Электрощиток

Сценарий праздника первой борозды на руси. Сценарий праздника первой борозды

Сценарий праздника первой борозды на руси. Сценарий праздника первой борозды

Праздник первой борозды проходит в начале мая и не имеет конкретной привязки к дате, - его назначают королевские астрологи. В 2016 году этот праздник отмечают 9 мая.

Праздник Первой борозды описание

Не даром в предыдущем празднике - Фестивале ракет в Таиланде - тайцы просили дождей у бога Вассакана, - ведь предстоял праздник Первой борозды, символизирующий начало периода посевных работ! Эта традиция пришла в Таиланд из Индии много веков назад. Говорят, что в своей юности, в этом празднике участвовал Будда. Сейчас на празднике Первой борозды должен присутствовать член королевской семьи.

Праздник Первой борозды сценарий

Сценарий праздника заключается в том, что Главный Пахарь, выбранный Королём или членом королевской семьи, должен наугад выбрать один из предложенных ему фрагментов ткани. Если он выбирает кусок ткани средней длинны, - то число осадков в этом году будет умеренным. Если самый длинный, - то год будет засушливым. Короткий кусок ткани говорит о том, что сезон будет через чур дождливым!

Далее Главный Пахарь священным плугом вспахивает борозду в парке Санам Луанг, который расположен у Большого Королевского Дворца в столице Таиланда - Бангкоке! Его сопровождают девушки, которые несут рис в серебряных и золотых корзинах. Затем проводится церемония с белыми священными быками. Им на выбор предоставляется: вода, трава, рис и прочие угощения. Считается, что угощения, которым быки отдадут своё предпочтение будут в изобилии получены в предстоящем году!

Заключение

Праздник первой борозды - красивая, культурная традиция в Таиланде повторяющаяся из года в год уже тысячи лет! Теперь и вы знаете о ней и при желании можете принять участие!

До встречи на Праздник первой борозды в Таиланде!

Есть поверье, что с праздника Первой борозды, хорошо принести с собой в дом несколько семян с церемонии. Они принесут в дом счастье и благополучие!

Напоминание

Праздник Первой борозды следует за фестивалем ракет в Таиланде. Расширяйте свой кругозор, узнайте о больше !

Урок культура и традиции народов Дагестана(КТНД) в 4 классе

по теме

Провела

Шахбанова Эльмира Зейнутдиновна

Праздники. О т прошлого к настоящему.

Целью :

изучение традиций праздника первой борозды в нашей республике.

развивать интерес к народным праздникам.

помочь через национальные праздники понять особенности культуры людей.

осознать необходимость сохранения культурных ценностей каждого народа и национальности.

Задачи :

изучить и проанализировать научно-историческую литературу и архивы по данной теме

узнать как праздновали праздник первой борозды народов нашей республики

осмыслить ценности, которые несут праздники

проанализировать мнение сверстников об этом празднике.

воспитывать эмоционально-положительное отношение к прошлому нашей республики.

Эпиграф к уроку:

Неизвестно, каков будет человек через 1000 лет,но если отнять у

современного человека этот

нажитой и доставшийся ему в наследство скарб праздников,

обрядов - тогда он все забудет и всему разучится,и должен будет

все начинать сначала.

В. О. Ключевский

Ход урока.

Орг момент

Учитель:

У жителей нашей республики в прошлом были разнообразные традиционные национальные праздники, которые в основном связаны с живым миром природы. В наше время чаще всех проводятся праздники современные и позабыты многие праздники которые праздновали наши предки.

Традиционная культура наших народов складывалась на протяжении веков. Она была максимально приспособлена к природным условиям их обитания, она была подчинена определенным законам, передающимся от поколения в поколение. Самыми существенными являются отношения, которые складываются между человеком и природой. Эти отношения и связи, зародившиеся в незапамятные времена, оберегаются традицией. Закрепляются в обычаях, обрядовых действиях, религиозных верованиях и традиционных праздниках.

Дагестанцы с древности почитали стихии природы: солнце, луну, огонь, воду, ветер. Я попросила вас, ребята изучить материалы о национальных праздниках и сделать свои выводы. Итак к каким выводам вы пришли?

Ученица - что каждый праздник имеет определенное значение и связан с определенным обрядом. национальный праздник связан с совершением каких - либо обрядов;

праздник имеет определенное символическое значение;

праздник способствует сплочению народа;

праздник показывает гармонию между живым миром природы и коренным народом;

дагестанцы в прошлом - суеверные люди.

Учитель:

Сегодня мы изучим праздник первой борозды. Традиционные национальные праздники народа - это часть культуры с определенным символическим значением и глубинным смыслом , информационная осведомлённость о народных праздниках Республики Дагестан невелика.

С раннего детства мы очень люблю праздники. А на уроке КТНД мы изучали обрядовые праздники , во время которых люди обращались к своим богам и силам природы. Просили у них защиты и удачи в делах. Обрядами сопровождались так же свадьбы, рождения ребёнка, встречи весны и другие.

