Энергосберегающие

Каким детям требуется развивать коммуникативные способности. Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Каким детям требуется развивать коммуникативные способности. Особенности развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста

Мы живем в интересную эпоху, когда живое общение сменяется электронными коммуникациями. Многие малыши осваивают планшеты и родительские смартфоны, не достигнув и двухлетнего возраста. Правда, при этом у многих детей имеются социально-психологические проблемы в общении с окружающими: они не только не умеют, но и, как может показаться, не хотят общаться. Недостаточное развитие коммуникативных навыков у дошкольников вызывает серьезное беспокойство у психологов и преподавателей, ведь общение - обязательный атрибут развития любой человеческой личности. Поэтому если вы хотите научить малыша успешно общаться со взрослыми и сверстниками, эта статья обязательно вам пригодится.

Коммуникация детей — важный элемент социализации

Эффективное коммуникативное развитие — основы

Общаться в той или иной форме умеет каждый человек с самого раннего возраста. Когда малыш плачет, стараясь обратить на себя внимание мамы, он уже вступает в коммуникацию и социально взаимодействует с другими людьми. Однако для того чтобы достигнуть успеха этого недостаточно. Важно, чтобы ребенок умел эффективно выстраивать общение с другими людьми.


Что такое коммуникативные способности у детей

Психологи утверждают, что успешное общение складывается из нескольких факторов:

  • Желание общаться. Без мотивации эффективное общение невозможно. Например, все знают о таком заболевании, как аутизм. У многих аутистов отсутствуют интеллектуальные проблемы: у них просто нет мотивации впускать в свой внутренний мир других людей. Развитые психологически, они не развиты социально.
  • Способность слышать и слушать собеседника. Важно испытывать интерес к другим людям и понимать их сообщения.
  • Эмоциональное взаимодействие. Без сочувствия и сопереживания эффективное общение невозможно.
  • Умение правилами общения. Существуют определенные неписанные нормы коммуникации, которые могут отличаться в разных обществах. Ребенок должен овладеть этими нормами, иначе в будущем у него возникнут неминуемые сложности. Например, одной из норм общения является необходимость быть вежливым. Если ребенок будет игнорировать это правило, он прослывет грубияном.

Совет: если вы не хотите, чтобы ваш ребенок испытывал трудности в общении с окружающими, ограничивайте его «отношения» с компьютером, телевизором или планшетом.


Дети, проводящие много времени с гаджетами, не умеют общаться

Взаимодействуя с этими приборами, ребенок пассивно воспринимает информацию, а для эффективной коммуникации этого недостаточно. Доказано, что дети, которые слишком часто играют в компьютерные игры с раннего детства, хуже разговаривают и испытывают сложности с пониманием эмоциональных реакций окружающих.


Статистические данные об уровне развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста

Влияние семьи на коммуникативные навыки дошкольника

Семья - наиболее значимая для детей раннего возраста социальная структура, где и формируются навыки общения с окружающими. Для того чтобы ребенок осознал важность социального взаимодействия и обрел навыки эффективной коммуникации, следует придерживаться следующих правил:

  • Подавайте позитивный пример. Если родители разговаривают друг с другом при ребенке, а не занимаются каждый своим делом, малыш будет активно брать пример с мамы и папы.
  • Разговаривайте с ребенком. Даже недавно родившиеся дети реагируют на обращенную к ним речь. Родителям следует обращаться к малышу, комментировать свои действия, читать вслух сказки. Когда ребенок научится разговаривать, очень важно обсуждать с ним впечатления, полученные за день, задавать вопросы, требующие развернутого ответа, и т. д. Последнее очень важно: родители должны научиться формулировать вопросы таким образом, чтобы ребенок не мог ограничиваться простыми ответами вроде «да» или «нет».
  • Читайте ребенку сказки с последующим обсуждением мотивов поведения персонажей. Задавайте как можно больше вопросов: «Почему герой повел себя определенным образом?», «Почему герою не удалось добиться цели?», «Что бы ты делал на месте персонажа?» и т. д..
  • Поощряйте общение ребенка со сверстниками. Развивающие группы, игровые площадки и детские клубы способствуют быстрому развитию коммуникативных навыков. Изоляция же малыша может стать причиной серьезных проблем с адаптацией в коллективе в будущем;
  • Не стремитесь выполнять «невербальные» просьбы ребенка. Дайте ему возможность объяснить, чего он хочет. Многие родители пытаются предугадать потребности ребенка прежде, чем он успеет вымолвить хотя бы слово. Это сильно тормозит коммуникативное развитие: пусть малыш сам скажет вам, чего он хочет. На ранних этапах это может быть одно слово, например, «вода», «кукла», «мяч». Когда ребенок освоит речь лучше, научите его формулировать развернутые просьбы к окружающим.
  • Мягко объясняйте, что некоторые формы коммуникативного поведения социально недопустимы. Например, если ребенок требует дать ему какую-либо игрушку, не говоря при этом «пожалуйста», скажите, что это невежливо.

Общение со взрослыми должно быть постоянным и доброжелательным

Совет: для чтения выбирайте сказки и истории, персонажи которых взаимодействуют друг с другом. Это позволит ребенку лучше усвоить коммуникативные навыки.

Игровое обучение

Коммуникативное развитие у дошкольников осуществляется в процессе игры. Очень важно, чтобы игровой процесс приносил пользу, способствовал отработке необходимых навыков. В ходе игры ребенок учится понимать глубинные мотивы поведения и осваивает базовые навыки человеческой коммуникации.


Совместная игровая деятельность развивает умения общаться

Игры должны быть разнообразными и разноплановыми: это способствует развитию гармоничной личности, которая будет успешно ориентироваться в социальном взаимодействии.

Для развития социально-коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста можно использовать следующие игровые методики:

Разыгрывайте сценки из сказок. При этом вы можете либо использовать игрушки, либо на некоторое время превратиться в актеров. Например, вы можете разыгрывать сюжеты русских народных сказок: они достаточно поучительны и дают много пищи для обсуждений и размышлений. После игры обязательно обсудите с ребенком, почему герои вели себя определенным образом, например, не слушались старших, и к каким последствиям привело подобное поведение.


Настольный театр — способ развития умения общаться

Предлагайте ребенку различные ситуации для обсуждения. Например, спросите его, что он будет делать, если захочет, чтобы другие ребята приняли его в свою игру. Обсудите несколько вариантов поведения, устройте небольшие импровизированные «ролевые игры». Пусть ребенок расскажет, как можно себя вести в таком случае, а как - нельзя.

Для развития эмпатии подойдет следующее упражнение. Предложите ребенку представить, что он попал в волшебный магазин, роль продавца в котором будете играть вы. Пусть малыш выберет подарки для своих родственников и друзей. Это может быть все, что угодно: от нового автомобиля до букета цветов. Главное - попросить ребенка мотивировать свой выбор. Эта игра позволит развить очень важный навык: способность встать на место другого человека и представить себе его потребности и ожидания.


Условия для развития коммуникативных способностей

Совет: постарайтесь не повышать на ребенка голос. Любую ситуацию можно решить мирным путем: важно, чтобы малыш умел договариваться, а не добиваться своего силой.

Как развить навыки невербального общения?

