Электрощиток

Снятие и установка сплит системы. Как разобрать сплит - систему

Снятие и установка сплит системы. Как разобрать сплит - систему

Предстоит переезд. В новую квартиру или офис. На прежнем месте – кондиционер, купленный за свои кровные. Очень хочется забрать его с собой, как любимые диван и кресло. А не сделать ли демонтаж кондиционера своими руками? Деньжат сэкономить, переезд и так – дело затратное. Говорят, монтажники снимают «кондюк» за 15 минут, а я что же, совсем безрукий? Но сначала нужно выяснить, а сколько стоит снятие кондиционера по всем правилам.

Цена работы

Если собрать в сводку цены на демонтаж бытовых кондиционеров, то получится в среднем очень простое соотношение: 1 Вт – 1 руб. То есть, стоимость демонтажа квартирного кондиционера обойдется в 2500 – 4000 руб, а большого, на офис или особняк – 8000-1000. За демонтаж кассетного, встроенного в подвесной потолок, цена увеличивается на 5-15%. Немало.

Цена самодеятельности

Технически мало-мальски грамотному человеку интуитивно ясно, что просто развинтить штуцеры нельзя – ведь внутри система заполнена фреоном, если просто снять штуцеры, он вытечет, а заправка стоит 800-1500 руб. Стало быть, нужны какие-то приспособления, инструмент. Поинтересуемся.

Что точно необходимо для демонтажа кондиционера, так это манометрический коллектор. Стоит самый дешевый около 1500 руб, а то и все 3500. Уже почти цена демонтажа. Еще набор шестигранных торцевых ключей, труборез – где-то 250, если труборез взять в аренду. Вот и вышли практически на стоимость профессионального демонтажа. Ах да, еще верхолазные работы, наружный-то блок на стене висит. Добавляем еще с 500 на страховочное снаряжение. И риск для жизни.

Почему так сложно и дорого? Нельзя ли как-то упростить, удешевить? Попробуем разобраться. Хотя бы, как обойтись без манометра и сберечь фреон. Чтобы своя работа хоть как-то оправдалась.

Как устроен кондиционер?

Принцип работы кондиционера известен: компрессор наружного блока (конденсационного) откачивает пары хладоагента из внутреннего блока (испарительного), они сгущаются, разогреваются, отдают тепло окружающей среде через радиатор наружного блока, затем жидкий хладоагент подается в испаритель внутреннего блока, испаряется там, поглощая тепло помещения, и цикл повторяется.

Отсюда видно уже одно уязвимое место – насос компрессора кондиционера. Работая в таких тяжелых условиях, он должен представлять собой достаточно сложный агрегат. Так оно и есть – в бытовых кондиционерах используются кулачковые вакуумные насосы. Его сердце – два или три (в таком случае на каждом роторе три кулачка) ротора сложной конфигурации в герметичной камере, см. рис. Дополнительных уплотнений, наподобие поршневых колец, прокладок, клапанов и т.п. нет; нужная герметичность и одностороннее действие обеспечиваются исключительно за счет прецизионной точности обработки деталей. Какая-то еще конструкция не даст нужной производительности при таких перепадах температуры и давления.

Теперь понятно, почему насос так уязвим: малейшая царапина от пылинки, ледышки или кусочка окиси с труб – и кондиционер будет тратить электричество на то, чтобы попусту перемешивать хладоагент, а не охлаждать помещение. Ведь с одной стороны насоса – пар фреона при минус –70 градусов (примерно) при давлении в доли атмосферы, а с другой – его же конденсат при +80 при давлении в несколько атмосфер. А фреон исключительно текуч.

Примечание: на рисунке видны высверленные в торцах роторов лунки. Они нужны для идеального баланса – кулачковый насос выходит из строя даже от собственной вибрации.

Именно ради сохранности насоса кондиционеры продаются заполненными очищенным инертным газом под давлением (вспомните, его стравливали при установке), а перед заполнением системы откачиваются до вакуума, чтобы удалить пары воды – замерзнув в системе, они дадут наледь, которая быстро выведет кондиционер из строя.

Зная все это, попробуем разобраться, как снять кондиционер самому, и каковы при этом факторы риска.

Наружный блок

Не касаясь опасностей промышленного альпинизма, начнем сразу с техники. Первейшее правило – не жалейте трубы. Если на новом месте понадобятся подлиннее, придется прокладывать новые: наращивать трубопроводы любым способом значит наверняка убить кондиционер. Если же новые нужны покороче, то немного обрезанные старые (см. далее) подойдут; в крайнем случае придется немного передвинуть внутренний блок.