Каждый год мы празднуем много различных праздников. Какие праздники любимы вами?

Ученица:

Особенно любимыми являются Новый год 8 марта, 9 мая и мусульманские праздники.

Учительница:

Амина провела анкетирование учеников нашей школы, а так же провела анкетирование среди соседей и родственников. Давайте ознакомимся с результатами.

Амина:

Я была очень неприятно огорчена полученными результатами. Большинство моих одноклассников относятся к праздникам просто как к выходным дням, когда можно не учиться и ничего не делать, не знают историю этих праздников, их традиции, смысл и ценности.

С целью выяснения уровня знаний о национальных праздниках был проведен социологический опрос. Я опросила 79 учащихся МКОУ «Чинарская СОШ№1» и жителей села Чинар от 10 до 98 лет.

Им были заданы следующие вопросы:

Много ли праздников в современном мире?

Какие народные праздники Вы знаете?

Какие народные праздники Вы отмечаете в Вашей семье?

О каком празднике Вы узнали у своих предков?

Может ли народ обойтись без праздников?

Как праздники влияют на родной язык и культуру?

Может ли современный человек обойтись без знания культуры и праздников своей страны?

Примите ли Вы участие в организации и проведении народного праздника?

Считаете ли Вы необходимым приобщать Ваших детей к народной культуре и традициям? (вопрос родителям)

На первый вопрос только 14% детей ответили,что много86% сказали что мало. Напротив взрослые 78%ответили что праздников слишком много. На второй вопрос все опрашиваемые дети называли гос. и религиозные праздники Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год 8 марта, 9мая, 23 февраль, 1 сентября. Но не смогли назвать ни одного народного праздника. Взрослые смогли назвать национ. праздники, но только лишь два: Навруз и Праздник первой борозды.

В третьем вопросе все были единодушны. Отмечают Ураза байрам, Курбан байрам, Новый год. дни рождения. четвёртый вопрос поставил всех в тупик. На него не смогли дать ответ почти все, кроме бабушки Патимат, которой 98 лет. она назвала несколько праздников. В том числе и парздник первой борозды. На пятый вопрос все дали единодушный ответ -нет,не может. На вопрос « Как праздники влияют на родной язык и культуру?» и дети и взрослые отвечали, что только лишь положительно, и давали лестные отзывы о влиянии праздников на язык и культуру. Все опрашиваемые изъявили желание оказать помощь в организации и проведении праздников. Взрослым был задан вопрос о необходимости приобщении детей к народной культуре, на который я получила утвердительный ответ.

Учитель:

Итак ознакомимся с праздником первой борозды в Дагестане.

Праздник первой борозды имеет различные названия у наших народов: оцригьин (авар.- бычья свадьба ), усабухири (авар. - показ быков ), хъубях I руми (дарг.- узрение лика пашни ), хъулла мехъ (дарг.- свадьба пашни ), сук севед йигь (рутул.- день разбрасывания зерна ), къугъвер сувар (лезг. - праздник пахоты ).(слайд 4)

Праздник первой борозды состоял из двух частей :

1) обрядовой запашки

2) состязаний, игр и увеселений.

Весенний посев семян в Дагестане начинается 25 марта, а осенний - 20 сентября. Хозяйственный год у дагестанцев начинался со дня зимнего солнцестояния - 22 декабря плюс 24 дня, то есть с - 16 января. Когда солнце начало свой путь к зиме - 22 июня, исчисление периодов шло в обратном направлении, начиная за 24-25 дней до 22 декабря. (слайд 5)

Как известно, озимые культуры сеют спустя несколько дней после уборки урожая. У аварцев обряд посева семян называют « Оцбай » («запрячь быка»), у даргинцев - Праздник первой борозды . Праздник первой борозды проводится в середине или конце марта , в зависимости от погоды. Обычно участниками его является мужское население. (слайд 6) До совершения обрядовой запашки никто не имел права начинать полевые работы. За месяц до ритуала назначался сельскими властями или избирался сельчанами пахарь кузал »). (слайд 7) Пахаря одевают в овчинную шубу мехом в наруж у, горскую папаху, а через плечо вешают сумку с зерном. . Он должен был быть опытным земледельцем, добрым человеком, удачливым в делах, обладать крепким здоровьем, быть самостоятельным хозяином и обязательно - с густыми волосами. Качества пахаря должны были передаться пашне, от которой ожидали густых всходов и обильного урожая. В соответствии с этими принципами в случае неурожая или засухи вина возлагалась на него. (слайд 8) Поэтому случалось, что удачливый пахарь проводил эту процедуру несколько раз подряд. К пашне-кормилице крестьянин питал благоговение. Считалось, что на пахоту нужно выходить морально и физически чистым. В больших селениях Праздник первой борозды проводился ежегодно каждым кварталом в порядке очереди. После объявления праздничного дня начиналась к нему деятельная подготовка. В день посева пахаря провожала в поле женщина-мать - старшая и самая трудолюбивая во всем тухуме . (слайд 9) Она шла впереди и раздавала по пути куски хлеба, чтобы посев был удачным, а урожай обильным. (слайд 10) На пути к полям пахаря поливают через решето водой, символизирующей дождь, и осыпают конфетами и мелочью, призывая достаток. (слайд 11) В этот день на место сбора из всех домов женщины несли хлеб, мясо, кувшины с бузой (хмельным напитком горцев, основой для которого служит прокисшее тесто), кашу из семи злаков. Каждая пришедшая с подносом женщина, проделав круг, ставила поднос на общую скатерть. (слайд 12) Кто был в состоянии это сделать, мог принести сюда мешок зерна или баранью тушу.