Эффективная коммуникация немыслима без развитых навыков невербального общения. Важно уметь проявлять определенный артистизм, чтобы доносить свои мысли и эмоции окружающим людям. Развить навыки невербального общения помогут простые упражнения:

  • введите традицию домашних театральных постановок. Вы можете использовать для своих постановок пальчиковые куклы или бумажные фигурки. Пусть ребенок научится выражать эмоции персонажа посредством интонации, темпа речи и других «инструментов»;
  • попросите ребенка показать, как сидят, ходят или бегают персонажи его любимых сказок. Пусть он изобразит, как передвигаются хитрая Лиса, наивный Колобок, злой Волк;
  • отлично помогает развить навыки невербального общения игра под названием «Море волнуется раз». Изображая различных персонажей, ребенок учится вживаться в их роли, развивая тем самым свою способность к эмпатии и сопереживанию;
  • попросите ребенка представить, что перед ним Царевна-Несмеяна. Пусть он попробует рассмешить ее, не прибегая к речи. В роли Царевны-Несмеяны может выступать кукла, старшая сестра или даже мама малыша.

Совет: интересно, что лучше всего развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста происходит в том случае, если они с раннего возраста занимаются в спортивных секциях.


Занятие по развитию навыков общения в детских садах проводятся регулярно

Малыши в таких секциях не только избавляются от мышечной скованности, но и взаимодействуют с ровесниками. Поэтому если вы хотите, чтобы ваш ребенок вырос общительным человеком, постарайтесь определить, какой вид спорта ему наиболее интересен. Это могут быть танцы, плавание, детская гимнастика и т. д. Главное - выбрать такое занятие, которое причиняет ребенку радость.

Самопознание как фактор эффективного общения

По-настоящему успешным в коммуникации может быть только человек, который хорошо знает себя. Поэтому очень важно научить дошкольника ориентироваться в собственной личности и своих эмоциях:

  • обсуждайте с ребенком его чувства. Задавайте малышу вопросы о том, что и почему его огорчило, а что - обрадовало;
  • попросите ребенка нарисовать собственный автопортрет. Пусть он расскажет, почему выбрал те или иные цвета, окружил себя определенными предметами и т.д;
  • если ребенок ведет себя неподобающим образом, не старайтесь исправить его поведение криком. Спросите, почему поведение малыша недопустимо и почему оно вызвало у родителей негативную реакцию;
  • никогда не обзывайте ребенка и не вешайте на него «ярлыки». Это способствует формированию негативной Я-концепции. Помните: критиковать можно поведение, а не личность. Научитесь говорить: «Я недоволен твоим поведением, потому что…», а не «Ты плохой»;
  • воздержитесь от излишней критики ребенка.

Методы развития умений коммуниковать

Конечно, не стоит ударяться в другую крайность и хвалить все, что делает малыш: важно найти золотую середину. Дети, которых критикую слишком часто, могут вырасти болезненно стеснительными: они заранее бояться сделать что-то, что вызовет негативную реакцию. Лучше взять на вооружение стратегию «Ты делаешь хорошо, но я могу помочь тебе сделать еще лучше».

Совет: развитие коммуникативных способностей у дошкольников немыслимо без параллельного развития логического мышления.


Театрализованная деятельность как метод коммуникативного развития

Ведь в процессе коммуникативного развития очень важно предугадывать реакцию собеседника и учиться правильно выстраивать собственную речь.

Основная задача родителей дошкольников - научить детей взаимодействовать с окружающими, как с другими детьми, так и со взрослыми, и быть частью общества. Сделать это очень важно: чем лучше ребенок владеет приемами коммуникации, тем проще будет происходить его адаптация к школьному коллективу!

В современном обществе дети все чаще взаимодействуют с планшетами и телефонами, а не с живыми людьми.

Для родителей проще усадить малыша смотреть мультик, чем создать условия, в которых дошкольник может общаться со сверстниками.

Это приводит к сложностям в освоении дошколятами коммуникативных навыков.

Начало формирования способностей у дошколят

Зачастую так бывает — чем младше малыш, тем он более открыт и общителен. Дети двух лет легко идут на контакт, заводят знакомства, обмениваются игрушками. Спустя пару лет под влиянием примера взрослых, их занятости желание налаживать контакты в общении пропадает. В результате возникает необходимость целенаправленно учить дошкольников эффективно общаться.

СПРАВКА: Под коммуникативным развитием детей дошкольного возраста понимают целенаправленное обучение навыкам эффективного взаимодействия, совместной деятельности, общения.

Среди таких навыков выделяют:

  • способность ставить себя на место другого человека, сопереживать;
  • способность и желание заботиться об окружающих;
  • способность сдерживать или адекватно выражать эмоции;
  • способность понимать и принимать мнение другого человека.

Несомненно, начало формированию этих навыков закладывают родители и близкие родственники . Затем к этому процессу подключаются ясли и детские садики.

Социально-коммуникативное воспитание дошкольников: цели и задачи

Социально коммуникативное развитие детей дошкольного возраста — одно из важнейших направлений в воспитании дошкольников.

Это те умения и навыки, которые пригодятся воспитанникам детских садов, когда они станут взрослыми.

ВАЖНО! Цель данного направления — социализация дошкольников, приобщение их к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, традициям семьи и государства.

В рамках этой цели выделяют следующие задачи :

  1. В процессе воспитания создать условия, в которых дошкольники смогут принять и освоить ценности и нормы общества.
  2. Развивать умение детей сопереживать, доброжелательно общаться и взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
  3. Помочь детям стать самостоятельными, целеустремленными, научиться самостоятельно регулировать собственную деятельность.
  4. Сформировать у них уважение к собственной семье, коллективу, в котором они находятся, а так же положительное отношение к труду и творчеству.
  5. Научить детей безопасно вести себя в быту, в обществе, на природе. Подготовить их к взаимодействию со сверстниками.

Модели воспитания ребенка в семье


Семья — это первый коллектив, в котором оказывается маленький человек.

И не удивительно, что она накладывает отпечаток на характер общения ребенка.

Правильное поведение родителей в семье помогает малышу быстрее вливаться в коллектив и легче находить контакт с другими ребятами и взрослыми.

ВНИМАНИЕ! Психологи выделяют следующие модели поведения в семье, которые негативно сказываются на социализации дошкольников.

К ним относят:

  1. «Гордость семьи» — в этом случае ребенок растет избалованным, капризным и эгоистичным.
  2. «Мамин или папин любимчик» — такой малыш привыкает во всем соперничать с другими, добиваться внимания.
  3. «Послушная умница» — этим детям настолько внушают правила приличий, что зачастую пренебрегают их личными интересами. В результате, вырвавшиеся из-под опеки, дети могут совершать действительно асоциальные поступки.
  4. «Бедная золушка» растет с мнением о себе, как о гадком утенке, который должен прислуживать остальным. У таких деток огромный комплекс неполноценности, чувство зависти, зависимость.
  5. «Хрустальная ваза» — дети, которых оберегают от малейшего дуновения ветерка. Они растут несамостоятельными и безынициативными.
  6. «Ходячая проблема» — это чрезвычайно активные детки, которые доставляют проблемы родителям. Чаще всего это связано с тем, что никто не занимается их воспитанием.
  7. «Виновник всех бед» — на такого ребенка взрослые выгружают свое плохое настроение, обвиняя его во всех несчастьях. В этих условиях малыш растет запуганным и одиноким.

