Электрощиток

Уход за кондиционером. Как помыть кондиционер в домашних условиях

Уход за кондиционером. Как помыть кондиционер в домашних условиях

Уход за кондиционером в квартире или офисе – неотъемлемая часть эксплуатации. Скопление ворса, пыли, жировых отложений или мелкого мусора сокращает ресурс климатической техники. Обслуживанием кондиционеров или сплит-систем занимаются специалисты, но часть плановых мероприятий по силам самим пользователям. Прежде, чем почистить кондиционер своими руками, стоит ознакомиться с внутренним устройством техники. Чаще всего манипуляции не подразумевают каких-либо сложностей, достаточно проявлять внимание и соблюдать последовательность действий.

Первые «симптомы» нестабильной работы могут быть незаметны. Несоблюдение правил ухода за кондиционером или сплит-системой влечет четыре основных признака сильного загрязнения:

  • протечки из внутреннего модуля;
  • ярко выраженный неприятный запах;
  • наличие посторонних шумов при работе, нестабильный звук вентилятора, треск;
  • некачественное охлаждение, произвольные перепады температуры.

Наличие одного из признаков уже свидетельствует о необходимости срочной очистки системы. Если пренебрегать правилами использования и своевременно не проводить очистку блоков кондиционера, различные детали непременно будут выходить из строя, что потребует визита сотрудников сервиса. Серьезные, на первый взгляд, проблемы в работе могут решаться быстро и своими руками дома или в офисе. Все основные клининговые работы доступны каждому, а их проведение не требует специального оборудования.

Информация о том, как часто надо чистить кондиционер, как ухаживать за климатической техникой, прописана в инструкции. Как правило, там представлена схема разборки внутреннего/единого блока, алгоритм, как промыть систему фильтрации воздуха самостоятельно.

Обслуживание внутреннего модуля

Чистка внутреннего блока кондиционера включает несколько этапов:

  • промывание фильтрующей сетки;
  • промывание вентилятора;
  • чистка радиатора, испарителя;
  • чистка дренажной системы кондиционера.

Если климатическая техника новая и используется недавно, она нуждается только в текущей чистке каждые 2 – 3 недели. Список содержит такие клининговые мероприятия, как удаление пыли с корпуса внутреннего модуля и чистку самых загрязняемых деталей кондиционера или сплит-системы.

Скопление пыли провоцирует загрязнение воздуха, наличие посторонних шумов, перегрев радиатора, компрессора или испарителя. Чистка кондиционера своими руками в домашних условиях проводится поэтапно.

Очищение воздушных фильтров и вентилятора

Съемный сетчатый фильтр кондиционера установлен в корпусе внутренней панели, он может иметь любую форму, на процедуру очищения это не влияет. Чтобы до него добраться, нужно отключить устройство от сети, снять переднюю крышку, открутив несколько винтов. Сетка легко извлекается из кондиционера, рекомендуется не просто чистить или промывать фильтр, а предварительно замачивать его в воде с хозяйственным мылом или нейтральным бытовым средством.

Затем нужно промыть роторный вентилятор, который перегоняет охлажденный воздух. В процессе вращения на его лопастях оседает не только пыль, но и жир, скапливается мусор. Существуют съемные и несъемные вентиляторы , съемный просто снимается, замачивается в мыльной воде на некоторое время. Несъемные детали можно очистить кисточкой — это не очень удобно, потребует времени, но качественная уборка исключает скопление грязи и жира.

Если наблюдается посторонний неприятный запах, то это признак развития бактерий, грибков или плесени. Воздушные фильтры и вентилятор кондиционера после очистки следует обработать дезинфицирующим раствором или специальным антибактериальным средством.

Периодичность чистки фильтрующих сеток, вентиляторов прописана в руководстве пользователя. Исходя из практики, делать это нужно каждые четыре недели или чаще.

Уборка теплообменника и радиатора

Радиатор и теплообменник установлены либо в едином модуле кондиционера, либо во внутреннем блоке сплит-системы. Специалисты сервисного центра проводят полноценную очистку системы кондиционирования, снимая и разбирая блок. Процедура эта дорогостоящая, потому выгоднее периодически проводить поверхностную уборку системы в домашних условиях или в офисе.