Специально готовили и инвентарь, быков: рога, копыта смазывали жиром, рога обвязывали красной ленточкой (красный цвет символизировал амулет против злых духов, сглаза), а также вешали на рога ритуальный хлеб барта (слайды 13,14)

В назначенный день на сельской площади собирались все жители селения. После коллективной трапезы все присутствующие во главе с главным пахарем шли на место проведения ритуальной борозды. Пахарь проводил две-три борозды или вспахивал весь участок, если он был небольшим, часто засевал его. (слайд 15) С началом хозяйственного года земледельцы связывали свои чаяния, которые сопровождали разнообразными действиями магического характера (слайд 16, 17) В некоторых селениях в первую борозду клали баранью тушу, яйца, сладости: землю угощали, приобщали её к своей трапезе, веря что этим можно умилостивить её - увеличить её плодородие.

После проведения ритуала первой борозды все мужчины и дети шли на праздничную трапезу « свадьбу пашни». (слайды 18-23)

Затем начиналась спортивно-развлекательная часть. В программу соревнований обязательно входили скачки на лошадях, бег, метание камней, бои быков, баранов, собак. В состязаниях могли участвовать гости из других селений. Во время танцев юноши наряжались в маски, изготовленные из шкуры мехом внутрь. Они развлекали публику. Одним из обязательных является состязание в беге между молодыми людьми. Соревнуются как юноши постарше, так и совсем маленькие школьники. (слайд 24-29) Однако самый главный забег - между ребятами, которые собираются жениться в этом году. Главный приз - выпеченная из теста кукла, которую победитель по обычаю дарит своей невесте.

Следует отметит, что первоначально игры и состязания устраивались не ради развлечения, а являлись ритуальными праздниками силы и ловкости и были призваны содействовать плодородию почвы. По представлениям древнего земледельца, все эти состязания в силе, ловкости, выносливости должны были придать зеле силу, вызвать урожайность. В играх, споре, состязаниях молодёжи, возможно, противопоставляются зима и весна. Шум, который при этом производила молодёжь, должен был, по поверью, отпугнуть всё злое.

После «вывоза» плуга каждая семья получала право пахать и засевать своё поле. Старались также, чтобы праздник совпал с полнолунием. Несмотря на некоторые различия в проведении этого ритуала у разных народов республики, Праздник первой борозды был и остается главным весенним праздником в Дагестане.

Праздники у каждого народа отражают национальную и культурную значимость, их самобытность. В соблюдении и праздновании праздников запечатлен богатый исторический опыт народа, отражены представления, связанные с трудовой деятельностью, бытом и культурой людей. Изучение традиций составляет необходимое звено в усвоении языка, в повышении культуры речи. Соблюдение и сохранение праздников придает каждой национальности неповторимое своеобразие, особую выразительность, красоту, образность.

Праздники - неизменные спутники народной жизни. Как бы далеко ни углублялись мы в историю народов нам не удастся найти такое время, такой период, в котором не было бы праздников. С течением столетий из просто ритуальных элементов они превращались в обряды, сохранившие глубокие корни и несущие извечную мудрость народного отношения к природе, обществу, близким. Пройдя сложный многовековой путь развития, они донесли до наших дней и светлую духовность, и бережность в познании мира, которые сегодня являются неотъемлемой частью нашей культуры.

Все в жизни меняется, а праздник остается. И хотя он может стать другим и даже справляться по совсем иному поводу, остаются и праздничная радость, и особое волнение, и чувство необычайности этого дня.

В процессе работы я сделала для себя немало интересных открытий, связанных с историей праздников. Таким образом, традиционные национальные праздники народа занимают очень важное место в их повседневной реальности. Ведь только через традиции мы можем встретиться с прошлым и сохранить свою культуру. В настоящее время традиционные праздники воспринимаются народами как одно из средств возрождения своей культуры.

Рефлексия.

Давайте сформулируем выводы по сегодняшнему уроку.