Вышеперечисленных проблем можно избежать, если относиться к ребенку с уважением, разговаривать, объясняя причины тех или иных поступков и решения, быть справедливым.

Игры для дошколят 5-6 лет


Большую часть времени дошколята проводят в игре.

Коммуникативные игры учат взаимодействию, правилам общения, способам действовать в мире.

Их можно разделить на следующие типы:

Раскрепощающие

Они позволяют справиться с зажатостью.

  • «Море волнуется» . Ведущий произносит стишок: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура замри». Пока звучат слова, дети двигаются в свободном порядке по площадке. На последнем слове участники игры замирают в причудливых позах. Ведущий старается рассмешить игроков и вынудить их пошевелиться.
  • «Дракон» : игроки встают в линию и берут друг друга за плечи — становятся драконом. «Голова» должна догнать «хвост» и коснуться его. Когда «голова»поймала «хвост», она встает на его место. Играют пока все участники не побывает в роли «хвоста» и «головы».

Игры на вербальное взаимодействие

  • «Испорченный телефон», «Цепочка слов» . Ведущий придумывает цепочки из слов (одно, два, три слова, постепенно увеличивая их количество), а тот, на кого он укажет, должен повторить все слова в правильном порядке.

Игры на невербальное взаимодействие

  • «Крокодил» . Ведущий загадывает слово одному из участников, а тот должен показать его остальным при помощи мимики и жестов, не используя звуков и слов.

Игры на взаимодействие

  • «Сиамские близнецы» . Дети разбиваются на пары, им связывают вместе по одной руке. Свободными руками они должны нарисовать определенный предмет.

Игры на различение эмоций

  • Участники показывают эмоции мимикой или рисунками. «Доброе животное» : Ведущий тихо и загадочно говорит: «Встаньте в круг и возьмитесь за руки. Мы - одно огромное, доброе животное. Послушайте, как оно дышит! Теперь давайте подышим вместе! Вдох - шаг вперед, Выдох - шаг назад. А теперь на вдох сделаем два шага вперед, на выдох - два шага назад. Так не только животное дышит, так же ровно и четко стучит его огромное доброе сердце. Стук - шаг вперед, стук - шаг назад. Давайте возьмем дыхание и стук сердца этого животного себе».

Сюжетно-ролевые игры

  • Игроки учатся следовать правилам, договариваться.

Можно сделать вывод, что важно развивать навыки общения у дошкольников. Это задача как семьи, так и детского сада. Развитие коммуникативных способностей происходит в игре и взаимодействии со сверстниками.

Проблема развития общения в дошкольном возрасте относительно молодая, но интенсивно развивающаяся область возрастной психологии. Ее родоначальником, как и многих других проблем генетической психологии, был Ж. Пиаже. Именно он еще в 30-х гг. привлек внимание детских психологов к сверстнику, как к важному фактору и необходимому условию социального и психологического развития ребенка, способствующему разрушению эгоцентризма. Он утверждал, что только благодаря разделению точки зрения равных ребенку лиц -- сначала других детей, а по мере взросления ребенка, и взрослых -- подлинная логика и нравственность могут заменить эгоцентризм, свойственный всем детям и в отношении с другими людьми и в мышлении.

В трудах Л.С. Выгодского, М.И. Лисиной, А.В. Запорожца, Т.А. Репиной прослеживается мнение, что умение ребенка позитивно общаться позволяет ему комфортно жить в обществе людей; благодаря общению ребенок познает не только другого человека (взрослого или сверстника), но и самого себя.

Т.Д. Марцинковская подчеркивает, что общение со взрослым формирует практически все знания о самом себе, стимулирует познавательную активность ребенка. Общение со сверстниками актуализирует это знания, формируя у ребенка более правильный, адекватный образ самого себя.

В настоящее время число работ, посвященных общению детей увеличивается. Общению сверстников в дошкольном возрасте посвящаются не только отдельные статьи, но и целые монографии. В общем потоке литературы по этому вопросу можно выделить три различных направления исследований:

· Экспериментальный анализ процесса общения дошкольников и факторов, влияющих на него;

· Специфика общения сверстников и его отличие от общения ребенка со взрослым;

· Изучение взаимоотношений детей.

М.И. Лисина считает, что в дошкольном возрасте последовательно сменяют друг друга четыре формы общения ребенка со взрослым: ситуативно-личностное, ситуативно-деловое, внеситуативно-познавательное, внеситуативно-личностное и три формы общения со свертниками: эмоционально-практическое, ситуативно-деловое, внеситуативно-деловое. Изменяется содержание общения, его мотивы, коммуникативные навыки и умения, формируется один из компонентов психической готовности к обучению в школе - коммуникативный. Ребенок избирательно относится к взрослым, постепенно начиная сознавать свои отношения с ними: как они к нему относятся и чего они от него ждут, как он к ним относится и что от них ожидает. Интерес к сверстнику проявляется несколько позднее, чем интерес к взрослому. Общение ребенка со сверстниками складывается в различных объединениях. На развитие контактов с другими детьми влияет характер деятельности и наличие у ребенка умений для ее выполнения.

Яркая характеристика общения дошкольников - сверстников заключается в его чрезвычайной эмоциональной насыщенности. Это связано с тем, что начиная с четырехлетнего возраста для малыша более привлекательным партнером становится сверстник, а не взрослый.

Еще одной важной чертой контактов детей является их нестандартность и нерегламентированность. Если в общении со взрослым даже самые маленькие дети придерживаются определенных норм поведения, то при взаимодействии со сверстниками дошкольники ведут себя непринужденно. Общество сверстников помогает ребенку проявить свою оригинальность. Если взрослый прививает ребенку нормы поведения, то сверстник поощряет проявления индивидуальности.

К важным относится и такая особенность общения сверстников как преобладание инициативных действий над ответными. Для ребенка значительно важнее его собственное действие или высказывание, а инициатива сверстника в большинстве случаев им не поддерживается. В результате каждый говорит о своем, а партнера никто не слышит. Такая несогласованность коммуникативных действий детей часто порождает конфликты, протесты, обиды.

Перечисленные особенности характерны для детских контактов на протяжении всего дошкольного возраста (от 3 до 6-7 лет). Однако содержание общения детей не остаются неизменными в течение всех четырех лет: общение и отношения детей проходят сложный путь развития, в котором можно выделить три основных этапа - младший, средний и старший дошкольный возраст.

В младшем возрасте (в 2-4 года) ребёнку необходимо и достаточно, чтобы сверстник присоединился к его шалостям, поддержал и усилил общее веселье. Каждый участник такого эмоционального общения озабочен прежде всего тем, чтобы привлечь внимание к себе и получить эмоциональный отклик партнера. В сверстнике ребенок воспринимает лишь внимание к себе, а самого ровесника (его действия, желания, настроения), как правило, не замечают. Сверстник является для него всего лишь зеркалом, в котором он видит только себя. Общение в этом возрасте крайне ситуативно - оно целиком зависит от конкретной обстановки, в которой происходит взаимодействие, и от практических действий партнера.

Лишь только при помощи взрослого малыш может увидеть в сверстнике равноценную личность. Для этого следует обратить внимание дошкольника на привлекательные стороны ровесника.

