Энергосберегающие

Кто такие нигилисты и что они. Кто такой нигилист

Кто такие нигилисты и что они. Кто такой нигилист

Философия: Энциклопедический словарь. - М.: Гардарики . Под редакцией А.А. Ивина . 2004 .

НИГИЛИЗМ

(от лат. nihil - ничто) , в широком смысле - отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры и т.п. Иногда это отрицание предпринималось с целью утверждения и возвышения к.-л. иных ценностей (напр., отрицание культуры в руссоизме, сопровождавшееся призывом к возрождению естеств. нравственности) . В рус. культуре 2-й пол. 19 в. нигилистами называли представителей радикального течения разночинцевшестидесятников, отрицавших изжившие себя социальные устои крепост-нич. России и религ. идеологию, проповедовавших и атеизм. Впоследствии термин «Н.» использовался реакцией для характеристики всех рево-люц. сил 60-70-х гг. , которым приписывались , аморализм, анархизм . В зап. философии понятие Н. появилось у Якоби, в социальнокультурном значении употреблялось Ницше, понимавшим под Н. иллюзорности и несостоятельности традиц. идеалов бурж. общества. Кьеркегор источником Н. считал христианства и распространение «эстетич.» мироощущения. У Шпенглера Н. обозначал черту совр. европ. культуры, переживающей период «заката» и «старческих» форм сознания, который и в культурах др. народов якобы неизбежно следовал за состоянием высшего расцвета. Хайдеггер считал Н. магистральным движением в истории Запада, которое конечным следствием может иметь мировую катастрофу.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия . Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов . 1983 .

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil – ничто) абсолютного отрицания (см. НЕГАЦИЯ). Этот термин, введенный Фридрихом Генрихом Якоби в его «Sendschreiben an Fichte», стал общераспространенным выражением благодаря роману И. С. Тургенева «Отцы и дети» (1862). Теоретический нигилизм отрицает саму познания истины (см. АГНОСТИЦИЗМ). Этический нигилизм отвергает ценности и нормы поведения, и, наконец, нигилизм политический выступает против всякого общественного строя, каким бы способом он ни был вызван к жизни. Зачастую он представляет собой лишь крайний , реакцию против догматизма, бессодержательность которого стала явной. Ницше обозначает словом «нигилизм», заимствованным у Тургенева, связанное с переоценкой высших ценностей, именно тех ценностей, которые только и наполняют смыслом все действия и стремления людей. В это Ницше вкладывает следующий смысл: нет больше ничего, во чего следует жить и к чему надо было бы стремиться. Становится ясно, что все эти стремления совершенно тщетны. Нигилизм получает особое распространение в кризисные эпохи общественно-исторического развития. см. также НИЧТО .

Философский энциклопедический словарь . 2010 .

