Электрощиток

В чем измеряется барометр. Когда и для чего нужен барометр

В чем измеряется барометр. Когда и для чего нужен барометр

Российская ФедерацияПриказ МЧС России

О введении в действие Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (с изменениями на 8 июля 2004 года)

1. Утвердить и ввести в действие Инструкцию о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (приложение N 1 *).

________________

* Рассылается после государственной регистрации Минюстом России.

2. Начальникам региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальникам органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, обеспечить представление информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с прилагаемой Инструкцией.

3. Начальнику Департамента управления Салову С.С., начальнику Правового управления Тараненко И.А. до 10 июля 1997 года представить материалы для направления Инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Министерство юстиции Российской Федерации для ее государственной регистрации.

4. Внести изменения и дополнения в Табель срочных донесений МЧС России (приказ МЧС России от 25 июня 1996 года N 427) в соответствии с приложением N 2 .

6. Приказ довести до заместителей Министра, начальников департаментов, управлений и самостоятельных отделов МЧС России, начальников региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, начальников органов, специально уполномоченных решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, начальников подведомственных МЧС России учреждений и предприятий в порядке, установленном приказом МЧС России от 30 сентября 1994 года N 602, а также до руководителей федеральных органов исполнительной власти.

7. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра Локтионова Н.И.

ИНСТРУКЦИЯ
о сроках и формах представления информации в области
защиты населения и территорий от чрезвычайных
ситуаций природного и техногенного характера

(с изменениями на 8 июля 2005 года)

Настоящая Инструкция не нуждается в государственной регистрации
Министерством юстиции Российской Федерации.
Заключение Минюста России исх. N 07-02-1277-97 от 12.08.97

Настоящая Инструкция разработана в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 1997 года N 334 "О Порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .

1. Инструкция о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - Инструкция) определяет сроки и формы представления информации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - информация) в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), другие федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также обеспечивает координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации) по сбору и обмену информацией.

2. В рамках требований настоящей Инструкции в зависимости от назначения информация подразделяется на оперативную и текущую.

3. К оперативной относится информация, предназначенная для оповещения населения об угрозе возникновения или возникновении чрезвычайных ситуаций, оценки вероятных последствий и принятия мер по ее ликвидации. Оперативную информацию составляют сведения о факте (угрозе) и основных параметрах чрезвычайной ситуации, о первоочередных мерах по защите населения и территорий, ведении аварийно-спасательных и других неотложных работ, о силах и средствах, задействованных для ее ликвидации.

Оперативная информация представляется в МЧС России, другие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по формам 1/ЧС - 4/ЧС.

4. В МЧС России представляется оперативная информация:

о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных* чрезвычайных ситуациях - непосредственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органами, специально уполномоченными на решение задач гражданской обороны, задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - органы управления ГОЧС) при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации через региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее региональные центры) и непосредственно;

________________

* Оперативная информация о территориальных чрезвычайных ситуациях представляется непосредственно органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при необходимости привлечения сил и средств федеральных органов исполнительной власти.

о локальных и местных чрезвычайных ситуациях - органами управления ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации через региональные центры;

об угрозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций, если параметры поражающих факторов и источников аварий, катастроф, стихийных и иных бедствий соответствуют установленным критериям информации о чрезвычайных ситуациях - непосредственно федеральными органами исполнительной власти, а также органами управления ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации через региональные центры.

5. Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в МЧС России, приведены в приложении N 1 к настоящей Инструкции .

Критерии информации о чрезвычайных ситуациях, представляемой в другие органы исполнительной власти, могут уточняться и дополняться соответствующими федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

6. Федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоянием природной окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях по формам 1/ЧС, 2/ЧС до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а их подведомственные и территориальные подразделения - до органов местного самоуправления.

7. К текущей относится информация, предназначенная для обеспечения повседневной деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Текущую информацию составляют сведения о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях и потенциально опасных объектах, о проводимых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций и поддержанию в готовности органов управления, сил и средств, предназначенных для их ликвидации.

Сроки и формы представления текущей информации в федеральные органы исполнительной власти определяются отраслевыми и межведомственными нормативными документами.

8. Текущая информация для подготовки ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера представляется в МЧС России федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 29 апреля 1995 года N 444 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" .

9. Текущая информация, содержащая сведения, необходимые для ведения статистического учета чрезвычайных ситуаций, представляется в МЧС России органами управления ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России, по формам 7/ЧС - 9/ЧС.

Текущая информация, содержащая сведения о создании, наличии, использовании и восполнении материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, представляется в МЧС России федеральными органами исполнительной власти и органами управления ГОЧС при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сроки, установленные Табелем срочных донесений МЧС России по форме 1/РЕЗ ЧС.

Формы 1/ЧС - 4/ЧС, 1/РЕЗ ЧС и сроки их представления приведены в приложении N 2 к настоящей Инструкции .

10. Содержание информации (сведений), представляемой в МЧС России, устанавливается в соответствии с Составом информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в МЧС России (приложение N 3 к настоящей Инструкции).

11. В рамках автоматизированной информационно-управляющей системы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС) обмен информацией между федеральными органами исполнительной власти осуществляется в соответствии с протоколами информационного взаимодействия, в которых определяется порядок автоматизированного обмена информацией.

Приложение N 1
к Инструкции

Критерии
информации о чрезвычайных ситуациях

Приложение утратило силу на основании
. -
См. предыдущую редакцию .

Приложение N 2
к Инструкции

СРОКИ
представления информации

Наименование
информации
(донесений)

Кто
представляет

Кому пред-
ставляется

Периодич-
ность и сро-
ки представ-
ления

N формы
донесен.

Информация
(донесение)
об угрозе
(прогнозе)
чрезвычайной
ситуации

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
о техноген-
ных чрезвы-
чайных ситу-
ациях

Подведомст-
венные и
территори-
альные под-
разделения
федеральных
органов ис-
полнительной
власти

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- о природ-
ных, техно-
генных, био-
лого - соци-
альных чрез-
вычайных си-
туациях

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Председатель
КЧС субъекта
Российской
Федерации

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федера-
ции

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт -
Петербурга

Председателю
комиссии по
чрезвычайным
ситуациям
(далее - КЧС)
города, райо-
на областно-
го, краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности, их
подведомс-
твенные и
территориаль-
ные подразде-
ления

Руководителям
органов мест-
ного самоуп-
равления

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Главе испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федерации

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России

МЧС России,
начальнику
регионального
центра

МЧС России,
Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России,
командующему
войсками во-
енного округа

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы

Уточнение
обстановки
через каждые
4 часа, при
резком ухуд-
шении обста-
новки -
немедленно

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
и дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием

Уточнение
обстановки
через каждые
4 часа, при
резком ухуд-
шении обста-
новки -
немедленно

Информация
(донесение)
о факте и
основных па-
раметрах
чрезвычайной
ситуации

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
о техноген-
ных чрезвы-
чайных ситу-
ациях

Подведомс-
твенные и
территори-
альные под-
разделения
федеральных
органов ис-
полнительной
власти

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- о природ-
ных, техно-
генных, био-
лого - соци-
альных чрез-
вычайных си-
туациях

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Председатель
КЧС субъекта
Российской
Федерации

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности, их
подведомс-
твенные и
территориаль-
ные подразде-
ления

Руководителям
органов мест-
ного самоуп-
равления

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Главе испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федерации

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс -
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием. Уточ-
нение обста-
новки в пер-
вые сутки
через каждые
4 часа, в
дальнейшем
ежесуточно к
6 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск) по лю-
бому из име-
ющихся
средств свя-
зи и пись-
менно

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием. Уточ-
нение обста-
новки в пер-
вые сутки
через каждые
4 часа, в
дальнейшем
ежесуточно к
6 часам 30
мин. (мск)
по состоянию
на 6 часов
(мск) по лю-
бому из име-
ющихся
средств свя-
зи и пись-
менно