Для демонтажа конденсационного блока, помимо простой механики (кронштейны, крепления) и электричества (провода – из клемм, замаркировать, а на новом месте – в те же клеммы) мастеру-самодельщику нужно знать расположение фреоновой арматуры на наружном блоке, см. рис. Пояснения к позициям:

  1. Штуцер парового (подводящего) трубопровода, он толще;
  2. Штуцер жидкостного (отводящего) трубопровода, тоньше;
  3. Крышка жидкостного штуцера;
  4. Крышка парового штуцера;
  5. Ниппель.

Крышки штуцеров можно снимать во время работы кондиционера; под ними обнаруживаются внутренние гайки с шестигранными шлицами под торцевой ключ. Ниппель также в рабочем состоянии закрыт крышкой; на рисунке она снята, и немного виден шток ниппеля, надавив на который, стравливают хладоагент из системы.

Демонтаж наружного блока производится в следующем порядке:

  • К ниппелю присоединяют манометр;
  • Кондиционер с пульта включают на постоянный холод;
  • Спустя 10 мин, сняв крышку жидкостного штуцера, натуго затягивают его внутреннюю гайку – трубопровод перекрыт, насос перекачивает фреон в конденсационную камеру;
  • Контролируют показания манометра – когда он покажет минус 1 МПа (минус одна атмосфера, технический вакуум), так же натуго затягивают гайку парового штуцера;
  • Кондиционер немедленно полностью отключают от сети;
  • Трубы в 15-20 см от штуцеров отзрезают труборезом, и НЕМЕДЛЕННО зачеканивают все четыре конца, как показано на рисунке;
  • Точно так же, очень быстро, обрезают и зачеканивают трубы у внутреннего блока;
  • Наворачивают на места все крышки штуцеров и ниппеля;
  • Разбирают электрическую часть, снимают наружный блок, упаковывают в транспортировочную тару.

Фактор риска №1: кроме очевидных (попадание пыли в открытые трубопроводы и воздуха с парами влаги в испарительную камеру), есть еще одна, самая серьезная опасность – транспортировка кондиционеров, заполненных хладоагентом, категорически запрещена. Наружный блок после описанных операций окажется накачан фреоном под давлением в несколько атмосфер, и от любого толчка при перевозке может просто «бабахнуть». В лучшем случае – услышите громкое шипение, смысл которого прост: новый кондиционер.

А нельзя ли без манометра? Дорогой ведь, даже напрокат! Есть способ, но вероятность того, что после него на новом месте кондиционер заработает, не более 50%: дают насосу покачать не менее 5 минут, а затем прижимают шток ниппеля. Не зашипело – весь фреон уже в конденсаторе.

Фактор риска №2: насос не рассчитан даже на кратковременную работу «взахлеб». Противодавление на его выходе буквально через несколько секунд превзойдет предельно допустимое (оттока хладоагента нет, перекрыт), и кондиционер может навсегда сломаться прямо на глазах.

Примечание: зачеканивание труб пассатижами абсолютно ненадежно. Сжимать конец трубы нужно малыми настольными слесарными тисками что есть силы, или не зачеканивать, а завальцовывать. Завальцовочные прессы есть в комплекте наборов для разделки медных трубок, но стоит такой набор в несколько раз дороже отдельного трубореза, в аренду – тоже.

Предупреждения:

  1. Ни в коем случае не снимайте накидные гайки штуцеров с завальцованными трубами. На рисунке это показано только для примера. Пренебрежение этим, как правило, обходится в новый кондиционер.
  2. При транспортировке крайне осторожно обращайтесь с торчащими «хвостами» труб. Последствия надлома или резкого изгиба – см. предыдущее предупреждение.

Внутренний блок

Демонтаж внутреннего блока кондиционера на первый взгляд кажется проще: весь фреон откачан, обрубки труб зачеканены, остается только снять со стены. Но это самоуверенность новичка-сапера, разрядившего свою первую мину.

Испарительный блок вставляется сверху в пазы направляющих на защелках. Конструкция защелок рассчитана на работу специально обученного и сертифицированного персонала, снабженного специальным инструментом; у каждого производителя – своя система защелкивания. То есть, конструкторы специально разрабатывают защелки из расчета, чтобы самодельщик ничего не мог с ними поделать. О «защите от дурака» слыхали? Это она и есть.

Самодельщики все же не дураки, и способы открывания защелок разных систем придумывают. И тут вступает в действие вторая ступень защиты от дурака: путаница тонких трубок испарительной камеры расположена в опасной близости от защелок.