НИГИЛИЗМ

(от лат. nihil – ничто) – в широком смысле слова социально-нравств. явление, выражающееся в отрицании общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм обществ. жизни; в бурж. зап.-европ. философии – осознание социального и духовного кризиса бурж. общества, как кризиса всех прежних идеалов, вылившееся в отрицание смысла человеч. деятельности. Хотя понятие "Н." появляется еще у Ф. Якоби (см. "Sendschreiben an Fichte") в своем действительно культурно-историч. значении впервые выступает у Ницше, к-рый определяет Н. следующим образом: "Что обозначает нигилизм? То, что высшие ценности теряют с в о ю ц е н н о с т ь. Нет цели. Нет ответа на вопрос "зачем"?" (Полн. собр. соч., т. 9, М., 1910, с. 9). Н., как справедливо отмечает Ницше, выступает в качестве реакции на традиционно-либеральную форму бурж. идеологии, к-рая пытается сохранить иллюзии относительно бурж. цивилизации, стремясь представить ее как осуществление – или по направлению к осуществлению – тех идеалов, к-рые были провозглашены в эпоху бурж. революций. Н. утверждает иллюзорность этих идеалов и несовместимость их с реальной действительностью. "Христианство, отмена рабства, прав, филантропия, миролюбие, истина: все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена, не как реальности, а как п ы ш н ы е н а и м е н о в а н и для чего-то совсем иного (даже противоположного!)" (там же, с. 53). Приветствуя Н., поскольку последний "уничтожает все иллюзии", Ницше пытается в то же преодолеть его. Эту свою попытку Ницше назвал "опытом переоценки всех ценностей". Непосредственной причиной, вызвавшей Н., является, согласно Ницше, "обезбожение мира", разложение христианской религии, начало которого совпало с зарождением буржуазного общества и полное завершение к-рого знаменует его конец. "Бог умер", говорит Ницше (см. "Так говорил Заратустра", СПБ, 1913, с. 329), него смерть тотчас же обнаружила, что весь тот нравств. миропорядок, к-рый покоился на религ. основании, потерял свою опору: оказалось, что сам человек создал этот миропорядок, а стало быть, сам же может и разрушить его. Однако разложение религ. сознания является, по Ницше, лишь непосредств. причиной нигилистич. умонастроения. Более глубокий его источник следует искать в самой христ. религии, к-рая расколола на потусторонний – , и посюсторонний – неистинный. После того, как обнаруживается "искусственный " этого "высшего" мира, нам остается один только "отвергнутый" мир, и это высшее разочарование ставится ему в счет его негодности (см. тамже). Так, уже само возникновение христианства было потенциальным возникновением Н. Христианство Ницше трактует расширительно, связывая его появление с эпохой Сократа и Платона, когда впервые возникает учение о двух мирах – мире нравственном, истинном, и мире посюстороннем, преходящем и неистинном, – учение, в основе к-рого лежит, по Ницше, стремление противодействовать судьбе. Т.о., с христианством Ницше по существу отождествляет все мировоззрение нового времени, поскольку оно лишь переменило старых христ. идеалов, но оставило нетронутым основное: стремление к осуществлению высшей цели человечества. Ницше говорит в этом смысле о "продолжении христианства Французской революцией" (см. тамже, с. 59), о трансформации христ. идей в учение о прогрессивном развитии общества, о "современной форме христианства" – социализме. Покончить с христианством – с его "делением мира на и смысл" – значит, согласно Ницше, покончить и с Н., что приведет к торжеству новой эры, эры "сверхчеловека", для к-рого нет больше "добра и зла", ибо нет раздвоенности мира на "истинный" и "ложный" (аморалистич. Ницше послужил впоследствии одним из истоков идеологии нем. фашизма). То же духовное явление, к-рое Ницше обозначил как Н., отметил и Кьеркегор, назвав его "отчаянием". В отличие от Ницше, Кьеркегор выражает назревающий кризис мировоззрения нового времени в той форме, в какой он воспринимается религ. сознанием, и видит источник Н. не в "духе христианства", а, напротив, в отсутствии подлинно христ. мировоззрения. Характеризуя "отчаяние" как "смертельную болезнь" эпохи, Кьеркегор для пояснения сравнивает его с "...интеллектуальной болезнью – сомнением... Отчаяние – чего-то более глубокого и самостоятельного... Оно есть выражение всей личности, же – только мышления" ("Entweder – Oder", Köln, 1960, S. 769–70). "Отчаяние", по Кьеркегору, как и Н. у Ницше, парализует человека, ибо в этом состоянии обнаруживается, что вся его не имеет смысла. Однако, в отличие от Ницше, Кьеркегор объявляет источником "отчаяния" не религиозное, а " " мироощущение, к-рое он характеризует как: 1) природное в нравственному (духовному); 2) языческое в противоположность истинно-христианскому; 3) природному влечению в противоположность свободному избиранию; 4) предпочтение естеств. начала в человеке – разума, сверхприродному началу – воле; 5) стремление к единств. цели – наслаждению и исповедание единств. религии – религии красоты. В рамках "эстетического", т.е. "природного", отношения к жизни, по Кьеркегору, не может быть поставлен вопрос о свободе (к-рая есть обретение себя посредством выбора себя решением воли), ибо "эстетик", делающий осн. мотивом своего поведения эстетич. , лишь теряет себя и в результате приходит к "отчаянию" (там же, с. 747–48). Хотя моделью эстетич. отношения к жизни Кьеркегор избирает мировоззрение иенских романтиков (см. Романтизм), по существу "эстетической" он считает всю совр. культуру (новую философию – см. "Die Krankheit zum Tode", Fr./M., 1959, S. 76 – и даже протестантскую ), включая и ту историч. традицию, к-рая привела к ее возникновению. Термин "эстетизм", т.о., является таким же символом, как и ницшеанский термин " ". (Так, Кьеркегор называет "эстетиком" даже представителя "этического" направления в древнегреческой философии Сократа, поскольку последний не понимал, что в основе этики должен лежать введенный христианством "воли, своенравия"). Как, согласно Ницше, всей предшеств. культуры приводит к Н., так и, по Кьеркегору, "языческий эстетизм" всегда несет в себе "смертельную болезнь" – отчаяние. Однако преодоление социально-политич. и духовного кризиса оба мыслителя ищут в противоположных направлениях: если Ницше призывает вернуться к "подлинному язычеству" ( "вечного возвращения"), трактуя его как силы, как "мировоззрение неравенства", трагич. "любви к року", то Кьеркегор предлагает искать в "подлинном христианстве", к-рое еще никогда не достигалось и прийти к к-рому можно только через самое глубокое отчаяние. Попытки совр. бурж. сблизить Кьеркегора и Ницше оправданы только в том смысле, что оба они выразили кризис бурж. культуры и трагич. положение личности, выросшей в лоне этой культуры.

Термин "Н." использовался реакцией для характеристики всех революц. сил России 60–70-х гг. 19 в., к-рым приписывался вульгарный материализм, анархич. отрицание цивилизации. В этом значении термин "Н." употреблялся в офиц. документах [донесения 3-го отделения (см. И. С. Тургенев, Центр. архив, М., 1923), материалы нечаевского процесса ], реакц. журналистикой ("Рус. вестник"), в "антинигилистических" романах (Лесков, Крестовский, Писемский, Достоевский). С 70-х гг. термин "Н." употребляется в зарубежной бурж. историографии для тенденциозной характеристики передовой рус. обществ. мысли (Oldenburg К., Der Russische Nihilismus von seinem Anfängen bis zur Gegenwart, Lpz., 1888; Jarmolinsky Α., Road to revolution. A century of Russian radicalism, L., 1957).

Лит.: Ленин В. И., Гонители земства и Аннибалы либерализма, Соч., 4 изд., т. 5; его же, О "Вехах", там же, т. 16; его же, Еще один поход на демократию, там же, т. 18; [Катков М. ], О нашем Н. По поводу романа Тургенева, "Рус. Вестн.", 1862, ; Герцен А. И., Письмо И. С. Тургеневу 21 апр. (1862), в кн.: Полн. собр. соч. и писем, т. 15, П., 1920; Алексеев А. И., К истории слова "Н.", в кн.: Сб. ст. в акад. А. И. Соболевского. Ст. по славянской филологии и рус. словесности, М.–Л., 1928; Салтыков-Щедрин Н., Уличная философия, Полн. собр. соч. в 20 тт., т. 8, М., 1937; Антонович М., Асмодей нашего времени, в его кн.: Избр. статьи, Л., 1938; Козьмин Б.П., Два слова о слове "Н.", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1951, т. 10, вып. 4; Чернышевский Н. Г., Безденежье, Полн. собр. соч., т. 10, М., 1951; Батюто А. И., К вопросу о происхождении слова "Н." в романе И. С. Тургенева "Отцы и дети", "ИАН СССР. Отд. лит. и яз.", 1953, т. 12, вып. 6; Белинский В., [Рец. на ] Провинциальные бредни..., Полн. собр. соч., т. 2, М., 1953; Тургенев И., Лит. и житейские воспоминания, Собр. соч., т. 10, М., 1956; Писарев Д. И., Реалисты, Соч., т. 3, М., 1956; Пустовойт П. Г., Роман И. С. Тургенева "Отцы и дети" и идейная борьба 60-х гг. XIX в., М., 1960; Демидова Н. В., Д. И. Писарев и Н. 60-х годов, "Вестн. ЛГУ. Сер. эконом., филос. и права", 1965, No 5; Cyževskyj D., Literarische Lesefrüchte, "Ζ. für slavische Philologie", 1942–43, Bd 18, Η. 2.

