Энергосберегающие

Что можно сделать из электробритвы. Что можно сделать из одноразовой бритвы

Что можно сделать из электробритвы. Что можно сделать из одноразовой бритвы

Юнона и Юпитер. Женой Юпитера у римлян считалась богиня Юнона, которую римляне уподобляли греческой Гере. Подобно Юпитеру, она владела молнией и была повелительницей Вселенной; в этом качестве ее называли Юнона Регина («Царица»). Небесную супругу Юпитера чтили вместе с ним в его храме на Капитолии, поэтому она называлась и Юнона Капитолийская. Жена фламина Юпитера была жрицей Юноны, и при обращениях к богам имена небесных супругов назывались рядом.

Предупреждения об опасности. Юнона заботилась о благополучии и величии римского государства, помогала собирать войско в поход (в этом случае она называлась Юнона Популония), предупреждала об угрожающих Риму опасностях. Рассказывали, что однажды она предупредила римлян о грозящем им стихийном бедствии — землетрясении. Эту Юнону, предупреждающую об опасности и дающую добрые советы, называли Юнона Монета («Советчица»). Во дворе ее храма римляне чеканили деньги, поэтому впоследствии слово «монета» стало употребляться как их название.

Покровительница девушек и женщин. Но у Юноны были не только обязанности, связанные с заботой о Риме и его величии — ведь она была еще и женщина, и жена верховного бога. Поэтому ее заботой было все, что относилось к женщинам и семейной жизни. Она называлась и Юнона Виргиниенсис («Девственная») и была покровительницей девушек, готовящихся вступить в брак; как Юнона Пронуба («Брачующая») она покровительствовала брачным обрядам, а как Юнона Домидука («Вводящая в дом») вводила новобрачную в дом мужа и помогала ей благополучно переступить его порог — если бы она споткнулась о него, это считалось бы дурной приметой. Затем Юнона Луцина («Светлая») помогала рождению ребенка, выводила его на свет, а Юнона Румина («Кормилица») помогала кормить его материнским молоком.

Богиня Юнона

Покровительницей всех матрон (замужних женщин) была Юнона Матрона. В ее честь первого марта справлялся праздник Матроналии. В этот день рано утром римские женщины в красивых белых одеждах и с гирляндами цветов в руках шли в храм Юноны Матроны и приносили ей эти цветы в жертву, моля богиню о даровании счастливой семейной жизни. В этот день в Риме мужья дарили своим женам подарки. [Так что римские Матроналии немного похожи на наш праздник Восьмого марта.]

Календы и месяц Юноны. Как Юпитеру была посвящена середина каждого месяца, так Юноне принадлежали его первые дни. Начало месяца у римлян называлось календы, поэтому Юнону называли Юнона Календария (от этого же слова происходит наше слово «календарь»). Кроме того, ей был посвящен целый месяц, который до сих пор носит ее имя — июнь, месяц Юноны.

Богиня Минерва покровительница ремесел. Кроме Юпитера и Юноны, в храме на Капитолии чтили еще одно божество — Минерву. Все вместе они образовывали Капитолийскую триаду (троицу). Юпитер покровительствовал Римскому государству, Юнона — семье, а главной обязанностью Минервы была забота о городских ремесленниках и ремеслах. Все мастера, будь то оружейники или ткачи, кораблестроители или гончары, издавна считали богиню своей покровительницей. Но когда в Риме стали развиваться науки, искусства, литература, под покровительство Минервы попали и люди художественного и умственного труда — поэты, ученые, скульпторы, живописцы, учителя. Не случайно символом мудрости стала птица этой богини — сова. До сих пор мы иногда говорим: «Сова Минервы вылетает в сумерках», желая сказать, что лучшие мысли приходят или вечером, когда ничто от них не отвлекает, или в «сумерки жизни», то есть в старости, когда человек приобретает мудрость и жизненный опыт.

