Энергосберегающие

Классика сказки истории про маленького дракошу. Елисейка, клуб заботливых мамочек

Классика сказки истории про маленького дракошу. Елисейка, клуб заботливых мамочек

Остроумие без обиняков можно назвать особенным и редким даром, однако не следует думать, что доступ к нему имеют лишь избранные. На самом деле эту способность, как и многие другие способности, вполне себе можно развить, причем делается это без особых усилий, хотя, конечно, при определенной доле настойчивости и целеустремленности.

Остроумие - это «мышца» чувства юмора, и если она развита слабо, говорить о себе, как о шутнике, юмористе и тем более комике - рано. Быть остроумным значит уметь разрывать шаблоны, играть ассоциациями, наблюдать за людьми и происходящим и видеть в этом комичное, менять ракурс ситуаций. Помимо этого, остроумный человек практически всегда обладает быстрой, чуть ли не моментальной реакцией, ведь хороша та шутка, которая сказана к месту и вовремя. Если же такой реакции нет, даже самые смешные приколы теряют свою силу и остроту.

Ко всему прочему, остроумие делает человека интереснее для других людей, превращает его в душу компании и магнит для окружающих, делает привлекательнее для противоположного пола. Так что развитие остроумия несет в себе немало положительных моментов, касающихся юмора и не только. И четвертый урок нашего курса посвящен именно этой теме.

  • Чтобы всегда иметь возможность блеснуть умом, расширяйте свой кругозор, учитесь шутить, наблюдая за другими людьми, читайте больше полезной тематической литературы, например, книги таких мастеров слова как Бернард Шоу, Марк Твен, Гилберт Честертон, Пелам Вудхауз и, конечно же, отечественных остряков - Гарика Губермана, Ильи Ильфа и Евгения Петрова, Сергея Довлатова, Михаила Зощенко и других. Кстати говоря, английское чувство юмора считается эталоном остроумия, и отличается тем, что шутки в нем могут быть непонятны непосвященным людям. Поэтому уделяйте английской юмористической литературе (а также фильмам и телепередачам) больше внимания.
  • Старайтесь шутить точно и немногословно, ведь остроумие, как и отличный анекдот, действует именно благодаря своей неожиданности.
  • Не пренебрегайте самоиронией. Если постоянно будете подшучивать над другими, получите славу злого остряка, но если будете регулярно подшучивать над самим собой, сможете .
  • Для развития остроумия полезно искать скрытые свойства явлений, предметов, людей и ситуаций, не бросающиеся в глаза. Научившись сопоставлять несопоставимое, вы научитесь и классно шутить.
  • Старайтесь обходить стороной тривиальные явления. Помните о том, что остроумие предполагает отсутствие штампов и клише. Пребывайте в поиске новых слов и ассоциаций, смешивайте разнородные термины, низкое и высокое, официальное и панибратское, бюрократическое и романтическое и т.д.
  • Для усиления эффекта сравнений доводите понятия и фразы до абсурда, ведь в остроумии, так же, как, например, в карикатурах, вполне можно пользоваться преувеличением (гиперболой).
  • Не доверяйте спонтанным импровизациям. Профессиональные и опытные юмористы говорят, что качественный и эффектный экспромт нужно подготавливать. Поэтому копите фразы, высказывания, шутки и сравнения и регулярно повторяйте их, чтобы всегда быть в состоянии применить в разговоре.
  • Культивируйте в себе юмористическое отношение к жизни. Даже самые сложные проблемы и ситуации можно воспринимать с улыбкой. Юмор помогает обходить передряги стороной и разрешать их намного быстрее и качественнее Излишняя серьезность, напротив, делает закостенелым и затрудняет решение проблем.
  • Не фонтанируйте шутками и хохмами, взаимодействуя с другими людьми. Лучше всего спокойно вставить в нужный момент классную остроту, чтобы вызвать максимально бурную позитивную реакцию, нежели утомлять слушателя бесконечным потоком веселья. Будьте тактичны и подходите к делу творчески.
  • Поддерживайте в тонусе интеллект и , критически воспринимайте действительность и ищите то, что выходит за рамки обыденного. Никогда не позволяйте уму бездействовать.
  • Навык создания острот - это навык поиска интересных и необычных ассоциаций. Стремитесь к поиску ассоциаций во всем, что находится в поле вашего зрения. Причем ассоциации могут касаться чего угодно, даже того, что не имеет к изначальному объекту совершенного никакого отношения.
  • Учитесь подбирать для основной фразы шутки правильное время. Это значит, что и излишних пауз делать не нужно, и проговаривать текст, как скороговорку, не стоит. Только вовремя пошутив, вы сможете добиться нужного результата.
  • Выявляйте всевозможные связи между людьми, ситуациями, объектами и явлениями мира. Учитесь выражаться метафорами, приводить сравнения, выстраивать самые неожиданные ассоциативные цепочки.
  • Становитесь настолько сильным человеком, чтобы в негативных ситуациях, ссорах и конфликтах иметь возможность шутить, а не проявлять отрицательные эмоции. Чтобы этому научиться, нужно чаще смотреть на ситуации и действующие лица с разных сторон: со своей стороны, со стороны другого человека, общества, жизненной важности. Это позволит вам воспринимать происходящее по-разному, благодаря чему появится возможность реагировать объективнее, в том числе и юмористически.
  • Стремитесь поддерживать свои чувства и эмоциональное состояние в положительном настрое. Подавленность, грусть, тоска, хандра, злоба - все это снижает потенциал чувства юмора до нуля, и из этого может быть достаточно сложно выбраться. Вы должны пребывать в таком настроении, когда способны сострить и пошутить, даже будучи не в духе.