Фактор риска 3: возясь с защелками случайным или самодельным инструментом, очень легко, даже зная их конструкцию, повредить испаритель.

Примечания:

  • У большинства бытовых кондиционеров, чтобы добраться к защелкам более-менее безопасно, приходится снимать крышку испарителя. А ее крепления обращены к стене (принцип китайской головоломки). Самые отчаянные кулибины выходят из положения, взяв кусочек крестовой отвертки и отворачивают крепежные винты, держа его пассатижами.
  • Для демонтажа внутреннего блока нужны трое, иначе добавляется еще один фактор риска: блок рухнет вниз и разобьется.
  • Самая простая система защелкивания – головками защелок к стене. В таком случае удается обойтись двумя тонкими отвертками, просунутыми в ложбину кронштейна между ним и стеной, одновременно двумя руками отжимая защелки, а помощники вверх вынимают блок.

Видео: демонтаж внешнего и внутреннего блока кондиционера

Если вы заметили, что холодный воздух выходящий из сплит-системы имеет неприятный сладковатый запах гнили – это значит, что агрегат срочно нуждается в профилактической чистке

Кроме неприятного запаха, засорение внутренних узлов кондиционера приводит к более быстрому износу силовой системы устройства, повышенному расходу электроэнергии и, что самое неприятное, может вызвать целый ряд аллергических заболеваний органов дыхания.

Конечно, выполнить эту процедуру можно поручить сервисному работнику, особенно если кондиционер все еще находится на гарантийном обслуживании. Но если вы пользуетесь сплит-системой достаточно давно и не намерены платить большие деньги за то, с чем вполне можете справиться самостоятельно, то должны знать порядок разборки кондиционера для проведения его профилактической чистки.

На самом деле компаний, производящих сплит-системы, сегодня существует достаточно много, но все они предполагают более-менее унифицированную систему построения внутренних блоков. Поэтому, даже если вы столкнетесь с некоторыми конструктивными отличиями, основная методика разборки останется единой.

Как разобрать для обслуживания внутренний блок сплит-системы

Первым делом вам следует подготовить набор отверток различного размера и конфигурации рабочей области. Также не забудьте положить рядом с собой коробочки для сбора крепежных деталей, а также функциональную и электрическую схему кондиционера (в некоторых моделях электрическая схема нанесена на внутреннюю сторону верхней крышки блока). Для очистки внутренних элементов сплит-системы понадобится пылесос, моющие средства и чистые тряпки.

  1. Обесточьте кондиционер . Это первое, что следует сделать с целью соблюдения правил электробезопасности. Не выключайте кондиционер кнопкой пульта ДУ, а просто извлеките вилку из розетки.
  2. Удалите верхнюю крышку блока . Открутите несколько болтов (два или три), покрытых декоративными заглушками, и снимите верхнюю крышку внутреннего блока кондиционера. Крышку, покрытую изнутри слоем грязи и плесени, следует вымыть в ванной комнате, используя щетку и моющее средство.
  3. Извлеките воздушные фильтры . Удалите пластиковые фильтры грубой очистки воздуха. Они могут крепиться как на крышке блока, так и внутри него. Фильтры также промываем под сильной струей воды, помогая себе щеткой.
  4. Извлеките направляющие воздушного потока . Слегка сгибая, достаньте из пазов специальные жалюзи, направляющие поток холодного воздуха внутрь помещения. Они тоже, скорее всего, нуждаются в усиленной помывке.
  5. Отсоедините нижнюю крышку внутреннего блока, дренажную трубку и провод электропитания сплит-системы . Аккуратно отожмите три защелки, после чего отсоедините от внутреннего блока сплит-системы сливную ванночку вместе с выводящим шлангом.
  6. Отсоедините клеммные колодки электропроводки, извлеките электронный блок управления и трансформатор . Чтобы вынуть блок управления из сплит-системы, следует аккуратно отжать боковые крепления, после чего потянуть устройство на себя. Не забудьте перед этим открутить провода заземления.
  7. Демонтируйте двигатель вентилятора. Отвинчиваем болты, крепящие электродвигатель к шасси, приподнимаем испаритель и извлекаем наружу двигатель вместе с роторным вентилятором.
  8. Отделите двигатель от вентилятора . Сначала придется аккуратно прогреть паяльником головку болта, чтобы разблокировать тепловой замок на шкиве двигателя. После того как лопасти вентилятора будут сняты со шкива, их можно тщательно вымыть в ванне.

Сборку внутреннего блока сплит-системы следует производить в обратном порядке.