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием. Уточ-
нение обста-
новки в пер-
вые сутки
через каждые
4 часа, в
дальнейшем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск) по лю-
бому из име-
ющихся
средств свя-
зи и пись-
менно

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт -
Петербурга

МЧС России,
начальнику
регионального
центра

МЧС России,
Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России,
командующему
войсками во-
енного округа

Уточнение
обстановки
ежесуточно к
7.00 и 19.00
(мск) по
состоянию на
6.00 и 18.00
(мск) соот-
ветственно

Информация
(донесение)
о мерах по
защите насе-
ления и тер-
риторий, ве-
дении ава-
рийно - спа-
сательных и
других неот-
ложных работ

Информация
(донесение)
о силах и
средствах,
задейство-
ванных для
ликвидации
чрезвычайной
ситуации

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
по техноген-
ным чрезвы-
чайным ситу-
ациям

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- по природ-
ным, техно-
генным, био-
лого - соци-
альным чрез-
вычайным си-
туациям

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
по техноген-
ным чрезвы-
чайным ситу-
ациям

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- по природ-
ным, техно-
генным, био-
лого - соци-
альным чрез-
вычайным си-
туациям

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Главе испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федерации

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России,
начальнику
регионального
центра

МЧС России

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России,
начальнику
регионального
центра

МЧС России

Письменно,
не позднее 2
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
6 часам
(мск)

Письменно,
не позднее 3
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
6 часам 30
мин. (мск)
по состоянию
на 6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 4
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 2
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 3
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
6 часам 30
мин. (мск)
по состоянию
на 6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 4
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск)

Данные о
техногенных,
природных и
биолого -
социальных
чрезвычайных
ситуациях,
имевших мес-
то на терри-
тории Рос-
сийской Фе-
дерации

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт-
Петербурга

Начальнику
регионального
центра

МЧС России

Письменно,
не позднее
15 суток
после завер-
шения ликви-
дации ЧС

Письменно,
не позднее
20 суток
после завер-
шения ликви-
дации ЧС

7/ЧС -
9/ЧС

Информация
(донесение)
о создании,
наличии, ис-
пользовании
и восполне-
нии резервов
материальных
ресурсов для
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт -
Петербурга

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Начальнику
регионального
центра

МЧС России

МЧС России

Форма N 1/РЕЗ ЧС

ИНФОРМАЦИЯ (ДОНЕСЕНИЕ)
о создании, наличии, использовании
и восполнении резервов материальных ресурсов
для ликвидации ЧС природного и техногенного

характера _________________________________

(федеральный орган исполнительной

______________
власти, орган исполнительной власти субъекта
Российской Федерации)
___________________________________________________
(дата и номер документа указанных органов,
в соответствии с которым созданы резервы)

Наименование
материальных
ресурсов

Един.
изм.

ни-
руе-
мые
объ-
емы

Наличие
по состо-
янию на
01.01.9_
отчет-
ного
года

Испо-
льзова-
но за
отчет-
ный
период

Воспол-
нено за
отчетный
период
(заложе-
но)

Наличие на
01.01.9__
следующего
за отчетным
годом

Приме-
чание

кол-
во

% от
плани-
руемого
объема

кол-
во

плани-
руемо-
го объ-
ема

Продовольст-
вие:
мука
крупа
консервы
мясные
консервы мо-
лочные
и др.

т
т
т

Вещевое иму-
щество:
палатки
одежда теп-
лая
обувь
постельные
принадлеж-
ности
и др.

компл.
-"-

пар
компл.

Строительные
материалы:
цемент
шифер

стекло
трубы
металлопрокат
кабельная
продукция
и др.

т
тыс.
плит
кв. м
т
т
км

Медикаменты,
перевязочные
средства и
медицинское
оборудова-
ние:
медикаменты
перевязочные
средства
мед. обору-
дование

Нефтепродукты:
автобензин
дизельное
топливо
и др.

млн. руб.
т
т

Другие мате-
риальные ре-
сурсы

Начальник регионального центра
(руководитель органа управления ГОЧС
при органе исполнительной власти
субъекта Российской Федерации)

Начальник
отдела федерального органа
исполнительной власти

Форма N 1/ЧС

ИНФОРМАЦИЯ (ДОНЕСЕНИЕ)
об угрозе (прогнозе) чрезвычайной ситуации

Подпись руководителя органа управления

Примечание. При угрозе возникновения ЧС или ее возникновении на море и водных бассейнах по коду N 02 докладывать широту и долготу места ЧС в море, озере или расстояние в км от населенных пунктов на реках и каналах.

Форма N 2/ЧС

ИНФОРМАЦИЯ (ДОНЕСЕНИЕ)
о факте и основных параметрах чрезвычайной ситуации

1. Общие данные

1.1. Тип чрезвычайной ситуации _______________________________________

1.2. Дата чрезвычайной ситуации, число, месяц, год_______________________

1.3. Время московское, ч., мин__________________________________________

1.4. местное, ч., мин __________________________________________________

1.5. Место: региональный центр ________________________________________

1.6. республика (край, область) _________________________________________

1.7. город ___________________________________________________________

1.8. район ___________________________________________________________

1.9. Объект экономики ________________________________________________

1.10. Наименование___________________________________________________

1.11. Форма собственности ____________________________________________

1.12. Отрасль ________________________________________________________

1.13. Министерство (ведомство) ________________________________________

1.14. Причины возникновения ЧС ______________________________________

1.15. Краткая характеристика ЧС ________________________________________

2. Метеоданные

Основные параметры чрезвычайной ситуации

3. Землетрясение

4. Радиоактивное загрязнение

Источник радиоактивного загрязнения ________________________________

Уровень радиации вблизи источника (указать расстояние от источника р/а загрязнения), мр/ч, р/ч ______________________________________________

Удаленность внешней границы:

а) зоны экстренных мероприятий, м __________________________________

б) зоны профилактических мероприятий, м ____________________________

в) зоны ограничений, м_____________________________________________

Уровни радиации по зонам, мри/ч, р/ч:

а) зоны экстренных мероприятий ____________________________________

б) зоны профилактических мероприятий ______________________________

в) зоны ограничений _______________________________________________

Дополнительная текстовая информация _______________________________

5. Затопление (наводнение)

6. Бактериальное заражение

7. Химическое заражение

8. Пожары

8.1. Количество очагов пожара, ед. ________________________________________

8.2. Площадь пожаров, кв. м, га ___________________________________________

8.4. Скорость распространения огня, км/ч ___________________________________

8.5. Площадь задымления, кв. км __________________________________________

8.6. Обеспеченность водой, % ____________________________________________

8.7. Уничтожено огнем:

8.7.1. объектов экономики, ед. ____________________________________________

8.7.2. объектов социально-бытового назначения, ед. _________________________

8.7.3. лесной территории, тыс. га__________________________________________

8.7.4. сельхозугодий, га __________________________________________________

8.7.5. торфополей, га ____________________________________________________

8.7.6. дополнительная текстовая информация _______________________________

8.8. Дополнительная текстовая информация ________________________________

9. Чрезвычайные ситуации на акваториях

10. Потери

11. Состояние зданий и сооружений

11.1. Разрушено: _______________________________________________________

11.1.1. объектов экономики, ед. __________________________________________

11.1.2. жилых домов, ед. ________________________________________________

11.1.3. зданий лечебных учреждений, ед. __________________________________

11.1.4. других зданий и сооружений, ед. ___________________________________

11.2. Повреждено:______________________________________________________

11.2.1 объектов экономики, ед.___________________________________________

11.2.2. жилых домов, ед. ________________________________________________

11.2.3. зданий лечебных учреждений, ед. __________________________________

11.2.4. других зданий и сооружений, ед. ___________________________________

11.3. Дополнительная текстовая информация _______________________________

12. Состояние коммуникаций

Вышло из строя

12.1. В населенных пунктах:

