в снегу валялись. Кладём ладошки на стол, то одной

стороной, то другой

Все в снегу домой пришли. Отряхиваем ладошки

Съели суп и спать легли. Движения воображаемой ложкой

«Безопасность на новогоднем празднике»

«Ёлочка»

Перед нами ёлочка Пальцы рук переплетены, из больших

пальцев «верхушка» елочки

Шишечки, иголочки. Кулачки; указательные пальчики выставлены

Шарики, фонарики, «Шарики» из пальцев вверх, вниз

Зайчики «Ушки» из указательного и среднего пальцев

И свечки Обе ладони сложены, пальцы сжаты

Звёзды, Ладони сложены, пальцы расправлены

человечки. С редний и указательный пальцы стоят на

столе

«В ожидании Нового года»

«Наступает Новый год!»

Наступает Новый год! Хлопаем в ладоши

Дети водят хоровод. Кисти сцеплены пальцами,

руки вытянуты, кисти внутрь-наружу

Висят на елке шарики, Поочередно соединяем пальцы на двух

руках, образуя шар

Светятся фонарики. Делаем «фонарики»

Вот сверкают льдинки, Сжимаем и резко разжимаем кулаки по

очереди

Кружатся снежинки. Легко и плавно двигаем кистями

В гости дед Мороз идет, Пальцы шагают по коленям или по столу

Всем подарки он несет. Трем друг об друга ладони

Будем пальцы загибать: Хлопаем по коленям одна рука -

ладонью, другая - кулаком, а затем

меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О. По очереди массажируем каждый палец

«Подарки»

Дед Мороз принёс подарки: Шагаем пальчиками по столу

Буквари, альбомы, марки, На каждое название подарка

Кукол, мишек и машины, загибаем по одному пальчику

Попугая и пингвина, сначала на правой,

Шоколадок полмешка потом на левой руке

И пушистого щенка!

«Рождество. Святки»

«На елке»

Мы на ёлке веселились, Ритмично хлопаем в ладоши

И плясали, и резвились. Ритмично бьем кулачками

После добрый Дед Мороз «Шагаем» средним и указательным

Нам подарки преподнёс. пальцами обеих рук по столу

Дал большущие пакеты, «Рисуем» руками большой круг

В них же – вкусные предметы: Ритмично хлопаем в ладоши

Конфеты в бумажках синих, Загибаем на обеих руках

Орешки рядом с ними пальчики, начиная с большого

Орешки рядом с ними,

Груша, яблоко, один

Золотистый мандарин.

«Животные севера»

«Пингвины»

Два пингвина пошли гулять, Руки сжимаем в кулаки, большие

пальцы вытягиваем и синхронно

передвигаем по столу

А вторые – догонять. Указательные пальцы «скачут»

Третьи пингвины – бегом, «Скачем» средними пальцами еще

быстрее

А четвертые – пешком. По столу не спеша передвигаем

Безымянными пальцами

Пятые поскакали Кулаки раскрываем полностью,

начинают «скакать» мизинцы

И в конце пути упали. Расслабленные ладони опускаем

на стол

«Зимующие птицы»

«Птицы»

Прилетайте, птички! «Зовущие» движения пальцев 4р.

Сала дам синичке. «Режущие» движения одной ладони по

другой

Приготовлю крошки Пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, Вытягиваем вперёд правую руку с

раскрытой ладонью

Эти крошки – воробьям. То же – левой рукой

Галки да вороны, Трем ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»

«Сезонная одежда»

«Магазин одежды»

Открываем магазин, Соединяем ладони, круговые движения

в противоположные стороны

Протираем пыль с витрин. Ладонь 1 руки массажирует тыльную

сторону другой и наоборот

В магазин заходят люди, Подушечки 4 пальцев одной руки

двигаются по тыльной стороне другой

Продавать одежду будем. Костяшки сжатых в кулак пальцев

двигаем вверх- вниз по ладони другой

руки , дети называют различную одежду

Магазин теперь закроем, Фаланги сжатых в кулак пальцев

вращаем по центру другой ладони

Каждый пальчик мы помоем. Массаж каждого пальца между

фалангами указательного

и среднего пальцев другой руки

Потрудились мы на «пять» - Потираем ладони

Пальцы могут отдыхать. Поглаживаем каждый палец

«Транспорт. ПДД»

«Правила дорожного движения»

Две педали крутят ноги, Раскрытыми ладонями выполняем

круговые движения

Мчат колеса по дороге Вращаем согнутыми в локтях

руками

Я рулю, куда хочу – Имитируем, что держим руль

Влево, вправо покачу Поворачиваем влево и вправо

То в перед, а то назад Круговые движения кулаками вперед

и назад

Нажимаю тормоза Обеими ладонями жмем на стол

Дорожных правил очень много.

Раз - Внимание дорога! Показываем указательный палец

Два - сигналы светофора, Показываем два пальца

Три – смотри дорожный знак, Показываем три пальца

А четыре – «переход». Показываем четыре пальца)

Правила все надо знать Грозим указательным пальцем

И всегда их выполнять.

«День защитника Отечества»

«День защитника Отечества»

Сегодня праздник всех отцов, С жимаем и разжимаем пальцы

Всех сыновей, всех кто готов, Х лопаем в ладоши

Свой дом и маму защитить, Из ладошек делаем «домик»,

руки прикладываем к сердцу Всех нас от бед отгородить! Сжимаем и разжимаем пальцы

«В мире профессий»

«Много есть профессий!»

Много есть профессий знатных, Соединяем пальцы правой руки

с большим
И полезных, и приятных. Соединяем пальцы левой руки

с большим
Повар, врач, маляр, учитель, Последовательно соединяем
Продавец, шахтёр, строитель… пальцы обеих рук с большим
Сразу всех не называю, Сжимаем и разжимаем кулаки
Вам продолжить предлагаю. Вытягиваем руки вперёд

ладонями вверх

«Международный женский день»

«Много мам на белом свете…»

Много мам на белом свете, Разводим руки в стороны

Всех их очень любят дети! Обхватываем себя за плечи

Журналист и инженер, Загибаем пальцы сначала на

Повар, милиционер, одной, затем на другой руке

Швея, кондуктор и учитель,

Врач, парикмахер и строитель.

Мамы разные нужны, Сжимаем обе ладони в замок

Мамы разные важны! Разводим руки, поднимаем

ладонями вверх

«Неделя книги и сказок»»

«Сказки»

Будем сказки называть:

Эта сказка – «Теремок», Поочерёдно загибаем пальчики

Эта сказка – «Колобок», на каждое название сказки

Эта сказка – «Репка»

Про внучку и про дедку.

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад! Сжимаем, разжимаем кулачок

«Народная культура и традиции»

«Солнышко-вёдрышко»

Солнышко-вёдрышко! Разводим руки в стороны и

раздвигаем пальцы
Взойди поскорей, Поднимаем руки вверх
Освети, обогрей Делаем «фонарики» перед собой
Телят да ягнят, Показываем « рожки» на голове
Еще маленьких ребят Не до конца соединяем

указательный палец и большой

и показываем на себя

«Русские народные промыслы»

«У Матрешиной сестрицы…»

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами

правой руки, начиная с

указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц То же по правой ладони
Ходит утка в юбке, На каждое название животного
В теплом полушубке, загибаем пальцы на руках, начиная
Курочка - в жилете, с больших
Петушок - в берете,
Коза - в сарафане,
Заинька - в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки
Корова в рогоже. в ладоши и удары кулачками.