Целительница и победительница. Минерва также считалась покровительницей врачей. Она помогала им исцелять болезни и называлась в этом случае Минерва Медика. Все это делало Минерву очень похожей на греческую Афину, и постепенно римляне стали считать, что это одна и та же богиня. Как и Афину, ее часто изображали в полном вооружении, в панцире и шлеме, а со временем стали считать богиней, приносящей победу, и именовать Минерва Виктрикс («Победоносная»).

Праздник Минервы. Богине Минерве был посвящен праздник Квинкватрии, который справлялся пять дней, начиная с девятнадцатого марта. Первый день этого праздника был днем мастеров, потому что люди, занимавшиеся разными ремеслами, молили богиню о помощи в их деле — ведь, как писал римский поэт Овидий, «тем, кто умолит ее, мудрость Паллада пошлет». Овидий перечисляет многих ремесленников, которые должны молиться этой богине, и среди них называет учителей:

Также и учителя, хоть ваш доход ненадежен, Помните: учеников вам она новых дает.

Для учителей этот день был радостным вдвойне: ученики в праздник не посещали занятий, как это бывает и сейчас, но зато вручали своим наставникам плату за обучение, которую называли по имени этой богини — минервал.

Первый день праздника, когда праздновалось рождение богини, был исключительно мирным. В это время нельзя было вести военные действия, так как богине была неугодна кровь, и в жертву приносили не животных, а молоко, лепешки и мед; да и все развлечения этого дня носили мирный характер — это были выступления поэтов и актеров. Но уже на второй день характер праздника менялся — в честь богини устраивалось излюбленное римское зрелище, гладиаторские бои. Как писал Овидий, «со второго дня кровава бывает арена: в радость богине войны там обнажают мечи».

Еще раз Минерву славили тринадцатого июня, когда справляли Малые квинкватрии. Римляне считали, что это тот самый день, когда Минерва изготовила первую флейту. Поэтому весь этот день в Риме звучали звуки флейты, а главными участниками праздника были флейтисты.

Минерва Минерва

(Minerva). Римская богиня, соответствовавшая греческой Афине-Палладе. Римляне почитали ее вместе с Юпитером и Юноной в Капитолии, как покровительницу городов, считали ее покровительницей ремесленников, художников, поэтов, музыкантов, учителей и женских рукоделий. Главный праздник ее в Риме назывался Quinquatrus; в нем участвовали все те, кому она покровительствовала, и он справлялся с большой торжественностью. В Риме Минерва почти утратила значение богини войны.

(Источник: «Краткий словарь мифологии и древностей». М.Корш. Санкт-Петербург, издание А. С. Суворина, 1894.)

МИНЕРВА

(Minerva), в римской мифологии богиня, входившая наряду с Юпитером и Юноной в т. н. капитолийскую триаду, которой был посвящён храм на Капитолии. Соответствует этрусск. Менрве. Культ М., возможно, заимствован из города Фалерии, где М. издавна почиталась как покровительница ремёсел и искусств (Ovid. Fast. Ill 821). Такова же была её функция в Риме, где храм М. на Авентине стал центром ремесленных коллегий, а их "праздник квинкватр справлялся в юбилей посвящения храма. В 207 до н. э. по ходатайству старейшего поэта и драматурга Ливия Андроника при храме М. была организована коллегия писателей и актёров (Liv. XXVII 37), покровительницей которых стала богиня. Впоследствии её почитали также музыканты, врачи и учителя. М. была отождествлена с Афиной, что сообщило ей черты богини мудрости, войны и городов. В римских провинциях М. отождествлялась с некоторыми туземными богинями: Суль в Британии, Сулевией в Галлии.
в. ш.


(Источник: «Мифы народов мира».)

Минерва

Богиней, покровительствовавшей городам и мирным занятиям их жителей, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону(1). В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью(2). Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига(3) с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. (1. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы).) (2. Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру.) (3. Колесница, запряженная четверкой лошадей.)

(Источник: «Легенды и сказания древнего Рима».)

минерва

(Источник: «Кельтская мифология. Энциклопедия.» Пер. с англ. С. Головой и А. Голова, Эксмо, 2002.)