12.1.1. ЛЭП, км ________________________________________________________

12.1.2. линий связи, км __________________________________________________

12.1.3. железных дорог, км _______________________________________________

12.1.4. автодорог, км ____________________________________________________

12.1.5. мостов, шт. ______________________________________________________

12.1.6. водопроводов, м _________________________________________________

12.1.7. газопроводов, м __________________________________________________

12.1.8. теплотрасс, м ____________________________________________________

12.1.9. канализационных сетей, м _________________________________________

12.1.10. сооружений (указать вышедшие из строя участки путепроводов, насосные станции, бройлерные, котельные и т.д.) шт. ________________________________

12.2. Магистральных: ___________________________________________________

12.2.1. ЛЭП, км ________________________________________________________

12.2.2. линий связи, км __________________________________________________

12.3. Продуктопроводов:_________________________________________________

12.3.1. наименование ___________________________________________________

12.3.2. количество, м ____________________________________________________

12.4. Мостов и дорожных сооружений:

12.4.1. наименование ___________________________________________________

12.4.2. количество, шт. __________________________________________________

12.5. Дополнительная текстовая информация _______________________________

13. Сельскохозяйственные животные

14. Сельскохозяйственные угодья, лесные насаждения

14.1. Всего по учету, тыс. га ______________________________________________

14.2. в том числе по видам, тыс. га ________________________________________

14.3.* Потери всего, тыс. га ______________________________________________

14.5. Ущерб в денежном выражении ______________________________________

14.6. Дополнительная текстовая информация _______________________________

15. Транспортные аварии ________________________________________________

16. Аварии на энергосетях и КЭС _________________________________________

17. Сели, лавины, оползни ______________________________________________

18. Цунами, ураганы, смерчи _____________________________________________

19. Взрывы ____________________________________________________________

20. Другие данные ______________________________________________________

* Нумерация соответствует оригиналу. - Примечание изготовителя базы данных.

________________________________________

Примечания. 1. При угрозе возникновения ЧС или ее возникновении на море и водных бассейнах докладывать широту и долготу места ЧС в море, озере или расстояние в км от населенных пунктов на реках и каналах, название (проект судна) и принадлежность судна, характер перевозимого груза и маршрут следования, краткий прогноз возможного развития ЧС, время, необходимое для прибытия в район ЧС.

2. Типы чрезвычайной ситуации на акваториях:

"Море-1" - авария подводного или надводного корабля, судна с ядерной ГЭУ (угроза радиоактивного заражения);

"Море-2" - авария корабля, судна (пожар, столкновение, потеря хода, затопление - угроза жизни экипажа);

"Море-3" - навигационная авария корабля, судна (посадка на мель, выброс на камни - угроза жизни экипажа и экологического бедствия от разлива нефтепродуктов, вредных веществ);

"Море-4" - авария (повреждение) гидротехнических сооружений на море (нефтяные вышки) и водных бассейнах (гидроэлектростанции, мосты, пристани, причалы, портовое оборудование);

"Море-5" - аварийное падение (приводнение) космического или летательного аппарата;

"Море-6" - попадание большого количества людей в опасную ситуацию, угрожающую их жизни (отрыв льдины, отрыв плавательного средства без хода, изоляция при наводнении).

Форма N 3/ЧС

ИНФОРМАЦИЯ (ДОНЕСЕНИЕ)
о мерах по защите населения и территорий, ведении
аварийно-спасательных и других неотложных работ

Население

Потери

6. Всего, чел. ___________________________________________________________

7. Взрослые, чел. _______________________________________________________

8. Дети, чел. ___________________________________________________________

9. Безвозвратные, всего, чел. _____________________________________________

В том числе:

10. взрослые, чел. ______________________________________________________

11. дети, чел. __________________________________________________________

12. Санитарные, всего, чел. ______________________________________________

В том числе:

13. взрослые, чел. ______________________________________________________

14. дети, чел. __________________________________________________________

15. Дополнительная текстовая информация ________________________________

16. Выявлено в ходе спасательных работ, чел. ______________________________

17. В том числе детей, чел. ______________________________________________

18. Пропало без вести, чел. ______________________________________________

19. Дополнительная текстовая информация ________________________________

Проведенные работы

Оказана первая медицинская помощь на месте ЧС, чел. __________________

Оказана квалифицированная медицинская помощь на месте ЧС, чел.

Госпитализировано, чел. ____________________________________________

Проведено прививок (наименование), чел. _____________________________

Выдано препаратов (наименование), шт. _______________________________

Выдано комплектов медицинских средств индивидуальной защиты и
средств защиты органов дыхания (наименование), ед. ____________________

Проведена санитарная обработка, чел. _________________________________

Извлечено из-под завалов, чел. _______________________________________

Эвакуировано из зон ЧС, всего, чел. ___________________________________

В том числе

женщин, детей _____________________________________________________

Время начала эвакуации (дата) _______________________________________

Время окончания эвакуации (дата) ____________________________________

Количество транспортных средств, привлекаемых к эвакуации населения, всего, ед. __________________________________________________________

В том числе:

железнодорожных вагонов, ед. _______________________________________

автомобильного транспорта, ед. ______________________________________

речного (морского) транспорта, ед. ____________________________________

авиационного транспорта, ед. ________________________________________

Населенные пункты (районы) размеще ния пострадавших (наименование)

Установленные режимы защиты ______________________________________

Сельскохозяйственные животные

Сельскохозяйственные угодья, лесные насаждения

Обработано зараженных с/х культур (мест скопления вредителей), тыс. га

Затраты на ликвидацию последствий, тыс. руб._________________________

Выплаты компенсаций за причиненный ущерб, тыс. руб._________________

Выплаты по социальному страхованию, тыс. руб.________________________

Дополнительная текстовая информация________________________________

Эвакуировано материальных ценностей (наименование, стоимость,
количество) _______________________________________________________

Дополнительная текстовая информация________________________________

Локализовано источников (очагов) ЧС_________________________________

Обрушено зданий и сооружений, ед.___________________________________

Разработано завалов, куб. м___________________________________________

Расчищено путей сообщения (железных дорог, автодорог, улиц и
других путей сообщения, км)__________________________________________

Восстановлены коммуникации (наименование)__________________________

Установлен карантин (площадь, наименование, количество населенных пунктов)___________________________________________________________

Организованы карантинные посты (место, количество)___________________

Организована обсервация (м есто, количество людей в обсервации)

Отремонтировано и восстановлено (ж.-д. путей, автодорог, мостов, гидротехнических сооружений) _______________________________________

Дезактивировано, дегазировано, дезинфицировано (дозы, местность, здания, сооружения, техника) _______________________________________________

Дополнительная текстовая информация ________________________________

ЧС на акваториях

Характер повреждения корпуса, аварийной ситуации (место и объем горящих помещений, наименование затопленных отсеков)________________________

Наличие хода и способность управляться, крен, дифферент, осадка судна

Расположение взрывоопасных и легковоспламеняющихся грузов, наличие и состояние боеприпасов ______________________________________________

Данные об инженерной, пожарной, радиационной, химической и
биологической обстановке ___________________________________________

Состояние личного состава, пассажиров, их распределение по отсекам с указанием обстановки на них (температура, загазованность, исправность устройств для выхода из отсека) ______________________________________

Наименование, количество, вместимость исправных корабельных и других групповых спасательных средств _____________________________________

Наличие индивидуальных спасательных средств для всего личного состава, пассажиров _______________________________________________________

Средства пожаротушения, находящиеся в строю_________________________

Средства борьбы с водой, находящиеся в строю _________________________

Наличие связи со всеми отсеками или помещениями _____________________

В какой помощи нуждается корабль ____________________________________

Потребные аварийные запасы (хладона, ВВД, воды, провизии, топлива, медикаментов) _____________________________________________________

Потребность в электроэнергии (род тока, напряжение, минимальная мощность) _________________________________________________________

Возможность буксировки:
состояние аварийног о буксирного устройства; исправность устройства для закрепления буксирной тяги наличие исправной линеметательной установки, запас линей, ракет и патронов к линемету ______________________________

Наличие и исправность грузоподъемных средств ________________________

ЧС, связанные с нефтепродуктами

________________________________________
(подпись руководителя органа управления)

1. Данные представляются нарастающим итогом с момента возникновения ЧС.