«Весна-красна»

«Пришла весна»

Снова солнце в небе улыбается, Соединяем пальцы правой

руки с большим
Снег растаял, ручейки звенят. Соединяем пальцы левой

руки с большим.
И подснежник первый распускается, Ладони вверх, пальцы

сложены лодочкой, запястья

рук прижаты друг к другу;

разъединяем пальцы,

постепенно отводя их друг

от друга.
С юга птицы с песнями летят. Ладони повернуты к себе,

большие пальцы

переплетены, остальными

пальцами совершаем

колебательные движения – «птичка».

«День космонавтики»

«Космический отряд»

Раз, два, три, четыре, пять По одному загибаем пальчики

на обеих руках.
В космос полетел отряд. Соединяем ладони вместе,

поднимают руки вверх.
Командир в бинокль глядит, Пальцы обеих рук соединяем

с большими, образуя «бинокль»
Что он видит впереди?
Солнце, планеты, Загибаем пальцы обеих рук

Спутники, кометы,
Большую желтую луну.

«День Земли. Перелетные птицы»

«Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели Скрещиваем большие пальцы,

С юга птицы прилетели! машем ладонями

Прилетел к нам скворушка - Поочередно загибаем пальцы

Серенькое перышко. на обеих руках, начиная

Торопились: кто скорей? с мизинцев

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж –

Все вернулись, прилетели Снова, скрестив большие пальцы,

машем ладонями

Песни звонкие запели! Указательным и большим

пальцами делаем клюв –

«птицы поют»

«Зеленая Аптека Алтайского края»

«Цветок на поляне»

Вырос высокий цветок на поляне. Руки вверху делаем бутон,

Утром весеннем раскрыл лепестки. пальцы разводим,

ладошки вместе.

Всем лепесткам красоту и питанье. Ритмичные движения

пальцами вместе – врозь

Дружно дают под землей корешки. Опускаем ладони вниз , прижимаем тыльной

стороной, пальцы разводим

«День Победы»

«Эти пальцы – все бойцы…»

Эти пальцы – все бойцы Разводим пальцы,

Удалые молодцы потом сжимаем их в кулак

Два больших и крепких малых Приподнимаем 2 больших пальца,

И солдат в боях бывалых. другие прижаты

Два гвардейца – храбреца Приподнимаем 2 указательных

пальца

Два сметливых молодца Приподнимаем 2 средних пальца

Два героя безымянных Приподнять 2 безымянных пальца

Но в работе очень славных

Два мизинца – коротышки Приподнимаем 2 мизинца

Очень славные мальчишки

«Один дома. Электроприборы»

«Электроприборы»

Что за шум на кухне этой? Сгибание мизинцы

Будем жарить мы котлеты. Сгибание безымянные пальцы

Мясорубку мы возьмем Вращаем средние пальцы

вокруг друг друга

Быстро мясо провернем . То же указательными пальцами

Миксером взбиваем дружно То же большими пальцами

Все, что нам для торта нужно, Соединяем мизинцы

Чтобы торт скорей испечь, Соединяем безымянные пальцы

Включим мы электропечь. Соединяем средние пальцы

Электроприборы – это чудо! Сжимаем пальцы в кулаки,

большой палец поднимаем вверх

Жить без них нам было б худо. Пожимаем плечами

«Мир цветов и насекомых»

«Насекомые»

Прилетела к нам вчера Машем ладонями

Полосатая пчела.

А за нею шмель – шмелёк На каждое название насекомого И весёлый мотылёк, загибаем пальчик

Два жука и стрекоза,

Как фонарики глаза. Делаем кружочки из пальчиков

и подносим к глазам

Пожужжали, полетали, Машем ладонями

От усталости упали. Роняем ладони на стол

«До свидания, детский сад!»

«В школу осенью пойду…»

В школу осенью пойду. «Шагаем» пальчиками по столу

Там друзей себе найду, Загибаем по одному пальчику

Я таким учёным буду!

Но свой садик не забуду. Грозим указательным пальчиком

правой руки

Коррекция произношения у дошкольников неразрывно связана с развитием пальчиковой моторики. Детям очень нравятся пальчиковые игры, а если подобрать их с учётом автоматизируемого звука, то процесс автоматизации и введения звука в речь пойдёт быстрее и интереснее. Предлагаю вам подборку пальчиковых игр для автоматизации звуков «Ш», «Ж».

Пальчиковая гимнастика по теме «Город»
Этот дом – одноэтажный.
Этот дом – он двухэтажный.
А вот этот – трёхэтажный.
Этот дом – он самый важный:
Он у нас пятиэтажный!

Пальчиковая гимнастика по теме «Домашние животные»
Сжимать и разжимать кулачки
Мы сейчас расскажем вам
Про детенышей и мам:
Загибать поочерёдно пальцы одной руки
У кошки есть пушистые котята,
У собаки – шаловливые щенята,
У коровы – рыжие телята.
У кролика – ушастые крольчата,
А у мамы – конопатые ребята.

Пальчиковая гимнастика по теме «Лето. Насекомые»
Я весёлый майский жук - сжать кулачок
Знаю все сады вокруг - указательный палец и мизинец развести
Над лужайками жужжу, в стороны
а зовут меня жу жу. пошевелить «усами»
Не кусай, комарик злой - пальчики «бегут» по столу
Я уже бегу домой.
Прилетела к нам вчера
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И весёлый мотылёк,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза.
Пожужжали, полетали,
От усталости упали.
Машут ладошками
На каждое название насекомого загибают один пальчик.
Делают кружочки из пальчиков и подносят к глазам.
Машут ладошками.
Роняют ладони на стол.

Пальчиковая гимнастика по теме «Птицы»
Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?
Мы расскажем
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пёстрых перышках.
Всем хватило зёрнышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки.

Пальчиковая гимнастика по теме «Откуда хлеб пришёл? »
1. А из теста мы слепили:
Пирожки и плюшки,
Сдобные ватрушки,
Булочки и калачи –
Всё мы испечём в печи.
Очень вкусно!
Сжимают и разжимают пальчики.
Прихлопывают ладошками, «лепят».
Поочерёдно разгибают пальчики, начиная с мизинца.
Обе ладошки разворачивают вверх.
Гладят живот.

Пальчиковая гимнастика по теме «Обувь»
Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.
Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
Попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу.
На каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика по теме «Новый год»
Мы на ёлке веселились,
И плясали и резвились.
После добрый Дед Мороз
Нам подарки преподнёс.
Дал большущие пакеты,
В них же – вкусные предметы:
Конфеты в бумажках синих,
Орешки рядом с ними,
Груша, яблоко,
Один – золотистый мандарин.
Ритмичные хлопки в ладоши.
Ритмичные удары кулачками.
Дети «шагают» средним и указательным пальцами обеих рук.
«Рисуют» руками большой круг.
Делают ритмичные хлопки.
Загибают на обеих руках пальчики, начиная с большого.