Эти рекомендации должны стать постоянными спутниками вашего поведения в повседневной жизни. Если вы будете всегда придерживаться их, вы и сами не заметите, как ваш ум стал острее, а отношение ко всему, что происходит с вами и вокруг вас, изменилось так, что позволяет пребывать в тонусе, шутить и воспринимать жизнь с легкостью и позитивом.

Как развивать остроумие: приемы

Юмор и остроумие лишь на первый взгляд кажутся спонтанными. Но если рассмотреть их более внимательно, то, как уже и было замечено, окажется, что есть особые механизмы, вызывающие улыбку и смех у людей. Поэтому далее мы хотим познакомить вас с несколькими простыми приемами, при помощи которых вы сможете рассмешить кого угодно и прослывете тем еще шутником. Их, конечно, нельзя назвать новыми, но в этом-то и кроется их действенность, ведь уже на протяжении многих лет ими пользуются профессиональные комики и юмористы.

Предлагаем вашему вниманию пять крутых юмористических приемов.

Комические преувеличения

Прием комического преувеличения - один из самых простых и распространенных в юморе. В свое время американский комик Билл Косби заметил, что в математике 1 + 1 всегда равно 2, но в юморе 1 + 1 - это 11. Люди сами по себе частенько привирают, и это кажется смешным. Так почему бы не попробовать привирать в абсурдных размерах?

ПРИМЕР:

- Давно меня ждешь?

- Ага, с эпохи неолита

ПРИМЕР:

- Фильмы был таким страшным, что даже мой кот поседел!

ПРИМЕР:

- Похмелье было очень сильным, что даже гаишники понимающе пропустили мою машину вперед

Новые слова

Люди склонны употреблять в своей речи одни и те же слова и выражения, отчего даже смешные фразеологизмы уже покрылись пылью и перестали казаться комичными. Чтобы это исправить, достаточно немного их обновить, вставив вместо приевшихся неожиданные слова. Интересно то, что чем более уместно будет новое слово, тем смешнее покажется шутка.

ПРИМЕР: Склеить ласты - склеить шлепки

ПРИМЕР: Кнут и пряник - молот и печенька

ПРИМЕР: Солнечный удар - солнечный пинок

Перемена мест слов и букв

Перемена мест слов и букв может выполняться на автоматизме, если немного потренироваться. Можно менять местами буквы в словах и словосочетаниях, можно менять местами слова в предложениях. Основной хитростью здесь является неожиданность и быстрота - чем скорее будет выполнена замена, тем смешнее будет результат. Не стоит обращать внимания на смысловую нагрузку того, что получится, ведь главное в этом случае - не суть, а вызов положительных эмоций.

ПРИМЕР: Депутат - педудат

ПРИМЕР: Потные руки - ротные пуки

ПРИМЕР: Броненосец Потемкин - бронетемкин поносец

ПРИМЕР:

- Согрей чайник и помой посуду

- Хорошо! Помою чайник и согрею посуду!

Прямой смысл

Когда люди говорят что-то, можно просто обращать внимание на прямой смысл их слов, отбрасывая обстоятельства и контекст. Прислушивайтесь к повседневной речи и фокусируйтесь на одной детали, даже если она кажется несущественной. Самое простое в словах окружающих может стать отличным поводом для классной и остроумной шутки.

ПРИМЕР:

- Встал сегодня, как огурчик!

- Что, позеленел и покрылся пупырышками?

ПРИМЕР:

- Поддержи меня!

- Ты что, падаешь?

ПРИМЕР:

- Ты совсем совесть потерял! Как это вообще называется?

- Слушай, раньше никогда не слышал такой загадки

ПРИМЕР:

- Да у вас здесь сплошной дурдом!

- Именно! Я - главный врач. Вы к нам с чем?

Перевернутый шаблон

Круто шутить можно, просто переворачивая с ног на голову речевые шаблоны, например, пословицы, какие-то цитаты, изречения и т.д. Метод не очень прост, т.к. для его применения необходимо и напрягать воображение. В начале шутки нужно взять какой-то шаблон, оттолкнуться от него и неожиданно закончить высказывание.

ПРИМЕР:

- Ручаюсь головой - зачем она мне?

ПРИМЕР:

- Я готов отдать правую руку….чтобы научиться писать левой!

ПРИМЕР:

- За милых дам! Заберу послезавтра

ПРИМЕР:

- Любишь с горки кататься - люби и саночки чинить!

Применяйте эти приемы как можно чаще - в общении с коллегами, домашними, друзьями и даже незнакомыми людьми. Со временем привычка «остроумить» прочно укоренится в сознании, и вы сможете выдумывать всякие шутки и хохмы в мгновение ока, вызывая у окружающих смех или просто добрую улыбку. А чтобы мышление стало более податливым и гибким, возьмите на заметку несколько упражнений на тренировку креативности и остроумия.

Как развить остроумие: упражнения

К построению шуток, даже самых смешных, нелепых и остроумных, следует подходить со всей серьезностью. И хорошую поддержку в этом могут оказать специальные упражнения. Всего их восемь.