Вы переезжаете на новое место жительства или меняете расположение офиса и хотите осуществить своими руками демонтаж кондиционера или сплит-системы? В зависимости от типа прибора, демонтаж кондиционеров имеет свои особенности. Также на этот процесс влияет время года, и конечно же наличие соответствующего инструмента.

Быстро и качественно выполнить демонтаж сплит-системы кондиционеров, может только бригада профессионалов, но их работа стоит немалых денег, особенно если вам необходимо демонтировать сразу несколько сплит-систем. Цена на демонтаж зависит от мощности кондиционеров – чем выше мощность, тем выше цена демонтажа.

Но всегда есть альтернатива. Демонтаж кондиционера можно выполнить самостоятельно, для этого вам нужно иметь весь необходимый инструмент, и конечно же знать как это сделать.

Снять негабаритный настенный кондиционер будет не сложно, если у вас имеется следующий набор инструментов:

  1. Шведские ключи – 2 шт;
  2. Трубоезы или кусачки;
  3. Манометр;
  4. Простая и индикаторная отвертка;
  5. Набор гаечных ключей;
  6. Набор шестигранников;
  7. Для того чтобы сделать демонтаж кондиционера с сохранением фреона нам понадобится манометрическая станция (если демонтаж будет выполняться зимой).

Демонтаж кондиционера с сохранением фреона начинается с закачки фреона во внешний блок, для того чтобы потом его снова использовать. Для этого к газовому вентилю патрубка клапану подключаем манометр через клапан шредера. Следующий этап – снимаем боковою панель, и с помощью шестигранника закручиваем на нагнетателе вентиль. В течение двух минут должно опуститься давление ниже нулевой отметки. Закручиваем вентиль всасывания, выключаем кондиционер и отключаем от электроэнергии.

Далее с помощью кусачек или трубореза отсоединяем (обрезаем) магистральные трубки на расстоянии 15-20 см от штуцера, вальцуем их и снимаем наружный модуль с кронштейнов. Наружный модуль необходимо поместить в плотную упаковку из картона и по бокам обложить пенопластом. Откручиваем гаечными ключами кронштейны.

Транспортировка конденсаторного блока осуществляется строго в вертикальном положении.

Приступаем к демонтажу внутреннего блока сплит-системы. Открываем крышку защищающую прибор от внешних повреждений, откручиваем с двух сторон крепежи, которые держат модуль. Отсоединяем магистраль трубопровода, тисками вальцуем концы трубок, отключаем межбочные электропровода, снимаем блок с монтажной пластины и разжимаем защёлки крепления.
Теперь снимаем крепление оставшегося трубопровода и пластикового короба. На этом этапе демонтаж сплит-системы своими руками практически завершён, осталось только аккуратно упаковать сплит-систему и транспортировать её на новое место.

Если строго следовать по предложенной схеме, то при следующей установке кондиционера, не придётся его заправлять фреоном.

Демонтируем сплит-системы канального типа

Самостоятельно демонтировать кондиционер канального типа намного сложнее, так как он значительно больше весит и придётся отсоединить воздуховоды от блока. Чтобы выполнить демонтаж кондиционера своими руками канального типа нам понадобится тот же набор, что и для настенной сплит-системы.

Первый этап демонтажа – это разбор воздуховода. Снимаем решётку с проточно-вытяжным адаптером. Убираем воздуховоды, отсоединив их от внутреннего блока. Если они гибкие, то снимаем хомуты, если металлические то откручиваем саморезы. Во внешний блок ресивера закачиваем фреон и начинаем его демонтаж по такой же схеме как в настенной сплит-системы.

Ослабляем гайки испарительного блока и производим демонтаж фреоновой магистрали, электрических проводов и дренажного шланга. Аккуратно снимаем со стены блок и упаковываем.

демонтаж кондиционера своими руками колонного типа не отличается по сложности от демонтажа настенной сплит-системы. Демонтаж происходит по такой схеме:

  1. манометром проверяем давление и перекачиваем фреон во внутренний модуль;
  2. отсоединяем все связующие магистрали внешнего блока и демонтируем его.
  3. отсоединяем от внутреннего блока все связующие магистрали и производим его демонтаж.

Комнатный колонный кондиционер не имеет монтажной пластины (как у настенного), отсутствуют шпильки (как у колонного, кассетного и консольного), на которые его бы крепили, поэтому его легко демонтировать.