Пальчиковая гимнастика по теме «Зимние забавы»
Что зимой мы любим делать?
В снежки играть, на лыжах бегать,
На коньках по льду кататься,
Вниз с горы на санках мчаться.
Поочерёдно соединяют большой палец с остальными
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному
Мы во двор пошли гулять. «Идут» по столу указательным и средним пальчиками
Бабу снежную лепили, «Лепят» комок двумя ладонями
Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб всеми пальчиками
С горки мы потом катались, Ведут указательным пальцем правой руки по ладони левой руки
А ещё в снегу валялись! Кладут ладони на стол по одной то одной, то другой стороной
Все в снегу домой пришли, Отряхивают ладошки
Съели суп и спать легли! Движения воображаемой ложкой
И руки под правую щёку.

Пальчиковая гимнастика по теме «Мебель»
Раз, два, три, четыре,
Много мебели в квартире.
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
потом мы с котом
Посидели за столом,
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
Загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках.
Сжимают и разжимают кулачки.
Загибают пальчики, начиная с большого.
Попеременно хлопают в ладоши и стучат кулачками.
Тук-тук-тук, тук-тук-тук!
Молоток бери мой друг!
Мы построим новый дом,
Есть окошко в доме том.
Есть ещё одно, повыше,
Есть труба вверху на крыше.
Дом готов, зовём гостей:
«Приходите поскорей! »
Ударяют, чередуя, кулачком о кулачок.
Ставят рядом ладошки – «стены».
Складывают указательные пальцы полочкой, остальные соединяют крышей.
Мизинец отставляют в сторону – труба.
Делают приглашающий жест рукой.

Пальчиковая гимнастика по теме «Семья. Женский праздник»
Много мам на белом свете,
Всех их любят очень дети!
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны,
Мамы разные важны!
Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.
Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.
Сжимают обе ладошки в «замочек».
Разводят руки, поднимают ладошки вверх.

Пальчиковая гимнастика по теме «Посуда»
Раз, два, три, четыре,
Мы посуду перемыли:
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.
Мы посуду перемыли,
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился,
Ложку мы чуть-чуть сломали –
Так мы маме помогали

Одна ладонь скользит по другой по кругу.

Одна ладонь скользит по другой.
Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Удар кулачками друг о друга, хлопок в ладоши; повторить.
Посуду моет наш Антошка.
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран.
Потирают ладошки друг о друга – «моют посуду».
Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.
Выполняют имитирующее движение.
Имитируем движения точильщика, проводя ладонью правой руки взад – вперёд по ладони левой (с переворотом) .
Точим, точим, точим нож!
Будет очень он хорош.

Конспект НОД с детьми средней группы на тему "Хлеб всегда на столе"

Автор работы: Воспитатель ГБДОУ № 57, Колпинского района, Санкт- Петербурга, Ральникова Нина Евгеньевна.
Описание материала: Данный материал может быть полезен и интересен воспитателям детских садов для работы с детьми средней группы и студентам педагогических вузов.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Задачи:

сформировать у детей понятия, что хлеб является ежедневным продуктом, откуда берётся хлеб, как его делают, кто его растит и печёт;
совершенствовать у детей обследовательские действия (понюхать, надавить, отломить и т.д.);
закрепить названия геометрических фигур;

Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
Задачи
:
воспитывать уважение к труду взрослых;
формировать у детей навыки взаимодействия со сверстниками в игре, коллективной работе;
Образовательная область «Речевое развитие»
Задачи:

совершенствовать умения детей отвечать на вопросы, используя форму простого предложения;
обогащать словарь за счёт прилагательных, определяющих свойства и качества муки, хлеба и за счёт названий профессий;

Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:

совершенствовать умение детей украшать готовые геометрические формы, ориентироваться на плоскости;
подводить к умению создавать простейшую композицию;
Образовательная область «Физическое развитие»
Задачи:

способствовать сохранению и укреплению здоровья детей, посредством здоровьесберегающих технологий (психогимнастика, пальчиковая гимнастика, подвижные игры.
упражнять детей в беге на носочках и ходьбе в полуприседе;
совершенствовать согласованность движений;
развивать мелкую моторику;
Предварительная работа
Материал:

игрушка Колобок;
подборка иллюстраций по теме «Хлеб»;
иллюстрации к сказке «Колосок»;
несколько видов хлебобулочных изделий, мука;
плоское «блюдо» из картона с наклеенными «булочками» разной геометрической формы, вырезанные из цветной бумаги «ягодки», «изюм», «орешки»;
кисточки, клей, тряпочки.
С детьми проведен ы:
поход с родителями в магазин за хлебом;
чтение сказки «Колосок»;
беседа на тему: «Что мама (бабушка) готовит из муки;

Просмотр слайдов, иллюстраций;
подвижные и пальчиковые игры;
лепка «Пирожки»
Методы и приёмы:
методы организации детей и формирования опыта поведения (речевые ситуации, игра);
методы организации и осуществления познавательной деятельности (дидактическая игра, продуктивная деятельность, исследовательские действия);
методы стимулирования поведения (поощрение);
методы здоровьесбережения, сохранения и укрепления здоровья (пальчиковая гимнастика, подвижные игры);
Ход совместной деятельности:
Воспитатель : Ребята к нам в гости сегодня пришёл герой из сказки, а кто это вы отгадаете сами, послушав песенку.
Он по амбару метён,
По сусеку скребён,
На сметане мешон
И в печи испечён.
Кто же это?

Правильно дети, это Колобок. Он хочет узнать, что вы кушаете в детском саду на завтрак, обед, полдник. (ответы детей)
Повара готовят для вас разные блюда, а какой продукт на вашем столе постоянно и утром, и в обед, и вечером. Правильно, у всех во время еды, и в детском саду, и дома на столе всегда хлеб.
Ребята, а вы любите хлеб? Расскажите какой он бывает? (помощник воспитателя вносит на блюде хлебобулочные изделия) Да, хлеб бывает разный, но он всегда вкусный и полезный. Давайте посмотрим какой хлеб у нас на блюде понюхайте его, надавите, отломите. (дети проводят обследовательские действия) Колобок, ты тоже понюхай, как вкусно пахнет хлеб. Давайте ещё придумаем и назовём много слов о хлебе, какой он? (если дети затрудняются, дать подсказку) Молодцы ребята, давайте покажем Колобку какую игру мы про него знаем.
Физминутка «Колобок»:
Колобок, Колобок, Идут в полуприседе, руки на поясе.
Колобок – румяный бок.
По дорожке покатился Бег на носочках, руки на поясе.
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку, Лицом в круг, изображают животных.
Всем играл на балалайке. «Играют» на балалайке.
У лисы спел на носу, - Пляшут, разводят руками.
Больше нет его в лесу.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете откуда у вас появляется хлеб?


Хотите я вам расскажу про хлеб? Колобок ты тоже послушай вместе с нами.
Посмотрите, у меня в коробочке что – то лежит, давайте посмотрим. Ребята, кто знает, что это такое? Да, вы молодцы, правильно назвали – это колосок, а откуда вы знаете, что это колосок?