«Лингвистические пирамиды»

Лингвистическими пирамидами называются связи отдельных слов с их классами и подвидами. Например, вы смотрите вокруг себя, и видите обычную ручку. В отдельности она не представляет чего-то особенного, но ее можно отнести к более высокому классу - письменным принадлежностям. Пораскинув мозгами, понимаем, что ручка может быть пластиковая, металлическая, с несколькими стержнями, шариковая, гелевая и т.д. Другими словами, мы разделили ручку на разновидности.

Это можно назвать начальной моделью лингвистической пирамиды, т.е. почти каждый предмет есть подвид чего-то, и может иметь разновидности. Помимо прочего, и в рамках одного класса могут иметься аналогичные объекты. В случае с ручкой это карандаши, фломастеры, маркеры и другие письменные принадлежности. На этой идее и построено первое упражнение.

Цель: определение особенностей своего мышления, развитие навыков обобщения, разобщения и перехода по аналогиям.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник назовет какой-то предмет, на который упал его взгляд. Ваша задача - показать, что с этим предметом можно делать, найти для него аналогию, обобщить до большой группы или разобщить на подвиды. Лучше всего выполнять задание молча, для чего следует применять язык жестов: большой палец поднят вверх - обобщить, большой палец опущен вниз - разобщить, большой палец указывает в сторону - привести аналогию. С одним предметом упражнение выполняется не менее 5 минут. После этого можно поменяться с помощником ролями.

«Что вижу, то пою»

Цель: развитие ассоциативности и легкости в речи.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть он указывает на какой-то предмет в поле своего зрения, а вы должны в течение 5 минут предоставлять как можно больше информации о данном предмете. Это может быть его история, назначение, функции, особенности применения и т.п. Чтобы привнести в свой рассказ долю юмора, расскажите помощнику о том, почему человечество не сможет обойтись без обсуждаемого предмета.

«Ворон и стол»

Третье упражнение произошло от известной загадки британского писателя и философа Льюиса Кэрролла, звучащей так: «Чем ворон похож на стол?». Автор, к сожалению, ответа на загадку не представил, однако даже сегодня пытливые умы и поклонники его творчества приводят все новые отгадки.

Цель: развитие навыка создания необычных аналогий.

Выполнение: найдите для себя двух помощников. Первый называет какое-нибудь живое существо, к примеру, того же ворона, второй называет неодушевленный предмет - в нашем случае это - стол, а третий должен объяснить, что общего между этими объектами. К примеру, ворон черного цвета, как и стол, у ворона складывают крылья, а у стола - ящики, ворон кричит, а стол может похоже скрипеть и т.д. После обсуждения первого предмета можно поменяться ролями. Всего за один подход нужно обсудить минимум по 3 объекта на человека.

Есть и усложненный вариант: первый участник озвучивает состояние или эмоцию, второй - неодушевленный предмет, а третий называет их общие признаки. После десятка другого повторений этого упражнения вы с легкостью сможете создавать смешные аналогии и сравнивать все, что угодно.

«Продолжение темы»

Цель: развитие умения общаться на любую тему.

Выполнение: соберите небольшую компанию друзей - человек шесть. Один играет роль ведущего. По знаку ведущего первый игрок начинает монолог на свободную тему. Затем ведущий дает новый знак, после чего второй игрок продолжает повествование. Так должны высказаться все участники. Один кон такой игры длится 5 минут, после чего выбирается новый ведущий.

«Поток сознания»

Цель: отработка навыка ведения беседы на любую тему и с любого места.

Выполнение: встаньте напротив зеркала. В течение 5 секунд посмотрите на себя и обратите внимание на свои мысли. Затем начинайте вслух произносить все, о чем вы думаете, на протяжении 10 минут. Для усложнения задания сопровождайте свою речь шутками, забавными замечаниями, сравнениями. Выполняйте упражнение 3 раза в неделю, и уже через 1-2 месяца вы сможете поддерживать любую беседу и умело острить.

«Кислая шляпа»

Цель: развитие креативного взгляда на вещи и способности рассматривать происходящее под разными углами. Благодаря этому вы научитесь говорить о банальных вещах в необычной форме.

Выполнение: найдите для себя помощника. Пусть помощник называет вам одно существительное, а вы подбирайте к нему пять прилагательных, подходящих по звучанию, но не вяжущихся с ним по смыслу. Прилагательные должны наделять существительное новыми свойствами и характеристиками, например: скучный суп, бледный стакан, веселая шапка, красное настроение, быстрые таблетки, кричащий диван и т.п. Упражнение следует выполнять ежедневно не менее 20 раз в день.

«Решение проблемы»

Цель: развитие абстрактного, креативного и неординарного мышления.

Выполнение: найдите для себя одного помощника. Пусть он расскажет вам во всех подробностях о какой-то своей проблеме или сложной ситуации. Ваша задача - предлагать возможные варианты развития событий и решения проблемы. Но фишка вот в чем: для первого этапа упражнения достаточно подбирать для решения проблемы своего помощника несуществующие предметы или существ. На втором этапе нужно придумать, как выбранный предмет или существо решает проблему физически невыполнимым способом. И, наконец, на третьем этапе нужно дополнить выполняемые действия словами на несуществующем языке, но чтобы они подчинялись всем законам языка (вспомните стихотворение Льюиса Кэрролла «Бармаглот» из повести-сказки «Алиса в Зазеркалье», где есть строчки: «Варкалось. Хливкие шорьки пырялись по наве, и хрюкотали зелюки, как мюмзики в мове» - у вас должно получиться нечто подобное).

