Энергосберегающие

Как правильно читать чертежи деталей для слесаря. Как научиться читать чертежи металлоконструкций? Виды и толщины линий

Как правильно читать чертежи деталей для слесаря. Как научиться читать чертежи металлоконструкций? Виды и толщины линий

Каждый квалифицированный рабочий должен разбираться в чертежах по своей специальности.

Настоящий курс черчения учит рабочих по производству гип­са читать чертежи, составлять эскизы и чертежи простых дета­лей и оформлять рационализаторские предложения или усовер­шенствования.

§ 1. ЧЕРТЕЖ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Чертежом предмета (изделия) называется изображение его на бумаге, определяющее форму, внутреннее устройство, раз­меры и другие технические данные, необходимые для ясного представления предмета.

Каждая машина или механизм состоит из отдельных дета­лей, соединенных между собой болтами, шпильками, шпонками, заклепками и т. п. Для того чтобы изготовить отдельные детали, составляют чертежи этих деталей, а для того чтобы правильно соединить их в одно целое, составляют сборочные чертежи уз­лов, механизмов, машин и других изделий. Таким образом, чер­тежи деталей и сборочные чертежи служат техническими доку­ментами, по которым изготовляют детали и собирают из них со­ответствующие изделия.

Расположение видов на чертежах. Чтобы иметь ясное пред­ставление о предмете и его размерах, предмет рассматривают со всех сторон: спереди, сверху, слева или справа, снизу или сзади. Чтобы иметь представление о предмете и размерах его по чертежу, необходимо на чертеже дать изображения этого предмета спереди, сверху, слева или справа.

Такие изображения предмета на чертеже называются вида­ми или проекциями. Как нужно располагать виды на чер­теже, установлено Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3453-59) «Чертежи в машиностроении».

Изображения предмета получают способом прямоугольного проектирования его на плоскости проекций, предполагая, что предмет всегда находится между глазом наблюдателя и плоско­стью проекций. За основные плоскости проекций принимают гра­ни куба, на которые и проектируют предмет (рис. 1). .Потом все грани куба (плоскости проекций) с проекциями предмета совме­щают с фронтальной плоскостью проекций и получают на од­ной плоскости все виды (проекции) предмета (рис. 2). В таком порядке я располагают виды предмета на чертеже. Вид спереди

вой кромки (для брошюровки чертежей). В правом нижнем уг­лу рамки чертежа наносят угловой штамп организации, состав­ляющей чертежи, с подписями исполнителей и другими данными.

На чертежах применяют сплошные, штриховые, штрихпунк- тирные и волнистые линии определенной толщины. На рис. 3 изображены линии чертежей. Толщина этих линий условно обо­значена буквой Ь Ы2 Ь/3, при этом толщина основной линии

чертежа b принимается в пределах от 0,6 до 1,6 мм в зависимо­сти от величины изображения.

Поясняющие надписи на чертежах выполняют чертежным шрифтом (ГОСТ 3463-59). Образец этого шрифта (7-й размер)

приведен на рис. 4 для прописных (заглавных) и строчных букв и цифр-

Масштабы чертежей. М а с ш т а б о м называется отношение величины изделия на чертеже к его натуральной величине. Круп­ные предметы: маховики, корпуса машин, валы двигателей и т. п. невозможно изобразить на листе бумаги в натуральную величину, поэтому их вычерчивают в уменьшенном виде, исполь­зуя масштаб уменьшения. Многие мелкие детали, наоборот, при­ходится чертить в увеличенном размере, чтобы получить удоб­ное для пользования изображение. Масштабы чертежей уста­новлены Государственным общесоюзным стандартом (ГОСТ 3451-59) и приводятся ниже.

Масштабы увеличения: 1: 1; 2: 1; (2,5: 1); 5:1; 10: 1.

Масштабы, указанные в скобках, применяются в исключи­тельных случаях.

Масштабы на чертежах обозначают так: Ml: 1; Ml: 2; М2: I и т. д. Чертеж изделия можно выполнить в любом масштабе, но размеры ставят те, какие изделие имеет в натуре.