МИНЕРВА

в римской мифологии богиня, воплощение вечной молодости, покровительствовавшая городам и мирным занятиям их жителей. Особым расположением Минервы пользовались ремесленники, художники и скульпторы, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, с 19-го по 23-е и назыались квинкватрии (quinquatrus, quinquatrua) в них принимали участие все, чьи занятия находились под покровительством богини. Также Минерва являлась богиней разума. До сих пор об умных людях говорят "Его напитала сама Минерва"

(Источник: «Словарь духов и богов германо-скандинавской, египетской, греческой, ирландской, японской мифологии, мифологий индейцев майя и ацтеков.»)

Картина П. Веронезе.
Около 1560.
Москва.
Музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.



Синонимы :

Смотреть что такое "Минерва" в других словарях:

    Богиня мудрости у афинян. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МИНЕРВА в древности римская богиня мудрости, покровительница наук, искусств и ремесел, отождествившаяся впоследствии с греч. Афиной (см. это … Словарь иностранных слов русского языка

    В римской мифологии богиня, покровительница ремесел и искусств. Вместе с Юпитером и Юноной Минерва составляла Капитолийскую триаду. С кон. 3 в. до н. э. Минерва, отождествленная с греческой Афиной, почиталась также как богиня войны и… … Большой Энциклопедический словарь

    Минерва - Минерва. Картина П. Веронезе. Около 1560 г. Минерва. Картина П. Веронезе. Около 1560 г. Минерва в мифах древних римлян богиня, составлявшая вместе с Юпитером и Юноной так называемую капитолийскую триаду богов, которой был посвящён храм на… … Энциклопедический словарь «Всемирная история»

    - (Minerva) староиталийская богиня разума, покровительница искусств и ремесл. С конца III в. до нашей эры государственный культ М. подвергается сильной эллинизации. М. отождествляется с греческой Афиной (см.), перенимает ее атрибуты как богиня… … Литературная энциклопедия Современная энциклопедия

    Минерва, соответствующая греч. Афине Палдаде италийская богинямудрости. Особенно почитали ее этруски, как молниеносную богиню гор иполезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена М.считалась богиней молниеносной и воинственной, на… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    У этого термина существуют и другие значения, см. Минерва (значения). Минерва. Римская скульптура II века, Museo nazionale del Bardo … Википедия

    Ы; ж. [от лат. Minerva] [с прописной буквы]. В древнеримской мифологии: богиня ремёсел и искусств; позднее (после отождествления с Афиной) богиня мудрости и городов. * * * Минерва в римской мифологии богиня, покровительница ремёсел и искусств.… … Энциклопедический словарь