«Альтернативная реальность»

Восьмое упражнение можно назвать итогом всех предыдущих.

Цель: тренировка навыка генерирования необычных мыслей «высшего сорта».

Выполнение: представьте, что вы находитесь в своей собственной альтернативной реальности, похожей на обычную за одним лишь исключением: все в ней создано не из молекул и атомов, а из других элементов, например, из хомяков. Все, что есть вокруг, состоит из самых разных хомяков всевозможных размеров и их производных, получаемых на хомякоперерабатывающих заводах, на хомякодобывающих комбинатах, в хомякоплавильных цехах и т.п.

Теперь вам нужен помощник - врач-психиатр. Шутка J

Теперь вам нужен напарник. Вы должны завязать ему глаза, а затем провести по комнате, подводя его руку к любому предмету и объясняя, как именно он состоит из хомяков. Через 10 минут поменяйтесь ролями.

Естественно, хомяки - лишь пример. Точно так же альтернативная реальность может состоять из макарон, фольги, шишек, енотов, помидор и т.д. Задача в том, чтобы научиться логически связывать свои ощущения, фантазии и мысли. Упражнение же можно повторять бесконечное количество раз.

На этой хомячной ноте мы подводим итог четвертому уроку, но напоследок еще несколько советов для развития остроумия:

  • Всегда , чтобы иметь возможность увидеть в любом событии юмористическую сторону
  • - это способствует адекватной самооценке, здоровой самоиронии и нормальному восприятию шуток в свой адрес
  • Как можно чаще участвуйте в творческих мероприятиях, где нужно преодолевать неуверенность и страхи, раскрывать внутренний потенциал
  • Найдите несколько артистов, чьи шутки вам нравятся более всего, просматривайте и анализируйте их выступления
  • Ведите «Дневник шуток», и записывайте в него шутки, которые вам понравились, в том числе и собственные
  • Общайтесь с позитивными людьми с хорошим чувством юмора
  • Читайте анекдоты и литературу на тему юмора

Кстати, о литературе: в дополнение ко всему, сказанному выше, предлагаем вам небольшой несколько книг и статей, рекомендованных известным российским телеведущим, шоуменом и остряком - Иваном Ургантом:

  • Феофан Калужский «Над чем на Руси смеются»
  • Ольга Дермачева «Хохочущие бабы»
  • Равиль Гулямов «Там, под усами»

И, конечно же, наряду с умением шутить, очень важно и уметь обходить стороной так называемые запретные темы - темы, о которых шутить не принято по тем или иным причинам. И в пятом уроке мы поговорим как раз об этом, чтобы ваше чувство юмора не сыграло с вами злой шутки.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Остроумный человек притягивает к себе всеобщее внимание не только в тесном кругу дружеской компании, замечено, что люди, умеющие удачно шутить - легче продвигаются по карьерной лестнице.

А уж, в какой цене ведущий праздника, если кроме четкого следования написанному сценарию, способен сымпровизировать, остроумно прокомментировать происходящее, или хорошей шуткой сгладить неловкую ситуацию!

Остроумие - качество, в котором тонко и удачно сочетаются игра ума и вкуса. Развить и то и другое, возможно, стоит лишь выбрать верный курс. Например, учиться этому у литературных авторов! Как никто другой, писатель или поэт, во-первых, блестяще владеют словом, а во-вторых, создают ситуации, в которых остроумное замечание или фраза начинают играть, как ограненный алмаз.

В замечательной книге А. Н. Лука «Юмор, остроумие, творчество» (спасибо автору!!) можно познакомиться с основными приемами остроумия. В ней автор раскрывает суть самого понятия «остроумие» и уверяет, что ему можно и нужно учиться, и лучше всего именно на примерах классической литературы.

Какие же приемы остроумия имеются в виду?

Приемы остроумия

1. Намек

Намеку свойственно не прямо указывать на то, о чем хотят сказать. Особенно остро намек звучит в том случае, когда человек пытается задеть что-то из области запретного, неприличного. Тут главное (и для в том числе) не скатиться в пошлость.

Набоков в романе «Лолита» делал это так: «… кончился незабвенный античный мир с его увлекательными нравами». Согласитесь, довольно изящно указано на «повальное эротоманство» и невоздержанность в еде и развлечениях древних греков.

Еще один пример намека. «Господин X. довольно упрям, - сказал чиновник о высокопоставленном государственном муже». «Да, - отвечал собеседник, - это одна из четырех его ахиллесовых пят». Автор прямо не назвал своего героя ослом, но приведенный диалог, в котором дается намек на сочетание упрямства с четырьмя ногами, не оставляет у читателя на этот счет никаких сомнений.

Мастерское владение искусством намека делает любое общение более глубоким и изысканным.

2. Ирония.

Иронию вполне возможно сравнить с насмешкой. С разной степенью явности она сравнивает то, что есть, с тем, что могло бы быть.