Правильно, недавно мы читали сказку «Колосок». Из чего же появляется колосок? Да, действительно, из одного зёрнышка получается много. Зёрна сеют в землю и вырастает много колосков. Людей, которые занимаются выращиванием хлеба, называют хлеборобами.
Проводится психогимнастика. Игра «Зёрнышко».
Ребёнок сворачивается калачиком, сжимается. Но вот пригрело солнышко, полил дождик, «зёрнышко» зевает широко, с удовольствием начинает двигаться, затем медленно потягивает «ножки – корешки» и «ручки – росточки» и начинает поворачиваться, поднимаясь росточками к солнышку.
Ребята, вспомните, куда Петушок отнёс колосок? Да, верно, он отнёс колосок на мельницу. Что получилось из колоска? (воспитатель открывает контейнер с мукой)
Ребята, потрогайте пальчиками муку и скажите какая она. (дети проводят обследовательские действия)
Ну, а сейчас давайте ещё поиграем.
Физминутка: «Сидели два медведя»
Сидели два медведя
На тоненьком суку.
Один читал газету,
Другой месил муку.
Раз ку –ку, два ку – ку
Оба шлёпнулись в муку.
Воспитатель: Ребята, из муки на хлебозаводе делают тесто и пекут хлеб. Люди, которые пекут хлеб называются пекари. Давайте посмотрим, как это происходит.


Когда хлеб будет готов, его раскладывают по ящикам и везут на машинах в магазин.
Ребята , а вот Колобок хочет узнать, знаете ли вы из чего он сделан?
Колобок : Молодцы ребята, вы хорошо отвечали и внимательно слушали.
Воспитатель : Ребята, Колобок принёс нам подарок – вкусные булочки, вы скушаете их во время обеда.
А для Колобка мы тоже сделаем подарок. Посмотрите, у нас есть такое большое блюдо (из картона), на нём наклеены «пирожки», «булочки» разной формы. Ребята, скажите какие вы видите здесь булочки, пирожки, назовите какой они формы? Молодцы, вы всё правильно назвали, но посмотрите на наших булочках чего – то не хватает.
Да, ребята, давайте мы украсим все булочки и пирожки «ягодками», «изюмом», «орешками», но сначала мы поиграем.
Пальчиковая игра «Пирожки»
Колосок петух нашёл
И на мельницу пошёл.
Намолол он там муки
И испёк всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой,
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой,
С морковкой, с морошкой.
Проводится коллективная аппликация.
Дети берут заготовки и наклеивают на формы. Воспитатель следит за взаимодействием детей, помогает им договариваться между собой, напоминает, что работать надо аккуратно, обязательно хвалит за правильные действия.
Воспитатель : Молодцы ребята, посмотри Колобок, какой подарок они для тебя сделали. Все дети дружно работали, старались.
Колобок: Вот спасибо ребята, мне у вас очень понравилось, можно я останусь у вас.
Итоги НОД .
Воспитатель: О чём мы с вами говорили сегодня? Кто у нас был в гостях? Из чего вырастает колосок? Из чего и где пекут хлеб? Чем вы украшали булочки и пирожки?
Планируемый результат:
дети проявляют речевую активность, любознательность;
дети узнают знакомые литературные произведения;
проводят познавательно – исследовательские действия;
у детей проявляются навыки взаимодействия со сверстниками;
Дальнейшая работа:
Продолжать воспитывать бережное отношение к хлебу и другим продуктам, уважение к труду взрослых, использовать здоровьесберегающие технологии.

Анастасия Смородина
Физминутки и пальчиковые гимнастики по лексическим темам осеннего периода

Физминутки для дошкольников – обязательная составляющая любой образовательной деятельности как в детском учреждении, так и дома. Они представляют собой короткий комплекс упражнений для снятия напряжения мышц, улучшения кровообращения, активизации дыхания.

СЕНТЯБРЬ

Тема: "Детский сад"

Физминутка "Детский сад"

Сначала буду маленьким, Присесть.

К коленочкам прижмусь. Обнять коленки.

Потом я вырасту большим, Встать.

До лампы дотянусь. Руки вверх.

Пальчиковая гимнастика "Наша группа"

В нашей группе все друзья. Ритмично стучат кулачками друг о друга

Самый младший – это я. Разжимают пальчики, начиная

Это Маша, с мизинчика

Это Саша,

Это Даша.

Тема: "Мои друзья"

Физминутка «А над морем - мы с тобою!»

Над волнами чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою! Дети машут руками, словно крыльями.

Мы теперь плывём по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй. Дети делают плавательные движения руками.

Пальчиковая гимнастика «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики,

Мы с тобой подружим Ритмично стучат кулочками по столу

Маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять, Разжимают кулочки, начиная с мизинчика

Раз, два, три, четыре, пять,

Тема: "Моя семья"

Физминутка «Семья»

Раз, два, три, четыре Хлопки в ладоши

Кто живет у нас в квартире? повороты в стороны с подниманием плеч

Раз, два, три, четыре, пять Хлопки в ладоши

Папа, мама, брат, сестренка,

Кошка Мурка, два котенка,

Мой щегол, сверчок и я-

Вот и вся наша семья! загибают поочередно пальцы на руке

[b]Пальчиковая гимнастика "Моя семья"

Этот пальчик - дедушка, Руку сжать в кулак,

Этот пальчик - бабушка, поочередно разжимать пальцы,

Этот пальчик - папочка, начиная с большого.

Этот пальчик - мамочка,

Этот пальчик - я.

Вот и вся моя семья Энергично сжать руку в кулак несколько раз.

Тема: "Я человек"

Физминутка «Большой-маленький»

Дети выполняют движения по тексту стихотворения.

Сначала буду маленьким,

К коленочкам прижмусь.

Потом я вырасту большим,

До лампы дотянусь.

Пальчиковая гимнастика «Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

Пальцы обеих рук сжимают в кулаки, большие пальцы опущены вниз и как бы прыжками двигаются по бедру к колену

А вторые догонять.

Выполняются ритмичные движения указательными пальцами

Третьи пальчики бегом,

движения средних пальцев в быстром темпе

А четвертые пешком,

Медленные движения безымянных пальцев по направлению к коленям.

Пятый пальчик поскакал,

Ритмичные касания мизинчиками по бедрам

И в конце пути упал.

Хлопок обеими ладонями по коленям

ОКТЯБРЬ

Тема: "Здоровье"

Физминутка «Отдых наш – физкультминутка»

Отдых наш - физкультминутка. Шагают на месте.

Занимай свои места:

Шаг на месте левой, правой,

Раз и два, раз и два!

Прямо спину все держите,

Раз и два, раз и два!

И под ноги не смотрите, Движения руками в стороны,

Раз и два, раз и два! вверх, в стороны, вниз.

Пальчиковая гимнастика «Апельсин»

Мы делили апельсин; На каждое слово сжимают пальцы рук в пучок.

Много нас, а он один. Згибание пальчиков, начиная с большего.

Эта долька – для ежа,

Эта долька – для стрижа, Бросательное движение правой руки.

Эта долька – для утят,

Эта долька – для котят,

Эта долька – для бобра,

А для волка – кожура. Сжимают кулаки и прижимают из к груди.