А. Новиков. Ленинград.

Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия . Под редакцией Ф. В. Константинова . 1960-1970 .

НИГИЛИЗМ

НИГИЛИЗМ (от лат. nihil - ничто) - в широком смысле - умонастроение, связанное с установкой на отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культуры. Термин “нигилизм” встречается в европейской теологической литературе уже во времена средневековья. В 12 в. одна из церковных ересей, выступавших с позиций отрицания догмата о богочеловеческой природе Христа, получила название “нигилизма”. В 18 в. понятие “нигилизм” как аналог отрицания общепринятых норм и ценностей закрепляется в европейских языках (в частности, подобное термина “нигипизм” зафиксировано в “Словаре новых слов французского языка”, изданном в 1801).

В западной философии термин “нигилизм” появился во 2-й пол. 19 в. и получил широкое распространение благодаря концептуальным построениям А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, О. Шпенглера и ряда др. мыслителей и философов. Шопенгауэр создал нигилистически окрашенную доктрину “буддийского” безразличия к миру Шпенглер рассматривает нигилизм в качестве отличительной черты современной ему эпохи, характеризующейся упадком европейской культуры, переживаюшей период собственного заката, трансформацией ее в стандартизированную, безличную цивилизацию. В философии Ницше о нигилизме вырастает во всеобъемлющую концепцию, подытоживающую все европейское историческое и культурное развитие, начиная с Сократа, выдвинувшего представление о ценностях разума, что и явилось, по мнению философа, первой причиной жгилизма, развивавшегося затем на основе “морально-христианского истолкования мира”. “Опаснейшим покушением на жизнь” Ницше считает все основные принципы разума, сформулированные в европейской философской ,- , цель, истину и др. Под “клевету на жизнь” он подводит и христианство, и всю его историю, ведущую к его самоотрицанию через развитие своего рода культа интеллектуальной честности. Т. о., устойчивая нигилистическая в культуре Европы формируется благодаря тому, что “истинный мир” традиционных религий, философии и морали утрачивает свою жизненную силу, однако при этом сама жизнь, земной мир не находят собственных ценностей, своего настоящего оправдания. Нигилизм, отвечающий этой глобальной ситуации, не есть, по Ницше, эмпирическое явление культуры и цивилизации, пусть даже и очень устойчивое. Нигилизм - это глубинная всей истории Европы, своего рода роковая “антижизнь”, ставшая парадоксальным образом жизнью ее культуры, начиная как с ее рационально-эллинских, так и иудео-христианских корней. Невероятная убыль достоинства и творческой мощи индивида в современную механизированную эпоху только радикализирует этой логики и заставляет поставить кардинальный вопрос о преодолении нигилизма. Ницше подчеркивает, что “смертью христианского Бога” нигилизм не ограничивается, ибо все попытки замены Его с помощью совести, рациональности, культа общественного блага и счастья большинства или истолкования истории как абсолютной самоцели и т. п. только усиливают тревожную симптоматику нигилизма, “этого самого жуткого из всех гостей”. Попытку спастись от “обвала” высших ценностей, восстанавливая их секуляризованные имитации, I-biiiuie решительно разоблачает, указывая на “физиологические” и жизненно-антропологические корни нигилизма. В связи с этим современный , по Ницше, есть только апогей указанного измельчания и падения типа человека, доводящий нигилистическую тенденцию до ее крайних форм.

В понятии нигилизма у Ницше можно различить черты как формального сходства его с идеей коммунизма у Маркса (совпадают даже метафоры “призрака”, бродящего по Европе), так и содержательной переклички с темой “забвения бытия” у Хайдеггера, давшего свое прочтение концепции нигилизма у Ницше. Как “забвение бытия” (Хайдеггер), так и декаданс жизненной силы (Ницше) одинаковым образом начинаются с Сократа и развиваются параллельно в платонизме и в традиции метафизики вообще. В обоих случаях общим маркером преодоления этой “судьбы Европы” выступает профетически проповедуемый возврат к мистико-дионисийской и досократической Греции. Оригинальность Хайдеггера в трактовке нигилизма, этой пугающей “судьбы западных народов”, в том, что он рассматривает его в свете проблемы ничто как “завесы истины бытия сущего”. По Хайдеггеру, истолкования нигилизма у Ницше состоит в том, что он “не в состоянии думать о существе Ничто” (Европейский нигилизм.- В его кн.: Время и бытие. М., 1993, с. 74). И поэтому и секуляризация вместе с неверием не причины нигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше не может понять нигилизм независимо от метафизики, им критикуемой, потому что сам исходит в его анализе из идеи ценности, мыслящей “существо бытия... в его срыве” (там же, с. 75). В результате он остается в пределах нигилизма и метафизики, будучи, впрочем, “последним метафизиком”. В отличие от Ницше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Нового времени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей к декартовскому механицизму, необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.