Как правильно почистить радиатор кондиционера и испаритель самостоятельно? Приводим пошаговый алгоритм:

  • снять переднюю крышку;
  • снять фильтрующие сетки;
  • сухая чистка проводится пылесосом или кистью с длинными ворсинками, чтобы не повредить пластинки испарителя, все движения должны быть строго сверху вниз;
  • грязевые пленки удаляются обычным пароочистителем;
  • перевести устройство в режим рециркуляции при наименьшей температуре;
  • в области всасывания воздушных масс распылить антисептик с помощью пульверизатора, исключая попадание на сам радиатор.

Чтобы на тонких пластинах теплообменника не собиралось много пыли, а процесс уборки был максимально быстрым, следует проводить сухую чистку каждый месяц. Оптимально объединить эти мероприятия с промывкой фильтрующих сеток.

Очищение и дезинфекция дренажной системы

Дренажная система кондиционера представляет собой небольшую конструкцию из двух элементов: поддона, где собирается вода, и трубки, выводящей жидкость. Скопление пыли при наличии влаги провоцирует развитие грибков, бактерий и плесени, как следствие – появление неприятного запаха .

Когда мусор или пыль попадают в дренажную систему, патрубок и трубка постепенно забиваются, после чего из кондиционера начинает течь вода.

Изначально нужно отсоединить поддон от платы и выводящей трубки, после чего он легко извлекается и моется под струей чистой воды. Дренажную трубку можно прочищать компрессором или пылесосом в режиме продувания. Промывают канал простой водой с мыльным раствором или любым нейтральным моющим средством.

Если грибок или плесень уже начали распространяться по системе кондиционера, ее следует удалить и обработать поверхность антиплесенью , антисептиком или аналогичными противогрибковыми средствами. Неприятный запах чаще всего исходит именно от поддона, не будет лишним периодически его дезинфицировать.

Обслуживание внешнего модуля

Чистка внешнего блока кондиционера или сплит-системы проводится намного реже, примерно раз – два за год . В этой области скапливается уличная грязь, пыль, листья, ветки деревьев, тополиный пух. Если не чистить кондиционер, мусор будет скапливаться, провоцируя сильный нагрев компрессора и радиатора, что приводит к поломкам этих деталей.

Сразу стоит отметить, что доступ к модулю чаще всего затруднен. Несмотря на то, что сам блок устанавливают рядом с окном или на внешней стороне балкона, его не всегда можно качественно промыть без страховки и дополнительного оборудования.

Если нет возможности полностью обезопасить свою жизнь, лучше не идти на риск, а доверить дело специалистам.

Когда доступ к внешнему блоку сплит-системы свободен, легко сделать очистку самостоятельно:

  • отключить устройство от сети;
  • удалить все ветки, листья и смести мусор с корпуса;
  • снять защитный кожух и прочистить блок от крупного мусора внутри;
  • промыть лопасти вентилятора влажной губкой;
  • промыть радиатор под напором воды или пароочистителем, исключая попадание влаги в электрический модуль.

Существует много бытовых моющих средств, которыми можно почистить кондиционер дома или в офисе. В качестве альтернативы часто используют обычное хозяйственное мыло — оно отлично очищает любую поверхность даже от въевшихся жировых загрязнений.

Зачем нужно обращаться к специалистам

Существует много организаций по обслуживанию и ремонту климатической техники. Квалифицированные специалисты производят чистку кондиционеров и плановый технический осмотр систем, включая диагностику и ремонтные работы. Распространенная практика среди населения — заказать услугу по очистке в качестве наглядного примера. Несмотря на общие правила, приборы могут конструктивно отличаться друг от друга.

Почистить сплит-систему или моноблок возможно и своими силами, но обслуживание климатической техники на этом не заканчивается. В процессе работы происходит ежегодное сокращение объема хладагента , примерно на 7%. Для стабильной работы кондиционера его объем необходимо ежегодно восполнять, для этого следует обращаться к специалистам.

В иных случаях вызывают сотрудников сервиса, если система кондиционирования нестабильно функционирует, причем без видимых причин. Если неисправность системы кондиционирования в механической поломке, очистка уже не поможет, здесь потребуется ремонт или замена деталей.

