Энергосберегающие

Что не относится к свойствам воздуха. Физические и химические свойства воздуха

Что не относится к свойствам воздуха. Физические и химические свойства воздуха

Тема: «Состав и свойства воздуха.Значение воздуха.»

Цели: Ознакомить учащихся с составом и основными физическими своиствами воздуха,закрепить представление о газобразных веществах.

Учить быть наблюдательными.Развивать познавательный интерес.Воспитывать культуру общения,умение работать в группах;

Оборудование: Колба,стакан, пробирки,мяч, шар,спиртовка,марганцовка, свеча,мультимедейный проектор,презентация «Состав и свойства воздуха»

Тип урока: Сообщение новых знаний

Ход урока:

І Организационнный момент (раздать карточки – самооценки)

ІІ.Введение в тему

    Одгадай загадку.

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый,и все же

Без него мы жить не можем.

Тема нашего урока

«Состав,свойства воздуха.Значение воздуха для жизни»

(1слайд. 2 слайд.)

Что вы знаете о воздухе?

Заполнить 1 графу карточки: Что знаю?

(3 слайд)

На какие вопросы вы хотите найти ответ?

Заполнить 2 графу таблицы: Что хочу знать?

(слайд 4)

ІІІ.Работа по теме урока

В классе мы видим доску, парту, стены, а за окном дома, деревья. А можно ли увидеть воздух? Мы не видим окружающего нас воздуха.Но в некоторых случаях можем его обнаружить.Вы все видели мелкие пузырьки воздуха на стенках стакана. Если опустить в стеклянную ёмкость с водой стакан вверх дном и медленно наклонять его, то вы увидите, что на, его место в стакан входит вода.

Вся планета Земля окутана невидимым прозрачными покрывалом –атмосферой. Воздух есть везде на улице, в комнате, в земле, в воде. Любые свободные пространства на земле заполнены воздухом.

Без воздуха невозможно жизнь на земле. Без воздуха вечно царствовали бы пустота и безмолвие.

Если бы земля утратила воздух она, падобно Луне, была бы лишь безжизненным небесным телом.(слаид 5)

Что такое воздух?

Это непросто газ, а смесь разных газов. Как вы понимаете слово «смесь » ? Всего лишь 2 века назад ученые узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 18 %,кислорода – 21 %, СО 2 – 1 %.Такое соотношение необходимо для жизни человека, растений и животных. В атмосфере присутствуют водяные пары, пыль, микроорганизмы.

Известно, что воздушная оболочка окружает не только нашу планету, она есть и на Венере, и на Марсе. Однако жизни на этих планетах не существует. Почему? (слаид 6)

Какой из газов в воздухе необходим для дыхания? Какой газ самый важный?

Это кислород.

Попробуем получить этот газ.

Опыт – 1: Получение кислорода путем нагревания марганцевокислого калия и обнаружения газа при помощи тлеющей лучинки.

Почему ярко вспыхнула лучинка? Кислород поддерживает горение.

(Слаид 11)

Без него мы не могли бы завести машину, разжечь печь, сварить на газовый плите обед. Почему же кислород самый важный газ? (Он необходим для дыхания и поддерживает горение.)

Всегда ли состав воздуха одинаков?

Опыт – 2: со свечой:

Почему потухла свеча?

Кислород израсходовался, а под банкой остался воздух, в котором нет газа, поддерживающего горение. Значит состав воздуха изменился..Дышат люди, животные и все выдыхают углекслый газ, горит огонь образуется – углекислый газ. Фабрики, заводы выпускают в воздух целые облака углекислого газа.

Все живое давно бы задохнулось, если бы не растения. Именно они возращают в воздух кислород. Чем больше зелени, тем чище воздух.

Сегодня вы ещё больше узнаете о воздухе (его свойствах).

Их много, но сегодня мы узнаем только часть свойств.

Какие свойства воздуха вы знаете?

Почему я вас вижу?(Воздух прозрачный)

Тетрадь какого цвета?

Голубая.

Доска в классе какого цвета?

Зеленая.

А какого цвете воздух?

Безцветный.

Только толстый слой воздуха имеет голубой цвет.

Воздух сжимаем, воздух упруг.Это свойство используется в авто и железнодорожном транспорте для торможения, используется в шинах колес, нужен космонавтам, водолазам, используется в больнице - в реанимации.

Опыт – 3: С шаром

Опыт – 4: Резиновый мяч при ударе об пол, отскакивает от пола вверх. Почему?

Почему шины велосипеда, машины пружинят? (Мяч наполнен воздух. От пола отскакивает, потому что воздух,сжатый при ударе мяча об пол, стремится расшириться и занять первоначальный обьем.)Значит воздух упругий.

Чем сжимают воздух?(компрессорм, насосом)

Опыт – 5: Загадка:

Он такой большой, что занимает весь мир

Он такой маленький, что пролезет в любую щель. (Воздух)

Воздух занимает место.(пробирку опустить в стакан вверх дном, вода не может зайти в пробирку – выходят пузырьки воздуха.)

Воздух окружает нас повсюду, есть такое высказывание «Воздух окружает нас повсюду: на улице, в классе, в комнате. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать, если... »

Как почувствовать воздух?

Воздух при нагревании расширяется, а при охлаждени сжимается.Значит обьем воздуха зависит от температуры.

Воздух плохой проводник тепла.

Многие растения, зимующие под снегом, не замерзают потому что, между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающие стебли и корни растений.

Воздух имеет вес:теплый весит меньше,холодный больше.

