Электрощиток

Средневековье: временные рамки в России.

 Средневековье: временные рамки в России.

Вопрос. Объясните название «Средние века» (средневековье).

Термин «Средние века» использовался итальянскими гуманистами XV в. для обозначения периода между эпохой Античности и Новым временем.

Вопрос 1. когда и в связи с чем появился термин «новое время»?

Термин «Новое время» появился в среде гуманистов в Италии в XV в., которые пытались показать начало новой эпохи после средневековья и подчеркнуть преемственность с эпохой античности (с античной культурой, искусством, философией).

Переход от Средневековья к Новому времени шел постепенно и долго, т.к. изменения проходили во всех сферах жизни общества: в мировоззрении, религии, культуре, экономической и политической жизни, в повседневной жизни.

Вопрос 3. Укажите хронологические рамки Нового времени?

Хронологические рамки – с рубежа XV-XVI вв. до начала XX века.

Вопрос 4. Какие явления свидетельствуют о кризисе традиционного общества в XVI веке?

Кризис традиционного общества в XVI в. связан с формированием человека Нового времени, который не вписывался в традиционное средневековое сословное общество.

Вопрос 5. Какими чертами обладал человек Нового времени?

Человек Нового времени происходил из незнатных слоев населения, желал богатства, стремился проявлять активность, обладал предпринимательским духом, не боялся рисковать.

Вопрос 1. Каким целям служил дух предпринимательства? Как это явление влияло на развитие общества? Для ответа используйте прочитанные вами художественные произведения, кинофильмы, интернет-ресурсы и другие источники.

Дух предпринимательства служил целям стать свободным и независимым, уважаемым и знаменитым. Это влияли на развитие торговли, на стремление найти новые земли, использовать новые технологии, т.е. способствовало быстрому развитию общества.

Вопрос 2. Обсудите в классе: что связывает современных людей с Новым временем?

В эпоху нового времени складывается облик современного города, образ повседневной жизни, политическая система управления, система международных отношений.

Вопрос 3. Поработайте в парах. Отберите информацию из учебника о качествах человека Средневековья и Нового времени. Определите наиболее характерные качества. Дайте оценку двум типам личности. Могли бы вы подружиться с человеком Средневековья? С человеком нового времени? Объясните почем.

С человеком Средневековья подружиться бы не удалось, поскольку его внутренние идеалы слишком отличаются от современных и нам трудно будет понять друг друга. В средневековом гражданине слишком развито либо повиновение феодалу, либо чуждо желание свободы, которое в нас развито. Эти идеалы в процессе общения могут привести к конфликту. В человеке Нового времени в этом плане было бы проще. В людях этой эпохи первую роль играет любознательность к окружающему миру (Великие географические открытия). Это качество вполне имеет место в современном человеке, поэтому удастся найти общий язык и темы для вполне дружеской беседы

Проблемы периодизации

Новое время, кратко говоря - это длительный период в истории цивилизации и человечества, имеющий определенные временные рамки. Находится он между Средними веками и новейшим временем. Как и в случае с периодизацией Средних веков, в разных странах начало нового времени определяется по-разному.
Если брать советское время, то за начало была взята дата английской буржуазной революции 17 века. Европейские страны точкой отсчета нового времени считали открытие Америки Колумбом, захват Константинополя турками, Реформацию, Французскую революцию.
Еще более непонятно обстоят дела с определением окончания периода нового времени. Долгое время им считалась революция в России 1917 года. Позднее большинством ученых-историков было решено принять за дату окончания нового времени Первую мировую войну.
Понятие нового времени, кратко говоря, появилось еще в XV веке, в эпоху Ренессанса (Возрождения). Тогда гуманисты предложили примерное деление истории на три периода: древний, Средние века и новое время. Таким образом, они хотели разграничить и упростить изучение человеческой цивилизации.
Новое время, кратко говоря, до сих пор является довольно условным понятием, поскольку все страны ступили в него в разное время. Споры же о временных рамках данного исторического периода продолжаются в современной историографии (науке, изучающей историю) до сих пор.