Подготовка системы к летнему или зимнему периоду

Уход за кондиционером или сплит-системой в квартире включает проведение мероприятий по подготовке к смене сезона. Независимо от того, адаптирована модель к использованию зимой или нет, существуют некоторые температурные ограничения . Включать климатическое оборудование при температуре ниже допустимой грозит протечкой жидкости с последующим обледенением внешнего блока.

Перед наступлением холодов нужно обязательно почистить домашний кондиционер, и просушить всю систему. В современных моделях есть специальная функция «FAN» (название может быть другим).

Подготавливаясь к теплому сезону, внутренний модуль сплит-системы или кондиционер необходимо прочистить еще раз. За время простоя внутри корпуса непременно собирается мелкая домашняя пыль, потому нужно промыть воздушные фильтры и вентилятор , а при необходимости испаритель.

Уход за климатической техникой в квартире или офисе повышает ее эффективность, увеличивает ресурс работы кондиционера. Техническое устройство систем кондиционирования несложное, почему многие пользователи и предпочитают проводить клининговые мероприятия своими силами.

Кондиционер, как и многие другие агрегаты автомобиля, требует постоянного ухода и обслуживания. В чем оно заключается, мы поговорим после того, как вспомним вкратце его устройство.

Автомобильный кондиционер работает по тому же принципу, что и обычный бытовой холодильник, хотя и устроен немного по-другому. Он представляет собой герметичную систему, заполненную фреоном и специальным холодильным маслом, растворимым в жидком фреоне и не боящимся низких температур. Масло нужно для смазки компрессора и всей системы.

Теоретически заполнить кондиционер можно было бы и обычным пропаном, если бы не его взрывоопасность. Для холодильных систем придумали специальные хлоросодержащие соединения, которые помимо безопасности обладают еще и набором нужных характеристик. Несмотря на некоторые различия между автокондиционерами разных производителей, их принципиальная схема одинакова. Мы рассмотрим самый распространенный вариант.

Автомобильный кондиционер Итак, при нажатии на кнопку включения кондиционера срабатывает электромагнитная муфта, и стальной прижимной диск, издав характерный щелчок, примагничивается к шкиву. Шкив приводится в движение ремнем и, когда кондиционер выключен, крутится вхолостую. Теперь заработал компрессор. Он сжимает газообразный фреон, отчего тот сильно нагревается, и гонит его по трубопроводу в конденсор (в народе его часто называют радиатором кондиционера, в чем есть доля истины, так как в конденсаторе сильно нагретый и сжатый фреон охлаждается.

В этом ему помогает вентилятор, который включается на первую скорость одновременно с компрессором. Если автомобиль едет - еще лучше, конденсор дополнительно обдувается набегающим потоком воздуха. Охладившись, сжатый фреон начинает конденсироваться и выходит из конденсора уже жидким. После этого жидкий фреон проходит через ресивер-осушитель. Здесь от него отфильтровываются продукты износа компрессора и прочая грязь.

Где-то в районе ресивера-осушителя, часто на нем самом, есть смотровой глазок. Через него можно визуально оценить, насколько система полна. К сожалению, он есть далеко не на всех автомобилях.

Очистившись в ресивере-осушителе, фреон течет в сторону салона автомобиля, чтобы выполнить свое основную работу. Кульминация наступает, когда жидкий фреон проходит через терморегулирующий вентиль (ТРВ). ТРВ устанавливают на трубопроводе, по которому жидкий фреон поступает в испаритель. Если испаритель полностью заполнен жидким фреоном, то из него выходит насыщенный пар, температура которого равна температуре кипения. Регулирующий орган ТРВ закрывается. Если из испарителя выходит пар, нагрев которого превышает установку ТРВ, то регулирующий орган ТРВ открывается настолько, чтобы площадь его проходного сечения соответствовала допустимой величине. По сути ТРВ является автоматически регулирующимся дросселем. Не вдаваясь в термодинамику, можно сравнить ТРВ с соплом аэрозольного баллончика.

Проходя через ТРВ и попадая в испаритель, фреон переходит в газообразное состояние (кипит) и при этом сильно охлаждается. Испаритель - это тот же радиатор, только маленький. Ледяной фреон охлаждает испаритель, а вентилятор сдувает с испарителя холод в салон автомобиля. Пройдя через испаритель, все еще достаточно холодный фреон попадает снова в компрессор. Круг замыкается.