Знаменитый ученый Галилео Галилей более 300 лет тому назад взвесил воздух.Он взял меднй шар с отверстием и поставил на весы, затем откачал из шара воздух, заткнул отверстие и снова положил на весы. Шар стал легче.Так ученый пришел к выводу, что воздух имеет вес.

IV . Закрепление:

1.Что такое атмосфера?

Это воздух, который нас окружает.

2.Из каких газов состоит атмосфера?

Азот, кислород, углекислый газ.

3.Значения воздуха для жизни?

Без воздуха не могло бы осуществляться воздушное сообщение, отопление зданий. 4.Какими свойствами обладает воздух?

Воздух прозрачный, без цвета, не имеет формы, можно увидеть, можно услышать, можно осязать, он упруг, он сжимаем.

Чистый воздух имеет огромное значение в жизни и хозяйственной деятельности людей.Человек в среднем потребляет в сутки лишь 1кг пищи и 2л воды. Воздуха ему нужно значительно больше – около 25кг. Без пищи человек может прожить несколько недель, без воды – несколько дней, без воздуха – всего лишь несколько минут.

V . Вопросы. «Почемучки»

Перечислите свойства воздуха и подумайте о каких свойствах вохдуха идет речь?

Почему при ударе мяч отскакивает от пола?

Почему окна делают двойными рамами?

Почему в сильные морозы, птицы сидят нахохлившись?

В чем теплее:в 10-ти шелковых блузках или в 1-ой шерстяной? (натуральный материал)

Наматываем на ус:

«Уличные правила.» Нужно следить, чтобы одежда не сидела «в облипку». Иначе она моментально будет передавать тепло от вашего тела в окружающую среду.Между телом и одеждой обьязательно должна оставаться воздушная прослойка.

V І.Итог урока

1.На какие вопросы мы искали ответы?

2.Что нового узнали на уроке?

V ІІ.Рефлексия.

Заполняется 3 графа таблицы – Что узнал?

Сравнить свои ответы со слайдом и поставить оценки себе.

V ІІІ. Домашнее задание: §22 - стр. 64 (1-5) §23стр.66 (1-3)

Енбекская средняя школа

Утверждаю

Директор Енбекской СШ

Кошаханова.Ш.Ш.

Открытый урок

Тема урока: Состав и свойства воздуха. Значение воздуха

Предмет: естествознание

Класс: 5 «Б»

День проведения: 3.02.2015 год

Учитель: Апекова Д.И.

2015 год

Из чего состоит воздух. Воз-дух есть повсюду вокруг нас, хотя мы его и не ви-дим. Он заполняет все пустоты, щели и поры под землёй и на поверхности. Есть воздух и в воде, поэ-тому в водоёмах могут обитать рыбы, которые, как и всё живое, дышат кислородом. Он окутывает всю планету. Воздушную оболочку Земли называют ат-мосферой. Воздух не рассеивается в космическом пространстве, потому что его удерживает земное притяжение. Следовательно, атмосфера вращается вместе с Землёй как единое целое.

Воздух — это смесь газов. В его составе больше всего азота (3/4) и кислорода (ме-нее 1/4). Других газов очень мало (рис. 106).

Атмосфера

Каждый газ имеет огромное зна-чение для жизни на Земле. Кисло-род необходим всему живому для дыхания. Углекислый газ, кото-рый в небольшом количестве име-ется в воздухе, называют «утепли-телем»: он обладает способностью пропускать солнечные лучи к Зем-ле, а её тепло удерживать.

Кроме того, в воздухе содержится водяной пар. Имеются в нём и различные твёрдые примеси: пыль, пепел от лесных пожаров и вулканических извержений, кристаллики льда и морской соли, сажа. Например, над пустынями в воздухе мно-го пыли, над океанами — кристалликов соли, над крупными городами — сажи.

Воздух — это смесь газов, основные из них — азот и кислород. В небольшом количестве в воздухе есть углекислый газ, водяной пар и твёрдые примеси (пыль, пепел, сажа).

Свойства воздуха. Воздух бесцветный и прозрачный. Исследуем свойства воздуха.

Рис. 106. Состав воздуха

Опыт 1. Возьмём пустую пластмассовую бутыл-ку из-под воды, закроем её плотно пробкой и со-жмём её с боков. Заметно сжать бутылку не уда-ётся. Это потому, что она не пустая, как казалось, а заполнена воздухом. Через пробку он не может распространиться наружу. Откроем пробку и по-вторим сжатие. Это удаётся сделать без особых усилий.

Опыт 2. На зажжённую свечу направим отверстие открытой пустой пластмассовой бутылки и сожмём её с боков. Мы увидим, что пламя заколыхалось, хотя свечи мы не касались. На пламя подействовал воздух, вытесненный из бутылки. Так мы проверили, что воздух действительно, как и любое вещество в га-зообразном агрегатном состоянии, заполняет сосуд и легко распространяется за его пределы. Материал с сайта

Опыт 3. Одну пластмассовую бутылку, напол-ненную водой, а вторую пустую плотно закроем пробками и положим в миску с водой. Будем на-блюдать, как бутылка с водой быстро опустится на дно, тогда как пустая будет плавать на поверхно-сти. Это доказывает, что воздух лёгкий.

Воздух можно сжимать и он упругий (вспомните, как резиновый мяч, наполнен-ный сжатым воздухом, отскакивает от пола). Также известно, что воздух плохо проводит тепло. Это его свойство защищает Землю от чрезмерного нагре-вания солнечными лучами и охлаждения.