Историю нового времени иногда делят на два больших периода:
1. XVII - XVIII века;
2. XX век


Новое время - значение и влияние

Новое время явилось этапом больших перемен во всех сферах жизни: экономической, социальной, политической. Оно занимает более краткий период, если сравнивать его со Средними веками, и тем более, с древним миром, но в истории этот период имеет крайне важное значение. Знаменитые географические открытия, книга Николая Коперника изменили старые представления людей о Земле, расширили знания человека о мире.
Реформация, прошедшая по всем странам Европы, отменила власть римских пап над сознанием людей, и привела к появлению протестантского движения. Гуманисты эпохи Ренессанса добились появления множества университетов и привели к полному перевороту в сознании человека, объяснив его место в окружающем мире.
В эпоху нового времени, кратко говоря, человечество осознало, что живет на самом деле в небольшом пространстве. Географические открытия привели к сближению стран и народов. В Средние века все было иначе. Медленная скорость передвижения, невозможность пересечь океан приводили к тому, что даже о соседних странах не было достоверной информации.
Западная Европа в новое время осуществила экспансию, установив свое господство над большинством стран в Азии и Африки. Для народов этих стран новое время стало периодом жестокой колонизации со стороны европейских захватчиков.
Каким образом небольшим странам Западной Европы удалось в короткие сроки подчинить себе огромные территории в Африке и Азии? Для этого было несколько причин. Европейские страны вырвались далеко вперед в своем развитии. На Востоке жизнь поданных, их земли и имущество принадлежали правителю. Больше всего там ценились не личные качества человека, а интересы общины. Основой хозяйства было земледелие. На Западе все было по-другому. Превыше всего были права человека, его личные качества, стремление к выгоде и процветанию. Возникшие в Средние века города привели к появлению разнообразных ремесел и прорыву в развитии техники. В этом отношении страны европейские страны ушли далеко вперед от восточных.

Возникновение индустриального общества

Новое время, кратко говоря, привело к изменению политического строя во многих странах. Бурное развитие торговли, особенно в период знаменитых географических открытий, возникновение банковского дела, появление мануфактур стали все сильнее противоречить традиционной экономике и политическому строю. Появившийся новый класс, буржуазия, постепенно начинает играть значительную роль в государстве.
В XVIII веке сила буржуазии многократно возрастает. Во многих странах достигшие предела противоречия между капиталистическим способом производства и феодальным строем привели к буржуазным революциям. Такое произошло в Англии и Франции. Капитализм окончательно побеждает в Европе. Начинается промышленный переворот, и устаревшая мануфактура вытесняется фабрикой.
Большинство европейских стран в новое время переживают сложное время изменения форм власти, кризис абсолютной монархии. В результате изменений в политическом строе в наиболее прогрессивных странах возникает парламентская демократия. В этот же период начинает складываться современная система международных отношений.

Изменение в мышлении

Новое время, кратко говоря, это период своеобразного второго Возрождения. Реальность показывала, сколько на самом деле может сделать и изменить обычный человек. Постепенно в людском сознании формируется мысль - человек на самом деле может все. Появляется убеждение, что он может подчинить природу и изменить свое будущее.
Большое развитие получает философия. Происходит в буквальном смысле ее возрождение. Философии удалось сохранить за собой главенствующее положение среди наук. Философы нового времени искренне верили в то что общество нуждается в их идеях. Происходит формирование совершенно новой философии, проблемы которой остаются важными и сегодня.

Техника и производство

Новое время - период быстрого развития техники. Одно из важных изобретений того времени, которое сыграло огромную роль в развитии культуры - это книгопечатание. Появление печатного станка во много раз ускорило скорость создания книги. Раньше книги переписывали вручную, или создавали при помощи штампов, и этот процесс занимал огромное количество времени. Теперь все намного упрощалось.
В XVIII в Англии, где была большая сырьевая база, создаются первые прядильные, ткацкие и швейные станки. Развитие мореплавания, рост армий, появление легкой промышленности приводит к усилению роли машиностроения и металлургической промышленности. Европейцы научились в начале XVIII века выплавлять дешевый чугун и раскрыли секрет стали. В это же время братьями Мартенами была изобретена печь, позволяющая восстанавливать сталь из чугуна. В их честь она получила название мартеновской печи. В XIX веке была решена проблема с транспортировкой большого количества сырья и продукции - были изобретены паровоз и пароход.