Часть системы от компрессора до ТРВ называется напорной магистралью. Ее всегда можно определить по тонким трубкам, которые теплые или горячие. Часть же от испарителя до компрессора называется обратной магистралью, или магистралью низкого давления. Она делается из толстых трубок и на ощупь ледяная. Если в напорной магистрали во время работы компрессора давление колеблется от 7 до 15 атмосфер (в аварийных случаях и до 30), то в обратной магистрали давление не превышает одной - двух атмосфер. Когда кондиционер выключен, давление в обеих магистралях уравнивается и составляет около пяти атмосфер.

За правильной работой системы следят несколько датчиков. Количество их варьируется. В нашем случае на ресивере-осушителе стоит датчик включения второй скорости вентилятора. Когда охлаждение конденсора недостаточно (например, вы стоите в пробке), давление в напорной магистрали начинает стремительно расти, а фреон в конденсоре перестает конденсироваться. Датчик реагирует на скачок давления и включает вентилятор на полную мощность. Датчик выключает компрессор, если давление в напорной магистрали достигает запредельных величин. Датчик выключает компрессор, если температура испарителя становится слишком низкой.

Вот, собственно, и все, что можно сказать об устройстве и работе автомобильного кондиционера. А теперь расскажем о его обслуживании.

В автомобильном кондиционере механическому износу больше всего подвержен компрессор. Остальные элементы (кроме вентиляторов) неподвижны. Но чаще всего первым выходит из строя не он, а конденсор - теплообменник, установленный перед радиатором двигателя. Он находится под давлением (до 20 атм.) и постоянно испытывает воздействие летящей с дороги соли, грязи и т. п. Коррозия, вибрация, механические напряжения приводят к образованию в нем микротрещин и к утечке хладагента. Продлить срок его службы, как, впрочем, и остальных деталей кондиционера, поможет поддержание подкапотного пространства в чистоте. Особенно тщательно нужно промывать конденсор от накопившихся соляных отложений весной. Кроме того, загрязнение конденсора вообще часто является единственной причиной плохой работы кондиционера.

В процессе мойки подкапотного пространства полезно проверить надежность механического крепления трубок - фреонопроводов. Если какая-либо трубка вибрирует, ее обязательно нужно закрепить.

Также при эксплуатации автомобиля с кондиционером полезно почаще проверять уровень масла в двигателе, охлаждающей жидкости в радиаторе, натяжение ремня привода агрегатов. Это связано с повышенной нагрузкой на двигатель, которую создает работающий кондиционер.

Каких-либо специальных мероприятий по подготовке кондиционера к летнему сезону обычно не требуется. Можно лишь порекомендовать проверить его работоспособность заранее, до наступления теплых дней, и при подозрении на недостаточную эффективность либо неисправность заехать в сервис на диагностику и заправку кондиционера. У нас обычно это откладывают до последнего, и с наступлением жары во всех обслуживающих кондиционеры фирмах возникают большие очереди.

Конденсор, прослуживший пять-семь лет, почти всегда имеет многочисленные очаги коррозии, особенно в местах крепления. В районе возникновения микротрещин на нем появляется характерное пятно от просачивающегося масла. Такой конденсор при очередном обслуживании автомобиля подлежит замене. Попытки заварить его чаще всего обречены на неудачу - проблема вскоре вновь проявится, возможно, на месте другого очага коррозии. Правда, некоторым фирмам, имеющим хорошее оборудование по аргонно-дуговой сварке, а также квалифицированных специалистов, это иногда удается.

Как правильно пользоваться кондиционером и не заболеть?

Как ухаживать за автомобильным кондиционером?

Восемь важных советов специалистов:

1. Чтобы быстрее охладить салон, сначала опустите все стекла и пару минут проветрите машину. Затем включите кондишн на большую мощность и направьте поток через центральные и боковые дефлекторы (окошки, из которых дует воздух). Не направляйте холодный поток воздуха на стекла: от перепада температур (за бортом-то жарко) они могут дать трещины.