Нанесение размеров. Ошибка в размерах ведет на производ­стве к браку. Размеры детали после окончательной обработки обозначают на чертежах в миллиметрах, за исключением раз­меров трубной и дюймовой резьбы, которые указывают в дюй­

мах (1 дюйм равен 25,4 мм).

Слово миллиметр на чертеже не пишут. Каждый размер на чертеже указывают только один раз и только на одном виде. Размерные числа наносят над размерной линией и, как исключе­ние, в разрыве размерной линии (рис. 5). Размерные линии про­водят как на видах детали (внутри контура), так и за предела­ми очертания детали. Стрелки размерных линий должны упи­раться остриями в линии контура или в выносные линии. Если ограничено место для стрелок, их можно заменить точками или штрихами (см. рис. 5). Радиусы галтелей и других закругле - 8

ний отмечают латинской буквой R (рис. 6). Размер диаметра указывают условным знаком 0> он поясняет, что изображенная на чертеже деталь имеет круглую форму. На рис. 6 показано

(см. рис. 6). Детали симметричной формы можно изображать - на видах не полностью, а немного больше половины; в таких случаях на размерной линии ставят стрелку у одного конца

(рис. 7). При нанесении размеров от общей базы детали реко­мендуется размерные линии наносить, как указано на рис. 8.

Базой называется исходная поверхность детали, по отно­шению к которой ориентированы все размеры. В практической работе встречаются разные условности нанесения размеров, их надо изучить в ГОСТ 3458-59.

Предельные отклонения допускаются при изготовлении и обработке деталей. В машиностроении допускаются очень не­большие отклонения от заданных размеров для обеспечения вза­имозаменяемости одноименных деталей, входящих в механизм или агрегат. Для свободного вращения вала в цилиндрическом отверстии подшипника между валом и отверстием имеется за­зор, в котором размещается смазка. Зазор между деталями рав­няется долям миллиметра. Заданный размер на чертеже, около которого колеблются размеры диаметров отверстия и вала, на­зывают номинальным размером. Верхние и нижние допускаемые отклонения от номинального размера определяют допуск на из­готовление детали. Предельные отклонения обозначают знаком плюс (+) или минус (-) и пишут на чертежах вслед за разме­ром детали мелкими цифрами. Например, на валу вслед за но­минальным размером 20 написано (Рис - 9)» это обозна­

чает, что все валы, диаметр которых от 20,1 до 19,8 мм, пригод­ны для использования в машинах. Предельные отклонения, рав­ные нулю, на чертежах не проставляют.

Чтение чертежа заключается в представлении по плоским изображениям объемной формы предмета и в определении его размеров. Эту работу рекомендуется проводить в такой последовательности:

  1. Прочитать основную надпись чертежа. Из нее можно узнать название детали, наименование материала, из которого ее изготовляют, масштаб изображений и другие сведения.
  1. Определить, какие виды детали даны на чертеже, какой из них является главным.
  2. Рассмотреть виды во взаимной связи и попытаться определить форму детали со всеми подробностями. Этой задаче помогает анализ изображений, данных на чертеже. Представив по чертежу геометрическую форму каждой части детали, мысленно объединяют их в единое целое.
  3. Определить по чертежу размеры детали и ее элементов. Приведем пример чтения чертежа детали (вначале даны вопросы к чертежу, а затем ответы на них).

Вопросы к чертежу (рис. 143. Вопросы составлены в последовательности, соответствующей правильному порядку чтения чертежей)

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала ее изготовляют?
  3. В каком масштабе выполнен чертеж?
  4. Какие виды содержит чертеж?
  5. Опишите общую форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры деталей и размеры отдельных частей?

Рис. 143. Чертеж детали

Ответы на вопросы к чертежу (см. рис. 143).

Прочитайте чертеж на рисунке 145.

Рис. 145. Задание для упражнений

Вопросы к чертежу

  1. Как называется деталь?
  2. Из какого материала она изготовляется?
  3. Какие виды даны на чертеже?
  4. Сочетанием каких геометрических тел определяется форма детали?
  5. Какие элементы детали показаны на главном виде двумя окружностями диаметром 10?
  6. Изображением каких элементов являются окружности диаметром 18 и почему они проведены на главном виде штриховыми линиями?
  7. Каковы габаритные размеры детали?