Богиня Миневра считалась богиня мудрости, искусства, войны и городов, покровительница ремесленников, была дочь Юпитера Минерва. Ее особым расположением пользовались ремесленники, художники и скульпторы, поэты и музыканты, врачи, учителя и искусные рукодельницы. Празднества в честь прекрасной и мудрой богини проводились во второй половине марта, назывались квинкватрии и продолжались пять дней. Учащиеся в первый день квинкватрии освобождались от занятий и приносили своим учителям плату за ученье. На этот день прерывались военные действия, если они имели место, и происходило общее бескровное жертвоприношение лепешками, медом и маслом. Затем устраивались гладиаторские игры, а в последний день приносились жертвы Минерве, в специальном помещении сапожников и происходило торжественное освящение труб, состоявших под особым покровительством богини, поскольку сословие трубачей играло большую роль в городской жизни, участвуя в торжественных церемониях, похоронах и различных обрядах. Флейтисты же считали своими главными праздниками малые квинкватрии в честь Минервы, праздновавшиеся с 13 июня и продолжавшиеся в течение трех дней. Минерва входила в божественную троицу, куда, кроме нее, включали Юпитера и Юнону. В их честь был воздвигнут великолепный храм на Капитолийском холме, начатый постройкой еще при царе Тарквинии Гордом. Этот храм, воздвигнутый на высоком постаменте, имел три святилища - Юпитера, Юноны и Минервы. В храме находилась статуя Юпитера, изваянная знаменитым этрусским скульптором Вулкой из обожженной глины и покрытая киноварью. Верховный бог был изображен сидящим на троне, в венце со скипетром и молнией в руках. Храм сгорел, подожженный злоумышленником. После его восстановления на центральном тимпане было помещено рельефное изображение Рима, расположившегося на щитах, а перед ним - волчицы, вскармливающей Ромула и Рема. На двускатной крыше, покрытой позолоченной медью, в центре была помещена квадрига с Юпитером, вооруженным молниями и скипетром, слева от него - статуя Минервы, а справа - Юноны. На краях кровли - два сидящих орла. Между четырьмя средними колоннами висело три диска на цепях (всего по фасаду было шесть колонн). Возле Капитолийского холма находилось святилище бога Термина, покровителя межи, пограничных камней между земельными участками и границ города и государства. Священные церемонии по установлению границ и межевых камней были введены царем Нумой Помпилием. В яме, вырытой для межевого камня, разводили огонь; над ним закалывали жертвенное животное так, чтобы его кровь, стекая в яму, не тушила огня. Туда же лили мед, благовония и вино, бросали плоды и, наконец, ставили камень, украшенный венком. В день праздника Терминалий владельцы смежных полей собирались у своих межевых камней, украшая их цветами, и приносили в жертву богу Термину лепешку, мед и вино. Затем начинался веселый и дружный пир. Самым главным воплощением бога Термина был священный камень, находившийся у Капитолийского храма. По-видимому, это было прямое заимствование у этрусков их божественной троицы: Тини (Юпитер), Уни (Юноны) и Менрвы (Минервы). Отсюда древний обычай покрывать лицо полководца-триумфатора красной краской, ибо он одеждой, регалиями и лицом уподоблялся Юпитеру. Колесница, запряженная четверкой лошадей.

Как молниеносную богиню гор и полезных открытий и изобретений. И в Риме в древнейшие времена Минерва считалась богиней молниеносящей и воинственной, на что указывают гладиаторские игры, обязательно проводившиеся во время главного праздника в её честь - Квинкватрии (Quinquatrus).

Прямое отношение к Минерве как военной покровительнице находит подтверждение в тех дароприношениях и посвящениях, которые делались римскими полководцами в её честь после какой-нибудь блистательной победы. Так, Луций Эмилий Павел , закончив покорение Македонии , сжёг часть добычи в честь Минервы; Помпей после своего триумфа построил ей на Марсовом поле храм; так же поступил и Октавиан Август после победы при Акциуме . Но, главным образом, римская Минерва чтилась как покровительница и отчасти изобретательница ремёсел и искусств. Она покровительствует шерстобитам , сапожникам , врачам , учителям, ваятелям, поэтам и, в особенности, - музыкантам ; она наставляет, учит женщин и руководит ими во всех их работах.

Главное празднество в её честь - Quinquatrus или Quinquatria, проводимое с 19 по 24 марта , - было праздником ремесленников и художников, а также школьников, которые на время празднеств освобождались от занятий и тогда же приносили своим учителям плату за учение - minerval.

Минерву иногда ошибочно отождествляли с богиней мудрости Будте - персонажем литовской мифологии .

В честь Минервы назван астероид (93) Минерва , открытый в 1867 году.

Напишите отзыв о статье "Минерва"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Минерва

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.
В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.
– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!
Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.
Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.

Афина (греч.) — Минерва (рим.)Афина — богиня мудрости, знания и справедливой войны, покровительница городов и государств, наук и ремесел. Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Генеалогия. Дочь Зевса и Метиды. Любимая дочь Зевса была рождена им самим удивительно изощренным способом. У богини разума Метиды должны были родиться дочь и сын необычайного ума и силы. Мойры предсказали Зевсу, что он будет свергнут ее сыном.