2. Спустя пару минут воздух станет холодным - тогда переведите вентилятор на малые обороты, а подачу воздуха - в ноги.

3. Не забывайте, что в условиях интенсивного городского движения система кондиционирования перенапрягается и может даже стать причиной перегрева двигателя. Поэтому во время пути посматривайте на шкалу охлаждающей жидкости - датчик на приборной панели не должен превышать 100 градусов. Если стрелка приближается к красной отметке, выключайте кондиционер.

4. Как не простудиться от кондиционера? При частой смене температур (улица - машина) организм испытывает стресс, поэтому, как бы ни было жарко, не охлаждайте салон очень сильно. Лучшая температура для человека +22 +24 градуса. В такую жару окунуться хочется не только водителям.

5. В какое положение ставить включатель режима циркуляции воздуха (чтобы поступал снаружи или только внутренний)? Если нужно быстро охладить воздух внутри, на время поставьте на режим «только салон», но через 10 - 15 минут верните циркуляцию извне. Иначе повысится влажность салона и стекла запотеют.

6. Если включаете кондиционер - закрывайте окна. И наоборот. Иначе двойной перекрестный сквозняк быстро станет причиной летней ангины.

7. Cтарайтесь не попадать под прямое направление воздушного потока, установите его так, чтобы воздух рассеивался равномерно.

8. Как бы ни было жарко на улице, время от времени выключайте кондиционер и открывайте окна: воздух внутри автомобиля загрязнен сильнее, чем самая загазованная трасса, а в системах кондиционирования со временем накапливается грибковый налет и бактерии. Чтобы не дышать этими микроорганизмами, раз-два в год меняйте воздушные фильтры на новые.

Комфорт в нашем понимании ассоциируется в первую очередь с кондиционером. Будь то на работе, в супермаркете, в номере отеля, в маршрутном такси, мы ощущаем его наличие или отсутствие.

Кондиционер служит нам круглый год, а его пиковые нагрузки припадают на летнюю пору. Суточная работа без перерыва на обед, праздничные и выходные засоряет и изнашивает все механизмы оборудования. Пока не сработает аварийная автоматическая остановка, его работа незаметна и тиха, и на первый взгляд как будто не нужна.

В разгар знойного лета, панельная квартира без исправно работающего кондиционера, быстро превращается из прохладного оазиса в обдувающую вентилятором пустыню. Профессионалы сервисного центра также перегружены заявками и вам остается ждать очереди, проводя бессонные ночи под влажной простыней.

Для предотвращения остановки кондиционера необходимо помнить о его систематическом, регламентном техобслуживании и знать первые симптомы неправильной работы кондиционера.

Поломку кондиционера могут вызвать две самые распространенные причины:

1) грязный фильтр внутреннего блока;

2) утечка фреона.

Рассмотрим первую. Во внутреннем блоке, за лицевой панелью находится мелкая пластмассовая сетка (в некоторых моделях их две). Это фильтр. С виду невзрачную рамку и деталью то трудно назвать, но функция на ней лежит более чем ответственная. Это своего рода пропускной пункт, который отфильтровывает воздух и защищает радиатор.

Кондиционер, как пылесос, затягивает вместе с воздухом микрочастицы пыли, которую улавливает фильтр. Он выступает в роли пылесборника. Поэтому, для нормальной работы, кондиционер, как и пылесос, необходимо чистить.

В зависимости от назначения помещения, его проходимости, загрязненности воздуха и даже расположения кондиционера, чистить его рекомендуют не реже 2 раза в месяц. Фильтр легко извлекается, достаточно потянуть его на себя за нижние концы. Его очищают, от скопившейся пили, путем промывки, затем дают ему обсохнуть и ставят на свое место.

Какие симптомы грязного фильтра и что будет, если за ним не ухаживать?

При прочих равных условиях, охлаждение помещения будет замедляться. При забитом фильтре интенсивность подачи воздуха на радиатор уменьшается, соответственно помещение будет медленнее охлаждаться.

Кондиционер будет работать в «холостую» и вы должны будете услышать неприятный гнилостный запах. Если вы не обратите внимания на эти предупреждения, то в дальнейшем произойдет засорение дренажной системы и как следствие - нарушение холодильной системы. В подобных случаях конденсат вместе с грязью найдут выход в вашей квартире.