Чем отличается ваша зимняя куртка от осенней или лет-ней? В зимней куртке есть пух или пористый материал синтепон. У таких материалов между пушинками или в по-рах много воздуха, который сохраняет ваше тепло и не пропускает холод. Следовательно, зимой вам не холодно в пуховой или меховой одежде благодаря воздуху.

Воздух — бесцветный, прозрачный, лёгкий, упру-гий. Он заполняет всё пространство и плохо прово-дит тепло.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • эссе воздух смесь газа
  • краткий доклад о воздухе 3 класса
  • сочинение на тему состав воздуха

Маленькие дети часто спрашивают своих родителей о том, что такое и из чего обычно состоит воздух. Но не каждый взрослый может ответить правильно. Конечно, все изучали строение воздуха в школе на уроках природоведения, но с годами эти знания могли забыться. Попытаемся их восполнить.

Что такое Воздух?

Воздух - это уникальная «субстанция». Его нельзя увидеть, потрогать, он безвкусен. Именно поэтому так сложно дать четкое определение, что это такое. Обычно просто говорят - воздух, это то, чем мы дышим. Он находится вокруг нас, хотя мы его совсем не замечаем. Почувствовать его можно лишь, когда дует сильный ветер или появляется неприятный запах.

Что будет, если воздух исчезнет? Без него не может жить и работать ни один живой организм, а значит, все люди и животные погибнут. Он не обходим для процесса дыхания. Важное значение имеет, насколько чист и полезен воздух, которым все дышат.

Где найти свежий воздух?

Самый полезный воздух находится:

  • В лесах, особенно сосновых.
  • В горах.
  • Около моря.

Воздух в этих местах отличается приятным ароматом и обладает полезными для организма свойствами. Это объясняет, почему детские оздоровительные лагеря и различные санатории располагаются неподалеку от лесных массивов, в горах или на морском побережье.

Насладиться свежим воздухом можно лишь подальше от города. По этой причине многие люди покупают дачные участки за пределами населенного пункта. Некоторые переезжают на временное или постоянное местожительство в деревню, строят там дома. Особенно часто так делают семьи с маленькими детьми. Люди уезжают, ведь воздух на территории города является сильно загрязненным.

Проблема загрязнения свежего воздуха

В современном мире проблема загрязнения окружающей среды особенно актуальна. Работа современных заводов, предприятий, атомных электростанций, автомобилей негативно отражается на природе. Они выкидывают в атмосферу вредные вещества, которые загрязняют атмосферу. Поэтому, очень часто люди в городских поселениях испытывают нехватку свежего воздуха, что очень опасно.

Серьезную проблему несет тяжелый воздух внутри плохо проветриваемого помещения, особенно если в нем находятся компьютеры и другая техника. Присутствуя в таком месте, человек может начать задыхаться от недостатка воздуха, у него появляются боли в голове, возникает слабость.

Если верить статистики, составленной Всемирной организацией здравоохранения, около 7 миллионов человеческих смертей в год связано с поглощением загрязненного воздуха на улице и в закрытых помещениях.

Вредный воздух - считается одной из главных причин возникновения такого ужасного заболевания, как рак. Так утверждают организации, занимающиеся изучением онкологических заболеваний.

Следовательно, необходимо принимать меры профилактики.

Как получить свежий воздух?

Человек будет здоров, если ежедневно сможет дышать свежим воздухом. Если нет возможности переехать за город из-за важной работы, отсутствия денег или по другим причинам, то необходимо искать выход из ситуации на месте. Чтобы организм получал необходимую норму свежего воздуха, следует придерживаться следующих правил:

  1. Чаще бывать на улице, например, прогуливаться по вечерам в парках, садах.
  2. Выезжать по выходным на прогулку в лес.
  3. Постоянно проветривать жилые и рабочие помещения.
  4. Посадить больше зеленых растений, особенно в рабочих кабинетах, где есть компьютеры.
  5. Желательно раз в год посещать курорты, расположенные на море или в горах.

Из каких газов состоит воздух?

Ежедневно каждую секунду люди делают вдох и выдох, совершенно не задумываясь о воздухе. Люди никак не реагируют на него, несмотря на то, что он окружает их повсюду. Вопреки свой невесомости и невидимости для человеческого глаза, воздух имеет довольно сложную структуру. Он включает взаимосвязь нескольких газов:

  • Азот.
  • Кислород.
  • Аргон.
  • Углекислый газ.
  • Неон.
  • Метан.
  • Гелий.
  • Криптон.
  • Водород.
  • Ксенон.

Основную долю воздуха занимает азот , массовая доля которого равняется 78 процентам. 21 процент от общего числа приходится на кислород - самый незаменимый для жизни человека газ. Оставшиеся проценты занимают другие газы и водяной пар, из которого образовываются облака.

Может возникнуть вопрос, почему так мало кислорода, всего чуть больше 20%? Этот газ является реактивным. Поэтому, при увеличении его доли в атмосфере, значительно возрастет вероятность возникновения пожаров в мире.

Из чего состоит воздух, которым мы дышим?

Два главных газа, составляющие основу воздуха, которым мы дышим каждый день:

  • Кислород.
  • Углекислый газ.

Вдыхаем кислород, выдыхаем углекислый газ. Такую информацию знает каждый школьник. Но откуда берется кислород? Основной источник выработки кислорода - зеленые растения. Они же являются потребителями углекислого газа.

Интересно устроен мир. Во всех происходящих жизненных процессах соблюдается правило сохранения баланса. Если откуда-то что-то ушло, то куда-то что-то пришло. Так и с воздухом. Зеленые насаждения вырабатывают кислород, необходимый человечеству для дыхания. Люди потребляют кислород и выделяют углекислый газ, которым, в свою очередь, питаются растения. Благодаря этой системе взаимодействия, на планете Земля существуют жизнь.