Он сердит на нас беда!

Разбегайтесь кто куда! Бегут пальцы по столу.

Тема: "Сад-огород"

Физминутка «На огороде»

Мы стоим на огороде,

Удивляемся природе. потягивания-руки в стороны

Вот салат, а здесь укроп. правой рукой коснуться левой ступни,

Там морковь у нас растёт. потом наоборот

Поработаем с тобой,

Сорнякам объявим бой -

С корнем будем выдирать

Да пониже приседать. приседания

У забора всем на диво

Пышно разрослась крапива. потягивания - руки в стороны

Мы её не будем трогать -

Обожглись уже немного. потягивания - руки вперёд

Все полили мы из лейки

И садимся на скамейки. дети садятся

Пальчиковая гимнастика «В сад за сливами»

Загибаем поочерёдно пальцы

Толстый палец и большой в сад за сливами пошел,

Указательный с порога указал ему дорогу.

Средний палец -самый меткий, он сбивает сливы с ветки.

Безымянный - собирает, а мизинчик-господинчик

В землю косточки бросает.

Тема: "Хлеб"

Физминутка «Растим хлеб»

Дети идут по кругу выполняя движения по тексту

А мы пашенку пахали

Глубокие борозды махали

Борозды глубокие, полосы широкие.

Сеем, сеем посеваем

Зерно в пашенку бросаем

В землю тёплую уйдите

К солнцу колосом взойдите.

А мы жнецы молодые,

У нас серпы золотые.

Мы жито жали, на межу клали

В поле стогами, на стол пирогами.

Пальчиковая гимнастика «Откуда хлеб пришел»

К Жене гости прибежали, Пальцы бегут по столу.

Все друг другу руки жали. Рукопожатие.

Здравствуй, Жора! Пальцы по очереди здороваются с

Здравствуй, Жанна! большими пальцами обеих рук.

Рад, Серёжа!

Рад, Снежана!

Не хотите ль пирожок? Из ладоней сложить пирожок.

Может, коржик? Показать раскрытые ладони.

Иль, рожок? Пальцы сложить в виде рожка.

Вот драже вам на ладошку, Постучать по ладони одной руки кончиками пальцев другой руки,

Всё берите понемножку. Двумя пальцами – большим и указательным, большим и средним и т. д. – осторожно брать драже,

С ручек все стряхнули крошки энергично встряхнутл кистями рук.

И захлопали в ладошки. Похлопать в ладоши.

[b]Тема: "Золотая осень"

Физминутка «Осенью»

Вдруг закрыли небо тучи, Поднимаются на носочки,

Начал капать дождь колючий. поднимают вверх руки.

Долго дождик будет плакать,

Разведет повсюду слякоть. Приседают, держат руки на поясе.

Грязь и лужи на дороге, Ходьба на месте, высоко поднимая

Поднимай повыше ноги. колени.

Пальчиковая гимнастика «Осенний букет»

Пошли пальчики гулять Пробегают пальчиками по бедрам к коленям

Стали листья собирать: Поочередно прикасаются подушечками пальцев,

Красный листик, желтый начиная с указательного к большому .

Один, два, три, четыре, пять! Поочередно загибают пальцы на одной руке.

Сколько листиков собрали? Протягивают вперед ладошки.

Пять! Поднимают вверх одну руку,

С листьями осенними Широко раздвинув пальцы.

Будем мы играть.

НОЯБРЬ

Тема: "Мебель"

Физминутка «Мебель»

На кровати можно спать,

руки согнуть в локтях, соединив ладоши, поднести их к правому уху

Стулья, стол – переставлять.

руки согнуть в локтях, выдвинув руки вперёд, сжав пальцы в кулаки

В шкаф я книги буду ставить,

поочерёдно поднимать руки вверх и опускать их вниз

Кресла буду застилать.

руки согнуть в локтях, вытянуть вперёд, развернув ладони вверх

С полки буду пыль стирать,

правой рукой выполнять движения слева направо, руки перед грудью

Тумбу – в чистоте держать.

левой рукой выполнять движения слева направо, руки на уровне груди

И скажу вам без прикрас,

две руки согнуть в локтях, вытянуть их вперёд, подняв

Эта мебель – просто класс!

большие пальцы вверх

Пальчиковая гимнастика «Много мебели в квартире»

Раз, два, три, четыре, Загибают пальчики, начиная с больших,

на обеих руках.

Много мебели в квартире. Сжимают а разжимают кулачки.

В шкаф повесим мы рубашку, Загибают пальчики, начиная с больших

А в буфет поставим чашку. на обеих руках,

Чтобы ноги отдохнули,

Посидим чуть-чуть на стуле,

А когда мы крепко спали,

На кровати мы лежали.

А потом мы с котом

Посидели за столом.

Чай с вареньем дружно пили. Попеременно хлопают в ладоши и

Много мебели в квартире. стучат кулачками.

Тема: "Материалы и их свойства" (по 3 варианта)

Физминутка «Точим нож!»

Точим, Точим, Точим нож! Дети имитируют движения точильщика.

Будет очень Он хорош. проводят ладонью правой руки взад-вперед

Будет резать он Припасы: по ладони левой с переворотом.

Масло, Сало, Хлеб, Колбасы, Те же движения, но уже ладонью левой руки

Помидоры, Огурцы. проводят по правой, также с переворотом.

Угощайтесь, Молодцы! Четыре хлопка.

Физминутка «Оловянный солдатик стойкий»

Оловянный солдатик стойкий,

На одной ноге постой-ка.

На одной ноге постой-ка, Стоим на правой ноге.

Если ты солдатик стойкий.

Ногу левую - к груди,

Да смотри - не упади! Шагаем на месте.

А теперь постой на левой, Стоим на левой ноге.

Если ты солдатик смелый. Прыжки на месте.

Физминутка «За дровами мы идём»

За дровами мы идём

И пилу с собой несём. Ходьба.

Вместе пилим мы бревно,

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить,

Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.

Чтоб дрова полезли в печку,

Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.

А теперь их соберём

И в сарайчик отнесём. Наклоны.

После тяжкого труда

Надо посидеть всегда. Дети садятся.

[b]Пальчиковая гимнастика «Наперсток»

Вышивает, шьет иголка, В правой руке воображаемая иголка

Пальцу больно, шьет и задевает указательный пальчик

Пальцу колко. на левой руке.

А наперсток

В тот же миг

К девочке на пальчик Надевают наперсток.

Говорит иголке: «шьют».

а колоться ты не смей! Грозят пальчиком.

Пальчиковая гимнастика «Воздушный шар»

Надуваем быстро шарик, Все пальцы обеих рук в щепотке, соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них.

Он становится большим, При этом пальчики принимают форму шара.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел, Воздух выходит

Стал он тонким и худым. и пальчики принимают исходное положение.

Пальчиковая гимнастика «Пылесос»

Пылесос, пылесос, Ритмичное сгибание пальцев

Ты куда суёшь свой нос? обеих рук (ладони смотрят вперед)

Я жужжу, я жужжу, то же, но ладони обращены друг к другу.

Я порядок навожу. Соприкосновение кончиков пальцев.