Вторая причина неисправной работы кондиционера заключается в нормированной утечке фреона. Работая, кондиционер ежегодно теряет от 6% до 8% фреона. Во избежание остановки компрессора, необходима дозаправка кондиционера фреоном каждые 3-4 года.

Такая процедура гораздо дешевле капремонта. Показательный симптом недостатка хладагента - образование инея или льда в месте входа медных труб в наружный блок. В этом случае необходимо отключение кондиционера и вызов специалистов.

По мере загрязнения также обязательна очистка наружного блока хотя бы 1 раз в 2 года.

Не оставляйте одновременно работающий кондиционер и открытое на проветривание окно, двери.

Эксплуатация в соответствии с инструкцией, обеспечит уют и в зимнее время. Необходимо придерживаться паспортных данных и технических характеристик, так как практически все модификации кондиционеров могут работать на обогрев при температуре воздуха за бортом -5°С. Работа на охлаждение квартиры в зимнее время может привести к замерзанию конденсата и его извержению в помещение вместе с липкой грязью.

Неправильная установка кондиционера (в встроенном шкафу, за шторой, под прямыми солнечными лучами) ведет к нагреванию системы и сбоям в работе, из-за недостаточного воздухообмена.

Высокую производительность труда вам и вашему кондиционеру обеспечит его регулярное обслуживание.

Приобретая любую бытовую технику, мы – простые покупатели, надеемся, что она будет служить нам очень долго и надежно. В отношении телевизора, утюга, пылесоса действует принцип – пусть работает, пока не сломается, то есть без обслуживания и ремонта они могут работать длительное время. В отношении же кондиционера этот принцип не работает. Не случайно некоторые пользователи сравнивают его с автомобилем. И тому, и другому для долговременной работы необходимо техническое обслуживание и принцип «не мешай машине работать» здесь не прокатит.

Кондиционер относится к сложной бытовой технике, поэтому его эксплуатация и обязательное обслуживание производится строго в соответствии с прилагаемой инструкцией. Статистика показывает, что без специализированного обслуживания дальнейшая эксплуатация кондиционера становится проблематичной уже через два три года. Это относится как к дешевым моделям – LG, Samsung и т.д. , так и к «суперам» – Mitsubishi, Daikin... Разница лишь в том, что при ухудшении условий работы дешевые кондиционеры сразу ломаются, а у дорогих – премиум-класса, сработает защита и они отключаются.

Что же нужно делать, чтобы кондиционер надежно и долго работал?

1) Регулярно чистить фильтры, расположенные во внутреннем блоке любого кондиционера. В инструкции по эксплуатации подробно об этом рассказано. Фильтры – многослойная, мелкоячеистая сетка, полностью закрывающая радиатор, тем самым защищает его от пыли, пуха… Промывают их в теплой воде и сушат на свежем воздухе. Частота очистки фильтров зависит от степени запыленности помещения. Для одних достаточно один раз в месяц, а для других и один раз в неделю – редко.

Если их не содержать в чистоте, то уменьшается поток воздуха, проходящий через испаритель, и воздух в помещении хуже охлаждается. В результате плохого обдува теплообменника фреон внутри его плохо испаряется, что приводит к обмерзанию медных трубопроводов, и при выключении кондиционера лед будет таять и создавать капель. Загрязнение фильтров внутреннего блока кондиционера может привести к засорению дренажной системы, тогда вода польется ручьем.

«Санитария» также требует мыть фильтры , так как во влажной пыли происходит размножение болезнетворных бактерий, которые не только создают неприятный запах в обслуживаемом помещении но и, попадая в легкие человека, могут вызвать серьезные заболевания.

Следует сказать, что чистка фильтров должна выполняться потребителем и если из-за их загрязненности случится поломка кондиционера, то это будет считаться не гарантийным случаем.

2) Каждые полтора-два года восполнять объем фреона в компрессорной установке, за исключением моноблочных кондиционеров, где не происходит утечки фреона. Небольшая утечка фреона, примерно 6-8% в год, происходит в любом случае и не зависит от качества монтажа и сборки кондиционеров, и является нормой. Это плата за соединение межблочных трубопроводов методом «развальцовки». Если дозаправку не проводить более 2-х лет, то из-за недостатка фреона возможен перегрев компрессора и его заклинивание. Цена замены компрессора составляет около половины стоимости нового кондиционера.