Зная, из чего состоит воздух, которым мы дышим, и как сильно он загрязнен в современное время, необходимо беречь растительный мир планеты и делать все возможное для увеличения представителей зеленых растений.

Видео о составе воздуха

Оговоримся сразу, азот в воздухе занимает большую часть, однако и химический состав оставшейся доли весьма интересен и разнообразен. Если коротко, то список основных элементов выглядит следующим образом.

Однако дадим и небольшие пояснения по функциям этих химических элементов.

1. Азот

Содержание азота в воздухе – 78% по объему и 75% по массе, то есть этот элемент доминирует в атмосфере, имеет звание одного из самых распространенных на Земле, и, кроме того, содержится и за пределами зоны обитания человека – на Уране, Нептуне и в межзвездных пространствах. Итак, сколько азота в воздухе, мы уже разобрались, остался вопрос о его функции. Азот необходим для существования живых существ, он входит в состав:

  • белков;
  • аминокислот;
  • нуклеиновых кислот;
  • хлорофилла;
  • гемоглобина и др.

В среднем около 2% живой клетки составляют как раз атомы азота, что объясняет, зачем столько азота в воздухе в процентах объема и массы.
Азот также является одним из инертных газов, добываемых из атмосферного воздуха. Из него синтезируют аммиак, используют для охлаждения и в других целях.

2. Кислород

Содержание кислорода в воздухе – один из самых популярных вопросов. Сохраняя интригу, отвлечемся на один забавный факт: кислород открыли дважды – в 1771 и 1774 годах, однако из-за разницы в публикациях открытия, почести открытия элемента достались английскому химику Джозефу Пристли, который фактически выделил кислород вторым. Итак, доля кислорода в воздухе колеблется около 21% по объему и 23% по массе. Вместе с азотом эти два газа образуют 99% всего земного воздуха. Однако процент кислорода в воздухе меньше, чем азота, и при этом мы не испытываем проблем с дыханием. Дело в том, что количество кислорода в воздухе оптимально рассчитано именно для нормального дыхания, в чистом виде этот газ действует на организм подобно яду, приводит к затруднениям в работе нервной системы, сбоям дыхания и кровообращения. При этом недостаток кислорода также негативно сказывается на здоровье, вызывая кислородное голодание и все связанные с ним неприятные симптомы. Поэтому сколько кислорода в воздухе содержится, столько и нужно для здорового полноценного дыхания.

3. Аргон

Аргон в воздухе занимает третье место, он не имеет запаха, цвета и вкуса. Значимой биологической роли этого газа не выявлено, однако он обладает наркотическим эффектом и даже считается допингом. Добытый из атмосферы аргон используют в промышленности, медицине, для создания искусственной атмосферы, химического синтеза, пожаротушения, создания лазеров и пр.

4. Углекислый газ

Углекислый газ составляет атмосферу Венеры и Марса, его процент в земном воздухе куда ниже. При этом огромное количество углекислоты содержится в океане, он регулярно поставляется всеми дышащими организмами, выбрасывается за счет работы промышленности. В жизни человека углекислый газ используется в пожаротушении, пищевой промышленности как газ и как пищевая добавка Е290 – консервант и разрыхлитель. В твердом виде углекислота – один из самых известных хладагентов «сухой лед».

5. Неон

Тот самый загадочный свет дискотечных фонарей, яркие вывески и современные фары используют пятый по распространенности химический элемент, который также вдыхает человек – неон. Как и многие инертные газы, неон оказывает на человека наркотическое действие при определенном давлении, однако именно этот газ используют в подготовке водолазов и других людей, работающих при повышенном давлении. Также неоново-гелиевые смеси используются в медицине при расстройствах дыхания, сам неон используют для охлаждения, в производстве сигнальных огней и тех самых неоновых ламп. Однако, вопреки стереотипу, неоновый свет не синий, а красный. Все остальные цвета дают лампы с другими газами.

6. Метан

Метан и воздух имеют очень древнюю историю: в первичной атмосфере, еще до появления человека, метан был в куда большем количестве. Сейчас этот газ, добываемый и используемый как топливо и сырье в производстве, не так широко распространен в атмосфере, но по-прежнему выделяется из Земли. Современные исследования устанавливают роль метана в дыхании и жизнедеятельности организма человека, однако авторитетных данных на этот счет пока нет.

7. Гелий

Посмотрев, сколько гелия в воздухе, любой поймет, что этот газ не относится к числу первостепенных по важности. Действительно, сложно определить биологическое значение этого газа. Не считая забавного искажения голоса при вдыхании гелия из шарика 🙂 Однако гелий широко применяется в промышленности: в металлургии, пищевой промышленности, для наполнения воздухоплавающих судов и метеорологических зондов, в лазерах, ядерных реакторах и т.д.

8. Криптон

Речь не идет о родине Супермена 🙂 Криптон – инертный газ, который в три раза тяжелее воздуха, химически инертен, добывается из воздуха, используется в лампах накаливания, лазерах и все еще активно изучается. Из интересных свойств криптона стоит отметить, что при давлении в 3,5 атмосферы он оказывает наркотический эффект на человека, а при 6 атмосферах приобретает резкий запах.

9. Водород

Водород в воздухе занимает 0,00005% по объему и 0,00008% по массе, но при этом именно он – самый распространенный элемент во Вселенной. О его истории, производстве и применении вполне можно написать отдельную статью, поэтому сейчас ограничимся небольшим списком отраслей: химическая, топливная, пищевая промышленности, авиация, метеорология, электроэнергетика.