Классический пример иронии - любимая фраза Остапа Бендера: «Нет, это не Рио-де-Жанейро!». Еще удачный пример ироничного восклицания - солдат Швейк, попав в тюремную камеру, говорит: «А здесь недурно: нары из струганного дерева!»

При ведении праздничных мероприятий ирония уместна, но она должна быть именно смешной, а не обидной. Есть темы, над которыми ведущему праздников иронизировать категорически не рекомендуется: старость, болезни, религиозные предпочтения и т.п.

Хотя в классической литературе встречаются примеры печальной иронии, которую авторы применяют не для смеха над героями, а, скорее, для усиления драматичности ситуации. «Старики скупы. Для этого есть разумное основание: они боятся всякой потери, не надеясь больше приобрести что-нибудь» (А.Франс)

3. Обратное сравнение и буквализация метафоры

Получается смешно, когда переносное значение слов (метафору) употребляют в буквальном смысле. Как будто сравнивают, но наоборот.

Вернемся к «Лолите» Набокова: «после некоторых светотехнических хлопот - грустный взгляд вверх, довольный взгляд вниз - она обратилась ко мне с тирадой». В метафорическом значении употребляются театральные термины, однако применяются они напрямую к описанию женщины, благодаря этому воображение читателя представляет громогласную даму с прожекторами вместо глаз.

Сродни этому приему остроумия такой прием как обратное (как бы перевернутое) сравнение, например у К. Пруткова: «Небо, усеянное звездами, всегда уподоблю груди заслуженного генерала».

Ведущему такой прием может помочь, например, выйти из сложной ситуации. Одна тамада изготовила себе тарелку со своим портретом внутри и когда попадались назойливые гости - доставала ее и говорила: «Не пытайтесь меня вывести из себя, видите (показывала тарелку) - я всегда в своей тарелке», так незамысловато ей удавалось переломить ситуацию в свою пользу. Остроумие и находчивость не только развлекают, но и вызывают уважение

4. Сравнение по неявному признаку

Предметы и явления можно сравнить по неявному признаку, и комический эффект появляется именно из-за того, что, казалось бы в совершенно разных вещах, подмечены общие черты.

«Чужая глупость, - пишет Грэм Грин в романе «Комедианты», - как прожектор. Она шарит, нащупывая жертву». Или у Диккенса: «Ничто так не освежает, как сон, - сказала служанка, собираясь выпить полную рюмку опия».

«Она впадала в чтение как в обморок, оканчивавшийся с последней страницей», - сравнивает Людмила Улицкая в повести «Сонечка» любовь к книгам с беспамятством.

Но порой гораздо эффектнее сравнить не по сходству, а по различию: «Есть что-то жалкое в корове. В ее покорной безотказности, обжорстве и равнодушии. Хотя, казалось бы, и габариты, и рога… Обыкновенная курица и та выглядит более независимо» (С. Довлатов «Компромисс»).

5. Абсурд.

Остроумно пошутить можно и с помощью абсурдно высказанной мысли, когда краткая оговорка в середине или конце фразы полностью дискредитирует весь смысл.

Обратимся к народной мудрости: почему Соломон был самым умным человеком на земле? Потому что у него было много жен, и он с ними советовался.

Довести до абсурда можно и при помощи переносных значений: «Филолог влюбился по пятки» (Саша Черный «Городская сказка»). А можно добавить нарочитую ласковость, небрежность в интонации: «Вынула почки у кошки и зашила ее аккуратно» (С. Черный «Городская сказка»).

Этот же прием остроумия применяется, когда ожидаемое читателем смягчение, преуменьшение - наоборот усиливает эффект от сказанного (доводится до абсурда). «В дворницкой стоял запах гниющего навоза, распространяемый новыми валенками Тихона. Старые валенки стояли в углу и воздуха тоже не озонировали» (Ильф И., Петров Е.).

6. Остроумие нелепости.

Прием «остроумие нелепости» несколько схож с предыдущим: в нем тоже эксплуатируется несостыковка смыслов, но остроумие нелепости обнажает непосредственно «ненормальную» ситуацию, а не играет значениями.

На нелепости построено ставшее расхожим высказывание А.П.Чехова: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».

Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» использует такую фразу: «убежденный фальшивомонетчик», словно речь идет о неких высоких категориях. Это словосочетание построено из двух взаимоисключающих частей, которые сосуществуют как вполне законные.

Порой нелепость возникает благодаря употреблению бессмысленных, неувязывающихся между собой деталей. Герой рассказа Виктора Ерофеева в подобном ключе формулирует цель своей поездки на родину Дантеса: у меня есть партийное задание от моей интеллигентной мамы - плюнуть на могилу убийцы «нашего всего».

Остроумная нелепость добавит веселья в будни и пригодится на любом празднике. На этом приеме построен, например, жанр пародии.

7. Парадокс.

После абсурда и нелепости есть смысл коснуться парадоксов. Этот самый, пожалуй, замысловатый прием остроумия, рождается порой из банальных фраз о здоровье, деньгах, взаимоотношениях.

«Мы не настолько богаты, чтобы покупать дешевые вещи», - вслед за европейцами повторяем и мы. А вот парадоксальная шутка О. Уальда: «Когда люди соглашаются со мною, я вижу, что я не прав».

В видимой бессмыслице как бы открываются новые смыслы. Модная писательница Оксана Робски в романе «Про любоff» со знанием дела изрекает парадокс: «чем больше у тебя денег, тем дороже тебе обходятся отношения».