Культура в Новое время

Расцвет европейской культуры происходит в XVII - XVIII веках. Благодаря трудам Галилео и Коперника создается новая картина мира - гелиоцентрическая. В науке на первое место выходит не авторитет ученого, а личный опыт и эксперименты.
Происходят большие изменения в искусстве. Появляются новые стили - барокко и классицизм.
В XVIII веке, как в свое время, в эпоху Ренессанса, появляется большая необходимость в просветителях. Появляется блестящая плеяда умов почти во всех областях искусства и науки. Это Вольтер, Ломоносов, Локк, Кант, Дидро, Руссо. Их общей объединяющей чертой была большая вера в науку и прогресс.

Несмотря на все трудности и внутренние противоречия, Империя продолжала существовать. В ней сохранялись традиции древней учености, образованности, искусства и права. Между разными частями Империи поддерживались торговые связи. Она выстояла, несмотря на все перевороты и войны Ш века, хотя центр тяжести в Империи переместился в более богатые восточные провинции. В 330 г. император Константин основал на берегу пролива, отделяющего Европу от полуострова Малая Азия, новую столицу Империи - Константинополь. Однако Рим сохранил значение центра римского культурного мира.

Вместе с тем хозяйственная и общественная жизнь больше не сосредоточивалась в центре. Провинции внутренне обособились и от центрального правительства, и одна от другой. Все более усиливался натиск варваров на границы Империи. Миновали времена, когда Рим вел завоевательные войны против окружавших его варваров, теперь все чаще они вторгались в пределы Империи. Часть этих племен приходилось расселять в пограничных районах, чтобы с их помощью оборонять Империю. В V веке нажим варваров, прежде всего германцев, привел к катастрофе.

Отношения между Римской империей и варварами были напряженными и даже враждебными на протяжении столетий. Римляне стремились подчинить себе варваров, превратить пленных в рабов, которые были нужны им для ведения хозяйства и продолжения привычного образа жизни. Варвары, со своей стороны, искали в римских владениях богатую добычу и более плодородные, чем в Германии, земли. Начавшиеся еще во II в. до н. э. войны между Римом и варварами сменялись периодами относительного спокойствия. Жившие неподалеку от границ Империи племена вступали в торговлю с римлянами, усваивали некоторые хозяйственные и бытовые навыки, им присущие. Но нажим варварских племен на Империю со временем усиливался. Рост численности населения побуждал германцев искать новые территории. Германские племена, жившие в северных и восточных частях Европы, постепенно перемещались в южном и западном направлениях.

Резкий перелом в отношениях между Римом и варварами наступил после того, как гунны - воинственный народ, живший в Центральной Азии в I-II вв. н. э. стал переселяться на пространства Восточной Европы, тесня жившие там тогда племена готов.

Гунны из всех варваров, с которыми пришлось столкнуться римлянам, внушали им наибольший страх. Германцы были знакомы с земледелием, тогда как гунны являлись кочевниками. В этих одетых в шкуры всадниках непривычного монгольского типа римляне видели не столько людей, сколько порождения демонов. Под напором гуннов готы, жившие в Северном Причерноморье, перешли Дунай и стали передвигаться на север Балканского полуострова, в римские владения. Константинопольский император разрешил им поселиться в римской провинции Фракии в качестве союзников Империи. Но насилия и злоупотребления римских чиновников привели к тому, что готы оказались перед угрозой голодной смерти и восстали. В 378 г. в битве между готами и римскими легионами при Адрианополе императорская армия была разгромлена и сам император погиб. Войска готов подошли вплотную к Константинополю, но властям удалось достичь с ними соглашения, расселить их в своих владениях на Балканском полуострове и часть готских вождей включить с их людьми в императорскую армию.