10. Ксенон

Последний в составе воздуха, изначально и вовсе считавшийся только примесью к криптону. Его название переводится как «чужой», а процент содержания и на Земле, и за ее пределами минимальный, что обусловило его высокую стоимость. Сейчас без ксенона не обходятся: производство мощных и импульсных источников света, диагностика и наркоз в медицине, двигатели космических аппаратов, ракетное топливо. Кроме того, при вдыхании ксенон значительно понижает голос (обратный эффект гелию), а с недавнего времени вдыхание этого газа причислено к списку допингов.

Познание мира 3класс

Тема:

Цели :

Тип урока:

Ожидаемый результат : Учащиеся должны иметь представление о составе воздуха, знать о его свойствах.

    А- имеют представление о воздухе и его свойствах, умеют анализировать свойства воздуха;

    В- могут анализировать, проявлять творческие и практические способности, доказывают свою точку зрения, отвечают на вопросы высокого уровня, оценивают свою работу.

    С- задают вопросы высокого уровня, организуют ребят в группе, критически оценивают свою деятельность через саморефлексию

Понятия: эксперимент, опыт.

Методы преподавания

Форма:

Модули:

Оборудование: гость – Воздушный Шарик, корзинка, таблицы(по количеству учащихся), стакан, вода, соломинки для воды, мячик, веер,свеча, палочка с фольгой, глобус, духи, красные и зеленые карандаши (по количеству учащихся), мелкие кусочки бумаги, комочки почвы, мел, презентация урока

Ход урока:

1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок.

В класс пришёл – не хмурь лица,

Будь весёлым до конца!

Тренинг"Волна"

Инструкция. «Возьмитесь за руки. Сейчас я буду пускать волну вот так (показывает, поднимая руку). Ваша задача - когда волна дойдет до вас, пустить ее дальше. Попробуем... Теперь я пускаю встречную волну».

Процедура проведения. Группа становится в круг. Участники берутся за руки. Ведущий дает инструкцию и показывает, как пускаются волны: поднимает руку, держа руку соседа. Получилась волна. Чтобы передать ее дальше, нужно соседу поднять вторую руку с рукой своего соседа и т. д. Ведущий ускоряет ритм волн. Затем пускает встречные волны. Когда волна возвращается к тренеру, он может либо передать ее дальше, либо остановить.

Как только интерес группы начинает ослабевать (смех стихает, энергетика спадает), тренер прекращает разминку, резко поднимая и бросая руки вниз. Заканчивается разминка аплодисментами.

2. Введение в тему урока.

Ребята, я хочу спросить у вас: «Ответы на трудные вопросы интереснее искать одному или с друзьями?

(с друзьями)

Я с вами полностью согласна. (звучит 1 куплет песни В. Шаинского «Когда мои друзья со мной»).

Ребята, угадайте, кого я пригласила с собой на урок?

Он будет главным героем нашего урока.

Круглый, гладкий, как арбуз.

Цвет любой на разный вкус.

Коль упустишь с поводка–

Улетит за облака.

(ответы)

Знакомьтесь – это Воздушный Шарик. Возьмите один из шариков на столе, и нарисуйте своё настроение.

3. Сообщение темы урока.

На прошлом уроке мы говорили о воде и ее свойствах. Давайте немного повторим.

Какие свойства воды вы знаете?

Кроме Атлантического, Тихого, Индийского и Северного Ледовитого океанов есть на свете ещё один – самый большой из всех океанов, и вы, каждый день, каждый час, каждую минуту, сами того не замечая, «купаетесь» в нём.

- И прохожие на улице, и кошки, и собаки, и голуби, даже трамваи с троллейбусами день и ночь « купаются» в этом океане. Догадались что это за океан? Нет? Тогда я вам подскажу: океан это не солёный, не пресный и к тому же без берегов и без воды. Словно огромные серебристые рыбы, проплывают по его просторам самолёты. Теперь-то вы наверняка поняли. Ну, конечно, речь идёт о самом большом – о голубом воздушном океане.

-Четыре водяных океана широко-широко разлились по земле, а пятый воздушный – над землёй. Дном этого воздушного океана является сама Земля.

Видели ли вы воздух?

Как называется воздушная оболочка Земли? (атмосфера)

4. Работа по карточкам.

Прочитайте, какое еще значение имеет атмосфера.

1. Воздушная оболочка планеты необходима для дыхания.

2. Воздух не дает земной поверхности перегреться от Солнца и в то же время бережет её тепло от рассеивания в пространство.

3. Атмосфера – надежная защита нашей планеты от метеоритов.

4. Атмосфера охраняет Землю, растительный и животный мир от губительного влияния космического излучения.

Прочитайте наиболее важное значение.

Вывод! Все имеет важное значение.

- Сегодня мы откроем секреты воздуха.

5. Состав воздуха.

Как вы думаете, из чего состоит воздух?

Воздух – это смесь газов. Азота в воздухе больше всего, кислорода поменьше, а углекислого газа – совсем мало.

Как выдумаете, какой из газов в воздухе самый важный?

Вдохните воздух и выдохните. Мы вдыхаем воздух, в котором есть кислород, а выдыхаем воздух без кислорода. В нем становится больше углекислого газа, который не пригоден для дыхания.

Итак, для чего нужен воздух всему живому? (Чтобы дышать, жить)

Весь ли воздух использует человек для своего дыхания?

Более двухсот лет назад французский ученый-химик Антуан Лавуазье доказал, что воздух – это смесь в основном двух газов – азота и кислорода.