Практическая работа № 7. 1. Устное чтение чертежей

Прочитайте по заданию учителя один из чертежей на рисунке 146. Ответы на вопросы запишите в тетради.

Рис. 146. Задания к практической работе № 7

Вопросы для чтения чертежей

  1. Как называется деталь? Из какого материала ее изготовляют?
  2. Какой масштаб указан на чертеже?
  3. Какие изображения передают форму детали?
  4. Сочетанием каких геометрических тел образована ее форма?
  5. Опишите форму детали.
  6. Чему равны габаритные размеры? Какова величина геометрических тел, образующих форму детали?

2. Решение занимательных задач


Рис. 148. Задания для упражнений

Графическая работа № 8. Выполнение чертежа предмета в трех видах с преобразованием его формы (путем удаления части предмета)


Рис. 151. Задания к графической работе № 8

Указания к работе. Задания 1-4, как подготовительные, выполните в рабочей тетради, задание 5, как основное,- на листе формата А4. Изображения выполните с сохранением пропорций предмета; размеры не наносите.

Необходимо прочитать его чертеж. Инженеры, конст­рукторы, рабочие, дизайнеры, архитекторы, читая чертежи, мысленно представляют готовое изделие , сооружение.

Прочитать чертеж (эскиз) - значит представить по изо­бражениям чертежа объемную форму изображенного на нем предмета, постройки. В процессе чтения чертежа необходимо по­нять не только форму в целом, но и форму каждой части целого. Важно выявить ориентацию предмета (постройки) в пространст­ве и расположение каждой части относительно друг друга.

1) познакомьтесь с содержанием основной надписи чертежа;

2) выявите изображения (виды, разрезы, сечения и др.), кото­рыми представлено изделие;

3) внимательно рассмотрите изображения на чертеже для создания первичного представления о форме детали и ее ориен­тации в пространстве. Выявите проекционно связанные изо­бражения каждого конструктивного элемента и мысленно пред­ставьте их форму. Соотнесите мысленные образы с первоначаль­ными представлениями о форме предмета для того, чтобы убе­диться в правильности представления формы. Уточните взаимное расположение каждого конструктивного элемента относительно друг друга для полного правильного представления (понимания) формы объекта;

4) представьте величину предмета по габаритным размерам изделия, проставленным на чертеже.

На двух примерах покажем процесс чтения изображений чер­тежа.

Пример первый (рис. 180, а). Процесс чтения изображений чертежа основан на представлении заготовки, из которой удаля­ются некоторые объемы. Рассмотрев изображения видов спереди и слева, можем составить словесное описание: заготовка имеет форму прямоугольного параллелепипеда. Верхний удаляемый объем представляет собой четырехугольную призму, основания которой - трапеции. Такая форма паза называется «ласточкин хвост». Другие удаляемые объемы имеют форму четырехуголь­ных призм с квадратными основаниями.

Пример второй (рис. 180, б). Изучая чертеж, последовательно выделим проекционно связанные изображения каждого элемен­та, определив их форму. Крайняя левая часть предмета на глав­ном изображении чертежа изображена прямоугольником, а на виде слева - квадратом. Значит, форма этого элемента детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными ос­нованиями. Другой элемент формы на главном изображении чертежа изображен прямоугольником, на виде слева - окруж­ностью. Следовательно, это цилиндр. Следующий элемент на главном изображении чертежа изображен трапецией, а на виде слева - двумя окружностями. Такие проекции имеет только усеченный конус. Предмет имеет сквозное отверстие, изображен­ное на половине фронтального разреза в виде прямоугольника (штриховыми и сплошными основными линиями), на виде слева - окружностью меньшего диаметра. Следовательно, отверстие име­ет цилиндрическую форму. Объединив образы отдельных частей в целый образ, прочитаем чертеж и составим словесное описа­ние: форма детали представляет собой четырехугольную призму с квадратными основаниями, цилиндр и усеченный конус, распо­ложенные соосно. Вдоль оси предмета проходит сквозное цилин­дрическое отверстие. В пространстве ось предмета расположена горизонтально.