Признаки недостатка хладоагента в системе:

  • Образование инея или льда в местах соединения медных трубок (на штуцерах);
  • Недостаточное охлаждение воздуха (разность температур на входе и выходе внутреннего блока меньше 8-100 С). В этом случае необходимо выключить кондиционер и обратиться в сервисную службу.

3) Не пользоваться кондиционером при температуре наружного воздуха ниже указанной в инструкции (приблизительно 0 — -50 С в зависимости от модели кондиционера). Если необходимо охлаждать помещение и зимой, например серверные и компьютерные залы, или использовать кондиционер для обогрева, то необходимо установить в кондиционер всесезонный блок, позволяющий работать при температуре наружного воздуха до – 250 С. Увеличение стоимости при этом составляет 150-200 $, что снижает его потребительские качества (конкурентоспособность).

4) Один раз в год, лучше весной, проводить сервисное обслуживание , в которое входит:

  • проверка работы на всех режимах;
  • чистка внешнего и внутреннего блоков. Внутреннего – парогенератором, внешнего – мойкой высокого давления. Это позволит сохранить работоспособность и мощность кондиционера. Если теплообменники грязные, то производительность уменьшается, и кондиционер работает постоянно без отключения и выходит из строя;
  • проверка давления фреона и при необходимости его дозаправка.

Итак, если во время эксплуатации соблюдать эти несложные 4 правила, то кондиционер будет долго (в среднем 7-12 лет, в зависимости от класса) и надежно работать.


(Visited 121 times, 1 visits today)

Как правило, приобретая новую бытовую технику, пользователь действует по принципу «используй, пока работает». Вмешательство в работу исправного бытового прибора, действительно, не всегда себя оправдывает. Однако по отношению к климатической технике регулярность проведения профилактических работ сложно переоценить. Ибо, в случае отсутствия такового сплит-система с большой долей вероятности выйдет из строя уже на второй – третий год эксплуатации. Стоимость кондиционера не является залогом безотказности работы, угроза присутствует как в случае бюджетных моделей марок Samsung или LG, так и моделей элитного ряда марок , Mitsubishi, Fujitsu. С той лишь разницей, что последние имеют большую степень защиты, функцию самодиагностики, которая при возникновении отклонений от нормы заблокируют работу, тем самым предотвратив более серьезные нарушения и поломки сплит-системы.

Для понимания причин «капризности» климатической техники стоит обобщенно рассмотреть устройство кондиционера. Состоит он из двух частей – . Между блоками прокладывается связующая коммуникация – две трубы, по которым циркулирует разреженный и сжиженный хладагент. Внешний блок состоит из массивного радиатора, нагнетающего охлаждающий его воздух вентилятора и компрессора, за счет которого хладагент (смесь фреона с малой долей компрессорного масла) под высоким давлением циркулирует в системе. Внутренний блок (несмотря на всевозможные типы исполнения базовый принцип строения един) имеет также радиатор и вентилятор, а работа их состоит в осуществлении теплообмена и распределения охлажденного воздуха. Но что же является слабым звеном?

Причины нарушения работоспособности кондиционера

Критическое загрязнение фильтров внутреннего блока. Под передней панелью внутреннего блока в месте, где осуществляется забор воздуха, располагаются фильтры, функцией которых является улавливание взвешенных в воздухе мелкодисперсных частиц пыли. Конструкция предельно простая и представляет собой мельчайшую сетку. Суть работы кондиционера, как и у пылесоса, состоит в циркуляции воздуха через его полости, однако, если у пылесоса имеется пылесборник, обладающий значительным объемом, то подобную роль в кондиционере принимает на себя фильтр. Кроме очистки воздуха фильтры кондиционера призваны защитить радиатор внутреннего блока. Поэтому настоятельно рекомендуется с регулярностью раз в две – три недели производить очистку фильтров. Как правило, производитель климатической техники заботится о легкости извлечения самих фильтров, для этого, чаще всего, даже не требуется инструмент. А для чистки необходимо просто промыть извлеченные фильтры под струей теплой воды. Кроме того, подробные инструкции по проведению данной профилактики всегда присутствуют в руководстве по эксплуатации.