Азот – означает «безжизненный». Эта часть воздуха не поддерживает дыхание и горение. Но без азота не могут расти растения.

Кислород – человек способен неделями жить без еды, несколько дней без воды, а без воздуха – самое большее 5 минут. Однако если быть точным, то необходим не сам воздух, а лишь содержащийся в нем элемент – кислород. Человек не в состоянии жить без кислорода, потому что без него не могут существовать клетки организма. Исключительная важность воздуха объясняется тем, что наш организм не умеет извлекать кислород из жидкости или твердого вещества. А из воздуха, т.е. из газа – умеет. Кстати, в воздухе кислорода меньше, чем в воде или в почве.

Широко используется в хозяйственной деятельности кислород: при сжигании топлива в двигателях автомобилей, самолетов, кораблей. В аптеках выдают больным людям кислородные подушки. Новорожденных детей, у которых затруднено дыхание, помещают в кислородный кюветик.

Инертные газы.

Позже в конце 19 века, исследованиями было доказано, что в состав воздуха входят еще 5 простых газообразных веществ: аргон, гелий, криптон, ксенон, неон . Эти газы назвали инертные (малоактивные)

Что значит «инертный человек»? (Малоактивный)

Инертные газы научились получать химическим путем и использовать в народном хозяйстве.

Легкость и горючесть гелия используют при заполнении воздушных шаров и дирижаблей.

В среде аргона производят электросварку металлов.

Неоном, аргоном, криптоном, ксеноном заполняют электрические лампочки.

Смесь гелия с кислородом применяют для дыхания при подводных работах.

Кроме того, в воздухе содержится углекислый газ . Он необходим для питания растений. Человек дышит кислородом и выделяет углекислый газ, т.е. отработанный кислород. А растения поглощают этот газ. Всем необходимо большее количество растений, чтобы воздух стал чище.

Еще есть в воздухе водяные пары и различные примеси.

Ребята, а вы верите мне, что воздух находится вокруг нас повсюду?

Есть ли он вообще? Может, его придумали?

Докажем это? Ведь, кто ищет, тот всегда найдет ответ даже на самый трудный вопрос!

Итак, начнём. Представьте себе такую картину:

Стоял жаркий июльский день. Малыш лежал на стоге сена и вдыхал аромат нагретой травы. Вокруг стрекотали насекомые, в небе парил сокол.

А как летают птицы? И самолёты? – спросил Малыш. - А что такое небо? Из чего оно?

Малыш глубоко вздохнул. Пахла нагретая на солнце трава, шуршали крылья бабочек, а небо было таким голубым и ярким, что малыш зажмурился и… заснул. Мальчику снилось, что он летит. Далеко внизу осталась лужайка. Рядом кружили птицы, а потом Малыш ничего уже не видел, он быстро летел к высоким облакам. И вот он уже на большом белом облаке. Там малыш увидел надпись: «Добро пожаловать в Лабораторию чудесных превращений Воздуха!»

Итак, куда мы попали вместе с мальчиком?

Кто работает в лаборатории? (учёные)

Вот и мы с вами будем сегодня учёными, которые изучают воздух. А все свои наблюдения учёные записывают в научный дневник.

Индивидуальная работа

Стратегия «Факт или мнение» - на основе опытов исследовать свойства воздуха.

1. В классе мы видим доску, парту, стены, за окном – дома, деревья, облака. А можем ли мы видеть воздух?

Опыт (учащиеся)

Возьмите соломинку и опустите ее в стакан с водой. Слегка подуйте в соломинку.

Что появилось?

Появятся пузырьки воздуха.

Вывод: При помощи зрения воздух всё же можно обнаружить в некоторых случаях.

Посмотрите на комнатные растения.
Какого они цвета?
А классная доска?
А как вы думаете, какого цвета воздух?
Открываем первое свойство воздуха: воздух невидимый и бесцветный.

А вот толстый слой воздуха имеет цвет. Посмотрите в окно.
Что вы видите вверху?

(Небо)
Мы привыкли называть воздушный океан – небом.
Голубое небо – это толстый слой воздуха, освещенный солнцем. Если бы Земля не была окружена воздухом, мы видели бы на черном небе огненный диск Солнца.

Воздушный океан очень важен для жизни. Потому что воздухом дышат люди, звери, птицы и растения – все живое на Земле.
Может ли жить человек без воздуха?

Закройте ладошками рот и нос.
Вдохните глубоко воздух и посчитайте, кто сколько может без воздуха.
Какое было желание?

(Открыть нос).
Страшно даже подумать, что будет, если воздух вдруг исчезнет. Без воздуха мы просто погибнем.

- А сейчас вдохните глубоко, что вы почувствовали?

(Ничего).

Пахнет чем-нибудь воздух?
Закройте глаза.

А сейчас?

(Запах духов).
Запах, мы ощущаем, когда частицы вещества попадают к нам в нос.

Где вы чувствуете сильные запахи?
(В столовой, парикмахерской, аптеке и т.д.)
Значит, какой вывод?
Чистый воздух запаха не имеет.

Упругий

Опыт с пакетиком.

Надуть пакет и хлопнуть.

Можно ли попробовать воздух на вкус? Лизните его.

Какое свойства воздуха мы откроем?

Воздух не имеет вкуса

4. Возьмите в руки учебник. Какой он формы? А теперь попробуйте взять в руки воздух. Получилось?

Имеет ли воздух форму?

(нет)

А теперь я прошу вас заполнить таблицу. Что вы узнали из наших исследований о воздухе?