По Камю, современного нигилизма начинается со слов Ивана Карамазова “все позволено”, раз нет Бога. Понятие нигилизма анализируется им в связи с темой “метафизического бунта” (la rйvolte), причем вехами в ее истории выступают романтики, Штирнер , Ницше, Достоевский . “Нигилизм,- подчеркивает Камю,- не есть лишь отчаяние и отрицание, но прежде всего к ним” (L"homme rйvolte.- “Essais”. P., 1965, р. 467).

Новый этап в интерпретации понятия “нигилизм” в общественно-политической мысли Запада был открыт в 1960-е гг. и связан с именами Г. Маркузе, Т. Адорно и др. последователей франкфуртской школы. В западной философии, в мировоззрении “новых левых” и художественного авангарда 1960-70-х гг. понятие нигилизма оказалось тесно связано с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости природного “я” от подавляющей его культуры, с анархическим протестом леворадикальных и авангардистских кругов против “репрессивной культуры” и “одномерности” личности. В наши дни понятие нигилизма широко используется критиками современной цивилизации в целом или отдельных ее сторон, напр. австрийским философом и публицистом В. Краусом, различающим социально-политический, психолого-невротический и философский нигилизм, причем все его виды взаимно поддерживают друг друга, усиливая свои негативные последствия и создавая тем самым что-то вроде порочного круга нигилизма. Различные формы нигилизма, по Краусу, связаны с упадком вины и личной ответственности в век господства научно-технической картины мира, а также и с тем, что в структуре внутреннего мира современного человека недостаточно влияние сверх-“Я” как противовеса для безудержных вожделений индивида. Современный нигилизм, считает Краус,- это традиционный нигилизм, описанный в философии и литературе 19 в., плюс невротические его проявления, во многом характерные именно для сегодняшнего дня. Новая идололатрия, напр. рынка, также ведет к усилению разнообразных нигилистических тенденций, представляющих угрозу для свободы, достоинства и выживания человека.

Лит.: Marciise H. One-dimensional Men. Boston, 1964; Idem. Essay on Liberation. Boston, 1969; Nihilismus. Die Anfange von Jacobi bis Nietzsche, hrsg. von D. Arendt. Köln, 1970; Der Nihilismus als Phänomen der Geistesgeschichte, hrsg. von D. Arendt. Darmstadt, 1974; Denken im Schatten des Nigilismus, hrsg. von A. Schwan. Dannstadt, 1975; Weier W. Nihilismus. Paderbom, 1980; Kraus W. Nihilismus heute oder die Geduld der Weltgeschichte. W, 1983.

НИГИЛИЗМ В РОССИИ. В России термин “нигилизм” впервые употреблен Н. И. Надеждиным в опубликованной в 1829 в “Вестнике Европы” статье “Сонмище нигилистов”. Несколько позже, в 30-40-х гг. 19 в., его использовали Н. А. Полевой, С. П. Шевырев, В. Г. Белинский, М. Н. Катков и других русских писателей и публицистов, при этом употребляя термин в различных контекстах. С ним были связаны как положительные, так и отрицательные моральные коннотации. М. А. Бакунин, С. М. Степняк-Кравчинский, П. А. Кропоткин, напр., вкладывали в термин “нигилизм” положительный смысл, не видя в нем ничего дурного. Ситуация изменилась во 2-й пол. 19 в., когда термин “нигилизм” приобрел качественно новый и вполне определенный смысл. Нигилистами стали именовать представителей радикального направления разночинцев-шестидесятников, выступавших с проповедью революционного мировоззрения, отрицавших социальные (неравенство сословий и крепостничество), религиозные (православно-христианская ), культурные (“официальное мещанство”) и иные официальные устои общества до- и пореформенной России, общепринятые каноны эстетики и проповедовавших вульгарный материализм и атеизм. Отличительной особенностью российского нигилизма становится попытка в области осмысления социальных феноменов опереться на естественнонаучную теорию дарвинизма и экстраполировать ее методологию на процессы эволюции социума (человек есть животное; - основной органического мира; ценно и важно торжество вида, же есть величина, не заслуживающая внимания). Рупором подобным образом понимаемого нигилизма в России нач. 60-х гг. 19 в. становится журнал “Русское слово”, ведущую роль в котором играл Д. И. Писарев. При этом, правда, сам Писарев игнорировал термин “нигилизм” и предпочитал именовать себя и своих единомышленников “реалистами”.

Повсеместное распространение подобное толкование термина “нигилизм” получило с выходом в свет в 1862 романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, главный герой которого “нигилист” студент Базаров отстаивал о том, что “в теперешнее время полезнее всего отрицание”, и выступал с разрушительной критикой социального устройства, общественной морали, образа жизни господствующих слоев российского общества. Впоследствии русская литература дала целую галерею образов нигилистов от Рахметова и Лопухова в произведениях Чернышевского (где образы нигилистов-революционеров были выписаны с большой симпатией) до явных антигероев в романах Достоевского, Писемского, Лескова и др. Во 2-й пол. 19 в. термин “нигилизм” активно использовался правоконсервативной публицистикой для характеристики представителей революционного народничества 1860-70-х гг. и русского освободительного движения в целом.

Новую страницу в истории истолкования феномена “русский нигилизм” открыли в первые десятилетия 20 в. С. Л. Франк и Н. А. Бердяев. Франк в статье “Этика нигилизма” (сб. “Вехи”, 1909) объявил “нигилистический морализм” основной чертой духовной физиономии русского интеллигента, первым русским нигилистом назвал Петра I, большевиков же охарактеризовал как выражение “универсального отрицания”. Характеризуя русский нигилизм, Бердяев различал его узкий (“эмансипационное умственное движение 60-х гг.”) и широкий (течения мысли, отрицающие “Бога, душу, нормы и высшие ценности”) смыслы (“Истоки и смысл русского коммунизма”). Считая русский нигилизм религиозным в основе своей феноменом, Бердяев, однако, определяет его истоки противоречивым образом, считая их то православными, то гностическими. Нигилистическая , заявленная в образах Базарова, Рахметова и др., трансформируясь в ходе исторического развития, продолжается в русском коммунизме, где она, в частности, приобретает некоторые черты богоборчества в духе вульгаризированного Ницше, напр. у М. Горького.