Решительный перелом в отношении к сверстникам происходит у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Теперь уже дети сознательно предпочитают играть с другим ребенком, а не со взрослым или в одиночку. Главным содержанием общения детей в середине дошкольного возраста становится общее дело - игра. Если младшие дети играли рядом, но не вместе, то при деловом общении дошкольники учатся согласовывать свои действия с поступками партнера и достигать общего результата. Такого рода взаимодействие называется сотрудничеством. Оно в этом возрасте превалирует в общении детей.

На этом этапе не менее отчетливо проявляется потребность в признании и уважении со стороны сверстника. Ребенок стремится привлечь внимание других, чутко ловит в их взглядах и мимике признаки отношения к себе, демонстрирует обиду в ответ на невнимание или упреки партнеров. "Невидимость" сверстника превращается в пристальный интерес ко всему, что тот делает. В четырех-пятилетнем возрасте дети пристально и ревниво наблюдают за действиями сверстников и оценивают их: часто спрашивают у взрослых об успехах их товарищей, демонстрируют свои преимущества, пытаются скрыть от сверстников свои промахи и неудачи. В детском общении появляется конкурентное, соревновательное начало. Реакции детей на мнение взрослого также становятся более острыми и эмоциональными. Успехи сверстников могут вызвать огорчения детей, а него неудачи вызывают нескрываемую радость. Именно в этом возрасте значительно возрастает число детских конфликтов, открыто проявляются зависть, ревность, обида на ровесника.

Дошкольник составляет мнение о самом себе, постоянно сравнивая себя с однолетками. Но целью этого сравнения становится не обнаружение общности, а противопоставление себя другому. Все это порождает многочисленные конфликты детей и такие явления, как хвастовство, действия напоказ, соперничеств, которые можно рассматривать как возрастные особенности пятилеток.

К старшему дошкольному возрасту (6-7 лет) у детей снова существенно меняется отношение к одногодкам. В это время ребенка способен к внеситуативному общению, никак не связанному с тем, что происходит здесь и сейчас. Дети рассказывают друг другу о том, где они были и что видели, делятся своими планами или предпочтениями, дают оценки качествам и поступкам других детей. В этом возрасте между ними уже возможно общение в привычном понимании этого слова, то есть не связанное с играми и игрушками.

Существенно меняются и отношения между ними. К 6 годам значительно возрастает дружелюбность и эмоциональная вовлеченность ребенка в деятельность и переживания сверстников. Часто старшие дошкольники внимательно наблюдают за действиями ровесников и эмоционально включены в них. Достаточно часто даже вопреки правилам игры они стремятся помочь одногодку, подсказать ему правильный ход, защищают товарища или даже могут поддержать его "противостояние" взрослому. При этом конкурентное, соревновательное начало в общении детей сохраняется. Однако наряду с этим у старших дошкольников появляется умение видеть в партнере не только его игрушки, промахи или успехи, но и его желания, предпочтения, настроения. К шести годам у многих детей возникает желание помочь сверстнику, подарить или уступить ему что-то. Злорадство, зависть, конкурентность проявляются реже и не так остро, как в пятилетнем возрасте. Иногда дети уже способны сопереживать как успехам, так и неудачам ровесников. Такая эмоциональная вовлеченность в действия однолеток свидетельствует о том, что ровесники становятся для ребенка не только средством самоутверждения и сравнения с собой. На первый план выходит интерес к сверстнику как к самоценной личности, важной и интересной независимо от ее достижений и предметов, которыми она обладает.

К концу дошкольного возраста между детьми возникают устойчивые избирательные привязанности, появляются первые ростки дружбы.

В дошкольном возрасте очень важно развивать у детей коммуникативные способности. Это необходимо для того, чтобы дошкольники был адаптирован к жизни в социуме, имел активную и ответственную социальную позицию, смог реализовать себя, всегда мог найти общий язык с любым человеком и завести друзей. Коммуникативное развитие детей дошкольного возраста процесс довольно сложный и трудоемкий, но очень важный, ведь с развитием будет изменяться и его эмоциональная сфера, ребенок начинает сознавать и лучше контролировать свои эмоции.

Постоянная коммуникация и взаимодействие со взрослыми и сверстниками – важное условие развития психологически здорового ребенка. Конечно, необходимо обладать особым талантом, чтобы находить общий язык с любым человеком. Однако научиться держать беседу, с достоинством выходить из конфликтных ситуаций, приобретать знакомства может практически каждый. Как и остальные навыки, коммуникативные способности целесообразно развивать с самого детства. И в этом деле первые помощники – вы, уважаемые родители!

Но вначале ценный совет: в борьбе за коммуникабельность важно знать меру. Нельзя ставить детей в неловкое положение, заставлять выполнять ваше поручение или насильно знакомить с ребятишками. Демонстрируйте терпение и чуткость – только тогда чадо проявит инициативу. Обязательно повторите с ним правила поведения с незнакомцами на улице.

Правила эффективной детской коммуникации

  1. Расширяйте круг общения вашего малыша уже на втором году жизни. Это раньше ему было достаточно взаимодействия с родственниками в домашней обстановке. А двухлетним детям такого ограниченного пространства для расширения кругозора и потребности в социализации крайне не хватает.
  2. Учите при знакомстве называть себя и спрашивать имя собеседника. После нескольких повторов это войдет у вашего отпрыска в привычку. Поощряйте каждую попытку сближаться со сверстниками на детской площадке.
  3. Во время прогулки предлагайте ему поспрашивать, как дела у знакомого мальчика или девочки. Это можно сделать не только напрямую, но и через родителей приятеля. Несколько фраз – и маленькие друзья на следующий день будут не просто здороваться и говорить «до свидания», а делать первые попытки наладить диалог.
  4. Узнайте, что дошколенок хотел бы приобрести в магазине, и попросите озвучить собственный выбор продавщице. Если же он пока не может преодолеть застенчивость и неуверенность, не обвиняйте его в трусости. Оставшись наедине, уточните: «Тебе хотелось шоколадку? С орехами? А какую покупку мы сделаем завтра? Поможешь мне выбрать? О чем мы попросим тетю за прилавком?» Точно так же действуйте и в других публичных местах: в кафе, зоопарке, музее и театре.
  5. В детском коллективе острые моменты и бурные выяснения отношений происходят буквально на каждом шагу. Не стоит сразу же бросаться разводить спорщиков по разным углам песочницы, дайте им время самим преодолеть недопонимание. Конечно, если ситуация не накалилась до предела. Также научите ребенка не обострять конфликт из-за мелочей, и, вместе с тем, держаться с достоинством.
  6. Трехлетнему карапузу еще можно (и нужно) делать замечания во дворе, а вот со школьником следует проводить беседу только тет-а-тет. То же самое касается и новых приятелей: дошкольнику можно порекомендовать познакомиться с кем-то, а старшие дети самостоятельно должны подбирать себе компанию.
  7. Не забываем рассказывать об этикете и его правильном применении. Дети должны иметь четкое представление, как общаться с взрослым человеком или ровесником. Например, приятелю достаточно сказать «Привет» и «Пока», а вот для воспитателя или врача подходят более уважительные фразы – «Здравствуйте», «Всего доброго».

Давайте играть!