Соедините стрелкой слова левого столбика со словами правого столбика:

Цвет воздуха

бесцветный

голубой

душистый

без запаха

круглый

нет формы

газ

жидкий

Запах воздуха

Форма воздуха

Состояние воздуха

Воздух находится вокруг нас, но мы его не замечаем, потому что…

ФИЗМИНУТКА (лежа на коврике)

Вы, наверное, устали?

Воздух поможет вам отдохнуть.

Упр. « Цветочная поляна».
А теперь расслабьтесь, представьте, что вы оказались на лесной полянке, вокруг прекрасные цветы. Сорвите цветок, который вам понравился больше всех. Понюхайте его.

Какое слово выразит его душистый аромат?

Сделайте глубокий вздох и скажите (АХ!)

6. Использование свойств воздуха человеком.

Продолжим изучать свойства воздуха и узнаем, какие из них использует человек.

Ударь мячом об пол. Воздух в мячике сжимается. Но так как воздух упруг, он стремится расшириться, и мяч с силой отскакивает от пола.

Воздух сжимаем и упруг .

Это свойство воздуха широко используется.

Соедините линиями: кто использует - как использует:

Пожарные тормоза

Маляры сильная струя воды

Водители разбрызгивают краску

Опыт (учитель)

Подойдите ко мне и посмотрите опыт, доказывающий, что теплый воздух поднимается вверх.

(Теплый воздух, поднимаясь вверх, приводит в движение спираль).

Доказали, что теплый воздух поднимается вверх?

Т еплый воздух поднимается вверх

Это свойство воздуха вы можете увидеть и дома, когда теплый воздух из печной трубы поднимается вверх.

Люди заметили это свойство воздуха и решили использовать его для подъема вверх различных предметов. Так придумали воздушный шар.

Он двигался туда, куда дул ветер. Вскоре ученые создали воздушный шар, который был оснащен рулем, им можно было управлять. Такой воздушный шар назвали аэростат.

Аэростат

Почему звери к зиме надевают тёплые пушистые шубки?

(ответы)

В пушистых шубках между ворсинками больше воздуха, который сохраняет тепло.

Почему звери и птицы в сильный холод прячутся в снег?

(ответы)

Хоть снег и холодный, но между снежинками есть воздух. Этот воздух и защищает животных от холода.

Значит, воздух обладает ещё одним полезным свойством – сохранять тепло.

Поэтому в домах делают двойные рамы.

Сохраняет тепло

Итак, повторим , какие свойства воздуха использует человек:

·воздух сжимаем и упруг

·воздух движется

·горячий воздух поднимается вверх

·воздух сохранят тепло

Воздух, как и любое тело, состоит из частиц, между которым есть промежутки. Частицы постоянно двигаются, часто сталкиваются. Когда воздух нагревают, они начинают двигаться быстрее, сталкиваются сильнее. Из-за этого они отскакивают на большие расстояния друг от друга. Промежутки между ними увеличиваются и воздух расширяется.

Демонстрация опыта.

На колбу натянем шарик и поднесем к огню. Через некоторое время мы увидим, что шарик стал надуваться. Почему?

Вывод ! При нагревании воздух расширяется .

При охлаждении воздух сжимается

Уберем колбу с огня. Что заметили? Правильно. Воздух остыл в колбе и шарик сдулся.

Зажигаю 3 свечи. Одну закроем стаканом, вторую – банкой, в третью оставим открытой. Что мы увидели? Какая свеча потухла быстрее?
Свеча под стаканом быстро гаснет, под банкой - позже, а неприкрытая свеча продолжает гореть. Почему?
- Под стаканом воздуха очень мало и свеча быстро потухла. Под банкой больше и свеча горела дольше, но и она потухла. А открытая свеча сгорает полностью.
- О чем это говорит?
Воздух поддерживает горение.
- Сколько случаев было в нашем поселке пожаров? Из-за чего происходят пожары?
- Чтобы в нашем доме не случилась беда, нужно внимательно следить за электрическими приборами, соблюдать правила безопасности при пользовании газовыми баллонами, печами и не играть со спичками и горючими веществами.
- Чтобы потушить пожар, нужно прекратить доступ воздуха к горящему предмету: засыпать песком, накрыть одеялом, покрыть пеной из огнетушителя.

Ой, Воздушный шарик хочет спеть вам, ребята, еще одну песенку. Послушаем о чем она? Может быть, она по теме урока?

(звучит 1 куплет песни «А, ну-ка, песню нам пропой веселый ветер»).

О чем эта песня? А как ветер связан с воздухом?

Давайте вспомним, что мы знаем о ветре?

Рассказ подготовленного ученика о ветре:

Земля в разных местах по-разному нагревается солнцем. От земли нагревается и воздух.

Теплый воздух легче холодного.

Теплый воздух поднимается вверх. А холодный воздух опускается на его место. Вот и возникает ветер. Значит ветер – это движение воздуха.

- Необходимо положить на столе несколько мелких кусочков бумаги и взмахнуть над ними газетой.

Что произойдет?- Почему?

- Воздух пришел в движение и “подхватил” на своем пути бумагу.

Помашите веером около лица. Что вы чувствуете? Мы ощущаем легкий ветерок.

Значит воздух – движется.

Воздух движется

Воздух заставляет двигаться и крутиться предметы, образует волны, поднимает пыль.

Подумайте, как человек заставляет ветер помогать себе?

(Ответы детей).

Человек строит ветряные мельницы, ветряные электростанции. Ветер надувает паруса кораблей.

Дыхательная гимнастика.

1. Глубокий вдох, выдох порциями.

2. Глубокий вдох, выдох с шипением.

3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.