8. Двуликие слова.

Двусмысленность может получиться благодаря игре слов, которые по науке называются «омонимы», то есть одинаково звучащие. Возьмите хотя бы лук: он же - оружие, он же (на слух) - поле с травой, он же - овощ. На этом построены многие шутки в КВНе и владения приемом двуликих слов в своих программах не обходится ни один профессиональный ведущий праздника.

На двойном истолковании построен анекдот Б.Шоу про то, что в ресторане, в котором громко и бездарно играл оркестр, один из посетителей спросил официанта: «Играют ли музыканты по заказу?» — «Конечно». — «В таком случае передайте им фунт стерлингов, и пусть они сыграют в покер». Одно и то же слово «играть» применено в разных смыслах, тем самым очень тонко сделано замечание о непрофессионализме музыкантов.

Поэт Черный тоже использовал омонимы:

«На столе четыре папки, все на месте.

Все точь-в-точь.

Ну-с, пороемся у папки -

что он пишет день и ночь?»

9. Повторенье

Хорошенько рассмешить можно благодаря простейшему приему повторения. Так строятся многие анекдоты.

Например, о лекторе, который, ради привлечения внимания аудитории, периодически повторяет фразу «чтобы не забеременеть, нужно…». В конце лекции его все-таки спросили, что же нужно?

Пить кефир, - ответил он.

До или после? - настаивали студентки.

Вместо, милочки! Вместо!

Так на повторе одной фразы выстроилась целая ситуация. Так же, например, ведущий может взять за основной мотив праздника какую-нибудь и, в зависимости от ситуации, повторять ее на все манеры и с разными интонациями.

Одни и те же слова, произнесенные в разных комбинациях, тоже звучат довольно остроумно: кого хочу - не знаю, кого знаю - не хочу. «Наиболее непостижимая вещь в мире заключается в том, что мир постижим» (А.Энштейн). «Мой муж знает сопромат, а я знаю себе цену». Или избитое: хотеть не вредно, вредно не хотеть

10. Смешение стилей.

В этом приеме остроумия (смешение стилей) может попрактиковаться любой начинающий шутник. Его можно использовать и в кругу друзей, и на празднике, и просто придумывая поздравление собственной маме.

Принцип таков: обо всем важном говорим с небрежностью, зато все второстепенное выпячиваем напоказ, используем заумные слова и даже термины.

Самый лучший пример смешения стилей - это манера общения старика Хоттабыча с пионером Волькой (повесть Л. Лагина): «Что ты, о бриллиант моей души, подразумеваешь под этим неизвестным мне словом «балда?» - с любопытством осведомился Хоттабыч».

Показательный пример смешения речевых стилей - выражение Ильфа и Петрова: «Харч богов». Здесь «высокий штиль» смешан с просторечием и получилось неожиданно, остроумно и смешно.

11. Противопоставление и усиление

Эти приемы построены на том, что и противопоставление и усиление - должны быть ложными, иначе смешно не будет.

Противопоставление: нужно так выстроить фразу, чтобы ее части как бы противоречили друг другу, но на самом деле лишь подтверждали одно другим.

Забытый поэт Баратынский использует это в описании любви:

«Мы пьем в любви отраву сладку;

Но все ж отраву пьем мы в ней…»

Сначала стих вроде бы утешает читателя и примиряет между собой понятия: «сладости» и «отравы», но его вторая часть «настаивает» на неприглядном воздействии любви на организм.

В прозе мастерски владели этим приемом Ильф и Петров: «Никто нас не любит, если не считать уголовного розыска, который тоже нас не любит».

При ложном усилении - начало и конец фразы внешне подтверждают и усугубляют смысл, на самом деле опровергая ранее сказанное.

У Ахматовой:

«Хорошо твои слова баюкают:

Третий месяц я от них не сплю».

И прозаическое - известная шутка М. Твена: «Бросать курить легко. Я бросал раз пятьдесят».

Владение данными приемами остроумия для ведущего праздников - жизненно необходимо, всем остальным - просто может значительно украсить жизнь!

Можно ли научиться самому придумывать остроты? Почему бы нет? Никто не мешает нам попробовать - начать стоит с того, что позаимствовать пару приемов у великих. Очень хорошо развивает навык удачно острить, например, такое упражнение: к каждому известному приему остроумия: намек, парадокс, ирония и т.д. - найти примеры в литературе или придумать свои.

Сам процесс: чтения чужих острот и вникания в секрет - почему смешно, а тем более, попытка придумать свои шутки - доставляет массу удовольствия. А полученное умение помогает стать по-настоящему веселым и успешным человеком, а тем, кто развлечение сделал своей профессией, непревзойденным ведущим праздника.

Содержание статьи:

Остроумие - это способность искрометно и лаконично выражать свои мысли. У некоторых людей подобное качество является наследственной предрасположенностью. Однако далеко не каждый человек может похвастаться способностью блистательной фразой привлечь внимание аудитории. Не стоит в данном случае отчаиваться, потому что умение вставить в беседу острое слово реально развить.

Причины косноязычия у человека

Даже умные люди могут чувствовать себя скованно в компании, где собрались любители пошутить над собой и окружающими.