Вторжение в Европу полчищ гуннов явилось тем историческим толчком, который превратил борьбу между варварами и Римом в завоевание ими Империи. Движение германских и иных племен под влиянием этого толчка получило название Великого переселения народов. Но, несмотря на поражение при Адрианополе восточная половина Империи устояла. Иной оказалась судьба западной части Империи.

В конце IV, в V и в 1-й половине VI в. запад Римской империи был завоеван племенами германцев и некоторых иных народов, которые расселились на ее территории. Завоеватели были не столь уж многочисленны и составляли небольшой процент населения в захваченных ими провинциях. Но под их ударами рушилась имперская система управления. Разрушение и разграбление городов и имений вели к окончательному распаду старых связей внутри Империи.

Местное население было терроризировано. Однако отношение его к завоевателям было двойственным. Захватчики внушали страх. «В городах, страдания, пожарища, руины и скорбь. Лишь дым остался от Галлии, сгоревшей во всеобщем пожаре», - писал очевидец.

И вместе с тем от взгляда свидетелей германских нападений не укрылось то, что порядки, которые несли с собой варвары, сулили облегчение тяжелого положения подданных Империи. «Римляне сами себе были врагами худшими, нежели внешние враги, - писал в V в. священник Сальвиан Марсельский - и не столько варвары их разгромили, сколько сами они себя уничтожили. Чтобы не погибнуть под тяжестью государственного бремени, они идут искать у варваров римской человечности, поскольку не могут больше сносить варварской бесчеловечности римлян».

На завоеванных территориях возникли первые германские королевства. Конечно, это еще не были государства в прямом смысле. Стоявшие во главе их короли были, прежде всего, племенными вождями, предводителями боевых дружин. В их королевствах не существовало единой системы права, и местное население продолжало жить по римским законам, тогда как германцы придерживались их правовых обычаев. Не было и системы управления. Единственной организацией, уцелевшей после завоевания, была церковь, епископы которой сохраняли свое религиозное и общественное влияние.

Германцы постепенно приняли христианскую религию, хотя значительной мере внешне, потому что их старое язычество все сохраняло свою силу.

Наиболее, пожалуй, драматичным моментом в истории падения Западной Империи был захват Рима готами. Король вестготов (западных готов) Аларих двинулся с Балкан на Италию и в 410 г. захватил и разграбил Рим. Завоевание это не имело длительных практических последствий, потому что вестготы вскоре перешли в Южную Галлию и Испанию. Однако тот факт, что, как его называли римляне, Вечный Город пал под ударами варваров, произвел огромное впечатление на современников. Взятие Рима готами в 476 году ознаменовало конец эры высокой античной цивилизации и начало периода средних веков.

Средневековье – эпоха в истории Европы, охватывающая более тысячи лет, которые отделяют времена поздней Римской империи, когда она была завоевана и заселена германскими и другими племенами, от времен Великих географических открытий, когда Христофор Колумб достиг Америки (1492 год) и было положено начало колониальным захватам; мир перестал быть разобщенным, и началась подлинная эпоха всемирной истории.

Средневековье – это эпоха, когда были заложены многие основы современного мира. В Средние века развились те языки, на которых и поныне говорит население Европы, и сформировались – к концу этой эпохи – европейские нации с их укладом жизни и особенностями психологии. В ту эпоху сложились основные европейские государства, многие парламенты и судебные системы.

Однако для многих Средневековье – период застоя, тысячелетней спячки Европы. Всеобщее образование, характерное для Древнего Рима, сменилось в Средневековье всеобщей неграмотностью. Грамотность была доступна немногим, ее проводниками были монастыри. Монахи вели летописи с рассказами о происходящих вокруг событиях, художественная литература исчезла. Средние века – эпоха господства обычая, традиции, уважения к «седой старине». К новшествам в народе сплошь и рядом относились с подозрительностью, а церковь, которая контролировала многие стороны жизни общества, нередко видела в новых идеях ересь, отход от истинной веры, и сурово наказывала еретиков. Так как церковь была господствующей силой в средневековом обществе, то перемены в общественной и духовной жизни, в науке и технике происходили очень медленно.

