Энергосберегающие

Неизвестный цветок краткое. Неизвестный цветок

Неизвестный цветок краткое. Неизвестный цветок

§ 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?

Территория каждой страны для эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

Задание 1. Чем отличается районирование от административно-территориального деления?

Административно-территориальное деление является утверждённым законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако, в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчинённую систему. Например, единицы первого порядка в США - 50 штатов и столичный федеральный округ Колумбия. Это равноправные субъекты федерации, каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа, всего в США 3141 округ.

В России единицы первого порядка - области, республики, края, они делятся на районы, которые, в свою очередь, делятся на городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Франция делится на 26 регионов, в том числе 21 на Европейском континенте, 1 (Корсика) - на острове Корсика, 4 - на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые, в свою очередь, подразделяются на 342 округа.

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития.

Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствах, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии этот принцип отражён даже в названиях штатов - Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.

Как правило, рано или поздно наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, т. е. пересмотра существующих границ. Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны; в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.

Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10-50; более дробное деление вызывает проблемы, связанные с неэффективным управлением.

При подготовке к проведению реформы административно-территориального деления обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определённых правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряжённости.

Новые административно-территориальные единицы должны удовлетворять определённым требованиям:

  1. быть достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
  2. иметь определённое внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
  3. по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
  4. должны создаваться с учётом развивающихся экономических центров.

Реформа государственного управления и административно-территориального деления России

В 2000 г. для целей эффективного государственного управления РФ была поделена на семь федеральных округов. Это Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) федеральные округа. В 2010 г. был образован Северо-Кавказский федеральный округ (Пятигорск), выделенный из состава Южного федерального округа. В каждом из них находится аппарат полномочного представителя Президента РФ.

Рис. 234. Федеральные округа РФ, 2010 г.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования) границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно-территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД, в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц (рис. 235).

Рис. 235. Административно-территориальное деление ФРГ: 16 земель - административно-территориальные единицы «первого порядка», 429 округов (313 сельских и 116 городских) - административно-территориальные единицы «второго порядка»

Основные идеи темы

  • Районирование - важнейший метод пространственного анализа в экономической географии, позволяющий выявить территориальные различия.
  • Два вида районирования - узловое и однородное - различаются принципами, последовательностью проведения и результатами.
  • Однородное районирование может проводиться «снизу» (выбор показателей - выделение - разграничение и осмысление районов) или «сверху» (наличие районов признаётся априори - выбор признаков, отражающих их дальнейшее деление).
  • Однородное районирование бывает однопризнаковым и многопризнаковым.
  • Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них.
  • К важнейшим принципам районирования относится непрерывность, требование о распространении системы районов на объекты одинаковой природы, районирование должно служить конкретной цели, которая и определяет набор признаков районирования.
  • Границы между районами проводятся исследователями в зависимости от целей районирования.
  • Оптимальные границы между рыночными центрами устанавливаются при помощи гравитационной модели.
  • Административно-территориальное деление государства - процедура, по форме схожая с районированием, но отличающаяся от него по целям, роли границ и «качеству».
  • Реформа АТД периодически проводится в любом государстве и должна обеспечивать эффективное управление.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Дайте определения понятий «район», «районирование».
  2. Какие этапы различают в процедуре районирования?
  3. Какие виды районирования вы знаете? В чём различия между «районированием сверху» и «районированием снизу»?
  4. Какие виды однородного районирования вы знаете, чем они различаются?
  5. В чём различия между однородным и узловым (функциональным) районированием?
  6. Какие принципы районирования вы знаете?
  7. Какова методика установления границы между узловыми районами?
  8. В чём различие между районированием и административно-территориальным делением?
  9. Каковы основные правила при проведении реформы АТД?
  10. Каковы особенности административно-территориального устройства в нашей стране?

Это занятие посвящено изучению темы «Административно-территориальное устройство России». На нем мы узнаем, что такое административно-территориальное деление любого государства, в чем заключается его суть, почему именно по такому принципу происходит раздел страны. Кроме того, рассмотрим административно-территориальное устройство Российской Федерации.

Тема: Географическое положение России

Урок: Административно-территориальное устройство России

С древних времен территория многих стран разделялась на более мелкие части для удобства управления. Разделена на части и наша страна. Такое деление называется административно-территориальным .

Административно-территориальное деление - это способ территориальной организации государства. Его суть заключается в разделении государства на части.