В ходе дискуссии дети сделали следующие выводы:

традиционные праздники народа - часть их культуры и они воспринимаются ими как одно из средств возрождения своей культуры;

у каждого праздника свое символическое значение;

почти все праздники были связаны с живым миром природы;

богатейшие и разнообразные традиции народов представляют собой великое культурное достояние и широкое поле для дальнейшего изучения.

Что вам особенно понравилось на уроке?

Что было для вас интересным, необычным?

Домашнее задание. Написать проектную работу на тему «Праздники старины»

Литература

Миловский А. Кубачинские смотрины // Вокруг света. - 1983. - № 5 (2512).

Булатова А.Г., 1974. Селскохозяйственный календарь и календарные праздники. Махачкала

Бутаев А.Г. 1912. Из жизни нагорного Дагестана. Дагестанские областные ведомости Темир Хан-Шура

Гаджиева С. Ш. и др. материальная культура даргинцев. Махачкала

Пржецлавский П.Г., 1867 Дагестан, его нравы и обычаи. Вестник Европы СПб.№9

.Гаджиев Г. А. Духовная культура народов Южного Дагестана (XVIII - начало ХХ в.). 1995 г. // Рукописный фонд Института ИАЭ ДНЦ РАН. Ф.3. Оп.3. Д.819.

Здесь все серьезно. Плуг в землю погружает не абы кто, швыряют в него тоже не чем попало, воду вообще просеивают ситом. А для того, чтобы проверить, готова ли почва, есть специальный древний прибор.

Мир наших предков был живым - от неба до последнего камешка. Все вокруг обладало душой и требовало уважительного обращения. Язычники знали: земля - это женщина. Чтобы она родила хороший урожай, достойный и удачливый человек должен вскрыть ее плугом и бросить семя. Недаром этот обряд кавказцы называли свадьбой поля и оплодотворением пашни. Проводили его не в определенную дату, а когда земля была готова. Только после множества церемоний крестьяне с уверенностью начинали весенний сев.

Дагестан пережил и приход ислама, и социализм, поэтому праздник первой борозды сохранился лишь высоко в горах. Правда, отдельные скептики утверждают, что здесь он был заново придуман в пятидесятые годы местным партийным руководством, но мы им верим лишь отчасти - советская власть, наравне с прочими потрясениями, оставила на древнем обряде свой отпечаток, так что теперь это причудливая смесь языческих ритуалов и мусульманских молитв с неистребимым привкусом эпохи строительства коммунизма. Добавьте гремучий кавказский темперамент, удивительные пейзажи и счастье от окончания зимы, длящейся в горах до полугода, хорошенько взболтайте на извилистых дагестанских дорогах, украсьте веточкой яблони, которая зацветает еще под снегом, и вы получите коктейль, отказаться от которого решительно невозможно.

Ну как не выпить за хороший урожай?

КАВКАЗСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО ПОХОЖЕ НА ВИД СПОРТА, ДОСТОЙНЫЙ ВКЛЮЧЕНИЯ В ОЛИМПИЙСКУЮ ПРОГРАММУ.

В конце марта - начале апреля один из трех районов лакского селения Балхар принимает гостей. Туда приходят мужчины со всего аула. На длинных столах их дожидаются глиняные кувшины с бузой - ячменным хмельным напитком, похожим на квас, пироги-чуду, вареники-кюрзе. Не хватает только праздничного деревца, на котором развешаны вареные яйца, бублики и сладости, - его ставят лишь аварцы и даргинцы. Кавказское гостеприимство похоже на вид спорта, достойный включения в олимпийскую программу. Все пытаются превзойти щедростью и район, дежуривший в прошлом году, и собственных соседей. Иногородних гостей буквально разрывают на части, так что случается завтракать дважды, обедать трижды, а от десятка ужинов и вовсе прятаться, как заправский партизан.

Больше всего гостей - в доме начальника сельской почты Омара Даудова. Именно ему предстоит сегодня погрузить плуг в землю-матушку. Дело это серьезное: от удачливости пахаря зависит будущий урожай у всех крестьян в округе. Поэтому быть избранным на эту роль - большая честь и огромная ответственность.

Возле ворот переминается с ноги на ногу задумчивая лошадь с ленточками в гриве. Когда-то соху тянули здоровенные быки с раскрашенными рогами, олицетворявшие мужское плодородие. Сейчас сельчане обычно вспахивают отвоеванные у горных склонов крохотные участки на осликах, но для праздника выбрали животное посолиднее. Соха где-то затерялась, ее место занял блестящий плуг с инновационной защитой - старой шиной, надетой на острие, чтобы не вспахать ненароком и всю дорогу до поля.

- ПЕЙ БУЗУ! БЕЗ БУЗЫ НИКАК НЕЛЬЗЯ! - подмигивает местный острослов Магомед, звонко чокаясь с Омаром.