Рис. 180. Чертежи деталей

Мысленно созданный образ можно зафиксировать с помощью словесного описания, графических изображений (например, ри­сунка) или модели, выполненной из пластилина, пенопласта и других материалов.

Образ предмета, мысленно представленный и зафиксирован­ный любым способом (описанием, рисунком, моделью), необхо­димо сравнить с чертежом для проверки правильности его про­чтения. Для этого созданный пространственный образ вновь «кодируем» в плоские изображения чертежа и сопоставляем по­лученные изображения с первоначальным чертежом. Если изо­бражения чертежа соответствуют друг другу, то форма прочи­тана верно. Если нет, то необходимо дополнительное прочтение тех элементов формы, изображение которых не согласуется с ис­ходными данными.


К атегория:

Слесарно-инструментальные работы

Каждый рабочий чертеж должен отвечать на следующие вопросы: какая деталь и в каком масштабе изображена на нем, из какого материала она изготовлена, каковы ее форма, размеры в целом и размеры отдельных ее элементов, какие можно допустить отступления от заданных размеров, какие отклонения допускаются по форме и расположению наиболее важных ее поверхностей, с какой чистотой следует обработать отдельные поверхности детали и т. п.

Ответить на все эти вопросы, значит прочитать чертеж. Попробуем получить подобные ответы, обратившись к рис. 1. Для этого начнем изучение чертежа с чтения штампа основной надписи, располагаемого всегда в правом нижнем углу листа. Прежде всего устанавливаем, что на чертеже изображен корпус комбинированной державки для инструмента, представленный в натуральную величину, поскольку в штампе указан масштаб, равный 1:1. Корпус должен быть изготовлен из стали марки 40Х.

Теперь представим форму детали. Для этого рассмотрим левую верхнюю часть чертежа, где вычерчен главный вид корпуса державки. Этот вид должен дать наиболее полное представление о ней. Устанавливаем, что державка состоит из утолщенной части (головки), тонкой части (хвоста) и соединительной части. Обратив внимание на вынесенное сечение, показанное под главным видом, заключаем, что хвостовая часть державки представляет собой цилиндрическое тело лыской, срезанной со стороны читающего чертеж, а также с круговой фаской на правом конце цилиндра.

Далее нужно установить, что представляет собой головка корпуса. Из главного вида можно составить представление только о том, что в головке имеется коническое отверстие Морзе № 4, переходящее затем в цилиндрическое отверстие диаметром 20 мм. Судить о внешней форме головки по одному только главному виду трудно. Для этого, очевидно, придется использовать вид слева и вид сверху. Обращаясь к виду слева (в правом верхнем углу чертежа) устанавливаем, что головка состоит из большого цилиндра, от которого идут два прямоугольных выступа вправо и два таких же выступа вниз. Нижняя сторона одного из выступов проходит строго по центровой оси цилиндра. Возвращаясь к главному виду, убеждаемся, что выступы несколько короче цилиндра головки. Из главного вида и вида сверху обнаруживаем на головке две пары отверстий с резьбой Ml2. Вид слева уточняет, что они выполнены не во всех четырех, а только в двух выступах.

Рис. 1. Производственный чертеж детали.

Форму соединительной части позволяет установить главный вид и вид сверху. Эта часть представляет собой цилиндрическое тело (см. значок о у размера 60С3), сквозь которое перпендикулярно к его оси проходит сквозное овальное отверстие для выбивания инструмента.

Итак, по мере того как изучается форма хвоста, головки и соединительной части, у читающего чертеж складывается представление о форме державки в целом.