Нигилизм в России - это не идеология или мировоззренческая концепция; это специфическая социально-психологическая, как неотрефлексированная, особый способ реагирования на самые разные феномены общественной жизни, отличающийся гипертрофированной категоричностью, “тотальностью” отрицания, отрицанием недиалектическим, когда в отрицаемых явлениях не признается и не принимается ничего позитивного, рационального; нигилизм, как правило, выражается в уничижительных, обличительных и даже ругательных терминах; он враждебен всякому компромиссу. Свои нигилисты того или иного рода имелись в самых разных общественных движениях и течениях мысли, но гл. о. нигилизма был характерен для крайне лево- и праворадикальных направлений. В леворадикальных и революционных кругах 19 в. нигилизм наиболее ярко проявился у публицистов “Русского слова” во главе с Писаревым и в “анархистском” движении, в 20 в.- в анархо-синдикализме и в таком антиинтеллигентском движении, как “махаевщина” (В. К. Махайский и др.), в первые годы советской власти в пролеткультовском движении. На правом фланге спектра общественных движений в России 19 В. явно нигилистические были особенно характерны для выступлений и сочинений редактора обскурантского журнала 40-х гг. “Маяк” С. О. Бурачека, издателя не менее обскурантского журнала 60-х гг. “Домашняя беседа” В. И. Аскоченского, для Константина Леонтьева, идеологов черносотенного движения нач. 20 столетия.

Лот.: Катков М. О нашем нигилизме. По поводу романа Тургенева,- “Русский вестник”, 1862, № 7; ГогоцкийС. Нигилизм,- Он же. философский лексикон, т. 3. К., 1866; Де-Пуле М. Нигилизм как патологическое явление русской жизни.- “Русский вестник”, 1881, № 11; Пион И. Нигилисты и нигилизм. М., 1886; Страхов И. Н. Из истории литературного нигилизма 1861-65. СПб., 1890; Ачексеев А. И. К истории слова “нигилизм”.- В кн.: Сборник статей в честь акад. А. И. Соболевского. Статьи по славянской филологии и русской словесности. М.-Л., 1928; Боровский В. В. Базаров и Санин. Два нигилизма.- Соч., т. 2. М., 1931 ; Степняк-Кравчинский С. М. Нигилизм.- Он же. Подпольная Россия. М., I960; Новиков А. И. Нигилизм и нигилист. Опыт критической характеристики. Л., 1972; Достоевский Ф. М. Господин Щедрин, или Раскол в нигилистах.- Собр. соч. в 30 т., т. 20. Л., 1980; Козычин Б. П. Два слова о слове “нигилизм”,- Он же. Литература и история. Сб. статей. М., 1982; Karlowisch N. Die Entwickelung des russischen Nihilismus. B., 1880; Oldenberg K. Der russische Nihilismus von seinen Anfängen bis zur Gegenwart. Lpz., 1888; Coquart A. Dmitri Pisarev (1840-1868) et idéologie du nihilisme rosse. P., 1946; Hi/igley R. Nihilists. Russian Radicals and Revolutionaries in the Reign f Alexander 11 (1855-81), 1967; Lubomirski J". Le nihilisme en Russie. P.,1979.

Словарь иностранных слов русского языка

Нигилизм - Нигилизм ♦ Nihilisme Нигилист это человек, не верящий ни во что (nihil), даже в то, что есть на самом деле. Нигилизм есть своего рода отрицательная религия – Бог умер, унося с собой все, что считалось плодом его творения, – бытие и ценность … Философский словарь Спонвиля

нигилизм - а, м. nihilisme <лат. nihil ничто. 1. Отрицание общественных ценностей (всяких норм, принципов, законов), созданных человечеством; полный скептицизм. БАС 1. 2. Направление в среде рус. разночинцев шестидесятников, резко отрицательно… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

Нигилизм - (лат. nihil – ештеме) – қоғамдағы жалпы қабылданған, бірақ бөгде (жат), социумде өмірді өндірудің өздерінің күндері біткен формалары немесе жазалайтын (репрессивные), тұлғадан тыс және қоғам индивидке зорлап таңған (енгізген) императивтер ретінде … Философиялық терминдердің сөздігі

- (лат. nihil ничто) исходно одна из характерных черт буддистской и индуистской философии. Согласно присущему им Н. (или пессимизму), в посюстороннем мире в принципе не присутствует изначальная реальность, ибо она не имеет имени и формы;… … История Философии: Энциклопедия

- (от латинского nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин нигилизм получил… … Современная энциклопедия

Скептицизм, отрицание Словарь русских синонимов. нигилизм сущ., кол во синонимов: 3 отрицание общественных ценностей … Словарь синонимов

Нигилизм - (от латинского nihil ничто), отрицание общепринятых ценностей, идеалов, моральных норм, культурных традиций и т.п. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин “нигилизм” получил… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (от лат. nihil ничто) отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Получает особое распространение в кризисные эпохи общественно исторического развития. В России термин получил распространение… … Большой Энциклопедический словарь

НИГИЛИЗМ, нигилизма, мн. нет, муж. (книжн.). 1. Образ мыслей нигилиста (ист.). 2. Голое отрицание всего, логически не оправданный скептицизм. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова


Слово «нигилист» в переводе с латинского буквально переводится как «ничто». Это человек, который не признает никаких авторитетов. Этот термин широко распространился в литературе и публицистике 60-х годов 19 века.