3. При представлении данных в случае аварии на транспорте (железнодорожном, воздушном, речном, морском, автомобильном) указывать количество пассажиров и персонала транспортных средств.

4. В данных по кодам 55 - 56 указать количество зданий и сооружений, получивших средние, сильные и полные разрушения, полностью сгоревших.

5. Ущерб в денежном выражении указывать в текущих ценах. Ориентировочный ущерб указывать только при отсутствии точных данных.

Форма 4/ЧС

ИНФОРМАЦИЯ (ДОНЕСЕНИЕ)
о силах и средствах, задействованных для ликвидации чс

Состав задействованных сил и средств

Личный состав:

Невоенизированных формирований ГО, чел. ____________________________
из них:

а) общего назначения (наименование формирований, от кого, количество чел.)

б) специального назначения (наименование формирований, от кого, количество чел.) ____________________________________________________

В том числе:

разведки, наблюдения, лабораторного контроля__________________________

медицинские _______________________________________________________

пожарные__________________________________________________________

инженерные________________________________________________________

другие специализированные формирования _____________________________

Соединения и воинские части ГО (номера воинских частей, количество чел.)

Соединения и воинские части Минобороны России (номера воинских
частей, количество чел.) ______________________________________________

Части и подразделения службы противопожарных и аварийно- спасательных работ (наименование, количество чел.) _________________________________

Воинские части внутренних войск (номера воинских частей, количество чел.)

Силы и средства других министерств и ведомств_________________________

Техника

Невоенизированных формирований ГО, всего ед. ________________________

В том числе:

др.

Соединений и частей ГО, всего, ед. ____________________________________

В том числе:

инженерная (наименование, количество), ед. ____________________________

автомобильная (наименование, количество), ед. __________________________

специальная (наименование, количество), ед. ____________________________

специализированных формирований (наименование, количество), ед.

Соединений и воинских частей Минобороны России, всего, ед. ____________

В том числе:

инженерная (наименование, количество), ед. ____________________________

автомобильная (наименование, количество), ед.__________________________

специальная (наименование, количество), ед. ____________________________

специализированных формирований (наименование, количество), ед.

МВД России, всего, ед. _______________________________________________

в том числе:

инженерная (наименование, количество), ед. ____________________________

автомобильная (наименование, количество), ед. __________________________

специальная (наименование, количество), ед. ____________________________

специализированных формирований (наименование, количество), ед.

Других министерств и ведомств _______________________________________

Дополнительная текстовая информация _________________________________

Потребность в дополнительных силах и средствах
(указать по принадлежности)

________________________________________
(подпись руководителя органа управления)

1. Данные по кодам настоящей формы представляются органом управления, непосредственно руководящим проведением работ по ликвидации ЧС.

2. Если по тем или иным кодам информация не представляется, соответствующие строки формы не заполняются, данные по этим кодам не представляются.

3. В кодах "специализированные формирования" указываются военизированные и специализированные формирования министерств, ведомств, предприятий и организаций (горноспасательные, пожарные и др. формирования постоянной готовности).

4. Данные представляются нарастающим итогом.

Приложение N 3
к Инструкции

СОСТАВ ИНФОРМАЦИИ,
представляемой федеральными органами исполнительной
власти Российской Федерации и органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации в МЧС России

Министерство Российской Федерации по атомной энергии

О готовности функциональной подсистемы РСЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях

О состоянии безопасности атомных электростанций, других ядернои радиационно опасных объектов

О результатах наблюдения и контроля за обстановкой на АЭС, других ядерно- и радиационно опасных объектах и прилегающих к ним территориях в пределах санитарно-защитной зоны и зоны наблюдений

О планируемых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций на объектах отрасли

О наличии, укомплектованности, оснащенности и готовности специальных аварийно-спасательных формирований министерства

О фактах возникновения ядерных и радиационных аварий и ходе работ по их ликвидации, результаты расследования аварий

Министерство внутренних дел Российской Федерации

Об обстановке с пожарами в зонах чрезвычайных ситуаций

О готовности функциональных подсистем Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) к действиям в чрезвычайных ситуациях

Министерство здравоохранения Российской Федерации

О наличии, укомплектованности, оснащенности и готовности сил службы медицины катастроф, их использовании и планах дальнейшего развития

О создании, наличии, использовании и восполнении резервов медицинских средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций

О прогнозе и фактах опасных и массовых инфекционных заболеваний и эпидемий

О проводимых профилактических мероприятиях по предупреждению опасных и массовых инфекционных заболеваний

О прогнозе санитарных потерь при чрезвычайных ситуациях

О прогнозе и результатах воздействия на людей радиоактивного загрязнения, химического и биологического заражения

Министерство иностранных дел Российской Федерации

О необходимости эвакуации российских граждан из зарубежных государств при возникновении на их территории чрезвычайных ситуаций

О возможностях и намерениях зарубежных государств по оказанию помощи Российской Федерации при ликвидации чрезвычайных ситуаций на ее территории

О потребностях зарубежных государств в оказании им соответствующей помощи со стороны Российской Федерации

Министерство общего и профессионального образования
Российской Федерации

О программах обучения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в образовательных учреждениях всех типов

О подготовке специалистов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

Министерство обороны Российской Федерации

О состоянии безопасности потенциально опасных объектов Министерства обороны Российской Федерации и мерах по ее повышению

О частях и соединениях Министерства обороны Российской Федерации, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций и их оснащении

О фактах и последствиях радиационно и химически опасных аварий, несанкционированных взрывах боеприпасов на объектах Министерства обороны Российской Федерации, угрожающих населению

О радиоактивном загрязнении и химическом заражении окружающей среды, значительно превышающих фоновые значения или предельно допустимые концентрации (предельно допустимые уровни)

О прогнозе и фактах землетрясений

О результатах регистрации электромагнитных сигналов, данные о местоположении молниевых разрядов, данные о результатах анализа проб аэрозолей и гамма - спектральной съемки местности

Министерство природных ресурсов Российской Федерации

Об экстремальном загрязнении подземных вод, опасных экзогенных геологических процессах, гидрогеодеформационном поле

О техническом состоянии находящихся на балансе гидротехнических сооружений и их готовности к пропуску паводка

О фактах аварийного и предаварийного состояния напорных гидротехнических сооружений

О неотложных противопаводковых мероприятиях

О мероприятиях по предупреждению аварий на напорных гидротехнических сооружениях

Министерство путей сообщения Российской Федерации

О мерах по обеспечению безопасности перемещения по железной дороге особо опасных грузов

О фактах возникновения чрезвычайных ситуаций на железнодорожном транспорте и ходе работ по их ликвидации

О силах и средствах, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций

О мерах по обеспечению безопасности движения поездов


Министерство сельского хозяйства и продовольствия
Российской Федерации

О создании, наличии, использовании и восполнении резервов продовольственных ресурсов в зонах чрезвычайных ситуаций

О состоянии безопасности потенциально опасных объектов пищевой и перерабатывающей промышленности и мерах по ее повышению

Об обнаружении возбудителей особо опасных болезней животных и проведении защитных ветеринарных мероприятий

О результатах контроля за загрязнением сельскохозяйственных угодий радиоактивными, химически опасными веществами и тяжелыми металлами

О результатах эпизоотического, фитопатологического и токсикологического контроля

О имеющихся силах, средствах и ресурсах для ликвидации эпизоотий и эпифитотий

О прогнозе и фактах возникновения чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах и ходе работ по их ликвидации

Министерство Российской Федерации по сотрудничеству
с государствами - участниками Содружества
независимых государств

О предложениях государств - участников СНГ по развитию сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, о потребностях государств СНГ в оказании им соответствующей помощи со стороны Российской Федерации в проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ на территории государств - участников СНГ, включая привлечение сил и средств РСЧС, об оказании гуманитарной помощи населению, пострадавшему от чрезвычайных ситуаций, об экстренной эвакуации граждан Российской Федерации из кризисных зон (в случае обращений государств участников СНГ по этим вопросам непосредственно в адрес Минсотрудничества России)