Причины отсутствия остроумия в речи следует искать в следующих факторах:

  • Неуверенность в себе . Сложно блистать в обществе тому человеку, который невысокого мнения о своей персоне. При существующих комплексах он будет постоянно пытаться стать невидимкой рядом с более раскрепощенными ораторами.
  • Горький опыт в прошлом . Когда-то, будучи прилюдно осмеянным, сложно в дальнейшем сыпать остротами. Публичное унижение - серьезное испытание для любого человека с чувством собственного достоинства.
  • Проблема с дикцией . Заикание и шепелявенье мешают в некоторых случаях грамотно озвучивать свои мысли даже при отличном чувстве юмора.
  • Навязывание стереотипов . Современное общество часто смеется над шаблонными шутками определенного формата. Авторский юмор порой не приветствуется, что приводит в конечном итоге к косноязычию у вполне остроумных людей.
  • Недостаток образования . Не всем, как говорится, спутники запускать и пускать реки вспять. Остроумие все же подразумевает наличие у человека определенной интеллектуальной базы.
Перечисленные причины косноязычия реально исправить собственными силами. Стать активным участником любых дебатов можно даже при проблемах с дикцией.

Как развить у себя остроумие

Ораторское мастерство обычно приобретается при поэтапной работе над данным вопросом. Для начала необходимо освоить азы риторики, чтобы грамотно оформлять свои реплики.


Психологи разработали ряд советов по борьбе с косноязычием, которые выглядят следующим образом:
  1. Расширение кругозора . Для того чтобы красиво изъясняться, необходимо знать то, о чем говоришь. Человек с минимальной базой информации априори не может быть остроумной особой. Следует стать универсальной личностью, которая понемногу разбирается во многих областях жизнедеятельности человека.
  2. Чтение литературы в ироническом стиле . Чужие остроты очень часто помогают сформировать в дальнейшем собственные шутки. В данном случае специалисты рекомендуют читать Зощенко, Ильфа и Петрова. Именно на этом классическом примере стоит поучиться владеть словом.
  3. Развитие самоиронии . Умение посмеяться над собой дорогого стоит. Желание иронизировать исключительно над окружающими называется желчностью, что отталкивает людей. Способность метко указать на собственные недостатки может сделать из человека популярную личность.
  4. Ознакомление с английским юмором . Именно он считается образцом сдержанности и четкого знания озвученного вопроса. Понять его могут исключительно умные люди, к общению с которыми необходимо стремиться. Метать бисер перед глупцами не имеет никакого смысла.
  5. Избавление от стереотипов . Штампы в выражениях должны полностью исчезнуть из лексикона человека, который задумался над вопросом, как научиться остроумию. Стоит пересмотреть свой словарный запас, который рекомендуется пополнить словами в стиле шуток-прибауток.
  6. Выступление на публике . Чтобы избавиться от излишней застенчивости и боязни выражать свои мысли перед другими людьми, необходимо начать принимать участие в различных творческих мероприятиях.
  7. Работа над актерским мастерством . Некоторые люди даже удачную шутку преподносят так, что никто в ответ не улыбается. Громко хохочущий над собственными остротами человек выглядит по крайней мере нелепо. Важно выдержать некоторую эффектную паузу, выдав затем перл, который будет иметь эффект разорвавшейся бомбы.
  8. Употребление гиперболы . Очень часто улыбку вызывает монолог человека, который не скупится на преувеличение. При этом оно должно быть уместным и искрометным. При лишнем весе можно сказать о себе, что сытый голодному не товарищ (добротная свинья тощему гусю не подспорье) и хорошего человека должно быть по максимуму больше при огромном везении.
  9. Умеренность в шутках . Хорошего должно быть понемногу. Следовательно, излишества в разговоре бывают часто неуместны. Язвительность в комментариях также нельзя считать остроумием. Каждая шутка должна быть строго нормирована во избежание конфликта с собеседником. Например, фраза о том, что ты сегодня так же выглядишь, как я себя чувствую, может быть воспринята как завуалированное оскорбление.
  10. Поиск ассоциаций . Перенесение свойств одного предмета на другой довольно часто становится отличной шуткой. Метафоры и обработка уже известных выражений делают речь человека не только еще более интересной, но и позволяют ему отпускать удачные остроты. В качестве примера можно привести фразу о том, что дареной квартире в санузел не смотрят.
  11. Анализ выступления юмористов . Не только ознакомление с соответствующей литературой помогает развить у себя остроумие. Необходимо по возможности посещать творческие вечера, где выступают юмористы для того, чтобы подзарядиться их энергией и оптимизмом.
  12. Просмотр комедийных фильмов и сериалов . Выбирать необходимо качественные проекты, которые реально наполнены отличным юмором. Иногда даже в шутливом сериале для домохозяек реально почерпнуть для себя множество полезной информации.
  13. Ведение дневника острот . Удачные шутки знакомых или знаменитых людей необходимо записывать. Если удалось тонко сострить самому, то это в обязательном порядке должно быть занесено в дневник и обведено ярким маркером.
Искусство владения словом - тонкий и деликатный процесс, потому что некоторые шутки выглядят откровенным хамством. Черный юмор также будет понят далеко не каждым человеком. Выражения с примесью цинизма в основном выглядят неэстетично и вульгарно.