Течение общественной мысли

В России это течение получило максимальное распространение после того, как свет увидел роман И.С. Тургенева «Отцы и дети». Нигилизм проявил себя в качестве общественного настроения разночинцев, отрицавших устоявшиеся нормы морали. Эти люди опровергали все привычное. Соответственно, нигилист - это человек, который не признает ничего. Представители данного течения отвергали религиозные предрассудки, деспотизм в обществе, искусство, литературу. Нигилисты выступали за свободу личности женщины, ее равноправие в обществе, а также в определенной степени пропагандировали эгоизм. Программа этого течения была весьма схематична, а те, кто продвигал ее, были излишне прямолинейны.

Если говорить о нигилизме как о мировоззрении, то его нельзя назвать цельным. Нигилист - это человек, который отличался лишь выражением неприятия к окружающей действительности. Идеи этого общественного течения в то время выражал журнал «Русское слово».

Нигилизм до «Отцов и детей»

Как уже говорилось выше, сам термин получил распространение после того, как был опубликован роман «Отцы и дети». В данном произведении нигилист - это Евгений Базаров. У него были последователи, но об этом позже. Именно после публикации романа распространился термин "нигилизм". До этого в журналах подобные идеи назывались «отрицательным направлением», а его представители именовались «свистунами».

Для противников общественного течения нигилист - это тот, кто стремился разрушить моральные устои и пропагандировал аморальные принципы.

"Что такое Базаров?"

Именно с таким вопросом обращается П.П. Кирсанов к своему племяннику Аркадию. Слова о том, что Базаров - это нигилист, брата Павла Петровича изумили. Для представителей его поколения жизнь без принципов невозможна.

Стоит отметить, что нигилисты в литературе - это в первую очередь герои Тургенева. Наиболее ярким, конечно, является Базаров, у которого были последователи, Кукшина и Ситников.

Принципы нигилистов

Для представителей этого течения характерен главный принцип - отсутствие каких-либо принципов.

Наиболее ярко мировоззренческая позиция Базарова отражается в спорах с Павлом Петровичем Кирсановым.

Герои по-разному относятся к простому народу. Базаров считает этих людей «темными», Кирсанов умиляется патриархальности крестьянской семьи.

Природа для Евгения является своеобразной кладовой, в которой человек может хозяйничать. Павел Петрович любуется ее красотой.

Отрицательно относится главный нигилист в романе «Отцы и дети» к искусству. Чтение литературы для Базарова - пустое времяпрепровождение.

Евгений и Павел Петрович - представители разных социальных слоев. Базаров разночинец. Это во многом объясняет его отношение к народу и равнодушие ко всему прекрасному. Он представляет, насколько тяжела жизнь тех, кто возделывает землю. Русские нигилисты, как правило, действительно были разночинцами. Вероятно, этим вызвана их революционная настроенность и неприятие общественного строя.

Последователи Базарова

На вопрос о том, кто из героев был нигилистом в «Отцах и детях», можно, конечно, ответить, что учеником Базарова считал себя Аркадий Кирсанов. Кукшина и Ситников тоже выдают себя за его последователей. Однако можно ли их считать нигилистами?

Аркадий, хоть и пытается подражать Базарову, совершенно по-другому относится к искусству, природе, родным людям. Он перенимает лишь холодную манеру Базарова общаться, разговаривает низким голосом и держится развязно. Аркадий - воспитанный молодой человек. Он образован, искренен, неглуп. Младший Кирсанов рос в другой среде, ему не надо было зарабатывать себе на учебу.

Однако когда Евгений Базаров влюбляется в Анну Одинцову, то создается впечатление, что его поведение тоже несло оттенок наигранности. Конечно, он намного тверже Аркадия, глубже разделяет идеи нигилизма, но при этом он все-таки душой не мог отвергнуть все ценности. В конце романа, когда Базаров ожидает собственной смерти, он признает силу родительской любви.

Если говорить о Кукшиной и Ситникове, то они изображаются Тургеневым с такой иронией, что читатель сразу понимает: воспринимать из как «серьезных» нигилистов не стоит. Кукшина, конечно, «пружится», стараясь показаться не такой, какая она есть в действительности. Автор называет ее «существом», подчеркивая тем самым суетливость и глупость.

Ситникову писатель уделяет еще меньше внимания. Этот герой - сын трактирщика. Он недалек, держится развязно, копируя, вероятно, манеру Базарова. У него есть мечта сделать людей счастливыми, используя для этого деньги, заработанные отцом, в чем выражается неуважительное отношение к чужому труду и к родителям.

Что же хотел автор сказать таким ироничным отношением к этим персонажам? Во-первых, оба героя олицетворяют собой негативные стороны личности самого Базарова. Ведь и он не проявляет уважения к устоявшимся ценностям, которые были заложены много веков назад. Базаров также проявляет пренебрежение к родителям, которые живут лишь любовью к единственному сыну.

Второй момент, который хотел показать писатель, заключается в том, что время «базаровых» еще не наступило.

История происхождения термина «нигилизм»

Благодаря Тургеневу, понятие нигилизма получило широкое распространение, однако не он придумал этот термин. Есть предположение, что Иван Сергеевич заимствовал его у Н.И. Надежина, который в публикации применил его для негативной характеристики новых литературных и философских течений.

Тем не менее именно после распространения романа «Отцы и дети» термин получил общественно-политическую окраску и стал широко применяться.

Надо также сказать, что дословный перевод этого слова не передает содержания этого понятия. Представители течения вовсе не были лишены идеалов. Есть предположение, что автор, создав образ Базарова, выказывает осуждение революционно-демократического движения. В то же время Тургенев говорит, что его роман направлен против аристократии.

Итак, термин «нигилизм» первоначально задумывался как синоним слова «революция». Однако слово получило такую популярность, что нигилистом мог считать себя семинарист, отдавший предпочтение учебе в университете и отказавшийся от духовной карьеры, или девушка, выбравшая себе мужа по велению сердца, а не по указу родственников.