Кассетные сплит-системы демонтируются по схеме канальных. При демонтаже внутреннего модуля нужно ослабить гайки на креплениях, а затем выполнять остальные манипуляции. В данном случае отличие лишь в том, что нет воздуховодов.
Снять консольную сплит-систему можно по инструкции канальной или настенной сплит-системы.

Нельзя производить демонтаж наружного блока во время дождя или снега, потому что вовнутрь портов может попасть влага, а влага может привести к поломке компрессора.

За демонтаж самой популярной разновидности кондиционеров - сплит-системы - специалисты берут плату из расчёта 1 р. за каждый киловатт мощности. Многие владельцы охлаждающих устройств, которым приходится переезжать, с целью сэкономить свои кровные берутся демонтировать кондиционер своими руками. Сделать работу чисто, избежав фатальных ошибок, поможет ряд полезных рекомендаций.

Возможные проблемы при самостоятельном снятии

Рассказ о том, как демонтировать кондиционер своими руками, следует начать с предупреждения о подводных камнях, ожидающих неподготовленного мастера. Вот что может случиться:

  1. Утечка хладагента: улетучившийся в атмосферу фреон причиной экологической катастрофы не станет, этого бояться не нужно. Но и даром такое событие не пройдёт: при установке кондиционера на новом месте придётся оплатить его заправку. Поэтому весьма желательно демонтировать прибор так, чтобы весь имеющийся хладагент остался внутри него.
  2. Попадание во внутренний контур воды или пыли: такая «добавка» к хладагенту быстро приводит компрессор в негодность. Возможно, на первый взгляд вода может показаться вполне безобидным веществом, но нужно учесть, что в испарителе она будет замерзать, превращаясь в лёд. А это уже твёрдые частички, наличие которых «не совместимо с жизнью» компрессора. Чтобы свести риск попадания влаги во внутренний контур к минимуму, следует избегать производить демонтаж кондиционера во время дождя или снегопада.
  3. Падение наружного блока: даже если внешний блок висит рядом с балконом или окном, работать с ним крайне неудобно. При этом данный узел является довольно тяжёлым, так что, не рассчитав свои силы, его легко можно уронить. Профессионалы от подобных случайностей застрахованы, так как при работах выше первого этажа пользуются автовышкой или снаряжением для промышленного альпинизма. Обывателю же для надёжности следует пригласить помощника.
  4. Повреждение элементов прибора: наиболее ощутимыми являются повреждения, вызывающие разгерметизацию контура. Трещина может быть совсем незаметной, но вполне достаточной для утечки фреона или попадания внутрь грязи и воды. Чтобы избежать подобных неприятностей, в первую очередь следует быть аккуратным.

При выполнении своими руками такой сложной операции, как отсоединение испарителя внутреннего блока, весьма желательно пользоваться не подручными инструментами - отвёрткой и пассатижами, а профессиональными, предназначенными специально для неё.


Набор необходимых инструментов и материалов для демонтажа

Пользователи же на этом этапе зачастую орудуют, чем придётся, в результате чего повреждаются трубки испарителя, расположеные близко к креплениям. Проблема в том, что профессиональный инструмент стоит довольно дорого и даже его аренда может обойтись в сумму, вполне соизмеримую со стоимостью услуг квалифицированного мастера.

Подготовка кондиционера: «упаковываем» фреон

Итак, прежде всего, необходимо обеспечить сохранность хладагента. Чтобы понять, как это делается, нужно вспомнить устройство сплит-системы. Она представляет собой заполненный фреоном замкнутый контур, который состоит из компрессора, двух условно говоря, камер (испаритель и конденсатор) и связывающих эти элементы фреонопроводов (медные трубки).


Схема устройства сплит-системы

Из конденсатора в испаритель хладагент поступает в жидком виде, поэтому трубка, по которой он течёт, имеет меньший диаметр.

По второму фреонопроводу - из испарителя в компрессор - фреон следует уже в газообразном состоянии, поэтому диаметр этой ветки увеличен.

Чтобы осуществить демонтаж без потери газа, необходимо собрать его в конденсаторе:

  • во время работы кондиционера на охлаждение перекрывают вентиль между конденсатором и тонкой трубкой;
  • когда весь хладагент благодаря работе компрессора «переберётся» в конденсатор, нужно будет закрыть ещё и вентиль между толстой трубкой и компрессором.

Перекрываем хладагент

Важный момент: через какое время следует перекрывать второй вентиль? Правильнее всего отслеживать давление газа по вакуумному манометру. Но для этого придётся одолжить у мастеров специальный инструмент - манометрический коллектор.