Коммуникативные умения формируются, в том числе, и в игровой деятельности. Не каждое развлечение способствует общительности, поэтому перечислим самые необходимые.

  • Ролевые игры

Они идеально подходят для развития навыков общения. Дети, надевая на себя различные «маски», обучаются рассматривать определенную вещь с множества сторон, оценивают свое поведение и поступки окружающих, в конце концов, стараются разговаривать друг с другом. Самая популярная версия – «Дочки-матери», а также масса других вариантов: посещение супермаркета, прием у врача, поход в зоопарк.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

  • Драматизации

Устраивать дома театрализованные представления – замечательная и очень полезная идея. Такие занятия раскрепощают, дают простор для воображения и творчества. Даже если вначале ваше чадо участвует в сценках как молчаливый зритель, все равно его словарный запас обогащается, а память становится крепче. Постепенно вовлекайте его в действие: задавайте вопросы по сказке, притворитесь, что не помните продолжения.

  • Игры с правилами

Подобные упражнения, а также всяческие состязания прививают усидчивость, внимательность, стремление к победе и учат взаимодействовать с другими людьми. Маленькие ребятишки уже знакомятся с условиями, которые надо выполнять: последовательность хода, результат. Часто малыши расстраиваются из-за проигрыша и даже пытаются поменять принципы игры. В раннем возрасте поддаваться можно, повышая тем самым уверенность своего отпрыска в себе, однако в остальном не уступайте – правила должны соблюдаться!

  • Мимика и жестикуляция

Прежде чем приступить к веселью, расскажите, что общаться можно не только словами, но и движениями (машем рукой) и мимическими средствами (улыбаемся). Изобразите косолапого мишку, а непоседа будет угадывать, потом поменяйтесь местами. Старшие детки обожают играть в «Ассоциации», когда водящий через жесты и ужимки обыгрывает какую-либо ситуацию или определение.

Дотошные читатели поинтересуются, а требуется ли вообще развивать эти самые коммуникативные способности? Допустим, у ребенка определенный тип личности, который не подразумевает желания взаимодействовать с большим количеством людей.

Мы согласны, что «ломать» ваше чадо не стоит, но помогать строить отношения с внешним миром просто необходимо. Рядом столько всего интересного, полезного, необычного, что без коммуникабельности прожить порой очень сложно. Поэтому задача родителей – научить маленького человечка черпать эту информацию самыми разными способами, а значит, деток необходимо обучать общению!

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: Обзор популярных методик раннего развития ребенка с видео консультациями и фильмами —

ВИДЕО: Как помочь ребенку развить коммуникативные навыки?

Каждый человек занимает в обществе вполне определенное место и, следовательно, всегда находится в соответствующих отношениях с окружающими людьми. Через процесс общения у человека появляется возможность понять себя и других людей, оценить их чувства и действия, а это, в свою очередь, реализовать себя и свои возможности в жизни и занять собственное место в обществе.

Что такое «Коммуникация»? Слово «коммуникация» происходит от латинского слова «communicatio», что переводится как «сообщение, передача», и «communicare», что означает «делать общим, беседовать, связывать, сообщать, передавать».

В словаре русского языка понятия «коммуникация» и «общение» с одной стороны, отождествляются, с другой стороны, выделяется информационный смысл понятия «коммуникация». «Коммуникация - это сообщение, общение».

Наиболее часто употребляемым в современной научной литературе является определение, данное Б.Д. Парыгиным, рассматривающим общение как «сложный многогранный процесс, который может выступать в одно и тоже время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их воздействия друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга».

Применительно к младшему школьному возрасту «коммуникативные умения» - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Существуют 3 группы умений, каждая из которых соответствует одной из трех сторон общения (коммуникативной, перцептивной и интерактивной). Группа умений, соответствующая коммуникативной стороне общения, - это цели, мотивы, средства и стимулы общения, умения четко излагать мысли, аргументировать, анализировать высказывания. Другая группа соответствует перцептивной стороне общения и включает понятия эмпатии, рефлексии, саморефлексии, умения слушать и слышать, правильно интерпретировать информацию, понимать подтексты. Третья группа - интерактивная сторона общения: понятие о соотношении рационального и эмоционального факторов в общении, самоорганизация общения, умение проводить беседу, собрание, увлечь за собой, сформулировать требование, умение поощрять, наказывать, общаться в конфликтных ситуациях.

Общение всегда направлено на другого человека.Общение предполагает внимание и интерес к другому человеку, без которого любое взаимодействие невозможно. Взгляд в глаза, внимание к словам и действиям другого свидетельствуют о том, что субъект воспринимает другого человека, что он направлен на него.

Структура коммуникативных умений младших школьников включает компоненты:

  • эмпатийный (стремление установить эмоциональный контакт в процессе общения, умение почувствовать эмоциональное состояние собеседника);
  • креативно-деятельностный (умение использовать приобретенные ранее коммуникативные знания, умения, навыки в новых ситуациях общения, самостоятельно конструировать социально одобряемые формы общения, проявлять инициативу в общении со взрослыми и сверстниками, конструктивно действовать в конфликтных ситуациях, использовать вербальные и невербальные средства коммуникации в различных ситуациях общения, стремление регулировать свои эмоциональные проявления);
  • оценочно-рефлексивный (умение адекватно оценивать свои качества личности и поступки в процессе общения, адекватно воспринимать и оценивать поступки и качества личности партнера по общению).

Опираясь на концепцию общения, можно выделить комплекс коммуникативных умений, овладение которыми способствует развитию личности, способной к продуктивному общению:

  • Межличностная коммуникация;
  • Межличностное взаимодействие;
  • Межличностное восприятие.
  • Составляющими коммуникативных умений являются:
    • умение слушать другого человека;
    • умение передавать информацию и принимать ее с нужным смыслом;
    • умение понимать другого;
    • умение сопереживать, сочувствовать;
    • умение адекватно оценивать себя и других;
    • умение принимать мнение другого;
    • умение решать конфликт;
    • умение взаимодействовать с членами коллектива.

Таким образом,коммуникативные умения - это освоенные детьми способы выполнения действий в процессе общения, зависящие от сформированности у них коммуникативных мотивов, потребностей, ценностных ориентации и обеспечивающие им условия для личностного развития, социальной адаптации, самостоятельной коммуникативной деятельности на основе субъект-субъектных взаимоотношений.

Границы младшего школьного возраста, совпадающие с периодом обучения в начальной школе, устанавливаются в настоящее время с 6-7 до 10 лет.

Младший школьный возраст связан с переходом ребенка к систематическому школьному обучению. Начало обучения младших школьников в школе ведет к коренному изменению социальной ситуации развития ребенка. Он становится «общественным» субъектом и имеет теперь социально значимые обязанности, выполнение которых получает общественную оценку. Вся система жизненных отношений ребенка перестраивается и во многом определяется тем, насколько успешно он справляется с новыми требованиями.

Ведущей становится учебная деятельность. В рамках учебной деятельности происходит дальнейшее физическое развитие ребенка, совершенствуются психофизиологические функции, формируются психологические новообразования, возникают сложные личностные новообразования. Эти новообразования характеризуют наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являются фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе.