Едва заслышав только слово «нигилист», мой мозг послушно пропел песенную строчку голосом Ляписа Трубецкого «Нигилист – ту-ру-ту-ту-ту, злобный глист – ту-ру-ту-ту…» Однако, сколько не смейся, разъяснить значение «нигилистского» термина нужно. Итак, начнем.

Интернет на запрос о нигилистах выдал кучу ссылок. Как и любое явление, нигилизм мало где описывается нейтрально: один затаённо восхищается, другой откровенно презирает. Не предвзятым во многих статьях было только определение термина «нигилист»: «С латинского слова «nihil» - «ничто» - название человека, выражающего свою позицию в отрицании осмысленности человеческого существования, значимости общепринятых и культурных ценностей, непризнании любых авторитетов. Да и то коверкалось. Для сравнения, то же слово в толковом словаре Ушакова: «Нигилист – название человека прогрессивного, радикально-демократического образа мыслей к установившимся традициям и идеологии дворянско-буржуазного общества». Эдакий хороший дядя, против буржуев настроенный. Хотя, эта предвзятость понятна – издавался словарь в советское время, в передвоенном тысяча девятьсот сороковом году. Фактически нигилизм первый раз показал свое равнодушное ко всему лицо в тысяча сто семьдесят девятом году. Тогда это учение было предано анафеме с легкой руки папой Александром II и особого распространения не получило. А все потому, что нигилисты того времени отвергали человеческое естество Иисуса Христа.

Второй раз нигилизм промелькнул в западной философии. Употребил его немецкий писатель и философ Ф. Г. Якоби. После него понятие начали использовать многие философы. Знаменитый Ф. Ницше, к примеру, понимал под термином «нигилизм» осознание иллюзорности христианской идеи Бога «на небе» (вспомним фразу: «Бог умер!») и идеи прогресса, которую он тоже считал версией религии. Для того чтобы наиболее ярко понять нигилистическое движение, нужно просмотреть утверждения, которых они придерживаются:

1) Нет разумного доказательства наличия высшего правителя или создателя;

2) «Реальной нравственности» не существует;

3) Жизнь, в определённом смысле, не имеет истины, и никакое действие объективно не предпочтительнее любого другого.

Ладно бы был просто нигилизм. Но приверженцы его оказались на диво неутомимыми людьми, и создали несколько разновидностей своего движения:

1) Философский нигилизм - утверждает, что бытие не имеет объективного смысла, причины, истины или ценности;

2) Мереологический нигилизм - позиция, согласно которой объекты, состоящие из частей, не существуют;

3) Метафизический нигилизм - философская теория, согласно которой существование объектов в реальности необязательно;

4) Эпистемологический (слово-то какое!) нигилизм - отрицание знания;

5) Моральный нигилизм - метаэтическое представление о том, что ничто не является моральным или аморальным;

6) Правовой нигилизм - активное или пассивное отрицание прав личности, а также установленных государством норм и правил поведения, препятствующее прогрессивному развитию общества и способное стать источником для совершения противозаконных деяний.

В России слово стало популярным только после известного романа И. С. Тугренева «Отцы и дети», где автор назвал нигилистом главного героя – Евгения Базарова. Впечатление от талантливой книги и сделало крылатым слово. Сам Тургенев рассказывал, что когда он вернулся в Петербург после выхода его романа - а это случилось во время известных петербургских пожаров тысяча восемьсот шестьдесят второго года, - то слово «нигилист» уже было подхвачено многими, и первая фраза, вырвавшаяся из уст первого знакомого, увиденного Тургеневым, была такова: «Посмотрите, что ваши нигилисты делают: жгут Петербург!»

Честно говоря, мне тоже нужно выразить свою, так сказать, авторскую позицию. И, сдается мне, что некоторые виды движения нигилистов высосаны совсем уж из пальца: тот же метафизический нигилизм, который сразу же спотыкается при столкновении с наукой.

Если говорить простым языком, то нигилист – человек, который все отрицает . Добро и зло, нравственность, любовь, религию и власть.

Для школьников слово “нигилист” ассоциируется с Базаровым из романа Тургенева “Отцы и дети”. Герой с явно прослеживающимся революционным сознанием.

Именно благодаря роману слово быстро разлетелось в обществе. В основном к нигилистам относились отрицательно. Но существовало и другое отношение.

Математик Софья Ковалевская выпустила повесть “Нигилистка”, в которой описала путь девушки Веры к нигилизму через брак с молодым революционером. Нигилизм, как философия атеизма и материализма , пришлась по душе членам организации “Народная воля”.

Сложно поверить, но истоки философии нигилизма уходят в Средневековье! Учение появилось в XII веке. Приписывается Петру Ломбардскому и было объявлено еретическим Папой Римским Александром III в 1179 году.

Термин “нигилизм” ввел в европейскую философию немецкий писатель Ф.Г.Якоби. Затем термин подхватили и другие умы. М.Хайдеггер считал, что нигилизм может привести к мировой катастрофе . Ярчайшим представителем этой философии можно назвать Ницше.

Он объяснил свое отрицание морали самой человеческой природой, в которой налет культуры и цивилизации – а мораль тоже является порождением цивилизации, что это “яблочная кожура” над хаосом человеческой души.

Философия быстро прижилась в России среди прогрессивной дворянской молодежи 60 – 70 ых годов XIX века. Привычная мораль “отцов” казалась им уже отжившей. Нигилизм не был созданием новой философии, в этом был его главный недостаток. Он отрицал все, не создавая пока ничего нового.

Широкое распространение получил термин “правовой нигилизм” отказ уважать юридические законы общества. Эта форма нигилизма отрицает законы.