Те, у кого такой возможности нет, просто выжидают около минуты: как показывает опыт, за это время бытовой кондиционер обычно успевает закачать в конденсатор почти весь фреон.


Манометры для контроля давления при перекачке фреона

Переходим от теории к практике:

  1. Если вам удалось раздобыть манометрический коллектор, присоедините его к ниппелю (клапан шредера) на штуцере, к которому подсоединён «газовый» фреонопровод. При отсутствии такого инструмента этот пункт просто пропускаем.
  2. Включаем кондиционер и вводим с пульта настройки: работа на охлаждение, режим «турбо», температура - как можно более низкая (допустимый минимум нужно уточнить в паспорте). Так прибор должен отработать 10 мин.
  3. На внешнем блоке найдите вентиль, к штуцеру которого подключён жидкостный фреонопровод (напомним, что он является тонким). Под защитным колпачком, который необходимо снять, обнаружатся шлицы под шестигранник. Вставив ключ, вентиль необходимо закрыть.
  4. Теперь следует наблюдать за манометром либо, если его нет, за часами. В первом случае ожидаем, когда прибор покажет наличие вакуума; во втором - засекаем 1 минуту.
  5. Далее нужно произвести снятие защитного колпачка со второго вентиля на наружном блоке, к которому подсоединена толстая «газовая» магистраль, и также закрыть его при помощи шестигранника. Кондиционер после этого сразу же выключаем. Защитные колпачки возвращаем на свои места.

Всё, теперь фреон в ловушке и систему можно смело разбирать и демонтировать.

Инструкция по демонтажу кондиционера своими руками

Переходим непосредственно к деинсталляции.

Наружный блок

Отсоединяем фреонопроводы. Это можно сделать путём отвинчивания гаек, которыми магистрали прикручены к штуцерам наружного блока. К такому способу прибегают в том случае, если длина трубок позволяет использовать их на новом месте. Открытые штуцеры нужно надёжно заклеить изолентой или скотчем - это предотвратит их засорение.


Демонтаж наружного блока

Но в большинстве случаев фреонопроводы повторно не используют, тем более что их наращивание не допускается. Тогда трубки просто обрезают труборезом на расстоянии в 150–200 мм от штуцеров, сразу же зачеканивая их концы слесарными тисками.


Зачеканенные магистрали

Совет. Если известно, что кондиционер будет храниться в разобранном виде достаточно долго, трубки можно заполнить азотом и плотно закупорить. В отличие от воздуха, точнее, содержащегося в нём кислорода, азот не приводит к окислению материала.

После всех манипуляций с наружной части фреонопроводов необходимо снять теплоизоляцию.

Убедившись, что прибор отключён от сети, снимаем защитную крышку над местом присоединения электрокабеля. Его клеммы необходимо каким-либо образом пометить, чтобы избежать путаницы при подключении на новом месте. После этого нужно открутить зажимы, при помощи которых жилы прикручены к контактам наружного блока. Освободившийся конец кабеля прикручивают к фреонопроводам, которые после этого вручную выпрямляют, чтобы иметь возможность вытащить их через отверстие в стене.

Теперь откручиваем гайки, удерживающие наружный блок на кронштейнах, и вместе с помощником снимаем его, а затем и сами кронштейны.

Обратите внимание! Во время хранения и перевозки наружный блок должен быть в вертикальном положении. При транспортировке очень важно избежать тряски и ударов - для этого лучше поместить блок в коробку с предварительно уложенным в неё пенопластом.

Отсоединение компрессора

Если демонтаж кондиционера производится с целью ремонта компрессора, последний нужно правильно отсоединить. Делается это так:

  1. С наружного блока снимаются крышки.
  2. После этого можно будет отсоединить от компрессора трубки всаса и нагнетания.
  3. Отключаем провода, питающие компрессор и вентилятор.
  4. Откручиваем крепления, удерживающие вентили и конденсатор.
  5. Снимаем конденсатор, получая доступ к креплениям компрессора.
  6. Снимаем компрессор.

Действуя таким образом, вы исключите риск повреждения трубопроводов обвязки. Ещё один плюс: появляется возможность вести ремонт нескольких элементов наружного блока одновременно, что позволит справиться с задачей быстрее.

Чтобы с компрессором можно было работать, нужно вылить имеющееся в нём масло.

В случае с поршневой моделью оно без проблем сливается через всасывающий патрубок. У спиральных и роторных моделей приходится просверливать днище (диаметр отверстия - 5–6 мм). Насквозь сверлить нельзя, иначе внутрь попадёт стружка. Оставляют тонкую перегородку, которую затем протыкают пробойником.