7. Экологическая тревога

Демонстрация опыта.

Зажигаю свечу. Что видно? (Волны воздуха двигаются над пламенем.).

Возьмем тарелку. Будем держать на несколько сантиметров от пламени

Что вы увидели на тарелке (Сажу).

Сажа происходит от сгорания топлива - в данном случае воска.

Происходит загрязнение воздуха от неполного сгорания. Сейчас горела одна свеча, а сколько сажи дала!

Сколько таких свеч - заводских труб по всей планете? Великое множество.

Как отражаются на составе воздуха дым, гарь, ядовитая копоть? (Воздух загрязняется).

Эта проблема является одной из важных в настоящее время.

Так как там много фабрик и заводов, которые влияют на состав воздуха. В этом районе большая заболеваемость людей.

Что вы узнали из текста, о том, что делает люди для охраны чистоты воздуха?

Что вы можете сделать для охраны чистоты воздуха?

Растения необходимы для чистоты воздуха. Они играют огромную роль в очистке воздуха. Они задерживают пыль, копоть.(Слайд)

8. Охрана воздуха.

Ребята, людям и животным, заводам и машинам- всем нужен воздух. Почему же на земле его не становится меньше?

(ответы)

Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным.

Ребята, а от чего воздух может загрязняться?

(ответы)

Отметьте красным карандашом то, что загрязняет воздух, зеленым – то, что не загрязняет.

Расскажите, от чего загрязняется воздух?

(ответы)

В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ.

Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.

Что же делаю люди, чтобы воздух был чистым?

(ответы)

На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух..

А главным очистителем воздуха являются зеленые насаждения. Вот почему так легко дышится в лесу.

Один только тополь выделяет кислорода столько, сколько 3 липы, 7 елей, 4осины.

9.Рефлексия.

Рефлексия «Метод пяти пальцев»

М – мизинец.

Какие знания вы сегодня получили?

Б – безымянный

Что я сегодня делал и чего достиг?

С – средний

Чем я сегодня помог однокласснику?

У – указательный

Что я сегодня сделал для своего здоровья?

Б – большой

Какое у вас настроение?

Молодцы, ребята. Дружная работа на уроке помогла вам узнать много интересного о воздухе.

Давайте же стараться жить так, чтобы на нашей планете - Земле всегда цвели цветы и пели птицы!

А теперь откройте дневники для домашнего задания.

10. Домашнее задание (дифференцированное):

Слабые: Подготовить доклад на тему “Свойства воздуха”.

Сильные: Составить кроссворд по теме «Воздух и его свойства», рисунок «Охрана воздуха»

11. Оценивание.

На память об уроке друг Воздушный Шарик дарит вам частичку воздуха с оценкой, которую вы сегодня заработали на уроке.

Если вы согласны с оценкой. Похлопайте в ладоши!

Спасибо за урок! До новых встреч!

ТЕСТ:

1. Что такое воздух?

А) жидкость

Б) твёрдое вещество

В) смесь газов

2. Сколько времени человек может обходиться без воздуха?

А) 5 недель

Б) 5 дней

В) 5 минут

3. Чистый воздух:

А) белый

Б) прозрачный

В) синий

Г) способен перемещаться

Д) стоит на месте

Е) без запаха

Ж) пахнет

З) лёгкий

И) тяжёлый

К) имеет температуру

Л) имеет форму шара

4. Что измеряет уличный термометр?

А) температуру тела

Б) температуру воды

В) температуру земли

Г) температуру воздуха

5. При какой температуре воздуха очень холодно?

А) + 20 градусов

Б) 0 градусов

В) – 20 градусов

6. Движение воздуха – это…

А) листопад

Б) ветер

В) снег

7. Куда поднимается горячий воздух?

А) вверх

Б) вниз

В) в стороны

Анализ урока

Познание мира 3 класс

В 3 классе 6учеников. На уроке присутствовали все ребята. Из них 1девочка и 5 мальчиков. Класс по успеваемости средний (на уроке познания мира).

Тема урока выбрана в соответствии с календарно – тематическим планированием.

Учебный материал подобран в соответствии с Гос.стандартом и образовательными, развивающими, воспитывающими задачами урока.

Тема: Воздух и его свойства. Движение воздуха- ветер.

Цели :

    познакомить с составом воздуха, его свойствами;

    формировать знания учащихся о воздушном океане Земли - атмосфере;

    развивать коммуникативные навыки и творческие способности через групповую форму работы;

    показать влияние загрязнений окружающей среды на здоровье человека;

    рассказать о мероприятиях, проводимых для охраны чистоты воздуха.

Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Методы преподавания : информационный; инструктивный; стимулирующий; побуждающий; деятельностный.

Форма работы: работа в группе, в паре, фронтальная

Модули: 1.Использование ИКТ 2. Новые подходы 3.Преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями учеников 4.Обучение талантливых и одаренных детей.5.Обучение критическому мышлению.

На уроке формировалось умение выделять главное в учебном материале, использовались проблемные задания, осуществлялся личностно – ориентированный подход.

Для привлечения внимания использовала наглядный материал, приём эмоционального изложения, смену интонации.

В течении урока использовались упражнения для развития зрительской памяти, наглядно – образного мышления.

Среди учащихся применялась индивидуальная, коллективная, групповая формы работы.

Для снятия утомления, тонизирования организма, получения положительных эмоций, установки на преодоление трудностей были проведены психологический тренинг « Волна» , оздоровительные минутки.

При проведении всех видов работ учитывались возрастные и индивидуальные особенности внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия учащихся.

Считаю, что урок достиг цели.