Особенностью восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста является тесная связь его с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия. Зрительное восприятие становится ведущим при ознакомлении с окружающим миром, возрастают целенаправленность, планомерность, управляемость, осознанность восприятия, устанавливаются взаимосвязи восприятия с речью и мышлением, и, как следствие, восприятие интеллектуализируется.

Существенные изменения происходят в психологических процессах, связанных с памятью. У младших школьников более развита наглядно-образная память, они лучше сохраняют в памяти конкретные сведения: события, лица, предметы, факты, чем определения и объяснения. Ребенок лучше запоминает то, что для него представляет наибольший интерес, дает наилучшие впечатления. Младшие школьники склонны к запоминанию путем механического повторения, без осознания смысловых связей. Но постепенно усиливается роль и словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления (запоминание, воспроизведение, припоминание).

Доминирующей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. Младший школьник в своем развитии идет от анализа отдельного предмета, явления к анализу связей и отношений между предметами и явлениями. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешних свойств предметов и явлений к познанию их существенных свойств и признаков, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, понимать причинности явлений, строить элементарные умозаключения. Ребенок решает мыслительные задачи, представляя их условия, мышление становится внеситуативным.
Трудность выделения главного, существенного отчетливо проявляется в одном из основных видов учебной деятельности школьника - в пересказе текста. Психологи, исследовавшие особенности устного пересказа у младших школьников, заметили, что краткий пересказ дается детям гораздо труднее, чем подробный. Рассказать кратко - это значит выделить основное, отделить его от деталей, а именно этого дети не умеют. Со временем дети при воспроизведении учебного материала осваивают логические операции, как систематизация, обобщение, что приводит к более свободному и связному изложению мыслей.

Постепенно изменяется общий характер эмоционально чувственных переживаний младшего школьника в условиях учебной, трудовой, игровой деятельности. У детей всё больше развивается способность осознанно регулировать свои чувства, сдерживать их нежелательные проявления. Эмоциональные связи и отношения начинают подкрепляться нравственными оценками поведения каждого ребенка.

Переход от дошкольного к младшему школьному возрасту сопровождается развитием нормального возрастного кризиса развития - кризиса 7 лет. В период кризиса 7-ми лет проявляется то, что Л.С. Выготский называет обобщением переживаний. Цепь неудач или успехов (в учебе, в широком общении), каждый раз примерно одинаково переживаемых ребенком, приводит к формированию устойчивого аффективного комплекса - чувства неполноценности, унижения, оскорбленного самолюбия или чувства собственной значимости, компетентности, исключительности. Конечно, в дальнейшем эти аффективные образования могут изменяться, даже исчезать по мере накопления опыта другого рода. Но некоторые из них, подкрепляясь соответствующими событиями и оценками, будут фиксироваться в структуре личности и влиять на развитие самооценки ребенка, его уровня притязаний. Благодаря обобщению переживаний, в 7 лет появляется логика чувств. Переживания приобретают новый смысл для ребенка, между ними устанавливаются связи, становится возможной борьба переживаний.
Для семилетнего ребенка в большей мере характерны манерность, вертлявость, некоторая натянутость, немотивированное поведение, что связано с утратой деткой непосредственности, наивности и возрастанием произвольности, усложнением эмоции, обобщением переживании. За этими внешними изменениями скрываются глубокие изменения в психической жизни ребенка, которые и составляют основной психологический смысл кризиса 7 лет.

Младший школьный возраст - возраст достаточно заметного формирования личности. Закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Ребенок начинает понимать их ценность и необходимость. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.
Младший школьник - это человек, активно овладевающий навыками общения. Существует две формы общения: «Ребенок - взрослый», и «Ребенок - дети». В сфере «ребенок - взрослый» эмоционально-оценочное отношение взрослого к поступкам ребенка определяет развитие его нравственных чувств, индивидуального ответственного отношения к правилам, с которыми он знакомится в жизни. Помимо отношений «ребенок - родитель» возникают новые отношения «ребенок - учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам. Они очень доверчиво воспринимают оценки и поучения учителя, подражают ему в манере рассуждать, в интонациях. Такие психологические особенности, как доверчивость, исполнительность, являются предпосылкой для успешного обучения и воспитания. Вместе с тем безраздельное подчинение авторитету учителя, бездумное выполнение его указаний могут в дальнейшем отрицательно сказаться на процессе обучения и воспитания.

Именно в этом возрасте ребенок переживает свою уникальность, он осознает себя личностью, стремится к совершенству. Это находит свое отражение во всех сферах жизни ребенка, в том числе и во взаимоотношениях со сверстниками. Учебная деятельность носит коллективный характер, поэтому при поступлении в школу ребенок должен уметь контактировать с другими людьми, владеть необходимыми навыками общения, благодаря которым он может быстро приобщиться к группе сверстников.

Если в конце дошкольного возврата, потребность в общении со сверстниками только оформляется, то у младшего школьника она уже становится одной из главных. Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение устанавливать дружеские контакты являются одной из важных задач развития на этом возрастном этапе. Для детей 5-7 лет друзья - это прежде всего те, с кем ребенок играет, кого видит чаще других. Большинство детей легко устанавливают дружеские связи, которые в этом возрасте основываются, как правило, на общности внешних жизненных обстоятельств и случайных интересов (дети сидят за одной партой, живут в одном доме и др.). Дети больше внимания обращают на поведение, чем на качества личности. Дружеские связи непрочны и недолговечны, они легко возникают и довольно быстро могут оборваться. Между 8 и 11 годами дети считают друзьями тех, кто помогает им, отзывается на их просьбы и разделяет их интересы. Для возникновения взаимной симпатии и дружбы становятся важными такие качества личности, как доброта и внимательность, самостоятельность, уверенность в себе, честность. Постепенно, по мере освоения ребенком школьной действительности, у ребенка складывается система личных отношений в классе. Если у ребенка к 9 - 10 летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребенок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно. При этом они проявляют определенную степень уверенности и инициативности. С возрастом у детей повышаются полнота и адекватность осознания своего положения в группе сверстников.

И лишь для некоторых ребят период установления дружеских взаимоотношений затягивается; они теряются в новом окружении, не могут в течение продолжительного времени сблизиться с одноклассниками, чувствуют себя одинокими. Такие школьники, имеющие неблагополучное положение в системе личных отношений в классе, также обладают некоторыми сходными характеристиками: такие дети имеют трудности в общении со сверстниками, неуживчивы, что может проявляться как в драчливости, вспыльчивости, капризности, грубости, так и в замкнутости; нередко их отличает ябедничество, зазнайство, жадность; многие их этих детей неаккуратны и неряшливы.
Потребность в общении в младшем школьном возрасте выступает на первый план и поэтому определяет развитие речи. К моменту поступления в школу словарный запас ребенка увеличивается настолько, что он может свободно объясниться с другим человеком по любому поводу, касающемуся обыденной жизни и входящему в сферу его интересов. Но высказывания дошкольника и младшего школьника, как правило, непосредственны. Часто это речь-повторение, речь-называние; преобладает сжатая, непроизвольная, реактивная (диалогическая) речь.