В доме наслаждаются заслуженным угощением женщины со всего селения - они давно принесли сюда всевозможные яства, а потом еще долго помогали по хозяйству. Мужчины рассаживаются за столом прямо во дворе. Русские салаты стоят вперемешку с лакскими хинкалами, черным горохом и густым толокном. Из глиняных кувшинов льется в кружки белая пенистая жидкость.

Неумолимая спираль

Герою праздника Омару не позавидуешь. Он облачен в вывернутый шерстью наружу тяжелый тулуп и гигантскую лохматую папаху. На ногах - дедовские чувяки, перетянутые кожаными шнурками. Будущий пахарь щурится под жарким весенним солнышком. Но вот бородатый глава села Абдулджалил Абакаров командует по-лакски в мегафон, и короткое пиршество окончено. Пора приступать к делу. Мулла произносит молитву о ниспослании хорошего урожая, старики задумчиво нашептывают ее зернам, согревая их в ладонях. На ворота залезает молодой джигит с кувшином, явно позаимствованным у матери или сестры, - с такими женщины ходят за водой к источнику в центре селения.

ВЗЛЕТАЮТ В ВОЗДУХ И ПАДАЮТ НА ПРОЦЕССИЮ РОССЫПИ КОНФЕТ, ПРИГОРШНИ РИСА И ГРЕЦКИХ ОРЕХОВ. ДА БУДЕТ УРОЖАЙ ОБИЛЬНЫМ, А ЖИЗНЬ - СЛАДКОЙ!

Омар торопливо натягивает на папаху целлофановый пакет - против традиции не попрешь, а шапка дорогая и вдобавок чужая. Джигит наклоняет кувшин, вода щедро льется на могучий тулуп. Кто-то подставляет сито, и струя разлетается тысячей мелких брызг. Пусть не будет засухи и ростки пшеницы не узнают, что такое жажда! Взлетают в воздух и падают на процессию россыпи конфет, пригоршни риса и грецких орехов. Да будет урожай обильным, а жизнь - сладкой!

Сельчане гигантской толпой идут через деревню на поле. Старики и дружинники с красными повязками читают молитвы, молодые ребята снимают видео на мобильники. Наконец, Омар под одобрительные возгласы проводит первую борозду.

Сделать это не так легко. Когда на поле лежит снег, пахаря забрасывают снежками. Но сейчас оттепель, поэтому в барашковый тулуп со всех сторон летят здоровенные комья земли. К счастью, традиция запрещает швырять камни - иначе колосья побьет град. Сделав круг, почтальон передает плуг другим мужчинам, и все они под непрекращающимся земляным обстрелом невозмутимо ведут его по сужающейся спирали, пока не вспахивают всю делянку. Да будут побеги нового урожая такими же стойкими!

Под Deep Purple и земля лучше родит

Молодежь радостно бежит обратно в селение, обгоняя пожилых женщин в черных одеждах, хором поющих невыразимо печальную песню. Следом тарахтит маленький трактор. На нем гроздьями висит детвора, в кабине восседают мужчины, а на капоте примостился раскрасневшийся Магомед с цигаркой в зубах, браво размахивающий ослиной челюстью, подобно библейскому Самсону. В узком проезде между домами трактор проваливается в сточную канаву, и новоявленный Самсон летит вверх тормашками.

Начинаются соревнования по бегу. На импровизированной трибуне восседают самые уважаемые люди Балхара с большими фигурами из теста в руках.

Жаль, бород маловато, - критически говорит один из сельчан.

Раньше на скамейках целый день старейшины сидели. Даже летом в тулупе, и бородища до пояса. С такими не забалуешь! А нынче старики ненастоящие, с бритыми щеками, вот и распускается молодежь…

СОВЕТСКИЕ МЕЛОДИИ ПЛАВНО ПЕРЕХОДЯТ В ЛЕЗГИНКУ, ТА - В ТРАДИЦИОННЫЙ ЛАКСКИЙ МОТИВ, КОТОРЫЙ ВНЕЗАПНО СМЕНЯЕТ, КАЖЕТСЯ… DEEP PURPLE?

К недостаточно бородатым аксакалам бегут по очереди через весь майдан дети, юноши и девушки, а потом и взрослые дылды - глаза азартно блестят, руки сами хватают соперника за рубашку. Примчались, перевели дыхание - и на окраину села, где проходят скачки - по-старинному, без седла. Когда-то на празднике проводили собачьи и петушиные бои, но сейчас такие развлечения редки и не вполне легальны. Зато на центральной площади всех веселит выбравшийся из канавы Магомед - папаха лихо заломлена на затылок, в руках - аккордеон, рядом - барабанщик орудует вилками вместо палочек. Советские мелодии плавно переходят в лезгинку, та - в традиционный лакский мотив, который внезапно сменяет, кажется… Deep Purple?