Министерство топлива и энергетики Российской Федерации

О состоянии безопасности потенциально опасных объектов топливно - энергетического комплекса (гидроэлектростанции с водохранилищами, электростанции и сети, объекты газоснабжения, нефтепроводного транспорта, объекты угольной промышленности) и мерах по ее повышению

О результатах наблюдения и контроля за обстановкой и проведении мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций

О наличии, укомплектованности, оснащенности и готовности горно - спасательных формирований и других специально подготовленных сил и средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций

О фактах возникновения чрезвычайных ситуаций и ходе работ по их ликвидации

О создании, наличии, использовании и восполнении резервов топливных ресурсов и их источников в зоне чрезвычайной ситуации и прилегающих к ней регионах для обеспечения работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций

О мерах по обеспечению безопасной работы объектов ТЭК, транспорта нефти, газа, продуктопроводов

Министерство транспорта Российской Федерации

О состоянии безопасности судов с ядерными энергетическими установками и атомно-технологического оборудования

О фактах возникновения ядерных и радиационных аварий и ходе работ по их ликвидации

Об укомплектованности, оснащенности и готовности сил и средств поиска и спасения людей на море

О мерах по обеспечению безопасности перемещения особо опасных грузов

О ходе перевозок сил, средств, материально-технических ресурсов и населения в процессе ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведения эвакуационных мероприятий

О фактах возникновения чрезвычайных ситуаций на транспорте и ходе работ по их ликвидации

О мерах по обеспечению безопасности дорожного движения


Министерство финансов Российской Федерации

О ходе финансирования работ по предотвращению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, по оказанию помощи пострадавшему населению

Министерство экономики Российской Федерации

О состоянии безопасности потенциально опасных объектов машиностроения, металлургии, химических и нефтехимических предприятий и мерах по ее повышению

Об имеющихся силах, средствах и ресурсах для ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах

О фактах возникновения чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах и ходе работ по их предотвращению и ликвидации

О наличии, составе, состоянии и использовании страхового фонда документации на имеющиеся потенциально опасные объекты при ликвидации на них чрезвычайных ситуаций

О федеральных целевых программах по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций


по государственным резервам

О накоплении, наличии, выпуске и закладке запасов материальных ценностей для обеспечения первоочередных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций (вся информация представляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации)

Государственный комитет Российской Федерации
по жилищной и строительной политике

Об инженерной обстановке и состоянии инженерных систем жизнеобеспечения населения в районах чрезвычайных ситуаций

О имеющихся силах, средствах и ресурсах для ликвидации чрезвычайных ситуаций на подведомственных объектах и обеспечения устойчивого функционирования инженерных систем жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях

О наличии, составе, состоянии и использовании страхового фонда документации на системы жизнеобеспечения населения в районах чрезвычайных ситуаций

О состоянии безопасности зданий и сооружений в сейсмоопасных районах и мерах по ее повышению

О фактах и масштабах аварий на строительных объектах

О состоянии инженерной защиты городов и населенных пунктов от опасных геологических процессов и явлений

Государственный комитет Российской Федерации
по земельным ресурсам и землеустройству

Об экстремальной деградации почв, загрязнении и захламлении земель

Государственный комитет Российской Федерации
по охране окружающей среды

Об экологической обстановке в регионах страны

Об аварийных выбросах и сбросах загрязняющих веществ и экстремально высоком загрязнении окружающей природной среды

Об экстремальном загрязнении водной среды (морей, рек и других водоемов) радиоактивными и заражении химическими веществами, вызвавшими гибель рыбы

Государственный комитет Российской Федерации
по связи и информатизации

О силах, средствах, резервах и ресурсах, имеющихся для организации и восстановления связи в зонах чрезвычайных ситуаций, их задействовании и планах дальнейшего развития

О государственных информационных ресурсах

Государственный комитет Российской Федерации
по статистике

Необходимые для подготовки государственного доклада показатели социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов

Обобщенные данные (формы) по аварийности

Федеральная авиационная служба России, Федеральное
управление авиационно-космического поиска и спасения

Об авиационных происшествиях на территории Российской Федерации

О силах и средствах поиска и спасения пассажиров и экипажей воздушных судов, потерпевших бедствие

О действиях сил и средств, привлеченных к участию в ликвидации чрезвычайных ситуаций

Об оказании помощи пострадавшему населению авиационными средствами

Федеральная миграционная служба
Российской Федерации

О мероприятиях по приему, размещению и временному пребыванию граждан, пострадавших от чрезвычайных ситуаций

О наличии и запасах резервов материальных ресурсов


Федеральная пограничная служба Российской Федерации

О фактах возникновения трансграничных чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий в приграничной территории Российской Федерации

Федеральная служба безопасности Российской Федерации

О фактах или угрозах террористических и диверсионных актов, которые могут повлечь за собой чрезвычайные ситуации техногенного характера

Федеральная служба геодезии и картографии России

О координатах потенциально опасных территорий и объектов

Топографические карты требуемых масштабов для обеспечения органов управления РСЧС

О прогнозе деформации и движении земной коры по результатам геодезических измерений на геодинамических полигонах

Федеральная служба лесного хозяйства России

О результатах наблюдения и контроля за противопожарным состоянием лесных массивов и проведении противопожарных мероприятий

Об угрозе и фактах возникновения массовых лесных пожаров, ходе работ по их предотвращению и ликвидации

О фактах возникновения очагов массового размножения вредителей леса и эпифитотий, ходе работ по их ликвидации

О имеющихся силах, средствах и ресурсах для ликвидации лесных пожаров, очагов массового размножения вредителей леса и эпифитотий

Федеральная служба России по гидрометеорологии
и мониторингу окружающей среды

О прогнозе, возникновении и развитии стихийных гидрометеорологических и гелиофизических природных явлений

Об экстремальном загрязнении окружающей природной среды радиоактивными и заражении химическими веществами

О гидрометеорологической обстановке и прогнозе ее развития

О природе возникновения и основных параметров цунами, о возможностях, укомплектованности, оснащенности и готовности сил противолавинной службы

Федеральное агентство правительственной связи
и информации при Президенте Российской Федерации

О состоянии и возможности использования системы правительственной и иных видов специальной связи, информационных систем в чрезвычайных ситуациях

Данные о природно-географических, экономических и социальных характеристиках территориальных звеньев

Сводно-аналитическая информация о чрезвычайных ситуациях на территории Российской Федерации

Федеральный горный и промышленный надзор России

О состоянии безопасности и авариях на объектах горных производств, нефтегазодобывающей, химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности, других взрыво- и пожароопасных производств, металлургических и коксохимических предприятиях, предприятиях по хранению и переработке зерна, иных предприятиях, производствах и объектах, поднадзорных Госгортехнадзору России, а также на транспорте при перевозках опасных грузов

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной
безопасности

О состоянии ядерной и радиационной безопасности на объектах, поднадзорных Госатомнадзору России

Российская академия наук

О прогнозе и фактах землетрясений и извержений вулканов

Данные сейсмологических наблюдений

Органы исполнительной власти субъектов
Российской Федерации

О состоянии безопасности потенциально опасных объектов и мерах по ее повышению

О проводимых мероприятиях по предупреждению чрезвычайных ситуаций

О наличии, укомплектованности, оснащенности и готовности сил РСЧС, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций

О прогнозе, факте, масштабе и последствиях возникшей чрезвычайной ситуации на транспорте, на промышленных, сельскохозяйственных объектах и объектах ядерно-оружейного комплекса, магистральных газо-, продукто-, и нефтепроводах, объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения; о стихийных и экологических бедствиях, эпидемиях, эпизоотиях и эпифитотиях на подведомственной территории

О ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций, использовании сил, средств, резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций и мероприятиях по жизнеобеспечению пострадавшего населения

О наличии, составе, состоянии и использовании страхового фонда документации на имеющиеся потенциально опасные объекты

1. Федеральные органы исполнительной власти, не указанные в данном приложении, представляют в МЧС России информацию, необходимую для обеспечения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в соответствии со своей сферой деятельности и функциями в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, определенными ст. 13 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и постановлением Правительства Российской Федерации от 5 ноября 1995 года N 1113 "О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций" .