Завершением Средневековья мы считаем начало XVI в. Однако любое завершение в истории есть не единовременная дата, а относительно длительный переходный период. Новое время, в которое мы живем, характеризуется процессами, приведшими к господству рыночной экономики, политической демократии, научного взгляда на мир, к промышленной, а затем и научно-технической революции. Специалисты обычно отсчитывают начало Нового времени в Западной Европе с середины XVII в., с Английской революции. Таким образом, период от начала XVI до середины XVII в. является неким историческим промежутком, который мы назвали кануном Нового времени.

Характерным для Нового времени является сложение особого новоевропейского типа личности. Этот тип личности весьма отличен от средневекового. Человек Средневековья был в первую очередь частью некоего большего или меньшего коллектива - церкви, сословия, общины, цеха и т.п. Человек Нового времени отделен от коллектива, основы для своего существования он ищет в самом себе, даже с Богом он предпочитает сноситься напрямую, а не через церковную иерархию.

Период «канунов», о котором мы говорим, и есть время сложения этого нового типа личности, сложения новых отношений людей друг с другом, с Богом, с окружающим миром. Европа знала различные и переплетающиеся между собой пути к этому. Исторические явления, благодаря которым стали возможны указанные перемены, которые сами возникли в результате этих перемен, - Возрождение и Реформация. Исход феодальной эпохи, формирование раннекапиталистических отношений породили духовную культуру, уникальную по своей выразительности. Ее идеологической основой стал гуманизм, главное содержание которого – культ человека, поставленного в центр мироздания, связанного с Божественным и земным мирами.

Люди, жившие в Средние века, не знали, что они - люди Средневековья. Люди Возрождения знали, что их время - эпоха Возрождения. По их воззрениям. Античность - некий идеальный исторический период. Тогда процветали науки и искусства, государства и общественная жизнь. Потом пришли варвары, и свет знаний померк, вместо латыни появились грубые наречия. А в их время - в Италии XIV-XVI вв. - снова возродился «золотой век», снова возродилась классическая латынь. Отсюда и название эпохи - Возрождение, или, как стали говорить позже, на французском языке - Ренессанс.

1. Древний мир (Конец IV тыс. до н. э. – конец V в. н. э)

Новое время (XVI – нач. XX в.) Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Какие основные характеристики средневековья вы могли бы назвать? Примитивная техника и технология. Поступательное развитие Условная собственность на землю (земля – высшая ценность, но пользование ею сопровождается условиями: для рыцарей – военной службой сеньеру, для крестьян – уплата феодальной ренты. Господство натурального хозяйства. Строгая иерархическая структура общества. Неограниченная власть монарха. Теоцентризм – религия пронизывает все сферы жизни общества.

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? IV - VII вв. Великое переселение народов 486 Возникновение франкского государства 527 - 565 Правления византийского императора Юстиниана I 622 г. Зарождение ислама VII - VIII вв. Арабские завоевания VII - XI вв. Сутки викингов 732 г. Битва под Пуатье, Победа франков над арабами 800 г. Образование Франкской империи 843 г. Верденская соглашение, деление империи Карла Великого 962 г. Основание Священной Римской империи 1054 Разделение христианской церкви (схизма) на католическую и православную 1066 Нормандское завоевание Англии 1077 Встреча императора Генриха IV и папы Григория VII в Каноссе 1096 - 1270 Крестовые походы 1099 Взятие Иерусалим крестоносцами 1147 Первое письменное упоминание о Москве 1204 Взятие Константинополя крестоносцами 1209 - 1229 Альбигойские войны 1215 Великая хартия вольностей 1223 - 1242 Монголо-татарское нашествие на земли Восточной Европы 1265 Возникновение английского парламента 1291 Потеря крестоносцами последних крепостей в Палестине