Танцуют все - пятилетний мальчишка с прекрасной выпускницей школы, юный джигит с улыбающейся старушкой. Матери подносят младенцев к окнам, чтобы те тоже видели праздник. Каждый получает свою долю веселья и доброго внимания.

Дед Абакар, заранее припасший две огромные кастрюли шашлыка и бутыль чачи, увозит гостей селения куда-то за холмы. Возвращается он лишь поздно вечером, когда команды начальственного мегафона уже смолкли, а музыканты разошлись по домам. Только дюжина горцев сидит, поеживаясь от ночного холода, на длинной череде стульев возле магазина и обсуждает минувший праздник. Скоро им всем предстоит запрягать осликов, доставать инновационные плуги и возделывать поля - благо, праздник прошел как надо, а значит, урожай будет хорошим.

Чтец: «Хлеб» Григорий Виеру.
Положит в землю человек зерно,
Прольется дождь – зерно орошено.
Крутая борозда и мягкий снег
Зерно укроют на зиму от всех.
Весною солнце выплывет в зенит
И новый колосок позолотит.
Колосьев много в урожайный год,
И человек их с поля уберет.
И золотые руки пекарей
Румяный хлеб замесят поскорей.

Ведущий: Здравствуйте ребята. Сегодняшний наш разговор пойдет о хлебе. Мы ежедневно приносим к себе домой копию – правда, уже несравнимо улучшенную, но все-таки копию! – первого хлеба. Каждый день мы берем в руки эту загадку Природы Матери, даже не пытаясь разгадать ее. Да это и не возможно. А загадка природы размножилась для нас всего лишь бытовыми загадками про хлеб, но теперь уже с отгадками себе в утешение.

Выходит девушка в сарафане с караваем в руках (каравай разрезан на кусочки).

Девушка: Слава миру на Земле!
Слава хлебу на столе!
Если мы хотим кого-то
Встретить с честью и почетом,
Встретить щедро, от души,
С уважением большим,
То гостей таких встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
С караваем соль подносим,
Поклонясь, отведать просим:
- Дорогой наш гость и друг!
Принимай хлеб-соль из рук.

Здравствуйте ребята. Хочу угостить вас вот этим вкусным караваем, а чтобы его попробовать, нужно отгадать мои загадки. Отгадаешь загадку кусочек каравая твой.

1. Белая беляна по полю гуляла,
Домой пришла, в сусек легла.
МУКА
2. Стоят столбы точеные, головки золоченые.
КОЛОСЬЯ В ПОЛЕ
3. Сидела баба на пече, на коленом кирпиче,
Не могла стерпеть, начала пыхтеть.
КВАШНЯ

4. Возьму пыльно, сделано жидко.
Брошу в пламень, будет как камень.
ХЛЕБ ПЕКУТ
5. Мешен, квашен, вялен на стол поставлен.
Всем нужен, да не всякий сделает.
ХЛЕБ
6. Загадаю загадку, закину за грядку;
Моя загадка в год пойдет, колосом взойдет.
ЗЕРНЫШКО
7. И комковато, и ноздревато,
И мягко, и ломко, а всех милей…
ХЛЕБ
8. Две недели зеленится, две недели колосится,
Две недели отцветает, две недели поливает,
Две недели подсыхает.
КОЛОСЬЯ

Девушка: Правильно, это все о хлебе, поле о колосе. Не загадывай, говорят, в год, а
загадывай в рот. Загадка, загадка да семь верст правды в ней.

Девушка раздает всем кусочки каравая.

Ведущий: Мы привыкли у виду вкусу запаху хлеба. Он давно уже стал нашей
каждодневной пищей. Ржаной, пшеничный, московский, украинский, бородинский, орловский, минский, столовый, чайный, молочный, диетический. Черный и белый, подовый и формовой, опарный, без опарный и заварной, обыкновенный улучшенный и сдобный… во всех видах – от сухаря до пирога – хлеб для нас всегда останется хлебом.

Чтец: «Живой хлеб» В.Макаров (отрывок).
Дороже злата и серебра
Он – всем и всему голова.
У хлеба значенье особое
Державные держит права.
И так повелось это исстари:
Изба пирогами красна
Хлеб – наиглавная исповедь
Пред жизнью во все времена.

Ведущий: Ежедневно потребляя хлеб из пшеничной и ржаной муки, мы обогащаем свой организм не только белками, углеводами и витаминами, но и получаем соли кальция, фосфора, калия, железа и прочих микро – и макроэлементов.
Когда нам хочется, есть, мы думаем, прежде всего, о хлебе. Вот и пословицы люди придумали об этом.

 Без печки холодно, а без хлеба голодно.
 При голодном желудке и в голове туман.
 Натощак и песня не поется.
 Тощий живот – ни в пляску, ни в работу.
 Не спится – хлеб снится.
 Уж солнышко на ели, а мы еще не ели.