2. Федеральные органы исполнительной власти представляют оперативную информацию о чрезвычайных ситуациях на любых подведомственных объектах (в т.ч. на объектах жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурного назначения) в соответствии с пунктом 4 настоящей Инструкции.

ИЗМЕНЕНИЯ И ДОПОЛНЕНИЯ
в Табель срочных донесений МЧС России

1. Раздел (пункты) Табеля, в части представления форм 1/ЧС 4/ЧС, 7/ЧС - 9/ЧС, 1/РЕЗ ЧС изложить в редакции:

Наименование
информации
(донесений)

Кто
представляет

Кому пред-
ставляется

Периодич-
ность и сро-
ки представ-
ления

N N форм
донесения

Информация
(донесение)
об угрозе
(прогнозе)
чрезвычайной
ситуации

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
о техноген-
ных чрезвы-
чайных ситу-
ациях

Подведомс-
твенные и
территори-
альные под-
разделения
федеральных
органов ис-
полнительной
власти

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- о природ-
ных, техно-
генных, био-
лого - соци-
альных чрез-
вычайных си-
туациях

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Председатель
КЧС субъекта
Российской
Федерации

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт -
Петербурга

Председателю
комиссии по
чрезвычайным
ситуациям
(далее - КЧС)
города, райо-
на областно-
го, краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответст-
вующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности, их
подведомст-
венные и
территориаль-
ные подразде-
ления

Руководителям
органов мест-
ного самоуп-
равления

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Главе испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федерации

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России
(ДПЛЧС, ДУ)

МЧС России
(ДПЛЧС, ДУ),
начальнику
регионального
центра

МЧС России
(ДПЛЧС, ДУ),
Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России
(ДПЛЧС, ДУ,
630 ВЦНЛК),
командующему
войсками
военного
округа

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы

Уточнение
обстановки
через каждые
4 часа, при
резком ухуд-
шении обста-
новки -
немедленно

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
и дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием

Уточнение
обстановки
через каждые
4 часа, при
резком ухуд-
шении обста-
новки -
немедленно

Информация
(донесение)
о факте и
основных па-
раметрах
чрезвычайной
ситуации

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
о техноген-
ных чрезвы-
чайных ситу-
ациях

Подведомс-
твенные и
территори-
альные под-
разделения
федеральных
органов ис-
полнительной
власти

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- о природ-
ных, техно-
генных, био-
лого - соци-
альных чрез-
вычайных си-
туациях

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Председатель
КЧС субъекта
Российской
Федерации

Руководитель
органа управ-
ления ГОЧС при органе исполни-
тельной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт-
Петербурга

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности, их
подведомс-
твенные и
территориаль-
ные подразде-
ления

Руководителям
органов мест-
ного самоуп-
равления

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Главе испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федерации

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС)

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС),
начальнику
регионального
центра

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС),
Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС,
630 ВЦНЛК),
командующему
войсками
военного
округа

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием. Уточ-
нение обста-
новки в пер-
вые сутки
через каждые
4 часа, в
дальнейшем
ежесуточно к
6 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск) по лю-
бому из име-
ющихся
средств свя-
зи и пись-
менно

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием. Уточ-
нение обста-
новки в пер-
вые сутки
через каждые
4 часа, в
дальнейшем
ежесуточно к
6 часам 30
мин. (мск)
по состоянию
на 6 часов
(мск) по лю-
бому из име-
ющихся
средств свя-
зи и пись-
менно

Немедленно
по любому из
имеющихся
средств свя-
зи через
оперативные
дежурно -
диспетчерс-
кие службы с
последующим
письменным
подтвержде-
нием. Уточ-
нение обста-
новки в пер-
вые сутки
через каждые
4 часа, в
дальнейшем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск) по лю-
бому из име-
ющихся
средств свя-
зи и пись-
менно

Уточнение
обстановки
ежесуточно к
7.00 и 19.00
(мск) по
состоянию на
6.00 и 18.00
(мск) соот-
ветственно

Информация
(донесение)
о мерах по
защите насе-
ления и тер-
риторий, ве-
дении ава-
рийно - спа-
сательных и
других неот-
ложных работ

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
по техноген-
ным чрезвы-
чайным ситу-
ациям

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- по природ-
ным, техно-
генным, био-
лого - соци-
альным чрез-
вычайным си-
туациям

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Главе испол-
нительной
власти субъ-
екта Российс-
кой Федерации

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС,
630 ВЦНЛК),
начальнику
регионального
центра

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС)

Письменно,
не позднее 2
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
6 часам
(мск)

Письменно,
не позднее 3
часов с мо-
ента уведом-
ления о фак-
те возникно-
вения чрез-
вычайной си-
туации, в
последующем
ежесуточно к
6 часам 30
мин. (мск)
по состоянию
на 6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 4
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск)

Информация
(донесение)
о силах и
средствах,
задейство-
ванных для
ликвидации
чрезвычайной
ситуации

Руководители
предприятий,
учреждений и
организаций
(независимо
от форм
собственнос-
ти и подчи-
ненности) -
по техноген-
ным чрезвы-
чайным ситу-
ациям

Руководители
органов
местного са-
моуправления
- по природ-
ным, техно-
генным, био-
лого - соци-
альным чрез-
вычайным си-
туациям

Председатель
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого или
республи-
канского
подчинения

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

В соответс-
твующие феде-
ральные орга-
ны исполни-
тельной влас-
ти по подчи-
ненности

Председателю
КЧС города,
района об-
ластного,
краевого
или республи-
канского под-
чинения

Председателю
КЧС субъекта
Российской
Федерации

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС,
630 ВЦНЛК),
начальнику
регионального
центра

МЧС России
(ДУ, ДПЛЧС)

Письменно,
не позднее 2
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 3
часов с мо-
ента уведом-
ления о фак-
те возникно-
вения чрез-
вычайной си-
туации, в
последующем
ежесуточно к
6 часам 30
мин. (мск)
по состоянию
на 6 часов
(мск)

Письменно,
не позднее 4
часов с мо-
мента уве-
домления о
факте воз-
никновения
чрезвычайной
ситуации, в
последующем
ежесуточно к
7 часам
(мск) по
состоянию на
6 часов
(мск)

Данные о
техногенных,
природных и
биолого -
социальных
чрезвычайных
ситуациях,
имевших мес-
то на терри-
тории Рос-
сийской Фе-
дерации

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт-
Петербурга

Начальнику
регионального
центра

МЧС России
(ДПЛЧС)

Письменно,
не позднее
15 суток
после завер-
шения ликви-
дации ЧС

Письменно,
не позднее
20 суток
после завер-
шения ликви-
дации ЧС

Информация
(донесение)
о создании,
наличии, ис-
пользовании
и восполне-
нии резервов
материальных
ресурсов для
ликвидации
чрезвычайных
ситуаций
природного и
техногенного
характера

Руководитель
органа уп-
равления
ГОЧС при ор-
гане испол-
нительной
власти субъ-
екта Рос-
сийской Фе-
дерации

Начальник
регионально-
го центра,
начальник
Главного уп-
равления по
делам ГОЧС
г. Москвы,
г. Санкт -
Петербурга

Федеральные
органы ис-
полнительной
власти

Начальнику
регионального
центра

МЧС России
(УЗРиРМТС)

МЧС России
(УЗРиРМТС)

2. Заголовок раздела - Сельскохозяйственные угодья - форм 3/ЧС и 4/ЧС изложить в редакции: - Сельскохозяйственные угодья. Лесные насаждения.