Пальчиковые игры для дошкольников

Пальчиковые игры по теме: «Овощи»

Мы капустку рубим - рубим,
Мы капустку солим - солим,
Мы капустку трем - трем,
Мы капустку жмем - жмем. (Имитация движений.)
«У Лариски – две редиски»
у Лариски – две редиски. (по очереди разгибать пальчики)
У Алешки – две картошки.
У Сережки-сорванца – два зеленых огурца.
А у Вовки – две морковки.
Да еще у Петьки две хвостатых редьки.

На базар ходили мы,
Много груш там и хурмы,
Есть лимоны, апельсины,
Дыни, сливы, мандарины,
Но купили мы арбуз –
Это самый вкусный груз!
Соединение пальцев подушечками, начиная с мизинцев, по одной паре пальцев на каждую стихотворную строчку;
При этом ладони не соприкасаются.
-мизинцы
-безымянные
-средние
-указательные
-большие
-пальцы сжимаются в кулак, а большой отводится вверх

Пальчиковые игры по теме: «Фрукты»

Будем мы варить компот
Фруктов нужно много. Вот: Левую ладошку держат «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешают»
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить.
Отожмем лимонный сок,
Слив положим, сахарок. Загибают пальчики по одному, начиная с большого.
Варим, варим мы компот.
Угостим честной народ Опять «варят» и «мешают»

Пальчиковые игры по теме: «Семья»

Как у нас семья
Большая Да веселая (топают в ладоши и ударяют кулачок об кулачок попеременно)
Два у лавки стоят, (Загибают большие пальцы)
Два учиться хотят. (Загибают указательные пальцы)
Два Степана сметаны объедаются. (Загибают средние пальцы)
Две Дашки у кашки питаются. (Загибают безымянные пальцы)
Две Ульки в люльке качаются. (Загибают мизинцы)

«Детский сад»
В нашей группе все друзья (Дети ритмично стучат кулачками по столу.)
Самый младший- это я.
Это Маша,
Это Саша,
Это Юра,
Это Даша. (Разжимают кулачки, начиная с мизинчика.)

Пальчиковые игры по теме: «Город. Страна»

На поляне дом стоит, «Дом» изобразить двумя руками, крышу дома - пальцы левой и правой рук соприкасаются друг с другом.
Ну а к дому путь закрыт. Правая и левая руки повернуты ладонями к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом, большие пальцы - вверх («ворота»).
Мы ворота открываем, Ладони разворачиваются параллельно друг другу
В этот домик приглашаем. «Дом»

Пальчиковые игры по теме: «Транспорт»

Автобус, троллейбус, машина, трамвай –
О них ты на улице не забывай. (соединение пальцев по очереди с большим)
В морях – корабли, ледоколы, суда, (то же пальцами другой руки)
Они очень редко заходят сюда.

Пальчиковые игры по теме: «Зима»

Раз, два, три, четыре, пять, (Загибать пальчики по одному)
Мы во двор пришли гулять.
Бабу снежную лепили. (Имитировать лепку комков)
Птичек крошками кормили, (Крошить хлебушек всеми пальчиками)
С горки мы потом катались. (Вести указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А еще в снегу валялись. (Класть ладошки на стол то одной, то другой стороной)
Все в снегу домой пришли, (Отряхивать ладошки)
Съели суп и спать легли. (Производить движения воображаемой ложкой,положить руки под щеку)

Пальчиковые игры по теме: «НОВЫЙ ГОД»

Перед нами ёлочка: Показывают «ёлочку»: руки, согнутые в локтях, перед собой; пальцы рук переплетены, большие пальцы, поднятые вверх, - верхушка «ёлочки».
Шишечки, иголочки, Показывают «шишечки» - сжатые кулачки и «иголочки» - растопыренные пальцы.
Шарики, фонарики, Показывают «шарики»: ладошка – «полуковшик» со слегка раздвинутыми пальцами обращена вверх; «фонарики»: так же сложенные ладошки обращены вниз.
Зайчики и свечки, Показывают «зайчиков» - кулачки с поднятыми указательным и средним пальцами; «свечки» - сложенные ладони со сведёнными пальцами.
Звёзды, человечки. Показывают «звёзды» - сложенные ладошки с растопыренными пальцами; «человечков» - положение «ушки» вниз

Пальчиковые игры по теме: «Продукты питания»

Мышка зёрнышко нашла,
И на мельницу снесла.
Намолола там муки,
Испекла всем пирожки:
Мышонку – с капустой,
Мышонку – с картошкой,
Мышонку – с морковкой,
Мышонку – с морошкой.
Для большого толстячка –
Аж четыре пирожка:
С капустой, с картошкой, с морковкой, с морошкой.

Пальчиковые игры по теме: «Профессии сотрудников»

Пальчиковая гимнастика «Повар»
Повар готовил обед, (Ребром ладони дети стучат по столу)
А тут отключили свет.
Повар леща берет (Загибают большие пальцы)
И опускает в компот.
Бросает в котел поленья, (Загибают средние пальцы)
Угли бьет поварёшкой. (Загибают безымянные пальцы)
Сахар сыплет в бульон. (Загибают мизинец)
И очень доволен он. (Разводят руками)
«Грибы»Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
«Ягоды»Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Пальчики обеих рук здороваются,начиная с большого,Оби руки идут по столу.Загибают пальчики, начиная с большего.

Здравствуй, полянка большая!
Здравствуй, трава – мурава!
Здравствуй, ягодка лесная!
Ты поспела и вкусна.
Мы корзиночку несём –
Всю тебя мы соберём. Пальцы правой руки здороваются с пальцами левой,похлопывая друг друга кончиками.

Пальчиковые игры по теме: «Дружба»

Дружат в нашей группе пальцы рук соединяют
Девочки и мальчики. в замок (несколько раз)
Мы с тобой подружим
Маленькие пальчики.
Раз, два, три, четыре, пять пальцы с мизинчика поочередно
Начинаем мы считать. соединяют друг с другом
Раз, два, три, четыре, пять
Мы закончили считать (Руки вниз, встряхивают кистями)

В гости к пальчику большому
В гости к пальчику большому
Приходили прямо к дому
Указательный и средний,
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок,
Постучался на порог.
Вместе пальчики-друзья,
Друг без друга им нельзя.

Пальчиковые игры по теме: «Зимние забавы»

Лепим мы из снега ком,
(Дети сжимают и разжимают кисти рук)
Из комочков слепим дом.
(Соединяют кончики пальцев рук, слегка разводят ладони в стороны)
Звери будут в доме жить,
(Хлопают в ладоши)
Веселиться и дружить,
Вместе домик сторожить
(Соединяют руки в «замок»)
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики.
Мы с тобой снежок слепили. Дети "лепят".
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.
И совсем-совсем не сладкий. Грозят пальчиком.
Раз - подбросим, "Подбрасывают".
Два - поймаем, "Ловят".
Три - уроним "Роняют".
И... сломаем. Топают.