И больше всего думается о хлебе на бесхлебье. А когда в наших домах прописаны сытность и достаток, хлеб попросту незаметен при своей повседневности незаменимости. Заменить же нам его ничего не может. И в незаменимости этой – хлеб бесценен. Ценность хлеба можно понимать по-разному: прежде всего это понятие экономическое. Не легкое это занятие подсчитать затраты всех работ, связанных с землей, техникой, урожаем, а так же заготовкой зерна и дальнейшей переработкой. Но есть и еще одно понятие о ценности хлеба – нравственное. Каждый понимает это по-разному. Хлеб дорог нам не только, как продукт питания, он дорог всем, что есть человеческого в нас. Именем хлеба клянутся: «Чтоб мне первым куском подавиться… Чтоб мне хлеба не видать!» Хлеб вносят в новый дом: «не красна изба углами, красна пирогами». Хлебом – солью встречают дорогих гостей: «Честь да место, да обед на столе». Краюху материнского хлеба берут с собой в дорогу, как благословение: «Хлеб в пути не тягость». Именно хлебом, отношением к нему выверяется душевная щедрость человека: и хлебом, которым делишься, не имеет себе равного по вкусу!

Чтец: * * * С. Погореловский.
Пышный, мягкий, пропеченый,
Подрумяненный слегка,
Хлеб с горбушкой золоченой
Шел к тебе издалека.
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел,
В нем здоровье, наша сила,
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
Сохраняло, берегло.

Ведущий: Как повелось на Руси, начинали работу: «Ну, с богом!» заканчивали: «Слава
тебе, Господи!» Что надо было иметь крестьянину, чтобы посеять хлеб? Семена, лукошко, крепкие руки и ноги да верный глаз. Шагами мерял хлебороб свою пашню – знал на ней каждый камешек. Был внимателен к солнцу, примечал когда погода изменится в хорошую ли в плохую сторону. Жизненный опыт, интуиция чувство земли – это и была его агротехника.

Ведущий: Да за заботы и труды награда для нас – хлеб. Хлеб пекут сейчас в
хлебопекарнях, в минипекарнях, а еще совсем недавно наши бабушки пекли хлеб в русской печи. Вкладывали в него не только умение печь хлеб, но и душу. Вот об этом мы и попросим рассказать нам бабушку Варвару.

Входит женщина наряженая в старинную русскую одежду

Ведущий: Спасибо, вам бабушка Варвара за интересный рассказ. Много еще можно
рассказывать о приметах, обычаях, обрядах, заговорах о том таинственно интересном пришедшем к нам из глубин веков, пронесенных людьми за многие годы жизни, дошедшие до наших дней. Пусть в наше время легче стало обрабатывать землю, сеять, убирать останется одно самое главное – люди работающие под одним небом у хлебного поля, люди самых разных профессий, судеб, характеров. Они вкладывали, вкладывают и будут вкладывать силу, труд, душу.

Чтец: «Буханка хлеба» Д. Чернов.
На столе лежит буханка хлеба,
Тяжелая и сладкая, как мед.
За нее сражались на земле и в небе,
За нее сраженье каждый день идет.
Чтоб буханка на столе лежала,
Труд вложило множество людей.
Много потрудилось комбайнеров,
Пекарей, шоферов, слесарей.
И когда ты вдумаешся в это,
Хорошо себе представишь все,
Цену будешь знать буханке хлеба,
Будешь уважать всю жизнь ее.

Ведущий: История хлеба – это хроника. И не только специалистам сельского хозяйства
и историкам надо хнать ее. Ее надо знать всем!
И помните: для того, чтобы хлеб у всех был и сегодня, и завтра, и всегда, –
трудится вся страна. Судьба хлеба зависит от каждого из нас.

Чтец: * * * Н. Аникеева.
Так повелось на моей земле:
Из года в год, из рода в род – веками
Тот хлеб, что в каждом доме на столе,
Согрет был человечьими руками.
Он их теплом, он их добром пропах,
И песней той, что жаворонком спета
Под синим небом в золотых хлебах
В июльский полдень солнечного лета.
Пройдется пахарь утром по жнивью,
И сыну, указав рукой на поле,
Негромко молвит: «Поклонись ему,
Как матери, как нашей общей доле!»
Ты вырастешь и через много лет
Опять сюда вернешся на рассвете
И скажешь: «Ничего дороже нет,
Чем теплый хлеб на этом белом свете!»

Действующие лица: ведущий, девушка, Бабушка Варвара, чтецы.

О прошлом, настоящем и будущем древнего праздника лезгинских народов

В последние годы в Дагестане усилились идеологические споры относительно древнейшего праздника народов Южного Дагестана – Праздника весны, который у разных народов лезгинской группы называется по-разному – Яран сувар, Эбелцан, Эвелцан, Эр.

Часть современной молодежи утверждает, что данный праздник противоречит мусульманским традициям из-за почитания в рамках данного праздника огня и, якобы, заимствованного характера данного праздника у огнепоклонников Ирана - зороастрийцев.