3. Пункт 4 таблицы формы N 1/РЕЗ ЧС изложить в редакции:

Барометр измеряет атмосферное давление, с его помощью можно спрогнозировать погоду в течение ближайших 12-24 часов. В зависимости от вашего места проживания и делений на измерительном приборе, атмосферное давление может измеряться в миллиметрах ртутного столба или гектопаскалях. Чтобы определить, повышается атмосферное давление или падает, необходимо правильно откалибровать барометр. Прежде чем использовать новый барометр для точного измерения атмосферного давления, его сначала нужно настроить.

Шаги

Часть 1

Настройка барометра

    Купите барометр. В продаже можно найти барометры трех типов. Если вы являетесь владельцем старого барометра, то это будет либо ртутный барометр, либо анероид. Анероид или электронный барометр куда чаще можно найти в магазинах. Перед покупкой барометра узнайте, для какой высоты он предназначен. Не все барометры годятся для работы на большой высоте, поэтому, если вы живете высоко над уровнем моря, приобретите тот, который вам подходит. Вот краткие описания барометров каждого типа:

    Узнайте текущее атмосферное давление в вашем регионе. Если вы решили использовать анероид, первым делом нужно откалибровать его под ваше местожительство. Прослушайте местный прогноз погоды, чтобы узнать текущее атмосферное давление. Убедитесь, что показатели соответствуют именно вашей области. Даже несколько километров разницы могут повлиять на показания барометра.

    Установите стрелку-указатель на своем барометре. Найдите небольшой регулировочный винт на задней панели барометра. Небольшой отверткой поверните регулировочный винт так, чтобы стрелка указывала на текущее атмосферное давление. Следите за шкалой и остановитесь, когда стрелка покажет правильные показания.

    • Если вы используете ртутный барометр, вам придется преобразовать его показания.
    • Цифровые барометры имеют датчики, которые автоматически настраиваются на определенную высоту.
  1. Повесьте барометр там, где вам хочется. Без разницы, где будет висеть барометр – на внутренней стороне стены или на внешней. На показатель давления это никоим образом не повлияет. Не вешайте его рядом с местами, возле которых происходят частые изменения температуры, например, рядом с ванной или обогревателем.

    Время от времени проверяйте правильность работы вашего барометра. Если вы подозреваете, что барометр выдает неточные показания, его можно проверить довольно простым способом. Если барометр висит на стене, осторожно отклоните его нижний край так, чтобы угол между барометром и стеной составил примерно 45 градусов.

    Часть 2

    Использование барометра
    1. Отрегулируйте положение указателя под текущие показания. Поверните центральную ручку барометра так, чтобы стрелка находилась непосредственно над стрелкой-указателем (текущее атмосферное давление в вашей местности). В центре регулируемого указателя расположена зубчатая стрелка.

      • Регулируемый указатель служит основой для определения изменений в давлении.
      • Учтите, что этот указатель присутствует только на анероиде. Если у вас электронный барометр, можете просто проверить предыдущие показания.
      • Если у вас ртутный барометр, а вы находитесь над уровнем моря, то вам нужно скорректировать высоту.
    2. Скорректируйте палковидный барометр согласно высоты. Чтобы точно измерить атмосферное давление при помощи палкового барометра, нужно скорректировать показания согласно высоты над уровнем моря, используя переводную таблицу. Посмотрите на барометр и запишите, на какой отметке остановилась ртуть. Давление измеряется в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.).

      Проверьте показания через час. Именно изменения в атмосферном давлении позволяют предсказать погоду с помощью барометра. Проверяйте показания каждые несколько часов, чтобы узнать, меняется давление или нет.

      Записывайте изменения в давлении. Ведите журнал всех показаний, снятых с барометра. Начертите график изменения давления за день, чтобы вам было легче спрогнозировать погоду. Давление поднимается? Падает? Остается неизменным? Ответы на эти вопросы помогут вам с прогнозом погоды.

Содержание статьи

БАРОМЕТР, прибор для измерения давления атмосферного воздуха. Давление есть сила, действующая на единицу площади поверхности. Земная атмосфера, простирающаяся на сотни километров вверх, оказывает давление на поверхность Земли; барометр и служит для измерения этого давления. Атмосферное, или барометрическое, давление измеряется в миллиметрах ртутного столба и в паскалях (см. ниже ).

Изменения атмосферного давления, как правило, бывают связаны с изменениями погодных условий. Давление обычно падает перед ненастьем, а его повышение предвещает хорошую погоду. Отмечая на карте изменения давления, можно определять направление ветров и перемещение циклонов. Линии равного давления называются изобарами от греч. isos (равный) и baros (тяжесть). Барометры были приспособлены для измерения высоты, так как давление атмосферного воздуха уменьшается с увеличением высоты над уровнем моря. Такими приборами (альтиметрами) оборудуются самолеты, их берут с собой альпинисты.

Существуют два основных типа барометров – ртутный и анероид. Ртутный барометр более точен и надежен, чем анероид. Анероид же более компактен и удобен, его можно сделать карманным.

Ртутный барометр.

Ртутный барометр показывает атмосферное давление как высоту ртутного столба, которую можно измерить по прикрепленной рядом шкале. В простейшем виде (рис. 1) он представляет собой наполненную ртутью стеклянную трубку длиной ок. 80 см, запаянную на одном конце и открытую с другого, погруженную открытым концом в чашку (иногда называемую цистерной) со ртутью. В барометрической трубке нет воздуха, и пространство в ее верхней части называется торричеллиевой пустотой.

Чтобы сделать ртутный барометр, нужно сначала наполнить трубку ртутью. Затем, закрыв открытый конец трубки, погрузить его в ртуть, находящуюся в чашке. Стоит отнять преграду с погруженного конца трубки, как ртуть в трубке опустится настолько, что давление ее столба уравновесится атмосферным давлением, действующим на поверхность ртути в чашке. После этого атмосферное давление можно измерить как высоту h столба ртути, который оно уравновешивает. При изменении атмосферного давления высота столба будет изменяться. Среднее атмосферное давление равно 760 мм рт.ст. (1 мм рт.ст. = 133,3 Па).

Анероид.

В анероиде (рис. 2) жидкости нет (греч. «анероид» – «безводный»). Он показывает атмосферное давление, действующее на гофрированную тонкостенную металлическую коробку, в которой создано разрежение. При понижении атмосферного давления коробка слегка расширяется, а при повышении – сжимается и воздействует на прикрепленную к ней пружину. На практике часто используется несколько (до десяти) анероидных коробок, соединенных последовательно, и имеется рычажная передаточная система, которая поворачивает стрелку, движущуюся по круговой шкале, проградуированной по ртутному барометру. Как и у сифонного ртутного барометра (рис. 1), на шкале анероида могут быть сделаны надписи («дождь», «переменно», «ясно», «очень сухо»), указывающие на погодные условия.

Анероид меньше ртутного барометра, и его показания легче снимать. Им можно пользоваться в экспедиционных условиях, на морских судах, самолетах и пр. Если к его стрелке прикрепить перо, то он будет записывать показания. Такие барографы, т.е. анероиды, регистрирующие барометрическое давление, имеются на всех метеостанциях.

Барометр - это прибор для измерения атмосферного давления. В гигиенических исследованиях наиболее распространены металлические барометры - анероиды и жидкостные - ртутные.

В барометре-анероиде колебания атмосферного давления воспринимаются круглой металлической коробкой с волнистыми стенками (анероидная коробка), из которой удален (рис.). Эластические стенки коробки при повышении давления прогибаются, при уменьшении выпячиваются. Системой передач стенки коробки связаны со стрелкой прибора. Последняя указывает на шкале прибора, градуированной в миллиметрах ртутного столба, величину атмосферного давления.

Ртутный барометр представляет собой U-образно изогнутую стеклянную трубку, в которой находится ; атмосферное давление определяют по разности уровней ртути в длинном и коротком отрезках трубки.

Для постоянного наблюдения за изменениями атмосферного давления применяют самозаписывающие приборы - барографы. Колебания атмосферного давления регистрируются на ленте, помещенной на вращающемся барабане.