В младшем школьном возрасте дети умеют слушать и понимать чужую речь, а также грамотно строить понятные для партнера высказывания, соблюдать логику передаваемой информации, уметь задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности, в достаточной мере владеть планирующей и регулирующей функциями речи. Они владеют такими элементами культуры общения, как умение приветствовать, прощаться, выражать просьбу, благодарность, извинение, умение выражать свои чувства (основные эмоции) и понимать чувства другого, владеть элементарными способами эмоциональной поддержки сверстника, взрослого.

Социальная позиция школьника, налагающая на него чувство ответственности. Ребёнок боится не успеть, опоздать, сделать не то, не так, быть осуждённым и наказанным. В младшем школьном возрасте страх быть не тем достигает максимального развития, поскольку дети стараются овладеть новыми знаниями, серьёзно относятся к своим обязанностям школьника и очень переживают по поводу отметок. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе и страх перед учителем.

Становление мотивационной сферы, соподчинение, развитие познавательной мотивации, определенного отношения к школе теснейшим образом связаны с развитием самосознания ребенка, переходом его на новый уровень, с изменением его отношения к себе, у ребенка появится осознание своего социального «Я». Возникновение этого новообразования в значительной степени определяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю системы отношений его к действительности, в том числе к школе, взрослым и т.д.

Основой первоначальной самооценки является овладение умением сравнивать себя с другими людьми. Развитие умения адекватно оценить себя в значительной степени, обусловлено возникающей именно в этот период способностью ребенка посмотреть на себя и на ситуацию с разных точек зрения. Оценка успеваемости в начале школьного обучения, по существу, является оценкой личности в целом, определяет социальный статус ребенка и непосредственно влияет на становление самооценки.

Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение - это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении - «учиться общению общаясь».

С первых дней пребывания в школе ребенок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем. На протяжении младшего школьного возраста это взаимодействие имеет определенную динамику и закономерность развития. В период адаптации к школе общение с одноклассниками, как правило, отступает у первоклассников на второй план перед обилием новых школьных впечатлений. Контакт между собой дети осуществляют посредством педагога.

Имеющийся опыт использования игровых методик в отечественной и зарубежной школе доказывает, что развивать коммуникативные умения и социальное поведение целесообразно в процессе сюжетно-ролевой игры как наиболее точной и доступной модели общения младших школьников.

В основу такой игры положен процесс ролевого общения учащихся в соответствии с распределенными между ними ролями и наличием коммуникативной игровой ситуации, объединяющей игровой материал.

Игра предполагает создание воображаемых (условных) ситуаций и их обыгрывание. Создание образов и их проигрывание (проживание) и является составными компонентами коммуникативной игры, которая используется для тренировки навыков и умений общаться и может проводиться в парной (диалог) или групповой (полилог) форме с последующим анализом речевых действий участников игры. Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения.

Развитие коммуникативных умений в ходе ролевого общения учащихся осуществляется учителем поэтапно и заключается в следующем:

  • раскрытие учащимся значения коммуникативных умений;
  • ознакомление учащихся с содержанием и структурой умений при распределении ролей;
  • включение учащихся в выполнение совместных игровых заданий по овладению коммуникативными умениями;
  • совершенствование усвоенных школьниками коммуникативных умений в их творческой деятельности.

Игровые технологии способствуют развитию коммуникативных умений, облекает учебный процесс в занимательную деятельность, вызывая огромный эмоциональный всплеск у младших школьников, позволяют активизировать детей, поддерживая их интерес, развивают их речь, пополняя их словарный запас, заставляя их корректно и внимательно относиться друг к другу.

Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь. Школа предъявляет к ребёнку новые требования в отношении речевого развития: при ответе на уроке речь должна быть грамотной, краткой, чёткой по мысли, выразительной; при общении речевые построения должны соответствовать сложившимся в культуре ожиданиям, и это имеет существенное значение для формирования коммуникативных умений.

Свобода владения речью зависит от: обширности словарного запаса; образности и правильности речи; точного восприятия устного слова и точной передачи идей партнёров своими словами; умения выделять из услышанного существо дела; конкретной постановки вопросов; краткости и точности формулировок; логичности построения и изложения высказывания. Отсутствие свободы владения речью приводит к тому, что у учащихся не вырабатывается та уверенность, та раскованность, которые необходимы в деловых беседах, на собраниях, на уроках.
Задачей педагога, формирующего коммуникативную культуру, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Такая работа менее утомительна для детей, так как они находятся в более тесном контакте между собой.

Так, например, в число основных составляющих организации совместного действия входят (В.В. Рубцов):

  • Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы.
  • Обмен способами действия, заданный необходимостью включения различных для участников моделей действия в качестве средства для получения продукта совместной работы.
  • Взаимопонимание, определяющее для участников характер включения различных моделей действия в общий способ деятельности (путем взаимопонимания устанавливается соответствие собственного действия и его продукта и действия другого участника, включенного в деятельность).
  • Коммуникация (общение), обеспечивающая реализацию процессов распределения, обмена и взаимопонимания.
  • Планирование общих способов работы, основанное на предвидении и определении участниками адекватных задаче условий протекания деятельности и построения соответствующих схем (планов работы).
  • Рефлексия, обеспечивающая преодоление ограничений собственного действия относительно общей схемы деятельности (путем рефлексии устанавливается отношение участника к собственному действию, благодаря чему обеспечивается изменение этого действия в отношении к содержанию и форме совместной работы).

Первоклассники учатся объединяться сначала в пары, затем в четверки, шестерки для знакомства и сближения, для возникновения общения.

Лишь после этого появляется тема для обсуждения и выполнения задания.

Работа в группе помогает ребенку осмыслить учебные действия. Поначалу, работая совместно, учащиеся распределяют роли, определяют функции каждого члена группы, планируют деятельность. Позже каждый сможет выполнить все эти операции самостоятельно. Кроме того, работа в группе обеспечивает возникновение между детьми доброжелательных отношений, позволяет дать ученикам эмоциональную и содержательную поддержку, вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх и включаются в общую работу класса.

Групповая работа младших школьников предполагает свои правила: нельзя принуждать детей к групповой работе или высказывать свое неудовольствие тому, кто не хочет работать (позднее нужно выяснить причину отказа); совместная работа не должна превышать 10-15 мин, во избежание утомления и снижения эффективности; не стоит требовать от детей абсолютной тишины, но необходимо бороться с выкрикиванием и т. п.

Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо относиться к их мнению. Решающая роль в этом принадлежит учителю, который должен давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении дискуссии, споров, приведении аргументов и т.д.

Результаты работы каждой группы демонстрируются на доске.

Дети учатся:

  • отстаивать своё мнение;
  • представлять работу группы;
  • дискутировать;
  • слушать внимательно друг друга;
  • умение задавать вопросы;
  • выслушивать другого.

В частности, очень важны такие формы работы, как организация взаимной проверки заданий, взаимные задания групп, учебный конфликт, а также обсуждение участниками способов своего действия. В ходе взаимной проверки группы осуществляют те формы проверки, которые ранее выполнялись учителем.

На первых этапах введения этого действия одна группа может отмечать ошибки и недоделки в работе другой, но в дальнейшем школьники переходят только к содержательному контролю (выявляют причины ошибок, разъясняют их характер).

У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей.