Давай, дружок, смелей, дружок!
(Дети лепят воображаемый ком и катят его от себя)
Кати по снегу свой снежок –
Он превратится в толстый ком.
(Рисуют в воздухе круг)
И станет ком снеговиком.
(Дети рисуют три разные по величине круга снизу вверх)
Его улыбка так светла!
(Прикладывают ладони к щекам, изображая широкую улыбку)
Два глаза, шляпа, нос, метла...
(Дети показывают указательными пальцами глаза, ладонью – шляпу, кулачком правой руки – нос и воображаемую метлу)
Но солнце припечёт слегка –
(Дети поднимают руки вверх)
Увы! И нет снеговика!
(Поднимают плечи и разводят руки в стороны, затем садятся на корточки, закрывая голову руками)

Пальчиковые игры по теме: «Зимующие птицы»

Прилетайте, птички! Сала дам синичке.
Приготовлю крошки Хлебушка немножко.
Эти крошки – голубям,
Эти крошки – воробьям.
Галки да вороны, Ешьте макароны!
«зовущие» движения пальцев 4 раза-«режущие» движения одной ладони по другой пальцы щепоткой – «крошим хлеб», тереть подушечки пальцев друг о друга вытянуть вперёд правую руку с раскрытой ладонью то же – левой рукой тереть ладонью о ладонь, «катая из хлеба макароны»

Сколько птиц к кормушке нашей. Прилетело?
Мы расскажем. Две синицы, воробей,
Дятел в пестрых перышках. Всем хватило зернышек.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки. Загибание пальчиков, начиная с большего. Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Пальчиковые игры по теме: «Мамин день»

Моя семья
Знаю я, что у меня (поднимают руку ладонью к себе
Дома дружная семья: и в соответствии с текстом
Это – мама, в определенной последовательности загибают пальцы:
Это – я, сначала безымянный, затем мизинец, указательный палец,
Это – бабушка моя, средний и большой)
Это – папа,
Это – дед.
И у нас разлада нет.

Мамочка, мамочка Поочерёдно загибаем пальчики
Любимая моя, правой руки, начиная с большого,
Ведь ты знаешь, мамочка, затем то же на левой руке.
Как я люблю тебя. Правую руку сжать в кулак,
ладошкой левой крепко его обхватить.

«Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. Движения по тексту
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем».

Много мам на белом свете, (разводят руки в разные стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи)
Всех их очень любят дети!
Журналист и инженер, (поочерёдно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке)
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель –
Мамы разные нужны, (сжимают обе ладошки в «замочек»)
Мамы разные важны! (разводят руки, поднимают ладошками вверх)
«Одежда, обувь, головные уборы»

Маша варежку надела:
«Ой, куда я пальчик дела?
Нету пальчика, пропал,
В свой домишко не попал». Сжать пальцы в кулачок.
Маша варежку сняла: Все пальцы разжать, кроме большого.
«Поглядите – ка, нашла! Разогнуть большой палец.
Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок, отделить большой палец.
Здравствуй, пальчик, как живёшь?»
«Обувь»

Раз, два, три, четыре, пять
Будем обувь считать:
Раз – туфли, Ребенок загибает пальцы на руке.
Два – сапожки,
Три ботинки,
Четыре – босоножки
И, конечно, тапки – пять.
Ножкам надо отдыхать.

В шапочках желтых мы стали цыплята, Ребенок машет руками, как цыпленок крылышками.
В шапочках белых мы стали зайчата, Показывает заячьи ушки
В шапочках красных мы стали грибочки, Соединяет руки над головой.
В шапочках черных – черника на кочках, Присаживается на корточки.
В шапочках синих дождинками стали Встает, ставит руки на пояс.
И по дорожкам легко поскакали. Прыгает вперед на двух ногах.

Как у нашей кошки Загибают по одному пальчику, начиная с больших,
На ногах сапожки. на обеих руках на каждое название обуви.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
Как у пса на лапках
Голубые тапки.
А козленок маленький
Надевает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
Вот так. Вот так. Ритмично выполняют хлопки ладонями и удары кулачками.
Новые кроссовки.

«Не плачь, куколка моя»
Не плачь, куколка моя, остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки, твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет,
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью, постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все просушу.
Поработали вдвоем,
А теперь мы отдохнем.
Имитация укачивания куклы.
Загибание пальчиков.
Имитация по описанию в стихотворения.
Положить руки на колени.

Жили были в домике
Маленькие гномики:
(дети сжимают и разжимают кулачки)
Токи, Пики, Лики, Чики, Мики.

Раз, два, три, четыре, пять,
(разгибают пальчики, начиная с мизинцев)
Стали гномики стирать:
(трут кулачки друг о друга)
Токи – рубашки, Чики – носочки,
Пики – платочки, Мики умница был,
Лики – штанишки, Всем водичку носил.
(загибают пальчики, начиная с больших)

Пальчиковые игры по теме: «Обувь»

Посчитаем в первый раз,
Сколько обуви у нас.

Туфли, тапочки, сапожки
Для Наташки и Серёжки,
Да ещё ботинки
Для нашей Валентинки,
А вот эти валенки
Для малышки Галеньки.
(на каждое название обуви загибают по одному пальчику, начиная с большого)
«Новые кроссовки»
Как у нашей кошки
На ногах сапожки.
Как у нашей свинки
На ногах ботинки.
А у пса на лапках
Голубые тапки.
А козлёнок маленький
Обувает валенки.
А сыночек Вовка -
Новые кроссовки.
(загибают на обеих руках пальчики по одному, начиная с больших)
Вот так,
Вот так,
Новые кроссовки.
(шагают по столу указательным и средним пальцами обеих рук)
«Ботинки»
Всюду, всюду мы вдвоём
Неразлучные идём.
(средний и указательный пальчики «шагают» по столу)
Мы гуляем по лугам,
По зелёным берегам,
Вниз по лестнице сбегали,
Вдоль по улице шагали,
После лезем под кровать,
(загибают по одному пальчику, начиная с большого)
Будем там тихонько спать.
(укладывают ладони на стол)

Пальчиковые игры по теме: «Насекомые»

Прилетела к нам вчера машут ладошками
Полосатая пчела. на каждое название насекомого
А за нею шмель-шмелек загибают пальчик.
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. Делают кружочки из пальчиков
Пожужжали, полетали, подносят к глазам.
От усталости упали. роняют ладони на стол.

Пальчиковые игры по теме: «Жук»

Я веселый Майский жук.
Знаю все сады вокруг,
Над лужайками кружу,
А зовут меня Жу-жу…

Пальчиковые игры по теме: «Осы»

Осы любят сладкое,
К сладкому летят,
И укусят осы,
Если захотят Сжать кулачок. Указательный палец и мизинец развести в стороны(«усы»). Шевелить «усами»
Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным,вращать им в разные стороны.
Божьей коровки папа идёт,
Следом за папой мама идёт,
За мамой следом детишки идут,
Вслед за ними малышки бредут.
Красные юбочки носят они,
Юбочки с точками чёрненькими.
На солнышко они похожи,
Встречают дружно новый день.
А если будет жарко им
То спрячутся все вместе. Всеми пальцами правой руки шагать по столу.Всеми пальцами левой руки
шагать по столу.Шагаем обеими руками одновременно.Поджать ладони, пальцы плотно прижаты.Постучать указательными пальцами по столу. Изобразить пальцами солнышко.Спрятать пальцы обеих рук в кулачки.