Измеряется атмосферное давление обычно в миллиметрах ртутного столба (мм рт. ст.) и миллибарах (мбар). 1 мбар = 0,75 мм рт. ст., 1 мм рт. ст. = 1,33 мбар.

Барометр (от греч. baros - тяжесть и metreo - измеряю) - прибор для измерения атмосферного давления. В метеорологической и гигиенической практике наибольшее распространение получили ртутные барометры. Существуют три системы ртутных барометров (рис. 1): чашечные (1), сифонные (2) и сифонно-чашечные (3).

Рис. 1. Системы ртутных барометров. Н - высота столба ртути, соответствующая атмосферному давлению.

В настоящее время применяют только чашечные и сифонно-чашечные барометры. В стационарных чашечных барометрах с компенсированной шкалой атмосферное давление определяют прямо по положению ртутив стеклянной трубке (по шкале, нанесенной на металлической оправе барометра). В экспедиционных чашечных барометрах перед наблюдением предварительно специальным винтом (внизу прибора) устанавливают уровень ртути в чашечке на нулевой точке. В сифонно-чашечных барометрах величина атмосферного давления измеряется по разнице высот ртутного столба в длинном (запаянном) и коротком (открытом) коленах. Барометр позволяет производить отсчеты с точностью до 0,05 мм рт. ст. При помощи винта, на который опирается кожаное дно чашки барометра, уровень ртути в коротком (открытом) колене приводят к нулевой точке, а затем отсчитывают показания барометра. Для определения десятых долей миллиметра ртутного столба (в гигиенической практике это бывает сравнительно редко) служит подвижная металлическая шкала-нониус. Найденные числовые выражения атмосферного давления необходимо при помощи вычислений по специальной таблице привести к 0°. Температурные поправки к показанию барометра могут быть весьма существенными. Барометры устанавливают вдали от источников теплового излучения (печи, нагревательные приборы, солнце), а также от дверей и окон.

Весьма удобен для наблюдения, особенно в экспедиционных условиях, металлический барометр-анероид (рис. 2). Он менее точен, чем ртутный барометр, по которому его обычно выверяют. Металлическая трубка Бурдона, изогнутая в виде подковы, или чаще металлическая подушечка с гофрированными стенками, из которой удален воздух, изменяет свой объем и деформируется при изменении давления. Эта деформация передается при помощи системы рычажков стрелке, которая и указывает на шкале величину атмосферного давления.


Рис. 2. Механизм барометра-анероида (схема): 1 - анероидная коробка; 2 - пружина; 3 - стержень; 4 - коленчатый рычаг; 5 - ось стрелки; 6 - стрелка; 7 - шарнирная цепочка; 8 - спиральная пружина; 9 - шкала.

В настоящее время атмосферное давление более принято выражать в международных единицах - миллибарах (мб). 1 мб равен 0,75006 мм рт. ст., а 1 мм рт. ст. соответствует 1,3332 мб. Для перевода миллиметров ртутного столба в миллибары существуют специальные таблицы.

Барограф - это самопишущий барометр для непрерывной записи атмосферного давления. В гигиенической практике применяют только анероидные барографы (рис. 3). Принцип их действия основан на деформации под влиянием изменения атмосферного давления пакета из 5-7 соединенных вместе анероидных коробок; эта деформация передается системой рычажков перу самописца. При увеличении атмосферного давления анероидные коробки сжимаются и рычажок с пером поднимается кверху; при уменьшении давления коробки под действием помещенной внутри них пружины расширяются и перо чертит линию книзу. Запись давления вычерчивается пером прибора на специальной градуированной в миллиметрах ртутного столба или миллибарах бумажной ленте, надетой на вращающийся барабан барографа. Существуют барографы с суточным и недельным заводом. Для устранения температурных влияний на показания барографа в них вставляют биметаллические конденсаторы. Барографы устанавливают вдали от нагревательных приборов и защищают от прямого воздействия солнечных лучей.


Рис. 3. Механизм барографа (схема): 1 - рычаг самописца; 2 - столбик анероидных коробок; 3-5 - система тяг и рычагов.

Барометр - прибор, измеряющий показания давления воздуха на окружающие предметы, был изобретен в 17 веке выдающимся итальянским ученным Э. Торричелли. Первоначально выглядел как стеклянная трубка с отметками, внутри её наполняла ртуть. В момент проведения исследования столбик ртути находился на 760 мм, теперь этот показатель принято считать уровнем нормального давления, по которому судят, повышается давление или наоборот понижается. Прибор такого вида благодаря высокой степени точности и сейчас применяются на различных метеостанциях и в научных лабораториях.

Спустя 2 века, проведя огромное количество испытаний и пользуясь наработками выдающегося немецкого ученого Якова Лейбница, инженер-изобретатель из Франции Люсьен Види явил миру свое «детище» - усовершенствованный барометр-анероид (от греческого «анерос» - «без влаги»), который был намного безопаснее в использовании и имел более легкий вес.

На сегодняшний день существуют такие разновидности:

  • Жидкостные барометры;
  • Ртутные;
  • Барометры- анероиды;
  • Электронные.

Принцип работы барометра

Внешне жидкостный барометр имеет вид стеклянных трубок, взаимодействующих друг с другом как сообщающиеся сосуды в соответствии с гидростатическими законами. Заполняет их ртуть или другие легкие по весу жидкости (глицерин, масло).

Чашечный барометр

Чашечный - стеклянная трубка с закрытым концом и чашкой, показания давления определяют, замеряя высоту столбика жидкости, который начинается от уровня чашки и заканчивается отметкой верхнего мениска.

Сифонный барометр

Сифонный - трубка с закрытым длинным концом, сифонно-чашечный - две трубки, одна в открытом виде, другая в закрытом + чашка, в них показания давления воздуха устанавливают с помощью определения разности уровней столбика жидкости в первой и второй трубке.

Ртутный барометр

Ртутный барометр - пара сообщающихся сосудов, внутри - ртуть, верх одной стеклянной трубки, длиной примерно в 90 см, закрыт, там нет воздуха. В зависимости от изменений в давлении ртуть под воздействием воздуха поднимается либо опускается в стеклянной трубке, а небольшой поплавок показывает движение ртутной массы и останавливается на отметке, показывающей её уровень в миллиметрах. Норма - ртуть на отметке 760 мм рт. ст., показания выше этого значения - идет процесс повышения давления, ниже - понижения. Барометры такого типа практически не используются в обычном обиходе, ведь ртуть является опасным ядовитым веществом, конструкция барометра довольно громоздка и требует острожного отношения. Поэтому они широко применяются только в лабораторных условиях, на различных научных метеорологических станциях и в промышленности, там, где важная абсолютная точность передачи данных.

Классический барометр-анероид

(1 - корпус; 2 - гофрированная пустотелая металлическая коробочка; 3 - стекло; 4 - шкала; 5- металлическая плоская пружина; 6 - спиральная пружина; 7 - нить; 8 - передаточный механизм; 9 - стрелка-указатель )

Система работы механического барометр-анероида, в котором отсутствует какая-либо жидкость, основан на принципе воздействия давления воздуха на металл. В середине прибора располагается коробка с тонкими гофрированными стенками из металла, под силой действия воздуха стенки сжимаются или разжимаются, рычажок поворачивает стрелку в ту или иную строну. Бывают настенного и настольного типа, очень удобны и практичны в использовании, поэтому их очень часто используют в домашних условия, в офисах и различных учреждениях.

Электронный барометр

Электронный (или цифровой) барометр - современная разновидность данного прибора, линейные показатели обычного барометра-анероида преобразовываются в электронный сигнал, который обрабатывается микропроцессором и выводится на жидкокристаллический экран. Имеет компактные размеры, прост и удобен в использовании, например, для рыбалки, туризма или как дачный вариант.

На данный момент уже существует цифровой вариант барометров, которые встроены как дополнительная функция в мобильное устройство или в часы-барометры.