Тренинги направлены на овладение экспрессивными (выразительность), кинетическими (подкрепление речи мимикой, пантомимикой, жестикуляцией), проксемическими (пространственная организация общения) умениями, а также на формирование навыков ведения диалога.
Выстраивая отношения, обучающиеся соблюдают правила ведения диалога:

  • Любое мнение ценно.
  • Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания.
  • Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего.
  • Хочешь говорить - подними руку.
  • Дай возможность другому высказать свое мнение, а себе - понять его.
  • Обращение начинается с имени.
  • Критика должна быть тактичной.
  • Отсутствие результата - тоже результат.
  • Голос - твой божественный дар, умей им владеть.

Однако можно привлекать другие формы, например проектная деятельность. Проектная деятельность - это совместная учебно-познавательная, творческая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы и способы, направленные на достижение общего результата. Использование метода проектов повышает познавательную активность школьников, способствует расширению кругозора учащихся, способствует получению более глубоких знаний, развивает устную и письменную речь, умение творчески мыслить. Данный метод является эффективным средством повышения самостоятельности высокомотивированных учащихся. Учащиеся выступают на школьных конференциях, представляя защиту своей работы.

В результате работы над проектом учащиеся научатся:

  • адекватно использовать коммуникативные, прежде всего - речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое сообщение, владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;
  • учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи .

Использование форм и методов, обеспечивающих включение детей в деятельность коммуникативной направленности, достигается путем поэтапного формирования коммуникативных умений школьников, на основе расширения их коммуникативных знаний, мотивов, потребностей и постепенно усложняющейся коммуникативной деятельности.

Процесс общения младших школьников всегда протекает непросто. Это связано, прежде всего, с неумением принимать точку зрения другого, увидеть в нём личность, обладающую своими желаниями и потребностями.

Для развития коммуникативных умений педагоги используют:

Игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними.

Сюжеты таких игр представляют реальные и вымышленные ситуации общения. Детям предлагаются реальные жизненные ситуации: беседа двух попутчиков, покупатель обращается к продавцу за консультацией, в театре перед спектаклем, хозяин принимает гостей, общение с родителями, в библиотеке и т.д. Разбившись на несколько групп, участники игры инсценируют заданную учителем ситуацию так, как считают нужным. После каждой инсценировки проводится обсуждение и выявляются ошибки (если они были) или сразу делается вывод о правилах общения в каждой ситуации.

Аналогично строится работа в ходе сюжетно-ролевых игр с вымышленным сюжетом, где нужно прочитать по ролям предложенную сценку с участием известных сказочных героев и найти ошибки в их общении, инсценировать разговор двух героев произведения, придумать разговор героев произведения по телефону, инсценировать произведения (сказки, рассказа, басни и т.д.).

Ребята с удовольствием «вживаются в роль» и стараются передать основные черты своего героя. После импровизированного инсценирования мы с ребятами «оцениваем» работу артистов дружными аплодисментами.

Приобретенные младшими школьниками знания и умения ведения диалога закрепляются в процессе бесед «за круглым столом» с элементами сюжетно-ролевой игры: «Почему люди общаются?», «Ты - частичка человечества», «Я и Они», «Что имеем - не храним, потеряем - плачем».

Творческие работы, мини-сочинения, работу с пословицами и фразеологизмами с целью развития речи младших школьников на уроках русского языка.

Для развития речи детям с 1 класса предлагается работа над предложениями. Задания: «Расставь точки», «Вставь пропущенные слова»,
«Расскажи, о чем прочитали», «Из набора слов составить предложения по данной тематике», «Составление предложений по картинкам».
Основная задача учителя на уроке помимо работы над грамотностью устной и письменной речи, над её правильностью сформировать у детей способность свободно излагать свои мысли, полно, логично, не боясь показать их индивидуальность.

Работа по развитию речи осуществляется не только через уроки, но и внеклассные мероприятия (классные часы «Кто я и кто моя семья», «Эти незнакомые знакомые слова» и т.д.) и внеурочную деятельность.

Работу в парах, групповую работу, которая даёт огромные возможности для осуществления совместной деятельности обучающихся, умению вести диалог соблюдая правила речевого этикета (пересказ, слушание, беседа, спор, рассуждения, рассказ соседу по парте).

Работа в паре учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Этому способствуют совместное письмо на доске одним мелком, парное чтение, жонглирование мячами.

В малых группах дети работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Ребенок учится объективно сравнивать собственное умение с умениями сверстников, сопоставлять свое мнение с мнениями других.

Тренинги

Для личностного слушания предназначены специальные виды тренингов:

  • Каждый участник тренинга должен выслушать рассказ собеседника (о каком-нибудь произошедшем с ним случае, об интересном фильме и т.д.), соблюдая следующие правила: быть внимательным, не перебивать, стараться понять смысл рассказа, поддерживать говорящего мимикой, жестами, репликами. После тренинга дети делают вывод о том, что гораздо легче общаться с собеседником, когда он активно слушает, проявляя интерес к сказанному.

Для развития выразительности речи используются следующие тренинги:

  • Двое или более участников читают по ролям текст, причем каждый должен придерживаться определенной интонации (обвинять, уговаривать, подбадривать, упрашивать, извиняться и др.).
  • Внимательно наблюдая за жестами учителя, определить, соответствует ли жестикуляция интонации, с которой учитель произносит фразу (например, фраза произносится с недоумением, а учитель сопровождает ее угрожающими жестами; фраза произносится с грустью, но сопровождается жестами удивления и др.).
  • Выразить заданное эмоциональное состояние (восхищение, недоверие, насмешку, раздражение, радость и др.) интонационно и соответствующими жестами, мимикой.
  • Определить, где знак препинания, стоящий в конце предложения, не соответствует содержанию фразы: «Ура, мы едем домой?», «Где ты был!», «Как здесь красиво», и т.п.

Для овладения культурой пространственной организации общения учащимся предлагаются такие тренинги:

  • Обсудите в парах интересный фильм (важное событие или любую тему, интересующую обоих собеседников), располагаясь в разных концах класса, сидя рядом, напротив друг друга; выберите наиболее удобный вари ант расположения в данной ситуации.
  • При помощи расстояния и расположения между тобой и твоим собеседником дай ему понять, что ты обижен, недоволен, с удовольствием общаешься, заинтересован беседой и др.

Попрактикуйтесь и из предложенных вариантов расположения собеседников (лицом к лицу, сидя в пол-оборота, рядом) выберите те, которые соответствуют следующим ситуациям общения: деловой беседе, непринужденной дружеской беседе, выполнению совместной работы, задания.

Оценивание друг друга и себя.

Ребёнок учится сопоставлять работы с образцом; вырабатывать критерии оценки учебной работы; сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека; учится давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулировать предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание).

Проблема развития коммуникативных умений у младших школьников очень актуальна. Уровень развития коммуникативных умений влияет не только на результативности обучения детей, но и на процесс их социализации и становление личности в целом.

Младший школьный возраст - это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций. В течение этого периода на качественно новом уровне реализуется потенциал развития ребенка как активного субъекта, познающего окружающий мир и самого себя, приобретающего собственный опыт действия в этом мире. Его собственное поведение характеризуется наличием сформированной сферы познавательных мотивов и интересов, внутреннего плана действий, способностью согласовывать свои действия со сверстниками, регулируя свои действия с общественными нормами поведения, способностью к достаточно адекватной оценке результатов собственной деятельности и своих возможностей.