Как снять внутренний блок

Чтобы получить доступ к фиксаторам внутреннего блока, необходимо снять с него лицевую панель. Затем отсоединяют фреонопроводы, электропровода, отщёлкивают фиксаторы и снимают блок с направляющих.


Демонтаж внутреннего блока

Обратите внимание! На этом этапе обыватель сталкивается с некоторыми трудностями: при неосторожных действиях легко можно повредить защёлки испарителя.

Этот элемент производитель обычно закрывает крышкой, фиксаторы которой прижаты к стене. Труднодоступными их сделали специально: такая мера предосторожности, по мнению разработчиков, является гарантией того, что демонтажом прибора будут заниматься только специалисты. Чтобы подобраться к фиксаторам, воспользуйтесь двумя тонкими отвёртками. При этом необходимо, чтобы кто-нибудь придерживал блок.

Соблюдать осторожность следует и при отщёлкивании фиксаторов, удерживающих блок на направляющих. Если их повредить, прибор не удастся прочно зафиксировать на новом месте и он быстро выйдет из строя из-за вибраций.


Соблюдайте осторожность с защелками!

Сняв внутренний блок, откручивают монтажную пластину, извлекают из стены фреонопроводы с питающим кабелем и откручивают декоративный короб, уложенный вдоль наружной стены.

Особенности работы в зимнее время

При низких температурах нет возможности перекачать фреон в конденсатор: масло в компрессоре становится густым и попытка включить в таких условиях кондиционер приведёт к поломке нагнетателя. Такая опасность не грозит только моделям, оснащённым так называемым зимним комплектом, в котором имеются подогрев картера компрессора и дренажа, а также замедлитель скорости вращения вентилятора.

Манометрическая станция для сбора хладагента

Те, у кого подобной системы нет, могут изъять хладагент при помощи манометрической станции для сбора фреона. Подключается она, как и манометрический коллектор, к клапану шредера.

Видео: демонтируем кондиционер с последующей установкой на новом месте

Процедура демонтажа кондиционера технически является достаточно простой. Сложность, с точки зрения обычного пользователя, состоит в том, что некоторые операции трудно выполнить без профессионального инструмента. Если вы все же твёрдо решили не обращаться к специалистам, рекомендуем пригласить ещё одного человека в помощь - тогда даже без специнструментов задача окажется вполне посильной.

Случаются ситуации, когда необходимо произвести демонтаж кондиционера. Причины могут быть абсолютно разными — не работает старая сплит-система, возможен переезд или же вы собрались делать ремонт в комнате. Эту проблему можно решить, вызвав мастера из сервисного центра. Но если вы хотите сэкономить средства, имеете некие навыки и желание, то вы сможете справиться с этой задачей самостоятельно. Как снять кондиционер со стены во время ремонта, избежав при этом негативных нюансов и ошибок, как поклеить обои под ним — мы расскажем вам ниже в нашей статье.

Как поклеить обои под кондиционером?

Это — довольно сложная задача. Есть люди, которым “сойдет и так”, а есть и другие, которые хотят сделать все безупречно.

Поклеить обои можно двумя путями:

  • Аккуратно наклеить, подсунув на пару сантиметров под устройство, новые обои. Данный способ не принесет желаемого результата, так как невооруженным глазом будет заметно, что обои поклеены под кондиционером не полностью.
  • Снять кондиционер на некоторое время, и наклеить обои идеально.

Как демонтировать кондиционер со стены во время ремонта, чтобы конечный результат порадовал — мы и рассмотрим подробно ниже.

Меры предосторожности

Прежде чем разобраться, как снять кондиционер со стены своими руками, необходимо понять, как он устроен, чтобы избежать неприятных последствий. Этот прибор состоит из 2 блоков — наружного и внутреннего расположения. Совмещают их две магистрали, по ним и перемещается хладагент. Фреон в жидком состоянии циркулирует по трубке меньшего диаметра от комнатного к наружному блоку, он же курсирует в обратном направлении, но уже в газообразном состоянии по более толстой медной трубке.

В этой части и кроются проблемы, которые могут испортить все ваши действия при попытке своими руками снять кондиционер:

  • Полная или частичная потеря фреона может произойти, если вы отключите магистральные трубопроводы неправильно.
  • В теплообменник и трубки может попасть воздух, который содержит влагу, что может привести к поломке при работе кондиционера после его повторного подключения. В компрессор попадает несжимаемая влага и выводит устройство из строя.
  • Попадание мелких частиц в медные трубы во время их вытягивания очень быстро приводит к поломке системы.
  • Очень осторожно обращайтесь со сгонами на резьбе, которые припаяны к трубкам. При их повреждении потребуется дорогостоящий ремонт.
  • Обязательно ставьте метки на клеммах, чтобы вы с легкостью смогли подключить кондиционер повторно, не перепутав при этом провода.
  • Нельзя обрезать слишком коротко дренажную трубку, через которую выводится конденсат за пределы наружного блока.