Стоит учесть, что при повышенном уровне копоти или пыли в помещении возникает необходимость в более частой чистке фильтров. Необходимо контролировать степень их загрязнения. Если же своевременная чистка фильтров не была произведена, то в первую очередь это скажется на ухудшении обдува радиатора, как следствие – снизится производительность кондиционера. Нарушение теплообмена на радиаторе приводит к обмерзанию медного трубопровода, а это чревато тем, что при отключении кондиционера глыбы льда начнут таять и с внутреннего блока начнет капать. При высокой степени загрязнения фильтров возможно возникновение засора дренажной системы, тогда вода польется и с включенного кондиционера.

Следует отметить, что стандартные гарантийные обязательства не включают пункт профилактики фильтров. И Вы не сможете предъявить претензию в случае возникновения нарушения нормальной работы, связанного с отсутствием должного выполнения элементарной профилактики фильтров.

Утечка фреона. Второй в рейтинге причин нарушения работоспособности является утечка фреона. Утечка неизбежна вследствие наличия мест соединений межблочного трубопровода. Нормированная утечка составляет 6 – 8 % в год, дабы ее компенсировать следует производить дозаправку фреоном раз в 1.5 – 2 года. Такая регулярность необходима для недопущения критически низкого уровня количества фреона, который может привести к заклиниванию компрессора.

Выявить факт утечки можно по следующим симптомам: на местах соединения медного трубопровода с наружным блоком наблюдается образование инея, льда; падение производительности кондиционера (невозможность достижения разности внешней и внутренней температуры в 8 – 10°C).

Для проведения профилактики утечки необходимо обратиться в сервисную службу климатической компании.

Работа кондиционера в холодный сезон

Очередная особенность бытовых сплит систем, продаваемых в Украине, как и в близлежащей России, состоит в отсутствии адаптации работы в зимний период, то есть, нижняя температурная граница большинства моделей находится в пределах от -5 до +15 °. Наиболее низкой среднемесячной температурой по Украине является средняя температура за январь и составляет около -15°.

Эксплуатация кондиционера без адаптации в холодный сезон приводит к существенному снижению ресурса работы компрессора. А замена компрессора по стоимости сопоставима с половиной стоимости всего кондиционера. Кроме того, уже при температуре ниже 0 ° C возникают затруднения вывода конденсата по дренажной трубке, вследствие чего спустя некоторое время с момента запуска кондиционера скопившийся конденсат польется в помещении прямо с внутреннего блока.

Адаптация к нашей зиме предусматривает оборудование компрессора специальным устройством подогрева картера, установку на вентилятор внешнего блока дополнительного регулятора оборотов, а так же оборудование теплого дренажа. Такой модификации поддается любая сплит-система.

Основные правила эксплуатации кондиционера

В зависимости от класса оборудования кондиционер имеет срок службы в среднем от 7 до 12 лет. При этом следует всего лишь соблюдать несколько основных правил:

– Не использовать неадаптированный кондиционер при температуре ниже 0°С. Установленный ранее кондиционер может быть переоснащен для всесезонной работы, для этого следует обратиться в климатическую компанию.

– Производить очистку фильтров внутреннего блока с регулярностью не менее раза в месяц. Следить за степенью загрязнения и при необходимости увеличивать частоту очистки.

– Каждые 1.5 – 2 года эксплуатации кондиционера необходимо обращаться в сервисную службу климатической компании для проведения профилактических работ, включающих в себя дозаправку фреоном, очистку внутреннего и внешнего блоков, а также полную проверку режимов работы с целью выявления неисправностей. Рекомендуется проводить такое обслуживание до наступления сезона активного использования кондиционера. Регулярность проведения дозаправки является крайне важной для сохранения работоспособности кондиционера. Необходимо помнить, что утечка фреона происходит, даже если кондиционер не используется вовсе.

– В случае обнаружения неисправности (появления посторонних звуков, ухудшения охлаждения воздуха, конденсат начал капать из внутреннего блока, в случае появления инея на соединениях медных труб к внешнему блоку) следует отключить кондиционер и .