Чтобы избежать этого, Зевс проглотил Метис, но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказал Гефесту разрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада. Эпитеты. «Тритонида» или «Тритогенея» (из-за места рождения у озера Тритон в Ливии), «Совоокая», «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница», «Спасительница», «Братская», «Советная».

Атрибуты и символы. Олива, сова (символ мудрости) и змея. Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея — страж Акрополя). Иконография. Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий» (деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войны Эней привез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Считалась основательницей Ареопага — высшего государственного суда Афин, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Помогала Гераклу в борьбе со стимфалийскими птицами, с великаном Герионом, Персею — сразить горгону Медузу, Прометею — в похищении огня для людей.

Среди жертв Афины — царевна Арахна, превращенная богиней в паука, и Тиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней. В качестве утешения он был наделен даром пророчества. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холме Ареса, решали двенадцать богов, включая Зевса — чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде — создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).

Афина Кампана названа по имени владельца коллекции, в которой она находилась, маркиза Кампана. Изображена в длинном парадном одеянии греческих женщин — пеплосе, поверх которого наброшен плащ. Центр культа. В Аттике Афина была главным божеством страны и города Афин, покровительницей афинян. Наибольшей мощи и расцвета Афины достигли при Перикле. Новые здания на акрополе были возведены за 16 лет. На акрополь, скалистый холм, расположенный в центре Афин, вела широкая мраморная лестница. Поднявшись по лестнице, путник подходил к Пропилеям — парадному входу в акрополь. Через Пропилеи «дорога священных процессий» выходила на обширную площадь, где высилась гигантская бронзовая статуя Афины-Промахос (предводительницы в битве), отлитая Фидием. Блеск золотого шлема и копья богини видели моряки, находившиеся далеко в море. Над всеми зданиями акрополя высился Парфенон — храм Афины-девы, являвшийся главным храмом богини («парфенос» в переводе с греч. — «дева»). Весь храм, включая черепицу крыши, был возведен из белого пентелийского мрамора. Длина храма составляла 69,5 м, ширина — 31 м, т. е. площадь его была более 2 кв. км. Здание окружали 40 колонн высотой 10,43 м. В центре храма высилась гигантская статуя Афины работы Фидия, покрытая золотом и слоновой костью. Тонкие пластины слоновой кости покрывали лицо и руки богини, плащ, шлем и щит были выполнены из золота. Ширина подножия статуи была равна 8 м, высота статуи — 12 м. В XVII в. турки, владевшие Грецией, устроили в Парфеноне склад пороха, который взорвался, разрушив половину древнего храма.

Ежегодно в августе проводились Панафинеи («всеафинские»), посвященные сразу всем «направлениям деятельности» Афины. Раз в четыре года проводились Великие Панафинеи с музыкальными и гимнастическими соревнованиями. Торжества начинались ночью факельным шествием и завершались праздничным шествием афинян.

Процессия поднималась по священной дороге и вступала в храм, чтобы принести в дар Афине пеплос, сотканное руками знатных афинянок из тончайшей дорогой шерсти одеяние с золотым шитьем. Специально к празднику готовились «панафинейские амфоры», объемом в 26 литров, на которых изображались сцены состязаний и сама богиня. Амфора, наполненная оливковым маслом, доставалась победителю состязаний. От этих амфор ведут свое происхождение кубки, вручаемые победителям в настоящее время. Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Минерва — богиня войны, искусств, наук и ремесел, покровительница городов и мирных занятий их жителей. Входила в божественную капитолийскую триаду вместе с Юпитером и Юноной. Генеалогия. Дочь Юпитера. К имени Минервы прибавляли слово «Капта», означавшее «капитальная» (от лат. caput — голова). Этим подчеркивалось то, что каждый, совершивший из ее храма кражу, отвечает перед богиней головой. Праздники в ее честь устраивались во второй половине марта и длились пять дней (большие квинкватрии) или с 13 июня и длились три дня (малые квинкватрии). Жертвоприношения — лепешки, мед и масло.