Какие важнейшие события истории Средневековья вы могли бы назвать? 1302 Возникновение Генеральных штатов во Франции 1309 - 1377 Авиньонскоепленение пап 1337 - 1453 Столетняя война между Англией и Францией 1347 - 1350 Эпидемия чумы в Западной Европе ("черная смерть ") 1378 - 1417 Великая схизма католической церкви 1380 Куликовская битва, начало освобождения Московской Руси от монголотатарского нашествия 1389 Битва на Косово поле. Разгром турками сербского войска XIV - нач. XVI в. Объединение русских земель вокруг Москвы 1402 Битва у Анкары. Разгром турок Тимуром 1410 Грюнвальдская битва. Разгром Тевтонского ордена 1415 Сожжение Яна Гуса 1419 - 1434 Гуситские войны 1439 Флорентийская уния 1445 Изобретение книгопечатания И. Гутенбергом 1453 Взятие турками Константинополь 1477 Завершение объединение Франции. Поражение бургундцев. Гибель Карла Смелого 1455 - 1485. Война Алой и Белой розы 1479 Образование Испанского королевства 1480 Конец татарского господства в Северо-Восточной Руси 1492 Завершение Реконкисты

1. Когда появляется термин Новое время? Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения в 15 в. как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую.

Начало периода Нового времени: Английская революция середины XVII века, начавшейся в 1640 году Реформация (1517) Открытие испанцами в 1492 году Нового Света Падение Константинополя (1453) Начало Великой Французской революции (1789). Период новой истории закончился: Социалистическая революция в России в 1917 г. Первая мировая война 1914 – 1918 гг. Дискуссия по вопросу о периодизации новой истории продолжается и сегодня.

3. Какие существуют периоды Нового времени? Раннее Новое время – XVIII вв. (7 класс) Позднее Новое время – XIXв. (8 класс) Граница - Наполеоновские войны - от Великой французской революции до Венского конгресса.

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Рост значения централизованного государственного управления Великие географические открытия. Растущий интерес к античному наследию, человеку и изучающим его наукам. Распространение капиталистических отношений. Промышленные революции, формирование индустриальных обществ. Разнообразные формы правления (монархия, ограниченная монархия, республика). Светская культура.

Какие изменения в жизни общества происходят в Новое время? Развитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда. На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры.

Обширную группу составляют документальные источники. Совершенствование делопроизводства привело к существенному упрощению формы и к унификации документов в западноевропейских странах. Преимущественно на основании этого материала складываются наши представления об экономике и социальных отношениях эпохи. В XVI-первой половине XVII в. были по-прежнему широко распространены традиционные документы, фиксирующие феодальные поземельные отношения: государственные земельные кадастры» сеньориальные описи земель - реитали, записи крестьянских повинностей, общинные уставы. Однако наряду с этим увеличилось число договоров срочной аренды, что свидетельствовало о постепенной замене крестьяндержателей арендаторами. Богатейшая информация относительно самых разных сторон социальноэкономической жизни содержится в документах государственных учреждений и ведомств: центральных органов (королевских советов, канцелярий, казначейств, адмиралтейств, судебных и счетных палат) и местной администрации. Во второй половине XVI в. зародилась система записи актов гражданского состояния (рождений, браков, смертей) в регистрационных книгах церковных приходов, а позднее - и светских властей. Они являются важным источником сведений по демографии, генеалогии и социальной истории в целом. Обширен фонд документов церковной администрации на всех ее уровнях - от прихода до римской курии, включающий переписку пап, их буллы, донесения в Рим легатов и нунциев, миссионеров, протоколы заседаний синодов и соборов, собраний кальвинистских общин, церковных судов, инквизиции, индехсы запрещенных книг, послания и программные документы идеологов Реформации и других видных деятелей церкви.