Важно! Изучите внимательно инструкцию, прежде чем начинать демонтаж кондиционера, чтобы не потребовался его ремонт в дальнейшем.

Подготовительный этап

Необходимо подготовить ряд инструментов, без которых справиться с задачей невозможно, прежде чем ответить на вопрос, как снять кондиционер со стены во время ремонта своими руками.

Необходимые инструменты:

  • Труборез.
  • Манометрический коллектор.
  • Торцевые шестигранные ключи.
  • Рожковые ключи.
  • Бокорезы.
  • Разводные ключи.
  • Дрель.
  • Отвертка крестовая.
  • Нож строительный.

Бывают случаи, когда нужно обзавестись и страховочным снаряжением.

Важно! При снятии устройства должно участвовать два человека, чтобы произвести работу без риска для жизни и здоровья.

Спуск фреона

Существует три варианта демонтажа кондиционера своими руками:

  • Разборка с выпуском фреона.
  • Сохранение газа внутри устройства.
  • Используя специальную методику, с помощью профессионального оборудования сберечь фреон полностью.

Используются все способы, но третий дает самый лучший эффект без каких-либо потерь.

Чтобы снять кондиционер со стены своими руками правильно, необходимо изучить конструкцию сплит-системы, которая состоит из заполненного фреоном замкнутого контура. Она состоит из таких составляющих — компрессора, системы медных трубок и испарителя с конденсатором, которая всю систему связывает и обеспечивает отбор и подачу хладагента.

Для отключения кондиционера без потерь фреона самостоятельно его необходимо перекачать в конденсатор, для этого:

  1. Перекройте вентиль между устройством и трубкой тонкого диаметра во время работы оборудования в режиме охлаждения.
  2. Через минуту, когда весь хладагент перекачается в конденсатор, перекройте вентиль на толстой трубке. Этим действием вы отключите подачу фреона и “закроете” его в ловушке.

Демонтаж с видео

Чтобы произвести демонтаж внешнего блока, нужно отсоединить медные трубки. Для этого их нужно отрезать на расстоянии около 20 см от штуцера, а затем зачеканить срезы, чтобы была полная герметизация.

Важно! Медные трубки нельзя использовать повторно, потому что их наращивание категорически запрещено.

Наружный блок

Удалите теплоизоляцию после работы с медными трубками. Лучше всего, когда работает два человека: один — снаружи помещения, а второй — внутри. Снятие устройства таким образом производится быстрее:

  • Один — отключает электроэнергию, а второй — отсоединяет провода, предварительно пометив клеммы в месте их подключения.

Важно! Нужно вручную выпрямить трубки, чтобы они прошли через отверстия в стене, без проблем.

  • Также к ним прикручивают конец кабеля, который перетаскивается внутрь комнаты.
  • Затем откручиваются гайки, которые держат на специальных кронштейнах наружный блок.
  • После вдвоем снимается блок и перемещается внутрь помещения.

Важно! Наружный блок, который вы сняли, нужно хранить исключительно вертикально.

Внутренний блок

Как разобрать внутренний блок, чтобы не вытек фрион? Демонтаж внутреннего блока устройства имеет некоторые нюансы, без знания которых вы не сможете выполнить всю работу правильно, что может привести к поломке нежных креплений.

Вот как снять внутренний блок кондиционера со стены для поклейки обоев правильно:

  • Снимите крышку корпуса, используя указатели, которые расположены на нижней части блока.

Важно! Каждый производитель устанавливает крышку по своему. Изучите внимательно инструкцию, чтобы понять, как это сделать правильно.

  • Отсоедините электрический кабель, для этого открутите его от клемм и вытяните аккуратно из системы.
  • Отсоедините патрубок, поставьте предварительно емкость, потому что из него может вытекать вода.
  • Снимите теплоизолятор, а затем отсоедините фреоновой трубопровод. Открутите аккуратно трубки, как это делали при снятии наружного блока, закрутите их крышечками или замотайте изолентой.

Важно! Можно также обрезать трубки, стиснуть и потом закрутить. Основная задача — предотвратить попадание в них загрязняющих компонентов.