Теперь нужно определить размеры детали, изображенной на чертеже. Рассматривая, как расположены размерные линии (линии со стрелками) и какие в них поставлены цифры, можно установить Размеры детали и ее отдельных элементов, выраженные в миллимет-pax. Однако важно знать не только величину, но и расположение размеров на детали. Обратите внимание на то, что большинство размеров задано от одного, левого торца детали (размеры 250, 135, 98, 88). Поверхность, от которой задаются размеры, носит название базы отсчета. Проставляя, таким образом, размеры, конструктор тем самым дает наказ производственникам выполнить именно эти размеры и выдержать их именно от этой поверхности. Эти указания конструктора следует строго выполнять, так как нарушение базы отсчета при изготовлении деталей приводит к отклонениям от чертежных размеров, к браку. Поэтому нельзя самим подсчитывать незаданные в чертеже размеры и пользоваться ими при изготовлении деталей.

Кроме цифр, характеризующих размеры детали, в некоторых размерных линиях проставлены цифровые и буквенные значки. Эти значки характеризуют допуски на неточность их выполнения. С допусками познакомимся ниже. Из данных этого чертежа можно также сделать вывод-о допускаемой неточности положения поверхностей, пользуясь уже известными обозначениями.

Из указаний над штампом основной надписи видно, что хвостовая часть детали должна быть закалена до указанной на чертеже твердости, перед шлифованием подвергнута воронению и маркировке согласно чертежу.


Если произошло так, что перед вами остро встал вопрос, как читать чертежи, да и делать это профессионально и правильно, то скорее всего вам придется потратить на обучение некоторое время. Долгий путь будет выстлан перед вами в образе чтения огромного количества зачастую ненужной литературы, переходов по Интернет-ссылкам учебников и тому подобного.

Короткий вариант того, как научиться читать чертежи представляется в непосредственной работе с чертежами под руководством опытного инженера. Для некоторых людей, хоть немного знакомых со строительной областью будет достаточным ознакомление с ГОСТами, электронной версией составления чертежей или самоучителя «Черчения для чайников». Главным, для правильного понимания чертежа остается неизменный показатель – обладать отличным пространственным воображением, иначе никакие знания и опыт не принесут должного результата.

Умение читать чертежи необходимо для ряда строительных профессий: слесарей, сметчиков, каменщиков, бетонщиков, иногда монтажников, сварщиков и так далее. Чтобы понять, как правильно читать чертежи, в первую очередь необходимо непосредственно с ними работать. Если у вас нет соответствующего высшего образования по промышленному или гражданскому строительству, то для чтения чертежа необходимо знать установленные стандарты, правила, условности и упрощения, характерные именно для интересующей вас области (чертеж детали или чертеж строительства загородного дома). Общими правилами помогающими понять суть того, как научиться читать чертежи служат:

  • Ознакомление с заглавной надписью чертежа. Именно ее изучение, позволяет узнать, из какого материала изготовлена изображенная деталь, её название и масштаб чертежа.
  • Обозначение изображений, которые послужили прообразом представленной детали чертежа.
  • Проведение анализа чертежного изображения. Именно представление формы изделия или детали помогает лучше понять суть внесенных в чертеж данных. Если же не получается воссоздать в воображении всю деталь целиком, постарайтесь разделить ее на несколько частей и представить их геометрическую форму.
  • Когда вы представите себе модель изделия или объекта, можете уже точно изучать в чертеже её размеры (точную величину).

Изучение чертежа помогает ознакомиться с названием изделия, какое количество деталей необходимо для его изготовления, рассчитать масштаб и размеры изделия, его массу, внимательно просмотреть изображенные там детали, помогающие более точно представить будущую конфигурацию изделия уже в готовом виде, при учете всех необходимых требований и стандартов.

Чтобы всегда иметь доступ к информации по стандартизации и технологическим требованиям необходимым именно для выбранной вами отрасли (строительство дома, трубопровода, изготовление деталей, конструкций и прочее), стоит заиметь в личное пользование справочник или учебник по черчению, содержащий данную информацию. Можно также распечатать данные из Интернета, чтобы они всегда находились у вас под рукой.

Подводя итог всему вышесказанному, начинать чтение чертежа следует с ознакомления всех его видов, правил и методов нанесения на плоскости бумаги изделий различной формы и размера. Запомнить условные обозначения и стандарты, необходимые для правильной выдержки чертежа при его составлении.