Значение нарративных источников для изучения проблем социальноэкономической и отчасти политической истории в эту эпоху несколько снижается из-за обилия и полноты документального материала. В ряду нарративных источников выделяются прежде всего исторические сочинения. В полной мере это относится и к мемуарам. Жанр мемуарной литературы достигает подлинного расцвета именно в XVI - первой половине XVII в. , что было следствием развития ренессансной культуры с присущими ей интересом к человеческой личности, ее внутреннему миру и высоким престижем активной гражданской деятельности. Близки к мемуарам по характеру содержащейся в них информации дневники, получившие широкое распространение у представителей самых разных социальных слоев. Широко представлен среди нарративных источников эпистолярный жанр. Широкое распространение книгопечатания привело к расцвету принципиально новой разновидности повествовательных источников - публицистики. В рамках класса нарративных источников особое место занимают трактаты, которые по праву уже можно отнести к разряду научной литературы. Ценными историческими источниками являются также памятники художественной литературы этой эпохи с их ярко проявившимися национальными особенностями, а также народная поэзия, песенное творчество, популярная сатира.

Новое время – период всемирной истории, основным содержанием которого является переход от традиционного к индустриальному обществу.

Новое время - понятие, обобщающее культуры , цивилизации и события, ориентированные во времени примерно с 1492 по 1789 года новой эры.

Понятие «новая история» появилось в европейской историко-философской мысли в эпоху Возрождения как элемент предложенного гуманистами трехчленного деления истории на древнюю, среднюю и новую. Критерием определения «нового времени», его «новизны» по сравнению с предшествующей эпохой был, с точки зрения гуманистов, расцвет в период Ренессанса светской науки и культуры, то есть не социально-экономический, а духовно-культурный фактор. Однако этот период довольно противоречив по своему содержанию: Высокое Возрождение , Реформация и гуманизм соседствовали с массовым всплеском иррационализма, развитием демонологии , явлением, получившим в литературе наименование «охота на ведьм» .

Понятие «новое время» было воспринято историками и утвердилось в научном обиходе, но смысл его во многом остается условным - не все народы вступили в этот период одновременно. Несомненно одно: в данный отрезок времени происходит возникновение новой цивилизации, новой системы отношений, «европейского мира», «европейского чуда» и экспансия европейской цивилизации в другие районы мира.

Критерии, отделяющие Новое время от Средних веков

Хотя современники (гуманисты ) связывали с переходом от Средних веков к Новому времени прежде всего переход культуры из религиозной сферы в сферу светскую; а также появление интереса к античной цивилизации (Древняя Греция и Древний Рим ), практически отсутствовавшего во время Средних веков, с позиции нынешнего времени ясно, что рубежом, отделяющим Средние века от Нового времени, был целый комплекс глубоких изменений во всех сферах.

Политические изменения

Окончание Средневековья ознаменовалось ростом значения централизованного государственного управления. Яркими примерами этого роста служат завершение феодальных междоусобиц - таких как Война Алой и Белой Розы в Англии, объединение регионов - Арагон и Кастилия в Испании. Каравелла - символ Великих географических открытий

Великие географические открытия

Одним из самых важных изменений было расширение известной тогдашним европейцам ойкумены . За очень короткий период (конец XV - начало XVI веков) европейские мореплаватели обогнули Африку , проложили морской путь и Индию , открыли новый континент - Америку и совершили кругосветное плавание. Примечательно, что именно открытие Колумбом Америки (1492 год) принято считать символическим окончанием Средних веков. Эти путешествия были бы невозможны без предпосылок, главными из которых являлись: изобретение компаса и создание судна , способного преодолевать огромные расстояния в открытом море. Интересно, что одно из этих изобретений было сделано задолго до наступления Нового времени.

Так, компас был изобретён в Китае ещё в III веке до н. э.(правда, этот тип компаса, представлявший собой лежащий на отполированной пластине намагниченный металлический предмет в форме разливной ложки, был непригоден для мореходства), однако новое изобретение проникло в Европу только в XIII веке через посредничество арабов , которые начали применять компас в XII веке .

Судном, на котором первооткрыватели отправлялись в дальние плавания, стала каравелла . Эти небольшие по современным меркам суда (например, «Санта-Мария», флагман Колумба в его первом путешествии, имела водоизмещение в 130 тонн) в буквальном смысле изменили карту мира, с каравеллами прочно связана всяэпоха великих географических открытий . Довольно характерно название, которое каравелла получила внидерландском языке , - oceaanvaarder, буквально - "судно для океана ".