Может приводить к противоправным действиям. Считается, что уважение к закону падает в первую очередь от того, что человек неоднократно видит несоблюдение законов и безнаказанность тех, кто совершил преступление.

“Двойные стандарты” закона, взяточничество судей и т.д. заставляет людей разочароваться в справедливости закона, как такового. Правовой нигилизм проявляется даже в русских пословицах. “Закон, что дышло – куда повернешь, туда и вышло” и многих других.

Кто такой нигилист?

Психолог Э.Фромм предположил, что нигилизм – своеобразная модель психологической защиты. Следствие разочарования в людях и в жизни.

Вильгельм Райх считает, внешний цинизм нигилистов всего лишь маска и не более. Он же ввел термин “невроз характера” – то есть невроз, в котором усиленный механизм психологической защиты уходит в отдельные черты характера.

Однако нигилизм может быть и естественной частью взросления. Юношеский нигилизм – подростковый бунт. Естественный период отрицания авторитетов – учителей, старших, а иногда и власти.

Нигилизм существует до сих пор. Теперь в нем есть и отдельные ответвления. Географический нигилизм – отрицание или изменение привычных понятий “Европа”, “Азия”, “восток”, “запад” и т.д.

Культурный нигилизм. Неприятие культуры и искусства. Сюда можно отнести Маяковского и футуристов. Маяковский в своем “Манифесте” футуристов призывал “сбросить Пушкина с корабля современности”.

Т.е. напрочь отринуть искусство. Представители культурного нигилизма согласны сохранить только авангардное искусство, как проявление бунта.

Эпистемологический нигилизм – скептицизм в его радикальной форме. Отрицает возможность познания. Эта форма нигилизма стала реакцией на идеал и универсальную цель древнегреческого мышления. В древнегреческой философии его первыми поддержали софисты.

Религиозный нигилизм. Здесь ничего нового. Отрицание религии, как таковой – в том числе христианской.

Социальный нигилизм выражается в самых разных проявлениях. Неприятие государственных институтов, реформ. Проявляться может по-разному, от вполне безобидных проявлений до серьезных антиобщественных поступков, хулиганства, несанкционированных митингов и т.д.

Взгляды нигилистов:

  • Отрицание Бога или богов.
  • Нравственность – изобретение людей. Объективной нравственности нет.
  • Истины не существует.

Нигилисты отрицают брак , как таковой, считая его формой закрепощения людей, и выступали за свободные отношения. В этом смысле нигилизмом можно считать и французскую писательницу Жорж Санд. В своих произведениях, в частности в романе “Жорж Санд”, она изображает брак, как тюрьму для женщины.

Здесь подходит фраза из фильма “Монах и бес” 2016 года. Демон Легион призывает монаха Ивана создать общество, очень похожее на коммунистическую утопию. “Эмансипация женщин от мужчин, мужчин от женщин. Эмансипация всех ото всего”.

Нигилизм как философская концепция постулирует следующие идеи: не существует никакой нравственности, которую называют реальной; ничто явно не указывает на существование высшего создателя всего сущего; бытие не имеет истины, нет правильных и неправильных поступков, объективно их ценность одинакова. Как можно догадаться, нигилист - это разочаровавшийся в мире человек. Нигилизм представляет собой наиболее саркастическую концепцию, скрывающую под маской цинизма горечь разочарования во всем сущем и осознания тщетности бытия.

Западно-европейский нигилизм

Наибольшее распространение данному термину предоставили нигилисты 19 века, поскольку именно в этот период нигилистическое движение приобрело особенный размах как в России, так и на Западе. Понятие "нигилизм" было впервые введено Ф.Г.Якоби, немецким философом. Наиболее яркий в истории философии нигилист - это, несомненно, Фридрих Ницше, полагающий, что истинного мира (каким он должен быть по мнению прохристианских мыслителей) не существует, что это не более чем иллюзия, фикция. О. Шпенглеру принадлежит идея о закате европейской культуры, разрушении прежних форм сознания. Еще один известный нигилист - это полагающий, что христианское вероисповедние претерпевает кризис, что и является причиной распространения нигилистических воззрений.

Нигилизм в России 19 века

Со второй половины 19 века в России стало нарастать движение, отрицающее сложившиеся устои социального общества. Разночинцы-шестидесятники проповедовали атеизм и материализм и высмеивали религиозную идеологию. Наибольшую популярность термин "нигилизм" получил благодаря всем известному роману Тургенева И.С. "Отцы и дети" и описанному в нем Общие народные настроения вполне отвечали идеям нигилизма, что и послужило распространению этого термина в массах.

Психологическая точка зрения

Тем, кто немного знаком с психологией и таким понятием как становится очевидно, что нигилизм как раз является формой такой защиты.

По сути, нигилист - это в поисках смысла и причины своего бытия в мире. Окружающая действительность не отвечает внутренним представлениям человека о том, каким должен быть истинный мир, и это противоречие находит отражение в процессе отрицания. Так, нигилизм и нигилисты анализируются с точки зрения глубинной психологии. Человек разрывается между двумя тенденциями - стремлением к свободе и потребностью в принадлежности к группе. Чем сильнее стремление к свободе, тем более одиноким чувствует себя индивид на своем пути. В работе Э. Фромма "Бегство от свободы" описаны характеристики когда воспринимает данную свободу, а именно - стремление разрушить мир (хотя бы через отрицание его) и стремление разрушить тем самым себя, отвергая смысл своего существования. Сторонники телесного подхода в психологии отмечают внешние характеристики нигилиста: ироническая ухмылка, вызывающее поведение, ироничные замечания. Это закрепленные в прошлом защитные реакции, которые так и остались в чертах человека.

Таким образом, нигилизм - это своебразный ответ человека на происходящее в мире, защитная реакция в ответ на неугодные являения окружающей действительности.