Основные методики развития остроумия


Механизм вызывания улыбки и смеха у окружающих на самом деле довольно прост. Специалисты в жанре юмора советуют использовать следующие приемы для того, чтобы стать популярной особой:
  • Преувеличенный комизм . Билл Косби, знаменитый американский комик, умел простые истины превращать в шутки. Всем известно выражение, что 1+1 однозначно не может быть три, а является цифрой два. Однако в юморе это соединение двух чисел превращается в число 11. На вопрос, как у вас дела, можно отреагировать по-разному. Все нормально, падаю («В бой идут одни старики») - один из вариантов ответа.
  • Цитирование . Иногда можно прослыть остряком, если уметь к месту употреблять высказывания знаменитых комиков. Если же при этом удалось удачно их скопировать и даже превзойти в юморе, то можно смело пожинать заслуженные плоды всеобщего восхищения. При этом не рекомендуется превращаться в цитатник-автомат, потому что можно повторить судьбу Кеши из мультипликационного фильма о блудном попугае.
  • Новшества в словах . Уже известные выражения настолько приелись, что пришло время их видоизменить. Гораздо интереснее выглядят высказывания типа «я всего допился сам», «не надо печалиться - вся жесть впереди» и «ты никакой, как все».
  • Каламбур . Перестановка слов или букв иногда выглядит довольно смешно. Главное при этом не перегнуть палку: «броненосец Потемкин - бронетемкин поносец» не является примером остроумия.
  • Прямая расшифровка слов . Если был задан вопрос или высказано определенное предположение, то можно парировать его непосредственной оценкой услышанного. В этом случае сразу вспоминаются реплики Алексея Баталова в фильме «Москва слезам не верит», которые являются классическим примером прямой расшифровки слов.
  • Игра с речевыми шаблонами . Данный прием подразумевает неожиданное окончание высказывания. «Баба с возу - кобыла в курсе дела» является одним из примеров подобной словесной игры. Чем неожиданнее будет развенчание уже имеющегося шаблона, тем больший эффект оно произведет на аудиторию.

Упражнения по развитию остроумия


Азы риторики подразумевают постоянную тренировку не только своего речевого аппарата. Развитие остроумия необходимо начать со следующей практической части работы над собой:
  1. Лингвистическая пирамида . При этом упражнении необходимо научиться распределять предметы по категориям. Например, можно взять ту же линейку в виде объекта для анализа. Дальнейшая цепочка выстраивается по принципу того, что она относится к чертежным инструментам. Следующий шаг - поиск разновидностей линеек. Они могут быть пластмассовые, деревянные, металлические и стеклянные. Подобные рассуждения являются началом построения лингвистической пирамиды. Затем необходимо провести сравнение линейки с другими измерительными инструментами. Такое упражнение позволяет развить навыки обобщения в виде осмысления аналогий.
  2. Ассоциативная расшифровка . Легкость в речи развивается при помощи подобного раскрепощения своей фантазии. Для выполнения этого упражнения понадобится помощник, который обладает чувством юмора. Он должен выбрать какой-либо предмет или абстрактное понятие и предложить знакомому предоставить максимальную информацию о нем. Рассказ-расшифровка должна быть в стиле описания старых валенок Тихона из «Двенадцати стульев», которые однозначно не озонировали воздух в дворницкой.
  3. Поиск черной кошки в темной комнате . Данное упражнение подразумевает ответить на вопрос, который является абсолютно абсурдным. Подобные эксперименты любил проводить Льюис Кэрролл, который своей склонностью к запутыванию читателя превзошел всех знаменитых писателей. Его вопрос о том, что общего между столом и вороном до сих пор вызывает у остряков желание лишний раз пошутить на эту тему.
  4. Разговор с зеркалом . Оттачивать свое остроумие следует изначально не с реальным собеседником. Необходимо ежедневно вести монологи с отображением в зеркале, описывая собственные положительные и отрицательные качества. Шутить при этом необходимо по максимуму в стиле «хорош мерзавец» или «жизнь несется по ухабам - нам-то что, красивым бабам». Подобное упражнение поможет со временем раскрепоститься в беседе с людьми.
  5. Словесный пинг-понг при помощи прилагательных . Для выполнения этого упражнения необходимо обратиться за помощью к другу. Рекомендуется организовать пикировку, наделяя привычные предметы и явления необычными характеристиками. Это могут быть определения в виде скучного супа, игривой зануды, кислой страсти и т.д.
  6. Нестандартное решение проблемы . При абстрактном и креативном мышлении довольно легко развить у себя остроумие. Необходимо попросить друга озвучить проблему, которая существует в его жизни. Задача заключается в том, чтобы предложить ему свои варианты выхода из сложной ситуации. При этом решения должны быть нестандартными и выполняться при помощи самых нереальных средств.
Как развить остроумие - смотрите на видео:


При вопросе, как развить остроумие, следует в первую очередь поверить в свои силы. В ином случае ни одно упражнение не поможет стать интересным собеседником для окружающих людей. К тому же существует список запретных тем, над которыми шутить не стоит. К ним относятся понятия вероисповедания собеседников, их гражданская позиция, взгляды на нормы морали, имеющаяся физическая или умственная ущербность. На тему секса также необходимо острить аккуратно, потому что часто фривольное высказывание со стороны будет выглядеть как половая распущенность. Такт, короткие и меткие фразы, умение посмеяться над собой являются главными составляющими отличного юмора.