Однако одних предпосылок недостаточно, должен был быть мотив, заставлявший отправляться в далёкие и опасные путешествия. Таким мотивом стал тот факт, что во второй половине XV века завоевавшие ослабевшую Византийскую империю турки перекрыли караванные пути на восток, по которым в Европу доставлялись пряности. Таким образом прервалась приносившая сверхприбыли торговля. Именно желание найти альтернативный доступ к богатствам востока и стало стимулом мореплавателей конца XV - начала XVI веков. Следовательно, обоснованной выглядит точка зрения, считающая датой окончания Средних веков1453 год - захват турками Константинополя .

Интересно отметить, что таким образом именно экспансия мусульманской цивилизации послужила тем катализатором, который вызвал ускоренное развитие цивилизации европейской.

Астрономия

Первая страница книги Коперника «Об обращениях небесных сфер»

Не только представления европейцев о Земле претерпели значительные изменения, но и место самой Земли во Вселенной подверглось пересмотру - ещё более радикальному. В 1543 году из-под печатного станка вышла книга Николая Коперника «Об обращениях небесных сфер», в которой провозглашался отказ от господствовавшей в течение почти полутора тысяч лет геоцентрической системы Птолемея . Интересно, что, начиная свою астрономическую работу, Коперник отнюдь не собирался создавать нечто принципиально новое. Как и его средневековые предшественники, он считал своей задачей уточнение данных из «Альмагеста », главного труда Птолемея, не затрагивая при этом основ. Хотя расхождения между данными из «Альмагеста» и результатами наблюдений были известны и до него, только у Коперника хватило смелости отказаться от инерции мышления и заниматься не «корректировкой» труда древнего астронома, а предложить нечто принципиально новое.

Техника и производство.

Ещё большее влияние на повседневную жизнь людей оказало развитие техники на рубеже XV-XVI веков. Одной из самых важных инноваций того времени оказалось книгопечатание . Изобретение и внедрение несложной, казалось бы, технологии оказало революционное влияние на скорость тиражирования и распространения информации, а также на её доступность (печатные книги были намного дешевле рукописных). Изобретателем книгопечатания считается Иоганн Гутенберг . Приблизительно в 1440 году он построил свой печатный станок. Как это часто бывает с изобретениями, отдельные элементы печатнойтехнологии были известны и до Гутенберга. Так, иллюстрации и фигурные заглавные буквы переписчики книг начали размножать при помощи штампов ещё за двести лет до Гутенберга. Однако тогда удалось разработать технологию изготовления штампов (литер) не из дерева, а из металла. И именно он внедрил самую важную идею - набор текста из отдельных букв вместо изготавливания доски - штампа для всей страницы.

Важное значение имело развитие горного дела и металлургии . Впрочем, наиболее важное усовершенствование в процессе выплавки железа - замена сыродутной печи так называемым штукофеном (предком современной доменной печи ) произошло ещё в период расцвета Средних веков, приблизительно вXIII веке . К началу XV века такие печи были значительно улучшены. Для привода мехов использовались водяные колёса. К XVI веку такие колёса, достигавшие порой огромных размеров (до десяти метров в диаметре), стали использовать для подъёма из шахт руды и для других операций. Своеобразной энциклопедией горного дела и металлургии стала книга «De re metallica libri xii » («Книга о металлах»). Этот двенадцатитомный трактат увидел свет в 1550 году. Его автором был профессор Георг Агрикола (Бауэр) (1490 -1555 ). Также с XVI века для отопления и в производстве стал использоваться уголь .

Даже в тех областях производства, где технический прогресс по сравнению со средневековьем был не слишком заметным (или его не было вовсе) произошли кардинальные изменения, на сей раз - за счёт нового типа организации труда. С наступлением Нового времени на смену ремесленному производству Средних веков приходит мануфактурный тип производства. На мануфактурах труд оставался ручным, но в отличие от средневековых мастерских было внедрено разделение труда, за счёт чего значительно выросла производительность труда . На мануфактурах мастера трудились не на себя, а на владельца мануфактуры.