Административно-территориальное деление предусматривает выделение в каждой части выделение органов государственной власти и управления. Территории не должны быть слишком большими, потому что это затрудняет управление, но и не должны быть слишком маленькими - это делает управление неэффективным.

Административно-территориальное деление несет в себе несколько функций:

· Обеспечение территориальной целостности страны

· Обеспечение государственного контроля над всей территорией страны

· Территориальная организация общегосударственных служб

· Быстрая мобилизация сил при ЧС, войнах или стихийных бедствиях

· Освоение новых районов

· Сбор налогов

Все страны мира по государственному устройству делятся на: унитарные и федеративные. И в том, и в другом случае, государство разделено на государственные единицы. Но в унитарном государстве [Л1] территориальные единицы подчинены непосредственно центральной власти. В федеративном государстве [Л2] отдельные территориальные единицы наделены большей властью: у них есть своя конституция, свои органы управления, свои органы законодательной, исполнительной и судебной власти (см. рис.1).

Рис. 1. Типы государственного устройства

Согласно конституции Россия является суверенным демократическим федеративным государством, состоящим из субъектов Федерации. Субъекты федерации наделены определенными правами и обязанностями. На всей территории России на все субъекты Федерации распространяется суверенитет [Л3] России. Субъекты федерации выделяются на основании двух принципов: территориального и национального. На основе территориального принципа выделяются субъекты Федерации без учета национального состава проживающего в них населения. Такие субъекты называются административными . Согласно второму принципу, национально-территориальному, выделяется территория, на которой проживает определенный народ, который дает название данному субъекту федерации - титульный народ . Правильно разработанное административно-территориальное деление страны - залог ее успешного развития, поэтому оно постоянно пересматривается в зависимости от целей и задач, которые ставит страна на определенном этапе своего развития.

Впервые деление страны по единым принципам было произведено в 1708 году при Петре I. Россия была разделена на восемь губерний и уезды. На сегодняшний день территориальное деление России сложно и дробно, поэтому постоянно пересматривается и происходит укрупнение субъектов, например: вместо двух субъектов федерации Камчатской области и Корякского автономного округа образован Камчатский Край (см. рис.2) ,

Рис. 2. Камчатский Край

с карты России исчезли два автономных округа - Долгано-Ненецкий и Эвенкийский, которые стали частью Красноярского Края (см. рис.3).

Рис. 3. Красноярский Край

Среди субъектов Федерации выделяются области, города федерального значения, края, национальные округа. Согласно конституции России все они имеют разный статус, но сами субъекты и граждане, проживающие в пределах данных субъектов, имеют равные права и обязанности. В пределах Российской Федерации выделяются 21 республика, 9 краев (до недавнего времени многие края включали в себя автономные области), 49 областей, праобразами которых послужили уезды и губернии (именно поэтому глав некоторых областей называют губернаторами), 4 автономных округа, которые выделены по национальному признаку, 1 автономная область, 2 города федерального значения [Л4] - Москва и Санкт-Петербург.

13 мая 2000 года на карте России появилось 7 федеральных округов. Главной целью формирования Федеральных округов являлся - контроль за исполнением законов Российской Федерации. 19 января 2010 года из состава Южного Федерального округа был выделен Северо-Кавказский Федеральный округ (см. рис.4) ,

Рис. 4. Северо-Кавказский Федеральный округ

таким образом, на карте России появилось 8 федеральных округов (см. рис.5).

Рис. 5. Федеральные округа Российской Федерации

Домашнее задание

  1. Почему Москва и Санкт-Петербург стали городами федерального подчинения и субъектами Федерации?
  2. По карте Федеральных округов России () рассмотрите особенности географического положения федеральных округов, найдите их центры.
  1. География России. Природа. Население. 1 ч. 8 класс / авт. В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я Ром, А.А. Лобжанидзе
  2. География России. Население и хозяйство. 9 класс / авт.В.П.Дронов, В.Я. Ром
  3. Атлас. География России. Население и хозяйство / изд »Дрофа» 2012

Задачники

  • Каталог заданий. Задания B3. Административно-территориальное устройство России ().

Другие уроки на эту тему

  • Административно-территориальное деление России ().

[Л1] Унитарное - это государство, не имеющее в совсем составе самоуправляющихся единиц.

[Л2] Федерация - это форма государственного устройства, при которой, в отличие от унитарного, государство состоит из федеративных единиц, субъектов Федерации.

[Л3] Политическая независимость, самостоятельность государства или другого политического субъекта в его внутренних и международных делах.

[Л4] Эти субъекты Федерации появились на карте России в 2000 году