Однако чуть более глубокое изучение данного вопроса показывает, что праздник весны у народов лезгинской группы имеет более глубокие корни, зародившиеся еще задолго до проникновения персидского влияния на Кавказ. И связан этот праздник, в первую очередь, с земледельческим циклом – с началом полевых работ.

В принципе, название данного праздника, сохранившееся у табасаранцев и агульцев – Эбелцан и Эвелцан – самым определенным образом на это указывают. Поскольку эти названия есть не что иное, как «эвел цан» - «первая борозда».

Несмотря на то, что у лезгин этот праздник ныне называется Яран сувар, в лезгинских районах тоже до сих пор употребляют выражение «эвел цан» применительно к первой борозде, которую закладывают крестьяне в горных районах.

Эбелцан - это древнейшая народная традиция. Праздник, который отмечается еще с незапамятных времен, пришедший к нам от далеких предков. Эбелцан - символ прихода весны, обновления природы. Каждый год в третью субботу марта этот праздник широко отмечают в Хивском районе, а также во многих сёлах Табасаранского района.

Лезгины, составляющие чуть меньше половины населения района, называют праздник Яран Сувар и отмечают его немного позже, в день весеннего равноденствия. Но надо сказать, что в ряде лезгинских сел района, таких, как Куг, Заза и другие, он отмечается раньше, чем у остальных лезгин.

Яран Сувар/Эбелцан - это праздник первой борозды, начала весенне-полевых работ. Традиционно в этот день празднования начинаются с самого утра. В центре празднества – большой костер, который разжигает один из уважаемых аксакалов села. Ему в руки передает пылающий факел девушка в пестром одеянии, украшенном цветами и листьями, символизирующая собой весну. Костер - это символ обновления, в нем сгорает все плохое и начинается новая жизнь с новыми надеждами.

Основную часть праздника предваряет символическое вспахивание «первой борозды» (а ведь именно таким образом, как мы указали выше, переводится слово «Эбелцан») прямо на праздничном майдане.

Именно начало нового сельскохозяйственного цикла, с которым была неотрывно связана жизнь наших предков, и представляет основное смысловое наполнение праздника, который у каждого народа называется по-своему. Ведь нельзя было представить когда-либо в прошлом, вплоть до начала 20 века, жизнь наших народов в отрыве от земли, сельского хозяйства.

Затем начинаются обрядовые песни и танцы, в том числе в исполнении ряженых в масках, изображающих головы козлов и баранов, которые веселят народ и получают за это подарки.

Разжигаются ритуальные костры, а народ демонстрирует блюда национальной кухни, приготовлением которых женщины заняты с самого утра. Все желают друг другу урожайного года и благополучия, поздравляют с началом весны и нового года.

На праздничный стол подаются лучшие или специально приготовляемые для Яран Сувар/Эбелцан блюда и большое количество сладостей. И это не просто прихоть: по представлениям народов Кавказа обилие и разнообразие еды на праздничном столе призвано обеспечить хороший урожай и изобилие в новом году. А частое использование птичьих яиц в обрядах и приготовлении праздничных блюд когда-то было обязательным и символизировало зарождение новой жизни. Празднование длится до позднего вечера.

ФЛНКА на празднике в Хиве

Важно отметить, что в нынешнем году впервые за многолетнюю историю празднования Яран Сувар/Эбелцан в нем приняла активное участие организация всероссийского масштаба – Федеральная лезгинская национально-культурная автономия в лице ее представителя в Табасаранском и Хивском районах Умганат Сулеймановой.

В этом году праздник пришелся на 15 Марта. В этот день на праздничной площади собрались в большом количестве как местные жители, так и гости из соседних муниципалитетов, а также представители администрации и пресса. Всем гостям и участникам праздника был дан большой концерт.

Торжества по случаю праздника Яран Сувар/Эбелцан начались в 10-00 на площади перед районным культурно-досуговым центром в селе Хив. Открыл торжество глава Хивского района Бейдуллах Мирзоев, который поздравил собравшихся и с праздником весны и началом сельскохозяйственных работ и рассказал о многолетней традиции празднования Яран Сувар/Эбелцан в Хивском районе.

Затем началась концертная программа с участием множества творческих фольклорных коллективов и исполнителей из Хивского и Табасаранского районов.

Отметим, что ФЛНКА поздравила в этом году жителей района красочным баннером и организовала отдельный майдан. Умганат Сулейманова лично поздравила всех жителей Хива с праздником, а также вручила от лица Лезгинской автономии подарки администрации района. К ее поздравлениям присоединился также глава фонда «Табаристан» Айваз Рамазанов, о котором мы рассказывали чуть ранее в . Он отдельно поблагодарил ФЛНКА за участие в организации прекрасного праздника в Хивском районе.