Вот маленький улей, где
пчелы спрятались.
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья
Одна, две, три, четыре, пять.
З-з-з-з-з-з-з-з-з-з.
Пальцы сжать в кулак, затем
отгибать по одному.

Пау – пау – паучок,
Паутиновый бочок,
Паучок всё вверх ползёт,
Паутинку он плетёт.
Паутинка хоть тонка –
Крепко держит мотыльков. Образовать пальцами рамку. Затем соединить пальцы обеих рук в замок.
Не разжимая замка, поднять пальцы и помахать ими как крылышками.

Пальчиковые игры по теме: «Мебель, Посуда»

В нашей комнате-столовой –
Есть отличный СТОЛ дубовый,
СТУЛЬЯ – спинки все резные,
Ножки гнутые, витые.
И ореховый БУФЕТ
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых – спальне –
Есть для платьев ШКАФ зеркальный,
Две широкие КРОВАТИ
С одеялами на вате
И берёзовый КОМОД,
Мама там бельё берёт.
А в гостинной КРЕСЛА есть,
Телевизор смотрят здесь.
Есть ДИВАН и СТОЛ журнальный,
В СТЕНКЕ – центр музыкальный.
(на каждое название мебели по одному пальцу загибают – всего 10)
«Много мебели в квартире».
Раз, два, три, четыре,
(загибают пальчики, начиная с большого, на обеих руках)
Много мебели в квартире
(сжимают и разжимают кулачки)
В шкаф повесим мы рубашку,
А в буфет поставим чашку.
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле.
А когда мы крепко спали,
На кровати мы лежали.
А потом мы с котом
Посидели за столом,
(загибают пальчики на каждое название мебели)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире.
(попеременные хлопки ладонями и удары кулачками по столу)

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварёшку.

Мы посуду перемыли,
(одна ладонь скользит по другой по кругу)
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился.
Ложку мы чуть-чуть сломали,
(загибают пальчики по одному, начиная с большого)
Так мы маме помогали.
(удар кулачками друг о друга)

Пальчиковые игры по теме: «День Победы»

Я плыву на лодке белой (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями
По волнам с жемчужной пеной. друг к другу, слегка приоткрыв.
Я - отважный капитан, проговаривая стишок, показывать, как лодка
Мне не страшен ураган. качается на волнах, а затем плавными движениями рук
Чайки белые кружатся, сами волны, потом по тексту
Тоже ветра не боятся. стиха показать чайку, скрестив руки, соединив
Лишь пугает птичий крик ладони тыльной стороной и помахать
Стайку золотистых рыб. пальцами, сжатыми вместе
И, объездив чудо-страны, выпрямленными ладонями с пальцами,
Посмотрев на океаны, прижатыми друг к другу изобразить рыбок.
Путешественник-герой, плавными движениями ладоней показать
К маме я вернусь домой. как рыбы плывут в воде)

Аты - баты, аты - баты!
(поочерёдно «шагают» указательным и средним пальцами правой и левой руки)
На парад идут солдаты!
Вот идут танкисты,
Потом артиллеристы,
А потом пехота –
Рота за ротой.

Пальчиковые игры по теме: «Народная игрушка, Фольклор»

У Матрешиной сестрицы Ритмичные удары пальцами правой руки,
начиная с указательного, по левой ладони.
По деревне небылиц Ритмичные удары пальцами левой руки, на-
чиная с указательного, по правой ладони.
Ходит утка в юбке, На каждое название животного загибают
В теплом полушубке, пальцы на руках, начиная с больших.
Курочка - в жилете,
Петушок - в берете,
Коза - в сарафане,
Заинька - в кафтане,
А всех их пригоже Ритмичные чередующиеся хлопки в ладоши и
Корова в рогоже. удары кулачками.

Я с игрушками играю: (Руки перед собой, сжимаем-разжимаем пальцы обеих рук.)
Мячик я тебе бросаю, (Протягиваем руки вперёд – «бросаем мяч».)
Пирамидку собираю, (Прямые кисти ладонями вниз поочерёдно кладём друг на друга несколько раз.)
Грузовик везде катаю.(Двигаем перед собой слегка раскрытой кистью правой руки – «катаем машинку».)

Петушок, петушок, - (соединить на руке указательный и большой палец)
Золотой гребешок, - (сделать «замок» из пальцев)
Масляна головушка, – (погладить рукой по голове)
Шелкова бородушка, - (погладить рукой по подбородку)
Что ты рано встаешь,
Что ты звонко поешь,
Деткам спать не даешь? – (закрыть глаза и сложить ладони под щеку)
Солнышко-вёдрышко

Солнышко-вёдрышко! - (развести руки в стороны и раздвинуть пальцы)
Взойди поскорей, - (поднять руки вверх)
Освети, обогрей - (сделать «фонарики» перед собой)
Телят да ягнят, - (показать « рожки» на голове)
Еще маленьких (не до конца соединить, указательный палец и большой) ребят - (приложить ладони к груди).

Пальчиковые игры по теме: «Неделя доброты»

Если пальчики грустят –
Доброты они хотят. пальцы плотно прижимаем к ладони
Если пальчики заплачут –
Их обидел кто-то значит. трясем кистями
Наши пальцы пожалеем –
Добротой своей согреем. «моем» руки, дышим на них
К себе ладошки мы прижмем, поочередно, 1 вверху, 1 внизу.
Гладить ласково начнем. гладим ладонь другой ладонью
Пусть обнимутся ладошки,
Поиграют пусть немножко. скрестить пальцы, ладони прижать
пальцы двух рук быстро легко стучат
Каждый пальчик нужно взять
И покрепче обнимать. каждый палец зажимаем в кулачке

Позвала нас в гости кошка, ладони на щеках, качаем головой
И пошли мы по дорожке. пальцы «шагают» по коленям или по столу




Видим дерево высокое, наставляем кулачки друг над другом
Видим озеро глубокое. волнообразные движения кистями
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Птицы песенки поют ладони перекрестно - «птица»
Зернышки везде клюют:
Тут клюют и там клюют, пальцы одной руки «клюют» ладонь другой, и наоборот
Никому их не дают. ладони перед собой, поочередно сжимаем и разжимаем кулак
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Это дом, «крыша»
А в нем окошко. «окно»
Нас встречают кот и кошка. хлопаем в ладоши
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу
Мы немножко погостим руки «здороваются»
И обратно побежим. пальцы «бегут» по коленям или по столу
Топ-топ, ладони хлопают по коленям или по столу
Прыг-прыг, кулачки стучат по коленям или по столу
Чики-брики, ладони хлопают поочередно по коленям или по полу
Чики-брик. кулачки стучат поочередно по коленям или по столу

Доброе утро,здравствуй, Иван!
Доброе утро,здравствуй, Степан!
Доброе утро,здравствуй, Сергей!
Доброе утро,здравствуй, Матвей!
Доброе утро,здравствуй, Никитушка! Перекрещивают большие пальцы.
Перекрещивают указательные пальцы.
Перекрещивают средние пальцы.
Перекрещивают безымянные
пальцы.
Перекрещивают мизинцы.

Пальчиковые игры